Тренинг кораблекрушение – Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение». Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры

Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение». Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры

Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Пояснительная записка

Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение» предназначена для освоения и осмысления инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретной цели, структурированием системы деловых отношений с другими людьми.

Данная игра позволяет развивать навыки целеполагания и планирования деятельности; развивать внутреннюю гибкость в разработке и изменении плана действий; развивать навыки саморегуляции в процессе достижения целей; развивать социальную и личностную критичность, умение соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

Цель: «Потерпевшие кораблекрушение»: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Время проведения:

около 1 часа.

Проведение игры

1-й этап.

Ознакомление всех участников с условиями игры:

Ведущий даёт участникам следующую инструкцию: «Представьте, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и её груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли».

Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповреждёнными в результате пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и 5 однодолларовых банкнот. Список предметов:

• Сектант.

• Зеркало для бритья.

• Канистра с 25 литрами воды.

• Противомоскитная сетка.

• Одна коробка с армейским рационом.

• Карты Тихого океана.

• Надувная плавательная подушка.

• Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

• Маленький транзисторный радиоприёмник.

• Репеллент, отпугивающий акул.

• Два квадратных метра непрозрачной плёнки.

• Один литр рома крепостью 80%.

• 450 метров нейлонового каната.

• Две коробки шоколада.

• Рыболовная снасть.

2-й этап.

Попросите каждого из участников самостоятельно проранжировать указанные в приложении предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету).

На этом этапе деловой игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

3-й этап.

Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.

Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так как они это делали по отдельности).

На этом этапе допускаются дискуссии по поводу выработки решения.

Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.

4-й этап.

В каждой подгруппе выбирается лидер, который бкдет отстаивать мнение группы. Выбирается эксперт для группы лидеров. Лидеры от подгрупп приглашаются в центр круга и ранжируют предметы по стапени важности. Лидеры обсуждают свои решения. Подсказок от остальных игроков быть не должно.

5-й этап.

Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе. Для этого:

А). Выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и др.. Насколько активно и убедительно лидеры защищали и отстаивали интересы своей подгруппы.

Б). Зачитайте «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО:

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нём запасти достаточное количество воды и пищи для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Информация, которая даётся ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

• Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

• Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

• Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

• Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

• Непрозрачная плёнка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

• Коробка шоколада. Резервный запас пищи.

• Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

• Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.

• Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадёт за борт.

• Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

• Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя – достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

• Радиоприёмник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

• Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

• Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

• Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен. Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с

предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасёнными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Предложите сравнить «правильный» ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30, то участник или группа «утонули»;

В). Сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решением отдельных участников?

Комментарии к проведению:

Данная игра даёт возможность количественно оценить эффективность группового решения.

В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.

Решение проблемы в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.

Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.

Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку групповых решений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Коммуникативный тренинг для подростков «Кораблекрушение»

Коммуникативный тренинг-игра «Кораблекрушение».

Цель данного тренинга: развитие навыков успешной межличностной коммуникации.

Задача: обучение в тренинговом взаимодействии наиболее эффективным методам разрешения сложных, конфликтных эмоциональных ситуаций; освоение умения эффективного слушания собеседника; создание безопасной атмосферы на тренинге; развитие творческих способностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление

Ведущий представляется, в нескольких словах рассказывает о себе, о предстоящем тренинге, регламенте, целях и задачах тренинга.

2. Знакомство

Цели: знакомство со всеми участниками игры, включение всех участников в работу группы, установ­ления контакта, создание работоспособности.

Упражнения: 1. «Назови свое имя и прилагательное, которым можно тебя охарактеризовать»;

2. «Пересядьте те, кто…»

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в цент­ре круга (для начала им буду я) предлагает поме­няться местами (пересесть) всем тем, кто об­ладает каким-то общим признаком. Этот при­знак он называет. Например, я скажу: „Пересядь­те все те, у кого есть сестры»,

и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, про­должит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

Упражнение позво­ляет снизить напряженность, поднимает настроение, акти­визирует внимание и мышление.

