Тренинг по помощи подросткам в кризисных ситуациях – Рабочая программа: Психологическая помощь подростку в кризисной ситуации
Психопрофилактический тренинг «Кризис и выход»
Разработка психопрофилактического занятия
«КРИЗИС и ВЫХОД».
Цель занятия:
Формирование навыков оценки и преодоления кризисных ситуаций; актуализация личностных ресурсов участников; формирование навыка поиска и оказания социальной помощи и поддержки.
Метод работы: личностный тренинг
Форма работы:
— информирование
— самораскрытие
-эмоциональная вовлеченность
— помощь в отреагировании эмоций (проговаривание, косвенная разрядка)
— ролевое проигрывание
— групповая дискуссия
— наполнение смыслом обыденных жизненных событий
Мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Кризис и выход
Постановка проблемы. Информация для тренера.
В течение всей своей жизни человек ежедневно преодолевает проблемы. Некоторые из них имеют жизненно важное значение и порой могут восприниматься, как непреодолимые – тогда возникает кризис. Как правило, для разных возрастных периодов актуальны различные кризисные обстоятельства. Существуют кризисы детско-родительских отношений; кризисы «любовь-предательство», отвержение социальной группой, ухода из жизни близких людей, тяжелой болезни; возрастные кризисы, финансово-экономические проблемы, кризисы семейные и профессиональные. Справляться с кризисами намного труднее, чем с повседневными проблемами: для преодоления критических обстоятельств человеку необходимо обладать достаточными личностными ресурсами и не обойтись без социальной помощи и поддержки.
Начало работы
1. Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»
Цел: продемонстрировать участникам, что одна и та же ситуация может восприниматься и как негативная, и как позитивная; и что у человека всегда есть возможность изменить свой взгляд на ситуацию.
Необходимые материалы: бумага, фломастеры.
Описание: участники делятся на подгруппы по четыре-пять человек. Каждому выдается по листу бумаги и фломастеры. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого каждый участник свой рисунок передает соседу справа. Предлагается в течение тридцати секунд изменить рисунок на «ужасный». Через тридцать секунд дается инструкция передать рисунок соседу справа. Следующий участник делает «прекрасный рисунок. Так рисунки проходят весь круг и возвращаются к хозяину. Упражнение обсуждается.
Информация для тренера(обсуждение каждого этапа)
2. Этапы конструктивного избавления от обиды:
Принятие и признание обиды.
Человеку важно принимать и признавать, возникающие у него чувство обиды. Для этого участникам следует проговорить случаи, в которых может возникнуть чувство обиды, произнеся по кругу фразу «Мне обидно, когда…», а затем нарисовать свою обиду на листе бумаги.
Анализ причин поведения обидчика.
Важно проанализировать возможные причины поведения обидчика, попытаться встать на его место. Эти вопросы следует обсудить с участниками в круге.
Прощение обидчика.
Этап генерации различных способов решения проблемы.
В кругу обсуждается вопрос: «Что сделать, чтобы эта ситуация больше не повторялась?» Проводится мозговой штурм, в котором придумываются на доске или листе ватмана различные варианты выхода из проблемной ситуации.
Этап обсуждения последствий выбранного решения.
С участниками обсуждаются возможные последствия решений, оценивается эффективность и выполнимость предложенных вариантов.
Этап выбрасывания обиды.
Участникам предлагается скомкать листы с нарисованной обидой и «выкинуть обиду» в мусорное ведро со словами: «Эта обида мне больше не нужна! Это темнейшая мысль мне больше не нужна».
Прощение
«Мы должны учиться прощать и получать прощение. Это никак не значит «извинять самих себя», но мы должны быть готовы искренне, просто и с благодарностью получать прощение нашего греха – и от Бога, и от людей. Мы просим Бога и людей прощать нас не оттого, что мы стали лучше, что «мы больше не будем», а потому, что принимаем это прощение – и Божье, и человеческое – как чудо, как дар любви, как радость, не заслуженную нами».
Митрополит Антоний Сурожский.
«Размышления»
II. Работа по теме занятия
Упражнение «Обсуждение историй»
Цель: определить, какими стратегиями выхода из сложных ситуаций владеют участники группы и найти наиболее эффективные.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: участникам предлагается написать мини-сочинение из семи – десяти предложений на любую из следующих тем:
«Что будет, если мне будет очень плохо».
«Что будет, если я буду очень одинок».
«Что будет, если я серьезно заболею».
«Что будет, если класс отвернется от меня».
«Что будет, если я не смогу отказаться от наркотика».
Сочинения не зачитываются, обсуждаются по желанию.
Вопросы для обсуждения:
— Чем заканчивались истории?
— Какие выходы были предложены?
— Сколько было позитивных, сколько негативных окончаний историй в процентах?
— Есть ли наиболее эффективный выход из ситуации, какой?
— Какие возможные стратегии могут быть наиболее эффективными?
Резюме ведущего:
Существует множество способов выхода из критической ситуации. Не бывает такого, чтобы выхода не было совсем. Если кажется, что положение совершенно безвыходное, нужно остановиться и подумать: что же все таки можно сделать? Взять паузу – лучше, чем сломя голову бросаться совершать необдуманные действия.
