Характеристика на неблагополучную семью учащегося: Характеристика неблагополучной семьи — Характеристика семьи
Неблагополучная семья как социально-педагогическая детерминанта преступного поведения несовершеннолетних
Автор(ы): Иванова Азиза Икромовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016» (декабрь)
Количество просмотров статьи: 2346
Показать PDF версию Неблагополучная семья как социально-педагогическая детерминанта преступного поведения несовершеннолетних
Иванова Азиза Икромовна
E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются виды семейного неблагополучия, выступающие детерминантами преступного поведения несовершеннолетних. Описаны факторы, преимущественно оказывающие отрицательное формирующее воздействие на ребенка в неблагополучной семье. Предложены ряд правовых мер по предупреждению негативного влияния семьи на формирование личности подростка.
ABSTRACT
Ключевые слова: несовершеннолетние; детерминанты, преступность; преступление; неблагополучная семья; семейное неблагополучие.
Keywords: minors; crime; crime; dysfunctional family; family trouble,
В настоящее время необходимо констатировать факт увеличения агрессивного поведения в детско-подростковой среде. Жестокость и вандализм становятся все более распространенными явлениями в образовательных учреждениях среди учащихся среднего и старшего звена, что подтверждается материалами судебной практики, в частности в Иркутской области [3], и СМИ, которые неоднократно оповещают о случаях насилия и жесткости в школе (избиение учащимися своих одноклассников, учителей, нередко заканчивающиеся госпитализацией) [6].
Злоупотребление родительской властью, особенно такая его форма, как жестокое общение с несовершеннолетними, нередко встречающееся в российских семьях, негативно воздействует на психическое, физическое и нравственное развитие ребенка, тиражирует пример противоправного и аморального поведения родителей. В процессе такого воспитания у детей формируются агрессивность, склонность к насильственным способам решения проблем, совершению правонарушений, преступлений [5].
Характеристики «неблагополучной» семьи, традиционно базируются на ряде признаков, среди которых: низкий уровень культуры; грубость и жестокость, в том числе по отношению к ребенку; низкий уровень дохода; использование нелегальных источников дохода; злоупотребление алкоголем и наркотиками. В таких семьях не уделяют достаточно внимания воспитанию детей либо придерживаются такой модели воспитания, которая вызывает искаженное формирование личности.
Научные исследования показывают, что у многих несовершеннолетних преступников в родительской семье были лица: ранее судимые; отбывающие наказания в одной из воспитательных колоний; страдающие алкогольной или наркотической зависимостью; страдающие психическими заболеваниями; ведущие паразитический образ жизни [7].
Несовершеннолетние из «неблагополучных» семей находятся в сложном психологическом положении и более подвержены негативному влиянию со стороны родителей и других родственников.
Общеизвестно, что в семье происходит первичная социализация личности, которая в дальнейшем будет определять его поведение в обществе. Ребенок еще с детства на бессознательном уровне перенимает манеру поведения родителей и других родственников и узнает, как надо вести себя в обществе, основываясь на реакциях старших на те или иные ситуации. Поэтому в таких семьях у ребенка формируется извращенное понимание о поведении в обществе, происходит деформация личности, вплоть до психических расстройств.
Семейная криминология, изучающая находящиеся в семейной сфере причины и условия преступности, а также пути противодействия им, классифицирует криминогенные семьи на две категории: оказывающие общее отрицательное воздействие и непосредственно вовлекающие в преступную деятельность. Более распространенной является первая категория.
Анализ научной литературы и судебной практики, позволяет свидетельствовать о безусловном негативном влиянии неблагополучной семьи на формирование ребенка. Развод родителей в целом нельзя отнести к «неблагополучной» семье, но, несмотря на это, развод также может послужить криминогенным фактором. В результате разводов дети попадают в обстановку напряженности, конфликтов и избегают семейного общения. Зачастую родители так увлечены своими проблемами друг с другом, что забывают про ребенка, или, хуже того, ребенок становится «призом»: у кого из родителей остался ребенок, тот и выиграл. При этом мнения и желания самого ребенка не учитываются. В итоге ребенок в попытке привлечь внимание родителей к себе может выйти за рамки дозволенного.
Неполная семья также является разновидностью неблагополучной, где должное внимание ребенку и необходимый контроль чаще всего имеют ограниченный характер и нередко приводит к безнадзорности ребенка.
Низкий уровень дохода родительской семьи, материально-бытовые трудности нередко выступают одним из факторов в механизме причин к нарушению закона. От банального голода, когда ребенок совершает мелкие кражи конфет или фруктов, до желания быть таким же «крутым», как сверстники, иметь новейшие гаджеты и модную одежду.
Грубое проявление конфликтности и жестокости в семье по отношению к детям выступает одним из видов семейного неблагополучия. Ребенок в силу возраста и, возможно, некоторой установки «родитель всегда прав» не может противостоять жестокости, направленной на него, поэтому ищет того, кто слабее, чтобы выместить всю злость на ком-то другом. Тем самым порождается цепочку насилия и жестокости.
Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми вызывают особую озабоченность общества и государства [8].
Однако, несмотря на принимаемые меры по повышению государственной поддержки семьи, вопросы по созданию эффективного механизма, способствующего успешному предупреждению семейного неблагополучия, остаются еще до конца нерешенными. Заслуживают внимания и законодательные аспекты этой проблемы. Так, до сих пор не принят федеральный закон, определяющий основы государственной семейной политики, как того требует Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», не сформирована законодательная база для реформирования организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей и т.
Таким образом, для предупреждения негативного влияния семьи на личность подростка недостаточно общесоциальных мер, принимаемых государством. Решающее значение следует придавать методам семейного воспитания, взаимоотношениям родителей и детей, появлению ответственности за подрастающее поколение. Самая важная цель государственной семейной политики — создание условий для формирования социально благополучной семьи, так как семья в зависимости от ее направленности может стать доминирующим фактором и в социализации позитивной личности, и в формировании преступника.
Список литературы
- О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы : Указ Президента РФ от 01.
06.2012 № 761 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
- Справка по результатам изучения судебной практики назначения наказания несовершеннолетним [Электронный ресурс] // http://oblsud.irk.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=490.
- Блясова И.Ю. Проблема семейного воспитания как фактор предупреждения подростковой преступности // Человек: преступление и наказание. 2012. № 2 (77). С. 60-64.
- Красовская О.Ю. Злоупотребление родительской властью в контексте причин преступности несовершеннолетних // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 1 (102). С. 184-188.
- Попов В.А. Семейное неблагополучие — катализатор агрессии несовершеннолетних делинквентов // Проблемы и перспективы образования в России.
2016. № 42. С. 12-18.
- Соколов И.С. Неблагополучная семья — криминогенный фактор детской и подростковой преступности // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 94-100.
Психологическое сопровождение нестандартных семей. — Основные виды неблагополучных семейных отношений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 2 из 2
Основные виды неблагополучных семейных отношений
Основные типы неправильного воспитания в неблагополучных семьях
ВЛИЯНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ НА ПОВЕДЕНИЕ И ХАРАКТЕР РЕБЕНКА
Основные типы воспитанияв семьях с алкогольной зависимостью и необходимое педагогическое воздействие
Алгоритм взаимодействияпедагогического коллектива с неблагополучной семьей(при условии заинтересованности обеих сторон)
Примечание. Обязательно проявление в отношениях с родителями, членами семьи тактичности, доброжелательности, налаживание конструктивных отношений. Основные функции педагоговв работе с неблагополучной семьейи детьми из неблагополучных семей
<< Предыдущая — Следующая |
Характеристика на неблагополучную семью: образец, как составить
Семья – это основной институт в жизни каждого человека. Именно в ней формируются основы личности, закладываются правила дальнейшего поведения индивидуума в обществе. Однако не всегда условия в семье подходят для содержания в ней ребенка.
