Особенности воспитания: Сущность воспитания и его особенности

Особенности процесса воспитания

В общем педагогическом процессе развивается и процесс воспи­тания. Традиционно он рассмат­ри­вается отдельно, потому что име­ет свои особенно­сти и его нельзя свести ни к процессу обучения, ни к процессу развития. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название тео­рии вос­питания. Если в процессе обучения действовали учитель и ученик, то в воспитательном про­цессе его участники — воспитатель и воспитанник. В начальной школе это одни и те же лица, участвующие в обоих процессах од­но­временно.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личнос­ти. Это специально организо­ванное, управляемое и контролируе­мое взаимодей­ствие воспитателей и воспитанников, ориентирован­ное на достижение цели воспитания. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Уже от­меча­лось, что это процесс целенаправленный. Наибольшую эффек­тивность обеспечивает такая его органи­зация, при которой цель вос­питания превращается в цель близкую и понятную воспитаннику.

Именно единством целей, сотрудничест­вом при их достижении ха­рактеризуется современный воспитательный про­цесс.

Процесс воспитаниямногофакторный, в нем действуют объ­ектив­ные и субъективные при­чины. Особенность его в том, что дея­тельность вос­питателя обусловлена не только объективными зако­номерностями. Это в значительной мере искусство, в котором вы­ражается личность воспитателя, его индивидуальность, характер от­ношений с воспитанниками.

Воспитание устраняет не­гативные качества, на их место ставит положительные. Это не­лег­кий процесс. Сложность его и в том, что он очень динамичен — под­вижен и изменчив.

Воспитательный процесс отличается длительностью. Школь­ное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании чело­века, потому что нервная система в молодом возрасте обладает вы­сокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на бы­стрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результа­тов от мо­мента непосредственного воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса — его непре­рыв­ность.

Школьное воспитание — это процесс непрерывного, систе­матического взаи­модействия воспита­телей и воспитанников. Заблу­ждаются воспитатели, по­лагающие, что одно яркое «мероприятие» спо­собно изменить поведение уче­ника. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то по­стоянно приходится за­ново прокладывать «след» в сознании воспитанника, вместо того чтобы, уг­лубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания — комплексный. Означает единство целей, задач, содержания, форм и мето­дов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариатив­ность (не­однозначность) и неопре­де­ленность результатов. В од­них и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достиг­нуты разные результаты. Это обусловлено индивидуаль­ными различиями воспитанников, их социаль­ным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подго­тов­ленности воспитателей, их мастерство, умение сотрудничать с воспитан­никами также оказывают большое влияние на его ход и ре­зультаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение не­обычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к вос­питаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (об­ратная связь). Управле­ние процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той ин­формации, которая поступает от вос­питанников. Чем больше ее в распо­ряжении воспитателя, тем целе­сообразнее воспитательное воздействие.

Процесс воспитания противоречив. Его диалектика (развитие) обуслов­ливается противоречиями, которые, бы­вают внутренними и внешними. Именно противоречия рождают ту силу, что поддерживает не­прерывное течение процесса. Одним из основных, внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоре­чие между воз­никающими у нее новыми потребно­стями и возможностями их удов­летворения. Их «рассогласование» побуждает ученика активно попол­нять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваи­вать нормы и правила.

Назначение воспитания — правильно направить фор­мирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания дви­жущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ори­ен­тации воспитанников.

Внешние противоречия также сильно сказываются на направлен­ности и результатах воспита­тель­ного процесса. Весьма неблагопри­ятны, например, противоречия между школой и семьей, противо­дей­ствие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Про­тиворечие между словом и делом также нередко становится причиной многих воспитательных затруднений.

Роль воспитателя состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на се­бе вос­питательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем зна­читель­нее, чем больше в ней демократизма, творческой свобо­ды. Воспитатель добивается значительных успе­хов только тогда, ко­гда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает процесс, внима­тельно анализирует последствия своих действий и делает из них правильные выводы.

Подлинное пре­образо­вание воспитания возможно только на основе идей демократизации и гума­низа­ции школы, на возрождении простых человеческих чувств — заботы о детях, любви и милосердия. Поэтому важная задача нынешнего воспитателя со­стоит в том, чтобы расположить воспитанника к пе­дагогическим влияниям. Педагогическая позиция должна быть де­ликатной, незаметной, возможно бо­лее скрытой от воспитанника. Нужно растить ребенка другом, а не стоять ментором над его душой.

Итак, воспитательный процесс идет одновременно с процессом обуче­ния в общем педагогиче­ском процессе. Он имеет ряд особен­ностей, а потому выделяется и рассматривается самостоятельно. К ос­новным особенностям процесса воспитания относятся: много­факторность, динамичность, длитель­ность, сложность, вариатив­ность, неопределенность и отдаленность резуль­татов.

Процесс вос­питания имеет ярко выраженный комплексный характер.

