Эффекты общения в психологии: Эффекты общения

Содержание

Эффекты общения — Pera spera ad astra — LiveJournal

?
Эффекты общения
shirokaya1
December 17th, 2014

Личные отношения людей — огромный материал для психологических исследований. Хочу рассказать вам о самых интересных эффектов, которые возникают при общении людей друг с другом.

1. «Эффект Ромео и Джульетты»
Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

2. «Эффект Очевидца»
Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

3. «Эффект Труднодостижимости»
В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

4. «Эффект Пигмалиона»
(Pygmalion effect) Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников.

20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

5. «Эффект Зейгарник»
(англ. Zeigarnik effect) — мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

6. Эффект Ореола
Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом она на него». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола» и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».


Tags: психология

22 психологических эффекта, которые искажают восприятие реальности

27 сентября 2018 Жизнь

Узнайте о самых частых уловках мозга, чтобы больше не поддаваться на них.

1. Эффект прожектора

Человек склонен преувеличивать интерес других людей к своей персоне. Представьте: вы нелепо споткнулись на улице или заметили пятнышко на рубашке уже на полпути к работе. Кажется, это увидели все, будто вы освещены ярким лучом прожектора, а внимание окружающих целиком и полностью фокусируется только на вас.

На самом деле это не так. Кто-то и правда обратит внимание на пятнышко или вашу неуклюжесть, но отнюдь не все. И они не придадут этому такое значение, как вы думаете.

2. Вера в справедливость мира

Люди верят, что справедливость восторжествует: хорошие поступки будут вознаграждены, а негодяи — наказаны. И если с плохим человеком случается беда, мы думаем: «Так ему и надо, он это заслужил».

Человеку просто нужно знать, что жизнь справедлива и каждый получит по заслугам. Кто-то называет это божьей волей или кармой, однако суть не меняется.

3. Эффект плацебо

В основе эффекта — могучая сила внушения. Плацебо — лекарство-пустышка, не обладающее целебными свойствами, которое предлагают пациенту как действенный препарат от его проблемы. В итоге человек ждёт результата, а через некоторое время действительно чувствует себя лучше — это и есть эффект плацебо.

4. Эффект аудитории

Человек по-разному делает одни и те же вещи в одиночестве и в присутствии других людей. Причём наблюдатели могут влиять как положительно, так и отрицательно. Например, человек будет лучше справляться с хорошо знакомой ему работой и хуже выполнять новые поручения, когда рядом с ним находится кто-то ещё.

Психолог Роберт Зайонц считал, что наблюдатели становятся причиной возбуждения, ведь их реакция на действия человека непредсказуема. Когда человек делает то, что умеет и знает, ему легче справиться с психологическим стрессом и страхом оценки, чем если он берётся за совершенно новую незнакомую задачу.

5. Эффект Google, или цифровая амнезия

Люди перестали запоминать информацию, которую легко можно найти в Сети. Это больше не нужно. Интернет упрощает жизнь: всё, что раньше хранилось в библиотеке или памяти человека, теперь доступно по клику мышки. Информация воспринимается, но мозг думает, что сосредотачиваться и запоминать её необязательно, ведь есть Google.

6. Эффект Барнума, или эффект Форера

Мы считаем точными общие характеристики нашей личности, если думаем, что они созданы специально под нас.

Психолог Бертрам Форер предложил группе студентов пройти тест. Участники выполнили задание и передали бумаги на обработку, которую на самом деле не проводили. Форер просто составил одно общее описание личности, подходящее каждому, и представил его ученикам. Он вызывал студентов по одному и просил оценить точность характеристики по пятибалльной шкале. В результате получился средний балл 4,26. То есть, по мнению участников, точность была высокой.

7. Эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя

Психологический феномен относится к разряду самосбывающихся пророчеств. Некоторые социологии описывают это как самогипноз: ожидания человека влияют на его действия и поступки.

