Ситуативно деловая форма общения это: Ситуативно-деловое общение это

📖 Ситуативно–деловая форма общения, Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни, ГЛАВА 3. Формирование личности ребенка в общении. Лисина М. И. Страница 13. Читать онлайн


Ситуативно–деловая форма общения

Эта форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей в возрасте от 6 мес. до 3 лет. Но она очень сильно отличается от первой генетической формы общения.

Начать с того, что она уже не занимает место ведущей деятельности — на это место выдвигается теперь предметно–манипулятивная деятельность детей. Общение со взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главные поводы для контактов детей со взрослыми связаны теперь с их общим делом — практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны — как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса.

Мы сажали годовалого малыша за столик и разыгрывали перед ним крошечное и совсем непритязательное представление: игрушечная собачка скачет по дорожке (дощечке), находит тарелку с «косточкой» (кусочком поролона), грызет ее, а потом, довольная и сытая, укладывается спать. Ребенок наблюдал за представлением, затаив дыхание. Когда оно кончалось, он стряхивал с себя оцепенение, с улыбкой взглядывал на взрослого и нетерпеливо тянулся за игрушками. Как правило, ему не удавалось повторить с ними так понравившиеся ему действия, и он, немного повозившись, начинал настойчиво совать собачку в руки экспериментатора, умоляя повторить спектакль. А тем временем вокруг столика собирались другие воспитанники группы (дело было в яслях) и с увлечением следили за всем происходящим.

Что же за потребность опредмечивалась в описанных деловых мотивах? Мы пришли к выводу, что по своему содержанию это была коммуникативная потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым. Прежнее стремление детей к доброжелательному вниманию полностью сохранялось. (Забегая вперед, скажем, что и во всех последующих случаях более раннее содержание потребности в общении всегда сохраняется, а новое для данного возрастного этапа содержание надстраивается над ним и занимает руководящее положение. В табл. 1.3 мы попытались изобразить свое представление о том, как это происходит.) Дети по–прежнему и даже еще более настойчиво требовали присутствия взрослого, протестовали против его ухода; они постоянно устраивались со своими вещичками и игрушками по соседству со взрослым, частенько даже приваливались к его ногам, опирались на его колени. Но в резком отличии от младенцев (то есть тех, кто моложе 6 мес.), начиная со второго полугодия дети уже не соглашались просто обмениваться с ним ласками. Если взрослый брал ребенка на руки, тот тут же либо затевал игру (прятался, шутливо отворачивался в сторону, а потом «пугал» взрослого, внезапно приближая к нему лицо), либо включал в прежнее — «чистое», ничем не опосредствованное — общение какие–либо объекты: показывал пальчиком на окно, на другого ребенка, приглашал полюбоваться своей пуговицей или иной безделицей.

Когда контакты со взрослым включались в дело и одобрение старших означало похвалу за какое–то достижение малыша (залез на диван, взобрался по ступенькам, сделал «куличик»), обнаруживалось, что описанные изменения не означают, будто дети теперь меньше ценят взрослых или не так дорожат их вниманием: нет, значение взрослых в их жизни полностью сохраняется, даже увеличивается, но качественно изменяется по своему характеру. Ребенок теперь нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения.

В наших опытах (М. И. Лисина // Развитие общения…, 1974) мы сравнивали поведение 10–15–месячных детей в условиях различного взаимодействия со взрослым. В I серии опытов взрослый организовывал так называемый обращенный показ. Он развертывал перед ребенком представление с участием игрушек вроде той «пьесы» с собачкой, о которой рассказано выше. В ходе обращенного показа экспериментатор постоянно адресовался к ребенку по имени, часто взглядывал на него, ответно ему улыбался. Когда ребенок сам действовал с игрушкой, взрослый мимикой и словами поощрял каждую попытку малыша повторить показанные манипуляции. Во II серии — с так называемым необращенным показом — все оставалось по–прежнему, за исключением единственной детали: взрослый не обращался больше лично к ребенку. В III серии ребенку просто давали игрушку, ничего не показывали ему и предоставляли полную возможность заниматься с ней по своему усмотрению (серия без показа).

Сравнение поведения детей в трех сериях опытов показало, что меньше всего и беднее всего они манипулировали в серии без показа, там они быстро теряли всякий интерес к предметам. Показ взрослого стимулировал ребенка, вызывал у него прилив энергии. В опытах с необращенным показом активность ребенка имела характер беспорядочного возбуждения: дети многократно повторяли одно и то же примитивное действие (размахивали, стучали игрушкой о стену, стол, возили ею по столу), шумели, кричали. В экспериментах с обращенным показом повышенная активность детей была направлена на попытки повторить действия взрослого, а манипуляции здесь оказались и намного богаче, и качественно более высокими.