III. Завершение работы
Цель: подведение итогов занятия.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: ведущий подчеркивает, что выход из кризисных ситуаций зависит от возможностей человека и от его способности принимать помощь и поддержку от окружающих людей.
Группа высказывается на тему:
— Что нового произошло за время занятия?
— Что удивило, оказалось неожиданным?
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ
Перечень используемых интернет ресурсов
Фото и картинки на узле www.yandex.ru
Перечень используемой литературы
Министерство образования российской Федерации. Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. «Обучение жизненно важным навыкам».
ЛадьЯ Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста. Авт.-сост. Сирота Н.А., Воробьева Т.В. и др. – М., 2012год
Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе\ авт.-сост. П.П. Кучегашева, Ю.В. Кушегашева.
videouroki.net
Статья на тему: Психологическая помощь подросткам в кризисной ситуации
Психологическая помощь подросткам в кризисной ситуации
Развитие и изменения в экономической, политической и культурной жизни государства, отражаются на социуме. Можно наблюдать неоднозначные подходы на психологическое и социальное формирование детей, их воспитание и развитие.
В период с 2006 по 2017 года зарегистрировано 25 123 обращений на телефон доверия. Из них 13 % относятся к консультации в отношении взаимодействия детей и родителей; трудности в общении и взаимоотношениях 8 %, попытки суицида 1 %. К сожалению, лишь 2 % подростков от 11 до 18 лет обращаются на телефон доверия. В то время как, по статистическим данным, Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ (ГУОООП) МВД России, в 2015 году самоубийства в России совершили 685 подростков, пытались это сделать 505 человек, но уже в 2016 году покончили с собой 720 подростков.
В период с февраля 2017 года по январь 2018 года было предано огласке 12 случаев нападения школьников на одноклассников и учителей с целью убийства или нанесения тяжкому вреда здоровью.
В России существуют разные виды психологической помощи подросткам: горячие линии, специальные чаты и онлайн-ресурсы помощи, психологические службы помощи, которые функционируют во всех образовательных организациях, социально-реабилитационные центры. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков.
Например, фонд «Нужна помощь» осуществляет онлайн-поддержку подростков в трудной жизненной ситуации. С июля 2014 года по июль 2015 в чат фонда за помощью обратились 3269 подростков из 176 городов России. Также сейчас действуют и другие фонды помощи: «Помощь рядом» от организации «Врачи детям», «Московская служба психологической помощи населению», благотворительный проект «Помогая другим — помогаешь себе».
В данной работе будет подробно рассмотрено каким образом психологическая помощь подросткам может осуществляться в рамках образовательного учреждения. Мы понимаем под психологической помощью сложную систему психолого — реабелитационных воздействий, направленных на создание внутренних и внешних условий раскрытия всех потенциалов психологического развития личности и расширение границ взаимодействия с окружающей реальностью. Программа психологической помощи — это комплекс мероприятий, которые включают в себя тренинговые занятия с подростками, родителями и учителям.
Противоречие с которым сталкиваемся в ходе исследования выражается в большом количестве различных фондов помощи подросткам в кризисной ситуации, однако статистика подростковых суицидов, проявления агрессии, драк в учебных заведениях, говорит о том, что помощь подросткам в кризисной ситуации, является малоэффективной. В настоящее время существует необходимость совершенствования процесса помощи подросткам в кризисной ситуации, поскольку недостаточная разработанность содержания программной обеспеченности данной проблемы, также негативно сказывается на помощи подросткам.
Критическая, или кризисная, ситуация (или кризис от греч. krisis «решение, поворотный пункт, исход») в самом общем виде может быть определена как «перелом, переворот, решительная пора переходного состояния» [3, с. 194]. В психологию данное понятие было введено Л.С. Выготским, который выделил в онтогенезе стабильные и критические периоды, причем последние отделяют один стабильный период от другого. Спецификой кризисных периодов выступают проявления регресса, трудновоспитуемости ребенка, сложности в отношениях с окружающими, при этом развитие в такие периоды заметно ускоряется: «Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение событий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен» [1, с. 96].
В словаре психолога-практика понятие «ситуация» означает систему внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. В данном источнике к элементам ситуации составитель относит и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обуславливают его последующее поведение; а полное описание ситуации подразумевает выделение требований, предъявленных индивиду извне или выработанных им самим, выступающих для него как исходные [2, с. 218].
Когда возникает критическая ситуация, подросток вступает с ней в непосредственные, динамические отношения. В следствии чего возникает процесс переживания. Переживание критических ситуаций можно представить, как работу личности – деятельность, направленная на преодоление сложившегося кризиса. Психологической помощи подростку в кризисной ситуации должна отвечать следующим задачам: обучение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, конструктивным способам выхода из кризисных состояний, развитие произвольной регуляции поведения и эмоциональные состояния; формирование навыков позитивного общения и самоуважения; развитие уверенности и умения противостоять давлению со стороны сверстников; развитие способности эффективно преодолевать жизненные проблемы и неудачи.
