Успешная адаптация – —
Условия успешной адаптации | Статья в сборнике международной научной конференции
Поступления ребенка в дошкольное учреждение — процесс сложный и для самого ребенка, и для родителей. Для ребенка это — сильное стрессовое переживание, отрыв от родных людей который необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу.
Большое значение имеет создание развивающей предметно-пространственной среды.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2–3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Поэтому невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему, в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, восковыми мелками на прикрепленном к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
В период адаптации у ребенка возникает потребность в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя, успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
В утренний отрезок времени чтобы создать в группе спокойную обстановку можно провести различные пальчиковые игры, например: «Утёнок», «Пальчик-мальчик» и многие другие.
Помогут нам в создании спокойной обстановки и игры –забавы: «Ути-ути», «Коза-рогатая», «По ровненькой дорожке».
Для сплочения детского коллектива хорошо использовать хороводные игры, например: «Пузырь», «Каравай», «Мы топаем ногами», «Баба сеяла горох».
Для знакомства детей друг с другом, хорошо поиграть в игру: «Ласковая цепочка». Воспитатель вместе с детьми садится на ковре в круг и гладит по голове ребенка, сидящего слева от него: «Ребятки, посмотрите, какой хороший у нас Игорек, какие у него волосики!». Затем предлагает Игорю погладить по головке Сонечку. Если ребенок не решается, воспитатель помогает ему. Педагог комментирует действия каждого малыша, ласково называет детей по именам.
Когда все дети погладят по голове сидящих рядом малышей, воспитатель продолжает игру, придумывая другие действия (обнять за плечи, дотронуться до руки, хлопнуть в ладоши и т. д.). Обычно дети приходят в восторг от этой игры и начинают сами придумывать новые действия.
Мы заметили, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, игра, воспитатель, период адаптации, малыш, поступление ребенка, группа, спокойная обстановка, эмоциональный контакт.
moluch.ru
Статья (1 класс) на тему: Успешная адаптация и социализация ребенка
ВОЛШЕБНЫЙ МОСТ РАДОСТИ
Синягина Жанна Николаевна,
МАОУ Первомайская СОШ № 2
учитель начальных классов
Аннотация: В статье раскрываются особенности воздействия театрально-игровой деятельности на эмоциональное раскрепощение первоклассников, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Представлены методы и приемы в деятельности педагога, способствующие созданию условий для успешного развития и социализации ребенка.
Ключевые слова: эмоциональное раскрепощение, художественное слово, выразительное чтение, театрально-игровая деятельность, успешная социализация.
… Проникнуть в глубину души.
Найти то слово,
От какого глаза ребенка заблестят,
И будет он на все готовым-
Мечтать, учиться и дерзать!
Поступление в школу — в жизни каждого ребенка переломный момент. Кардинальным образом начало школьного обучения меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беззаботность, погруженность в игру, беспечность, сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок каждый день должен ходить в учебное заведение, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя.
Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни организм первоклассника выдает такие изменения в его характере и поведении, какие до этого времени ему были несвойственны. Активность периода школьной адаптации вызывает интенсивность психофизических процессов. Школьная адаптация, как правило, занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти. Но есть дети, которым требуется большее количество времени для привыкания и адаптации.
Для успешного развития и социализации личности ребенка деятельность педагога, прежде всего, должна быть направлена на обеспечение своевременной смены деятельности на уроке и работа с наглядностью. Недопустимы задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете и монотонных однообразных движений. Помогая учащимся правильно организовывать свою деятельность, учитель должен использовать активно-положительный стиль общения и каждому ребенку важно предоставить свое личное пространство. А именно, внимательно, глядя в глаза и осторожно придерживая малыша за кончики пальчиков, выслушивать и всегда стараться быть в курсе их радостей и печалей, переживаний и приятных волнений. Такое невербальное общение успокаивает ребенка. Понимая, что учитель относится к нему хорошо, первоклассник начинает доверять и это уже небольшой шаг навстречу реальному успеху обоих участников учебного и воспитательного процесса.
Во время обязательных физкультурных пауз на уроках и во время перемены необходимо использовать индивидуальные стеклянные камешки для релаксации, а также коррекции зрения. Дети, перекладывая их из одной коробки в другую или выкладывая узор, путем нажима, разминают пальчики, тем самым развивают мелкую моторику рук, одновременно успокаивая свою возбужденную нервную систему.
Об исцеляющем свойстве колокольного звона многие слышали, а звонари, по исследованию исторических источников, отличались завидным здоровьем и никогда не болели простудными заболеваниями. Именно поэтому с системной периодичностью на уроках дети слушают звон различных по звучанию и составу маленьких колокольчиков, определяя на слух, из какого материала он изготовлен. Впоследствии, за каждым гласным звуком закрепляется «свой колокольчик». Дети по звуку колокольчика определяют гласный звук и произносят необходимую комбинацию. Такие упражнения используются и как буквенный диктант из гласных звуков. Кроме использования звона колокольчика, дети, выполняя определенный вид занятия, слушают музыкальные произведения, ведь с помощью музыки можно усилить радость, утолить печаль и успокоить гнев. На уроках литературного чтения – во время выразительного чтения стихотворения, как учителем, так и учащимися; при выполнении синквейна, пересказа текста. На уроках изобразительного искусства, во время рисования. На уроке физической культуры, при выполнении зарядки, ритмических упражнений, игр. На уроках окружающего мира во время моделирования, изучения явлений природы и экскурсий. На уроках технологии – во время практической работы. Каждый первоклассник обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом, состоянием слуха и зрения. Но столы в классной комнате каждые две недели желательно располагаются так, чтобы можно было: организовать фронтальную работу с классом, работу в парах, четверках, групповую, «студенты на лекции». Таким образом, каждый ученик получает возможность: познакомиться ближе с ребятами, побыть лидером, стать как активным, так и пассивным слушателем. Дети, занимающие низкое статусное положение в группе боле успешных сверстников, включаясь в общественнозначимую деятельность, повышают свой авторитет и самооценку. У детей, которые с определенной периодичностью находятся в разных точках классной комнаты, формируются пространственные представления, и они с легкостью ориентируются, находясь в любой точке класса.