Установленные факты говорят о высокой чувствительности детей к личностному общению, но при условии включения их в совместные со взрослым деловые контакты.

Итак, при ситуативно–деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно — ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе.

В главе 2 мы уже говорили о коммуникативных операциях предметно–действенной категории. Поэтому здесь ограничимся тем, что подчеркнем их ведущее положение в ситуативно–деловом общении. Как раз вследствие роли этих средств общения на втором уровне развития коммуникативной деятельности мы и называли некоторое время вторую форму общения «предметно–действенной». Однако позднее было решено в основу наименования форм общения класть не средства, а мотивы как более существенный аспект деятельности, а также упоминать степень ситуативности контактов. При второй форме контакты детей со взрослыми приурочены к данному месту и времени, они в высшей степени ситуативны. И это несмотря на то, что в середине 2–го года жизни многие дети начинают говорить. Они ухитряются даже речь подчинить ситуации и во многих случаях строят высказывания так, что понять их можно, только учитывая сиюминутные обстоятельства.

Подобно тому как ситуативно–личностное общение обусловливает адаптацию младенца к обстоятельствам его жизни и в конечном счете его выживание, так и ситуативно–деловое общение имеет важнейшее значение в жизни детей раннего возраста. В тесном взаимодействии со взрослым, имеющем практический характер и одновременно согретом теплом взаимного личностного духовного соприкосновения «большого и маленького», ребенку открывается редкая возможность постичь заложенное в предметах общественно–историческое содержание и овладеть им, употребляя эти предметы по назначению и в соответствии с той функцией, для которой они были созданы. Привязанность ко взрослому рождает у ребенка естественное желание следовать в своих действиях поведению старших как образцу. Благодаря личному контакту замечания взрослого — его похвалы и упреки — приобретают для детей огромное значение при усвоении нужных, правильных действий с предметами. Иначе говоря, существование ситуативно–делового общения — это время, в течение которого дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем — к культурно–фиксированным действиям с ними (Р. Я. Лехтман–Абрамович, Ф. И. Фрадкина, 1949). Процесс преобразования предметных действий был неоднократно прослежен советскими психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин // Психология детей…, 1964; Психология личности , 1965). Решающая роль общения в их преобразовании показана в ряде работ (В. В. Ветрова, 1975; М. Г. Елагина, 1977; Т. М. Сорокина, 1978; Д. Б. Эльконин, 1978).

Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками

Непосредственное общение, осуществление которого, у живых существ происходит с помощью органов, данных им природой, чаще всего визуальное. Именно его считают самой первой, исторической формой коммуникативного взаимодействия между людьми. Позже, с развитием человеческой цивилизации, появились и другие виды общения. В первую очередь опосредованное общение, при котором используют такие средства как радио, телефон, письменность, даже следы на песке, прочерченные тонкой палочкой.

Одна из особенностей человеческого существования — потребность в общении, являющаяся его главным условием.

Статьи по теме

  • Что делать если раздражает коллега по работе: как избежать конфронтации

    06.12.2020

  • Как игнорировать человека, который тебя раздражает и оставаться спокойным

    06.12.2020

  • Примитивное общение: как не поддаться давлению хама

    14.11.2020

  • Важный шаг к успеху в жизни — эффективное общение

    14.11.2020

С помощью непосредственного общения происходит процесс реализации отношения человека к окружающему миру, установление новых контактов между людьми и развитие старых.

Отличия непосредственного общения и опосредованного

Непосредственное общение также называют прямым, так как его участники не используют при этом каких-либо технических средств. Такая коммуникация очень удобна, так как человек, сообщивший определенную информацию способен сразу же увидеть реакцию своих собеседников на сказанные им слова. Любое несоответствие данным условиям означает лишь одно — общение будет опосредованным.
Влюбленные, сидящие в кафе за одним столиком, нежно держатся за руки и смотрят друг другу в глаза. Они переговариваются простыми короткими фразами, которые, тем не менее, говорят им о многом. Их общение, в этой ситуации, можно назвать непосредственным. Ведь они находятся в одном месте и видят, как реагирует на их речь тот, к кому они обращаются.

А вот если мужчину отправят в командировку и пара на некоторое время расстанется, вид их общения изменится. Они станут постоянно звонить любимому человеку и отправлять сообщения. Их разговор можно назвать опосредованным или косвенным, так как он будет происходить с помощью телефона.

