Тренинг на взаимодействие в коллективе: Тренинги на сплочение коллектива. 8 примеров | HR-elearning

Содержание

Тренинг «Эффективного командообразования и взаимодействия» — Ораторика

Тренинг командообразования, взаимодействия в коллективе, полезного использования и распределения лидерских и исполнительских функций в команде. Групповые упражнения и игры для развития коммуникативных и партнёрских, лидерских и исполнительских качеств, способности к сотрудничеству и сотворчеству, совместного решения конфликтных и сложных задач, для формирования созидательной команды единомышленников.

Цель тренинга

Умение создавать единую и продуктивную команду из разных людей, подразделений и коллективов.

Развитие и усиление взаимодействий среди сотрудников и подразделений

Выявление и проверка потенциальных и нынешних лидеров, руководителей и сотрудников на умение брать инициативу, эффективно управлять, подчиняться, взаимодействовать

Определение сильных и слабых сторон команды и её участников.

Профилактика и снятие конфликтных ситуаций и взаимодействий

Корректировка командного взаимодействия в компании

Сплочение коллектива

Создание нужного общего эмоционального настроя

Мотивация на дальнейшую общую работу

Личные цели для участников:

Определение своих сильных и слабых сторон для их использования в коллективе

Развитие волевых и коммуникативных лидерских качеств в команде

Развитие полезных исполнительских качеств

Умение брать на себя инициативу и руководить, а также подчиняться и поддерживать другого лидера, если это полезно для общей работы

Умение эффективно делегировать

Умение органично вливаться в коллектив, быть полезным и эффективным в нём

Получать удовольствие от совместной деятельности

Программа

Принципы и этапы формирования эффективной команды

Согласование общих и личных целей
Конкуренция, соревновательность, партнёрство – модели отношений

Сильные и слабые стороны лидеров и участников команды. Выявление и использование их.
Варианты решения внутренних противоречий и конфликтов

Инициатива и подчинение
Сотворчество, взаимопомощь, синергия

В тренинге проводятся следующие игры

(в зависимости от задач, по выбору тренера и согласованию с организаторами):

«Вверх – вниз»

Цель:

Развитие партнёрских отношений (выиграл – выиграл) в коллективе

Осознание выгоды и необходимости совместно разрешать сложные и конфликтные ситуации

Умение договариваться и идти друг другу навстречу

Создание доверия среди участников

Осознание себя и своих разных подразделений как части общей команды

Процесс игры:

Группа делится на несколько команд, которые должны делать свои ходы «вверх» или «вниз», не зная, как поступает при этом другая команда. В зависимости от совпадения ходов, команды теряют или набирают очки. Суть в том, что попытки выиграть за счёт других в перспективе приводят к тому, что все теряют очки и не реализовывают свои возможности. Постепенно (проходя через кризис) участники приходят к тому, что необходимо искать взаимную выгоду, договариваться и строить партнёрские (выиграли вы – выиграли мы) отношения.

Анализ и разбор игры.

«Лабиринт»

Цель:

Эффективное распределение функций и ролей в команде.

Управление своими эмоциями и умение создавать поддерживающий позитивный настрой в команде в любой ситуации

Повышение уровня доверия в коллективе

Процесс игры:

Четыре команды. На специальном поле представители команд с завязанными глазами идут по лабиринту, чтобы встретиться друг с другом. Команды управляют ими по очереди произнося только одно слово разными участниками.

 

«Воздушный шар»

Цель:

Выявление лидеров и проверка их эффективности

Умение делегировать

Умение договариваться в критических и сложных ситуациях

Умение подчиняться и поддерживать наиболее эффективного человека или действие

Умение подчинять свои амбиции и самолюбия интересам команды для пользы дела

Процесс игры:

Команды представляют собой экипажи условных «воздушных шаров». При угрозе катастрофы и общей гибели они должны договориться внутри своих групп, в каком порядке будут выбрасываться из шаров вещи, необходимые для выживания. Необходимость договориться и принять решение как можно раньше, чтобы спасти и себя, и других.

Анализ и разбор стратегий, вариантов и самих действий. Соединение этого с рабочей практикой.

