Общение в профессиональной деятельности педагога: Роль общения в педагогическом процессе

Содержание

«Роль общения в профессиональной деятельности педагога». | Статья на тему:

             Доклад «Роль общения в профессиональной деятельности педагога».

«Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу»

                                 В.А. Сухомлинский

      Современный этап развития российской системы образования характеризуется кардинальными переменами.  Доверие к ребенку, учение без принуждения, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд, исследовательский поиск, возможность выбора деятельности и принятие ответственности за свой выбор — основные ценностные установки новой школы.
  Новой школе нужен учитель, способный понимать и принимать внутренний мир ребенка, стремящийся строить взаимоотношения на основе диалога, обладающий умениями создания открытых отношений, готовый к адекватному педагогическому общению с учащимся в процессе совместной с ним деятельности, к максимальной реализации способностей ученика, обеспечению его эмоционального благополучия в учебно-воспитательном процессе школы.

     “Оптимальное педагогическое общение –

такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя”

                                                                                                      А.А.Леонтьев

       На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка… Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» [Белухин,2004,с. 232].

     Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В.А.Сухомлинского, посвященные учительскому крику: «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и  оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать»… слово педагога должно, прежде всего, «успокаивать» [Ерастов,2002,с. 298].

    Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и — это особенно важно – обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело… чтобы не было обесценивания слов, а наоборот – чтобы цена слова постоянно возрастала».

       Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств [Бодалев,2003,с. 190]. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.  Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач. В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая_наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

      Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили  педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании – со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения «учитель – ученики».

4. Общение – устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение – заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет. Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. [Столяренко,2000,с. 238-247].

   Следует отметить диаметральную противоположность монологической и диалогической форм педагогического общения. В первом случае существуют субъект-объектные отношения, где объектом является ученик, класс, группа. Во втором – субъект-субъектные отношения, при которых педагог взаимодействует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских отношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятельности преподаватель отходит от привычных представлений о труде педагога, где один (педагог) должен учить и направлять развитие,воспитывать, а другие – учиться и развиваться под его руководством.

Можно выделить пять основных стилей руководства учащимися:

1. автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом обучающихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

2. авторитарный (властный стиль руководства) допускает возможность для обучающихся, участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

3. демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений обучающихся,  он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение «на равных»;

4. игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность обучающихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

5. попустительский  стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой обучающихся  либо идет на поводу их желаний;

 [Сластенин,2002,с. 569-573].

    Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом. Исследователи выделяют два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к обучающимся,: позитивная и негативная [Курганов,2002,с. 249]. Наличие негативной установки преподавателя на того или другого  обучающегося, можно определить по следующим признакам: преподаватель дает «плохому»  меньше времени на ответ, чем «хорошему»; не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому обучающемуся  или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие обучающегося  и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии. Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядом; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к обучающемуся   взглядом в ходе занятия и т.п. Специальные исследования показывают, что «плохие» обучающиеся, в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем «хорошие»; они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее. Реализуя свою установку по отношению к «хорошим» и «плохим» обучающимся, педагог без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на обучающихся, как бы определяя программу их дальнейшего развития. Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль общения, при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности обучающихся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед обучающимися, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.

    От стиля общения зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и «въесться» в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

     В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям следующие средства для развития коммуникативных способностей:

1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям – выражение общественных требований.

2) Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога – залог прочных контактов с воспитанниками.

3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя.

Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение.

  Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого – ученика, родителей, коллеги, – становиться на их точку зрения.

7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя – важный показатель мастерства общения учителя.

8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении [Курганов,2002,с. 249].

        Для учителя важно помнить, что оптимальное общение — не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001. – 321 с.

2.Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника

профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 2004. – 232 с.

3.Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2003. – 190 с.

4.Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт

практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 2000. – 213 с.

5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М.: Просв., 2000

6. Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-

психологов. Ярославль, 2002. – 298 с.

7. Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения

учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. – 98 с.

8. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. —

Ростов н./Д: РГПИ, 2002. – 323 с.

9. Изард К. Е. Эмоции человека.– М., 2000. – 265 с.

10. Каган М.С. Мир общения. — М.: Просвещение, 2001. – 256 с.

11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для

учителя. — М.: Просвещение,2004. – 290 с.

12. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как

предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. — 2005. — №4. с.9-16.

13. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для

учителя. М., 2002. – 249 с.

14. Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст.

классов.– 2-е изд., доп.– М.: Просвещение, 2004. – 361 с.

15. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.–

М.: Просвещение, 2003. – 423 с.

16. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К.Кабардова.

2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 2003. – 367 с.

29

17. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности

лектора.- М.: Знание, 2001. – 199 с.

18. 12. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое

пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.

19. Макаренко А.С. Собрание сочинений.: т.4,т.5.

20. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных

способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 2002. – 124 с.

21. Немов Р. С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл.– М.:

Просвещение, 2001. – 124 с.

22. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед.

спец. высш. учебн. заведений / И.Я.Зязюн, И.Ф.Кривонос и др.; под ред.

И.Я.Зязюна. — М.: 2002. – 231 с.

23. Психология: Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.С.

Ярошевского. М., 2004. – 560 с.

24. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая

психология. СПб., 2006. – 297 с.

25. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений . — [Текст] / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов;

Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. – 576 с.

26. Столяренко, Л.Д. Педагогическое общение. // Л.Д. Столяренко

Педагогическая психология для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс,

2004. 19. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности. В.А.

Толочек. — М.: Смысл, 2000. – 199 с.

27. Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В.

Булановой-Топорковой: Учебное пособие. — Ростов н/Д:Феникс, 2002. – 544

Педагогическое общение и его место в профессиональной деятельности педагога. План

1. Определение понятия «общение».

2. Понятие «педагогическое общение».

3. Функции педагогического общения.

4. Стили педагогического общения.

5. Качества личности педагога, значимые для продуктивного общения.

1. Определение понятия «общение».

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. (В.Г.Крысько)

Общение является достаточно многогранным явлением. Педагогическое общение есть частный вид общения людей. Ему присущи как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса.

Общение – неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

2. Понятие «педагогическое общение».

В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них.

1) Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействия педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. (Леонтьев А.А.)

2) Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а так же другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания. (А.Н.Леонтьев).

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса.

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемым объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

3. Функции педагогического общения.

В.Ю. Питюков выделил 3 функции педагогического общения:

Первая функция – «открытие» ребенка на общение

– призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. В состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не бояться показаться смешными или попасть в немилость к педагогу. С другой стороны, без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка, и педагог вынужден довольствоваться лишь его поведенческими реакциями, которые, как известно, могут определяться и диктоваться скрытыми мотивами. Например, внешне благополучные взаимоотношения учителя и уче­ника могут иметь в своей основе заискивание и желание понравиться со стороны ребенка, но могут определяться действительным уважением личности и авторитетом педагога. Знание истинного от­ношения ребенка помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную работу с ним по освоению социально-культурных цен­ностей.

Вторая функция — «соучастие» ребенку в педагогическом общении — обнаруживается в результате анализа процесса взаимо­действия учителя с детьми. В зависимости от возраста ребенок по­сещает первый, второй, третий. .. одиннадцатый классы. В соответствии со школьным расписанием он приходит на урок один, два, три раза в неделю. На уроке ученик осваивает тот учебный ма­териал и включается в те формы работы, которые ему предлагает преподаватель. Он как бы «навязывает» ребенку общение, которое время от времени ставит его в затруднительное положение потому, что оно оказывается нехарактерным, несвойственным ему. Реали­зуя соучастие в адрес ребенка, педагог помогает ему справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути восхождения к культуре человечества.

Третья функция — «возвышение» ребенка в педагогическом общении

— понимается не как завышенная оценка, а как стимулиро­вание ценностных новообразований. Даже среди необразованных в педагогическом смысле родителей не найти таких, которые бы не пользовались возвышением в общении со своими детьми: вот малыш сделал первый робкий даже не шаг, а шажок в своей жизни, а ему говорят: «Молодец! Ты уже научился ходить!» Ребенок написал первое слово, им восхищаются: «Как здорово у тебя получи­лось!» Разве можно представить себе педагога, который бы не возвышал на своих уроках детей, и особенно тех, которым этот предмет дается труднее, чем остальным? Теоретически — нет! Практически — да!!

Функция «открытия ребенка на общение» воплощается с помощью разнообразных операций.

Основные социальные навыки для учителей

Перейти к содержимому

Главная » Основные социальные навыки для учителей

Независимо от того, специализируется ли учитель на математике, английском языке, естественных науках или истории, важно, чтобы он освоил свою конкретную область знаний. В то время как квалификация педагога в своей предметной области может быть измерена с точки зрения оценок, сертификатов и экзаменов, есть еще несколько неосязаемых качеств, которые невозможно измерить, и которые могут помочь им стать лучшими и более эффективными учителями. Эти качества хорошего учителя, которые иногда называют «мягкими навыками», невозможно измерить, но их все же можно развивать с течением времени, чтобы помочь преподавателям лучше общаться с учениками, коллегами и родителями учеников.

