Воспитание самостоятельности у детей: Самостоятельность ребенка — как приучить ребенка к самостоятельности?

Содержание

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста

Самостоятельный ребенок — мечта большинства родителей. Сформировать у дошкольника самостоятельность, значит решить 3 задачи, тесно между собой связанных:

  • Задача 1. Развить у ребенка самостоятельность в области познавательных навыков. Ваш малыш должен сам не только овладевать новыми знаниями, но и уметь их оценивать с мировоззренческих позиций. Помните: «Что такое хорошо…»;
  • Задача 2. Полученные знания нужно уметь применять на практике. «Сделай сам»;
  • Задача 3. Как найти такие игры и методики, чтобы решить первые 2 задачи.

Что педагогика понимает под самостоятельностью

Самостоятельность не является характеристикой абстрактной. И такая деятельность детей — всегда имеет конкретную направленность. Выделим основы самостоятельности ребенка дошкольного возраста:

  • он должен уметь обособлять свою позицию в различных ситуациях;
  • он без посторонней помощи планирует свою деятельность и даже сам способен приобретать новые умения;
  • он адекватно оценивает свои поступки, сравнивая с поступками других дошкольников;
  • он свои игры подчиняет определенным целям, стремясь получить результат.

Алгоритм действия ребенка можно представить триадой: возник мотив — составляю план — получаю результат. В разных ситуациях — игровых и бытовых, малыш должен действовать в соответствии с этой триадой. И чем больше он проявит инициативы, тем лучше.

Кризис трехлетнего возраста

Малыш в 3 года уже осознает себя личностью. Причем личностью отдельной, индивидуальной. Если взрослые в это время тотально ему все навязывают и полностью его контролируют с помощью системы запретов, то развитие самостоятельности у детей будет невозможно.

Часто у детей старше 3-х летнего возраста проявляется сильное упрямство. Это прямое доказательство, что ваш ребенок переживает серьезный кризис. В различных обстоятельствах на простые вопросы вы можете получить детский отказ: «Хочешь мороженое»? — «Нет». Пойдешь со мной в магазин»? » — Не хочу». Так у малыша уже в 3 года, в наихудшем варианте, «воспитание» самостоятельности может привести не только к негативизму и упрямству, но и к строптивости и эгоизму. Такие «умения» мало кому понравятся. А когда в семье растет один ребенок дошкольного возраста, иногда самым «махровым образом» расцветает детский деспотизм. Тут уже никакие игры не помогут. В таких ситуациях должны разбираться детские психологи.

Предоставьте ребенку возможность выбора

Как же действовать родителям, которые хотят развивать самостоятельность ребенка? Ваш малыш в бытовых ситуациях должен иметь возможность делать самостоятельный выбор:

  • какой игрушкой он хочет играть;
  • апельсин или яблоко на завтрак;
  • карандашами или красками будет рисовать;
  • что он хочет рисовать;
  • гулять с папой во дворе или пойти с мамой в гости к ее подруге.

Ну и, конечно, нельзя на корню подавлять инициативы ребенка. Взрослым только нужно обязательно контролировать рамки поведения детей. Это нужно для того, чтобы гарантировать занятиям ребенка безопасность. У детей нет навыка, предвидящего опасность. Его тоже нужно формировать, как и развитие самостоятельности.

Терпеливо двигаемся по ступеням самостоятельности

В процессе, когда у ребенка происходит воспитание самостоятельности, с самого раннего возраста можно выделить 3 ступени:

  1. Учите малыша в различных бытовых ситуациях действовать без лишнего напоминания — после игры сам убери игрушки, сам помой руки перед едой, скажи «спасибо» бабушке за пирожки. Эти элементарные умения являются базовыми у дошкольников любого возраста.
  2. Это сложный этап, который характеризует самостоятельность ребенка высокого уровня. Научился убирать свои игрушки, помоги маме подмести пол или разложить вещи в шкафу. Принеси бабушке, которая пришла в гости, стул или дай ей стакан воды. Можно моделировать такие ситуации и следить за проявлением различных качеств малыша. Например, папа потерял очки. А как же он их найдет, если теперь не видит. Ребенок помогает их искать (очки, конечно, лежат на видном месте) и получает навык умения оказать помощь другому человеку.
  3. Это уже этап далекого переноса. Вы обсуждали с малышом проблему, что в транспорте пожилым людям не уступают место. И вот ваш ребенок спешит уступить место незнакомой старушке. А в песочнице он помогает малышам набирать песок в ведерко. У вас растет самостоятельный человек дошкольного возраста.

Так, отталкиваясь чаще всего от игры, вы движетесь по ступеням, на которых формируется развитие самостоятельности вашего малыша.

Откажитесь от режима из-под палки

Важным элементом, который входит в воспитание самостоятельности дошкольников, является обучение навыкам самообслуживания. То, что взрослые делают легко и привычно, детям иногда может даваться с большим трудом. Какого бы возраста не был ребенок, никогда нельзя действовать в режиме «из-под палки». Это вообще не метод современного воспитания. Конечно, какие-то умения силой можно «вбить». Но, из различных методов, это худший. Используйте личный пример, игры, моделирование поведения в различных бытовых ситуациях и т.д. Учите ребенка действовать по-настоящему самостоятельно. Но никогда не применяйте грубую силу. Не подавляйте в малыше его фантазии и поощряйте его инициативы. Это единственный, пусть и более трудный, путь к успеху.

Делай, как я

Малыш дошкольного возраста с большим удовольствием копирует взрослых в различных ситуациях. Так можно развивать в ребенке умения умыться утром, чистить зубы, помыть руки перед едой.

Вводите в процесс некоторые элементы игры. Например, вы громко объявляете: «Кто сегодня первым идет чистить зубы»? «Тот сам выбирает на завтрак банан он будет или яблоко». В таких ситуациях вы поддерживаете у ребенка состояние постоянного, но самостоятельного выбора. Он сам принял решение почистить зубы, сам это сделал, сам выбрал себе фрукты на завтрак. А можно посоревноваться. «Кто первый оденется на прогулку»? «Кто лучше всех заправит постель»? Такое проигрывание простых бытовых моментов, позволяет привить ребенку умение самостоятельно действовать в жизненных ситуациях.

Обязательно моделируйте для малыша условия личной инициативы. Сделайте вид, что вы задержались у дверей ванной комнаты. Наблюдайте, что делает ребенок. Умывается сам? Чистит зубы? Если это так, то значит поздравьте себя с маленькой победой и двигайтесь дальше. В режиме «делай, как я» можно с раннего возраста учить ребенка самостоятельно одеваться и обуваться.

Давай оденем куклу Катю

Из различных игр, игры с куклами очень полезны. Они помогают развивать многочисленные умения. Как научить малышей дошкольников порядку, в каком следует одеваться? А все очень просто. «Давай оденем куклу перед прогулкой». «Давай Катю разденем после прогулки» и т.д. В таких ситуациях вы знакомите ребенка:

  • с порядком одевания и раздевания;
  • с выбором сезонной одежды;
  • с одеждой на разные ситуации — спортивной, домашней, праздничной.

Приручил — отвечай

Вопрос животных в доме — сложный и ответственный. Они, конечно, прибавят вам бытовых забот. Но в многочисленных житейских ситуациях именно животные становятся вашими лучшими помощниками.

Когда тебе с раннего возраста необходимо о ком то заботиться, то ты и сам невольно становишься более взрослым и самостоятельным. Неважно, будет это хомячок или рыбки в аквариуме, собака или канарейка. При уходе за любым животным возникает масса различных ситуаций, когда ребенок может быть поставлен в условия различной инициативы. Детям дошкольного возраста очень нравится рвать травку для хомячков, кормить рыбок, гулять с собакой (конечно в присутствии взрослых), менять воду канарейке. Даже трудно перечислить все умения, которые при это возникают и совершенствуются. И, конечно, игры с животными всегда очень полезны.