В том случае, если непосредственного контакта нет, например, во время телевизионных мостов, различных теле- и радиопередач, когда зрители или слушатели звонят в студию или участвуют в СМС-голосовании, то общение все равно относится к опосредованному, несмотря на эмоциональную, доброжелательную атмосферу.

При непосредственном общении огромное значение имеют:

  1. Различные движения тела и жесты, которые могут нести определенный смысл. И являться каким-либо символом или знаком.
  2. Мимика лица и ее отражательная функция, соответствующая психическому и эмоциональному состоянию человека. А также взгляд, величина зрачка и блеск роговицы.
  3. Положение рук, особенность рукопожатия.

Во время непосредственного контакта получаемые визуальным путем данные позволяют понять уровень интереса у собеседника. Более точно регулировать продолжительность разговора.

Опосредованное общение таких возможностей не предоставляет, чувства и состояние собеседника, говорящий человек вынужден проверять словесно.

Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками статья

Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками

Общение со взрослым

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения — личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание.

С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша — в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр положительных переживаний.

Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени. В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все 6олее сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем — общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный — теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера.

Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым — внеситуативно-личностная. Она аналогична ситуативно-личностной, но в отличие от последней — внеситуативна, что определяет коренное различие в возможности, природе контактов со старшими и их влиянии на психическое развитие детей.

Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он получает в глазах ребенка собственное независимое существование. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым.

Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком.

Общение со сверстниками

Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую.

Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками характерна в возрасте от двух до четырех лет. При такой форме общения ребенок прежде всего ждет от сверстника соучастия в своих играх и стремится к самовыражению. Для дошкольника достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его забавам и, действуя с ним, поддерживал и усиливал общее веселье. Любой участник такого эмоционально-практического общения стремится к привлечению внимания к себе и получению эмоционального отклика партнера. В сверстнике дети воспринимают только отношение к себе, а действия, желания, настроения партнера по общению чаще всего не замечают. Эмоционально-практическое общение по содержанию и средствам является ситуативным: оно полностью зависит от конкретной ситуации взаимодействия и от практических действий сверстника. Появление привлекательного предмета в ситуации общения младших дошкольников может нарушить взаимодействие детей: они переключают свое внимание на этот предмет, могут начать драться из-за него. Основными средствами такого общения являются локомоции или экспрессивно-мимические движения. После трех лет в общении дети все больше пользуются речью, однако она остается очень ситуативной и может являться средством общения только при зрительном контакте и выразительных движениях.

Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до старшего дошкольного возраста. После четырех лет у дошкольников (особенно тех, кто ходит в детский сад) привлекательность сверстника как партнера по общению начинает превосходить привлекательность взрослого и выполнять все большую роль в их жизни. Наряду с этим сюжетно-ролевая игра начинает приобретать коллективный характер – детям больше нравится играть вместе, а не по одному. Общение с другими в сюжетно-ролевой игре осуществляется на двух уровнях: на уровне игровых взаимоотношений и на уровне реальных отношений, которые существуют за рамками игрового сюжета (дети договариваются о распределении игровых ролей, обсуждают условия игры, дают оценку и осуществляют контроль за действиями других и пр. ). Совместная игровая деятельность постоянно предполагает переход с одного уровня на другой.

Основным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста является деловое сотрудничество. В процессе ситуативно-делового общения дети заняты общим делом, им необходимо согласовывать свои действия с другими партнерами и учитывать их активность для получения общего результата. Такое взаимодействие можно назвать сотрудничеством, потребность в котором становится очень значимой для общения детей. Помимо потребности в сотрудничестве также ярко проявляется потребность в признании и уважении сверстника. В общении дошкольников со сверстниками начинают проявляться элементы конкурентности и соревновательности. Среди средств общения на данном этапе начинают доминировать речевые средства.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается внеситуативно-деловая форма общения, значительно возрастает число внеситуативных контактов. На этом этапе можно выделить «чистое общение», не связанное с конкретными предметами и действиями с ними. Дошкольники могут на протяжении достаточно длительного времени общаться, не выполняя при этом никаких практических действий. Тем не менее, несмотря на усиливающуюся тенденцию к внеситуативности, общение детей в старшем дошкольном возрасте осуществляется на фоне совместной деятельности, т.е. общей игры, рисования, лепки и др. Конкурентность и соревновательность сохраняются во взаимоотношениях детей. Между старшими дошкольниками возникает умение видеть в партнере по общению не только его ситуативные характеристики, но и определенные внеситуативные, психологические аспекты его личности – желания, интересы, настроения.

