Семьи группы риска – Семья группы риска. Проблемы семей группы риска.

Особенности работы с детьми и семьями группы риска

Выступление на методическом объединении на тему «Особенности работы с детьми и семьями группы риска»

Семейное воспитание происходит в процессе жизни — в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку.

Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в семьях группы риска количество которых в настоящее время постоянно растет.

Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

Часто взрослым в этих семьях не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка.

Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией,

проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из семей группы риска.

Таким образом, проблема воспитания детей требует более подробного рассмотрения. Для этого необходимо

изучить особенности процесса воспитания в данных семьях, раскрыть формы и методы оказываемой социально-педагогической помощи этим семьям, выявить условия совершенствования процесса воспитания в таких семьях.

Целью данной работы является изучение теоретических предпосылок воспитания детей в этих семьях, выявление эффективных форм и методов социально-педагогической помощи данным семьям в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

— раскрыть влияние стилей родительского отношения на формирование

личности ребенка;

— изучить особенности характера детей из группы рисках, семей; /

— охарактеризовать условия, способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей;

— раскрыть формы и методы педагогической помощи таким семьям в воспитании детей.

1Влияние стилей родительского отношения в неполной семье на формирование личности ребенка

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо сфере жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало-результативно.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например неполные семьи малообеспеченные и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами |

воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому необходимо наблюдать за состоянием такой семьи, имеющиеся в ней

дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние некоторых из них нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей,

так и со стороны других граждан того же социального слоя.

Особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между всеми членами неполной семьи в каждой из этих семей, так как от этого

зависит процесс формирования личности ребенка воспитывающегося в ней.

Чтобы изучить возможные отношения между взрослыми и детьми в

таких семьях, необходимо знать существующие стили родительского отношения к детям.

Под стилем семейного воспитания будем понимать многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческие компоненты.

1.2 Особенности характера детей из неполных семей

В процессе воспитания могут быть использованы различные стили отношений.

Для нас представляют интерес черты характера детей из семей группы риска, поэтому рассмотрим особенности характера у детей из таких семей.

В неблагополучной семье ребенок фактически безнадзорен и, следовательно, на него воздействуют отрицательные примеры. Чаще всего в этих семьях отсутствует единая твердая линия воспитания, это то, что обычно порождает слабохарактерность, избалованность ребенка. «Недостаточная требовательность к ребенку, применение физических наказаний — все это приводит к возникновению лживости, трусливости.

Отсутствие четкого режима дня в семьях группы риска вызывает у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность».

На возникновение некоторых особенностей характера влияет также неумение учитывать возрастные особенности ребенка. Таким образом, неудовлетворение подростком потребности быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему как к ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у него упрямства, капризности, негативизма, грубости. Возможны и более серьезные деформации черт характера. Незнание возрастных особенностей ребенка может вызвать крупные и продолжительные конфликты с членами всей семьи, скрытую или явную воину с ними. Следует отметить, что члены неполной семьи не всегда своевременно реагируют на появление особенностей характера у детей, которые являются их недостатками. А между тем, чем быстрее с ними начать бороться, тем легче искоренить. В противном случае они закрепляются в структуре личности ребенка. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера надо будет влиять на связанные с ними другие психические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.

Нередко бывает, что сами дети неправильно квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость — за правдолюбие и мужество, невежливость — за прямоту, высокомерие — за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые даже, сознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Например, ребенок осознает, что лень позволяет сохранить жизненные силы и не надорваться, а неискренность и своевременная расчетливость — добиться личного преуспевания в служебной карьере. Здесь важно помнить, что ребенок не только объект, но, прежде всего субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и постараться самому их изжить

Необходимо знать, что не все индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные. В категории привычных недостатков характера выделяют два вида: проявляющихся в его работе и в отношении его к себе и другим людям. Первый вид: леность, пассивность, неорганизованность, отсутствие настойчивости. Второй вид: эгоизм.

Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых. Во-первых, общество построено на труде. Прогресс современных стран с рыночным хозяйством невозможен без развития свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства. А это требует воспитания трудолюбия с ранних лет.

УТрудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека, поэтому детям с раннего детства нужно прививать трудовые навыки. Недаром труд используется как средство лечения. лишенный трудолюбия ребенок оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни, потому что отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности. Недаром издавна говорят, что праздность — мать всех пороков.