Выявлением таких неблагополучных семей и работой с ними занимаются органы опеки. Если они делают вывод о том, что родители не выполняют своих обязанностей, возникает вопрос об изъятии ребенка из семьи. При таких обстоятельствах важную роль играет характеристика на неблагополучную семью.
Бесплатная консультация юриста по телефону
Задать вопрос юристу
По Москве и области
7 (499) 350-80-31
Санкт-Петербург и область
7 (812) 309-40-65
- Неблагополучная семья ↓
- Как определить, что семья является неблагополучной ↓
- Как составить характеристику на неблагополучную семью? ↓
- Образец характеристики на неблагополучную семью ↓
- Заключение ↓
Неблагополучная семья
Важно знать, как понять, что семья является проблемной, и несовершеннолетнему опасно в ней находиться. Это можно заметить по внешнему виду, поведению и эмоциональному состоянию детей. В подобной семье родители не справляются со своими обязанностями по содержанию и воспитанию ребенка (детей), а отношения между ее членами нарушены.
Дисбаланс в семейных отношениях накладывает серьезный отпечаток на личности ребенка и может выражаться в следующих формах:
- отсутствие присмотра за несовершеннолетним: ребенок проводит большую часть своего времени на улице без контроля со стороны родителей, не удовлетворяются его основные потребности в еде и одежде. У таких детей нет навыка нормального общения с другими людьми, родители не оказывают им эмоциональной поддержки;
- эмоциональная отверженность. При этом элементы заботы о ребенке могут присутствовать: родители обеспечивают его базовые потребности, но ведут себя с ним эмоционально холодно, отчужденно, нередко с примесью раздражения, в результате чего малыш чувствует себя ненужным, лишним;
- насилие в семье – это самая крайняя и тяжелая форма нарушения семейных отношений.
Насилие может быть как физическим, так и психологическим. Ситуация крайне опасна, так как в данном случае есть угроза жизни и здоровью ребенка.
Кроме того, возможны ситуации, когда родители нормально относятся к ребенку, удовлетворяют его основные потребности, но все время конфликтуют между собой, применяя насилие друг к другу, при этом допуская серьезные ошибки в процессе воспитания. Это вносит дисбаланс в жизнь малыша, вызывая у него эмоциональные расстройства.
Такие проблемные семьи можно разделить на две категории:
- с видимыми проблемами: когда родители имеют низкий социальный статус, употребляют спиртное, имеют доход ниже прожиточного минимума;
- со скрытыми проблемами: внешне такие семьи не вызывают вопросов, производят хорошее впечатление, у них отсутствуют финансовые трудности. Но внутри их отношения между собой противоречат нормам поведения в обществе. Выявить такие случаи гораздо сложнее.
Безусловно, к вопросу о закреплении за семьей статуса неблагополучной подходить нужно очень взвешенно, всесторонне и объективно, изучив все обстоятельства. Это связано с тем, что отнесение к данной категории влечет за собой ряд негативных последствий. Но вместе с тем, нельзя недооценивать риски, связанные с нахождением ребенка в такой семье.
Как определить, что семья является неблагополучной
Чаще всего попечительские организации узнают о проблемах в семье из учебных заведений, медицинских организаций, комиссий по делам несовершеннолетних.
В школах определить, что у ребенка сложные отношения в семье, можно по следующим признакам:
- малыш выглядит усталым и сонным;
- у ребенка наблюдаются признаки физического истощения;
- ребенку тяжело излагать свои мысли, нарушена речь;
- у несовершеннолетнего есть следы побоев на лице и теле;
- у малыша наблюдается испуг при повышении голоса или резких движениях;
- двигательные функции заторможены;
- умственное развитие находится на низком уровне, существенно ниже, чем у сверстников.
В медицинских организациях можно сделать вывод о плохих условиях в семье по системным заболеваниям несовершеннолетнего, внешнему виду, недобору веса.
Комиссии по делам несовершеннолетних оповещают службу опеки о фактах совершения правонарушений ребенком.
После выявления неблагополучной семьи разрабатывается и применяется на практике комплекс мер, направленных на нормализацию жизни семьи и отношений в ней. Родителям помогают найти работу, с ними работают психологи и т.д. Самая жесткая из этих мер – изъятие ребенка из семьи и лишение отца и матери родительских прав. Она применяется в том случае, если остальные усилия социальных служб не принесли результата.
Как составить характеристику на неблагополучную семью?
Нередко взрослые члены неблагополучных семей не любят вмешательства в свою жизнь и всячески препятствуют ему. В связи с этим характеристику бывает довольно проблематично составить. В этом процессе принимают участие социальные педагоги, психологи, сотрудники органов опеки и комиссий по делам несовершеннолетних, учителя, воспитатели.
Бесплатная консультация юриста по телефону
Задать вопрос юристу
По Москве и области
7 (495) 280-74-29
Санкт-Петербург и область
7 (812) 389-36-23
Федеральный номер
8 (800) 511-43-08
В документе излагается информация, полученная в результате разговоров с членами семьи, осмотра бытовых условий проживания ребенка.
Характеристика неблагополучной семьи составляется по следующему плану:
- в начале документа указывают полное имя, фамилию и отчество, дату и место рождения всех членов семьи. Прописывают их образование, место работы или учебы;
- описывается социально-бытовая ситуация, в которой проживает ребенок;
- после этого расписываются причины, которые послужили основанием для отнесения семьи к категории неблагополучных: низкий уровень доходов, безработица, употребление алкоголя, скандалы, равнодушное отношение к детям и т.д.;
- дается характеристика эмоционального состояния в семье, отношениям между ее членами;
- затем следует детально остановиться на трудностях и успехах в учебном процессе несовершеннолетнего: его оценки, тяга к дисциплинам, заинтересованность в общественной жизни учебного заведения, обязанности, которые он выполняет в классе и т.д.;
- после раскрывают особенности личности ребенка, желательно при этом основываться на выводах психолого-педагогического освидетельствования и т.
д.;
- в заключительной части документа описываются отношения несовершеннолетнего с преподавателями и одноклассниками. Есть ли у него приятели, круг общения, свободно ли он чувствует себя в коллективе, как находит общий язык с другими детьми.
Если ребенок состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, то необходимо указать, почему так случилось, с какого времени и как относятся родители к этой ситуации. Важно прописать, присутствуют ли они на заседаниях комиссии, какие видят пути решения данной проблемы.
Если у несовершеннолетнего наблюдается девиантное поведение, то нужно установить его причины, так как оно может являться результатом неправильного поведения взрослых, проживающих с ним.
В качестве вывода можно сделать прогноз о дальнейшей участи ребенка, которая будет ожидать его, если ситуацию оставить как есть.
Образец характеристики на неблагополучную семью
Родители — Фамилия, Имя, Отчество, дата рождения, образование, место работы, контактный телефон каждого.
