Методика семья животных – | Pandia.ru
Методика «Семья животных»
Методика «Семья животных» является вариантом методики «Рисунок семьи» и используется как для более младших, так и для более старших детей в случае необходимости замаскировать цели обследования. Широко применяется за рубежом. Опыт же использования в России незначителен [см.: Венгер А.Л., 2003].Главное отличие от первоначальной методики: ребенок рисует семью животных — тех, кого он выберет. Принципы интерпретации рисунка примерно соответствуют интерпретации исходной методики.
Еще одним вариантом этой методики является методика « Ссорящиеся животные». Здесь ребенок получает другую исходную инструкцию — нарисовать ссорящуюся семью животных.
В качестве примера творческого использования методики «Ссорящиеся животные», производной от «Рисунка семьи» и «Семья животных», приведем исследование Ю. В. Низковских [Низков- ских Ю. В., 2002], выполненное с помощью этой методики.
Рисунок семьи и рисунок ссорящихся животных входили в диа- гностико-коррекционную программу автора, целью которой было показать, что устранение конфликтного взаимодействия детей в сфере межличностного общения возможно достичь путем разрешения внутренних конфликтов личности.
В ходе тестирования по методике «Ссорящиеся животные» ребенку предлагают нарисовать ссорящихся животных, а затем в беседе с психологом выяснить их интересы, потребности, цели, понять причины их поведения и в конце концов найти такой способ их взаимодействия, при котором они реализовывали бы свои цели.
В процессе рисования и описания животных ребенок выражает свои чувства на бумаге, передает их своим персонажам, переживает вместе с ними. Когда ребенок налаживает диалог между оппонентами, он понимает, что оба животных правы и имеют основания для проявляемого поведения. По мнению автора методики, таким образом ребенок понимает и принимает противоречивые стороны собственной личности.
Во время консультативно-коррекционной работы можно заметить, что происходит развитие каждого из животных. Они становятся более свободными, открытыми, учатся принимать партнера таким, какой он есть, освобождаются от негативных чувств (злости, обиды). Таким образом, происходят усиление различных сторон личности ребенка, отреагирование негативных эмоций и разрешение его внутренних конфликтов. Приведем пример.
Пример использования методики
Испытуемый Игорь, 7 лет (пример взят из работы Ю. В. Низков- ских [Низковских Ю. В., 2000]).
Барьеры на рисунке семьи (рис. 3) между фигурами (между мамой и папой стоит дом), отсутствие основных частей тела у некоторых фигур, изоляция отдельных фигур, отсутствие на рисунке некоторых членов семьи — все это свидетельствует о высоком уровне конфликтности в семье.
Рисуя ссорящихся животных (см. рис. 4), Игорь изображает конфликт между собакой и змеей Зеекой. О том, почему они поругались, Игорь рассказывает: «Зеека полз (вопреки многим признакам змею он относит к мужскому роду) и нашел еду собаки. Пока самой собаки не было, он съел ее еду. Пришла собака, они начали ругаться, потом собака испугалась Зееку и убежала». На расспросы Игорь отвечал: «Помириться смогут, если придет хозяин с ружьем и напугает Зееку, и тогда змея скажет, что они будут жить мирно». Весь характер рисунка ярко свидетельствует о высокой тревожности и, как следствие, возникающей агрессии.
1)сходство стратегий поведения: как на рисунке семьи ребенок не изображает себя, а просто сообщает о том, что он сидит дома, так и на рисунке «Ссорящиеся животные» рисует камыши, в которых прячется собака;
2)Зееку и маму ребенок прорисовывает полностью. Папы на рисунке практически не видно;
3)собака пришла к своему месту уже после появления там змеи, равно как и папа на рисунке семьи только подъезжает к дому на машине.
Можно было бы выдвинуть предположение, что змея является прототипом мамы, а собака — папы, но остается загадкой смена {foto} Рис. 3. Рисунок семьи (испытуемый Игорь, 7лет)
{foto} Рис. 4. Первичный кинетический рисунок ссорящихся животных (испытуемый Игорь, 7 лет)
пола. В связи с этим можно выдвинуть несколько предположений. Во-первых, изменение пола можно объяснить подменой ролей в семейных отношениях: мама берет на себя функции принятия всех ответственных решений, введения и исполнения наказаний, а также защиты своих детей от всех внешних факторов. Папе достаются лишь второстепенные роли в воспитании детей. С этой гипотезой хорошо согласуется и изображение преобладающей стратегии поведения: маме, скорее всего, соответствует тактика доминирования, папе — избегания конфликта. Можно предположить, что Игорю также более свойственна стратегия избегания конфликта. Другой гипотезой, объясняющей подмену пола, может быть предположение, что конфликт между Зеекой и собакой — это проекция конфликта с одним из братьев. Возможен и третий вариант, объединяющий оба предположения: прототипом внутриличностного конфликта является конфликт между родителями, в данное время этот конфликт чаще всего переходит на отношения с братьями и развивается по первоначально заданным родителями характеристикам. Поэтому актуальным для мальчика является конфликт с представителями мужского пола.
—Собака пошла гулять с подружкой и наткнулась на змею. Испугалась, побежала, попала в яму, из ямы — в дом бабок-ежек, они ее там сильно и долго пугали. В конце концов она разозлилась и убежала. Убежала домой, ее дом рядом с хозяином.
—Встретятся ли теперь еще змея и собака?
—Собака пойдет с хозяином и наткнется на змею. Они друг друга покусают, потому что боятся друг друга.
—Могут ли они помириться?
—Могут, но потом могут начать злиться и покусать друг друга. Хозяин может подточить зубы собаке, а у змеи убрать яд. Тогда даже если они захотят друг друга покусать, то не смогут.
—Из-за чего они могут захотеть покусать друг друга?
—Собака увидит, что на земле что-то лежит, и подумает, что это веревка, ухватит ее зубами и укусит змею, змея разозлится и тоже укусит собаку. Они начнут злиться и кусаться.
Если проанализировать причину конфликта собаки и Зееки, то получается, что они боятся друг друга, боятся, потому что друг друга не знают. При встрече они выбирают стремительное нападение на противника как форму защиты. Причем если в самом начале собака старалась вообще избегать встречи, не чувствуя в себе сил противостоять змее, то теперь Игорь видит ее более смелой. Мы наблюдаем, как растет внутреннее напряжение, повышение тревожности переходит в агрессивность: сначала собака встречается с Зеекой один на один и прячется в кустах (этого действия достаточно, чтобы обезопасить себя), затем она натыкается на змею, когда идет с подружкой, и тогда она уже старается далеко убежать, но попадает в другие неприятности (ее пугают до тех пор, пока она не разозлится). Внутренняя тревога и страх выливаются в злость, которая наполняет энергией действие, уменьшающее внутреннее напряжение. Представление о встрече с Зеекой в следующий раз вызывает уже агрессию. По словам Игоря, Зеекатоже боится собаки, поэтому, даже если они помирятся, потом опять начинается ссора. Складывается впечатление, что на самом деле ссорящиеся животные Игоря до сих пор настроены агрессивно, но избегают открытого столкновения.
1)преодоление страха и вступление в полноценный контакт с оппонентом;
2)смена сценария взаимодействия участников конфликта.
Ребенку предлагается нарисовать, как могли бы встретиться собака с Зеекой. Сначала он долго приноравливается, выбирает место, затем вообще отказывается, объясняя это тем, что он не умеет рисовать собак. В какой-то момент Игорь признается, что собака никогда полностью змею не видела, «ее очень трудно отличить от травы, но зато хорошо заметны ее кружочки». Мальчика просят описать змею, ее характер и затем снова предлагают нарисовать встречу. Он рисует и рассказывает, как все происходило.
Из рассказа видно, что, несмотря на улучшение взаимоотношений, переход с хорошо усвоенного стереотипа действий на новый, еще до конца не познанный способ поведения осуществляется через множество препятствий.
В дальнейшем целью коррекционной работы становится выработка стратегий мирного взаимодействия.
