Группу социально психологического тренинга называют группой сверстников: 1slavutskaya_e_v_metody_aktivnogo_sotsial_no_psikhologichesko — Стр 7
Тема_5!
Лекция № 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИМАЛОЙ
ГРУППЫ
Американский социальный психолог Р. Чалдини в своих работах предлагает рассматривать характеристики социальной общности людей как некоторый континуум групповости:
Понятие и признаки малой группы
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов.
Малая группа определяется как небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность.
2
Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.
Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.
Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы — три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социальнопсихологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5–
12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, т. е. наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.
Таким образом, малая группа — ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей, которые:
1)относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;
2)обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;
3)участвуют в общей системе распределения функции и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;
4)разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;
5)расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;
6)обладают ясным и дифференцированным
(индивидуализированным)представлением друг о друге;
7)связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональнымиотношениями;
8)представляют себя как членов одной группы и аналогичновоспринимаются со стороны.
3
Типология малых групп
Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Так по уровню группового сознания различают следующие виды групп:
•Группа–конгломерат — еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы).
•Группа–ассоциация — имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют.
•Группа–кооперация — характеризуется единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности.
•Группа–корпорация — которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда).
•Коллектив — группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами высокого гуманизма.
•Гомфотерный («сбитый») коллектив — в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).
При прочих равных условиях коллектив обладает наибольшей эффективностью (особенно при решении задач с ярко выраженным общественным содержанием), наиболее человечными межличностными отношениями, большей стойкостью к трудностям. Коллективистские отношения определяют через понятия: нравственность, ответственность, открытость, коллективизм, контактность, организованность, эффективность и информированность.
По характеру преимущественной направленности активности групп различают два их типа. Активность группы типа «Internal» (Int–группы) направлена внутрь группы, на ее членов (всех вместе или по отдельности). Это детские клубы, психотерапевтические группы и т.п. Активность группы типа «External» (Ext–группы) направлена вовне ее. К этому типу принадлежат объединения волонтеров, масонские ложи и т.п.
Малые группы также разделяют на формальные и неформальные. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов.
Таким образом, формальные группы — группы, членство и взаимоотношение в которых носят преимущественно формальный характер,
4
т.е. определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы социальных организаций — например, небольшие трудовые коллективы — сотрудники одного отдела, бригады или цеха. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения людей в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.
Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.
Ссубъективной точки зрения, группы и формальные, и неформальные образуются в процессе реализации людьми их потребностей в общении, однако в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе тесные взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп является
психологическая общность.
Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основные функции референтной группы — сравнительная и нормативная, благодаря которым человеку предоставляются возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям.
По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение участников ограничено во времени, и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования.
Группы делятся на открытые и закрытые — в зависимости от степени произвольности решения человека вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и выхода из нее.
Спрактической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные — временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством психолога–тренера.
Динамические процессы в малой группе
В своем развитии группа проходит следующие четыре этапа:
1. Стадия проверки и зависимости. Для вновь образованных групп на данной стадии характерно формирование чувства принадлежности к группе, возникновение желания устанавливать отношения с другими участниками, ориентация в групповых задачах и нормах, распределение групповых ролей. Существующие малые группы вновь проходят эту стадию при определенных
5
условиях, например, появление нового члена группы, изменение целей группы.
2.Стадия внутреннего конфликта. Характеризуется тем, что в группе падает сплоченность, возрастает напряжение и недовольство, начинается процесс распределения ролей. Однако, процессы, проходящие с группой в этот период, необходимо отличать от процессов, происходящих в межличностном конфликте. Данная стадия имеет большое значение для последующего развития группы, поскольку от нее зависит эффективность следующей стадии. Успешность прохождения группой данной стадии определяется ее руководителем или лидером.
3.Стадия продуктивности. На этой стадии развивается групповая сплоченность, участники группы начинают эффективно взаимодействовать друг с другом, решая поставленные цели.
4.Стадия сплоченности и привязанности. Участники группы устанавливают более тесную эмоциональную связь, они собираются вместе только для того, чтобы пообщаться друг с другом, при этом (если это, например, производственный коллектив) ее непосредственные цели и задачи отступают на второй план.
Выводы
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.
Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Основные качественные признаки малой группы – контактность и целостность. Количественные признаки определяют размер малой группы. Группы имеют динамическую природу.
Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. С практической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные — временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством психолога–тренера.
1slavutskaya_e_v_metody_aktivnogo_sotsial_no_psikhologichesko — Стр 7
научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;
•в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;
•взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;
•группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы
вполной мере не возможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;
•групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участие
вгрупповом тренинге дешевле чем индивидуальное консультирование (и для многих групповая работа гораздо более эффективна).
Групповая психологическая работа незаменима, когда проблемы человека связаны с взаимодействием с другими людьми. Такими сферами являются решение конфликтов общения, взаимоотношение с противоположным полом.
Участие в группе дает возможность решения не одной проблемы, а целого набора. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека «сдвинуться с мертвой точки» и начать менять свою жизнь. Участие в тренинговой группе дает возможность для развития личности, расширения ее психологических возможностей.
И. Вачков считает основным достоинством тренинга возможность ак-
тивного добывания субъективной истины участниками. Тренинг — это один из необычных способов получения личностного опыта. Чтобы приобрести опыт, как правило, недостаточно пассивно получать информацию. Самые важные истины, преподнесённые на «блюдечке с голубой каёмочкой», не затронут жизненных установок и ценностей, не смогут изменить личностных убеждений и взглядов. Истину — особенно истину о себе самом — нужно добыть. Должны, во-первых, происходить события, а во-вторых, участником этих событий должен стать ты сам. В действии человек испытывает переживания и познаёт нечто субъективно новое. Для тренинга основное действие — это игра, позволяющая быть самим собой, возвышаясь до Я-творческого.
