Мелочные люди это: Что такое мелочность в поведение человека. Мелочный человек – это не приговор

Содержание

«Мелочные разборки среди татар – это проявление рабской психологии»

Почему национальная интеллигенция так увлечена внутривидовыми конфликтами, которые интересны только узкому кругу ограниченных людей?

Сегодня татары формулу успеха понимают как непрерывный бой, до полной победы. Не конкурировать, а мочить, прямо-таки закатать в асфальт, да так, чтобы следов не осталось. И никаких правил. Такая она — татарская «вендетта».

«Татары на свои конгрессы, даже на самом высоком уровне, собираются с кучей претензий друг к другу, создают общие организации лишь с тем, чтобы был повод и место для высказывания взаимных обид»

ТАТАРСКАЯ «ВЕНДЕТТА»

… Кто без тоски внимал из нас,

Среди всемирного молчанья,

Глухие времени стенанья,

Пророчески-прощальный глас

Нам мнится: мир осиротелый

Неотразимый Рок настиг –

И мы, в борьбе, природой целой

Покинуты на нас самих

И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак на краю земли

И с нашим веком и друзьями

Бледнеет в сумрачной дали. ..

И новое, младое племя

Меж тем на солнце расцвело,

А нас, друзья, и наше время

Давно забвеньем занесло! …

Федор Тютчев. Бессонница (1829)

Не знаю как «младое племя», а наше поколение татарской интеллигенции продолжает заниматься разборками, которые интересны только узкому кругу ограниченных людей. Татары на свои конгрессы, даже на самом высоком уровне, собираются с кучей претензий друг к другу, создают общие организации лишь с тем, чтобы был повод и место для высказывания взаимных обид. Там не обсуждаются какие-то грандиозные цели, мегапроекты, способные вдохновить татарский мир. Там демонстрируется чья-то крутизна, личные успехи и проблемы организации очередного сабантуя. Вот и вся идеология.

Можно было бы в заслугу нашего поколения записать выросший престиж республики, экономическое развитие, новые возможности для роста культуры. Однако идея повышения статуса республики досталась нам от прежнего поколения общественных деятелей, прежде всего писателей, которых мы хорошо знаем, в отличие от нынешних лауреатов Тукаевской премии. Мы идейный потенциал прежнего поколения властителей дум исчерпали, а новые исторические горизонты не обозначили. Идея суверенитета выполнила свою миссию, она в 90-е годы сплотила не только население республики, но и татар всей страны. С начала тысячелетия начались нулевые годы, без руля и без ветрил. Они оказались нулевыми во всех смыслах. Безыдейность восторжествовала, а жадность стала идеалом. Яростная конкуренция на рынке повела не к улучшению, а к ухудшению экономического положения страны, но никто не хотел думать о государственных интересах. Частные интересы стали приоритетными, понятие общего блага исчезло из лексикона. Обогащение за счет обмана, воровства, коррупции стало считаться доблестью.

Однако и это теперь считается недостаточным. Свой «успех» надо продемонстрировать. Купить супердорогую машину, чтобы все просто ахнули, обделались, умерли от зависти. Затем отгрохать домину, чтобы за версту были видны ее сторожевые башни и каменные рыцари у ворот прямо от мастеров Италии. В этой гонке за тщеславием мозги включают в последнюю очередь. Размышлять считается уделом гнилой интеллигенции, слабаков — надо действовать. Сегодня татары формулу успеха понимают как непрерывный бой, до полной победы. Не конкурировать, а мочить, прямо таки закатать в асфальт, да так, чтобы следов не осталось. И никаких правил. Татарская «вендетта».

Традиционный Сабантуй, где выигрывали в рамках правил и не ради подарка, а ради славы, приказал долго жить. Родился новый Сабантуй, похожий на реалити-шоу, где единство татарской нации всего лишь витрина, а не суть. Впрочем, для кого-то такой символ сохранил свой смысл. Очень хочется в это верить.

«Традиционный Сабантуй, где выигрывали в рамках правил и не ради подарка, а ради славы, приказал долго жить. Родился новый Сабантуй, похожий на реалити-шоу»

«РОССИЯ НЕ ПРОСТО РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО, КАК ТОЛКУЮТ ШОВИНИСТЫ И ПСЕВДОПАТРИОТЫ, ОНА ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ РУССКО-ТАТАРСКАЯ СТРАНА»

Людям не стало бы лучше, если бы исполнились все их желания.

Гераклит Эфесский

Вся средневековая Европа еще до Реформации и революций представляла собой поле самой мелочной вендетты не только между кланами, дворянами, но даже обычными прихожанами. Достаточно было оскорбительного слова, чтобы ножи и шпаги обнажались. Разбой, драка, грабеж, распри между семьями играли в жизни горожан не меньшую роль, чем у воинской касты. Рыцарская честь — это из области куртуазной литературы. Европа преодолела мелкогрупповые стычки вместе с появлением новой идеологии эпохи Просвещения, в ходе борьбы с клерикалами, в ходе революций, изменивших не только облик Европы, но и всего мира. Это далось большой кровью, но Европа постепенно шла к пониманию значения солидарности. Единство Европы остается самой притягательной идеей.

У татар мелочная «вендетта» появляется вместе с разложением Золотой Орды. При Чингисхане и Бату была грандиозная идея строительства империи. В эту работу были втянуты многие кланы, племена и сословия. Завоевательные походы, строительство сотен городов, обустройство дорог, развитие финансовой системы и т. д. не оставляли места дрязгам. Любая империя в конце концов или реформируется, или же распадается. Орда не смогла трансформироваться, а потому утонула в междоусобной войне. Татары потеряли историческую перспективу и до сих пор не могут ее найти. Кстати говоря, Россия после периода имперского взлета, после революционной попытки выхода из Средневековья и реставрации империи в советской оболочке оказалась в такой же ситуации отсутствия исторической перспективы. Тема падения Третьего Рима — это отдельный разговор. А сейчас речь о татарах, о клановых боях без правил.

