Роль детей в семье – Статья по теме: Роль семьи в жизни ребенка.

Статья по теме: Роль семьи в жизни ребенка.

Роль семьи в жизни ребенка.

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.

Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

Если:

Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).

Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).

Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).

Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).  

Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).

Ребенок растет в честности, он учится … (быть  справедливым).

Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).

Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).

Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).

Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).

     Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей».

     Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть.

     Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным.

Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, заменить ее нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. и только потом детский сад, школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что родители в какой – то мере отстранились от процесса воспитания. Техническая революция и убыстрение образа жизни внесли в него немаловажную роль. Многие родители, которые выбрали занятой образ жизни, очень рано начинают отдавать своих детей на воспитание в руки нянь, бабушек и дедушек, либо в детский сад, где за ребенком следит воспитательница. Мобильные телефоны, планшеты, компьютер и мультики – вот, что на данный момент занимает основное место в жизни и развитии многих детей. И мало кто знает о влиянии мультфильмов на детей.

Как правило, это приводит к тому, что ребенок постепенно отрешается от людей и общества в целом, и становится одиноким. Виртуальная реальность теперь заменяет ему общение с родителями и родными. Как говорят исследователи, современная семья претерпела некоторые изменения, а, следовательно, постепенно меняется и общество в целом.

  Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.

nsportal.ru

Роль ребенка в семье — Consulty.ru

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

 Роль ребенка в семье

Наиболее типичные роли ребенка в семье

  • Козел отпущения. Ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей.
  • Любимчик. Родители не испытывают друг к другу чувств и эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке (демонстративная любовь).
  • Бэби. Кукла, вечный ребенок. Нужен родителю лишь в определенный момент, когда ему хочется заняться ребенком. Если родители очень близки друг другу, они лишь изредка обращают свою любовь на ребенка, но, как правило, он остается третьим лишним.
  • Примиритель. Ребенок регулирует и устраняет конфликты между родителями. Часто такие дети играют роль взрослого в семье.

В некоторых схемах в основе лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие родителями ребенка).

  • Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его, проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безынициативны, склонны к алкоголизму и наркомании (безволие в антисоциальной компании). Могут объявлять бойкоты родителям и т.д.
  • Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает себя ненужным, нелюбимым, вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не удовлетворяются, у них не хватает игрушек, книг и т.д. Крайняя форма – беспризорность и дети-маугли. Это основной источник пополнения преступных группировок, где существуют негласные законы – кто сильнее, тот и прав.
  • Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются, выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность, превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не отдавать ничего взамен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно оценивают себя и окружающих. Выходя во взрослую жизнь, не могут вписаться в иерархию подчинения, им трудно адекватно вести себя. Также возникают затруднения с установлением нормальных отношений с лицами другого пола и как следствие, трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если родители вкладывают в них определенные навыки.
  • Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, они не знают заботы, ласки, их все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке. Такие дети безынициативны, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить», редко добиваются в жизни чего-либо существенного.
  • Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи. Здесь могут быть два варианта:
    • ребенок справляется, становится не по возрасту серьезным, взрослым, умеет решать сложные проблемы.
    • ребенок не справляется, становится озлобленным, нервным, скрытным и хитрым. В таких случаях нередки самоубийства, если ребенок не справляется с грузом ответственности (например, отличник вдруг получил двойку).
  • Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеет или если родители видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации, дети входят в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь воспринимается как привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим, может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным) кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.
  • Трон принца. Чаще – в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация – задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто оказываются неспособными.
  • Противоречивое воспитание. Может быть два варианта: противоречивость между разными родителями, например, мама говорит одно – папа другое, или мама одно – бабушка другое. Второй вариант – противоречивость в требованиях одного родителя (особенно, если родитель невротик или шизофреник). Например: Ты все время должен сидеть и учиться! А почему ты не сходил в магазин? (ребенок идет в магазин) А куда ты пошел? И т.д. Такому ребенку приходится самому определять — что можно, а чего нельзя. Ему непонятно, кого слушать, кому угождать, все это способствует развитию невроза.
  • Смена образцов воспитания. Сначала ребенок воспитывается по одной схеме, потом по другой (развод, рождение еще одного ребенка, смерть кого-то из родителей). Ребенок или не может адаптироваться к смене стилей или с трудом адаптируется. Ребенок может протестовать, могут возникнуть невротические реакции, уход из семьи и т.д.

consulty.ru

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

consulty.ru

3. Роли ребенка в семье

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:

  • ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира;

  • ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. («У нас все как у людей».) При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации;

242

  • ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. («Мы не разводимся только ради тебя».) В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли.