К концу дошкольного возраста формируются устойчивые избирательные привязанности между детьми, возникают первые предпосылки дружеских отношений. Старшие дошкольники объединяются в небольшие группы (по два-три человека) и выражают отчетливое предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста возрастает дифференциация в детском коллективе: одни дошкольники становятся популярными, предпочитаемыми, а другие отвергаемыми. На статус ребенка в группе сверстников влияет большое количество факторов, наиболее значимым из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного, являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.

Понятие, виды и функции общения

Введение

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

В данной контрольной работе мы рассмотрим подробнее некоторые социально-психологические процессы в деловом общении, раскроем понятие, виды и функции общения, а также определим роль восприятия в процессе общения. Соотнесем и охарактеризуем понятия «стереотип» и «предубеждение» и их определения, приведем конкретные примеры из деловой практики, иллюстрирующие эти явления.

Задание 1

Понятие, виды и функции общения.

Общение— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Виды общения:

— Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.

— Когнитивное — обмен информацией, знаниями. (мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи)

— Кондиционное (эмоциональное) — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами (развеселить грустного друга). В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

— Мотивационное — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении (мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

— Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности (обучение вышиванию крестиком в кружке вышивания).

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

— Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

— Светское — его суть в беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации (формальная вежливость, ритуальное общение).

— Формально-ролевое — регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

— Деловое общение — процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

— Межличностное (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

— Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Функции общения:

-Инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

-Интегративная — раскрывает общение как средство объединения людей.

-Самовыражение — определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

-Трансляционная — выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок.

Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами).

Деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с помощью переписки или технических средств. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах:

— деловая беседа;

— прием подчиненных;

-деловые переговоры;

— деловые совещания и собрания;

— публичные выступления.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

— партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

— общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

— основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Задание 2

SocioDone

Таблица 1. Типология коммуникации (общения)

Основание разделения Вид общения Краткая характеристика
изготовление на 3d принтере на заказ rodinlabs. ru/uslugi/3d-pechat
1. Используемые знаковые системы
Вербальная Устная или письменная речь, т.е. общение с использованием словесных знаков.
Невербальная Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором), аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором – пара- или экслингвистические), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными нализатором) бессловестные способы. общения
2. Характер связи общающихся Непосредственное Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу».
Опосредованное Контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками.
3. Количество участвующих в общении Межперсональное Непосредственные контакты людей в постоянных группах или парах.
Массовое Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации.
4. Значимость социальных ролей Межличностное Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли второстепенны.
Ролевое Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны.
5. Отношение к другому человеку Монологическое Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями или правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субекта). Выделяют две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию.
Диалогическое Субъет-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с равноправным участником взаимодействия (субъектом) и заключающееся во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров.
6. Направленность на задачу Деловое Общение направленно на дело, на результат.
Личное Общение направленно на удовлетворение личностных потребностей.

Следует пояснить, почему императив и манипуляция объединены под общей рубрикой «монологическое общение». Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам собой. Он увлечен своими целями и задачами, он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, установки, т.е. видит самого себя. Человек ведет монолог с самим собой, глядя на окружающих людей как в отражения своих недостатков, желаний, потребностей, чувств.

Страницы: 2

Другие материалы:

Понятие общества. Сферы общественной жизни Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческо …

Последствия эмиграции Воздействие эмиграции на различные стороны общественных отношений и процессов, протекающих в обществе, поистине многогранно. Она имеет свои позитивные и негативные последствия. Эмиграция выступила в качестве амортизатора по отношению к от …

Фактический брак. Фактическим браком именуются отношения между состоящими в них лицами, удовлетворяющие всем требованиям и условиям вступления в брак, но не зарегистрированные в установленном законом порядке. Фактический брак не может породить тех. правовы …

4 типа делового общения и их преимущества для вашего бизнеса

Каждый слышал фразу «коммуникация — это ключ», и она особенно актуальна в бизнесе. Независимо от того, являетесь ли вы менеджером, сообщающим о внутренних целях своей команде, или виртуальным администратором, работающим с клиентами, четкое и продуктивное деловое общение может создать или разрушить успех компании.

Эффективная коммуникация необходима в бизнесе, но фокус в том, чтобы ваша команда постоянно успешно общалась. Мы понимаем, что добиться этого нелегко, но мы были названы лучшими специалистами по обслуживанию бизнес-клиентов/клиентов в США, поэтому мы разбили различные типы делового общения, чтобы помочь вашей компании взаимодействовать более эффективно.

Мы расскажем вам о четырех типах делового общения, их сильных и слабых сторонах, чтобы ваша команда могла лучше адаптировать свое общение к любой ситуации.

