Семейный уклад на руси – Семья в Древней Руси

Славянская семья | Традиции | Домострой у славян

 Семья на Руси — это малое сообщество. Во время кризиса современной семьи где, как не в своих корнях, осуществлять поиск ответов: как счастливо прожить жизнь в браке, как пронести любовь через всю жизнь?! Необходимо сказать, что нормы поведения в семье в древности существенно отличались от нынешних. Стоит поговорить о системе ценностей в славянской семье. Что же делало ее особенной? Можно ли полностью принять ее модель в современном мире? Поначалу разберемся в типологических функциях любой семьи. Семья выполняет самые различные функции, к числу которых относятся рождение и воспитание детей, удовлетворение потребностей мужчины и женщины как биологического, так и духового порядка. Данные функции были всегда, и заострять на этом внимание не стоит.

Семья — воспитательная среда, в рамках которой создаются и укрепляются на домашнем уровне мировоззренческие, культурологические и высоконравственные основы жизнедеятельности общества.

Ценности и даже системы мировоззрений могут изменяться, однако сам факт того, что семья формирует высоконравственные, культурные и материальные ценности

, остаётся неизменным. Основной функцией в славянской семье было деторождение. Считалось, что союз супругов, у которых не было детей, не выполнял функции семьи. Необходимо заметить, что славянская семья – многодетная семья. Недаром ещё даже в 20 веке, Столыпин делал ставку на многодетные семьи.

Расторжения брака древнерусское право не ведало. С языческих времен главенствовало представление о том, что брак с одной женой заключается "на веки" и простирается за пределы гроба. Однако, ежели жена не могла родить супругу, муж был вправе взять себе ещё жену. Чаще всего, развода не было как такового, просто муж брал себе ещё одну жену. Мы переходим к вопросу одно/многоженства на Руси. Свидетельства того, что у славянина могло быть несколько жён и даже наложницы, можно судить по князю Владимиру Красно Солнышко. Есть и этнографические свидетельства многоженства на Руси. Правда, обычно, это две жены. В таких семьях обязанности по дому строго регламентируются, как впрочем, и в любой другой славянской семье. Но, «странности» многоженства это редкость, и они не встречались повсеместно. Славяне считали, что

они единожды перед Богами давали слово прожить жизнь вместе. И так и делали. Вспомните, клятва перед Богом для русского, это вопрос совести и чести! И фраза: "вместе до гроба", понималась буквально. Наилучшим свидетельством данного утверждения служит "Сказ о Петре и Февронии Муромских". Данная легенда говорит о том, как вдова восходила на погребальный костёр вместе с мужем. Об этом свидетельствует путешественник X века Аль-Масуди:

"Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою; умирает женщина, то муж не сжигается".

Это по сегодняшним меркам страшно, однако не учитывается тот факт, что мировоззрение у предков было иным, и чем дальше мы будем освещать вопросы, касающиеся славянской семьи, тем больше вы это будете понимать. Нужно осознать, что человек дал клятву перед Богом, что он проживёт в браке до конца своих дней. Муж и жена теперь одно целое, как сиамские близнецы, когда умирает один, второй так же умирает. Правда это касается только женщины, так как мужчина — воин и пахарь, а община не могла, жертвовать воинами и пахарями. Женщина

по собственной воле всходила на костёр, так как считалось, что она уходит в иной мир совместно с мужем, и там они будут дальше жить. Этот акт самопожертвования расценивался обыденно, как уход в лучший мир совместно с любимым человеком. Разве это не поэтично? Разве есть сегодня такая любовь? Разве мы так теперь чувствуем?

Брак славян


Как ни смешно это звучит, однако термин "семья" на древнерусском языке означал "товарищество, основанное на договоре, соглашении". В некоторых списках узаконений слово "семья" заменялось словом "артель". Получается, что нынешние модные брачные договора, не что иное, как вольная интерпретация слова "Брак". За тем лишь исключительным моментом, что сегодняшние брачные договора регламентируют право на имущество при разводе, а сакральное значение "брака" раньше имел другое значение. Брак понимался, как сделка между родителями невесты и женихом. Этот обряд покупки имеет множественную обрядовую форму. Многим приходит в голову мысль о том, что родители сами выбирали молодым пару. Это не совсем так. В отголосках 19 века родители и правда могли насильственно женить молодых, прикрываясь пословицей

