Семейное чтение это – . , — .

Содержание

Статья на тему: «ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

«ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ».

 

Вот я уже дорос до лета, я прожил дней — не сосчитать.

 Теперь я знаю: счастье – это приткнуться к маме и читать!

«Почитаем перед сном!»  М. Яснов.  

 

Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

 

Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. Это чудо – раз!

Вновь вместе вернуться в мир детства. Это чудо – два!

Познакомиться с творчеством писателей. Это чудо – три!

Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроем, вчетвером – всей семьей, большой или малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо».

 

Зачем читать вместе?

 

  1. Совместное чтение создаёт свой мир – только Ваш и Вашего ребёнка.
  2. Дети, которым читают, раньше научаться читать самостоятельно.
  3. Чтение с детьми помогает развитию их интеллекта, воображения, словарного запаса.
  4. Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.
  5. Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.
  6. Взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
  7. Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения

 

Читая своему ребёнку, побуждайте его к разговорам, дайте возможность соучастия и проявления чувств. Это поможет Вашему ребёнку, расти эмоционально и духовно сблизит Вас.

Когда вы читаете ребёнку, Вы даёте ему понять, что чтение – прекрасное домашнее занятие.

Повзрослев, Ваши дети будут вспоминать, как Вы читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать.

 

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

 

Учтите эти добрые советы

и ваши желания исполнятся.

 

  • Прививайте детям интерес к чтению с самого  раннего возраста.
  • При покупке книг обращайте внимание на  яркое  оформление и интересное  содержание.
  • Чаще покупайте ребенку книги любимых  авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  • Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  • Обсуждайте прочитанную книгу в семье.  Это способствует развитию вашей речи и вашего ребенка.
  • Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Создавайте рисунки по мотивам прочитанных произведений, проигрывайте эпизоды из сказок.
  • Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение.  Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для его возраста. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40-45 минут.
  • Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  • Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  • Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  • Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Установите традицию ежедневного чтения вслух. Сделайте чтение вслух регулярным, обязательной частью Вашей повседневной жизни. Чтение, ставшее привычкой, лучшее, к чему вы можете приучить детей. Выделите для совместного чтения специальное время.

 «… Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное.» — так передает атмосферу семейного чтения И. Бестужев – Лада.

 У каждого человека, большого или маленького, книга вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы обсуждаете только что прочитанную книгу, то создаете условия для доверительной беседы, доброго общения взрослых и детей.

 • Постарайтесь сделать чтение перед сном хорошей семейной традицией, оригинальным обязательным ритуалом.

 • Сказки хорошо читать при зажженных свечах. Дети замирают от восторга, в их сердцах надолго остаются неповторимые впечатления.

 • Чтение, став для ребенка интересным и любимым занятием, является хорошим подспорьем и в педагогической деятельности. Готовясь к вечернему чтению, ребенок старается не расстраивать родителей своим поведением. Это напоминает детское поведение перед днем рождения, когда ожидается любимый подарок.

 

 

 

 • Еще попробуйте вот это: читайте нечто очень занимательное для ребенка, а на самом интересном месте прервитесь. Сделайте вид, что вспомнили про неотложное дело. Ребенка буквально распирает от любопытства, и тогда он сам берет в руки книгу. Этот метод подходит не только для детей, уже умеющих читать, но и для самых маленьких – для тех, кто читать еще не научился. Ребенок подсознательно поймет, ожидая продолжения читаемого вслух, насколько интересным является процесс чтения, узнавания нового.

 

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это — первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

 

nsportal.ru

уходящая традиция или вечная ценность?

На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. С появлением кино и телевидения развивающая роль семейного чтения отодвинулась на второй план, уступив место детским фильмам, мультикам и познавательно-развлекательным телепередачам. Сегодня же создана целая индустрия, массово выпускающая развивающие игры, игрушки и электронные гаджеты. Они тренируют память и сообразительность, развивают ловкость и мелкую моторику, прививают ребенку множество полезных навыков. Казалось бы, на этом ярком и разнообразном фоне традиционная бумажная книга безвозвратно потеряла свою актуальность. Однако детские психологи спустя десятилетия вновь активно заговорили о пользе семейного чтения для ребенка. Почему?