Специалисты отмечают, что те малыши, кто с раннего возраста заботится о своих питомцах, удивительным образом демонстрируют такие умения, которым, вроде, их не учили. Они умеют самостоятельно одеваться, убирать у себя в комнате игрушки, складывать свои вещи в шкаф. Так у дошкольников в результате жизни-игры с домашними питомцами значительно растет уровень самостоятельности.

Осторожность прежде всего

Когда ребенок самостоятельно пробует острым ножом резать хлеб, включать газовую плиту или утюг, то для взрослых наступают трудные времена. Множество различных опасностей подстерегают наших дошкольников. Здесь требуются особые умения и навыки. Иногда просто игры вам ничем помочь не могут. И система строжайших запретов также не гарантированно безопасна. Подавите в себе первое естественное желание кричать малышу:»Не смей никогда этого делать, нельзя»! Запретный плод, сами знаете, каким бывает. Обучайте ребенка навыкам владения сложными приборами спокойно. Терпеливо объясняйте ему все опасности игр с ними и последствия несанкционированных включений.

Воспитание самостоятельности – Учительская газета

ФГОС общего образования требуют от нас развивать самостоятельность и ответственность в обучающихся. Но как это сделать? Давайте разберем несколько практических ситуаций и рассмотрим теорию.

Два экзамена

В прошлом году выпускник 9‑го класса не смог сдать два основных государственных экзамена из четырех и не получил аттестат.

Можно сказать, что он остался на второй год обучения. Но это не совсем верно: он был аттестован по всем предметам программы 9‑го класса и на основе этой аттестации допущен до ОГЭ. Возникла двоякая ситуация. С одной стороны, ему не нужно ходить ни на какие уроки и получать оценки. С другой – ему нужно немного улучшить свои знания по двум предметам, чтобы сдать по ним ОГЭ. Определенный объем знаний у него уже был, ему не хватило лишь нескольких баллов.

Родители и школа решили, что ребенок должен посещать все уроки 9‑го класса, чтобы не болтался без дела и был под присмотром.

Вскоре педагоги стали жаловаться, что ученик ведет себя, «как студент»: прогуливает уроки, опаздывает на них, приходит без школьных принадлежностей, задания не выполняет.

Спокойно смотреть на абсурдную ситуацию, когда 16‑летний интеллектуально, физически и нравственно полноценный мужчина, изнывая от тоски, бессмысленно слоняется по школе, я не мог. Я пригласил этого ученика на консультацию и рекомендовал ему не ходить в школу…

Я предложил ему план из нескольких пунктов:
1. Родители пишут заявление о переходе на семейное образование и получают полную независимость от школы.
2. Ребенок самостоятельно в течение года готовится к сдаче двух ОГЭ по учебникам и интернет-ресурсам.
3. Парень устраивается на работу.
4. Продолжает заниматься в свободное от работы и учебы время спортом.
5. Следующим летом сдает два ОГЭ и получает аттестат.
6. Поступает в техникум.

В результате этого плана за год ученик должен пройти большой путь развития, стать сильнее, умнее, образованнее, опытнее, независимее, богаче. Через год он должен прий­ти в техникум уверенным в себе молодым мужчиной, умеющим преодолевать трудности и упорно трудиться для достижения своих целей.

Либо он мог продолжать идти по уже намеченному пути и бесцельно проболтаться в школе этот год. В итоге он, скорее всего, сдаст эти два ОГЭ и поступит в техникум. Но велика вероятность, что техникум он не потянет. Он и в школе учился недостаточно усердно, поэтому не сдал ОГЭ. Если он еще целый год будет деградировать в стенах школы, то его способность прикладывать усилия настолько атрофируется, что в техникуме его будет ждать провал.

Естественно, позитивная и наполненная смыслом картина будущего понравилась парню гораздо больше, поэтому он без моей помощи смог убедить родителей написать заявление о переходе на семейное образование. Следующим летом из-за пандемии коронавируса ОГЭ-2020 был отменен. Этот ученик, как и все предполагаемые участники экзамена, получил аттестат.

Мораль этой истории в следующем:
1. Дети хотят быть самостоятельными, стремятся к независимости, ищут осмысленной жизни и сознательной деятельности.
2. Взрослые боятся самостоятельности детей и часто выбирают их инфантилизацию вместо поощрения независимости.

Три уровня развития

Теперь немного теории. В норме человек должен пройти три уровня развития:
1. Зависимость.
2. Независимость.
3. Взаимозависимость.

Мы все рождаемся слабыми и зависимыми от других людей.

Затем человек должен стать независимым: думать своей головой, зарабатывать себе на жизнь, быть уверенным в себе и не оглядываться постоянно на мнение окружающих.

И, наконец, независимый и зрелый человек должен научиться самому сложному: сознательно, целенаправленно вступать с другими независимыми людьми во взаимозависимые, взаимовыгодные отношения для удовлетворения интересов всех сторон.

Но нередко люди идут по другому пути: естественную зависимость меняют на патологическую созависимость.
Взаимозависимость – это здоровые отношения зрелых, уверенных в себе людей.

Созависимость – это нездоровые отношения незрелых, неуверенных в себе людей.

Взаимозависимость – это горизонтальные отношения равных, независимых людей.

Созависимость – это вертикальные, иерархические отношения, в которых кто-то доминирует, а кто-то подчиняется.

Взаимозависимые люди про любовь говорят: «Я без тебя могу прожить, но с тобой я буду счастливее, поэтому я хочу быть с тобой».

Созависимые люди про любовь говорят: «Я без тебя не могу».

У Эриха Фромма есть книга «Бегство от свободы». В ней он подробно описывает, почему отдельные люди и целые народы отказываются от независимости и выбирают нездоровые отношения созависимого доминирования-подчинения. Главное в том, что свобода влечет за собой ответственность за свои решения. А ответственность – это тяжело, часто так и говорят – «груз ответственности». Поэтому есть большой соблазн снять с себя ответственность и переложить ее на доминирующее лицо.

Самостоятельность и уроки

Можно ли как-то развивать независимость детей внутри классно-урочной системы? Нет, нельзя. Все более-менее хорошие способы развития самостоятельности школьников, которые я видел, реализуются во внеурочной или внешкольной деятельности.

Любые попытки развивать самостоятельность на уроке выглядят сомнительно. Например, на последнем конкурсе «Учитель года» один из конкурсантов после урока с гордостью несколько раз заявил жюри, что ученики сами (сами!) сформулировали цель урока. Однако мы видели, как на уроке учитель наводящими вопросами подвел детей к единственно возможной цели урока, а потом показал ученикам бумагу с прописанной целью урока. То есть цель урока учитель до урока зафиксировал на бумаге. Возможность поставить какую-то другую цель на уроке учитель не рассматривал. И при этом он был убежден, что дети сами поставили эту цель.

Это симуляция самостоятельности детей. Педагог зажат в тиски ФГОС, календарно-тематического плана, программы, электронного журнала, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, контроля администрации и родителей. Может ли учитель современной российской школы в этих рамках выбрать цель и тему урока? Не может. Ученики тем более не могут.

Чтобы дети сами поставили цель урока, нужно так детям и говорить: «Ребята, какую тему вы хотите сегодня изучать? И какую цель ставите в изучении этой темы?» Затем путем голосования дети выбирают тему и цель из предложенных вариантов.

Ничего подобного ни на одном уроке я не встречал.

Волонтерство

Пожалуй, лучший способ развития самостоятельности школьников – волонтерство. Волонтер добровольно и безвозмездно помогает другим людям.