"стерпится, слюбится". Но не может быть преград у настоящей любви. Межсословные браки были возможны, но по ряду причин затруднительны. Родители лишь обрядово заключали сделку, и старались не препятствовать воле молодых. Источники свидетельствуют о существовании в это время различных способов заключения брака. Один из наиболее древних – похищение невесты женихом. Похищение могло быть как реальным, так и формальным, мнимым. Последнее случалось тогда, когда родители и невеста были согласны на брак еще до похищения. Обряд похищения невесты "у воды" совершался в дохристианское время на праздниках в честь богини Лады, которые начинались ранней весной. 

Домострой в семье


Считалось, что пространство в доме относится к управлению женщины. Об этом сохранились свидетельства в "Домострое":

"Женщина доминировала во внутреннем пространстве — доме и семье".

Термина "семья" в современной трактовке "Домострой" не знает. Он использует слово

"дом", обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого пребывают в отношениях господства (подчинения), но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма. С течением времени сговор с невестой все чаще стал предшествовать ее уводу. Летописи сообщают, что у славян был обычай похищать на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. "Повесть временных лет" рассказывала об "умыкании у вод" невест:

"…И ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся"

Выше мы уже упоминали, что по некоторым свидетельствам слово "брак", заменялось словом "артель". Артель в сегодняшнем понимании — это торговое предприятие. Но, как видно из этимологии слова, артели были семейными. Это удивительно ложиться на представление о ремесленной Руси. Знание и ремесло передавались в славянской среде от отца к сыну, от матери к дочери. Каждый род владел знаниями в какой-либо профессии и родовое ведение торговых дел и есть слово "артель". Получатся, что род — это специализированное производство. Каждый член рода — это важный элемент в артели (семье). Может поэтому сегодняшние семьи, где муж и жена занимаются различными делами, не знают лада? Так кто же был главным в семье? На этот вопрос можно ответить так, только учитывая градации в семье, можно определить главенство.

Родом управляли Большак с Большухой. Большак — это глава рода, самый старший в роду. Большуха же по "Домострою":

"В семьях главную роль играла "большуха" — старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи".

И в каждой отдельной семье мужчина играл главенствующую роль. Получается, что структура власти в семье не так однородна, как казалось бы. Но, принцип патриархата, имел место быть. Это отслеживается в правовых отношениях, которые засвидетельствованы в языческой Руси и в первые века двоеверия. О главенстве в семье мужчины рассказывает придворный врач англичанин Самуил Коллинс, он сообщал, что и в 17 веке невеста совершала такой обряд:

"В знак покорности она должна была снять с будущего мужа сапоги. В один сапог жених клал плетку, а в другой — драгоценный камень или монету. Если девушке удавалось снять сначала тот сапог, в котором находилась монета, то невесту считали счастливой. Если в сапоге оказывалась плетка, счастья ей не обещали и говорили, что всю жизнь ей придется угождать мужу. При этом жених в знак своей власти над женщиной ударял свою будущую спутницу жизни плетью по спине."

Но роль жены и матери в "Домострое" оценивалась высоко. Жена в "Домострое" является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Обязанность главы семьи — забота о благополучии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей — обязанность отца). Все решения, связанные с "домовым строительством", муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине. Отсюда выражение "сор из избы выносить не принято". Это закреплено и доселе в свадебной обрядовой игре "Сор"

, которую проводят на второй день свадьбы. Семья для славянина, это целый мир. Его мир и продолжение рода, благополучие в семье и многое другое, стоит выше общественного. Даже в войну, мужчин последних в роду в атаку отправляли последними. Но, существовал и левират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Этот обычай был широко распространен на Руси вплоть до 16 века. Архаичность этого обычая восходит к древним временам, когда на брате умершего родича лежит полная ответственность за детей и супругу погибшего. Семей одиночек, просто не было, это нонсенс. Род не мог выкинуть вдову с детьми на улицу. И поэтому, мы на это указывали выше, что изгнание из рода, было самым тяжёлым наказанием, которое практически приравнивалось к смертной казни. Поэтому на Руси брат стоял за брата, отец за сына. Это был единый организм. Отголоски этого мы находим в древнем обычае прекращать всю работу, если в роду кто-нибудь умер. С точки зрения сегодняшних отношений в семье, такие обычаи на первый взгляд кажутся странными, но как мы понимаем проблему сегодняшней семьи, именно семьи с одним родителем, и являются корнем проблемы. Ну кто, кроме кровного брата позаботиться о вдове и собственных племянниках. Такой обычай сохраняет целостность семьи и оставляется духовную преемственность рода. А это для славян было чрезвычайно важно. Отношения между родителями и детьми в славянских семьях строились на признании власти родителей над детьми.
"Домострой"
указывает на этот же факт:

"Главная обязанность детей — любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости".

Именно преемственность родства, ремесла или дела и является основой основ славянской семьи. Мы рассмотрели аспекты славянской семьи, которые позволяют нам судить о следующем. В каждом роду есть большак, который регламентирует отношения в семье и трудовые обязанности. В семье главный мужчина. Семья живёт в любви и ладу по взаимному согласию супругов, но с разрешения (позволения) родителей. 

Обязанности в их доме распределены между супругами. Жена слушается мужа. Дети, слушаются родителей и следуют их воспитанию. При любых внешних опасностях, сохранность (целостность) рода ставится превыше всего. Как мы видим, славянская семья это целостный организм, с конкретно распределенными ролями и обязанностями, где разрыв с родом, был практически не возможен, даже после смерти. Поэтому знания и традиции передавались из поколения в поколение. Без таких отношений в семье нельзя было сохранить целостность традиции.

Знания предков помогут нам сегодня возродить самое нужное – семью!

xn----ctbjypmbbheq3i7a.xn--p1ai

Русский уклад жизни — это крепкие и здоровые семьи

В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

 

уклад жизни

 

Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи.

 

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

 

 

 

Вот мы в избе

 

изба

 

Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.

 

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», — говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.

 

Мы печем свои игрушки-тестушки в духовке, но тоже приговариваем: «Матушка – печка, укрась своих детушек». Она нас слышит и радует румяными изделиями.
Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.
На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».
Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

 

Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.

 

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке — «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.
В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.

 

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Божницу подсвечивали лампадкой.

 

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» — принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

 

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

 

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» — уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.
Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».
Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», — так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

 

 

 

БЫТ КРЕСТЬЯН

 

дом

 

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.
В каждой семье были «коробейки» — лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.
Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.
Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах. Использовались также плетеные изделия – лукошки, короба.

 

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА

Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

 

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

 

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

 

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.
Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», — поучали родители.
За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.
Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

 

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.
Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», — приговаривал отец.
В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

 

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.
Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.
С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.
С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

 

уклад жизни

 

Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.

 

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», — говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.

 

Мы печем свои игрушки-тестушки в духовке, но тоже приговариваем: «Матушка – печка, укрась своих детушек». Она нас слышит и радует румяными изделиями.
Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.
На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».
Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

 

Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.

 

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке — «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.
В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.

 

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Божницу подсвечивали лампадкой.

 

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» — принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

 

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

 

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» — уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.
Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».
Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», — так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

 

 

 

БЫТ КРЕСТЬЯН

 

дом

 

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.
В каждой семье были «коробейки» — лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.
Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.
Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах. Использовались также плетеные изделия – лукошки, короба.

 

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА

Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

 

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

 

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

 

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.
Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», — поучали родители.
За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.
Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

 

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.
Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», — приговаривал отец.
В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

 

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.
Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.
С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.
С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

 

уклад жизни

 

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».
Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

 

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.
Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.
Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

 

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.

 

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.
В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.
Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

 

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.
Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

 

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

 

Постепенно к девочке приходило осознание того, что она — будущая хозяйка, которая может выполнять все женскую работу. Дочка знала, что «Хозяйство водить – не разиня рот ходить». «Без дела жить – только небо коптить», — так всегда говорила мама.

 

Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» — отцовы помощники, да «красны девицы» — умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

artsgtu.ru

Семейный уклад в Древней Руси.

Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, немногочисленны. Летописи говорят о том, что в то время как у полян уже сложилась моногамная семья, у других славянских племен (родимичи, вятичи, кривичи) сохранялась полигамия. Семейные отношения регулировались обычным правом. В различных источниках содержатся указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия. Однако постепенно похищению начинает предшествовать предварительный сговор жениха с невестой. Существовал и такой способ заключения брака, как«покупка» невесты у ее родственников. У полян самой распространенной формой был привод невесты ее родственниками в дом к жениху. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой. Брак заключался «по оглашению» между родственниками невесты и женихом или его родственниками. На другой день после свадьбы родственники невесты приносили приданое.

Отношения между супругами во многом зависели от формы заключения брака. При похищении жена становилась собственностью мужа, поэтому в отношении нее возникали права, скорее, вещного, чем личного характера. При покупке невесты, и особенно заключении брака с приданым по соглашению между женихом и родственниками невесты, возникали, во-первых, отношения между женихом и этими родственниками (которые несколько ограничивали власть мужа) и, во-вторых, появлялись первые признаки наделения жены личными правами. Власть мужа при этой форме брака также была очень велика, но не была неограниченной.

На Руси, по-видимому, муж никогда не имел законного права распоряжаться жизнью или смертью своей жены. Однако он мог распоряжаться ее свободой. Например, в летописи Нестора имеется свидетельство, что князья Мстислав и Кисожский Редедя, вступая в единоборство, условились о том, что победителю достанутся имение, казна, жена и дети побежденного.

Развод в тот период осуществлялся свободно, причем есть основания полагать, что в браке с приданым инициатором развода могла быть и женщина.

С принятием христианства в России происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. Начинает действовать Номоканон – собрание канонических правил и светских постановлений византийских императоров, в последующем дополненное постановлениями русских князей. Русский перевод с этими дополнениями получил название «Кормчая книга».


Похожие статьи:

poznayka.org

"Семейный уклад жизни на Руси"

Урок по народной культуре в 4 классе.

«Семейный уклад жизни на Руси»

Цель:

  • закрепление введённых ранее понятий: семья, поколение, предки, родословная, родственник, родной край, Родина.

Задачи:

  • приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков;

  • раскрыть значение знания истории своего народа;

  • формировать представление о том, как была организована жизнь наших далёких предков;

  • развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому; развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы;

  • воспитывать уважение к старине, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению;

Оборудование: компьютер, экран, презентация

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее. Наше занятия ребята, я хочу начать со стихотворения Н. П. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица» (Слайд 1).

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Времена теперь другие

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд.

А преданье старины

Забывать мы не должны.

Учитель: Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Ребята, а что такое семья?

( Это – МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА. Это братья и сёстры, тёти и дяди) (Слайд 2,3).

Учитель: Каждый человек в семье один для другого зовётся по-своему. Как кого кому называть – зависит от степени родства (Слайд 4).

(Ребята рассматривают слайд родства, учитель комментирует)

Учитель: Семьи на Руси были большими, жили целыми родами (Слайд 5).

Учитель: Девочек и мальчиков воспитывали по-разному. Мальчика- как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек- как будущих матерей, хранительниц домашнего очага (Слайд 6.)

Учитель: всякому своё дитя мило. Его и нежат-баюкают, умывают-пеленают, тешат-радуют… И потихоньку уму-разуму учат. Ведь дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло (Слайд 7).

Учитель: Чтобы рос малыш здоровым, добрым, умным, он должен быть спокойным. Нет ничего лучше колыбельной песни, чтобы успокоить дитя (Слайд 8).

Учитель: Мерно колышется колыбель. Нежно звучат слова. Ласково льётся мелодия. Нянюшка укачивает своего питомца:

«Уж ты, Сон да Дрёма,

- Пойди Ване в голова,

Сон идёт по лавочке,

Дрёма по подлавочке,

На всю долгу тёмну ночь

Отойди, бессонье, прочь» (Слайд 9).

Учитель: О самом близком и хорошем пели над колыбелью. Про молочко, про кашку, про печурку. А вот и про кота-воркота:

«Баю-баюшки, баю,

Сидит котик на краю,

Лижет мордочку свою

Да тешит деточку мою» (Слайд 10).

Учитель: Нянюшки были разные. Нянчить могла старшая сестрёнка, такого же возраста, как и ты, дружок. Качает-качает, а самой так на речку хочется в жаркий денёк побежать! Вот и поёт:

«Баю-баю, баю-баю,

Схожу в речку, накупаю,

В бережку наполощу,

Вкусной кашкой угощу» (Слайд 11).

