Понятие невербального общения: Невербальное общение: особенности способа коммуникации

Невербальные средства общения с точки зрения коммуникации, перцепции и интеракции


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ, ПЕРЦЕПЦИИ И ИНТЕРАКЦИИ

Эм Е.А.


В последние годы отмечается повышенный интерес к различным аспектам невербального языка. При характеристике невербального аспекта общения возникает необходимость дифференцировать категории, встречающиеся в работах по проблемам невербальных феноменов. Сложилось множество терминов, которые понимаются по-разному (невербальное общение, невербальное поведение, невербальные коммуникации, невербальные интеракции, язык тела и т.п.). Рассмотрим некоторые из них.

Невербальное общение – это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальных коммуникаций в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о другом партнере, осуществление влияния на другого человека (В.А. Лабунская, 1997). Из этого определения следует, что невербальное общение может быть рассмотрено, как минимум, в трех аспектах: коммуникативном (передача информации), интерактивном (организация взаимодействия), перцептивном (формирования образа и понятия о другом партнере, осуществление влияния на другого человека). Сообразно с этим, невербальные средства, используемые при этом виде общения не только полифункциональны, но и включают явления различной природы.

Ряд авторов разделяют понятия «невербальные коммуникации» и «средства невербальной коммуникации». Так, А.В. Петровский в учебном пособии «Введение в психологию» отмечает, что невербальная коммуникация – это «эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание», а средства невербальной коммуникации – это «знаковая система, дополняющая, усиливающая, а иногда и замещающая средства вербальной коммуникации – слова». Из этого определения следует, что невербальные коммуникации представляют собой особый, невербальный аспект общения, в отличие от средств, обеспечивающих возможность коммуникации.

Следует отметить, что и у зарубежных авторов встречается подобный термин «Non-verbal Communication» («невербальные коммуникации») (Argyle M.,1954; Haper R., Wiens A., Matarazzo C., 1977). Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что с одной стороны, понятие «невербальные коммуникации» может быть рассмотрено как процесс; с другой стороны, «невербальные коммуникации» могут быть рассмотрены и как средство, знаковая система, благодаря которой возможна передача информации от одного участника коммуникативного акта другому. В этом случае в качестве синонимов будут вступать термины «невербальные средства общения» или «средства невербальной коммуникации».

Наряду с этим, в современной исследовательской практике употребляется также термин «невербальное поведение» (или «Nonverbal Behavior», Ekman Р., 1965; Friesen W., 1969; 1976; и др. у англоязычных авторов). В нашей стране одной из первых использовала термин «невербальное поведение» В.А. Лабунская (1986). Она отмечает, что невербальное поведение – это социально и биологически обусловленный способ организации индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действия и поступков.

Говоря о том, что невербальное поведение в межличностном взаимодействии многофункционально, автор указывает на ряд функций, из которых отметим наиболее существенные на наш взгляд:



  • создает образ партнера по общению;

  • выступает в качестве способа регуляции пространственно-временных параметров общения;

  • выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений;

  • является индикатором актуальных психических состояний личности;

  • выполняет функцию экономии речевого сообщения;

  • выступает в роли уточнения, изменения в понимании вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

В.А. Лабунская отмечает, что невербальное поведение является «составной частью целостного поведения личности», «культурно-историческим, интерперсональным феноменом», «индивидуальным и неповторимым», а круг подструктур невербального поведения «гораздо уже круга элементов, выполняющих роль невербальных коммуникаций или невербальных средств общения».

Невербальная интеракция является единицей невербального общения и является единичным взаимодействием в процессе невербального общения, которое, в свою очередь, характеризуется протяженностью во времени. В основе невербальной интеракции лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения. Невербальная интеракция — это обмен программами невербального поведения или невербальной коммуникации и одновременно результат данного обмена.

Подводя итог, следует отметить, что, рассматривая невербальные средства в рамках социально-перцептивного подхода, целесообразно говорить о «невербальном поведении» личности; невербальные интеракции являются предметом исследования их как вида взаимодействия; определяя невербальные средства общения как коммуникативный феномен, уместно использование термина «невербальные коммуникации». Между тем, необходимо учитывать и то обстоятельство, что невербальное общение представляет собой единую многокомпонентную структуру, в которой сложно четко провести грань между различными его аспектами (коммуникатвным, перцептивным, интерактивным). Следовательно, понятия «невербальные средства общения (коммуникации)», «невербальное поведение», «невербальные интеракции» являются взаимосвязанными понятиями. Так, «невербальные средства общения (коммуникации)» составляют индивидуальный для каждого субъекта репертуар «невербального поведения», а также служат основой невербальных интеракций. В то же время невербальные средства общения являются более общим (но не взаимоисключающим) понятием.