Оказалось, что, делая упор на физическое и умственное развитие детей, современные родители упускают очень важный момент: морально-нравственное воспитание. Ведь именно в семье формируются личность человека, его мировоззрение, поведение, образ жизни. И в этом плане никакая «навороченная» электронная игрушка не в состоянии заменить обычную книгу, способную достучаться до самых тонких душевных струн ребенка, заставить его сострадать, сопереживать и делать правильные выводы. К сожалению, такой перекос в воспитании уже дал свои плоды: все чаще мы наблюдаем ситуации, когда физически крепкий и сообразительный мальчишка – гордость родителей может запросто ударить малыша, толкнуть девочку, отнять игрушку у более слабого ровесника или нагрубить взрослым. А дочь устраивает грандиозную истерику, если родители не купили ей дорогую безделушку или модный наряд.

Вы спросите: а причем тут книга? Многолетняя практика показала, что книга – это не только источник знаний, как провозглашает известная всем цитата Горького, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь важно все: что читать, с кем, когда и как. Давайте остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

Что читать в семейном кругу

Не секрет, что с упразднением цензуры наряду с шедеврами мировых классиков и наших современников в печати стал появляться бесполезный, а то и откровенно вредный шлак. И если мы говорим о семейном чтении, то для него следует выбирать книги особенно тщательно. Это не обязательно должна быть классика – есть много ярких, интересных и талантливых произведений современных писателей и поэтов. Главное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. И конечно же, следует выбирать книги с учетом возраста ребенка, доступные для его понимания. Иначе вместо удовольствия и позитива ребенок получит унылую скуку и навсегда потеряет интерес к книгам.

Как правильно организовать семейное чтение

Пока ребенок маленький, книжки ему читают взрослые. Во многих семьях малышам читают на ночь сказки, и ребенок до такой степени к этому привыкает, что отказывается засыпать, пока ему не прочитают одну из любимых книг. Но вот парадокс: чем старше он становится, тем меньший интерес проявляет к книгам. Казалось бы, научившись читать, ребенок должен сам охотно браться за книги, но порой его невозможно заставить прочитать даже учебник. Почему так происходит?

Дело в том, что сказка, прочитанная на ночь, подсознательно воспринимается взрослеющим ребенком как атрибут для малышей. Но он-то уже взрослый – в школу ходит! А в другое время родители ему книжек не читали, его впечатлением о прочитанном не интересовались, да и вообще чтение их не привлекало. Откуда же у ребенка появится интерес, если в семье отсутствует традиция семейного чтения? Так что родителям в этом плане необходимо начать с себя, то есть подать ребенку личный пример и создать эту традицию.

Для этого не стоит хватать книгу в спешке, выкроив несколько минут между бесконечными домашними делами. Лучше заранее выбрать день и время: например, посвятить семейному чтению один из вечеров, когда вся семья в сборе, и никто никуда не спешит.

Как читать книги, чтобы заинтересовать ребенка

Пока малыш не освоил грамоту, читать вслух может кто-то из родителей. Главное, чтобы чтение было неторопливым, внятным и выразительным – тогда воображение ребенка будет рисовать яркие картины и запоминающиеся образы. Когда же он научится читать самостоятельно, ему вполне можно поручить эту задачу. Обычно дети, привыкшие к таким импровизированным литературным вечерам, сами проявляют инициативу, а взрослые становятся внимательными слушателями.

Если книга большая (повесть или роман), не стоит пытаться «проглотить» ее за один вечер – такое семейное чтение лишь утомит и ребенка, и родителей. Можно читать ее по главам в течение нескольких вечеров или остановиться, когда закончится время, заранее отведенное на чтение, например, через 15 или 20 минут.

Почему важно обсуждать прочитанное с ребенком

После прочтения книги или ее главы обязательно обсудите прочитанное с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Необходимо побудить его к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации. Вовсе не обязательно, что ваши мнения будут совпадать, но именно это и ценно в семейном чтении! Споры, дискуссии, обмен мнениями по поводу прочитанного – все очень важно по нескольким причинам:

  • во-первых, сам факт обсуждения на равных сближает семью, делает отношения между родителями и детьми более тесными и доверительными;

  • во-вторых, чтение вслух отлично развивает ребенка интеллектуально, увеличивает его словарный запас, расширяет кругозор, вызывает огромную палитру чувств и эмоций;

  • в-третьих, в процессе обсуждения ребенок учится мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать собственную точку зрения и, что тоже немаловажно, учится соглашаться с доводами других людей и признавать их правоту – все эти качества, воспитанные в семье, очень пригодятся ребенку во взрослой жизни.

И, пожалуй, главный аргумент в пользу домашнего чтения: книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе огромный воспитательный посыл. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму. Можно, например, сто раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших братьев меньших обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания. Затем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.