Развитие сюжета сказки показывает, что в совместном взаимодействии у каждого из животных есть свои роли: собака должна обеспечивать Зееку и ее деток питанием и жильем, и эта роль ее устраивает. Зеека должна заботиться о детках. Те роли, которые отводит ребенок своим животным, а также и то, какие стратегии поведения родителей и животных изображает ребенок на первых рисунках, подтверждают предположение, что Зеека является прототипом мамы, а собака — папы.
Можно предположить, что, по ощущениям Игоря, его отец испытывает недостаток проявляемого к нему внимания, понимания и хорошего, доброжелательного отношения во взаимоотношениях с супругой.
Возможно, мать Игоря ощущает повышенный уровень тревожности, компенсируемый агрессивным поведением, который, во- первых, влияет на всех членов семьи, а во-вторых, мешает проявлению ее искренней доброжелательности. По рассказу Игоря видно, что он более склонен идентифицировать себя с собакой. Из этого следует, что мальчик также испытывает недостаток внимания и любви мамы.
В процессе коррекционной работы изменяется не только характер взаимоотношений животных, но и они сами. Динамика отношений в сказке развивается: сначала собака боится змеи и избегает прямых контактов с ней, змея кажется готовой к вступлению в контакт; затем с растущей тревогой возрастает агрессия, они чувствуют в себе готовность драться друг с другом; снятие тревоги в рамках коррекционной работы и уход от сценария агрессивного поведения позволяют выяснить, что собака обеспечивает змею пищей, жильем, заботится о ней, Зеека принимает эту заботу, и вдруг собака оставляет ее и убегает на чей-то свист, правда не навсегда. Это* может быть показателем того, что собака стала ощущать себя более свободной и уверенной, способной самостоятельно принимать решения, а также выделять из окружающей действительности не только тревожащие стимулы, но и позывные к установлению контакта. Зеека, в свою очередь, начинает проявлять способность к активным действиям. Важно и то, что животные отныне уже не боятся открытого противостояния и способны договориться.
Несмотря на то что коррекция внутренних структур не была закончена, некоторый прогресс в работе, направленной на интеграцию противоположных сторон личности, был все же достигнут, его результаты отразились в итоговом тестировании с помощью кинетического рисунка семьи (рис. 5).
На рисунке изображены все члены семьи, но между некоторыми из них стоят деревья, играя роль барьеров. Стоит отметить, что в отличие от первого рисунка на этом отсутствуют показатели враждебности. Можно заметить, что с разрешением внутри- личностного конфликта ребенок рисует маму и папу ближе друг к другу (между ними теперь не дом-крепость, а всего лишь тоненькое деревцо), также на рисунке появляются его братья. Очевидно, переносимый на них ранее внутренний конфликт вызывал
{foto} Рис. 5. Итоговый кинетический рисунок семьи (испытуемый Игорь, 7лет)
частые конфликтные столкновения с ними, и Игорь не изобразил их на первом рисунке. Стоит отметить, что некоторая напряженность в отношениях с братьями по-прежнему сохраняется. На это указывает дерево, разделяющее их, и фигура дяди, который не является близким родственником, но появляется на рисунке. Видимо, он необходим Игорю, чтобы как-то снизить уровень тревожности (вспомним, таким же приемом пользовалась собака в рассказе мальчика: она либо ходила вместе с хозяином, либо звала его, чтобы напугать змею), или, возможно, в жизни дядя восполняет недостаток внимания, доброжелательности и понимания.
* * *
Методика «Рисунок семьи» и ее варианты широко используется в консультативной практике, несмотря на ее практически всеми признаваемую низкую диагностическую валидность. В одном из наших исследований мы попытались оценить валидность методики «Рисунок семьи», сравнивая ее результаты с результатами, полученными на тех же испытуемых с помощью методик «Цветовой тест отношений» (ЦТО) и «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля. В тесте Рене Жиля были использованы шкалы, измеряющие индексы эмоциональной дистанции ребенка со значимыми другими. В ЦТО также измерялось векторное расстояние между самим ребенком и его родными по цветовой шкале. В методике «Рисунок семьи» были введены количественные параметры для оценки семейной ситуации (индексы отношений к значимым другим), близкие к указанным выше методикам.
Результаты корреляционного анализа данных по всем трем методикам показали, что наиболее высокие и значимые коэффициенты корреляции, т.е. наибольшая диагностическая валидность, согласованность в измерении отношения, получены по отношению ребенка к отцу, на втором месте — отношение к братьям и сестрам, на третьем (все еще при значимых коэффициентах корреляции) — к бабушкам и дедушкам. Индексы отношения к матери по всем трем методикам имели положительные, но невысокие и незначимые коэффициенты корреляции.
Иначе говоря, наименее валидно (наиболее несогласованно) все три названные методики измеряли отношение ребенка к матери. Это можно »интерпретировать, например, тем, что отношения ребенка с матерью являются среди других отношений самыми гибкими, разнообразными и многосторонними. В известном смысле они амбивалентны и противоречивы, ситуативны. Отношение же к отцу, братьям и сестрам оказалось более определенным и однозначным, более фиксированным.
www.med24info.com
1.2. Методика «Семья животных»
Методика «Семья животных» является вариантом методики «Рису-
нок семьи» и используется для детей и подростков в случае необходимости
замаскировать цели обследования [7, 14, 17].
Главное отличие от первоначальной методики: ребенок рисует се-
мью животных – тех, кого он выберет. Принципы интерпретации рисунка
примерно соответствуют интерпретации исходной методики.
Еще одним вариантом этой методики является методика «Ссорящие-
ся животные».
Процедура проведения обследования
В ходе тестирования по методике «Ссорящиеся животные» ребенку
предлагают нарисовать ссорящихся животных, а затем в беседе с психоло-
гом выяснить их интересы, потребности, цели, понять причины их поведе-
ния и найти такой способ их взаимодействия, при котором они реализовы-
вали бы свои цели.
В процессе рисования и описания животных ребенок выражает свои
чувства на бумаге, передает их своим персонажам, переживает вместе с
ними. Когда ребенок налаживает диалог между оппонентами, он понимает,
что оба животных правы и имеют основания для проявляемого поведения.
По мнению автора методики, таким образом ребенок понимает и принима-
ет противоречивые стороны собственной личности.
1.3. Методика «Незавершенные предложения»
В исходной форме методика «Незавершенные предложения» являет-
ся проективной личностной методикой. Однако представляется интерес-
ным использовать ее и для диагностики межличностных отношений ре-
бенка в семье: модифицированная методика дает такую возможность.
Процедура проведения обследования
Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются незавершенные
предложения. Пожалуйста, продолжите их (закончите). Здесь нет правиль-
ных или неправильных вариантов ответа. Ваше творчество приветствуется.
Благодарим за сотрудничество».
Методика «Незавершенные предложения» не раскрывает испытуе-
мому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение
или тренировка памяти, внимания. Перед испытуемым ставят задачу рабо-
тать как можно быстрее, завершать начало предложений, не особенно раз-
думывая, первым, что приходит в голову.
Порядок проведения: при письменном варианте испытуемый получа-
ет лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложе-
ниями. При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксиру-
ются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.
9
Гораздо более широко распространенным является вариант Saks-
Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологии Санкт-
Петербургского научно-исследовательского психоневрологического ин-
ститута им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 64 незавершенных предложений
с более структурированным и детерминирующим реакцию началом. Они
делятся на 16 групп по 4 предложения; каждая из них соответствует опре-
деленной сфере отношений человека – к самому себе, к другим людям.
Вопросы методики Saks-Sidney
Отношение к отцу.
1. Думаю, что мой отец редко…
17. Если бы мой отец только захотел…
33. Я хотел(а) бы, чтобы мой отец…
49. Думаю, что мой отец…
Отношение к себе.
2. Если все против меня, то…
18. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы…
34. Моя наибольшая слабость заключается в том…
50. Когда мне начинает не везти, я…
Жизненные цели.
3. Я всегда хотел(а)…
19. Я мог(ла) бы быть очень счастливым (счастливой), если бы…
35. Моим скрытым стремлением в жизни…
10
51. Больше всего я хотел(а) бы в жизни…
Отношение к подчиненным.