«Испытание» («Лагерь»)

Цель:

Сплочение коллектива

Выявление потенциальных и реальных лидеров

Умение быть частью команды и подчинять свои интересы общей цели и использовать свои умения и таланты для общего дела

Умение не опускать руки и находит решения сложных задач

Создание рабочего продуктивного эмоционального настроя

Сильное чувство радости и гордости в результате совместного решения общей задачи

«Я и МЫ» («Совместное творчество»)

Цели:

Лучше узнать друг друга

Раскрыть перед другими участниками свою личность, её неповторимость и таланты

Найти общее друг с другом

Умение создавать общий продукт (делать общее дело), используя возможности и личные таланты каждого участника

Способность дополнять друг друга и создавать эффект «синергии»

Повысить позитивный эмоциональный настрой в коллективе

Перенести позитивный результат и настрой игры в реальную деятельность

Процесс игры:

Каждый участник создает личный рисунок, где отражает сою личность, таланты и мечты

Люди знакомятся с рисунками друг друга, выбирают похожих и непохожих на себя

Формируются команды по принципу взаимной дополняемости

Создаётся общий рисунок, состоящий из личных рисунков

Презентации рисунков и команд, их создавших

Обмен позитивным опытом и обсуждение, как перенести его в общую практическую деятельность

 

Методическая разработка тренинга «Эффективное взаимодействие в коллективе» / Открытый урок

Сценарий Тренинга «Эффективное взаимодействие в коллективе»

Цели тренинга:

  • Познакомиться с ролевыми позициями в общении
  • Научиться различать особенности ролевых позиций своих и собеседника
  • Освоить приемы эффективного взаимодействия

Аудитория: студенты
План тренинга:

  1. Вводная часть.
  2. Ознакомление участников с целью тренинга и с распорядком работы группы.
  1. Основная часть.
    1. Ролевые позиции и их значение в общении:
  • ролевые позиции и их распознавание
  • экспериментирование с проявлением разных ролей
  • принятие позиции Взрослого как эффективный способ общения
  • типичные схемы взаимодействия
  1. Понимание особенностей ролевых позиций, обеспечивающие  эффективное взаимодействие:
  • осознание собственных ролевых (по концепции Э.Берна) установок
  • приемы психологического айкидо
  • принятие критики, модель взрослого поведения при обвинении
  • высказывание критики: основные принципы действенной критики
  1. Эффективное взаимодействие
  • активное слушание
  • исследование другой точки зрения
  • выражение чувств
  • выражение взглядов и мнений
  • акцентирование и использование точек соприкосновения
  1. Заключение.

Подведение итогов тренинга, выводы.

Процедура

Время

Слайды

Введение

1. Ввод правил

Тренер знакомит участников с правилами поведения на тренинге, сообщает,  продолжительность тренинга

Правило выключенного мобильного телефона.

Тренер проговаривает правила работы в группе:

  • Поднятая рука (вопрос или комментарий, когда говорит тренер – поднимаем руку, когда логический блок завершен, тренер даёт возможность задать вопрос)
  • Регламент (говорим только по теме)
  • «Ноль-ноль» с перерывов приходим вовремя

2.Вводное слово тренера: сообщение темы, цели и задач  тренинга.

3. Сбор ожиданий

 

 

ролевые позиции и их значение в общении

Ролевые позиции и их распознавание

  1. Мини-лекция.

Информирование о существовании   ролевой модели по Э. Берну. Согласно теории известного психолога Э. Берна личность состоит из трех основных компонентов. В каждый отдельный момент времени мы находимся в одном из состояний, соответствующих этим ролям личности.

  1. Дискуссия:
  • Как вы думаете, что характерно для каждой из ролей (что свойственно каждой роли).

Сухой остаток: Для эффективного взаимодействия и управления эмоциональным состоянием важно учитывать информацию о структуре личности по Э. Берну (Родитель, Ребенок, Взрослый)

  1. Упражнение «Рукопожатие»

Цель: Распознавание ролевых позиций в момент тактильного контакта.

Инструкция:

Группа свободно распределена по аудитории. Выбирается один из участников, он становится напротив всех остальных, закрывает глаза и протягивает руку вперед. Остальные по — одному подходят и пожимают ему руку. Его задача: всех присутствующих объединить в 3 группы: взрослого, ребенка или родителя на основе внутреннего ощущения (из какого состояния человек пожимал руку). Участники расходятся на три соответствующие группы. Участников эксперимента может быть 3-4.

Обсуждение:

  • Выбирали ли Вы какую-нибудь стратегию взаимодействия  перед рукопожатием?
  • Как вы думаете, почему Вы определены в эту группу?
  • Что этому способствовало?
  • Насколько этот выбор совпадает с Вашей обычной ролевой позицией?