Один из постулатов деятельностного подхода в отечественной психологии утверждает неразрывное единство сознания и деятельности, формиро-
61
вания личности в деятельности. Порой из этого почему-то делался вывод о том, что только внешняя целенаправленная активность в повседневной жизни изменяет личность и помогает ей развиваться. Считалось, что «лабораторная» работа психолога с группой людей не может оказать существенного влияния на развитие личности. Дескать, в лучшем случае участники групп приобретают навыки эффективного общения и взаимодействия.
На первый взгляд, действительно пять-десять дней психологического тренинга — слишком короткий срок, чтобы инициировать какие-то устойчивые личностные изменения. Однако опыт лучших групповых тренеров показывает: тренинговые занятия, наполненные событиями и переживаниями, «спрессовывают» психологическое время участников, награждая их таким опытом, который в обычной жизни может приобретаться годами.
Как и при актуализации в реальной жизни, человек в тренинге идёт по пути личностных открытий — он совершает самооткрытие. Для того чтобы человек оказался способен раскрыть себя другим, сначала он должен открыть себя таким, каким он является в своей экзистенциальной сущности Конечно же, такое самооткрытие ещё поверхностно и неясно. В «образе Я» много туманного, но прояснение своего самовидения возможно только через телевидение (каламбурный термин родился благодаря использованию понятия «теле», предложенного Дж. Морено). Он так называл мгновенное взаимное понимание личности другого человека и своего актуального положения, двустороннее «вчувствование» друг в друга, соотнесённое с реальностью.
Гуманистические психологи называют эту ситуацию наполненного взаимопринятием общения встречей. В хорошем тренинге и происходят такие встречи. Процессы самооткрытия и самораскрытия циклично сменяют друг друга, обеспечивая участникам прояснение образа Я и рост самосознания.
Вопросы для аттестации по теме:
1.Формы и методы групповой дискуссии
2.Основные стратегии ведения дискуссии
3.Основные фазы процедуры дискуссии
4.Психологические эффекты дискуссии:
5.Игровые методы активного обучения
6.Кейс-метод как метод анализа конкретных ситуаций. Сущность метода анализа конкретных ситуаций. Стратегия IDEAL .
7.Проектный метод в активном обучении. Основные этапы проектной деятельности. Достоинства метода проекта.
8.Социально-психологический тренинг. Цели тренинговой группы. специфические черты тренинга. Преимущества группового тренинга
62
3. Организация и проведение социально-психологического тренинга с подростками
3.1. Общие вопросы проведения социально-психологического тренинга как средства оказания психологической помощи подросткам
Целью работы психолога образования является оказание психологической помощи, осуществление психологической поддержки, сопровождение, создание условий для оптимального развития ребенка, обеспечение психологического здоровья и т. д. Во всех этих позициях есть общее: глобальная цель (метацель) любой психологической работы – развитие ребенка и позитивные изменения в его жизни.
Всистеме работы школьной психологической службы особое место занимает социально-психологический тренинг, как одна из форм активной групповой работы школьного психолога.
Социально-психологический тренинг поведения (М. Форверг) направлен на изучение социального поведения через отношение человека к окружающему миру и самому себе. Цели тренинга заключаются в развитии личности, готовности ее к творчеству, правильному восприятию социальных отношений в обществе, развитии навыков саморегуляции.
Основу тренинга составила теория обучения Д. Н. Узнадзе о двух уровнях человеческого поведения: импульсивном, возникающем на уровне установки, и объективированном. Тренинг позволяет создать условия для такого объективирования через разрушение выученного поведения, лабилизацию и создание новых мотивации и ориентиров поведения, выражающихся в увеличении свободы индивидуального поведения, расширении границ исполнительской компетентности, в приобретении навыков контролирования.
Социально-психологический тренинг представляет собой вид психологического воздействия с помощью специально организованного общения и может иметь конкретную направленность: тренинг коммуникативной компетентности, личностного роста, тренинг ролевого, делового поведения, тренинг сензитивности, социальной перцепции, тренинг лидерства, тренинг уверенности в себе, тренинг педагогического общения для учителей школы и т.д.
Вшироком смысле под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.
Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Разнообразие целей связанно с тем, что подходов к пониманию тренинга много и все они сильно отличаются друг от друга.
63
Задача группы социально-психологического тренинга с подростками – помочь ему выразить себя, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.
Самовосприятие личности осуществляется следующими основными путями:
1.Восприятие через соотнесение себя с другими, т.е. человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. Мы смотрим на себя как бы со стороны. Групповые занятия предоставляют прекрасную возможность сопоставить себя с другими членами группы.
2.Восприятие через восприятие себя другими, т.е. человек используeт информацию, передаваемую ему окружающими. Это так навязываемый механизм обратной связи, который позволяет участниками узнавать мнение окружающих об их манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступившие с ними в контакт.
3.Восприятие себя через результаты собственной деятельности, т.е. человек сам оценивает то, что он сделал. Это механизм самооценки, который может помогать либо мешать развитию личности. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника
иее необходимая коррекция.
4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, т. е. человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. Одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы заключается в возможности проникновения в свое Я, получении опыта понимания своего внутреннего мира.
5.Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, т.е. человек принимает свое тело, свое физическое Я. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть и, приняв его, развивать себя и свои возможности.
Формы организации тренинговых занятий с подростками (Н.В.
Дзен, Ю.В. Пахомов)
1.Интенсивный курс — проведение занятий ежедневно (по 3-8 часов в день) и может продолжаться от 3 дней до 2 недель, является мощным средством развития личности. Способствует глубинной проработке Я-концепции
иболее быстрому усвоению навыков и умений.
2.Регулярные занятия — проводятся 1-2 раза в неделю по 1,5-2,5 часа в день и состоят из 8-16 занятий, например 2 раза в неделю. Позволяют более систематически и последовательно производить изменения. Принципы преемственности и последовательности — ведущему в начале занятия необходимо уделять время на обсуждение того, что происходило на прошлой встрече.
3.Эпизодические встречи — занятия проходят 1-2раза в месяц. Организация встреч имеет клубную форму, хотя не исключает возможности ее организации на принципах тренинговых групп. Важно, чтобы каждая встреча была самостоятельным и завешенным событием.