Особенности воспитания в современную эпоху | Консультация:

Особенности воспитания в современную эпоху

Подготовила: Побережная Н.А.

Воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Урай


Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..……..2

Глава 1. Что есть «воспитание»………………………………………………………………4

Понятие воспитания и его характеристики…………………………………….……………..4

Глава 2. Воспитательный процесс в настоящее время………………………………………6

2.1. Особенности воспитания на современном этапе …..………..……………….…………..6 2.2. Специфика семейного воспитания на современном этапе……………..………..……..8

Заключение…………………………………………………………………………………………13

Список используемой литературы…………………………………………………….………14


Введение

Важная роль воспитания отчетливо прописана в новом «Законе об образовании», который вступил в силу 1 сентября 2013 года. Там сказано: «…воспитание − специально организуемая в системе  образования  деятельность,  направленная  на  развитие  личности,  создание  условий  для самоопределения  и  социализации  обучающегося  на  основе  социокультурных  и  духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства; образование − общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества,  государства,  а  также  совокупность  приобретаемых  знаний,  умений,  навыков,  ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности»[1].

Но, несмотря на эту совершенно определенную установку, образовательная практика показывает, что между проблемами образования как обучения  основам определенных научных дисциплин и воспитания как сознательного устремления к формированию у детей и подростков ценностных ориентиров, неуклонно нарастает дистанция. Более того, эти ветви единого древа превращаются в две почти не соприкасаемые сферы. Данное положение отмечается современными аналитиками проблем педагогики.

Проблемы воспитания, несмотря на теоретическую разработанность и огромный практический опыт поколений, сегодня оказались в сфере дискуссионности. Размыт основополагающий фундамент для формирования приемов и методов воспитательной политики – аксиологическое понимание мира, объединяющее все общество. Собственно даже минимальный анализ существующих сегодня концепций воспитания показывает, что они тесно связаны с позицией педагога, а потому педагогика сегодня остро нуждается в теории, которая объективирует разнородную наличную практику.

Педагогическая теория «отслеживает» изменения в культуре, социальных потребностях общества и предлагает новые решения вечных воспитательных проблем, новые подходы к организации жизни и деятельности воспитанников, их отношений к миру и к самим себе. Чем сложнее происходящие вокруг нас перемены, тем более глубоким должно быть переосмысление наших прежних теоретических представлений. Привычные и казавшиеся фундаментальными, они «рассыпаются» в современной социокультурной ситуации, уступают место новым теоретическим концепциям, определяющим новые подходы к воспитанию.

Раскрепощенная теоретическая мысль обращается к различным направлениям, которые не использовались в педагогике «старого формата»: феноменологии, антропософии, философскому постмодернизму и др. В. В. Зеньковский так характеризовал эту особенность: «Первой общей чертой педагогики надо признать ее чрезвычайную жадность ко всем «последним словам», какие только слышатся в науках, связанных с ней».

Обращение к данной теме вызвано рядом обстоятельств. Во-первых, в настоящее время определился социальный заказ общества на подготовку человека новой формации, демократически ориентированного, свободного от предрассудков и груза тоталитарного прошлого. Во-вторых, многие родители сегодня ориентированы на обучение своих детей престижным знаниям и навыкам. Демографические сложности, возникшие в последнее время в стране, осознание многими людьми новых ценностей, ориентиров и жизненных приоритетов, таких, как элитарность образования и желание индивида занять «свое» место в обществе, приводят к опасению по поводу потери потребности многих взрослых в воспроизводстве себе подобных.

Цели работы:

  1. Выявить в педагогических подходах их коренные установки.
  2.  Проанализировать, кого стремятся воспитать создатели определенной педагогической системы – практически активного члена общества или свободную личность
  3. Выявить,  какие качества важны при получении современного образования – деловые навыки или «внутренний мир».

ГЛАВА 1. ЧТО ЕСТЬ «ВОСПИТАНИЕ»

Понятие воспитания и его характеристики

Напомним, что в советской педагогике воспитание определялось как процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие  человека.  Однако  при  тщательном  изучении  смысла  данного  определения возникают две проблемы. Во-первых, старшее поколение не имеет опыта той жизни, которой живет молодежь, поэтому передавать свой опыт не имеет смысла, новые  поколения  живут  в  других  условиях,  которые  могут  вступать  в  конфликт  с опытом предыдущих поколений. Во-вторых, передача и усвоение опыта не могут обеспечить развитие человека.  

По определению П.И. Пидкасистого, воспитание представляет собой целенаправленную подготовку молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемую через специально создаваемые государственные и общественные  структуры,  контролируемую  и  корректируемую  обществом.  Кроме  того, воспитание  рассматривается  как  целенаправленная  содержательная  профессиональная деятельность  педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека[2]. Важнейшим,  на  наш  взгляд,  является  в  данном  определении  прямая  связь  воспитания  с культурой, культурным опытом, передача которого рассматривается как основная цель воспитания.