Когда мы думаем, что симпатичны собеседнику (даже если это на самом деле не так), то строим разговор в особой манере и проникаемся взаимной симпатией. Или когда руководитель возлагает на сотрудника большие надежды, ставит сложные, но выполнимые цели, работник показывает большую продуктивность и лучшие результаты. Такое самопрограммирование работает и на успех, и на неудачу: ожидание провала непременно к нему и приведёт.

8. Парадокс выбора

Возможность выбора ставит в тупик. И хотя кажется, что большой выбор — хорошо, на деле получается иначе.

Бесчисленное множество альтернатив превращает процесс выбора в страдание.

Нужно разобраться, чем каждый из вариантов отличается от остальных и какой окажется лучше. Это не только долго, но и мучительно. В результате человек может не выбрать вообще ничего либо всё-таки остановится на одном варианте, но удовольствия от него уже не получит.

9. Эффект свидетеля

Чем больше людей оказались рядом с местом преступления  или ДТП, тем меньше шанс, что кто-нибудь из них отреагирует и поможет пострадавшим. Каждый очевидец думает, что помочь должен не он, а другой.

Ответственность за поступок распределяется между несколькими людьми, и у каждого отдельного человека она будет ниже, чем есть на самом деле. Но если очевидец происшествия всего один, он понимает, что ответственность переложить не на кого, и с наибольшей вероятностью придёт на помощь.

10. Эффект фокусировки

Мы придаём большое значение одной детали, игнорируя общую картину. Это может привести к неверным суждениям о ситуации в целом или к негативным последствиям.

Например, некоторые считают, что деньги — залог счастья. Но это не так: высокий доход при отсутствии здоровья, времени или любви едва ли можно назвать пределом мечтаний.

11. Систематическая ошибка выжившего

Мы делаем неверные предположения, потому что учитываем не все аспекты.

Во времена Второй мировой войны статиста Абрахама Вальда попросили рассчитать, какие части самолётов-бомбардировщиков нужно укрепить, чтобы увеличить число вернувшихся на базу лётчиков. Вальд обнаружил, что до базы добирались самолёты с повреждениями фюзеляжа: на крыльях, хвосте и других деталях. Аппаратов с подбитыми двигателями или бензобаками было гораздо меньше. Кто-то предложил укреплять крылья и хвост — это казалось логичным. Но Вальд мыслил иначе: раз среди вернувшихся самолётов нет повреждений двигателя и бензобака, значит, они просто не добираются до базы. Он решил укреплять именно эти части и оказался прав.

Было бы ошибкой брать в расчёт только данные по вернувшимся, то есть «выжившим», в то время как общая картина может быть совсем иной.

12. Эффект первого впечатления

Нельзя произвести первое впечатление дважды. А оно важно! Мнение, сформировавшееся в первые минуты знакомства, влияет на дальнейшую оценку вашей персоны. И общение с вами будут строить, полагаясь на впечатление от первой встречи.

13. Эффект доктора Фокса

Яркая подача информации авторитетным оратором может завуалировать бесполезность сказанного. Слушатели выйдут из аудитории с мыслью, что получили новые ценные знания, даже если прослушали откровенную чушь.

14. Предвзятость подтверждения

Человек отдаёт предпочтение информации, которая подтверждает его точку зрения. Даже если данные недостоверны, он всё равно будет опираться на них. Распространённая ловушка, в которую не раз попадал каждый.

15. Иллюзорная корреляция

Люди верят в связь между вещами, которые на самом деле друг от друга не зависят. Эта ловушка создаёт предпосылки для развития стереотипов. «Все блондинки — глупые», «В крупных городах люди бездушные и озлобленные», «День не задался, потому что утром мне перебежала дорогу чёрная кошка» — типичные примеры иллюзорной корреляции.

Мы придаём значение одному яркому, запоминающемуся аспекту, но игнорируем остальные и из-за этого неверно устанавливаем причинно-следственную связь.

16. Эффект ореола

Общее впечатление о человеке влияет на его оценку в частных случаях. Думая, что человек хороший, мы считаем, что он также умный и привлекательный. Или наоборот: привлекательный человек кажется нам хорошим и умным. Мы проецируем общее мнение на конкретные качества, что на самом деле неправильно.