  • «Кумир» (‘«мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.

  • «Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.

  • «Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).

4. Материнская депривация

Разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка оказывает депривация. Депривация возникает в том случае, когда родители (главным образом мать) не обеспечивают должного ухода и игнорируют базовые потребности ребенка либо бросают ребенка, оставляя его на попечение других. Традиционно выделяют следующие виды депривации: сенсорная, двигательная, эмоциональная.

243

Под сенсорной депривацией понимается ограничение стимулов, воздействующих на сенсорные системы (тактильную, зрительную, слуховую и др.). Поскольку ребенок познает мир посредством органов чувств, дефицит сенсорных стимулов приводит к необратимому психическому недоразвитию, так как во время поступления в мозг разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение структур мозга. Сенсорная депривация может привести к задержке и нарушению психического развития ребенка.

Двигательная депривация возникает при резком ограничении движений ребенка (из-за болезни, травмы, плохого ухода и т. п.). Вследствие длительной двигательной депривации у ребенка возникает депрессивное состояние с приступом ярости и агрессии. Под эмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие эмоциональных контактов с матерью («холодная мать») или лицом, ее заменяющим. Это приводит к блокированию потребности в эмоциональной близости (любви).

В случае полного лишения ребенка контакта с матерью наблюдается феномен материнской депривации. Материнская депривация оказывает самое разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка.

Известный американский специалист по детской психологии Г. Крайг указывает на то, что материнская депривация характерна для неблагополучных семей В такого рода семьях дети лишены внимания чуткого и отзывчивого взрослого, приспосабливающего свою деятельность по уходу за детьми к индивидуальным потребностям ребенка. Г. Крайг пишет следующее: «В этих случаях, вероятно, имеет место недостаток сопряженной обратной связи от тех, кто ухаживает за ребенком. У детей почти нет возможности повлиять на окружающую среду. Они практически не получают непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них таких социальных и речевых достижений, как улыбка, крик, вокализация. Многие из этих детей на собственном опыте убеждаются, что их попытка повлиять на окружение ни к чему не приводит, и не пытаются делать это в дальнейшем. Поэтому они часто проявляют пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации».

Характерологические особенности и поведение детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, представляют собой яркую иллюстрацию «ребенка с депривацией».

244

Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:

  • эмоциональная поверхностность;

  • низкая способность к фантазированию;

  • « прилипчивость »;

  • высокая агрессивность;

  • жестокость;

  • инфантильная безответственность и др.

Д. Воулби выделил сензитивный период (от 6 до 12 месяцев) в жизни ребенка, во время которого он наиболее тяжело переживает разлуку с матерью. Исследователь указывает также на наличие динамики эмоциональных реакций ребенка, разлученного с матерью: вначале он плачет, кричит (фаза протеста), затем наступает фаза отчаяния, которая завершается фазой отчуждения, во время которой ребенок перестает интересоваться матерью, ничего не хочет о ней слышать.

Как уже было сказано, отдельные аспекты феномена депривации могут проявляться у ребенка, растущего в семье при наличии матери и отца, при патогенном (неправильном) родительском поведении, характерном для дисфункциональной проблемной семьи (семьи, не способной выполнять свои основные функции и удовлетворять потребности членов семьи).

studfile.net

Роли ребенка в семье

21 Сентябрь 2015      admin74      Главная страница » Воспитание детей      Просмотров:   2378

Наверное, Шекспир был прав, говоря, что мир – это театр, а люди, живущие в нем, актеры, потому что слово «роль» давно используется в бытовом значении: роли женщин, мужчин, начальников и подчиненных… Все зависит от того, в какой ситуации мы оказываемся. Вот и роли ребенка в семье могут быть различными, в зависимости от того стиля взаимоотношений, которого придерживаются его родители.