Большая империя, как и большой пирог, легче всего объедается с краев.

Бенджамин Франклин

Мелочные разборки среди татар — это проявление рабской психологии. Рабы на кухне всегда дрались за объедки с господского стола и выясняли, кто среди них самый крутой.

Рабское сознание лишает человека внутреннего достоинства. Остается пресмыкаться перед сильным и гнобить слабого. Сказать, что у татар сохранилось травматическое сознание, разного рода комплексы, недостаточно. Время просветительских лекций прошло, нужна шоковая терапия, иначе народ не выберется из этой идеологической бездны.

Без идеологии все экономические успехи, все усилия рано или поздно пойдут прахом. Идеология не удел удачливого мыслителя, изобретателя национальной идеи, а работа по изменению общественного сознания. Не псковский монах Филофей с его формулой «Два Рима падоша, а третий [Москва] стоит, а четвертому не быти» изменил мироощущение России, он только сформулировал изменившиеся настроения. До того удельно-русское сознание было абсолютно лояльно к Орде. Никаких попыток отсоединиться от империи не было. Рассказы о восстаниях русских против татар лукавство. Восстания действительно были, но они были направлены исключительно против несправедливости конкретных «коррумпированных» баскаков, а не против власти вообще.

Для княжеств Северной Руси хан был законным императором, кесарем, царем. Это сознание не подвергалось сомнению, пока сама Орда не зашаталась под ударами внутренних противоречий. Только тогда появляется идея православной России как Третьего Рима.

Травматическое татарское сознание появилось с потерей исторической перспективы. Некоторые наши идеологи выход из этой ситуации связывали с полной независимостью Татарстана. Сама по себе независимость не обеспечивает процветания, что видно по бывшим союзным республикам. К тому же Россия — не просто русское государство, как толкуют шовинисты и псевдопатриоты, она по меньшей мере русско-татарская страна. Россия возникла не в борьбе с татарами и не против татар, она есть итог трансформации Орды. Россия родилась из недр, плоти и духа Золотой Орды. Идею новой российской империи привнесли именно татары как имперский народ в отличие от удельно-княжеского духа Северной Руси. Византия в то время была немощной старухой, с которой нельзя было брать пример.

А память о процветающей Орде, господствовавшей во всей Евразии и Восточной Европе, еще была жива, привлекательна, еще звенели в кошельках монеты Джанибек-хана с двуглавым орлом. Достаточно было все это переформатировать в сторону православия — и вот тебе готова новая империя, еще не русская, а с татарскими законами, курултаем-собором, все той же татарской конницей, но уже с новым православным содержанием. Можно Россию называть русской по аналогии с русской березой, русским полем и т. д., но природу государства так просто не изменишь.

От татарского содержания Российской империи пытался избавиться реформатор Петр I, но неудачно. После недолгой политики христианизации всей страны Екатерина II вернула ей евразийский характер, признав права мусульман. Это был дальновидный шаг, ведь к России присоединился Крым и все Причерноморье, а затем Кавказ и Туркестан с мусульманским населением. Без решительного шага Екатерины II в сторону веротерпимости не было бы никакой экспансии, а значит, и великой России.

Сегодня объединяющей фигурой для татар выступает президент Татарстана (фото: president.tatarstan.ru)

«ЧТО МОЖЕТ ОСТАНОВИТЬ ТАТАРСКУЮ «ВЕНДЕТТУ»? ТОЛЬКО ЧЕЙ-ТО АВТОРИТЕТ»

Нигде столько свары, раздражения, зависти, взаимных попреков и ненависти, нигде так мало единства, как среди рабов.

Аристотель

Что может остановить татарскую «вендетту»? Только чей-то авторитет. У татар исторически авторитет всегда играл огромную роль, поскольку разбросанные по всей Евразии татары могли быть объединены не столько структурами, сколько авторитетными фигурами. Авторитет мог быть даже символическим, но он должен был выполнять функцию оси, вокруг которой строился татарский мир. Для татар авторитет не совпадает с вертикалью власти. Как только кто-то пытается выстроить вертикаль, тут же появляется антивертикаль. Татарский мир — сотовый. Он предполагает некий каркас в виде принятых правил игры во главе с признанными авторитетами. Сегодня такой объединяющей фигурой выступает президент Татарстана. Факторами солидарности являются образы Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля. Муфтии из-за своих приземленных интересов, погрязших в мелких дрязгах, не являются авторитетными. Видимость единства мусульманских структур поддерживается административной, а не духовной властью. Других структур, способных претендовать на значимую роль в татарском мире, не существует.

Для единства татарского сообщества важны общие ценности. В свое время Бенджамин Франклин, идеолог честного бизнеса, чьи мысли во многом определили эффективность американской модели свободного рынка, сформулировал правила игры: «Время — деньги», «Инвестиции в знания платят лучшие дивиденды», «Если ты покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро будешь продавать то, что тебе необходимо», «Кто утверждает, что деньги могут сделать все, вполне вероятно, сам может сделать все ради денег», «Торговля не разорила еще ни одного народа», «Корона не излечивает от головной боли», «Первая степень безумия — считать себя мудрым; вторая — говорить об этом; третья — отказываться от советов», «Нельзя помочь тому, кто не желает слушать советы», и т. д. Любой из нас легко сформулирует американские ценности, некоторые комментаторы даже специализируются на их критике, но никто нам не назовет общепризнанные российские ценности, нет таковых и в татарском мире. Пишутся многочисленные концепции и резолюции регулярно собирающихся массовых форумов с указанием того, кто и что обязан сделать. «Тиеш!» («Должен!»), «Кирәк!» («Надо!»). Их никто не читает. Вот и все ценности.

