Тренинги по сплочению коллектива – Тренинги на сплочение коллектива. 8 примеров | HR-elearning
Психологический тренинг «Сплочение коллектива»
Психологический тренинг на сплочение коллектива
Педагог-психолог:
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Строительство психологического климата, сплоченности коллектива
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
• Повысить сплоченность коллектива;
• Повысить взаимопонимание между педагогами;
• Повысить самооценку педагогов;
• Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Анализ анкет
Упражнение 1
Предлагаю встать в круг и разбиться на пары, так, чтобы получилось два круга: внешний и внутренний. Фломастеры или карандаши касаемся только указательным пальцем (внутренний круг поуже, внешний шире). Задание: сделайте один шаг вправо, два шага влево, присядьте, шаг вперед, два шага назад, присели, два шага влево, присели, два шага вперед, три шага назад…
Две команды: внешний и внутренний круг.
Садимся за два стола командами.
Игра-путешествие «Потерпевшие кораблекрушение»
Цель: исследование процесса принятия решения группой.
Упражнение выполняется всеми членами группы. Они сидят за одним столом. Каждому члену группы дается инструкция, в которой сообщается, что группа — это одна команда, оставшаяся в живых после какого-либо происшествия. Происшествие описывается в инструкции. На отдельном листе дается список предметов, которые остались неповрежденными. Задача каждого участника группы самостоятельно классифицировать их в соответствии с их значением для выживания.
Инструкция.
«Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигационных приборов. Вы и ваши товарищи успели опустить на воду надувной спасательный плот с веслами и захватить впопыхах 14 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара.
Ваша задача — классифицировать 14 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так далее до четырнадцатого, наименее важного для вас».
Вся группа должна принять единое решение.Оценка экспертов
Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды, поэтому они менее ценны.
Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, но указывает на значение данного предмета для выживания.
Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Канистра нефтегазовой смеси. Важна, для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена денежным банкнотом и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.
Пятибаллоновая канистра с водой. Необходима, для утоления жажды.
Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.
Шесть квадратных метров непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.
Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.
Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.
Пять метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.
Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.
Одна бутылка рома крепостью 80 . Содержит 80 % алкоголя — достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах; в других ситуациях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание
.Маленький транзисторный радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, негде находитесь вы, а где находятся спасатели.
Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.
Анализ:
— Удалось ли Вам показать свою полезность общему делу?
— Какие приемы этому сопутствовали?
Продолжение
Спасателям не удалось обнаружить ваш плот. Но вам посчастливилось доплыть до небольшого острова в Тихом океане. На острове много пищи и благоприятные климатические условия. Но здесь живет племя людоедов. У вас есть одна возможность сохранить жизнь: доказать Совету старейшин племени, что вы много умеете и принесете пользу.
Обе команды встают. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.
Возможные фигуры:
треугольник;
ромб;
угол;
буква;
птичий косяк;
круг;
квадрат.
Обсуждение:
Трудно было выполнять задание?
Что помогло при его выполнении?
ПОСТРОЙТЕСЬ ПО…
Цель: преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось.
Коллаж на тему «Наш коллектив»
«Молчащее и говорящее зеркало»
Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который «будет смотреть в зеркало».
Инструкция: Твоя задача — только по «отражению в зеркалах» отгадать, кто из участников группы подошел сзади. Одно «зеркало» будет живым, но молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только при помощи мимики и жестов. Второе «зеркало» — говорящее, оно будет объяснять, что это за человек, не называя его имени. Выбери из группы свои «зеркала».
«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок — перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и бесшумно подходят к нему сзади. Отражение в «зеркалах» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не угадал человека за спиной, то в игру вступает говорящее «зеркало» и произносит только одну фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова отражает молчащее «зеркало» и так далее. Задача игрока — отгадать человека за спиной как можно быстрее.
МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…
Цель: снятие агрессии.
Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)
Обсуждение:
Ну, раз мы с вами так похожи, давайте сыграем в такую игру.
Упражнение “Совместный счет”
Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти(по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой — “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с закрытыми глазами, в более сложном — с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки, удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.
Упражнение «Сердце коллектива» (рефлексия)
Педагог – психолог: У каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю создать сердце нашего коллектива. Для этого напишите имя на листе бумаги и сложите его. Это необходимо для того, чтобы каждый из Вас мог вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя Вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что Вы придумали. А сейчас, посмотрите, какое большое сердце я принесла. Оно станет сердцем нашего коллектива, после того, как мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце (педагоги под музыку приклеивают маленькие сердечки)
Педагог-психолог:
И в заключении, мне хотелось бы сказать:
Коллектив – это дружба,
Коллектив – это сила,
Коллектив – это кто-то всегда «заводила»
Коллектив – когда вместе всегда и везде.
Хоть на рифе, хоть в космосе, хоть на воде.
infourok.ru
Тренинги на сплочение коллектива на работе
Тренинги для коллектива — что это и зачем они нужны
Повышение эффективности труда — одна из основных задач HR-отдела компании, а также непосредственных руководителей коллектива и работодателя как субъекта хозяйствования в целом. От эффективности труда зависит полезность каждого конкретного сотрудника компании и её прибыль. В свою очередь, на данный показатель влияет и слаженность командной работы — в сравнении с успехами одного человека, слаженно работающий коллектив обычно демонстрирует лучшие результаты, чем получились бы при простом сложении результатов труда отдельных сотрудников.
Таким образом, сплоченность коллектива напрямую влияет на экономическую выгоду от ведения деятельности субъектом хозяйствования. И одним из наиболее эффективных способов повысить сплоченность сотрудников и их качество командной работы является проведение специализированных тренингов. Под тренингом подразумевается одно или несколько относительно продолжительных мероприятий, проводимых профессиональным коучем или тренером с оценкой результатов, имеющихся показателей и возможного потенциала развития сплоченности сотрудников.
Помимо тренингов существуют и другие способы повышения сплоченности коллектива, начиная от прямой финансовой мотивации в виде премий за эффективную работу подразделения в целом и заканчивая более простыми играми на сплочение рабочего коллектива, более подробно о которых можно прочитать в отдельной статье.Ключевыми особенностями тренинга на сплочение коллектива является именно его обучающая направленность не в рамках увеличения имеющихся знаний и профессиональных навыков, а в вопросах улучшения личностных качеств и способностей к командной работы как у отдельных сотрудников, так и у всего коллектива в частности. Проведение тренингов возможно на различных уровнях коллектива, начиная от небольших отделов из всего нескольких работников и заканчивая крупномасштабными корпоративными мероприятиями, в которых может участвовать весь штат организации.
Как провести тренинг на сплочение коллектива
Прежде чем приступать к непосредственному проведению тренингов на сплочение коллектива, необходимо подготовиться к означенному мероприятию. В первую очередь, следует назначить ответственное лицо за работу с коллективом. Наиболее часто подобные функции возлагаются на сотрудников отдела HR, однако в небольших коллективах эти задачи могут выполняться непосредственным директором предприятия или руководителем структурного подразделения либо инициативным сотрудником.
Кроме этого, необходимо определить сам факт наличия необходимости в проведении тренинга. До того, как внедрять новые методики и разрабатывать механизмы сплочения коллектива, следует оценить возможную экономическую выгоду от подобных мероприятий и сопоставить её с расходами и затратами сотрудников. Кроме этого следует оценить и сам коллектив, равно как и его задачи. Например, в некоторых сферах деятельности поощрение конкуренции и индивидуального развития отдельных сотрудников может быть более эффективным, чем командная работа. А в чрезмерно токсичных коллективах подобные тренинги могут лишь вызвать отторжение и насмешку и усугубить существующие проблемы.
