Тренинги на сплочение коллектива: Тренинги на сплочение коллектива. 8 примеров | HR-elearning

Содержание

Тренинг на сплочение педагогического коллектива

Автор: Шпет Мария Сергеевна, педагог – психолог, МАОУ СОШ N 30 ДО г. Томска.

Пояснительная записка

Актуальность

Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Груп­повой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располага­ющая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и сим­патии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы.

Цель программы: повышение сплоченности коллектива

Задачи:

  • Улучшение эмоционального состояния педагогов
  • Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами
  • Снятие эмоционального напряжения педагогов

Ход тренинга

Педагог – психолог: Добрый день! Рада приветствовать Вас на нашем тренинге! Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах немного больше, и самое главное стать немного ближе друг для друга.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Психолог: В начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, нам нужно разбиться на пары (педагоги образуют пары). Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера.

Игра «Волшебная шляпа»

Психолог: 
Что может сделать встречу приятной? (высказывания педагогов). Любую встречу сделает приятной, услышанный комплимент. Мы будем передавать шляпу по кругу пока звучит музыка, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа. Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

 Упражнение «Узнай рисунок»

Педагог – психолог:

Каждый из нас получил комплимент. Комплимент улучшает настроение, позволяет по – другому посмотреть на себя. Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет, каким вы себя видите в коллективе или хотите видеть. Рисунки подписывать не надо».

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске или к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его об­суждение с группой по следующим вопросам:

  • Каков этот человек?
  • Кто это может быть?

Участники угадывают автора рисунка.
После того как группа узнала, кто был автором рисунка, тре­нер просит его сорвать цветок и закончить начатое предложение.

Упражнение «Цветок»

На каждом цветке написано высказывание, которое нужно закончить:
Я горжусь…
Больше всего я хочу…
Человек, которым я восхищаюсь – это …
Больше всего я люблю…
Я мечтаю…
Три места, где я жил..
Три вещи, которые мне нравятся…
Три вещи, которые мне не нравятся…
Мое хобби…
Вы еще не знаете обо мне, что я..

Упражнение «Я такой же, как ты»

Педагог – психолог: Предыдущее упражнения, привело меня к мысли, что мы все разные, но в чем – то мы похожи. У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

Упражнение «Узнай через прикосновение»

Психолог: Как Вы считаете, мы узнали друг о друге достаточно, чтобы узнать друг друга без слов? (высказывания педагогов)
Я предлагаю одному из Вас сейчас войти в центр круга, сесть на стул, положить руки на колени ладонями вверх и закрыть глаза. Мы все в произвольном порядке, будем подходит к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз мы будем хлопать в ладоши, если подошедший назван правильно, и «нет в случае ошибки».

Упражнение «Сердце коллектива»

Педагог – психолог: У каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю создать сердце нашего коллектива. Для этого напишите имя на листе бумаги и сложите его. Это необходимо для того, чтобы каждый из Вас мог вытянуть жребий с чьим – нибудь именем. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя Вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что Вы придумали. А сейчас, посмотрите, какое большое сердце я принесла. Оно станет сердцем нашего коллектива, после того, как мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце (педагоги под музыку приклеивают маленькие сердечки)

Упражнение  «Чему я научилась»

Педагог – психолог: Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Мне очень хотелось бы получить обратную связь. Давайте зажжем свечу и будем передавать ее по кругу. У кого свеча окажется в руках тот говорит, что ему понравилось, чему он удивился, что он узнал, что было для него самым важным.

Список использованной литературы:

  1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение – Москва : Сфера,   2005.  – 60 с.
  2. Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.
  3. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Речь, 2007. — 224 с.
  4. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 144 с.
  5. Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – Дубна: Феникс+, 2000.
  6. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч.-ред. В.А. Чикер. — (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2008. – 368 с.

Программа тренинга на сплочение коллектива для обучающихся первого курса

Министерство Здравоохранения Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»

Программа тренинга на сплочение коллектива

г. Сатка

2018

Рассмотрено и утверждено на

Заседании ЦМК

Председатель ЦМК

Тихомирова И.Е.

_________________________

Утверждаю

Зам.директора по УР

Севостьянова И.А.

__________________

Составитель: преподаватель психологии Прядкина Н.В.

Оглавление

1. Методическое пояснение………………………………………………………4

2. Цели и задачи тренинга…………………………………….6

4.Место проведения и оснащение занятия……………………………………..10

5.Методы,методические приемы….…………………………………………….11

6. План занятия……………………………………………….………………….14

10.Заключение……………………………………………………………………..

Методическое пояснение

Психологический тренинг на сплочение группы преследует цель построения эффективного командного взаимодействия. Стоит сказать о том, что сплочение – это реальная возможность для любого коллектива стать чем-то большим, чем просто группа учащихся, возможность стать единым целым для достижения конкретных целей и задач.