Например, ученики моей школы разносили престарелым людям продукты во время эпидемии коронавируса. Правда, потом несовершеннолетним запретили подвергать себя риску заражения из-за такой помощи.

Другие ребята помогали в осуществлении театральных постановок, где играли дети-инвалиды. Еще одна ученица помогает в городской библиотеке проводить киноклуб для подростков.

В России волонтерство находится в зачаточном состоянии. А на Западе оно распространено гораздо шире. Американский учитель Рон Кларк в одной из своих книг описывает путешествие с учениками в ЮАР. Одним из главных пунктов этой поездки была волонтерская работа его учеников в детском доме для ВИЧ-инфицированных детей. То есть даже в туристической поездке они помогают местным жителям. Кстати, эта поездка и само существование школы Рона Кларка оплачиваются благотворительными взносами частных лиц и организаций. Таким образом, на Западе добровольная помощь независимых граждан и организаций друг другу в виде благотворительности и волонтерства составляет огромную часть общественной жизни.

Общественно полезный труд

А наш советский общественно полезный труд то же самое, что волонтерство? Он способствует воспитанию самостоятельности и привычки помогать другим? Нет.

Волонтерство – это добровольный индивидуально полезный труд. Когда волонтер оказывает помощь, он точно знает выгодоприобретателя. Часто получатель помощи – это конкретный человек, которому можно посмотреть в глаза и услышать от него благодарность.

Советский общественно полезный труд – это принудительная работа.

Наталья Кириченко в заметке «Школьник и тряпка» («Учительская газета» №40 от 6 октября 2020 года) выразила огорчение из-за отсутствия законодательно закрепленной возможности привлекать всех школьников к общественно полезному труду. Она пишет, что «слово «общественный» предполагает труд во благо школы без ожидания персональной похвалы».

Здесь возникает вопрос: а школа – это кто конкретно? Кто является выгодоприобретателем? Кто скрывается за словом «общество»?

Почти все школы в России учреждены государственными или муниципальными органами власти. Учредители и администрации школ обязаны обеспечить надлежащее техническое и санитарное состояние помещений. Если бы всех школьников принуждали заниматься уборкой, то выгодоприобретателями стали бы директора, мэры, губернаторы и президент.

Эти должностные лица не просят о помощи, они требуют подчинения. Это не добровольная помощь конкретным нуждающимся лицам, как в волонтерстве. Это принудительное подчинение власти.
Наталья Кириченко отмечает серьезные проблемы с организацией общественно полезного труда в современной российской школе: «Если одни родители учащихся класса согласны выдавать своему чаду тряпочку и порошок на мытье парт, а другие такого согласия не дали, то как объяснить детям, почему эти моют, а эти не должны?»

Я думаю, что никак это детям объяснить нельзя. Эта проблема неразрешима. Общественно полезный труд имел место только в тоталитарном обществе всеобщего принуждения и контроля.

К счастью, в волонтерстве и благотворительности такой проблемы вообще не существует. Дети-волонтеры испытывают огромное моральное удовлетворение от своего труда, а иногда чувствуют себя настоящими героями. Например, про ребят, которые в период эпидемии разносили продукты пожилым людям, журналисты снимали репортажи. Этих волонтеров показывали по телевизору. И они были огорчены, когда им в целях их же безопасности запретили заниматься такой помощью.

Мы все хотим быть полезными и значимыми. Мы все хотим заботиться об окружающих. Но мы не любим, когда нас заставляют что-то делать.

Броский заголовок статьи Натальи Кириченко – «Школьник и тряпка» – и ее тоска по массовому принуждению школьников к общественно полезному труду напомнили мне эпизод из автобиографической книги Эдуарда Лимонова «Торжество метафизики». В ней он описывает свое отбывание наказания в колонии. Новых заключенных офицеры колонии по очереди заводили в туалет, велели взять тряпку и мыть унитаз. Тех, кто отказывался, избивали. Офицеры ФСИН сразу выясняли, кто из новых заключенных сможет легко влиться в общество этой колонии и соблюдать ее порядки, а кого нужно активно «социализировать».

Наталья Кириченко отмечает, что большинство родителей против привлечения их детей к общественно полезному труду. На мой взгляд, в этом нет ничего удивительного. В общественно полезном труде все неправильно, все противоречит природе человека: человек не любит подчиняться силе, не любит заниматься бессмысленным делом и не любит неблагодарности (отсутствия персональной похвалы).

Волонтерство же вполне соответствует сущности людей: добровольная, понятная помощь конкретным людям и организациям в решении конкретных проблем и получение благодарности и признательности за эту помощь.

Школа должна не только учить детей, но и готовить их к жизни в обществе. Вопрос лишь в том, к жизни в каком обществе мы готовим детей. К жизни в тоталитарном обществе всеобщего подчинения тюремного типа или к жизни в демократическом обществе независимых граждан, обладающих правами и достоинством?

Кирилл КАРПЕНКО

Консультация для родителей «Как воспитать самостоятельность у детей»

Консультация для родителей «Как воспитать самостоятельность у детей»

 

 

Давай будем одеваться…
Я сама! Я сама!
Пойдём будем умываться…
Я сама! Я сама!

Ну идём, хоть причешу я…
Я сама! Я сама!
Ну давай хоть покормлю я…
Я сама! Я сама!

И. Муравейка.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Период младшего дошкольного возраста благоприятное время для воспитания самостоятельности. В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становиться самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, и отлично усваивает навыки самостоятельности.

 

Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребёнка или помочь ему в чём-то приходилось слышать «Я сам!» Но мы по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои собственные силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными и ленивыми.

Ошибка многих родителей, когда они подавляют стремление ребёнка к самостоятельности. Останавливаю детей со словами: «Что ты долго возишься, дай я быстрее…», «ты не умеешь, ты ещё маленький, давай я…»

Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.

Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость и своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих

(конфликт с окружающими, постоянно ссориться, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка. Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же дети могут выполнять самостоятельно в младшем возрасте?»

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
  • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности; одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать и застёгивать.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:

  • Приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды.
  • Удобная одежда для одевания (пришиты пуговицы, застёгиваться все застёжки и молнии), обязательно
  • должна быть петельки, чтобы вешать одежду на вешалку.
  • Выделить место для хранения предметов туалета, полотенца, обуви, игрушек и других вещей вашего ребёнка.
  • Места хранения должны быть постоянными.

Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей и помогать им. Прежде, чем ожидать от ребёнка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приёма пищи.

Пытаясь развить в своём ребёнке самостоятельность, взрослые часто допускают распространённые ошибки:

Одна из них, как мы уже говорили, подавление стремления ребёнка к самостоятельности. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них всё сделают взрослые. Никогда не надо делать за ребёнка того, что он может сделать сам, — это должно стать правилом для всех родителей, если они хотят сформировать у малыша активность, инициативу, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. Старайтесь поддерживать стремление ребёнка к самостоятельности, проявляйте терпение.

Очередная ошибка родителей, когда они нахваливают своего малыша просто – так от чрезмерной любви к нему, а его достижения не замечают или относятся к ним несерьёзно. Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребёнка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Оценивая то или иное действие ребёнка, недостаточно ему сказать, «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребёнка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата. Поощряйте, хвалите, своего ребёнка даже за небольшие достижения.

Важной ошибкой является, если мы требуем от ребёнка, убирать вещи на свои места, а сами пренебрегаем этим простым правилом. В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, папа и мама должны быть примером для подражания. Если вы сами не будете класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станете лишь требовать этого от детей, то вам не удастся воспитать у своего ребёнка привычки к аккуратности. Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать. Для мальчиков важен пример папы, а для девочек пример мамы.