Мы варимся в привычной для нас среде, занимаясь мелкими разборками и хвастаясь реальными, а чаще мнимыми достижениями. Кое-чего мы действительно достигли, однако молодое поколение, вступающее в жизнь в качестве будущих хозяев, менеджеров, властителей дум, воспринимает наши достижения как данность. Они — дети эпохи борьбы за суверенитет. Они не помнят советского прошлого, униженного положения татар, «автономию» республики, грязную, прогнившую Казань. Они уже получили третью столицу России. Им надо идти дальше, делать следующий шаг, а мы не выработали систему ценностей. Мы радовались малейшей самостоятельности республики, открытости границ, подъему авторитета Татарстана, росту экономики, а для молодежи это всего лишь повседневность. Сколько гордости и надежд было связано с появлением собственного спутникового телевидения, а молодежь в принципе телевидение не смотрит. Время телевидения ушло безвозвратно, тем более при его крайне низком уровне — смотришь на экран и будто в сельском клубе сидишь. А молодежь живет в другом мире.

Раньше был конфликт отцов и детей, поскольку жизнь проходила в одном интеллектуальном и физическом пространстве. Сегодня появились два параллельных мира. Мы только физически здесь и сейчас. На самом деле мы остались в мире вчерашнем. Мы реагируем на телепередачи, спорим, возмущаемся, а молодежь «сидит» в мире социальных сетей. Она обсуждает совершенно иные темы. Она в виртуальном мире строит «интеллектуальные фабрики», о которых мы можем догадываться, но в любом случае мы не соучаствуем в делах этого мира, мы оказались вне будущего. Один мир наш с собраниями, телевидением, интернетом и другой мир их — в социальных сетях, со своими активными сообществами, с быстрой сменой гаджетов и интересов. Сказать, что это не настоящий мир, — ничего не сказать, просто показать свое невежество.

Мы можем возмущаться молодежью, волнуясь за их будущее, но мы не спрашиваем у них, какое будущее она предпочитает. Мы решили, что если оставляем им квартиры и дома, приличные счета в банках, то выполнили свою миссию. А если посыплется вся банковская система, как это уже однажды было? Ведь далеко не все могут спрятать свои активы в швейцарских, кипрских, сингапурских и еще каких-то банках. Как быть остальным, кто полагается на свои силы, у кого ничего нет в заначке?

То, что не может «сгореть» в банках, — это знания. Как говорил Бенджамин Франклин: «Если человек тратит деньги на знания, то это уже никто не отнимет у него. Самые лучшие инвестиции — это инвестиции в знания». Вложения в знания действительно считаются самыми надежными. Однако в этом вопросе мы оставили молодежи одни проблемы вместо перспектив. Чехарда с университетами лишает молодежь будущего. Мы оставили детям похвальбу о прошлом наших университетов…

Еще в Средние века на заре возникновения университетов в Болонье, Сорбонне, Оксфорде, Кембридже студенты лично платили профессорам за лекции. Если лекции были бесполезными, студенты могли поколотить профессуру. Забавная история…

Восходит солнце, как и прежде,

И светит нежная луна,

И обаятельной надежде

Душа бессмертная верна.

И ясен путь мне, путь мой правый,

Я не могу с него свернуть,—

Но неустанно ум лукавый

Хулит единый правый путь.

О, если б бурным дуновеньем

Его коварство разнесло

И всепобедным вдохновеньем

Грозу внезапную зажгло!

О, если б огненные крылья!

О, если б в буйстве бытия,

Шипя от злобы и бессилья,

Сгорела хитрая змея!

Федор Сологуб (14 августа 1898 года)

Продолжение следует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

История бывшего бездомного, который стал социальным работником — Сноб

Деревня, скотный двор, самогон. Армия, дедовщина, водка. Калымы, запои, собутыльники. Колодец, сивуха, коматоз. Игорь пил с четырнадцати лет, почти всю жизнь. Он пропил смерть матери, рождение племянниц, свою любовь. Пил бы и дальше, но однажды очнулся в больнице — без памяти, речи и возможности ходить. Как получилось, что теперь ему доверяют чужие жизни?

14 апреля 2022 10:23

Фото: Антон Уницын для ТД

Это будет очень простая история. Такие знакомые, родственники, коллеги или соседи есть у каждого второго: вроде хороший человек, но пьет, и с годами все запойней, теряя работу, лицо, семью, друзей. Иногда семья до последнего пытается вытащить и спасти, но часто рядом с ним остаются только такие же неприкаянные люди, которым или уже некуда пойти, или скоро будет некуда. Их перестают пускать домой, выгоняют с работы, им прекращают одалживать деньги, давать в долг в магазинах. Из перспектив остается только подъезд, подвал, теплотрасса или вокзал.

«Она затягивает, такая жизнь: бухаешь — и все. Ничего больше не надо, никаких обязательств, ничего никому не должен, не напрягаешься, — говорит Игорь Субботин, красивый, средних лет мужчина в инвалидной коляске. — Напрягаешься, только чтобы найти да выпить».

Игорь ставит чайник, подливает мне кипятка в кружку. В комнате на трех человек порядок и тишина. Его соседи — двое пожилых мужчин — смотрят телевизор в холле «Дома милосердия». «Дом милосердия» — это большой приют в Новосибирске для людей, которые в силу возраста, болезни или увечий оказались одни и без крыши над головой.

Игорь. Фото: Антон Уницын для ТД

Как тут — и в коляске — очутился Игорь? Спасатели достали его без сознания из колодца, где он, перепив какой-то сивухи, заумирал. Скорую вызвали те, кто жил рядом с ним в колодце, а врачи — спасателей.

— Часто слышу, что люди пьют, потому что «заливают» ужасную черную дыру внутри, — говорю я.

— Брехня это все. Пьют люди слабые, слабаки, — возражает Игорь. — Проблемы какие-то возникают, даже мелочные — пойду выпью. Что-то решать, что-то делать надо в жизни — зачем? Лучше выпью. Расслабляет это, пьешь — и ничего не надо: ни работать, ни семью, ни одевать-обувать кого-то. Просто заливаешь свою слабость.

Он безжалостен к себе: «Был слабак, поэтому бухал». Бухал до того, как попал в больницу, скрюченный спазмами, потерявший речь, частично память и возможность ходить.