Как видите, аргументов более чем достаточно для того, чтобы в каждой семье, где есть дети, возродить старую добрую традицию домашнего чтения.

Светлана Жаркова

Каждый человек – индивидуален, потому ужиться двум разным людям с ребенком под одной крышей бывает непросто. Этот тест поможет вам взглянуть на свою семью со стороны и получить некоторые рекомендации специалистов портала Я – родитель.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// | НАУМЁНОК

Традиция семейного чтения необходима в нашем современном обществе. Многие семьи в настоящее время заменяют книги цифровыми технологиями. Все чаще родители предпочитают увлечь детей не книгой, а мультфильмом или компьютерной игрой.

А как приятно собраться всей семьёй и почитать вслух книгу. Что может быть лучше, ближе, роднее тех людей, которые собираются вместе и с увлечением проживают увлекательные истории литературных героев.

Семейное чтение — один из самых радостных моментов общения родителей и детей и лучший способ с ранних лет прививать ребенку вкус к литературе. Как правило, лучшее время для семейного чтения — это вечер.

Почему дети не хотят читать?

  1. Родители не знакомят детей с книгами.
    Если хотите, чтобы ребёнок читал в будущем книги, не бойтесь знакомить его с ними с рождения. Младенцам нравятся короткие рифмованные стихи.
  2. Родители не подбирают книги, подходящие именно их ребёнку.
    Многие думают, что для малыша достаточно нескольких базовых книг, самых известных книг. Родители читают эти книжки не один год и удивляются, почему ребёнок не хочет их слушать. Книг в доме должно быть много и разных. Книги-картинки, книги с поэзией, сказки, интерактивные книги, современные авторские истории и классика детской литературы. Неизвестно, когда ребёнок проявит интерес к тому или иному литературному жанру. Ваша задача – предлагать. Только не одну и ту же книжку, а разные.
  3. Жалко денег на покупку качественных книг.
    Ошибка — покупка дешёвых изданий. Они выполнены некачественно: компьютерные иллюстрации, ошибки в тексте, безвкусное оформление. Если вы не можете позволить себе покупать ребёнку хорошие книги, запишитесь в детскую библиотеку.
  4. Родители не читают сами.
    Привить ребёнку любовь к чтению можно только личным примером. Как известно дети мало обращают внимание на слова, а больше смотрят на поступки.
  5. Слишком раннее знакомство с мультфильмами.
    Нейропсихологи не рекомендует знакомить детей с просмотром мультфильмов до 3 лет.
  6. В семье не практикуется совместное чтение. Также немаловажный фактор в совместном чтении книг — это искусство чтения. Не забывайте читать эмоционально, разными голосами, с интонацией и паузами. Если при чтении вы монотонно бубните и засыпаете, значит и ребёнок не будет вас слушать.

Что сделать, чтобы ребёнок читал?

Тогда запишитесь в библиотеку или купите хорошие красочные книги и обязательно практикуйте семейное чтение. Это отличный способ привить ребенку любовь к чтению.

Дошкольный возраст – самый благодатный период для приобщения ребенка к художественной литературе. Младший дошкольник воспринимает художественное произведение активно, ставя себя на место персонажа, ребенка быстро развивается читательский интерес. Он любит слушать полюбившиеся произведения по нескольку раз и может с удовольствием пересказывать содержание прочитанного, что, несомненно развивает речь ребёнка  и его кругозор.

Плюсы семейного чтения:

  1. Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
  2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
  3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
  4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому -развитию.
  5. Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
  6. До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать вас волшебником, создающим магию из слов.
  7. Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

Если следовать указанному ниже алгоритму, то ребенок будет также развивать свою речь, учиться думать, анализировать и понимать произведения. И это, конечно же, очень пригодится ему при обучении в школе.

Алгоритм семейного чтения:

  1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
  2. Во время чтения останавливайтесь и спрашивайте ребенка о понимании некоторых трудных слов.
  3. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?
  4. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
  5. Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
  6. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.

Книги для семейного чтения

Какие же книги выбрать для семейного чтения?

Это могут быть книги увлекательные, с захватывающим сюжетом или же с глубоким нравственным смыслом, или с яркими запоминающимися персонажами. Дело вкуса. Могу предложить некоторые книги, которые великолепно подходят для чтения всей семьей.

Рекомендательный список

1. Сергей Козлов «Сказки о Ёжике и Медвежонке»

Замечательный сказочник Сергей Козлов придумал очень забавных и трогательных героев. Ёжик и Медвежонок — настоящие неразлучные друзья. Каждая сказка непременно вызывает улыбку, а их небольшой объем как раз подходит для того, чтобы смаковать книжку несколько вечеров подряд.


