Непосредственно эмоциональное общение это: Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца — Студопедия

Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца — Студопедия

Поделись с друзьями: 

При характеристике механизма психического разви­тия ребенка в качестве ведущего фактора развития был

120 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

выделен ведущий вид деятельности. Непосредственно-эмо­циональное общение является единственным способом разрешения основного противоречия социальной ситуации развития младенчества. Оно заключается в том, что ребе­нок максимально нуждается во взрослом, но у него нет спе­цифических средств воздействия на него. Поэтому соци­альная ситуация младенчества — ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ» — и приво­дит к возникновению нового вида деятельности — непос­редственно-эмоциональному общению ребенка и матери. То, что это общение является необходимым условием психи­ческого развития младенца, доказывают факты отрица­тельного влияния на него дефицита общения. Р.Спитц и Дж.Боулби показали, что отрыв ребенка от матери в на­чале жизни вызывает значительные нарушения в психи­ческом развитии ребенка, вплоть до задержки в физичес­ком и психическом развитии’. А.Фрейд, наблюдавшая за развитием детей, воспитывавшихся без матери, обнаружи­ла, что в подростковом возрасте они пытались установить тесные детско-материнские отношения со взрослыми, что не соответствовало их возрасту

2. К этому следует добавить и упоминавшиеся выше данные Б.Е.Микиртумова и С.В.Гречаного.

На формирование непосредственно-эмоционального общения младенца мощное влияние оказывает характер и тип отношений родителей к ребенку уже в пренатальном и раннем постнатальном возрасте. Об этом говорят резуль­таты исследований Э.В.Патракова. Благоприятное для будущего ребенка отношение родителей, хорошая соци­альная адаптированность будущего ребенка связаны с вы­сокой социально-психологической зрелостью родителей,

‘ Цит. По Л.Ф.Обуховой. Детская психология: теории, факты,

проблемы.

-М.: Тривола, 1995. 2 Цит. По Л.Ф.Обуховой. У к. соч.

Глава 2. Психическое развитие младенца 121

глубокой желанностью ребенка, высокой оценкой роди- д телями роли семьи. ч

Низкий уровень психического развития и социаль­ной адаптации будущего ребенка, его нервозность можно прогнозировать при нежеланности ребенка со стороны родителей, неразвитости родительских чувств, отсутствии стабильных взаимоотношений между родителями, попус­тительстве и проекции родителями нежелательных качеств.

В то же время у малышей в течение первого года жизни формируется теплое чувство к матери, по мере ус­тановления с нею определенных отношений, в рамках ко­торых малыши выражают свои чувства и усваивают свои роли в зависимости от половой принадлежности.

Нормальное непосредственно-эмоционального об­щение стимулирует появление у ребенка чувства доверия и привязанности к родителям. Практически абсолютная зависимость младенца от взрослого в удовлетворении его потребностей в пище, безопасности, любви и ласке может быть снята посредством развитых эмоциональных связей между ним и взрослыми.

Если его кормят, когда он голо­ден, если своевременно и адекватно реагируют на его плач, помогая избавиться от неприятных ощущений, если его лю­бят, разговаривают и играют с ним, то малыш постепенно начинает понимать, что окружающий его мир безопасен и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если всего этого нет, ребенок, скорее всего, будет испытывать недо­верие к окружающим его людям и миру. Конечно, очень трудно стать «сверхродителем», однако, все родители дол­жны знать, что их дети могут быть снисходительными к некоторым их упущениям, если в целом получают хоро­ший уход, если их оберегают от настоящих, а не выдуман­ных бед, если их любят и общаются с ними. Дети, у кото­рых сформировано доверие к родителям, научаются пре­одолевать или переносить какие-то неудобства, поскольку знают, что их не оставят наедине с ними.

122 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

Нормальное протекание непосредственно-эмоцио­нального общения родителей с ребенком способствует формированию у него чувства привязанности. Оно фор­мируется постепенно на протяжении всего первого года жизни и проходит три фазы’.

Первая фаза длится от рождения до 3-х месяцев и характеризуется тем, что младенцы ищут близости прак­тически с любым человеком. С целью установления об­щения с взрослыми тони используют звукитолоса, покрях-тывание и неловкие движения, улыбку, могут подолгу сле­дить за взрослым, желая получить ответную реакцию. Одна из причин такого поведения младенца в том, что он еще не осознает свою мать как отдельное, особое существо. Если они плачут или капризничают, то вовсе не потому, что с ними не занимается мама, а потому, что им что-то не нра­вится или их заставляют делать то, что им не хочется.