В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи:

  • реализм целей воспитания;
  • совместная  деятельность  детей  и  взрослых;  
  • самоопределение;  
  • личностная  направленность;
  • коллективизм.

Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер, определяются потребностями развития общества и зависят от способа производства,  темпов  социального  и  научно-технического  прогресса,  достигнутого уровня  развития  педагогической  теории  и  практики,  возможностей  общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Отметим, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру.

Воспитание как процесс передачи культурного опыта имеет три аспекта, которые  традиционно  рассматривает  педагогическая  теория:  

  • социально-нормативный;
  • индивидуально-смысловой;
  • ценностно-деятельностный[3];

Одной  из  характеристик  воспитательного  процесса  является  закономерная логика его протекания. Данная характеристика связана с прогнозированием хода воспитательного процесса,  предвидением результатов  воспитания  на основе изучения мотивации воспитанников, их представлений о себе, устремлений и идеалов, общественного мнения. Признание закономерной логики протекания воспитательного процесса и основанное на этом педагогическое прогнозирование становятся исходным пунктом целеполагания в воспитании.

Другой важной характеристикой процесса воспитания является его  дискретность  (или  стадийность),  поскольку  процесс  воспитания  рассматривается  как  последовательность состояний, событий, изменений. Стадия рассматривается как определенная  ступень,  характеризующаяся  качественной  определенностью. Логика процесса может быть понята через выявление последовательности состояний и из того, каким образом каждое имеющееся состояние вытекает из предыдущего и создает предпосылки для последующего.

Еще одна характеристика воспитательного процесса – нелинейность, скачкообразные переходы от одного состояния к последующему, характеризуемые кризисным  состоянием.  Кризис  согласно  словарному  определению,  это  не  только «острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение», но и «резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние». Кризис представляет собой переход от одной стадии к другой, от одного целостного состояния к другому.

Следующая  характеристика  процесса  воспитания  это  его  ситуационность, которая рассматривается как наличие контекстной среды, совокупность внешних условий которой становится ситуацией протекания процесса[4].  

ГЛАВА 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ

2.1. Особенности воспитания на современном этапе

Разумеется, реальный культурно-педагогический процесс представляет собой сложное и порой неразличимое переплетение многообразных тенденций.

Как яркий пример такого рода размышлений приведем авторитетное суждение профессора МГУ Н.Е. Покровского. Известный социолог полагает, что «в России наблюдаются не замедленные  процессы  адаптации  к  общемировым  культурным  изменениям,  но,  напротив,  в  силу значительной ослабленности социальной структуры российского общества, активно реализуют себя большинство глобалистических тенденций в их яркой «гибридной» форме. Причем глобализация  выступает  в  форме  американизации.  Как,  впрочем,  можно  утверждать  и  обратное  − американизация и есть глобализация»[5].

Собственно  сам  тип  американской  культуры  тяготеет  к  расширительной  унификации, сведению реальности к практической конкретности и вследствие этого, неизбежному упрощению. Изобретенный в Америке конвейерный темп жизни индустриального общества требовал от  человека  совершенно  определенных  практических  качеств,  постоянной  нацеленности  на практический результат.

Достаточно сказать, что в основе ценностной природы в самоощущении американцев лежит чувство независимости и самодостаточности. Из этого возникает и культивируется дух индивидуализма. Отсюда и основные педагогические приемы воспитательной практики американских школ. Воспитание строится на системе поощрений: все, что делает ученик, – прекрасно, вне зависимости от объективной ситуации. Во многих школах отменены оценки и вообще контрольные работы, так как это заставляет ребенка усомниться в собственной безупречности.

Совершенно очевидно, что эти позиции противоречат традиционной ценностной иерархии русской культуры, которые основываются на чувстве соборности, сопричастности каждого члена общества миру добра, сострадании. В традиционной русской культуре немыслимы самореклама и самовозвеличивание.  

Итак, если предположить, что молодой человек в процессе формирования должен опираться на собственные силы и собственные представления о мире, то очевидно, что идеалы и ценности не могут быть сформированы человеком самостоятельно. Он просто не в силах пройти путь развития человечества для достижения концентрированного выражения в понимании доброго и злого.

Более того, в ситуации самостоятельного творчества, научного или художественного, молодой человек не может обойтись без изначально очерченных перспектив движения его мысли.

Это прекрасно понимали наши педагоги в недавнем прошлом. Достаточно вспомнить замечательного педагога и мыслителя В.В. Давыдова, который предложил развитую педагогическую концепцию по развитию теоретического мышления у детей[6].

Сегодня в процессах саморазвития серьезную роль играет Интернет [7]. В традиционно культуре, даже постиндустриального периода, мы привыкли к положению, что информационное поле должно по возможности отражать мир. Интернет же создает параллельные реальности, в которых бесконтрольно существует подросток, или молодой человек, соответствующим образом «самообразовываясь» и «самовоспитываясь».

