Тренинги по профилактике суицида – Тренинг для подростков по профилактике суицидального поведения
Программа занятия с элементами тренинга для старшеклассников по профилактике суицидального поведения
Цель занятия: профилактика суицидального поведения учащихся.
Задачи:
- диагностика и коррекция самопринятия учащихся; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения;
- расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях.
Ход занятия
1. Психотерапевтическая сказка «Коряга».
Цели: Диагностика и коррекция самопринятия учащихся; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения.
Задание: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свой конец.
Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая — ни красоты, ни проку… Как ей было обидно!
Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. «Счастливчики… », — думала Коряга, завидуя этим деревьям, — «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании…». (Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд)
Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут… Но, не смотря на это, она была счастлива! (Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоубийство», мы «сгораем»)
В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств …
В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю…, но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза). (Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)
Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» — думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью… Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец… Но вот шторм начал потихоньку стихать… на небе показалось солнышко… Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны… Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать… Здесь она была одна такая…, единственная… И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза) (Метафора: Вода и шторм — метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение; кризис меняет человека шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало
Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность — так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики… (Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)
Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью…, (Пауза)…и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес…, (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком. (Метафора: признание индивидуальности; придача «товарного вида»)
Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью… (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.
«Сколько бедствий я перенесла, — думала Коряга, — и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно». (Метафора: торжество)
Анализ впечатлений учащихся. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.
Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?
Ведущий: «Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы учащихся с последующим обобщением психолога).
2. Игра «Выйди из круга». Цель:Определение способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям.
Ведущий говорит группе: «Любовь к людям, в том числе и к самому себе, — это трудная работа, требующая мужества и иногда — полной самоотдачи. Вам предлагается игра-проверка: умеете ли вы преодолевать препятствия, выживать, как вы это делаете. Итак, все встают в круг и берутся за руки. Желающий входит в круг с задачей из него выйти — вырваться за 2-3 минуты. Тот, кто не смог это сделать, считается погибшим. Круг не имеет желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий войдет в круг по желанию. Круг не железная клетка, шанс выйти он дает каждому, но выпустит только того, кто докажет свое желание жить».
Суть здесь, конечно, не в самом событии — «погиб» участник или нет, а в том, что стоит за этим. Из круга имеет шанс выйти только тот, кто по-настоящему любит и уважает себя, знает свою ценность и готов за нее бороться. И этот круг — прекрасная диагностика жизненного стиля человека: кто-то рвется из круга силой напролом, кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем. В ходе игры ведущий может показать учащимся, что одним из лучших способов выхода является искренняя просьба лично к тому, кто может тебя услышать, при этом необходимо стоять не между рук, а перед человеком, близко к нему, положив руки ему на плечи. Работа всей душой, всем своим существом! Для этого необходимо действительно доверить себя тому, кто перед тобой.
3. Дискуссия на тему «Кризис, суицид». Цели:Прояснение уровня информированности учащихся по данной теме; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях.
Вопросы учащимся: «Как вы считаете, какова тема нашей сегодняшней встречи?», «С какими словами у вас ассоциируется понятие «кризис»?» (Катастрофа, стресс, довели и т.п.)
В любом случае общим смыслом всех этих ассоциаций является неумение выйти из сложной жизненной ситуации, душевный кризис.
Кризисные ситуации. Под такими ситуациями мы понимаем не природные катаклизмы, стихийные бедствия, а проблемные, сложные моменты в жизни, трудности, случаи, когда есть определенный риск для здоровья, эмоционального состояния человека. Кризис может наступить после катастрофы, физического насилия, разлуки с дорогим человеком, ухода из жизни близких людей, развода родителей и т.п. Часто к душевному кризису приводит участие в боевых действиях.
Не всякий стресс выливается в кризис, но психоэмоциональный стресс может привести к кризису. Ребята, по каким признакам окружающие могут догадаться, что человек в данный момент находится в сложной жизненной ситуации, переживает кризис?
При кризисе может наблюдаться несколько реакций (какая-то одна или в сочетаниях): тревога Ш, снижение ясности мышления из-за рассеянности и потери способности к концентрации внимания, страх, избегание или поглощени
urok.1sept.ru
Тренинг по профилактике подросткового суицида
Я люблю тебя жизнь!
Направление: Профилактика подросткового суицида
Цель:
1.Сформировать адаптивное отношение к жизни, стрессоустойчивость, осознавать ценность жизни.
2. Развить навыки взаимодействия, общения, сплочение коллектива.
3. Развивать толерантное отношение друг к другу.
Актуальность занятия:
Проблема суицидов среди школьников в наши дни актуальна как никогда, и с этим надо бороться. За последнее десятилетие отмечается увеличение количества самоубийств среди молодежи примерно в три раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте от 15 до 19 лет пытается совершить попытку самоубийства.
Оборудование и материалы: высказывания на листах А4:
Жизнь дана на добрые дела. Жизнь – это дар, его надо ценить.
Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир!
Компьютер, мультимедиа-проектор, музыкальное сопровождение, ручки, сердечки, стикеры, бумага А4, видео-притча «истинные ценности жизни», «видео-притча шалаш», аукцион ценностей – презентация, нарисованная ваза, заготовленные приветствия, муляжи денег по 50$, молоток, распечатанный раздаточный материал форма часов «Друзья по часам».
Количество участников: 10-12 человек.
Ориентировочное время: 45 минут
Структура занятия:
1. Приветствие
2. Притча о настоящих ценностях жизни.
3. Игра аукцион ценностей.
4. Упражнение, разминка «Друзья по часам».
5. Притча «Шалаш».
6. Рефлексия.
Ожидаемый результат: Эмоциональное раскрепощение. У учащихся сформируются жизненно важные ценности, а именно жизнь-ценность. Умение высказывать свою точку зрения. Закрепление активной жизненной позиции.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Имя-Приветствие»
Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга, эмоциональное раскрепощение.
Называем свое имя, психолог раздает заранее записанные на бумаге приветствия разных стран. Учащийся проговаривает, показывает остальные участники повторяют за ним.
Приветствие друг друга танцами (аборигены Австралии)
Троекратные объятия Россия)
Хлопать в ладоши, приседая (Замбези)
Легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай)
Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия)
Легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия)
Легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония)
Ассалаумалейкум (Казахстан)
Троекратные объятия Россия)
Хлопать в ладоши, приседая (Замбези)
3. Притча «о настоящих ценностях в жизни» (видео)
4.Игра-аукцион ценностей. работа с ценностными ориентациями учащихся.