Учитель: Нянчилась и бабушка. Та о своей заботе поёт:

… Чтобы вас пропитать

Да чтобы вас прокормить,

Надо хлебушко убрать

Да на коровку накосить,

Чтоб коровушки доили,

Молочко-то вам носили… (Слайд 12).

Учитель: Матушка радуется, как тепло и уютно её дитятко:

Положу тебя я спать

На дубовую кровать,

Кровать нова, дубова,

Постелюшка пухова,

А подушка у тебя

С лебениного пера,

Соболиным одеялом

Покрываю я тебя…

Все песни переслушает малыш. Много узнаёт он о мире, в котором ему жить да жить. А вы, ребята, знаете колыбельные песни? Давайте, послушаем ваши песенки (Слайд 13).

Учитель: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

Ребята, вы подготовили стихотворение о семье, давайте послушаем:

1.Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку и слёзы и смех,

2. Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

3.Семья- это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

4. Но стены родные, отчий мой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Молодцы, ребята! Прошу сесть на свои места!

А какие пословицы о семье и о доме вы знаете (Ответы детей) (Слайд 14).

Учитель: Пришло время поиграть.

Игра. Составьте из данных слов пословицу о семье.

(На что клад, когда в семье лад).

А сейчас дружно хором прочитайте! Молодцы, умнички! (Слайд 15).

Учитель: Семьи все разные. И все они отличаются друг от друга своими привычками, укладом жизни, обрядами, традициями. Издревле на Руси существовали традиции: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей.

У вас ребята есть в семье династии. (Ответы детей)

Учитель: В нашей школе тоже есть династии учителей: Савельевой О.А., Аксёновой Л.И. и Нарваткиной О.Н. Посмотрите на экран (Слайд 16).

Учитель: Существует традиция называть детей в честь кого- то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается по святцам –

церковным книгам или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников (Слайд 17).

- Есть ли в вашем классе ребята, которых назвали в честь кого - нибудь из родственников?

А вы, ребята, знаете, что такое отчество? Какие однокоренные слова вы можете подобрать?

(Родственные слова Отечество, отчизна, родная страна, родина.)

Слово «Отечество» входит в состав припева Гимна РФ.

Давайте вспомним слова Гимна России (Слайд 18).

Учитель: Ребята, а у вас в семье заботятся о бабушках, дедушках, о престарелых. Одна из замечательных традиций в наших семьях_- заботиться о престарелых. Ребята, а как вы заботитесь о своих бабушках и дедушках?

Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.

- Ребята, скажите, у кого дома есть такая традиция. собирать семейный альбом, фотографии? (Слайд 19).

Хранить семейный альбом прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция это очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. (Рассматривание семейных альбомов).

Учитель: У многих дома хранятся старинные вещи. Мы их храним и бережем. Это тоже наши традиции.

- Ребята, а у нас в школе есть старинные вещи, где они хранятся? (Ответы детей). Правильно, в музее. Почему мы храним эти вещи? (Слайд 20).

Они интересны нам с исторической точки зрения как предмет старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. История вещи - история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это - замечательная традиция многих семей.

Учитель: Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

«В дом пришёл – всех вокруг собрал».

Как вы думаете, про какой предмет так говорили? Разумеется, про стол (Слайд 21).

Учитель: В старые времена со столом был связан интересный обычай. Когда вся семья собиралась в праздник за трапезой, то прежде чем отец скажет торжественное благодарное слово, ребятишки лезли под столешницу и по солнцу опутывали ножки стола лыковой верёвкой. Тогда в следующий раз снова все вместе за столом соберутся, бедой не разлучатся (Слайд 22).

Учитель: За общим столом собирались гости, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – квас (Слайд 23).

Учитель: Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Ребята, какие блюда стали традиционными за вашими семейными праздниками? (Слайд 24).

Учитель: Ребята, а у вас в семье отмечаются семейные праздники? Какие?

Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

(Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники) (Слайд 25).

Учитель: Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.

А у вас есть домашние обязанности? Какие? (Слайд 26).

Учитель: Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток.