На второй фазе (3-6 месяцев) малыши, как нам уже известно, научаются различать знакомые и незнакомые лица. Поскольку матери быстрее и активнее, чем незнако­мые люди, реагируют на сигналы малыша, постольку дети чаще направляют на матерей свое внимание и начинают отличать их от других людей.

На третьей фазе (7-8 месяцев) у детей развивается спо­собность отличать одного человека от другого, формиру­ется представление о постоянстве людей и предметов. По­этому их поведение становится избирательным в отноше­нии общения с разными людьми. Именно в этом возрасте появляется первая серьезная привязанность, как правило, к матери. Однако чувство привязанности может возникнуть у малыша ко всем, кто с ним много и тепло общается.

Появление этого чувства — своеобразный индика­тор наличия первого социального отношения ребенка. С этого момента ребенок перестает одинаково дружелюбно

Флейк-Хобсон К. и др. Ук. соч.

Глава 2. Психическое развитие младенца 123

относиться к любому человеку. Привязанность к матери обусловливает возможность появления у малыша тревоги и страха ее потерять. Поэтому дети так расстраиваются, когда родители куда-либо уходят и настороженно отно­сятся к тем, кто их пытается на это время заменить. При­вязанность толкает ребенка к установлению физической близости с любимым человеком. Этот поиск взаимности и установления тесного взаимодействия переносится в сле­дующий период развития ребенка — его раннее детство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Особенности эмоционального общения и предметной деятельности детей с нарушениями слуха

На формирование психики ребенка решающее влияние оказывает развитие деятельности. В процессе активного взаимодействия человека с окружающей действительностью происходит совершенствование психических процессов, обогащение и усложнение форм познания, усвоение социального опыта.

В возрастной психологии выделяют ведущую деятельность (А.Н.Леонтьев), реализация которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной стадии развития человека. Значение ведущей деятельности для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности ребенок открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения. На начальных этапах онтогенеза Д.

Б. Эльконин выделил следующие виды ведущих деятельностей: непосредственно-эмоциональное общение (младенчество), предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство), сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст).

В психическом развитии детей с нарушениями слуха наблюдаются те же ведущие деятельности, что и у нормально слышащих. Однако их становление происходит в осложненных нарушением условиях и имеет специфические особенности.

У ребенка, родившегося глухим или потерявшего слух в первые месяцы жизни, сложности в становлении ведущей деятельности начинаются достаточно рано, с развития эмоционального общения. Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой служит реакция сосредоточения, возникающая у младенца при контактах со взрослыми, затем — появление улыбки и, наконец, комплекс оживления. Комплекс оживления — это сложная реакция, включающая в себя выразительные движения, вокализации, зрительное и слуховое сосредоточение, на основе которой позднее возникают и становятся разнообразными движения рук, эмоциональные реакции (улыбка, смех), издаваемые ребенком звуки.

Это — начало непосредственно-эмоционального общения вне практического сотрудничества с взрослыми. В таком общении дети используют различные экспрессивно-мимические средства и движения. Система дословесных средств коммуникации, формирующаяся сначала в эмоциональном общении ребенка с матерью, близкими, а затем в предметной деятельности и служащая для выражения чувств, представлений об окружающем мире и о себе, была названа Е. И. Исениной прото-языком. Он является предпосылкой усвоения речи — словесной или жестовой и формируется у всех детей, как и у глухих, так и у слышащих, ибо все они общаются с взрослыми.

Е. И. Исенина изучала развитие протоязыка у глухих и слышащих детей в возрасте до двух лет. При этом анализировалось формирование жестов — указательного, «не хочу», «на», «дай», «нет», «да» и других; взглядов и действий. Выделено четыре типа взглядов: контактный взгляд, направленный в глаза другому человеку с целью обратить на себя внимание; указательный, направленный на предмет с целью привлечь к нему внимание другого человека; взгляд, ищущий оценку (своего действия), направленный в глаза другому человеку после совершения какого-либо действия; соединяющий взгляд, объединяющий предмет, на который указывает ребенок, и человека, к которому он обращается по поводу этого предмета.