Каталог: WordDocs
WordDocs -> Развитие психологической культуры личности как путь гармонизации поликультурного взаимодействия
WordDocs -> Е. Ю. Рослякова
WordDocs -> Профессиональная направленность подростков в конституционально-психотипологическом континууме личности. Офицерова Светлана Владимировна
WordDocs -> Психологическая помощь подросткам с акцентуациями характера
WordDocs -> Становление младших школьников как субъектов учебной деятельности в процессе конструктивных взаимодействий
WordDocs -> Психологическая коррекция гендерных особенностей мотивации преступного поведения в современных условиях развития Северо-Кавказского региона

WordDocs -> Глушкова Н. И. Психологическое изучение ценностных ориентаций учителей с различными индивидуально-типологическими особенностями
WordDocs -> Психолого-медико-педагогические исследования влияния биологических ритмов на работоспособность и сохранность здоровья детей дошкольного возраста
WordDocs -> Формирование профессиональной мотивации у студентов вуза
WordDocs -> Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Валиева Зема Ираклиевна


Скачать 37.43 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Невербальное общение

29.06.2022

Невербальное общение (также язык тела, англ. Nonverbal communication (NVC)) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведёт на него услышанное ещё до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Понятие невербального общения

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приёма информации осознаётся обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимание этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому когда речь идёт о невербальной коммуникации, некоторые специалисты считают допустимым использовать другое понятие — «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определённую информацию, независимо от того, осознаётся это индивидом или нет;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнёре, осуществления влияния на другого человека».

Происхождение невербальных способов общения

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.

Функции невербального кода

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  • регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  • обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  • выражать эмоции и отражать истолкование ситуации;
  • помогать в учебной деятельности;
  • сообщать о своём согласии или несогласии;
  • общаться с глухими и слабослышащими.
  • Невербальный компонент и его структура

    Уровни анализа невербального общения

    Факторы, влияющие на невербальные знаки

    • национально-культурные особенности;
    • состояние здоровья;
    • профессиональный этикет;
    • социальный статус;
    • принадлежность к определённой возрастной группе.

    Преодоление препятствий | Урок 1: Понимание невербального общения

    Преодоление препятствий Видеоконференцсвязь

    цели

    • Учащиеся определят невербальные сигналы.

    • Учащиеся будут анализировать невербальные сигналы, чтобы определить, какие сообщения они передают.

    • Учащиеся продемонстрируют и применят невербальное общение в реальных жизненных ситуациях.

    • Учащиеся оценят важность невербальных сигналов для общения.

    материалы

    • Два изображения лиц, одно из которых отображает положительные эмоции, а другое — отрицательные (стартовый вариант)

    • Копии листа с заданием «Набор квадратных пазлов», разрезанного на части для каждой группы из трех учащихся (Часть I)

    • Пять каталожных карточек, каждая из которых описывает одну из следующих эмоций: счастье, печаль, гнев, страх или беспокойство (Часть II)

    • Сценарии из реальной жизни, разработанные учащимися или учителем, которые поддаются очевидным невербальным сообщениям (например, неутешительная оценка за тест, реакция на слухи) (Часть III)

    • Один экземпляр рабочего листа «Критический лист» для каждой группы (Часть III)

    Покажите учащимся изображения лиц. Попросите учащихся определить, какую эмоцию демонстрирует каждое изображение. Попросите учащихся объяснить свои ответы. Студенты должны упомянуть невербальные сигналы, очевидные в выражениях лица.

    Объясните учащимся, что на этом уроке они узнают, как интерпретировать и использовать невербальное общение.

    Цель: учащиеся изучают концепцию невербального общения, решая головоломку в небольшой группе.

    1. Учащиеся работают в группах по три человека, чтобы молча собрать квадратную головоломку.

    Объедините учащихся в группы по три человека. Дайте каждой группе разрезанную копию листа с заданием «Набор квадратных головоломок». Прочтите классу вслух следующие правила:

    • У каждой команды есть семь минут, чтобы собрать пазл, не разговаривая друг с другом.
    • Любая команда, которая говорит или пишет заметки, будет дисквалифицирована.
    • Когда команды решат головоломку, они должны закрыть решение и поднять руки. Я приду проверить решение.