Сухой остаток: В каждый момент времени я могу быть разным. Мое восприятие себя может не совпадать с тем, как воспринимают меня другие. Я могу управлять впечатлением о себе.

Экспериментирование с проявлением разных ролей

1. Упражнение «Вербальные и невербальные проявления»

Работа в группах.

Цель: Выявить вербальные и невербальные проявления особенностей ролевых позиций.

Инструкция:

Объединить участников в 3 группы: Родители, Дети, Взрослые. Каждая группа определяет невербальные и вербальные проявления, выражающие особенности ролевых позиций. Затем от каждой группы выступает по одному представителю и сообщают мнение группы.

Обсуждение:

  • Что влияет на выстраивание эффективного взаимодействия?
  • Какие трудности возникали в определении проявлений каждой ролевой позиции?
  • Какие вербальные и невербальные проявления наиболее эффективны для взаимодействия?

Сухой остаток: Для каждой из ролей характерны свои поведенческие и речевые проявления, которые помогают отличить роли друг от друга. Это помогает выстраивать эффективное взаимодействие.

Принятие позиции Взрослого как эффективный способ управления эмоциональным состоянием

  1. 1.     Упражнение «Я — Взрослый»

Цель: Проработать разные роли и осознать, какая из них оптимальна для выстраивания эффективного взаимодействия в ситуации конфликта.

Инструкция:

Участники работают в парах. В паре один из участников берет на себя роль конфликтующего, другой участник отвечает из трех ролей: Ребенка, Родителя, Взрослого. Каждый из участников должен побывать в роли конфликтующего. На каждое отреагирование в конфликтной ситуации с позиций: Ребенка, Родителя, Взрослого дается по 3 минуты.

Обсуждение:

  • Что помогло Вам договориться в конфликтной ситуации?
  • Кто в конфликтной ситуации в большей степени может повлиять на выстраивание отношений «взрослый-взрослый»
  • Какой формат общения будет оптимальным (Р-Р, Р-В, В-В и т. д ) в конфликтной ситуации?

Сухой остаток: Позиция Взрослого является наиболее оптимальной для взаимодействия в ситуации конфликта. Отвечая из позиции Взрослого легче снизить негативное отношение со стороны конфликтующего и договориться.  Важно не подстроиться к конфликтующему, а перевести его в состояние общения «взрослый-взрослый».

Типичные схемы взаимодействия

Мини-лекция «Типичные схемы взаимодействия»

Параллельное взаимодействие:  В-В, Р-Р, Д-Д, Р-Д, Д-Р

Перекрещивающееся взаимодействие: Стимул: Взрослый обращается к взрослому, Ответ: Ребенок к Родителю или Родитель к Ребенку.

Каждый раз, высказываясь, мы находимся в каком-то конкретном состоянии и обращаемся к конкретному состоянию партнера. Отвечая, партнер тоже находится в определенном состоянии и обращается к нашему состоянию.

Если партнер отвечает из того состояния, к которому мы обращались и его реплика адресована к нашему актуальному состоянию, то разговор может продолжаться долго, конструктивно и не влиять на эмоциональное состояние партнеров.

Трансакции являются параллельными, когда векторы стимула и ответа совпадают, и перекрещивающимися, когда векторы пересекаются. При параллельных трансакциях общение идет неограниченно долго (первый закон общения), при перекрещивающихся оно прекращается и развивается конфликт (второй закон общения).

Понимание особенностей ролевых позиций, обеспечивающих  эффективное взаимодействие:

Психологическая амортизация.

1.  Мини-лекция «Психологическая амортизация»

См. материалы к мини-лекциям

2.  Упражнение «Амортизация»

Инструкция:

1-й этап. Группа делится на две команды. В течение 5 минут команды придумывают 5 реплик из позиции Родителя и 5 реплик из позиции взрослого.

2-й этап.  Один игрок перовой команды  обращается к игроку другой команды с одной из реплик, задача второго применить принцип амортизации. Затем игрок второй команды обращается к игроку первой и т.д., пока все придуманные реплики не получат ответ.

Обсуждение:

Какие впечатления?

Что было трудно?

Принятие критики. Модель взрослого поведения при обвинении

1.  Упражнение «Критика»

Цель: Понять собственные эмоции в момент принятия критики и научиться использовать критику с пользой для себя.