3. Игра «Кораблекрушение».

— «Все мы собрались на одном большом корабле чтобы… (совместное фантазирование). Но вот неожиданно налетел шторм. Наш корабль пошел ко дну. К счастью у нас есть несколько шлюпок».

Для того чтобы распределиться по шлюпкам, ребята вытягивали листок с названием шлюпки («Ветер», «Чайка», «Победа», «Удача»).

«Вы вытянули карточки, на которых написано название вашей шлюпки. Названия повторяются на нескольких карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано „машина», знайте, что у кого-то есть карточка, на кото­рой также написано „машина»».

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти свою группу. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить. Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою группу, останьтесь ря­дом, но продолжайте молчать, не переговаривай­тесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

Цель: повышение настроения, снижение усталости, дальнейшее раскрепощение участников, развитие вы­разительного поведения; побуждать участников, быть внимательными к действиям других, а также искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

— Задание «Ладони»

«Теперь у нас 4 группы. Каждая группа должна представить себя, свои лучшие качества, для того, чтобы лучше познакомить нас с каждым членом команды. Для этого нарисуйте на листе бумаги свои ладони и запишите качества, которые выгодно отличают вас от других членов команды, те качества, которые могут пригодиться вам в вашем нелегком путешествии».

После выполнения задания один из участников представляет членов своей команды.

Цели: развитие интереса к себе и другим, формирование первичных навыков самоанализа; формирование умения говорить и думать о себе.

— «Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами».

Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения.

Цели: развитие умения вести дискуссию, слушать собеседника, развитие воображения.

— упражнение «Вавилонская башня»

«Ваши острова находятся не так далеко друг от друга, поэтому у вас есть возможность подавать друг другу сигналы. Для этого вам необходимо построить высокую башню».

Каждой команде выдается пачка старых газет и дается задание построить из этих материалов максимально высокую башню. Разрешается использование любых подручных материалов.

Цели: повышение групповой сплоченности, развитие способности выдвигать и отстаивать свои идеи.

— задание «Передай сигнал».

«Теперь, имея высокие башни, вы можете передавать друзьям с других островов информацию».

Каждой команде выдается листок с текстом, который нужно передать другой команде с помощью жестов («У нас закончилась питьевая вода», «Мы построили плот», «Мы вчера ходили на охоту», «У нас все хорошо»).

Цель: развитие невербального общения, развитие креативности, выразительности.

— упражнение «Переправа».

«Жители двух островов приняли решение перебраться со своих островов на соседние. Для этого они отправились в опасное путешествие. Но на пути их ждут отмели и рифы. Как преодолеть препятствия?»

Членам двух команд дается задание преодолеть все препятствия (стулья, расставленные в беспорядке) и прибыть на соседний остров (при этом у каждого участника завязаны глаза). Жители других двух островов становятся «компасами» и указывают дорогу.

В итоге происходит объединение, и в игре уже участвуют не 4, а две команды.

Цель: повышение работоспособности, снижение напряженности, усталости, активизирует внимание, мышление.

— упражнение «Плот».

«Члены одной из команд построили плот. Они встали на него и поплыли за своими товарищами по несчастью на другой остров. Все вместе они отправятся домой».

Участникам дается несколько газет, которые имитируют плот. Необходимо поместиться всем ребятам с первого острова. Затем нужно поместиться на этом острове с жителями второго острова.

«Но, к сожалению, нередко бывает, что сильный порыв ветра разрушает плоты. Вот так случилось и у нас. Порыв ветра оторвал несколько бревен от нашего плота (убирается несколько газет). Может быть кого-то оставим на острове?»

Задача поместиться всем участником на постепенно уменьшающемся плоту.

Цель: сплочение группы, снижение напряженности.

4. Заключение игры.

«Ну, вот мы все благополучно добрались до суши. Давайте сейчас вспомним, какие мы были, все лучшие качества, которые мы проявили в этом путешествии, и создадим групповой коллаж на тему «Моя команда».