4. Если бы я занимал(а) руководящий пост…
20. Если кто-нибудь работает под моим руководством…
36. Мои подчиненные…
52. Когда я даю другим поручение…
Отношение к будущему.
5. Будущее кажется мне…
21. Надеюсь на…
37. Наступит тот день, когда…
53. Когда я буду старым (старой)…
Отношение к начальству и учителям.
6. Мое начальство…
22. В школе мои учителя…
38. Когда ко мне приближается мой начальник…
54. Люди, превосходство которых я над собой признаю…
Страхи и опасения.
7. Знаю, что глупо, но боюсь…
23. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь…
39. Хотелось бы мне перестать бояться…
55. Мои опасения не раз заставляли меня…
Отношение к друзьям.
8. Думаю, что настоящий друг…
24. Не люблю людей, которые…
40. Больше всего люблю людей, которые…
56. Когда меня нет, мои друзья…
Отношение к прошлому.
9. Когда я был(а) ребенком…
25. Когда-то я…
41. Если бы я снова стал(а) молодым (молодой)…
57. Моим самым живым воспоминанием детства является…
Отношение к мужчинам.
10. Идеалом мужчины для меня является…
26. Считаю, что большинство юношей…
42. Считаю, что большинство мужчин…
58. Мне очень не нравится, когда мужчины…
Отношение к сексуальной жизни.
11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…
27. Супружеская жизнь кажется мне…
43. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…
59. Моя половая жизнь…
Отношение к семье.
12. По сравнению с большинством других семей моя семья…
28. Моя семья обращается со мной как…
44. Большинство известных мне семей…
60. Когда я был(а) ребенком, моя семья…
Отношение к сотрудникам.
13. Лучше всего мне работается с…
29. Люди, с которыми я работаю…
45. Люблю работать с людьми, которые…
11
61. Люди, которые работают со мной…
Отношение к матери.
14. Моя мать…
30. Моя мать и я…
46. Считаю, что большинство матерей…
62. Я люблю свою мать, но…
Осознание вины.
15. Сделал(а) бы все, чтобы забыть…
31. Моей самой большой ошибкой было…
47. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым (виноватой), если…
63. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это…
Отношение к женщинам.
16. Идеалом женщины для меня является…
32. Считаю, что большинство девушек…
48. Считаю, что большинство женщин…
64. Мне очень не нравится, когда женщины…
(Реально предложения даются по порядку номеров.)
Анализируя ответы испытуемого, можно оценить существующую у
него систему отношений к семье, представителям того же или противопо-
ложного пола, к сексуальной жизни, начальству, подчиненным, сотрудни-
кам, друзьям, отцу, матери. Ряд ответов отражает отношение к испытывае-
мым и переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству созна-
ния вины, а также свидетельствует об отношении к прошлому и будущему,
жизненным целям и самому себе.
Порядок и последовательность обработки данных
Обработка результатов, полученных с помощью методики «Не-
завершенные предложения», традиционно содержит качественный и коли-
чественный анализ.
Качественный анализ весьма разнообразен и определяется в основ-
ном тремя моментами: 1) содержанием личностной или межличностной
проблемы, исследуемой с помощью данного метода; 2) теоретическими
представлениями, имеющимися у исследователя, его опытом; 3) конкрет-
ным вариантом используемых неоконченных предложений.
При количественном анализе оценивается, как правило, то отноше-
ние, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, на-
званному в первой части предложения. Выделяют три типа отношений:
1) нейтральное, оцениваемое как «0»; 2) положительное, оцениваемое как
«+»; 3) отрицательное, оцениваемое как «–».
Внутри (2) и (3) возможны дополнительные градации. Например, по
отношению к описываемому варианту методики Saks-Sidney применяются
такие оценки:
+2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное
отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту;
+1 – положительное отношение;
12
0 – нейтральный по смыслу ответ; отношение не выражено или не-
понятен его эмоциональный знак;
–1 – отрицательное отношение;
–2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное
отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту, вербаль-
ные отказы (ответы типа «не знаю», «не думал») и поведенческие отказы
(пропуск предложения, отсутствие его завершения).
Некоторые предложения в своей первой части содержат не только
указание на объект, но и включают в себя положительную или отрица-
тельную позицию по отношению к данному объекту.
Например: «Мне очень не нравится, когда мужчины…», «Больше
всего люблю людей, которые…». Количественная оценка завершения по-
добного предложения определяется тем, усиливает, увеличивает или сни-
жает, уменьшает ответ испытуемого первоначально заданную позицию
(особенно отрицательную).
Например, сфера отношение к себе: «Если все против меня, то…» (варианты за-
вершения):
1) «это ужасно», «мне очень плохо», «я умру»: –2;
3) «то кто же за?», «то я за»: 0;
4) «я не расстраиваюсь, не огорчаюсь, плевал на это»: +1;
5) «я все равно стою на своем», «отстаиваю свое»: +2.
Или же сфера отношение к мужчинам: «Мне очень не нравится, когда мужчи-
ны…» (варианты завершения):
1) «негодяи», «отвратительны»: –2
2) «курят», «не держат слова»: –1;
3) «обыкновенные»: 0;
4) «слишком разговорчивые», «болтливые»: +1;
5) «много смеются, шутят»: +2.
Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы от-
дельно в виде общей суммарной оценки каждого из четырех входящих в
нее предложений. Его величина располагается в пределах от +8 до –8 или
может быть нулевой. Всего таких показателей 16, в соответствии с количе-
ством сфер.
Последовательность расположения сфер на горизонтальной оси мо-
жет передаваться не в случайном порядке, а специальными тематическими
группами.
1. Тема представления о себе:
1) страх;
2) чувство вины;
3) отношение к себе.
2. Тема семейных отношений:
4) отношение к отцу;
5) отношение к матери;
6) отношение к семье.
3. Тема отношений со своим и противоположным полом:
7) отношение к мужчинам;
13
8) отношение к женщинам;
9) отношение к сексуальной жизни.
4. Тема отношений с другими людьми:
10) отношение к друзьям;
11) отношение к сотрудникам;
12) отношение к подчиненным;
13) отношение к начальству.
5. Тема временной перспективы:
14) отношение к прошлому;
15) отношение к будущему;
16) жизненные цели личности.
В этом случае можно сравнивать оценки внутри каждой темы и меж-
ду отдельными темами. Так, по данным клинических исследований, высо-
кие отрицательные оценки в сфере страхов и опасений сопровождаются,
как правило, суженной временной перспективой, неуверенностью в буду-
щем, отражающейся в низких положительных или высоких отрицательных
оценках соответствующей сферы.
studfile.net
Диагностика родительско-детских отношений
Перечень методик
Методика «Рисунок семьи» (КРС)
Методика «Семья животных»
Методика «Незавершенные предложения»
Опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО)
Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ)
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)
Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса. Опросник родительского отношения к детям – «зеркало» для АСВ
1. Методики для детей (подростков)
1.1. Методика «Рисунок семьи» (крс)
Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана
дает богатую информацию о семейной ситуации так, как ее субъективно
переживает сам ребенок. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье,
вызывающие тревогу у ребенка, обнаружить, как он воспринимает других
членов семьи и свое место среди них [7, 21].
Используя методику КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок
является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие
семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмысливать семей-
ные отношения. Поэтому рисунок семьи не только раскрывает настоящее и
прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интер-
претирует ситуацию, по-своему решает проблему семейных отношений.
Методика КРС состоит из двух частей: рисование всей семьи и бесе-
да после рисования. Для выполнения ребенку дается стандартный лист бу-
маги, карандаш и ластик.
Процедура проведения обследования
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены
(члены семьи) были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует
отвечать без каких-либо разъяснений: «Можешь рисовать, как хочешь».
Во время рисования записывайте все спонтанные высказывания ре-
бенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последова-
тельность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком прово-
дится беседа по следующей схеме.
1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?
2. Где работают и учатся члены семьи?
3. Как в семье распределяются домашние обязанности?