Навыки межличностного общения для учителей

Независимо от того, являетесь ли вы начинающим преподавателем, стремящимся получить степень, или уже много лет преподаете, существует список навыков межличностного общения для учителей, которые могут помочь вам стать лучше в своей работе. Помимо четкого определения этих навыков, мы также обсудим способы улучшения в этих областях с практическими советами.

Навыки общения для учителей

Возможно, самая обширная и, пожалуй, самая важная категория навыков общения для учителей — это общение. Учителя должны быть отличными коммуникаторами и уметь общаться с разными людьми, чтобы эффективно выполнять свою работу. Им нужно уметь общаться как с учащимися, так и с родителями. Чтобы быть отличным учителем, воспитатели должны уметь говорить с людьми… не с их.

Навыки общения между учителем и учеником

На самом базовом уровне работа учителя заключается в обучении учеников и передаче информации по конкретному предмету. Это не просто повторение знаний из учебников, а, скорее, поиск способов сделать уроки увлекательными и вовлечь учащихся. Учителя должны знать, как изменить свои планы уроков, чтобы сделать их понятными для учащихся, либо сравнивая их с текущими событиями, чтобы помочь усвоению уроков, либо адаптируя уроки, чтобы они лучше соответствовали разным уровням обучения или стилям обучения.

Помимо инструктирования учащихся по материалам курса, учителям также необходимо наладить общение со студентами. В случаях, когда дети чувствуют себя отчужденными или запуганными, учитель должен быть в состоянии установить доверительные отношения со своими учениками и использовать их коммуникативные навыки, чтобы помочь нуждающимся ученикам.

Чтобы укрепить чувство доверия и улучшить общение между учениками и учителями, учителя должны:

  • Знать имена своих учеников
  • Понимание симпатий и антипатий учащихся
  • Хвалите хорошую работу и давайте конструктивную обратную связь, когда учащийся делает плохо
  • Следите за тем, как каждый учащийся обычно ведет себя в классе, и будьте начеку, если какое-либо поведение кажется необычным
Навыки общения между учителями и родителями

Учителя должны стремиться к установлению доверительных отношений с родителями учеников. Один из способов сделать это — слушать родителей. Хотя учителя могут привыкнуть вести дискуссию в классе, они должны быть готовы выслушать опасения родителей или в ситуациях, когда родитель может помочь им понять уникальные проблемы ребенка.

Учителя должны донести до родителей, что они заинтересованы в прогрессе своего ребенка. Развивая понимание каждого ученика, учителя могут также помочь родителям понять стиль обучения своего ребенка, его симпатии, антипатии или любые поведенческие проблемы.

Некоторые идеи, на которые учителя могут обратить внимание, чтобы помочь улучшить навыки общения с родителями, могут включать: поведенческий прогресс

  • Отсутствие защиты, если родитель критикует или защищает поведение своего ребенка
  • Документирование всех сообщений с родителями, включая дату беседы, имена родителей и учащихся, а также краткое изложение обсуждения
  • Если учителя не решаются предоставить свою личную контактную информацию родителям, существует ряд программ и приложений, которые помогут установить линии связи с родителями и вести письменный учет общения. Такие приложения, как Remind, предлагают двусторонний обмен сообщениями между родителями и учителями, чтобы помочь им оставаться на одной волне. Другие приложения, такие как ClassTag, позволяют учителям распространять информационные бюллетени, планировать родительские собрания и даже привлекать родителей к участию в занятиях в классе и создавать более вовлеченную атмосферу.

    Навыки лидерства для учителей

    Учителям необходимы лидерские качества, чтобы заслужить уважение своих учеников, родителей и сверстников. В то время как философ и политик Никколо Макиавелли размышлял о том, что лучше для лидера, чтобы его боялись или любили, современные подходы к обучению показывают, что должен быть здоровый баланс.

    Хотя учителя всегда должны быть добрыми и уважать каждого из своих учеников, они также должны демонстрировать, что плохое поведение влечет за собой последствия. Разрешение учащимся продолжать плохо себя вести без каких-либо последствий может спровоцировать новые ошибки и создать проблемы для учащихся в долгосрочной перспективе.

    Помимо проявления чуткости, но авторитетности в классе, учителя могут продолжать совершенствовать свои лидерские качества, общаясь с педагогами из других школ или соседних районов. Это может помочь им получить представление о том, как работают другие школы и учителя, а затем усовершенствовать свой собственный подход.