17. Эффект тамагочи

Многие помнят эту любопытную игрушку из конца 90-х: симпатичная пластиковая оболочка и монохромный экран с электронным любимцем. Строго по расписанию мы кормили подопечного, давали лекарства, если заболел, и очень горевали, когда в итоге он умирал от скуки. Дети привязывались к ненастоящему питомцу и испытывали тёплые искренние чувства.

Сейчас тамагочи утратил свою былую славу, но привязанность к гаджетам осталась. Мобильные телефоны, планшеты и даже отдельные приложения — все они вызывают эмоциональную зависимость. Она может проявляться в любом возрасте и оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

18. Эффект Веблена

Люди склонны демонстративно покупать товары по высокой цене, чтобы подчеркнуть социальный статус. Многим кажется неразумным осознано выбирать самую дорогую вещь в магазине только ради того, чтобы гордо нести её на кассу ценником вверх. Но это действительно работает: в сезон повышения цен спрос на товары также повышается.

19. Эффект несовершенства

Абсолютное совершенство отталкивает, а вот неуклюжесть и лёгкая растрёпанность вызывают симпатию. Особенно если человек самоироничен и любой конфуз превращается в шутку. Так что если хотите кому-то понравиться, не стремитесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле. Простота и естественность берут верх.

20. Эффект Зейгарник

Ещё один психологический феномен, связанный с памятью. Оказывается, мы лучше запоминаем прерванное действие, чем завершённое.

Так,  если человеку не дают доделать то, что он начал, возникает некое напряжение, которое не отпускает до тех пор, пока задача не будет закончена. И поэтому он будет её помнить.

Например, сотрудник готовит отчёт, как вдруг его просят зайти в конференц-зал и провести совещание. Вернувшись на рабочее место через несколько часов, он не забудет о том, что именно делал. Но если бы он успел закончить, воспоминания не были бы столь ясными. Эти уловки также используют в рекламе: недосказанность в ролике заставляет смотрящего лучше его запомнить.

21. Эффект проекции

Люди приписывают другим те качества, эмоции и переживания, которые есть в них самих. Добряки думают, что все вокруг такие же. Пережившие болезненное расставание уверены, что другие пары тоже рано или поздно разойдутся.

22. Эффект страуса

Когда в нашей жизни случается что-то плохое, мы не желаем знать подробностей. Образно выражаясь, прячем голову в песок и стараемся не углубляться в проблему. Хотя страусы, как известно, так всё-таки не делают. А вот инвесторы стараются как можно реже мониторить состояние своих вкладов, когда на рынке начинается спад.

Читайте также 🧐

  • Что такое эффект чирлидерш и как его использовать
  • Эффект домино: как создать цепную реакцию из полезных привычек
  • 6 уловок мозга, которые заставляют нас толстеть

Общение в отношениях – Психология причин и следствий

Как вы думаете общаетесь в отношениях?

Общение в отношениях не всегда просто. Как только мы преодолеем эти первые дни романтического «единства», то, как мы общаемся, может буквально создать или разрушить отношения. Часто мы склонны полагать, что общаемся нормально, и что в любой проблеме виноват другой человек. Но какое сообщение вы на самом деле отправляете? Обычно нас не учат думать об общении с точки зрения сообщения, которое отправляется другому человеку, а не о том, что сообщение действительно слышится. Часто сообщение передает больше, чем просто слова. Это может быть тяжело с настроением и обвинениями, и они передаются такими вещами, как тон, а также выбор слов, которые могут быть загружены историей.

Например, общение пары, начинающееся словами «ты всегда…» или «ты никогда…», эмоционально нагружено и часто заканчивается ссорой, которая легко превращается в «игру в обвинения». Вы можете даже не осознавать, как вы туда попали — снова !

Напротив, эффективное общение способствует переговорам, а не конфликту с вашим партнером, поэтому «хороший конфликт» может привести к положительным результатам в отношениях, независимо от проблемы. Исследования показывают, что люди, которые думают о своих отношениях с положительной точки зрения, независимо от уровня конфликта, с большей вероятностью будут иметь длительные и счастливые отношения.