Далее, следует определить с форматом мероприятия, его регулярностью и тем, кто будет обеспечивать фактическое проведение тренинга. Наиболее эффективным в данном случае будет проведение мероприятий профессиональным коучем, так как он сможет обеспечить беспристрастную и объективную оценку как имеющихся показателей в коллективе, так и его перспектив, а также проанализировать результаты проведения тренинга и скорректировать его в соответствии с потребностями субъекта хозяйствования и возможностями и отличительными чертами самой группы сотрудников.
Проведение тренинга сотрудником из самого коллектива может позволить сэкономить средства предприятия, однако в таком случае эффективность тренинга будет ниже за счет меньшего опыта и отсутствия профильного образования и соответствующих навыков. Другим положительным аспектом является лучшее понимание психологического климата в коллективе человеком, который регулярно работает с ним. Но это также порождает и риски субъективной оценки в зависимости от личного отношения ведущего к сотрудникам.
Тренинг может проводиться как в рабочее время, например, в формате выделения нескольких часов или даже целого рабочего дня под обучающие и развивающие мероприятия. В такой ситуации сотрудники будут более заинтересованы в прохождении обучения, но это может повлиять на эффективность их трудовой деятельности и снизить доход компании.
Проведение же тренингов в выходные, например, в рамках корпоративного мероприятия, может вызвать негативный отклик у ряда работников, которые привыкли самостоятельно распоряжаться своим временем и не хотят уделять выходные дни чему-либо, связанному с работой. Любой из таких подходов имеет как свои плюсы, так и минусы, и принимать окончательное решение стоит в зависимости от самого тренинга и конкретных особенностей коллектива.
Тренинги на сплочение рабочего коллектива могут предполагать работу как со всей группой сотрудников и развитие командной работы, так и предназначаться в первую очередь для руководителей и быть в том числе и индивидуальными — предоставляя ответственному сотруднику знания об эффеткивных методах управления персоналом и формирования продуктивной команды подчиненных.
Как выбрать хороший тренинг
При выборе подходящего тренинга на сплочение коллектива следует понимать, что готовые универсальные методики действительно могут использоваться практически без подготовки и даже человеком, не имеющим опыта в проведении подобных мероприятий. Однако, такой подход снижает эффективность тренинга сразу по нескольким причинам, к которым можно отнести:
- Универсальность. Практически всегда доступные и универсальные тренинги уступают в своей проработке и эффективности методикам, разработанным в индивидуальном порядке, так как последние позволяют учесть все особенности коллектива.
- Повторяемость. Многие из общедоступных тренингов для коллектива являются крайне широко распространенными — и сотрудники могут уже быть знакомыми с их механизмами, что также может снизить эффективность обучающего процесса и сделать его неинтересным или легко саботируемым со стороны сотрудника.
- Простота. На первый взгляд, готовые тренинги для коллектива предлагают хорошие и доступные методики для анализа результатов и перспектив. Однако такая простота в итоге приводит к тому, что чаще всего данные тренинги дают куда менее точную оценку и не позволяют определить наиболее эффективные и перспективные направления на дальнейшее развитие навыков командной работы.
Именно поэтому сейчас достаточно распространены услуги индивидуальных коучей. В принципе, опытный HR-специалист, если он есть на предприятии, может иметь разработку тренингов и их планирование, и проведение в качестве своих должностных обязанностей. Но при его отсутствии для достижения максимальной эффективности от тренинга на сплочение коллектива, решение обратиться к специалисту, работающему по принципу аутсорсинга, будет крайне актуальным и практичным.
Никогда не следует проводить тренинги на сплочение коллектива просто так, без четкого понимания механизмов их работы и желаемого результата. Проведение подобных мероприятий просто так, «чтобы было» — крайне неэффективный подход, который к тому же может вызвать целиком обратную реакцию со стороны сотрудников, особенно если тренинг предоставляется в формате обязательного к посещению события.