4. Каковы твои (ребенка) взаимоотношения с отдельными членами
семьи?
Психолог может задать и более нацеленные вопросы, интересующие
его в данной ситуации.
Порядок и последовательность обработки данных
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и
содержательные особенности рисунка. Формальными считаются качество
линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или от-
дельных его частей ластиком, затушевывание или заштриховывание от-
дельных частей рисунка. Содержательной характеристикой рисунка явля-
ется изображаемая деятельность членов семьи и людей на рисунке.
5
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следую-
щие аспекты.
1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нари-
сованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке).
2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в
стиле рисования, количество и прорисовка деталей, схема тел отдельных
членов семьи).
3. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка членов
семьи, вербальные комментарии и реплики, паузы, эмоциональные реак-
ции во время рисования).
Интерпретания результатов обследования осуществляется по сле-
дующим основациям.
1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует
тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Кроме того, рас-
положение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотноше-
ния. Например, важным показателем психологической близости является
расстояние между членами семьи. Иногда между ними рисуются различ-
ные объекты, которые служат как бы преградой. Общая деятельность всех
членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семей-
ных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь некоторых
членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп.
Некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может
свидетельствовать о чувстве неполноценности в семейной ситуации. На
некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это
также отражает эмоциональную озабоченность ребенка.
2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и
тщательнее всего разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. И на-
оборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека
неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда межлично-
стные отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены
или хотя бы неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении то-
го члена семьи, с которым у него сложились конфликтные связи. О том же мо-
гут свидетельствовать стирание и перерисовка фигур некоторых членов семьи.
3. В рисунках, особенно детей дошкольного и младшего школьного
возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним
стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестры. Особенно отли-
чается тип прорисовывания волос и одежды. По тому, как ребенок рисует
себя, можно понять, с кем он больше идентифицирует себя (с матерью или
отцом), адекватно ли это полу ребенка.
4. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о
внутрисемейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его жизни и о его
личности. Когда дети, особенно младшего и среднего школьного возраста,
отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и по-
6
нятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать,
сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что мно-
гочисленные отговорки, а также манера загораживаться, прикрывать рукой
нарисованное могут свидетельствовать о неуверенности, неверии ребенка в
свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.
5. Чаще всего дети начинают свой рисунок с изображения того члена
семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Могут возникнуть
паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну фигуру. В отдельных
случаях это может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или
даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может про-
звучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста
лучше не вступать в разговор.
Для методики КРС разработана система количественной оценки.
Выделяются пять симптомокомплексов: 1) благоприятная семейная ситуа-
ция; 2) тревожность; 3) конфликтность в семье; 4) чувство неполноценно-
сти в семейной ситуации; 5) враждебность в семейной ситуации.
О наличии соответствующего симптомокомплекса свидетельствуют
следующие симптомы в рисунке (см. таблицу 1).
Таблица 1
Симптомы пяти симптомокомплексов методики КРС
Симптомокомплекс Симптом Балл
I. Благоприятная се- 1 . Общая деятельность всех членов семьи 0,2
мейная ситуация 2. Преобладание людей на рисунке 0,1
3. Изображение всех членов семьи 0,2
4. Отсутствие изолированных членов семьи 0,2
5. Отсутствие штриховки 0,1
6. Хорошее качество линий 0,1
7. Отсутствие показателей враждебности 0,2
8. Адекватное распределение людей на листе 0,1
9. Другие возможные признаки 0,1
II. Тревожность 1. Штриховка 0,1
2. Линия основания – пол 0,1
3. Линия над рисунком 0,1
4. Линия с сильным нажимом 0,1
5. Стирание 0,1
6. Преувеличенное внимание к деталям 0,1
7. Преобладание вещей 0,1
8. Двойные или прерывистые линии 0,1
9. Подчеркивание отдельных деталей 0,1
10. Другие возможные признаки 0,1
7
III. Конфликтность в 1. Барьеры между фигурами 0,2
семье 2. Стирание отдельных фигур 0,1
3. Отсутствие основных частей тела у отдельных 0,2
фигур
4. Выделение отдельных фигур 0,2
5. Изоляция отдельных фигур 0,2
6. Неадекватная величина отдельных фигур 0,2
7. Несоответствие вербального описания рисунка 0,1
8. Преобладание вещей 0,1
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0,2
10. Член семьи, стоящий спиной 0,1
11. Другие возможные признаки 0,1
IV. Чувство непол- 1. Автор рисунка непропорционально маленький 0,2
ноценности в семей-
2. Расположение фигур в нижней части листа 0,2
ной ситуации
3. Линия слабая, прерывистая 0,1
4. Изоляция автора от других 0,1
5. Маленькие фигуры 0,1
6. Отсутствие автора 0,2
7. Автор стоит спиной 0,1
8. Другие возможные признаки 0,1
V. Враждебность в 1 . Одна фигура на другом листе или другой сторо- 0,2
семейной ситуации не листа
2. Агрессивная позиция фигуры 0,1
3. Зачеркнутая фигура 0,2
4. Деформированная фигура 0,2
5. Обратный профиль 0,1
6. Руки раскинуты в стороны 0,1
7. Пальцы длинные, подчеркнуты 0,1
8. Другие возможные признаки 0,1
БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
(заполняется психологом)
Ф.И.О.____________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________________
Дата исследования__________________________________________________________
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная Тревожность в Конфликтность в Чувство Враждебность в
семейная семье семье неполноценности семейной
ситуация в семейной ситуации
ситуации
8
studfile.net
Моя семья в образах животных
Методика «Моя семья в образах животных» — модификация теста «Нарисуй свою семью» — предложена Е.В. Романовой. Ее ценность заключается в том, что символический рисунок семьи дает более достоверный материал и позволяет обнаружить подавляемые чувства в обход защитных личностных механизмов.
Методика отражает семейную атмосферу, чувства, испытываемые к отдельным членам семьи и к семье в целом, степень гармоничности, интегрированности семейных отношений, характер основных семейных конфликтов и помогает выявить источник или главного носителя семейного конфликта.
Процедура проведения исследования при помощи данной методики стандартна. Испытуемому дается лист белой бумаги, цветные карандаши, резинка, простой остроотточенный мягкий карандаш. Инструкция: «Представь, что всех членов твоей семьи заколдовали, и они превратились в животных. Изобрази семью в образах животных».
Одним из важнейших процедурных моментов является составление психологических портретов тех животных, которые изображены на рисунке. Для этого, после завершения рисунка, испытуемого просят рассказать о том, что представляет из себя то или иное животное, и каким характером оно обладает.
При интерпретации результатов очень важно анализировать сам рисунок, исходя из основ интерпретации, учитывая весь комплекс графических показателей (заполнение листа рисунком, размер, цвет, характер линий, стирания, последовательность рисования), и кроме того, особое внимание следует уделить анализу психологических портретов животных в сопоставлении с их изображением, используя при этом данные психоаналитической трактовки символического значения тех или иных образов животных.
Рассмотрим некоторые примеры интерпретации. Чаще всего дети 12-летнего возраста изображают маму, используя для этого образ кошки.
Давая психологический портрет кошки, ребенок описывает это существо как красивое, грациозное, которое мягко ступает, очень любит чистоту и часто моется. Имеет свободный, независимый характер, любит есть и спать. Иногда – играть. Если кошку не обижать, то она может быть дружелюбной и ласковой, но если ей что-то не нравится, она может выпустить свои острые коготки и сильно исцарапать и искусать. Кошка видит все даже в темноте. Кошка часто ни на кого не обращает внимания, но если ей что-нибудь нужно, она лестью и дипломатией добьется необходимого.
Сопоставление портрета, сделанного детьми, с психоаналитической интерпретацией символа кошки рассматривающейся как символ женского обаяния, кажущейся безопасности, приятной мягкости, но в то же время символ поглощения, удержания, захвата позволяет увидеть большое сходство. Следует отметить, что в процесс психологической консультации было установлено, что матери, изображаемые детьми в образе кошки, обладают такими качествами, как некоторый эгоцентризм, способность к тонкому манипулированию членами семейной группы, стремление к решению ряда своих проблем за счет других.