У годовалых глухих детей отмечены два типа взглядов — контактный (98%) и ищущий оценку (2%), у слышащих сверстников представлены уже все четыре типа взглядов: контактный, указательный, ищущий оценку и соединяющий. К полутора годам, т.е. на полгода позже, чем у слышащих, у глухих детей появляются и другие типы взглядов. На этих показателях сказывается влияние условий семейного воспитания: они характерны для глухих детей слышащих родителей. Глухие родители умеют устанавливать контакты со своими глухими детьми, поэтому развитие взглядов и естественных жестов у детей идет быстрее и лучше.

Анализ естественных жестов показывает, что физическая структура жеста формируется постепенно, прежде всего путем подражания жестам взрослого («дай», «на») и путем выделения физической структуры действия, частично совпадающей с жестом по форме («хочу», «не хочу»). У глухих детей в возрасте до двух лет медленнее формируется функциональное содержание жеста. У слышащих детей формированию и правильному использованию жеста помогает речь. В протоязыке глухих детей большое значение приобретают движения, в первую очередь жесты, число и частота употребления которых в функции привлечения внимания больше, чем в протоязыке слышащих. В процессе общения глухому ребенку необходимо удерживать внимание взрослого. Слышащие дети добиваются этого вокализацией перед жестом или после него. Глухие дети удерживают внимание взрослого взглядом, всегда сопровождающим жест. Сохранение глухим ребенком нужного для воздействия выражения лица в течение всего высказывания свидетельствует об усилении роли эмоциональной экспрессии. Она передает внутреннее эмоциональное состояние ребенка, его отношение к партнеру по общению. Эмоционально-экспрессивные функции, а также функцию удерживания внимания взрослых, по мнению Е. И. Исениной, у глухих детей выполняют жесты, взгляд и мимическая эмоциональная экспрессия.

Таким образом, в становлении первой ведущей деятельности — эмоционального общения — у многих глухих детей, особенно у глухих детей слышащих родителей, наблюдается отставание.

Любая ведущая деятельность возникает не сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, внутри данной ведущей деятельности осуществляется подготовка к переходу к следующей ведущей деятельности. Ее формирование проходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания.

Развитию предметной деятельности предшествует длительный период овладения действиями с предметами хватанием, неспецифическими и специфическими манипуляциями, собственно предметными действиями (использованием предметов по их функциональному назначению) — и овладения определенными способами действий с предметами, закрепленными в общественном опыте.

У детей с нарушениями слуха переход от неспецифических манипуляций к специфическим, к собственно предметным действиям совершается медленнее, чем у слышащих. Это связано с тем, что на предыдущем этапе психического развития в эмоциональном общении не были сформированы те его компоненты, которые способствуют привлечению внимания к предметам и действиям с ними, — указательный и соединяющий взгляды, соответствующие жесты.

Особенно значимы в период раннего детства, соотносящие и орудийные действия. Становление этих видов действий у глухих детей протекает примерно так же, как и у слышащих, — от специфического манипулирования предметами совершается переход к их функциональному использованию на основе вычленения свойств предметов и пространственных отношений между ними. По мнению Д. Б. Эльконина, это — одно из важнейших направлений овладения предметными действиями, благодаря которому ребенок начинает правильно использовать орудия. При этом происходит перенос действия с одного предмета на другой; например, ребенок учится пить из чашки, кружки, стакана и т.п. Благодаря переносу осуществляется отрыв действия от предмета, от конкретной ситуации. Ребенок открывает функции предметов, усваивает их постоянное значение, закрепленное за ними обществом. Но у глухих детей без специального обучения такое развитие совершается медленно и неравномерно. По данным А.А.Венгер, Г.Л.Выгодской,

Э. И.Леонгард, некоторые виды действий появляются у них только после двух — двух с половиной лет и даже в старшем дошкольном возрасте.

Дети выполняют только некоторые действия, чаще всего с хорошо знакомыми предметами. Понимание функционального назначения предмета обычно предшествует орудийному действию. Вот как эти авторы описывают особенности этого перехода у глухих детей: «Например, тапочки прикладываются к ногам куклы; расческа может «гулять» поверх платка или шапочки; ложечка небрежно тычется в лицо куклы. В большинстве, случав действия, производятся однократно, как бы просто демонстрируются. Однако при этом ребенок не допускает неадекватных действий, т.е. не прикладывает тапочек к голове, а расческу к ногам. Однократность и неразвернутость действий объясняются тем, что дети не владеют соответствующим орудийным действием (не умеют надеть туфельку, шапку, не владеют расческой и т.п.)» (Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные детские учреждения. — М., 1972. — С. 12). Часто глухие дети пытаются опереться на побочные ориентиры, например порядок предъявления раздражителя. Большая роль в овладении действиями принадлежит ориентировке ребенка на реакцию взрослого, но, так как доречевое общение неполноценно, дети не всегда правильно понимают или истолковывают эту реакцию.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