Характерным  является  то,  что  при  достаточно  значительной  литературе,  посвященной проблемам влияния Интернета на общественное сознание, нет работ, в которых бы анализировалось  именно  педагогическое,  и  шире  нравственное  значение  этого  феномена.  Весь  пафос аналитиков ограничивается проблемами здоровья (долгое сидение у компьютера вредно), психологии (интернет зависимость, игромания).  

Распадение единого воспитательного пространства происходит вследствие исчезновения единого  идеологического  пространства,  в  котором  были  определены  и  защищены  те  нравственные и этические позиции, которые считались обязательными для любого члена данного общества. Сегодня в условиях либерализации общества может сосуществовать сколь угодно много таких идеологических систем.

Получили значительное развитие идеи поиска неких «новых путей» в педагогике, путей, на которых, очевидно, будут преодолеваться «недостатки гуманитарного мышления». «Проективная педагогика» (или креативная педагогика) стремится заложить в сознание людей новое воззрение на мир[8].

Проблема понимания человека в неисчерпаемой сложности всегда стояла перед ответственными  учеными.  Академик  А.Н.  Леонтьев,  известный  советский  психолог,  отстаивавший понимание человеческой личности как результат воздействия внешнего мира, в конце концов, вынужден был признать: «Мы разобрали человека на части и хорошо научились «считать» каждую из них. Но вот собрать человека воедино мы не в состоянии»[9].

А С.Т. Шацкий, видный специалист советской педагогики, естественно стоявшей на материалистических позициях, писал, что понимает под воспитанием, прежде всего, «организацию детской жизни и деятельности»[10]. Подчеркиваем миросозерцательную цельность педагогического подхода: пространство − для организации жизни, а не среда для культивации определенных навыков.  

Между тем очевидно − под воздействием логики борьбы с тоталитаризмом в общественном сознании с конца прошлого столетия стало возобладать отрицательное отношение к воспитанию как средству насилия над формирующимся человеком. Оценивая эту тенденцию, философ О.Н. Крутова пишет: «С воспитанием стали связывать покушение на духовную свободу личности, на ее уникальность и самобытность».

Наличие этой же тенденции с тревогой подтверждает известный и авторитетный педагог В.А. Караковский. Он пишет: «Во многих школах, средних учебных заведениях, вузах воспитание как педагогическая цель вообще отсутствует… Трагедия заключается в том, что переориентация массовой школы на «чистое» обучение происходит на фоне невероятного обострения, нестабильности во всех областях нашей жизни, когда молодежь, попавшая в зону социального риска, все более пугает резким падением уровня воспитанности, бездуховностью, слепым идолопоклонством»[11].

2.2. Специфика семейного воспитания в настоящее время

Как известно, «…детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,  самобытная,  неповторимая  жизнь.  И  от  того,  как прошло детство, что вошло в разум и сердце человека из окружающего мира, — от этого и многого другого в реальной степени зависит, каким человеком он станет завтра…»[12].  

Семья чутко реагирует на все изменения в экономике и социальной структуре общества, и самые незначительные изменения внутрисемейных отношений всегда оказывают влияние на становление характеров, воли, чувств, мировоззрения  подрастающего  поколения.  

Семья, как малая социальная группа, характеризуется рядом социально-психологических особенностей, которые имеют важное воспитательное значение:

  • положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи;
  • сплоченность семейной общности, единство ее целей и задач;
  • разнообразие  семейного  сообщества  по  полу,  возрасту,  индивидуальным  особенностям,  интересам, профессиональному статусу;
  • постоянные во времени непосредственные внутрисемейные контакты супругов, родителей и детей

Семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной  индивидуальности, формируя у детей:

  • умение адекватно воспринимать и понимать себя и других;
  • способность  к самоутверждению себя как личности,  проявлению своих индивидуальных особенностей, способностей, потребностей и интересов;
  • умение взаимодействовать с другими людьми в реальных ситуациях;
  • способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим;
  • потребность любить близких людей и доверять им;
  • уверенность в собственной нужности

Как показывают исследования, несмотря на возникновение противоречий, конфликтов между родителями и детьми, обнаруживается много сходных элементов в ценностно-трудовых, ценностно-образовательных, потребительских ориентациях родителей и детей. Семья во многом готовит ребенка к достижению определенного уровня образования, социально-профессионального статуса, к определенному характеру внепроизводственной деятельности. Разногласия, в основном, касаются тех аспектов жизнедеятельности, которые являются очень динамичными, специфичными для молодежного самоутверждения. Можно привести высказывание Г. Зиммеля, в котором,  на  наш  взгляд,  заключена  основная  идея  компромисса  семейного  воспитания:  «Семья…  предоставляет  в  качестве  коллективного  индивидуума  своему  члену,  с  одной  стороны,  предварительную  дифференциацию, которая, по крайней мере, подготавливает его к дифференцированию в качестве абсолютной индивидуальности, с другой стороны, защиту, благодаря которой эта последняя может развиваться, пока она не будет в состоянии противостоять самой обширной коллективности»[13].  

