Определить последовательность действий в алгоритме мониторинга воспитания – , : | — Pandia.ru

Содержание

2. Этапы организации и осуществления мониторинга и их логическая последовательность. Мониторинг образовательного процесса

Похожие главы из других работ:

Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников

3. Понятие и этапы организации коллективного творческого дела

Сегодня выходят новые ориентиры - гуманизация и демократизация. Какие же способы воспитательной работы (и соответствующие формы) отвечают этим целям? На взгляд С.Д.Полякова, В.Р. Ясницкой...

Логическая грамотность на уроках математики

1.1 Понятие логическая грамотность

Логика (от греч. "наука о правильном мышлении", "искусство рассуждения") - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка...

Логическая грамотность на уроках математики

1.4 Логическая линия в школьных образовательных программах

Разносторонние возможности для развития логического мышления учащихся предоставляет преподавание математики, истории литературы, развивающее специфические стороны мышления. Так, например...

Методический анализ темы "Сочетание плоскостной, объемной и пространственной композиции в одной композиции"

2.3 Структурно-логическая схема

...

Методический анализ учебного материала по теме "Форматирование текста"

Структурно - логическая схема

...

Методы компьютерной диагностики функционального состояния учащихся

2 Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр» как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских школах

Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1...

Мультиагентная обучающая система по медицинской диагностике

2.1.2 Данные, результаты, хранилища и логическая модель

На Рисунке 2.2. представлена диаграмма DFD «Логическая модель». При решении поставленных задач используется такая информация как регистрация изменения темы либо сложности, ответ обучаемого, диагностические данные...

Объект природы в биологическом образовании подростков (на примере "Суриковского ключа")

2.4 Этапы организации и эффекты обучения подростков на базе объекта природы

В методике использования объекта природы в образовании подростков можно выделить следующие этапы (по В.Мурзалеву): 1. Выбор объекта природы. Объект природы подбирается с учетом квалификации педагогов и привлекаемых специалистов...

Определение возможностей духовно-нравственного воспитания среди учащихся начальных классов во внеурочной деятельности

1.6 Описание организации и содержания мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания учащихся по А.А. Логиновой, А.Я. Данилюк

Исследователи формирования личности в детском возрасте в качестве важнейшего новообразования и основного направления развития нравственной сферы в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте выделяют возникновение и формирование...

Организация деятельности классного руководителя

1.1. Развитие классного руководства: историко-логическая характеристика

Жизнедеятельностью и воспитанием классной группы в современной школе руководит педагог в должности «классного руководителя», но такая должность была не всегда. Рассмотрим основные аспекты развития классного руководства в России...

Организация мониторинга качества обучения математике в Республике Саха (Якутия) (на основе результатов единого государственного экзамена)

1. Виды мониторинга в образовании. Место квалиметрического мониторинга качества обучения в системе контроля качества образования

В общем случае мониторинг в образовании можно определить как систему постоянного сбора данных, их обработки, анализа и интерпретации с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной...

Организация образовательной деятельности

4. Методы организации и осуществления учебной деятельности

Реализация задач обучения возможна при применении субъектами образовательного процесса различных методов организации и осуществления учебной деятельности. Методы учебной деятельности можно подразделить в зависимости от их оснований...

Разработка технологического процесса механической обработки детали

1.3. Логическая структура учебного материала темы

Изучение и анализ учебной литературы - один из видов деятельности преподавателя при подготовке к занятиям по предмету. Успешность этой деятельности во многом определяется его умением выделить логическую структуру учебного материала...

Реализация технологии проектного обучения в начальной школе

2. Этапы организации проектной деятельности

Метод проектов - дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. В основе метода проектов лежат познавательная активность ребенка...

Результативность образовательного процесса в кадетском корпусе

2.1 Структурно-логическая модель повседневной деятельности

В соответствии с методологией системного анализа для исследования какого-либо явления (объекта, процесса) необходимо сначала построить его модель...

ped.bobrodobro.ru

Алгоритм организации системы мониторинга в образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования

Доклад

«Алгоритм организации системы мониторинга в образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования»

Лобачева Инна Сергеевна,

Зам. директора по ДО МБОУ «Елыкаевская СОШ»

Алгоритм - это система правил, сформулированная на понятном исполнителю языке, которая определяет процесс перехода от допустимых исходных данных к некоторому результату и обладает свойствами массовости, конечности, определенности, детерминированности.