Участники получают листы ватмана, цветную бумагу, клей, старые журналы, свои фотографии. Их задача – выполнение творческой композиции на заданную тему.

Цели: развитие эмпатии, умения координировать совместные действия, навыков невербального общения, развитие креативности, творческого потенциала.

5. Заключение

— Рефлексия игры.

«Что понравилось? Что не понравилось? Что показалось трудным? Какие задания хотелось бы повторить?»

— упражнение «Пожелание группе»

«Закончим нашу работу тем, что каждый по очереди выскажет пожелание группе на сего­дняшний день».

Литература:

  1. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2000. – 256 с.

  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.

infourok.ru

Материал на тему: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «Кораблекрушение», с таблицей для ранжирования

ПСИХОГИЧЕСКАЯ ИГРА «Кораблекрушение»

Цель: Игра используется для исследования процесса принятия решения группой, учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи, может внести вклад в сплоченность членов группы. Каждый студент в ходе игры сможет определить свой вклад в работу малой группы, эффективность работы в большой группе.

Дополнительные цели проведения игры: сплочение коллектива, развитие навыков общения, лидерских способностей, креативности и мышления

 Игра «Кораблекрушение» знакомит студентов с понятием групповой, коллективной сплоченности (соорганизованности).

Описание: Каждому студенту дается инструкция (см. далее). Выдается бланк для заполнения, состоящий из наименований «сохранившихся» предметов и столбцов для ранжирования по важности.

1 этап игры — каждый студент индивидуально ранжирует предметы по степени необходимости при кораблекрушении, отмечая ответы в столбце №2.

2 этап игры – группа делится на две мини-группы. Студенты в своей мини-группе приходят к единому мнению по ранжировке предметов, отмечая ответы в столбце №4.

3 этап игры – две мини-группы объединяются для совместного решения задачи по ранжированию важности предметов. Они должны прийти к единому мнению и записать ответы большой группы в столбец № 7.

4 этап игры – группе зачитываются ранги экспертов для определения личных знаний, умений, понимание ситуации. Далее согласно инструкции преподавателя заполняются столбцы под № 3,5,6,8,9, рассчитывая разницы между заполненными столбцами. При помощи этого расчета определятся эффективность работы в малой и большой группах, степень влияния на малую и большую группы для каждого студента индивидуально.

5 этап игры – коллективное обсуждение, получение обратной связи от студентов.

ОПИСАНИЕ

        Представьте себе, что вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.

        Далее приводится список из 15 предметов, которые остались целыми после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочном надувным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные предметы. Имущество оставшихся живых людей — это пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых купюр.

        Ответы экспертов ЮНЕСКО для игры «Потерпевшие кораблекрушение».
        Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем заласти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

        Информация, которая приводится далее, не перечисляет все  возможные  способы  применения  данного  предмета,  а указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

  1. Зеркало для бритья — для сигнализации воздушным и морским спасателям.
  2. Канистра с нефтегазовой смесью — для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой. Будет плыть по воде, привлекая внимание.
  3. Канистра с водой — для утоления жажды.
  4. Коробка с армейским рационом — обеспечит основную пищу.
  5. Непрозрачная пленка — для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
  6. Коробка шоколада— резервный запас пищи.
  7. Рыболовная снасть — оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в паpycax лучше «журавля» в небе. Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.
  8. Нейлоновый канат — для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
  9. Плавательная подушка — спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
  10. Репеллент, отпугивающий акул— назначение очевидно.
  11. Ром крепостью 80 % — содержит достаточно алкоголя для использования в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вызвать обезвоживание.
  12. Радиоприемник — имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
  13. Карта Тихого океана — бесполезна без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
  14. Противомоскитная сетка — в Тихом океане нет москитов.
  15. Сектант — без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

        Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными» К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

nsportal.ru

Потерпевшие кораблекрушение — Летний лагерь

Цель игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.
Время проведения: около 1 часа.