64
Этапы тренинга
Существует два подхода к подготовке тренинга.
1.Выбирается модель тренинга и разрабатывается программа. Под нее набирается соответствующая группа (тренинг коммуникативных умений, личностного роста, сплочения и др.)
2.Определяются проблемы социальной или профессиональной группы
ив соответствии с ними организуется тренинг.
Выделяют 3 основных этапа тренинга (Г.Н. Сартан):
1.Организационный этап.
2.Основной этап.
3.Этап рефлексии.
1. Организационный этап А) Диагностика и подбор участников группы. Первичная диагностика
ожиданий участников, их психологических проблем.
Комплектованию групп предшествует рассказ о том, что такое тренинг, каковы его цели и возможности, какие результаты могут быть получены (мотивация участников), сознательный выбор необходимого участия в тренинге.
Тренер рассказывает, какова продолжительность тренинга, время занятий, сколько часов, количество участников в тренинге, периодичность встреч.
Б) Индивидуальная беседа с каждым участником. Вопросы: «Что вы ждете от тренинга?», Какие у вас пожелания по работе тренера?
В) Индивидуальная психодиагностика участников. Психодиагностику подбирают в зависимости от целей тренинга и проблем участников.
Г) При комплектовании группы следует руководствоваться следующими критериями:
-Добровольность участников и их желание работать в тренинге.
-Приблизительно одинаковый возраст участников (школьников), разница не больше 15 месяцев.
-Количество участников не менее 8 человек. Оптимально 12-15 человек.
-Равное количество мужчин и женщин.
-Групповая работа не рекомендуется людям с нарушением психического здоровья (им показана индивидуальная работа).
-Желательно, чтобы в тренинге участвовали люди до этого друг с другом не знакомые.
Д) Подготовка помещения. Помещение должно быть изолировано, чтобы посторонний шум или люди не мешали работе участников.
-Форма расположения участников — круг, поэтому стулья должны стоять в кругу, также необходимо свободное место для проведения подвижных игр, упражнений стоя или с разнообразными предметами.
2. Основной этап тренинга.
Первая и вторая встречи знакомство участников группы работа с ожиданиями участников, принятие принципов и правил работы группы, опреде-
65
ление целей групповой работы, создание в группе доброжелательной, безопасной атмосферы, сплочение участников. Этим задачам могут быть посвящены первая и вторая встречи группы.
3-6 встреча — расширение сферы осознаваемого опыта, переосмысление представлений о себе на основе выраженной обратной связи, формирование готовности к принятию новых форм поведения.
7 встреча и последующие — расширение представлений о себе и своем внутреннем мире, других людях, выработка новой жизненной позиции или ее коррекция.
3. Третий этап — рефлексия изменений, происходящих в группе и отдельно у каждого участника.
Этапы занятия в тренинговой группе:
1.Знакомство с участниками, информационный момент: сообщение темы тренинга, цели, задач.
2.Выявление ожиданий участников.
3.Разминка 15-20 мин., 2 упр.
4.Основные упражнения (около 1 часа, 3-4 упр.)
5.Итоговая рефлексия. Анализ участниками опыта, полученного на
занятии.
Рефлексия в тренинге проводится как заключительный этап всего тренинга, как итог каждого занятия, так и внутри занятия после отдельных упражнений.
Стратегическую линию тренинговой программы можно изобразить таким образом:
— диагностический этап — получение новой информации о себе и осмысление представлений о своём образе «Я».
— формирующий этап — выстраивание нового типа отношений с самим собою и окружающими; закрепление нового позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования.
Групповые тренинги с подростками
Возрастные задачи подросткового периода:
1.Индивидуализация, сепарация – эти задачи связаны с тем, что подростки пытаются отделить себя от мира взрослых, выделиться любым путем. При этом могут происходить различные отклонения в поведении.
2.Развитие самоопределения – происходит развитие устойчивого ощущения собственного «Я». При этом болезненной становится реакция на невозможность реализации мечты подростков, несоответствующей реальности.
3.Определение референтной группы – вопрос принятия сверстниками, идентификации с группой, либо риск выбора, т.е. отделение от группы.
4.Развитие половой идентификации – могут быть страхи и тревожность по поводу своего внешнего вида; открытие собственной сексуальности
иинтерес к противоположному полу.
66
5.Развитие личной системы ценностей. До подросткового возраста ребенок принимает систему ценностей своих родителей. В подростковом возрасте он начинает формировать свою систему. Это происходит с развитием глубинной рефлексии. Подросток подвергает сомнению систему ценностей взрослых.
6.Формирование жизненных целей – возникает потребность в самоопределении и выбор профессии. Занимаясь в клубах, кружках, выбирая специализацию в средней школе, подростки выясняют свои склонности, приобретают опыт, что помогает им при выборе профессии.
Пять точек амбивалентности подростка:
1.Бунт против контроля со стороны взрослых – стремление к предписаниям и руководстве взрослых.
2.Желание близости — страх интимности.
3.Испытание, проверка на прочность внешних границ. В то же время, они требуют поддержки и заботы со стороны взрослых.
4.Мысль о будущем — ориентация на настоящее.
5.Сексуальное созревание — психическая неподготовленность к сексуальному опыту.
Условия эффективности работы в подростковой группе:
1.Тщательный отбор членов группы, проводимый ведущим.
2.Состав группы: младшие подростки работают лучше в группах с однородным составом (мальчики или девочки). Старшие подростки получают большую пользу чаще в смешанных группах (после 14 лет).
3.Количество участников должно составлять от 6 до 12 человек.
4.Необходимо ввести на первом же занятии план деятельности группы.
5.Необходимо использовать на групповых занятиях саму группу для решения задач подростков.
6.Техника «зерно для мельницы». Все, что произошло в группе, может быть отрефлексировано на занятии.