Стратегии эффективного общения включают активное слушание и уверенность в себе. Обе стратегии настраиваются на чувства, как ваши, так и вашего партнера. Активное слушание создает здоровую платформу для общения, основанную на уважении и оценке индивидуальных сильных сторон и различий. Это больше, чем просто слушать. Гораздо более. Это способ отправить сообщение, чтобы показать, что вы понимаете намерения и эмоции, связанные с произнесенными словами, и, что наиболее важно, что вы понимаете —  действительно понимаю – чувства вашего партнера.

Каждый хочет и должен чувствовать себя понятым. Это неотъемлемая часть того, что делает нас людьми. Когда этого не происходит, мы можем злиться, обижаться и быть отвергнутыми. Люди, которые не чувствуют себя понятыми, имеют тенденцию повторяться и, возможно, даже кричать, чтобы «пройти» и почувствовать себя понятыми.

Так что же на самом деле говорит ваш партнер, когда кричит на вас за то, что вы поздно возвращаетесь домой и не помогаете с детьми? Что он или она чувствует? Они злятся и чувствуют себя недооцененными? Может, переутомился? Когда кто-то злится на вас, естественной реакцией может быть защита и реактивный гнев, который фокусируется на ваших чувствах, а не на понимании того, что происходит с вашим партнером. Вместо того, чтобы реагировать из-за собственного гнева, попробуйте отразить опыт своего партнера, например: «Ты выглядишь очень сердитым и напряженным, потому что тебе снова пришлось иметь дело с детьми в одиночку». Новое сообщение заключается не только в том, чтобы «опоздать» снова », но ваше опоздание имело нежелательные последствия — в том числе обоснованные негативные чувства — для вашего партнера. Скорее всего, у вашего партнера может быть больше эмоциональных ресурсов, чтобы поддержать вас! Эффективное общение означает не то, что вы соглашаетесь со всем, что говорит ваш партнер, а то, что вы признаете его чувства и действительно слышите то, что он сказал.

Так как же выразить свои чувства и почувствовать себя понятым и услышанным?

Напористое общение означает знание своих границ и умение выражать чувства и потребности, не сбиваясь с пути обвинениями и критическими ответами. Использование «я»-утверждений — хорошая отправная точка при попытке построить здоровую коммуникацию. Использование «я»-утверждений, таких как «я чувствую», может предотвратить эскалацию конфликта. Примером этого является высказывание: «Я злюсь, когда ты не водишь детей на уроки плавания, за которые я заплатил». Вместо «Ты намеренно никогда не делаешь ничего, о чем я тебя прошу». Или «Я чувствую боль и злость, когда ты никогда не говоришь мне, что приходишь домой поздно, потому что я хотел провести с тобой время», а не «Ты всегда опаздываете, и просто делаешь, что хочешь, и тебе все равно». мне». В обоих примерах потребность в общении и поддержке выражена как основная проблема, и имеется четкая информация о том, что вызывает у человека дистресс. Важно отметить, что он также предоставляет информацию о пути вперед, потому что причины бедствия вашего партнера известны, то есть он не чувствует поддержки.

Способы общения с партнером можно изменить, но это требует времени, усилий и желания учиться и смотреть на вещи по-другому. Помощь объективной третьей стороны, такой как психолог, действительно может помочь вам в этом процессе.

Написано психологом причинно-следственной связи

То, как мы общаемся, влияет на нашу собственную удовлетворенность отношениями

То, как мы общаемся с другими, является неотъемлемой частью того, насколько удовлетворительными и успешными будут отношения с другими людьми. Люди, состоящие в длительных романтических отношениях, знают, что это так, но исследования в течение многих лет пытались точно определить, каковы на самом деле связи между различными формами общения и удовлетворенностью отношениями.

Что на первом месте?

