Ошибки в воспитании детей – 10 основных ошибок в воспитании детей

Содержание

10 основных ошибок в воспитании детей

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Ошибка первая — обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Мнение родителей:

Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу.

Мнение психологов:

Обещание больше не любить своего малыша — одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка — малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Ошибка вторая — безразличие

«Делай что хочешь, мне все равно»

Мнение родителей:

Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Мнение психологов:

Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья — слишком много строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Мнение родителей:

Дети должны слушаться старших беспрекословно — это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку — 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение психологов:

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем».

Ошибка четвертая — детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Мнение родителей:

Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство — такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность — в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Мнение психологов:

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот — он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», — вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая — навязанная роль

«Мой ребенок — мой лучший друг»

Мнение родителей:

Ребенок — главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение психологов:

Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая — денежная

«Больше денег — лучше воспитание»

Мнение родителей:

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Мнение психологов:

Любовь не купить за деньги — звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

Ошибка седьмая — наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс»

Мнение родителей:

Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам — дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Мнение психологов:

К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем… желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ошибка восьмая — слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка»

Мнение родителей:

Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более нужные и серьезные вещи.

Мнение психологов:

Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно — это может оттолкнуть их.

Ошибка девятая — ваше настроение

«Можно или нет? Это зависит от настроения»

Мнение родителей:

Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Мнение психологов:

Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое — постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая — слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»

Мнение родителей:

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Мнение психологов:

Взрослые часто забывают простую истину — если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

Источник: http://www.psychologov.net/

azbyka.ru

Топ-20 самых частых ошибок родителей в воспитании детей

Даже самые хорошие родители часто совершают ошибки в воспитании детей, которые впоследствии могут негативно сказываться на ребенке и его взаимоотношениях с родными и близкими. Каждый отец и мать хотят видеть своего ребенка воспитанным, здоровым, счастливым и эрудированным, но в какой-то момент их тревоги и волнения о будущем своего чада способны приводить к сбою, следствием которого становится противоположный эффект.

Эта статья поможет вам узнать о наиболее частых ошибках родителей в воспитании детей и пересмотреть свое отношение к этому важному этапу в вашей жизни и развитии вашего ребенка. Цена этих ошибок очень высока, но зная о них, вы сможете избежать тех последствий, которые они влекут за собой.

Ошибка №1 — хвалить ребенка за все, что он делает, и преувеличение его реальных способностей

Хвалить ребенка нужно только заслуженно.

Многие родители так зацикливаются на своем ребенке, что любое его достижение, даже самое незначительное, вызывает у них гипертрофированный восторг, умиление и гордость. Они бесконечно твердят своему чаду: какой он особенный, он может стать кем захочет, какой он умный и как он справляется с чем-то лучше остальных. Такая чрезмерная похвала так же негативно сказывается на становлении личности ребенка, как и ее отсутствие.

Перехваливая ребенка, родители могут вызвать в нем отсутствие желания делать что-либо, за что он не получает награды и восхищенных возгласов. Именно поэтому, прежде чем похвалить своего сына или дочь, обязательно задумайтесь о том, а действительно ли это то достижение, за которое требуется награда. Ведь часто мы хвалим наших детей за вполне банальные поступки (например, ребенок сам убрал за собой игрушки, съел кашу или навел порядок на своем письменном столе).

В дальнейшем таким детям приходится сталкиваться с тем, что на их жизненном пути будут возникать различные неприятности, т. к. они могут оказаться неподготовленным к тому, что решение многих жизненных проблем требует усилий и реальной оценки своих способностей. Не забывайте о том, что хвалить детей нужно только заслуженно!

Ошибка №2 – игра в демократию

Многие родители считают своего ребенка равной себе личностью, разрушая его понятия о необходимом уважении к мнению взрослых и более опытных людей. Приведем простой пример эволюции в природе: утка всегда водит за собой своих утят, а те ее детеныши, которые уходят в противоположном направлении, отсеиваются путем естественного отбора – их съедают. Примерно то же самое происходит и с детьми, которые пытаются распоряжаться взрослыми. А ведь решение таких проблем и вопросов им еще не по силам… В результате такие дети становятся невротичными.

Во многих случаях такая игра с собственными детьми в демократию уходит своими корнями в детство самих родителей. У многих из них были сложные взаимоотношения с отцом или матерью, и они искренне хотят не повторять их ошибок и стать для своего ребенка настоящим «другом». Однако такая ситуация невозможна, т. к. у ребенка нет еще достаточного опыта для жизни и он не знаком со всеми ее недостатками и опасностями. Именно поэтому не нужно забывать о том, что дети приходят в этот мир под наше крыло, и должно пройти какое-то время, пока они наберутся опыта, вырастут и станут «взрослыми утками».

Ошибка №3 – родители делают ребенка центром Вселенной

Очень часто родители полагают, что жизнь всей семьи должна вертеться вокруг ребенка. Домашние задания, прогулки в парке, посещение музыкальной школы или спортивного кружка – список потребностей ребенка почти бесконечен. Во многих семьях после рождения ребенка происходит полное переключение на его нужды, и в результате таких изменений страдают взаимоотношения между родителями, ведь внимание полностью переключается на нового члена семьи.

Конечно же, детям нужна наша помощь, забота и внимание, но если абсолютно все будет сосредотачиваться только на них, то они могут вырасти эгоистичными и эгоцентричными. Гораздо лучше будет, если вы сможете создать в своей семье условия, в которых каждый ее член получает равное количество внимания. В таких семьях дети становятся более лояльными и приспособленными к жизни вне дома.

Ошибка №4 – попытка реализовать свои мечты через ребенка

Есть родители, которые пытаются навязывать своим детям свои мечты только потому, что они сами не смогли воплотить их в жизнь. Кто-то не смог в силу каких-либо обстоятельств стать инженером, хирургом, преподавателем, спортсменом или музыкантом, но это не означает, что вы сможете пройти через этот путь вместе с вашим ребенком.

Дети являются нашим продолжением: в них заложены наши гены, мы передаем им часть своего опыта. Однако у каждого в этой жизни своя дорога, и не стоит их заставлять идти по тому пути, который всецело избрали вы, не учитывая желания, мнения и реальных способностей вашего ребенка. В результате вы рискуете сделать вашего ребенка несчастным и неуверенным в своих силах человеком, которому будет за что винить вас.

Ошибка №5 – вы не учите детей контролировать свои эмоции

Ребенку приходится сталкиваться на своем жизненном пути со многими стрессами, разочарованиями и трудностями. Если вы не научите их преодолевать и справляться с теми чувствами и эмоциями, которые они вызывают, то проблемы и сложности будут нарастать как снежный ком и полностью поглотят еще незрелого и неопытного ребенка.

Именно поэтому важно с раннего детства приучать ребенка контролировать проявления своих эмоций. Для этого вы можете сделать следующее:

  • показывать пример собственным поведением;
  • научить ребенка различать различные эмоции и обучить их названиям;
  • обращать такое же внимание как на свои эмоции, так и на его переживания;
  • научить обсуждать свои эмоции и переживания с вами;
  • не осуждать за эмоции;
  • сопереживать ребенку.