Инструкция:

Участники стоят в круге. Один  из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто справа. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику с позиции Ребенка, следующий – с позиции Родителя, третий – с позиции Взрослого. Далее по кругу: четвертый – критик, схема повторяется. Важно, чтобы каждый побывал в роли критика.

Обсуждение:

  • Что мы чувствуем и как мы реагируем, находясь в позиции Р, Реб. , В, когда нас критикуют?

Тренер все варианты записывает на флипчарте (данные заносятся в таблицу)

Ребенок

Родитель

Взрослый

 

 

 

Работа в группах.

Все участники объединяются в 2 подгруппы.  Первая группа, отвечая на вопрос: почему бывает трудно использовать критику с пользой для себя, приводит примеры из личного опыта, либо демонстрирует небольшие сценки.

Вторая группа, знакомясь с правилами принятия критики, приводит примеры из личного опыта, на каждое из правил.

Группы обмениваются мнениями.

Высказывание критики: основные принципы действенной критики

Цель: Понять собственные эмоции в момент высказывания  критики. Научиться конструктивно влиять на другого для достижения собственной цели.

Инструкция: Участники стоят в круге. Один  из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто слева, с позиции Ребенка. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику спонтанно. Далее он выступает в роли критика по отношению к тому, кто слева. Выполнение упражнения происходит по кругу, при этом, каждый критикующий высказывает замечание с позиции Ребенка.

Второй круг проходит высказывание с позиции Родителя, третий – с позиции Взрослого.

Обсуждение:

  • Что мы чувствуем и какие установки используем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда мы  критикуем?

Тренер все варианты записывает на флипчарте (данные заносятся в таблицу)

Ребенок

Родитель

Взрослый

 

 

 

 

  • Что помогает понять, что цель критики достигнута?

Модель конструктивной критики

Мини-лекция.

Конструктивная критика – это подкрепленное фактами, обсуждение целей, средств или действий вашего оппонента и обоснование их несоответствия вашим целям, условиям, требованиям.

Общие характеристики:

1) Фактологичность — оцениваются возможности, факты, события и их последствия, а не личности

2) Корректность — допускаются только парламентские выражения

3) Бесстрастность — анализ производится «без эмоций», отстраненно.

Неконструктивной  критикой является: 

—   Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека;

—   грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных объектов и т.п.

—    Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков («когда ты прекратишь»)

—    Конструктивная критика, обращенная к человеку в тот момент, когда он ошеломлен неудачей, провалом и т. п.

Техники конструктивной критики:

—   Выражение сомнения в целесообразности (Предлагаю разместить производство ложек на местном комбинате — Полагаю, что реализация этого проекта потребует слишком больших затрат)

—   Цитирование прошлого случая (Наша компания планирует заключить договор на обслуживание с фирмой С. — В прошлом мы уже работали с этой фирмой и нас не устроил их уровень услуг)

—   Ссылка на три причины. Сообщение о том, что предложение не может быть принято по трем причинам. 3 причины — это веско. К тому же они всегда есть. Когда человек говорит «по трем причинам», он сам структурирует свое отношение к предложению. ( Я не могу принять этот метод по трем причинам. Во первых, он манипулятивен и поэтому не соответствует моим внутренним убеждениям. Во вторых, для того, чтобы найти три причины мне может понадобится некоторое время, а партнер будет вынужден ждать. В третьих, этот метод слишком длинный.)

Упражнение «Конструктивная критика»

Цель: Отработка техникиконструктивной критики

Инструкция: Участники садятся в два круга: внешний и внутренний.

1 этап упражнения: Те, кто сидят во внутреннем круге в течение 5 минут перечисляют конкретные факты того, что им не нравится в человеке напротив, используя Я-сообщения. Важно отделять факты от мнений и не использовать слова, имеющие оценочный оттенок.

2 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 2 человека. Те, кто сидят во внешнем круге – проговаривают в течение 5 минут, что они чувствовали, когда слышали конструктивную критику. При этом важно помнить об использовании Я-сообщений.

3 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 3 человека. Те, кто сидят во внутреннем круге описывают свои пожелания партнеру. Например, «Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы…….», «Я бы предпочел….»

4 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 1 человека. Те, кто во внешнем круге выражают свое позитивное отношение к личности партнера по взаимодействию. Выразите ему поддержку, как зрелой личности.