При воспитания настойчивости у ребенка;*необходим, тщательный контроль над выполнением детьми любой работы, небрежное дело не следует принимать, а стоит добиться переделки; в труде и учебе ставить перед ребенком интересные задачи, увлекать положительными примерами.

Эгоист — это себялюбец предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей . Поэтому нужно оказывать помощь семья в искоренении эгоистической черты характера особенно у детей с нарушением слуха.

Также необходима помощь семьям группы риска в воспитании характера таких черт как недисцилинированность, грубость, лживость.

Недисцилинированные постоянно привлекают к себе внимание окружающих и доставляют им наибольшее беспокойство. Наиболее распространенной: причиной недисциплинированности у детей является избыток энергии и неумение рационально проявить свою инициативу. Важно сформировать у них интерес к общественно полезной деятельности, разумно направить проявления их активности.

Грубые дети — одни из тех, кто часто вызывают конфликтную ситуацию или попадают в нее. Часто грубость, резкость, дерзость в достаточносильно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком,
мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т. д.).

Грубое поведение может быть ответом на несправедливые действия взрослых. В таком случае конфликт устраняется исправлением взрослыми своей ошибки. Ребенок может проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления помощь семьям организовать правильный режим труда и отдыха.

Лживость детей вызвана разными причинами: боязнью наказания, стремлением, во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих.

следует сообщить ребенку, что лживость – презренное качество человека, отягощающее дурной поступок. Педагогам необходимо рекомендовать семьям избегать таких средств

наказания, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

отрицательные формы поведения.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в неполных семьях в

процессе воспитания, в характере ребенка могут сформироваться устойчивые отрицательные формы поведения.

  1. 3 Условия совершенствования процесса воспитания семьях группы риска.

Для того чтобы не допустить недостатков формирование в характере ребенка

воспитывающегося в семье группы риска нужно соблюдать ряд условий недостатков характера нужно

,

соблюдать ряд условий в процессе воспитания.

Выполнение данных условий:

Первое условие – авторитет и личный пример родителей.

Второе условие – педагогический такт, как педагогов так и родителей.

Третье условие – правильные взаимоотношения между членами семьи и классного коллектива.

разбираться в причинах детских поступков.,

Четвертое условие – знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Специальные педагогические знания предложенные педагогами родителям помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом,

Пятое условие – удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с родителями.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается я именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта необходимо, чтобы ребенок не становился центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения.

Шестое условие – правильного воспитания состоит в формировании определенных личностных качеств и ряд других условий.

Организация педагогической помощи семьям группы риска по воспитанию детей.

Педагогическая помощь семьям группы риска в воспитании ребенка, заключается в оказаний’ помощи ребенку в процессе его
социализации и создание условий для его самореализации в обществе». Для достижения поставленной цели педагогу, осуществляемому педагогическую работу с этими семьями необходимо:

осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние соальной среды на формирование личности ребенка;

  • прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития
    и воспитания ребенка;

  • организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на
    основе диалога;

— помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на
развитие личности ребенка;

— информировать о возможных правовых мерах защиты
семьи;

— оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;

-формировать нравственно-правовую устойчивость семьи.

Таким образом, специалист, работающий с семьями группы риска, информирует ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет родителям способы создания условии, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в данной семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности

матери’ или отца и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку

Объектом воздействия в семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья группы риска, в целом, как коллектив. Деятельность специалиста, осуществляющего педагогическую работу с семьей, включает три основных составляющих педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления.

Психологическая доставляющая педагогической помощи включает в себя также два компонента: психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье чаще всего в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Семья группы риска имеет свои особенности и педагогическая работа с ними требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельного члена данной семьи являются общей проблемой для всей этой семьи.

Специалист по работе с этой семьей не может решить за нее все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.

В данное время тема воспитания детей в. Семьях группы риска до конца не изучена, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом и перед самим человеком.
Большое значение имеет сохранение в неполной семье культурного уровня воспитанности её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из членов этой семьи ведут к ее полнейшему разрушению.
Проблема распада семьи, негативная семейная обстановка, а в результате и неправильное воспитание детей связана с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не пониманием молодыми, что создание семьи это задача не из лёгких, требующая от человека больших эмоциональных затрат.

