Тренинг эмоции твои и мои: ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ «МОИ ЭМОЦИИ»

ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ «МОИ ЭМОЦИИ»

ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ «МОИ ЭМОЦИИ»

Материалы: бланки с таблицей (см. ниже), листы бумаги формата А4, карандаши, ластики, таблички с надписями «согласен», «не согласен», «не уверен».

Музыкальное сопровождение:спокойная музыка для релаксации.

Ход тренинга

1. Приветствие «Пожелания»

Инструкция педагога-психолога: Предлагаю сегодняшнее занятие начать с пожеланий на день. Первый участник выбирает любого из присутствующих, здоровается с ним и высказывает ему свое пожелание. Тот, к кому обращался первый участник, в свою очередь обращается к следующему и так до тех пор, пока каждый не получит пожелание на день.

2. Упражнение «Я тебя помню»

Инструкция. Участники сидят по кругу. Первый участник называет свое имя. Второй — повторяет его имя, затем называет свое. Третий — называет имя первого, второго, затем свое, и т. д.

3. Упражнение «Нарисуй свое настроение»

Упражнение позволяет участникам осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас», выразив его в образной форме.

Инструкция педагога-психолога: Прислушайтесь к себе… Как выглядит сейчас ваше настроение? Какого оно цвета? На какую погоду (музыку, цветок, животное) оно похоже? Нарисуйте то, что вы представили…

Вопросы для обсуждения:

1) У кого какое настроение?

2) С чем связано то или иное настроение?

3) Как его можно улучшить?

В конце проанализировать, как менялось настроение во время занятия и каким оно стало.

4. Упражнение «Имена чувств»

Инструкция. Участникам раздаются бланки с таблицей. Задание: работа с первой частью таблицы — в первой колонке записать все известные чувства, которые когда-либо пришлось испытать. Выставить оценку интенсивности чувства по 10-балльной шкале — оценка проставляется в той ячейке, которая соответствует месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько).

Работа со второй частью таблицы: записать чувства, которые пришлось испытать сегодня.

Место, где я обычно испытываю эти чувства

I часть обычно

дом

улица

школа

нов.

компания

среди друзей

другое

(указать)

1.радость

 

 

 

 

 

 

2.радость

 

 

 

 

 

 

3.обида

 

 

 

 

 

 

4…. .

 

 

 

 

 

 

5….

 

 

 

 

 

 

II часть сегодня

 

1…..

 

 

 

 

 

 

2….

 

 

 

 

 

 

 

По окончании работы с таблицей участникам предлагается записать столько названий чувств, сколько они смогут вспомнить. Записавший наибольшее количество зачитывает свой список. Педагог-психолог записывает слова на доске, после чего определяется количество совпадений с ответами других.

Если кто-то из подростков затрудняется с определением значения каких-либо слов, следует попросить кого-то из присутствующих описать ситуации, в которых человек может испытывать то или иное «непонятное» чувство.

Вопросы для обсуждения:

1) Какие чувства вы испытывали, когда писали последнюю контрольную работу?

2) Что вы чувствовали, когда приближались каникулы?

3) Что вы чувствовали, когда последний раз что-нибудь сломали?

4) Какое, по-вашему мнению, самое неприятное чувство?

5) Какое чувство вам нравится больше других?

6) Какое из названных чувств знакомо вам лучше (хуже) всего?

5. Упражнение «Меняются те, кто…»

Инструкция. Участники сидят по кругу. В центре круга — водящий. Его задача — давать задания участникам, например: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня чистил зубы (кто в брюках, у кого светлые волосы, кто любит учиться и т. п.)».

6. Упражнение «Испытание»

Упражнение направлено на формирование умения контролировать агрессию, не отвечать обидчику сразу.

Инструкция. Один из участников садится на стул в центре круга. Его задача — сохранять молчание, чтобы он ни услышал. Остальные участники в течение 1–2 мин говорят ему обидные вещи. Время необходимо контролировать и вовремя прерывать упражнение.

Каждому участнику, побывавшему в центре круга, по окончании упражнения необходимо оказать поддержку: «Молодец, ты выдержал, ты умеешь сдерживаться».