В конце концов, он сложный, как курица или яйцо. Аспекты общения способствуют удовлетворению отношений, а удовлетворение отношениями создает основу для более конструктивного общения и разрешения конфликтов. И наоборот, удовлетворенность отношениями может стабилизировать отношения, позволяя парам испытывать большую долю негативного общения, потому что общее удовлетворение может сделать отношения более устойчивыми к внутренним стрессорам.

Как отмечают исследователи Jolin, Lafontaine, Brassard и Lussier, авторы недавнего исследования в Canadian Journal of Behavioral Science (2022), литература по этому вопросу богата, но в некоторых отношениях ее не хватает. Например, в нескольких исследованиях рассматривалось направление, в котором развиваются отношения между общением и удовлетворением (что к чему приводит), и не так много было сделано для изучения эффектов актер-партнер — влияет ли общение на говорящего или на слушателя и каким образом.

Изучение позитивного и негативного общения в отношениях

Джолин и его коллеги описывают две категории изучаемого общения: позитивное (или конструктивное) и негативное (или неадаптивное). Позитивное общение включает совместное решение проблем и обмен чувствами; отрицательное включает в себя оборону, презрение, дистанцирование или отстранение, критику, требовательность и не отпускание вещей (преследование). То, как они связаны с удовлетворенностью и неудовлетворенностью отношениями, в значительной степени корреляционно, оставляя открытым вопрос о том, что к чему ведет и для кого.

Чтобы ответить на такие вопросы, Джолин и его коллеги проанализировали данные большого исследования пар с акцентом на удовлетворенность общением и отношениями. Они использовали статистический подход под названием «APIM» (модель взаимозависимости актер-партнер), который анализирует все возможные отношения между общением и удовлетворенностью отношениями (например, позитивное общение актера предшествует большему удовлетворению партнера, позитивное общение актера предшествует удовлетворению актера, отрицательное удовлетворение партнера предшествует положительному). удовлетворенность актеров и т. д.), чтобы проверить значимость всех возможных путей.

Они изучили 311 гетеросексуальных пар, используя измерения с разницей в один год, которые включали демографическую информацию, диадическую шкалу адаптации для удовлетворенности отношениями и опросник по моделям общения, в котором рассматривались три аспекта позитивного общения и пять негативных, как описано выше. Пары были либо женаты, либо сожительствовали, средняя продолжительность отношений составляла 23 года, большинство из них имели детей старшего возраста.

Один фактор выделяется

Год спустя исследование выявило значительное влияние собственного общения на удовлетворенность отношениями. В частности, собственные негативные паттерны общения в начале исследования привели к снижению собственной удовлетворенности, но не удовлетворенности партнера, год спустя.

Кроме того, исследователи обнаружили ожидаемые связи, например, позитивное общение ранее было связано с последующим позитивным общением, удовлетворенность отношениями в начале была связана с удовлетворенностью отношениями в конце и так далее. Наиболее заметным открытием было то, что наше собственное негативное общение может вызвать неудовлетворенность отношениями у нас, но не у нашего партнера.

Будущие исследования с большим количеством пар или в течение более длительного периода времени могут дать более тонкие результаты, например, мы увидим, как наши собственные модели общения могут влиять на других. Однако вывод о том, что наши собственные способы общения, особенно такие неконструктивные, как защита, презрение, критика, отвержение и чрезмерное рвение, в конечном итоге подрывают наше собственное удовлетворение в будущем, по сути, оптимистичен. Хотя мы не можем сделать столько же, чтобы изменить поведение других, мы, скорее всего, сможем изменить свой собственный стиль общения посредством осознания, планирования и преднамеренных усилий.

Make That Change

Исследования личности показывают, что, когда их спрашивают, большинство людей захотят изменить свое поведение, чтобы улучшить такие полезные качества, как добросовестность и непредубежденность, и усилия по изменению личности действительно работают. Для этого необходимо определить конкретные модели поведения, связанные с этими чертами, регулярно практиковать их и вести журнал прогресса для подотчетности.

Будущие исследования в области коммуникации выявляют параллельный подход — выявляя в себе негативные привычки в общении, мы можем подготовить почву для большего удовлетворения в наших отношениях в будущем.