В теоретической части исследования были решены следующие задачи: раскрыто влияние стилей родительского отношения на формирование личности ребенка, изучены особенности характера детей изданных семей, охарактеризованы условия, способствующие правильному воспитанию детей из семей группы риска.

В практической части были реализованы следующие задачи: изучены формы и методы педагогической помощи

Педагогическая работа с семьями группы риска является одной из актуальных проблем современного общества. В целях улучшения педагогической работы с этими семьями должна совершенствоваться законодательная база по улучшению материального положения этих семей, а также разрабатываться новые методы работы, создаваться и реализовываться программы поддержки и реабилитации семей группы риска.

Образовательный, психологический и посреднический

компоненты социально-педагогическои помощи

В семье объектом воздействия педагога может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья в целом, как коллектив. Деятельность педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Рассмотрим последовательно каждую из составляющих. Образовательная составляющая включает в себя два направления помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствии единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и другое.

Поэтому деятельность педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующим вопросам

-роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении со сверстниками;

-значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;

взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивного отношения между детьми и взрослыми;

-воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;

социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;

  • сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;

  • поощрение и наказание в воспитании детей в семье;

-наиболее распространенные ошибки в воспитании детей;

  • особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;

  • трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;

  • организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

-подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;

  • нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;

-развитие представлений об общении в детском возрасте;

  • причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.

  • Помощь в воспитании проводиться педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Основными сферами семейной жизни, в которой реализуется воспитательная функция, является сферы родительского долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишают семью возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной сфере в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности.

Содержание сферы долга раскрывается через ответственность взрослых и детей за характер жизни и нормальное функционирование семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному педагогу следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение.

Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Если в семье деформирована данная сфера, то социальному педагогу необходимо возбудить интерес у ребенка, начиная с выполнения домашних обязанностей и проявление заинтересованности в бытовой добросовестной работе до семейного интереса к активному отдыху. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная интересом, свободным внутренним побуждением сливалась у семьи с чувством ответственности и долга каждого из ее членов.

Сферы долга и интереса не могут существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает семье черты индивидуальности, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства и качества, гуманную сущность личности. Любовь воспитывается только атмосферой любви, которая органически впитывается ребенком и формирует его эмоционально­-волевые отношения к жизни. Если в семье нарушены отношения в этой сфере, то социальный педагог работает с эмоциональным настроением семьи, с формированием взаимного уважительного и заботливого отношения членов семьи друг к другу, помогает возродить родительскую любовь через проявление чувств гуманизма ко всему живому, к обществу, к своей семье, помогает родителям осознать, что подлинная любовь — это проявление одновременно справедливости и требовательности, предоставление ребенку самостоятельности и условий для самоутверждения.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их взаимопроникновение и взаимодействие между собой позволяют наиболее эффективно осуществлять воспитательную функцию.

Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения, Педагог должен показывать родителям, через какие приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика. Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут пользоваться родители, если у ребенка возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле и поступку. Педагог также должен показать, через какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждения психического сознания радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо педагоги через обращение к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, отвращению и брезгливости, а обращение к воле и поступку требует от педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания.

Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи. (

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента:/социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса.

Психологическую поддержку семье, испытывающей различные виды стресса, социальный педагог может осуществлять, если у него есть дополнительное психологическое образование. Кроме того, эту работу могут выполнять психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог, психолог с помощью различных методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводят лечение.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относиться запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводиться в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно­-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся. Плохое обращение означает нанесение телесных повреждений, насилие или непосильный труд. Отсутствие заботы подразумевает пренебрежительное отношение к уходу за ребенком, включающему питание, медицинскую помощь. Как крайнюю меру этот вид помощи предусматривает рекомендации на лишение родительских прав, передачу ребенка в интернатные учреждения.

Однако эта мера должна применяться в исключительных случаях, так как для эмоционального здоровья ребенка очень важна атмосфера семьи. Чтобы помочь детям остаться в семье, социальные педагоги вначале наблюдают за тем, что происходит дома, консультируют детей и родителей, информируют родителей о правовых требованиях и используют судебные санкции как средство мотивации к позитивному изменению жизни ребенка.

