Воспитание самостоятельности у детей: Самостоятельность ребенка — как приучить ребенка к самостоятельности?

Содержание

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста

Самостоятельный ребенок — мечта большинства родителей. Сформировать у дошкольника самостоятельность, значит решить 3 задачи, тесно между собой связанных:

  • Задача 1. Развить у ребенка самостоятельность в области познавательных навыков. Ваш малыш должен сам не только овладевать новыми знаниями, но и уметь их оценивать с мировоззренческих позиций. Помните: «Что такое хорошо…»;
  • Задача 2. Полученные знания нужно уметь применять на практике. «Сделай сам»;
  • Задача 3. Как найти такие игры и методики, чтобы решить первые 2 задачи.

Что педагогика понимает под самостоятельностью

Самостоятельность не является характеристикой абстрактной. И такая деятельность детей — всегда имеет конкретную направленность. Выделим основы самостоятельности ребенка дошкольного возраста:

  • он должен уметь обособлять свою позицию в различных ситуациях;
  • он без посторонней помощи планирует свою деятельность и даже сам способен приобретать новые умения;
  • он адекватно оценивает свои поступки, сравнивая с поступками других дошкольников;
  • он свои игры подчиняет определенным целям, стремясь получить результат.

Алгоритм действия ребенка можно представить триадой: возник мотив — составляю план — получаю результат. В разных ситуациях — игровых и бытовых, малыш должен действовать в соответствии с этой триадой. И чем больше он проявит инициативы, тем лучше.

Кризис трехлетнего возраста

Малыш в 3 года уже осознает себя личностью. Причем личностью отдельной, индивидуальной. Если взрослые в это время тотально ему все навязывают и полностью его контролируют с помощью системы запретов, то развитие самостоятельности у детей будет невозможно.

Часто у детей старше 3-х летнего возраста проявляется сильное упрямство. Это прямое доказательство, что ваш ребенок переживает серьезный кризис. В различных обстоятельствах на простые вопросы вы можете получить детский отказ: «Хочешь мороженое»? — «Нет». Пойдешь со мной в магазин»? » — Не хочу». Так у малыша уже в 3 года, в наихудшем варианте, «воспитание» самостоятельности может привести не только к негативизму и упрямству, но и к строптивости и эгоизму. Такие «умения» мало кому понравятся. А когда в семье растет один ребенок дошкольного возраста, иногда самым «махровым образом» расцветает детский деспотизм. Тут уже никакие игры не помогут. В таких ситуациях должны разбираться детские психологи.

Предоставьте ребенку возможность выбора

Как же действовать родителям, которые хотят развивать самостоятельность ребенка? Ваш малыш в бытовых ситуациях должен иметь возможность делать самостоятельный выбор:

  • какой игрушкой он хочет играть;
  • апельсин или яблоко на завтрак;
  • карандашами или красками будет рисовать;
  • что он хочет рисовать;
  • гулять с папой во дворе или пойти с мамой в гости к ее подруге.

Ну и, конечно, нельзя на корню подавлять инициативы ребенка. Взрослым только нужно обязательно контролировать рамки поведения детей. Это нужно для того, чтобы гарантировать занятиям ребенка безопасность. У детей нет навыка, предвидящего опасность. Его тоже нужно формировать, как и развитие самостоятельности.

Терпеливо двигаемся по ступеням самостоятельности

В процессе, когда у ребенка происходит воспитание самостоятельности, с самого раннего возраста можно выделить 3 ступени:

  1. Учите малыша в различных бытовых ситуациях действовать без лишнего напоминания — после игры сам убери игрушки, сам помой руки перед едой, скажи «спасибо» бабушке за пирожки. Эти элементарные умения являются базовыми у дошкольников любого возраста.
  2. Это сложный этап, который характеризует самостоятельность ребенка высокого уровня. Научился убирать свои игрушки, помоги маме подмести пол или разложить вещи в шкафу. Принеси бабушке, которая пришла в гости, стул или дай ей стакан воды. Можно моделировать такие ситуации и следить за проявлением различных качеств малыша. Например, папа потерял очки. А как же он их найдет, если теперь не видит. Ребенок помогает их искать (очки, конечно, лежат на видном месте) и получает навык умения оказать помощь другому человеку.
  3. Это уже этап далекого переноса. Вы обсуждали с малышом проблему, что в транспорте пожилым людям не уступают место. И вот ваш ребенок спешит уступить место незнакомой старушке. А в песочнице он помогает малышам набирать песок в ведерко. У вас растет самостоятельный человек дошкольного возраста.