7.Искусство дисциплины. Ведущий должен уметь эффективно устанавливать и поддерживать дисциплину в подростковой группе. При нарушении дисциплины вначале попросите нарушителя прочитать нормы поведения группы. Если этот прием не помогает – используйте трехшаговую процедуру: 1 — замечание, 2 — перемещение нарушителей, 3- удаление нарушителей.
Перед следующим занятием необходима индивидуальная беседа с нарушителем и заключение с ним контракта о соблюдении правил работы в группе. Необходимо подчеркнуть, что вы уважаете выбор подростка, но отвечаете за группу.
8.Искусство сохранения мира в группе.
9.Говорить на их языке. Допустимо использовать молодежный сленг на тренинговых занятиях.
Ключи к успеху.
67
Подростковая группа считается успешной, когда с ее участниками что-то происходит. Например: они переживают какой-либо опыт, идентифицируют себя с кем-то, находят проблемные черты характера, понимают чтото новое о себе. Для успешности подростковой группы необходима правильная установка ведущего.
Установка ведущего определяется по соответствию основным условиям, выделенным Карлом Роджерсом в 1961 году.
1.Контакт. Каждый член группы должен ощущать личный контакт с ведущим. Подросток должен понимать, что вы признаете его индивидуальность. Становление контакта – это негласное «я вижу тебя», которое должно быть выражено. Для этого может потребоваться личная беседа с каждым участником перед началом работы с группой.
2.Конгруэнтность – ведущий должен являться тем, кем он себя заявляет. Если вы поощряете раскрытие себя подростками, а затем критикуете их, вы вызовите у них недоверие. Или если вы сердитесь на какого-либо члена группы, но делаете вид, что не испытываете этих чувств, то вы вызовите недоверие.
3.Позитивное отношение – в работе с подростковой группой ведущий
влюбом случае должен сохранить позитивное отношение к нему. Для сохранения позитивного отношения необходимо отыскать ту проблему подростка, которая является причиной такого поведения.
4.Эмпатия – если контакт с участником – это «я вижу тебя», то эмпатия – это «я понимаю тебя». Ведущий может помочь подросткам в осознании природы их эмоций и чувств, дать им интерпретацию.
5.Восприятие. Участники группы должны воспринимать ваши контакт, конгруэнтность, позитивное отношение и эмпатию. Ведущий непросто должен быть таким, таким его должна чувствовать группа. Группа должна чувствовать заинтересованность и заботу ведущего.
6.Использование безоценочных суждений – ведущий своими высказываниями и поступками может моделировать уважение к другим людям, окружающей среде, не осуждая участника, которой может не ценить этих вещей. Ведущий никогда не оценивает участников группы, а принимает их такими, какие они есть.
7.Слушание – каждый участник имеет потребность и право быть выслушанными.
8.Выражение принятия – ведущий должен сформировать у группы поведение принятия каждого ее члена такими, какие они есть.
9.Раскрытие себя – искусство самораскрытия очень важно для подростка. При этом ведущий должен быть открыт для общения. Но при этом границы отношений «взрослый – ребенок» должны четко сохраняться.
Сохранение баланса в подростковой группе между признанием и конфронтацией – это испытание для ведущего. Атмосфера принятия и поддержки рождает чувства принадлежности в группе у подростков. Тем не менее,
68
конфронтация подростков между собой является сильным орудием изменения для них. Конфронтация в тренинговой группе может служить «зерном для мельницы» на одном из занятий. Поддержка и признание членов группы и в то же время поощрения конструктивной конфронтации требует определенных умений для тренера в ведении подростковых групп. Поэтому тренеру необходимо помнить о следующих 4-х пунктах:
1.Для групповой работы устанавливайте разумное правило и придерживайтесь их;
2.Используйте принцип целесообразности;
3.Не забывайте подкреплять позитивное поведение и установки;
4.Уважение – с уважением относится ко всем членам группы и к их высказываниям.
Техники начала работы и ритуалы тренинга
Для начальной стадии важны следующие техники, которые помогают участникам приступить к работе.
Проведение процедуры знакомства.
Знакомство является важным этапом любого тренинга независимо от его целей и задач. Не следует недооценивать важность данного этапа в работе группы. Цель данной процедуры можно считать достигнутой, если участники почувствовали заинтересованность и любопытство по отношению к дальнейшей работе.
Участникам предлагается выбрать тренинговое имя. Это может быть имя собственное, забавная детская кличка, ласковое имя, обращение по отчеству без имени или, наоборот, только по имени. В технике «Знакомство» есть три варианта: «Запоминание имен» (участник рассказывает о себе то, что захочет, называет свое имя, а каждого следующего просят назвать имя соседа). «Представление партнера» (осуществляется в работе пар. Партнерам дается время на узнавание друг друга при помощи вопросов, а затем каждый рассказывает о другом или акцентирует внимание собравшихся на своем впечатлении от рассказа партнера). Представление участника» (каждому предлагается ответить на несколько вопросов. Например: что значило для вас прийти сюда? Что вы думаете и чувствуете сейчас? Чему вам больше всего хочется научиться в группе? Что вы готовы для этого сделать? Есть ли на занятии то, чего вы боитесь больше всего? Как вы восприняли то, что будете заниматься тренингом? Эта техника хороша тем, что заставляет задуматься о собственных целях и задачах участия тренинга и о месте каждого в системе занятий).
Техники, устанавливающие доверие.
Доверие начинает проявляться и формироваться на начальной стадии, но оно довольно динамично, в течение следующих занятий уровень доверия может то повышаться, то понижаться, и это нормально. Доверие трудно установить с помощью какой-то конкретной техники, это дело очень непростое, поэтому на начальном этапе главное — справиться с недоверием. Оно встречается в нескольких формах. Участники могут не доверять самим себе.