Ошибка № 6 – дарить подарки за что-то

Делая подарки за хорошее поведение, успехи в учебе или достижения на кружках мы рискуем выработать в ребенке зависимость от таких «призов». В результате такая погоня за никогда не удовлетворяющими бонусами и призами станет для ребенка сама собой разумеющейся, и у него пропадет ощущение, что подарки можно получать только за то, что его любят и хотят о нем заботиться.

Ошибка №7 – чрезмерная критика за ошибки

Дети, которые постоянно подвергаются критике за малейшую оплошность и отклонения от курса на совершенство, становятся буквально зависимыми от необходимости быть первым и лучшим во всем. При совершении какой-то ошибки они будут чувствовать себя ничтожными и бесполезными, и это негативно отразится на их личности: они станут обозленными и нервозными.


Ошибка №8 – угрозы, унижение и стыд для наказания

Ругая или критикуя ребенка, никогда не следует делать даже намека на то, что вы его не любите или он вам неприятен. Такое поведение родителей всегда приводит к тому, что дети становятся на время покладистыми, но потом ваши угрозы будут вызывать в них только безразличие или озлобленность.

Рано или поздно вы рискуете получить пренебрежительное отношение к себе, своим просьбам и возведете между вами стену непонимания и безразличия. Ребенок может стать скрытным, закомплексованным и нервозным или начать искать общение с плохой компанией, чтобы все делать вам назло.

Ошибка № 9 – требовать сделать то, что не соответствует возрасту ребенка

Некоторые родители в своем стремлении вырастить самостоятельного ребенка перекладывают на его плечи множество непосильных для него дел и обязанностей (постоянно нянчиться с маленькими братьями или сестрами, готовить себе еду и т. п.). В будущем такое «детство» способно вызвать негативное отношение к таким понятиям как семья и дети, т. к. у еще не сформировавшейся личности такой груз обязанностей может вызывать только негативное отношение, приводящее к эмоциональным срывам.

Ошибка №10 – постоянные попытки не давать детям скучать

Многие родители считают, что ребенок постоянно должен веселиться и чем-то заниматься. Однако такой насыщенный режим дня приводит к переутомлению и перенапряжению нервной системы, которые выливаются в раздражительности и нервозности. В течение дня каждому ребенку необходимо время, когда он может побыть наедине с собой.

Такое чередование спокойного времяпрепровождения и активности будет благотворно сказываться на психоэмоциональном состоянии ребенка и его расположении духа.

Ошибка №11 – защищать детей от потерь, любого риска и последствий их поведения

Многие родители хотят, чтобы их ребенок ни в чем не испытывал разочарования и получал буквально все: от покупки самой простой игрушки до защиты от неприятностей с законодательством за какие-то весомые проступки. В результате такие дети становятся неблагодарными и воспринимают такую гиперзаботу как что-то должное и само собой разумеющееся. Избалованные дети, которым все позволено, необремененные поручениями и не знакомые с самостоятельностью, рано или поздно оказываются неспособными преодолеть даже минимальные жизненные препятствия.

Помните о том, что каждый из нас должен научиться проигрывать и отвечать за каждый свой поступок или ошибку. Так мы учимся быть мудрыми и становимся опытными. По данным исследований, дети, которые бывают в детских лагерях в лесу или в горах, становятся более самостоятельными, ответственными и преуспевающими. Вывод один: дайте своему ребенку возможность учиться на собственных ошибках или неудачах.

Ошибка №12 – невнимание к мнению ребенка

Некоторые родители настолько зациклены только на своей ответственности, что считают нецелесообразным прислушиваться к мнению своего ребенка. Такое отношение к мыслям и желаниям своего ребенка может привести к тому, что, став взрослым, он так и не научится принимать взвешенные и самостоятельные решения.

Помните о том, что инфантильность в ребенке – это ваша вина. Ребенку нельзя категорично навязывать свои решения, необходимо предоставлять право выбора.

Ошибка №13 – тотальный контроль и категорические запреты

 

Чрезмерная забота о детях часто приводит к тому, что родители начинают полностью контролировать любой шаг ребенка и жестко ограничивают его в свободе. Любые попытки ограничивать свободу и пренебрежение мнением ребенка приводят к тому, что впоследствии он не сможет адаптироваться в обществе, и у него постоянно будут возникать конфликты со сверстниками.

Категорические запреты даже на самые безобидные поступки и нежелание родителей попытаться выяснить, почему ребенок поступает именно так, а не иначе, могут привести к тому, что он будет что-то делать украдкой или жульничать. Впоследствии ребенок перестанет уважать ваше мнение или требования, и гармоничные доверительные взаимоотношения будет сложно возобновить.

Ошибка №14 – разногласия между родителями в вопросах о воспитании ребенка и непоследовательность

Нередко в семьях наблюдается следующая ситуация: отец излишне категоричен и строг, а мать окружает ребенка чрезмерной заботой и слишком мягко относится к некоторым его проступкам. Ребенку таких родителей бывает трудно провести черту между такими понятиями как «легкая шалость» и «значительный проступок». В результате это приводит к тому, что ребенок не способен адекватно оценивать различные проблематичные ситуации, и он не знает, как на тот или иной поступок отреагируют его родители. Это может приводить к появлению постоянных противоречий или ссор с матерью или отцом, попыток скрывать какие-то свои проступки, обманывать и т. п. Для исключения таких противоречий родителям ребенка необходимо выстроить единую систему взглядов в воспитании ребенка.

К не меньшим проблемам в воспитании ребенка приводит и непоследовательность родителей. Например, вчера мать разрешила ребенку гулять допоздна, а сегодня она уже категорическим тоном отправляет ребенка спать. В результате такая модель воспитания приводит к тому, что ребенок не знает, что от него требуется и начинает несерьезно относиться к запретам или наказаниям родителей.

Ошибка №15 – эгоизм родителей

К сожалению, это самая частая ошибка многих семей. Очень часто родительский гнев и недовольство обрушивается на шумно играющего ребенка в тот момент, когда мать или отец хотят отдохнуть, т. к. они устали после работы или плохо себя чувствуют. В результате ребенок начинает чувствовать себя отверженным и никому не нужным. Попутно с этими переживаниями он прекрасно понимает, что, как и вы, имеет право на общение и игры с вами.

В таких ситуациях чрезвычайно важно не отдавать предпочтение своим эмоциям, а попытаться объяснить ребенку сложившееся обстоятельство. Приложите максимум усилий и научите его с пониманием относиться к тому, что маме или папе нужно дать просто отдохнуть, а потом она или он обязательно поиграют с ним и уделят ему внимание. Так вы сможете привить ребенку понимание и сострадание, и он с малых лет будет знать о том, что его родителям тоже необходимы его поддержка и забота.

