Психологические тренинги для педагогов: Тренинги психолога для педагогов ДОУ

Психологический тренинг для специалистов — Областное казенное учреждение социального обслуживания «Охочевский социальный приют для детей и подростков»

Психологический тренинг для специалистов

         Сидром эмоционального выгорания (burn — out) представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, воспитатели, врачи, медицинские сестры, учителя и др.).

       Естественно, эта болезненная тема, затрагивает и наше учреждение. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе воспитательного процесса воспитанники нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений воспитателя, педагога, помощника воспитателя и т. д. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями детей по поводу их воспитания и поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение.

            Поэтому, в нашем приюте проводятся психологические тренинги со специалистами. Работа проводится с двумя группами: педагоги и административный корпус. С целью профилактики эмоционального выгорания педагогов и других сотрудников педагогом — психологом Мельниковой Т.Н.  был проведен тренинг на снятие напряжения, получение психологической поддержки. Перед началом занятия участникам предлагается ответить на вопросы несложного теста. (Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?») В начале и в конце тренинга с участниками была проведена динамическая диагностика эмоционального состояния.

В ходе тренинга были проведены упражнения: «Имя» на создания положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы; «Сказки» на принятие каждого воспитанника, умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее; игра «Я люблю, конечно, всех…» создать положительную атмосферу; «Зато ты…» на создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга; «Вверх по радуге» стабилизация эмоционального состояния. И конечно, заключительная часть — подведение итогов. В ходе тренинга, можно отметить, что участники стали раскрепощенными, радостными. У них появился стимул к чему — то новому в своей деятельности. Тренинг прошел в доверительной обстановке и был полезен для специалистов. В заключении тренинга были даны рекомендации: «Как избежать синдрома эмоционального выгорания».

 

 

Педагог – психолог

Мельникова Татьяна Николаевна

 

  •  

View the embedded image gallery online at:
https://ohochevskiy-priyut. ru/index.php/nasha-zhizn/215-psikhologicheskij-trening-dlya-spetsialistov#sigProIdfb6b96ff65

Семинар – тренинг для воспитателей дошкольного образования «Психологическая культура педагога как важный фактор благоприятного эмоционального состояния ребенка».

Цель: повышение профессиональных компетенций воспитателей дошкольного образования по вопросу психологической культуры педагога, улучшение рефлексии взаимоотношений с воспитанниками, выработка навыков конструктивного взаимодействия с детьми, повышение коммуникативной компетентности педагогов, развитие и совершенствование навыков эффективного общения.

Задачи:
1. Ознакомить аудиторию с понятием психолого-педагогической культуры и основными его характеристиками;
2. Активизировать внутренние ресурсы участников;
3. Развивать навык самоанализа и углубленной рефлексии;
4. Развивать эмпатические способности участников по отношению к детям;
5. Развивать коммуникативные способности участников;
6. Обучить педагогов способам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения и умению управлять собственным эмоциональным состоянием.

Ход семинара. 

Вступление.
«Здравствуйте, уважаемые коллеги. Пожалуй, начнем нашу встречу с цитаты: «Педагог соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера и гибкость дипломата». Согласны ли вы с ней? Скорее всего, единогласно согласны.

Да, труд педагога – это каждодневная работа не только с воспитанниками, но и регулярная работа над собой. Поэтому в рамках этого мероприятия мы постараемся найти и осмыслить, над какими же собственными качествами и характеристиками необходимо работать педагогу.
1. Упражнение «Дерево ожиданий»
Участники получают листики бумаги, на которых пишут собственные ожидания от тренинга. Начинают так: «Я ожидаю …» после этого каждый говорит вслух свое ожидание, идет к доске, прикрепляет свою бумажку к дереву.
2. Теоретическая часть (знакомство педагогов с понятием психолого-педагогической культуры и основными его характеристиками)