Так, отталкиваясь чаще всего от игры, вы движетесь по ступеням, на которых формируется развитие самостоятельности вашего малыша.

Откажитесь от режима из-под палки

Важным элементом, который входит в воспитание самостоятельности дошкольников, является обучение навыкам самообслуживания. То, что взрослые делают легко и привычно, детям иногда может даваться с большим трудом. Какого бы возраста не был ребенок, никогда нельзя действовать в режиме «из-под палки». Это вообще не метод современного воспитания. Конечно, какие-то умения силой можно «вбить». Но, из различных методов, это худший. Используйте личный пример, игры, моделирование поведения в различных бытовых ситуациях и т.д. Учите ребенка действовать по-настоящему самостоятельно. Но никогда не применяйте грубую силу. Не подавляйте в малыше его фантазии и поощряйте его инициативы. Это единственный, пусть и более трудный, путь к успеху.

Делай, как я

Малыш дошкольного возраста с большим удовольствием копирует взрослых в различных ситуациях. Так можно развивать в ребенке умения умыться утром, чистить зубы, помыть руки перед едой.

Вводите в процесс некоторые элементы игры. Например, вы громко объявляете: «Кто сегодня первым идет чистить зубы»? «Тот сам выбирает на завтрак банан он будет или яблоко». В таких ситуациях вы поддерживаете у ребенка состояние постоянного, но самостоятельного выбора. Он сам принял решение почистить зубы, сам это сделал, сам выбрал себе фрукты на завтрак. А можно посоревноваться. «Кто первый оденется на прогулку»? «Кто лучше всех заправит постель»? Такое проигрывание простых бытовых моментов, позволяет привить ребенку умение самостоятельно действовать в жизненных ситуациях.

Обязательно моделируйте для малыша условия личной инициативы. Сделайте вид, что вы задержались у дверей ванной комнаты. Наблюдайте, что делает ребенок. Умывается сам? Чистит зубы? Если это так, то значит поздравьте себя с маленькой победой и двигайтесь дальше. В режиме «делай, как я» можно с раннего возраста учить ребенка самостоятельно одеваться и обуваться.

Давай оденем куклу Катю

Из различных игр, игры с куклами очень полезны. Они помогают развивать многочисленные умения. Как научить малышей дошкольников порядку, в каком следует одеваться? А все очень просто. «Давай оденем куклу перед прогулкой». «Давай Катю разденем после прогулки» и т.д. В таких ситуациях вы знакомите ребенка:

  • с порядком одевания и раздевания;
  • с выбором сезонной одежды;
  • с одеждой на разные ситуации — спортивной, домашней, праздничной.

Приручил — отвечай

Вопрос животных в доме — сложный и ответственный. Они, конечно, прибавят вам бытовых забот. Но в многочисленных житейских ситуациях именно животные становятся вашими лучшими помощниками.

Когда тебе с раннего возраста необходимо о ком то заботиться, то ты и сам невольно становишься более взрослым и самостоятельным. Неважно, будет это хомячок или рыбки в аквариуме, собака или канарейка. При уходе за любым животным возникает масса различных ситуаций, когда ребенок может быть поставлен в условия различной инициативы. Детям дошкольного возраста очень нравится рвать травку для хомячков, кормить рыбок, гулять с собакой (конечно в присутствии взрослых), менять воду канарейке. Даже трудно перечислить все умения, которые при это возникают и совершенствуются. И, конечно, игры с животными всегда очень полезны.

Специалисты отмечают, что те малыши, кто с раннего возраста заботится о своих питомцах, удивительным образом демонстрируют такие умения, которым, вроде, их не учили. Они умеют самостоятельно одеваться, убирать у себя в комнате игрушки, складывать свои вещи в шкаф. Так у дошкольников в результате жизни-игры с домашними питомцами значительно растет уровень самостоятельности.

Осторожность прежде всего

Когда ребенок самостоятельно пробует острым ножом резать хлеб, включать газовую плиту или утюг, то для взрослых наступают трудные времена. Множество различных опасностей подстерегают наших дошкольников. Здесь требуются особые умения и навыки. Иногда просто игры вам ничем помочь не могут. И система строжайших запретов также не гарантированно безопасна. Подавите в себе первое естественное желание кричать малышу:»Не смей никогда этого делать, нельзя»! Запретный плод, сами знаете, каким бывает. Обучайте ребенка навыкам владения сложными приборами спокойно. Терпеливо объясняйте ему все опасности игр с ними и последствия несанкционированных включений.