Вопросы для обсуждения:

1) Сложно ли было сдерживаться?

2) Какие слова и какой тон задевают сильнее?

3) Что помогало сдерживаться, быть вежливым и не отвечать?

7. Упражнение «Цепочка хороших и плохих следствий»

Инструкция. Участникам предлагается какая-либо ситуация, которую они должны оценить с двух позиций — что в этом хорошего и что в этом плохого. Эти вопросы педагог-психолог поочередно задает каждому из присутствующих, выстраивая таким образом «цепочку хороших и плохих следствий».

Например: исходная ситуация «промокли ноги».

8. Упражнение «Ощущение»

Инструкция. Участникам предлагается сложить лист формата А4 таким образом, чтобы на нем образовались 8 ячеек. В ячейках они рисуют свои ощущения гнева, радости, спокойствия, депрессии, энергичности, мужественности (женственности), болезни и любого другого состояния на выбор.

Гнев

Радость

Спокойствие

Депрессия

Энергичность

Мужественность (женственность)

Болезнь

(Любое состояние)

Рисунки выполняются линиями. Можно использовать одну линию, много линий, можно покрыть ими всю ячейку, если только так удастся передать ощущения. Штрихи могут быть короткими, длинными, тонкими, толстыми, с нажимом на карандаш и совсем без нажима (слабыми). При необходимости можно пользоваться ластиком.

Ограничение: нельзя рисовать картинки, пользоваться какими-либо символами (звезда, сердце, молния, геометрические фигуры и т. д.) — используются только линии.

По окончании работы проходит обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1) Ваш рисунок делает ваше чувство видимым. Опишите, какими линиями вы выразили ваши ощущения?

2) Сравните свои рисунки гнева, радости и т. д. Чем они отличаются?

3) Какие рисунки похожи друг на друга? Почему?

9. Упражнение «Согласен — не согласен»

Инструкция. Таблички с надписями «согласен», «не согласен», «не уверен» развешиваются в три угла помещения. Участникам предлагается выслушать поочередно утверждения и выразить ту позицию, которой они придерживаются, — встать рядом с табличкой, отражающей их мнение. Важно долго не думать, действовать по первому импульсу.

После того как все участники займут позиции, им предлагается поочередно обосновать свою точку зрения. Важно не допускать споров, дискуссий, деструктивных конфликтов — необходимо только высказать свое мнение и выслушать других.

Когда все участники выскажутся по поводу первого утверждения, педагог-психолог переходит к следующему.

Утверждения для упражнения:

• В этой жизни надо все попробовать.

• Жить нужно так, как будто каждый день последний.

• Личность начинается с рождения.

• В этой жизни все зависит от меня.

• В конфликте «отцов и детей» виноваты взрослые.

Вопросы для рефлексии:

1) Что чувствовали, когда слышали мнение, противоположное своему?

2) Как предупредить конфликты?

10. Релаксация

Инструкция. Детям предлагается удобно расположиться. Спина выпрямлена, голова поднята — таким образом легкие будут лучше наполняться кислородом, а мозг — лучше работать. Включается спокойная музыка.

Слово педагога-психолога: Сейчас мы совершим путешествие к морю. Используя свою фантазию, создадим тот мир, который хотим увидеть.

Сделайте четыре глубоких вдоха… Дышите тихо-тихо, чтобы никто вас не услышал. Задержите на мгновение дыхание… медленно выдохните.

Ваше тело успокаивается, расслабляется, голова начинает работать еще лучше. Представьте, что вы находитесь на прекрасном морском берегу. Ласково светит солнышко. Мягко обдувает прохладный морской ветерок. Погода замечательная. Вы ложитесь на песок и чувствуете его тепло. Закрываете глаза, слушаете звуки моря, плеск волн, крики морских чаек… Они лениво летают в синем небе. Вам хорошо и спокойно. Вы смотрите на белые пушистые облака, на морских чаек, чувствуете запах свежего солоноватого морского воздуха, слушаете ритм моря, чувствуете теплоту песка. Все вокруг спокойно, вам очень хорошо. Вы лежите на песке и наслаждаетесь красотой дня… (Пауза.) А теперь, если вы готовы, постепенно поднимайтесь с песка, садитесь на берегу и, не торопясь, возвращайтесь в нашу комнату…

Вопросы для обсуждения:

1) Какие эмоции и ощущения вы испытывали?