«Понятие «психологическая культура» является сравнительно новым. Оно образовалось на пересечении разных наук: философии, социологии, этики и психологии.
Психологическая культура педагога предполагает наличие у специалиста:
— общих знаний по психологии;
— умение использовать приобретенные знания при работе с детьми;
— способность понимать эмоциональное состояние ребенка;
— умение правильно оценивать педагогические ситуации;
— умение использовать индивидуальный подход к ребенку;
Основными показателями психологической культуры являются:
— познание себя, своих индивидуально-психологических особенностей, необходимых для самосовершенствования, самореализации;
— интерес к внутреннему миру ребенка и своему собственному, бережное и щадящее отношение к индивидуальности и уникальности каждого ребенка;
— благополучная, близкая к адекватной самооценка, положительное самоотношение, самопринятие и самоуважение;
— педагогическая рефлексия.
3.Практическая часть (упражнения на развитие эмпатических умений педагога, безоценочного отношения к воспитанникам, овладение эффективными техниками общения, развитие рефлексивных умений, позитивного самовосприятия, обучение способам снятия эмоционального напряжения).
3.1. Развитие способности к самопринятию, позитивному самовосприятию.
Упражнение «Какая я?» Каждому участнику необходимо дать 5 ответов на вопрос «Какая я?», отмечая при этом свои самые лучшие качества.
Упражнение «Контраргументы». Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на
левой половине листа. Па правой стороне против каждого пункта укажи­те то положительное, что этому можно противопоставить.
3.2. Развитие эмпатических умений педагога, развитие способности вчувствования.
Упражнение «Эстафета настроений». Участники стоят в шеренге друг за другом. В конце шеренги тренер.У него в руках карточка с изображением мимического эталона (страх, грусть, гнев и т.д.).
Ведущий дотрагивается до плеча последнего игрока, тот поворачивается, рассматривает карточку и пытается воспроизвести такое же настроение на своем лице. Затем игрок возвращается в исходное положение и дотрагивается до плеча впереди стоящего, передавая ему эстафету настроения. В конце участники сравнивают эмоцию, изображенную на мимическом эталоне и мимику лица игроков, получивших эстафету первым и последним.
Упражнение «Отгадай, что означают эти позы». Ведущий занимает определенные позы, использует разнообразные жесты и другие выразительные движения. Участники объясняют их значение (Приложение 1).
3.3. Овладение эффективными техниками общения.
Упражнение «Преобразование суждений». Ведущий знакомит участников с техникой «Я-высказываний», затем предлагает участникам преобразовать оценочные высказывания в более конструктивные «Я – высказывания».
Техника «активного слушания». Включает вербальные и невербальные компоненты.
Невербальные:
— позиция лицом к лицу;
— контакт глаз, заинтересованность;
— улыбка.
Вербальные:
— повторение «слово в слово» высказываний собеседника;
— умение держать небольшую паузу после каждой реплики собеседника;
— мягкая интонация, умеренная громкость голоса, средняя скорость речи;
— парафразирование (более полное и углубленное описание чувств и переживаний собеседника».
3.4. Развитие рефлексивных умений.
Упражнение «Без маски». В коробке лежат карточки. На каждой карточке незаконченное предложение. Участники по очереди берут карточки и продолжают то, что написано.
3.5. Обучение способам снятия эмоционального напряжения.

Дыхательная гимнастика.
Наиболее часто используются мобилизующее и успокаивающее дыхание.
Мобилизующее дыхание – это как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания: изменяются не выдохи, а вдохи, дыхание задерживается не после выдоха, а после вдоха. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, Оно способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания.
Успокаивающее дыхание характеризуется постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха. В дальнейшем удлиняются уже вдохи, пока не сравняются с выдохами. Затем все фазы дыхательного цикла вновь укорачиваются. Успокаивающее дыхание полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение. Этот тип дыхания может нейтрализовать нервно-психические последствия конфликта, снять волнение.
Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается, если они используются в комплексе с другими способами эмоциональной саморегуляции. Одним из таких способов является использование приемов воображения, или визуализации.
Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, она помогает человеку активизировать его эмоциональную память. Воспроизведя в своем сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции – расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также и произвольно, сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями.
Существует множество физиологических механизмов разрядки, которые восстанавливающе действуют на человека. Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания выговориться и т.д., их не надо блокировать, сдерживать.
4. Рефлексия. Проводится письменно в форме упражнения «Закончи предложение».
Самым полезным для меня было……
На занятии мне не понравилось…….
На следующем занятии я хотела бы….

Литература. 

1. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду / Л.Н. Башлакова. – Мн.: «Технопринт», 2004. – 208 с.
2. Вачков, И.В. Профессинальные стереотипы: выдумка или реальность? / И.В. Вачков // Школьный психолог. — 2003. — №17. — С.12 — 13.
3. Игнатьева, Т.М. Как помочь педагогу сохранить свое психологическое здоровье / Т. М. Игнатьева // Воспитатель ДОУ. — 2010. — №9. — С. 79 — 81.
4. Профессиональное выгорание педагогов: сущность, диагностика, профилактика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. b17.ru .
5. Семенова Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога. — Мозырь: Белый ветер, 2010.-174с.

Школьная подготовка учителей в области психического здоровья оставляет возможности для улучшения

Школьная подготовка учителей в области психического здоровья оставляет возможности для улучшения — Детские тенденции — ChildTrendsChildTrends

Этот блог был обновлен 21 августа 2019 г., чтобы прояснить подробности относительно упомянутой программы обучения и ее оценки.

По мере того, как молодежь все чаще борется с проблемами психического здоровья, их учителя изо всех сил пытаются им помочь. Одно недавнее исследование показало, что, хотя 93 процента учителей обеспокоены потребностями учащихся в области психического здоровья, 85 процентов заявили о необходимости дальнейшего обучения психическому здоровью. Школы должны убедиться, что учителя готовы выявлять и поддерживать учащихся, наращивая их потенциал для эффективного решения проблемы психического здоровья учащихся.

Психическое здоровье – это тема, которая обычно не освещается на текущих курсах подготовки учителей. Эти тренинги, как правило, затрагивают навыки управления классом и различные компетенции учителей, практически не уделяя внимания психическому здоровью учащихся. Тем не менее, некоторые школы включают эффективную подготовку учителей по вопросам психического здоровья учащихся в рамках обучения без отрыва от работы. «Первая помощь в области психического здоровья» (MHFA), одна из наиболее часто используемых учебных программ такого рода, имеет растущую доказательную базу, демонстрирующую рост знаний учителей и их способности удовлетворять потребности учащихся в области психического здоровья. Кроме того, учителя сообщают о более позитивном ощущении своего личного психического здоровья после участия в тренинге MHFA.