Объявляется аукцион, на котором распродаются жизненные ценности. Задача участника – приобрести как можно больше ценностей, имеющих для него наибольшее значение. Проводится по правилам открытого Аукциона. Каждый участник аукциона имеет фишки на общую сумму 1000 условных единиц. Шаг, с которым совершаются торги, равен 100 условных единиц. Психолог объявляет игровой «лот»: наименование и начальную стоимость ценности. Право на «покупку» получает участник, назвавший наибольшую цену «лота».
Лот № 1 Полет в космос
Лот № 2 Стать президентом.
Лот № 3 Хорошие и верные друзья.
Лот № 4 Домик на берегу моря.
Лот № 5 Написать книгу.
Лот № 6 Получить «Оскара»
Лот № 7 Хорошая карьера
Лот № 8. Счастливая семья
Лот № 9. Сняться в кино
Лот №10. Получить высшее образование
Лот № 11. Любовь
Лот № 12.Активная деятельная жизнь
Лот № 13. Возможность развлекаться
Лот № 14. Выгодные связи
Лот № 15. Здоровье близких
Лот №16. Финансовая стабильность
Лот № 17. Общественное призвание
Лот № 18. Благополучие родных
Лот № 19. Жизненная мудрость
Лот № 20. Жизнь.
5 Упражнение «Друзья по часам»
Цель: Эмоциональное раскрепощение, снятие стресса, релаксация.
Заготовленные психологом раздаточный материал с изображением часов. Задача учащихся написать имена всех участников класса, начиная с 1 часа. Затем на электронной доске высвечивается задание;
1. Улыбнись
2. Обними
3. Пожми руку
4. Похлопай по плечу
5. Передай воздушный поцелуй
6 . Зажмурь глазом
7. Помаши рукой
8. Покажи язык
9. Посмотри в глаза
10. Погладь по голове
11. Пощекочи
12. Передай привет
6 Притча «Горящие шалаши»
Цель: Развитие навыка стрессоустойчивости.
Единственный человек, спасшийся после кораблекрушения, был выброшен на необитаемый остров. Он изо всех сил молился Богу о спасении, и каждый день всматривался в горизонт, но никто не плыл на помощь.
Измученный, он, наконец, построил хижину из обломков корабля, чтобы защититься от стихии и сохранить свои немногие вещи. Но однажды, побродив в поисках пищи, он вернулся и увидел, что его хижина объята пламенем, и к небу восходит дым. Случилось самое страшное: он потерял всё.
Объятый горем и отчаянием, он воскликнул: «Боже, за что?».
Рано утром на следующий день его разбудили звуки приближающегося к острову корабля, спешащего на помощь.
— Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек своих спасителей.
— Мы видели ваш сигнальный костёр, — ответили они.
7. Рефлексия
multiurok.ru
Тренинг по профилактике подростковых суицидов «Коридор безопасности»
Тренинговое занятие для подростков
по профилактике суицидального поведения
«Коридор безопасности».
Цели: — информировать подростков о причинах суицидов;
— формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем;
— учить подростков распознавать признаки суицидального поведения сверстников и оказывать им помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации;
— формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей.
Оборудование: просторное помещение, стулья по количеству участников, шариковые ручки, стикеры, доска, мультимедийное оборудование, карточки с критериями безопасности, разноцветные воздушные шары.
Количество участников: от 15 до 30 чел.
Время : 60 мин.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход занятия.
Учащиеся садятся напротив друг друга в два ряда, образуя посередине подобие «коридора».
Ведущий: Здравствуйте! Наше занятие называется «Коридор безопасности». Как вы думаете, о чём оно будет? Какие у вас возникают ассоциации?
(Участники высказываются).
Сегодня мы будем говорить о жизненных трудностях и способах их решения. А ещё о том, как помочь другу, если он оказался в трудной жизненной ситуации и решился на самое страшное — суицид.
Я не случайно посадила вас таким образом. Представьте себе, что это «жизненный коридор», по которому должен пройти человек определённый отрезок своей жизни. Например, период школьной жизни с 1 по 11 классы, т. е. с 7 до 18 лет.
Мне нужен помощник.
(Из желающих выбирается один участник; он становится в начале «коридора»).
Какие трудности могут встретиться на этом отрезке жизненного пути?
Примечание! Это могут быть не только школьные трудности.
(Участники записывают трудности на стикерах и приклеивают их на пол по всему «коридору»).
Ведущий: (зачитывает вслух). Ну, что, Маша, страшно? Как ты будешь преодолевать эти препятствия?
(Маша пытается найти решение каждой трудности).
Ведущий: Итак, мы видим, что все эти проблемы вполне решаемы. Тогда почему же некоторые ваши сверстники-мальчики и девочки — не видят выхода из трудной ситуации и решаются на самоубийство? Как вы думаете?
(Учащиеся высказываются).
Для того, чтобы понять и удержать друга или знакомого от самоубийства, надо владеть информацией и немного разбираться в человеческой психологии.
Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, нам нужно, во-первых, чтобы нас любили, и , во-вторых, нам нужно хорошо к себе относиться.
Потому что от того, как мы к себе относимся, зависит наше поведение. А поведение каждого человека имеет свою цель, т. е.наши поступки не происходят «просто так».
Что же такое «потребность в любви»? (Учащиеся высказываются).
Потребность любви — это:
— потребность быть любимым;
— потребность любить;
— потребность быть частью чего-то.
Если эти три «потребности» присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизненными проблемами.
Подросткам, которых не любят, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчёмность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого что самооценка снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались запросто, теперь становятся для них неразрешимыми.
Маша, давай вообразим, что ты такой подросток. У тебя куча нерешённых — как тебе кажется- проблем; все твои отрицательные события, переживания и эмоции — это многопудовые гири. Попробуй-ка, надень их на шею!
(На шею Маше вешается тяжёлый рюкзак, на руки и ноги тоже. Затем Маша озвучивает своё эмоциональное состояние).
Ведущий: С таким грузом не то чтобы идти, встать невозможно. Психологи называют такие проблемы «три Н»: непреодолимые, нескончаемые, непереносимые; когда человеку кажется, что они не могут преодолеть трудности, когда он думает, что несчастья никогда не кончатся, когда он боится, что не сможет дальше переносить охватившую его тоску и чувство одиночества.
Отчаявшиеся подростки вынуждены также бороться с «тремя Б»: беспомощностью, бессилием, и безнадёжностью.
Но жизнь — это не только «гири», это ещё и воздушные шары: одни тяжким грузом виснут на ногах, другие уносят нас в небо.
Давайте мы дадим Маше эти шарики.
Что ты теперь чувствуешь? (Маша говорит о своих чувствах).