2. Туве Янссон «Все о муми-троллях»

Истории о муми-троллях — это одна из тех книг, которые могут пройти с вами через всю жизнь. И чем раньше ребенок приобщится к этому теплому, мудрому и уютному миру, тем проще ему будет сохранить этот мир в себе и возвращаться в него потом. Муми-тролли будут расти вместе с ним и никогда не покажутся глупыми или слишком наивными.


3. Александр Милн «Винни-Пух и все-все-все»

Алан Александр Милн сочинил историю про медвежонка для своего сына Кристофера Робина, даже не подозревая, что однажды эта сказка станет одной из самых известных и любимых в мире. Винни не стареет, — несмотря на то что ему без малого сто лет, его до сих пор обожают и дети, и взрослые.


4. Александр Волков «Волшебник Изумрудного города»

Эта сказка о храбрости, взаимопонимании, верности и готовности всегда прийти на помощь другу способна научить ребенка простой, но очень важной вещи: пусть волшебников и не бывает, но сотворить чудо способен каждый из нас.

Не менее увлекательное продолжение этой истории вы можете найти в книгах:  «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Жёлтый Туман», «Тайна заброшенного замка».


5. Джонатан Свифт «Приключения Гулливера»

Удивительная история о мореплавателе, который попал в страну, где живут лилипуты, а потом в страну, где живут великаны. Гулливер демонстрирует умение приспосабливаться к любым обстоятельствам, даже к самым фантастическим жизненным ситуациям.


6. Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»

Эта книга из нашего списка — только для детей, причем понравится она всем детям от 6 до 86 лет. В ней — настоящее непобедимое озорство, которое заставляет глаза гореть от восхищения. Концентрат оптимизма и радости жизни. Она однозначно подарит вам и вашему ребенку множество веселых вечеров.


7. Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Легкая, с ненавязчивым юмором, увлекательная история крокодила и его забавных друзей учит доброте и верности, при этом не перегружая детский мозг сложными образами и дополнительными смыслами. Радость от прочтения и спокойные светлые сны гарантированы.


8. Ганс Христиан Андерсен «Сказки»

Трудно представить детство без «Дюймовочки», «Гадкого Утенка», «Снежной Королевы» и других волшебных сказок датского писателя. Это совершенно особенный мир, в котором чудеса так просто и естественно вплетены в реальность, что заметить границы практически невозможно. Недаром любовь к Андерсену передается из поколения в поколение.


9. Джоэль Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

Ребенку понравятся приключения хитроумного Братца Кролика, бедолаги Братца Лиса, сообразительного Братца Черепахи и других зверей, а его родителям откроется рассказчик — бесконечно мудрый дядюшка Римус, у которого каждый из нас может научиться доброте и терпимости.


10. Редьярд Киплинг «Маугли»

Это захватывающая сказочная повесть о человеческом детеныше, который вырос среди волков и долгое время считал себя членом волчьей стаи. В джунглях Маугли ждали опасные и захватывающие приключения. Сказка учит быть справедливым, добрым, честным, учит никогда не обманывать и не предавать.


11. Джанни Родари «Сказки по телефону»

Истории итальянского сказочника Джанни Родари очень просты, но воздействуют на детей каким-то совершенно волшебным образом: малыши от них в восторге. Рассказы о шалунах и непоседах, их путешествиях и приключениях помогают развивать фантазию и отлично подходят для того, чтобы читать по одной истории на ночь.


12. Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч»

Увлекательное и смешное произведение для семейного чтения. Старый джин Хоттабыч показывает нам, что истинное жизнелюбие и любознательность не зависят от возраста и могут быть свойственны даже очень пожилым людям.

Для тех, кто увлечется этим произведением, есть современное продолжение из трёх книг, написанное Натальей Лагиной.


13. Памела Трэверс «Мэри Поппинс»

Еще одна сказка, в которую нужно «влюбить» детей в раннем возрасте, чтобы потом они возвращались к ней снова и снова. Пусть сейчас им просто будет интересно, пусть это будет всего лишь захватывающее путешествие под зонтиком. С возрастом книга станет бесценным напоминанием о том, что мы сами творим свою реальность, сами приносим в жизнь чудеса — или не приносим, в зависимости от собственного выбора.