В детских рисунках изображение матери в виде кошки часто сочетается и изображением бабушки в виде черепахи. Ребенок дает психологический портрет черепахи как ленивой, медленно передвигающейся, неторопливой. Черепаха любое дело выполняет обязательно до конца. В преодолении трудностей она очень настойчива. Но она пуглива – чуть что и сразу прячется под панцирь, откуда ее невозможно достать, иначе как разбив.
Ее голова похожа на голову змеи. Черепаха устойчивая, прочная, со всех сторон закрыта панцирем. Для детей бабушка-черепаха не совсем понятна, внутренне закрыта, за бабушкой они признают жизненный опыт, мудрость, вескость приводимых аргументов. Она насторожена, пуглива, боится всего нового. Дети считаются с бабушкой, уважают ее, но наряду с этим, испытывают некоторое сдерживающее, ограничивающее влияние с ее стороны.
Отца дети довольно часто изображают в образе медведя. Медведя они наделяют такими психологическими чертами, как лень, жадность, стремление все время спать. Медведь неуклюжий, толстый, некрасивый. Он никогда не спешит, делает все старательно. Он очень сильный, но часто бывает хмурым, сердитым, любит поворчать, не любит компании. Летом заботиться о запасах на зиму, зимой мало активен. Медведь не очень смелый, но, в крайнем случае опасности, может броситься на обидчика.
Детям в общении с отцом-медведем не хватает эмоциональной открытости, он для них представляется воплощением силы, но силы сердитой, ворчащей, склонной к быстрому и немедленному наказанию, и проявлению авторитарности в общении.
Как показали исследования, даже у самых маленьких испытуемых может быть обнаружено достаточно точное видение семейной ситуации. Однако, свое психологическое видение близких людей им не всегда удается высказать; рисунок часто отражает то, что невозможно сформулировать словами. Когда детей просили рассказать о том, какая мама, бабушка, папа и т.д., ответы оказывались однотипными, в них звучали внедренные и закрепленные социальным окружением шаблоны. Характеристики близких людей оказывались обезличенными и часто представляли собой заимствование значимого взрослого.
Однако, даже у маленьких детей удается обнаружить явное расхождение между сознательными логическими построениями и образами индивидуального интегративного восприятия.
Методика «Семья в образах животных» позволяет обнаружить тот материал, который отражает отношения в семье как рентгеновский снимок. Чтобы его расшифровать, важно понимать, что он рождается из контекста ситуации, в которой находится ребенок, из той социальной динамики, которая образуется вокруг него.
И потому важным оказывается не только пространственное расположение фигур, но и «соприкосновение» фигур, пересечение фигур (например, мама-зайчик как бы «протыкается» хвостом бабушки-крокодила). Важно не только цветовое исполнение фигур, дающее информацию о чувствах, так как цвета связаны с эмоционально-личностными характеристиками, но и сочетание цветов во всей семейной картине.
Много информации дает также одновременное рассматривание рисунков «Семья в животных», «Нарисуй семью» и «Дом – Дерево – Человек» на одном листе и сопоставлениях их графического и цветового исполнения.
studfile.net
В образе какого животного видит вас ваша семья?
Главная страница » Рисуночные тесты » Методика «Рисунок семьи» » В образе какого животного видит вас ваша семья?Здравствуйте, друзья!!!! Вы когда-нибудь слышали про рисуночный тест, который называется «Семья животных»? А вам интересно, с каким животным ассоциируют вас ваши домашние?
Тест «Рисунок семьи», скорее всего, вам уже знаком. Так вот,
тест «Семья животных» – это один из вариантов методики «Рисунок семьи»
Вы можете попробовать провести его дома и посмотреть, каким вас видят ваши домашние: добродушным медведем, трудолюбивым муравьем или опасным скорпионом, например.
Но для начала я расскажу,
зачем и как проводят тест «Семья животных» психологи.
Итак, если тестируется ребенок, то нарисовать семью животных ему предлагается в том случае, если он отказывается рисовать свою собственную семью, догадываясь, зачем его просят это сделать.
Также можно проводить тест «Семья животных» для того, чтобы подтвердить свои догадки по тесту «Рисунок семьи», или найти какие-то новые признаки.
Можно применять методику «Семья животных» и как самостоятельный тест.
Все то же самое касается и тестирования взрослых. Кстати говоря, этот тест может дать больше информации, чем другие варианты методики «Рисунок семьи» особенно тогда, когда его проходят взрослые.
Тест «Семья животных» можно предлагать в любом возрасте, начиная примерно с 4-х лет.
Вот что вы можете выявить, анализируя рисунок семьи животных:
- уровень тревожности человека
- какие имеются взаимоотношения с членами семьи
- положение автора рисунка в семье, то есть кем он себя в ней чувствует
- восприятие человеком ситуации в семье, то есть:
— отношения доминирования-подчинения в семье (кто «главный», кто «не имеет права голоса»)
— конкретные функции, выполняемые разными членами семьи (кто чем занимается или «заведует»)
— эмоциональные связи между членами семьи (кто кого больше любит, например)
— агрессивные проявления других членов семьи (кто кого и как обижает)
Для того, чтобы провести рисуночный тест «Семья животных», необходим стандартный набор инструментов:
- лист белой бумаги формата А4
- простой карандаш
- цветные карандаши
- ластик
Рисовать можно как простым карандашом, так и цветными – по желанию. Просто в том случае, если человек выполнит рисунок семьи в цвете, вы сможете еще и добавить интерпретацию по цвету. На ластик, как всегда, внимания не акцентируете.
Тест «Семья животных» проводится как индивидуально, так и в группе. Конечно же, индивидуальное тестирование предпочтительнее.
Теперь по поводу самого задания – что нужно нарисовать.
Есть два варианта инструкции к тесту «Семья животных». Какой из них выбрать – решать вам.
1-й вариант:
Нарисуйте семью, состоящую из животных. Желательно, чтобы все члены семьи были разными животными.
Можно добавить, что это будет сказочная семья (так как на самом деле семья состоит из животных одного рода).
2-й вариант:
Представьте, что пришел волшебник и превратил всех членов вашей семьи в разных животных. Нарисуйте эту семью животных.
Различия между этими вариантами заключается в том, что в первом случае обследуемому не говорят, что нарисовать он должен собственную семью.
Рисунок семьи животных. Автор: Ирина, 19 лет.
Я, например, люблю проводить рисуночное тестирование по второму варианту. Мне кажется, что, давая задание нарисовать членов семьи, превращенных волшебником в разных животных, я получаю результат, более приближенный к реальности. И это задание почти всегда вызывает у человека какое-то оживление и интерес. Он сразу начинает думать: «Так, нарисую-ка я невестку жабой, а шурина – крокодилом». К примеру.
А вам какой вариант задания к тесту «Семья животных» больше нравится? Каким вы чаще пользуетесь? И вообще, используете ли в своей практике такой рисунок семьи? Было бы интересно выявить, насколько он популярен. Мне кажется, что не очень популярен. А добавлю-ка я, наверное, опрос в конце статьи по этому поводу. Вдруг вам писать не захочется, а выбрать свой вариант ответа на вопрос хватит нескольких секунд. Буду экономить ваше время. Хотя, конечно, поболтать с вами очень хочется!
Итак, процедура тестирования стандартная:
- Лист бумаги кладут горизонтально.
- Дают инструкцию в устной форме относительно того, что нужно изобразить (один из двух вариантов).
- Данные наблюдений за ходом рисования заносят в протокол. При этом обращают внимание, в какой последовательности нарисованы члены семьи.
- По окончании выполнения задания проводят пострисуночный опрос.
О чем можно спросить автора рисунка:
— Какие животные нарисованы (если непонятно)?
— Кто из них кто в этой семье (какие семейные роли выполняют)?