Таким образом, социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

  • советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей;

консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье;

  • защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходиться сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, жестокое обращение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы.^Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения, бециаяьпы^у^едагог должен показывать родителям, через какие приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика. Вторую группу методов составляют методы педагогического и

у ребенка возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле и поступку, боциальныйгу^едагог также должен показать, через какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждения психического сознания радости, актуализацию мечты, снятия


infourok.ru

Статья на тему: Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.

Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.
Дети «группы риска» это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. «Труду риска могут составлять учащиеся, особенности поведения которых значительно выходят за границы общепринятых норм и требований и представляют собой потенциальную угрозу субъекту  поведения, развитию его личности, окружающие его людьми, обществу в целом.
В «группу риска» входят следующие категории детей:
— Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики;
— Дети с  проявлением социальной и психологопедалогической дезадаптации;
— Дети из «неблагополучных», асоциальных сетей;
— Дети, оставшиеся без попечения родителям в силу разных обстоятельствах;
— Дети из семей, нуждающихся в социальноэкономической и социальнопсихологической помощи.
Почему дети попадают в «группу риска» ? Какие факторы порождают ситуации жизненного неблагополучия? Прежде всего, это социальные факторы, которые проявляются во всеми многообразии взаимоотношений ребенка с социумом . Природные факторы, которые обусловливают внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка.
Критерии, полагающие распознать детей из «группы риска»:
1. Неблагополучная семейная ситуация.
— нарушения структуры семей ( неполная, либо формально полная, где воспитанием ребенка запоминается только один из родителей) .
— низкий культурно – социальный уровень семьи.
— злоупотребление  родителями алкоголем, наркотиками и т.д.
— малообеспеченные многодетные семьи.
— «Опекаемые» дети.
—  напряженная обстановка внутри семей (частые ссоры, отрицание самооценки ребенка, конфликты).
— недостаточность педагогических знаний у родителей ( попустительское отношение к ребенку, безнакозательность и т.п.).
2. Проблемы в общении со сверстниками.
— отверженность ребенка коллективом.
— частые ссоры со сверстниками.
— участие неформальных объединениях, которые носят асоциальный характер.

3. Отставание в физическом и (или) умственном развитии; недостатки резкого ряда.
— наличие хронических заболеваний самотического и нервно – психологического характера.
— слабая успеваемость и т.д.
4. Нарушение в эмоциональной волевой сфере.
— Раздражительность, частые вспышки агрессии.
— Эмоциональная неуравновешенность, дерзость, озлобленность , трусость и т.д.
— вредительство мстительность, оскорбления.
— Вызывающие поведение и т.п.
5. Особенности полового созревания.
— ранняя половая жизнь.
— повышенная сексуальность и т.п.
6. Склонность к бродажничеству.
— побеги из дома.
— частые беспричинные пропуски занятий.
7. Употребление психоактивных веществ.
— токсикомания .
— склонность к алкоголизму , наркомании, в том числе к приемному лекарственных средств, содержащих психоактивные вещества .
8. Совершение действий корыстной ориентации.
— мелкие правонарушения.
— поступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду ( мошенничество, спекуляция, воровство).
Следует помнить, что дети из «группы риска» это всё же дети, и им необходима помощь, в том числе и педагога, классного руководителя, куратора. Вот несколько ( рекомендаций по работе с детьми из «группы риска» и их семьями:
1. Ежедневно следить за посещаемостью занятий .
2. Завести дневник наблюдений.
3. Совместно с учителями – предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости.
4. Строго следить за выставлением оценок, чтобы их видели родители (опекуны).
5. Ставить в известность родителей о пропуске занятий в тот же день.
6. Ежедневно встречаться с подростками.
7. При необходимости приглашать родителей, вместе с детьми на совет профилактики.
8. Не подчеркивать поступки, воспитывать на положительных примерных.
9. Не использовать правоучений. В перевоспитании решающим является пример куратора, внимание к ребенку, усиление радоваться его успехами.
10. Предупредить возможность неправильных действий детей.
11. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, использование общественных поручений.
12. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный ребенок».
13. Обучать и информировать детей о методах самовоспитаний.
14. Нормализация семейной обстановки, нейтрализующие вредного влияние родителей.
15. Индивидуальное шефство.
16. Привлечение родительской общественности.
17. Вовлечение подростков в кружки, секции, контроль посещения.
В работе с детьми «группы риска» и их семьями большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию гибкости подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматривается меры по:
—  устранению причин и условий неблагополучия.
— По оказанию конкретной помощи семьи.
— по обеспечении системы в работе и достижению эффективности в работе.

nsportal.ru

Классный час на тему: Дети » группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.