Порядок проведения:

1. Ознакомление всех участников с условиями игры (приложение ╧ 1..

2. Попросите каждого из них самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 — у второго по значению и т.д., цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету). На этом этапе игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

3. Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом. Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности). На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения. Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.

4. Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе. Для этого:

а) выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д.;
б) зачитайте ⌠правильный список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО (приложение 2). Предложите сравнить ⌠правильный ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30, то участник или подгруппа ⌠утонули;
в) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?


Комментарий к проведению игры.

  • Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.
  • В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.
  • Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.
  • Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.
  • Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.


Вводная

Представьте себе: вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли. Дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляет пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.

Ваша задача — классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так далее до 15, наименее важного для вас.

Список:

  • Сектант.
  • Зеркало для бритья.
  • Канистра с 25 литрами воды.
  • Противомоскитная сетка.
  • Одна коробка с армейским рационом.
  • Карты Тихого океана.
  • Надувная плавательная подушка.
  • Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
  • Маленький транзисторный радиоприемник.
  • Репеллент, отпугивающий акул.
  • Два квадратных метра непрозрачной пленки.
  • Один литр рома крепостью 80%.
  • 450 метров нейлонового каната.
  • Две коробки шоколада.


Рекомендации:

После выполнения задания в группах необходимо провести обсуждение процесса принятия решения: какие виды поведения мешали или помогали процессу достижения согласия; кто участвовал, а кто нет; кто оказывал большее влияние и почему; какова была атмосфера в группе во время дискуссии; оптимально ли использовались возможности группы; какие действия предпринимали участники группы для «протаскивания» своих мнений.


Приложение.


Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Значит, самыми важными являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

  1. Зеркало для бритья (средство сигнализации морским и воздушным спасателям).
  2. Канистра нефтегазовой смеси (сигнализация — может быть зажжена долларовым банкнотом и спичкой вне плота и будет плыть по воде, привлекая спасателей)
  3. Канистра с водой (утоление жажды).
  4. Коробка с арм. рац. (основная пища).
  5. 20 кв. футов непрозрачного пластика (сбор дождевой воды, обеспечение и защита от стихии).
  6. 2 коробки шоколада (резервный запас пищи).
  7. Рыболовная снасть (оценивается ниже, чем шоколад, так как нет уверенности, что вы поймаете рыбу).
  8. Нейлоновый канат (можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт).
  9. Плав. подушка (это спас, средство за бортом).
  10. Репеллент от акул (отпугивание).
  11. Ром (содержит 80% алкоголя, что достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, использовать в других целях (в данном случае внутрь) вызывает обезвоживание).
  12. Приемник (имеет малую ценность, так как нет передатчика).
  13. Карты Тихого океана (бесполезны без доп. навигационных приборов, важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели).
  14. Противомоскитная сетка (в Тихом океане москитов нет).
  15. Секстант (без таблиц и хронометра относительно бесполезен).


Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддерживания жизни (пища, вода) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же, в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек этот период может прожить без воды и пищи.

Список вещей. | Эксперт ранг. | 1 чел. | Модуль разност | 2 чел-а. | Модуль разност | Команд | Модуль разност

  • 1 Секстант.
  • 1 Зеркало для бритья.
  • 1 Канистра с водой 5 галлонов.
  • 1 Противомоскитная сетка.
  • 1 Коробка с армейским рационом США.
  • 1 Карты Тихого океана.
  • 1 Подушка (плав. средство).
  • 1 Канистра нефтегазовой смеси (2 гал.).
  • 1 Маленький транзисторный радиоприемник.
  • 1 Репеллент, отпугивающий акул.
  • 20 кв. футов непрозрачного пластика.
  • 1 л рома (80 градусов).
  • 15 футов нейлонового каната.
  • 2 коробки шоколада.
  • 1 Рыболовная снасть.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

Задачи:

  • развитие навыков эффективного общения, умений действовать сообща;
  • выявить статус членов группы, личностные качества.

