Ситуативно личностная форма общения: Лисина М.И. ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ СЕМИ ЛЕТ ЖИЗНИ

Содержание

Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6-7 лет)

Хрестоматия ↓
↳ Хрестоматия по возрастной психологии:

Высшей формой коммуникативной деятельности, наблюдаемой в дошкольном детстве, является внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослыми.

В отличие от предыдущей, она служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, не вещей. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность, так сказать, в «чистом виде».

Эта последняя черта сближает внеситуативно-личностное общение с тем примитивным личностным (но ситуативным) общением, которое составляет первую генеческую форму этой деятельности и наблюдается у младенцев первого полугодия жизни. Именно это обстоятельство и заставило нас именовать первую и четвертую формы общения личностными.

Внеситуативно-личностное общение формируется основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, и на фоне разнообразной деятельности: трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не являет аспектом его сотрудничества со взрослым.

Такое общение имеет для детей дошкольного возраста большое жизненное значение, так как позволяет удовлетворить нужду в познании себя, других людей взаимоотношений между людьми. Старший партнер ребенка служит для него источником знаний о социальных явлениях и одновременно сам становится объект; познания как член общества, как особая личность всеми ее свойствами и взаимосвязями. В этом процесс взрослый выступает как высший компетентный суд. Наконец, взрослые служат для ребенка эталоном, образцом того, что и как надлежит делать в разных условиях.

В отличие от того, что имело место в рамках предыдущих форм общения, ребенок стремится обязательно добиться взаимопонимания со взрослым и сопереживания как эмоционального эквивалента взаимопонимания.

С годами количество детей, овладевших внеситуативно-личностным общением, увеличивается и достигает наибольшего числа в старшей дошкольной группе, причем здесь оно выступает в своем самом совершенном виде. На этом основании мы рассматриваем внеситуативно-личностное общение как характерное для старшего дошкольного возраста.

Ведущими мотивами на уровне четвертой формы общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. Разнообразие и сложность отношений, складывающихся у дошкольников с разными взрослыми, приводит к иерархизации социального мира ребенка и к дифференцированному представлению о разных свойствах одного, отдельно взятого человека. Такое отношение к взрослому благоприятствует запоминанию и усвоению информации, получаемой от педагога, и, по-видимому, служит важным условием психологической подготовки детей к школьному обучению. Среди разнообразных средств общения на четвертом уровне, как и на третьем, основное место занимают речевые.

Благодаря успехам детей в рамках внеситуативно-личностного общения они достигают состояния готовности к школьному обучению, важной частью которой является умение ребенка воспринимать взрослого как учителя и занять по отношению к нему позицию ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Переход от низших форм общения к высшим осуществляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности перестает соответствовать старой форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, разламывает ее и обусловливает возникновение новой, более совершенной формы общения.

Важнейшее значение в возникновении и развитии общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.

Подраздел: Хрестоматия по возрастной психологии

Похожие материалы в разделе Хрестоматия:

  • Первичное и вторичное учение
  • Мерлин В. С.
  • Специфика подхода к исследованию перцептивных процессов в социальной психологии. B. C. Агеев, Г.М. Андреева (Межличностное восприятие в группе/Под ред. Г.М. Андреевой, А.И.Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 13-26.)
  • Невербальное поведение: структура и функции. В.А. Лабунская (Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5-35.)
  • Павлов И. П.
  • С.Я. Рубинштейн Экспериментальное исследование обманов слуха
  • Б.В. Зейгарник Нарушения личности
  • Теплов Б. М.
  • О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Л.А. Петровская (Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С. 126-143.)
  • С.Л. Рубинштейн. Направленность личности

Внеситуативно–личностная форма общения — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит. ..

Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному…

Динамика и детерминанты показателей газоанализа юных спортсменов в восстановительном периоде после лабораторных нагрузок до отказа…

Интересное:

Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории…

Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все…

Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 22Следующая ⇒

 

К концу дошкольного возраста у детей появляется четвертая, и высшая для дошкольников форма общения со взрослым – внеситуативно–личностная. Как видно из ее названия (личностная), она аналогична первой генетической форме общения и знаменует, что процесс развития завершил, таким образом, первый виток и, описывая спираль, перешел на второй виток.

Различие между первой и четвертой генетическими формами состоит в том, что одна из них ситуативная, а другая – внеситуативная. Но разница в степени ситуативности оборачивается на деле величайшими различиями, в возможности контактов, их природе и влиянии на общее психическое развитие детей. Ситуативность примитивного личностного общения у младенца определяла аморфность восприятия им взрослого и самого себя, своеобразную ограниченность анализа воздействий окружающих людей и способность выражать свое отношение к ним только непосредственно–эмоционально.

Личностный мотив  общения – ведущий в четвертой форме коммуникативной деятельности – имеет совершенно иной характер, чем в первой. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он теперь для дошкольника не просто индивидуальность или абстрактная личность, но конкретное историческое и социальное лицо, член общества, гражданин своей страны и своего времени. Ребенок отражает не только ту сторону, которой взрослый прямо повернут к нему в данной ситуации, где взрослый его лечит, кормит, учит, – взрослый получает в глазах ребенка свое собственное, независимое существование. Для дошкольников приобретают живое значение такие детали из жизни взрослого, которые никак их не касаются (есть ли у тети сыночек, где она живет, умеет ли водить машину), но позволяют воссоздать в полноте конкретных подробностей полнокровный образ этого человека.