2) Как изменилось состояние после релаксации?

3) Как релаксация может помочь в трудных жизненных ситуациях?

11. Упражнение «Живая анкета»

Инструкция. Участникам по кругу предлагается ответить на следующие вопросы:

1) Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

2) Что тебе понравилось? Что не понравилось?

 

 

«В мире эмоций» занятие с элементами тренинга

В мире эмоций

занятие с элементами тренинга

Информационная карта учебного занятия

Педагог: Панова Елена Ватиславовна

Творческое объединение:  «ОБЛИК» МКОУДОДЦДТ п. Маго

Группа: подростки 13-15  лет, третий  год обучения

Раздел: Психологическое просвещение

Тип учебного занятия: комбинированное

Вид занятия: учебное  занятие с элементами тренинга

Тема: «В мире эмоций»

Цель: выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации.

Задачи:

Обучающая: способствовать формированию представлений об эмоциональной составляющей человеческой психики.

Развивающая: развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний.

Воспитательная: воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям, принятие собственного «Я». Воспитание уважения и способности сопереживать другому человеку.

Оборудование:

  • бланк с рисунками и фломастеры для  упражнения «Мои лица»
  • бланк протокола теста эмоций
  • карточки с различными эмоциями, на которых отмечены эмоции и части тела человека.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, словесный, диагностический (тестирование)

План учебного занятия

  1. Организационный момент. 

1. Упражнение «Повтори за мной»

  1. .     Основная часть.
  1. Актуализация  опорных знаний.
  2. Изложение нового материала.

Упражнение «Мои лица»

Тест эмоций (опросник Басса – Дарки)

Разминка «Построение круга»

Упражнение «Мои эмоции»

  1. Закрепление

Мини-лекция «Как управлять своими эмоциями»

III.   Завершение

Упражнения на снятие эмоционального напряжения.

IV. Рефлексия

 

 

Ход учебного занятия

  1. Организационный момент. 

— Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть всех вас. Я рада, что вы все здоровы, в хорошем расположении духа и готовы продуктивно поработать.

Сегодня у нас занятие, тема которого «В мире эмоций». Занятие способствует выработке умений выражать эмоции адекватно ситуации и научиться ими управлять.

Для начала мы с вами ещё раз поздороваемся, хоть вы уже виделись. Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе, и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие.

Анализ:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Какое из приветствий вам особенно запомнилось (понравилось) и почему?

Дети усаживаются за столы.

  1. .     Основная часть.
  1. Актуализация  опорных знаний.

Как вы помните, на предыдущем занятии, мы уже говорили с вами о том, что Эмоция – это? (Ответы детей)

Правильно — непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства.

— Эти переживания могут сопровождаться чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями.

Сейчас мы проведём небольшое  соревнование « Словарь эмоций»: кто больше всех назовёт эмоций и чувств.

(Ответы детей).

  1. Изложение нового материала.

Упражнение «Мои лица»

Молодцы! Сейчас я вам раздам листы, на которых изображены лица. Дорисуйте картинки так, как предложено.

(индивидуальная работа детей)

А теперь поговорим о том, что у нас получилось.

       Анализ:

  Картинка первая «  Я счастлив». Изобразите на своих лицах, то, что нарисовали?

  • Когда у тебя бывает такое лицо? (Ответы детей).

  Картинка вторая  «Мне грустно». Покажите как?

  • Как еще окружающие могут понять, что тебе грустно? (Ответы детей).

   Картинка третья   «Я злюсь»

  • А когда у тебя бывает такое лицо? (Ответы детей).

Картинка четвёртая   « Мне страшно»

  • Как бы ты выразил свои переживания? (Ответы детей).

   Далее «Я удивлён»

  • Что тебя может удивить? (Ответы детей).

Последня картинка   « Я спокоен»

  • Предпочитаешь ли ты выражать свои чувства или держать их в себе?

С помощью эмоций мы выражаем своё отношение к действительности, то есть к разным ситуациям в жизни человека.