Ребенок – собственность

Эта роль навязывается детям, в семьях которых культивируется авторитарный, подавляющий стиль общения между взрослыми и детьми. При таком укладе не придается никакого значения индивидуальности ребенка, напротив, она отрицается. Единственное право детей (и обязанность!)– послушание. Инициатива пресекается, каждый проступок наказуем.

Даже если у вас, когда вы прочли эти строки, возникли сомнения в том, что такой «домострой» существует, любой психолог скажет вам, что именно этот тип взаимоотношений в семье встречается довольно часто.

Какие «плюсы» видят авторитарные родители в зависимой роли ребенка в семье?

  • Предсказуемость. Путем дрессировки и введения четких правил поведения, за нарушение которых положено наказание, детей приучают действовать «как мама сказала»
  • Скромность и уважение к старшим: дети понимают иерархию в семье и подчиняются беспрекословно
  • Управляемость: меньше шансов попасть в дурную компанию

Так ли это?

Как ни странно, долго подавляемая воля детей порой толкает их на непредсказуемые поступки: побег из дома, связь с «плохой компанией», попытки вырваться из-под контроля взрослых. Так что о предсказуемости можно говорить лишь до поры — до времени.

Обычно тихие и послушные дома, дети, которых воспитывают в страхе перед наказаниями, могут «взорваться» в самый неподходящий момент. У них часто диагностируются психические отклонения, чрезмерная агрессия даже к незнакомым людям, в том числе к старшим.

У ребят, лишенных тепла и уважения дома, самые большие шансы попасть под чужое влияние. С одной стороны, они страдают от комплексов и внушенных взрослыми мыслей о собственной неполноценности, с другой – настойчиво ищут способы избавиться от давления. Среди детей, к которым применялись авторитарные методы воспитания, больше всего будущих алкоголиков, наркозависимых, людей с суицидальными наклонностями и т.д.

Так что психологи советуют родителям задуматься о призрачности надежд на полный контроль своего ребенка. Не видя со стороны близких доверия, он все равно рано или поздно отдалится и пойдет своей дорогой, но шансов на достижение взаимопонимания в этом случае останется немного.

«Третий лишний»

Оборотной стороной авторитаризма в семейном воспитании считается либерализм. Здесь вместо «нельзя» детям дают столько свободы, сколько им и не надо, так как они начинают чувствовать себя лишними, ненужными в собственном доме. Часто такие ситуации встречаются в неблагополучных семьях, где родители выпивают, страдают другими пагубными привычками, а дети предоставлены самим себе.

Здесь взрослые всерьез считают, что воспитанием должны заниматься учителя, но при этом спокойно относятся к тому, что их дети не ходят в школу, и именно поэтому их воспитывает улица. Попустительство в воспитании не менее вредно, чем избыточная жесткость. Ребенок вырастает «анархистом», презирающим любые правила. Он может озлобиться на весь мир за то, что до него никому нет дела, в первую очередь собственным родителям. В будущем из таких ребят вырастают маргинальные личности, бродяги, авантюристы и потенциальные преступники.

Единственным шансом избежать этой участи для детей либеральных родителей становится встреча с мудрым человеком, который вызовет их доверие и сможет объяснить им то, чего не объяснили мама и папа.

Как равный с равным

К счастью, в последнее время все большее число родителей прибегает к демократичному стилю в воспитании. Роль ребенка в семье в этом случае – Личность. Ему с раннего возраста начинают показывать, что любят и уважают проявления его индивидуальности, но, в то же время, учат его правильно и достойно вести себя с другими людьми, уважать их.

Дети, воспитанные в любви и внимании, знают себе цену, но не стремятся доказать другим свое превосходство. Они любознательны, тактичны, обладают задатками лидеров. У них сильно развито чувство ответственности, потому что им в детстве объяснили, что это такое.

В то время как дети авторитарных родителей думают, как вырваться из системы запретов, дети либералов в воспитании предаются анархии, эти ребята четко понимают границы допустимого и не прикладывают усилий для того, чтобы в них «вписываться».

А какие роли у ребенка в вашей семье?

    Метки: авторитарный, больший, взрослый, воспитание, воспитание детей, имя, объяснить, равный, ребенок, ребята, родитель, Роли ребенка в семье, роль, семья, собственный, стиль, частый, шанс     

sonyaclub.ru

Статья на тему: Роль семьи в воспитании ребенка.