«На вокзале тусовался, совсем скатился»

«Слабый человек» Игорь начал выпивать и работать одновременно — в тринадцать-четырнадцать лет. Говорит, учился так себе, в школе ему было неинтересно. В Коченевском районе Новосибирской области, в маленьком селе, где он жил, и не было школы-девятилетки — в девятый класс надо было ездить в соседнюю деревню. Он не захотел, и родители сказали: ну тогда иди работать. Игорь устроился скотником в местный колхоз.

«Там были коровы, двести голов. Зимой чистить надо было, они же гадят, днем корм раздавать — короче, работа тяжелая, — вспоминает Игорь. — Летом пасти в поле полдня. Жара, дождь — все равно, какая погода: ты в поле, на коне, смотришь, чтобы они не разошлись. Иногда разбегутся эти двести голов, представляете? Они же не в цирке, не дрессированные, куда захотели, туда и пошли! Потеряется, не дай бог, — с зарплаты высчитают».

В поликлинике

Фото: Антон Уницын для ТД

Но ни одна корова у него не потерялась. Игорь как мог обеспечивал свои пацанские хотелки и приносил деньги домой, чтобы родители и сестры видели от него помощь. Ну и выпивал с другими скотниками. А потом его призвали в армию.

«Служить я попал в Подмосковье, оттуда перевели в Москву. Центр! Полтора километра — и Кремль, парк Горького, Москва-река, — говорит Игорь. — Но у меня косяков много было, реально чуть не посадили по дури, мог избить сослуживцев, молодой, по фигу было».  

В армии Игорь продолжил пить — там, где он служил, это было не сложно.

«Там выпивали все. Не у всех возможность была, но у кого была возможность — выпивали. Ну просто отвлечься, забыться, все равно тяжело, дедовщина же, нагрузка сильная», — объясняет он. 

Из армии он вернулся домой, в деревню. У него появлялись какие-то отношения с девушками, но несерьезные, и подработки, но непостоянные и неинтересные. Мама видела, что Игорь не знает, куда себя деть, и злоупотребляет алкоголем, но сделать с выросшим и отслужившим сыном уже ничего не могла.

В поликлинике

Фото: Антон Уницын для ТД

«Я маму уважал, соглашался с ней, а делал все равно по-своему. Короче, жил потихоньку-полегоньку, в город ездил — устраивался на работу, но постоянно что-то не получалось: то одно, то второе, то третье — что-то мешало. Ну и я заливал это, слабость проявлял. Одну работу потерял, вторую, третью, так и скатился совсем». 

Мама умерла, так и не узнав, что Игорь бросил пить. Она до самой смерти даже не знала, жив ли он и что с ним. Этого он себе тоже простить не может.

Атрофия, амнезия, туберкулез

Его не выгоняли из дома — он сам ушел. Вернее, однажды не вернулся домой. Заночевал у собутыльников раз, другой.

«В оконцовке на вокзале тусовался, бухал, калымил там: когда поезда приходят — что-то унести-принести. А потом уже окончательно запился. Такая грязь это все, вспоминать тошно», — кривится Игорь. 

Сестры тоже пытались вытаскивать из зависимости, кодировать, помогать с жильем, но и у них в конце концов в какой-то момент опустились руки. Да и Игорь прервал с ними общение. Была у него и гражданская жена, но его пьянство разрушило и эти отношения.

Игорь за работой

Фото: Антон Уницын для ТД

Нет, были просветы, когда он выбирался с улицы и прекращал пить. Приют давали религиозные общины и трудовые дома, где протрезвевший Игорь становился старшим, следил за порядком. В одном из таких приютов он познакомился с Артемом Перминовым, директором «Дома милосердия», который был готов помочь с лечением зависимости, с работой, с крышей над головой. Но «свобода» манила, и Игорь снова возвращался к выпивке и бродяжничеству. 

Так продолжалось до 2015 года, когда Игорь, как он сам говорит, «допился». Тот самый колодец, из которого его без сознания доставали спасатели, он даже не помнит. 

«Состояние было очень тяжелое, частичная амнезия, невменяемый был, худющий, мне казалось, что у меня ребра-кости болят. Говорить не мог, только мычал. Туберкулез. Атрофия мышц была, ногу где-то я разорвал». Фотографий с того времени не осталось, поэтому Игорь показывает на себе, как его скрючило.

Постояльцы «Дома милосердия»

Фото: Антон Уницын для ТД

Девять месяцев он провел в разных больницах, лечился от туберкулеза, пытался встать на ноги — этого пока не получилось, но надежды он не теряет. В больницах его и нашел снова Артем Перминов и забрал в один из приютов. 

«Я уже в таком положении был, на коляске. Ни документов, ничего у меня не было, все утеряно. Артем Игоревич мне сказал: “Будешь у меня заниматься административной работой” — записывать, кто прибыл, кто убыл, кто в больницу. Этим и занимался. Помимо этого смотрел за порядком, за стиркой. А потом Артем “Дом милосердия” открыл и спросил: «Поедешь туда — людям помогать?»

Толстая тетрадь

Я смотрю на Игоря на инвалидном кресле и недоумеваю, как в его положении можно еще и помогать кому-то. Без здоровых ног по Новосибирску передвигаться — сущее мучение: снег, разбитые тротуары, никакой доступной среды. Но Игорь объясняет, что ему с ясной головой, хоть и на коляске, ходить по поликлиникам, записывать постояльцев «Дома милосердия» — это порядка восьмидесяти человек — к врачам и на комиссии для установления инвалидности, восстанавливать документы проще, чем тем, кто только что сюда попал.

«Я сам себе все документы восстановил, потому что Перминов мне финансово помогал на такси и штрафы, сам себе инвалидность сделал. И он сказал: “Пробуй, может, еще кому-то поможешь”, — вспоминает Игорь. — Ну не было у него такого человека, который бы занимался вот этим, а инвалидов у нас много».