69
Недоверие может быть направлено на других участников группы и выражено в сомнении по поводу того, стоит ли перед ними быть откровенными. Его может вызывать ведущий. Недоверие выражается в поведении участника и реакциях на установки ведущего:
-не хотят начинать работу по собственной инициативе;
-отказываются включаться в работу, если их спрашивают о чувствах, реакциях;
-держат в себе отрицательные эмоции, выражают их косвенным образом;
-рассказывают пространные истории;
-прячутся за интеллектуализациями;
-умышленно говорят неопределенно и постоянно переводят внимание на других;
-тратят больше сил на оказание помощи другим, советы, вместо того чтобы высказать свои чувства;
-заявляют, что у них нет проблем;
прибегают к коллективному давлению, чтобы достичь полного подчинения нормам. Чтобы преодолеть недоверие, ведущий должен дать участникам возможность выражать свои чувства.
Работа с ожиданиями Работа с ожиданиями является важным элементом, определяющим эф-
фективность тренинга. Необходимо обращать внимание на то, чтобы ожидания и результаты определялись в положительных терминах. Каждый участник сам определяет для себя значимость приобретаемого опыта и изменений. Только он может решить, принять этот опыт или отказаться от него. Значимость любого приобретения человека во многом определяется его собственными ожиданиями. Ведущему полезно узнать о целях, которые они ставят перед собой, чего ждут от работы в группе, что каждый хочет получить в процессе тренинга. А также что должно произойти, чтобы участник сказал себе: «Для меня этот тренинг оказался полезным».
Один из вариантов организации данной работы является составление каждым участником списка его ожиданий от участия в тренинге, который он в последующем может зачитать группе. Знакомство с ожиданиями позволяет ведущему подкорректировать программу тренинга, хотя нередко приходится работать и с самими ожиданиями участников, делая их более реальными и адекватными.
Одним из основных элементов тренинга, отличающих его от коррекционного занятия, является рефлексия участниками полученного на занятии опыта. В конце занятия задаются вопросы: «Что нового вы узнали о себе, о других участниках, по теме занятия? Как вы можете применить это в своей практике, в жизни? Какие упражнения больше понравились и почему? Какие
– вызвали затруднения и почему?» и т.д. Рефлексия часто проводится и внутри основной части тренинга после отдельных упражнений, на результаты которых ведущий хотел бы обратить особое внимание.
70
Определение группы сверстников в социологии.
(существительное)
Группа сверстников — это социальная группа, члены которой имеют общие интересы, социальное положение и возраст.
Одноранговые группы
- Сверстник группа — это социальная группа , члены которой имеют общие интересы, социальное положение и возраст.
- Влияние сверстников группы обычно достигает пика в подростковом возрасте.
- Сверстники группы оказывают значительное влияние на психологическую и социальную адаптацию группы индивидуумов.
- Равные Группы также могут служить местом для обучения участников гендерным ролям.
- Сверстники группы сплоченность определяется и поддерживается такими факторами, как группа общение,
Гендерные сообщения от сверстников
- Сверстники Группы могут служить местом для обучения гендерным ролям, особенно если твердо придерживаются общепринятых гендерных социальных норм.
- Равные Группы могут служить местом для обучения участников гендерным ролям.
- Peer Группы могут состоять из всех мужчин, всех женщин или обоих мужчин и женщин.
- Было проведено много исследований того, как пол влияет на обучение учащихся пир группы .
- Одна вещь, которая влияет на сверстников группы , это поведение учащихся.
Неформальные средства контроля
- Неформальный социальный контроль — реакции отдельных лиц и групп , которые приводят к соблюдению норм и законов, — включает давление сверстников и сообщества, вмешательство свидетелей в преступление и коллективные реакции, такие как гражданский патруль групп .
- Сверстник Группа — это социальная группа , члены которой имеют общие интересы, социальное положение и возраст.
- Влияние сверстников группы обычно достигает пика в подростковом возрасте.
- Однако сверстников групп обычно затрагивают только краткосрочные интересы, в отличие от долгосрочного влияния, оказываемого семьей.
- Неформальный социальный контроль — реакции отдельных лиц и группы , обеспечивающие соответствие нормам и законам, включают давление сверстников и общественное давление, вмешательство свидетелей в преступление и коллективные ответные меры, такие как гражданский патруль группы .
Стадии социализации на протяжении всей жизни
- Вторичная социализация относится к социализации, которая происходит на протяжении всей жизни, как в детстве, так и при столкновении с новыми группами, которые требуют дополнительной социализации.
- Контекст: В более ранние периоды социализируемый (человек, которого социализируют) более четко принимает статус учащегося в контексте исходной среды (которой может быть семья ориентации, детский дом, период бездомности или любая другая начальная среда). социальные группы в начале жизни ребенка), школа (или другой образовательный контекст) или сверстников группа .
- Социализация, как отмечено в различии между первичной и вторичной, может происходить в различных контекстах и в результате контакта с многочисленными группы .
- Каждая из этих групп включает в себя культуру, которую необходимо изучить и в какой-то степени усвоить социализируемому, чтобы попасть в группу .
- К тому времени, когда люди достигают подросткового или подросткового возраста, сверстники группы играют более важную роль в социализации, чем члены семьи.
Подростковый возраст
- Сверстник Группы особенно важны в подростковом возрасте, период развития, характеризующийся резким увеличением времени, проводимого с сверстников и снижение надзора взрослых.
- Подростки также общаются с друзьями противоположного пола гораздо чаще, чем в детстве, и склонны отождествлять себя с более крупными группами из сверстников на основе общих характеристик.
- Сверстники Группы предлагают членам возможность развивать различные социальные навыки, такие как эмпатия, умение делиться и лидерство.
- В раннем подростковом возрасте подростки часто объединяются в клики; эксклюзивный, однополый группирует из сверстников , с которыми они особенно близки.
- Эти небольшие группы друзей распадаются еще больше по мере того, как социализация становится все более ориентированной на пары.
Преступление несовершеннолетних
- Бивер, подростки мужского пола, обладающие определенным типом вариации определенного гена, с большей вероятностью будут собираться среди правонарушителей сверстников .
- Исследование, опубликованное в сентябрьском выпуске Журнала генетической психологии за 2008 год, впервые установило статистически значимую связь между склонностью к антисоциальному равный группирует и конкретную вариацию (называемую аллелем с 10 повторами) гена переносчика дофамина (DAT1).