Образовательный мониторинг - это такая система организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о деятельности системы (подсистемы) образования, которая призвана обеспечивать не только непрерывное слежение за ее состоянием, но и прогнозирование ее развития. Образовательный мониторинг предполагает функционирование в течение определенного временного периода.

С помощью мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности образовательной системы её конечным целям, которые фиксируются в планах и являются основой мониторинга.

Алгоритм организации состоит из трех этапов. Каждый этап взаимосвязан с предыдущим.

I этап. Нормативно – установочный

  1. Создание рабочей (творческой, проектной) группы по составлению системы мониторинга. Определение состава проектной группы (руководители, педагоги, другие специалисты). Состав данной проектной группы может быть утвержден приказом руководителя.

  2. Определение формата и цели проведения мониторинга.  Формат мониторинга должен соответствовать: - требованиям, предусмотренным ФГОС ДО. Цель мониторинга: изучение динамики достижений детей по всем направлениям развития.

  3. Определение объекта мониторинга. Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, которые представлены в интегративных качествах ребенка:

- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

- любознательный, активный;

- эмоционально отзывчивый;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 6.способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

-овладевший необходимыми умениями и навыками.

  1. Определение методов и форм мониторинга. При выборе методов мониторинга необходимо учитывать следующие требования: · сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных; · использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Формы мониторинга: · наблюдения за ребенком, · беседы, · экспертные оценки, · критериально-ориентированные методики нетестового типа, · критериально-ориентированное тестирование, · скрининг-тесты.

  2. Определение содержания мониторинга (определение показателей мониторинга). При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:

-мониторинг образовательного процесса;

-мониторинг детского развития.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

6. Подбор диагностических методик с учетом кадрового обеспечения образовательного процесса.   Разработка форм для фиксирования результатов мониторинга. Специалистами ОУ подбираются апробированные, описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики с учетом специфики профессиональной деятельности (воспитатель, педагог-психолог, инструктор физического воспитания, руководитель музыкального воспитания, учителя-логопеды).

Воспитатель осуществляет диагностику преимущественно используя: педагогическое наблюдение, беседы, анализа продуктов детской деятельности, др. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада. Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняются таблицы.

7. Определение периодичности и сроков проведения мониторинга. Мониторинг детского развития проводится два раза в год. Рекомендуемая длительность проведения мониторинга - 2-3 недели (каждый период).

8. Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга. Внесение дополнений в должностные инструкции (педагогов, специалистов, др.) о выполнении функций по проведению системы мониторинга. - Организация обучения педагогов методике проведения мониторинга и оформлению его результатов (консультации, практикумы, др.) - Обсуждение и утверждение на педагогическом совете ОУ: системы мониторинга, исполнителей, сроков и периодичности проведения мониторинга, оформления его результатов.

II этап. Диагностический. 1. Проведение мониторинга педагогами (специалистами) ОУ. Проводится на основании, утвержденной на педагогическом совете ОУ системы мониторинга и соответствующих диагностических методик (с учетом возраста детей, вида группы, кадрового обеспечения образовательного процесса). Мониторинг должен обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

2. Оформление результатов мониторинга воспитателями и др. специалистами. В утвержденную в ОУ форму фиксирования результатов воспитатель (специалист) вносит результаты диагностики каждого ребенка. Фиксирование результатов осуществляется на бумажном носителе (может быть дополнительно и на электронном носителе). Сравнительный анализ этих показателей должен позволить выявить динамику развития каждого воспитанника.

3. Педагогический анализ результатов мониторинга. Педагоги (специалисты) анализируют полученные результаты мониторинга по каждому воспитаннику, уровень освоения, определяют причины тех или иных результатов освоения Программы. По результатам анализа показателей мониторинга проектируется (корректируется) индивидуальный образовательный маршрут воспитанника.