Ошибка №16 – сравнивать ребенка с другими детьми

Многие родители часто пытаются сравнивать своего ребенка с другими детьми, ставя их в пример. Задумайтесь над этими моментами и представьте, что переживает такое сравнение ваш ребенок, слыша фразу: «А у Максима больше пятерок в табеле» или «Как хорошо себя ведет Танечка и какая она умница», ребенок думает о том, что он хуже других. Возникающие у него переживания подрывают его самооценку и психику, и впоследствии такие внутренние терзания и страдания приводят к развитию комплексов, нервозности и даже психосоматических заболеваний.

Ошибка №17 – приучать ребенка к дисциплине в плохом расположении духа

Пытаясь приучать ребенка к дисциплине в тот момент, когда вы злитесь, вы рискуете зайти в этом процессе настолько далеко, что прибегнете к излишней силе или несправедливому наказанию. Такие действия всегда надолго оставляют в душе ребенка печальный и глубокий след. Впоследствии некоторые дети из-за этого могут замыкаться в себе, и вам будет еще сложнее наладить доверительный контакт.

Так что, если вы чувствуете, что раздражены до предела и можете выйти из себя, то возьмите себя в руки и оставьте ситуацию в покое на 10-15 минут (пока разум не возьмет верх над эмоциями). Воспитываете своего ребенка только после того, как окончательно успокоитесь, только так вы будете чувствовать, что поступаете правильно.

Ошибка №18 – не поощрять хорошее поведение ребенка и не хвалить за достижения в учебе, спорте и т. п.

Полное отсутствие похвалы так же вредит психике ребенка, как и ее избыток. Не забывайте хвалить своего ребенка, если он действительно заслуживает этого и достигает того или иного успеха. Если вы заметили, что он стал больше внимания уделять учебе, исправился и выполнил домашнее задание вовремя, помог младшему ребенку, то не забудьте сказать о том, что вы гордитесь им и он молодец.

Такие маленькие похвалы будут значить очень многое, самооценка и желание стать лучше будут только укрепляться, толкая вашего ребенка к новым свершениям и достижениям. Чем больше и чаще вы будете замечать хорошие поступки, тем лучше он будет становиться.

Ошибка №19 – не делитесь собственными ошибками из прошлого

Воспитывая ребенка, помните о том, что он должен уметь чувствовать опасность, отвечать за свои поступки и уметь справляться с неприятностями. Помочь вам в этом могут беседы с вашим сыном или дочерью, в которых вы поделитесь своими переживаниями о совершенных вами в их возрасте ошибках. Избегайте быть излишне эмоциональными и не прибегайте в такие моменты к излишним нравоучениям. Попытайтесь быть в этот момент для своего просто старшим товарищем, который делится своим опытом.

Ошибка №20 – не делаете сами то, чему учите ребенка

Именно поведение родителей во многом предопределяет моделирование будущей жизни ребенка. Он воспринимает их как лидеров и перенимает от них множество взглядов на жизнь, манеру поведения в обществе и между членами семьи.

Поэтому мать и отец должны постоянно следить за своими поступками и понимать тот факт, что они являются примером для подражания. Совершая проступки и не соблюдая те же правила поведения, о которых они постоянно твердят ребенку, родители должны понимать, что ребенок будет совершать такие же проступки в будущем.

Покажите своим детям личным примером, как необходимо вести себя в обществе: научите их помогать близким или окружающим людям, приучите не мусорить на природе или на улицах, научите говорить правду и отвечать за свои поступки. Беря пример с вас и чувствуя вашу поддержку, они будут поступать в будущем так же, как и вы.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал счастливым человеком. Помните о том, что счастливый человек – это уверенная, здоровая, самостоятельная, деятельная и гармоничная во всех отношениях личность. Для того, чтоб он стал именно такой личностью, вам необходимо:

  1. Уделять ребенку время и всегда проводить его с пользой.
  2. Внимательно слушать ребенка.
  3. Быть духовным наставником для ребенка.
  4. Учить любить окружающий мир и природу.
  5. Развивать его тело и ум.
  6. Подавать собственный пример.

Задачи, поставленные перед родителями, можно считать одними из самых сложных в мире. Воспитание ребенка – это искусство, в котором все индивидуально и не имеет стопроцентно срабатывающих правил и методов. Если вы хотите стать достойным примером для своего ребенка и вырастить его счастливым человеком, то старайтесь избегать ошибок в их воспитании.

Полезное видео по теме

Доктор Комаровский о воспитании детей:

Загрузка...

Посмотрите популярные статьи

myfamilydoctor.ru

Ошибки в воспитании грудничков | Азбука воспитания

Никто из нас, не имея специального образования и подготовки, не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают себя специалистами в воспитании детей. Причем особенно хорошо мамы, папы, бабушки и инструкторы родительских клубов знают, что делать с ребенком первого года жизни.

Довольно многие родители и духовные акушеры абсолютно точно убеждены, например, в том, что динамическая гимнастика, беби-йога, проныривание, плавание и моржевание дают детям крепкое здоровье и гениальный ум. Но это мнение людей, которые плохо представляют себе, что же происходит с ребенком на самом деле. Чтобы объяснить суть происходящего мы должны в первую очередь рассказать о происхождении и значении стресса для развития новорожденного и грудного ребенка.

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка

Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе, и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на «ожидаемое» (т.е. предусмотренное генетически) и «парадоксальное» (несоответствующее генетической программе).

Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка.

Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем — к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям, проведенным и описанным Науменко Е. В. и другими авторами, «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.

Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, «способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни». По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития». Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депривация и гипоксия или асфиксия.

Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей

Ребенок грудного возраста — это очень пластичный материал и полностью зависим от тех, кто за ним ухаживает. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания. В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно. От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качества уже взрослого человека, начиная с заболеваний и заканчивая жизненными позициями и профессиональными наклонностями. Вариантов конечного результата существует множество. Применяя те или иные методы или приемы, можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой.

Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют. Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него и в том числе престарелых родителей.

Условно наиболее распространенные сегодня ошибки можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.

1. Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, асоциальное поведение. К таким последствиям приводят:

— Отсутствие грудного вскармливания, которое, кроме этого, приводит ко множеству различных нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной системы. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна формироваться у человека в норме. В западноевропейских странах строго запрещено рекламировать, и открыто продавать заменители женского молока. Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание — единственно возможный выход.

— Отсутствие совместного сна с мамой.

— Ограничение в пребывании на руках, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается.

— Неправильное применение памперсов именно тогда, когда мама решает «не приучать ребенка к рукам». Как правило, малыши, прежде чем сделать свои маленькие делишки, плачут и зовут маму на помощь. Это лишний повод взять малыша на руки и пообщаться с ним. Кроме того постоянное ношение памперсов приводит к нарушению контроля за мочеиспусканием и развитию энуреза, бесплодию как у мальчиков, так и у девочек.

2. Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты). К таким последствиям приводят:

— Полный отказ от пеленания. Ребенок до появления на свет находится в условиях тесной матки. После родов новый пространственный объем, в который он попадает, вызывает у него дискомфорт, и даже страх. Пеленание в первые дни жизни позволяет постепенно освоиться с новым пространством.

— Ранние прогулки, т.е. прогулки в течение первого месяца жизни открывают перед малышом еще более громадные просторы. Поэтому в течение первого месяца жизни лучше оставаться дома и сначала освоиться с пространством комнаты.

— Динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами. Устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов. Кроме этого чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий суставов, что приводит к ограничению их подвижности, утрачивает также гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация. В древности, используя только подбрасывания грудных детей вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев, которые могли ходить по канату на большой высоте и не боялись разбиться.

3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят:

— Моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого, моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности.

— Проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.

Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще хуже делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Кроме этого, проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

Родители, помните! Всякое ваше действие по отношению к ребенку первого года жизни не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении.

Он только может выразить протест криком, болезнью или смертью.

Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская

Статья опубликована в газете

«Наш аист»,  №7(31), апрель 1998 года

azbyka.ru

Топ из 10 ошибок родителей в воспитании детей

Любой из родителей мечтает хорошо воспитать своего малыша. Что лично вы вкладываете в это «хорошо»? Являются ли ваши методы воспитания правильными? Молодые родители допускают множество ошибок, которые негативно сказываются на физических возможностях вашего чада, его психическом состоянии. Как избежать основных ошибок в воспитании? Об этом мы и поговорим сегодня.

№1 Обвинения и угрозы

Метод воспитания посредством обвинений, угроз, запугивания, устыжения – абсолютно дикая ошибка, пришедшая к нам из прошлого. Большинство из вас помнят фразу «Как тебе не стыдно!», но при этом продолжают применять ее к своим деткам. Чувство стыда вызывает желание опустить глаза, оно парализует активность и убивает любую инициативу. Разве небольшой промах того стоит? Ведь ошибки, допускаемые детьми, не приводят к каким-либо глобальным проблемам.

Наряду с чувством стыда многие родители активно используют чувство вины. Обвиняя, многие пытаются дать детям своеобразный толчок (или стимул?) к достижению успеха. Только эти благие намерения не оправдываются, ребенок начинает замыкаться. Постоянные обвинительные высказывания родителей приводят к тому, что у малыша пропадает интерес к жизни, он ощущает себя ни на что не способным созданием.

Применение запугивания и угроз тоже ни к чему хорошему привести не может. Крайне низкий процент людей может безболезненно избавиться от чувства страха. В основном же такое состояние не побуждает к действию, а имеет совершенно обратный эффект – паралич всех ощущений, неспособность действовать самостоятельно. Не растите морального инвалида, устрашайте ребенка как можно реже. Особенно это относится к знаменитой фразе «Мы больше не будем тебя любить». Для маленьких детей это шок, истерика, для более взрослых – психологический дискомфорт, желание сделать назло. Вы в любом случае эту угрозу не выполните, и малыш начнет это понимать со временем. Такие пустые, неоправданные угрозы скоро начнут восприниматься им как ложь и просто перестанут действовать. К тому же детка просто потеряет к вам доверие и будет видеть ложь в любых ваших словах.

Читаем также: стиль воспитания ребенка: что выбрать — кнут или пряник?

№2 Непоследовательность и несогласованность в воспитании

Начиная с самого раннего возраста у ребенка должны сложиться четкие границы дозволенного. Неправильно каждый день менять требования и запреты. В такой обстановке дети часто теряются и совершенно перестают ориентироваться в разных «можно» и «нельзя».

Детей нужно любить безусловной любовью, замечая при этом их успехи и поощряя за маленькие победы. Проступки также не должны остаться незамеченными, но обойдитесь без крайностей. Просто объясните ребенку, что вы все равно его любите, но такого поведения не одобряете. Оставьте в стороне любое насилие, террор, покажите ребенку путь развития, а дальше он сможет идти сам.

Требования к детям должны быть одинаковыми у всех членов семьи (дружная семья гору свернет, или как преодолеть разногласия в воспитании ребенка). Иначе они просто научатся приспосабливаться к ситуации. Тот родитель, чья позиция воспитания совершенно невыгодна для малыша, заметит неуважение в свою сторону, его мнение перестанет быть авторитетным.

Читаем также: как говорить ребенку «нельзя»

№3 Неровное отношение к детям

Зачастую родители свои проблемы и неприятности переносят на общение с детьми, что в корне неправильно. В одни моменты времени мы их целуем, балуем, покупаем все, что просят. Уже завтра можем кричать, злиться или просто замыкаемся, не обращаем на них никакого внимания. Разные «можно» и «нельзя» целиком зависят от нашего настроения.

В результате такого поведения дети делают простой вывод – неважно, что я сделал, все зависит от маминого (папиного) настроения. Они не видят вашей радости за их маленькие достижения, не осознают, что вы расстроены их проступками.

Если вы не хотите вырастить психованную особь, начинайте контролировать свои эмоции. Отвыкайте срывать на младших свою злость, ведь они просто не знают, чего от вас можно ожидать в следующий момент времени. Скорее всего, малыш просто замкнется в себе, отстранится от вас. Вернуть доверие будет гораздо сложнее, чем сейчас вовремя успокоиться.

Читаем также: что делать, если я постоянно кричу на своего ребенка

№4 Категорический запрет

Определенный круг запретов у детей должен быть, но любой из них нужно объяснить. Ребенок должен понимать, почему ему запрещено одно и разрешено другое, на чем основано такое мнение родителей.

Прежде чем запретить, постарайтесь разобраться в причинах. Почему ваш ребенок это сделал? Возможно, он не просто так «наелся краски, а пополнил свой организм какими-то отсутствующими веществами»…

Любые категорические запреты, которые вы не удосужились объяснить, научат малыша делать то же самое втайне от вас.

№5 Чрезмерная опека

Есть такая категория мам, которых условно можно назвать «мамы-наседки». Такие мамочки излишне опекают своих детей, что тоже приносит вред их развитию.

В каждом определенном возрасте дети уже могут что-то делать самостоятельно. У каждого человека время такой самостоятельности индивидуально, но приблизительные границы все-таки существуют. Например, первоклассник в состоянии одеваться и обуваться сам, не нужно это делать за него. Пусть он лучше несколько раз застегнет куртку неправильно, прежде чем выйти из дома, но зато он сделает это САМ.

Такая гиперопека отрицательно сказывается на разных сторонах жизни вашего чада. Он долгое время не сможет найти друзей, не научится высказывать свое мнение и отстаивать его, а может и «заработать» невроз.

Развивайте самостоятельность своих детей и поощряйте любые их инициативы. Позвольте детям помогать старшим, пусть пока неумело. Не стоит игнорировать их желания и вводить тотальный контроль за их общением с друзьями. Оставьте небольшое личное пространство, позвольте испытать чувство риска.

Не спешите на помощь моментально, позвольте ребенку самому решить проблему или попробовать найти выход из сложной ситуации. Идеальный вариант – обмен мнениями. Выслушайте, как ребенок хочет поступить в конкретной ситуации, выскажите свое мнение и оставьте принятие решения за ним. Пусть это будет его ошибка, его маленький опыт.

Читаем также: Как воспитать и вырастить ребенка-оптимиста?