Рекомендуется использовать следующие методические средства:
Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устраняет эмоциональную предвзятость. В ведении дискуссии используются три основные стратегии: свободное ведение дискуссии, программированное и компромиссная стратегия. В процедуре дискуссии выделяются следующие шаги: определение целей и темы, сбор точек зрения, мнений, идей всех участников дискуссии, упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной информации; подведение итогов дискуссии — сопоставление ее целей с полученными результатами. Метод позволяет обучать участников анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность решения множества проблем. диплом
Анализ ситуаций – стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на задаваемые вопросы.
Имитационные техники предназначены для создания значимых для целей тренинга и конкретных лиц ситуаций, в которых участники получают возможности для апробирования новых способов поведения, приемов профессиональной деятельности, расширения ролевого репертуара, осознания особенностей принятых ими ролевых идентификаций. Ролевая игра – метод, суть которого состоит в разыгрывании ролей, позволяющих участникам полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя. диплом Инструктирование (информирование) – это вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, когда они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь, поддерживает их в процессе взаимодействия.
Визуализация — направлена на исследование участниками тренинга преимущественно зрительных образов, связанных с личными и профессиональными ситуациями. Применение визуализаций направлено на развитие навыков зрительного представления, осознания сущности рассматриваемых проблем, преодоления тенденции к преимущественно формальнологическим схемам описания реальности. При использовании визуализаций ведущий предоставляет участникам максимальную свободу, не сообщая им конкретных словесных описаний, а лишь организуя рассмотрение образов, возникающих в их сознании по ассоциации с предложенной тематикой.
Диагностические процедуры – используются в тренинге как средство самопонимания и самораскрытия.
Кризисные лица ситуации, вызывают себя стресс веру и нестабильность форм у подростка. Решение него и преодоление реже кризисных пора ситуаций, дает возможность виду развиваться учит личности, оценить этимсложившиеся быть вокруг свою обстоятельства. Одни младшие типа подростки мало пытаются себе выйти форм из кризисной даже ситуации него следующими иных методами: разрушение свою сложившихся если кризисных себя условий, для выхода этим из кризиса. Этот метод себя может если сопровождаться всей «открытиями» новых дает возможностей свою собственного реже развития, удовлетворение форм от полученного ряде результата. Другой пора вариант идет развития свою событий свою основан если на необходимости ряде перейти этот на новый один жизненный типа этап.
Список литературы:
- Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. / Дж. Бьюдженталь. – М.: Корвет, 2011. – 320 с.
- Винникот Д. Игра и Реальность. / Д. Винникот. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2008. – 288 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика-пресс, 1996. — 536 с.
nsportal.ru
Программа индивидуальных занятий с подростками, находящихся в трудной (кризисной) жизненной ситуации (13-18 лет)
п/п
Тема занятия
Цели и задачи
Форма и методы
Материалы
Кол-во часов
1
«Личные психологические зоны риска».
Информирование и обсуждение возрастных особенностей, которые делают подростка психологически уязвимым.
Идентификация и выбор основной проблемы.
-мини-лекция
-проблемные и ситуативные задания
1
2
«Что такое трудная жизненная ситуация».
Психологически безопасные способы преодоления и переживания трудных жизненных ситуаций.
Самоанализ методов разрешения кризисных ситуаций и разрешения кризисов.
Понимание различий бесполезных переживаний и действительно важных проблем.
-мини-лекция
-проблемные и ситуативные задания
-имитационная игра
1
3
«Словарь чувств».
Развитие умений правильно переживать различные эмоциональные состояния и различать чувства, которые испытывает, и описывать свои эмоциональные состояния.
-мини-лекция
-проблемные и ситуативные задания
1
4
«Я и другие»
Тренировка способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения. Повышение качества взаимоотношений с людьми, стать более уважительным и менее конфликтным.
-мини-лекция
-проблемные и ситуативные задания
Плакат «Весы» «Как я решаю свои проблемы», (продолжение).Бланк к плакату.
Таблица самодиагностики «Значимый человек».
1
5
«А ты молодец!»
приобретение и развитие навыка сохранения положительного мнения о самом себе, даже в ситуации стресса.
-мини-лекция
-метод сочинения историй
1
6
«На ошибках учатся».
Обсуждение реагирования на свои крупные и мелкие ошибки и переживания по этому поводу.
-мини-лекция
-проблемные и ситуативные задания
1
7
«Как я разрешаю конфликты».
Обучение способам выхода из конфликтных ситуаций, обсуждение стратегий поведения для конструктивного решения конфликта.
Упражнение «Разговор с взрослым». Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с взрослыми.
-мини-лекция
-проблемные и ситуативные задания
-ролевая игра
1
8
«Что и кому я должен».
Заполнение таблицы самодиагностики. Выработка индивидуальных способов следования оправданным и отклонение от ненужных и манипулятивных ожиданий окружающих.
-мини-лекция
-проблемные и ситуативные задания
1
9
«Мои собственные факторы риска»
Расширение поведенческого репертуара и жизненного опыта, осознание и вербализация актуальных для подростка проблем.