10 – 1. Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга воспитателями и др. специалистами ДОУ (по результатам каждого проведенного мониторинга). 2. Оформление и хранение результатов мониторинга. Материалы мониторинга оформляются воспитателями и др. специалистами на бумажном носителе в формах, утвержденных педагогическим советом ОУ. Материалы мониторинга хранятся в ДОУ не менее 4 лет (и с учетом длительности пребывания воспитанников в данном учреждении). Полученная в ходе мониторинга информация (по каждому воспитаннику ОУ) должна быть доступна для работы педагогов, руководителей ОУ, экспертов и др.

3. Составление аналитической справки по результатам мониторинга (для педагогических кадров, проходящих аттестацию на первую и высшую квалификационную категорию).

Спасибо за внимание

infourok.ru

Тест с ответами на тему "Мониторинг качества образования.»

Тест с ответами «Мониторинг качества образования.»

1. Педагогический мониторинг – это:

A) длительное слежение за какими-либо объектами и явлениями пед. действительности;

Б) процесс реализации педагогических задач;

В) система функционирования педагогического процесса;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные

2. Что лежит в основании классификации мониторинга на педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический?

A) цели мониторинга;

Б) область применения;

В) иерархия систем управления;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

3. Педагогическая диагностика является частью:

А) педагогического процесса;

Б) педагогического мониторинга;

В) педагогической деятельности;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

4. Функция мониторинга, дающая возможность получить сведения о состоянии объекта, обеспечить обратную связь, – это:

А) информационная функция;

Б) аналитическая функция;

В) коррекционная функция;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

5. Этап мониторинга, характеризующийся сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов и выработкой рекомендаций, прогнозированием перспектив изменения исследуемой области – это:

А) нормативно-установочный этап;

Б) коррекционно-деятельностный этап;

В) диагностико-прогностический;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

6. К какому этапу мониторинга относится определение объекта, предмета, субъекта, цели и задач педагогического мониторинга?

A) к нормативно-установочному;

Б) к диагностико-прогностическому;

В) к коррекционно-деятельностному;

Г) к итогово-диагностическому;

Д) нет правильного ответа.

7. Функция мониторинга, позволяющая провести диагностику и получить целостную информацию о состоянии объекта мониторинга – это:

А) информационная функция;

Б) диагностическая функция;

В) коррекционная функция;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

8. Этап мониторинга, характеризующийся выделением критериев и показателей уровней сформированности исследуемого аспекта мониторинга:

А) диагностико-прогностический этап;

Б) коррекционно-деятельностный этап;

В) нормативно-установочный этап;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

9. Что лежит в основании классификации мониторинга на школьный,

районный, областной (региональный), федеральный:

A) цели мониторинга;

Б) область применения;

В) иерархия систем управления;

Г) основание экспертизы;

Д) нет правильного ответа.

10. Функция мониторинга, предполагающая контроль за состоянием объекта мониторинга и подготовку рекомендаций для принятия коррекционно-упреждающих управленческих решений это:

А) информационная функция;

Б) диагностическая функция;

В) организационно-управленческая функция;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

11. Этап мониторинга, характеризующийся сравнением результатов, полученных на разных этапах с первоначальными:

А) итогово-диагностический этап;

Б) коррекционно-деятельностный этап;

В) нормативно-установочный этап;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

infourok.ru

Тест Педагогический мониторинг

1. Педагогический мониторинг – это:

A) длительное слежение за какими-либо объектами и явлениями пед. действительности;

Б) процесс реализации педагогических задач;

В) система функционирования педагогического процесса;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные

Ответ: А

2. Что лежит в основании классификации мониторинга на педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический?

A) цели мониторинга;

Б) область применения;

В) иерархия систем управления;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

Ответ: В

3. Педагогическая диагностика является частью:

А) педагогического процесса;

Б) педагогического мониторинга;

В) педагогической деятельности;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

Ответ: В

4. Функция мониторинга, дающая возможность получить сведения о состоянии объекта, обеспечить обратную связь, – это:

А) информационная функция;

Б) аналитическая функция;

В) коррекционная функция;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

Ответ: Б

5. Этап мониторинга, характеризующийся сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов и выработкой рекомендаций, прогнозированием перспектив изменения исследуемой области – это:

А) нормативно-установочный этап;

Б) коррекционно-деятельностный этап;

В) диагностико-прогностический;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

Ответ: В

6. К какому этапу мониторинга относится определение объекта, предмета, субъекта, цели и задач педагогического мониторинга?