Бахтигулова Л.Б. выделяет следующие тенденции современного семейного устройства: не все современные молодые родители умеют воспитывать своих собственных детей. От этого страдают и дети, и их родители, и учителя. Причин тому много. А.П. Ситник называет такие:

Во-первых, однодетность или малодетность семьи в городских условиях уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами. Что было характерно в условиях многодетной семьи. 

Во-вторых, в молодых семьях имеются возможности отделиться от своих родителей, от старшего поколения. Казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время страдает старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними[14].

Зиновьева Т.Г. также обращает внимание на количество детей в семье. В современной российской семье преобладает тенденция иметь одного ребенка, что обусловлено, в основном, экономическими причинами, нестабильностью социальной жизни, наличием множества социальных рисков. В то же время наличие двух, трех детей в семье может позитивно сказываться на их социализации. В данном случае дети более легко адаптируются в детских коллективах, поскольку с раннего детства общаются со сверстниками, привыкают заботиться о другом человеке, соотносить свои потребности с потребностями других детей и т.п. Когда семья имеет одного ребенка, все стараются только для него, возможно формирование эгоцентричной личности. В данном случае для достижения компромисса в воспитании нецелесообразно удовлетворение всех желаний, просьб ребенка[15].  

В-третьих. Основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький, и «лежит поперек, а не вдоль лавки». Народная педагогика учила высокой нравственности через пословицы и поговорки, через незамысловатые, но очень значимые выражения: «Гуляй, девица, да смотри, чтобы ветром не надуло» или «Гуляй, да в подоле не принеси».

В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын и чья это о дочь, которые нарушают правила поведения, совершают асоциальные поступки, поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе, где живут горожане «в первом поколении», выходцы из деревни, но порвавшие родные корни с деревенскими традициями и не усвоившие еще городского образа жизни.

В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание, все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача. Полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень эмоционального внутрисемейного настроя, что не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге — для семейного воспитания.

В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когда прямая трансляция заседания съездов, выступлений депутатов палат и Госдумы приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей в эту пору они отмахиваются, как от назойливых мух: «Отойди, не мешай!» И дети остаются предоставленными сами себе. Затем эти увлечения сменились не мене повальным увлечением сериалами «Просто Мария», «Дикая Роза», «Дикий ангел», «Во имя любви» и т. д. Вновь вся семья прикована к телеэкрану, а на воспитание детей не остается времени.

Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям заниматься воспитанием детей, можно продолжить. Однако и этих вполне достаточно, чтобы констатировать неблагополучие в постановке семейного воспитания во многих современных семьях. Вот почему школьные учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье, в педагогическом просвещении родителей, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений[16].

Я. Н. Алиева считает, что функциональные  и  структурные  изменения  семьи  в свою  очередь  привели  к  ломке  традиционного  внутрисемейного  отношения  «родители-дети»,  которое  было стержнем  расширенной  семьи17.  Результаты  исследований ученого свидетельствуют  о  том,  что  в  нынешних  условиях значительно  возросла  социализирующая  функция  таких социальных институтов, как детские воспитательные учреждения, школы, вузы, СМИ, социальная среда. И чем ребёнок становится старше, тем больше ослабевает влияние семьи и возрастает влияние школы, «улицы», друзей и знакомых.

При исследовании проблем детей, семейного воспитания и т.п. нельзя не затронуть категорию детей, которые по тем или иным причинам оказались вне попечительства родителей. Согласно мнению Е.Б. Бреевой и др. исследователей,  «…непонимание  между  детьми  и  родителями, детьми  и  учителями,  жестокость  и  насилие  со  стороны взрослых, а в ряде случаев и сверстников, невозможность, а нередко и нежелание избежать конфликтных ситуаций приводят  к  уходу  ребёнка  из  дома,  детского  дома,  приюта…»[17].  


Заключение

В  целом  можно  прийти  к  выводу,  что  в  настоящее время прослеживается тенденция воспитания детей не из принципа целесообразности, а из принципа необходимости. И «необходимость» диктуется сегодняшними реалиями. Воспитательный процесс в нынешних условиях находится  на  перепутье.  Семья  оказалась  перед  нелегким выбором:  противоречивость  требований  глобального  и регионального планов, что условно можно назвать «ножницами воспитания». Очевидно, что можно достичь высокого уровня развития лишь в том случае, когда общество формирует всесторонне развитого субъекта общественной деятельности – человека. В этом деле большая доля ответственности лежит на семье, как ячейке общества, она при этом несёт в себе все противоречия общества. Отметим, что  при  любых  обстоятельствах  важно  учесть  воспитательное значение религии, где есть призыв к высоким моральным ценностям.