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

№6 Излишняя требовательность и баловство

Ребенок не должен находиться в рамках постоянной строгости и непомерных требований. Небольшие промахи и шалости должны обязательно прощаться. Иначе вы разовьете в своем малыше упрямство, неуверенность, раздражительность.

Это совсем не значит, что нужно отступить от своих ежедневных требований и устраивать постоянные поблажки. Но в роли дрессировщика тоже выступать не надо. Используйте метод убеждения, объясняйте, почему нужно делать так и нельзя по-другому. В противном случае ребенок научится выполнять требования только в вашем присутствии и забывать о них, когда вас нет рядом.

Излишнее баловство тоже не выход. Выполняя все детские «хочу», вы просто растите эгоиста, которому не нужно прикладывать абсолютно никаких усилий для выполнения собственных желаний. Кроме того, воспитанный таким образом ребенок, неспособен нормально адаптироваться к условиям жизни во взрослом возрасте, он просто не сможет преодолеть даже самое мизерное препятствие.

№7 Недостаток ласки

Детки любого возраста нуждаются в ласке. Именно она позволяет им ощутить себя любимыми. Не отказывайте своему ребенку в этом удовольствии, дайте ему немного уверенности в себе и своих способностях.

Важный момент – ласку нельзя навязывать. Не заставляйте детей целовать вас насильно, формируя тяжкую обязанность. Любые объятия и поцелуйчики должны идти от души.

№8 Наполеоновские планы

Пожалуй, у любого человека есть своя нереализованная мечта. Став родителями, многие начинают перекладывать эти мечты на своих отпрысков и «запихивать» их в различные кружки и секции.

Оставьте ребенка в покое и дайте ему выразить собственное мнение. У вашего ребенка наверняка есть свои предпочтения относительно дополнительных занятий, вот пусть он и развивается в этом направлении.

В противном случае вы только разовьете чувство протеста, и еще неизвестно, во что это выльется в дальнейшем. Как минимум, вы можете обеспечить своего ребенка низкой самооценкой и недовольством своими способностями.

№9 Недостаток времени

Одна из ошибок родителей – мало времени на занятия с детьми. Все мы очень заняты на работе и в повседневной жизни, у нас есть свой круг обязанностей, но это совершенно не значит, что о потребностях ребенка нужно забыть. Он нуждается в вашем внимании и совместном проведении времени.

Недостаточно просто проводить ребенка в сад или школу, купить понравившуюся вещь, приготовить еду. Важно уметь выкраивать время и на увлечения вашего чада. Посмотрите вместе мультфильм или выберите время для совместной прогулки. Иначе ваш малыш будет чувствовать себя забытым, искать утешения на стороне. Не позволяйте чужим людям стать ближе родных.

Читаем также:

№10 Денежный вопрос

Замена любви деньгами непозволительна, но практикуется часто. Понятно, что вы пытаетесь заработать как можно больше, чтобы у ребенка было все необходимое. Но деньги не способны заменить родительскую любовь и ласку. Любая самая дорогая покупка померкнет, если малышу недостает вашего внимания и заботы.

Ребенок растет счастливым, когда ощущает свою значимость для родителей. Совместные увлечения значат для него гораздо больше, чем толщина вашего кошелька.

И, пожалуй, самое главное – личный пример. Нельзя требовать от детей того, на что вы сами не способны. Они учатся на ваших поступках, поэтому, прежде всего, сумейте воспитать себя.

Избегая типичных ошибок в воспитании, вы всегда будете для своего малыша авторитетной личностью и сами не заметите, как ваши требования исполняются. Малыш не будет делать ничего запретного просто потому, что не захочет вас огорчать. Научитесь уважать и понимать своего ребенка, и он ответит вам взаимностью.

Еще 7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиться успеха:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 15 ошибок, которые опытная мама никогда не повторит со вторым ребенком

Основные ошибки в воспитании детей. М. Полонски

В интервью Марианна Полонски рассказывает об основных ошибках родителей в воспитании детей. Шаблонные методы воспитания не дают возможности ребенку стать счастливым человеком…

Читаем далее:

Топ-5 ошибок родителей — ребенок начинает манипулировать

Часто мы недооцениваем возможности наших детей, считая их просто маленькими и несмышлеными. Вот только когда время уже упущено, мы ловим себя на мысли что делаем все так, как говорят и требуют того наши дети. Как распознать юного манипулятора и как найти общий язык с таким ребенком, расскажут наши эксперты.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Ошибки родителей при воспитании ребенка, как воспитывать девочку и мальчика

Воспитание ребенка – труд сложный и кропотливый. Когда в семье появляется малыш, то родители буквально бросают все силы на то, чтобы вырастить его самым умным, самым здоровым, самым успешным. По крайней мере, они свято верят в то, что все их действия приведут именно к такому результату, даже не допуская мысли о возможных ошибках в воспитании.

Очень сложно объективно оценивать свои поступки и методы воспитания, а признать, что ты можешь не помочь ребенку вырасти самодостаточной и гармоничной личностью, а навредить – не способен практически никакой родитель.

Почему родители допускают ошибки в воспитании ребенка

Основной проблемой для любого молодого родителя является отсутствие опыта и нежелание обращаться за помощью к специалистам или родственникам старшего поколения. Все-таки признавать свою неправоту и просить совета в какой-то степени даже стыдно.

Когда у вас рождается ребенок, вы уже примерно представляете себе, какими именно способами будете его воспитывать. У вас перед глазами все еще жив образец семьи и воспитания на примере собственных родителей. Какие-то методы вы переймете у них, а какие-то посчитаете недопустимыми. К примеру, дети, выросшие в семьях, где практиковались физические наказания, в редких случаях способны на «воспитательную» порку по отношению к своему ребенку. Или, если в детстве родители практически не баловали вас лаской и заботой, то вы с лихвой одарите ими своего карапуза.

Вам кажется, что ваша «педагогика» удачнее, ведь вы заранее учли все огрехи своих родителей, но задумывались ли вы, насколько ошибочными были методы воспитания ваших родителей?

Также не стоит отбрасывать со счетов и ситуации, когда молодые родители ищут советы и подсказки в книгах или с помощью всемирной паутины. Наткнувшись на очередной «полезный совет» какого-нибудь заморского детского психолога или опубликованный «опыт» многодетной мамы, вырастившей чуть ли не вундеркиндов, неопытные мамочки кидаются воплощать в жизнь чужие идеи.

К сожалению, чаще всего подобные рекомендации не только не помогают, но и приносят вред. Почему? Потому что ошибкой будет уже сама мысль, что можно взять чужой алгоритм воспитания, привнести его в свою семью и ожидать уникальных и удачных результатов. Воспитание гармонично развитой личности требует сугубо индивидуального подхода и не терпит халтуры.

Распространенные ошибки воспитания детей

Как часто вы задумываетесь о том, насколько ваш подход в воспитании малыша верен? К кому вы обращаетесь за советом в момент необходимости и обращаетесь ли вообще? К сожалению, эти вопросы, скорее всего, останутся без ответа, поскольку люди редко способны анализировать свои поступки.