- Бивер, подростки мужского пола, обладающие определенным типом вариации определенного гена, с большей вероятностью будут собираться среди правонарушителей сверстников .
- Исследование, опубликованное в сентябрьском выпуске Журнала генетической психологии за 2008 год, впервые установило статистически значимую связь между склонностью к антисоциальному равный группирует и конкретную вариацию (называемую аллелем с 10 повторами) гена переносчика дофамина (DAT1).
- При рассмотрении этих статистических данных, свидетельствующих о том, что чернокожие и латиноамериканские подростки чаще совершают правонарушения в отношении несовершеннолетних, важно помнить следующее: бедность является важным предиктором слабого родительского контроля, жесткого воспитания и связи с девиантным
сверстником. группы , все из которых, в свою очередь, связаны с правонарушениями несовершеннолетних.
Социализация подростков
- Буллинг является примером негативного влияния, которое сверстники группы могут оказать на подростков.
- Флоридец Майкл Брюэр был подожжен группой хулиганов.
- Сверстники Группы особенно важны в подростковом возрасте, в период развития, характеризующийся резким увеличением времени, проводимого с сверстниками , и уменьшением надзора со стороны взрослых.
- Подростки также общаются с друзьями противоположного пола гораздо чаще, чем в детстве, и склонны отождествлять себя с более крупными группами из сверстников на основе общих характеристик.
- Сверстники Группы предлагают членам возможность развивать различные социальные навыки, такие как эмпатия, умение делиться и лидерство.
Определение границ
- Социальные группы определяются границами.
- Культурсоциологи определяют символические границы как «концептуальные различия, проводимые социальными акторами… которые разделяют людей на группы и порождают чувство сходства и группы членства». он или она принадлежит как член, и вне групп или групп , с которыми индивид не идентифицирует себя, было бы невозможно без символических границ.
- Где группа границы считаются проницаемыми (например, член группы может перейти из группы с низким статусом в группу с высоким статусом ), люди с большей вероятностью будут использовать стратегии индивидуальной мобильности.
- Здесь, без обязательного изменения объективных ресурсов внутри-
- Это может быть достигнуто путем сравнения0012 группы к исходящей группе в каком-то новом измерении, изменив значения, присвоенные атрибутам группы , и выбрав альтернативную исходную группу , по которой будет сравниваться входящая группа .
Организованная преступность
- Организованная преступность относится к транснациональным, национальным или местным группировкам высокоцентрализованных предприятий, управляемых преступниками.
- Организованная преступность группы действуют как более мелкие единицы внутри общей сети и, как таковые, склонны ценить значимых других, знакомство с социальной и экономической средой или традициями.
- Бюрократическая и корпоративная организованная преступность групп определяются общей жесткостью их внутренних структур.
- Характерная бандитская культура лежит в основе многих, но не всех организованных групп ; это может развиться благодаря стратегиям вербовки, процессам социального обучения в исправительной системе, с которыми сталкивается молодежь, семья или пэр причастность к преступлению и принудительные действия криминальных авторитетов.
- Термин «уличная банда» обычно используется взаимозаменяемо с термином «молодежная банда» и относится к районным или уличным молодежным группам , которые соответствуют критериям «банды».
Системы слежения
- Отслеживание распределяет учащихся по различным группам в зависимости от академических способностей; однако на размещение часто влияют другие факторы.
- Поскольку учащиеся из младших классов и меньшинств преобладают в младших классах, а белые и азиаты обычно преобладают в старших классах, взаимодействие между этими группами может препятствовать отслеживанию.
- Родители и сверстники могут влиять на академический выбор даже больше, чем школьные консультанты, поощряя учащихся с одинаковым происхождением (академическим, профессиональным, этническим, религиозным или расовым) оставаться вместе.
- Исследования показывают, что отслеживание дает существенный прогресс одаренным учащимся благодаря специально разработанным для одаренных и талантливых учащимся трекам, удовлетворяя потребность высокоодаренных учащихся в том, чтобы быть со своими интеллектуальными одноранговых узлов для соответствующего оспаривания.
- Поскольку отслеживание разделяет учащихся по способностям, работа учащихся сравнивается только с работой сверстников с аналогичными способностями .
Три значения сверстников в юношеском спорте · Границы для молодых умов
Резюме
Есть много особенностей юношеского спорта, которые могут сделать его захватывающим и мотивирующим или, наоборот, сделать его скучным, напряженным или иным образом непривлекательным. Среди этих особенностей — сами участники. Когда молодые спортсмены записываются в спорт, решают остаться в определенной команде, вкладывают время и энергию в тренировки или обдумывают свои успехи и неудачи в соревнованиях, их сверстники (те, кто того же возраста, положения и силы) часто играют определенную роль. Товарищи по команде, вероятно, являются наиболее важными сверстниками в формировании спортивного выбора и опыта молодежи, но другие сверстники в школе и других местах также могут влиять на молодых спортсменов. В этой статье мы описываем три аспекта, в которых сверстники имеют значение в детско-юношеском спорте. Мы утверждаем, что качество спортивного опыта молодых спортсменов связано с определенными дружескими отношениями, более широким признанием сверстниками и тем, как спортсмены сравнивают себя со своими сверстниками. Эти аспекты взаимоотношений со сверстниками играют важную роль в формировании мотивации и результатов спортсменов.
Введение: сверстники и качество спортивного опыта молодежи
Большинство молодых людей занимаются спортом в какой-то момент своего детства, многие пробуют разные виды спорта и продолжают заниматься спортом в течение нескольких лет. Организованные виды спорта обычно проводятся в общественных местах, частных клубах или школах. Есть также неформальные возможности в районах, парках, школьных дворах и других местах, где молодые люди собираются под минимальным присмотром взрослых. В этих условиях молодые люди участвуют по разным причинам, в том числе из-за возможности пообщаться со сверстниками и завести друзей. Важно учитывать сверстников, пытаясь понять качество молодежного спортивного опыта.