Дети «группы риска». 
Работа с детьми «группы риска» и их семьями.


Дети социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально=психологические особенности. Детей можно разделить на 2 группы:

  1. Малолетние (до 14 лет)
  2. Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)

Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
  • Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.)
  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской           Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.
Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Дети «группы риска» это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:

  • Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств
  • Дети из «неблагополучных», асоциальных семей
  • Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержки
  • Дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации

Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия

  • Природные ( обусловливающие внутреннюю и внешнюю среду развития ребенка)
  • Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом

Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей:

  • Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция)
  • Устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими
  • Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения
  • Алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.

Работа с детьми «группы риска».


Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу социального работника, которую он проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с педагогами ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность социального работника с детьми «группы риска» обязательно должна входить работа с семьёй ребёнка.

Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.

Работа с детьми «группы риска» включает:

  • Социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»
  • выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье
  • изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность

Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся социальным педагогом или психологом в соответствии с нормами профессиональной этики. 
Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка «группы риска» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь. 

В рамках своей компетенции специалист может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов.

Стадии работы с детьмим «группы риска» и их семьями.

Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей. 
Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.
При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.

I. Выявление.

1.1 Обнаружение семьи (или) подростка, находящегося в ТЖС
1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности
1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС

II. Индивидуальная профилактическая работа.
2.1 Социальная адаптация
2.2 Социальная реабилитация
2.3 Мероприятия по защите прав
2.4 Оказание помощи семье
2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство

III. Выявление обучающихся «группы риска» 
Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

  • Учебная деятельность
  • Взаимоотношения со сверстниками
  • Взаимоотношения со взрослыми
  • Проведение свободного времени
  • Отношение к труду и профессиональная ориентация
  • Поведение и поступки

Способы получения необходимой информации:

  • Анализ журналов групп
  • Опрос мнения преподавателей об обучающемся
  • Анализ учета посещаемости занятий
  • Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
  • Беседы с родителями обучающегося
  • Социометрические исследования
  • Наблюдения
  • Беседы с обучающимся
  • Запрос информации от психолога
  • Запрос информации с предыдущего места учебы

Методы исследования:

  • Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так ипсихологические методики
  • Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация
  • Метод наблюдения
  • Анкетирование
  • Интервью
  • Тестирование
  • Анализ документов

Стадии работы с семьей и подростком, находящимся в ТЖС:

  • Обнаружение семьи и подростка
  • Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью
  • Изучение причин неблагополучия в семье
  • Составление карты семьи
  • Составление программы работы с семьей и подростком
  • Реализация программы работы
  • Текущие и контрольные посещения
  • Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком
  • Снятие семьи с социально-педагогического учета

На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:

  1. Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
  2. Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
  3. Опрос – устный и письменный (анкетирование)
  4. Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
  5. Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
  6. Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра

На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:

  1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
  2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
  3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
  4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
  5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение

Методы социально-психологической помощи:

  1. Консультирование
  2. Тренинг
  3. Социальный патронаж

Взаимодействие с социумом и социальными службами по работе с семьями, находящимися в ТЖС: 

В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры :

  1. По устранению причин и условий неблагополучия
  2. По оказанию конкретной помощи семье
  3. По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе.

nsportal.ru

Подростки из семей «группы риска» как социально-психологическая проблема современного общества



Подростки из семей «группы риска» как социально-психологическая проблема современного общества

Якунькова Альбина Васильевна, студент;

Акутина Светлана Петровна, доктор педагогических наук, профессор

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

В статье рассматриваются особенности влияния семей «группы риска» на детей подросткового возраста в условиях современного общества.

Ключевые слова: подростки, семьи «группы риска», отклоняющееся поведение, современное общество

Современная семья представляет собой сложную устойчивую систему, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Создавая определенный социально-психологический климат, семья во многом определяет развитие личности ребенка, как в настоящем, так и в будущем. Исследователем С.В. Мельниковой семейное воспитание рассматривается как «целенаправленное, сознательное воздействие, осуществляемое родителями с целью формирования определенных качеств и умений» [3]. Однако воспитание в семье не лишено и родительских стереотипов, с помощью которых взрослые прививают ребенку способы взаимодействия с окружающим миром. Время позволило выявить слабые места в педагогическом руководстве семейным воспитанием, основными из которых являются: «недостаточное внимание со стороны администрации школ по вопросам управления взаимодействием триады «школа-ребенок-семья»; несовершенство теоретической, методической и практической подготовленности некоторой части педагогов, особенно молодых, к обеспечению позитивным процессом воспитания школьников в семье; недостаточная эффективность педагогической компетентности родителей к воспитанию детей в семье; низкая согласованность коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с родителями; недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка» [1, С. 203-204].