Как воспитать самостоятельного ребёнка: метод ленивой мамы

30 августа 2021 Отношения Книги

Принципы, которые помогут родителям научить детей важным жизненным навыкам и избежать скандалов и капризов.

Сколько мы слышали смешных и печальных историй о том, как взрослых дяденек и тётенек приводят на собеседование мамы? Как выпускники идут в приёмную комиссию за ручку с бабушкой? Все эти проблемы растут из детства, в котором родители трясутся над детьми, не спят ночами, устают от огромного количества дел.

Хорошо быть ленивой мамой, которая может спать в выходной до обеда, потому что дети сами и проснутся, и умоются, и завтрак себе сделают, и занятие найдут. Хорошо быть ленивым папой, у которого дети сами в комнате уберутся без команды, а потом ещё помогут починить кран. Расскажем, как стать такими ленивыми-счастливыми, чтобы ещё и дети были довольны.

Анна Быкова

Автор книги «Самостоятельный ребёнок, или как стать „ленивой мамой“», детский и семейный психолог, воспитатель.

Анна Быкова уверена: можно обойтись и без бессонных ночей, и без скандалов и капризов. Для этого нужно вырастить самостоятельных детей, таких, которые не будут нуждаться в помощи родителей.

Вообще-то лень при таком подходе — это лукавство. Истинной ленью тут и не пахнет. Воспитание детей, которым не нужен постоянный контроль, требует от родителей огромнейших трудозатрат.

Мамина «лень» в основании должна иметь заботу о детях, а не равнодушие.

Анна Быкова

Ребёнок может стать самостоятельным только потому, что приходится. Например, если он всё время предоставлен сам себе и о нём некогда позаботиться. Но такая самостоятельность проигрывает по уровню развития сознательно воспитанной, когда родители делают всё, чтобы ребёнок перестал в них нуждаться как можно раньше.

Разберём основные принципы ленивой мамы.

Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сам

Не делать за ребёнка то, что он уже может, — это, по сути, не мешать. Например, в полтора года ребёнок может справиться с ложкой, а в три — одеться, убрать на место игрушки, в пять — разогреть в микроволновке завтрак, в семь — вернуться из школы и самостоятельно делать уроки. Почему ребёнок этого не делает?

Да потому что ему не позволяют этого родители, которым проще и быстрее накормить, одеть, собрать, привести за ручку.

Дети на самом деле умнее, чем кажется. И голодный ребёнок не будет отказываться от каши, а уставший не будет засыпать со скандалом. Дело родителей — только помочь: дать кашу, почитать сказку, подсказать, какая на улице погода и что лучше надеть.

Как узнать, что может ребёнок

Поскольку все дети разные, то и сроки развития индивидуальны. Нигде не опубликованы таблицы, в которых указано, в каком возрасте ребёнку можно вручать нож, а в каком — посылать в магазин за хлебом.

Когда руки тянутся сделать что-то за малыша, задайте себе вопрос: почему ребёнок не может сделать это сам? Одно дело — не может физически, потому что не развита моторика, потому что устал, потому что болеет. Тут нужны родительские действия.

Другое дело — не может, потому что не хочет, требует внимания, капризничает. В таком случае нужно поговорить, успокоить, подсказать, но не делать ничего лишнего.

И, наконец, если ребёнок просто пока не умеет, его надо научить.

Учите ребёнка, а не делайте за него

Учить ребёнка нужно по схеме «показать → сделать вместе → дать сделать с подсказкой → дать сделать самому». Причём пункты «сделать вместе» или «сделать с подсказкой» придётся повторять далеко не один раз.

Прежде чем восьмимесячный сын стал правильно сползать с высокого дивана, я разворачивала его в нужную сторону, наверное, раз пятьсот. В три года достаточно было десять раз показать, как работает швабра, и один раз проконтролировать, чтобы ребёнок с энтузиазмом натирал полы. В пять лет, глядя, как папа работает бокорезами, ребёнок проскакивает этап «сделаем вместе» и правильно пользуется инструментом.

Ленивый родитель готов потратить часы и дни, чтобы сделать дом безопасным и научить ребёнка играть самостоятельно.