Другие члены семьи — Фамилия, Имя, Отчество, дата рождения, образование, место работы, контактный телефон (если есть).
Семья живет в частном доме по адресу… В доме одна комната и кухня. Спальное место для ребенка отгорожено шкафом. Отопление печное, вода не проведена. Состояние жилья неудовлетворительное: в доме грязно, помещение захламлено, требуется ремонт. У ребенка нет письменного стола, для выполнения домашних заданий использует кухонный стол. Атмосфера не способствует благоприятному проживанию и развитию детей.
Семья испытывает финансовые трудности. Уровень материального обеспечения ниже прожиточного минимума. Ребенок не обеспечен базовыми вещами. Одет плохо, канцелярских товаров для учебы недостаточно.
Родители злоупотребляют алкоголем, часто конфликтуют между собой. Эмоциональный климат в семье тяжелый. Доминирует попустительский тип воспитания. Психологическая атмосфера в семье не стабильная, тяжелая, мать и отец уделяют мало времени ребенку, не контролируют посещение занятий, выполнение домашней работы, не занимаются воспитанием.
Ребенок замкнут, пассивен, плохо идет на контакт, наблюдается расстройства речевого спектра. У него нет друзей в классе, он часто является объектом насмешек со стороны других детей. Ребенок невнимателен, в учебе не заинтересован, нередко пропускает занятия. Домашнюю работу выполняет нерегулярно, успеваемость низкая.
За учебной деятельностью родители не следят, не интересуются достижениями ребенка.
На родительских собраниях родители не появляются, с учителем контактируют редко. На замечания со стороны классного руководителя реагируют негативно.
С родителями неоднократно беседовал классный руководитель, приходил в семью, предпринимались попытки оказать педагогическую и психологическую помощь ребенку и родителям. Однако никаких перемен не наблюдается.
Скачать! Характеристика на неблагополучную семью.doc
Заключение
Работа с неблагополучными семьями — дело ответственное и очень тяжелое. И составление характеристики является важным моментом, поэтому очень важно подходить к этому максимально объективно, основываясь на выводах психологов, педагогов, тщательном обследовании жилья, беседы с несовершеннолетним.
Главное — оказать помощь ребенку, по возможности сохранив семью, помочь выйти родителям из кризисной ситуации. Со стороны органов опеки должен осуществляться контроль, чтобы несовершеннолетний находился в комфортных условиях. Лишение родительских прав должно быть крайней мерой, когда никакие другие методы воздействия на взрослых членов семьи не работают.
Характеристики дисфункции обработки фокуса/внимания – Education Alliance
Когда ребенку нужно тратить слишком много энергии, чтобы сосредоточиться на своей работе, то именно эта область является препятствием для его/ее обучения. У этого ребенка часто нарушается химия тела, и его можно изменить простыми методами в домашних условиях. В других случаях родитель считает, что работа с профессионалом в этой области наиболее полезна.
Часто родители говорят о таком ребенке: «Он может часами смотреть фильмы, видеоигры или лего, но не может больше пяти минут заниматься школьной работой». Важно понимать, что происходит, чтобы не разочароваться в таком ребенке. Фильмы, видеоигры или лего требуют мало энергии, потому что дети находят их интересными и нетребовательными. С другой стороны, урок истории или математики требует от ребенка гораздо больше усилий. Если у ребенка есть «утечка энергии» в какой-то области, то ему придется работать намного усерднее, чтобы оставаться сосредоточенным. Поэтому важно различать, борется ли ребенок с академическим заданием из-за фактического блока обучения, который вызывает избегание задания из-за его сложности, или из-за проблемы с концентрацией внимания.
Часто эти дети борются с проблемами сенсорной интеграции, из-за чего они выглядят рассеянными.
Мы рассмотрим характеристики ребенка, борющегося с проблемами фокусировки, и ребенка, борющегося с проблемами сенсорной интеграции, по отдельности, хотя они часто пересекаются.
Официальные термины, которые часто используются для обозначения детей, которым трудно сосредоточиться на задаче, которую они способны выполнить, — синдром дефицита внимания (СДВ) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
СДВ относится к ребенку, который не действует и не двигается, и может даже выглядеть внимательным во время задания, но, как правило, поглощен своими собственными мыслями и мечтами до такой степени, что он/она мало что делает в объеме отведенное время.
Ребенок, у которого подозревают СДВГ, обычно гиперактивен. У этого ребенка постоянно работает двигатель, который он/она, похоже, не в состоянии контролировать. Он/она все делает в спешке, и какая-то часть его/ее тела всегда кажется движущейся, что его/ее сильно отвлекает.
Гиперактивного ребенка (не просто гиперактивного) обычно легко заметить в группе. С другой стороны, невнимательного ребенка нелегко обнаружить. Этот ребенок только кажется медленным в завершении работы или в следовании указаниям. Он или она могут казаться ленивыми или отказываться от сотрудничества.
В условиях домашней школы нам не приходится большую часть времени сосредотачиваться на ярлыках или официальных диагнозах. Нам просто нужно посмотреть, проявляет ли ребенок, с которым мы работаем, достаточно симптомов, чтобы оправдать дальнейшее изучение этой темы. В домашнем обучении мы можем сосредоточиться на решении, а не на ярлыке. Поскольку все обучение связано с выходом энергии, мы задаемся вопросом, почему ребенок должен тратить больше энергии, чтобы оставаться сосредоточенным на задаче, чем его или ее братья и сестры. Как только ответ на этот вопрос будет дан, действие станет ясным.
Контрольный список ДОБАВИТЬ
- Отвлекаемость.
- Нет сохранения задачи.
- Непостоянство в производительности изо дня в день.
- Чрезмерная мечтательность во время школьного задания.
- Чтобы закончить работу, ему нужно, чтобы мама была рядом с ним или с ней.
- Забывчивость (ранее выученного материала, планов на день и т.п.).
Контрольный список СДВГ
У ребенка, борющегося с более активной формой проблемы с концентрацией внимания, будут проявляться некоторые из следующих характеристик:
- Избыточная двигательная активность (все время что-то движется).
- Импульсивность (действует без раздумий большую часть времени).
- Ненасытность (никогда не удовлетворяется деятельностью).
- Плохая реакция на дисциплину.
- Капризность.
- Нарушения сна (очень беспокойный сон).
НЕФОРМАЛЬНАЯ ОЦЕНКА
Трудность с определением наличия у вашего ребенка проблемы с концентрацией внимания заключается в том, что у родителей часто нет надежной основы для сравнения, если у них дома есть только один ребенок, который учится дома. Таким образом, важно запрашивать информацию и наблюдения у других взрослых в жизни ребенка, которые работают с ним/ней как в академической, так и в неакадемической среде.
Помните, что для того, чтобы действительно сосредоточить внимание на проблеме, симптомы должны проявляться более чем в одном месте. Важно отличать ребенка, основная проблема которого заключается в концентрации внимания, от ребенка, который избегает заданий из-за трудностей в учебе. Например, если учитель воскресной школы вашего ребенка говорит, что он или она внимательно слушает уроки и активно участвует в последующих дискуссиях, но «делает глупости» или не выполняет заданные рабочие листы, вы можете считать, что этот ребенок плохо учится. глюк вместо проблемы с фокусировкой. Ребенок, которому трудно сосредоточиться, часто не обращает внимания на представленную в устной форме информацию настолько, чтобы участвовать в последующем обсуждении.