Часто спортивные ученые и другие специалисты сосредотачиваются исключительно на том, как спортсмен выступает в спорте, но, в конечном счете, качество спортивного опыта — это больше, чем просто личные рекорды, победы и поражения. Качественный спортивный опыт приносит удовольствие, возможность освоить физические и жизненные навыки, а также возможность проверить себя и проявить себя. Спортивный опыт также дает различные возможности для общения. Сверстники могут способствовать качественному спортивному опыту. Таким образом, изучение сверстников в спорте может помочь нам лучше понять, как создать привлекательный и полезный спортивный опыт. Когда мы используем термин «ровесники», мы часто имеем в виду людей примерно одного возраста, таких как одноклассники, товарищи по команде или другие люди с примерно равным положением и властью [1]. Есть и другие способы думать о сверстниках — например, все оранжевые пояса в додзё карате могут считаться сверстниками из-за их общего уровня достижений. В этом случае и молодежь, и взрослые могут считаться частью группы сверстников. Однако при изучении детей или подростков, занимающихся спортом, мы обычно рассматриваем сверстников как тех, кто примерно того же возраста или класса, у которых есть общий спортивный и неспортивный опыт.
Как сверстники могут повлиять на занятия спортом? Рассмотрим Оливию, которая думает о том, чтобы присоединиться к команде по легкой атлетике в своей средней школе. У нее по соседству есть две хорошие подруги, Лесли и Майя, с которыми она играет на улице, ездит на автобусе в школу и вообще проводит время. Лесли и Майя присоединяются к команде и призывают присоединиться и Оливию. Оливия пробовала разные виды спорта, но не застряла в них. В баскетболе она чувствовала себя исключенной, потому что поздно начала заниматься спортом по сравнению со своими товарищами по команде. Ей было трудно пробиться в круг общения коллектива. В хоккее на траве она хорошо ладила со своими товарищами по команде, но считала себя менее опытной, чем другие. Иногда ей было неловко из-за своей игры, особенно когда смотрели сверстники, не входящие в ее команду, и ей давали ограниченное игровое время. Она пробовала плавать, но то, как были организованы тренировки, оставляло мало времени для общения с друзьями — она хотела большего, чем просто сосредоточиться на производительности. Тем не менее, несмотря на этот прошлый опыт, ей нравится идея заняться легкой атлетикой. Она может быть с Лесли и Майей, в команде нет сокращений (низкое давление), участвует много других, каждый получает возможность соревноваться, а команду узнают на весенней школьной ассамблее.
Опыт и текущие решения Оливии находятся под сильным влиянием ее сверстников. В следующих разделах мы обсудим три аспекта, в которых сверстники имеют значение в детско-юношеском спорте (рис. 1). Изучение этой темы может помочь нам сделать спорт более привлекательным и значимым для молодежи. Это особенно важная информация для взрослых, потому что они часто отвечают за спортивный опыт, но не участвуют в межличностных взаимодействиях.
- Рис. 1. Три фактора, влияющих на сверстников в юношеском спорте.
- Дружба с определенными сверстниками, общее признание группой сверстников и то, как спортсмены сравнивают себя со сверстниками (эталоном), однозначно связаны с качеством спортивного опыта молодежи.
Дружба: Отношения один на один со сверстниками
Возможность быть с друзьями мотивирует молодых людей заниматься спортом. Таким образом, дружба является одним из важных факторов, благодаря которым сверстники имеют значение в спорте [1]. Дружба – это близкие отношения, которые развиваются на уровне один на один. Когда молодой спортсмен занимается спортом с другом или несколькими друзьями, у этого вида спорта есть большой потенциал, чтобы быть веселым и значимым для личности. Также, занимаясь спортом вместе, друзья имеют возможность лучше узнать друг друга и обменяться опытом. Дружба может улучшить спортивный опыт, а спортивный опыт может улучшить дружбу.
Интервью и опросы участников юношеских видов спорта в возрасте 8–16 лет выявили как положительные, так и отрицательные черты спортивной дружбы и определили шесть ключевых характеристик качества спортивной дружбы [2, 3] (рис. 2). Качественная спортивная дружба поддерживает и ободряет, лояльна и близка, предполагает наличие общих вещей, доставляет большое удовольствие, время от времени сталкивается с конфликтами и эффективно разрешает любые возникающие конфликты. Исследования показывают, что чем выше молодые спортсмены оценивают свою спортивную дружбу таким образом, тем больше у них шансов получить удовольствие от участия в них, поверить в свою компетентность в спорте и чувствовать себя хорошо. Спортсмены, которые более высоко оценивают свои спортивные дружеские отношения, также более мотивированы к участию, потому что они хотят вместо того, чтобы чувствовать, что они должны — что является более здоровой формой мотивации [1, 4].
- Рис. 2. Шесть основных характеристик спортивной дружбы.
- Когда друзья-спортсмены поддерживают друг друга, лояльны, имеют общие интересы, любят проводить время вместе и эффективно разрешают конфликты, все готово для качественного спортивного опыта.
Принятие сверстниками
Молодые люди обычно хотят быть принятыми сверстниками. Те, кого принимают, чувствуют себя значимо связанными с другими, в то время как люди с низким уровнем принятия могут чувствовать себя изолированными. Участвуя в спорте, спортсмены могут попытаться достичь чувства признания и принадлежности среди товарищей по команде или попытаться завоевать признание или популярность среди одноклассников и сверстников. Иными словами, интерес молодых спортсменов к занятиям спортом связан как с социальными, так и с соревновательными целями [5]. Исследования показывают, что молодые люди считают, что успехи в спорте — это способ стать популярными среди сверстников [1]. Кроме того, когда молодые люди достигают чувства принятия или принадлежности к спорту, это положительно сказывается на их мотивации и благополучии [1, 4]. Чувство принятия может стимулировать дальнейшее участие в спорте, а также способствовать социальному развитию молодого спортсмена. С другой стороны, участие в спорте не так мотивирует или приносит пользу, когда молодой участник не принимается товарищами по команде или находится в команде с большим количеством конфликтов.