Несомненно, семья занимает ведущее место в формировании личности.Через изучение характера взаимоотношений, складывающихся в семье, анализ сферы материально-бытовых и иных условий жизни детей можно получить возможность не только выявлять те или иные факторы, обуславливающие ненадлежащее формирование личности и, в конечном счете, противоправное поведение подростков, но и проследить процесс их зарождения, увидеть причины и механизм их функционирования. Именно традиции, семейный уклад жизни, формирование ценностей семьи и ответственного родительства позволяют формировать личность подростка [2]. Поскольку семья – это социальная группа, то она в силу ряда определенных социальных факторов, причин или нарушения нормального функционирования, а также под воздействием различных условий, способствующих развитию патологических состояний, может стать группой социального риска. Семья «группы риска» — это семья, в силу различных неблагоприятных экономических, психолого-педагогических, социально-демографических и иных факторов не имеющая возможности создать надлежащие условия жизни и воспитания детей и нуждающаяся в социальной помощи и поддержке для более успешного выполнения своих основных функций по содержанию и воспитанию детей [4]. Иными словами, семьи «группы риска» — это семьи, которым в одиночку практически невозможно преодолеть трудности, возникшие в их жизни, что, в результате, может привести их к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентиров, к потере ими социальной значимости, духовного и морального облика. Все это, несомненно, оказывает негативное влияние на развитие личности детей, которому, в большей степени, подвержены именно дети подросткового возраста, как лакмусовая бумага впитывающие в себя все пороки семейного неблагополучия.

Подростковый возраст – это долгий и довольно сложный переходной период возрастного развития, в котором происходит ряд психофизических изменений, связанных с половым созреванием ребенка и вхождением его во взрослую жизнь. Наибольшая сeнзитивность пубертатного периода заключается в формировании различных качественных изменений в физиологическом и психологическом развитии ребенка. Подобная перестройка организма напрямую влияет на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды, что, в сою очередь, оказывает непосредственное влияние на формирование личности ребенка в целом. Многие ученые, занимавшиеся исследованием проблемы девиантного поведения, отмечали, что одним из основных факторов, непосредственно влияющим на развитие личности человека, являются особенности его взаимоотношений со своими родителями в детском возрасте. Ведь именно семья с давних времен рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ведущую роль в формировании личностных черт, нравственных мотивов, в руководстве социальным поведением, в передаче норм, ценностей и веры, свойственных данной культуре. Так, К. Хорни полагала, что травмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенка особого склада характера, который она называет базальной тревожностью, при которойребенок лишается уверенности в своей значимости и ценности для других, становится ранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Э. Эриксон в своих исследованиях установил прямую зависимость личностных особенностей ребенка и особенностей характера от особенностей его взаимоотношений с родителями на разных стадиях возрастного развития. В подростковом возрасте, выработанные на ранних стадиях положительные качества, значительно увеличивают шансы на успешную и гармоничную психосоциальную идентификацию. У стыдливого недоверчивого и неуверенного в себе подростка с повышенным чувством вины и собственной неполноценности возникают существенные трудности с идентификацией. В свою очередь, А. Адлер, понимая невроз как нарушенный стиль жизни, считал одной из основополагающих причин его формирования неправильное воспитание ребенка в семье. Поэтому, можно сказать о том, что именно семья, в большинстве случаев, оказывает отрицательное и десоциализирующее влияние на развитие и формирование личности ребенка, проявляющееся в виде разного рода ранних нарушений индивидуального, личностного развития и поведенческих отклонений. Не удивителен и тот факт, что в семьях, где преобладает напряженная и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств и эмоций детей. Дети, не испытывающие любви и заботы в семье по отношению к себе, в свою очередь, не имеют возможности и не умеют адекватно проявлять эти чувства. Наиболее пагубное влияние на ребенка оказывает ситуация, когда семья находится на грани распада. Дети чутко улавливают даже скрытую враждебность, взаимные обиды и безразличие родителей. Поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. Следствием семейного воспитания в семьях «группы риска»зачастую становится ярко выраженный эгоизм детей, нетерпимость, заносчивость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. Удетей, воспитывающихся в таких семьях, в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. В связи с этим, с целью выявления наиболее полной дифференцированной картины детско-родительских отношений в семьях «группы риска», а так же с целью изучения личностных особенностей детей, воспитывающихся в этих семьях, нами было проведено диагностическое исследование. Экспериментальной базой исследования являлась одна из общеобразовательных школ Нижегородской области. В исследовании приняли участие учащиеся восьмых, девятых классов в количестве 52 человек. Общее количество обследуемых подростков мы условно разделили на две основные группы. Первая группа – это подростки, воспитывающиеся в благополучных семьях (контрольная группа) и вторая группа, куда мы отнесли подростков, воспитывающихся в семьях с разной степенью риска (экспериментальная группа). Это многодетные, неполные и малообеспеченные семьи. Возраст участников эксперимента варьировался от 14 до 15 лет. Основным диагностическим инструментарием являлись: методика «Детско-родительских отношений в подростковом возрасте» (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская), методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку), методика диагностики социально-психологической адаптации личности (К. Роджерс и Р. Даймонд). Обобщив и систематизировав результаты, полученные в ходе обследования экспериментальной группы по методике «Детско-родительских отношений в подростковом возрасте», можно сделать вывод о том, что 8 человек, а это 40% от общего количества подростков данной группы, не чувствуют принятия со стороны родителей. В свою очередь, 9 подростков (45%) ощущают эмоциональную дистанцию со стороны родителей. У 12 исследуемых подростков (60%) в семье происходят частые и интенсивные конфликты. Вместе с тем, со стороны родителей 10 подросткам (50%) предоставляется чрезмерная автономность в действиях и поступках, а в семьях 7 подростков (35%), наоборот, царит полнота и непререкаемость власти родителей. Результаты 11 подростков (55%) свидетельствуют о низком качестве удовлетворения родителями материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании и информации. Таким образом, больше половины подростков экспериментальной группы, а это 12 человек (60%) не удовлетворены отношениями с родителями.