4 типа делового общения

Деловое общение включает обмен информацией внутри организации и между организацией и внешними сторонами. Четыре основных типа включают восходящую связь , нисходящую связь , боковая связь и внешняя связь .

Типы восходящей, нисходящей и боковой связи относятся к внутреннему деловому общению или информации, которой обмениваются внутри организации. Это отличается от внешнего делового общения , которое относится к взаимодействиям, происходящим между организацией и внешней стороной.

Мы выделили сильные и слабые стороны для каждого типа делового общения и советы по успешному общению в каждом сценарии.

1. Восходящая коммуникация 

Как следует из названия, восходящая коммуникация касается любого взаимодействия, которое проходит вверх по иерархии вашего бизнеса. Самый распространенный пример — когда непосредственный подчиненный общается с руководителем или менеджером. Другой пример — когда менеджер обращается к директорам или руководителям высокого уровня.

Этот тип делового общения позволяет высшему руководству быть в курсе того, что происходит в компании. Он также предоставляет сотрудникам возможность задавать вопросы, высказывать опасения или вносить предложения.

Примеры восходящей связи:

  • Прямой отчет руководителю
  • Менеджер высшему руководству

Сильные стороны восходящей связи:

  • Обмен информацией с вышестоящим руководством
  • Помогает руководству реагировать на потребности сотрудников и выявлять проблемы до того, как они обострятся
  • Способствует взаимодействию между различными уровнями компании
  • Развивает открытую и дружелюбную корпоративную культуру
  • Слабые стороны коммуникации сверху:

    • Коммуникации мешает существующая динамика власти, потому что сотрудники могут чувствовать себя неловко делиться информацией или быть полностью открытыми и честными с начальством
    • Работники часто ограничены своим уровнем доступа к руководству, и им нужен четкий канал связи, чтобы успешно общаться вверх по организационной иерархии

    Советы для достижения успеха: 

    • Руководству следует поощрять и моделировать открытое общение, запрашивая обратную связь и регулярно проверяя сотрудников
    • Руководству следует практиковать активное слушание , особенно при общении лицом к лицу, и проявлять сочувствие, когда непосредственные подчиненные сообщают обратную связь
    • Рычаг множественный каналы связи , предоставляя внутренние опросы или формы обратной связи, прием в рабочее время, сеансы вопросов и ответов, а также электронную почту или чаты
    • Стимулируйте корпоративную культуру на основе открытость, инклюзивность, честность и рост

    2. Нисходящая коммуникация

    Нисходящая коммуникация относится к обмену информацией с вершины организации на нижние уровни организационной иерархии. Хотя направление противоположно восходящему общению, эти два типа часто работают рука об руку.

    Примеры нисходящей коммуникации включают, когда менеджер передает инструкции непосредственному подчиненному по электронной почте, или руководитель сообщает бизнес-цели менеджеру. Этот тип связи позволяет руководству распространять информацию, делегировать обязанности и обеспечивать соблюдение стандартов.

    Примеры нисходящей связи:

    • Руководитель менеджера
    • Менеджер «Прямой отчет

    Сильные стороны понижения»:

    • Shares и Disminates Information Mignation Ming Wider Team
    • 70047 70047 Shares и Disminates Information Mign Team
    • 70047 70047. приоритеты
    • Сообщает об общей картине (например, о бизнес-целях, миссии и т. д.)
    • Приводит в исполнение правила, которые необходимо соблюдать
    • Применяет меры дисциплинарного взыскания или продвижения по службе

    Слабые стороны нисходящей коммуникации:

    • Организационная иерархия может препятствовать эффективному общению, поскольку передача сообщений сверху вниз происходит медленно
    • Сообщения могут искажаться при передаче вниз по организационной иерархии без обратной связи сотрудники могут чувствовать себя разочарованными или недооцененными 

    Советы для достижения успеха: 

    • Используйте запланированные письменные сообщения , такие как бюллетени, заметки или объявления, для быстрого и четкого распространения информации
    • Руководство должно предоставить открытый канал связи для вопросов, разъяснений или отзывов
    • Руководство должно найти баланс между нисходящей и восходящей коммуникацией  
    • Менеджмент должен оставаться представительным, но профессиональным при общении

    3. Боковая коммуникация

    Когда сотрудники общаются между отделами или с коллегами того же ранга в организации, это считается латеральной или горизонтальной коммуникацией. Примеры боковой коммуникации включают в себя звонок коллеги другому коллеге или группу менеджеров, обсуждающих потенциального нового сотрудника.