14. Шарль Перро «Сказки»

Старая добрая классика, которая не нуждается в представлении. «Золушка», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» и многие другие персонажи, которых вы так любили в детстве, наверняка придутся по душе и вашему ребенку. Ведь настоящее волшебство не стареет — оно только набирает силы.


15. Данеэль Дефо «Робинзон Крузо»

Увлекательная приключенческая история о мореплавателе, который оказался на необитаемом острове и прожившего там двадцать восемь лет. Перед ним стояла задача – выжить! И он научился и жить, и выживать.


16. Алексей Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Озорной деревянный человечек, сорванец и непоседа стал любимцем многих поколений читателей. А как иначе! Ведь он всегда найдет неожиданный выход из самой затруднительной ситуации. Это по-настоящему радостная и светлая история с неизменной победой добра в конце.


17. Уральские сказы Павла Бажова

В этих сказах описывается  жизнь горных мастеров Урала. Бажов записал сказы, пересказанные многими людьми, наделив их чудесами и сказочными персонажами, превратил реальные истории в волшебные сказки.


18. Рассказы Николая Носова 

Одно из самых приятных воспоминаний детства — теплое одеяло, мягкий свет лампы и мамин голос, читающий такие живые, веселые и радостные рассказы Носова. Подарите и вашему ребенку такое удовольствие. Ему понравится.


19. Виктор Драгунский «Денискины рассказы»

Даже если эти рассказы каким-то волшебным образом умудрились пройти мимо вас в детстве — просто откройте книгу и начните читать. Конечно, многое уже осталось на задворках истории, но кое-что будет вечным: чистый детский юмор, совершенно невероятная логика и абсолютное жизнелюбие.


20. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Этот американский мальчишка, наверное, один из самых колоритных и самобытных персонажей во всей мировой литературе. Позвольте детям веселиться с ним, искать клад, быть пиратом и разбойником, с восторгом следить за каждой его выдумкой. Он точно научит их никогда не унывать.


21. Джеймс Барри «Питер Пэн»

У этой книги есть удивительное свойство: вы будете с удовольствием читать ее со своим ребенком, но видеть в ней разные вещи. Для малыша это будет встреча со сказкой и удивительными приключениями, а для взрослого — пронзительное откровение. Как так получилось, что мы разучились летать? И есть ли возможность вернуть ту, детскую, независимую полноту чувств?


22. Михаил Салье «Тысяча и одна ночь»

В книгу вошли всемирно известные арабские сказки о Синдбаде-мореходе, об Аладдине и волшебной лампе, об Али-Бабе и сорока разбойниках в пересказе Михаила Салье. Эта книга — арабская вязь, тонкая кружевная паутина, сквозь которую смотришь на мир Востока и влюбляешься в него прямо с раннего детства.


23. Майкл Бонд «Медвежонок по имени Паддингтон»

Эта история началась в Лондоне, на Паддингтонском вокзале. Маленький медвежонок, приехавший из Дремучего Перу, терпеливо стоял и ждал, пока кто-нибудь обратит на него внимание… Ему повезло, и он обрел любящую семью. А еще он наверняка станет отличным другом вашей семьи, ведь эта книга просто очаровательна.


24. Сказки Отфрида Пройслера 

«Маленький Водяной», «Маленькая Баба-Яга», «Маленькое Привидение», «Разбойник Хотценплотц» и другие.

Удивительные сказки, которые нравятся и взрослым, и детям. Сказки учат слушаться родителей, не совершать поступков, от которых тебя предостерегают, быть осторожным. Учит быть любознательным, интересоваться всем вокруг, любить природу.


25. Скандинавские сказки З. Топелиуса

Необычные, но удивительно добрые и очень интересные сказки. Персонажами Топелиуса могут стать старые сосны, флюгерный петух и даже солнечный лучик. Но главным героем его необычайно поэтичных историй следует назвать северную природу. Писатель говорил, что «вырос, веря в то, что в природе всё живёт, чувствует и разговаривает».


26.  Ян Ларри — «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Невероятно увлекательная книга о фантастическом путешествии в мир насекомых. Автор просто и в то же время очень интересно рассказывает о многих растениях и насекомых. Ребенок безо всякого сомнения будет увлечен приключениями главных героев, узнает для себя много нового, расширит свой кругозор.


27. Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»

Замечательная сказка про старого доброго гнома и маленького капризного поросёнка Изюмку, которому нужно научиться дружить, быть вежливым и аккуратным. А помогут ему в этом его новые друзья и мудрый Гном Гномыч.

Еще много интересных сказок, где главным героем является поросенок, можно посмотреть в статье «Герой сказок — поросенок».