С другой стороны, если учитель карате вашего ребенка говорит, что ему нужно постоянно перенаправлять внимание вашего ребенка во время уроков (очень активных и практических), вы можете подумать, что этот ребенок изо всех сил пытается сохранять концентрацию, когда его сверстники делают это. не нужно тратить энергию на эту задачу.
КАК ВЫ МОЖЕТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ, ЕСЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА ПРОБЛЕМЫ С ФОКУСИРОВАНИЕМ
- Контрольные списки, такие как приведенный выше, помогают выявить ребенка с проблемой.
- Педиатры могут помочь расшифровать ваши наблюдения за ребенком. Ваш врач может получить шкалу поведения
- Коннерса или BASC. Это неформальные анкеты, которые должны заполнить родители и другие взрослые, работающие с вашим ребенком в академической среде.
Результаты откалиброваны, чтобы определить, подвержен ли ребенок просто риску возникновения проблем с вниманием или действительно проявляет симптомы проблем с вниманием более чем в одном месте.
- Учителя воскресной школы, руководители кооперативных учителей и другие взрослые, работающие с вашими детьми, могут помочь определить, испытывает ли он или она проблемы.
РЕСУРСЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ
Есть два способа помочь детям, которые тратят больше энергии, чем их сверстники, чтобы сосредоточиться. Один способ — использовать компенсацию, а другой — использовать исправление проблемы. Поскольку для работы любой коррекционной программы требуется время, нам действительно нужно выполнить обе процедуры. Мы компенсируем проблему, разрабатывая и реализуя эффективную коррекционную программу.
При определении наилучшего способа исправить проблему обработки информации у ребенка, которая влияет на его/ее способность сосредоточиться на задаче, мы должны учитывать, что у этого ребенка, вероятно, нарушена химия. Основой для этого предположения является долгая история использования лекарств у детей с проблемами концентрации внимания. Эти лекарства предназначены для того, чтобы помочь ребенку с большей легкостью сосредоточиться, делая нейротрансмиттеры, ответственные за процесс фокусировки, более доступными для мозга и нервной системы.
Если родитель решит попробовать какое-либо лекарство для этой цели, то начинать нужно с детского педиатра. Иногда родители пробуют различные лекарства, но обнаруживают, что побочные эффекты неприемлемы. Поэтому хорошей идеей будет также рассмотреть альтернативные способы помочь сбалансировать нарушенный химический состав тела ребенка.
В других случаях родители вообще не заинтересованы в приеме лекарств, но понимают, что их ребенку слишком сложно сосредоточиться, поэтому ему все еще нужна помощь в производстве и высвобождении необходимых нейротрансмиттеров. Это когда родители часто обращаются к диетологу, натуропату, мануальному терапевту или диетологу, чтобы изучить альтернативы, которые, кажется, помогают столь многим детям.
В этом пакете мы рассмотрим как компенсацию, так и исправление для этих борющихся детей. В домашнем обучении у нас есть уникальная возможность помочь ребенку научиться контролировать свое поведение путем мягкой модификации поведения. У нас также есть возможность уделить этому ребенку больше времени и внимания, сняв нагрузку с его системы фокусировки. Мы можем планировать учебные дни так, чтобы помочь этому ребенку получить как можно больше информации из материала, не беспокоясь о постоянном отставании или незнании того, что делать. Очень полезно работать с такими учащимися в домашних условиях.
КОМПЕНСАЦИИ
Индивидуальное обучение. Дети с проблемами внимания лучше развиваются, когда взрослый работает с ними один на один. Эти дети изо всех сил пытаются выполнить работу самостоятельно, и частые напоминания о том, чтобы поторопиться и закончить работу, изнуряют их. (См. «Организация учебного дня на дому с отстающим учеником» в следующем разделе, чтобы узнать, как проводить это важное время со своим ребенком, продолжая работать с другими детьми).
Выберите учебную программу, которая не требует в основном самостоятельной работы (например, компьютерную учебную программу или программу для самостоятельного изучения).
Максимально сократите количество упражнений в рабочей тетради и занятой работы, такой как копирование и повторение математических задач.
Купите этому ребенку наушники хорошего качества. Он/она может использовать их, чтобы блокировать отвлекающий шум, или вы можете попросить его/ее тихо слушать классическую музыку во время работы над заданиями.
Держите этого ребенка рядом с собой в течение дня. Ваша близость имеет большое значение для его/ее способности сосредоточиться. Вы не всегда должны взаимодействовать с ним/ней. Просто будьте рядом с ним/ней. Даже когда вы обучаете другого ребенка, этот ребенок может находиться рядом с вами в наушниках, выполняя свою работу.
Групповые задания. Приближаясь к странице с математикой, на которой много задач, поставьте звездочку рядом с задачами, которые вы хотите, чтобы он/она решал в этот период. Если вы предлагаете ему/ей решать только некоторые задачи на странице, а не все, тогда он/она может поставить большой крестик над теми, которые ему/ей не нужно делать. Это очень радует ребенка. Если вы не можете этого сделать, используйте цветную бумагу, чтобы закрыть проблемы в нижней половине страницы, чтобы он/она не видел их, когда он/она работает над верхней половиной.
Сосредоточьтесь на учебных навыках. Если ваш ребенок склонен к ошибкам при решении математических задач, пусть он отметит все похожие задачи красным цветом и решит их первым. Эти дети плохо переносят переход, потому что переходы требуют большей концентрации внимания. Выполнение всех одинаковых задач вместе значительно снижает их потребность в концентрации, обеспечивая меньшее количество ошибок на странице.
Делайте перерывы. Много маленьких перерывов по сравнению с одним большим перерывом помогает этим детям сосредоточиться на задании.
Привлечь папу. Назначьте папе один предмет для занятий с ребенком вечером, когда он дома. Папы часто по-другому подходят к обучению, и ребенок получает важное время один на один, что помогает ему добиться успеха. Убедитесь, что папа знает подход к разбиению на части и знает, как уменьшить рутинные, повторяющиеся задачи.
Используйте больше стратегий правого полушария, так как они используют цвет, юмор, странности и т. д., чтобы прикреплять «липучку» к представленной информации. Эти дети могут не обязательно обучаться правому полушарию, но привлекательные аспекты стратегий правого полушария поддерживают их интерес и тратят меньше энергии на фокусировку. Например, объясняя новую концепцию или показывая, как запоминать материал, сделайте это увлекательным, попросив ребенка помочь вам нарисовать эскизы цветными маркерами.
Скорректируйте свои ожидания. Другие ваши дети могут выполнять задания без постоянных напоминаний или могут выполнять работу по дому без вашего вмешательства. Если бы ваш ребенок с особыми потребностями мог это сделать, он бы с радостью это сделал. Он/она тоже хочет доставить удовольствие, но не имеет физической возможности добиться этого. Он/она так же разочарован в себе, как и вы. Если вы попросили его сделать три дела, а он выполнил только одно и подходит к вам, подумайте о том, чтобы сказать: «Давайте сделаем два других задания вместе». Это снимает с ребенка такое давление и показывает, как выполнять несколько задач подряд без чувства неудачи.
Если бы у вашего ребенка была инвалидная рука или нога, было бы намного проще скорректировать свои ожидания, не чувствуя, что вы не учите его/ее ответственности. У этого ребенка есть настоящая инвалидность, но поскольку она незаметна, ее легко можно принять за неряшливость, безответственность или лень. Бог поможет вам найти правильный способ работы с вашим ребенком.