На уроках обучения грамоте знакомство с новыми буквами происходит необычно. Они изготовлены из специальных надувных шариков в полный рост ребенка. На уроке и переменах дети прикасаются к буквам, играют, фотографируются с ними, с закрытыми глазами угадывают. Такое активное общение и близкий контакт положительно влияет на процесс обучения и воспитывает любознательного читателя.
На каждой парте перед глазами ученика прикреплена таблица гласных букв и ряд чисел от 1 до 10. Во время урока обучения грамоте, включается песенка презентация «Поем гласные буквы». Дети внимательно смотрят и показывают на ту букву, которая поется в данный момент (буквы расположены в определенном порядке). После того, как ребята достаточно хорошо заучивают их, порядок расположения букв меняется. С рядом чисел проводится подобная работа на уроках математики. В результате таких игровых обучающих моментов, все обучающиеся достаточно быстро запоминают порядковый счет, расположение в нем цифр, предыдущее и последующее число и т.д. Еще не изучив алфавит, все дети с легкостью запоминают порядок букв в алфавите, так как поют песенку про «Азбуку» и знают все гласные буквы, что обеспечивает в дальнейшем успешное обучение чтению.
Очень важно и актуально включать ролевые игры в учебный процесс, так как они развивают самооценку, самоконтроль и позволяют ребенку безболезненно и без боязни раскрыть себя как личность, показать самостоятельность. Но каждая игра должна обязательно иметь определенные правила, которые нарушать нельзя и учебную задачу, которую дети должны решить. При этом ребята рассуждают, обсуждают, спорят, ошибаются и, в конце концов, находят правильное решение. Такие игры формируют воображение, поведение произвольное, развивают творчество обучающихся. Становясь участником игры, ребенок даже с низким уровнем учебной деятельности способен концентрироваться и быстро включается в процесс, а затем испытывает огромное удовольствие от собственных побед-решенных умственных задач. Игра, не как развлекательный процесс в этом случае выступает, а как занимательный, которой занимает ребенка в целом, делает его активным слушателем и реальным исполнителем-участником конкретных действий.
Заставить заинтересоваться, пригласить ребенка к новой системе отношений учебного сотрудничества, самоутверждения и взаимопонимания помогают уроки-театрализации-сказки. На таких уроках чаще всего закрепляется изученный материал. Представьте себе, звенит звонок на урок, открывается дверь и вместо учителя входит настоящая Баба Яга. Детям предстоит выполнить много заданий и упражнений, чтобы спасти, вернуть классного руководителя, ставшего для них уже таким родным и близким. Они становятся реальными участниками волшебных событий, во время которых исчезает страх перед трудной задачей и неразрешимым заданием. Их привлекает возможность преодолеть трудность, самостоятельно найти правильное решение, развивается любознательность и как следствие растет познавательный интерес.
Для формирования самооценки ребенка, вначале учебного года учитель вырезает из картона символическое дерево-яблоньку и, обсуждая с детьми проблемы экологии, предлагает посадить яблоневый сад. У каждого ребенка появляется такое деревце и на протяжении определенного времени: на уроке, перемене, внеурочной деятельности для ребенка возникает новое понятие – рефлексия. Первоклассники оценивают свое эмоциональное состояние, или даже просто – эмоции; свою деятельность и её результаты, получая яблочки и наклеивая их на яблоньку. В итоге, на доске появляется красивый яблоневый сад, радующий глаз и сердце всех: обучающихся, учителя, родителей. Можно использовать любой предмет и обыгрывать любую ситуацию, например наряд для ёлочки к празднику. Каждый ребенок стремится украсить её яркими шарами, новогодними игрушками, мишурой, гирляндами огней. Учитель, контролируя этот процесс, помогает каждому ребенку, тем самым делая еще один шаг к успешной адаптации, используя рефлексию.
Еще одна деятельность педагога, направленная на создание условий для успешного развития и социализации, это правильно построенная и продуманная внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО.
Общеинтеллектуальное направление реализуется на занятиях «Умники и умницы», целью которых является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Обучающиеся с удовольствием занимаются в рабочих тетрадях на печатной основе, развивая память, логику, внимание, мышление.
Спортивно – оздоровительное направление, это еженедельные увлекательные занятия по программе «Разговор о правильном питании». Они обогащают детей знаниями о пользе витаминов и здоровой пищи. Обучающиеся совместно с родителями готовят из полезных продуктов вкусные блюда, угощая всех присутствующих на итоговом по прошедшей теме мероприятии гостей.
На занятиях «Азбука вежливости», мы решаем задачи общекультурного направления. Учащиеся познают правила культурного поведения и общения, знакомятся с «вежливыми словами», при помощи ролевых игр через себя пропускают проблемные ситуации и предлагают способы их разрешения.