Тренинги эффективного разрешения конфликтов в рабочем коллективе
Важнейшей задачей в рамках сплочения коллектива является также эффективное разрешение возникающих и существующих в группе конфликтов. В том или ином виде конфликты присутствуют в любом обществе — они могут быть как открытыми, так и скрытыми, как деструктивными, так и продуктивными. Например, соперничество между двумя отделами может наоборот стимулировать повышение эффективности предприятия, если оно выглядит в формате спортивного соревнования, а работа ведется над повышением собственных показателей. В то же время, в коллективе могут действовать и деструктивные методы разрешения конфликтов — когда целью становится не успех отдельного сотрудника или их группы, а наоборот — провал остальных.
Таким образом, одной из важнейших задач при проведении тренинга эффективного разрешения конфликтов сейчас является во-первых — выведение скрытых конфликтов на открытый уровень, а во-вторых — реформирование деструктивных конфликтов в конструктивные. Избавление от конфликтов полностью — невозможно, так как они являются неотъемлемой составляющей социума. Поэтому следует с крайней осторожностью относиться к предложениям и обещаниям полностью устранить конфликты в коллективе за счет каких-либо обучающих мероприятий. В лучшем случае — такие тренинги и методики просто не дадут результата, а в худшем — переведут имеющиеся конфликты в скрытое состояние.
Работа с конфликтами требует практически всегда наличие либо хорошего реального опыта по проведению таких тренингов, либо профильного образования в психологии социума и конфликтологии. В противном случае, неосторожное обращение с методиками разрешения конфликтов может лишь усугубить имеющиеся проблемы, вместо того, чтобы поспособствовать их продуктивному разрешению.
Быстрый и простой тренинг на сплочение рабочего коллектива
Несмотря на то, что ранее было упомянуто об относительно низкой эффективности тренингов на сплочение рабочего коллектива, можно порекомендовать работодателям и руководителям достаточно простой инструмент, позволяющий поднять настроение сотрудникам и повысить их навыки командной работы. Этот тренинг называется «Надёжное плечо» и предусматривает проведение нескольких мероприятий в полуигровом формате. Его продолжительность составляет около двух часов и может быть легко как увеличена ведущим, так и уменьшена.
Первой задачей в рамках тренинга будет представление участников. Все сотрудники становятся в круг и по очереди начинают представляться — однако нужно рассказывать не о себе, а о коллеге слева. Когда все представились по часовой стрелке, нужно начать это упражнение заново — и представить своего коллегу справа. Можно повторять данную методику несколько раз, расставляя сотрудников в произвольном порядке. Этот тренинг позволит как узнать больше о своих товарищах по коллективу, так и предоставить участникам возможность прочувствовать, что их коллеги о них что-то знают и имеют к ним определенный интерес.
Следующая задача в рамках тренинга «Подставь плечо» — это устранение конфликтных настроений в коллективе. Сотрудники становятся в ряд, и после этого ведущий наугад выбирает одного из них, и просит коллективно сказать, почему этот человек является «лучшим работником месяца», вне зависимости от того, кто фактически имеет такое звание. Каждый должен высказаться, но не больше трёх слов. После этого выбранному работнику дают право самостоятельно выбрать следующего «лучшего работника», и объяснение повторяется, пока все работники не побывают в роли «лучших».
Третья задача — основная в ходе тренинга. Каждому работнику дается листочек с ошибочным утверждением о компании. Например, что в отделе есть десять компьютеров, когда на самом деле их всего восемь. После этого участникам сообщается, что в двух из листков есть ошибка, и предлагается обменяться с любым коллегой своими листочками. После этого, следует попросить сообщить о том, кто из коллег имеет ошибку в своем листке, предупредив, что за это его лишат воображаемой премии в конце месяца. При этом каждый может решить ещё раз передать листок другому сотруднику. Суть в том, чтобы создать ситуацию, когда каждый будет знать о наличии ошибки у себя, и будет демонстрировать свое доверие к другим участникам, и нежелание раскрывать их ошибки.