Постояльцы «Дома милосердия»

Фото: Антон Уницын для ТД

Он показывает толстую тетрадку, в которой ведет запись с самого первого дня, когда ему доверили помочь такому же, как он, бедолаге. Длинный список фамилий, напротив которых отметки: к какому врачу записан и когда, на какое число назначена комиссия по инвалидности или сдача анализов, когда ехать в полицию. Если ехать недалеко, он доезжает на коляске. Если путь неблизкий, берет такси, грузит туда клиентов и едет вместе с ними.

«Тут разные у нас люди, некоторые, как я, допились — и жить негде стало. Или бывает, что пенсионеры семье не нужны стали, — перечисляет Игорь. — Лежачих одиноких нам привозят, которые сами себя не могут обслуживать. Короче, хватает всяких разных — ну и что они, не люди? Люди. А здесь у нас тепло, чисто, кормят». 

Как будет дальше, Игорь не загадывает. Любовь, семья — это все пока туманное будущее. Но это будущее, которое теперь не затянуто алкогольной пеленой: он ни капли не пил с 2015 года. Даже тяги нет, говорит. Ему сорок шесть лет, он жив, нашел сестер, общается с племянницей, которая до этого не знала дядю. Да, он никогда не мечтал оказаться там, где живет сейчас. Но признается, что вообще не помнит, чтобы о чем-то мечтал, разве что умереть, когда жизнь на теплотрассе становилась совсем невыносимой.

Поликлиника

Фото: Антон Уницын для ТД

Но не умер, говорит Игорь, а значит, для чего-то, но нужен. И теперь его, бывшего бездомного, можно увидеть на сайте «Дома милосердия» в разделе «Команда»: Субботин Игорь Валерьевич, социальный работник.

Чтобы Игорь и дальше возвращал к жизни брошенных и больных новосибирцев (в городе их тысячи), пожалуйста, помогите «Дому милосердия» — даже небольшое регулярное пожертвование поддержит в трудные времена.

Перепост.

#благотворительность, #Человек человеку

Что делать, когда кажется, что весь мир — против тебя

  • Елена Савинова
  • Психолог

Автор фото, Isaac Castillejos / Unsplash

Есть люди, которым хронически не везет. Или, если сказать точнее — они сами считают, что у них все плохо.

И самое обидное — они не ждут от жизни ничего хорошего. На все случаи имеют определенные штампы-установки. Например: судьба несправедлива, страна — не та, молодость проходит, работа плохая, людям доверять нельзя, а все мужчины — сами знаете кто.

Парадоксально, но рядом с такими, мягко говоря, скептиками в одном и том же офисе работают женщины и мужчины, которые в общем не намного способнее, красивее или умнее.

Но их мир устроен по-другому. Они любят и любимы, восторженно рассказывают о каких-то рабочих моментах, горячо спорят, рисуют в воображении будущие достижения.

  • Блог психолога: как избавиться от комплекса жертвы?

Конечно, все зависит от личного восприятия действительности. Но иногда и самые радужным оптимистам бывает нелегко. Со всех сторон только и слышишь: что-то у меня такая депрессия! Особенно сейчас, когда день заканчивается, не успев начаться, а до ярких новогодних праздников еще далеко.

Чтобы не дать негативным мыслям овладеть собой, надо знать врага в лицо. Что запускает депрессию, и как не поддаться ей?

Черно-белая маска депрессии

Автор фото, Ian Espinosa / Unsplash

Наш почти земляк, известный американский психотерапевт Аарон Бек, отец которого родом из Хмельницкого, посвятил жизнь исследованию меланхолии, тревожности, различных фобий.

По его мнению, существует так называемая когнитивная триада депрессии.

Негативные представления о себе: я — ничтожество. Такой же взгляд на мир: он жестокий и опасный, там — плохо.

И как следствие — человек, который так мыслит, ничего хорошего от своей жизни не ожидает.

  • Почему мы предвзято относимся к психотерапевтам?

На самом деле мы знаем, что это не так, но попробуй докажи это тому, кто не видит перспектив.

Депрессия, как известно, это состояние, когда мы не видим будущего. В отличие от эйфории, когда наоборот — забываем о прошлом. Для нее характерно сужение сознания под влиянием следующих факторов:

Персонализация — что бы ни произошло, человек воспринимает это на свой счет. Например, что это лично ему все хотят сделать плохо.

Мышление крайностями. Мир черно-белый. Все либо друзья, либо предатели, если не со мной, то — против меня.

  • Блог психолога: мода на равнодушие

Выборочные суждения. Когда из-за мелочной детали — например, девушка наклонилась к коллеге, чтобы о чем-то спросить, рисуется в воображении невесть что и устраивается сцена ревности.

Попадание в «слепые зоны». Безосновательные самобичевания из-за неумения увидеть объективную картину. Например, женщина, которая целый день на работе, оставив ребенка на бабушку, делает вывод, что она — плохая мать.

Склонность к чрезмерным обобщениям. Это хорошо известные «все мужчины — неверные, женщины — легкомысленные».

Преувеличение последствий. Если он не перезвонил — между нами все кончено. Не прошел собеседование — я никому не нужен.

«Автоматические» мысли по наследству

Автор фото, Randy Jacob / Unsplash

Підпис до фото,

«Даже если вам когда-то не повезло, это вовсе не означает, что так будет всегда. А будет то, что вы сами захотите — лужа под ногами или звезды в луже»

Такие паттерны негативного восприятия или «автоматические» мысли, как их называл Аарон Бек, формируются в детстве.

Возможно, родители сами были чрезмерно тревожными и передали такое отношение ребенку. Или были слишком требовательными. Отсюда у многих и появляются убеждения, что нам кто-то должен выставить оценку. А чтобы заработать высокую оценку, мы обязаны все время тяжело работать и убеждать в собственной значимости других.

Как преодолеть в себе такие «когнитивные искажения»? Ведь именно они препятствуют той легкости бытия, благодаря которой везет тем, кто не слишком старательный и серьезный.