    Повышение культурной осведомленности в классе

    Классы становятся все более разнообразными. Студенты и преподаватели теперь ежедневно взаимодействуют с людьми из разных культур, демографических и социально-экономических слоев. Как лидеры в классе, учителям важно развивать знания и понимание различных культур. Это не только помогает создать более уважительную атмосферу в классе, но также может помочь учителям лучше общаться со студентами из самых разных слоев общества.

    По словам Денниса Ван Рукеля, президента Национальной ассоциации образования (NEA), «педагоги, обладающие навыками, знаниями и отношением к ценности разнообразия среди учащихся, внесут свой вклад в образовательную систему, призванную хорошо служить всем учащимся».

    NEA рекомендует включать материалы, освещающие работу расовых меньшинств и представителей других маргинализированных групп, в учебную программу. Это может помочь улучшить успеваемость учащихся за счет создания среды, в которой разнообразный студенческий состав видит, что вклад меньшинств ценится, а также за счет повышения культурной компетентности учащихся.

    Чтобы создать более информативную и инклюзивную учебную программу, учителя и школьная администрация могут рассмотреть возможность пересмотра существующей учебной программы или политики, чтобы увидеть, где они могут лучше разнообразить и улучшить учебную программу. Например, учителя и директора могут рассмотреть вопрос о том, чтобы школьное общение с родителями было доступно на языках, отличных от английского.

    Учителя могут также провести самооценку своих собственных культурных взглядов и/или (часто бессознательных) предубеждений и работать над тем, чтобы активно узнавать больше о культуре и жизненном опыте учащихся, чтобы способствовать лучшему пониманию.

    В сегодняшней школьной среде от учителей ожидается нечто большее, чем просто… ну… преподавание. Помимо того, что они являются преподавателями, учителя также должны решать проблемы и быть посредниками, помогая разрядить ситуации, когда между учениками (а иногда и между преподавателями и родителями) может накаляться напряженность.

    Изучение социально-эмоционального обучения (SEL) в качестве методологии может помочь учителям, а также учащимся лучше подготовиться к решению сложных проблем. SEL учит осознавать эмоции и то, что вызывает эти эмоции, а также тому, как конструктивно справляться с этими эмоциями. SEL может помочь детям и взрослым принимать более взвешенные решения и проявлять большее сочувствие к другим.

    Учителя могут подавать пример, вплетая SEL в учебную программу по данной предметной области. Например, на уроках английского языка или истории детям можно предложить рассказать о действиях персонажа в рассказе или о том, что могло побудить историческую фигуру отреагировать так, как он или она, а также изучить последствия этих действий. Групповые проекты, в которых учащиеся распределяют задачи между собой под наблюдением учителя, также могут быть примером SEL в действии и развивать свои собственные навыки решения проблем.

    Стать учителем означает постоянный личностный рост

    Стать учителем может быть полезным опытом, который не только помогает учащимся полностью раскрыть свой потенциал, но и поощряет постоянный самоанализ и рост самих преподавателей. Если вы решили стать учителем, посетите страницу нашей программы, чтобы узнать, как Педагогический колледж Сэнфорда при Национальном университете может помочь вам в достижении вашей цели. Узнайте больше о наших студенческих и онлайн-степенях и программах. Вы также можете посетить наши страницы образовательных ресурсов, чтобы узнать больше об опыте студентов и преподавателей Национального университета.

    Дополнительные источники

    https://edtechreview.in/trends-insights/insights/1781-importance-tips-and-ways-of-communication-between-teacher-and-student

    Назад ко всему блогу

    Узнайте больше о нашем университете и стипендиях

    Подпишитесь на нашу рассылку!

    Последние ресурсы

    Ваша страсть.

    Наши программы.

    Выберите направление обучения

    Преподавание и образование Бизнес-маркетинг Здравоохранение и уход Социальные науки и психология Инженерная технология Уголовное правосудие и право Искусство и гуманитарные науки Наука и математика

    Ваша страсть. Наши программы.

    Выберите уровень образования

    Просмотр программ

    Поиск по сайту

    Модальное окно с поиском по сайту и полезными ссылками

    Положения и условия

    Отправляя вашу информацию Национальному университету в качестве моей электронной подписи и отправляя эту форму, нажав кнопку «Запросить информацию» выше, я даю свое прямо выраженное письменное согласие представителям Национального университета и филиалам Национальной университетской системы (Городской университет Сиэтла). и Northcentral University), чтобы связаться со мной по поводу образовательных возможностей, а также для отправки телефонных звонков и/или SMS/текстовых сообщений – с использованием автоматизированных технологий, включая систему автоматического набора номера и предварительно записанные и искусственные голосовые сообщения – на телефонные номера (включая сотовые) и адрес(а) электронной почты, которые я предоставил.