Вам раньше приходилось когда-нибудь слышать слово «генеалогия»? в переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей. Человек всегда чтил своих предков.

И сейчас Суродина Д. приготовила презентацию о своей семье, родословную семьи.

Учитель: В завершении мне хочется пожелать вам, чтобы добрая улыбка стала спутником каждой семьи и дружба поселилась в вашей семье навечно.

Домашним заданием для всех вас будет составить генеалогическое древо своей семьи. (Раздаются шаблоны генеалогического дерева)

Учитель: На этом наш урок заканчивается. Спасибо, ребята!

infourok.ru

Любопытные факты о семейных традициях на Руси

Свои каноны красоты и семейные традиции существовали в каждом государстве. Древняя Русь не стала исключением: принципы, по которым в былые времена выбирали невест, сегодня зачастую вызывают недоумение. А правила семейной жизни и вовсе устрашают. Большую опасность несло также подозрение в бесплодии — за это муж имел законное основание отправить жену в монастырь.

Кровь с молоком


Пока европейские дамы всеми правдами и неправдами стремились к аристократической бледности, русские женщины предпочитали подчеркивать свою естественную розовощекость и румяность. Табу накладывалось не только на отметины от порезов и прочие несовершенства на лице, но также на «мушки» и родимые пятна. Иногда для того, чтобы засидеться в девках, было достаточно одной крупной родинки на щеке. Поэтому их выбеливали и маскировали всевозможными способами, стремясь сделать незаметными. Веской причиной отменить свадьбу считались также любые заболевания и физические недостатки.

Существовала особая «мода» на невест, и чтобы дождаться сватов, желательно было ей соответствовать. Первое, что оценивали в любой девице на выданье — пышнотелость. На Руси писанной красавицей считалась широкобедрая и полнотелая женщина. О таких еще говорили, что они «пышут здоровьем». Страсть к лишним сантиметрам на бедрах легко объяснялась с практической точки зрения. В эпоху, когда медицина находилась на очень низком уровне, широкие бедра считались своеобразной гарантией того, что женщина сможет выносить и легко родить ребенка. К тому же, излишняя худоба часто вызывала подозрения в серьезных проблемах со здоровьем. А обзаводиться заведомой больной и неспособной много работать женой никто не спешил.

Хочешь выйти в свет? Получи разрешение мужа!


В древнерусском патриархальном обществе женщине традиционно отводилось подчиненное положение. Обычно чем ниже было ее сословие, тем меньшее участие она принимала в политической и общественной жизни страны. До замужества девица находилась в полной «собственности» родителей, которые принимали за нее все решения и подбирали подходящую партию. После вступления в брак ответственность за женщину переходила к супругу. На любое дело, вплоть до возможности покинуть стены дома, требовалось его разрешение. Чтобы посетить церковь, сходить за покупками или поддерживать общение с кем-либо вне родных стен необходимо было обязательно испросить одобрения главы дома.

При этом, семейное гнездо дозволялось покидать, только изрядно подготовившись. Женщины старались погуще накрасить сюрмой брови, нанести изрядное количество белил и румян. Иногда это выглядело настолько нарочито, что казалось, будто лицо присыпано мукой, а на щеках остались яркие красные следы от свеклы.

Как же не похвастаться перед гостем красавицей-женой?


Существовала традиция демонстрировать важным гостям свою жену, особенно если она славилась своей красотой. К нашему времени сохранилось множество заметок, в которых фигурирует описание данного обычая. Приветствуя гостя, мужчина через слуг незаметно подавал жене знак, чтобы та принарядилась и вышла к ним. Женщина по такому случаю надевала свои лучшие одежды и встречала незнакомого мужчину, покорно склонив голову. Это позволяло ему подробнее ее рассмотреть и выразить свое восхищение хозяйкой дома. Если одобрение казалось мужу искренним, гостю подавали рюмку горячительного напитка.


Из-за надоевшей жены впору принять монашеский постриг


В Древней Руси разводы не чествовались. Избавиться от надоевшего супруга можно было в ограниченном числе случаев: при покушении на жизнь или подтвержденном свидетелями прелюбодеянии. Еще одним веским поводом считалось долгое отсутствие мужа или жены, местонахождение которых было неизвестно. Однако последнее случалось крайне редко и требовало весомых доказательств в правдивости.