Хотите узнать, какими эмоциями вы чаще всего руководствуетесь?

Тест эмоций (опросник Басса – Дарки)

Инструкция: 

Я вам буду сейчас читать суждения, а вы в бланке протокола поставите ответ «да» или «нет» в графе «ответ». Пишите, не задумываясь, что первое приходит на ум.

Вопросы теста:

1. Если я разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.

9. Мне кажется, что я могу ударить человека.

10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.

12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.

13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.

14. Я думаю, что многие люди не любят меня.

15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Я знаю людей, которые могут довести меня до того, что захочется драться.

18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.

19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.

20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.

21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.

22. Довольно много людей мне завидует.

23. Если я злюсь, я могу выругаться.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.

26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.

27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.

28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.

29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю.

32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.

33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.

34. В споре я часто повышаю голос.

35. Я раздражаюсь из-за мелочей.

36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.

37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.

38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.

39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.

40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

(индивидуальная работа детей)

Теперь в бланке в графе «эмоция» ставьте буквы, которые я вам буду называть, если вы ответили «ДА». По  виду эмоциональных реакций и построй график.

 Построенный график показывает, какие проявления эмоциональных реакций характерны именно для тебя.

Точка, расположенная на графике выше пунктирной линии, говорит о выраженности данной формы поведения.

Физическая агрессия — склонность к самому примитивному виду агрессии. Тебе свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают тебе искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуешь нарваться на ответную агрессию.

Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалей мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

Раздражительность — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. «физическая и косвенная агрессия».

Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить тебя. Здорово отравляет жизнь.

Подозрительность — готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная агрессия — за словом в карман ты не полезешь. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительными, чем последствия драки.

Чувство вины — поздравляю, ты никого не ударил, ничего не разбил, ни на кого не наорал. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноват?

Если ты чувствуешь себя в ответе за свои эмоции, значит, умеешь ими управлять. Что же с этим делать? Как минимум знать — чтобы понимать, что этим качеством природа наделила тебя более щедро, чем следовало бы. Максимум — вспомнить, кто в доме хозяин — ты или твои эмоции?

Процесс укрощения эмоций можно сравнить с укрощением диких лошадей. Их нельзя объезжать, предоставляя им полную свободу или, наоборот, постоянно пользуясь кнутом. Обе крайности неизбежно приведут к неудаче. С одной стороны, нельзя раз и навсегда сказать себе, что все попытки приручить дикую лошадь ни к чему не приведут. С другой — мы должны признать, что лошадь дикая, и проявлять терпение при ее приручении. Но, вероятно, самое главное состоит в том, что она должна признать в нас своего укротителя.

Разминка «Построение круга»

Описание упражнения. Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы (гудение позволяет избежать разговоров, могущих создать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т. п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается, вместо него, получается какая-нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении.

 

Закрепление

 

Упражнение «Мои эмоции»

Материал: карточки с различными эмоциями, на которых отмечены эмоции и части тела человека. На карточках могут быть следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Чванство. Правая рука», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги», «Удивление. Брови».

Инструкция: Я сейчас вам раздам карточки, на которых изображены эмоциональные состояния и части тела человека. Вам нужно будет внимательно посмотреть на них и изобразить эмоцию. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук. Задача группы — отгадать, какую эмоцию хотел изобразить выступающий.

Анализ:

  • Что значат для вас эмоции?
  • Какую роль они играют в жизни человека?
  • В каких жизненных ситуациях они могут возникнуть?
  1. Закрепление

 Мини-лекция «Как управлять своими эмоциями»

Как разрядить негативные эмоции?

Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют. Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Производи любые спонтанные звуки — напряжение может быть «заперто» в горле. Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем. Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях. Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе. Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок — смех и плач. Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.

III.   Завершение.

А сейчас выполним ряд упражнений на снятие эмоционального напряжения.

1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

2.Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы (помогает снять мышечное напряжение).

3.Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга).

4. «Точечный массаж» — Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами.

5.Левостороннее дыхание — Пальцем зажимаем правую ноздрю. Дышим левой ноздрей спокойно, неглубоко.