    Я подтверждаю, что информация, представленная в этой форме, является точной и полной. Я также понимаю, что некоторые программы на получение степени могут быть доступны не во всех штатах. Могут применяться тарифы на передачу сообщений и данных.

     

    Я понимаю, что согласие не является условием для покупки каких-либо товаров, услуг или собственности, и что я могу отозвать свое согласие в любое время, отправив электронное письмо на [email protected] Я понимаю, что если я отправлю свои личные данные находясь за пределами США, я даю согласие на передачу моих персональных данных и их хранение в США, и я понимаю, что мои персональные данные будут обрабатываться в соответствии с законодательством США, если иное не указано в наша политика конфиденциальности. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности для получения более подробной информации или свяжитесь с нами по адресу [email protected].

    Отправляя свою информацию, я подтверждаю, что прочитал и ознакомился с Заявлением о доступности.

    Отправляя свою информацию, я подтверждаю, что прочитал и ознакомился с Кодексом поведения учащихся, размещенным в Каталоге.

    2.4 Коммуникация – Введение в образование

    Учить значит общаться. Нельзя быть отличным педагогом, если он не обладает сильными коммуникативными навыками. По данным Сильвера (2018),

    Преподавание – это общение – аудирование, говорение, чтение, презентация и письмо. Учителя, которые оттачивают свои коммуникативные навыки, готовы инструктировать, консультировать и наставлять студентов, доверенных им. Кроме того, учителя должны хорошо общаться, чтобы эффективно сотрудничать с коллегами и информировать администраторов об успехах учащихся. Родители часто звонят, навещают или отправляют электронные письма, поэтому учителя должны уметь отвечать на вопросы устно и письменно.

    -Фредди Сильвер

    Как было отмечено выше, учителя занимаются общением с множеством разных людей. Хотя большую часть дня учителя проводят со своими учениками, они также должны взаимодействовать с другими учителями, парапрофессионалами, администраторами, родителями и членами сообщества. Многие учителя-первокурсники удивляются тому, сколько различных форм общения им приходится использовать каждый день. Из-за этого хорошо иметь общее представление об этих различных типах общения.

    Общение со студентами

    Общение в классе сильно отличается от общения в других сферах жизни. Редко учитель занимается общением с одним учеником, в то время как другие терпеливо ждут, чтобы быть услышанными. Много взаимодействий происходит одновременно. Сбои случаются часто. В общении в классе вы обнаружите, что полезно понимать его различные функции. Полезно знать, что общение в классе служит сразу трем целям: содержание, процедуры и контроль поведения (Wells, 2006).

    Классные мероприятия очень сложные. Полезно думать об этой сложности как о проблеме коммуникации — или, как выразился один эксперт, о том, «кто кому что говорит и с каким эффектом» (Lasswell, 1964). В классах вещи часто не происходят в равномерном темпе или в логическом порядке, или когда взаимодействуют только учитель и один ученик, в то время как другие терпеливо слушают или ждут. Хотя такие моменты действительно случаются, события иногда могут быть больше похожи на калейдоскоп перекрывающихся взаимодействий, сбоев и решений, даже когда действия в целом идут хорошо. Один ученик заканчивает задание, а другой еще только наполовину. Третья ученица выглядит так, будто читает, но на самом деле ей, возможно, снится. Вы начинаете возвращать ее к заданию, разговаривая с ней, но вас прерывает четвертый ученик с вопросом о задании. Пока вы отвечаете четвертому студенту, входит пятый с сообщением из офиса, требующим ответа; таким образом, скучающий (третий) ученик некоторое время остается незамеченным. Тем временем первый ученик — тот, кто выполнил текущее задание, — теперь начинает рассказывать анекдот шестому ученику, просто чтобы скоротать время. Вы задаетесь вопросом: «Должен ли я сейчас говорить со скучающим, тихим читателем или со студентом, рассказывающим анекдоты? Или мне продолжить урок?» Пока вы задаетесь этим вопросом, седьмой ученик поднимает руку с вопросом и так далее.