Естественно задать вопрос, а возможно ли вернуть процесс воспитания в привычное русло? Ответить на него с полной определенностью сегодня вряд ли удастся. Ведь для возникновения целостной стратегии воспитания, которая может быть понята как национальная, необходимо увидеть рамки культурной картины мира, в которой живут взаимодействующие друг с другом поколения.

Личность человека не может развиваться, ни исходя из собственных духовных ресурсов, «самобытно», ни в пределах технологических образовательных задач узко утилитарного обучения. Она нуждается в связи с миром ценностей, на которых веками строилась духовная и культурная основа жизни общества. При этом такие ценности должны быть авторитетны для подростка и признаны как объективно ценные в том сообществе, в котором он живет.


 Список литературы

  1.  Алиева  Я.Н. Проблемы детского воспитания в современный период // Вестник гуманитарного института ТГУ. 2012. №2(13)
  2. Башмаков А.И. и др. Креативная педагогика: методология, теория, практика. М., 2002.
  3. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. – С. 143-154.
  4. Борытко  Н.М.,  Соловцова  И.А.,  Байбаков  А.М.  Педагогика:  Учеб.  пособие  для студ.  высш.  учеб.  заведений  /  Под  ред.  Н.М.  Борытко.  –  М.:  Изд.  центр  «Академия», 2007. – 496 с.  
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  6. Федеральный закон об образовании 2013. Статья 2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе.
  7. Зиммель Г. Социальная дифференциация: социологическое и психологическое исследование // Тексты по истории социологии веков: хрестоматия. М.: Наука, 1993. С. 329-346. – С. 333.
  8. Зиновьева Т.Г., Компромисс в семейном воспитании // Альманах современной науки и образования, № 11 (66) 2012 – С. 72-74.
  9. Килимова Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: автореф. дис. … канд. соц. наук. Курск, 2003.
  10. Крутова О.Н. Философские аспекты воспитания // Теория и практика воспитательных систем. М., 1993. Кн. 2.
  11. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.
  12. Писаренко В.И. Проблема воспитания в современной педагогике // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 7 (144). С. 231-237.
  13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие  для  студентов  педагогических  учебных  заведений. – 4-е  изд.  –  М.:  Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

 


[1] Закон об образовании. 2013. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

[2] Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.

[3] Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие  для  студентов  педагогических  учебных  заведений. – 4-е  изд.  –  М.:  Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

[4] Писаренко В.И. Проблема воспитания в современной педагогике // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 7 (144). С. 231-237.

[5] Покровский  Н.Е. Российское  общество в  контексте  американизации  (принципиальная  схема)  //  Социологические исследования. 2000. № 6.  – С. 5.

[6] Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

[7] Килимова Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: автореф. дис. … канд. соц. наук. Курск, 2003.

[8] Башмаков А.И. и др. Креативная педагогика: методология, теория, практика. М., 2002.

[9] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. – С. 21.

[10] Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. М., 1964. Т. 2. – С. 32.

[11] Караковский В. А. Стать человеком… М., 2003.

[12] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев,1969. – С. 41.

[13] Зиммель Г. Социальная дифференциация: социологическое и психологическое исследование // Тексты по истории социологии веков: хрестоматия. М.: Наука, 1993. С. 329-346. – С. 333.

[14] Бахтигулова Л.Б. Задачи и основы семейного воспитания, его характерные черты и проблемы // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2003, №4. – С. 192.

[15] Зиновьева Т.Г., Компромисс в семейном воспитании // Альманах современной науки и образования, № 11 (66) 2012 – С. 72-74.

[16] Бахтигулова Л.Б. Задачи и основы семейного воспитания, его характерные черты и проблемы // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2003, №4. – С. 192.

17 Алиева  Я.Н. Проблемы детского воспитания в современный период //  Вестник гуманитарного института ТГУ. 2012. №2(13)

[17]17 Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. – С. 143-154

Аспекты системы образования

Аспекты системы образования часто обсуждаются, причем люди по обе стороны баррикад имеют твердое мнение. Но чтобы правильно обсудить тему, важно сначала понять ее основы.

5 вещей, которые вы должны знать при кодировании и…

Пожалуйста, включите JavaScript

5 вещей, которые вы должны знать при кодировании и программировании.💻

Система образования должна лучше готовить студентов к работе. Усилия по реформе образования часто сосредоточены на повышении подотчетности с помощью таких вещей, как стандартизированное тестирование и оценка учителей.

В системе образования много аспектов. Наиболее важным аспектом является обеспечение того, чтобы все учащиеся имели доступ к качественному образованию. Это означает, что школы должны иметь адекватные ресурсы и квалифицированных учителей.

В этой статье будут рассмотрены некоторые важные аспекты системы образования и показано, почему они так важны. Так что следите за обновлениями!

Аспект системы образования

Аспект системы образования – это ее структура и то, как она функционирует. Структура системы образования может варьироваться от страны к стране.

Одной из ключевых функций системы образования является обеспечение того, чтобы все граждане получали адекватный уровень образовательных возможностей, чтобы они могли полноценно участвовать в жизни общества. Этого можно добиться, предоставив дошкольный уход и базовое школьное, среднее и высшее образование.

Системы образования должны предоставлять учащимся необходимые инструменты и ресурсы для достижения успеха в будущей карьере. Это может включать предоставление доступа к качественным учебникам и учебным материалам, создание условий, поощряющих творчество и инновации, а также предоставление вспомогательных услуг, таких как консультации или программы профориентации.

Наконец, системы образования должны поддерживать строгие академические стандарты, чтобы учащиеся могли конкурировать за рабочие места в глобальной экономике. Этого можно добиться, обеспечив, чтобы все учащиеся выполняли обязательные требования учебной программы и участвовали в стандартизированных оценках.

Каковы аспекты образования?

Существует много аспектов образования, но некоторые из наиболее важных включают:

  • Академические знания и навыки: это основа того, чему учащиеся учат в школе. Он включает в себя чтение, письмо, математику, естественные науки, историю и другие предметы.
  • Критическое мышление и решение проблем. Эти навыки необходимы для успеха в школе и в жизни. Они включают в себя способность критически относиться к информации и решать проблемы.
  • Общение и сотрудничество: Эти навыки важны для работы с другими людьми. Они включают способность эффективно общаться и совместно работать над проектами.
  • Самоуправление и организация. Эти навыки помогают учащимся управлять своим временем, ставить цели и соблюдать сроки. Они необходимы для успеха в школе и на работе.

Кредит: www.victoriouskidsseducares.org

Аспекты образования, относящиеся к учащимся

Существует четыре основных аспекта образования: когнитивный, аффективный, психомоторный и социальный . Каждый из них способствует общему развитию и обучению ученика.

Когнитивное развитие заключается в приобретении знаний и понимании концепций. Это «головная» часть образования, где учащиеся изучают факты и информацию посредством чтения, письма и критического мышления.

Аффективное развитие связано с развитием взглядов и ценностей. Это «сердце» образования, где учащиеся учатся заботиться о себе, других и окружающем мире.

Психомоторное развитие связано с развитием физических навыков. Это «практическая» часть обучения, когда учащиеся учатся на практике, например, занимаясь спортом или проводя эксперименты на уроках естествознания.

Социальное развитие связано с развитием навыков межличностного общения. Это «человеческая» часть образования, когда учащиеся учатся работать совместно с другими в группах или командах.

Все четыре аспекта образования важны для всестороннего человека. Хорошая образовательная программа будет охватывать все четыре области в равной степени, чтобы обеспечить полный опыт обучения для каждого учащегося.

Образовательные аспекты, связанные с учебным заведением

Когда дело доходит до выбора колледжа, в игру вступает множество различных факторов. Для некоторых студентов образовательные аспекты являются наиболее важными. Вот несколько примеров того, что мы имеем в виду, когда говорим об образовательных аспектах обучения в колледже:

1. Качество образования. Выбирая колледжи, вы хотите убедиться, что получаете качественное образование. Это означает найти школу с сильными преподавателями, опытными преподавателями и большим количеством ресурсов для студентов.

2. Строгость программы: Если вы ищете сложный академический опыт, вам нужно найти школу со строгой программой. Это может означать такие вещи, как сложная курсовая работа или конкурентоспособные стандарты приема.

3. Размер школы: Некоторые учащиеся предпочитают небольшие школы, потому что они предлагают больше личного внимания со стороны преподавателей и более легкий доступ к ресурсам. Другие предпочитают более крупные школы, потому что они предлагают более разнообразные курсы и возможности участвовать во внеклассных мероприятиях.

4. Расположение школы: Некоторые учащиеся предпочитают колледжи, расположенные в больших городах, в то время как другие предпочитают сельские районы или небольшие города.

Каковы лучшие аспекты системы образования?

Некоторые аспекты системы образования считаются лучшими. К ним относятся качество образования, разнообразие образовательных возможностей и способность удовлетворять индивидуальные потребности в обучении.

Качество образования часто называют одним из лучших аспектов системы образования. Это связано с тем, что существуют высокие стандарты, которые необходимо соблюдать, чтобы учащиеся получали хорошее образование.

Кроме того, большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся могли применять полученные знания в реальных ситуациях.

Разнообразие образовательных возможностей – еще один аспект, который часто хвалят в системе образования. Это означает, что существует множество различных типов школ и программ, что позволяет учащимся найти образовательный путь, соответствующий их потребностям и интересам.

Кроме того, это дает преподавателям возможность специализироваться в определенных областях, что может привести к повышению качества преподавания в целом.

Наконец, способность удовлетворять индивидуальные потребности в обучении считается одним из лучших аспектов системы образования. Это означает, что каждый студент может получить образование, адаптированное специально для него. Это может включать в себя такие вещи, как специализированные классы или программы, приспособления для разных стилей обучения и многое другое.