Ещё одной ошибкой является, когда родители теряю терпение и торопят ребёнка. Нельзя торопить ребёнка с выполнением, какого – либо действия, надо дать ему возможность выполнять всё спокойно. Не надо упрекать его в медлительности и небрежности, это может вызывать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз.

Главной ошибкой многих родителей является – гиперопека, т.е. чрезмерная опека ребёнка. Многие мамы и папы спешат на помощь, даже если ребёнок их об этом не просит. Если у малыша что –то не получается не спешите сделать за него, дайте возможность проявить ребёнку настойчивость и добиться результата.

Существует немало эффективных приёмов вовлечения малышей в труд по самообслуживанию. Вот некоторые из них:

  • Старайтесь с помощью игрушек, закреплять навыки самообслуживания (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить и т.д.)
  • В обучении самообслуживанию, используйте игровые приёмы, игровые ситуации: «давай покажем мишке как ты одеваешь ботинки», «Посмотри, зайке нравиться, как ты моешь ручки сам», «давай вместе ты один ботинок, а я другой» и т. д.
  • Если ребёнок постоянно путает левый и правый ботинок, покажите ему как они «дружат». Поставьте ботинки правильно, найдите у каждого ботинка «носик», покажите, как они смотрят друг на друга. Потом покажите, как ботиночки «поссорились» (носки ботинок смотрят в разные стороны) и вместе с малышом поставьте их правильно — «подружите».
  • Если малыш путает, где передняя, а где задняя половина одежды и надевает её задом наперёд, то обратите внимание ребёнка на отличительные признаки передней половины. Обычно спереди на одежде всегда есть картинка или аппликация, тогда будет достаточно пояснить малышу. Что перёд находиться там, где картинка.
  • Как научить ребёнка надевать брюки?

Лучше учиться этому сидя на стуле или на полу, потом малыш сможет надевать брюки и стоя – но это уже следующий этап. Покажите ребёнку, что у него есть две ножки, попросите выпрямить ноги и положить брюки на ноги. А в брюках есть два «окошка» скажите поговорку: «Каждой ножке – своё окошко». Эта поговорка очень хорошо запоминается детьми, напоминайте им эту фразу перед одеванием брюк.

  • Чтобы малышу не пришлось выворачивать колготки и штаны, учите снимать их за резинку с ног до самых ступней, а затем стягивать за носок или резинку снизу.
  • Чтобы научить ребёнка застёгивать разные виды застёжек на одежде и обуви, практикуйтесь на куклах, мишках, зайках и других игрушках. Очень хорошо, если у вас дома есть игрушка с полным комплектом одежды.
  • Помочь научить ребёнка одеваться и раздеваться в определённой последовательности, вам может наша папка – раскладушка «Одевание и раздевание». Сразу приучайте малыша аккуратно складывать и убирать вещи на свои места в шкафу в детском саду:
  • шапку и кофту на верхнюю полку
  • куртку вешать на крючок за петельку
  • штаны вешать за резинку или складывать вниз

— шарф вешать на крючок или складывать на

верхнюю полку,

— обувь ставить в нижний ящик.

  • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
  • Соблюдайте режим дня, тогда ваш ребёнок будет меньше капризничать.
  • В процессе самообслуживания используйте стихи, потешки:

Вот на наших ножках,
новые сапожки,
мы наденем их скорей,
и пойдём гулять быстрей.

——-

Вот они сапожки:
этот – с левой ножки,
этот – с правой ножки.

——-

Как у нашей Зиночки (имя ребёнка)
поссорились ботиночки,
их неправильно одела,
левый справа, правый слева,

вот они и отвернулись,
и обиженно надулись,
их местами поменяла,
левый влево, правый вправо,

друг на друга смотрят мило.
их Зинуля помирила.

——

Руки спрячем в рукавички,
разноцветные сестрички.
сможем дольше мы опять,
на морозе погулять!

——-

Это чья? Это чья?
шапочка пуховая,
шапочка пуховая,
красивая и новая,

это Ванечкина. (имя ребёнка)

——

У девочек и мальчиков,
зимою мёрзнут пальчики,
чтобы пальчики согреть,
что на ручки нам одеть?

——-

Наша Катя маленька,
на ней шубка аленька,
опушка бобровая,
Катя чернобровая.

——-

Так с помощью разнообразных приёмов создаётся положительно — эмоциональная атмосфера, которая вызывает у детей интерес к самостоятельным действиям, стремление выполнять их.

Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но почётно

Яркие горизонты | Дети, развивающие независимость: что такое правильный баланс?

Кажется, что с младенчества люди стремятся к независимости. Младенцы настаивают на том, чтобы держать бутылочку или брать еду самостоятельно. Малыши решительно заявляют: «Я сделаю это». Дошкольные годы — это время бурного роста, когда дети приобретают интеллектуальные, вербальные и социально-эмоциональные навыки, чтобы самостоятельно решать больше задач.

Но как уравновесить стремление вашего ребенка к независимости с его потребностью в безопасности и ограничениях?

Эта проблема не исчезает с возрастом вашего ребенка, а продолжает появляться. Подумайте о ночевках, внеклассных мероприятиях, свиданиях с подростками, спорте и, возможно, о самом страшном — о передаче ключей от машины водителю-подростку.

Стиль общения и отношений, который вы выработаете, когда ваш ребенок станет дошкольником, будет продолжать влиять на ваше воспитание в течение многих лет. Вот несколько идей, как пройти путь к независимости вместе с ребенком.

Советы, которые помогут детям дошкольного возраста развить самостоятельность
  • Выберите свои сражения. Если вы столкнулись с дошкольником, спросите себя: «Будет ли это иметь значение через год?» Во многих случаях допустимо — и даже желательно — позволить дошкольнику принимать решения. За родителями всегда остается последнее слово в вопросах безопасности, здоровья и благополучия, но ваш дошкольник может помочь принять множество мелких решений, например, какую книгу читать во время просмотра рассказов или какой фильм смотреть на семейном вечере кино.
  • Предлагайте выбор. Один из самых простых способов воспитать самостоятельность и помочь развить навыки критического мышления у малышей и дошкольников — предложить выбор, с которым вы оба можете жить. Например, многие дети любят выбирать, что они будут носить каждый день, но все же нуждаются в небольшом руководстве, чтобы сделать правильный выбор. Позвольте ребенку выбрать одежду, но установите некоторые границы, например: «На улице холодно, поэтому тебе нужно надеть брюки или леггинсы».
  • Обеспечивает гибкость конструкции. Предсказуемость и последовательность помогают детям чувствовать себя в безопасности, но жесткость может вызвать у них раздражение. Составьте расписание и дайте ребенку знать, чего ожидать. В то же время будьте готовы вносить изменения, когда это необходимо. Например, возможно, у вас есть правило, согласно которому вы ужинаете всей семьей без телевизора или гаджетов. Это вполне разумное правило, но и здесь есть место для гибкости. Можно отодвинуть ужин на 15 минут назад, чтобы дать ребенку возможность досмотреть любимую телепередачу. Эти маленькие жесты укрепляют дух доброй воли и сотрудничества в вашей семье.
  • Поддержка роста. Теоретик раннего детства Лев Выготский отдавал предпочтение подходу «поддержки» роста детей для обучения новым навыкам. Он предложил наблюдать за детьми, чтобы понять, какими навыками они уже овладели, а затем работать непосредственно с ними, чтобы освоить новый, немного более сложный навык. Возможно, ваш дошкольник может надеть рубашку или штаны, но не научился надевать обувь и носки. Поощряйте вашего ребенка осваивать эти навыки и тренируйтесь вместе в течение нескольких дней. Вскоре ваш ребенок самостоятельно освоит новый навык.
  • Поощряйте здоровый риск. Наша работа как родителей состоит в том, чтобы обеспечить безопасность наших детей, но есть разница между опасностью и риском. Опасность — это что-то непредсказуемое и неуправляемое, что может и, скорее всего, причинит вред вашему ребенку, например, дорожное движение или ядовитые вещества. Здоровый риск — это то, что может заставить вас немного съежиться, но поддерживает рост и развитие вашего ребенка. Примеры могут включать езду на велосипеде или лазание по деревьям после того, как вы поговорили с ребенком о правилах безопасности и потенциальных опасностях. В здоровом риске вы внесли свой вклад в обеспечение безопасности вашего ребенка, и ваш ребенок знает и может смягчить потенциальные опасности.
  • Принимать ошибки. Когда дети маленькие, уместно оказывать большую поддержку, но когда они становятся старше, мы не всегда можем быть рядом. Мы должны позволять им совершать ошибки, потому что они больше всего учатся на этих пробах и ошибках.
  • Настройте среду для успеха. То, как организован ваш дом, может существенно повлиять на независимость вашего ребенка. Организуйте свой дом, чтобы ваш ребенок знал, куда все идет. Например, обувь и пальто отправляются в прихожую. Игрушки складываются в отмеченные корзины в игровой комнате или спальне. На кухне держите пластиковую посуду низко и научите ребенка, как получить простую закуску или чашку воды.