Молодые родители готовы обвинять друг друга в недостаточном внимании по отношению к ребенку, искать полезные брошюры современных «Макаренко», а потом искренне недоумевать, почему результат получается не таким, как ожидалось.

Хотите уберечь себя от возможных проблем при воспитании ребенка? Тогда вам стоит ознакомиться с основными ошибками, которые допускают современные родители.

Обвинения и устыжение

Одной из самых страшных ошибок родителей при воспитании является обвинение и взращивание в ребенке чувства стыда. Подобная тактика пришла из прошлых времен и практически каждый помнит периоды свои детства, когда хоть раз слышал от своих родителей фразу «Как тебе не стыдно».

Почему-то некоторые мамы и папы считают, что подобные реплики должны мотивировать ребенка на успех, искренне веря в то, что ребенок будет стремиться к идеалу, лишь бы больше не слышать уничижительных ноток в голосе любимого родителя. Однако, вместо этого они с большей вероятностью добьются того, что ребенок начнет чувствовать себя неуверенным и начнет жить согласно установке «лучше лишний раз не высовываться, тогда я никого не разочарую».

Постоянные тычки не придадут вашему карапузу уверенности в себе, а вот ощущение собственной никчемности он точно испытывать начнет.

К этой же категории ошибок относятся и угрозы с психологическим давлением. Трудно понять, что движет мамой, которая на вполне безобидную шалость говорит своему малышу: «Еще раз так сделаешь, и мы не будем тебя любить». Подобные высказывания тоже не принесут никакой пользы, зато риск для ребенка вырасти моральным инвалидом имеет место быть.

Как бы вы ни пугали ребенка возможностью потери вашей любви, любить вы его не перестанете. Дети прекрасно чувствуют эмоции других людей и уж собственных родителей тем более. Поняв, что любить вы его не перестали, несмотря на все шалости, он просто начнет сомневаться в ваших словах, что приведет в итоге к утрате доверия между вами.

Несогласованность действий

Каждый ребенок должен иметь четкое представление о том, что делать можно, а что – категорически недопустимо. Поэтому родители должны самым доступным образом донести до ребенка информацию о допустимых границах. При этом все запреты должны быть согласованы родителями. Если родители не будут последовательны в своих требованиях, то ребенок растеряется и не будет понимать, как именно себя вести.

Чаще всего несогласованность родителей можно встретить в ситуациях, когда мама убеждает ребенка в необходимости решать спорные моменты с помощью диалога, а папа убеждает в необходимости уметь применять силу. Ребенок начинает путаться, сомневаться в собственных действиях. В результате он начинает прислушиваться к тому родителю, чья позиция ему более выгодна на данный момент. Авторитет второго родителя имеет все шансы в итоге основательно пошатнуться.

Отсутствие контроля над собственными эмоциями

Еще одной недопустимой ошибкой является выплескивание своего настроения на ребенка. Часто встречаются ситуации, когда у мамы или папы хорошее настроение и тогда они готовы моментально прощать малышу все его шалости или буквально душить его в объятиях. Если же настроение плохое, то они начинают срываться на ребенка по поводу и без или отмахиваться от его вопросов и просьб.

Подобная тактика способна привести к тому, что ребенок начинает дистанцироваться от вас и расти замкнутым человеком.

Гиперопека родителей и ее последствия

Чрезмерная опека чаще всего присуща именно мамам и на первый взгляд не несет в себе никакой опасности для ребенка. Мамами движет желание обезопасить ребенка от любых жизненных потрясений и стремление уберечь от разочарований. Мотив вполне достойный, но результат подобной методики воспитания чаще всего получается довольно-таки удручающим.

Дети, живущие практически «под колпаком» не обладают такими важными качествами, как амбициозность, самостоятельность и решительность.

Важно

Не стремитесь уберечь ребенка от возможных ошибок. Дайте ему возможность научиться отстаивать собственное мнение, решать проблемы своими силами и рассчитывать на свои силы. Только тогда вы сможете рассчитывать, что ваш малыш вырастет самодостаточным человеком.

blizosti.net

Ошибки в воспитании, о которых жалеют родители со стажем

В каждой семье свои порядки и своя дисциплина. Кого-то балуют сверх меры, а кого-то растят в строгости и послушании, чтобы закалить ребенка перед трудностями взрослой жизни. Но есть одна вещь, которая объединяет абсолютно всех мам и пап. Когда их ненаглядные птенцы вырастают и покидают семейные гнезда, они неизменно жалеют об упущенных возможностях, которые допустили по молодости. Готовы узнать, что имеют в виду тысячи родителей со стажем? Читайте нашу подборку и делайте выводы… Итак, ошибки в воспитании, которые допускают все родители, а потом жалеют!

ошибки в воспитании

1. Мало общались со своими детьми

Жизнь так устроена, что всегда необходимо делать выбор. Карьера или семья, отдых или развитие, я или другие. Вот мы и попадаем на этот крючок, зацикливаясь на вещах, которые уводят нас от нашего счастья. Многие родители так стараются обеспечить детям лучшую жизнь, что все время проводят на заработках, упуская главное… Ту самую жизнь. Они не играют с детьми в снежки. Не читают им сказок. Не пекут вместе пряников. Они всегда заняты. Но время не щадит никого. То, что сейчас кажется мелочью, – не сходили в театр, пропустили поход – в будущем превращается в огромную проблему. Ведь дети быстро вырастают, а момент оказывается упущенным. Вы пропускаете все самое интересное и не можете этого вернуть. Как итог, ребенок становится незнакомцем, с которым вас ничего не связывает, кроме взаимных претензий и обид.

ошибки в воспитании

2. Не снимали видео, не записывали первых слов

Современных родителей сложно упрекнуть в том, что они делают мало фотографий с отпрысками. С другой стороны, мы говорим не столько об их количестве, сколько о качестве. Сорок кадров ребенка на фоне ковра вряд ли наведут вас на какие-то воспоминания. А вот запись первого детского шага, утренника в детском саду или эмоций крохи, когда он задувает свечу на именном торте – это и есть оно! Важно не лениться и создавать альбомы-воспоминания, вписывая туда смешные истории, первые слова и забавные моменты. Со временем память подводит, а так вы сможете быть во всеоружии.

ошибки в воспитании

3. Слепо следовали чужим советам

«Не держи на руках, а то привыкнет». «Болит животик? Пропейте антибиотики». «Мешает спать? Напугай его бабайкой». Признайтесь, сколько подобных советов вы слышали? Когда окружающие влезают в вашу жизнь, учат, как нужно себя вести с ребенком, во что его одевать, чем кормить, в какую школу отдать учиться… Назойливые бабушки с их древними рецептами. Посторонние тети, которые «лучше знают». Псевдоучителя, которые душат инициативу и индивидуальность ребенка ради послушания. По молодости неуверенные родители следуют многим глупым советам. Но правда в том, что никто не знает вашего ребенка лучше вас самих. Учитесь думать самостоятельно, читайте профессиональную литературу, включайте осознанность. Не ведитесь на запугивания и чужой сомнительный опыт.