Для начала хорошо по крайней мере осознать наличие подобных установок у себя. Далее нужно мысленно отделить себя от своих привычных, но противоречивых негативных суждений о себе и окружающем мире.

  • Блог психолога: что такое газлайтинг и как ему противостоять?

Это нелегко. Потому как вам придется фактически признать себя неправым в том, что вам раньше казалось бесспорным.

Так вы почувствуете разницу между «я знаю, что» (как было раньше) и «я считаю» или «мне кажется, что» — то восприятие действительности, к которому желательно привыкнуть. Если конечно, вы не хотите быть законченным невротиком.

То есть вместо того, чтобы привычно цепляться за привычные негативные конструкции типа «все плохо», а точнее — прятаться за ними, вы осознаете, что мир — не черно-белый, а разноцветный.

И даже если вам когда-то не повезло, это вовсе не означает, что так будет всегда. А будет то, что вы сами захотите — лужа под ногами или звезды в луже.

Автор фото, Fernando Pereira / Unsplash

Почему быть мелочным так приятно? Это во время взросления часто приводило к уникальному разрешению конфликтов. Например, моя мать основывала меню на том, какой из ее детей вел себя лучше всего. Если бы я убрала гостиную, когда это должны были сделать мой брат или сестра, моя мама добавила бы к ужину сладкий картофель, который я люблю, а они презирают. Эта молчаливая, но четкая система поощрения и наказания проникла в мои взрослые отношения. Например, если парень разозлит меня из-за сообщения, я сделаю так, что вы наберете текст, чтобы появилось всплывающее окно, но никогда не отправите его. Я знаю, что был мелочным, но, извините, это так приятно. Но почему мелочность приносит такое удовлетворение?

Для тех, кто не знаком с официальным определением, Оксфордский словарь определяет мелочность как «чрезмерную озабоченность тривиальными вопросами, особенно мелочного или злобного характера». Кроме того, мелочность может быть тонкой, в отличие от ее более очевидного родственника — мести. Социальный эксперимент, проведенный в 2009 году в Гарварде и Университете Вирджинии, собрал группы людей для участия в финансовой игре. В каждой изучаемой группе один экспериментатор был специально поставлен для того, чтобы смошенничать, чтобы другие люди, играющие, заметили. Ученые обнаружили, что, когда у каждого была возможность отомстить без вины, каждый, кто играл обманутого, воспользовался шансом отомстить. «Практически все были возмущены тем, что с ними случилось, и все, кому представилась возможность [отомстить], воспользовались ею», — говорит Кевин Карлсмит, социальный психолог из Колгейтского университета, об эксперименте9.0003

Месть и мелочность — такие распространенные аспекты наших межличностных отношений, потому что они оба запускают закон долга, — говорит Дэнни Гривз, физиотерапевт из Великобритании и тренер по изменению поведения, специализирующийся на преодолении обиды. Это также известно как взаимность, которая представляет собой практику обмена вещами для взаимной выгоды. «Взаимность — это один из универсальных принципов, который создает автоматические, бессознательные реакции. Это принцип взаимного обмена», — говорит он. В нашем эволюционном прошлом, добавляет Гривз, взаимность была жизненно важным принципом, потому что мы полагались на других людей, которые помогали нам путем справедливого обмена, чтобы выполнять задачи и удовлетворять основные человеческие потребности.

Francesco Carta fotografo/Moment/Getty Images

Проще говоря, когда кто-то что-то делает для нас, мы чувствуем себя обязанными отплатить тем же. Это действительно просто человеческая природа. «Тяга к ответному действию, совершенному по отношению к нам, настолько сильна, потому что это имеет решающее значение для нашего эволюционного прогресса», — добавляет Гривз. Из-за этой части нашей натуры мы чувствуем себя грубыми, когда не говорим спасибо, злыми, когда не предлагаем что-то, чем могли бы поделиться, или чувствуем вину, когда не делаем то, что должны. И поэтому мы чувствуем необходимость отомстить тем, кто делает с нами то же самое. Хотя взаимность в форме возмездия является естественной реакцией на пренебрежение, это все же не объясняет, почему мы чувствуем себя так хорошо, делая это.

«Для тех, кто любит соревновательную игру и побеждать других, мелочность может быть очень полезной. Дофаминовые центры в мозге могут регистрировать этот акт мелочности как вознаграждающее и «заслуживающее повторения» поведение», — говорит Карла Мари, клинический психолог из Калифорнии. Она указывает на исследование 2016 года, опубликованное Social Cognitive and Affective Neuroscience , которое показало, что простое размышление о ответной агрессии активирует центр вознаграждения нашего мозга.

Хотя вы не должны воспринимать это исследование как указание на то, что вы должны бить любого, кто отнимет у вас парковочное место, оно объясняет, почему мы испытываем такое удовольствие, наблюдая, как другие люди ведут себя мелочно. «Некоторых людей заинтриговала негативная конкуренция друг с другом, — говорит Мари. «Подобно тому, как некоторым людям нравится наблюдать за тем, как хулиган преследует других, мелкие битвы могут быть источником отвлечения внимания или комического облегчения». Это во многом объясняет нашу одержимость реалити-шоу, явным порталом мелочности.

Хотя обычно это считается отрицательной чертой, есть люди, которые считают мелочность положительной чертой, даже хвастаясь своей мелочностью в блогах и социальных сетях. Мелочность, выраженная в культуре мемов в последнее время, вызывала восхищение у других и приводила к беззаботному освещению в СМИ. Недавно между знаменитостями Мартой Стюарт и Челси Хэндлер произошел обмен мнениями, который на прошлой неделе стал вирусным просто из-за чистой мелочности всех вовлеченных сторон.

Мелочность может быть легкомысленной и для некоторых формой межличностного веселья, говорит мне Мари. Но в других контекстах это может нанести ущерб нашему эмоциональному развитию. «Люди часто прибегают к мелочности из-за боязни быть прямолинейными; мелочность — это форма пассивно-агрессивного поведения и защитный механизм, характерный для людей с плохим эмоциональным интеллектом», — говорит Мари.