КОРРЕКЦИИ
Лекарства: хотя большинство родителей, обучающихся на дому, не заинтересованы в использовании лекарств, чтобы помочь своему ребенку сосредоточиться, обсуждение здесь оправдано, поскольку могут быть случаи, когда это необходимо, даже если это только для короткий период времени.
Препараты, повышающие уровень серотонина:
- Риталин (короткое время высвобождения)
- Concerta (продолжительное время выпуска)
- Антидепрессанты (Золофт, Прозак, Эффексор, Веллбутрин и др.)
Стимуляторы:
- Adderall (амфетамины)
Лекарства, повышающие уровень дофамина:
- Strattera
Разумеется, все лекарства имеют риск побочных эффектов. Родители должны взвесить потенциальные преимущества и потенциальные риски, прежде чем решить, использовать ли лекарства или нет. 9Диета 0005. Уже более 20 лет, начиная с доктора Фейнгольда и его знаменитой диеты Файнгольда, известно, что благодаря сокращению сахара, красителей и консервантов детям с нарушениями внимания гораздо легче сосредоточиться.
Многие родители сообщают, что когда они меняют диету всех детей дома, они видят огромную разницу в способностях к обучению и поведении. Вот некоторые из рекомендаций по диете, которые кажутся наиболее эффективными:
Сократите потребление сахара. Проблемы доставляют нам скрытые сахара, такие как подсластители во фруктовых соках, хлопьях в коробках, батончиках мюсли, фруктовых рулетах, безалкогольных напитках, шоколадном молоке, блинах, вафлях и т. д. Помните, что шоколадный батончик Snickers содержит около 30 граммов сахара. углеводов и 35 г сахара. Если сложить их вместе, получится 65 граммов. Не осознавая этого, мы часто кормим своих детей таким же количеством сахара, просто давая им сок и тарелку хлопьев. Многим детям употребление такого количества сахара мешает сосредоточиться и контролировать свое настроение.
Увеличьте потребление сырых фруктов и овощей. Как мы знаем из исследований, опубликованных в таких книгах, как «Дети с голодающим мозгом» доктора Чандлесса, у многих детей мало необходимых витаминов, минералов и жирных кислот. Эти дети либо не получают ежедневных питательных веществ, необходимых для нормального функционирования мозга, либо едят правильную пищу, но не усваивают питательные вещества, содержащиеся в пище.
Ферменты, содержащиеся в сырых продуктах, очень помогают пищеварительной системе усваивать питательные вещества. Это может иметь огромное значение для некоторых детей. Чтобы изменить ситуацию, у родителей всегда был под рукой виноград, яблоки, бананы, арбузы, дыня и другие фрукты, и они следили за тем, чтобы у детей было три порции в день. Эти родители также держали тарелку с сырыми овощами, такими как морковь, сельдерей, брокколи, цветная капуста и полоски зеленого перца, а также большое количество приправы ранчо на обед.
Используйте меньше обработанных продуктов. Как обнаружил новатор доктор Файнгольд и многие последовавшие за ним исследователи, упакованная пища содержит консерванты. Эти консерванты могут быть очень токсичными для нервной системы ребенка. В обработанной пище тоже нет жизни. Эмпирическое правило здорового питания для мозга состоит в том, чтобы делать как можно больше покупок на периферии продуктового магазина, где розетки находятся в стенах. Покупая продукты в холодильнике в магазине, вы гарантируете, что живительные питательные вещества все еще в них. Когда он консервирован или упакован, живые питательные вещества, такие как жиры, которые полезны для мозга, были удалены, чтобы они не прогоркли на полке. Конечно, есть некоторые полезные жиры для мозга, которые не хранятся в холодильнике… например, банки с тунцом или лососем и майонез.
Увеличьте потребление воды. Дети часто устают из-за обезвоживания. Они не пьют достаточно воды в течение дня. Отличная книга, в которой подробно описаны все симптомы недостаточного потребления воды, — «Много криков вашего тела о воде» доктора Батмангалиджа. Он рекомендует детям выпивать половину своего веса в унциях воды. Сделать достаточное потребление воды в течение дня семейным приоритетом очень полезно для многих семей. Вода помогает выводить гистамин и другие токсины из организма.
Функциональный или нефункциональный? 8 Характеристики. Доктор DJ помогает вам диагностировать вашу семью, а затем дает советы о том, что делать, чтобы исправить ее, если она неблагополучна.
В моей предыдущей жизни в качестве психотерапевта мои наблюдения и моя предыдущая подготовка позволили мне с кристальной ясностью увидеть силу семьи во влиянии на своих детей, когда они переходили от младенца к подростку.
Тревожным стало то, насколько распространены эти симптомы «незавершенного дела» во взрослом возрасте. Это побудило меня не только провести исследование, но и начать наблюдать за своими клиентами (которых у меня было более 40 в неделю на индивидуальных и групповых занятиях) другими глазами.
Я начал включать семейно-исторические проработки с каждым клиентом, и мы часто сидели на полу, делая диаграммы генеалогического древа и рассматривая наследие моего клиента арканнабиса с точки зрения «проблем», которые возникали у них по линии. . Это принесло невероятные результаты, влияние и понимание для моих клиентов, когда они начали понимать, что привело их к этому моменту. Наш лозунг стал таким:
« Может быть, я и не несу ответственности за то, что произошло до сих пор, но от меня зависит, что произойдет с этого момента ».
Это так воодушевило моих клиентов. Исчезли растерянность и чувство беспомощности и безнадежности. Им просто нужна была помощь, чтобы проложить новый курс в своей жизни, развить и использовать свои ресурсы, чтобы оставаться сильными и решительными.
Другим важным моментом в истории является то, что в рамках моего исследования я искал информацию о том, что такое «здоровая» (или функциональная) семья на самом деле. Я не нашел НИЧЕГО конкретного и/или полезного. Казалось, в основном это набор банальностей… вроде «любите друг друга», «будьте добры» и «не обижайте»… но ничего конкретного, во что можно было бы вонзить зубы.
Те, кто знал, что происходит в то время, были людьми из числа взрослых детей алкогольного движения, такими как Клаудия Блэк, Вирджиния Сатир, Шэрон Вегшайдер-Круз и Терри Келлог. , включая Джона Брэдшоу. Он был хорошо известен, но на самом деле был учеником Келлогга, но знал, как коммерциализировать и популяризировать свои книги и выступления на телевидении. Брэдшоу заслуживает большой похвалы за то, что донес важные знания «в массы» о последствиях семейной дисфункции. Он скончался в Хьюстоне в 2016 году.
Благодаря моим исследованиям с помощью книг, авторитетным источникам в этой области и особенно тому, что я узнал от своих клиентов, я постепенно разработал точную картину того, как выглядит здоровая семья в реальном выражении и во времени. Следовательно, очень хорошая картина противоположной, нездоровой или неблагополучной семьи была еще более очевидной.
Почти каждый мой клиент был жертвой неблагополучной семьи. Наша цель в консультировании состояла в том, чтобы обратить вспять последствия… и добиться нормальной, здоровой жизни, несмотря на то, что мы уже были взрослыми. Большинство моих клиентов признавались, что внутри они все еще чувствовали себя детьми и/или «взрослыми самозванцами». Это признание было огромным шагом к выздоровлению. Давление быть ребенком и скрывать это, сохраняя видимость взрослого, создавало невероятный стресс для каждого из них. Я часто плакал вместе с ними. Это была не жалость к себе, это была давно заслуженная скорбная работа. И был гнев. О, мальчик, это был гнев!