    Предложите учащимся, решая головоломку, обратить внимание на взаимодействие внутри своей группы. Время деятельности.

    2. Учащиеся называют невербальные сигналы, которые они использовали.

    Попросите команды перечислить, что они наблюдали, решая головоломку.

    Узнайте, как общались члены команды. Предложите учащимся определить положительные и отрицательные невербальные сообщения, которые они видели во время этого занятия, и то, как эти сообщения были переданы. Ответы учащихся должны включать зрительный контакт, мимику, жесты и язык тела. Пишите ответы учащихся на видном месте. Вы будете обращаться к этому списку в Части III.

    3. Учащиеся обсуждают сложность задания.

    Спросите учащихся, было ли задание легким или трудным. Попросите учащихся объяснить свои ответы.

    Спросите учащихся, что они чувствовали, когда впервые пытались решить головоломку. Узнайте, изменились ли их чувства и стало ли невербальное общение проще с течением времени.

    4. Учащиеся анализируют свой опыт.

    Скажите учащимся, что головоломку было бы легче решить, если бы им разрешили говорить, но вы хотели, чтобы они испытали невербальное общение. Объясните, что помимо устной речи существует множество форм общения.

    Попросите команды обобщить друг для друга свой опыт и объяснить все идеи, которые пришли им в голову во время игры и обсуждения в классе. Пройдитесь по комнате и запишите некоторые идеи, которые вы услышали. Не забудьте поделиться хотя бы одним из каждой группы со всем классом.

    Попросите учащихся назвать формы общения, не требующие речи. Позовите добровольца, чтобы просмотреть список форм невербального общения.

    Цель: Учащиеся испытывают и понимают силу невербальных сигналов.

    1. Учащиеся демонстрируют невербальное общение.

    Попросите пять добровольцев. Дайте каждому волонтеру каталожную карточку с написанной на ней эмоцией. Попросите добровольцев передать классу назначенные им эмоции, используя только невербальные сигналы. Попросите учащихся записать эмоции, которые, по их мнению, пытались передать волонтеры.

    Предложите учащимся всем классом поделиться тем, что они записали. Попросите добровольцев назвать эмоцию, которую каждый из них пытался передать.

    2. Учащиеся объясняют, почему распознавание невербальных сигналов может помочь им понять других.

    Скажите учащимся, что добровольцы передавали эмоции с помощью жестов, мимики и языка тела. Попросите учащихся назвать жесты, выражения лица и язык тела, которые добровольцы использовали для передачи эмоций. Перечислите ответы так, чтобы их могли видеть все.

    Узнайте, как распознавание сообщений невербального общения может быть полезным. Дайте учащимся понять, что знание невербальной коммуникации может помочь им распознать, что на самом деле чувствует и думает человек.

    3. Учащиеся объясняют, как использование невербальных сигналов может помочь им общаться с другими людьми.

    Попросите учащихся определить, какими они хотят, чтобы их видели другие. Попросите их определить, какой образ они хотели бы создать во время собеседования при приеме на работу, при разговоре с новым студентом или в других ситуациях из реальной жизни. (Учащиеся могут ответить: дружелюбный, уверенный в себе, сильный и т. д.) Попросите учащихся смоделировать или объяснить, как они могут передать эти черты невербально.

    Попросите учащихся объяснить, почему эффективная невербальная коммуникация может быть ценным инструментом. Помогите им понять, что эффективная невербальная коммуникация может усилить сообщение, которое они хотят передать.

    4. Учащиеся обобщают то, что они узнали.

    Предложите учащимся обобщить то, что они узнали о невербальной коммуникации. Если учащимся нужен толчок, объясните следующее:

    • Все мы каждый день сталкиваемся с невербальным общением.
    • Мы используем его, чтобы понять, что люди нам сообщают.
    • Мы посылаем невербальные сообщения через выражение лица, язык тела, жесты и зрительный контакт.
    • Эффективная невербальная коммуникация может сделать наши сообщения сильнее и яснее.

    Цель: Учащиеся практикуют то, что они узнали о невербальном общении, разыгрывая повседневные ситуации.

    1. Учащиеся готовятся к ролевой игре эффективного невербального общения.

