Ситуации общения в средней группе: Картотека утренних бесед для детей средней группы | Картотека (средняя группа) на тему:
Картотека ситуативных бесед по образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие».
Картотека ситуативных бесед по образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие».
Комплексно-тематическое планирование ситуативных бесед по разделу: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание».
Сентябрь:
1.Целевая прогулка к зданию школы. Встреча с учениками – выпускниками детского сада.
Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире. Формирование положительного отношения к школе.
2. Беседа: «Если с другом вышел в путь»
Цель: Закрепление представлений о дружбе и товариществе.
3. Беседа: «Всё начинается со слова «Здравствуй».
Цель: Закрепление формулы словесной вежливости».
4. Дидактическое упражнение: «Давайте расскажем Вупсеню и Пупсеню, что такое дружба»
Цель: Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Октябрь:
1. Игровое упражнение: «У меня зазвонил телефон»
Цель: Закрепление навыков телефонного этикета.
2. Беседа: «Мы – защитники малышей»
Цель: Воспитание заботливого отношения к малышам. Формирование понимание слова «заботливость».
3. Беседа: «Драться или договариваться»
Цель: Закрепление умения договариваться друг с другом.
4. Беседа: «Правда и ложь»
Цель: Формирование представлений о честности и лживости.
Ноябрь:
1. Беседа: «Не жди, когда тебя попросят о помощи: учись сам видеть, кому нужна помощь»
Цель: Формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость.
2.Беседа: «Всегда будь вежлив».
Цель: Закрепление формул словесной вежливости.
3. Беседа: «Терпение и труд всё перетрут»
Цель: Воспитание волевых качеств, умения преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
4. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: Закрепление умения давать оценку своим поступкам.
Декабрь:
1. Беседа: «Как играть и не ссориться»
Цель: Закрепление умения договариваться.
2. Беседа: «Справедливость – хорошее качество человека»
Цель: Формирование умения справедливо и доброжелательно оценивать поступки.
3. Дидактическое упражнение: «Кто кому уступит место»
Цель: Закрепление навыка поведения в общественном транспорте».
4. Беседа: «Вежливость в разговоре».
Цель: Обогащение словаря формулами словесной вежливости.
Январь:
1. Беседа: «Умнее тот, кто уступает».
Цель:
2. Дидактическое упражнение: «Докажи, что ты прав».
Цель: Формирование навыков культуры разговора, умения слушать собеседника, не перебивать без надобности, умения доказывать свою точку зрения.
3. Беседа: «Правила поведения на занятии».
Цель: Воспитание организованности, дисциплинированности.
4. Беседа: «Всегда ли вы правы».
Цель: Закрепление умения давать оценку собственным поступкам.
Февраль:
1. Беседа: «Будь смелым».
Цель: Ознакомление детей с понятиями «смелость» и «трусость».
2. Беседа: «Как мы ведём себя на улице»
Цель: Формирование навыков поведения в общественных местах.
3. Беседа: «Как быть гостеприимным»
Цель: Формирование понятия «гостеприимство», навыков гостевого этикета.
4. Беседа: «Какими должны быть настоящие мужчины»
Цель: Формирование рыцарского отношения к девочкам, развитие в девочках и мальчиках качеств, свойственных их полу.
Март:
1. Тема: «Умей выслушивать другого»
Цель: Формирование умения слушать собеседника.
2. Беседа: «Умеешь ли ты дружить?»
Цель: Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умения играть вместе, трудиться, заниматься.
3. Беседа: «Гости в дом – радость в нём»
Цель: Закрепление навыков гостевого этикета.
4.Беседа: «Умеешь ли ты дружить?»
Цель: Развитие дружеских взаимоотношений, умения вместе играть, трудиться, заниматься.
Апрель:
1. Беседа: «Как мы можем позаботиться о старших»
Цель: Формирование заботливого отношения к пожилым людям, умения помогать им.
2. Беседа: «Вежливый ручеёк»
Цель: Обогащение словаря формулами словесной вежливости.
3. Дидактическое упражнение: «Угадай моё настроение».
Цель: Формирование умения понимать эмоциональное состояние по мимике и жестам.
4. Беседа: «Умей прийти к общему решению»
Цель: Развитие волевые качества: умения ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Май:
1. Беседа: «Бывают ли герои в мирное время?»
Цель: Закрепление умения правильно оценивать свои поступки, и поступки других.
2. Беседа: «Чем мы гордимся в нашем посёлке»Цель: Закрепление представлений детей об истории и культуры родного района, достопримечательностей родного посёлка. Воспитание бережного, заботливого отношения к своему посёлку.
3. Беседа: «Как дарить подарки»
Цель: Ознакомление с правилами гостевого этикета: «Ты пришёл в гости».
4. Беседа «Волшебные слова».
Цель: Воспитание уважения друг к другу, к старшим, посторонним. Формирование у детей понимания того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее.
Комплексно- тематическое планирование ситуативных бесед по разделу: «Ребенок в семье и сообществе».
Сентябрь:
1.Беседа «Не одежда красит человека, а поведение»
Цель: Совершенствование навыков культуры поведения и речевого общения.
2. Беседа: «Права и обязанности дошкольника»
Цель: Ознакомление с правами (право на игру, на занятия, на прогулку) и обязанностями (содержать своё тело в чистоте, соблюдать правила гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам).
3. Беседа «Обещал – значит, выполни».
Цель: Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания.
4. Беседа «В гостях у Барбариков. Что такое доброта?»
Цель: Формирование у ребенка представлений о доброте, как положительном качестве человека.
Октябрь:
1. Беседа: «Мои бабушка и дедушка»
Цель: Закрепление знаний о самом себе, своей семье. Воспитание уважительного отношения к старшим членам семьи.
2. Беседа: «Если вдруг тебя обидели»
Цель: Закрепление знаний о Праве ребёнка на защиту от вмешательства в личную жизнь.
3. Беседа: «Каким я был, каким я стал, каким я буду»
Цель: Развитие представлений о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.
4. Беседа: «Я или мы»
Цель: Формирование умения ограничивать свои желания, учить считаться с желаниями окружающих.
Ноябрь:
1. Беседа: «Традиции нашей семьи»
Цель: Закрепление знаний детей о семейных традициях.
2. Беседа: «Такие разные дети»
Цель: Закрепление представлений детей о национальностях и расах.
3. Беседа: «История моей семьи»
Цель: Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны. Показать роль каждого поколения в разные периоды жизни.
4. Беседа: «Самое доброе слово «мама»
Цель: Воспитание любви к матери.
Декабрь:
1. Беседа: «Зачем нужно учиться»
Цель: Формирование интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе. Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка: право на образование.
2. Беседа: «Как стать стройной»
Цель: Формирование представлений о питании и режиме дня для девочек.
3. Беседа: «Как стать сильным»
Цель: Формирование представлений о питании и режиме дня для мальчиков.
4. Беседа: «Кто и как заботится о твоём здоровье»
Цель: Знакомство с правами ребёнка: право на медицинскую помощь.
Январь:
1. Беседа: «Чем мне нравится наш детский сад»
Цель: Формирование умения эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать своё мнение.
2. Беседа: «Новогодний утренник в детском саду»
Цель: Закрепление знаний о праздновании Нового года в детском саду.
3. Беседа: «Что мне нравиться делать в детском саду».
Цель: Выявление разносторонних интересов детей.
4. «Что мы едим в детском саду».
Цель: Закрепление знаний о полноценном питании детей в детском саду.
Февраль:
1. Беседа: «Научились и узнали в детском саду».
Цель: Формирование представления детей о себе как об активном члене коллектива.
2. «Кому, какие дают имена»
Цель: Закрепление знаний о происхождении имён.
3.Беседа: «О скромности и зазнайстве».
Цель: Формирование представления детей о понятиях: «скромность и зазнайство».
4. «Откуда произошли фамилии»
Цель: Формирование представлений детей о происхождении фамилий.
Март:
1. Тема: «В нашей группе самые хорошие девочки»
Цель: Формирование рыцарского отношения к девочкам.
2. Беседа: «Как и зачем люди отдыхают»
Цель: Ознакомление с правами ребёнка: право на отдых.
3. Беседа: «У нас дружная семья»
Цель: Закрепление знаний о своей семье, о родственных отношениях в семье.
4. Беседа: «О чём любят читать девочки, мальчики»
Цель: На основе гендерной принадлежности выявление интересов по чтению художественной литературы.
Апрель:
1.Дидактическое упражнение: «Как сказать, чтобы не обидеть».
Цель: Формирование умения справедливо и доброжелательно оценивать поступки других.
2. Беседа: «Мы и наши права»
Цель: Закрепление знаний о Конвенции о правах ребёнка.
3. Беседа: «Сильных не бойся, слабых защищай»
Цель: Развитие умения заботиться о малышах, выражать сочувствие, формирование отзывчивости.
4. Беседа: «Кто я и кем хочу быть?»
Цель: Расширение представлений детей о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Май:
1.Беседа: «Мы помним наших героев» (прадедушек, прабабушек)
Цель: Ознакомление детей о воинских подвигах, наградах прадедушек, прабабушек.
2.Беседа: «Учусь прощать»
Цель: Формирование умения детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».
3. Беседа: «Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек».
Цель: Формирование представления детей о разнице характеров, интересов и увлечений мальчиков и девочек, о взаимоуважении как основе отношений. Развитие навыка доброжелательного и открытого общения детей друг с другом; развитие культуры взаимоотношений между детьми противоположного пола; способствование сплочению детского коллектива, созданию дружеской атмосферы в группе.
4.Беседа: «Моя родословная»
Цель: Закрепление умения создавать генеалогическое древо с опорой на историю семьи.
Комплексно-тематическое планирование ситуативных бесед по разделу: «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»
Сентябрь:
1. Игровое упражнение: «Дружные дежурные»
Цель: Закрепление умения накрывать на столы, правильно раскладывать столовые приборы.
2. Беседа: «Каждой вещи – своё место»
Цель: Совершенствование умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности.
3. Игровое упражнение: «Больница для книг»
Цель: Развитие умения отбирать книги, подлежащие ремонту, ремонтировать их совместно с воспитателем.
4. Дидактическое упражнение: «Как надо правильно заправлять постель»
Цель: Закрепление умения заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать одеялом.
Октябрь:
1. Беседа: «Почему важно, чтобы в группе был порядок»
Цель: Развитие умения самостоятельно объединяться для совместного труда, оказывать помощь друг другу.
2. Беседа: «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды».
Цель: Формирование умения самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды.
3. Беседа: «Во что мы одеваемся осенью»
Цель: Формировать умение самостоятельно
одеваться, раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкафу.
4. Беседа: «Об осенних сезонных работах»
Цель: Закрепление знаний о труде взрослых на огороде, в саду, в парках.
Ноябрь:
1. Беседа: Вот он – хлебушко душистый с хрусткой корочкой, витой».
Цель: Воспитание желания добросовестно выполнять обязанности дежурных (расставлять хлебницы), быть аккуратными (не сорить на столе крошками).
2. Беседа: «Чтобы выглядеть опрятным»
Цель: Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
3. Дидактическое упражнение: «Кто правильно и быстро положит одежду»
Цель: Закрепление умения размещать свои вещи на стуле перед сном.
4. Беседа: «Организация дежурства по уголку природы».
Цель: Формирование умения дежурить по уголку природы: поливать растения, удалять сухие листья, вести календарь природы.
Декабрь:
1. Беседа: «Кто приходит на помощь в трудной ситуации?»
Цель: Закрепление знаний детей о труде спасателей.
2. Беседа: «Я в аптеку пойду и лекарства куплю».
Цель: Закрепление и расширение знаний о труде фармацевта, провизора.
3.Беседа: «Как ухаживать за комнатными растениями».
Цель: Формирование умения опрыскивать растения, рыхлить землю в цветочных горшках.
4.Беседа: «Надо, надо умываться».
Цель: Совершенствование навыка умывания.
Январь:
1. Игровая ситуация: «Приготовим оборудование для занятия».
Цель: развитие чувства ответственности за порученное дело, учить аккуратно раскладывать материалы и оборудование для занятий.
2. Игровое упражнение: «Сушка одежды после прогулки».
Цель: Формирование умения детей ухаживать за своими вещами, воспитание бережного отношение к вещам, привычку к порядку.
3. Беседа: «На фотовыставке»
Цель: Закрепление знаний о труде фотографа.
4. Беседа: «О труде младшего воспитателя».
Цель: Закрепление знаний о труде младшего воспитателя.
Февраль:
1. Игровое упражнение: «Мы самостоятельные».
Цель: Закрепление умения ухаживать за своими вещами, просушивать их после прогулки.
2. Беседа: «Я – инспектор ГИБДД»
Цель: Уточнение и закрепление знаний о труде инспектора ГИБДД.
3.Беседа: «Выбираем книги»
Цель: Уточнение и расширение знаний о труде библиотекаря.
4. Беседа: «Бравые солдаты»
Цель: Закрепление знаний детей о военных профессиях.
Март:
1. Игровая ситуация: «Маленький помощник»
Цель: Поддерживание желания ребенка помогать взрослым дома, поддерживать чистоту и порядок в помещении, оказывать помощь взрослым при организации режимных моментов. Создание безопасных условий для деятельности. Воспитание аккуратности, старательности.
2. Дидактическое упражнение: «Как помочь товарищу».
Цель: Формирование привычки следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде.
3. Помощь инструктору по физической культуре по уходу за спортивным инвентарём.
Цель: Развитие умения выполнять поручения, аккуратно работать с водой
4. Игровое упражнение: «Мы ложимся спать».
Цель: Закрепление умения аккуратно складывать одежду перед сном, аккуратно ставить обувь.
Апрель:
1.Трудовая деятельность: «Ремонт коробок от настольно – печатных игр».
Цель: Закрепление умения содержать в порядке игрушки.
2. Беседа: «Маленькие чистюли».
Цель: Закрепление и совершенствование полученных навыков, воспитание привычки следить за чистотой тела.
3. «Приходите за покупками».
Цель: Закрепление знаний о труде продавца, кассира.
4. Дидиктическое упражнение «Салфетки – наши помощники».
Цель: Закрепление умения детей пользоваться салфетками, показать удобство их использования в различных ситуациях.
Май:
1. Беседа: «Кто лечит животных»
Цель: Закрепление знаний о труде ветеринара.
2. Игровое упражнение: «Поддержание порядка в шкафу с игрушками и пособиями».
Цель: Развитие умения детей самостоятельно расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.
3. Беседа «Как мы ухаживаем за цветочной клумбой»?
Цель: Закрепление умения детей ухаживать за растениями, растущими на участке детского сада.
4. Дидактическое упражнение: «Шнурки и бантики».
Цель: Закрепление умения детей завязывать шнурки и банты.
Комплексно-тематическое планирование ситуативных бесед по разделу: «Формирование основ безопасности».
Сентябрь:
1. Прогулка-экскурсия по улице Ленина р. п. Краснозерское.
Цель: Расширение знаний детей об улице: дорога делится на две части — проезжая и тротуар; улиц в городе много, место пересечения улиц называется перекрёстком.
Закрепление знаний об осевой линии, которая делит дорогу на две части, благодаря чему обеспечивается спокойное двустороннее движение.
2. Беседа: «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»
Цель: Расширение представлений детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.
3. Игровое упражнение: «Игры во дворе».
Цель: Ознакомление детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности. Обсуждение возможных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте посёлка.
4. Беседа: «Внешность человека может быть обманчива»
Цель: Формирование представления ребёнка о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
Октябрь:
1. Беседа: «Съедобные ягоды и ядовитые растения».
Цель: Закрепление представлений детей о съедобных ягодах и ядовитых растениях.
2. Беседа: «Красный, жёлтый, зелёный»
Цель: Закрепление знаний о работе светофора, о правилах перехода улицы по светофору.
3. Беседа: «Правила поведения при общении с животными»
Цель: Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
4. Беседа: «Всем ребятам надо знать, как по осенним дорожкам шагать»
Цель: Закрепление представлений детей о правилах поведения во время прогулок в осенний период.
Ноябрь:
1. Беседа: «Микробы и вирусы»
Цель: Формирование элементарных представлений об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах)
2. Беседа: «Конфликты между детьми»
Цель: Формирование умения самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерёдность, извиниться).
3. Беседа: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице».
Цель: Формирование представления детей о том, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
4.Беседа: «Предметы, требующие осторожного обращения»
Цель: Формирование представления детей о предметах, опасных для жизни и здоровья, помочь их самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
Декабрь:
1. Беседа: «Небезопасные зимние забавы»
Цель: Закрепление правил безопасности во время проведения зимних игр.
2. Беседа: «Одежда и здоровье».
Цель: Формирование представления детей о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра, Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться
3. Беседа: «Будь внимательным и осторожным».
Цель: Закрепление представлений детей о правилах безопасности при проведении подвижных игр, спортивных упражнений, о правилах поведения в спортивном зале.
4. Беседа: «Твоя безопасность на улице»
Цель: Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения.
Январь:
1. Беседа: «Знает каждый гражданин этот номер – 01»
Цель: Закрепление знаний о работе пожарной службы. Закрепление знаний о том, что в случае возникновения пожара звонят по телефону «01», при этом называют своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
2. Беседа: «Безопасность во время игр зимой на прогулке».
Цель: Формирование представлений детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
3. Беседа: «Где положишь, там и возьмёшь»
Цель: Закрепление знаний о том, что в целях безопасности дома, в группе детского сада, надо поддерживать порядок.
4. Беседа: «Витамины и здоровый организм»
Цель: Формирование представления детей о том, как витамины влияют на организм человека.
Февраль:
1. Беседа «Что такое переохлаждение».
Цель: Формирование знаний о том, как зимой нужно особенно следить за своим здоровьем, чтобы не простудиться.
2. Беседа: «Дорожные знаки».
Цель: Формирование умения детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
3. Беседа: «Опасные предметы дома»
Цель: Закрепление знаний детей о правилах пользования колющими и режущими предметами.
4. Беседа: «Готовы ли мы стать пассажирами»
Цель: Закрепление правил поведения в общественном транспорте.
Март:
1. Беседа: «Домашние помощники»
Цель: Закрепление правил пользования электроприборами.
2. Беседа: «Осторожно, сосульки!»
Цель: Закрепление знаний детей о безопасном поведении на улице в период таянияснега и появления сосулек.
3. Беседа: «Детские страхи».
Цель: Формирование умения детей справляться со своими страхами.
4. Беседа: «Конфликты между детьми».
Цель: Формирование умения детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерёдность, извиниться).
Апрель:
1. Беседа: «Взаиосвязь и взаимодействие в природе».
Цель: Развитие у детей понимания того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влият и чистота водоёмов, почвы и воздушной среды.
2. Беседа: «Здоровье и болезнь».
Цель: Развитие умения детей заботиться о своём здоровье, Избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
3. Беседа: «Пожароопасные предметы».
Цель: Формирование представления детей об основной группе пожароопасных предметов, которыми нельзя пользоваться как в городе, так и в сельской местности.
4. Беседа: «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где ты живёшь?»
Цель: Формирование представления детей о том, что они должны запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти их место жительства.
Май:
1.Беседа: «Режим дня».
Цель: Формирование у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
2. Беседа: «Гроза. Гром. Молния».
Цель: Закрепление знаний детей о данных явлениях природы, о правилах поведения человека в этих условиях.
3. Беседа: «Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте посёлка.
Цель: Развитие представлений детей о различных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в условиях прикатании детей в черте посёлка на велосипеде (самокате, роликовых коньках), рассмотреть с детьми правила поведения в таких ситуациях.
4. Беседа: «На воде, на солнце …»
Цель: Закрепление представлений детей о том, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правилами безопасности.
Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками по развитию коммуникативных способностей
На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Основной формой работы с детьми-дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). Ее характеризуют следующие моменты:
– она имеет короткий и несложный сюжет;
– оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;
– в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача;
– воспитатель проводит и руководит всей игрой.
Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.
1. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги – это игрушки, которые изображают объекты природы. Существует огромное разнообразие резиновых и пластмассовых муляжей животных и растений. Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом, географическая удаленность животного или растения. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом, с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений (Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Их задача – увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры.
3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
Путешествия – это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, музеи, фермы, экскурсии, поездки, походы. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе.
Весьма эффективной формой, позволяющей помимо других решать проблемы неумения современных детей общаться друг с другом и со сверстниками, являются ситуации общения. Такую форму работы считаю наиболее эффективной с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Дети в данном возрасте не способны воспринимать длительную информацию, а в ситуации общения беседа длится от 3-5 минут до 10 минут в зависимости от возраста. В ситуации общения может принимать участие не вся группа, а часть детей, и воспитателю легче установить контакт доверия, побудить детей к речевой активности, проговариванию слов и фраз. Эта форма общения не утомляет детей и воспитателю удается сохранить их внимание, что немаловажно для младших и средних дошкольников.
Это специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их, и не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих и воспитательных задач.
В младшей группе целесообразно проводить ситуации общения, побуждающие ребенка искать и устранять причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности.
Пример: «Что мешает задвинуть ящик или выдвинуть?»
Цели: Побуждать детей искать и устранять причину, мешающую им действовать; формировать понимание причинно-следственных связей и отношений; учить видеть реальную последовательность событий; формировать коммуникативные способности.
Алгоритм проведения ситуаций общения
1. Создание педагогом реально-практической ситуации: ящик не выдвигается.
2. Педагог выслушивает предположения детей, по какой причине ящик не выдвигается.
3. Педагог направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт.
4. Совместный анализ результатов.
Предлагаю несколько примеров ситуаций общения для младшего возраста.
«Оденем куклу на прогулку»
Цель: Формировать понимание причинно-следственных связей и отношений.
Ход: Воспитатель «замечает» сидящую куклу, с которой недавно играл ребенок. Педагог обращается к кукле: «Катя, тебе пора гулять? Смотри, Миша, уже несет тебе одежду. Миша, Катя хочет пойти на прогулку. Ты поведешь её гулять? А ваши дети, Оля и Лиза, собираются на улицу? Что им надеть?» Воспитатель смотрит в окно и говорит, что на улице холодно. Дети начинают одевать своих кукол, поясняя, что и зачем они одевают.
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, можно ситуации общения усложнить и разнообразить. Это могут быть игровые, практические, театрализованные игры-викторины «придумай сказку», «кто лучше знает свой город», «магазин волшебных вещей» и т.д.
«Наводим чистоту в комнате»
Цель: Учить вступать в общение с окружающими, выражать свои мысли вербально.
Ход: Воспитатель говорит детям: «Кукла Вера поправилась. Можно всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Галя. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, пожалуйста, принеси нам воды. Начнем, пожалуй. Вера у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво. Вера подметает, Валя моет пол, Галя вытирает пыль. Миша, помоги, пожалуйста, отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получается быстро: раз, два и – готово. Посмотрите вокруг – чистота! Хорошая у нас хозяйка Вера. И вы, ребята, молодцы – старались. Теперь отдыхайте, труженики».
Пример ситуации общения в средней группе.
«Мы открываем магазин»
Воспитатель: Кукла Даша решила открыть магазин. В магазине будет два отдела – для мальчиков и для девочки (картинки с изображением улыбающихся мальчиков и девочек). На складе много разных товаров: одежда, игрушки, инструменты. Но Даша не знает, как их правильно распределить. Поможем ей подготовить магазин к открытию? Подумайте, что мы выберем для мальчиков, а что для девочек.
Кукла Даша делает неправильный выбор, помещает кукольную одежду в отдел для мальчиков. Дети обнаруживают на складе предметы, ненужные, как девочкам, так и мальчиками: книжки, карандаши, телефоны и т.п.
Кукла упрямо настаивает на том, что какие-то из этих предметов нужны только мальчикам или только девочкам. Ребенок не соглашается с мнением куклы Даши, он включается в обсуждения и ищет правильное решение.
«Как отправить посылку»
В гости к детям приходит Винни Пух. Сообщает, что ему позвонил Пятачок и попросил прислать ему желудей на день рождения. Винни Пух обращается к детям за помощью.
Ребята объясняют ему, как отправить посылку: сначала надо упаковать в пакет вещи, которые хочешь отослать (желуди), потом уложить пакет в коробку, заклеить её скотчем, написать свой адрес (Винни Пуха) и адрес получателя (Пятачка) и отнести на почту. Там надо заплатить деньги и отдать посылку приемщику, он взвесит её, поставит на посылке печать и выпишет квитанцию, что посылка отправлена. Когда адресат (Пятачок) получит посылку, то почта оповестит отправителя (Винни Пуха) – пришлет уведомление о том, что посылка вручена получателю.
Винни Пух благодарит детей за то, что научили его отправлять посылки.
14 самых распространенных коммуникативных проблем в современных компаниях и советы по их преодолению
Неудивительно, что сегодняшняя рабочая среда преимущественно удаленная и цифровая. Это означает, что организациям следует уделять больше внимания эффективным процедурам коммуникации на рабочем месте, чем когда-либо.
Эффективное общение на рабочем месте является ключевым компонентом, который может создать или разрушить бизнес независимо от его размера.
Как показали последние статистические данные о коммуникациях на рабочем месте, эффективные процессы коммуникации имеют первостепенное значение для производительности и удержания сотрудников.
Например, знаете ли вы, что 97 % работников говорят, что общение влияет на эффективность выполнения их ежедневных задач? Или что у более информированных сотрудников производительность труда на 77% выше, чем у менее информированных?
Однако создание оптимизированных коммуникационных процедур, адаптированных к потребностям каждого бизнеса, не так просто, как может показаться. Это требует больших усилий и подразумевает преодоление многочисленных проблем общения на рабочем месте.
Проблемы с общением на работе более разнообразны и нюансированы, чем вы можете себе представить. В зависимости от используемой среды существуют разные типы и разные уровни участия, необходимые для их решения.
Чтобы помочь вам улучшить общение в вашей компании, мы составили список наиболее распространенных проблем общения на рабочем месте и несколько советов о том, как их преодолеть.
Содержание
Каковы самые большие трудности в эффективном общении?
1. Часовые пояса
С быстрым внедрением удаленной работы современные компании воспользовались возможностью, чтобы привлечь в свои команды лучших профессионалов, нанимая таланты со всего мира.
По правде говоря, есть множество преимуществ, когда сотрудники работают в разных часовых поясах. Вот лишь некоторые из них: повышенный отклик и удовлетворенность клиентов и, в конечном итоге, прибыль компании — вот несколько хороших примеров.
Тем не менее, каким бы прибыльным это ни было для бизнеса, это также может привести к одной из самых серьезных коммуникативных проблем.
Из-за невозможности общаться в режиме реального времени сотрудники из разных часовых поясов могут застревать на разных проектах или задачах. Это может привести к серьезным задержкам или срыву сроков, что негативно скажется на бизнесе.
Обычно разбросанные по всему миру сотрудники регулярно звонят, чтобы узнать последние рабочие новости.
Однако некоторые проекты требуют более частых обновлений, чем другие, что может быть трудно координировать из-за разных часовых поясов.
Помимо регулярных контрольных звонков, также рекомендуется иметь еженедельный или ежедневный онлайн-календарь, в котором сотрудники обновляют статус своих задач в конце дня. Таким образом, зарубежным коллегам будет проще узнать точный статус проектов и откуда им следует забрать работу.
2. Языковые барьеры и культурные различия
Вдобавок к первой возникшей проблеме общения языковые барьеры и культурные различия также могут привести к серьезным недопониманиям.
Неправильное толкование слов и жестов может привести к враждебности и конфликтам, что отрицательно скажется на сплоченности команды.
Нежелание сотрудничать из-за плохих межличностных отношений между коллегами из-за культурных различий может дорого стоить бизнесу. Вот почему развитие межкультурной коммуникации посредством межкультурного обучения абсолютно необходимо в мультикультурной компании.
3. Поиск подходящих инструментов и технологий для общения
В наши дни в Интернете полно инструментов и приложений, от средств общения до инструментов дизайна и всего, что между ними. К счастью, вы, вероятно, всего в одном шаге от Google, чтобы решить большинство потребностей вашей компании.
Тем не менее, когда речь идет об организационной коммуникации, поиск правильных инструментов и каналов связи часто является одной из самых острых коммуникационных проблем.
Электронная почта, например, продолжает оставаться основным каналом, используемым для делового общения. Благодаря своему профессиональному тону они являются отличным каналом внешней коммуникации. С другой стороны, из-за той же формальности они могут быть не столь эффективны в случае внутренней коммуникации.
Все мы знаем, как трудно найти необходимую информацию, затерянную в море электронных писем, среди которых, вероятно, много неважных, и сколько времени это тратит впустую.
Для повседневного общения между сотрудниками может оказаться более эффективным реализовать групповой чат с некоторыми функциями аудио и видео.
Основным преимуществом такого инструмента является то, что он может сделать вашу рабочую силу более эффективной. Кроме того, это может помочь построить более крепкие межличностные отношения.
Часто используемый также для обмена мемами, GIF-файлами и т. д. Этот вид канала связи может помочь сотрудникам расслабиться и вести более непринужденную беседу.
Поиск подходящей коммуникационной технологии представляет собой неотложную коммуникационную задачу. Использование неправильного может привести к задержке времени отклика и потере ценной информации.
Это жизненно важный элемент, который может повлиять на успех бизнеса.
Совет от профессионалов: при поиске подходящих инструментов коммуникации для вашего бизнеса рассмотрите те, которые предлагают больше всего решений для всех ваших потребностей!
Brosix, например, представляет собой универсальный инструмент для группового общения, который может помочь вам сэкономить время, не переключаясь между инструментами для различных задач.
Он имеет множество функций, таких как передача файлов, совместное использование экрана, голосовой и видеочат и многое другое, которые помогут вам удовлетворить потребности вашей компании.
[ Зарегистрируйтесь в Brosix Team Network ]
4. Отсутствие стандартизированной структуры связи
Внедрение эффективного процесса коммуникации в организации включает в себя тестирование и корректировку нескольких переменных. Особенно при рассмотрении крупных компаний.
С одной стороны, это требует поиска правильных инструментов и их сочетания для разных задач и проектов.
С другой стороны, здесь требуется более стратегический подход. В равной степени подразумевается создание четкого и эффективного плана коммуникации между высшим руководством и сотрудниками на всех уровнях.
Если в вашей компании отсутствует план коммуникаций, и вы подумываете о его создании, помните, что он должен предложить вам ответы на следующие вопросы: между ними и директором отдела? Будут ли ежедневные встречи или отчеты о новостях проекта или потребностях сотрудников?
5. Отсутствие эффективных коммуникационных процессов в целом
Каждый бизнес индивидуален, поэтому каждый план внутренней коммуникации будет отражать это.
Важным выводом является то, что действия должны быть включены для каждого уровня связи – горизонтального, нисходящего и восходящего.
Когда дело доходит до наличия надежного плана нисходящей связи, особое внимание следует уделять потенциальным кризисным ситуациям. Во время COVID19пандемии, например, большинство сотрудников заявили, что хотели бы получать более регулярные обновления компании.
Менеджеры должны помнить, что прозрачность в таких ситуациях жизненно важна для выживания любой компании. В нестабильной современной рабочей среде регулярные встречи с сотрудниками имеют решающее значение для удержания сотрудников.
В случае восходящей коммуникации информация, которую необходимо обсудить, исходит от сотрудников. В результате не может быть заранее установленного графика и формулы решения каждой проблемы.
Тем не менее, менеджеры, которые хотят дать своим сотрудникам возможность высказаться, могут проводить регулярные короткие обзоры/беседы о последних проектах и запрашивать отзывы у сотрудников.
Наконец, для развития горизонтальной коммуникации внутри компании директора департаментов должны предоставлять и внедрять возможности коммуникации везде, где это возможно. Регулярные встречи или так называемые «ежедневки», в том числе освещение присутствия и отчета менеджера, — отличный способ сделать это. Благодаря тому, что менеджеры делятся обновлениями своей деятельности, группа становится более сплоченной и чувствует себя ценной.
Поскольку существует три различных типа коммуникации на рабочем месте (нисходящая, восходящая и горизонтальная), должны быть специально разработаны планы действий для поддержки каждого из них.
Эффективная коммуникация на рабочем месте, скорее всего, будет процветать, когда реализуется план внутренней коммуникации с практическими шагами для всех трех основных сценариев коммуникации.
Несовместимые каналы связи
Помните, мы говорили о том, как важно для организации установить четкий план внутренней коммуникации? Это потому, что разные сообщения лучше доставляются через определенные каналы связи.
Первое, что нужно сделать, это выбрать наиболее полезные средства связи для вашего бизнеса. После этого рекомендуется придерживаться последовательности в донесении новостей компании.
Наличие несогласованных каналов связи, что означает случайное переключение между инструментами, является проблемой коммуникации, с которой часто сталкиваются многие современные сотрудники.
Вместо того чтобы тратить драгоценное время на выполнение своих задач, сотрудники, скорее всего, будут тратить время на поиск необходимой информации по всем доступным каналам связи.
Таким образом, предприятия могут столкнуться с серьезным падением производительности труда из-за несоблюдения последовательности в организации внутренней коммуникации.
Недостаточная вовлеченность сотрудников
К нашему списку коммуникативных проблем добавляется отсутствие или низкая вовлеченность сотрудников.
Как так?
Честно говоря, вовлеченность сотрудников является ключевым фактором в улучшении коммуникации на рабочем месте.
Пока с их стороны нет интереса слушать, ваши усилия по налаживанию эффективного общения на рабочем месте будут напрасными.
Очень важно найти правильные сообщения для мотивации ваших сотрудников. Это действительно одна из самых сложных коммуникативных проблем, но она, вероятно, полностью изменит ваш бизнес к лучшему.
Чем целеустремленнее и восприимчивее будут сотрудники компании, тем больше они привнесут в бизнес. Обычно это приводит к экономии времени, поскольку нет необходимости в дополнительных пояснениях. Следовательно, это может привести к сокращению необходимых сроков и, в конечном счете, к увеличению возможностей для выполнения новых проектов.
Таким образом, как только вы заручитесь поддержкой своих работников, вы вскоре увидите результаты их работы и вашей компании в целом.
Отсутствие обратной связи
Предоставление обратной связи многими считается трудной задачей, особенно когда речь идет об отрицательной обратной связи.
Хотя никогда не бывает приятно сообщать кому-то плохие новости, обратная связь необходима для личного и профессионального развития. В конце концов, не зная, что что-то нуждается в улучшении, как можно совершенствовать свои навыки?
Тем не менее, обратная связь — это улица с двусторонним движением.
Для улучшения внутренней коммуникации и роста компании ценна и необходима обратная связь как от рядовых сотрудников, так и от высшего руководства.
Хотя никто из нас не любит критику, в конце концов, искренняя, конструктивная и ориентированная на развитие обратная связь отвечает интересам как бизнеса, так и сотрудников.
Информационная перегрузка
Информирование ваших сотрудников о важных бизнес-решениях — отличный способ стимулировать вовлеченность сотрудников.
Между тем, заваливать их ненужной информацией, переполнять их почтовые ящики и мешать их рабочему процессу и концентрации — не лучший вариант.
Ненужные встречи или электронные письма отвлекают внимание, что снижает производительность, и их следует избегать любой ценой. Прежде чем созывать собрание или отправлять электронное письмо, тщательно продумайте, все ли затрагиваемые темы актуальны для расширенной команды.
В конечном счете, чрезмерный обмен информацией может растратить ресурсы компании и привести к потере сотрудниками драгоценного времени.
Информация о компании и новости отдела должны распространяться в соответствии с хорошо продуманным планом внутренней коммуникации, как упоминалось ранее.
Недостаток сотрудничества
Последние статистические данные о сотрудничестве на рабочем месте показывают, что 75% сотрудников считают командную работу и сотрудничество очень важными. Более того, сотрудничество входит в четверку самых важных навыков для будущего успеха сотрудников.
Как показывают данные, сотрудничество между командами и отделами внутри организации имеет решающее значение для профессионального роста и процветания компании.
Итак, как отсутствие сотрудничества становится проблемой для бизнеса?
Наверное, каждый из нас может вспомнить ситуацию, когда нас заставляли работать с нашими нелюбимыми коллегами. В этих условиях важна адаптивность.
Несмотря на потенциальную враждебность и прошлые или текущие конфликты, проекты быстро рушатся, если вовлеченные в них люди не откладывают в сторону свои личные чувства. Поскольку это явно представляет потенциальные риски для компании, следует принять превентивные меры.
Некоторые предприятия пытаются наладить сотрудничество и создать плодотворный поток общения между коллегами посредством различных действий по решению проблем. Тимбилдинги — это, например, один из самых приятных и эффективных способов вдохновить на сотрудничество.
Плохая коммуникация при приеме на работу
Чтобы стать ценным активом компании, каждый новый сотрудник должен пройти хорошо спланированный и тщательный процесс адаптации.
Содействие интеграции нового сотрудника требует подготовки понятных инструкций по адаптации и учебных занятий.
Особенно в случае удаленной работы адаптация превратилась в более сложный процесс, ставший проблемой, которая может привести к неэффективному общению на рабочем месте.
Недостаток удаленной работы заключается в том, что она уменьшает общий опыт между членами команды. Следовательно, налаживание прочных межличностных отношений становится все труднее, особенно для недавно интегрированных людей.
Эффективная коммуникация на рабочем месте в контексте удаленной работы может быть легко нарушена техническими сбоями.
Для новичка вполне естественно вначале чувствовать себя ошеломленным количеством полученной информации. Мы все были там и знаем, что это такое, верно?
Быть новичком и не знать, куда обратиться за помощью, может быть сложно и неприятно.
Адаптация к новому рабочему месту включает в себя процесс проб и ошибок, к которому менеджеры должны относиться с пониманием и сочувствием.
Чтобы облегчить процесс адаптации нового сотрудника, менеджеры могут временно использовать единый инструмент связи, где они предоставляют всю необходимую информацию о адаптации.
Кроме того, введение новой информации в процессе адаптации может оказаться более эффективной тактикой, чем заваливание нового члена команды всей информацией сразу. Это потому, что таким образом сотрудники могут быстрее ассимилироваться.
Кроме того, коммуникация при приеме на работу и общий процесс, скорее всего, пройдут более гладко, если руководители будут поощрять новых сотрудников задавать вопросы – когда это необходимо.
Политика открытых дверей рекомендуется для создания доверия и стимулирования вовлеченности сотрудников.
Плохая координация между командами
Хотя в компании есть несколько отделов, каждый из которых имеет свою четко определенную роль, когда вы оцениваете эффективность своего бизнеса, вы смотрите на него как на единое целое.
Это означает, что независимо от их независимости отделы организации должны всегда оставаться на связи.
Плохая координация между командами возникает, когда одна или несколько сторон не могут полностью передать все ключевые компоненты своих общих задач.
Плохая координация между отделами — это коммуникационная проблема, с которой предприятия должны с осторожностью справляться, поскольку это может помешать бизнесу достичь своих целей.
Кроме того, когда отделы не могут эффективно общаться, бизнес может столкнуться с рядом последствий — от жалоб клиентов до денежных потерь.
Плохие коммуникативные навыки
Нет ничего постыдного в том, чтобы признать, что некоторые люди лучше умеют общаться, чем другие.
Например, для экстравертов общение так же естественно, как дыхание. С другой стороны, для интровертов это может иногда вызывать трудности.
По правде говоря, секрет эффективного общения в попытках.
Даже если некоторые из нас не являются естественными коммуникаторами, хорошая новость заключается в том, что если есть воля, есть способ.
К счастью, сегодня в Интернете есть множество курсов и учебных занятий, которые могут помочь вам улучшить навыки общения.
Осознавая важность эффективного общения на рабочем месте, все больше компаний внедряют программы общения для своих сотрудников.
Они могут быть ориентированы на курсы иностранных языков — для укрепления многонациональной рабочей силы. Или на межличностное общение и так далее. Растущий интерес к эффективной внутренней коммуникации очевиден.
Дополнительно при подборе персонала HR-агенты и менеджеры уделяют особое внимание коммуникативным навыкам кандидата. Часто эти самые навыки исследуются и сильно влияют на решение о найме.
Наличие сотрудников с плохими коммуникативными навыками представляет собой коммуникативную проблему, поскольку это мешает общению в целом и может сдерживать компанию.
Наем людей с отличными коммуникативными навыками обязателен для бизнеса, поскольку сотрудники являются прямым отражением организации.
Информационные хранилища
Последний пункт в нашем списке примеров коммуникативных проблем — это информационные хранилища.
Будь то электронное письмо, презентация, заметки и т. д., это относится к ситуациям, когда информация скрыта или просто утеряна. Информационные хранилища явно создают проблемы с коммуникацией, поскольку они могут привести к задержкам, дублированию работы и так далее.
Коммуникационные проблемы через различные коммуникационные платформы
Коммуникационные проблемы внутри организаций могут возникать во многих точках коммуникационного потока.
Иногда препятствия возникают из-за используемых каналов связи, способа подачи информации или обратной связи.
Учитывая текущую популярность удаленной и гибридной работы, большая часть внутреннего общения стала опосредованной технологиями.
Следовательно, вполне логично, что эти основные проблемы связи будут возникать через цифровые каналы связи.
Чтобы дать более четкое представление, мы кратко опишем наиболее распространенные проблемы связи по различным каналам.
1. Сообщения и видеозвонки
Сообщения, пожалуй, самое популярное средство общения на сегодняшний день. Это потому, что они быстро доставляют информацию и не требуют немедленного ответа.
Однако при обмене сообщениями возникает проблема общения, поскольку отсутствие паравербальных элементов, таких как тон голоса, может привести к неправильному толкованию.
Более того, в настоящее время люди часто ограничивают свое общение смайликами.
Несмотря на то, что они действительно помогают быстрее передавать информацию, смайлики, к сожалению, лишены эмоционального смысла письменного сообщения или устного общения.
Это, в конце концов, приводит к более поверхностным межличностным отношениям и меньшим затратам на улучшение общего общения.
Видеозвонки, напротив, укрепляют близость между людьми. Хотя люди как-то неохотно к ним относятся.
Поскольку видеовызовы требуют общения в режиме реального времени, это не рекомендуется для всех ситуаций.
Одним из основных рисков использования этого вида связи являются технические ошибки, которые могут возникнуть. Плохое соединение, ошибки отображения или прерывания, и это лишь некоторые из них, могут серьезно снизить эффективность видеозвонка.
2. Общение лицом к лицу
Общение лицом к лицу часто может быть одним из наиболее эффективных способов общения, однако это не всегда так.
Поскольку личное общение в значительной степени зависит от настроения людей в определенное время, иногда оно может оказаться совершенно неэффективным.
Факторами, влияющими на успех личного общения, обычно являются отношение, умение слушать и эмоциональные барьеры.
Пока люди не желают обращать внимание на определенную тему или отрицательно относятся к ней, маловероятно, что организационная коммуникация улучшится.
Вот почему время от времени рекомендуется проводить тимбилдинги — чтобы сотрудники могли расслабиться в компании своих коллег, укрепить доверие и в целом легче общаться.
Подведение итогов
Приведенные выше примеры коммуникативных задач являются наиболее распространенными и в то же время наиболее эффективными для бизнеса в настоящее время.
Надеюсь, глубокий анализ каждой из них помог вам лучше понять, как они влияют на компанию и какие существуют решения для их устранения.
Сребро Филипов
Сребро Филипов — автор обзоров программного обеспечения для блога Brosix.
Общение в трудных ситуациях | SkillsYouNeed
Большинство людей хотят избегать конфликтов и потенциально стрессовых ситуаций – такова природа человека.
Людям часто проще не сообщать о чем-то, что, по их мнению, может быть спорным или плохим, откладывая общение и позволяя ситуации развиваться.
Менеджер может воздержаться от сообщения сотруднику о том, что его уровень работы неудовлетворителен. Вы можете отложить этот «трудный» разговор с вашим партнером, особенно если он касается каких-то проступков, финансовых или эмоциональных проблем. Ребенок может откладывать сообщение родителям о том, что у него проблемы с учебой в школе.
Большинство людей могут вспомнить времена, когда они откладывали этот «трудный» разговор. Большинство людей также признают, что откладывание трудного разговора снимает краткосрочную тревогу. Однако постоянное откладывание сложных коммуникативных ситуаций часто приводит к чувству разочарования, вины, досады на себя, гнева, снижению уверенности в себе и, в конечном счете, к еще большему стрессу и тревоге.
Если следовать некоторым простым рекомендациям и использовать отлаженные навыки общения, общение в трудных ситуациях станет проще.
Есть два различных типа трудных разговоров, запланированных и незапланированных:
Запланированные разговоры происходят, когда предмет обдумывается, они планируются, поскольку время, место и другие обстоятельства были устроены или выбраны по причине.
Запланированные трудные разговоры могут включать просьбу работодателя о повышении заработной платы или, возможно, сообщение вашим родителям, что вы уезжаете из дома, чтобы жить в другом месте. Хотя эти ситуации по своей природе сложны, они контролируются, и если есть время, чтобы подготовиться и правильно подумать о том, как другие могут реагировать, они часто могут оказаться проще, чем предполагалось.
Незапланированные трудные разговоры происходят под влиянием момента; они часто подпитываются гневом, который в крайних случаях может привести к агрессии.
Наши страницы: Что такое гнев? и Как бороться с агрессией раскрывают эти темы более подробно.
Часто после незапланированного трудного разговора мы чувствуем прилив эмоций – сожаление или стыд, если что-то пошло не так, или потенциальное повышение самооценки и уверенности в себе, если получилось. После таких встреч будет мудро задуматься и извлечь уроки из нашего опыта, пытаясь найти положительные стороны и способы улучшить будущие незапланированные трудные разговоры.
Определенные виды работ и ролей требуют профессионального подхода к сложному общению, проявляя сочувствие, такт, осмотрительность и ясность. Вот некоторые примеры:
Политикам часто приходится сообщать плохие новости, например, о неудачах в их отделах, скандалах, невыполнении задач и т. д. Поскольку политики находятся в центре внимания общественности, о них можно судить по тому, насколько хорошо они сообщают плохие новости. Они будут беспокоиться о своем электорате и последствиях для их самооценки, их политической партии и их страны. Политики нередко используют «политиков» и «гуру по связям с общественностью», которые могут дать совет, смягчить личную вину и найти положительные стороны в потенциально плохих новостях. Еще один трюк, который иногда используют политики, заключается в том, чтобы совместить выпуск плохих новостей с какой-то другой, не имеющей отношения к делу крупной новостью, в надежде, что внимание средств массовой информации и общественности будет сосредоточено на чем-то другом.
Врачам и другим специалистам здравоохранения может потребоваться сообщить плохие или неожиданные новости пациентам и родственникам пациентов, например, диагноз и прогноз. Такие специалисты должны пройти обучение и отработать практические сценарии, чтобы помочь им эффективно и деликатно доносить такие новости.
Полицейским и другим сотрудникам правоохранительных органов может потребоваться сообщить плохие новости жертвам преступлений, их семьям и друзьям. Такие профессионалы должны пройти хотя бы базовую подготовку по донесению плохих новостей.
Руководителям в организациях может потребоваться передать сложную информацию на нескольких уровнях сотрудникам, которые не выполняют свою работу или если необходимо увольнение. Менеджерам также может потребоваться сообщить плохие новости вышестоящим директорам или членам совета директоров, возможно, прибыль упала или какое-то подразделение организации терпит неудачу.
Ваша работа . Каким бы ни был ваш род деятельности, будут моменты, когда вам нужно будет эффективно передавать трудную информацию другим. Это важный навык для трудоустройства, который будут искать многие работодатели. Вас могут попросить привести примеры на собеседовании при приеме на работу или во время какой-либо программы оценки или профессионального развития.
См. наши страницы: Навыки трудоустройства и Переносимые навыки для получения дополнительной информации.
Эмоции и перемены
Есть два основных фактора, затрудняющих общение: эмоции и перемены.
Эмоции
Люди склонны рассматривать эмоции как положительные или отрицательные. Счастье позитивно, и поэтому печаль должна быть негативной, спокойствие позитивно, тогда как стресс и тревога негативны. Эмоции, однако, являются естественной реакцией на ситуации, в которых мы оказываемся, и единственный случай, когда нам нужно беспокоиться, — это когда мы постоянно чувствуем эмоции, не соответствующие нашей текущей ситуации. Таким образом, эмоции бывают не положительными или отрицательными, а уместными или неуместными.
Столкнувшись с неожиданными новостями, мы можем расстроиться, расстроиться, разозлиться или, возможно, быть очень счастливыми и взволнованными. Полезно понять, как мы эмоционально реагируем на вещи, и подумать о различных способах контроля эмоций, если это необходимо. Точно так же, если нам нужно сообщить информацию, которая может оказать эмоциональное воздействие на другого человека, полезно предвидеть, каким может быть это воздействие, и соответствующим образом адаптировать то, что мы говорим или пишем.
См. наши страницы: Управление эмоциями и Понимание других , чтобы узнать больше о своих эмоциях и эмоциях других людей и о том, как чутко с ними справляться.
Изменения
Часто трудные разговоры касаются каких-либо изменений , например, изменений в вашей работе или способе ведения дел, изменений в финансах или здоровье, изменений в отношениях. Важно помнить, что изменения неизбежны.
Наша страница Управление персональными изменениями объясняет это более подробно.
Разные люди по-разному справляются с переменами, некоторые очень положительно реагируют на изменение обстоятельств, в то время как другие могут только поначалу видеть проблемы и трудности. По возможности полезно подумать о положительной стороне изменений и потенциальных возможностях, которые они могут принести. Для благополучия человека лучше, если он сможет воспринимать изменения как можно более позитивно, помогая тем самым свести к минимуму стресс и тревогу.
См. нашу страницу: Стресс: симптомы и триггеры , которая включает в себя список самых стрессовых жизненных событий, в основном связанных с переменами.
Дополнительная литература из книги «Навыки, которые вам нужны»
Разрешение конфликтов и посредничество
Узнайте больше о том, как эффективно разрешать конфликты и урегулировать личные отношения дома, на работе и в обществе.
Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать больше о своих навыках межличностного общения или развить их, и полны простой для понимания практической информации.
Как вести трудный разговор
Должен быть баланс между сообщением чего-то трудного и максимально деликатным отношением к тем, кого это касается. Набор навыков, необходимых для этого, может показаться несколько противоречивым, поскольку вам, возможно, придется быть одновременно твердым и мягким в своем подходе.
Рекомендуемые навыки включают:
Сбор информации
Прежде чем начать, убедитесь, что у вас есть факты, и вы знаете, что вы собираетесь сказать и почему вы собираетесь это сказать. Постарайтесь предвидеть любые вопросы или опасения, которые могут возникнуть у других, и тщательно продумайте, как вы будете отвечать на вопросы.
См. наши страницы: Анкетирование и Типы вопросов .
Быть настойчивым
Если вы уверены, что нужно что-то сообщить, сделайте это настойчиво. Не отступайте и не передумайте в середине разговора, если, конечно, для этого нет веских причин.
Посетите нашу страницу: Самоуверенность — Советы и методы для получения дополнительной информации.
Быть эмпатом
Поставьте себя на место другого человека и подумайте, как он отнесется к тому, что вы ему говорите; как бы вы себя чувствовали, если бы роли поменялись местами? Дайте другим время задать вопросы и оставить комментарии.
См. нашу страницу: Что такое эмпатия? .
Подготовка к переговорам
Часто сложная ситуация требует определенного количества переговоров , будьте к этому готовы. Ведя переговоры, стремитесь к беспроигрышному исходу, то есть к выигрышу всех сторон.
См. наши страницы Что такое переговоры? и Искусство такта и дипломатии для получения дополнительной информации.
Использование подходящего вербального и невербального языка
Говорите четко , избегая жаргона, который другие стороны могут не понять, устанавливайте зрительный контакт и старайтесь сидеть или стоять расслабленно. Не используйте конфронтационный язык или язык тела.
Наши страницы: Вербальное общение и Невербальное общение содержат дополнительную информацию о том, как эффективно общаться.