Любая группа подростков имеет общие цели, будь то цель  обучения и получения хорошего образования, перспектива спортивных достижений и какая-либо иная, все равно, чтобы эффективно добиваться поставленных целей, каждый член сообщества нуждается в поддержке. Эту поддержку можно получить как раз в своей группе. Только сплоченный коллектив добивается побед. Задачей психолога является умение объяснить это подросткам, показать, что психологический тренинг на сплочение для подростков – это эффективное решение многих проблем, возникающих в коллективе, проблем, которые связаны непосредственно с межличностным общением участников группы.

Цели и задачи тренинга

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  1. формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

  2. развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

  3. осознание себя командой;

  4. формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Место проведения и оснащение тренинга

Занятие проводится аудитории вмещающей 25 человек с достаточным местом для активных действий. Продолжительность занятия – 120 минут с возможным перерывом на 10 мин.

Оснащенность занятия и наглядность:

  1. стулья по количеству участников тренинга + 2 для ведущего и его помощника;

  2. парты 3 штуки ;

  3. ручки и бумага по количеству участников;

  4. ватман;

  5. цветные маркеры.

Методы, методические приемы

Для активизации эффективной деятельности студентов на тренинге используются различные упражнения для психологического тренинга на сплочение коллектива. Они развивают самостоятельность мышления, творческий подход к делу, а также коммуникативные навыки и навыки командного взаимодействия.

План тренинга

Занятие

Задача

Время выполнения

1

Вступительная часть

Знакомство участников друг с другом.

10мин

Принятие правил тренинга

Выполнение упражнения «Снежный ком»

10 мин

2

Основная

часть

Выполнение упражнения «Мое хорошее и плохое качество»

10 мин

Выполнение упражнения «Интервью»

10 мин

Обсуждение

10 мин

Выполнение упражнения «Витязь на распутье»

10 мин

Обсуждение

10 мин

Выполнение упражнения «Превращение»

10 мин

Обсуждение

15 мин

3

Заключительная часть

Выполнение упражнения «Подарки»

10 мин

Обсуждение

10 мин

4

Подведение итогов

5 мин

Задание №1 Вступительная часть

Упражнение № 1 «Снежный ком»

Цель: облегчение запоминания имен, если участники тренинга абсолютно не

знакомы друг с другом.

Инструкция: Участники группы сидят в кругу. Первым представляется ведущий. Затем, сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех представляющихся до него. Таким образом, участнику замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

На упражнение отводится 10 минут

Рекомендации ведущему. Мы и познакомились, но мне бы очень хотелось узнать, как вы сейчас себя чувствуете, какое у вас настроение, что вы ожидаете от тренинга, чтобы вы хотели почерпнуть от данного тренинга.

Ведущий обязательно говорит о своем состоянии и обобщает ожидания участников.

Как и в других областях деятельности, в тренингах существуют свои правила:

  1. Здесь и теперь (обсуждаем только то, что происходит в данном пространстве и в этот период времени). Мы принимаем это правило?

  2. Принцип безоценочности (избегать оценочных суждений) Мы принимаем это правило?

  3. Правило «СТОП»( если чувствуешь угрозу, тебе не по себе) Мы принимаем это правило?

  4. Правило активности Мы принимаем это правило?

  5. Уважение говорящему (не перебиванием) Мы принимаем это правило?

  6. Искренности Мы принимаем это правило?

  7. Конфиденциальности (то, говориться в группе должно оставаться в ней) Мы принимаем это правило?

Правила приняты, можно и приступить к упражнениям, но для начала будет не плохо установить контакт, для того предлагаю следующее упражнение.

Задание №2 Основная часть

Упражнение № 1 «Мое хорошее и плохое качество»

Цель: упражнение стимулирует самооценку участников и стимулирует их работу над собой.

Инструкция: Участники группы сидят в кругу. Каждый из участников должен назвать одно свое хорошее и затем одно свое плохое качество.

На упражнение отводится 15 минут.

Упражнение № 2 «Интервью»

Цель: развить умение слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, сокращать коммуникативную дистанцию между участниками тренинга.

Инструкция: Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача — подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

На упражнение отводится 20 минут.

Упражнение № 3 «Витязь на распутье»

Цель: отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать.

Инструкция: Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — голову потеряешь, прямо пойдешь — женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая — направо, а третья — прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.

На упражнение отводится 10 минут

Упражнение № 4 «Волшебная палочка»

Цель: развитие креативности и эмпатии

Инструкция: Участники группы сидят в кругу. Каждый пишет на чистом листе бумаге свое имя. Ведущий предлагает представить себе, что к нам залетела фея с волшебной палочкой и превратила каждого сидящего в круге в какой-то объект или предмет. Задача участников написать с кем или чем ассоциируется у них каждый член группы. Затем происходит обсуждение .

На упражнение отводится 25 минут.

Задание № 3 Заключительная часть

Упражнение № 1 «Подарки»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Инструкция: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

На упражнение отводится 20 минут.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбушина О.Г. Психологический тренинг. Секреты проведения.-СПб.:Питер, 2008.

2. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.

3. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс — Универс, 1993.

23

Тренинг на сплочение коллектива

Буханенкова Ольга Олеговна

DOC