Зато потом он будет наслаждаться возможностью выспаться в выходные, потому что ребёнок не станет кидаться к маме и папе сразу после подъёма.

Помогите решить задачу, а не решайте за ребёнка

Когда перед маленьким человеком ставят большие задачи, логично услышать в ответ, что он «не может». Как можно нарезать миску салата, когда тут целая гора овощей? Обычные родители нарежут сами, ленивые пойдут другим путём.

Они помогут разбить задачу на более мелкие. Например, сначала нарезать только огурцы, потом — только помидоры, а потом останется только зелень.

Разрешите ребёнку ошибаться

Ребёнок, осваивая новое дело, совершит массу ошибок, даже если занятие кажется взрослому ерундовым. Придётся отыскать внутри себя кнопку, которая отключит критику. Конечно, трёхлетний малыш со шваброй не намоет пол, а разве что намочит его.

Ленивые родители не станут отнимать ведро с водой. Они похвалят ребёнка, поблагодарят за помощь. А пока ребёнок смотрит мультфильм, незаметно вытрут лужи. Ленивые не станут ругать ребёнка за неправильно выбранный в магазине сорт чая или за слишком лёгкую, не по погоде, куртку.

Потому что любая ошибка — это опыт, а только опыт может сделать человека независимым.

Дайте ребёнку выбор

Чтобы ребёнок был самостоятельным, ему нужно выбирать. Причём выбирать по-настоящему, без обмана. Попросите ребёнка выбрать самостоятельно одежду, в которой он пойдёт гулять. Купить хлопья на завтрак. Решить, как провести выходной и в какую секцию отправиться после занятий.

Придётся присматриваться к ребёнку и доверять ему, быть рядом и подставлять плечо.

Это труднее, чем всё сделать своими силами. Но при таком подходе с каждым днём быть родителями будет легче.

Думайте над каждым «нельзя»

Часть запретов необходима, потому что мы заботимся о безопасности ребёнка. Но иногда за словом «нельзя» стоит забота о собственном удобстве. Проще запретить ребёнку брать в руки лейку, чем научить его поливать.

Ребёнок может опрокинуть цветок, рассыпать землю, может залить цветок, и вода потечёт через край горшка. Но именно так, через действия, ребёнок учится координировать движения, понимать последствия и исправлять ошибки.

Анна Быкова

Поэтому «нельзя» может быть только то, что небезопасно. Например, есть грязными руками или переходить дорогу в неположенном месте.

Когда в очередной раз жёсткое «нельзя» готово соскочить с языка, остановитесь, подумайте, ответьте себе на вопрос: «Почему нельзя?»

Анна Быкова

Если нельзя потому, что вам так удобнее, то счастья ленивого родителя вы не увидите ещё долго.

Заинтересуйте ребёнка

Для ребёнка любой процесс — это игра. Как только он перестаёт играть, заставить его что-то делать можно только с угрозами, наказаниями, запугиваниями и прочей нечистью, которую лучше не тащить в семейные отношения.

Желательно, чтобы опыт самостоятельности ребёнок получал на волне «Ух, как интересно попробовать!»

Анна Быкова

Когда ребёнок может что-то делать, но не хочет, заинтересуйте его. Разлил воду? Берём швабру, чтобы драить палубу вашего корабля, как настоящий матрос. Одна и та же игра надоедает быстро, так что придётся напрячь фантазию и предлагать разные варианты.

Мы не можем быть идеальными родителями, но наша задача — сделать так, чтобы ребёнок перестал в нас нуждаться. Этого, пожалуй, хватит.

Конкретные советы и примеры из педагогического опыта есть в книге. Прочитайте и ленитесь с пользой.

Купить на ЛитРес

Читайте также 🧐

  • Как выучить таблицу умножения легко и быстро
  • Как устроить ребёнку незабываемые каникулы, чтобы он не думал о гаджетах и соцсетях
  • Что делать, если ребёнка травят в школе

Яркие горизонты | Дети, развивающие независимость: что такое правильный баланс?

Кажется, что с младенчества люди стремятся к независимости. Младенцы настаивают на том, чтобы держать бутылочку или брать еду самостоятельно. Малыши решительно заявляют: «Я сделаю это». Дошкольные годы — это время бурного роста, когда дети приобретают интеллектуальные, вербальные и социально-эмоциональные навыки, чтобы самостоятельно решать больше задач.