Несмотря на прогресс, достигнутый некоторыми школами в интеграции обучения психическому здоровью в обучение без отрыва от производства, перед школами по-прежнему стоят задачи повышения способности учителей выявлять и удовлетворять потребности учащихся в области психического здоровья. Учителя и руководители школ считают, что государственным школам не хватает времени, финансирования и других ресурсов для эффективного удовлетворения этих потребностей. Даже наиболее часто используемые программы подготовки учителей, такие как MHFA, изначально разработанные как 14-часовая программа обучения, часто урезаются из-за нехватки времени и ресурсов. Одна оценка сокращенного обучения MHFA в Австралии показала, что, хотя общие знания и уверенность учителей повысились в результате обучения, это не повлияло на их поведение по отношению к ученикам. Поскольку глубина содержания, которое учителя получают в ходе обучения без отрыва от производства, варьируется в зависимости от школьного округа страны, более последовательный и дисциплинированный подход был бы полезен.

Школам следует рассмотреть возможность изменения содержания, включенного в их текущие курсы обучения. Во-первых, программы дослужебной подготовки должны включать подготовку по вопросам психического здоровья. Исследования показывают, что во многих из этих программ отсутствует компонент психического здоровья, чтобы подготовить учителей к проблемам, с которыми они столкнутся в классе. Во-вторых, поскольку школы начинают включать обучение психическому здоровью в курсы повышения квалификации, им следует рассмотреть более эффективные способы наращивания потенциала учителей. В-третьих, школы, внедряющие вмешательства в области психического здоровья, проводимые учителями, могут рассмотреть возможность включения более интерактивных структур, таких как коучинг. Было показано, что коучинг учителей укрепляет педагогическую практику учителей, и новые исследования показывают, что коучинг в отношении потребностей психического здоровья имеет многообещающие последствия в классе.

Поскольку число молодых людей, страдающих проблемами психического здоровья, увеличивается, крайне важно, чтобы учителя — взрослые, с которыми учащиеся проводят большую часть своего дня, — могли использовать подобные методы для эффективного выявления и/или удовлетворения потребностей в области психического здоровья учащихся. их ученики.

Сопутствующий контент

Информационные бюллетени

  • Я хочу получать новости о предстоящих вебинарах
  • Я хочу получать уведомления о вакансиях
  • Я хочу получать новости об исследовании Child Trends
Childtrends
7315 Wisconsin Avenue Suite 1200W Bethesda MD 20814

240. 223.9200

© Copyright 2023 Участок Presseprivacy

. 2022

ЮНИСЕФ

Более 3500 учителей и школьных психологов за месяц присоединились к онлайн-курсу «Я понимаю» по психолого-эмоциональной поддержке, который направлен на то, чтобы помочь учителям стабилизировать свое эмоциональное состояние в условиях войны и постоянного стресса и дать практические инструменты для поддержки школьников и их родители. Курс запущен ОО «Освитория» в партнерстве с Министерством образования и науки Украины и при поддержке ЮНИСЕФ Украина.

Курс объединяет теорию и практику психологии и нейропсихологии. Он основан на исследованиях ведущих мировых специалистов и практическом опыте лучших украинских педагогов и психологов, в частности:

  • Катерина Гольцберг — детский и семейный психолог, президент Профессиональной ассоциации детских аналитических психологов;
  • Швец Татьяна — кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе Частной школы «Афина» в г. Киеве;
  • Стреж Людмила — практический психолог высшей квалификационной категории, специалист в области детской психологии, арт-терапии и арт-педагогики;
  • Козлова Анна — доктор философских наук в области психологии, судебный эксперт, психолог групп психологической поддержки детей, родителей и воспитателей;
  • Анна Ленчовская — психолог, директор Киевского образовательного центра «Пространство толерантности».
  • Мариам Жозеф — преподаватель из Великобритании, соучредитель The Maze Academy, специалист по эмоциональной поддержке учеников.
  • Мэгги МакДоннелл — канадский учитель, лауреат Глобальной премии учителей 2017 года.

Инструменты, которыми научат пользоваться учителя, универсальны и подходят для образовательного процесса как оффлайн, так и онлайн.

 

В ходе тренинга участники узнают:

  • Как адаптировать и интегрировать себя и своих школьников в условиях новой стрессовой реальности?
  • Как эмоциональная компетентность влияет на взрослую жизнь? Какие существуют инструменты для развития эмоционального интеллекта? Как управлять своими эмоциями в условиях войны и практически помогать окружающим?
  • Что такое арт-терапия и как ее применять для адаптации школьников к новым условиям обучения в школе?
  • Как сохранить равновесие, улучшить свою жизнь и маленькими шагами приблизиться к стрессоустойчивости?
  • Как напористость влияет на общение? Каковы факторы развития собственной уверенности в себе?

 

Обучение проходит на онлайн-платформе О.