Кружок «Художественное слово», в котором используются элементы театральной педагогики и психологии, это социальное и духовно-нравственное направление. Для формирования навыков выразительного чтения проводятся игры и упражнения на развития дыхания речевого, артикуляции правильной, дикции четкой, логики речи. Дети учатся: сочинять рассказы и сказки; подбирать рифмы; произносить скороговорки; используя средства выразительности речи, читать стихи; пользоваться интонациями; пополняют словарный запас.
Во время комплексных ритмических, музыкальных, пластических игр и упражнений, обеспечивающих развитие психомоторных способностей, свободы и выразительности телодвижения, мальчишки и девчонки обретают ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.
Учащиеся, которые овладевают навыками чтения выразительного – люди творческие, умеющие мыслить и чувствовать, понимать. Такие ребятки легко справляются и с докладом, и с конкурсом чтецов. Им легко и интересно учиться, а главное они доставляют радость всем тем, кто их слушает.
Мои первоклассники только начали свой путь к знаниям, а уже выступили на празднике День города, перед огромным количеством жителей Первомайска. Участвовали в общешкольном концерте, посвященном Дню учителя. Заняли призовые места в Фестивале юных талантов в номинации «Художественное чтение». Подготовили очень трогательное видео-поздравление ко Дню матери, которое мы разместили на сайте Одноклассники в нашей группе «1-Г класс МАОУ ПСОШ № 2», образовательном сайте Дневник .ру и на YouTube.
Месяц | Кол-во слов/мин. Выс./Сред./ Низ./ | Осознанность Выс./ Сред./ Низ./ | Правильность Выс./ Сред./ Низ./ | Выразительность Выс./ Сред./ Низ./ | ||||||||
Сентябрь | 14% | 28% | 58% | 5% | 26% | 67% | 5% | 33% | 62% | 0% | 14% | 86% |
Декабрь | 48% | 43% | 9% | 52% | 24% | 24% | 28% | 52% | 20% | 20% | 28% | 52% |
В сентябре и декабре проводилась плановая проверка техники чтения в 1 «Г» классе — входная и за полугодие. Результаты можно сравнить в представленной таблице. На начало года читающими по слогам оказалось 3-е обучающихся. 6 человек знали буквы, читали открытые слоги и одно-двусложные слова. Из 12 оставшихся детей 2 не назвали ни одной буквы, 10 – могли назвать некоторые буквы алфавита.
На конец декабря 10 человек показали высокий уровень техники чтения, 9 –средний и только 2 человека низкий (они прочитали 10 слов в минуту). Эти данные говорят о том, что читать научились все первоклассники.
Проверялась и осознанность чтения. На начало года смогли ответить на вопрос после чтения текста 7 учащихся, а в декабре таких ребят было уже 16 человек.
В сентябре без ошибок или допустили 1-2 при чтении – 8 обучающихся, а в декабре их количество увеличилось до 17 человек.
В первом классе одной из главных целей является обучение чтению. И выразительность, пожалуй, одна из наиболее трудных задач, которая была поставлена перед детьми. Вначале года ни один из обучающихся не смог прочитать текст выразительно, используя интонацию, логическое и фразовое ударение, правильный темп, ритм и другие средства выразительности речи. В декабре уже 4 человека читали выразительно.
Подводя итог, смело можно сказать, что большинство первоклассников овладели процессом сознательного и плавного слогового чтения предложений и связных текстов с постепенным переходом на чтение целыми словами и предложениями.
Для успешной адаптации ребенка в школе, деятельность учителя должна быть как радуга, каждый цвет которой играет очень важную роль. Красный, воспитывает лидера, который может проявлять упорство и настойчивость для достижения своих целей, преодолеть страх и препятствия. Оранжевый, развивает творческое начало, активность, и открытость. Желтый, Это цвет гостеприимства. Он стимулирует интеллектуальные способности и жизнерадостность. Зеленый, честность, верность, уравновешенность. Он успокаивает, помогает рассеять отрицательные эмоции. Голубой, цвет легкости, общения, чистый поток сознания, а также беззаветная любовь к миру, к человеку, сострадание. Синий, выносливость, терпение, сдержанность, но одновременно это мягкость и ясность разума. Фиолетовый, гармонизирует эмоциональность и духовность личности.
Глядя на блестящую яркую радугу, хочется верить в чудеса, в волшебство и мир на всей Земле. Знаю, что все мои ученики вырастут добрыми и умными, талантливыми и успешными, счастливыми и творческими людьми.
Немало важно и то, что с нами всегда рядом родители, мамы и папы моих ребят, а также их бабушки и дедушки. Они с удовольствием участвуют во всех наших мероприятиях, поездках, экскурсиях. Это мой главный и надежный фундамент, моя поддержка и опора. Мы понимаем, доверяем друг другу и живем под разноцветным волшебным мостиком.
Учителю просто необходимо быть честным, искренним и справедливым. Относиться ко всем с уважением и любовью, а главное – нести радость.
Список использованной литературы:
- Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., 1954. – С. 95.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007.
- Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб: Питер, 2008.
- В.Ф.Одегова Методическое пособие для учителя Эффективные приемы формирования читательской компетентности младших школьников.
- Гризик Т.И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011.
- Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. – М., 1970.
- Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) – Волгоград: Учитель, 2008.
- Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно-практических материалов. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru/sinyagina-zhanna-nikolaevna-сайт учителя начальных классов Синягина Ж.Н.