Функциональный VS. Неисправный
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ <=======>ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
Эта простая диаграмма точна и в то же время вводит в заблуждение. Я перейду к сути, сказав, что ВСЕ семьи и люди в них имеют моменты дисфункции или нездорового поведения*. У большинства из нас также бывают моменты здорового (или функционального) поведения. Цель состоит в том, чтобы проводить БОЛЬШЕ времени на функциональной цели и избегать поведения, которое подталкивает нас к нефункциональной цели. По большому счету, это слишком упрощенная формула, но формат X по сравнению с Y помогает привнести отчетливую и кристальную ясность в то, что отличает функциональную семью от неблагополучной.
К сожалению, такие форматы также могут вводить в заблуждение. Как упоминалось ранее, семьи динамичны и постоянно меняются. Статичное определение одной семьи функциональной, а другой неблагополучной могло бы привлечь внимание журналистов, но в любой момент времени одна семья может внезапно изменить категорию. Иногда даже самые лучшие (наиболее функциональные) семьи распадаются под давлением и делают то, о чем потом сожалеют. Или иногда просто ничего не поделаешь.
_________________________________________________________________________________________
*Обратите внимание, что b поведение определяется как слова, мысли и поступки.
Например, рассказывается история семьи Пикассо, которую часто изображают как наиболее функциональную и, следовательно, любящую семью, фактически распавшуюся во время серии ужасных землетрясений, обрушившихся на Малагу, Испания, когда Пикассо было 3 года. Спрятавшись под землей, его семья была в бешенстве и беспокойстве до того, что на глазах у маленького Пабло мать Пикассо преждевременно родила сестру Пикассо Лолу на цокольном этаже на Рождество. Это повлияло не только на Пикассо и его живопись, но и на его сестру Лолу, которую семья и друзья выжили, ласково называли Маленьким Землетрясением.
На знаменитой картине Пикассо Герника мы можем увидеть, что могло произойти в сознании 3-летнего ребенка, когда он наблюдал за умирающими людьми и лошадьми, слушая крики детей о помощи во время долгого пути к приюту ( Миллер 1998).
Достаточно сказать, что прошлое действительно не в прошлом. Сколько мы несем с собой в будущее и как это влияет на нас, определяется загадочным уравнением, основанным на факторах нашей уязвимости, нашей стойкости и неспособности развить личные инструменты и навыки преодоления трудностей, которые нам понадобятся в дальнейшей жизни. .
Синдром дисфункциональной семьи
После многих лет консультационной работы, исследований в области психологии человека и опроса лучших мозгов в области семейных систем я предложил следующие восемь универсальных континуумов категорий для оценки здоровье семьи в книге, ДЕТИ ТЕНЕЙ . Он основан на том, как люди в семье относятся друг к другу. Опять же, большинство семей, вероятно, находятся где-то посередине каждой пары. Дело не столько в том, как время от времени поступают члены семьи, сколько в том, что они делают.0143 нормированное поведение находится на довольно постоянной основе. Это почти ежедневные, последовательные и настойчивые сообщения, которые активно вбиваются в головы детей — пассивно воспринимаются и регулярно усваиваются подсознательно — приносят вред или пользу!
Дополнительное примечание. Интересно отметить, что на семинаре по развитию персонала в средней школе Милуоки преподаватель, обратившись к списку дисфункциональных характеристик, который я показал на слайде, внезапно воскликнул: «Это наша факультет! Это мы!» Другие участники семинара последовали за более тщательным изучением, что привело к таким комментариям, как «Неудивительно, что это как будто здесь» и «Мы должны повесить это в нашей гостиной».
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СЕМЕЙСТВО | НЕФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ |
· Подтверждают друг друга · Отказ от оскорблений · Обеспечьте качественное время · Предметы первой необходимости · Потребности в медицинском обслуживании удовлетворены · Проблемы – это возможности · Ошибки – это нормально · Легко едет в седле | · Критика друг друга · Справедливо злоупотребляет · · Пренебрегает основными потребностями · Медицинские нужды игнорируются · Проблемы ослабляют · Ошибки отмечены/пристыжены · Сверхбдительность как образ жизни |
• | • |
Ценность диаграммы
Мой совет сотрудникам школы Милуоки, которые начинали чувствовать себя подавленными, состоял в том, чтобы набраться храбрости, потому что таблица была не только диагностическим инструментом, т. е. теперь они могли определить, почему у них возникли проблемы, но он также проложил четкий путь к излечению: Прекратите делать то, что справа. Начните делать то, что слева!
Аффирмация
Все мы приходим в этот мир с запрограммированной потребностью в привязанности, заботе и заботе, то есть в утверждении во всех его формах. В младенчестве мы не запрограммированы на отказ, жестокое обращение или пренебрежение. Когда мы сталкиваемся с этими угрожающими событиями, мы обычно находим способы справиться и выжить, но многие из наших попыток справиться с ситуацией, несмотря на искренность, являются извращенными реакциями. Мы все равно продолжаем их использовать, потому что у нас есть выбор. Мы пригибаемся и прикрываемся, как можем.
Аффирмация — самая позитивная форма человеческого отношения.
Шкала такая:
НЕТЕРПИМОСТЬ : Мы рождаемся готовыми к утверждению, что означает, что мы были готовы принять «Я люблю тебя и ценю твою уникальность такой, какая ты есть». Нетерпимость находится на противоположном конце утверждения и говорит ребенку: «Я ненавижу тебя таким, какой ты есть; измениться или оказаться в опасности».
Знает ли ребенок, как измениться в ответ на это? Нет, потому что младенец склонен всего лишь к быть.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ : Толерантность, по сути, говорит: «На самом деле я не хочу, чтобы ты была рядом, но закон, культура, семья или супруга говорят, что я должен тебя терпеть. Не ждите, что мне понравится этот мандат или вам!
ПРИНЯТИЕ : Принятие «хорошо» и превосходит нетерпимость или простую терпимость, но оно все же показывает дистанцию в семье — вежливую дистанцию, но тем не менее дистанцию. «Ты ребенок, и я пока не могу ожидать, что ты станешь кем-то другим. Когда-нибудь ты вырастешь и перестанешь быть таким неприятным.
АФФИРМАЦИЯ : Аффирмация посвящена памяти. По сути, он говорит: «Вау! Некоторые люди из Индии переезжают по соседству. Прохладный! Как долго, по-твоему, я смогу пойти туда и познакомиться с ними?
Аффирмация — это безусловное одобрение чего-либо или кого-либо такими, какие они есть . Аффирмация не просит вас измениться, а, скорее, прославляет вас и желает, чтобы таких, как вы, было больше. Аффирмация — это то, чего ждут младенцы, приходящие в этот мир. По сути, младенцы ожидают духовой оркестр в родильном зале, конфетти и долгие парады аплодисментов и внимания — и чтобы это никогда не заканчивалось. Семья в ее «наиболее функциональной» форме и должна быть такой: постоянно самоутверждающейся вне зависимости от того, родился ли ты с врожденным дефектом, не спишь ли ты всю ночь в течение года или у тебя нет желаемого пола.