Психологические признаки опасности. Рассмотрение собственных факторов риска. Обсуждение приведённых черт. Составление списка причин, способствующих началу асоциального поведения.
-мини-лекция
-проблемные и ситуативные задания
1
10
«Была бы проблема».
Воспоминание успешного опыта преодоления жизненных трудностей. «Закон накопление опыта»
-мини-лекция
-проблемные и ситуативные задания
-метод сочинения историй
1
11
«Как я решаю свои проблемы»
Анализ результатов деятельности, самооценка ресурсов и достижений, присвоение и переживание полученного в ходе занятия опыта.
-мини-лекция
-проблемные и ситуативные задания
1
Программа
индивидуальных занятий с подростками, находящихся в трудной (кризисной) жизненной ситуации
(13-18 лет)
Пояснительная записка
Жизнь современного человека характеризуется большим количеством инновационных процессов и нестабильностью. Наиболее опасными для внутреннего мира и взрослого, и ребёнка является одновременная представленность в бытии и высокого уровня жизни, большого количества эффективных способов решения проблем (которые несколько лет назад решить было невозможно), и незащищённости человека в определённых жизненных ситуациях (которая проявлялась во всей истории человечества). Именно высокий уровень жизни, появление всё больших возможностей у людей ослабляют их возможность встречать жизненные трудности, приводят к тяжёлым психоэмоциональным последствиям жизненных событий , повлиять на которые невозможно.
Наиболее остро трудные ситуации переживают дети, внутренний мир которых в младшем школьном возрасте становится уже достаточно сложным и закрытым. Взрослые редко учитывают особенности личных детских переживаний и реакций, которые имеют следующую специфику:
Дети реагируют на трудные жизненные ситуации не так, как ожидают взрослые;
Дети не имеют в своём опыте внутренних механизмов, позволяющих справиться со стрессом, эти механизмы должны быть сформированы с помощью взрослых;
Реакции детей на трудные жизненные ситуации могут иметь место через много лет и быть практически незаметными для окружающих;
Изменения поведения детей могут иметь реактивный характер на пережитое горе или длительный стресс, но нельзя дать чёткого определения, какое переживание, каким проявлениям соответствует.
Подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для развития аддиктивного и асоциального поведения. Стремление к познанию, к новизне, желание взрослости и признания, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным — всё это при неблагоприятно сложившейся ситуации может привести подростка к употреблению наркотических веществ, алкоголизму, к выработке устойчивого асоциального поведения. Нередко испытываемые подростком в психологические трудности приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения незначительности и незащищённости, к отсутствию стрессоустойчивости, к ощущению невозможности справиться со своими проблемами. Дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, попадают в группу риска и становятся доступными и открытыми воздействию лиц асоциального типа, сектантов, распространителей наркотиков и т.п.
Все приведённые факты определяют актуальность работы по данному направлению.
Цели программы:
Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в тяжёлых жизненных ситуациях;
Превентивная работа с детьми по развитию качеств и стратегий поведения, позволяющих выйти из трудной жизненной ситуации с минимальными потерями.
Предупреждение асоциальных последствий кризисов и трудностей: наркомании, бродяжничества, агрессивного поведения, вовлечения в секты и т.д.
Задачи:
Ознакомить детей с зонами риска, характерными для их возраста;
Обучить конструктивным способам взаимодействия с взрослыми в трудных жизненных ситуациях;
Сформировать личностно конструктивные модели поведения в сложных жизненных ситуациях.
Предлагаемая программа предусматривает два направления работы:
В рамках первого направления с детьми проводятся беседы (мини-лекции), целью которых является прояснение и усвоение эффективных способов поведения в трудных жизненных ситуациях, характерных для подростка.
В рамках второго направления проводятся занятия в активной (игровой) форме, где подросткам объясняется смысл и личная польза от любого упражнения или игры.
В связи с тем, что подросткам бывает достаточно трудно открыто заявить о потребности в помощи в трудной жизненной ситуации, перед началом занятий проводится анкетирование, позволяющее выявить последствия критической или стрессовой ситуации и особенности её проживания.
infourok.ru
Программа психологической помощи подросткам в кризисной ситуации «Жизнь – главная ценность!» //Психологическая газета
Думаю, коллеги знают, что по статистике самоубийств и суицидальных попыток наша страна впереди планеты всей! Эта проблема не обошла и нашу Республику Коми, и наш город Усинск. Разные специалисты привлекаются к работе по профилактике суицидов, в том числе и психологи. Я работаю в школе. Последние два года достаточно активно занимаюсь профилактической работой в этом направлении. Наиболее важным звеном моей деятельности считаю разработанную мной тренинговую программу для работы с тревожными и депрессивными детьми.
Ценность данной программы в том, что она позволяет школьному педагогу-психологу в условиях общеобразовательного учреждения использовать методики, позволяющие выявить «группу риска» среди старшеклассников с тревожным и депрессивным состоянием, даёт возможность провести профилактическую психотерапевтическую работу, и своевременно оказать помощь детям – помочь обрести здоровую самооценку, ощущение внутренней гармонии и уверенности в себе. Цель — воспрепятствовать обострению жизненных кризисов и предотвратить опасные последствия, которыми они чреваты.