- Учитель и родитель. Психолого-педагогические аспекты образовательного партнерства. Методическое пособие для педагогов. Бондарева И,И. Рунова Т.А. Нижний Новгород, 2016
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Ценарёва Н.Н. Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе: диагностика школьно-значимых функций первоклассников. Методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2009.
nsportal.ru
Успешная адаптация: критерии и «подводные камни»
05 апр 2011Как известно, «первый раз в первый класс» — очень волнующее событие, при этом не — единственное в жизни. За ним следуют «первый раз на первый курс», «первый раз на первую работу», «первый раз на другую работу» и т. д. Все эти этапы жизни неизменно начинаются с адаптации, т. е. привыкания к новым условиям и окружению. Когда человек приходит на новое место работы, он, как правило, полон энтузиазма, строит планы на будущее, у него появляется сильное желание работать, проявлять свои способности и добиваться поставленных целей.
Новичок в организации в начальный период работы ищет ответы на следующие вопросы: «В какую организацию я попал?», «Что здесь можно, а что недопустимо?», «Что и как я должен делать?», «Кто и как будет оценивать мою работу?», «К кому я могу обратиться с вопросами?», «С кем мне здесь общаться?» Иногда вопросы могут возникнуть спонтанно, при случайном стечении обстоятельств. Но ответы не всегда будут положительными или нейтральными, они могут оказаться и негативными, не соответствующими истинному положению дел.
Если новый сотрудник не получит вовремя ответы на главные вопросы или окажется, что они противоречат его взглядам и убеждениям, то огонек в глазах быстро потухнет, и в лучшем случае руководители компании приобретут безынициативного исполнителя, в худшем — может произойти конфликт внутри организации. Поэтому, если некому, некогда и, что самое главное, незачем заниматься новым сотрудником, лучше не приглашайте его на работу. Вы напрасно потратите время, деньги и испортите свою репутацию, а человек разочаруется в компании и работе.
Новый сотрудник воспринимает информацию активно и быстро. На каждый вопрос он должен получить развернутые ответы. Если их не дадут топ-менеджеры, и коллеги, и другие работники компании, то он найдет их сам. И если вовремя обеспечить его полезными и нужными сведениями, то Вы получите успешного, ценного, лояльного и самостоятельного работника.
Можно выделить две основные причины ухода сотрудников в течение первого месяца работы: отсутствие системы информационной адаптации и равнодушное или недоброжелательное отношение к новичку в организации.
В связи с этим система адаптации должна решить следующие задачи:
■ эффективное информирование сотрудников;
■ быстрое освоение новым сотрудником своих функций;
■ формирование благоприятного образа компании;
■ сокращение текучести кадров;
■ экономия времени непосредственного руководителя и коллег по работе, затраченного на введение в курс дела;
■ снижение издержек, связанных с неопытностью нового сотрудника.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ
Первичная беседа с менеджером по персоналу. Обычно первичной адаптацией новогосотрудника занимается менеджер по персоналуили непосредственный начальник. Главное —не бросать новичка на произвол судьбы.Адаптацию нужно начинать до момента заключения трудового договора: человек имеет правознать, куда он идет работать и чего от негождут. Значит, ему необходимо рассказать оцелях и ценностях организации, культуре итрадициях, должностных обязанностях и системе мотивации, критериях оценки эффективности его работы.
Подготовка коллектива к приходу нового сотрудника. Кроме того, необходимо подготовить ибудущих коллег к тому, что в их отделе появится новый сотрудник. Помните, что отношение к новичкам в организации бывает разное: их могут воспринимать и как помощников, и как конкурентов, и как лишних илидаже мешающих трудовому процессу. Объясните персоналу, с какой целью открываетсявакансия и почему было отдано предпочтениеименно этому кандидату.
Работникам должно быть известно, какого результата, важного и выгодного для компании и для них самих, руководитель стремится достичь, трудоустраивая этого человека. Например, еще один бухгалтер призван «разгрузить» остальных, а не «подсидеть» кого-то из уже работающих сотрудников; новый менеджер по продажам не отнимет наработанную базу у других, а будет развивать собственную с целью увеличить количество активных клиентов. Кроме того, сотрудникам будет интересно и полезно узнать заранее, каковы семейное положение будущего коллеги, образование, опыт работы — заблаговременно найденные точки соприкосновения и общие интересы существенно облегчат ему вхождение в коллектив.
Знакомство с руководством, коллегами и компанией в целом. С первого дня работы сотрудника необходимо приступить к его непосредственной адаптации, т. е. начать процесс его приспособления к содержанию и условиям труда, коллективу и организации в целом. Не страшно, если первый день не будет рабочим в полном смысле этого слова: пусть он будет ознакомительным. Менеджер по персоналу должен представить нового сотрудника его непосредственному начальнику, коллегам, показать рабочее место и офис и постараться создать целостное позитивное впечатление о компании. В первый рабочий день руководитель подразделения может ограничиться кратким описанием работы и роли этого отдела в организации.
Информирование о нюансах работы с помощью буклета «Первые шаги в компании». Введение в должность направлено на то, чтобы снять напряжение и волнение новичка, вызвать интерес к компании и работе, обеспечить базовой информацией. Большую помощь может оказать специально составленный буклет «Первые шаги в компании», в котором будет приведена вся информация, которая может понадобиться новичку: миссия и история компании, производимый товар или оказываемые услуги, внутренний распорядок и правила, культура и традиции, словарь специфических терминов. Не стесняйтесь подробно описывать в нем детали: будь то использование ксерокса или объяснение термина «максимальный размер долга», т. к. люди приходят на работу с разным опытом и багажом знаний, и даже очень умный человек может не знать специфики вашего бизнеса.