A) к нормативно-установочному;

Б) к диагностико-прогностическому;

В) к коррекционно-деятельностному;

Г) к итогово-диагностическому;

Д) нет правильного ответа.

Ответ: А

www.prodlenka.org

Статья на тему: Мониторинг учебно-воспитательного процесса

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»

Мониторинг

 учебно-воспитательного процесса

                                 Подготовила заместитель директора – Е.С. Жилкина

Апрель, 2018 г.

  Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

И современному учителю важно не только овладеть надежными и объективными методиками контрольно-оценочнойдеятельности учащихся, но и видеть перспективы применения диагностических методик, которые вписываются в современное понятие «педагогический мониторинг».

Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить успешность освоения предмета учащимися.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе, обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями(на внедрении педагогического мониторинга).

Что же такое мониторинг?

Мониторинг(лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.

Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, о качестве образовательного процесса, обеспечение  непрерывного развития образовательной системы, корректировка и прогнозирование развития.

Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель:повысить контролирующую и оценочную деятельность:

а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

б)обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

 Мониторинг- это не просто контроль или диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности.

Мониторинговые исследования:

– помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;

– определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;

– насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.

Цели мониторинга:

– отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;

– определение эффективности управления качеством обучения.

Задачи мониторинга:

– непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем;

–своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;

– предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;

–осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;

– оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.

Для успешного внедрения педагогического мониторинга обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.

1) Этапы мониторинга.

На первом этапе(подготовительном) определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.

Второй этап основной (практический).Он включает методы сбора и систематизации информации:

  • наблюдения,
  • анализ документов,
  • посещение уроков,
  • контрольные срезы,
  • анкетирования,
  • тестирование;
  • экспертный опрос;
  • анкетирование.

В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации и ее свертывания на различном уровне: учитель, классный руководитель, специалист, руководитель МО, заместитель директора по УВР.

Третий этап – аналитический. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Своевременность, точность, структурированность, синтез – это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.

Мониторинг осуществляется в следующих формах:

1.Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.

2.Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:

– календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;

– этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.

Внутришкольныймониторинг является системой, включающей:

Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.

Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса.

Психолого-педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей.

Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.

Виды мониторинга:

  • Динамический - исследование данных о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.
  • Конкурентный - изучение результатов идентичного обследования других образовательных систем.
  • Сравнительный – сравнение результатов идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.
  • Комплексный-  использование  нескольких оснований для экспертизы.
  • Информационный – структуризация, накопление и распространение информации.
  • Базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления.
  • Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления.
  • Управленческий – отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов, принятых в области управления решения.

Объекты мониторинга.

Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса.

Мониторинг как технология управления качеством обучения

Созданию системы мониторинга мы придаем большое значение, так как без специального отслеживания учебно - воспитательного процесса трудно представить результаты работы учителя, а также успешность усвоения учебных предметов учащимися.

Более подробно хочется остановиться на внутришкольном мониторинге.

Школа работает над созданием банка данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности:

  1. Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся.
  2. Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися, со слабоуспевающими учащимися, с учащимися, обучающимися на дому).
  3. Уровень профессионального мастерства педагогов.
  4. Участие учеников школы и учителей в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
  5. Участие учеников школы и учителей в научно-исследовательской деятельности.

Эти данные используются педагогическим коллективом при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы. 
Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.

 Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план ВШК.

1.Учебный мониторинг включает достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и уровень обучаемости).

2. Психологическое развитие. Здоровье.

3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.

4. Физическое развитие. Здоровье.

5. Мониторинг мотивации обучения.

Механизм реализации мониторинга:

1.Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе.

2. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья.

3. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.

В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы:

– достигается ли цель образовательного процесса;

–существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики;

– соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся;

– существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.

Эта задача может быть решена путем проведения срезов и анализа их результатов.

Результаты срезов оформляется в виде таблиц сводных данных, что позволяет установить динамику успешности освоения предмета как отдельным учащимся так и класса в целом, провести сравнение учебных достижений по годам обучения по предметам, сравнение оценок административного среза с оцениванием знаний учащихся по учебным четвертям, а также преемственность в обучении. По таким данным виден и реальный уровень квалификации педагогических кадров.