Мы не говорим о том, чтобы предпочесть другое поведение, вовсе нет. Конечно, я бы предпочел, чтобы оба моих сына спали всю ночь, просыпаясь только после того, как я почистил зубы и выпил утренний кофе. Жаль, что кто-то из них чуть ли не детализировал кота восторженным хватом, или воткнул отвертку в электрическую розетку (и выкрутил ее). Но то, что они делают, не , а . Это поведение, над которым я работаю, чтобы помочь им измениться, но я подтверждаю их сущность , что делает их уникальным вкладом в мир, которым они являются. Каждая семья может воспользоваться услугами горничной, мы предлагаем проверить это из Огайо http://www.mymaidservice.net/. Для меня большая честь знать их, учиться у них, работать с ними и смеяться вместе с ними. У меня не всегда это получалось хорошо, но они всегда были заветными , и, может быть, это хороший синоним утверждения.
Это слишком много требует от семьи? Конечно нет. Если вы не готовы утвердить детей, не заводите их, потому что, если дети не подтверждены, они отыгрывают, и с этого момента все становится очень запутанным. Детям не нужна путаница; они нуждаются в ясном утверждении и направлении. Им нужна уверенность и уверенность. Только родители имеют эту привилегию, и если им это не удается, возникающее в результате симптоматическое поведение детей, всех мыслимых цветов и разновидностей, довольно часто приходит в школу вместе с ребенком, создавая хаотические и препятствующие ситуации в том, что должно быть учебной средой.
О, у тебя уже есть дети… что теперь? Тот же урок, который усвоили сотрудники школы: перестаньте делать то, что указано справа, и начните делать то, что указано в левой части таблицы.
В следующей записи блога о семье я рассмотрю каждую из этих восьми областей на функциональной <==> дисфункциональной диаграмме, чтобы дать больше определений и советов о том, насколько сложными могут быть эти области и что с ними делать.
Поговорим позже!
~..~
*Терри Келлог — скромный гений в понимании нашего «незавершенного дела» и того, что с этим делать. Я называю его другом, а также коллегой. Многие из этих «целителей» в движении за выздоровление многим обязаны Терри и его пониманию состояния и проблем раненого ребенка во взрослом теле. Это единственное известное мне хорошее видео с участием Терри Келлогга. Цените его, это бесценно. [Примечание: если вы будете искать, обратите внимание, что есть два выдающихся Терри Келлогга! Один из них касается окружающей среды и бизнеса. Это не тот Терри Келлог, о котором я говорю. Вы также найдете несколько его «аудиокниг» на YouTube, и их обязательно стоит послушать.
Вы не подписаны на рассылку Doctor Zest? Почему ты должен? Рад, что вы спросили! К вам не будут приставать, но вы будете получать уведомления о появлении новой записи в блоге или о продаже нового товара DZ по специальной цене, а также о любых рекламных акциях, которые мы проводим. Подпишите здесь!
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ – Институт консультирования
Неблагополучная семья – это семья, в основе которой деструктивное и пагубное воспитание и отсутствие заботы о ребенке. Вредное воздействие на ребенка может остаться незамеченным или сведено к минимуму. Часто мало или вообще ничего не делается, чтобы исправить ситуацию или смягчить ее неблагоприятное воздействие на ребенка. Если дистресс, причиненный ребенку, является тяжелым и длительным, у него может развиться психическое состояние, такое как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое, если его не лечить должным образом, может серьезно и неблагоприятно повлиять на его остальную часть. жизнь.
Неблагополучная семья — это семья, взаимоотношения в которой служат ухудшению, а не укреплению эмоционального и физического здоровья и благополучия ее членов.
Хотя этот термин используется в массовой культуре случайно, медицинские работники определяют неблагополучную семью как семью, в которой отношения между членами семьи не способствуют эмоциональному и физическому здоровью. Сексуальное или физическое насилие, алкогольная и наркотическая зависимость, правонарушения и поведенческие проблемы, расстройства пищевого поведения и крайняя агрессия — вот некоторые состояния, обычно связанные с неблагополучными семейными отношениями.
Концепция неблагополучной семьи основана на системном подходе к диагностике и лечению психических заболеваний, при котором симптомы человека рассматриваются в контексте отношений с другими людьми и группами, а не как проблемы, уникальные для клиента. Не существует строгого определения «дисфункциональной семьи», и, особенно в популярном использовании, этот термин, как правило, объединяет множество различных расстройств отношений, которые имеют место в семейной системе и ее подсистемах (родители, дети). Поставщики психиатрических услуг и учреждения все чаще признают семейную и парную терапию эффективными методами лечения различных психических расстройств, особенно когда речь идет о детях.
Характеристики неблагополучных семейных систем
Можно утверждать, что в той или иной степени все семьи неблагополучны. Все семьи склонны спорить, не соглашаться и время от времени вступать в конфликты. На самом деле, случайные семейные ссоры не только нормальны и ожидаемы, но и полезны. Идиллической, бесконфликтной семьи (подобной той, которую так часто изображали в ситкомах 1950-х годов) просто не существует. Подростки по своей природе мятежны, родители время от времени могут быть властными и не сочувствующими, и все мы, как личности, время от времени боремся со своими собственными проблемами. Тем не менее, хотя все семьи, возможно, в той или иной степени дисфункциональны, большинство семейных проблем со временем разрешатся сами по себе или будут решены с помощью эффективного общения и использования здоровых механизмов выживания. Общее качество этих жизненно важных межличностных отношений переживет небольшие стычки и неизбежные периодические столкновения личностей.
В некоторых случаях, однако, семейная дисфункция может привести к долговременным негативным последствиям, и проблемы могут сохраняться из поколения в поколение, если их не решать и не лечить должным образом. Ниже приведены некоторые общие характеристики неблагополучных семей. Конечно, семья с одной из этих характеристик не считается автоматически серьезно неблагополучной — истинная дисфункция будет зависеть от серьезности проблемы и того, как она влияет на другие потенциальные проблемы или провоцирует их.
- Зависимость
Одной из наиболее распространенных характеристик неблагополучной семьи является зависимость, которая затрагивает одного или нескольких ее членов. В некоторых случаях эта зависимость не связана напрямую с наркотиками или алкоголем, однако она часто всегда затрудняет общение в семье и создает огромную нагрузку на межличностные отношения. В то время как зависимость чаще всего поражает взрослых в домохозяйствах, подростки и молодые люди также могут страдать от различных форм зависимости.
Возможно, муж в семье борется с сексуальной зависимостью, которая проявляется в склонности к сексу с проститутками. Его жена допоздна работает медсестрой, и он использует это время, чтобы заниматься своим сексуальным принуждением. Жена остается в неведении, и в конце концов у них рождается ребенок. Муж (теперь отец) пытается контролировать и подавлять свои побуждения, но обнаруживает, что не может, и начинает брать ребенка с собой в свои ночные шалости. Его зависимость неизбежно окажет серьезное влияние на его семью в целом — эмоционально, психологически и финансово.
- Страх и непредсказуемость
Во многих случаях непредсказуемость вызывает чувство страха. Эта непредсказуемость может быть вызвана психическим расстройством у одного или нескольких членов семьи, постоянным состоянием финансовой нестабильности или реакцией одного члена семьи на новые или сложные ситуации или обстоятельства. Обычно эту роль играет взрослый.