Практически не имея шансов на официальный развод, люди придумывали различные способы расстаться полюбовно. Одним из самых популярных и часто встречаемых был добровольный уход в монастырь. Когда на мир между супругами не оставалось никакой надежды, один из них мог отправиться в святые места для служения Богу. Предполагалось, что молитвы и аскетичный образ жизни поспособствуют разрешению проблемы, и в семью вернется мир.

Однако нередко человек, решившийся на подобный поступок, оставался в монастыре навсегда. В случае, если монашеский постриг принимал муж, жене разрешалось повторно заключить брак. К мужчине законы традиционно отличались большей лояльностью. Заподозрив жену в бесплодии, он мог по собственной инициативе отправить ее в монастырь, и уже спустя шесть недель после этого подыскать себе новую супругу.

Не оскверняй иконы плотскими утехами!


С особым усердием в Древней Руси относились к выполнению супружеского долга. Первоочередным его назначением было желание зачать ребенка, а не получить физическое удовольствие. Во многом это объяснялось высоким процентом младенческих смертей, что вынуждало семьи рожать как можно больше наследников.

Несмотря на то, что половой акт в церковном браке считался законным делом, к нему готовились с особой тщательностью. Прежде чем начать, в комнате завешивали все лики святых и обязательно снимали нательные крестики, дабы не оскорблять Господа плотскими утехами. По негласному правилу в этот день нежелательно было посещать церковь. Но если обстоятельства вынуждали пойти в храм, прежде необходимо было тщательно обмыть все тело и переодеться в чистую одежду.

Совсем иначе относились к прелюбодеянию. Уличенную в блуде женщину прилюдно стегали кнутом и отправляли в монастырь, где она была вынуждена провести несколько дней в молитвах, а питаться только водой и хлебом. После возвращения развратницу ожидало повторное наказание. В этот раз от мужа, который должен был еще раз наказать ее хлыстом. Увильнуть от исполнения обязанности оказывалось крайне проблематично, ведь за излишнюю мягкосердечность наказание настигло бы уже супруга.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

musthaveforyou.mediasole.ru

"Семейные отношения в Древней Руси"

Семья в Древней Руси

О семейных отношениях у восточных славян и русов VIII – 1-й половины XIII вв.

Иван Разумов

© Иван Разумов, 2016

ISBN 978-5-4483-2051-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Семья – основной элемент общества, тот атом, через познание которого открывается сложная сущность социальных отношений. Всю жизнь человек проводит в рамках семьи: сначала – родительской, затем – своей собственной. Именно изучение отношений мужчины и женщины в рамках семейного коллектива позволяет почувствовать реальный дух эпохи, проследить истинную картину жизни масс населения. Изучение темы семьи и брака – необходимое условие для полноценного понимания особенностей того или иного исторического периода.

В своей работе мы остановимся на периоде, предшествующем вторжению монголо-татарских войск на Русь. Кроме прочего, это время интересно для исследователя ещё и тем, что именно тогда за влияние в массах начали бороться две формы религии – язычество и христианство. Их борьба, продолжавшаяся в течение столетий, привела к установлению двоеверия, которое наложило отпечаток на характер семейных отношений в Древней Руси.

Тема семьи и брака в трудах историков Российской империи, СССР и Российской Федерации была представлена довольно слабо, предпочтение отдавалось сначала правовым, затем – экономическим и общественно-политическим вопросам. Впервые проблема семьи в Древней Руси в языческий период существования государства (в части личных отношений между супругами) была затронута Н. М. Карамзиным1. Изначально, исследователей интересовали, преимущественно, правовые аспекты жизни семьи. Историко-правовой анализ институтов брака и семьи содержат труды М.Ф.Владимирского-Буданова и В.И.Сергеевича2. Изучались вопросы, связанные с формами брака, личными и имущественными отношениями супругов (Н.И.Хлебников, О. Ланге, Д.Я.Самоквасов, В.И.Синайский3 и др.), наследования (А.Н.Попов, И. Гаубе, П.П.Цитович4), правового положения женщины, расторжения брака (Н. Лазовский, А.И.Загоровский5). Но всем этим работам был присущ важный недостаток: брак и семья рассматривались исключительно сквозь призму юридических отношений, а источниковая база исследований ограничивалась, преимущественно, правовыми документами.