Думайте о родительском опыте как о постепенном освобождении от ответственности с течением времени, начиная с дошкольного возраста. Ваш ребенок должен с раннего возраста усвоить, что вы его лучший защитник и болельщик.

В то же время ваша работа заключается в том, чтобы обеспечить ее безопасность и здоровье, устанавливая разумные ограничения. Взаимное уважение, понимание и сотрудничество лежат в основе любого взаимодействия.

Семейный вебинар: Повышение самостоятельности и устойчивости вашего ребенка

Ваш ребенок в состоянии «Я сам могу!» сцена? Посмотрите этот вебинар, чтобы узнать, как вы можете развить независимость и устойчивость — два невероятно важных новых навыка.

Развитие самостоятельности у детей

23 мая 2021 г.

 

Источник статьи

Четыре стратегии, помогающие поддерживать растущую самостоятельность вашего ребенка.

MSU Extension предлагает четыре стратегии поддержки растущей самостоятельности вашего ребенка.

В последнее время средства массовой информации полны историй об экстремальном воспитании детей. Мы слышим о так называемых «родителях-вертолетах», которые гоняют своих дошкольников по игровой площадке на случай, если они упадут, решают проблемы с друзьями и учителями, даже доходят до того, что звонят преподавателям своих студентов, чтобы поспорить об оценках. На другом конце спектра есть истории о «родителях на свободном выгуле», которые позволяют своим детям ездить в метро в одиночестве, гулять в парке в одиночестве, оставаться дома в одиночестве и обычно ожидают, что с ними все будет в порядке, в безопасности и без присмотр взрослых.

Трудно понять, какая степень независимости достаточна для ваших маленьких детей. Когда ваши действия становятся «сверхзащитными» вместо того, чтобы поддерживать независимость ваших детей? Какую разумную помощь можно ожидать от детей? Когда вы должны вмешаться, если есть проблемы? Следует ли вам писать их учителю по электронной почте, когда возникают проблемы со сверстником?

Расширение Университета штата Мичиган рекомендует родителям искать золотую середину, контролируя надлежащим образом, чтобы предотвратить ненужный риск и травмы, но все же отступая достаточно, чтобы позволить детям решать свои собственные проблемы и поддерживать их по мере взросления. Вот четыре совета для родителей, которые помогут поддержать растущую независимость ваших детей.



1. Научите навыкам самопомощи

Хотя это кажется глупым, с каждым днем ​​ваш ребенок становится немного старше и немного более способным делать что-то самостоятельно. Как родители, мы должны регулярно делать шаг назад, чтобы оценить, что мы все еще делаем для наших детей, что они могли бы сделать для себя. Вы все еще надеваете носки и обувь для своего трехлетнего ребенка? Как насчет того, чтобы одеть своего четырехлетнего ребенка или застегнуть молнию на куртке пятилетнего ребенка? Эти навыки они могли бы делать самостоятельно?

Поддержка развития навыков самопомощи у детей важна не только для растущего желания детей быть независимыми, но также имеет решающее значение в дошкольных учреждениях и классах детского сада. Если осенью ваш ребенок отправляется в дошкольное учреждение или детский сад, сейчас самое время начать работать над поддержкой его навыков самопомощи, включая самостоятельное пользование туалетом и одеванием.

2. Требовать работы по дому и выполнения семейных обязанностей

Помогите своему ребенку поддержать растущее чувство собственного достоинства и желание делать что-то самостоятельно, назначая ему домашние дела. Даже очень маленькие дети могут выполнять небольшие обязанности, например, выбрасывать мусор или складывать грязную одежду в корзину. При обучении этим навыкам важно, чтобы родители поддерживали и терпеливы. Разбейте рутину на простые шаги. Делайте мягкие напоминания. Не поддавайтесь желанию повторить то, что они сделали самостоятельно. Центр социальных и эмоциональных основ раннего обучения в Университете Вандербильта предлагает родителям фантастический ресурс с советами по обучению и списками навыков, соответствующих возрасту.

3. Не участвуйте в их битвах

Обучение детей тому, как решать свои собственные проблемы, — это навык, который закладывается в раннем детстве. Когда они маленькие, проблемы могут заключаться в том, кто получит синий грузовик или у кого больше игрового теста, но эти проблемы перерастут в более серьезные проблемы, когда дети станут больше. Обучение их шагам для решения проблем является важным навыком на всю жизнь.

Научите своих детей основным шагам по решению проблем , таким как научиться точно определять, в чем проблема, думать о решениях проблемы, анализировать эти решения на предмет справедливости, а затем пробовать их, чтобы увидеть, сработало ли это. Помогите своим детям выполнить шаги, но не поддавайтесь желанию дать им ответ. Когда они станут старше, предложите им поговорить напрямую со своим учителем о забытом домашнем задании или со стоматологом о сломанном ретейнере. Способность противостоять проблемам и справляться с последствиями действительно является жизненным навыком!

4. Навязывание естественных последствий

Будучи взрослыми, мы многое знаем о последствиях. Если мы забудем оплатить счет, нам придется заплатить штраф за просрочку платежа. Если мы превысим скорость – и нас поймают – мы можем получить штраф за превышение скорости. А вот с детьми сложнее. Если они не хотят носить пальто, их могут заставить родители или учителя, а ребенок не узнает, что на улице холодно, поэтому ему нужно пальто! Или, если старший ребенок забывает свой обед, домашнюю работу или спортивную обувь, а мама каждый раз подгоняет его в школу, он не усваивает урок, что приносить свои вещи в школу — это их обязанность.

Дети лучше всего учатся через естественные последствия. По возможности позволяйте ребенку испытать естественные или логические, если естественные действия небезопасны или неуместны, последствия его действий. Пусть они пропустят перемену, потому что у них нет зимних ботинок, или потеряют баллы за домашнюю работу, потому что уже поздно. Не заменяйте игрушку, оставленную под дождем и испорченную. Помогите детям узнать, что происходит, когда они не соблюдают правила или не несут ответственности за свои вещи.

Одна из ваших самых важных задач как родителя — вырастить независимых, жизнерадостных детей, которые могут отправиться в мир и решить свои собственные проблемы. С некоторой предусмотрительностью и планированием вы можете помочь взрастить растущую независимость вашего ребенка!