Обсуждение:

  • Какие впечатления от работы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЦЕДУРА

ВРЕМЯ

Материалы

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

1. Активное слушание

Мини-лекция

Активное слушание – это не просто полезный прием. Необходимо отвести на второй план себя, свои собственные мотивы, свои мысли и, вместо этого, полностью воспринимать и понимать мотивы Говорящего. Слушатель должен отказаться от попыток поиска ответов, решения проблем Говорящего и задавания наводящих вопросов, имеющих целью активно воздействовать на мнение Говорящего.

Использование приема Активного слушания

  • Используйте его, чтобы показать другим, что Вы восприняли их взгляды, мысли и ощущения.
  • Используйте его, чтобы установить с самого начала хорошие отношения с новыми знакомыми.
  • Используйте его, чтобы уберечь себя от обмена мнениями или спора по поводу непонятной до конца идеи.
  • Используйте его, чтобы помочь несогласным друг с другом людям прийти к общему мнению, перефразируя высказывания каждого.
  • Используйте его во всех случаях, когда вы хотите доброго, честного и продуктивного разговора с другим человеком.

Преимущества Активного слушания для говорящего

  • Говорящий чувствует, что его понимают.
  • У говорящего появляется возможность выразить мысли более четко и сжато.
  • У говорящего появляется возможность избежать неправильного понимания его слов.

Активное слушание: отдельные приемы

Подстройка

Эхо

Уточнение

Перефразирование

Резюмирование

Разогрев «Каприз плечами»

Инструкция:  давайте немного разомнемся, один человек делает какие-то движения плечами, все остальные за ним повторяют, и так по кругу. Тренер может показать пример первым.

Упражнение «Интересная беседа»

Инструкция: тренер просит группу рассчитаться на 1, 2, 3-й. 1-е номера выходит в коридор. 2-е номера интервьюеры, 3-и номера – наблюдатели.

Инструкция 1-м: вы должны подготовить рассказ о каком-нибудь событии, отпуске, празднике и т. д и поделиться этим со своим собеседникоа (вторые номера)

Инструкция 2-м: Ваша задача  в течение одной минуты внимательно слушать рассказ, подстроиться под позу, темп речи, держать контакт глазами, кивать и использовать эхо. Через минуту надо изменить поведение: не смотреть, не подстраиваться, не кивать и не говорить.

Инструкция 3-м: наблюдаете за беседой и фиксируете:

  1. выполнение 2-ми инструкции.
  2. состояние 1-х (что делают, как течет беседа и т.д.)

Активное слушание: конкретные действия:

1. Полная концентрация внимания
2. Подтверждение информации/содержания
3. Подтверждение ощущений (эмпатическое слушание)

 «Вы, кажется, сердиты по этому поводу».

4.  Подведение итогов

Полный объем лекции смотри в материалах к мини-лекциям.

Упражнение на отработку навыка
2.  Исследование другой точки зрения

Мини-лекция

 Исследование подразумевает использование вопросов и поощрительных реплик для расширения и углубления Вашего понимания вопросов, поднятых в разговоре с другими.

Что делать: задавать вопросы, поощряющие собеседника к изложению информации и описанию ощущений, важных для него.

Слова: «Расскажите мне о…», «Как Вам удалось…», «Что случилось после того, как…», «Когда…», «Есть ли у Вас что добавить по поводу…», «Что из сказанного наиболее важно для Вас…»

Эмоции: Поощрение благожелательность.

Язык тела: Стабильный зрительный контакт, поза повторяет позу говорящего.

3. Выражение чувств

Мини-лекция

Выражение чувств подразумевает, что Вы делаете однозначные утверждения, описывающие  то, что Вы чувствуете, и подкрепленные невербальными средствами. Наибольшего эффекта можно достигнуть, если делать такие утверждения непосредственно в момент появления у Вас тех или иных ощущений.

Слова дают содержание, невербальная информация определяет отношение, а все вместе дает смысл.

Слова: «Я испытываю…» (эмоции) «относительно….» (ситуация) «потому что….» (поведение собеседника или собеседников)            

Эмоции: соответствующие выражаемому ощущению

Язык тела: поза – соответствующая выражаемому чувству

4.Выражение взглядов и мнений

Мини-лекция

Аргументированное изложение Ваших взглядов и мнений, достаточно убедительное, чтобы Вас восприняли всерьез.