С середины XIX века

f1bp.ru

Семейный уклад на руси. Жизнь женщины в древней руси

Ни для кого не секрет, что в России на сегодняшний день сложилась крайне тяжeлая демографическая ситуация: резко упала рождаемость, сократилось число браков, возросло количество разводов. Я думаю, что в связи с этим будет весьма любопытно, обратиться к нравам и обычаям наших далeких предков.

Согласно древнерусским законам и обычаям жениться можно было с 15 лет, а выходить замуж - в 12-летнем возрасте. По достижении брачного возраста, родители юноши начинали поиск невесты. Найдя еe, они посылали к родителям или родственникам девушки сватов из числа своих друзей или знакомых, чтобы узнать: хотят ли они выдать еe замуж и сколько дадут за ней приданого. Если родственники девушки не хотели выдавать еe за этого человека, то чем-нибудь отговаривались и отказывали. Но если они говорили, что подумают и потом дадут ответ - согласие на брак получено.

Вслед за тем составляли "роспись" невестиного приданого и сообщали об этом жениху. И если ему невеста, (а точнее еe приданое) понравились, тогда назначались смотрины. Родители невесты созывали гостей, среди которых была "смотрильщица"- родственница или "доверенное лицо" жениха. Она распрашивала, ничего не подозревающую девушку, о разных вещах, испытывая еe ум, оценивая характер и внешность.

Некоторые родители, имевшие несколько дочерей, одна из которых была с физическими или умственными недостатками, показывали смотрильщице здоровую дочь, а замуж выдавали больную. Обман раскрывался только после свадьбы, так как до этого жених не мог видеть невесту. В этом случае, он писал прошение патриарху, и если в ходе расследования свидетели подтверждали подлог, то брак расторгался и виновная сторона платила неустойку. Еe размер заранее определялся "сговором"- своего рода брачным контрактом, в котором определялся размер приданного невесты и сроки свадьбы. Если после сговора жених узнавал о невесте что-нибудь плохое и отказывался жениться на ней, еe родители посылали жалобу патриарху. Церковные власти расследовали дело и также брали с виновных неустойку.

В день свадьбы жених отправлялся за невестой. Вместе с ним ехали "бояре"- его старшие родственники, "тысяцкий"- распорядитель свадебного обряда (обычно крeстный отец жениха), священник и дружки - друзья жениха. Затем родители невесты благословлят молодых и они ехали в церковь. После венчания новобрачные отправлялись в дом жениха, и получают благословение его родителей. Потом все садятся за столы и начинают пировать. После третьего блюда, дружки просят у родителей жениха благословения для новобрачных идти опочивать, и, отпустив их, начинают есть-пить по-прежнему. На свадьбах не было никакой музыки, кроме труб и литавр (тарелок).

Перед отъездом гости узнавали о здоровье новобрачных, и посылают родителям невесты сказать, что молодые в добром здравии.

На следующий день после свадьбы, жених созывал к себе гостей. Потом ездил к тестю и тeще и благодарил их за дочь. На третий день жених, невеста и гости отправлялись к ним на обед.

После праздников начинались семейные будни. Наставления и поучения, касающиеся семейной жизни, были собраны в середине XVI века в особый сборник "Домострой" автором которого был духовник царя Ивана Грозного Сильвестр.

В этом сочинении говорилось, что семья должна жить в любви и согласии. Жена и дети должны во всeм подчинятся мужу и отцу. А если они не слушались, главе семьи разрешалось применять к ним телесные наказания. Запрещалось бить палкой, камнем, в глаз и в ухо, чтобы не причинить увечья. Можно было "поучать" плетью (еe отец передавал мужу после свадьбы), но "наедине и "разумно". После наказания полагалось сказать ласковое слово и что-нибудь подарить.

Важнейшую роль в воспитании семьи играла церковь (для большинства населения еe представителем был приходской священник, а знатные люди имели личных духовников). Отец духовный должен был быть благоразумным, строгим и бескорыстным. Ему следовало не только исповедовать грехи, почитать и повиноваться, но и советоваться с ним в мирских делах.

Большое внимание уделялось и повседневным хозяйств

aprilis.ru