Несколько слов о том, как именно я работаю: прежде всего, провожу диагностику тревожности учеников 5 — 11 класса по методике А.В. Микляевой, что позволяет мне определить тех, кто имеет высокий уровень тревожности. После этого, выявив тревожных детей, работаю уже с выявленной группой — провожу диагностику, используя тест В. Цунга (депрессивное состояние). Закончив тестирование, консультируюсь с классными руководителями — мне важны их наблюдения. Такая беседа — это один из главных методов выявления эмоционального состояния детей. После того как информация собрана, формирую группу и работаю с ней по программе, которую я создала.
Возможно, мои коллеги заинтересуются этой программой и используют её в практике своей работы. Коротко о её содержании. Основная цель программы — оказание психолого-педагогической поддержки учащимся с депрессивным состоянием, восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру. В ходе её реализации я стараюсь сделать так, чтобы подростки ощутили ценность собственной личности, переоценили тот травматический опыт, который они получили, и преодолели последствия травматических событий, которые были в их жизни. В ходе работы я создаю условия для проработки и преодоления симптомов посттравматического стресса, предупреждения эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений, развиваю и совершенствую навыки саморегуляции у детей. Важно и то, что в ходе занятий я формирую проекцию поведения подростков на будущее.
Каждое занятие включает в себя разминку, основную и заключительную часть. В ходе их проведения я использую техники позитивной терапии, тренинговые упражнения, психологические игры, тесты, техники работы с фобиями, психодраму, дискуссии, терапевтические методики. Всего в программу включено 17 тренингов продолжительностью от 1 до 1,5 часов. Занятия провожу в каникулярное время блоками.
На первом этапе обучаю ребят групповому взаимодействию, вербальным и невербальным средствам общения с другими, умению эффективно сотрудничать с окружающими, видеть людей с разных сторон, осознанию своей индивидуальности и индивидуальности других людей. Считаю, что здесь важно создать единое психологическое пространство и систему обратной связи.
После этого я создаю условия для осознания подростками своих проблем в отношениях с окружающими, обучаю способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство потерянности, неуверенности, актуализирую опыт переживания конфликта и учу умению разрешать позитивно конфликтные ситуации. В ходе проработки травматических переживаний создаю условия для осознания ребятами своих ресурсов, помогающих в решении проблем, необходимости психологической поддержки для себя и для других людей в трудной ситуации, обучаю способам такой поддержки. Способствую развитию у подростков способности оценивать собственное состояние, учу умению управлять собой, справляться с трудными ситуациями.
Диагностика по завершении программы показала её эффективность в работе с детьми. У них изменилось настроение от негативного к позитивному, повысилась самооценка, снизилась тревожность и практически отсутствовало депрессивное состояние.
Если моя работа заинтересует коллег, я буду рада.
Ахмедьянова Замиля Гильмутдиновна педагог-психолог МБОУ «СОШ №2» г. Усинска Республики Коми.
Скачать программу занятий (в формате MS WORD)
Проект «Жизнь – главная ценность» (программа психологической помощи подросткам в кризисной ситуации) участвует в конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2013 года: http://www.psy.su/psyche/projects/1115/ |
Учебно-методический коллектор «Мир психолога»: психологическая литература, игры, психологические тесты и методики
psy.su
Часы профилактики. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях
Часы профилактики
Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях
(Конфликты в подростковом возрасте).
Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным. Сегодня существуют различные определения этого понятия.
Психолог видит в конфликтном взаимодействии столкновение противоположных мотивов, взглядов, интересов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Подростковый возраст- это время стремления завоевать популярность и авторитет среди сверстников. Это путь проб и ошибок, время, когда в классе наблюдаются повышение напряженности, которая то и дело выливается в конфликты иногда скрытые и затяжные, а иногда бурные с выбросом агрессии.
Подросткам, в это время необходима экстренная помощь. Но беседы и лекции неэффективны, тренинги продолжительны по времени и часто нет возможности охватить сразу весь класс.
О.С. Гришанова предлагает в таком случае следующую форму работу для профилактики конфликтного поведения, которая так и называется — «Часы профилактики».
«Час профилактики» -занятие психолога с классом продолжительностью 40-45 минут. Может проводиться в рамках классного часа. В содержание включается психологическое просвещение, психодиагностика,(тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях») , театрализованные представления, элементы психодрамы, тренинговые игры.
Основная задача психолога- развить у учащихся способность к самоанализу и анализу ситуации.
Для ознакомления представляю Вам сценарий первого часа профилактики «Мы и конфликты»
Первый час «Мы и конфликты»
Цель:
ознакомление с понятием «конфликт» и его структурными элементами;
анализ рационального и эмоционального реагирования на конфликтные ситуации;
определение ведущей стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Этап1 Просветительский Введение в тему.