Если проводите такой тест рисунка семьи с ребенком, не спрашивайте: «Кто папа?», «Кто мама?» и т.д. Попросите его: «Расскажи, кого ты здесь нарисовал». Если он будет называть только животных, скажите: «Это же ты семью рисовал? А кто есть в этой семье?» Но я думаю, не будет ничего страшного, если ребенок вас не поймет, и вы сами спросите, где на рисунке мама, например. Сориентируетесь по изображенным персонажам. Но у меня таких ситуаций не случалось.
— Если кто-то не нарисован (например, сам автор, или его член семьи), то спросите, почему.
Конечно, нужно будет заранее знать реальный состав семьи и с кем проживает человек в одной квартире (доме). Например, если брат живет отдельно, то нет ничего удивительного, если он не появится на рисунке. Бывает наоборот, рисуются все члены семьи, даже если автор рисунка живет один.
Это основные вопросы. Дополнительно вы можете спросить все то же самое, что спросили бы, проводя тест «Рисунок семьи».
Еще обратите внимание на то, что если не уточнять, что члены семьи должны быть разными животными, человек может нарисовать семью, состоящую из животных одного вида (например, кота, кошку и котенка). И это было бы логично. Но, если все же вы забудете это уточнить или сам тестируемый «пропустит мимо ушей» ваше сообщение, то интерпретируйте, что есть.
Также, если вы проводите тест «Семья животных», придерживаясь первого варианта инструкции, то можете столкнуться с тем, что человек изобразит не свою, а какую-то абстрактную семью, насколько позволит ему его воображение. Поэтому внимательно рассматривайте рисунок, проводите пострисуночный опрос и не спешите с выводами!
Если тестируемый говорит, что не умеет рисовать животных, скажите, что для этого теста не нужны художественные способности. Пусть нарисует, как сможет, а потом вам расскажет, кого он изобразил.
На основании такого рисунка семьи животных и пострисуночного опроса можно составить интерпретацию внутрисемейных отношений.
Вот, в общем, на сегодня и все, что я хотела вам рассказать про рисуночный тест «Семья животных». Теперь можете пробовать проводить его дома.
Кстати, хочу сказать по поводу проведения этого рисуночного теста неспециалистами. Преобладает мнение, что рисуночные тесты должен проводить и интерпретировать только психолог. В части интерпретации и диагностики это, конечно, верно. Но если вы не психолог, я считаю, ради интереса можно и порисовать, и узнать о себе что-то новое.
Ведь психологические тесты сейчас тоже очень популярны. «Какой ты друг?», «Умеете ли вы быть счастливым?», «Насколько вы ревнивы?» Подобные тесты носят развлекательный характер. Наверняка, вы не раз в своей жизни проходили нечто подобное.
А ведь есть среди психологических тестов и такие, которые используют в своей работе психологи. И начинали они свое развитие именно как тесты, которые применялись в области психологии. Получается, что мы имеем дело с двумя «направлениями».
Да и рисуночные тесты онлайн пройти сейчас уже тоже можно. Процедура такая же. Только вам сначала нужно нарисовать мышкой рисунок по заданию. Это тоже интересно. Только в таком случае этот рисуночный тест тоже будет носить только развлекательный характер.
Интерпретация рисуночных тестов – дело сложное и трудоемкое. Но, если вы не преследуете целей диагностики – смело проводите тест «Семья животных». Если захотите показать, что у вас получилось – присылайте рисунки по адресу [email protected]
Загрузка …P.S. Это первая статья, которую я отредактировала в соответствии со своей программой по улучшению сайта. Надеюсь, она вам понравилась. Еще я добавила кнопку «Мне нравится» в начале поста и форму комментирования от ВКонтакте. Так что теперь вы можете прикреплять рисунки в своих комментариях.
С уважением, Наталия.
detskiefantazii.ru
Методики обследования семьи — Методика Рисунок семьи (крс) Методика Семья животных Методика Незавершенные предложения
Подборка по базе: 4. Методика анализа рентгенограмм ИГМУ 2013.pdf, программа и методика.docx, программа и методика.docx, МР Теория и методика преподавания ИЯ.docx.
Перечень методик
Методика «Рисунок семьи» (КРС)
Методика «Семья животных»
Методика «Незавершенные предложения»
Опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО)
Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ)
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)
Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса. Опросник родительского отношения к детям – «зеркало» для АСВ
ДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ПОДРОСТКОВ)
1.1. Методика «Рисунок семьи» (КРС)
Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана
дает богатую информацию о семейной ситуации так, как ее субъективно
переживает сам ребенок. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье,
вызывающие тревогу у ребенка, обнаружить, как он воспринимает других
членов семьи и свое место среди них [7, 21].
Используя методику КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок
является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие
семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмысливать семей-
ные отношения. Поэтому рисунок семьи не только раскрывает настоящее и
прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интер-
претирует ситуацию, по-своему решает проблему семейных отношений.
Методика КРС состоит из двух частей: рисование всей семьи и бесе-
да после рисования. Для выполнения ребенку дается стандартный лист бу-
маги, карандаш и ластик.
Процедура проведения обследования
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены
(члены семьи) были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует
отвечать без каких-либо разъяснений: «Можешь рисовать, как хочешь».
Во время рисования записывайте все спонтанные высказывания ре-
бенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последова-
тельность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком прово-
дится беседа по следующей схеме.
1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?
2. Где работают и учатся члены семьи?
3. Как в семье распределяются домашние обязанности?
4. Каковы твои (ребенка) взаимоотношения с отдельными членами
семьи?
Психолог может задать и более нацеленные вопросы, интересующие
его в данной ситуации.
Порядок и последовательность обработки данных
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и
содержательные особенности рисунка. Формальными считаются качество
линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или от-
дельных его частей ластиком, затушевывание или заштриховывание от-
дельных частей рисунка. Содержательной характеристикой рисунка явля-
ется изображаемая деятельность членов семьи и людей на рисунке.
5
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следую-
щие аспекты.
1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нари-
сованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке).
2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в
стиле рисования, количество и прорисовка деталей, схема тел отдельных
членов семьи).
3. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка членов
семьи, вербальные комментарии и реплики, паузы, эмоциональные реак-
ции во время рисования).
Интерпретания результатов обследования осуществляется по сле-
дующим основациям.
1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует
тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Кроме того, рас-
положение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотноше-
ния. Например, важным показателем психологической близости является
расстояние между членами семьи. Иногда между ними рисуются различ-
ные объекты, которые служат как бы преградой. Общая деятельность всех
членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семей-
ных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь некоторых
членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп.
Некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может
свидетельствовать о чувстве неполноценности в семейной ситуации. На
некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это
также отражает эмоциональную озабоченность ребенка.
2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и
тщательнее всего разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. И на-
оборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека
неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда межлично-
стные отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены
или хотя бы неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении то-
го члена семьи, с которым у него сложились конфликтные связи. О том же мо-
гут свидетельствовать стирание и перерисовка фигур некоторых членов семьи.
3. В рисунках, особенно детей дошкольного и младшего школьного
возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним
стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестры. Особенно отли-
чается тип прорисовывания волос и одежды. По тому, как ребенок рисует
себя, можно понять, с кем он больше идентифицирует себя (с матерью или
отцом), адекватно ли это полу ребенка.
4. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о
внутрисемейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его жизни и о его
личности. Когда дети, особенно младшего и среднего школьного возраста,
отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и по-
6
нятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать,
сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что мно-
гочисленные отговорки, а также манера загораживаться, прикрывать рукой
нарисованное могут свидетельствовать о неуверенности, неверии ребенка в
свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.
5. Чаще всего дети начинают свой рисунок с изображения того члена
семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Могут возникнуть
паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну фигуру. В отдельных
случаях это может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или
даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может про-
звучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста
лучше не вступать в разговор.
Для методики КРС разработана система количественной оценки.
Выделяются пять симптомокомплексов: 1) благоприятная семейная ситуа-
ция; 2) тревожность; 3) конфликтность в семье; 4) чувство неполноценно-
сти в семейной ситуации; 5) враждебность в семейной ситуации.
О наличии соответствующего симптомокомплекса свидетельствуют
следующие симптомы в рисунке (см. таблицу 1).