    Цель боковой коммуникации — способствовать сотрудничеству и координации в организации. Без продуктивной боковой коммуникации организация может не достичь своих бизнес-целей.

    Примеры боковой связи:

    • Коволкера для коллеги
    • Менеджер по менеджеру

    Сильные стороны боковой связи:

    • позволяет разделить знания и решать
      • .
      • Происходит быстро и без необходимости одобрения на высшем уровне 
      • Поддерживает продуктивность и моральный дух сотрудников
      • Помогает избежать конфликтов внутри и между командами 
      • Предотвращает разобщенность команд и способствует сотрудничеству
      • Недостаток формальностей и позволяет работникам говорить открыто

      Слабые стороны коммуникации:

      • Существует потенциал для развития мышления «мы против них» между отдельными командами
      • Конкуренция может помешать сплоченность команды и сотрудничество
      • Отсутствие горизонтального общения может привести к барьерам, снижающим производительность 
      • Меньше формальности в общении может привести к недопониманию 

      Советы для достижения успеха: 

      • Руководство должно подчеркивать цели команды или более крупной организации, чтобы сдерживать конкуренцию например, виртуальные «счастливые часы» или кофе-брейки)
      • Внедрить программное обеспечение для управления проектами или инструменты для развития совместной работы и устранения узких мест
      • Использовать личное или электронное общение , такое как видеоконференции или телефонные звонки, для прояснения недоразумений и решения проблем

      4. Внешнее общение 

      Внешнее общение связано с обменом информацией внутри организации с внешними сторонами организации. Например, команда вашей компании может отправить клиенту предложение по проведению информационной кампании, или ваша организация может выпустить пресс-релиз для продвижения нового продукта или услуги.

      Это также включает в себя любое электронное общение, которое происходит через веб-сайт, электронную почту или социальные сети от вашей организации к потребителям, клиентам или другим сторонам. Внешняя коммуникация вашей организации должна быть главным приоритетом, потому что она управляет репутацией вашего бизнеса и внешними связями.

      Примеры внешней коммуникации: 

      • Организация A – организация B
      • Веб-сайт – потребитель

      Сильные стороны внешней коммуникации:

      • Создает положительную репутацию для вашей организации
      • Способствует развитию полезных отношений между клиентами
      • Способствует росту и успеху компании общение
      • При внешнем общении меньше места для ошибок 
      • Если внутреннее общение требует доработки, внешнее общение может стать проблемой

      Советы для достижения успеха: 

      • Адаптируйте коммуникативный этикет (например, тон, уровень формальности, язык) к тому, что лучше всего подходит для вашей аудитории и методу общения с внешними организациями
      • Убедитесь, что сообщения для внешних организаций ясный и целеустремленный
      • Стремиться устанавливать личные связи с клиентами или заказчиками
      • Стремиться к обеспечивать поддержку и ценность во взаимодействии 
      • Аутсорсинг внешние службы связи доверенным профессионалам, таким как виртуальные секретари Smith. ai или круглосуточный чат-бот с искусственным интеллектом

      различные каналы делового общения, которые нужно знать

      делового общения полезно знать общие каналы связи, которые используют компании. На рабочем месте существует три основных способа общения: личное, электронное и письменное общение.

      Общение лицом к лицу

      Этот метод синхронного общения возникает, когда два или более человека взаимодействуют, но могут видеть лица друг друга. Традиционно это относилось к общению лицом к лицу, когда обе стороны делили физическое пространство (например, личная встреча). Однако с появлением виртуального рабочего места это также может относиться к личному онлайн-взаимодействию (например, к видеоконференции).

      Электронная связь

      Любая форма обмена сообщениями с использованием электронных средств (например, телефона или компьютера) относится к категории электронных сообщений. Электронное общение может происходить в режиме реального времени или асинхронно.

      Типичными примерами электронного делового общения являются электронная почта, онлайн-чат на веб-сайте, чат в Facebook или других социальных сетях, а также общение на платформах управления проектами.

      Письменное общение

      Информация, которой обмениваются в одном направлении с использованием исключительно письменных слов, классифицируется как письменное общение. Этот канал широко используется в бизнесе и представлен в форме отчетов, служебных записок, контрактов, предложений, руководств, стандартных операционных процедур (СОП) и пресс-релизов.

      Электронная почта, веб-сайты и сообщения в блогах также считаются электронными формами письменного общения из-за их однонаправленного характера.

      Примечание:

      Между этими каналами существует некоторое совпадение, и важно понимать, что некоторые методы связи не попадают в одну категорию. Например, электронная почта является формой как электронного, так и письменного общения. Вы можете использовать эти категории в качестве руководств, которые помогут вам в общении на рабочем месте.