Что делать: Четкое, сжатое изложение Ваших взглядов, мнений, идей, предположений, предложений и т.д. Необходимо давать не более трех аргументов в поддержку Вашего мнения. Приведя более трех доводов, вы неизбежно потеряете часть своей убедительности, слабые доводы могут быть оспорены.

Слова: «С моей точки зрения…», «Я считаю…», «Я думаю, что…», «Я предлагаю…», «Поскольку…», «Мои доводы следующие, во-первых…».

Эмоции: Спокойствие, логичность, равномерный ритм изложения, бесстрастие, убежденность без личной категоричности.

Язык тела: Поза уверенная, выпрямленная, стабильный зрительный контакт.

Выражение мнения в форме вопроса:

Выражая свое мнение в форме вопроса, вы неизбежно ослабляете его. Например, если Вы говорите: «А не кажется ли Вам, что…», подлинный смысл этого высказывания таков: «Я думаю, что…, а что Вы думаете по этому поводу?». Вторая формулировка четче и представляет меньше риска того, что Вас неправильно поймут.

Негативная аргументация:

Если Вы постоянно оппонируете взглядам других людей, не высказывая при этом собственного мнения или предложения, ваше поведение можно рассматривать как негативное.

Позитивные и негативные взгляды:

Взгляды и мнения могут быть как позитивными, так и негативными. Некоторые люди в основном склонны высказывать положительные мнения и создавать вокруг себя климат позитивизма. Другие концентрируются на негативных моментах. Если Вы будете стараться выражать, в основном, позитивные взгляды, Вы сможете повысить свой потенциал убеждения.

Упражнение на отработку навыка

5. Акцентирование и использование точек соприкосновения

Мини-лекция

Действия:

четкое выражение согласия

высказывания, определяющие области общих интересов

использование позитивной лексики

использование аналогий/метафор

подчеркнуто положительная картина будущего.

Слова: «А что если…» (концепции/перспективы), «Итак, мы сошлись на том, что…», «Я согласен с Вами…», «Посмотрим, на чем мы договорились…», «Это похоже на…», «Я уже вижу, как мы»

Эмоции: Позитивизм, энтузиазм, заинтересованность.

Язык тела: Подвижность, оживление.

Уровни точек соприкосновения:

Интересы

Взгляды и мнения

Цели

Видение будущего

Ценности.

Упражнение « Подчеркивание общности»

Инструкция:

1 этап. Индивидуальная работа. Каждый самостоятельно в течение 6 минут находит общее, что его объединяет, с  каждым участником группы (что с  Аней, что с Петей и т.д., т.е не общее со всеми, а общее с каждым)

2 этап. Каждый делиться с каждым своими представления, продуманными в первом этапе.

Обсуждение: что было легко, как прошло, когда возникали трудности, какие мысли навело выполнение задания.

Упражнение «Согласие»

Инструкция: упражнение проводится в общем кругу.

1-й участник высказывает какое-нибудь мнение («Все блондинки плохо водят машину») Задача следующего согласиться («Действительно, такое мнение существует»). Затем 2-й говорит свою фразу, 3-й соглашается и т.д.

Примечание: важно в процесс выполнения донести мысль, что

  1. Важно выразить согласие
  2. Согласие должно быть искренним
  3. Если вы не можете согласиться, можно согласиться с правом на существование такой точки зрения.

III.ЗАВЕРШЕНИЕ

1. Упражнение «Чемоданчик»
2. Проверка выполнения ожиданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16-17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18-19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

21-25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26-28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

Скачать публикацию

Психологический тренинг как средство повышения сплочённости коллектива организации

Библиографическое описание:

Алимпиева, Е. О. Психологический тренинг как средство повышения сплочённости коллектива организации / Е. О. Алимпиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63881/ (дата обращения: 19.09.2022).



Одной из ключевых задач HR-подразделения компании и непосредственного руководства коллектива выступает повышение эффективности труда. От того, будет ли труд каждого сотрудника эффективным, будет зависеть и прибыль предприятия. Одним из важных факторов в получении высоких результатов выступает слаженность командной работы, ведь работа команды способна продемонстрировать лучшие результаты в сравнении с результатом работы одного человека или сложенным результатом труда отдельных сотрудников. Соответственно, сплоченность в коллективе будет оказывать сильное воздействие на экономические выгоды, получаемые от ведения предприятием хозяйственной деятельности. Одним из способов повышения сплоченности кадров является проведение психологических тренингов (одного или серии).