Семья имеет несколько функций:

Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к нему кто относится, кто что для него делает, в каких условиях он живет. Эти ранние привязанности закладывают основу его будущих отношений с другими людьми, по образу и подобию отношений в семье. Если в детстве не удалось создать такие отношения, то в старшем возрасте он столкнется с большими трудностями.

Семья — это основа чувства защищенности. Оно развивается на основе тех привязанностей, у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности, защищенности, т. к. семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок научается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни.

Семья — как модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых. Это бывает как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем. Это является одним из необходимых элементов — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. родители часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера.

Семья как источник приобретения жизненного опыта. Интеллект зависит от наследственности и от собственного жизненного опыта ребенка, который зависит от родителей. родители должны научить ребенка учиться, обретать опыт, воспитывать в них желание учиться. На это влияют беседы с детьми. Беседы способствуют развитию мышления, из бесед дети получают необходимые знания, речь родителей служит образцом речи для ребенка и формирует характер речи ребенка. Поведение родителей является образцом социального поведения для ребенка. Ребенок научается от родителей всему, путем поощрения и наказания. Степень свободы, которую допускают родители по отношению к ребенку, тоже играет роль.

Для детей очень важной является эмоциональная обстановка в семье. Наиболее типичные роли ребенка в семье (роль – набор шаблонов в поведении):

Козел отпущения. Ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей.

Любимчик. Родители не испытывают друг к другу чувств и эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке (демонстративная любовь).

Кукла, вечный ребенок. Нужен родителю лишь в определенный момент, когда ему хочется заняться ребенком. Чаще, если родители очень близки друг другу, они лишь изредка обращают свою любовь на ребенка, но как правило он остается третьим – лишним.

Примиритель. Ребенок регулирует и устраняет конфликты между родителями. Часто такие дети играют роль взрослого в семье. В некоторых схемах в основе лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие родителями ребенка).

Типология Баркана

Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его, проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безинициативны, склонны к алкоголизму и наркомании (безволие в антисоциальной компании). Могут объявлять бойкоты родителям и т.д.

Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает сея ненужным, нелюбимым, вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не удовлетворяются, у них не хватает игрушек, книг и т.д. Крайняя форма – беспризорность и дети-маугли. Это основной источник пополнения преступных группировок, где существуют внегласные законы – кто сильнее, тот и прав.

Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются, выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность, превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не отдавать ничего взамен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно оценивают себя и окружающих. Выходя в жизнь не могут вписаться в иерархию подчинения, им трудно адекватно вести себя. Так же, возникают затруднения с установлением нормальных отношений с лицами другого пола и как следствие, трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если родители вкладывают в них определенные навыки.

Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, они не знают заботы, ласки, их все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке. Такие дети в жизни не инициативные, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить», редко добиваются в жизни чего-либо существенного.

Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи. Здесь могут быть два варианта: 1. ребенок справляется, становится не по возрасту серьезным, взрослым, умеет решать сложные проблемы.2. Ребенок не справляется, становится озлобленным, нервным, скрытным и хитрым. В таких случаях не редки самоубийства, если ребенок не справляется с грузом ответственности (например, отличник, вдруг, получил двойку).

Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеет или если родители видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации, дети входят в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь воспринимается как привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим, может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным) кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.

Трон принца. Чаще – в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация – задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто оказываются неспособными.

Противоречивое воспитание. Может быть два варианта: противоречивость между разными родителями, например, мама говорит одно – папа другое, или мама одно – бабушка другое. Второй вариант – противоречивость в требованиях одного родителя (особенно, если родитель невротик или шизофреник). Например: Ты все время должен сидеть и учиться! А почему ты не сходил в магазин? (ребенок идет в магазин) А куда ты пошел? И т.д. Такому ребенку приходится самому определять что можно, а чего нельзя. Ему непонятно кого слушать, кому угождать, все это способствует развитию невроза.

Смена образцов воспитания. Сначала ребенок воспитывается по одной схеме, потом по другой (развод, рождение еще одного ребенка, смерть кого-то из родителей). Ребенок или не может адаптироваться к смене стилей или с трудом адаптируется. Ребенок может протестовать, могут возникнуть невротические реакции, уход из семьи и т.д.

nsportal.ru

Влияние обстановки в семье на ребенка, формирование личности и семья

Всех нас окружают люди. С момента рождения и до момента смерти мы находимся среди других людей и не можем не взаимодействовать с обществом и не быть его частью. В течение всей жизни, развиваясь, мы подвергаемся воздействию различных факторов, важнейшим из которых является влияние нашего ближайшего окружения — нашей семьи.