Молодые люди с суицидальными настроениями считают, что в их жизни больше гирь, чем воздушных шаров. Им кажется, что они сгибаются под весом неразрешимых проблем, что проблемам этим не будет конца, и в этот момент им и может прийти мысль о самоубийстве.
Кто может сыграть в такой ситуации роль воздушного шара?
(Участники высказываются).
Ведущий: Есть такие стихи:
Когда в душе полярная зима,
и неизвестно, подойдёт ли лето,
Бывает, очень нужно, чтобы тьма
пересеклась порой полоской света.
Что может просиять таким лучом?
Порой довольно взгляда иль улыбки-
И будто снова провели смычком
по струнам позабытой, старой скрипки…
Действительно, в период, когда жизнь кажется особенно тяжёлой, заботливый друг сыграет роль воздушного шара. Эту же роль друг выполнит, если сведёт тебя с тем, кто сможет оказать профессиональную помощь.
Что ещё воздействует на наше поведение?
Наше поведение целиком зависит от того, как мы настроены.
Когда настроение хорошее, мы терпимее относимся к тому, что, быть может, нам не совсем по душе. Нам кажется, что жизнь складывается хорошо, мы более энергичны. Эта энергия помогает нам хорошо учиться, находить контакт и со сверстниками, и со взрослыми.
Когда настроение плохое, у нас вырабатывается негативное отношение к действительности. В наших словах и поступках отражаются наши страхи, раздражение, у нас почти наверняка возникают проблемы с другими людьми. У нас угрюмый, недовольный вид. В такое время человек ведёт себя так, будто ненавидит весь мир. А окружающим неприятно общаться с таким человеком, и они отворачиваются от него.
(Ведущий просит участников одного ряда сделать угрюмое выражение лица, а другого- доброжелательного).
Маша, к которым из своих одноклассников тебе хочется подойти?
(Маша отвечает).
Как вы думаете, почему человек ведёт себя так или иначе?
(Участники высказываются).
Всякое поведение имеет цель.
Вы наверняка наблюдали когда-нибудь за маленьким ребёнком, который начинает хныкать и капризничать, потому что устал и хочет спать. Так вот подростки, подумывающие о самоубийстве, чем-то напоминают этого уставшего малыша. Они не в состоянии говорить о своих переживаниях и надеются с помощью суицидальной попытки привлечь к себе внимание. Тем самым такой человек хочет сказать: «У меня неприятности. Один я не справлюсь. Я хочу, чтобы мне помогли. Я не хочу умирать!».
!Действительно, 90% тех, кто говорит о желании умереть, на самом деле этого не хочет.
Он просит о помощи!
Как распознать суицидальные намерения вашего друга или знакомого?
(Участники высказываются).
Ведущий называет признаки суицидального поведения и делает краткие комментарии.
1. Угрозы (прямые и косвенные).
2. Резкие изменения в поведении:
— Питание.
— Сон.
— Школа (падает успеваемость).
— Внешний вид.
— Активность (снижается).
— Стремление к уединению.
— Раздача ценных вещей.
— Приведение дел в порядок.
— Агрессия, бунт, неповиновение.
— Саморазрушающее и рискованное поведение.
— Потеря самоуважения.
Если вы заметите подобные признаки у вашего знакомого, возможно, ему требуется помощь.
Как вы можете ему помочь?
(Участники высказываются. Ведущий делает комментарии).
Ведущий: В начале нашего занятия я сказала, что в любом вопросе необходимо владеть информацией. Так вот я хочу дать вам важную информацию по проблеме суицида.
Важная информация №1. Самоубийство может совершить каждый.
Предотвратить суицид можно было бы просто, если бы его совершали определённый тип людей. К сожалению, не существует типа «суицидального человека».
На первый взгляд может показаться, что вашей подруге или другу не грузит суицид, потому что у них всё есть, ивнешне всё благополучно. Но благополучие — это вовсе не гарантия от суицида. Важно только то, что человек говорит и делает.
Важная информация №2. Суицид — следствие не одной неприятности, а многих.
Важная информация №3. Суициденты, как правило, психически здоровы.
Важная информация №4. Суицид не передаётся по наследству.
Важная информация №5. Суицид не происходит без предупреждения.
Важная информация №6. Суицид можно предотвратить.
Информация №7 — самая важная: Друг может предотвратить самоубийство!
Ведущий: Теперь вы знаете, почему человек может оказаться «у последней черты».
Как же прожить школьный отрезок времени так, чтобы не опускались руки, чтобы жизнь приносила удовлетворение и делала тебя сильным?
Я предлагаю сейчас создать своеобразный «коридор безопасности».
(Участники должны написать на листах бумаги факторы безопасной жизни и положить их на пол перед собой. Затем ведущий просит прокомментировать желающих, почему они написали тот или иной фактор, и добавляет ещё: любовь, друзья, семья, оптимизм, увлечения, спорт, здоровье, хорошее настроение).
Ведущий: (обращается к Маше) Ну как, уверенности прибавилось для прохождения этого этапа жизни?
В добрый путь!
infourok.ru
Урок психологии с элементами тренинга, «Все в жизни можно исправить, пока ты жив!» (Профилактика суицида несовершеннолетних)
Цели:
Формирование адаптивного отношения к жизни,
стрессоустойчивости, осознание ценности жизни.
Оборудование и материалы: высказывания на листах А4:
Жизнь дана на добрые дела. Жизнь – это дар, его надо ценить.
Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир!
Компьютер, мультимедиа-проектор, ручки, половинки листов А4, название темы урока, хрупкий предмет, символизирующий жизнь — “сердечко”, большие буквы — “мы любим жизнь”, позитивные лозунги-утверждения, муз.трэки с тревожной и спокойной музыкой, бейджи для обучающихся 10-11 классов, презентация со слайдами по теме урока психологии, видеосюжеты с проблемной ситуацией.
Количество участников: 14–16 человек.
Ориентировочное время: 45 минут
Ход занятия
1. Ритуал приветствия.
Общий круг. Ребята берутся за руки. Смотрят друг другу в глаза. Называют имя и цвет своего настроения, передают хрупкий предмет-символ жизни.
2. Вступительное слово.
— В жизни всё так переменчиво… (Приложение 1, Слайд 1)
Но наш разговор пойдёт не только о природе… (Слайд 2)
и не только о погоде… приготовились?! (Слайд 3)
Тему нашего урока психологии вы попробуете определить самостоятельно, только сначала прослушайте стихотворение, внимание на слайды:
Лезвие бритвы в руках. (Звучит тревожная музыка, Слайд 4)
Синие жилки вен…
И совсем не мучает страх!-
Вот решение всех проблем.