Таблица 1
Симптомы пяти симптомокомплексов методики КРС
Симптомокомплекс Симптом Балл
I. Благоприятная се- 1 . Общая деятельность всех членов семьи 0,2
мейная ситуация 2. Преобладание людей на рисунке 0,1
3. Изображение всех членов семьи 0,2
4. Отсутствие изолированных членов семьи 0,2
5. Отсутствие штриховки 0,1
6. Хорошее качество линий 0,1
7. Отсутствие показателей враждебности 0,2
8. Адекватное распределение людей на листе 0,1
9. Другие возможные признаки 0,1
II. Тревожность 1. Штриховка 0,1
2. Линия основания – пол 0,1
3. Линия над рисунком 0,1
4. Линия с сильным нажимом 0,1
5. Стирание 0,1
6. Преувеличенное внимание к деталям 0,1
7. Преобладание вещей 0,1
8. Двойные или прерывистые линии 0,1
9. Подчеркивание отдельных деталей 0,1
10. Другие возможные признаки 0,1
7
III. Конфликтность в 1. Барьеры между фигурами 0,2
семье 2. Стирание отдельных фигур 0,1
3. Отсутствие основных частей тела у отдельных 0,2
фигур
4. Выделение отдельных фигур 0,2
5. Изоляция отдельных фигур 0,2
6. Неадекватная величина отдельных фигур 0,2
7. Несоответствие вербального описания рисунка 0,1
8. Преобладание вещей 0,1
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0,2
10. Член семьи, стоящий спиной 0,1
11. Другие возможные признаки 0,1
IV. Чувство непол- 1. Автор рисунка непропорционально маленький 0,2
ноценности в семей-
2. Расположение фигур в нижней части листа 0,2
ной ситуации
3. Линия слабая, прерывистая 0,1
4. Изоляция автора от других 0,1
5. Маленькие фигуры 0,1
6. Отсутствие автора 0,2
7. Автор стоит спиной 0,1
8. Другие возможные признаки 0,1
V. Враждебность в 1 . Одна фигура на другом листе или другой сторо- 0,2
семейной ситуации не листа
2. Агрессивная позиция фигуры 0,1
3. Зачеркнутая фигура 0,2
4. Деформированная фигура 0,2
5. Обратный профиль 0,1
6. Руки раскинуты в стороны 0,1
7. Пальцы длинные, подчеркнуты 0,1
8. Другие возможные признаки 0,1
БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
(заполняется психологом)
Ф.И.О.____________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________________
Дата исследования__________________________________________________________
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная Тревожность в Конфликтность в Чувство Враждебность в
семейная семье семье неполноценности семейной
ситуация в семейной ситуации
ситуации
8
1.2. Методика «Семья животных»
Методика «Семья животных» является вариантом методики «Рису-
нок семьи» и используется для детей и подростков в случае необходимости
замаскировать цели обследования [7, 14, 17].
Главное отличие от первоначальной методики: ребенок рисует се-
мью животных – тех, кого он выберет. Принципы интерпретации рисунка
примерно соответствуют интерпретации исходной методики.
Еще одним вариантом этой методики является методика «Ссорящие-
ся животные».
Процедура проведения обследования
В ходе тестирования по методике «Ссорящиеся животные» ребенку
предлагают нарисовать ссорящихся животных, а затем в беседе с психоло-
гом выяснить их интересы, потребности, цели, понять причины их поведе-
ния и найти такой способ их взаимодействия, при котором они реализовы-
вали бы свои цели.
В процессе рисования и описания животных ребенок выражает свои
чувства на бумаге, передает их своим персонажам, переживает вместе с
ними. Когда ребенок налаживает диалог между оппонентами, он понимает,
что оба животных правы и имеют основания для проявляемого поведения.
По мнению автора методики, таким образом ребенок понимает и принима-
ет противоречивые стороны собственной личности.
1.3. Методика «Незавершенные предложения»
В исходной форме методика «Незавершенные предложения» являет-
ся проективной личностной методикой. Однако представляется интерес-
ным использовать ее и для диагностики межличностных отношений ре-
бенка в семье: модифицированная методика дает такую возможность.
Процедура проведения обследования
Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются незавершенные
предложения. Пожалуйста, продолжите их (закончите). Здесь нет правиль-
ных или неправильных вариантов ответа. Ваше творчество приветствуется.
Благодарим за сотрудничество».
Методика «Незавершенные предложения» не раскрывает испытуе-
мому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение
или тренировка памяти, внимания. Перед испытуемым ставят задачу рабо-
тать как можно быстрее, завершать начало предложений, не особенно раз-
думывая, первым, что приходит в голову.
Порядок проведения: при письменном варианте испытуемый получа-
ет лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложе-
ниями. При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксиру-
ются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.
9
Гораздо более широко распространенным является вариант Saks-
Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологии Санкт-
Петербургского научно-исследовательского психоневрологического ин-
ститута им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 64 незавершенных предложений
с более структурированным и детерминирующим реакцию началом. Они
делятся на 16 групп по 4 предложения; каждая из них соответствует опре-
деленной сфере отношений человека – к самому себе, к другим людям.
Вопросы методики Saks-Sidney
Отношение к отцу.
1. Думаю, что мой отец редко…
17. Если бы мой отец только захотел…
33. Я хотел(а) бы, чтобы мой отец…
49. Думаю, что мой отец…
Отношение к себе.
2. Если все против меня, то…
18. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы…
34. Моя наибольшая слабость заключается в том…
50. Когда мне начинает не везти, я…
Жизненные цели.
3. Я всегда хотел(а)…
19. Я мог(ла) бы быть очень счастливым (счастливой), если бы…
35. Моим скрытым стремлением в жизни…
10
51. Больше всего я хотел(а) бы в жизни…
Отношение к подчиненным.
4. Если бы я занимал(а) руководящий пост…
20. Если кто-нибудь работает под моим руководством…
36. Мои подчиненные…
52. Когда я даю другим поручение…
Отношение к будущему.
5. Будущее кажется мне…
21. Надеюсь на…
37. Наступит тот день, когда…
53. Когда я буду старым (старой)…
Отношение к начальству и учителям.
6. Мое начальство…
22. В школе мои учителя…
38. Когда ко мне приближается мой начальник…
54. Люди, превосходство которых я над собой признаю…
Страхи и опасения.
7. Знаю, что глупо, но боюсь…
23. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь…
39. Хотелось бы мне перестать бояться…
55. Мои опасения не раз заставляли меня…
Отношение к друзьям.
8. Думаю, что настоящий друг…
24. Не люблю людей, которые…
40. Больше всего люблю людей, которые…
56. Когда меня нет, мои друзья…
Отношение к прошлому.
9. Когда я был(а) ребенком…
25. Когда-то я…
41. Если бы я снова стал(а) молодым (молодой)…
57. Моим самым живым воспоминанием детства является…
Отношение к мужчинам.
10. Идеалом мужчины для меня является…
26. Считаю, что большинство юношей…
42. Считаю, что большинство мужчин…
58. Мне очень не нравится, когда мужчины…
Отношение к сексуальной жизни.
11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…
27. Супружеская жизнь кажется мне…
43. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…
59. Моя половая жизнь…
Отношение к семье.
12. По сравнению с большинством других семей моя семья…
28. Моя семья обращается со мной как…
44. Большинство известных мне семей…
60. Когда я был(а) ребенком, моя семья…
Отношение к сотрудникам.
13. Лучше всего мне работается с…
29. Люди, с которыми я работаю…
45. Люблю работать с людьми, которые…
11
61. Люди, которые работают со мной…
Отношение к матери.
14. Моя мать…
30. Моя мать и я…
46. Считаю, что большинство матерей…
62. Я люблю свою мать, но…
Осознание вины.
15. Сделал(а) бы все, чтобы забыть…
31. Моей самой большой ошибкой было…
47. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым (виноватой), если…
63. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это…
Отношение к женщинам.
16. Идеалом женщины для меня является…
32. Считаю, что большинство девушек…
48. Считаю, что большинство женщин…
64. Мне очень не нравится, когда женщины…
(Реально предложения даются по порядку номеров.)