— Добрый день, вы сами заметили, что в последнее время ваши отношения друг с другом стали меняться и не всегда в лучшую сторону. В жизни мы с вами спорим и попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберемся почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли конфликтов избежать. Обсуждается актуальность проблемы, обращается внимание на название темы: слово «мы» стоит отдельно от слова «конфликты», это позволяет нам посмотреть на себя и на конфликт со стороны.
Вопросы для учащихся:
1 как часто происходят конфликты в вашей жизни?
2.между кем происходят конфликты?
3.могут ли происходить конфликты на международном уровне?
Далее переходят к блоку просвещения и даем определение понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», знакомимся со структурой конфликта.
Этап 2 Аналитический.
После ознакомления с элементами и составляющими конфликта переходим актуализации
какие у вас ассоциации со словом «конфликт»?
Что думает человек в конфликтной ситуации?
Что чувствует человек в конфликтной ситуации?
Постепенно заполняется таблица(кроме последнего столбца) образец находится на доске.
Конфликт –это….
Этап 3 диагностическийОстается незаполненным последний столбец «Мои действия». Поскольку дети могут оценить свое поведение в конфликте необъективно , выдавая желаемое за действительное психолог предлагает пройти тест К. Томаса»стратегия поведения в конфликтных ситуациях).
После тестирования психолог предлагает ключ, учащиеся могут обработать результаты теста и узнать как действует в результате конфликта каждый из них: как черепаха(стратегия избегания), как медвежонок(стратегия уступок), как акула(стратегия подавления), лиса (стратегия компромисса) дети , сова (сотрудничество). Одна из стратегий набирает наибольшее количество баллов и оказывается ведущей.
Мы заполняем последний столбец и получаем на доске окончательный вариант таблицы:
Этап 4 Рефлексивный.Чтобы создать целостный внутренний образ, детям предлагают, пользуясь таблицей, составить и написать фразу «Конфликт для меня – это….». каждый подросток выбирает для себя из таблицы определенную ассоциацию, мысль и чувство и выявленную тестом ведущую стратегию поведения. Фраза строиться по алгоритму:
Конфликт для меня – это..(ассоциация), когда я я думаю(мысль), когда я чувствую(чувства) и действую (стратегия поведения).
Дети зачитывают фразу, говорят то с чем согласны и не согласны, что открыли нового , что поняли.
Второй час «Все стратегии нужны»
Цель:
создание творческой атмосферы в группе;
реализация личного опыта через конструирование и проигрывание конфликта;
осознание продуктивных сторон различных стратегий поведения.
Третий час «Сотрудничество»
Цель:
Развитие навыков анализа конфликтной ситуации и выделение элементов конфликта на примере сказочной истории;.
Развитие навыков понимания и принятия мнений и позиций противоположных собственному;
Осознание нового опыта.
Четвертый час «Что такое конфликт?»
Цели:
обобщить представления о конфликтах, их видах, причинах возникновения и возможных способа их разрешения, развивать воображение, устную речь, умение отстаивать свою точку зрения.
infourok.ru
Тренинг «Оказание первой психологической помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации.» Данная разработка относится к разряду тренинга умений, в основе которого лежит бихевиористический подход. Этот подход предусматривает, в частности, сосредоточенность на наблюдаемом поведении, дидактический стиль обучения и освоение важных для развития личности умений. Целью тренинга является выработка динамических стереотипов в профессионально важной ситуации (оказание первой психологической помощи пострадавшим в кризисной ситуации). Выработка динамических стереотипов позволяет найти в памяти и использовать ту модель поведения (помощи), которая будет оптимальной в данных условиях при характерном для кризисной ситуации дефиците времени. | |||||||||||
Этапы проведения тренинга: 1. Ознакомлений с целями и задачами тренинга, оглашение с правилами поведения на тренинге. Реакции организма на экстремальные события.
Если Вы находитесь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при аварии, потере близких, трагическом известии, физическом или сексуальном насилии и т.п.), Не теряйте самообладания. Поведение пострадавшего не должно Вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Позаботьтесь о своей психологической безопасности. Не оказывайте психологическую помощь в том случае, если Вы этого не хотите (неприятно или другие причины). Найдите того, кто может это сделать. Придерживайтесь принципа: «Не навреди!» Не делайте того, в пользе чего Вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее направьте пострадавшего за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу). 2. Знакомство участников. 3. «Разогрев»- психотехнические упражнения. 4. Участники разбиваются на пары. Каждому выдается распечатка с текстом тренинга. 5. Проработка в парах различных состояний (переход после проработки одного состояния по кругу- смена партнера). Каждый должен побывать в роли пострадавшего и спасателя по каждому состоянию. «Пострадавший» изучает признаки состояния и инсценирует их. «Спасатель» изучает действия и оказывает первую помощь. Тренер акцентирует внимание участников тренинга на характерных особенностях состояния пострадавшего, оценивает правильность выполнения, показывает правильные действия. | |||||||||||
№ | Название состояния | Признаки состояния | Ваши действия | ||||||||
1 |
| Признаки бреда: ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить. Признаки галлюцинаций: пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент на воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит несуществующих людей, чувствует запахи и проч., которых нет на самом деле). | Помощь.
Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно. | ||||||||
2 |
| Признаки: Человек может совершать конкретные действия, направленные на лишение себя жизни, (пить таблетки, пытаться выброситься из окна) или говорить о своих намерениях («я устал так жить»). Перед совершением попытки самоубийства человек может быть подавленным, либо, наоборот, чрезмерно возбужденным. |
При первой же возможности обратитесь за помощью к специалисту. | ||||||||
3 |
| Признаки: безразличное отношение к окружающему вялость, заторможенность речь медленная, с большими паузами | Помощь:
Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить вместе выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи). | ||||||||
4 |
| Признаки: Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи.
| Помощь:
Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. | ||||||||
5 |
| Признаки:
Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим! | Помощь:
Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением ( см. помощь при данных состояниях). | ||||||||
6 |
| Признаки:
| Помощь:
Агрессия может быть погашена страхом наказания:
| ||||||||
7 |
| Признаки:
| Помощь:
Помните! Страх может быть полезным, когда помогает избежать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью. | ||||||||
| Признаки:
| Помощь: Нужно усилить дрожь.
Нельзя: Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе. Укрывать пострадавшего чем-то теплым Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки. | |||||||||
| Признаки:
| Помните! Не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, если человек сдерживает слезы. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека. Не зря говорят «сошел с ума от горя». Помощь:
Периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; Повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.
Помните! Ваша задача — выслушать. | |||||||||
| Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов. Признаки:
| Помощь:
|
nsportal.ru
Статья на тему: Работа с подростками в кризисной ситуации
Работа с подростками в кризисной ситуации
Кризис можно определить как:
резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние;
острое затруднение с чем-либо (преимущественно о предметах, продуктах потребления, тяжелое положение.
В жизни ребенка существуют несколько факторов, которые могут породить кризисную ситуацию: развод родителей, психические отклонения, порождающие проблемы в осуществлении жизнедеятельности, насилие в семье.
Каждая из ситуаций требует помощи извне: со стороны учителей, психологов, социальных работников.
Дети, ставшие жертвами жестокого обращения в семье, особенно нуждаются в своевременной профессиональной помощи.
Не существует готового рецепта для оказания этим детям психологической помощи. Можно говорить лишь об основных принципах работы с детьми, пережившими насилие. Дж. Пирс обобщил эти принципы следующим образом:
Вмешательство должно быть всесторонним: социальный работник и психолог должен быть способен работать с широким спектром проблемного поведения. Более того, при работе с детьми, пережившими насилие, психолог и социальный работник может быть вынужден вмешиваться в условия среды и окружения, чтобы предоставить ребенку всеобъемлющую помощь. Ребенка нельзя рассматривать в изоляции от семьи. Нельзя не принимать во внимание социальную ситуацию, в которой в данный момент находится ребенок.
Вмешательство должно быть ориентировано на развитие ребенка.
Вмешательство должно быть направлено на последствия, проявляющегося в развитии: жестокое обращение может нарушить способность ребенка справляться с этапными задачами развития и затруднить достижение и освоение последующих этапов. Психолог, социальный работник должен уметь оценивать уровень развития ребенка.
Вмешательство должно соответствовать этапу развития: во-первых, в зависимости от стадии развития, на которой имело место жестокое обращение, его психологические последствия могут носить разный характер. Во-вторых, известны случаи, когда ребенок, переживший насилие и получивший помощь психолога, испытывал потребность в возобновлении психотерапии в более позднем возрасте.
Вмешательство должно учитывать уровень развития: стратегия терапевтического вмешательство должна соответствовать стадии развития ребенка. Например, использование исключительно речевого подхода может быть крайне фрустрирующим для ребенка младшего возраста или ребенка, страдающего задержкой развития. В таком случае игровая терапия может служить хорошим примером похода с учетом развития ребенка. Использование того же метода в работе с подростком может оказаться далеко не столь эффективным.
К вышеперечисленным принципам хотелось бы добавить еще один существенный комментарий. Когда в приют или иную социальную службу поступает ребенок, относительно которого известно, что он подвергся насилию, существует большое искушение принять этот опыт за наиболее актуальную проблему, требующую вмешательства, но это не всегда так. Например, для ребенка, поступившего в приют в связи с пережитым насилием, наиболее актуальной может оказаться проблема сепарации (отделения) с семьей, особенно с матерью, или проблема тревоги, вызванной новым окружением. Следовательно, еще одним принципом работы с ребенком, пережившим жестокое обращение, является тщательная оценка его состояния на предмет выявления действительно актуальных проблем, имеющихся у него на данный момент, следование за ребенком, постоянная переоценка его потребностей.
В работе с детьми, пережившими насилие, большую роль играет первая фаза установления доверия, это особенно важно при оказании психологической помощи детям, пережившим сексуальное насилие. Многие дети, поступающие в приюты в связи с пережитым насилием, происходят и так называемых неблагополучных семей, что, возможно, связано с тем, что такие семьи чаще попадают в поле зрения различных правоохранительных и социальных служб, где насилие не является «случайным», единичным эпизодом, но присутствует на протяжении длительного времени как устойчивый тип поведения родителей по отношению к ребенку.