6.Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

Напрягите и расслабьте икры.

Напрягите и расслабьте колени.

Напрягите и расслабьте бедра.

Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

Напрягите и расслабьте живот.

Расслабьте спину и плечи.

Расслабьте кисти рук.

Расслабьте предплечья.

Расслабьте шею.

Расслабьте лицевые мышцы.

Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что вы медленно плывете, — вы полностью расслабились.

IV. Рефлексия

Вы сегодня хорошо поработали. Я искренне надеюсь, что наше сегодняшнее занятие не оставило вас равнодушными. Пожалуйста, закончите предложение…

– Самым полезным для меня было…

 – Мне понравилось…

 – Я хотела бы изменить…

 

Большое спасибо, и я вам желаю только положительных эмоций. До новых встреч!

 

 

 

Соединение обучения с эмоциями | Edutopia

Вы когда-нибудь заканчивали урок и думали: «Фу. Это было все равно, что вырывать зубы! Мне казалось, что я разговариваю со стеной. Все были такими немотивированными». Конечно, у вас есть — у всех нас есть. Но почему происходят подобные переживания и как их избежать? Что еще более важно, как мы можем заменить их более богатым и полезным опытом для себя и наших учеников? Один из подходов – попытаться сознательно использовать эмоции.

Эмоциональный сценарий — это метод, который включает в себя намеренное создание различных эмоциональных состояний для учащихся на разных этапах урока — это как дополнительный слой в плане урока. Вместо плана, состоящего исключительно из последовательности действий учителя и ученика, этот метод добавляет эмоциональные состояния, которые будут возникать на протяжении каждого сегмента урока.

Помня об эмоциях, которые мы вызываем у наших учеников, мы можем превратить скучный, незапоминающийся учебный опыт в красочный и запоминающийся.

Пример эмоционального сценария

Чтобы увидеть, как эмоциональный сценарий может значительно изменить опыт учащегося без изменения содержания урока, представьте, что учащихся просят заполнить лист фактов умножения. Вот три возможных способа сделать это:

  1. Попросите их заполнить лист, пока вы ходите и наблюдаете.
  2. Скажи: «Готово, вперед!» а затем запустите таймер и включите напряженную музыку.
  3. Попросите учащихся закрыть глаза, пока вы включаете медленную медитативную музыку. Медленно сосчитайте от пяти до одного, а затем попросите учащихся открыть глаза, взять карандаш и заполнить лист в своем собственном темпе. Попросите их положить карандаш, как только они закончат, закрыть глаза и дождаться звонка, означающего, что задание выполнено.

Академическое содержание этих трех заданий одинаковое, но испытываемые эмоции разные. Каждая последовательность может быть уместной в зависимости от контекста. Включение эмоциональных сценариев позволяет нам преднамеренно определять, какие эмоции мы вызываем.

Колесо эмоций

Чтобы привнести эмоции в наш учебный опыт, мы можем начать с ознакомления с эмоциями, с которыми нам приходится работать. Для этого я консультируюсь с колесом эмоций Роберта Плутчика.

Диаграмма Плутчика показывает восемь основных эмоций — радость, доверие, страх, удивление, печаль, отвращение, гнев и предвкушение — и другие эмоции, интенсивность которых варьируется от этих восьми. Правда в том, планируете вы это или нет, ваши ученики всегда испытывают одну или несколько из этих эмоций на всех этапах вашего урока. Эмоциональный сценарий помогает нам перемещать их через определенную последовательность, которую мы планируем.

Начните с одной эмоции

Чтобы начать работу с эмоциональным сценарием, лучше всего выбрать одну эмоцию и попытаться вставить ее в один из ваших уроков. Вот несколько примеров того, как это можно сделать.