Учитывая, что большую часть времени я Петти Лабель, правда ранит меня, но говорит о том, что моя собственная семья воспитывалась в непрямом решении конфликтов, часто за счет моих семейных отношений. Если зайти слишком далеко, мелочность может быть очень вредной.

«Наша животная гордость хочет, чтобы нас видели и считали правыми», — добавляет Гривз. «Гораздо проще ответить мелким действием, чтобы уравновесить чашу весов, чем вести диалог и находить точки соприкосновения». Люди сосредотачиваются на пренебрежительном отношении в наших межличностных человеческих отношениях, потому что, хотя обидчику они могут казаться тривиальными, человек, принимающий их, может увидеть в них крупицу правды. Вот почему шейд — такое острое эффективное выражение презрения — он оскорбителен, потому что он вроде как правдив.

Хотя мы могли бы посмеяться над мелким или тривиальным взаимодействием, такая динамика часто бывает ядовитой и создана сознательно или бессознательно для того, чтобы причинить вред наиболее уязвимым зонам другого человека. Вот почему мелочность — это инструмент, который лучше всего приберечь для самых достойных моментов, а не во всех ваших повседневных взаимодействиях. «Хотя некоторым людям нравится саркастично относиться к приятелям, сарказм в интимных отношениях часто бывает очень разрушительным», — говорит Мари. «Чем более вы уязвимы, чем более вы эмоционально чувствительны, тем более ранящими могут быть тривиальные пренебрежения».

Мелкие люди, которые отомстили

1. Коллеги, создавшие этот прощальный подарок плоскоземельцу:


Мой коллега — плоскоземельщик, и это его последний день с смешной

3. Человек, который после ссоры со своим партнером буквально запер кофейную банку, чтобы испортить себе утро:


Проснулся со своей кофейной банкой вот так после мелкой ссоры с моим партнером из смешной

4. И муж, который после ссоры с женой заправил только СВОЮ сторону кровати:


Уровень мелочности 100 000 00. .. Сегодня утром мой муж был зол, поэтому решил, что заправляет только свою половину кровати. из смешной

5. Самый несчастный покупатель автомобиля в Техасе:


Я люблю этот уровень мелочности парней от смешной

Мэтт Вилле @herbehancock

сегодня проколол чьи-то шины, потому что он припарковался как осёл… было ли это оправдано? Я думаю так.

Ответить Ретвитнуть Любимый

Твиттер: @herbehancock

7. Бывшая, которая вернула свитер своего бойфренда-изменщика с последним оскорблением, которое он ей бросил, зашила в него:


Неверный парень моей подруги попросил вернуть свой свитер после того, как назвал ее мелкой шлюхой за то, что она рассталась с ним. .. такое мастерство от смешной

Брейон🌹 @_Breyonnn

Мой парень изменил мне, поэтому я убедила его сделать одинаковые татуировки.. он пошел первым, а я пошла домой

Ответить Ретвитнуть Любимый

Твиттер: @_Breyonnn

Ник Лутц @NickLutz12

Когда твой бывший пишет тебе письмо с извинениями, чтобы ты оценил его и отправил обратно

Ответить Ретвитнуть Любимый

Твиттер: @NickLutz12

10. Фанат Yankees, который сделал своему младшему брату, любящему Red Sox, наклейку Red Sox для своей машины… со скрытым пенисом:


Как фанат Янки, когда ваш младший брат просит вас сделать ему наклейку Red Sox для его новой машины, пришло время отложить в сторону ваши мелкие разногласия и быть хорошим братом. из смешной

Имаан Шейх @sheikhimaan

я стремлюсь быть таким мелочным https://t.co/InBi7wmOVf

Ответить Ретвитнуть Любимый

Твиттер: @sheikhimaan

12. Человек, который нашел новый способ назвать своего соседа мудаком:


Парень использует карты Google, чтобы назвать соседа мудаком. Новый мелкий уровень достигается с смешной

Посмотреть это фото в Instagram

Эшли Брэдли @ashhbradley

Я просто не могу поверить, что пошла на свидание с парнем и вежливо сказала ему, что не думаю, что мы совместимы, и он Венмо пригласил меня на ужин, я съел чертов жареный сыр 💀💀💀

Ответить Ретвитнуть Любимый

Твиттер: @ashhbradley

Посмотреть это фото в Instagram

Алиша Рай @AlishaRai

Я только что вспомнила, как встречалась с британцем, и меня что-то раздражало на него, поэтому я специально заварила себе чай в микроволновке, глядя ему прямо в глаза

Ответить Ретвитнуть Избранное

Твиттер: @AlishaRai

علي الرئيسي @3liAlra

RIP BRO

Ответить Ретвитнуть Любимый

Твиттер: @3liAlra

Посмотреть это фото в Instagram

Халил @sehnaoui

Кофейня. Люди рядом со мной шумные и грубые. Они только что нашли идеальное название для своего нового бизнеса. Я только что купил доменное имя.

Ответить Ретвитнуть Любимый

Твиттер: @sehnaoui

Поделиться этой статьей

BuzzFeed Daily

Будьте в курсе последних ежедневных новостей с информационным бюллетенем BuzzFeed Daily!

Форма подписки на рассылку новостей

Адрес электронной почты

Этот сайт защищен reCAPTCHA, к нему применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Мелкая личность: исследование PsychTests показывает, почему некоторые люди склонны затевать драки

Главная / Здоровье / Мелкая личность: исследование PsychTests показывает, почему некоторые люди склонны затевать драки

в велнес 9 июля 2014 г. 0

Исследование, проведенное PsychTests. com, раскрывает черты характера, которые могут сделать людей более конфликтными и склонными к спорам.  