Оборудование: карта полушарий, магнитофон, бумага, ручки, карандаши, фломастеры, списки предметов/


Ход игры.

1 этап игры. Вводная беседа.

Представьте себе, что мы оказались на большом океанском корабле, совершающим рейс через Атлантику /музыка/. Путешествие было приятным и интересным. Но в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было осложнено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему кораблю. Началась паника. /Изобразите ее/ К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, поэтому одна часть пассажиров оказалась в одной шлюпке, вторая – в другой, некоторые попали в третью шлюпку. /Деление на микрогруппы/

  • Встаньте те, кто довольно неплохо умеет плавать. /Вы попадаете в 1-ю шлюпку/.
  • Те, кто может держаться на воде, вам достается 2-я шлюпка.
  • Те, кто не умеет плавать, панически боится воды, сразу же тонет. Вы попадаете в 3-ю шлюпку


2-й этап игры.

1. В каждой шлюпке находился набор предметов, необходимый для выживания /задания на карточках/.

Карточки микрогруппам.

Ваша задача – распределить предметы в списке в соответствии с их значимостью для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, 2 – у следующего и т. д. Аргументируйте свой выбор (устно).

  • Зеркало для бритья
  • Канистра с водой
  • Рыболовная снасть
  • Карты тихого океана
  • Надувная подушка
  • Небольшая канистра солярки
  • Транзисторный приемник
  • Прибор, отпугивающий акул
  • 5 квадратных метров непрозрачной пластиковой пленки
  • Бутылка спирта
  • 5 метров нейлоновой веревки
  • 2 коробки шоколада


Аргументируйте свой выбор значимости предметов с точки зрения выживания /Выступления от микрогрупп/.

Люди и весь груз в шлюпки не помещались, поэтому, от чего- то нужно было избавиться: либо от каких- то вещей, предметов, либо от 1 человека /раненого/

  • Как вы поступите? /Человека отправите за борт или некоторые предметы, предназначенные для выживания/.
  • Решайте! 1 минута! /Ответы микрогрупп/
  • Какие 3 предмета вы обязательно оставите в шлюпке? /Ответы микрогрупп/

Итак, пока пассажиры каждой шлюпки принимали решение, штормовые волны разметали шлюпки в разные стороны от места кораблекрушения.

Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на /2 – 3 шлюпках/ увидели на горизонте землю. Их чувствам не было предела. Они кричали, обнимались, целовались.


2. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а остров, во-вторых, о скрытых под водой рифах.

Почти у самого берега все шлюпки разлетелись в щепки от ударов о каменные рифы, но до берега можно было добраться собственными ногами. Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных.

Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах.

Целые сутки вы обследовали остров. Как он выглядит…..

Вам дается 15 минут для того, чтобы решить, что делать в такой ситуации? Как вы проведете на этих островах ближайшую неделю /музыка/

Через 15 минут предоставляется слово каждой команде/


3. Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными. Однако проходит день за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем предполагали. Надо как-то обустраиваться. Что же вы придумаете? /5 минут/.

Через 5 минут вам нужно рассказать о своем житье-бытье.

  • Как вы строите отношения друг с другом?
  • Есть ли у вас лидер? Кто он?
  • Как вы решаете сложные вопросы вашей жизни?
  • Как происходит разделение труда, обязанностей?
  • Кто за это отвечает? /слово командам/


4. И так, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло 2 года.

И однажды волны прибоя вынесли на берег острова небольшую яхту. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Но в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты – топоры, пилы, гвозди, и прочее, кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка породила у вас идею отправить письмо, доверить его волнам и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы.

Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в бутылку. /Напоминаю, координат всего острова вы не знаете/ — 5 минут.

  • Через 5 минут попрошу зачитать письмо. /Слово командам/
  • Письмо отправлено. Но у вас появились плотницкие инструменты.
  • Что вы будете с ними делать?
  • Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?
  • Что будет дальше?