С целью выявления пробелов в знаниях учащихся, корректировки учебно-воспитательного процесса, учителя вместе с руководителями школы отслеживают закономерности обученности школьников, осуществляют совместную аналитическую деятельность, используя при этом различные способы оценки знаний учащихся. Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на педагогических советах, родительских собраниях, классных часах.

Мониторинг может быть представлен двумя уровнями:

Индивидуальным (осуществляет учитель отслеживание различных сторон учебного процесса: уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество ЗУН).

Внутришкольным – мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ.

Педагогический мониторинг с целью оперативной коррекции хода усвоения учебного материала включает в себя:

 Ежегодно, в начале каждого учебного года, мы осуществляем входной контроль (стартовый)  качества знаний учащихся с целью определения уровня знаний обучающихся на начало учебной деятельности. Проводится он в середине сентября. На этом этапе выявляются положительные и отрицательные симптомы учебно-воспитательного процесса.Выясняются причины потери знаний за летний период, намечаются меры по устранению пробелов. Анализ результатов входного контроля дают возможность преподавателю внести необходимые коррективы в образовательный процесс.

Для того чтобы оценить учебные достижения учащихся в определенной предметной области и правильность выбранных методик и технологий обучения проводится  промежуточный контроль качества знаний учащихся(тематический, четвертной, полугодовой). Отслеживается динамика обученности обучающихся, корректируется деятельность учителя и учеников.

          Итоговый контроль позволяет учителю проанализировать результаты образовательного процесса и успешность освоения учащимися программного материала на завершающемся этапе обучения.Выявляются недостатки в работе, планируется ВШК на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга.

     Диагностические задания разрабатываются и проводятся учителями –предметниками, руководителями методических объединений, заместителями директора. 

Результаты контрольных работ рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре,  ШМО. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.

Выявление отношения учащихся к школе позволяет нам изучить мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся к школе. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий. Коллектив нашей школы стремится к созданию адаптивной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.

Модель мониторинга качества обучения учащихся. 

  1. Диагностика усвоения и качества знаний учащихся на отделении должна проводиться в течение учебного года по основным  учебным дисциплинам, по классам.
  2. Обработка и анализ полученных результатов.

По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами административных контрольных работ.

  1. Коррекция.Меры по коррекции включают в себя:
  • Встречи с  родителями с указанием не только результатов обучения учащихся на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по классу  и тенденции успеваемости;
  • обсуждение проблем учащихся на классных часах;
  • обсуждение на заседаниях малого педагогического совета с приглашением родителей;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие профессиональных интересов;
  • проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала;
  • прогнозирование конечных уровней учебных достижений учащихся.

Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и учащихся, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить учащихся не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.

 Выводы и рекомендации. 

Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.

Качественный мониторинг можно провести в следующих условиях:1.Тестовые задания должны быть составлены в соответствии с образовательными стандартами, программой изучения данного предмета, соответствующими учебниками.

         Итоговый мониторинг должен проводиться после того, как изучен весь учебный материал за текущий учебный год. Все задания обучающиеся должны выполнять самостоятельно, для этого должны быть созданы необходимые (1 ученик за партой, наличие необходимого количества различных вариантов).

Количество заданий в тестах должно быть таким, чтобы «средний» ученик свободно уложился в отведённое время. Присутствующие ассистенты не должны мешать обучающимся разговорами, передвижениями по классу во время проведения мониторинга.

Бланки для выполнения заданий должны быть достаточно простыми для их заполнения, особенно учащимися начальных классов.

2. Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса.

 3. Наиболее существенные показатели в мониторинге можно выделить: - объективность оценки учителем знаний учащегося; - анализ результатов обучения; - выявление динамики успешности освоения предмета как отдельным учащимся, так и класса в целом; - выявление реального уровня квалификации педагога.

4. Объективность данных, полученных в ходе мониторинга, зависит: · от добросовестности людей, отвечающих за его исполнение; · от присутствия или отсутствия некоторых обучающихся в школе на момент проведения мониторинга (сильные ученики увеличивают средний балл, слабые – уменьшают)

Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой. 

Литература

  1. Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии, 2005, № 1.
  2. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. – М., 2005.
  3. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием. – М., 1996.
  4. Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5.

nsportal.ru