    Объясните учащимся, что они будут разыгрывать по ролям различные сценарии, в которых невербальное общение является важным способом донести мысль. Их цель в этих ролевых играх — использовать свои навыки невербального общения, чтобы эффективно донести свою мысль. Скажите учащимся, что класс будет оценивать каждое выступление.

    Предложите учащимся вернуться в свои группы из первой части этого урока. Предоставьте каждой группе один из реальных сценариев и попросите их подготовить свои ролевые игры.

    2. Учащиеся представляют свои ролевые игры.

    Попросите каждую группу представить классу свою ролевую игру. Предложите учащимся внимательно наблюдать за происходящим невербальным общением. Во время нескольких ролевых игр скажите исполнителям замереть. Объясните, что когда ученики услышат это, они должны замереть в своих нынешних позах. Тихо скажите одному из учащихся в ролевой игре, чтобы он изменил свои невербальные сообщения, чтобы они противоречили вербальным сообщениям, которые они посылают. После представления каждого сценария дайте группам одну-две минуты на критику исполнения. (См. шаг 3 ниже.)

    3. Учащиеся оценивают выступления.

    После первого выступления раздайте каждой группе лист с заданием «Критический лист». Попросите группы определить методы невербальной коммуникации, используемые в каждом выступлении, и оценить их эффективность. Объясните учащимся, что они не оценивают актерское мастерство, а взвешивают уместность невербального общения, используемого в ролевой игре.

    4. Учащиеся приводят примеры хорошей невербальной коммуникации.

    После того, как учащиеся закончат выступления и оценки, попросите каждую группу привести пример из сценариев мощного и эффективного невербального общения.

    5. Учащиеся обсуждают и анализируют противоречивые сообщения.

    Попросите учащихся вспомнить противоречивые сообщения, которые были показаны, когда вы остановили некоторые ролевые игры. Спросите учащихся, какие сигналы были сильнее: вербальные или невербальные.

    Попросите учащихся назвать примеры невербального общения, которые происходят в их повседневной жизни. Спросите их, как эффективное использование невербальной коммуникации может быть мощным инструментом. Выясните у учащихся следующие ключевые моменты, которым они научились на этом уроке:

    • Люди передают свои мысли и чувства невербально.
    • Обращая внимание на выражение лица, жесты, зрительный контакт и язык тела, мы можем понимать невербальные сообщения.
    • Люди постоянно отправляют невербальные сообщения; мы можем научиться распознавать и интерпретировать невербальные сообщения других людей.
    • Люди могут контролировать невербальные сообщения, которые они посылают.

    Оценка учащихся

    1. Опишите три ситуации за последнюю неделю, когда вы что-то сообщали невербально.
    2. Опишите ситуацию, в которой чьи-то слова говорят одно, а их невербальное общение говорит другое.
    3. Опишите подходящие способы невербального общения с друзьями, в классе и на собеседовании.

    Расширения для Урока 1: Понимание невербального общения

    Использование цитат

    «Самое важное в общении — это слышать то, о чем не говорят». — Питер Друкер

    Попросите учащихся написать о значении этой цитаты. Попросите их рассказать об опыте, который может подтвердить цитату Друкера.

    Работа с несколькими стилями обучения

    Попросите учащихся понаблюдать за другими людьми и отметить невербальное общение, которое они наблюдали в течение дня.

    Попросите класс обсудить характер своих наблюдений (например, ситуации, в которых невербальное общение было наиболее очевидным, что было сообщено).

    Написание в дневнике

    Попросите учащихся написать о случае, когда невербальное общение было важной частью сообщения, которое они передали или получили.

    Попросите добровольцев поделиться с классом тем, что они написали, или пусть учащиеся прочитают дневники друг друга и напишут краткие ответы.

    Использование технологий

    Предложите учащимся просмотреть отрывок из первого фрагмента популярного ситкома. Воспроизвести этот клип с выключенным звуком.

    Попросите учащихся предсказать сюжет и описать невербальную коммуникацию, подтверждающую их предположения. Воспроизведите клип со включенным звуком, чтобы они могли определить точность своих догадок.

    Домашнее задание

    Предложите учащимся исследовать соответствующее невербальное поведение в других странах.

    Предложите учащимся продемонстрировать и объяснить правильный невербальный этикет в других частях мира.