Вы поплывете на изготовленном плоту /или лодке/, который встретит большой океанский корабль. Вы спасены!


3-й этап игры.

Подведение итогов игры.

  • Как вы думаете, каковы задачи игры? /отдых, развлечение, развитие ума и навыков/

О чем заставила задуматься игра? Что вы чувствовали во время игры? Какая атмосфера царила во время игры в микрогруппах? Кто оказал более сильное влияние на вас? Какие качества вы проявили в игре? /Обмен впечатлениями, анализ хода игры/.


Дополнительно

summercamp.ru

Тренинговая игра кораблекрушение. Командная игра: Катастрофа

Цель: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Проведение игры

1-й этап.

Ознакомление всех участников с условиями игры:

Ведущий даёт участникам следующую инструкцию: «Представьте, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и её груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли».

Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповреждёнными в результате пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и 5 однодолларовых банкнот. Список предметов:

Сектант.

Зеркало для бритья.

Канистра с 25 литрами воды.

Противомоскитная сетка.

Одна коробка с армейским рационом.

Карты Тихого океана.

Надувная плавательная подушка.

Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

Маленький транзисторный радиоприёмник.

Репеллент, отпугивающий акул.

Два квадратных метра непрозрачной плёнки.

Один литр рома крепостью 80%.

450 метров нейлонового каната.

Две коробки шоколада.

Рыболовная снасть.

2-й этап.

Попросите каждого из участников самостоятельно проранжировать указанные в приложении предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету).

На этом этапе деловой игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

3-й этап.

Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгру

abc-fortune.ru

Игра «Потерпевшие кораблекрушение» — Мегаобучалка

Цель: опыт групповой дискуссии и принятия решения группой, закрепление навыков командной работы.

Оборудование: бланк для игры.

Бланк для игры.

Предметы Мой ответ Р1 Ответ пары Р2 Ответ группы Р3 Ответ экспертов Р 4 Эффек- тивность личная Р 4 — Р 1 Эффек- тивность парная Р 4 — Р 2 Эффек- тивность группы Р 4 — Р 3
Зеркало для бритья        
Канистра с водой        
етка Сетка от москитов        
Одна коробка с армей- ским рационом        
Карты Тихого океана        
Надувная подушка (спасат. плав. средство)        
Канистра нефтегазовой смеси        
Маленький транзистор- ный радиоприемник        
Реппелент, отпугиваю- щий акул        
20 кв м непрозрачного полиэтилена        
Бутылка рома крепостью 80 º        
15 м нейлонового каната        
2 коробки шоколада        
Секстант для ориенти- ровки по звездам        
Рыболовная снасть        
Сумма        

 

Инструкция. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, всю вашу группу и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять тысяч банкнот.

Ваша задача – классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до 15, наименее важного для вас.



Следующий этап – обсуждение вашего спасения и классификация предметов в паре.

Далее – групповая дискуссия и принятие группового решения о значимости предметов для спасения.

После того, как группа сообщила о готовности, зачитывается мнение экспертов (реальных исследователей, путешественников, спасателей МЧС России).

Мнение экспертов. Основными вещами, необходимыми потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды, поэтому они менее ценны.

Список предметов

1. Зеркало для бритья – важно для сигнализации морским и воздушным спасателям.

2. Канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Может быть зажжена (естественно, вне плота) тысячными банкнотами и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Канистра с водой утолит жажду.

4. 1 коробка с армейским рационом обеспечивает основное питание

5. 20 квадратных метров непрозрачного полиэтилена используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. 2 коробки шоколада – резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть – оценивается ниже, чем шоколад, потому что в этой ситуации «лучше синица в руках, чем журавль в небе».

8. 15 метров нейлонового каната можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Надувная подушка – если кто-то упадет за борт, может служить спасательным средством.

10. Репеллент для отпугивания акул – назначение очевидно.

11. 1 бутылка рома крепостью 80 º — содержит 80 º алкоголя – достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, в других ситуациях имеет малую ценность, т.к. употребление может вызвать обезвоживание.