  • Сюрприз: После раздачи копий The Secret Garden мой коллега попросил учеников залезть под стулья. Там каждый студент нашел запечатанный конверт. Когда они открыли ее, они обнаружили имя одного из персонажей книги — они должны были принять эту личность во время чтения книги классом.
  • Отвращение: Прочитав о культурах, в которых люди едят насекомых, мой коллега предложил своим ученикам провести дегустацию. Он заставил их закрыть глаза и велел им залезть в сумку, вытащить насекомое и начать его жевать. На самом деле в пакете не было насекомых — в нем были конфеты. Но пока ученики не поняли этого, чувство отвращения делало этот момент незабываемым.
  • Ожидание: В упражнении «Попадет ли мяч в кольцо?» Дэн Мейер постоянно показывает учащимся видео, на котором он бросает баскетбольный мяч. Но вместо того, чтобы показать весь удар, он останавливает видео, когда мяч находится в верхней точке полета, лишая их возможности видеть, попадает он в цель или нет. Они должны математически проанализировать траекторию, чтобы сделать прогноз, прежде чем видео, наконец, возобновит паузу, раскрывая судьбу выстрела — и судьбу их прогноза.

Собираем все вместе

Как только вы освоитесь с основными эмоциональными сценариями, вы можете поэкспериментировать с разработкой целых уроков для эмоций. Например, я разработал урок с бумажным самолетиком в качестве завершающего урока по линейным функциям в восьмом классе.

На уроке ученики создают бумажные самолетики по набору правил и смотрят, как далеко каждый пролетит. Учащиеся сразу же испытывают радость от того, что знают, что на этом уроке по математике будут собирать самолеты и летать на них.

Пока я описываю правила изготовления самолетов, ученики начинают делать прогнозы и предвидеть результаты. Пока они ждут своей очереди на полет, их охватывает немного страха и опасений — они надеются, что их самолет улетит далеко, а все будут смотреть. И по мере того, как самолеты учеников достигают разного уровня успеха и совершают неожиданные поступки, в игру вступает широкий спектр эмоций: удивление, гнев, печаль и радость.

Эмоциональное письмо — полезный навык, который можно добавить в набор инструментов для преподавания, который может сделать ваш класс более интересным и насыщенным.

Управление собственными эмоциями: ключ к позитивному и эффективному воспитанию детей

В этой статье обсуждается влияние реакции родителей на поведение маленьких детей и даются рекомендации о том, как реагировать, чтобы помочь детям легче успокоиться и научиться лучше справляться с трудностями.

Быть родителем маленького ребенка — очень эмоциональный опыт. Это чистое удовольствие обниматься, тереться носом, играть, смеяться, исследовать и радоваться ежедневному росту и открытиям вашего ребенка. Кроме того, есть проблемы — моменты стресса, гнева, разочарования и обиды — из-за незнания того, что означает плач ребенка и как его успокоить, из-за совершенно иррациональных требований малыша или из-за агрессивного поведения старшего. ребенка к новому ребенку. Эти переживания естественным образом вызывают сильные чувства, с которыми бывает трудно справиться.

Но важно настроиться на эти чувства и управлять ими, потому что именно то, как вы реагируете в эти моменты, влияет на развитие вашего ребенка. Ваш ответ влияет на его способность научиться хорошим навыкам преодоления трудностей и направляет его поведение в будущем. Представьте двухлетнего ребенка, который разваливается, потому что не может смириться с тем фактом, что вы дали ему хлопья в синей миске вместо его любимой красной миски (каким бы невероятным иррациональным это ни казалось — такова жизнь с ребенок, начинающий ходить). Реакция гнева и разочарования, скорее всего, еще больше расстроит ребенка, а не поможет ему успокоиться и справиться с ситуацией. Научиться управлять своими реакциями — это один из самых важных способов уменьшить стресс для себя и своего ребенка. Он также учит детей управлять своими эмоциями — навыку, который помогает им лучше учиться в школе и строить дружеские и другие отношения по мере их взросления.

Справиться с сильными негативными эмоциями гораздо проще, чем сказать. Но это стоит усилий, потому что отдача огромна для вас и вашего ребенка. Вот несколько полезных руководящих принципов и стратегий:

Настройтесь на свои чувства.

Чувства не бывают правильными или неправильными. То, что вы делаете со своими чувствами, может быть полезным или вредным. Что наиболее важно, так это то, что вы настраиваетесь на свои чувства и владеете ими, чтобы вы могли принять сознательное решение — а не рефлекторную реакцию — о том, как лучше всего реагировать.

Посмотрите на поведение в контексте развития и темперамента вашего ребенка.