Термин «тренинг» произошел от англ. «train», «training». Имеет несколько значений: «воспитание, обучение, подготовка, тренировка». Групповой психологический тренинг выходит за эти рамки и применяется, в самом широком смысле, для развития, для обеспечения психокоррекции, для обучения и диагностики [2, c.10].

Тренинг — это одно или цикл мероприятий, которые проводятся профессиональным коучем для оценки и улучшения показателей сплоченности в коллективе конкретной компании. Групповой психологический тренинг способен оказывать противодействие отчуждению, помогать решению возникающих между сотрудниками проблем. При групповом взаимодействии каждый человек в ходе тренинга не будет замкнут только на себе, он не останется один на один с трудностями [2, c.13].

Кроме того, участники тренинга смогут не только разобраться в существующих проблемах, но и понять, что они неуникальны, и что другие сотрудники могут испытывать похожие чувства в процессе преодоления возникших сложностей [1, c. 9].

Перед тем, как начинать тренинг, необходимо подготовиться к проведению данного мероприятия. Для начала потребуется назначить лицо, которое будет ответственно за работу с коллективом. Некоторые компании назначают на роль ведущего тренинга HR-специалиста, руководителя отдела или инициативного сотрудника. Такой подход не является неправильным, однако, имеет ряд недостатков, основным из которых выступает отсутствие соответствующих знаний в сфере психологии у данных лиц. Поэтому для того, чтобы тренинг был проведен качественно и обеспечил в будущем хорошие результаты, следует выбрать в качестве ведущего организационного психолога или обратиться к профессиональному коучу. Именно эти специалисты смогут объективно и беспристрастно оценить имеющиеся в коллективе показатели, выявить существующие для улучшения сплоченности коллектива перспективы, скорректировать при необходимости программу тренинга согласно потребностям и возможностям персонала [1, c.14].

Вводная часть тренинга ориентирована на озвучивание цели и задач проводимого мероприятия. Целью выступает сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

В задачи включено следующее:

  1. развитие чувства ответственности и вклада всех участников мероприятия;
  2. формирование доверительных отношений в коллективе;
  3. создание благоприятного психологического климата в группе;
  4. донесение до каждого участника его функций и роли в группе.

Основная часть стандартного тренинга включает в себя несколько секций и упражнений.

Первая секция.

Упражнение «Представление участников».

Данное упражнение ориентировано не на то, чтобы представиться самому, а на то, чтобы рассказать о коллеге, сидящем слева от говорящего (действие осуществляется по часовой стрелке). При необходимости можно менять участников группы местами в произвольном порядке и повторять методику. Это позволит участникам получить более подробную информацию о своих коллегах и возможность почувствовать, что другие люди что-то знают о них, имеют к ним определенный интерес. Коуч же сможет собрать мнения касательно каждого сотрудника.

Упражнение «Узнай по рисунку».

Цели: помочь участникам тренинга смогли узнать друг друга получше и создать мотивацию для совместной работы. Для упражнения потребуются листы бумаги и фломастеры (маркеры).

Коуч задает группе вопрос о том, как долго находящиеся здесь работают вместе и как хорошо знают друг друга. Участники группы дают свои ответы, после чего каждый из них должен нарисовать на бумаге свой портрет в команде, показав, как в этой команде он себя видит и чувствует, чтобы можно было сказать: «Это я». Рисунки не подписываются. На выполнение задания дается 5–10 минут, после чего коуч собирает изображения и прикрепляет их к доске. Далее проводится обсуждение по каждому рисунку с использованием ряда вопросов:

  1. Каков этот человек?
  2. Что он делает?
  3. Его что-то беспокоит?
  4. Кто это может быть?

После того, как участники угадывают автора рисунка, коуч (при желании сотрудника) может попросить его рассказать о себе что-то дополнительно

Вторая секция.

Упражнение «Плечо для товарища».

Цель упражнения — устранить конфликтные настроения, существующие в коллективе. Для его выполнения все участники становятся в ряд. Коуч наугад выбирает одного из сотрудников и просит коллектив рассказать ему, почему именно этот человек является сотрудником месяца. При этом не учитывается, имеется ли у кого-нибудь такое фактическое звание или нет. Все участники высказывают мнение. При этом оно не должно составлять более пяти предложений. К примеру, «Антон Сергеев получил звание лучшего сотрудника месяца, потому что он — ответственный, на него можно положиться во многих вопросах. Он хорошо разбирается в отчетности».