МОНРЕАЛЬ, Квебек – Почему некоторых людей так легко вывести из себя? Как будто у них есть удивительная сверхспособность, которая позволяет им видеть оскорбления там, где их нет, или раскрывать злодеев, которые, кажется, полны решимости испортить им день. Можно ли охарактеризовать склонность к мелким ссорам так же просто, как вспыльчивость?

Нет, если верить исследователям PsychTests.com. Легкость, с которой некоторые люди затевают драки, зависит от сложной комбинации черт.

Используя данные, собранные с помощью теста эмоционального интеллекта, исследователи PsychTests сравнили людей на основе частоты, с которой они оказываются в конфликтных ситуациях. Они обнаружили резкий контраст личности между теми, кто указал, что они спорят «чаще, чем другие», и теми, кто утверждает, что «реже, чем другие»:

  • Спорящие люди хуже контролируют импульсы (51 балл против 67 по шкале от 0 до 100). Они склонны делать или говорить вещи, не задумываясь о возможных последствиях. По сути, они думают в данный момент, а не думают наперед.
  • Спорящие люди менее устойчивы (60 баллов против 74). Они не очень хорошо справляются со стрессом или трудностями и в результате вымещают свое разочарование на других.
  • Спорливым людям труднее решать проблемы (65 баллов против 80): неспособность эффективно решать жизненные проблемы может привести к стрессу и, как указано выше, к большей вероятности того, что другие примут на себя основную тяжесть этих разочарований. Само собой разумеется, что кричать до тех пор, пока кто-то не добьется своего, нельзя считать одним из шагов в процессе решения проблемы.
  • Спорящие люди имеют низкую самооценку (56 баллов против 77): чтобы чувствовать себя лучше, некоторые люди зацикливаются на недостатках других, безжалостно указывая на них и придираясь к ним. За многими высокомерными и антагонистическими фасадами скрывается хрупкая самооценка.
  • Люди, склонные к спорам, менее довольны своей жизнью (52 балла против 72): Это может не вызывать большого удивления. Люди, которые злятся большую часть времени и жалуются на свою жизнь (и на всех в ней), с меньшей вероятностью будут счастливы.
  • Спорщики имеют более негативное мышление (58 баллов против 74): Было бы несправедливо сказать, что каждый пессимист мелочен и спорщик, но когда человек имеет привычку видеть в других только худшее, он с большей вероятностью начнут или вовлекаются в споры.
  • Спорящие люди менее способны мотивировать себя (55 баллов против 68). Этот результат поначалу ставил в тупик исследователей PsychTests, пока они не изучили, как конфронтационные люди справляются с ситуациями, требующими большого драйва и внутренней силы.
  • Они обнаружили, что чем больше спорят люди, тем легче они разочаровываются, сталкиваясь с препятствиями; они, похоже, не в состоянии копнуть глубже, чтобы найти мотивацию двигаться вперед. Многие люди, вероятно, испытывают сильную вину и стыд, когда слишком легко сдаются, и иногда они обращают эти чувства вовне (в форме гнева), а не сталкиваются с ними лицом к лицу.
  • Спорящие люди менее гибки (40 баллов против 60). Истерика в 2-летнем возрасте довольно распространена и общепринята — или, в лучшем случае, не одобряется. У взрослых бывает «взрослая» версия истерики (т. е. «Мы делаем это по-моему или иначе!») Столь же распространена и обычно происходит по той же причине: они хотят чего-то, чего не могут иметь, и отказываются. признать, что они не могут иметь его. Однако, в отличие от двухлетнего ребенка, взрослые понимают важность гибкости. Тому, кто не может приспособиться, приспособиться и пойти на компромисс, когда жизнь не дает ему того, чего он хочет, предстоит долгая, разочаровывающая жизнь, полная конфликтов.
  • Спорящие люди хуже умеют разрешать конфликты (55 баллов против 66). Хотя это, вероятно, не стало неожиданностью, исследователи PsychTests обнаружили интересный поворот: они оценивали два аспекта разрешения конфликтов: Знание (знание того, что делать/сказать, чтобы разрешить спор) и Поведение (превращение знаний в действие). Разрыв в 11 баллов (и только 4 для тех, кто менее конфронтационен) между Знаниями и Поведением для спорящих людей, причем Знания систематически превышали Поведение. Это означает, что даже если спорщики знают как эффективно и зрело разрешить конфликт, они не всегда это делают.

«Мелкие люди, кажется, затевают бессмысленные драки без провокаций и причин, но на самом деле это не так», — объясняет доктор Джерабек, президент PsychTests.

«Существует множество основных причин их склонности набрасываться на других, и наше исследование выявило некоторые из них. Спорящие люди чувствуют больше, чем просто гнев или разочарование. Они испытывают множество сложных, изменчивых эмоций и не умеют их анализировать и регулировать. Им менее комфортно с эмоциями в целом, и, что наиболее важно, они менее осознают себя. Это приводит к преувеличенной реакции на незначительные проблемы… другим это кажется неожиданным или мелочным, но на самом деле они реагируют на что-то очень реальное, что их беспокоит; они просто не понимают, что это такое на самом деле».

PsychTests.com — дочерняя компания PsychTests AIM Inc. PsychTests.com — это сайт, который создает интерактивную площадку для самоисследования со здоровой дозой удовольствия.

Сайт предлагает полный спектр профессионального качества, научно подтвержденных психологических тестов, которые помогают людям расти и раскрывать свой реальный потенциал благодаря проницательной обратной связи и подробному индивидуальному анализу.

Исследователи из PsychTests предполагают, что если вы обнаружите, что имеете дело с кем-то, кто склонен затевать драки, не позволяйте себе быть захваченным их приливной волной эмоций. Держите вещи в перспективе, чтобы сохранить контроль над своими чувствами, признайте, что у вас есть выбор не вступать в спор, и, самое главное, используйте свое сочувствие и социальную проницательность.

Возможно, вы поможете им определить реальную проблему, стоящую за накопившимся разочарованием, чтобы они могли разобраться с ней напрямую и, возможно, немного «облегчиться».