ГудТерапи | Прямое общение

Прямое общение предполагает высказывание того, что человек думает и чувствует, и характеризуется активным слушанием и эффективной обратной связью. Это ясно, прямолинейно и включает в себя двусторонний, свободный обмен мыслями, чувствами и идеями. В прямом общении нет притворства или скрытых сообщений; его цель — просто получить или передать информацию от одного человека или группы людей другому.

Сьюзен Хейтлер, доктор философии и эксперт GoodTherapy.org по темам, определяет прямое общение как «изложение словами своих чувств и объяснение своих опасений». Распространенные высказывания, такие как «Честность — лучшая политика» и «Скрипящее колесо получает смазку», отражают прямое общение, которое весьма искусно добивается того, чего хочет (Джойс, 2012). Во многом это связано с тем, что прямые коммуникаторы знают, как изложить свои потребности тем, кто в состоянии их предоставить.

Кроме того, Хайтлер отмечает, что прямое общение «ведет к решениям», в то время как опосредованное сообщение мыслей и чувств через такое поведение, как кипяток, надувание губ, жестикулирование или обход проблемы с помощью кооптирующих слов и фраз, мало что дает для решения проблемы. проблема.

Прямое общение в действии

В качестве примера предположим, что Мэри и Грег, супружеская пара с двумя маленькими детьми, переживают момент напряжения из-за недостатка общения. Она чувствует себя обремененной работой на кухне и перед сном, в то время как он чувствует необходимость вздремнуть после ужина. Мэри могла легко сдерживать свои чувства и все больше разочаровываться в отсутствии помощи Грега, косвенно выражая себя через ворчание, свирепые взгляды и раздраженные вздохи. Или, как предполагает Хайтлер, она могла бы прямо противостоять проблеме, используя прямое общение, которое могло бы разыгрываться следующим образом:0005

Мэри: «Я чувствую себя подавленной, убирая кухню и укладывая детей спать каждый вечер. Как бы вы отнеслись к тому, чтобы взять на себя уборку на кухне?»
Грег: «Если ты не против, что я сплю сразу после ужина, когда мне всегда так хочется спать, я был бы рад убраться на кухне после того, как проснусь».

Престо! Задача решена.

Культурные связи

Часто то, как мы общаемся, зависит от нашего воспитания или культуры, в которую мы погружены. Наши родители или опекуны воспитывали нас так, чтобы мы говорили о том, что происходит внутри нас, независимо от того, чувствовали ли мы себя счастливыми, грустными, злыми, испуганными или смущенными? Или мы выросли в семье, где определенные эмоции сдерживались и не выражались? Ответы на эти вопросы влияют на то, как мы общаемся во взрослом возрасте. Наш опыт в школьных условиях и социальных кругах также влияет на то, общаемся ли мы прямо или косвенно со своими сверстниками и коллегами.

Ученые различают культуры с высоким и низким контекстом и то, как они влияют на наши стили общения. Прямое общение чаще встречается в областях, которые считаются низкоконтекстными, что означает, что они более разнообразны в культурном отношении и подчеркивают такие черты, как индивидуализм, независимость и уверенность в себе (Joyce 2012). Люди в такой среде привыкли встречаться с широким кругом людей с разными стилями общения, поэтому прямота помогает в выполнении интерактивных задач и установлении социальных связей.

Например, Джинджер несколько раз в год в течение 10 лет путешествует по работе инвестиционного консультанта. Она летала по всему миру, и ей приходилось общаться с людьми из самых разных слоев общества. Таким образом, она узнала, что для того, чтобы донести свои сообщения, она должна быть прямой. Когда Хуан, недовольный клиент, с которым она встречается на деловом ужине в Аргентине, появляется с кислым лицом и сжатыми губами, она сразу же выражает желание все исправить. Поняв, что Джинджер не собирается ходить вокруг да около, Хуан сразу же открывает ей причины своего явного недовольства. Благодаря прямоте Джинджер и честности Хуана потенциальные коммуникационные препятствия для углубления их деловых отношений были устранены.