Далее выбранный участник выбирает следующего «лучшего» и действие повторяется. Упражнение проводится до тех пор, пока все сотрудники не побывают в роли «лучших».

Третья секция.

Данная секция тренинга является основной, ведь она ориентирована на сплочение коллектива [1, c.38].

Упражнение «Фигуры».

Участникам дается веревка. Ее длину следует определить заранее, исходя из количества сотрудников, которые должны будут посетить тренинг. На каждого человека — 1 м.

Группа становится в круг. Коуч просит всех закрыть глаза, и не открывая их, построить квадрат. При этом друг друга нельзя касаться, единственным вспомогательным средством в данном упражнении является только речь. Когда участники посчитают, что выполнили задание, они сообщают об этом коучу.

Далее он просит их построить треугольник, ромб, прямоугольник. Упражнение завершается коллективным обсуждением. В ходе которого участники должны высказать мнение относительно достигнутых группой результатов и объяснить, какие факторы влияли на успешность выполнения заданий, а что, наоборот, мешало выполнить его. Коуч спрашивает у участников тренинга, на какие из факторов они могли повлиять и какие выводы ими сделаны из данного упражнения.

Упражнение «найди ошибку».

Каждому участнику выдается лист с неправильными сведениями о компании. К примеру, указывается, что в отделе имеется 3 работающих принтера, а на самом деле их всего 2. Далее коуч сообщает, что в нескольких листках ошибочные утверждения. После этого участники обмениваются листочками с любым из коллег. Теперь они должны сообщить о том, у кого из коллег листок с ошибочным утверждением, но при этом предупредить, что за это он будет лишен воображаемой премии в конце отчетного периода. Суть упражнения в том, что будет создана ситуация, когда все будут знать о том, что в их листках имеются ошибки, и будут демонстрировать доверие к другим и нежелание раскрывать их ошибки. Далее участники снова обмениваются листочками. После того, как каждый участник ознакомится с содержанием всех листов, коуч опрашивает всех по одному и спрашивает, у кого ошибка. Это делается так, чтобы никто не мог услышать ответ. Успешным считается результат, когда сотрудники готовы сказать о своей ошибке, но не заявлять об ошибке коллег.

Любой тренинг завершается получением обратной связи от группы. Участники должны сообщить, что нового они смогли узнать друг о друге, составить общее мнение о мероприятии.

Литература:

  1. Зенько, Н. Н. Теория и методика тренинга. Общие основы организации: практическое пособие / Н. Н. Зенько; Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. — Гомель: ГГУ имени Ф. Скорины, 2018. — 47 с.
  2. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, участник, друг друга, сотрудник, участник тренинга, группа, групповой психологический тренинг, коллектив, сплочение коллектива, участник группы.

Бизнес тренинг «Мастер управления» — Виталий Майстренко

Конструктивное взаимодействие в коллективе

Бесплатный экспресс аудит

Все больше компаний в наше время стали менять стили управления, уходить от авторитарных и обращаться к более демократичным инструментам менеджмента. Также из-за невозможности руководителей высшего звена быстро реагировать на изменения внешней среды, и на процессы, которые происходят внизу иерархии «на передовой», приходится все больше полномочий отдавать на места специалистам (децентрализация власти), иногда даже формируя «плоские» структуры (Бирюзовые организации, Холократия). Это безусловно дает больше гибкости, и сотрудники чувствуют себя более вовлеченными в деятельность компании. Но по факту мы сталкиваемся с тем, что равные по статусу коллеги не всегда хотят и могут давать друг другу качественную конструктивную обратную связь, а именно: критиковать и реагировать на критику, делать замечания, слушать/слышать друг друга, стимулировать к деятельности и т.п.

Все это в результате приводит к умалчиваниям проблем, покрывательстве, конформизму, что неизбежно влечет за собой провалы в результатах, занижение планов, невыполнение работ в срок, и как следствие к потере прибыли организации. Поэтому для того чтобы переход на новый уровень взаимодействия внутри компании состоялся, этим навыкам необходимо обучиться и в дальнейшем коммуницировать по этим новым принципам и правилам.

Для этого и создан тренинг, который включил в себя такие темы и дисциплины: управление конфликтами, межличностные коммуникации, передача и получение обратной связи, эмоциональный интеллект и стресс-менеджмент.

Результат тренинга