Но как уравновесить стремление вашего ребенка к независимости с его потребностью в безопасности и ограничениях?

Эта проблема не исчезает с возрастом вашего ребенка, а продолжает появляться. Подумайте о ночевках, внеклассных мероприятиях, свиданиях с подростками, спорте и, возможно, о самом страшном — о передаче ключей от машины водителю-подростку.

Стиль общения и отношений, который вы выработаете, когда ваш ребенок станет дошкольником, будет продолжать влиять на ваше воспитание в течение многих лет. Вот несколько идей, как пройти путь к независимости вместе с ребенком.

Советы, которые помогут детям дошкольного возраста развить самостоятельность
  • Выберите свои сражения. Если вы столкнулись с дошкольником, спросите себя: «Будет ли это иметь значение через год?» Во многих случаях допустимо — и даже желательно — позволить дошкольнику принимать решения. За родителями всегда остается последнее слово в вопросах безопасности, здоровья и благополучия, но ваш дошкольник может помочь принять множество мелких решений, например, какую книгу читать во время просмотра рассказов или какой фильм смотреть на семейном вечере кино.
  • Предлагайте выбор. Один из самых простых способов воспитать самостоятельность и помочь развить навыки критического мышления у малышей и дошкольников — предложить выбор, с которым вы оба сможете жить. Например, многие дети любят выбирать, что они будут носить каждый день, но все же нуждаются в небольшом руководстве, чтобы сделать правильный выбор. Позвольте ребенку выбрать одежду, но установите некоторые границы, например: «На улице холодно, поэтому тебе нужно надеть брюки или леггинсы».
  • Обеспечивает гибкость конструкции.
    Предсказуемость и последовательность помогают детям чувствовать себя в безопасности, но жесткость может вызвать у них раздражение. Составьте расписание и дайте ребенку знать, чего ожидать. В то же время будьте готовы вносить изменения, когда это необходимо. Например, возможно, у вас есть правило, согласно которому вы ужинаете всей семьей без телевизора или гаджетов. Это вполне разумное правило, но и здесь есть место для гибкости. Можно отодвинуть ужин на 15 минут назад, чтобы дать ребенку возможность досмотреть любимую телепередачу. Эти маленькие жесты укрепляют дух доброй воли и сотрудничества в вашей семье.
  • Поддержка роста. Теоретик раннего детства Лев Выготский отдавал предпочтение подходу «поддержки» роста детей для обучения новым навыкам. Он предложил наблюдать за детьми, чтобы понять, какими навыками они уже овладели, а затем работать непосредственно с ними, чтобы освоить новый, немного более сложный навык. Возможно, ваш дошкольник может надеть рубашку или штаны, но не научился надевать обувь и носки.
    Поощряйте вашего ребенка осваивать эти навыки и тренируйтесь вместе в течение нескольких дней. Вскоре ваш ребенок самостоятельно освоит новый навык.
  • Поощряйте здоровый риск. Наша работа как родителей состоит в том, чтобы обеспечить безопасность наших детей, но есть разница между опасностью и риском. Опасность — это что-то непредсказуемое и неуправляемое, что может и, скорее всего, причинит вред вашему ребенку, например, дорожное движение или ядовитые вещества. Здоровый риск — это то, что может заставить вас немного съежиться, но поддерживает рост и развитие вашего ребенка. Примеры могут включать езду на велосипеде или лазание по деревьям после того, как вы поговорили с ребенком о правилах безопасности и потенциальных опасностях. В здоровом риске вы внесли свой вклад в обеспечение безопасности вашего ребенка, и ваш ребенок знает и может смягчить потенциальные опасности.
  • Принимать ошибки. Когда дети маленькие, уместно оказывать большую поддержку, но когда они становятся старше, мы не всегда можем быть рядом. Мы должны позволять им совершать ошибки, потому что они больше всего учатся на этих пробах и ошибках.
  • Настройте среду для успеха. То, как организован ваш дом, может существенно повлиять на независимость вашего ребенка. Организуйте свой дом, чтобы ваш ребенок знал, куда все идет. Например, обувь и пальто отправляются в прихожую. Игрушки складываются в отмеченные корзины в игровой комнате или спальне. На кухне держите пластиковую посуду низко и научите ребенка, как получить простую закуску или чашку воды.