При этом по окончании всех «обменов», ведущий подходит к каждому участнику и спрашивает того о том, кто ошибся так, чтобы другие сотрудники не могли услышать ответа. Успехом коллектива может считаться ситуация, когда каждый из сотрудников готов самостоятельно заявить о своей ошибке, но не сообщает об ошибках других.
После этого следует составить схему взаимодействий сотрудников в рамках последнего упражнения и на её основе уже можно будет предпринимать какие-либо изменения в кадровой политике отдела, обеспечивая слаженную работу и группировку сотрудников по степени их интереса друг к другу и уровню доверия. Финалом тренинга можно сделать простую игру «доверие», когда один работник должен закрыть глаза, сложить руки на груди и начать падать спиной вперед на руки коллег. Это обеспечит должную психологическую разрядку и позволит ещё раз подчеркнуть важность взаимопомощи и ее наличие в коллективе для каждого.
Загрузка…delatdelo.com
Материал по психологии на тему: Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»
Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»
Педагог- психолог: Богомолова Лариса Валерьевна
Аудитория:
• Рассчитан на подростков 14-18 лет
• Рекомендуемое количество от 6 до 12 человек
Время проведения:
80 минут
Место проведения — территория вокруг школы, помещения внутри школы.
Специальное оборудование — в соответствии с содержанием испытания (веревки, мячи, фломастеры, доски, скотч, бумага и т.д.).
Введение.
Смысл командообразования — процесс создания и поддержки команды.
Главное отличие — динамичность и направленность на достижение цели усилиями команды.
Элементы, которые присутствуют на тренинговых занятиях, развивают поведенческую гибкость, умение быстро и адекватно реагировать на нетиповые ситуации, а также целый ряд коммуникативных навыков для работы в команде. Тренинговые упражнения повышают общий жизненный тонус и настроение.
Тренинговые занятия позволяют повысить лояльность подростков, транслировать корпоративную культуру школы или ее изменение, проверить команду на «прочность», создать единое информационное и эмоциональное пространство, которое создает баланс между командным духом и индивидуальностью каждого ребенка.
Игровые упражнения и задания позволяют развить:
- доверие (к лидеру, к друг другу),
- навыки согласованных действий друг с другом,
- умение анализировать и оценивать ситуацию, принимать решение исходя из сложившихся обстоятельств,
- умение совместно решать задачи в рамках ограниченного времени и средств.
Ход тренинга:
Написать на доске.
«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» Курт Левин
Вступительное слово психолога.
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этой школе, получение хорошего образования, отличного аттестата! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата в группе;
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы.
Фазы тренинга:
1. Вводная фаза
Цель фазы: Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.
Название упражнений: «Приветствие» «Смысл моего имени», «Правила группы»
Время: 5 минут.
Необходимые материалы: Карточки для имен, булавки, фломастеры, лист с правилами.
2. Фаза контакта
Цель фазы: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.
Название упражнений: «Салат»
Время: 5-7 минут.
3. Фаза лабилизации
Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.
Название упражнений: «Вавилонская башня», «Маленькие зелененькие человечки»», «Построимся»
Время: 20-25 минут.
Необходимые материалы: Картинки с изображением животных, бланки для диагностики по количеству участников, ватман, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями.
4. Фаза обучения
Цель фазы: Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.
Название упражнений: «Кто быстрее», «Паззлы», «Дом»
Время: 30 минут.
Необходимые материалы: Карточки с изображением животных, паззлы.
5.Заключительная фаза
Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения
Название упражнений: «Говорящие руки», «Круг», «Подарки группе»
Время: 10-15 минут.
Необходимые материалы: Карточки с изображением животных.
Общее время: 80 минут.