В свою очередь, результаты подростков из контрольной группы показали, что 4 подростка (18%) не чувствуют принятия со стороны родителей, 5 подростков (22%) со стороны родителей ощущают эмоциональную дистанцию. У 8 исследуемых подростков (36%) в семьях происходят частые и интенсивные конфликты. Чрезмерная автономность в действиях и поступках предоставляется в семьях 7 подросткам (32%), а в семьях 3 подростков (14%), наоборот, царит полнота и непререкаемость власти родителей. О низком качестве удовлетворения родителями материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании и информации свидетельствуют результаты 4 подростков (18%). И только 3 подростка (14%) из общего числа контрольной группы в полной мере не удовлетворены отношениями с родителями.

Вместе с тем, проанализировав и обобщив результаты, полученные в ходе обследования экспериментальной группы по методике самооценки психических состояний (по Г. Айзенку), можно сделать вывод о том, что 7 подростков (35%) имеют высокий уровень тревожности и низкую самооценку. Эти дети боятся трудностей, неудач, неуверенные в себе, зависимые от мнения группы, ранимые, чувствительны к мнению окружающих, сдержаны, не агрессивны, ригидны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, боятся резких изменений в учебе и семье. Вместе с тем, 8 подростков (40%) имеют средний уровень тревожности, средний уровень самооценки, агрессивны, несдержанные, импульсивные, не способны контролировать проявления эмоциональных реакций и свое поведение в целом. Результаты 5 подростков (25%) свидетельствуют о том, что они обладают нормальным, допустимым уровнем тревожности, адекватной для данного возраста самооценкой, сдержаны, умеют контролировать свое поведение, жизнерадостные, добросовестные и ответственные. Легко переключаются с одной деятельности на другую, не боятся перемен. В свою очередь, результаты подростков из контрольной группы свидетельствуют о том, что большая часть участников данной группы, а именно 13 подростков (60%) обладают адекватной для данного возраста самооценкой, нормальным, допустимым уровнем тревожности, сдержаны, не агрессивны, умеют контролировать проявление эмоциональных реакций и свое поведение в целом, жизнерадостные, активные, добросовестные и ответственные. Легко переключаются с одной деятельности на другую, не боятся перемен. Вместе с тем, 6 подростков (28%) имеют средний уровень тревожности, высокий уровень самооценки, агрессивны, несдержанные, импульсивные, не способны контролировать проявления эмоциональных реакций и свое поведение, задиристы и непослушны. Результаты же 3 подростков (14%) свидетельствуют о том, что эти дети имеют высокий уровень тревожности и низкую самооценку. Эти дети боятся трудностей, неудач, неуверенные в себе, зависимые от мнения группы, ранимые, чувствительны к мнению окружающих, сдержаны, не агрессивны, ригидны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, боятся резких изменений в учебе и семье.