Лёгкий нажим надрез: (Слайд 5)
Крови бежит ручеёк,
На щёках следы от слёз –
Конец совсем не далек.
Красится в ванной вода
В красно-бордовый цвет.
Мир поглощает тьма,
Пульса почти уже нет.
Дернулись пальцы рук,
Вырвался слабый стон,
Сердца утихнул стук,
И наступил вечный сон…(Пауза) музыка затихает,
— Думаю, вы догадались, о чем сегодня пойдёт речь?
+…
— Поговорим о самом важном — о нашей жизни и покушении на неё самим человеком.
Статистика.
По данным Всемирной организации здоровья:
Так, среди подростков, по результатам исследований Личко А.Е:
63% суицидальных попыток приходится на долю:
- 17-16-летних,
- 21% — 15-летних,
- 12% — 14-летних,
- 4% — 12-13-летних.
Юноши совершают самоубийства как минимум в 2 раза чаще девушек, хотя девушки гораздо чаще предпринимают такие попытки.
Как вы видите, многие суициденты, сталкиваются с серьёзными трудностями. А их мы должны учиться преодолевать.
Поэтому тема урока психологии: Всё в жизни можно исправить, пока ты ЖИВ!
(Слайд 6 с темой урока)
3. Разминка. “Капкан или замкнутый круг” — игра.
Предлагаю вам встать в круг. Кто желает встать со мной в середину!?
Представьте, что те, кто стоит в центре — люди. А кто образует круг — это капкан. Каким он будет? Сцепите руки.
Задача людей – выбраться из капкана приемлемыми способами.
Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах. (Ребята пытаются выбраться из круга разными способами, но круг принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение, объятия)
Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за пределами круга
Обсуждение: Что чувствовали себя пойманные люди?
О чем думал капкан? Как пришли к верному решению?
Вывод: так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой, ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами. И тогда происходят такие эпизоды, когда жить не хочется.
4. Просмотр видеосюжета с проблемной ситуацией.
-Что же думают люди в такие моменты?
+ ….
— Недовольны собой, чувство одиночества, переживание обиды, безысходность, позор, опасение уголовной ответственности, боязнь наказания, недовольство собой.
Предлагаю вам посмотреть, что думает и какие чувства испытывает школьница Таня? Просмотр видеосюжета с проблемной ситуацией. Приложение 2 (у автора). (Видеофрагмент 1 — откровения Тани, мысли о суициде, тревога мамы за дочь).
— Итак, что чувствовала героиня сюжета Таня?
+…
-Вы правильно назвали мысли и чувства людей, близких к самоубийству. Отрицательные эмоции испытывает и героиня показанной ситуации Таня. Давайте попробуем вместе разобраться в данной ситуации. Предлагаю распределиться на 2 команды.
Работа в командах.
1 — определяет причины, ведущие к самоубийству:
2 — мотивы, часто не соответствующие причинам —> способы разрешения данной ситуации, советы.
На партах листы с видами мотивов, причин, их примерным описанием. Задание выполняется под муз.трэки “Я не хочу умирать..
Обсуждение:
— Каковы причины, ведущие девочку к самоубийству?
— Мотивы?
(Команды предлагают выявленные причины и мотивы предполагаемого поступка девочки).
5. Мифы и факты. Дискуссия. (Приложение 1, Слайд 7)
МИФ | ФАКТ |
1 | 2 |
Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание | Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом “кричит” о помощи и ставит в известность о своей боли людей |
Настоящее самоубийство случается без предупреждения | Примерно 8 из 10 человек подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке |
Самоубийство — явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешь | Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоаг-рессивные (агрессию направленную на себя) модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении |
Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь | Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием |
Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы | Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида |
Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом | Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата |
Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их, дело | Большинство людей хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п. |
Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить | Большинство людей вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим |
Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач | Не все, покушающиеся на свою жизнь, страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями |
6. Метафора жизни.
Демонстрация разбиения статуэтки (покушения на собственную жизнь).
Педагог предлагает вниманию обучающихся великолепную статуэтку-олицетворение жизни-улыбающееся сердечко. Ребята берут его в руки, рассматривают, по заданию педагога по порядку называют положительные качества, ассоциации к предмету. Когда ответы ребят прозвучат, а статуэтка вызовет симпатию, педагог задаёт вопрос о том, нравится ли этот предмет, эта частица жизни ребятам.
Получив положительный ответ, педагог быстро говорит о том, что ему этот сувенир не нравится. Затем фигурка нацелено выскальзывает из рук и разбивается на мелкие кусочки. (Данный контраст показа эмоций, симпатии и антипатии к “сердечку”- частице жизни, а затем резкий исход помогает ярче показать потерю “жизни” и вызвать чувства сожаления, утраты, осознание ценности жизни)
— Можно вот так решить свои проблемы. Блестяще! И необдуманно потерять самое главное – жизнь.
Но жизнь невозможно поднять с пола и склеить. Невозможно отскрести кусочки от асфальта.
Статуэтка была милой, обидно, что я её уничтожила. Если мы не выбрасываем нашу статуэтку…. Всё можно исправить, пока мы живы, нельзя исправить, если мы избавимся от статуэтки.
— Даже по отношению к своей жизни, имеем ли мы право ее разрушить?
+…
— Ну, что будем выбрасывать …?
Ведь вы же понимаете, о какой статуэтке я говорю?!
-Действительно, наши друзья, и школьница Таня действительно переживают боль, но вместо того, чтобы с этой болью справляться, мы попадаем в замкнутый круг своих идей…
Человек начинает думать, что распрощается с жизнью и станет хорошо. Проблема в том, что вообще ничего не станет.
— У нас, одна единственная жизнь…и мы должны это понять раз и навсегда. Её нельзя выбрасывать. Даже думать об этом стыдно. Ведь полу
urok.1sept.ru
Психологический тренинг «Профилактика суицида»
Тренинг «Все в жизни можно исправить, пока ты жив!» (Профилактика суицида несовершеннолетних)
Цели:
Формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, осознание ценности жизни.
Психологическое просвещение о суицидах и способах его предотвращения.
Развитие навыков взаимодействия, общения, сплочение коллектива.
Профилактика суицида несовершеннолетних.
Развитие толерантного отношения друг к другу.
Оборудование и материалы: высказывания на листах А4:
Жизнь дана на добрые дела. Жизнь – это дар, его надо ценить.
Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир!
Компьютер, мультимедиа-проектор, ручки, половинки листов А4, название темы урока, хрупкий предмет, символизирующий жизнь — “сердечко”, большие буквы — “мы любим жизнь”, позитивные лозунги-утверждения, муз.трэки с тревожной и спокойной музыкой, бейджи для обучающихся 10-11 классов, презентация со слайдами по теме урока психологии, видеосюжеты с проблемной ситуацией.