12. Маленький транзисторный радиоприемник имеет незначительную ценность, т.к. нет передатчика.

13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка – в Тихом океане москитов нет.

15. Секстант – без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

После того, как выяснили разницу с мнением спасателей, считается общая сумма каждой колонки (по модулям):

· 0-30 – высокая эффективность

· 30-60 – средняя эффективность

· 60-120 – низкая эффективность

· свыше 120 – практически отсутствует.

Эти цифры – хорошая основа для анализа (рефлексии):

· Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия?

· Была ли выработана общая стратегия спасения?

· Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?

· Ты не согласен с принятым решением?

· Почему тебе не удалось отстоять собственное мнение?

· Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения?

· На какой стадии появился лидер?

· Что заставило прислушаться к его мнению?

· Какими способами участники добивались согласия с их мнениями?

· Какие способы поведения только мешали общей работе?

· Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

В случае ограничений, технических, временных и проч., для реализации целей организации групповой дискуссии, принятия решения командой может быть использована

Игра «Необитаемый остров»(модификация игры «Потерпевшие кораблекрушение»).

Ведущий зачитывает описание ситуации:

«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала не­известно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.

На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть усло­вия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.

Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от слу­чайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожи­данно открылась. В ней есть любые предметы.

Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими уча­стниками потом тоже будет нельзя.

Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка — 7-8 минут».

После выполнения этой части задания группе дается следую­щая инструкция:

«У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация та­кова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предме­тов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый список.

Рефлексия.

При анализе упражнения группа обсуждает следующие воп­росы:

· Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?

· Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие — препятствовали?

· Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?

В процессе обсуждения можно выйти на алгоритм принятия решения:

1. Постановка (выявление) проблемы.

2. Прояснение ситуации.

3. Перевод проблемы в задачу.

4. Формулирование и заслушивание вариантов решения.

5. Обсуждение последствий каждого из вариантов.

6. Принятие единого решения.

megaobuchalka.ru

Игра «Потерпевшие кораблекрушение» | Социальная сеть работников образования

Специалисты, работающие с группами, любят моделировать разные экстремальные ситуации. Их хлебом не корми, а дай возможность поиграть в революцию, землетрясение или, на худой конец, кораблекрушение. Вот и плавают в виртуальных океанах тренинговые группы, ломающие голову над тем, как же выбраться на твердую почву реальности.

Одна из таких игр — «Потерпевшие кораблекрушение» — хорошо известна психологам. Она описана у Кьела Рудестама в книге «Групповая психотерапия». Слегка модернизировал эту игру и поместил ее в другой контекст Н.Козлов. Его игра называется «Катастрофа на воздушном шаре», но по сути это те же «Потерпевшие кораблекрушение» .

Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы дрейфуете в спасательной шлюпке в южной части Тихого океана. Ваше точное местонахождение неизвестно, но вы находитесь приблизительно в тысяче миль от ближайшей земли. В шлюпке имеются только 15 предметов. Каждый из вас получает их список. Кроме этого, имущество оставшихся в живых — несколько коробков спичек и пять банкнот…

Ваша задача – проранжировать предметы в списке в соответствии с их значимостью для выживания.

 Поставьте цифру 1 усамого важного предмета, 2 — уследующего и т.д.

Секстант

Зеркало для бритья

бритья Канистра с водой

Противомоскитная сетка

Пищевой НЗ на 3 дня

 Карты Тихого океана

Надувная подушка

Небольшая канистра солярки

Транзисторный радиоприемник

Репеллент, отпугивающий акул

5 квадратных метров непрозрачной пластиковой пленки

 Бутылка спирта 5 метров нейлоновой веревки

Две коробки шоколада

 Рыболовная снасть

Играющие учатся достигать согласия при решении групповой задачи, так как игра моделирует процесс принятия группового решения. Кроме того, она помогает сплотить группу. Ведущему она дает диагностическую информацию относительно коммуникативных шаблонов, лидерских качеств и навыков участников группы. Для ее проведения понадобятся копии инструкций. большие листы бумаги и карандаши.