      Кроме того, общение может различаться по каналам в зависимости от различных факторов, таких как формальность, будь то вербальное или невербальное, синхронное или асинхронное. Эти факторы могут повлиять на деловые взаимодействия, поэтому важно помнить о них и при необходимости адаптироваться.

      Как деловое общение влияет на успех вашей компании 

      Участие в эффективном деловом общении способствует успеху и росту вашей организации. Мы обрисовываем некоторые из основных преимуществ практики хорошего делового общения как внутри, так и за пределами вашей организации.

      Создает позитивную корпоративную культуру

      Открытое и доступное внутреннее общение помогает формировать позитивную культуру в вашей компании. Нисходящая коммуникация от руководства влияет на то, насколько вовлечены сотрудники, и помогает поддерживать моральный дух, в то время как открытое восходящее общение помогает сотрудникам чувствовать себя услышанными.

      Кроме того, совместная боковая коммуникация снижает конкуренцию между отделами и способствует сплоченности внутри команд. Это также полезно, когда дело доходит до решения проблем и уменьшения конфликтов.

      Поощряет инновации 

      Говорят, что инновации происходят только через общение, и компании могут двигаться к инновациям, поощряя взаимодействие в команде. Боковое общение в форме мозговых штурмов и совещаний побуждает товарищей по команде обмениваться идеями и выплескивать свои творческие соки.

      Открытое восходящее общение также помогает сотрудникам делиться идеями с высшим руководством и идти на риск, чтобы внедрять инновации внутри компании, в то время как нисходящее общение сообщает, каковы цели руководства в отношении инноваций. Как боковая, так и восходящая коммуникация также способствует обмену знаниями, а внешняя коммуникация используется для обмена инновационными идеями с общественностью.

      Улучшает ваши деловые операции

      Еще одним преимуществом хорошего делового общения является то, что оно может улучшить ваши деловые операции. Эффективная нисходящая коммуникация необходима для донесения целей компании до сотрудников и помогает вашей организации добиться большего успеха.

      Деловое общение также способствует повышению производительности труда сотрудников. Отчет показал, что 60% бизнес-профессионалов каждый месяц сталкиваются с коммуникативным кризисом. Восходящая коммуникация помогает сотрудникам, когда им нужно руководство, а боковая коммуникация способствует синергии и сотрудничеству, поэтому команды могут решать проблемы и добиваться большего вместе.

      Наконец, внешнее общение помогает наладить хорошие рабочие отношения с другими организациями, чтобы другие не мешали рабочему процессу вашей компании.

      Делает сотрудников счастливыми

      Внутренняя коммуникация также является инструментом для поддержания удовлетворенности сотрудников, выполнения работы и снижения вероятности ухода с работы. Исследование показало, что удовлетворенность сотрудников внутренней коммуникацией предсказывала лучшую вовлеченность сотрудников и повышение привлекательности работодателя.

      Поддержание открытых каналов связи между сотрудниками и руководством необходимо для развития хороших рабочих отношений и помогает руководителям быть в курсе того, что чувствуют работники.

      В частности, доступное восходящее общение позволяет сотрудникам оставлять отзывы о болевых точках в их рабочем процессе или опыте сотрудников. Основываясь на любой обратной связи, руководство может улучшить процессы и увеличить удержание сотрудников.

      Способствует удовлетворенности клиентов

      Внешняя коммуникация важна для создания привлекательного и ценного клиентского опыта. Когда предприятия отзывчивы, они зарабатывают больше клиентов и завоевывают клиентов.

      Предоставление полезного и информативного обслуживания клиентов через службы чата, такие как онлайн-чат Smith.ai, имеет важное значение для повышения удовлетворенности клиентов. Это также помогает в решении проблем и удержании клиентов, потому что ваше внешнее общение может помочь сгладить проблемы, которые могут возникнуть у клиентов.

      Закрытие: 

      Любой тип делового общения жизненно важен для успеха и роста вашей компании. Потратьте время, чтобы понять нюансы восходящей, нисходящей, боковой и внешней коммуникации, чтобы ваша организация могла лучше адаптироваться к любой ситуации.

      Используйте наши советы для достижения успеха, чтобы помочь вашей команде ориентироваться в любом взаимодействии, будь то внутреннее или внешнее, и не забывайте использовать важные ресурсы, такие как Smith.ai, когда дело доходит до делового общения.