ошибки в воспитании

4. Были излишне требовательны и строги

Когда родители ругают детей за двойку или плохо выглаженную рубашку. Когда придираются за излишне активное поведение или неправильное отношение к жизни. Все это они делают из любви и желания вырастить успешного члена общества. Они думают, что их строгость поможет детям взять себя в руки и достичь высоких результатов. Увы, родители ошибаются и получают обратный эффект — проблемы в развитии ребенка, испорченные с ним отношения, страхи, низкую самооценку, которые не приводят ни к чему хорошему. Потому что поддержка и доброе слово важнее извечных ограничений. Потому что нужно не просто ругать, но искать хорошее и поощрять это личным примером. Жизнь и так трудна, зачем ее усложнять еще больше? Такие ошибки в воспитании могут стоить очень дорого!

ошибки в воспитании

5. Не занимались развитием талантов ребенка

Многие родители сожалеют о том, что не интересовались увлечениями своих детей, не помогали им в их творческом становлении. Конечно, не всем быть гениями, великими музыкантами или талантливыми архитекторами. Тем не менее творчество – важная составляющая жизни. Она помогает ощущать всю ее полноту, развиваться и поддерживать связь со своей душой. Поиск талантов у ребенка помогает понять сильные стороны его личности. Активизировать его интерес к окружающему миру. Развить интеллект и способности, которые могут пригодиться в будущем. Зная интересы ребенка, с ним проще найти общий язык, организовать совместный досуг, направить его на обучение, которое ему точно пригодится.

ошибки в воспитании

6. Не поддерживали его самостоятельность

Сначала мы закрываем детям рот, отвечая, что рано им задаваться сложными вопросами, что нам виднее, что им есть, с кем дружить и о чем думать? Затем мы навязываем им свои желания, требуем беспрекословного подчинения. И после этого удивляемся, почему они выросли такими пассивными и безынициативными, почему не знают, чего хотят от жизни и предпочитают плыть по течению? А правда в том, что нужно с самого начала воспитывать индивидуальность, интересоваться мнением своего ребенка, давать ему свободу выбора, учить его отвечать за последствия этого выбора. Не тупо ограничивать и приказывать, но спрашивать, обсуждать и объяснять. К сожалению, это знание приходит слишком поздно…

ошибки в воспитании

7. Мало радовали и обнимали свое чадо

Яркие детские воспоминания, позитивные впечатления формируют здоровую личность со здоровой психикой. И наоборот, чем меньше светлых моментов было в прошлом, когда вы просто радовались дню и делали друг друга счастливыми, тем более замкнутыми и недолюбленными вырастают ваши дети, получая проблемы с психикой, самоопределением и личной жизнью. Многие родители боятся баловать своих детей из страха вырастить капризных и неуправляемых чудовищ. Но это глупость! Разве могут счастье и здоровая атмосфера в доме испортить характер человека? Скорее, так действует отказ в любви, постоянный дефицит тепла. А потом мы становимся взрослыми, которым и вспомнить-то нечего, весь мир рисуется нам враждебным, мы не умеем доверять близким.

ошибки в воспитании

Не допускайте подобные ошибки в воспитании, любите своих детей и растите их в радости! Ловите моменты, о которых позже будете вспоминать с ностальгией.

Текст: Flytothesky.ru

Читайте также:
Дети как смысл жизни. Почему вредно жить ради детей?

Поделитесь постом с друзьями!

flytothesky.ru

Типичные ошибки в воспитании ребенка до года, до 3 лет, до 7 лет, последствия

Как показывает статистика, подавляющее большинство родителей уверены, что воспитывают ребенка правильно. Но при это частенько задаются вопросами: «Как мне вырастить хорошего человека?» и «Почему же мой малыш не идеален?».

Давайте вместе посмотрим, какие именно ошибки, по мнению профессиональных психологов, чаще всего допускают родители в процессе воспитания детей.

Ошибка № 1. Опоздали с началом воспитания

Очень многие родители считают, что воспитывать ребенка нужно с момента его рождения. Или даже с годика, мол, до этого времени он все равно ничего не понимает. На самом деле на малыше сказывается атмосфера в семье и настроение мамы еще во время ее беременности! Есть множество отзывов о том, что будущая мама ждала с нетерпением малыша, провела в доброжелательной атмосфере все 9 месяцев и ребенок тоже родился спокойным.

Атмосфера в семье складывается задолго до рождения малыша. У мамы с папой уже сложились отношения, свои привычки, традиции… И малыш рождается именно в такой семье, сразу начиная воспринимать и повторять манеру общения родителей, их режим дня, привычки. Если в семье все было хорошо до рождения крохи, то и в будущем, с большой долей вероятности, проблем будет меньше. Так что начинайте воспитание с себя!

Ошибка № 2. Назвали ябедой

Знакомая ситуация: малыш прибежал к вам с детской площадки, заявив: «Вот тот мальчик меня обидел!». А ваша реакция: «Ну и что ты ябедничаешь, сам разобраться не можешь?». Здесь следует задать себе простой вопрос: «Как я буду узнавать о проблемах ребенка в коллективе, в детском саду и школе, если запрещаю ему рассказывать об этом?».

Очень важно различать случаи, когда ребенок просто рассказывает о поступках других детей, которые его не касаются напрямую, и когда на самом деле хочет поделиться личными переживаниями. В первом случае, возможно, можно ребенка одернуть и сказать: «А зачем мне знать, что Алеша пришел в класс с пачкой чипсов, тебя то это как касается?», а во втором — внимательно выслушать и понять, почему для вашего сына или дочери эта ситуация стала обидной, что именно случилось.

В любом случае — сначала выслушайте ребенка и не никогда ставьте ярлык ябеды, а тем более стукача. Иначе узнавать о проблемах в классе вам придется от классного руководителя и других родителей.

Ошибка № 3. Подавили негативные эмоции

«Что ты ревешь? Успокойся немедленно!» — сколько раз вы слышали и сами произносили такие грозные окрики? В отношении мальчиков это может звучать еще жестче: «Ты плачешь, как девочка!». На самом деле, негативные эмоции — это нормально для всех. Даже взрослым людям иногда просто нужно поплакать и «выпустить пар». А уж детям, чья психика только формируется, вообще невозможно удержаться от эмоций.

Если малыш расстроен, плачет, не может толком объяснить, что случилось — уведите его от толпы, найдите спокойное место, крепко обнимите и помолчите некоторое время — пусть выплачется. Потом тихо спросите: «Так что же случилось?». Такие причины для плача, как царапина или содранная коленка — не беда, а норма. Пожалейте, полечите, малыш быстро успокоится.

Обиды, переживания, ссора с другом или любовные перипетии (а они есть даже у детсадовцев) — более сложный случай. Но и здесь нужно проявлять спокойствие, показывать, что чувства ребенка для вас очень важны и не критиковать за излишнюю, по вашему мнению, эмоциональность.

Ошибка № 4. Пытались нравиться всем окружающим

Ваш ребенок не должен нравиться всем подряд — от дворника тети Маши до директора школы. Да, он ваша гордость, ваша радость, ваше счастье. Но у других есть свои дети и они не должны обожать вашего малыша точно так же, как и вы сами. И другие дети отнюдь не будут в полном восторге от талантов вашего «умнички и красавца».