Наличие соответствующих ожиданий имеет решающее значение, поскольку значение, которое вы придаете поведению вашего ребенка, влияет на то, как вы управляете своими собственными эмоциями и реакциями на происходящее. Если вы считаете поведение манипулятивным или преднамеренно причиняющим вред (например, кусание, удары), то вы, скорее всего, будете реагировать таким образом, чтобы обострить, а не успокоить ребенка. А интенсивные гневные реакции редко приводят к обучению хорошим навыкам преодоления трудностей. Если вместо этого вы видите такое поведение в контексте нормального развития, то вы можете подойти к ребенку с сочувствием, что повысит вероятность того, что вы будете реагировать спокойно и эффективно.

Помните: вы не можете заставить своего ребенка что-либо делать — есть, спать, писать, какать, говорить или прекратить истерику.

Что вы можете контролировать, так это то, как вы реагируете на действия ваших детей, поскольку именно это направляет и формирует их поведение. Если истерика приводит к дополнительному времени у телевизора, более позднему отходу ко сну или просто к тому, чтобы привлечь больше вашего внимания (основная цель старших братьев и сестер, сталкивающихся с серьезным соперничеством), ваш малыш складывает 2 и 2 вместе, делая важную оценку: «Истерики работа! Отличная стратегия! Поместите это в колонку побед».

Сценарий:

Трехлетний Иона объявляет своей матери Лорен: «Ты самая подлая мамочка, и я тебя ненавижу», а затем пинает ее после того, как Лорен говорит ему, что игра окончена — пора Лиам домой.

Шаг 1. Настройтесь на свои чувства:

Лорен в ярости и хочет сказать: «Ты самый неблагодарный ребенок на свете! Лиам был здесь в течение 2 часов, и я отложила все, что мне нужно было сделать, чтобы присматривать, делать печенье с тобой, настраивать проект рисования и т. д. и т. д. Этого никогда не бывает достаточно! Но она знает, что гневная реакция ничему не научит ее ребенка, а только усилит страдания обоих. Она делает несколько глубоких вдохов и думает, как отреагировать, чтобы помочь Ионе научиться справляться со своими сильными эмоциями и принять ограничения.

Шаг 2. Настройтесь на своего ребенка и подтвердите его:

Здесь вступают в действие правильные ожидания. Лорен напоминает себе, что в 3 года дети все еще в значительной степени руководствуются своими эмоциями и что цель состоит в том, чтобы помочь Ионе научиться справляться с ними. с жизненными невзгодами и разочарованиями. Поэтому она спокойно говорит ему: «Я знаю, что ты опечален и зол из-за того, что Лиаму нужно идти домой. Тебе так весело с ним играть. Всегда тяжело, когда игровое свидание заканчивается. Но ты будешь в порядке». Очень важно сообщить, что вы уверены, что ваш ребенок сможет справиться со своими трудными чувствами. Когда вы набрасываетесь, чтобы все исправить, вы непреднамеренно посылаете ему сообщение о том, что он не может справиться с разочарованием, что снижает вероятность того, что он освоит этот важный навык.

Шаг 3. Если ваш ребенок выбросит какую-то приманку, не берите ее:

Маленькие дети будут использовать любую возможную стратегию, чтобы получить то, что они хотят, например, больше времени у телевизора или дополнительный десерт, или избегать делать то, что они не хотят. не нравится, например, одеваться по утрам или чистить зубы. Лучший способ избавиться от моделей поведения, которые, по вашему мнению, не принесут пользы вашему ребенку в реальном мире, — это игнорировать их. Так что в данном случае это означает, что Лорен не ответила на провокацию Ионы: «Ты самая подлая мамочка…». Она не позволяет этому отвлечь внимание от установленного ею предела, цель которого обычно состоит в том, чтобы закинуть наживку — контролировать действия других и избегать того, что ребенку неудобно.

Шаг 4. Установите лимит и предоставьте варианты выбора:

«Пусть и злость — это нормально, но нельзя пинать. Бить больно. Я знаю, ты не хочешь причинить мне боль, тебе просто трудно контролировать свое тело, потому что ты так расстроен.