28. Вальдемар Бонзельс «Пчёлка Майя»

Эта книга о приключениях молодой пчёлки и о том, как она защитила родной улей. В некотором царстве, в некотором улье родилась пчелка Майя. И едва она родилась, тут же ей захотелось повидать белый свет. Кого только она не встретила, когда вылетела из улья! Тут и богатырь в блестящих доспехах — гордый жук, и комар, и стрекоза — немного страшная, но красивая, и даже эльф. Со всеми перезнакомилась неугомонная пчелка, всем успела сказать доброе слово. И не зря. Когда коварная паучиха поймала ее в свои сети, жук-богатырь — раз-два — и спас ее от неминуемой смерти. Лети, Майя! Но главное приключение было впереди. Когда Майю взяли в плен жестокие разбойники шершни, она не струсила, а сумела выручить из беды свой улей, на который те готовились напасть.


Конечно же этот список можно продолжить. Если вы знаете еще интересные книги для семейного чтения, пишите в комментариях. Буду очень рада.

Очень хотелось бы, чтобы традиции семейного чтения развивались в каждой семье, ведь семейное чтение –это не только способ получить информацию, это и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую  атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

Также список интересной литературы для чтения можно найти в статье «Читаем летом».

С уважением, Ольга Наумова

 

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

naymenok.ru

Звягинцева М.А., Непомнящих М.В. Семейное чтение – основа духовного общения родителей и детей (г. Иркутск)

Современный кризис детского чтения – проблема, о которой много говорят. Дети стали меньше читать, и это печально.

В наши дни чтение больше ориентировано на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Так, зачем нам в век телевидения и компьютерной техники необходимо возрождать семейное чтение? Ответ прост, это один из способов приобщить ребенка к чтению.

Заставить читать нельзя. Отсутствие потребности в чтении – следствие того, что эта потребность не сформирована в раннем детстве.

Первая встреча ребенка с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит малыша с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

Понятие «семейное чтение» считается общепринятым, однако четкого определения не имеет.

Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.).

Семейное чтение – это совместная читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями, направленная на нравственно-эстетическое развитие личности.

У кого-то при словах семейное чтение сразу всплывает в памяти картинка: уютный свет лампы под старым абажуром, мама, читающая книгу, и вокруг нее семейство, внемлющие чтению. Вместе с автором книги она творит ее содержание, как театральный спектакль, для тех, кто ее слушает, в котором только от нее зависит, что останется в памяти и в душах ее зрителей и читателей. Они, в свою очередь, не пассивные слушатели. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаенное дыхание – источник ее вдохновения. Возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе и возможность увидеть друг друга по-новому – все это она дарит своим близким.

Утрата традиций семейного чтения является негативным фактором в формировании читателя-ребенка. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Нечитающие родители воспитывают нечитающих детей.

«Вечно занятым» родителям проще включить ребенку телевизор или компьютер, чем выделить время на чтение, собрав всю семью, или выполнить просьбу малыша сесть рядом и почитать вслух его любимую книжку. Такие родители не задумываются о том, что ребенок хочет, чтобы просто они были рядом, а не телевизор. Это рождает в нем чувство уверенности, защищенности, даже если ребенку гораздо больше пяти и он прекрасно читает самостоятельно.

Но семейное чтение – это не только чтение детям, а еще и общение. Пусть оно займет даже несколько минут в день, когда все соберутся после рабочего дня, ужина или перед сном.

Ведь чтение вслух способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, доверительности. Оно содержит очень важный для развития ребенка момент совместного действия, сопереживания, размышления о добре и зле. Чтение развивает навыки слушания, тренирует внимание, развивает фантазию и воображение ребенка. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного. И чем раньше ребенок начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.

Воспитать в ребенке потребность в чтении, научить его читать творчески – значит дать ему умение черпать в книге знания и духовные силы.

Семейное чтение – этот труд, который родители, по правде говоря, воспринимают как дело сугубо личное, внутрисемейное, является важнейшей составляющей общественного развития, повышения духовного потенциала нации, формирования ее совокупного интеллектуального ресурса.

 

nmcsova.ru

План-конспект занятия (3 класс): Как организовать семейное чтение

                                            «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».

Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.
В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».
А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи? Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

Отношение к книге и чтению зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социально-исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.
В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям. 
Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, больше  полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения? 
Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Примерно 30 лет назад исследователи доказали, что чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития — в 9-10 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребенку формировать свое отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:

— интеллектуальное и эмоциональное развитие;

— развитие языка;

— социальное и образовательное развитие;

— влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это — первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

                                          Анкетирование родителей.

  • Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
  • Сколько времени он проводит за книгой?
  • Какие книги он предпочитает?
  • Как Вы поощряете его читательские стремления?
  • Дарите ли Вы своему ребёнку книги?
  • Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком прочитанное?
  • Считаете ли Вы себя активным читателем?
  • Являетесь ли ВЫ примером для своего ребёнка в чтении книг?
  • У Вас есть домашняя библиотека?
  • Как Вы считаете, может ли человек жить без книги?

             Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

nsportal.ru

Статья по теме: «ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ»

 «Вот я уже дорос до лета, я прожил дней — не сосчитать.

Теперь я знаю: счастье – это приткнуться к маме и читать! «

«Почитаем перед сном! М. Яснов

.

«Значение совместного с детьми чтения»

В последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как своего рода развивающую среду.

Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь.

Зачем читать вместе?

  1. Совместное чтение создаёт свой мир – только Ваш и Вашего ребёнка.
  2. Дети, которым читают, раньше научаться читать самостоятельно.
  3. Чтение с детьми помогает развитию их интеллекта, воображения, словарного запаса.
  4. Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.
  5. Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.
  6. Взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
  7. Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения

Читая своему ребёнку, побуждайте его к разговорам, дайте возможность соучастия и проявления чувств. Это поможет Вашему ребёнку, расти эмоционально и духовно сблизит Вас.

Когда вы читаете ребёнку, Вы даёте ему понять, что чтение – прекрасное домашнее занятие.

Повзрослев, Ваши дети будут вспоминать, как Вы читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать.

Сделать чтение вслух более интересным для вашего малыша помогут простые приёмы:

 ·         Водите пальцем по читаемым строчкам

 ·         Поручите ребёнку переворачивать страницы

 ·         Повторяйте вместе некоторые слова и предложения

 ·         Задавайте вопросы

 ·         Рассматривайте иллюстрации

 ·         Читайте «По ролям» с выражением, попросите ребёнка изображать голос и повадки персонажей.

 ·         Оживляйте прочитанные истории, сочиняйте продолжение, инсценируйте.

Установите традицию ежедневного чтения вслух. Сделайте чтение вслух регулярным, обязательной частью Вашей повседневной жизни. Чтение, ставшее привычкой, лучшее, к чему вы можете приучить детей. Выделите для совместного чтения специальное время.

 «… Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное.» — так передает атмосферу семейного чтения И. Бестужев – Лада.

 У каждого человека, большого или маленького, книга вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы обсуждаете только что прочитанную книгу, то создаете условия для доверительной беседы, доброго общения взрослых и детей.

 • Постарайтесь сделать чтение перед сном хорошей семейной традицией, оригинальным обязательным ритуалом.

 • Сказки хорошо читать при зажженных свечах. Дети замирают от восторга, в их сердцах надолго остаются неповторимые впечатления.

 • Чтение, став для ребенка интересным и любимым занятием, является хорошим подспорьем и в педагогической деятельности. Готовясь к вечернему чтению, ребенок старается не расстраивать родителей своим поведением. Это напоминает детское поведение перед днем рождения, когда ожидается любимый подарок.

 • Еще попробуйте вот это: читайте нечто очень занимательное для ребенка, а на самом интересном месте прервитесь. Сделайте вид, что вспомнили про неотложное дело. Ребенка буквально распирает от любопытства, и тогда он сам берет в руки книгу. Этот метод подходит не только для детей, уже умеющих читать, но и для самых маленьких – для тех, кто читать еще не научился. Ребенок подсознательно поймет, ожидая продолжения читаемого вслух, насколько интересным является процесс чтения, узнавания нового.

nsportal.ru

Методическая разработка по чтению по теме: Семейное чтение.

       Семейное

         чтение.

 

    Составила: учитель начальных классов «МОУ Кызыл-Озёкская

                             СОШ» Доронькина Ирина Александровна        

                           

                     

         

                   Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому- восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлечённый человек.

Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому прочитать книжку?» И тогда в ход идёт принуждение: «Прочитай еще хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть» и т.д.

Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле огромную роль играет семейное чтение.

      А что же такое « Семейное чтение?»

«Семейное чтение» можно понимать в двух значениях; во — первых, как поддержку членами одной семьи друг друга в развитии навыков грамотности, во — вторых, как получение удовольствия от совместного чтения книг в семье.