Для других детей непосредственной причиной потери доверия к взрослым может являться отдельный эпизод насилия в семье, так как насилие со стороны близкого человека может подорвать даже сформировавшееся на ранних этапах доверие. Таким образом, фаза установления доверия между клиентом и социальным работником в работе с детьми – жертвами насилия принимает особое значение. Также необходимо помнить, что сложившееся доверие может быть легко нарушено, а значит, от психолога требуется особенная осторожность и постоянное подкрепление установленных отношений.
Распространено мнение, что для того, чтобы быть эффективной, реабилитация, проводимая с детьми, пережившими насилие, должна быть длительной и аналитически ориентированной. Такая форма работы действительно имеет возможность давать наилучшие результаты, но в условиях приюта, школы, больницы проводить такую длительную реабилитацию затруднительно. И, тем не менее, помощь ребенок должен получить. Социальный работник или любой другой специалист, осуществляющий эту помощь, должен сделать все, чтобы обезопасить ребенка, с которым работает. Это относится не только к таким аспектам, как конфиденциальность информации, но и в большой степени к поведению самого социального работника. Это основной принцип. Форма, которую принимает вмешательство, не столь важна. Социальный работник может выбрать ту форму работы, в применении которой он более компетентен, при этом важно, чтобы выбранная форма работы соответствовала потребностям ребенка и условиям, в которых она будет осуществляться (школа, кризисная служба, приют, поликлиника).
Методы работы с детьми в кризисных ситуациях различны. Следует помнить, что какой бы метод не применялся, главная цель помощи детям – помочь им распознать и адаптивно выразить чувства, связанные с пережитым злоупотреблением и пренебрежением. При этом необходимо помнить, что специалист, работающий с ребенком, может испытывать дискомфорт относительно ведения открытого разговора с ребенком о том насилии, которое он пережил, особенно в случае сексуального насилия. Этот дискомфорт может приводить к тому, что социальный работник удерживает работу на поверхностном уровне, избегает затрагивать тему самого насилия, что особенно легко происходит при использовании невербальных и/ или проективных форм работы. В этом случае рано или поздно начнут наблюдаться следующие негативные явления: социальный работник может начать чувствовать. Что работа не двигается и улучшения состояния у ребенка не наступает. В свою очередь, ребенок укрепляется во мнении, что взрослые не хотят знать о том, что с ним произошло, а, следовательно, не способны ему помочь. Не проговоренная, не проработанная тема насилия остается «висеть в воздухе», постепенно разрушая терапевтические отношения между социальным работников и ребенком.
Другой кризисной ситуацией для ребенка является развод. Очень часто дети нуждаются в помощи больше всего. Развод – ситуация, где решения принимаются взрослыми. И детям очень трудно проникнуть в истинные причины развода, они просто не понимают, почему они вдруг должны жить отдельно от мамы или от мамы.
Задача не только других членов семьи, но и социальных работников состоит в том, чтобы облегчить эту ситуацию для всех ее участников.
Ниже приведены некоторые типичные реакции детей на развод.
Дети-дошкольники могут:
— быть грустными;
— бояться чужих;
— не хотеть расставаться с другим родителем;
— иметь проблемы со сном;
— иметь истерики или вспышки гнева;
— иметь проблемы с приучением к горшку;
— винить себя в разводе родителей (наиболее часто это встречается у детей от 3 до 5 лет).
Дети младшего школьного возраста могут:
— быть в дурном настроении;
— злиться;
— казаться рассеянными или замечтавшимися;
— успевать хуже по школьным предметам;
— иметь вспышки раздражения;
— капризничать;
— стать более агрессивными;
— говорить о своей грусти и своем желании, чтобы другой родитель вернулся;
— волноваться, что теперь ему нужно делить себя между родителями.
Подростки могут:
— иметь эмоциональные проблемы;
— выражать злобу;
— стать агрессивными;
— пускаться в рискованное поведение, как, например, сексуальное «экспериментаторство» или употребление наркотиков.
— впасть в депрессию.
Но если родителям кажется, что ребенок переживает эту ситуацию слишком трудно и с ним очень сложно общаться, то им лучше обратиться в социальную службу.
Существует ряд советов, которые социальный работник может дать разводящимся родителям. Подробно они изложены в приложении №2.
Не менее важной проблемой, которая порождает кризис, может быть отставание в школе. В этом случае ребенку необходимо оказание помощи со стороны психологов, которые выяснят причину отставания, а также разработают программу реабилитации. Проведя необходимые реабилитационные мероприятия, ребенок сможет догнать своих сверстников в развитии.
Таковы особенности психологической помощи детям в кризисной ситуации.
МБУ «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области
Работа с подростками в кризисной ситуации
(выступление на заседании методического объединения)
Подготовила
воспитатель
Свириденко Е.Н.
2015
nsportal.ru