    Дополнительные ресурсы

    Пригласите судебного адвоката, чтобы он рассказал о невербальной коммуникации при отборе присяжных, представлении подсудимого и взаимодействии с судьей и присяжными.

    Предложите учащимся сделать заметки и написать резюме.

    Рабочие листы

    Невербальная коммуникация – Как сделать конфликт менее неприятным: основы

     

    «Невербальное общение формирует социальный язык, который во многих отношениях богаче и фундаментальнее наших слов». Леонард Млодинов

    Как узнать, довольны (или нет) ваши друзья, семья, начальство или инструкторы вашим прогрессом? Вы можете узнать это по улыбкам на их лицах; от времени и внимания, которое они уделяют вам; или, возможно, другими невербальными способами, такими как повышение, премия или хорошая оценка. Независимо от того, происходит ли взаимодействие лицом к лицу или на расстоянии, вы все равно можете испытывать и интерпретировать невербальные реакции.

    Скорее всего, у вас было много случаев, когда слова были неправильно поняты или когда значение слов было неясным. Когда дело доходит до невербального общения, смысл еще труднее различить. Иногда мы можем сказать, что люди сообщают посредством невербального общения, но не существует надежного «словаря» того, как интерпретировать невербальные сообщения. Невербальное общение  – это процесс передачи сообщения без использования слов. Он может включать в себя жесты и выражения лица, тон голоса, синхронизацию, позу и то, как вы стоите во время общения. Это может помочь или помешать ясному пониманию вашего сообщения, но оно не раскрывает (и даже может маскировать), что вы на самом деле думаете. Невербальная коммуникация далеко не проста, и ее сложность делает наше изучение и наше понимание достойной, но сложной целью.

    Невербальная коммуникация включает в себя все тело, пространство, которое оно занимает и в котором оно доминирует, время, в течение которого оно взаимодействует, и не только то, что не сказано, но и то, как это не сказано. Попробуйте сосредоточиться только на одном элементе невербальной коммуникации, и он скоро затеряется среди всех остальных стимулов. Рассмотрим зрительный контакт. Что это означает само по себе без контекста, положения подбородка или бровей, чтобы показать интерес или сигнализировать об угрозе? Невербальные действия почти плавно переходят от одного к другому, что затрудняет интерпретацию одного элемента или даже ряда элементов.

    Невербальное общение необратимо. В письменном сообщении вы можете написать разъяснение, исправление или опровержение. Хотя исходное утверждение никогда не исчезает полностью, оно допускает исправление. В отличие от письменного общения, устное общение может позволить «переделать» на месте: вы можете объяснить и перефразировать, надеясь прояснить свою точку зрения. Устное общение, как и письменное, допускает некоторые исправления, но оно все равно не стирает исходное сообщение или его влияние. Невербальное общение делает еще один шаг вперед. Вы не можете отделить одно невербальное действие от контекста всех других актов вербальной и невербальной коммуникации, и ты не сможешь забрать это . Вы должны осознавать этот аспект своего невербального поведения, в случае невербального общения действия действительно говорят громче, чем слова. Это верно в том смысле, что люди часто обращают больше внимания на ваши невербальные выражения, чем на ваши слова. В результате невербальная коммуникация — это мощный способ способствовать (или умалять) ваш успех в передаче вашего сообщения другим.

    Карлос Баддинг рассказывает о невербальной коммуникации в своем выступлении на Ted Talk «Eye» Understand: The power of невербальная коммуникация.

    Невербальное общение быстрое

    Давайте представим, что вы сидите за компьютером на работе. Вы видите, что пришло электронное письмо, но вы находитесь прямо посреди сложной задачи. Электронное письмо от коллеги, и вы нажимаете на него. В теме письма написано «отпусти». Вы можете интерпретировать это как намек на то, что в электронном письме есть шутка о «Холодном сердце» Диснея, или призыв снять стресс, но отпустить его, но в контексте рабочего места вы можете предположить, что это означает увольнение. Ваш эмоциональный отклик мгновенный. Если бы автор электронного письма мог видеть ваше лицо, он бы понял, что ваш ответ был выражением недоверия и разочарования, даже гнева, и все это благодаря вашему невербальному общению.