Анализируя ответы испытуемого, можно оценить существующую у
него систему отношений к семье, представителям того же или противопо-
ложного пола, к сексуальной жизни, начальству, подчиненным, сотрудни-
кам, друзьям, отцу, матери. Ряд ответов отражает отношение к испытывае-
мым и переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству созна-
ния вины, а также свидетельствует об отношении к прошлому и будущему,
жизненным целям и самому себе.
Порядок и последовательность обработки данных
Обработка результатов, полученных с помощью методики «Не-
завершенные предложения», традиционно содержит качественный и коли-
чественный анализ.
Качественный анализ весьма разнообразен и определяется в основ-
ном тремя моментами: 1) содержанием личностной или межличностной
проблемы, исследуемой с помощью данного метода; 2) теоретическими
представлениями, имеющимися у исследователя, его опытом; 3) конкрет-
ным вариантом используемых неоконченных предложений.
При количественном анализе оценивается, как правило, то отноше-
ние, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, на-
званному в первой части предложения. Выделяют три типа отношений:
1) нейтральное, оцениваемое как «0»; 2) положительное, оцениваемое как
«+»; 3) отрицательное, оцениваемое как «–».
Внутри (2) и (3) возможны дополнительные градации. Например, по
отношению к описываемому варианту методики Saks-Sidney применяются
такие оценки:
+2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное
отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту;
+1 – положительное отношение;
12
0 – нейтральный по смыслу ответ; отношение не выражено или не-
понятен его эмоциональный знак;
–1 – отрицательное отношение;
–2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное
отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту, вербаль-
ные отказы (ответы типа «не знаю», «не думал») и поведенческие отказы
(пропуск предложения, отсутствие его завершения).
Некоторые предложения в своей первой части содержат не только
указание на объект, но и включают в себя положительную или отрица-
тельную позицию по отношению к данному объекту.
Например: «Мне очень не нравится, когда мужчины…», «Больше
всего люблю людей, которые…». Количественная оценка завершения по-
добного предложения определяется тем, усиливает, увеличивает или сни-
жает, уменьшает ответ испытуемого первоначально заданную позицию
(особенно отрицательную).
Например, сфера отношение к себе: «Если все против меня, то…» (варианты за-
вершения):
1) «это ужасно», «мне очень плохо», «я умру»: –2;
3) «то кто же за?», «то я за»: 0;
4) «я не расстраиваюсь, не огорчаюсь, плевал на это»: +1;
5) «я все равно стою на своем», «отстаиваю свое»: +2.
Или же сфера отношение к мужчинам: «Мне очень не нравится, когда мужчи-
ны…» (варианты завершения):
1) «негодяи», «отвратительны»: –2
2) «курят», «не держат слова»: –1;
3) «обыкновенные»: 0;
4) «слишком разговорчивые», «болтливые»: +1;
5) «много смеются, шутят»: +2.
Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы от-
дельно в виде общей суммарной оценки каждого из четырех входящих в
нее предложений. Его величина располагается в пределах от +8 до –8 или
может быть нулевой. Всего таких показателей 16, в соответствии с количе-
ством сфер.
Последовательность расположения сфер на горизонтальной оси мо-
жет передаваться не в случайном порядке, а специальными тематическими
группами.
1. Тема представления о себе:
1) страх;
2) чувство вины;
3) отношение к себе.
2. Тема семейных отношений:
4) отношение к отцу;
5) отношение к матери;
6) отношение к семье.
3. Тема отношений со своим и противоположным полом:
7) отношение к мужчинам;
13
8) отношение к женщинам;
9) отношение к сексуальной жизни.
4. Тема отношений с другими людьми:
10) отношение к друзьям;
11) отношение к сотрудникам;
12) отношение к подчиненным;
13) отношение к начальству.
5. Тема временной перспективы:
14) отношение к прошлому;
15) отношение к будущему;
16) жизненные цели личности.
В этом случае можно сравнивать оценки внутри каждой темы и меж-
ду отдельными темами. Так, по данным клинических исследований, высо-
кие отрицательные оценки в сфере страхов и опасений сопровождаются,
как правило, суженной временной перспективой, неуверенностью в буду-
щем, отражающейся в низких положительных или высоких отрицательных
оценках соответствующей сферы.
newrefs.ru
Символическое значение животных в тесте “Семья животных”
Главная страница » Рисуночные тесты » Методика «Рисунок семьи» » Символическое значение животных в тесте “Семья животных”Символическое значение образов различных животных в рисуночном тесте “Семья животных”. Кошка, собака, медведь, волк, лиса, белка, птица, заяц, обезьяна, лошадь, корова, лев, тигр, леопард, крокодил, слон, олень.
Здравствуйте, дорогой читатель!! Получила я на днях письмо с просьбой дать интерпретацию по тем животным, которые встретились психологу в рисунках детей по тесту “Семья животных”. Вот и решила я не личным письмом писать, а опубликовать пост на блоге – вдруг еще кому-то понадобится. Здесь не все животные рассматриваются (мне встречались и другие), но о них я расскажу в другой статье.
Если Вы, дорогой читатель, хотите узнать о значении животного, которого здесь нет, пишите на странице “Задайте вопрос” или в комментарии к этой статье.
Кошка или кот – это символ грациозности, чувственной красоты, своеволия и независимости. На Руси они являлись символом домашнего очага. Психоаналитическая интерпретация кошки связана с источником агрессии, тревоги и опасности (в любой момент может показать коготки).
Собака – символ преданности, верности, бдительности, храбрости, защиты и самопожертвования. В проективной психологии она олицетворяет: преданность в дружбе, самоотверженность, дружелюбие, общительность и заботу о близких.
Медведь – в психологическом плане может символизировать спокойного и миролюбивого человека, но способного прийти в состояние ярости и потерять контроль над своим поведением.
Волк – символ злости, жестокости, жадности и одновременно символ храбрости и материнской любви и заботы. “Волк” – так могут говорить об угрюмом, неприветливом, хищном, преследуемом кем-то и одиноко живущем человеке.
Лиса – символ хитрости, лицемерия, коварства, себялюбия.
Белка – символ запасливости, терпеливости. Так говорят об очень занятом, суетливом, находящемся в беспрестанных хлопотах по мелочам, человеке (“крутится, как белка в колесе”).
Птица – образ души. Так говорят об абсолютно свободном, вольном, неограниченном в действиях и не отягощенном заботами человеке.
Заяц – символ ловкости, быстроты, бдительности. Так говорят о робком, опасливом и крайне осторожном человеке.
Обезьяна – в современной проективной психологии олицетворяет веселого и шаловливого человека, болтливость, склонность к подражательству, праздное любопытство.
Лошадь – в проективной психологии символизирует импульсивность и неудержимость желаний.
Корова – олицетворяет материнский и растительный аспекты жизни (символ материнства, плодородия, изобилия), терпение и пассивную выносливость.
Лев – символ силы, мужества, храбрости, мудрости, справедливости, защиты. Может олицетворять гордость. Может отождествляться с образом отца.
Тигр – олицетворяет властного, уверенного в себе и элегантного человека. Храбрость, нетерпение, агрессивность.
Леопард – символизирует ярость, безжалостную силу, храбрость, гордость.
Крокодил – символ зла, могущества, кровожадности, прожорливости. Олицетворяет жестокого и бессердечного человека. Также говорят о некрасивом человеке.
Слон – в проективной психологии олицетворяет в человеке спокойствие, уравновешенный характер, стойкость в преодолении трудностей, душевное благородство, готовность всегда прийти на помощь и встать на защиту слабых. Может олицетворять неуклюжесть и неповоротливость, а также душевную неуязвимость (толстокожий).
Олень – символ мудрости, благородства, величия и мужественности.
Я не буду в этой статье писать о тех правилах, которые нужно соблюдать при интерпретации теста “Семья животных”. Посвящу этой теме отдельный пост, где подробно обо всем расскажу.
Надеюсь, до скорой связи
С уважением, Наталия
detskiefantazii.ru