Красивым дополнением к буклету будет фирменный сувенир (ручка, блокнот, ежедневник), он позволит новому сотруднику почувствовать себя частью компании. Образец подобного буклета представлен в таблице. Такой буклет не только несет информацию, но и является мощным инструментом мотивации и внутренней рекламы, формируя позитивный образ компании в глазах сотрудников, следовательно, лояльность и приверженность персонала. А главное конкурентное преимущество фирмы в эпоху высоких технологических достижений и пресыщения рынка — это лояльный персонал.
Постановка целей и задач на испытательный срок. Следующим шагом адаптации является четкое определение функций и задач сотрудника на испытательный срок, формы отчетности, критериев оценки успешности выполнения работы и размера денежной компенсации.
Назначение наставника. Далее необходимо назначить наставникана период испытательного срока. При выборенаставника важно учесть его личностные особенности, отношение к организации и к работе. Именно он передаст новичку свое восприятие компании и работы в ней. Если нетчеловека, который мог бы привить организационные ценности и грамотно передатьсодержание работы, то лучше руководителюсамому помочь сотруднику адаптироваться иответить на те вопросы, от которых зависитего дальнейшая работа.
Наставник должен быть лично заинтересован в обучении нового сотрудника, т. е. его необходимо мотивировать. Как известно, есть два вида мотивации: материальная и нематериальная. Оптимальный вариант — использовать обе. Например, наставник может получить прибавку к заработной плате в виде 10% от продаж, совершенных его учеником, или премию в случае успешного прохождения последним испытательного срока. Кроме того, сформируйте отношение к назначению наставником как к признанию его заслуг, как к подъему на следующую ступеньку карьерной лестницы. Например, введите правило, что наставником может быть только сотрудник, проработавший в компании не менее двух лет без порицаний и выговоров.
Проведение адаптационного тренинга. Следующий этап — проведение адаптационного тренинга для группы новичков.Он организуется с целью их знакомствадруг с другом, взаимной поддержке, ответа навозникшие вопросы и получение обратнойсвязи. Тренинг может включать в себя:упражнения на знакомство, взаимодействие,решение кейсов, составленных на основеработы именно вашей организации, ролевыеигры. Хорошо, если в тренинге примут участие давно работающие сотрудники — последние приобретут новый интересный опыт, ановички получат поддержку. Когда новый сотрудник увидит, какое внимание к нему проявляет организация, как тщательно знакомит с информацией и процессами, то и сам постарается оправдать ожидания руководства: проявит усердие и заинтересованность.
Эффективная система адаптации поможет новым сотрудникам с самого начала почувствовать себя членами команды, оценить свой вклад в деятельность компании, построить доверительные отношения с руководителем, а также будет стимулировать их к развитию и получению новых знаний. Если человек не ощущает поддержки со стороны организации, то начинает сомневаться в правильности своего выбора места работы, совершает ошибки, причиной которых являются неуверенность и чувство дискомфорта, а вовсе не отсутствие знаний или нежелание работать. Последствия неэффективной системы адаптации могут оказаться самыми негативными: затянутый период освоения обязанностей, низкая производительность, высокая текучесть кадров, рост общих расходов организации.
ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ
Когда запланированный период адаптации закончился, необходимо оценить его результативность, выявить недостатки и их причины, а затем составить план дальнейших действий. Оценка, как известно, бывает объективной (рациональной), т. е. выведенной из конкретных показателей, и субъективной (эмоциональной) — основанной на мнении одного человека. Чтобы получить целостную картину, лучше использовать оба подхода оценивания.
Субъективную оценку успешности можно получить с помощью специальных анкет, заполняемых наставником и новичком. Такая анкета состоит из перечня открытых и закрытых вопросов об удовлетворенности характером работы, ее результатами, взаимоотношениями с коллегами и руководством, о желании продолжать работу. Если по многим пунктам оценки даны отрицательные, это не означает профессиональную непригодность нового сотрудника, но это тревожный знак — признак отсутствия контакта с руководителем. Даже отличный специалист может не найти общего языка с коллективом и начальником. Это в скором времени приведет к ухудшению микроклимата в отделе и снижению продуктивности работы сотрудника. Также факт негативной оценки может указывать на неформальную борьбу за лидерство между новичком и руководителем. Это чревато скрытым или явным конфликтом, который, однако, может привести и к соревнованию в профессионализме, повышению инициативности и усилению активности.
Процедуру субъективной оценки удобно проводить с помощью дифференциальной шкалы Чарльза Осгуда. Предложите сотрудникам оценить степень их удовлетворенности результатами работы по шкале, где –2 означает «совсем не удовлетворен», +2 — «полностью удовлетворен», 0 — «затрудняюсь ответить» и т. д.
Объективным показателем успешной адаптации может служить объем произведенных продаж, количество правильно составленных документов, изготовленных деталей, качество выполненной творческой работы, степень удовлетворенности клиентов (наличие или отсутствие благодарности, жалоб). Невысокие показатели на выходе не являются сами по себе отрицательной оценкой.