      Источник: Вставай и учись

      Введение в ситуационный анализ | Коммуникация для профессионалов

      Коммуникатор в профессиональной организации должен иметь дело с множеством переменных, которые являются как общими (культурный фон, возраст и т. д.), так и специфическими для организации (роль человека в организации, организационная атмосфера и т. д.) . Вы можете подумать: «Фу! Существует так много переменных — как вообще можно стать эффективным коммуникатором?»

      В первую очередь осознайте, что вас не нужно «засыпать» коммуникационными переменными. Вместо этого вы можете подходить к ним систематически, получать контроль и использовать их в своих интересах при создании профессиональных коммуникаций, выполняя первоначальный ситуационный анализ или оценку переменных в предстоящей ситуации общения. Ситуационный анализ может организовать коммуникационные переменные следующим образом:

       

      Коммуникационные переменные
      Аудитория все переменные, связанные с прошлым и текущими ролями ваших слушателей или читателей — их интересы, культурное наследие, образование, занятость, возраст, понимание ваших тем, роль в компании, ценности и т. д.
      Назначение причина, по которой вы создаете сообщение; что вы надеетесь получить в результате общения
      Содержание информация, которую вы хотите отправить в конкретной ситуации; ваша основная идея
      Роль ваша должность в общении (сотрудник, менеджер, тренер, стажер и т. д.)
      Тон то, как вы хотите, чтобы общение «звучало» (прямо, дружелюбно, авторитетно и т. д.)
      Организационный и культурный контекст
      что характеризует организацию: ее ценности, общая история, способы коммуникации, уровень формальности или неформальности, ее цели и т. д.  А также то, что характеризует человека или группу с точки зрения национальности, возраста, пола и т. д.
      Средний способ отправки сообщения (электронная почта, личное обсуждение, меморандум, отчет, сообщение в блоге и т. д.)
      Ограничения вещи, которые вы не можете контролировать (доступное время для создания сообщения, ожидания в отношении формата и т. д.)

      Обратите внимание, что ситуационный анализ идентифицирует тип информации и характеристики коммуникационной ситуации; это делает , а не , предоставляют актуальную информацию или связь.

      Например, следующий ситуационный анализ был проведен руководителем перед тем, как отправить сотрудникам электронное письмо с уведомлением о том, что им необходимо посетить личное совещание по поводу предстоящих изменений в офисных помещениях. Начальник, но не сотрудники, знал, что компания приняла решение продвигать удаленную работу и предоставлять сотрудникам ноутбуки и мобильные телефоны. В то же время планируется перевести всех ниже управленческого уровня в кабинки при работе в офисе.

      Образец ситуационного анализа
      Аудитория всех сотрудников ниже управленческого уровня. Самок больше, чем самцов. Большинству работников от 30 до 40 лет, и многие из них работают в компании более 5 лет. Они представляют собой разнообразную группу в культурном отношении. Компания всегда предоставляла им офисные помещения, и многие полагаются на личное пространство, поскольку количество онлайн-совещаний растет.
      Назначение, чтобы привлечь затронутых сотрудников к участию в собрании и заложить основу для принятия предстоящих изменений
      Содержание необходимо присутствовать на совещании по поводу изменений в офисных помещениях
      Роль руководитель, взрослый, рациональный, поддерживающий
      Тон спокойный, поддерживающий, ободряющий
      Организационный и культурный контекст традиционная организационная структура сверху вниз; разнообразная группа сотрудников, представляющих множество культур
      Средний
      электронная почта
      Ограничения Предупреждение и устранение неофициальных слухов, обеспечение того, чтобы все прочитали электронную почту и посетили

      Ситуационный анализ всегда должен быть самым ранним шагом в создании профессиональных коммуникаций. Вам необходимо сознательно идентифицировать и понимать ситуацию или контекст, в котором будет происходить общение, чтобы вы могли знать и, таким образом, эффективно манипулировать коммуникативными переменными. Общение меняется от человека к человеку и от ситуации к ситуации. Эффективные коммуникаторы определяют коммуникативные переменные и заставляют их работать в своих интересах.

      В приведенном выше примере, основываясь на своем анализе ситуации, руководитель сознательно выбрала электронную почту для информирования своей аудитории о личной встрече, поскольку электронная почта – это стандартный способ, которым ее организация объявляет о встречах. Она решила отложить сообщение конкретных новостей до встречи лицом к лицу, так как знала, что новости будут встречены неоднозначно и породят множество вопросов, на которые она могла бы более эффективно ответить группе в целом, помогите обеспечить понимание. Она решила сообщить своей аудитории общую тему встречи, но не подробности, потому что не хотела, чтобы сотрудники, пришедшие на встречу, расстраивались.