Упражнение «Привет»
Эта игра на командообразование физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. В тоже время в игре мобилизуется внимание участников, поскольку они должны одновременно управлять обеими сторонами своего тела. Каждый игрок может прервать рукопожатие правой рукой только тогда, когда установит новый контакт – левой рукой. Это способствует межполушарному взаимодействию.
Игра интересна так же и с точки зрения развития межличностных отношений, она требует достаточно высокого уровня кооперации, поскольку каждый участник одновременно взаимодействует сразу с двумя членами группы. Большой позитивный эффект имеет проведение этой игры в конце занятия. Благодаря ей участники расходятся в хорошем настроении, и каждый из них получает свою долю внимания.
Инструкция: Начтите, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?
1. Упражнение «Смысл моего имени»
Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.
Время: 5 минут.
Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.
Ход упражнения: Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.
2. «Правила группы»
Время: 2 минуты.
Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
- Проявлять активность.
- Слушать друг друга, не перебивая.
- Говорить только от своего лица.
- Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
- Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
- Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения
3. Упражнение «Салат»
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения: Все участники встают вкруг и по часовой стрелке называют фрукты Яблоки, апельсины, груши. Ведущий стоит в центре, и говорить сейчас поменяются местами груши. И только груши должны поменяться местами. Или ведущий говорит фруктовый салат, тогда все участники должны поменяться местами.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
4. Упражнение «Поворот в прыжках»
Цель: активизация группы, сплочение.
Время: 2-3 минуты.
Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.
Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.
Обсуждение: Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел. А как это сделать?
5. Упражнение «Вавилонская башня»
Время: 15 минут.
Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
1 команда | 2 команда |
Башня состоит из 10 этажей | Башня состоит из 8 этажей |
Вся башня имеет коричневый контур | Вся башня имеет розовый контур |
У башни 6 окон | У башни 8 окон |
На башне синий флаг | На башне красный флаг |
На башне 4 балкона | На башне 3 балкона |
Башня стоит на зеленой траве | Башня стоит на земле без травы |
На 3-ем окне занавеска | На 1-ом и 2-ом окне синие шторы |
На балконе стоят цветы | На балконе стоят цветы |
Вся башня каменная | Вся башня деревянная |
На 4-ом балконе сидит кошка | На первом балконе сидит собака |
На окнах ставни | На окнах ставни |
У башни большая лестница | У башни большая лестница |
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
6. Упражнение ««Маленькие зелененькие человечки»
Инструкция: «Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: «Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!», ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: «Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!»
Время: 20 минут.
Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и и понимать кто нуждается в защите и брать на себя ответственность.
Перерыв
«Сесть на стол»
Инструкция: Ваша группа должна по моей команде как можно быстрее сесть на стол так, чтобы все члены группы разместились на столе. На полу не должно быть ни одной ноги.
Затем участники едят с закрытыми глазами. Это упражнение на доверие партнеру.
7. Упражнение «Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Время: 10 минут.
Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от школы, по цветам радуги в их одежде.
Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
8. Упражнение «Паззлы»
Цель: формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе.
Время: 10-15 минут.
Ресурсы: карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «пазлы».
Ход упражнения: участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача – собрать ее как можно быстрее.
Психологический смысл упражнения: участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, к улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.
Обсуждение: Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?
9. Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива.
Время: 10 минут.
Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
- квадрат;
- треугольник;
- ромб;
- букву;
- птичий косяк.
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
10. Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Время: 15 минут.
Ресурсы: карточки с изображением животных.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
12. Упражнение «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Время: 5-7 минут.
Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
- Поздороваться с помощью рук.
- Побороться руками.
- Помириться руками.
- Выразить поддержку с помощью рук.
- Пожалеть руками.
- Выразить радость.
- Пожелать удачи.
- Попрощаться руками.
Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
13. Упражнение «Построение круга»
Время: 10 минут.
Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.
Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.
Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.
Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.
14. Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
nsportal.ru