Количество участников: 14–16 человек.
Ориентировочное время: 45 минут
Ход занятия
1. Ритуал приветствия.
Общий круг. Ребята берутся за руки. Смотрят друг другу в глаза. Называют имя и цвет своего настроения, передают хрупкий предмет-символ жизни.
2. Вступительное слово.
— В жизни всё так переменчиво… (Приложение 1, Слайд 1)
Но наш разговор пойдёт не только о природе… (Слайд 2)
и не только о погоде… приготовились?! (Слайд 3)
Тему нашего урока психологии вы попробуете определить самостоятельно, только сначала прослушайте стихотворение, внимание на слайды:
Лезвие бритвы в руках. (Звучит тревожная музыка, Слайд 4)
Синие жилки вен…
И совсем не мучает страх!-
Вот решение всех проблем.
Лёгкий нажим надрез: (Слайд 5)
Крови бежит ручеёк,
На щёках следы от слёз –
Конец совсем не далек.
Красится в ванной вода
В красно-бордовый цвет.
Мир поглощает тьма,
Пульса почти уже нет.
Дернулись пальцы рук,
Вырвался слабый стон,
Сердца утихнул стук,
И наступил вечный сон…(Пауза) музыка затихает,
— Думаю, вы догадались, о чем сегодня пойдёт речь?
+…
— Поговорим о самом важном — о нашей жизни и покушении на неё самим человеком.
Статистика.
По данным Всемирной организации здоровья:
В 1983 в мире покончили жизнь самоубийством 500 тысяч человек, а 15 лет спустя, в 1998 – уже 820тысяч человек, среди них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст.
Так, среди подростков, по результатам исследований Личко А.Е:
63% суицидальных попыток приходится на долю: 17-16-летних,
21% — 15-летних,
12% — 14-летних,
4% — 12-13-летних.
Юноши совершают самоубийства как минимум в 2 раза чаще девушек, хотя девушки гораздо чаще предпринимают такие попытки.
Как вы видите, многие суициденты, сталкиваются с серьёзными трудностями. А их мы должны учиться преодолевать.
Поэтому тема урока психологии: Всё в жизни можно исправить, пока ты ЖИВ!
(Слайд 6 с темой урока)
3. Разминка. “Капкан или замкнутый круг” — игра.
Предлагаю вам встать в круг. Кто желает встать со мной в середину!?
Представьте, что те, кто стоит в центре — люди. А кто образует круг — это капкан. Каким он будет? Сцепите руки. Задача людей – выбраться из капкана приемлемыми способами.
Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах. (Ребята пытаются выбраться из круга разными способами, но круг принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение, объятия) Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за пределами круга
Обсуждение: Что чувствовали себя пойманные люди?
О чем думал капкан? Как пришли к верному решению?
Вывод: так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой, ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами. И тогда происходят такие эпизоды, когда жить не хочется
4. Мифы и факты. Дискуссия.
МИФ
ФАКТ
Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание
Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом “кричит” о помощи и ставит в известность о своей боли людей
Настоящее самоубийство случается без предупреждения
Примерно 8 из 10 человек подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке
Самоубийство — явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешь
Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоаг-рессивные (агрессию направленную на себя) модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении
Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь
Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием
Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы
Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида
Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом
Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата
Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их, дело
Большинство людей хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п.
Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить
Большинство людей вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим
Все самоубийцы — депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач
Не все, покушающиеся на свою жизнь, страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями
5. Выработка правил помощи своим товарищам. (Звучит спокойная музыка)
Ребятам предлагается совместно выработать правила помощи суицидентам.
Представление правил командами № 1, № 2:
+…
Педагог дополняет рекомендациями правила ребят.
Подбирайте ключи к разгадке суицида.
Примите человека, решившегося на самоубийство как личность.
Установите заботливые взаимоотношения.
Будьте внимательным слушателем.
Не спорьте.
Задавайте вопросы.
Не предлагайте неоправданных утешений.
Предложите конструктивные подходы.
Вселяйте надежду.
Оцените степень риска самоубийства.
Не оставляйте человека одного.
Обратитесь за помощью к специалистам. (Сообщение ребятам телефона доверия). Важность сохранения заботы и поддержки.
6. Рефлексия.
— Пришло время подводить итоги. Сейчас вы можете высказать свои чувства, ощущения, выводы к которым пришёл каждый из вас? Что поняли, осознали?
+ ….
А что осознала школьница и её мама? Приложение 3. (Видеофрагмент 2)
Упражнение “Продолжи фразу”
— Жизнь прекрасна … (дети продолжают фразу поочередно).
+…
(Слайд 9-14) Действительно, жизнь удивительна и прекрасна! Нужно ещё так много успеть! Мир удивителен и полон возможностей!
7. Ритуал завершения.
Возможно, поменялось и ваше настроение.
Помните, что возможно в этом мире вы всего лишь человек, но для кого-то вы весь мир!
8.Показ видео притчи «Жизнь – это»
— Это был наш не первый и не последний разговор, который на сегодняшний день закончен.
Спасибо вам, ребята, за активное участие, а гостей благодарю за внимание!
infourok.ru
Занятие с элементами тренинга « Профилактика суицидального поведения»
Занятие с элементами тренинга « Профилактика суицидального поведения» |
« Профилактика суицидального поведения»
Цель занятия: профилактика суицидального поведения.Задачи: диагностика и коррекция самопринятия детей; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения;
расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения подростков в сложных жизненных ситуациях.
Ход занятия
1. Психотерапевтическая сказка «Коряга».
Цели: Диагностика и коррекция самопринятия подростков; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения.
Задание: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свой конец.
Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая — ни красоты, ни проку… Как ей было обидно! (Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)
Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. «Счастливчики… », — думала Коряга, завидуя этим деревьям, — «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании…». (Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд).
Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут… Но, не смотря на это, она была счастлива! (Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоубийство», мы «сгораем»)
В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств … (Бессознательные процессы)
В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю…, но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза). (Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)
Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» — думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью… Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец… Но вот шторм начал потихоньку стихать… на небе показалось солнышко… Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны… Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать… Здесь она была одна такая…, единственная… И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза) (Метафора: Вода и шторм — метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение; кризис меняет человека шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало спокойнее — именно кризис принес оздоровление. Чем больше мы в своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем «здоровее», сильнее мы становимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)
Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность — так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики… (Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)
Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью…, (Пауза)…и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес…, (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком. (Метафора: признание индивидуальности; придача «товарного вида»)
Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью… (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.