Важна динамика: выросли или упали за период адаптации эти показатели. Если наблюдается рост — адаптация проходит успешно, если спад — нужно разобраться в его причинах. Возможно, он произошел по независимым от работника причинам, например в результате сезонного падения спроса на продукцию. Не стоит упускать из виду и самый доступный и малозатратный метод оценки — наблюдение. Например, обратите внимание, один или с коллегами новый сотрудник уходит на обед или в конце рабочего дня, задумайтесь о том, какое эмоциональное состояние у нового сотрудника, если он остается в одиночестве.
Процесс адаптации можно считать успешно завершенным, если новый сотрудник хорошо выполняет возложенные на него обязанности и у него сложились благоприятные отношения с коллегами. Внутренним критерием при этом будет чувство удовлетворенности работой. В любом случае не спешите расставаться с человеком, получившим отрицательные оценки, как с не прошедшим испытательный срок, сначала выясните причины неудачи. Возможно, в этом не только его вина, но и Ваша. Причинами неуспешной адаптации могут быть следующие:
■ недостаток у новичка специальных знаний и навыков, необходимых для выполнения этой деятельности;
■ несоответствие личностных качеств и стиля поведения выполняемой деятельности;
■ отсутствие контакта и взаимопонимания с коллегами или руководством;
■ непонимание поставленных задач или способов их выполнения;
■ противодействие других сотрудников или организации в целом;
■ несоответствие критериев оценки содержанию работы;
■ противоречия между личными взглядами и убеждениями и организационной культурой.
Выявив причины неудачи, совместно с наставником и менеджером по персоналу выработайте дальнейшую стратегию: устраните причины неудачи и продлите испытательный срок или увольте сотрудника. Решение остается за Вами, но человек имеет полное право знать причины отказа и должен получить денежную компенсацию в оговоренном заранее размере.
www.naim.ru
Статья ( группа) на тему: «Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада»
«Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада»
Нуриева Елена Сагитовна,
воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 20» г.Усинска
Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников. Особенно актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические. Именно поэтому, насколько быстро и менее болезненно пройдет процесс адаптации, настолько благополучным будет состояние ребенка и его здоровья.
Что же такое адаптация?
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.
По тому, как дети приспосабливаются к садику, выделяют три основные группы адаптации.
Тяжёлая степень адаптации – дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому ещё прибавляется простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Hо постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!
Средняя степень адаптации — в эту группу опадают дети без нервных расстройств — они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. Еще бы, происходит «обмен» всевозможными инфекциями. Подобную «прививку» могут выдержать далеко не все дети — у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.
Поведение ребенка:
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Легкая адаптация — наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу — они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Поведение ребенка:
Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего — полмесяца.
Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.
Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру на положительный результат.
Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?
Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему. Во-первых, сами относитесь доброжелательно и приветливо к окружающим людям, не проявляйте озлобленность к другим и тогда и малыш будет контактным, и не будет бояться общества. С детства приучайте ребенка к общению с другими людьми. Одной из проблем адаптации ребенка в детском саду является неумение налаживать контакт с другими детьми. Жизнь в садике это первый шаг который надо сделать ребенку на пути к социальной жизни, ведь дальше ему надо будет идти в школу. Старайтесь расширять круг общения малыша, ходите в гости, на различные праздники и мероприятия, гуляйте на детских площадках, поощряйте ребенка, когда он проявляет интерес к другим детям. Делайте это в позитивном ключе, не насилуйте и не принуждайте к общению, если ребенок не хочет.
Множество конфликтов в детском саду происходит на почве нежелания делиться игрушками. Решить этот вопрос будет нелегко. Нужно научить ребенка и не жадничать, и в то же время уметь отстаивать свои интересы. Проигрывайте с карапузом такие моменты, покажите ему, как решить проблему без конфликта (например, поменяться друг с другом или пусть предложит второму ребенку другую игрушку, если не хочется расставаться со своей любимой игрушкой).
Обратите внимание на режим дня — во сколько вы кормите ребенка, во сколько днем укладываете спать, когда выходите гулять. Помните, что в садик вашему чаду придется вставать рано, а днем никто не будет укачивать его перед сном. Постарайтесь максимально приблизить режим к тому, который будет в детском саду.
Говорите своему малышу, что вы очень довольны им, ведь он такой большой и самостоятельный. Расскажите чем занимаются в детском саду, что туда приходят много деток и ему будет весело с ними играться. Ведь неизвестность всегда пугает, особенно малышей. А так он будет спокойней и уверенней в себе.
Никогда не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, и не критикуйте воспитателей, дети легко перенимают ваше отношение.
Покажите ребенку его превосходное положение. Ведь мам и пап, а также бабушек и дедушек не берут в детский сад играться, только он удостоился такой чести (ему можно то, что не доступно родителям). А значит быть в садике – это не наказание, а радость.
Помните, чем меньше нового ребенок встретит в детском саду, тем легче и быстрее пройдет период адаптации. Поэтому постарайтесь, чтобы идя в детский сад ваш ребенок знал, что его там ждет, что там нет угрозы, что там весело и интересно.
Используемая литература:
- Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: [сборник / сост. А.С. Русаков; худож. Н. Ильницкая]. – СПб.: Речь; М. : Сфера, 2011. – 125с.: ил. – (Большая энциклопедия маленького мира).
- Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. — №2. – С.58-60.
- Берникова Н.Н. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру. Сайт для воспитателей детских садов: [сайт] – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/stati/40-2011-03-22-13-55-26.html
- Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. — №7. – С.13-18.