    Ваша невербальная коммуникация происходит таким образом все время без каких-либо сознательных размышлений. Вы можете подумать о том, как поделиться новостями со своим партнером, и попытаться изобразить улыбку и чувство спокойствия, когда вам не хочется улыбаться. Невербальное общение выдает наши мысли и чувства еще до того, как мы осознаем, о чем думаем или что чувствуем. Люди могут увидеть и услышать больше, чем вы когда-либо ожидали. Ваше невербальное общение включает в себя как преднамеренные, так и непреднамеренные сообщения, но, поскольку все это происходит так быстро, непреднамеренные сообщения могут противоречить тому, что вы знаете, что должны сказать или как вы должны реагировать.

    Например, предположим, что вы работаете продавцом в розничном магазине, и покупатель только что сообщил вам о своем разочаровании по поводу чего-то, что, по вашему мнению, не имеет большого значения. Будут ли невербальные аспекты вашего ответа преднамеренными или непреднамеренными? Ваша работа — всегда быть приятным и вежливым, но ваши нахмуренные брови или широко раскрытые глаза могут быть непреднамеренными. Ваши невербальные сигналы ясно сообщают о ваших негативных чувствах в этот момент. Повторное выражение вашего желания быть полезным и демонстрация невербальных жестов может означать, что «ничего страшного», но напряжение момента все еще «написано» на вашем лице.

    Можем ли мы сказать, намеренно или ненамеренно люди общаются невербально? Задайте этот вопрос десяти людям и сравните их ответы. Вы можете быть удивлены. Очевидно, что понять невербальную коммуникацию в действии непросто. Мы часто приписываем преднамеренные мотивы невербальной коммуникации, когда на самом деле их проявление непреднамеренно и часто трудно интерпретировать.

    Как видите, невербальное общение может сбивать с толку. Нам нужны контекстуальные подсказки, чтобы помочь нам понять или начать понимать, что означает движение, жест или отсутствие изображения. Затем мы должны выяснить все это, основываясь на наших предварительных знаниях (или их отсутствии) о человеке, и надеяться сделать это правильно. Расскажите о вызове. Невербальное общение повсюду, и мы все его используем, но это не делает его простым или независимым от того, когда, где, почему или как мы общаемся.

    Невербальные сообщения передают чувства и отношения

    Стивен Биб, Сьюзан Биб и Марк Редмонд (2002) предлагают нам три дополнительных принципа межличностного невербального общения, которые служат нашему обсуждению.

    1. Вы часто реагируете быстрее, чем думаете
    2. Ваши невербальные ответы передают вашу первоначальную реакцию, прежде чем вы сможете обработать ее с помощью языка или сформулировать соответствующий ответ
    3. Если ваш адекватный вербальный ответ не соответствует вашей невербальной реакции, вы можете выдать свои истинные чувства и отношения

    Альберт Меграбян утверждает, что мы редко передаем эмоциональные сообщения посредством устной речи. По словам Мехрабяна, 93 % времени мы выражаем свои эмоции невербально, по крайней мере 55 % — с помощью мимики. Голосовые сигналы, положение тела и движения, а также нормативное пространство между говорящим и получающим также могут быть ключами к чувствам и отношениям (Mehrabain, 1972).

    Всегда ли ваша первая эмоциональная реакция является точным и верным отражением ваших чувств и отношений, или ваша эмоциональная реакция меняется со временем? Мы все постоянно меняемся, и иногда момент разочарования или вспышка гнева может сигнализировать получателю о чувстве или эмоции, которые существовали на мгновение, но с тех пор прошли. Их ответ на ваше сообщение будет основан на этом восприятии, даже если вы, возможно, уже решили эту проблему. По словам Уильяма Сейлера и Мелиссы Билл, большинство людей склонны верить невербальному сообщению, а не вербальному. Люди часто отвечают, что «действия говорят громче, чем слова», и придают непропорционально большое значение невербальной реакции (Seiler & Beall, 2000). Вот почему для нас важно осознавать нашу собственную невербальную коммуникацию и следить за тем, чтобы мы сообщали то, что имеем в виду. Некоторые распространенные способы, которыми мы передаем свои эмоции с помощью невербальной коммуникации, которые мы можем или не можем распознать, включают:

    • Уменьшение зрительного контакта во время разговора
    • Неловкие паузы в разговоре
    • Более высокий тон голоса
    • Умышленное произношение и артикуляция слов
    • Увеличена задержка времени ответа на вопрос
    • Увеличение движений тела, например изменение позы
    • Уменьшение улыбки
    • Снижение скорости речи

    Здесь нам хорошо помогает устное слово.