«Сколько бедствий я перенесла, — думала Коряга, — и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно». (Метафора: торжество)
Анализ впечатлений подростков. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.
Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?
Психолог: «Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы подростков с последующим обобщением психолога).
2. Игра «Выйди из круга».
Цель:Определение способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям.
Психолог говорит группе: «Любовь к людям, в том числе и к самому себе, — это трудная работа, требующая мужества и иногда — полной самоотдачи. Вам предлагается игра-проверка: умеете ли вы преодолевать препятствия, выживать, как вы это делаете. Итак, все встают в круг и берутся за руки. Желающий входит в круг с задачей из него выйти — вырваться за 2-3 минуты. Тот, кто не смог это сделать, считается погибшим. Круг не имеет желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий войдет в круг по желанию. Круг не железная клетка, шанс выйти он дает каждому, но выпустит только того, кто докажет свое желание жить».
Суть здесь, конечно, не в самом событии — «погиб» участник или нет, а в том, что стоит за этим. Из круга имеет шанс выйти только тот, кто по-настоящему любит и уважает себя, знает свою ценность и готов за нее бороться. И этот круг — прекрасная диагностика жизненного стиля человека: кто-то рвется из круга силой напролом, кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем. В ходе игры ведущий может показать детям, что одним из лучших способов выхода является искренняя просьба лично к тому, кто может тебя услышать, при этом необходимо стоять не между рук, а перед человеком, близко к нему, положив руки ему на плечи. Работа всей душой, всем своим существом! Для этого необходимо действительно доверить себя тому, кто перед тобой.
3. Дискуссия на тему «Кризис, суицид».
Цели: Прояснение уровня информированности подростков по данной теме; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях.
Вопросы подросткам: «Как вы считаете, какова тема нашей сегодняшней встречи?», «С какими словами у вас ассоциируется понятие «кризис»?» (Катастрофа, стресс, довели и т.п.)
В любом случае общим смыслом всех этих ассоциаций является неумение выйти из сложной жизненной ситуации, душевный кризис.
Кризисные ситуации. Под такими ситуациями мы понимаем не природные катаклизмы, стихийные бедствия, а проблемные, сложные моменты в жизни, трудности, случаи, когда есть определенный риск для здоровья, эмоционального состояния человека. Кризис может наступить после катастрофы, физического насилия, разлуки с дорогим человеком, ухода из жизни близких людей, развода родителей и т.п. Часто к душевному кризису приводит участие в боевых действиях.
Не всякий стресс выливается в кризис, но психоэмоциональный стресс может привести к кризису.
Ребята, по каким признакам окружающие могут догадаться, что человек в данный момент находится в сложной жизненной ситуации, переживает кризис? (Ответы подростков).
При кризисе может наблюдаться несколько реакций (какая-то одна или в сочетаниях): тревога Ш, снижение ясности мышления из-за рассеянности и потери способности к концентрации внимания, страх, избегание или поглощение, депрессия, гнев, чувство вины, стыд.
Ребята, вспомните, пожалуйста, способы выхода знакомых или незнакомых вам людей из различных кризисных ситуаций (Ответы подростков).
Все мы знаем, что в особую исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды, некоторые люди, к сожалению, прибегают к самоубийству (суициду), т.е. к осознанному лишению себя жизни.
Дискуссия по методу Джеффа. Детям зачитываются различные утверждения, и предлагается обозначить свою точку зрения по каждому из них, встав под табличку «ЗА» в одном углу комнаты, или под табличку «ПРОТИВ» в другом углу. Утверждения:
Судьба, определенно, не справедлива ко мне;
Лучше вообще не жить, чем жить плохо;
Если человек совершил какой-то промах в обществе, то об этом будут помнить все и всегда;
Если мои родные не пытаются меня понять и принять, я их могу наказать тем, что покончу с собой – пусть знают!
Суицид – это лучший способ быстро и навсегда избавиться от накопившихся проблем.
В процессе выполнения упражнения психолог способствует обсуждению и анализу различных мнений ребят по каждому утверждению и нахождению реальных жизненных, литературных примеров. При этом строго соблюдается принцип безоценочности высказываний.
Как вы считаете, почему люди совершают этот шаг? Какими мотивами они руководствуются? (Размышления и ответы подростков)
Психология самоубийства есть: прежде всего, психология безнадежности, обиды, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир; психология замыкания человека в самом себе, в своей собственной тьме.
Причин самоубийства множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, от сильной страсти или не сложившейся семейной жизни; от бессилия и позора, бесчестия; от потери состояния и нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от безнадежной болезни и страха, мучительных страданий. Психология суицида так странна, что бывали случаи, когда люди убивали себя из-за страха заразиться холерой. В этом случае они хотели прекратить невыносимое чувство страха, которое страшнее смерти. Самоубийство может совершаться по мотивам эстетическим, из желания умереть красиво (хотя, что уж там красивого?), умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию.
Иногда самоубийство может производить впечатление силы. Нелегко покончить с собой, нужна безумная решительность. Но в действительности самоубийство не есть проявление силы человеческой личности, оно совершается нечеловеческой силой, которая совершает за человека этот чудовищный поступок. Верующие считают, что самоубийство есть малодушие, отказ проявить духовную силу, это измена жизни и ее Творцу.
4. Практикум «Тренинг разрешения проблемных ситуаций».
Цели: Проанализировать конструктивные и неконструктивные способы выхода из сложных ситуаций; актуализировать активную позицию участников в решении проблем конструктивными способами и дать некий алгоритм, который может помочь в построении стратегии разрешения проблемной ситуации; развитие навыков помощи себе и другим в сложной ситуации.
Способов поведения в кризисных ситуациях существует много. Очень не просто сразу понять, насколько эффективен тот или иной способ поведения. Чтобы сориентироваться и выбрать наиболее эффективный способ поведения, вам предоставляется возможность пройти некую подготовку в «полевых условиях».
Мозговой штурм. Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни молодежи, людей вашего возраста? Каковы типичные способы поведения людей в данных ситуациях? (Записи ведущего на доске).
Как я обычно веду себя в критической ситуации? (Вопрос для самоанализа).
Распределение всех названных способов на конструктивные и неконструктивные.
Последствия неконструктивных способов (употребление алкоголя, психоактивных веществ, суицид): сохраняется и накапливается напряжение; есть уход от проблемы, но нет решения, могут возникнуть и негативные последствия; употребление ПАВ — это болото, из которого не выбраться; самоуничтожение не ведет к разрешению проблемы.