- Критерии адаптации к детскому саду [Электронный ресурс] // Наши Чадушки: [сайт] — Режим доступа: http://chadushki.ucoz.ru/publ/kriterii_adaptacii_k_detskomu_sadu/14-1-0-374
- Митлина, М. Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку? [Электронный ресурс] // 7я.ру: [сайт] – Режим доступа: http://www.7ya.ru/article/Adaptaciya-k-detskom-sadu-Kak-pomoch-rebenku/
nsportal.ru
Учебно-методический материал на тему: Успешная адаптация — как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста.
Успешная адаптация — как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста.
Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояние. В дошкольных учреждениях с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад.
Период адаптации к условиям детского сада — это сложный процесс приспособления организма ребёнка к новым условиям социального существования, к новому режиму. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере, в поведении или замедлению темпа психофизического развития ребёнка.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации необходимо создать условия, которые помогут смягчить разрыв ребенка с родителями и преодолеть страх и тревожность не только у детей, но и у их родителей, таким образом, обеспечить постепенный переход ребёнка из условий семьи в дошкольное учреждение. Поэтому, процесс адаптации ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Его необходимо правильно организовать.
В период адаптации мы решаем следующие задачи:
Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей детей.
Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, взрослых, с правилами игры. Формирование чувства защищенности, свободы,
доверия к окружающему.
Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессивности, повышение эмоционального тонуса.
Развитие игровых навыков, познавательной сферы, творческих способностей, расширение кругозора, усвоение общепринятых норм поведения.
Взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к собственным детям: обучение родителей навыкам правильной организации совместных взаимодействий с ребенком на содержательном уровне, оказывать на малыша педагогически целесообразное воздействие. (Практика показывает, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить своего ребёнка к этому ответственному периоду в его жизни).
Овладение навыками самообслуживания.
В нашем ГБОУ функционирует ГКП и дети, посещавшие эту группу, легче адаптируются, у них ниже процент заболеваемости, они не испытывают проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, у них реже наблюдаются трудности в познавательной и игровой деятельности. Для них, как правило ,характерно радостное или устойчиво спокойное состояние.
Таким образом, можно подвезти итоги. Из 11 детей в начале сентябре поступивших в нашу группу : с легкой степенью адаптации- 7 детей, со средней степенью адаптации- 4 ребенка, с тяжелой степенью адаптации – 0.
nsportal.ru
Предложения со словосочетанием УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ
Социально успешная адаптация имеет результатом достижение высокого социального статуса, удовлетворённость профессиональной деятельностью, возможность самореализации. Компания Digital Design (Санкт-Петербург) продемонстрировала пример и успешной адаптации, и не самой успешной. Успешную адаптацию невероятно затрудняет отсутствие чётких должностных положений и требований. В частности, закон необходимого разнообразия подразумевает, что «для успешной адаптации и выживания элемент системы должен обладать определённым минимальным запасом гибкости, и эта гибкость должна быть пропорциональна потенциальной вариабельности или неопределённости остальной части системы». Этот тотем укажет вам наилучшие способы успешной адаптации.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.
В каком смысле употребляется прилагательное дырявый в отрывке:
Одно окно, чистая дырявая занавеска, слегка мебели и разноцветные лоскутья обоев.
В прямом
смысле
В переносном
смысле
Это устойчивое
выражение
Это другое
прилагательное
Неточные совпадения
Трудно сказать, была ли успешной моя адаптация в школе кибуца. Социализация является успешной, если имеется, с одной стороны, эффективная адаптация человека в обществе, а с другой — способность в какой-то мере противостоять обществу, а точнее — части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека. Таким образом, личностные качества выступают как механизмы адаптации к условиям спортивной деятельности, стремящейся быть успешной на каждом её отрезке. Это необходимое условие реализации специального образования и успешной социокультурной адаптации человека с ограниченными возможностями. Насколько глубоко и как методически верно осуществлялся принцип связи обучения с жизнью в школе, настолько успешной будет их социальная адаптация. Ребенок-инвалид не получает в полной мере от окружающих поддержки и заинтересованного внимания, не обладает всем репертуаром навыков социального поведения, который необходим для успешной социальной адаптации. Именно гармония успешной социальной адаптации и полноценной самореализации обеспечивает полноту становления индивидуальности человека, а следовательно, достижение им здоровья и социально-психологической зрелости. При классическом течении в случае успешной экстренной адаптации, несмотря на продолжающееся действие стрессорного агента, нейроэндокринные отклонения исчезают, нормализуется обмен веществ и деятельность физиологических систем. Какие-то удачные находки и решения, действительно являющиеся объективно целесообразными, помогающими успешно решать стоящие перед субъектом деятельности задачи, очень часто создают иллюзию рационального поведения там, где имеют место другие типы ориентации в реальности и адекватной к ней адаптации. — Первый этап адаптаций прошёл успешно. Таким образом, социальная адаптация — это один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путём стандартизации ситуации, что даёт возможность учащимся успешно развиваться, посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества. Из этого следует очевидный вывод — для успешного продвижения китайских автомобилей на внешних рынках необходима их адаптация под местные антропометрические стандарты. Несмотря на необходимость индивидуально-дифференцированного подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями, не следует забывать о принципе коллективного характера обучения, так как только в едином учебном коллективе удаётся максимально реализовать задачи личностного развития детей и их успешной социальной адаптации. Для успешной социальной адаптации необходимо расширять бытовой и социальный опыт умственно отсталых детей, учить применять полученные знания и умения в собственной жизни, что и является основной целью уроков социально-бытовой ориентировки в школе. Если эти идеи находят признание в обществе или, наоборот, общество формирует систему принципов человека, то совпадение интересов гарантирует достаточно успешную социальную адаптацию. В предлагаемой здесь модели мы рекомендуем делать акцент не на этнической принадлежности ребёнка или времени его приезда и поступления в новую школу, заинтересованную в адаптации, а на показателях успешной интеграции в классе. На основании результатов пилотного исследования сделан вывод об успешном завершении языковой и культурной адаптации и создании приемлемой русской версии опросника QUALIN. Однако завершившаяся адаптация к рыночным условиям — необходимая предпосылка, но ещё далеко не достаточное условие успешной модернизации.kartaslov.ru
Презентация на тему: Методы и приемы, используемые для успешной адаптации детей к условиям детского сада
Слайд 1
Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №12» Троицких Н.В. Воронеж, 2017Слайд 2
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне – недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает ранимость организма, в т.ч. и эмоциональную. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие подвержены заболеваниям. Малышам присуща внушаемость, впечатлительность. Им легко передается настроение взрослых и детей. Стоить заплакать одному, как по цепной начинают плакать другие малыши. На этот же период чаще всего выпадает первое посещение детского сада, т.е. впервые происходит отрыв от матери и первый опыт социализации, который сопровождается адаптацией к новым условиям.