Обращение к сверстникам
Третье значение сверстников в спорте заключается в том, что они могут быть источником информации о том, насколько хороши спортсмены в спорте и какие взгляды и поведение ценятся. Другими словами, сверстники часто служат точкой отсчета друг для друга. Референция — это обычный умственный процесс, который позволяет нам оценить наши способности и то, как мы вписываемся в социальную ситуацию. В спорте обращение к сверстникам в значительной степени зависит от сравнения со сверстниками, особенно в более позднем детстве [4]. У спортсменов появляется интерес к тому, как они сравниваются с другими, и это может мотивировать или обескураживать их в зависимости от их выводов. Например, молодые спортсмены могут сравнивать себя с другими в каратэ-додзё и стремиться перейти на следующий уровень пояса. С другой стороны, они могут быть обескуражены тем, что не достигли таких успехов, как другие, или считают, что их прогресс медленнее, чем у других.
То, как сравнения мотивируют или обескураживают молодых спортсменов, зависит от того, что поощряется и считается «успехом» в спорте. Это называется мотивационным климатом, созданным сверстниками [6]. Сверстники могут создать спортивную атмосферу, которая сильно подчеркивает превосходство товарищей по команде и судит, кто является «лучшим». В качестве альтернативы сверстники могут создать спортивный климат, который поощряет прилагать большие усилия, развивать навыки и стремиться к совершенствованию. Менее опытные спортсмены могут бороться со своей мотивацией, когда их сверстники слишком похожи на первую группу. Тем не менее, менее опытный спортсмен в климате, который способствует усилиям и прогрессу, может оставаться сильно мотивированным.
Собираем все вместе
Три аспекта, по которым сверстники имеют значение в спорте — дружба, признание и рекомендации — не являются независимыми друг от друга. Ссылки на коллег происходят в ситуациях, когда есть друзья и товарищи по команде, которые могут быть согласны или нет. Например, товарищи Дэвида по футбольной команде могут не принять его тепло, и они могут быть чрезмерно соперничающими друг с другом, и все же его давний лучший друг находится в команде. Наличие такого хорошего друга в команде может сделать участие Дэвида приятным и мотивирующим, несмотря на его проблемы с другими товарищами по команде. Исследования подтверждают, что проблемы со сверстниками в спорте можно преодолеть, если некоторые факторы сверстников положительны; однако спортсмену будет большинство мотивированы, когда все факторов сверстников идут хорошо [7]. То есть, когда у спортсмена хорошие дружеские отношения в спорте, его хорошо принимают товарищи по команде, он считает себя достойным сравнения с другими и чувствует себя комфортно в мотивационном климате, созданном сверстниками, у спортсмена, вероятно, будет положительный опыт в спорте. Конечно, отношения со сверстниками, мотивация и другой опыт в спорте связаны сложным образом. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы более четко понять, когда и как сверстники оказывают наибольшее влияние, хорошее или плохое, в детско-юношеском спорте.
Чтобы у Оливии, Дэвида и других молодых спортсменов был положительный опыт общения со сверстниками в спорте, есть несколько вещей, которые взрослые и сами спортсмены могут сделать [8]. Например, важно выделять время во время тренировок и других командных собраний для того, чтобы спортсмены общались и развивали свои дружеские отношения. Точно так же важно, чтобы у молодых людей было время заниматься спортом в неформальной обстановке, без особого надзора со стороны взрослых. Когда внимание сосредоточено исключительно на организованном спорте и высоких результатах, а не на более широких интересах и потребностях молодежи, у спортсменов могут возникнуть проблемы с мотивацией. Кроме того, тренеры могут поощрять товарищей по команде делать акцент на усилиях, улучшении и командной работе, а не на соревнованиях друг с другом. Укрепление этих качеств часто приводит к улучшению навыков и производительности, сохраняя при этом позитивную атмосферу. Наконец, поскольку сверстники могут конфликтовать или иногда будут исключать друг друга, для тренеров важно научиться конструктивно разрешать конфликты и как убедиться, что каждый в команде чувствует себя вовлеченным. Это может гарантировать, что каждый член команды чувствует себя ценным и имеет качественный опыт молодежного спорта.
Глоссарий
Сверстники : ↑ Люди примерно одного возраста, такие как одноклассники, товарищи по команде или другие люди с примерно равным положением и властью.
Дружба : ↑ Близкие отношения, которые развиваются на уровне один на один.
Принятие сверстников : ↑ Степень, в которой человек принят или популярен в группе сверстников.
Ссылки на коллег : ↑ Умственный процесс, при котором люди сравнивают себя с другими в отношении навыков, отношений и ценностей.
Мотивационный климат, созданный сверстниками : ↑ Как группа сверстников определяет и укрепляет то, что считается успешным. Некоторые группы делают акцент на результатах деятельности, а другие делают акцент на усилиях и улучшении.
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Благодарности
Мы благодарим Эмму Смит за полезные отзывы о первом черновике этой статьи.
Ссылки
[1] ↑ Смит, А.Л., Меллано, К.Т., и Ульрих-Френч, С. 2019. «Сверстники и психологический опыт в условиях физической активности», в «Достижения в области психологии спорта и физических упражнений», 4-е изд. , под редакцией Т.С. Хорн и А.Л. Смит (Шампейн: кинетика человека). п. 133–50.
[2] ↑ Вайс, М. Р., Смит, А. Л., и Тибум, М. 1996. «Вот для чего нужны друзья:» восприятие детьми и подростками отношений со сверстниками в сфере спорта. J Спортивная психология. 18:347–79. doi: 10.1123/jsep.18.4.347
[3] ↑ Вайс, М. Р., и Смит, А. Л. 1999. Качество молодежной спортивной дружбы: разработка и проверка измерений. J Спортивная психология . 21:145–66. doi: 10.1123/jsep.21.2.145
[4] ↑ Вайс, М. Р. 2019. Мотивация и участие молодежи в спорте: парадигмы, перспективы и практические аспекты.