Моделирование ситуации «Проблема». Все участники становятся за спинками своих стульев. Ведущий приглашает одного участника (А), просит придумать себе имя и представить проблемную ситуацию — эта ситуация обозначается стулом, который ставится перед А. Далее разыгрывается эта ситуация: некий знакомый Б (второй участник) предлагает А наркотик как способ забыть проблему. Тот соглашается — проблема немного отдаляется (ведущий немного отодвигает стул-проблему). Далее ведущий говорит о том. что у А могут возникнуть другие проблемы — с милицией, с родителями, в школе. Эти проблемы обозначаются стульями, которые окружают А (участники, стоящие за кругом, двигают свои стулья к центру круга, говоря при этом о каких-либо сопутствующих проблемах). В конце ведущий говорит, что ситуация первая также усугубилась (стул придвигается).
Обсуждение: Какие чувства возникали по ходу ситуации, ее усугубления (вопрос А)? Вопросы группе о ситуации, которая возникла. Итог: ситуация с помощью неконструктивных способов (в данном случае, наркотика) не разрешается, а лишь может отодвинуться на время, но потом к ней обязательно присоединяются и другие проблемы. В любой проблемной ситуации возникают негативные чувства, эмоции, напряжение. Важно их не отодвигать, а определенным образом прорабатывать, выражать, давать им выход, используя конструктивные способы, позволяющие не нанести вред себе и другому человеку. Какие это могут быть способы? (Варианты ответов записываются).
5. Упражнение «Похвались соседом».
Цели: повышение самооценки подростков; возможность получения позитивной обратной связи от сверстников.
Не обязательно обладать психологическим или медицинским образованием для того, чтобы внимательно относиться друг к другу и поддерживать в трудной ситуации.Подростки по кругу говорят о своем соседе справа все самое замечательное, что знают о нем, хвалятся своим соседом перед остальными. Сосед выслушивает его молча и потом дает обратную связь о том, принимает ли он то, что услышал о себе или нет.
7. Рефлексия. Учащиеся высказывают свое мнение о занятии. Ведущий: «Существует притча о человеке, который отправился в кругосветное путешествие. За время круиза он ни разу не зашел в ресторан поесть, и когда путешествие окончилось, капитан спросил у него:
— Почему Вы никогда не обедали у нас?
— Дело в том, что все деньги я отдал за билет на пароход, и мне не на что было купить еду, — ответил пассажир.
— Но ведь еда входила в стоимость вашего билета… — сказал ему капитан». О чем эта притча? (ответы подростков). Каждый из вас увидел в ней свой смыл, но один из них таков: в «стоимость» нашей жизни уже входят радость и любовь, самореализация и свобода выбора, и только личные ограничения мешают нам это понять и жить счастливо». Очень важно человеку уметь найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из этого опыта лучшее для развития. Искусство мудреца — это искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления. Даже, если вас проглотили, у вас есть два выхода!
infourok.ru
Цель занятия: профилактика суицидального поведения. Задачи: диагностика и коррекция самопринятия детей; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения подростков в сложных жизненных ситуациях. Ход занятия 1. Психотерапевтическая сказка «Коряга». Цели: Диагностика и коррекция самопринятия подростков; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения. Задание: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свой конец. Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая — ни красоты, ни проку… Как ей было обидно! (Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность) Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. «Счастливчики… », — думала Коряга, завидуя этим деревьям, — «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании…». (Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд). Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут… Но, не смотря на это, она была счастлива! (Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоубийство», мы «сгораем») В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств … (Бессознательные процессы) В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю…, но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза). (Метафорический кризис: шанс изменить жизнь) Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» — думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью… Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец… Но вот шторм начал потихоньку стихать… на небе показалось солнышко… Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны… Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать… Здесь она была одна такая…, единственная… И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза) (Метафора: Вода и шторм — метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение; кризис меняет человека шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало спокойнее — именно кризис принес оздоровление. Чем больше мы в своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем «здоровее», сильнее мы становимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.) Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность — так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики… (Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.) Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью…, (Пауза)…и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес…, (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком. (Метафора: признание индивидуальности; придача «товарного вида») Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью… (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы. «Сколько бедствий я перенесла, — думала Коряга, — и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно». (Метафора: торжество) Анализ впечатлений подростков. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки. Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую? Психолог: «Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы подростков с последующим обобщением психолога). 2. Игра «Выйди из круга». Цель:Определение способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям. Психолог говорит группе: «Любовь к людям, в том числе и к самому себе, — это трудная работа, требующая мужества и иногда — полной самоотдачи. Вам предлагается игра-проверка: умеете ли вы преодолевать препятствия, выживать, как вы это делаете. Итак, все встают в круг и берутся за руки. Желающий входит в круг с задачей из него выйти — вырваться за 2-3 минуты. Тот, кто не смог это сделать, считается погибшим. Круг не имеет желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий войдет в круг по желанию. Круг не железная клетка, шанс выйти он дает каждому, но выпустит только того, кто докажет свое желание жить». Суть здесь, конечно, не в самом событии — «погиб» участник или нет, а в том, что стоит за этим. Из круга имеет шанс выйти только тот, кто по-настоящему любит и уважает себя, знает свою ценность и готов за нее бороться. И этот круг — прекрасная диагностика жизненного стиля человека: кто-то рвется из круга силой напролом, кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем. В ходе игры ведущий может показать детям, что одним из лучших способов выхода является искренняя просьба лично к тому, кто может тебя услышать, при этом необходимо стоять не между рук, а перед человеком, близко к нему, положив руки ему на плечи. Работа всей душой, всем своим существом! Для этого необходимо действительно доверить себя тому, кто перед тобой. 3. Дискуссия на тему «Кризис, суицид». Цели: Прояснение уровня информированности подростков по данной теме; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях. Вопросы подросткам: «Как вы считаете, какова тема нашей сегодняшней встречи?», «С какими словами у вас ассоциируется понятие «кризис»?» (Катастрофа, стресс, довели и т.