Смешанные сообщения: прямое и непрямое общение

Несмотря на многочисленные преимущества прямого общения, те, кто общается без тонкостей, могут оказаться разочарованными, сбитыми с толку или совершенно невежественными среди более непрямых коммуникаторов. «[Э] они могут знать, что что-то не работает, но они не знают, что они делают, что может быть неправильным, и, поскольку они окружены косвенными коммуникаторами, никто не скажет им напрямую, что они делают». делать неправильно» (Джойс, 2012).

Скажем, например, Марио родом из прошлого громкого словесного общения во время еды, и его приглашают разделить трапезу с семьей его подруги Хлои, которые следуют правилу «говорить только тогда, когда к ним обращаются» и поэтому привыкли быть чрезвычайно тихий и сдержанный за обеденным столом. Когда Марио появляется и смело озвучивает свои приветствия и мнения, пожирая все, что попадается на глаза, его встречают широко распахнутые глаза и неловкое молчание. Он чувствует, что каким-то образом взламывает код, но не может понять, что делает не так. Только когда Хлоя отводит его в сторону и прямо говорит ему, что ее семья не привыкла к тому, чтобы кто-то говорил и делал то, что он чувствует, что Марио понимает.

Вот почему изучение того, что можно и чего нельзя делать в новой среде, часто включает в себя ознакомление с приемлемыми способами общения.

Ссылки:

  1. Джойс, К. (2012, ноябрь). Влияние прямого и косвенного общения. Независимый голос. Получено с http://www.uiowa.edu/~confmgmt/documents/DIRECTANDINDIRECTCOMMUNICATION.pdf
  2. Вашингтонский университет (UW). Косвенное и прямое общение. Ресурсы организационного поведения, Центр исследований в области демографии и экологии. Получено с http://csde.washington.edu/~mbw/direct-and-indirect-communication. pdf

Последнее обновление: 22.01.2018

Оставить комментарий

Прямые и косвенные стили общения

Перейти к основному содержанию

Марджори Фризен

Марджори Фризен

Профессиональный тренер по деловому английскому и корпоративной культуре

Опубликовано 3 ноября 2015 г.

+ Подписаться

Стиль общения — это то, как мы используем язык для обмена информацией с другими.

Прямое общение происходит, когда истинные намерения говорящего сообщаются в его/ее словесном сообщении. Он явно выражает потребности и желания говорящего/отправителя. Когда прямой коммуникатор хочет или нуждается в чем-то, он / она «сразу выйдет и скажет это».

Прямые коммуникаторы принимают слова другого говорящего за чистую монету: они не будут анализировать сообщение на предмет скрытого смысла. Они ценят эффективность коротких, прямых ответов и ожидают и уважают честность и откровенность.

Косвенное общение происходит, когда истинные намерения говорящего скрыты. Косвенные говорящие не будут делать прямое заявление или прямо отвечать на вопрос, который может вызвать напряжение или создать неудобную ситуацию. Они с большей вероятностью скажут «может быть» или «возможно», когда истинный ответ «нет».

Непрямые коммуникаторы считают, что вежливость важнее, чем правдивый ответ; это убеждение связано с концепцией «сохранения лица» — чтобы не задеть самооценку другого человека.

В США и большинстве западных культур предпочтение отдается прямому общению. В других культурах, включая африканские и некоторые азиатские страны, более распространено непрямое общение.

Для прямо говорящего косвенное вербальное общение часто считается уклончивым, даже не заслуживающим доверия, а для косвенного говорящего прямое вербальное общение воспринимается как резкое, даже грубое.

Для говорящих в культурах, где прямое общение является нормой, общение с носителями из культур, использующих непрямое общение, может вызывать разочарование. Например:

Менеджер по продажам только что получил плохо написанный отчет с несколькими неподтвержденными утверждениями.

Если менеджер является прямым коммуникатором, он/она может сказать сотруднику: «В этом отчете вы сделали ряд ошибок и неверных предположений. Вернитесь, проверьте свои данные и проверьте свою работу.

Если менеджер является косвенным коммуникатором, он/она может сказать: «Кажется, в этом отчете есть некоторые ошибки, и читатели могут подвергнуть сомнению некоторые из ваших предположений. Не могли бы вы проверить это в другой раз, прежде чем закончить?»

Цель у прямого и непрямого коммуникатора одна и та же: он/она хочет, чтобы сотрудник представил более качественный отчет.