Источник

Новое сообщение > < Предыдущее сообщение

Роль учителя Монтессори

01 июля 2021 г.

Иногда проще всего начать с объяснения того, чем Монтессори-учитель не является. Монтессори-учитель меньше похож на традиционное представление об инструкторе, а больше на мягкого проводника. Они не считают своей работой давать ребенку информацию. Они скорее ведут детей в общем направлении и дают им инструменты, необходимые для самостоятельного поиска информации. Мария Монтессори однажды сказала: «Величайший признак успеха для учителя… это способность сказать: «Сейчас дети работают так, как будто меня не существует». Учителя Монтессори развивают независимость в классе Монтессори, а не в видя, как учитель перед классом дает один и тот же урок каждому ребенку, учитель будет спокойно работать с отдельными детьми или небольшими группами. Пока это происходит, остальные дети могут свободно проводить время, выполняя работу, которая им нужна. Педагог Монтессори усердно работает над созданием структур, которые позволяют детям быть независимыми и доверять себе как ученикам. Одна большая часть того, что делает Монтессори-учитель, заключается в том, чтобы намеренно подготовить классную среду, соответствующую их развитию, привлекательную для детей и поддерживающую их на пути к самостоятельной работе. Эта среда постоянно меняется в мелочах, поскольку учитель замечает новые и развивающиеся потребности учеников. Учителя Монтессори обучены думать как ученые Родители должны знать, что учителя Монтессори имеют высокую квалификацию. Большинство из них имеют признанные дипломы Монтессори в дополнение к дипломам колледжа. Сертификационные программы Монтессори интенсивны и требовательны; можно сравнить их как эквивалент другого диплома колледжа. Эти обучающие программы не просто учат Монтессори-педагогов использовать специализированные материалы; существует обширная курсовая работа по философии Монтессори, развитию детей и интеграции искусства. Когда дело доходит до оценок, учителя Монтессори не полагаются на стандартные тесты; они полагаются на силу наблюдения. У них есть тетради, полные свидетельств того, что их ученики освоили, что им нужно в дополнительной поддержке и чем они интересуются. Они постоянно записывают то, над чем, как они замечают, работают дети, как эта работа выполняется, и идеи, которые у них могут возникнуть в ожидании следующих шагов ребенка. Учителя Монтессори буквально сидят рядом с ребенком и точно определяют, что он знает о широком спектре предметных областей. Учителя Монтессори думают о долгосрочной перспективе Благодаря трехлетним циклам Монтессори у учителей есть уникальная способность рассматривать общую картину при работе с учениками. Существует естественная тенденция позволять детям действительно учиться в своем собственном темпе. Знакомство с ребенком и его семьей в течение нескольких лет действительно поддерживает этот подход. Учителей Монтессори часто называют «гидами»… и не зря. В то время как дети в классах Монтессори имеют широкий выбор в своих образовательных целях, Монтессори основана на идее «свободы в определенных пределах». Работа учителя Монтессори заключается в тщательном определении этих ограничений. Дети полагаются на наличие определенной структуры. Это дает им комфорт и безопасное место, в котором они могут рисковать и пробовать новые вещи. Учителя Монтессори устанавливают некоторые границы, а затем осторожно помогают ученикам ориентироваться в них. Что делать, если ваш второклассник любит читать, но избегает математики? Их учитель Монтессори найдет способы убедиться, что математика все еще выполняется. Иногда это включает в себя мягкое обсуждение с ребенком навыков управления временем, приоритетов или постановки целей. Иногда учитель находит способ интегрировать интересы ребенка в менее желательную работу. Иногда все, что нужно, это незначительное изменение в окружающей среде. Педагоги Монтессори дают детям свободу, но они помогают детям найти свой путь к успеху в этой среде. Учителя Монтессори ценят независимость, уверенность в себе и внутреннюю мотивацию. Они также ценят сотрудничество, доброту и силу в обществе. Все еще любопытно? Позвоните нам, чтобы назначить встречу сегодня, чтобы наблюдать в классе. Посмотрите, что на самом деле представляет собой Монтессори.

Преимущества разновозрастной группы

01 июня 2021 г.

Младенцы и дети младшего возраста могут быть вместе или раздельно, при этом класс для малышей обслуживает детей в возрасте от 18 месяцев до трех лет. Начальные классы предназначены для детей в возрасте от 3 до 6 лет, вместе с детьми дошкольного и детсадовского возраста. Начальные классы обслуживают детей в возрасте от 6 до 12 лет; некоторые школы делятся на младшие (6-9) и старшие (9-12) начальные, а многие начальные делятся на две группы. Даже ученики средней и старшей школы Монтессори учатся в разновозрастных классах. Хотя Монтессори — не единственный тип образования, использующий этот подход, это не то, к чему привыкло большинство людей. Каковы преимущества такого построения класса? Читайте дальше, чтобы узнать больше… Обучение в индивидуальном темпе Дети в разновозрастных классах, как правило, немного более гибкие, когда дело доходит до освоения навыков в течение определенного периода времени. Мы знаем, что обучение не является линейным, и что у учащихся бывают периоды значительного роста, плато и даже случайного регресса. В разновозрастных классах дети, как правило, могут работать в своем собственном темпе без дополнительного давления, связанного с тем, чтобы не отставать от всей группы или даже быть сдержанными всей группой. Когда дети в классе разного возраста, у каждого есть кто-то, с кем они могут работать, независимо от уровня их навыков. Дети не чувствуют себя обделенными, если у них возникают проблемы с концепцией, и им также не надоедает повторять то, что они уже освоили. Учителя, которые преподают в разновозрастных классах, как правило, обладают глубокими знаниями по целому ряду способностей к развитию, что дает им возможность дифференцировать обучение для каждого отдельного ребенка. Построение крепких отношений Традиционно дети переходят из одного класса в другой каждый год. Это означает не только новый набор академических ожиданий, другой распорядок и другую структуру классной комнаты, но и другого учителя. В многовозрастных классах у учителей больше времени, чтобы познакомиться с учеником и его семьей, и наоборот. Когда учителя действительно узнают ученика, они могут адаптировать обучение как к содержанию, так и к поставке. Они знают, как зацепить конкретного ребенка за тему или урок. Они знают, какая среда нужна ребенку, чтобы чувствовать себя успешным. Таким образом, у родителей есть возможность ближе познакомиться с учителями. Если у вашего ребенка один и тот же учитель в течение двух или трех лет, линии связи укрепляются. Родители знакомятся со стилем и ожиданиями учителя. Связь между домом и школой становится более плавной, и в наибольшей степени выигрывает от этого ребенок. Наставники и лидеры Когда ребенок проводит несколько лет в одном классе, ему предоставляется две совершенно особые возможности. Детям, впервые пришедшим в класс, посчастливилось оказаться в окружении услужливых наставников-сверстников. Дети часто лучше всего учатся друг у друга, и они стремятся делать это естественно. Первокурсники и второкурсники наблюдают, как старшие дети получают удовольствие от сложной сложной работы, и это их вдохновляет. Они обращаются к старшим детям за руководством, и старшие дети с радостью дают его. Через год-два в одном помещении у студентов есть шанс попрактиковаться в лидерских качествах. В классах Монтессори старшие дети часто дают уроки, помогают убирать разливы или протягивают руку утешения своим младшим друзьям. Самое приятное то, что дети превращаются из наблюдателя в лидера в свое время. Это не происходит со всеми детьми одновременно, но когда это происходит, наблюдать за этим довольно волшебно. Отражение реальной жизни В жизни нет другой области, в которой люди были бы разделены на группы с другими людьми, которые точно соответствуют их хронологическому возрасту. Будь то в семье, на работе или где-то еще, людям в конечном итоге необходимо сосуществовать с людьми старше и моложе их самих. Это создает более обогащающую среду, изобилующую разнообразными идеями и навыками. Почему бы не начать опыт с маленькими детьми в школе? Двигаясь дальше Несмотря на то, что пребывание в одном классе в течение нескольких учебных лет имеет много преимуществ, ребенок в конечном итоге перейдет в новый класс. Хотя это может показаться горько-сладким (для всех участников!), дети, как правило, готовы, когда придет время. Подход Монтессори всегда рассматривает то, что больше всего поддерживает детей в зависимости от их развития. Формулируя, как разделить детей на группы, Мария Монтессори опиралась на свои представления о Планах Развития. Есть очень характерные вехи роста, которых дети обычно достигают в возрасте около 3 лет, еще один – в возрасте 6 лет, а третий – в возрасте 12 лет. Группы в наших школах созданы намеренно, и они дают детям возможность чувствовать себя комфортно в своем также готовит их к взлету вперед, когда придет время.