Что такое семья

Психологи определяют семью, как группу взаимодействующих людей, которых объединяют супружеские отношения и родственные связи. Семьи могут быть разные по количеству членов и структуре, но все они имеют одну задачу — взаимопомощь во всестороннем развитии каждого члена семьи.

Объединенные общим жильем, бытом, бюджетом, родственной связью и семейными ценностями люди становятся единой группой. К составу семьи относят мужа, жену и их детей. Все остальные родственники остаются близкими и родными, но как бы на расстоянии.

Место ребенка в семье

Мы уже выяснили, что такое семья и кто к ней относится. Какую же позицию в ней занимает ребенок? В системе семейных отношений ребенок — наиболее слабое звено, он маленький, мало к чему приспособлен и нуждается в защите и заботе. Одеть, накормить, обогреть и защитить — таковы основные родительские инстинкты.

В то же время, он не имеет ни знаний, ни умений, ни опыта, поэтому его учат. Учат всему, что умеют и знают сами. Дети очень восприимчивы к окружению, поэтому многие элементы характера, поведения, реакций взрослых членов семьи они копируют, как маленькие обезьянки.

Важно

Семья является основополагающим звеном в жизни и развитии детей. Именно она имеет наибольшее влияние на их формирование и становление как личностей.

Роль семьи в воспитании детей

В жизни каждого из нас, родители, и семья в целом, занимают особое место. Ребенок с первых лет жизни попадает в атмосферу своей семьи и впитывает те нормы поведения и отношений, которые были приняты именно в его окружении.

Семья — важнейший фактор влияния на ребенка. Именно ее ежедневное, длительное влияние формирует личность малыша. Непрерывный, изо дня в день, воспитательный процесс не заменит ни один детсад, ни одна школа, даже интернатного типа.

Важно

Главные ответственные за воспитание люди — это мама и папа. Именно они отвечают за то, каким вырастет их ребенок.

Любовь ребенка к родителям выражается в том, что он во всем им подражает. Воспринимая как пример поведение родителей, малыш перенимает и хорошее, и плохое. Повзрослев, человек начинает копировать ситуации родительской семьи. Часто он выбирает партнера или супруга, похожего на отца (мать), модель семьи также строится по типу родительской.

Какой путь изберет человек во взрослой жизни, какую профессию выберет, как будет строить отношения с противоположным полом — все это закладывается в детстве.

Семьи бывают очень разные как по составу, так и по жизненным обстоятельствам. Воспитание детей в многодетных семьях будет сильно отличаться от воспитания ребенка-инвалида, или от бережного отношения возрастной пары к единственному ребенку. А обстановка внутри обычной полной семьи будет совсем непохожа на авторитарность матери-одиночки. Но в каждой семье, независимо от состава и обстоятельств, роль главного воспитателя лежит на родителях.

Важно

Но не только положительные аспекты личности формируются семьей. Весь негатив, с которым сталкивается ребенок, также влияет на его формирование.

Реакция ребенка на конфликты в семье

В каждой семье время от времени возникают конфликты. Это могут быть разные точки зрения, столкновения интересов, принципиальные разногласия по важным вопросам. Это нормально, ведь все люди разные, воспитывались в разных семьях и имеют свое мнение. Если такие выяснения отношений нечастые, не очень агрессивные и не перерастают в рукоприкладство — не стоит волноваться за ребенка. Стоит объяснить ему, что это просто спор, что мама и папа уже помирились и все хорошо.

Но при частых скандалах ребенок начинает сильно переживать, ведь он любит обоих родителей. Малыш проецирует конфликт на себя, считая, что в ссоре виноват именно он, и это отражается на его здоровье и внутреннем состоянии. Сильное чувство вины вызывает стресс и может по-настоящему травмировать детскую психику.

Важно

Чуткие и восприимчивые, малыши легко считывают эмоциональный фон родителей.

Вы можете пытаться оградить детей от конфликтов, сдерживаясь при них и выясняя отношения только «за закрытой дверью». Вряд ли это поможет, ведь напряженное молчание, отрывистые фразы, отсутствие тепла в голосе — все эти признаки не смогут обмануть маленького человека.

Сдерживание эмоций и ожидание «удобного» момента для ссоры может привести к тому, что накопленное раздражение вырвется в самый неподходящий момент. Хуже того — объектом агрессии может стать сам ребенок, чей приставучий характер или сотый вопрос за последние пять минут и станут той самой каплей, которая переполнит чашу терпения.

Накричав, или, что намного хуже, отшлепав ребенка, родитель будет чувствовать вину и угнетенность. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой вред будет нанесен малышу. Чувство вины, ненужности, отверженность самыми близкими людьми — вот неполный перечень того, что приведет вашу кроху к пониженной самооценке, замкнутости и депрессиям.

В какой момент и в чем этот негатив проявит себя? Сказать трудно. Но процент подростков, которые связываются с неподходящими компаниями, заигрывают с наркотиками и вступают в группы самоубийц типа «Синий кит» очень велик.

Примеры положительного влияния

Итак, атмосфера, в которой растет ребенок, напрямую влияет на то, какой личностью он станет, какие бытовые привычки сформируются, какое окружение и модель семьи в будущем он выберет. Каждый из членов семьи, не только родители, вносит свою лепту в эмоциональный фон и в отношения. 

  1. Если ребенка хвалят за положительные действия и порицают за негативные — это помогает ему сформировать оценочную систему своего поведения.
  2. Если ребенка поддерживают в его делах и творчестве — это рождает уверенность в себе и своих силах.
  3. Помощь ребенку в чем-либо формирует у него ощущение опоры, понимание того, что он не один.
  4. Внимание к его словам учит контактировать с людьми, объяснять свои желания, а не просто кричать «Хочу!».
  5. Уважительное отношение к его мнению заставит почувствовать себя личностью, понять, что с ним считаются, он не пустое место.
  6. Справедливость в суждениях, в поощрении и наказании также поможет ребенку определить «что такое хорошо, а что такое плохо».
  7. Атмосфера спокойствия и стабильности подарит ощущение защищенности.

Примеры отрицательного влияния

Кроме положительного влияния, семья может оказывать и отрицательное. Прежде всего, это происходит в неблагополучных семьях, а также семьях, в которых высокий уровень сложных условий. К таким можно отнести такие условия, как:

  • бедность;
  • низкий уровень развития родителей;
  • неполная семья;
  • равнодушное отношение к ребенку;
  • нежелательная беременность, и, следовательно, нежелательный ребенок.

Важно

Бесконтрольность ребенка, когда родители слишком заняты своими делами, может быть опасна. Предоставленные себе дети нередко часто ищут развлечений не в тех местах, попадая в дурные компании.

Гиперопека также отрицательно влияет на формирование ребенка. Находясь под неусыпным контролем бдительных родителей, он теряет волю и инициативу, вырастая боязливым, нерешительным, робким и неуверенным в себе. Ни о защите своих интересов, ни о самозащите речь не идет совсем — запуганный контролем ребенок не способен даже просто дать сдачи обидчику.

Жесткое воспитание, которое иногда практикуют излишне строгие родители, особенно по отношению к мальчикам, скорее сделает из ребенка маленького запуганного зайчонка, чем «настоящего мужчину». Не суровые наказания формируют мужественность, а уверенность в себе и своих силах, которые в постоянном страхе воспитать невозможно.

Холодность по отношению к ребенку может быть обусловлена различными причинами, в которых мы не будет сейчас разбираться, это тема для отдельной статьи. Важно то, что дети не получают полноценного эмоционального развития в обстановке безразличия и эмоциональной отверженности. Отсутствие любви бьет по малышам гораздо сильнее, чем отсутствие новой игрушки или модного велосипеда. Без любви и внимания, чувствуя себя ненужным, ребенок зарабатывает неврозы и озлобленность по отношению к тем, кто, по его мнению, эту любовь получил.