Думайте о родительском опыте как о постепенном освобождении от ответственности с течением времени, начиная с дошкольного возраста. Ваш ребенок должен с раннего возраста усвоить, что вы его лучший защитник и болельщик.

В то же время ваша работа заключается в том, чтобы обеспечить ее безопасность и здоровье, устанавливая разумные ограничения. Взаимное уважение, понимание и сотрудничество лежат в основе любого взаимодействия.

Семейный вебинар: Повышение самостоятельности и устойчивости вашего ребенка

Ваш ребенок в состоянии «Я сам могу!» этап? Посмотрите этот вебинар, чтобы узнать, как вы можете развить независимость и устойчивость — два невероятно важных новых навыка.

Руководство для родителей по самостоятельному обучению ребенка

Воспитание — непростое дело…

Само собой разумеется, что воспитание — непростое дело. Перед родителями стоит задача направлять своих детей через множество жизненных процессов, проблем и важных решений. Все это происходит «по часам», поскольку впереди маячит возможность взрослой жизни.

Одним из важнейших направлений развития детей является образование. В какой-то момент образование ребенка, к лучшему или к худшему, действительно и полностью становится его его , чтобы использовать его в качестве основы для своего будущего. Таким образом, имеет смысл, что на этом пути происходит сочетание родительского руководства / родительской поддержки и соответствующей самодостаточности.

В этом сообщении в блоге есть несколько советов, которые помогут родителям обучать ребенка самостоятельно.


В какой-то момент образование ребенка, к лучшему или к худшему, становится действительно и полностью его, чтобы использовать его в качестве основы для своего будущего. Таким образом, имеет смысл, что сочетание родительской поддержки и соответствующей самодостаточности происходит на этом пути.

Советы по самостоятельному обучению вашего ребенка

Уровни оценок Руководство по вехам (с вашим энтузиазмом, поддержкой и похвалой на протяжении всего пути.) K-2 Самостоятельный выбор и вовлечение
в соответствующие материалы для чтения, чтобы привить любовь к чтению и привычку к чтению в раннем возрасте.

  • Обеспечьте дома широкий выбор книг и журналов для самостоятельного выбора. Посетите библиотеки и книжные магазины, чтобы получить дополнительные ресурсы.
  • Установите распорядок дня в определенное время, когда остальная часть жизни отведена для спокойного самостоятельного чтения. Позвольте вашему ребенку выбирать продолжительность времени, которое он проводит, когда это возможно. Будьте доступны для вопросов и охотно отвечайте.
  • Вознаграждайте ребенка за его успехи и мастерство на этом пути.

3-5 Самостоятельный выбор и участие в письме, чтобы привить любовь и привычку писать в раннем возрасте.

  • Предоставьте дома широкий выбор материалов: бумагу, маркеры, ручки и карандаши для самостоятельного выбора.
  • Установите распорядок дня в определенное время, когда остальная часть жизни посвящена тихому, независимому письму. Позвольте вашему ребенку выбирать продолжительность времени, которое он проводит, когда это возможно. Будьте доступны для вопросов и идей и охотно отвечайте.
  • Дайте рекомендации по письму (с целью увеличения количества слов), например:
    1. Напишите предложение о важном событии, которое произошло сегодня. Добавьте цветную картинку!
    2. В трех или более предложениях напишите идею улучшения вашей школы и приведите пример того, как это можно сделать. Также добавьте цветную картинку с подписью.
    3. Выберите двух любимых персонажей, для которых составить разговор (диалог). Обратитесь к одной из своих художественных книг, чтобы увидеть, как отформатирован диалог. Добавьте цветную картинку!
    4. Ведите ежедневный дневник событий каждого дня (как хороших, так и плохих), выбирая, как его форматировать и раскрашивать.
    5. Но также учитывайте время «свободного письма», когда вы ожидаете продукт, но ваш ребенок может выбрать тему и его развитие.
  • Вознаграждайте ребенка за его успехи и мастерство на этом пути.

6-8 Правильный тайм-менеджмент

  • Предоставьте планировщик и покажите ребенку, как им пользоваться. Делайте записи как для школьных, так и для домашних обязанностей. Объясните, что вы будете проверять его ежедневно, а затем периодически, когда он покажет, что следит за ним.
  • Дайте возможность вашему ребенку составить свой собственный график, но контролируйте и направляйте его. При необходимости предусмотрите последствия, если ваш ребенок решит не следовать этому правилу.