Основы Монтессори: планы развития

01 мая 2021 г.

Изучение планов развития предназначено не только для Монтессори-педагогов. Понимание развития вашего ребенка может помочь и дома. Первый план: рождение-6 лет. На этом этапе дети впитывают все, как губки. Они действительно являются прекрасными примерами того, что Монтессори называла «впитывающим умом». Это время, когда мы можем использовать то, что Монтессори называла чувствительными периодами обучения. Хотя каждый ребенок индивидуален, существуют типичные модели развития мозга и общей готовности к обучению определенным навыкам. В течение первых трех лет на этом плане все обучение происходит вне сознательного разума ребенка. Они учатся, исследуя свои чувства и взаимодействуя с окружающей средой. Во второй половине плана, примерно с 3-6 лет, дети вступают в сознательную стадию обучения. Они учатся, используя свои руки, и с учетом этого были разработаны специальные материалы для Монтессори-класса. В это время у детей прекрасно развито чувство порядка. Они методичны и могут оценить множество шагов, связанных с практическими уроками жизни в их классах. Организация работ на их классных полках преднамеренна, что снова обращается к этому чувству порядка. Первый план — это время, когда дети провозглашают: «Я могу сделать это сам»; это время физической независимости. Второй план: 6-12 лет В начальные годы дети начинают искать вне себя. У них внезапно появляется сильное желание сформировать группы сверстников. Раньше, во время первого плана, ребенку было достаточно сосредоточиться на своей работе, сидя рядом с другими. На втором плане ребенок вынужден фактически работать со своими друзьями. Именно в это время дети готовы учиться сотрудничеству. Во время второго плана происходит внезапный и заметный период физического роста. Это может быть фактором, способствующим наблюдению, что многие дети этого возраста, кажется, не осознают свое тело, часто натыкаясь на предметы и опрокидывая их. Примерно в это же время дети начинают терять зубы. Их чувство порядка и аккуратности имеет тенденцию немного угасать во время этого плана. На протяжении всего второго плана разгорается детское воображение. Поскольку образование Монтессори основано на реальности, мы находим способы донести до детей реальную информацию с помощью рассказывания историй и других подобных методов. Например, обучая детей истокам нашей вселенной, школы Монтессори используют так называемый Великий урок. Первый Великий Урок — это драматическая история, рассказанная детям с использованием реквизита, экспериментов и театральных постановок (представьте: черный шарик, наполненный блестками, лопается, чтобы проиллюстрировать Большой взрыв, а кусочки бумаги в блюдце с водой используются во время говоря о сближении частиц). Этот урок интересен для детей тем, как он представлен, но дает им базовые сведения о солнечной системе, состояниях материи и других важных понятиях. Дети второго плана имеют ненасытный аппетит к информации и часто сильно тянутся к тому, что мы в Монтессори называем культурными предметами: естествознанию, истории и географии. Хотя мы поддерживаем их быстрый языковой и математический рост в это время, мы также несем ответственность за предоставление им разнообразных культурных уроков и опыта. Важно отметить, что в это время у детей развивается чувство нравственной справедливости. Они очень озабочены тем, что справедливо, и создание правил для новой игры часто так же важно (если не более важно), как и сама игра. Это период времени, в котором дети стремятся к интеллектуальной самостоятельности. Третий план: 12-18 Третий план развития охватывает юношеские годы. На втором плане дети осознают социальные связи, а на третьем плане они имеют решающее значение. В это время дети сильно зависят от своих отношений со сверстниками. Они испытывают сильное желание оставаться независимыми от взрослых, хотя и не совсем готовы к этому целиком. Наша работа состоит в том, чтобы найти способы, которые позволят им экспериментировать с независимостью, а также обеспечить безопасную структуру, в которой они могут это делать. Детям на третьем плане, как правило, требуется больше сна, и они засыпают позже, чем в более раннем возрасте. Они жаждут подлинного опыта обучения, и доктор Монтессори вообразила именно это. Ее идеи об Erdkinder (детях земли) привели ее к размышлению о школьной обстановке, которая поддерживала бы развитие детей в это время. Она представила фермерскую школу, в которой дети будут работать, чтобы ферма работала, а также вносить свой вклад в планирование и принятие решений. На третьем уровне дети совершенствуют свой моральный компас, развивая при этом более сильное чувство ответственности. Четвертый уровень: 18-24. Последний уровень — это время, когда молодые люди стремятся к финансовой независимости. Они часто впервые живут вдали от дома и используют это время, чтобы понять, какое место они занимают в своем обществе. Многие делают выбор в пользу дальнейшего образования и/или изучения карьеры. Именно на четвертом плане люди начинают лучше понимать, кто они как личности. Каждый план развития следует взращивать осознанно. Если ребенок может пройти одну фазу развития в богатой и тщательно подготовленной среде, он готов полностью перейти к следующей фазе, когда придет время.

Еще сообщения

Независимость — помощь ребенку в раннем подростковом возрасте

О ЭД ОБЗОР

Независимость — помощь ребенку в раннем подростковом возрасте

Сколько независимости я должен предоставить своему ребенку?

Вступая в подростковый возраст, дети часто просят большей свободы. Родители балансируют между желанием, чтобы их дети были уверенными в себе и могли делать что-то самостоятельно, и осознанием того, что мир может быть страшным местом с угрозами для здоровья и безопасности их детей.

Некоторые родители допускают слишком много неправильной свободы или предлагают свободу до того, как подросток готов ее принять. Другие родители слишком сильно цепляются друг за друга, отказывая подросткам как в ответственности, необходимой им для взросления, так и в возможностях, необходимых им для того, чтобы делать выбор и принимать его последствия.

Исследования говорят нам, что подростки добиваются наилучших результатов, когда они остаются тесно связанными со своими родителями, но в то же время им разрешено иметь собственную точку зрения и даже не соглашаться с ними. Вот несколько советов, которые помогут сбалансировать близость и независимость:

  • Установить пределы . Все дети иногда сопротивляются ограничениям, но они хотят их и нуждаются в них. В мире, который может показаться слишком беспокойным как для взрослых, так и для подростков, ограничения обеспечивают безопасность. Часто подростки, чьи родители не устанавливают ограничений, чувствуют себя нелюбимыми. Установление ограничений наиболее эффективно, когда оно начинается рано. Однако установить границы в раннем подростковом возрасте труднее, но не невозможно.

  • Будьте ясны . Большинство подростков лучше всего реагируют на конкретные инструкции, которые регулярно повторяются. Как отмечает учитель средней школы Шэрон Сикора: «Не говорите просто: «Я хочу, чтобы в вашей комнате было чисто», потому что они не знают, что это значит. Скажите без аргументации: «Вот как я воспринимаю чистоту». номер.’ Они могут сказать: «На самом деле мне не нужна лампа здесь, я хочу ее там». Дайте им свободу самовыражения».