Слайд 3
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Страдают и дети и родители. Поступление малыша в детский сад часто вызывает стресс. Полностью меняется окружающая среда ребенка, его окружает большое количество незнакомых взрослых и детей. Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные методики и приемы.
Слайд 4
Прежде всего, создана естественная стимулирующая среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно и безопасно, проявлял творческую активность, развивался, приобретал социальные навыки. Развитие эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные.
Слайд 5
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности сенсорной комнаты для детей раннего возраста с проблемами в адаптации. Ее использование значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребенком и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка.
Слайд 6
В раннем возрасте непосредственное эмоциональное общение со взрослыми очень важно. Оно является ведущей линией его нервно — психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребенка положительными эмоциями, поэтому общение с детьми происходит в доброжелательной обстановке, поощряя каждое выполнение действий ребенком. Поистине волшебное воздействие интерактивной среды создает невидимый мостик между ребенком и взрослыми. В сенсорной комнате проводится направленная деятельность, в которой используется оборудование: напольное покрытие, маты, тактильные кирпичики разной жесткости, пуфики — кресла с гранулами, тактильная дорожка, уголок с воздушно — пузырьковой колонной, массажные мячики, сухой бассейн, диски с музыкальными произведениями.
Слайд 7
Отсутствие опасных предметов дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психических навыков. Элементами деятельности являются упражнения, направленные на развитие моторной ловкости, стимулирования сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, а также релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения. Игры в сенсорной комнате помогают существенно сократить адаптационный период к новым, для детей условиям жизни в детском саду, служат профилактическим средством отклонений в эмоционально-волевой сфере. Волшебный мир сенсорной комнаты никого не оставляет равнодушным.
Слайд 8
В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Центр игровой поддержки ребенка позволяет расширить жизненное пространство детей, изменять при необходимости среду и приобретать опыт общения с людьми. Это помогает решению проблемных ситуаций, которые, так или иначе, возникают в детско-взрослом сообществе. Для детей раннего возраста посещение Центра игровой поддержки ребенка позволяет приобрести и развивает определенные социальные, бытовые навыки и подготавливают к посещению детского сада. Иногда в группе детского сада нет возможностей для формирования различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития процессов индивидуализации. Отдельное пространство ЦИПРа со специально организованными зонами может помочь ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями.
Слайд 9
Данная форма дошкольного образования осуществляет переход к современным образовательно-воспитательным технологиям и расширяет возможности дошкольного учреждения в работе с детьми и их родителями. В качестве средства снижения эмоционального напряжения мы используем игры с водой, т.к. она является уникальным средством для развития ребёнка, позитивно влияющим на его эмоциональное самочувствие, поглощает негативную энергетику человека и стабилизирует его состояние, дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Слайд 10
Игра с песком также является эффективным способом снижения адаптационного стресса у детей. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Для проведение данных игр имеются ящики с песком и набор игрового материала. Игры с песком дают больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы.
Слайд 11
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, является прекрасным психопрофилактическим средством. Способен снимать отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние, что особенно актуально в работе с детьми, с тяжелой степенью адаптации.
Слайд 12
Также используем игры с крупой – пшеном, гречкой, рисом. Например: «играем с воронкой», «сортируем», «просеиваем через сито», «ищем клад», а также из крупы можно сделать аппликацию, или просто погрузить руки в нее. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, то есть работают сразу два полушария мозга. Также мы используем тестопластику. Лепка из солёного теста стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми, а диалог со сверстниками, пусть на самом «примитивном» уровне» — великое подспорье в адаптации маленького человека к новой среде!
Слайд 13
Как элемент арт-терапии используем «Пальцевую живопись». Именно нетрадиционное рисование создает атмосферу непринужденности и эмоционально – положительное отношение к деятельности. Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит конструирование, лепка из пластилина. Также дети с удовольствием играют с мыльными пузырями, пускают их, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции. Вашему вниманию предлагаем видеоролик практической деятельности педагога – психолога с детьми раннего возраста в период адаптации.
Слайд 14
Т. о разнообразие детских игр способствует заинтересованности жизнью в детском саду, поэтому данные методики применяют воспитатели и специалисты нашего детского сада в своей деятельности.
nsportal.ru