Завышенные ожидания родителей — еще один фактор, негативно влияющий на формирование маленького человека. Часто, стремясь потешить свое эго, родители впадают в очередную крайность. Ребенка, едва научившегося ходить, начинают таскать по всем «развивашкам» города. В понедельник английский, после него — танцы, во вторник — лепка и рисование, в среду — основы экономики и история народов Океании… В своих стремлениях «блеснуть» ребенком, мамаши теряют чувство меры, перегружая малыша совсем недетскими объемами информации. Как результат — низкие успехи или их отсутствие по всем направлениям, постоянная тревога, навязчивые страхи.

Как себя вести, чтоб не травмировать психику детей

Нормальная, здоровая обстановка в семье тоже имеет свои признаки. Давайте же разберем, как выглядит идеальная семья.

  1. Между родителями и детьми существует разумная привязанность.
  2. С раннего возраста ребенок развивает коммуникативные навыки. Он способен просить и объяснять, с ним можно договориться.
  3. Родители совместно ухаживают за детьми, что дает им почувствовать заботу каждого из родителей.
  4. Понимание особенностей детского развития.
  5. Соответствующее возрасту сексуальное воспитание, не входящее в противоречие с моралью и конституцией.
  6. Достаточное количество внимания, которое получают дети.
  7. Адекватная оценка возможностей ребенка, отсутствие непосильных требований и нагрузок.
  8. Помощь и поддержка детям в их начинаниях.
  9. Разумное планирование финансов семьи, знакомство детей с основами планирования.
  10. Обучение детей согласно возрасту домашним делам. Не нужно требовать непосильного. Помыть яблоки способен уже 2-х летний малыш, а 3-х летний может помочь маме достать ложки к обеду, в 5 лет можно детей ознакомить с пылесосом и т.д.

В целом, ничего сложного или невозможного. Большинство родителей знакомы с этими пунктами и практикуют их. В жизни могут быть небольшие несоответствия, ведь все мы люди. Могут быть нечастые ссоры, недопонимание. Но воспитать из малыша хорошего, успешного человека — это то, к чему мы все стремимся. А все, что нужно ребенку — это адекватная любящая семья.

blizosti.net

Материал на тему: Роль семьи в жизни ребёнка

                 Настоящие ценности: дом, семья,

 малыши, здоровье, любовь, на то

и настоящие, что не подвержены   стремительно меняющейся моде.

Роль семьи в жизни ребёнка

Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить.

Для маленького ребенка семья – это целый мир.

Мир,  в котором он живет,  действует,  делает открытия, учится любить, ненавидеть,  радоваться,  сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учиться познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения…

         «Воспитание дошкольника в семье», — почти единственный социальный институт, формирующий его личность. Дошкольник отличается такими психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие». Прежде всего,  потому, что каждая отдельно взятая семья, не похожа ни на какую другую. Сколько семей – столько и особенностей ее уклада, свойственных только данной семье, среди которых: различный состав по возрасту и родственным связям, образ жизни и стиль внутрисемейных отношений, установки на труд и на воспитание детей, на потребление материальных благ и духовных ценностей, социальная зрелость взрослых членов семьи и многое другое. Все это не может не определять и условия жизни ребенка и особенности его воспитания.

      Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. И здесь важно разумное равенство всех членов семьи. Это непременное условие в усвоении ребенком очень важного понятия: я не один на свете (именно с этого начинается ощущение своей равнозначности с другими членами семьи!), рядом со мною отец, мать бабушка, брат, сестра – у них так же есть свои желания, с которыми приходится считаться. У брата и сестры – одинаковые права на любовь и внимание родителей, на лакомство и удовольствие. Ребенок как участник всех внутрисемейных событий проникается всем, чем живут взрослые, впитывает их идеологию, судит их оценками.

      Вся жизнь взрослых – пример для маленьких. Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. И здесь первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, труду, общественным обязанностям. Если им присуща активная нравственная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношении  ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, приобщаясь к делам и заботам взрослых, усваивает их убеждения. И это понятно. Ведь малыш видит мир глазами взрослых, которые помогают ему постигать окружающую действительность.

      Становление личности находиться в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально – нравственной атмосферой, существующими семейными традициями… Вот почему воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания нравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. А от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

      Подготовка ребенка к жизни, его гармоничное развитие и воспитание – главная социальная задача, которая решается обществом и семьей.

«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»                               (В.А. Сухомлинский).

«Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»              (А.С. Макаренко).

 

nsportal.ru