  • Дайте разумный выбор . Выбор делает молодых подростков более открытыми для руководства. Например, вы можете сказать своему сыну, что его домашняя работа по алгебре должна быть сделана перед сном, но у него есть выбор сделать ее до или после ужина. И вы можете сказать своей 14-летней дочери, что она не может околачиваться в зале игровых автоматов со своими друзьями в субботу вечером, но она может пригласить группу друзей к вам домой, чтобы посмотреть фильм.

  • Использование юмора и творческого подхода, когда вы даете выбор, также может сделать вашего ребенка более склонным к его принятию. Одна учительница средней школы не могла заставить своего ребенка развешивать чистую одежду или складывать грязную одежду в корзину для белья. Поэтому она предложила дочери два варианта: либо нужно собрать всю одежду, либо все ляжет на пол. «Я стирала одежду, а потом складывала ее стопками на пол», — вспоминает учительница. «Это сводило меня с ума, но это сработало». Через две недели ее дочери надоели стопки на полу, и она начала собирать свою одежду.

  • Предоставление независимости поэтапно . Чем более зрелым и ответственным является поведение подростка, тем больше привилегий могут предоставить ему родители. Сначала вы можете дать подростку право выбирать, какие кроссовки покупать в пределах определенного ценового диапазона. Позже вы можете позволить ему сделать другие покупки одежды — с пониманием того, что ценники не будут удалены, пока вы не одобрите вещи. В конце концов, вы можете дать ему пособие на одежду, чтобы он мог тратить его по своему усмотрению.

  • Здоровье и безопасность превыше всего . Вашей самой важной обязанностью как родителя является защита здоровья и безопасности вашего ребенка. Ваш ребенок должен знать, что ваша любовь к нему требует, чтобы вы наложили вето на действия и решения, которые угрожают любому из них. Сообщите своему ребенку, что угрожает его здоровью и безопасности — а часто и здоровью и безопасности других людей — и не поддавайтесь. Однако сделать это сложнее, потому что у подростков есть ощущение, что ничто не может им навредить. В то же время, когда он чувствует, что все, что он переживает, является новым и уникальным, подросток также считает, что то, что происходит с другими, не произойдет с ним. Его убеждения основаны на том факте, что подростковый возраст является самым здоровым периодом нашей жизни. В этот период физические болезни не являются обычным явлением, а смертельные исходы — редкостью. Важно подчеркнуть вашему ребенку, что, хотя он может быть очень здоровым, смерть и травмы в подростковом возрасте чаще всего вызваны насилием и несчастными случаями.

  • Скажи «нет» выборам, которые лишают возможности выбора в будущем . О некоторых вещах не стоит спорить. Вас может оскорбить, если ваш сын ходит в школу в рубашке, которая резко контрастирует с его брюками, но это не тот выбор, который может лишить его будущих возможностей. Молодые подростки могут иметь растущее чувство будущего, но им все еще не хватает опыта, необходимого для полного понимания того, как решение, которое они принимают сегодня, может повлиять на них завтра. Возможно, они слышали, что курение вредно для здоровья, но они не до конца понимают, что значит умереть от рака легких в возрасте 45 лет. Поговорите со своими детьми о последствиях выбора, который они делают, на всю жизнь. Помогите им понять, что есть хорошие и плохие решения, и что знание одного из другого может изменить всю их жизнь. Пусть ваш ребенок знает, что вы являетесь «хранителем вариантов», пока он не станет достаточно взрослым и достаточно ответственным, чтобы взять на себя эту ответственность: он не может прогуливать школу и не может избегать прохождения сложных курсов, которые подготовят его к поступлению в колледж.

  • Направляйте, но не поддавайтесь искушению управлять . В предыдущем разделе о том, как быть эффективным родителем, обсуждалась важность достижения хорошего баланса между установлением закона и слишком большой свободой. С большинством подростков проще всего поддерживать этот баланс, направляя, но не контролируя. Маленьким подросткам нужны возможности исследовать разные роли, примерять новые личности и экспериментировать. Им нужно понять, что выбор имеет последствия. Это означает совершать некоторые ошибки и принимать результаты. Но родители должны направлять их, чтобы подростки не делали слишком много неверных решений.

  • Вы можете направлять, будучи хорошим слушателем и задавая вопросы, которые помогут вашему ребенку подумать о результатах своих действий: «Что может случиться, если вы позволите пьяному отвезти вас домой?» Ваше руководство может быть лучше оценено, если вы будете спрашивать совета у своего ребенка по целому ряду вопросов и следовать совету, если он кажется разумным: «Что нам приготовить на день рождения папы?» «Мне не нужно работать в субботу. Есть ли что-то особенное, что ты хотел бы сделать?»

    Тонкая грань между руководством и контролем может быть разной для разных детей. Некоторые дети, будь то 7 или 17 лет, нуждаются в более жестком руководстве и меньшем количестве привилегий, чем другие дети того же возраста. Одна учительница средней школы объясняет, как различное поведение двух ее собственных подростков создало потребность в разных ограничениях: «Моя дочь понимала, что полуночный комендантский час означает, что она либо должна быть в доме с закрытой дверью в 12, либо она должна позвонил из отделения неотложной помощи и сообщил родителям, что она сломала ногу Мой сын, который был на 15 месяцев младше, понял, что полуночный комендантский час означает, что он может позвонить в 11:59.вечера. чтобы сообщить своим родителям, что он будет дома после того, как пицца, которую он заказал с друзьями, была доставлена ​​и съедена, и он отвез домой своих 6 друзей.»

  • Пусть дети ошибаются. Мы хотим, чтобы наши дети выросли взрослыми, способными решать проблемы и делать правильный выбор. Эти способности являются важной частью независимости. Однако для развития этих способностей молодым подросткам иногда может понадобиться потерпеть неудачу, при условии, что ставки не слишком высоки и ничьему здоровью или безопасности не угрожает опасность. Совершение ошибок также позволяет молодым подросткам научиться одному важному навыку — тому, как прийти в норму. Ребенку трудно научиться брать себя в руки и начинать сначала, если родители всегда спасают его от трудностей.

  • Сделайте так, чтобы действия имели последствия. Если вы говорите своему ребенку, что он должен быть дома к 10 часам вечера, не игнорируйте его приход в полночь. Вы потеряете доверие своего ребенка, если он не понесет никаких последствий за опоздание домой на два часа. Однако наказание должно соответствовать преступлению. Заземление ребенка на шесть недель ограничивает всю семью. Вместо этого вы можете поговорить с ребенком о том, как опоздание на два часа повлияло на вас. Вы беспокоились и пропустили свой сон. Но вам все равно придется вставать на следующее утро в обычное время, готовить завтрак, заниматься домашними делами и идти на работу. Поскольку ее невнимательность усложнила вам жизнь, ей придется выполнить некоторые из ваших дел, чтобы вы могли раньше лечь спать следующей ночью.

  • Наконец, несмотря на то, что мы часто слышим и читаем, подростки в первую очередь обращаются к своим родителям в формировании своей жизни. Когда дело доходит до морали и этики, политических убеждений и религии, подростки почти всегда имеют больше общего со своими родителями, чем думают их родители. Как родитель, вы должны смотреть за пределы поверхности, за пределы конкретного поведения, чтобы увидеть, кем становится ваш ребенок. Ваш подросток может захотеть покрасить волосы в фиолетовый цвет и проколоть большую часть своего тела, но эти выражения могут не зависеть от его представления о том, кто он есть и кем он станет. В то время как многие действия вашего ребенка в конечном счете безвредны, некоторые из них могут быть не только вредными, но и смертельными.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *