Склонность к проф деятельности примеры: Кем быть? » Интересы, склонности и способности в выборе профессии

Содержание

6 вариантов бесплатного тестирования для выбора профессии

Виктория Зорина

мать целеустремленного подростка

Профиль автора

Когда моя старшая дочь переходила в седьмой класс, она уже говорила о том, что хочет быть дизайнером, и даже рассказала про вуз, в который хочет попасть.

В 2023 году в конце восьмого класса она выбирает между дизайном и программированием. К 10—11 классу ее мнение может поменяться, я помню это по собственному опыту. Сделать разумный выбор, а иногда и увидеть новые неожиданные варианты помогут тесты на профориентацию.

После прохождения некоторых тестов предложат оплатить консультацию специалиста. В одних случаях профориентолог дает рекомендации только на основании теста, в других — общается с подростком и дает личные рекомендации на основании и результатов теста, и беседы.

Зачем нужна консультация специалиста

Галина Тихонова

профориентолог

В бесплатных вариантах тестирования вы обычно получаете ограниченный перечень профессий, не всегда актуальный и свежий. Интерпретировать результаты придется самостоятельно. Консультант знает о рынке труда, современных и востребованных профессиях, может об этом рассказать и предложить образовательную траекторию для подростка: когда и куда поступать, как развивать сильные стороны.

Тесты оценивают определенные параметры и выдают усредненные результаты. В личной беседе консультант оценивает личные качества, компетенции, ценности, индивидуальные особенности и таланты ребенка. Чем больше факторов, тем выше вероятность подобрать именно то, что надо конкретному подростку.

Я прошла 7 тестов самостоятельно и попросила дочь-подростка сделать то же самое. Для детей помладше есть тесты на определение склонностей, чтобы подобрать подходящий кружок или секцию.

Все тесты из списка доступны бесплатно, но не всегда результаты показаны полностью. Я советую пройти несколько тестов, чтобы сравнить рекомендации и определиться с решением.

Профперспектива

Где пройти: «Профориентатор»
Сколько времени займет: 5—10 минут
Сколько стоит: бесплатно, консультация обойдется в 4900 Р

Особенности. Тест состоит из 32 вопросов, в каждом три варианта ответа, связанных с экономикой, технологиями или коммуникациями, — можно выбрать только один. Вопросы заставляют задуматься, что ребенку интереснее: изобрести вакцину от ВИЧ-инфекции или создать искусственный интеллект, который воспроизводит работу человеческого мозга.

Тест может показаться слишком прямолинейным: по вариантам ответов сразу видно, к чему клонит автор. Кроме того, в ответах почти ничего нет о творчестве, но в результатах тестирования творчество есть.

Как выглядит отчет. В отчете показана склонность подростка к разным направлениям деятельности. По 1—3 профилям с максимальными баллами даются рекомендации, текст по каждой сфере одинаковый для разных людей.

Ребенок получает оценку девяти направлений деятельности по 10-балльной шкале

После прохождения теста сайт предлагает записаться на летнюю смену в лагерь по интересующему направлению и пройти платную консультацию по выбору профессии. Мне отчет показался кратким и слишком общим. Для правильного выбора этих результатов недостаточно.

Результат ребенка. Дочь получила 8,8 балла из 10 по экономическому профилю, 5,8 — по социально-психологическому и 5,7 — по информационно-технологическому. Интересно, что по художественно-творческому профилю у нее самая низкая оценка — 2,9 балла.

/list/not-a-phase/

Что мне помогает понять подростка: 8 подкастов и ютуб-каналов

ПрофТест

Где пройти: «ПрофТест»
Сколько времени займет: около часа
Сколько стоит: тест с краткими результатами — бесплатно, тест с полным отчетом — 390 Р

Особенности. Опросник состоит из 14 тестов разной тематики — всего нужно ответить на 325 вопросов. Тест совмещает в себе профориентацию, оценку личностных качеств и разных видов мышления: конкретного, абстрактного, логического. В тестах нужно соглашаться или опровергать утверждения о том, как вести себя в разных ситуациях, выбирать ответы, которые вам ближе, и решать задачи на логику и математику.

Мне этот тест показался самым интересным и полезным: составлен грамотно, дает немало полезной информации о выборе карьерного пути и личных качествах.

Как выглядит отчет. В бесплатном отчете покажут 7 из 10 подходящих профессий и подробно расскажут о том, что для человека важнее в работе: например, стабильность, управление людьми, независимость или баланс работы и личной жизни.

В отчете много подробностей о разных профессиональных склонностях

В платной версии отчета покажут три самые подходящие профессии и подробный разбор результатов всех тестов с рекомендациями. На сайте есть пример полного отчета.

Результат ребенка. Дочери предложили профессии контент-менеджера, дизайнера, ивент-менеджера, а также высоко оценили ее профессиональную компетентность, способность соблюдать баланс в разных сферах жизни и руководить людьми. Делать выводы пока рано, но это вполне соответствует ее характеру.

Digital Human

Где пройти: Digital Human
Сколько времени займет: 40—50 минут
Сколько стоит: полный тест с краткой версией результатов — бесплатно, полный отчет — 3000 Р, полный отчет с консультацией — 5000 Р

Особенности теста. Опросник состоит из 15 тестов, в сумме более 200 вопросов. Авторы предлагают задуматься о своих эмоциях, роли в команде, креативности и стрессоустойчивости. В тестах нужно отметить, согласны ли вы с приведенными утверждениями, оценить утверждения по 7-балльной шкале или выбрать то, которое больше нравится.

Мне особенно понравился тест «Прошлое и будущее», в котором нужно ответить, занимались ли вы каким-то делом раньше и хотите ли попробовать в будущем. Это поможет понять, на какую работу человек согласен, а чего хочет избежать. Конечно, школьникам может быть трудно оценить свои желания, особенно если они не очень хорошо представляют суть работы. Зато они получат пищу для размышлений.

/rabotnica/

Как подростку подработать на каникулах

Полезно выявить профессии, которые точно интересуют или совсем не привлекают

Как выглядит отчет. В бесплатной версии представлены краткие результаты каждого теста.

Воспринимать сплошной текст не очень удобно, но информация полезная и может стать руководством к действию.

Отчет довольно краткий, но некоторые выводы из него можно сделать

На сайте можно посмотреть пример полного отчета.

Тест выглядит необычно, варианты ответов учитывают современные профессии: например, разработчик или блогер.

Результат ребенка. Дочери написали, что ей подходит креативная и научно-исследовательская сфера. Это похоже на правду: иногда она думает о том, чтобы стать биологом или программистом, хотя дизайн ее интересует больше всего.

Сферы интересов

Где пройти: «Учеба»
Сколько времени потратит ребенок: 15—20 минут
Сколько стоит: бесплатно

Особенности. В тесте 60 вопросов. Почти все предполагают выбор из двух вариантов: например, пугает или нет монотонная работа. Есть вопросы с несколькими ответами: например, какие передачи интереснее смотреть по телевизору.

Мне этот тест понравился, вопросы хорошо продуманы. Но написан он слегка небрежно: встречаются пунктуационные ошибки и разные формулировки ответов там, где они могли бы быть одинаковыми.

Как выглядит отчет. Система показывает 10 профессий, которые могут подойти по результатам тестирования, и для многих это удобнее, чем узнавать, что у них развит артистический профиль.

В этом отчете нет красивых графиков, только рекомендуемые профессии

У каждой профессии есть подробное описание и варианты, как ее освоить: ссылки на программы в вузах, колледжах, а также на курсы. Например, у будущего программиста выбор будет очень большим, а для фотографа список вариантов гораздо меньше.

Результат ребенка. Дочери предложили профессии ивент-менеджера, фотографа, искусствоведа, программиста, специалиста по информационной безопасности. У нее есть склонности к этим профессиям, но что она выберет — покажет время.

Большой тест на профориентацию

Где пройти: «Профгид»
Сколько времени потратит ребенок: 20 минут
Сколько стоит: тест из 124 вопросов и заданий — 349 Р, второй тест в подарок, консультация — 25 000 Р

Особенности. Большинство вопросов предполагают ответ «да» или «нет». Есть вопросы, где нужно выбрать один из 8—9 вариантов ответа: например, «Что бы вы хотели делать, создавая спектакль с друзьями?».

Тест создали опытные профориентологи, которые считают, что успешная работа зависит от мотивации. Поэтому профориентацию предлагается начать с определения своих желаний, а потом соединить их с личными качествами и интеллектуальными способностями.

Мне этот тест понравился необычными вопросами и ситуациями: они могут натолкнуть на мысль о какой-то новой сфере применения своих способностей.

Как выглядит отчет. В 2021 году была бесплатная версия теста, там оценивали 3 из 12 профилей: «Искусство», «Коммерция», «Коммуникативные практики». В каждом профиле указывают уровень интересов и способностей.

Из этого теста можно узнать о себе много нового

Подход мне понравился: описания четкие и конкретные. В 2023 году можно пройти только полную версию теста. В полной версии расписаны все профили и есть список подходящих профессий с кодами специальностей в вузах. На сайте есть пример полного отчета.

Результат ребенка. Тест высоко оценил интерес дочери к искусству, а вот способности посчитал не очень высокими. Возможно, из-за того, что она проходила сокращенную версию теста. Средние способности к предпринимательству и хорошие навыки общения — это про нее.

Бесплатная профориентация: тест и онлайн-курс

Где пройти: «Фоксфорд»
Сколько времени потратит ребенок: 10 минут
Сколько стоит: бесплатно

Вопросы очень интересные, даже мне захотелось пройти тест

Особенности. В тесте всего 15 вопросов с выбором из двух вариантов. Фантазия создателей впечатляет — все вопросы необычные. Например, при выборе предмета, на который стоит налегать в школе, предлагают физику и физкультуру.

Как выглядит отчет. Здесь нет баллов — появляется один из заранее внесенных на сайт вариантов. В каждом есть описание результата, перечисление сильных сторон, есть список из 4—5 подходящих профессий и школьных предметов, которые стоит изучать на углубленном уровне уже сейчас. В конце система предлагает пройти бесплатный курс по профориентации.

Результат ребенка. Дочь узнала, что она аналитик и ей стоит выбрать профессию инженера или космонавта. Результат ее развеселил, но и заставил задуматься. Она тоже отметила, что вопросы составлены с юмором.

Отчет совсем небольшой, но вся важная информация в нем есть

Тест на определение профориентации

Где пройти: «Тестометрика»
Сколько времени потратит ребенок: 10 минут
Сколько стоит: бесплатно

Особенности. В тесте 42 вопроса, где нужно выбрать одно занятие из двух — например, руководить группой туристов или ремонтировать смартфоны. Занятия придуманы интересные, тест мне понравился.

В конце нужно выбрать пол отвечающего и возраст — для подростков это разбивка по два года с 12 до 18 лет.

Как выглядит отчет. В результате оценивается склонность к разным профессиям по пяти категориям: «человек — человек», «человек — природа», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественные образы». В каждой категории указывают подходящие профессии и предлагают пройти платные курсы по смежным темам.

Результат ребенка. Дочь получила 7—9 баллов в каждой категории, больше всего — в категории «человек — художественные образы». Рассказала, что в некоторых случаях было сложно выбрать из двух профессий и что этот тест ей показался очень подробным.

Отчет показывает склонность к тем или иным профессиям

Личностное и профессиональное самоопределение: характеристики, факторы, трудности

Содержание

  • Что такое профессиональное самоопределение?
  • Основы и особенности профессионального самоопределения
  • Структура профессионального самоопределения
  • Основы и особенности профессионального самоопределения
  • Характеристики профессионального самоопределения
  • Факторы профессионального самоопределения личности
  • Динамика профессионального самоопределения личности
  • Конфликты профессионального самоопределения
  • Трудности профессионального самоопределения
  • Типы профессионального самоопределения
  • Алгоритм профессионального самоопределения
  • Человек как субъект профессионального самоопределения
  • Психология профессионального самоопределения
  • Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении
  • Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес к профессии
  • Профессиональное самоопределение и саморазвитие
  • Профессиональное самоопределение и самооценка
  • Психические процессы, важные для профессионального самоопределения
  • Теории профессионального развития субъекта самоопределения
  • Типологии профессионального и личностного самоопределения
  • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение личности
  • Профориентация и профессиональное самоопределение
  • Составляющие процесса профессионального самоопределения
  • Роль педагога в профессиональном самоопределении
  • Профессиональное самоопределение в рамках сетевого взаимодействия
  • Психологическое сопровождение профессионального самоопределения
  • Тренинги профессионального самоопределения
  • Профессиональное самоопределение в России
  • Особенности профессионального самоопределения в России
  • Современное производство и профессиональное самоопределение
  • Список литературы по профессиональному самоопределению

Что такое профессиональное самоопределение?

Основы и особенности профессионального самоопределения

Профессиональным самоопределением личности называется познание и изучение индивидом мира профессий, в ходе которого у него формируется мнение о собственных навыках, умениях, желаниях и возможностях в той или иной профессиональной сфере.

Любой человек хотя бы раз в своей жизни сталкивался с проблемой выбора. Поиск профессии в процессе профессионального самоопределения – обязательный пункт становления личности. Обычно в наиболее тяжелом положении оказываются подростки, хотя с подобной проблемой можно столкнуться в любом возрасте.

Структура профессионального самоопределения

Она, согласно самой распространенной теории, представляется следующим образом:

  •  Когнитивная составляющая – отвечает за способность воспринимать и перерабатывать поступающую информацию;

  •  Поведенческая составляющая – потенциальная реакция человека на события;

  •  Эмоциональная составляющая – способность индивида воспринимать и анализировать собственные эмоции.

Основы и особенности профессионального самоопределения

Особенностью рассматриваемого процесса можно считать неопределенное положение, в котором оказывается индивид в настоящем времени, а также тревогу за будущее, так как нет никакой уверенности в правильности конечного выбора профессии в рамках профессионального самоопределения.

Характеристики профессионального самоопределения

К ним относятся:

  • Избирательность индивида по отношению к профессиям,

  • Осознанный выбор профессии, исходя из способностей и наклонностей личности, а также из социально-экономических условий в стране и мире,

  • Растянутость процесса во времени, постоянная корректировка и переосмысление своего места в профессии,

  • Взаимосвязь с потребностью личности в самореализации, показатель зрелости как социальной, так и психологической.

Факторы профессионального самоопределения личности

Их можно разделить на две группы: субъективные и объективные. К первым можно отнести личные качества отдельного человека, его врожденные психические особенности (темперамент), а также уже приобретенные (интересы, самооценка).

Объективные факторы формируются причинами извне: окружением индивида, социальным положением и др. Именно последняя группа факторов отвечает за осознанную процедуру профессионального самоопределения.

Динамика профессионального самоопределения личности

Напрямую зависит от факторов, влияющих на нее. Существует связь и с возрастными особенностями и процессом принятия себя как отдельной единицы, как сегмента общества и формирование собственного «я». Можно отметить ряд закономерностей:

  • Сначала на процесс выбора влияет набор нравственных ценностей, приобретенных человеком ранее.

  • Вторым этапом выбираются наиболее подходящие варианты сферы дальнейшей профессиональной деятельности: гуманитарная, техническая, естественно-научная.

  • Завершающей стадией становится формирование доверительного отношения к другим и к себе. Становится очевидным, что профессиональное и личностное самоопределение существуют неотрывно друг от друга.

Конфликты профессионального самоопределения

В процессе поиска квалификационного «я» нередки случаи конфликта. Обычно он носит внутриличностную направленность, но можно выделить несколько видов:

  • Конфликт между психолого-квалификационными и/или социально-квалификационными составляющими (конфликт образа жизни и будущей работы).

  • Противоречия между реальными навыками и личными запросами, а также между навыками и характером будущей деятельности.

  • Противоречия между субъективными и объективными факторами, влияющими на выбор будущей карьеры.

  • Отдельно стоит отметить конфликт, связанный с отсутствием самой потребности в процессе профессионального самоопределения. Индивид может быть не готов к серьезным переменам или не чувствует в них реальной необходимости.

К счастью, любой конфликт можно решить, хоть и не всегда быстро. 

Иногда внутриличностный конфликт требует особого деликатного подхода, обеспечить который может только компетентный психолог. 

Возможность эффективного «самолечения» есть, однако необходимо понимать механизм профессионального самоопределения. Нужно самостоятельно корректировать уровень своих притязаний, находить новые смысловые ориентиры, способствовать повышению эмоционального интеллекта и выстраивать позитивный сценарий будущей деятельности. 

Иногда не совпадают жизненные цели и цели профессионального самоопределения. Нужно обращать внимание на детали: при перманентных неудачах во время поиска работы постарайтесь проанализировать собственное отношение к сложившейся ситуации. Возможно, вам стоит найти альтернативные смыслы и сценарии дальнейших действий или же найти проблемы, порождающие внутренний конфликт.

Трудности профессионального самоопределения

К таким проблемам относятся:

  • Несоответствие трех внутренних «я»: реального, возможного и деформированного.

  • Сильные различия в умениях и навыках по отношению к запросам.

  • Работа, где человек находится не благодаря, а вопреки собственному желанию.

  • Глубинные проблемы, которые практически невозможно выявить без помощи специалиста.

  • Ценности профессионального самоопределения.

Жизненные ценности также оказывают неоспоримое влияние на процесс профессионального самоопределения личности. Обычно ценностные ориентации связывают с поиском смысла жизни, в процессе которого человек находит собственную мотивацию. Понимание того, зачем вы двигаетесь к той или иной цели, позволяет воплощать собственные приоритеты в жизнь, которые, в свою очередь, дают возможность самореализации. Именно поэтому важно определить ценности своего пути профессионального самоопределения.

Типы профессионального самоопределения

Выделяют следующие типы:

  • Функциональный: работник находит свое место в выполнении одной, часто монотонной, задачи.
  • Ограниченный: на конкретном рабочем месте: работник имеет более широкий, но все же ограниченный перечень задач.

·         Специализированный в узком смысле: человек стремится найти свое призвание в единственной специальности.

·         Трудово1: работник хочет стать успешным в целой отрасли родственных специальностей.

Алгоритм профессионального самоопределения

Он может быть следующим:

1.     Проанализируйте свои предпочтения: на что тратится больше всего времени, на что бы хотелось его тратить, что приносит удовольствие и успокоение?

2.

     Определите профессию, либо направление будущей деятельности.

3.     Попробуйте понять свои сильные стороны. Вспомните, на каком предмете в школе или университете получалось обретать больше похвал, за какие виды работ были лучшие оценки и др.

4.     Сопоставьте пункты три и четыре.

5.     Обратитесь к специализированным источникам и проверьте свою глубинную мотивацию и природную склонность. Исключите из списка получившихся направлений те, которые не принесут удовлетворения.

6.     Обратите внимание на требования, выдвигаемые к работникам. Подходят ли они именно вам?

7.     Постарайтесь быть честны сами с собой: определите темперамент, навыки, эмоциональные составляющие и т.д. Попробуйте поговорить об этом с близкими людьми, попросите их быть беспристрастными.

8.     Переходите в активную фазу трудоустройства. Обратитесь к рынку труда: идет ли набор на подходящие специальности.

9.     Испытайте себя в деле. В случае трудностей попробуйте выяснить их глубинные причины и скорректировать их.

Человек как субъект профессионального самоопределения

Психология профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение невозможно без самоопределения личностного. Два эти процесса неразрывно связаны между собой. Личностное определение прежде всего характеризуется формированием субъективных ценностей и особенностей индивида, которые в свою очередь влияют на самоопределение профессиональное.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении

Значимыми факторами в формировании рабочего мировоззрения и компонентами профессионального самоопределения являются темперамент и характер. Первый оказывает влияние на скорость мыслительных процессов, дисциплинированность и предпочтение в типах работы. Интроверты предпочитают работать в одиночку, так как большое количество людей требует от них траты значительных ресурсов, а экстраверты – наоборот, предпочитают работу в команде. Характер неотрывен от темперамента и тоже воздействует на дальнейший род деятельности человека. Хитрый или прямолинейный? Общительный или застенчивый? Самоуверенный или самокритичный? Но стоит учитывать, что характер и темперамент все же не играют определяющую роль в профессиональном самоопределении личности, хотя понимание этих составляющих поможет облегчить дальнейший путь в профессии. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение гораздо более сложные понятия и требуют комплексного подхода.

Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес к профессии

Интерес к профессии напрямую зависит от эмоциональных характеристик человека. Консервативный человек вряд ли будет хорошим рекламщиком, да и навряд ли он в принципе заинтересуется данной профессией, так же, как и замкнутый е заинтересуется перспективой работы на публику. Жизненное и профессиональное самоопределение способствует формированию и развитию интереса к определенной профессии.

Профессиональное самоопределение и саморазвитие

Важно обратить внимание на процесс самопознания. В течение жизни предпочтения в работе могут меняться, так же, как и понимание собственных сил даже у самых здравомыслящих людей не всегда отражает реальную картину. Профессиональное саморазвитие и последующее самоопределение включает процесс совершенствования себя как в квалификационном или интеллектуальном плане, так и в плане духовным. 

Саморазвития включает работу над эмоциональным интеллектом, грамотное развитие которого помогает сформировать адекватную самооценку.

Профессиональное самоопределение и самооценка

Обладая здоровым пониманием собственных способностей и возможностей, человек стремится заниматься тем делом, которому соответствует. Но не все люди могут адекватно проанализировать свои возможности (особенно это касается молодых ребят), поэтому на пути профессионального самоопределения возникают некоторые трудности. Саморазвитие – это трудный, но важный процесс как для жизни, так и для профессионального самоопределения.

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения

Наряду с вербальными характеристиками, тесно связанными с процессом профессионального самоопределения, существуют и характеристики невербальные. К ним относятся психические процессы. Обычно, выделяют три основных процесса:

1.     Ощущение и созерцание, куда входит деятельность анализаторов (органов чувств, нервов и отделов мозга). Данный процесс отвечает за адаптивные способности человека. Далее следует восприятие, непосредственное отражение чувств в сознании.

2.     Абстрактное мышление отвечает за переработку полученного опыта. Сюда же входит и анализаторская способность.

3.     Деятельность на практике – непосредственное воплощение идей абстрактного мышления в жизнь.

Роль психических процессов в профессиональном самоопределении очень важна, тем не менее, даже врожденные психические особенности можно скорректировать.

Теории профессионального развития субъекта самоопределения

Известный многим из нас психоаналитик Зигмунд Фрейд выдвинул психодинамическую теорию самоопределения, которая говорит, что первоопределяющим в профессиональной ориентированности человека является его детский опыт. Индивид будет стремиться воплотить в жизнь бессознательное из его малых лет.

Несколько отличный взгляд, не имеющий привязки к развитию личности во времени, выдвинул американец Дж. Холланд. Ученый отталкивается от типирования людей, выделяя шесть разновидностей личности, которые влияют не только на профессиональное самоопределение, но и на самоопределение личностное:

  • Реалист: старается действовать согласно своим приобретенным навыкам, а не импульсивным порывам. Не является любителем творческих профессий, им предпочитает монотонную и последовательную деятельность. Склонен к материализму.
  • Социальный тип: дружелюбен и активен. В отличие от реалистов предпочел бы учить других людей чему-то новому и брать ответственность, добивается успехов в педагогике. Умеет мыслить ситуативно, а в мышлении обычно исходит из своих морально-этических ценностей.
  • Исследователь: хороший аналитик. Рационален и любопытен. Нет склонности к материализму и лучшим результатом своей деятельности скорее посчитает не наличие денег, а какое-то новое научное открытие.
  • Артист: можно назвать противоположным реалисту типом. Обычно, абсолютно непрактичен и непоследователен, склонен к импульсивным решениям, обладает богатым воображением и оригинальностью. От монотонной деятельности впадает в уныние.
  • Предприниматель: материалист, но, в отличие от реалистичного типа, энергичен и склонен к творческому мышлению. Ситуативен и целеустремлен.
  • Конвенционный тип: обладает слабой лидерской чертой, но большой ответственностью. Надежный командный работник, отлично проявит себя в больших, комплексных проектах.

Не все обладают «чистым» типом, что как дает и некоторые преимущества в выборе сферы профессионального приложения, так и может принести дополнительные трудности для индивида. Взаимосвязь между психотипом и желаемой работой все же прослеживается.

Типологии профессионального и личностного самоопределения

Периодизация человека в процессе труда стала одной из самых популярных теорий развития профессионального самоопределения, которую предложил российский ученый Е.А. Климов:

1.     Стадии игры и предигры. До 3 лет ребенку закладывают определенные навыки, которые, как показывает практика, имеют огромное влияние в будущем. Он учится как простым физическим действиям, так и простым правилам поведения в социуме. После 3 и до 8 лет маленький человек учится «играть в будущие профессии».

2.     Овладение учебной деятельностью. Примерно до 12 лет ребенок учится самоконтролю, когда делает домашнее задание для школы. Он учится грамотному распределению времени, чтобы хватило времени и на рутинные задачи, и на отдых. На данном этапе очень важна грамотная родительская поддержка.

3.     Стадия желания и выбора. До 18 лет уже не ребенок, но еще не взрослый индивид, учится понимать собственные желания, впервые сталкивается с проблемой выбора, начинает серьезно задумываться о перспективах.

Первые три стадии проходят практически все люди. В дальнейшем уже начинается ориентация на будущую профессиональную деятельность.

4.     Для тех, кто изъявляет четкое желание работать по выбранной специальности, начинается стадия профессиональной подготовки (ВУЗы, колледжи и др.).

5.     После завершения образовательной программы те, кто смогли устроиться на желанное место, входят в процесс становления полноценного профессионала и сотрудника. Но притирка начинается не только с рабочим процессом, но иногда и с коллективом.

6.      Стадия профессионального успеха, становление мастера своего дела.

7.     Стадия становления наставника. Завершающий процесс деятельности человека как субъекта профессионального самоопределения. Не все способны дойти до нее, так как быть профессионалом не всегда синонимично тому, чтобы быть учителем. Последний является тем человеком, который впоследствии сам должен будет помогать проходить путь профессионального самоопределения личности и дальнейшего выбора профессии.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение личности

Трудовое воспитание – это важнейшая составляющая, основа профессионального самоопределения. Сначала может показаться, что целью трудового воспитания может являться обучение человека определенным навыкам для дальнейшей профессиональной деятельности, но это не единственная его задача. К основным целям трудового воспитания можно отнести и формирование концепций труда. Почему он важен? Почему нужно его уважать? Как помочь найти мотивацию к труду? Именно данный процесс воспитания отвечает на все эти вопросы, помогая раскрыть все подходящие сферы профессионального самоопределения.

В настоящее время трудовым воспитанием занимается школа, хотя в последнее время данный процесс перестал быть обязательным в нашей стране. В этих условиях школьники теряют непосредственную связь с трудовой практической деятельностью в современной России. Грамотная психолого — педагогическая помощь сможет провести профессиональное самоопределение плавно, без вреда для учащихся.

Профориентация и профессиональное самоопределение


Профориентация — важнейший жизненный этап, который, обычно, проходит человек в школьном возрасте.

Составляющие процесса профессионального самоопределения

Компоненты алгоритма профессионального самоопределения в рамках профориентации следующие:

1.     Просвещение, а именно первичное ознакомление школьников со спектром работ. Освещение необходимых навыков, психических и физических особенностей, запрашиваемых для данного вида профессий.

2.     Консультирование, которое включает перечень рекомендаций специалиста для дальнейшего выбора.

3.     Поддержка – психологическая помощь для снижения нервозного напряжения, волнения и формирования позитивного образа работы.

Профессиональная ориентация – это первая стадия, без которой не может начаться и профессиональное самоопределение.

Роль педагога в профессиональном самоопределении

Роль педагога имеет определяющее значение в выборе профессии и профессиональном самоопределении. Зачастую у учащихся не складывается с предпочтительной профессией из-за плохого учителя по профильному предмету в школе. Помимо умения заинтересовать школьника, педагогу необходимо обладать навыками психолога. Нужно быть чутким и справедливым слушателем и ненавязчивым советчиком в вопросах, связанных с особенностями и сложностями профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение в рамках сетевого взаимодействия

Но не все зависит от энтузиазма педагога. Само учебное учреждение должно создавать благоприятную среду для профессионального самоопределения. Примеры таких учебных заведений уже есть в Роиссии. Прежде всего, необходимо ресурсное обеспечение: специализированное пространство, техническое обеспечение и т.д. К тому же, данный процесс предполагает более тесное знакомство с различными видами работ (экскурсии на производство). Профессиональное самоопределение в рамках сетевого взаимодействия – это задача образовательной политики как отдельной институциональной единицы (школы или ВУЗа), так и региона и страны.

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения

Учитель может обеспечить психологическое сопровождение, которое требует осознанное жизненное и профессиональное самоопределение личности. Основными направлениями деятельности могут стать психологические консультации школьников. Профессиональное и личностное самоопределение идут рядом друг с другом. Необходимо помогать школьникам, если они находятся в сомнениях по поводу дальнейшей трудовой деятельности. Огромное значение играет эмоциональное состояние учащихся, настрой на дальнейшую трудовую и учебную деятельность. Профессиональное самоопределение личности – одна из основных задач школы.

Тренинги профессионального самоопределения

Жизненное и профессиональное самоопределение – достаточно изученные на данный момент понятия, поэтому для решения трудностей у учащихся предлагается использовать специализированные тренинги, помогающие в общем развитии личности и в процессе профессионального самоопределения. В ходе педагогической деятельности может быть проведен следующий тренинг, направленный на профессиональное и личностное самоопределение:

1.     Лекции и игры о представлении о различных работах. Они выявляют способность учащихся ориентироваться на рынке труда.

2.     Тесты для выявление темпераментов учащихся.

3.     Тесты для раскрытия типов личности школьников, их сильных и слабых сторон.

4.      Сопоставление своих навыков с желаемой профессией.

5.     Знакомство учеников с рынком труда.

Данный тренинг рекомендуется проходить в рамках изучения курса обществознания.

Профессиональное самоопределение в России

Особенности профессионального самоопределения в России

В современной российской действительности отмечается перекос на рынке труда в сторону большого количества работников гуманитарных и социально-экономических сфер и ощущается нехватка кадров в техническом сегменте. Но высококвалифицированных работников что в первом, что во втором случае все же недостаточно. Профессиональное самоопределение очень важно, так как молодой человек в России часто выбирает профессию не исходя из своих реальных потребностей, предрасположенностей, личностных компонентов и качеств, а исходя из понимания того, какой путь будет для него проще в данный момент. Таким образом, профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение становятся зависимы от моды на те или иные специальности.

У западных ВУЗов есть удобная опция: специальный год по выбору на первом курсе обучения. Если абитуриент не смог определиться с желаемой программой обучения, он может взять этот год, чтобы набрать несколько интересных предметов. Исходя из приобретенного опыта, по окончанию первого года студент уже имеет некое представление о ряде специальностей и выбирает фаворита. 

В России аналога нет, поэтому абитуриентам стоит посвятить последние два года в школе не только подготовке к единому государственному экзамену, но и внимательной оценке собственных предпочтений при выборе будущего вида деятельности. Прекрасно подойдут дни открытых дверей в университетах, тематические группы в социальных сетях, встречи с выпускниками, а также консультации по профориентации.

Современное производство и профессиональное самоопределение

Но ориентация на реальные запросы рынка труда все же важна. Выбор профессии в рамках профессионального самоопределения в современных условиях представляется более легким процессом, так как на сегодняшний день определенные виды работ имеют узкую специализацию. Теперь программист – это слишком широкое название. Он может автоматизировать физические действия, создавать специальные алгоритмы или же создавать компьютерные игры! Поэтому сейчас даже гуманитарии, склонные к решению более творческих задач, могут найти дело по душе даже в техническом сегменте рынка труда.

Список литературы по профессиональному самоопределению

Как уже стало понятно, профессиональное самоопределение – процесс комплексный и достаточно сложный. Кроме тренингов и консультаций, помочь сделать выбор может специализированная литература. Осваивать материал можно как самостоятельно, так и под руководством преподавателя или другого старшего наставника.


Возврат к списку


Пока нет комментариев

Профессиональная деятельность | Элементы

Профессиональная деятельность охватывает все, что не относится к публикациям, обучению или грантам. Ниже приведен список доступных типов активности и описание каждого типа. Профессиональная деятельность должна быть введена вручную.


ПРИМЕЧАНИЕ. На мобильных устройствах проведите вправо, чтобы увидеть полную таблицу.

Публикации

Тип публикации Описание
Рефераты Опубликованное резюме выступления, постер или другой научный вклад, обычно представляемый на профессиональном собрании
Книги Книга, которую вы написали или написали в соавторстве, отредактировали или совместно отредактировали
Обзор книги Обзор научной книги, опубликованной в профессиональном журнале
Главы Вклад, автором или соавтором которого вы являетесь для отредактированного сборника статей, эссе и т. д.
Композиции Опубликованная музыкальная композиция
Конференции Доклады, представленные на профессиональных собраниях
Наборы данных Опубликован набор данных
Выставки Творческая или научная работа, выставленная в общественном месте
Интернет-публикации Научная работа, которая появляется в Интернете
Журнальные статьи Научная работа, опубликованная в печатном периодическом издании
Медиа Фильм, видео или другая цифровая работа, которая была публично представлена ​​или распространена
Прочее
Патенты Опубликованные патенты
Представления Деятельность исполнительского искусства (музыка, театр)
Плакаты Постер, представленный на профессиональном собрании
Производство Опубликована работа с конференции
Отчеты Научные, исследовательские или технические отчеты
Научные издания Работа другого автора, которую вы отредактировали
Программное обеспечение / код Опубликованные программы или приложения
Тезисы/диссертации Авторская диссертация или диссертация

Обучение

Тип обучения Описание
Пройденный курс Запланированный урок, автоматически импортированный из баннера
Академическое консультирование Количество студентов, получивших консультацию в течение учебного года
Служебное обучение/экспериментальное обучение Учебная деятельность, обычно связанная с курсом, включающая сервисное обучение или практический компонент
Членство в студенческом комитете и научный надзор Наблюдение за студентами с отличием или аспирантами, участие в комитете с отличием или аспирантами, руководство исследованиями
Преподавательские награды Внутреннее или внешнее признание передового опыта в обучении
Преподавательский грант Внутренняя или внешняя поддержка разработки новых курсов или подходов или улучшения существующих

Professional

Professional Тип Описание
Обслуживание учреждения Безвозмездная работа в отделе, колледже, кампусе или университетской системе (например, работа в комитете, членство в Сенате факультета и т. д.)
Служение дисциплине Безвозмездное служение профессиональной дисциплине (например, редактирование профессионального журнала, членство в комитете конференции и т. д.)
Охват Неоплачиваемая профессиональная услуга или опыт, направленные на пользу внешней аудитории
Повышение квалификации Непрерывное образование, новая сертификация, переаттестация и другие виды работы, направленные на продвижение по служебной лестнице
Профессиональные награды Повышение квалификации, новая аттестация, переаттестация и другие виды работы, направленные на продвижение по служебной лестнице

Профессиональная деятельность, заслуживающая доверия, в сравнении с компетенциями и навыками: изучение того, почему разные понятия часто смешивают

. 2022 май; 27(2):491-499.

doi: 10. 1007/s10459-022-10098-7. Epub 2022 28 февраля.

Олле Тен Кейт 1 , Дэниел Дж. Шумахер 2

Принадлежности

  • 1 Утрехтский центр исследований и развития медицинского образования, Университетский медицинский центр Утрехт, P.O. Box # 85500, 3508 GA, Утрехт, Нидерланды. [email protected].
  • 2 Детская больница Цинциннати Медицинский центр, Медицинский колледж Университета Цинциннати, Цинциннати, Огайо, США.
  • PMID: 35226240
  • PMCID: PMC9117349
  • DOI: 10. 1007/s10459-022-10098-7

Бесплатная статья ЧВК

Олле Тен Кейт и др. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2022 май.

Бесплатная статья ЧВК

. 2022 май; 27(2):491-499.

doi: 10.1007/s10459-022-10098-7. Epub 2022 28 февраля.

Авторы

Олле Тен Кейт 1 , Дэниел Дж. Шумахер 2

Принадлежности

  • 1 Утрехтский центр исследований и развития медицинского образования, Университетский медицинский центр Утрехт, P. O. Box # 85500, 3508 GA, Утрехт, Нидерланды. [email protected].
  • 2 Детская больница Цинциннати Медицинский центр, Медицинский колледж Университета Цинциннати, Цинциннати, Огайо, США.
  • PMID: 35226240
  • PMCID: PMC9117349
  • DOI: 10.1007/s10459-022-10098-7

Абстрактный

Несмотря на разъяснения в литературе, при использовании доверенных профессиональных действий (EPA) постоянно возникает вопрос, как отличить их от компетенций и навыков. В этой статье мы попытаемся проанализировать причины частой путаницы и смешения EPA с компетенциями и навыками, а также обосновать, почему это различие важно для образования, квалификации и безопасности пациентов. «Трахеотомия», «люмбальная пункция», «межпрофессиональное сотрудничество», например, в просторечии называются «навыками», но фактическими навыками является способность человека выполнять эти действия; EPA — это просто сама деятельность. Мы выделяем две возможные причины путаницы. Одной из них является тенденция формулировать все образовательные цели как EPA. Многие цели медицинской подготовки могут быть концептуализированы как EPA, если «способность делать X» является соответствующей компетенцией; но это не работает для всех. Мы предлагаем способы решения задач обучения, которые нецелесообразно концептуализировать как EPA. Более фундаментальная причина связана с решениями о доверии. Разрешение вносить свой вклад в здравоохранение отражает доверие. Решения о доверии являются связующим звеном или точками опоры между готовностью человека к выполнению задачи и ее фактическим выполнением. Однако, если решения о доверии не приводят к увеличению автономии в практике здравоохранения, а служат только для принятия решения о продвижении к следующему этапу обучения, EPA могут стать галочками, которые учащиеся считают необходимым собрать, чтобы «сдать». Таким образом, постепенно EPA могут утратить свое первоначальное значение единиц практики, для которых человек приобретает квалификацию.

Ключевые слова: компетентность; Деятельность надежных профессионалов; решение о доверительном управлении; Навык.

© 2022. Автор(ы).

Цифры

Рис. 1

Двухмерное представление компетенций/навыков/способностей…

Рис. 1

Двухмерное представление компетенций/навыков/способностей в сравнении с EPA

рисунок 1

Двухмерное представление компетенций/навыков/способностей по сравнению с EPA

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Роль общих компетенций в доверии профессиональной деятельности: оценка общенациональной учебной программы, основанной на компетенциях.

    ван Лун К.А., Теуниссен П.В., Дриссен Э.В., Шееле Ф. ван Лун К.А. и др. J Grad Med Educ. 2016 окт;8(4):546-552. doi: 10.4300/JGME-D-15-00321.1. J Grad Med Educ. 2016. PMID: 27777665 Бесплатная статья ЧВК.

  • Судьба доверенной профессиональной деятельности после окончания учебы: опрос среди выпускников фельдшеров.

    де Раад Т., Вирсма Ф., Куилман Л., Тен Кейт О. де Раад Т. и др. J Contin Educ Health Prof. 1 января 2023 г .; 43 (1): 28–33. дои: 10.1097/CEH. 0000000000000467. Epub 2022 21 декабря. J Contin Educ Health Prof. 2023. PMID: 36728984 Бесплатная статья ЧВК.

  • Жизнеспособность межпрофессиональной доверительной профессиональной деятельности.

    Ten Cate O, Pool IA. Тен Кейт О и др. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2020 декабря; 25 (5): 1255-1262. doi: 10.1007/s10459-019-09950-0. Epub 2019 23 декабря. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2020. PMID: 31872327

  • Надежная профессиональная деятельность (EPA) для последипломного обучения реаниматологии на основе компетенций в Нидерландах: следующий шаг к совершенству в обучении интенсивной терапии.

    van Bockel EAP, Walstock PA, van Mook WNKA, Arbous MS, Tepaske R, van Hemel TJD, Müller MCA, Delwig H, Tulleken JE. ван Бокель EAP и др. J Крит Уход. 2019 дек;54:261-267. дои: 10.1016/j.jcrc.2019.09.012. Epub 2019 14 сентября. J Крит Уход. 2019. PMID: 31733630

  • Обзор литературы: Профессиональная деятельность, которой можно доверять, инструмент оценки последипломного стоматологического образования?

    Келли Г.М., Робертс А., Линч К.Д. Келли Г.М. и соавт. Джей Дент. 2022 Май; 120:104099. doi: 10.1016/j.jdent.2022.104099. Epub 2022 23 марта. Джей Дент. 2022. PMID: 35337899 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Обучение практическим навыкам анестезии, интенсивной терапии, неотложной помощи и медицины боли — что действительно важно для студентов-медиков? Результаты немецкого национального опроса почти 3000 анестезиологов.

    Буш Ф., Вайссенбахер А., Штер С.Н., Пигелер Т., Хемпель Г. Буш Ф. и др. Здравоохранение (Базель). 2022 11 ноября; 10 (11): 2260. дои: 10.3390/здравоохранение10112260. Здравоохранение (Базель). 2022. PMID: 36421584 Бесплатная статья ЧВК.

  • От редакции: Рамки компетенций в образовании медицинских профессий.

    Палермо К., Арец Х.Т., Холмбо Э.С. Палермо С. и др. Front Med (Лозанна). 2022 6 окт;9:1034729. doi: 10.3389/fmed.2022.1034729. Электронная коллекция 2022. Front Med (Лозанна). 2022. PMID: 36275787 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

  • Медицинское образование, основанное на компетенциях, и заблуждение Макнамары: оценивать важное или делать важным оцениваемое?

    Сингх Т. , Шах Н. Сингх Т. и др. J Постград Мед. 2023 янв-март;69(1):35-40. doi: 10.4103/jpgm.jpgm_337_22. J Постград Мед. 2023. PMID: 36255018 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Принятие на себя ответственности.

    Харендза С. Харендза С. GMS J Med Educ. 2022 г., 14 апреля; 39(2): Doc27. дои: 10.3205/zma001548. Электронная коллекция 2022. GMS J Med Educ. 2022. PMID: 35692366 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

  • Развитие доверенной профессиональной деятельности для выпускников докторантуры в области медицинского образования: достижение национального консенсуса в Иране.

    Заери Р, Гандомкар Р. Заери Р. и др. BMC Med Educ. 2022 2 июня; 22 (1): 424. doi: 10.1186/s12909-022-03469-6. BMC Med Educ. 2022. PMID: 35655194 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Рекомендации

    1. Бэббот, С. (2010). Комментарий: Внимательное наблюдение на расстоянии: основные противоречия в наблюдении за врачами-резидентами. 85(9), 1399–1400 гг. 10.1097/ACM.0b013e3181eb4fa4 — пабмед
    1. Блум Б., Энгельхарт М., Э. Дж. Ф., Хилл В., Кратволь Д. Таксономия образовательных целей: классификация образовательных целей; Справочник I: Когнитивная область. Зеленый: Лонгманс; 1956.
    1. Браун Д. Р., Меллер Дж.Дж., Грбич Д., Бискобинг Д.М., Кроу Р., Катрер В.Б. и соавт. (2021). Принятие решений о доверии в основных EPA: результаты межведомственного исследования. Academic Medicine, Publish Ah., 10.1097/acm.0000000000004242 — пабмед
    1. Карраччо К., Энгландер Р., Вольфстал С., Мартин С., Ференц К. Обучение педиатра 21 века: определение и внедрение системы, основанной на компетенциях. Педиатрия. 2004;113(2):252–258. doi: 10.1542/пед.113.2.252. — DOI — пабмед
    1. Каррачио К.