Запомните — ваш ребенок будет конфликтовать! И со сверстниками, и со взрослыми людьми. У него могут быть проблемы с общением, ему не будут нравиться конкретные люди. Он личность. Вы сами всем нравитесь? Сложный вопрос, согласитесь.

Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок соблюдал правила поведения в обществе, но при этом не пытался быть хорошим для всех. Не делайте из него слабую личность, подстраивающуюся под мнение окружающих и старающегося угодить всем.

Ошибка № 5. Стремились сделать отличником

Каждая четверка, принесенная из школы, сопровождается комментариями: «Ну и как ты поступишь в институт, ты что, не мог все выучить?». Или того хуже: «В кого ты такой балбес уродился?». Нельзя корить ребенка за то, что он не может учиться на одни пятерки, хотя прилагает усилия и делает все домашние задания.

В статье, посвященной причинам неуспеваемости ребенка в школе, мы указывали, что можно успевать по одним, любимым предметам, и получать тройки по другим. Нельзя забывать о роли и влиянии учителя, возможно, ребенку не нравится именно педагог, который нудно и непонятно объясняет что-то.

Не все дети — гении, не всем дано получить Нобелевскую премию. Как вы сами учились в школе? Даже если на отлично — вы не вправе требовать того же от своего ребенка. Школьная программа сейчас сложная, а дети разные. Отличайте обычную лень, нежелание учиться, от реальных способностей и талантов ребенка. Первое требует вмешательства и осуждения, а второе — понимания.

Ошибка № 6. Покупали все самое дорогое

«Мне для любимого сына/дочери ничего не жалко!» — с таким возгласом и настроением родители часто идут в магазин, покупая супердорогую машинку, куклу в рост малышки, вертолет на пульте управления и другие игрушки. А детям это точно нужно?

Часто родители пытаются с помощью игрушек и подарков завоевать любовь ребенка. Это в корне неверный подход. Малыш и так вас любит, не нужно к нему подлизываться и задабривать. Иногда родители покупают игрушки, которых были лишены в детстве. И в итоге железную дорогу запускает не сын, а папа. А мама с удовольствие раскладывает красочный пазл на 3 тысячи деталей.

Уроки экономии еще никому не повредили, поверьте! Не делайте из ребенка эгоиста и капризу, который ни в чем не знает отказа. В конце концов, у вас еще и бабушки-дедушки есть, готовые внука/внучку побаловать. Так давайте кто-то в семье будет сдерживать желания малыша купить очередную игрушку, которая завтра будет валяться без дела. Иначе уже в первом классе школы от вас потребуют Айфон, а во втором — домашний кинотеатр.

Ошибка № 7. Лишили любимого занятия

Поощрения и наказания должны быть адекватными. Психологи уверены, например, что хорошим поощрением будет покупка ребенку того, что он хотел. Закончил четверть на пятерки — вот тебе желанная шоколадка, новая футболка, конструктор. Нечто не слишком дорогое, но желанное, повторимся. Неправильным поощрением будет разрешить ребенку, например, не гулять с собакой, не мыть посуду или обувь, не убирать в комнате. То есть разрешение не делать то, что ему не нравится.

Соответственно, хорошим, правильным наказанием будет не запрет на любимое занятие, а заставить сделать что-то, что малыш делать не желает. Например, ребенок разбил вазу. Правильно будет заставить его все убрать и дополнительно пропылесосить всю комнату, вытереть пыль на полках. А не лишать просмотра новой серии любимого мультфильма.

Наказание в виде лишения любимого занятия ребенок может воспринять как тиранию, как показ родителями своей силы, старшинства. Лучше дайте ему задание сделать нечто, что ему не нравится. Как говорила одна мудрая мама: «Полы в прихожей можно мыть хоть пять раз на дню».

Ошибка № 8. Записали во все кружки

«Нечего бездельничать перед телевизором, пойдем на танцы, английский, каратэ, запишемся в секцию по плаванию» — так думают и действуют многие родители. И записывают ребенка во всевозможные кружки, возят из школы на танцы, с танцев к репетитору, от него на футбол и так далее.

Вы сами отдыхаете? Уверены, что да. Вот и ребенку нужно время, чтобы просто поваляться на диване, помечтать, подумать, посмотреть мультфильм, пообщаться с друзьями… Не нагружайте его чрезмерно! Да, дополнительные и развивающие занятия полезны, но если свободного времени при этом не остается — такая нагрузка принесет только вред.

К тому же, не сможет малыш уделять одинаковое внимание таким разносторонним занятиям, как, например, бокс и рисование, спортивное ориентирование и музыка. Пусть выберет что-то одно, что ему нравится, не забывая при этом об основной обязанности — школьных уроках.

Ошибка № 9. Заставляли делиться

«Отдай игрушку мальчику, ты же старше, умнее, добрее, лучше…» — уверены, что вы не раз слышали такие возгласы на детских площадках, да и сами могли сказать подобное своему чаду. А сами вы отдали бы любимую вещь совершенно незнакомому человеку?

Не нужно заставлять ребенка просто так отдавать кому-то вещи, к которым он привязан, по праву считает только своими. Это не жадность, это нормальное чувство собственности. Одно дело, когда речь идет об обмене: «Девочка дала тебе свою куклу, поделись с ней чем-то, дай лопаточку, ведерко, ситечко…». Это хорошо, такой обмен справедлив. Поиграли и поменялись обратно.

Другое дело, если чужой ребенок просто забирает или клянчит что-то у вашего. В такой ситуации малыш должен научиться говорить нет и защищать свои интересы.

Ошибка № 10. Давали невыполнимые советы

Очень хорошо, если дети приходят к вам рассказать о проблеме и хотят выслушать ваше мнение, получить совет. В эти моменты все родители гордятся собой, чувствуют свой авторитет и опыт. Но очень часто мамы и папы дают советы, которым сами следовать не способны. Например, советуют разобраться миром, найти компромиссное решение, не скандалить, не доводить дело до «разборок». А сами конфликтуют с соседкой и выясняют отношения на весь подъезд.

У ребенка возникает диссонанс между советами родителя и его поведением. Какой тут мир, какой компромисс, если мама и соседка орут друг на друга? Подкрепляйте свои советы действиями, показывайте пример. Так будет намного наглядней и правильней. Иначе, если папа советует не врать учительнице, а сам по телефону рассказывает начальнику, что заболел, собираясь при этом на рыбалку — пример точно будет негативным.

Ошибки допускают все родители, вы не одиноки! Процесс воспитания — один из самых сложных и ответственных, а роль родителя для вас — главная в жизни. Будьте хорошим примером, любите малыша, прислушивайтесь к нему, общайтесь, лучше тратьте на него больше внимания и времени, чем денег.

И извиняйтесь, если понимаете, что допустили грубость, ошиблись, незаслуженно наказали. Поверьте, извинения не снизят ваш авторитет, зато помогут наладить хорошие отношения с ребенком.

blizosti.net