Многие отцы и матери систематически просматривают у своего ребенка тетради, дневник с оценками. А вот интересоваться тем, что читают в свободное время сын или дочь, как читают, какие книги детей особенно интересуют, не находят нужным. А это значит, что не в каждой семье ещё понимают огромное познавательное и воспитательное значение книги.

Чтение — вот лучшее учение.

                   А.С.Пушкин. Всем лучшим во мне я обязан книгам.      М.Горький.

Образовательное значение книги сознают и сами дети, которые любят читать.

Один из пятиклассников, прочитав книгу Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями», записал в своём дневнике: «Я читал книгу с большим удовольствием … Она во многом помогает мне на уроках ботаники…»

А сколько написано замечательных книг, которые помогают школьникам изучать математику, природоведение и

др. предметы, рассказывают им о многом другом, что интересует любознательных юных читателей! Чтение таких книг даёт возможность ученикам за скупыми строками учебников увидеть интересные события, живых людей.

Дети подражают своим любимым литературным героям. Эти герои заставляют их оценивать свои поступки, серьёзнее вглядываться в окружающую жизнь, продумывать своё отношение к ней.

Но раз книга в жизни ребёнка играет такую огромную образовательную и воспитательную роль, значит, надо начинать как можно раньше пробуждать у детей серьёзную, прочную любовь к чтению.

Школа уделяет очень большое внимание работе учащихся с книгой. Но учителям много труднее, чем отцу и матери, следить за тем, сколько, что и как читают школьники в свободное время, в зимние, весенние, летние каникулы.

Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Напрасно иные родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы малышам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразные по тематике.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами — всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.

Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух, это сближает родителей и детей, помогает первым лучше узнать вторых, понять детские интересы и увлечения.

Как читать вместе?

Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра — сын и т.д. Чтение вслух — полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения — не больше 45 минут, чтобы оно не утомило детей, не притупляло интереса к чтению.

Для преодоления утомляемости во время чтения используются игровые приёмы, физкультминутки. В обращении с ребёнком надо помнить народную мудрость: «Кто не возьмёт лаской — не возьмёт и строгостью». Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей бережному отношению к книге.

В заключение нужно, вероятно, назвать основные барьеры семейного чтения и, во-вторых, предложить модель эффективного семейного чтения.

Барьеры семейного чтения.

•        Недостаток раннего языкового и читательского опыта: когда дети не поощряются к участию в беседах теми, с кем они проводят время, их понимание устного и письменного слова хуже, чем у ровесников.

•        Барьеры поколений: когда родители не любят читать или им не читали, они не обязательно понимают его важность.
Поэтому чтение они считают лишь обязанностью.

  • Недостаточные базовые умения: когда у родителей низкий уровень базовых умений, они менее уверены в себе и в меньшей степени могут поддержать чтение своих детей.
  • Экономические и финансовые барьеры: если в семье долги, плохие бытовые условия, болезни, безработица, чтение становится недоступной роскошью, а не необходимостью.
  • Культурные барьеры: по экономическим, традиционным, языковым причинам в некоторых обществах привычка читать
    не считается частью культуры.

Модель эффективного семейного чтения.

  • Родители находят время регулярно читать     детям.
  • Чтение для удовольствия осознаётся школой и семьёй и продвигается библиотекой как важная часть процесса
    обучения чтению.
  • Молодые люди чувствуют себя уверенно, когда их видят с книгой.
  • Чтение дома поддерживается и поощряется.

Список использованной литературы.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы .2-е издание.

М:-« ВАКО»2005г.

Исследования в области семейного чтения: международная

перспектива. Школьная библиотека. Сентябрь 2006 № 6.

Родительские собрания в начальной школе./ Составители Т.Д.

Волжанина и др. — Волгоград: Учитель, 2005 г.

Пинт А.О. Это Вам, родители. М:- «Знание» 1970г.


Приложение.

Памятка для родителей.

  • Помните: чтение — это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам.
  • Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребёнок полюбил книгу.
  • Необходимо знать основные требования беглого , сознательного и выразительного чтения.
  • Зная рекомендательный список литературы, вы помогаете ребёнку подобрать книгу.
  • Начинать чтение книги с обложки и титульного  

    листа.

  • Своя собственная библиотека, пусть и небольшая, даёт возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к
    чтению.
  • Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.
  • Воспитывать и приучать детей читать детские

    журналы.

  • Оказывать помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные
    понравившиеся мысли, цитаты из прочитанного.

nsportal.ru