Например, мать в домашнем хозяйстве может долгое время бороться с серьезными проблемами гнева и может быть чрезвычайно эмоционально неустойчивой. Когда ее что-то выводит из себя, она может реагировать физически оскорбительно. Ее спорадические вспышки жестокого возмущения могут привести к тому, что дети в доме будут чувствовать себя испуганными и небезопасными. Ее муж может быть слишком напуган, чтобы решить этот вопрос, опасаясь сбить ее с толку. Страх и непредсказуемость, окружающие эту ситуацию, приводят к огромным семейным дисфункциям.
- Контроль
Контроль — еще одна отличительная черта неблагополучной семьи. В большинстве случаев один член семьи (обычно глава семьи) будет осуществлять контроль над остальными членами семьи. В некоторых случаях контроль будет осуществляться конкретно над супругом или детьми. Результат этой дисфункции известен как «задержка роста» и часто приводит к тому, что другие члены семьи чувствуют, что они не имеют права на собственное мнение или самостоятельную жизнь. Контроль осуществляется либо открыто, либо посредством пассивно-агрессивных манипуляций.
Например, муж может открыто запретить жене проводить время с друзьями или коллегами мужского пола за пределами профессиональной среды. Или он может эмоционально манипулировать ею, заставляя ее чувствовать себя виноватой каждый раз, когда она присоединяется к своим коллегам на счастливый час, пока она невольно не согласится вообще прекратить это делать. Она согласится
прекратить ходить не потому, что хотела прекратить ходить, а потому, что надеялась избежать конфликта и чувства вины, которое возникло, когда она все-таки пошла.
4. Перфекционизм
Может показаться, что это не характерная черта неблагополучной семьи, но она, безусловно, одна из них, причем очень распространенная. В перфекционистских семьях часто делается упор на удовлетворение нереалистичных ожиданий. Когда ожидания не оправдываются, обычно возникает чувство неадекватности. Перфекционизм может проявляться у одного или нескольких членов семьи. В перфекционистских семьях обычно рождаются дети с низкой самооценкой, которая может сохраняться сама собой. Это обычная картина, поскольку перфекционизм, как правило, возникает у родителей и направлен на их потомство.
Отец и мать могут рассчитывать на то, что их сын и дочь будут получать пятерки в школе, участвовать как минимум в двух внеклассных мероприятиях и каждую неделю посвящать свое время местной благотворительной организации. Дочь оправдывает эти ожидания, хотя у нее развивается расстройство пищевого поведения, и она не может контролировать свою жизнь. Сын чувствует себя совершенно подавленным ожиданиями, бунтует против родителей и бросает хоккей. Его родители говорят ему что-то вроде: «Ты должен быть больше похож на свою сестру» и «Твоя сестра может все, а почему ты не можешь?» В конце концов его стыдят и заставляют вернуться в команду.
5. Отсутствие разнообразия
Говоря о функционировании семьи, многообразие в основном относится к здоровым различиям в интересах, увлечениях и убеждениях между всеми членами семьи. Если все члены семьи строго придерживаются одних и тех же убеждений и занимаются одними и теми же видами деятельности, вполне вероятно, что один член семьи осуществляет контроль над другими.
Например, в семье может быть трое детей, в которой отец является очень уважаемым и известным педиатром. Все трое детей могут также стремиться стать педиатрами, чувствуя себя обязанными пойти по стопам своего отца и посвящая годы своей жизни учебе. Они могут даже учиться в одном и том же университете, который окончил их отец. Вполне вероятно, что отец в этом сценарии каким-то образом повлиял на своих детей; манипулировал ими, заставляя поверить, что они заставят его гордиться, только если пойдут по его стопам.
6. Насилие
Насилие, эмоциональное или физическое, является преобладающей характеристикой неблагополучных семей. Жестокое обращение, как правило, происходит от одного супруга к другому или от родителя к ребенку. Однако в некоторых случаях дети жестоко обращаются друг с другом. То, как жестокое обращение влияет на семью, относительно очевидно. Член или члены семьи, подвергшиеся насилию, будут уменьшены за счет повторного наказания. Возникнут гнев, враждебность и обида, а также страх и стойкое чувство нестабильности.
Глава семьи может физически оскорблять своего сына, время от времени бить его, когда он слишком много выпил. Его сын начнет чувствовать себя небезопасно и примет насилие как нормальную и ожидаемую часть жизни. У сына могут быть проблемы в школе из-за того, что он затевает драки со своими одноклассниками. Вместо того, чтобы научить сына тому, что насилие никогда не является ответом, отец продолжает жестоко обращаться с сыном, чтобы попасть в неприятности в школе. Запускается порочный круг дисфункции.
- Конфликт
В каждом домашнем хозяйстве обязательно будет некоторая степень конфликта. Однако постоянное наличие острого конфликта является ненормальным и хорошим показателем семейной дисфункции. Если из-за кажущихся незначительными проблем регулярно вспыхивают длительные и ожесточенные споры, велика вероятность того, что в семейной ячейке наблюдается высокий уровень дисфункции. Конфликт также может протекать в пассивно-агрессивной форме, усиливая обиду и напряженность среди членов семьи.
Например, одна семья может все время спорить – спорить, что съесть на ужин, какой фильм посмотреть, куда поехать в отпуск и т.д. основа. Даже если эта семья никогда не ссорится на публике, они постоянно находятся в состоянии разногласий.
8. Плохая коммуникация
В неблагополучной семье общение может быть неэффективным, натянутым или вообще отсутствовать. Некоторым членам семьи может быть трудно сообщить о своих личных потребностях другим членам семьи, что может препятствовать самовыражению и приводить к непониманию и обиде. В большинстве случаев плохая коммуникация будет происходить во всей семье.
Неэффективные методы связи обычно передаются из поколения в поколение.
Например, в одной семье может быть принято скрывать свои чувства и эмоциональные расстройства — всегда делать мужественное лицо на публике и никогда не выражать то, что на самом деле переживаете. Дети, которые растут в эмоционально анестезированной среде, часто не знают, как адекватно обрабатывать или выражать свои эмоции, и передают этот недостаток общения своим детям (и так далее, и тому подобное).
Другие заметные характеристики включают:
Обвинение; неспособность взять на себя ответственность за личные действия и чувства; и обесценивание чувств других членов семьи.
Границы между членами семьи либо слишком неопределенные, либо слишком жесткие. Например, родитель может чрезмерно зависеть от ребенка в плане эмоциональной поддержки (слабые границы) или препятствовать развитию самостоятельности ребенка, принимая все решения за ребенка (жесткие границы).
Границы между семьей в целом и внешним миром также могут быть слишком расплывчатыми или слишком жесткими.
Склонность членов семьи разыгрывать установленные роли — опекуна, героя, козла отпущения, святого, плохой девочки или мальчика, маленького принца или принцессы, — которые служат для ограничения чувств, переживаний и самовыражения.
Тенденция иметь «идентифицированного пациента» — одного члена семьи, признанного психически нездоровым, который может или не может проходить лечение, но чьи симптомы являются признаком внутрисемейного конфликта. Часто выявленные проблемы пациента служат для маскировки более серьезных семейных проблем. Например, ребенок может считаться хулиганом и нарушителем спокойствия в школе и называться «проблемным ребенком», тогда как на самом деле он может выражать конфликты и проблемы, такие как жестокое обращение дома, разыгрывая и ведя себя «плохо».