Внутри сингапурской системы образования мирового уровня

Заключение

Система образования стала основным компонентом национальной экономики, и качество этой системы имеет важное значение для успешной экономики. Поэтому мы должны обеспечить повышение качества образования. Мы можем сделать это, изменив старые традиции, основанные на убеждениях, которые мешали нам понять, что на самом деле нужно новым детям.

Не только об изменении нашей практики, но и об изменении мышления, которое может улучшить эту ситуацию до такой степени, что люди не боятся признать, что у нас есть проблемы с нашей системой образования. В конце концов, пришло время активизироваться и начать инвестировать в детей, а не придерживаться устаревших моделей!

Распространяйте любовь

Что это такое, виды, характеристики и значение

Что такое образование?

Характеристика образования

Виды образования

Важность образования

Мы объясняем, что такое образование и каковы его основные характеристики. А также виды образования, их значение и многое другое.

Образование – это  дисциплина, которая касается различных методов преподавания и обучения в различных учебных заведениях и социальных группах с целью передачи знаний, ценностей, навыков, убеждений и привычек.

Он состоит из процесса, который обеспечивает человека приобретением знаний, опыта и навыков, чтобы научить его вести полноценную жизнь и исполнять свои желания в максимально возможной степени.

Знания извлекаются из книг, средств массовой информации, документов и других источников и требуют от учителя или воспитателя передачи информации, объяснения и развития, а затем возможности оценить уровень обучения учащегося. Дом, социальные группы и другие связи также являются средой обучения для человека.

Слово  образование  происходит от ?duc?ti?lo, что на латыни означает воспитывать или воспитывать . Он берет свое начало в educare , который относится к содействию интеллектуальному и культурному развитию учащихся.

Характеристики образования

Образование характеризуется тем, что:

  • Право каждого человека .
  • Социальный процесс, то есть вне социальной сферы никто не может получить образование.
  • Система социализации, которая позволяет включать обычаи культуры .
  • Текущий учебный процесс.
  • Система обучения через наблюдение, критическое мышление и самостоятельное формирование выводов.
  • Дисциплина, передающая ценности и накопленные знания общества .
  • Руководство в процессе обучения, которое стимулирует развитие навыков и влияет на поведение учащегося.
  • Формально, неформально, лично или дистанционно, среди прочего.
  • Формирователь отношения ученика.
  • Орудие существования человека с социальной, эмоциональной и трудовой стороны.
  • Способ продвижения демократии участия.

Виды образования

Для доступа к высшему образованию необходимо пройти среднюю ступень.

Виды образования могут быть: 

формальное  , в официально признанных учебных заведениях; неофициальный  , в академиях или уполномоченных учреждениях, но без официального признания; или неформальные  , которые встречаются в определенных социальных группах, например, в семье, в фан-группах и т. д.

К основным видам формального образования относятся:

  • Воспитание детей младшего возраста: Оно состоит из начального обучения детей, которое осуществляется дома, в семье и в таких учреждениях, как детские сады и детские сады.
  • Начальное образование: Оно состоит из базового образования для жизни в обществе, в рамках которого вы учитесь правильно говорить, писать, выполнять математические вычисления и приобретать знания в области общей культуры.
  • Среднее образование: Состоит из среднего образования, которое предлагает более сложные знания, которые позволяют получить доступ к высшему образованию или, в случае прекращения учебы, предлагает базовые знания для работы.
  • Уровень или высшее образование: Он состоит из третичного, высшего или университетского образования со специальной профессиональной подготовкой по определенной дисциплине.
  • Последипломное образование: Оно включает в себя высшее образование со степенью магистра, магистра, магистра или последипломного образования большей специализации, чем высшее образование. Общая продолжительность курса обычно невелика, от одного до двух лет по сравнению со степенью бакалавра, которая обычно длится четыре или шесть лет.

Типы формального образования подразделяются в зависимости от возраста ребенка или взрослого и способности понимать. Каждый этап требует завершения предыдущего уровня, например, для доступа к высшему образованию необходимо иметь полный средний уровень . Это способ гарантировать, что учащийся усвоит знания, которые позволят ему понять новые знания, которые являются более сложными или специализированными.

Важность образования

Через образование человек развивает свою способность мыслить и рассуждать.

Образование позволяет человеку получить больше знаний о своей культуре, чем он мог бы получить, если бы занимался только наблюдением и подражанием. Даже через образование человек может узнать о других культурах  и развить свою способность мыслить и рассуждать.

Обществу необходимо функционировать в среде свободы выражения мнений , чтобы образование могло способствовать полному раскрытию потенциала человека и не подвергало цензуре его способности и способности. Иначе можно только воспитать от цензуры и репрессий.

Вышеупомянутый контент, опубликованный в Collaborative Research Group , предназначен только для информационных и образовательных целей и был разработан с использованием надежных источников и рекомендаций экспертов. У нас нет контактов с официальными лицами и мы не собираемся заменять информацию, которую они распространяют.