Обобщая и систематизируя результаты, полученные в ходе обследования экспериментальной группы подростков по методике определения социально-психологической адаптации личности, можно сказать о том, что 9 подростков (45%) имеют низкий уровень адаптивности; 8 подростков (40%) имеют низкий уровень приятия себя и других; 9 подростков (45%) не испытывают эмоционального комфорта при нахождении в коллективе; 10 подростков (50%) имеют низкий уровень внутреннего контроля; у 9 подростов (45%) низкий уровень внешнего контроля; 7 подростков (35%) имеют низкий уровень стремления к доминированию; у 9 (45%) подростков проявляется высокий уровень ведомости; у 7 подростков (35%) проявляется стремление к эскапизму (уход от проблем). В свою очередь, результаты подростков из контрольной группы свидетельствуют о том, что 5 подростков (22%) имеют низкий уровень адаптивности, 4 подростка (18%) имеют низкий уровень приятия себя и других; 3 подростка (14%) не испытывают эмоционального комфорта при нахождении в коллективе. Вместе с тем, 6 подростков данной группы (28%) имеют низкий уровень внутреннего контроля, а 4 подростка (18%) имеют низкий уровень внешнего контроля; 4 подростка (18%) имеют низкий уровень стремления к доминированию; у 2 (10%) подростков проявляется высокий уровень ведомости; у 5 подростков (22%) проявляется стремление к эскапизму (уход от проблем). Опираясь на представленные выше результаты диагностического исследования, можно сделать вывод о том, что подросткам, чье воспитание осуществляется в семьях «группы риска», в сравнении с подростками из благополучных семей, в большей степени свойственны такие личностные качества, как высокий уровень тревожности, низкая самооценка, ригидность, неуверенность в себе, чрезмерная уступчивость и угодливость, чувствительность и зависимость от мнения окружающих. Воспитываясь в обстановке постоянных конфликтов родителей, эмоционального напряжения и отвержения, подростки становятся агрессивными, вспыльчивыми, импульсивными, проявляют жесткость к другим детям и животным, проявляют неспособность контролировать проявления эмоциональных реакций и свое поведение в целом. Они плохо адаптируются, боятся неудач и оскорблений, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что окружающая микросреда и психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей обязательно отразятся на ребенке, и в первую очередь на особенностях его характера. Если семейная атмосфера является неблагоприятной для гармоничного психического развития ребенка, то вполне вероятно, что сформированные черты его личности будут патологичными. Вместе с тем, ребенок может стать носителем некого симптома, который в скрытой или явной форме присутствует в семье, что непременно скажется на свойствах его личности. Именно поэтому, с семьями «группы риска» необходимо осуществлять своевременную и комплексную профилактическую работу с целью нивелирования случаев семейного неблагополучия.

Литература:

  1. Акутина С.П. Проектирование успешного взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС/ С.П. Акутина // Социосфера.- 2014.- « 1.- С. 203-206.
  2. Акутина С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников / С.П. Акутина // Ярославский педагогический вестник .- 2009.- № 2.- С. 51-54.
  3. Мельникова С.В. Семья как институт социализации ребёнка. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 3. – С. 31-36.
  4. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 905 с.

Основные термины (генерируются автоматически): низкий уровень, «группы риска», высокий уровень, уровень тревожности, высокий уровень тревожности, результаты подростков, стороны родителей, семей «группы риска», проявления эмоциональных реакций, обследования экспериментальной группы, ходе обследования экспериментальной, личности ребенка, семьях «группы, контрольной группы, низкий уровень адаптивности, семьях «группы риска», низкий уровень стремления, низкий уровень приятия, низкий уровень внешнего, формирование личности ребенка.

moluch.ru