    Один из способов справляться с подобными ситуациями — понять и освоиться с ключевыми особенностями общения, которые характерны для классных комнат. Один набор характеристик связан с функциями или целями общения, особенно с балансом между разговорами, относящимися к содержанию, процедурам и контролирующему поведению. Другая особенность связана с характером невербального общения — с тем, как оно дополняет, а иногда даже противоречит тому, что говорится устно. Третья особенность связана с неписаными ожиданиями учеников и учителей относительно того, как участвовать в определенных видах деятельности класса, — то, что мы позже назовем структурой участия.

    Связь с сообществом

    Поскольку учителя являются публичными личностями, выходящими за пределы класса, очень важно, чтобы учителя эффективно общались с многочисленными заинтересованными сторонами сообщества, которые могут участвовать в местной, общегосударственной или национальной образовательной политике и принятии решений. Существует множество социальных контекстов, в которых учителя должны будут общаться и представлять себя, своих учеников и свои школы. Это создает уникальную проблему для педагогов, поскольку они ориентируются в этих разрозненных коммуникативных контекстах.

    У учителей, как у представителей школ и учеников, могут спросить мнение по поводу различных политик образования. Учителя должны критически осознавать, что эти мнения не будут интерпретироваться как исключительно личные мнения, но их мнения могут рассматриваться как представляющие официальную политику школы или школьного совета.

    Учителям также может понадобиться помощь сторонних организаций, средств массовой информации и других организаций, чтобы организовать эффективную образовательную деятельность для своих учеников. Таким образом, для учителей важно учитывать предполагаемую аудиторию и цели своего общения и обеспечивать, чтобы намерения учителей могли быть легко различимы и соответствовали правовым рамкам их положения.

    Занятие

    • Подумайте об одном контексте, в котором учителя должны общаться с сообществом.
    • Для каких целей предназначена связь?
    • Каким образом учитель может представлять школу? Студенты? Общество? Себя?
    • Какие соображения, если таковые имеются, должен обдумать учитель перед любой перепиской?

    Учителя, как и учащиеся, должны критически и тщательно обдумать публичный характер социальных сетей — как с точки зрения возможностей, так и опасностей. Учителя должны курировать свои собственные сети профессионального обучения (PLN) с использованием социальных сетей, т. е. Facebook, Twitter, Instagram, Blogster и т. д. Существует множество отличных PLN для учителей, начинающих свою карьеру, а также учителей-ветеранов, которые поддерживают учителей и прославляют нашу профессию. :

    • Плохие учителя (http://www.badassteacher.org/)
    • Спасите наши школы (https://www.facebook.com/OnTheMarchToSaveOurSchools/)
    • Эдутопия (https://www. edutopia.org/).
    • Ассоциация студенческого образования (https://codsea.weebly.com/)
    • Каппа Дельта Пи (https://www.kdp.org/)

    Учителя также должны следить за тем, чтобы тексты, выбранные для публикации, рассматривались критически с точки зрения аудитории, цели, среды и возможных последствий текста. Следующий блог, написанный учителем (Knoll, 2017 г.) и статья из NEA (Simpson, 2010 г.), представляют собой управляемое обсуждение возможностей и возможных опасностей публичного общения в социальных сетях: 

    • Мы учителя (https://www.weareteachers.com/dos-donts-social-media-for-teachers/)
    • Национальная ассоциация образования (http://www.nea.org/home/38324.htm)
    1. Каким правилам вы будете следовать как учитель в отношении общения в социальных сетях?
    2. Почему учителя должны прославлять нашу профессию? Как мы можем поделиться и прославить наше учение?

     

    Общение с коллегами

    Разговорный изолированный учитель в своем классе бросает вызов сотрудничеству между классами и отделами. Некоторые группы учителей сотрудничают при планировании, включая планирование уроков и учебных мероприятий. Этот обмен идеями делает обучение более сильным и способствует чувству коллегиальности. Уроки могут быть улучшены, когда несколько учителей используют свои знания и опыт. Даже новые учителя имеют право голоса в этой среде и могут внести содержательные предложения о том, что следует включить.

    Коллективная автономия внутри школы поощряется и поддерживается административным лидером. В результате моральный дух часто бывает более позитивным, когда взаимодействие между учителями сильное и позитивное. Лидерство учителей влияет на то, как школа работает и как осуществляется школьная политика. Наличие мнения и озвучивание этого мнения помогает преподавателям прийти к консенсусу.

    Секретари и хранители также являются коллегами, и к ним следует относиться с уважением. Секретари играют ключевую роль в получении доступа к школьным властям, а также являются отличным ресурсом для заполнения форм для закупки различных предметов.