На   индивидуальное ранжирование дается пятнадцать минут. После этого в течение сорока пяти минут группа должна прийти к общему решению, достигая единства мнений по каждому пункту списка

Это единство мнений очень важно. Нужно, чтобы каждый играющий согласился бы с групповым решением, а не просто подчинился чужому мнению, даже если это мнение большинства. Достичь согласия нелегко, иногда группа при таких условиях даже не в состоянии прийти к устраивающему всех решению. А в некоторых случаях «консенсус» оказывается мнимым, и при обсуждении игры обнаруживаются игроки, которые просто уступили группе.

Ведущий может дать игрокам следующие рекомендации для достижения согласия:

Воздержитесь от защиты своего суждения только потому, что оно свое. Подходите к задаче логически и объективно.

Избегайте менять свое мнение только для достижения согласия, не старайтесь любыми силами уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться, хотя бы отчасти.

3.        Избегайте таких методов разрешения конфликта, как голосование и компромисс.

Рассматривайте раз личные мнения как помощь, а не как помеху.

После принятия общего вердикта можно начать обсуждение игры, например, с того, чтобы сравнить принятое решение с мнением экспертов (см. приложение). В процессе обсуждения можно сравнить индивидуальные решения с групповым.

Игра вместе с обсуждением продолжается около полутора часов, но вы можете быть более гибкими в отношении времени и ориентироваться на то, как ведет себя группа.

На что можно обратить внимание в обсуждении? Разберите процесс принятия группового решения. Какие виды поведения помогали прийти к согласию? Какие мешали? Кто был активен, кто не участвовал? Какие лидерские качества проявились в игре? Кто оказывал влияние и почему? Какая была атмосфера в группе? Что чувствовал каждый участник? Какие действия предпринимались для «протаскивания» своих мнений? Как можно улучшить процесс принятия группового решения?

От ведущего требуется хорошая сенсорная чувствительность, способность отследить механизмы принятия группового решения, умение задать нужные вопросы в нужный момент, изобретательность и чувство юмора. Игра может проходить очень динамично. Начинающий тренер может не ставить перед собой глобальных целей, а просто поиграть в нее, например, с классом. И все же будьте аккуратны, ведите игру так, чтобы сплотить группу, а не рассорить!

ПРИЛОЖЕНИЕ. Согласно мнению «экспертов», потерпевшему кораблекрушение в океане более всего необходимы две категории  предметов:   служащие  для

привлечения внимания и помогающие выжить до прибытия спасателей. Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, не исчерпывает всех возможностей их использования (например, секстантом можно отбиваться от летающих рыб!)

секстантом можно отбиваться от

/. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.        

2. Канистра  с  соляркой.. Важна для сигнализации. Солярка может быть вылита на воду,  зажжена  банкнотами  и спичками  и  будет  плыть  по воде, привлекая внимание спасателей.

3Канистра с водой. Для утоления жажды.

Коробка с пищевым НЗ. Обеспечивает основную пищу.

Пластиковая пленка. Используется для сбора дождевой воды,  обеспечивает защиту от стихии.

Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

Рыболовная снасть. Оценивается ниже чем шоколад, по тому что в данной ситуации «синица в руках лучше,  чем журавль в небе». Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.

Нейлоновая веревка. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Надувная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить  спасательным средством.

10. Репеллент, отпугивающий акул.

//. Спирт. Может быть использован и качестве антисептика, в других случаях малоценен, поскольку применение вовнутрь может вызвать обезвоживание.

Радиоприемник.  Имеет незначительную  ценность,  таккак нет передатчика.

Карты  Тихого  океана. .Бесполезны без дополнительных  навигационных приборов.  Для вас важнее знать не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят на помощь в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Игорь ГЕРАСИМЕНКО

Школьный психолог №13-4 (апрель) 1998 год

nsportal.ru