п.) В любом случае общим смыслом всех этих ассоциаций является неумение выйти из сложной жизненной ситуации, душевный кризис. Кризисные ситуации. Под такими ситуациями мы понимаем не природные катаклизмы, стихийные бедствия, а проблемные, сложные моменты в жизни, трудности, случаи, когда есть определенный риск для здоровья, эмоционального состояния человека. Кризис может наступить после катастрофы, физического насилия, разлуки с дорогим человеком, ухода из жизни близких людей, развода родителей и т.п. Часто к душевному кризису приводит участие в боевых действиях. Не всякий стресс выливается в кризис, но психоэмоциональный стресс может привести к кризису. Ребята, по каким признакам окружающие могут догадаться, что человек в данный момент находится в сложной жизненной ситуации, переживает кризис? (Ответы подростков). При кризисе может наблюдаться несколько реакций (какая-то одна или в сочетаниях): тревога Ш, снижение ясности мышления из-за рассеянности и потери способности к концентрации внимания, страх, избегание или поглощение, депрессия, гнев, чувство вины, стыд. Ребята, вспомните, пожалуйста, способы выхода знакомых или незнакомых вам людей из различных кризисных ситуаций (Ответы подростков). Все мы знаем, что в особую исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды, некоторые люди, к сожалению, прибегают к самоубийству (суициду), т.е. к осознанному лишению себя жизни. Дискуссия по методу Джеффа. Детям зачитываются различные утверждения, и предлагается обозначить свою точку зрения по каждому из них, встав под табличку «ЗА» в одном углу комнаты, или под табличку «ПРОТИВ» в другом углу. Утверждения: Судьба, определенно, не справедлива ко мне; Лучше вообще не жить, чем жить плохо; Если человек совершил какой-то промах в обществе, то об этом будут помнить все и всегда; Если мои родные не пытаются меня понять и принять, я их могу наказать тем, что покончу с собой – пусть знают! Суицид – это лучший способ быстро и навсегда избавиться от накопившихся проблем. В процессе выполнения упражнения психолог способствует обсуждению и анализу различных мнений ребят по каждому утверждению и нахождению реальных жизненных, литературных примеров. При этом строго соблюдается принцип безоценочности высказываний. Как вы считаете, почему люди совершают этот шаг? Какими мотивами они руководствуются? (Размышления и ответы подростков) Психология самоубийства есть: прежде всего, психология безнадежности, обиды, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир; психология замыкания человека в самом себе, в своей собственной тьме. Причин самоубийства множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, от сильной страсти или не сложившейся семейной жизни; от бессилия и позора, бесчестия; от потери состояния и нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от безнадежной болезни и страха, мучительных страданий. Психология суицида так странна, что бывали случаи, когда люди убивали себя из-за страха заразиться холерой. В этом случае они хотели прекратить невыносимое чувство страха, которое страшнее смерти. Самоубийство может совершаться по мотивам эстетическим, из желания умереть красиво (хотя, что уж там красивого?), умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию. Иногда самоубийство может производить впечатление силы. Нелегко покончить с собой, нужна безумная решительность. Но в действительности самоубийство не есть проявление силы человеческой личности, оно совершается нечеловеческой силой, которая совершает за человека этот чудовищный поступок. Верующие считают, что самоубийство есть малодушие, отказ проявить духовную силу, это измена жизни и ее Творцу. 4. Практикум «Тренинг разрешения проблемных ситуаций». Цели: Проанализировать конструктивные и неконструктивные способы выхода из сложных ситуаций; актуализировать активную позицию участников в решении проблем конструктивными способами и дать некий алгоритм, который может помочь в построении стратегии разрешения проблемной ситуации; развитие навыков помощи себе и другим в сложной ситуации. Способов поведения в кризисных ситуациях существует много. Очень не просто сразу понять, насколько эффективен тот или иной способ поведения. Чтобы сориентироваться и выбрать наиболее эффективный способ поведения, вам предоставляется возможность пройти некую подготовку в «полевых условиях». Мозговой штурм. Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни молодежи, людей вашего возраста? Каковы типичные способы поведения людей в данных ситуациях? (Записи ведущего на доске). Как я обычно веду себя в критической ситуации? (Вопрос для самоанализа). Распределение всех названных способов на конструктивные и неконструктивные. Последствия неконструктивных способов (употребление алкоголя, психоактивных веществ, суицид): сохраняется и накапливается напряжение; есть уход от проблемы, но нет решения, могут возникнуть и негативные последствия; употребление ПАВ — это болото, из которого не выбраться; самоуничтожение не ведет к разрешению проблемы. Моделирование ситуации «Проблема». Все участники становятся за спинками своих стульев. Ведущий приглашает одного участника (А), просит придумать себе имя и представить проблемную ситуацию — эта ситуация обозначается стулом, который ставится перед А. Далее разыгрывается эта ситуация: некий знакомый Б (второй участник) предлагает А наркотик как способ забыть проблему. Тот соглашается — проблема немного отдаляется (ведущий немного отодвигает стул-проблему). Далее ведущий говорит о том. что у А могут возникнуть другие проблемы — с милицией, с родителями, в школе. Эти проблемы обозначаются стульями, которые окружают А (участники, стоящие за кругом, двигают свои стулья к центру круга, говоря при этом о каких-либо сопутствующих проблемах). В конце ведущий говорит, что ситуация первая также усугубилась (стул придвигается). Обсуждение: Какие чувства возникали по ходу ситуации, ее усугубления (вопрос А)? Вопросы группе о ситуации, которая возникла. Итог: ситуация с помощью неконструктивных способов (в данном случае, наркотика) не разрешается, а лишь может отодвинуться на время, но потом к ней обязательно присоединяются и другие проблемы. В любой проблемной ситуации возникают негативные чувства, эмоции, напряжение. Важно их не отодвигать, а определенным образом прорабатывать, выражать, давать им выход, используя конструктивные способы, позволяющие не нанести вред себе и другому человеку. Какие это могут быть способы? (Варианты ответов записываются). 5. Упражнение «Похвались соседом». Цели: повышение самооценки подростков; возможность получения позитивной обратной связи от сверстников. Не обязательно обладать психологическим или медицинским образованием для того, чтобы внимательно относиться друг к другу и поддерживать в трудной ситуации.Подростки по кругу говорят о своем соседе справа все самое замечательное, что знают о нем, хвалятся своим соседом перед остальными. Сосед выслушивает его молча и потом дает обратную связь о том, принимает ли он то, что услышал о себе или нет. 7. Рефлексия. Учащиеся высказывают свое мнение о занятии. Ведущий: «Существует притча о человеке, который отправился в кругосветное путешествие. За время круиза он ни разу не зашел в ресторан поесть, и когда путешествие окончилось, капитан спросил у него: — Почему Вы никогда не обедали у нас? — Дело в том, что все деньги я отдал за билет на пароход, и мне не на что было купить еду, — ответил пассажир. — Но ведь еда входила в стоимость вашего билета… — сказал ему капитан». О чем эта притча? (ответы подростков). Каждый из вас увидел в ней свой смыл, но один из них таков: в «стоимость» нашей жизни уже входят радость и любовь, самореализация и свобода выбора, и только личные ограничения мешают нам это понять и жить счастливо». Очень важно человеку уметь найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из этого опыта лучшее для развития. Искусство мудреца — это искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления. Даже, если вас проглотили, у вас есть два выхода! |
nsportal.ru