Исследование Е. О. Смирновой (1977) убедительно показало, что в разговорах дошкольников с познавательными мотивами общения преобладают темы о живой природе, зверях, предметах, а дошкольники с личностными мотивами проявляют основной интерес к людям и говорят о себе, своих родителях, товарищах, расспрашивают взрослых об их жизни, работе, семье. И хотя у детей с четвертой формой общения сотрудничество со взрослым тоже носит «теоретический» характер (вопросы, обсуждение, споры) и вплетено тоже в познавательную деятельность, но здесь обнаруживается сосредоточенность ребенка на социальном окружении, так сказать, на «мире людей», а не предметов.

Внутреннее преобразование личностных мотивов общения у детей при переходе от младенчества к дошкольному возрасту, наполнение их совершенно новым материалом свидетельствуют о том, что и опредмеченная в них коммуникативная потребность приобрела теперь новое содержание. И действительно, для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию  и сопереживанию  с ними. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно. И хотя он огорчается, если действовал неверно, он охотно соглашается внести поправки в свою работу, изменить свое мнение или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь общности взглядов и оценок со взрослым.

Совпадение своей позиции с позицией старших служит для ребенка доказательством ее правильности. Ребенок ныне не спешит спорить со взрослыми – он чутко настраивается на их волну и старается сначала получше понять старших, найти причину, почему те думают так, а не иначе.

Е. О. Смирнова (1977, 1980) описывает, как реагируют дошкольники с разными формами общения на непривычные сведения, рассказанные экспериментатором. «Волк хороший, – говорит экспериментатор ребенку и показывает рисунок клыкастого зверя, – он не топчет траву, бегает по дорожкам, очень любит цветы. А заяц плохой: грызет на огороде капусту, морковку, он вредный». Трехлетний ребенок с ситуативно–деловой формой общения тут же протестует: «А мне мама читала, что волк плохой, он бабушку съел!». И когда через неделю его спрашивают снова, он уверенно заявляет: «Волк плохой, а заяц хороший».

Ребенок с внеситуативно–познавательной формой общения может хорошо запомнить слова взрослого и потом верно их повторить, если его заинтересует рассказ экспериментатора. В противном случае он засыпает его посторонними вопросами: «А где вы взяли такие рисунки? А почему волк нахмурился? А где зайцы живут? У них есть домик или они прячутся в норе?». И тогда, конечно, ничего не запомнит и все перепутает. А дети с внеситуативно–личностной формой общения активно стараются понять взрослого и найти объяснение его словам. «Вообще–то волки хищники, но этот действительно хороший, – сказал один мальчик. – Вон и хвостик у него какой… пушистенький». Естественно, что такие дети особенно долго и хорошо помнят то, что услышали от взрослого.

Стремление к общности взглядов со старшими дает детям опору при обдумывании нравственных понятий, при становлении моральных суждений, ведь по самому своему происхождению правила поведения в обществе, взаимоотношения с товарищами социальны, и лишь овладевшие социальным опытом старшие могут помочь ребенку определить правильный путь. Было установлено (А. Г. Рузская, Л. Н. Абрамова // Исследования по проблемам.

, 1980), что очень многие жалобы детей на своих товарищей по группе детсада вызваны желанием проверить себя, так ли они усвоили, что и как следует делать. Жалуясь, дошкольники часто не желают наказания другому ребенку – они только ждут, как рассудит их взрослый. Следовательно, внеситуативно–личностное общение повышает восприимчивость детей к воспитательным воздействиям и благоприятствует быстрому усвоению наставлений взрослых.

Новая форма общения тесно связана с высшими для дошкольного детства уровнями развития игры. Ребенок теперь обращает меньше внимания на вещную сторону воспроизводимой им действительности – нынче его интересуют главным образом те сложные отношения, которые складываются между людьми в семье и на работе. В общении со взрослыми ребенок черпает материал для своих игр, зорко наблюдает за всеми оттенками поведения старших при их столкновениях между собой. Контакты со взрослыми и со старшими по возрасту детьми открывают ребенку перспективу его будущей жизни на ближайшие годы: он узнает, что скоро будет учиться в школе.

Важнейшее значение внеситуативно–личностного общения состоит в том, что благодаря ему ребенок узнает о взрослом как об учителе и постепенно усваивает представление о себе как об ученике. Подробное исследование роли общения в подготовке детей к школе провели Е. О. Смирнова (Психология формирования личности., 1980), Х. Т. Бедельбаева (1978а, б), совместно Х. Т. Бедельбаева и Е. О. Смирнова (1980). Установленные ими факты свидетельствуют о том, что наиболее успешно дети усваивают новые знания в условиях, приближенных к занятиям, или в обычной жизни, если владеют внеситуативно–личностной формой общения (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Процент правильно запомненных элементов у дошкольников с разными формами общения (Е. 0. Смирнова, 1977)

 

 

Рассмотрение таблицы приводит к выводу, что усвоение новых сведений детьми улучшается с возрастом, но внутри каждой возрастной группы наихудшие результаты имеют дети с ситуативно–деловой, а наилучшие – дети с внеситуативно–личностной формой общения. Дети с внеситуативно–познавательной формой коммуникативной деятельности занимают промежуточное положение. Опыты Б. О. Смирновой (1977), а также З. М. Богуславской (Развитие общения…, 1974), Д. Б. Годовиковой (Общение и его влияние., 1974) и Х. Т. Бедельбаевой (1978а, б) позволили, кроме того, установить, что специальное формирование у дошкольников внеситуативно–личностного общения сопровождалось повышением их внимания к воздействиям взрослого, организованности и целенаправленности поведения. Параллельно увеличивалась и эффективность усвоения ими сведений в 1,5–2 раза.

Обычно считается, что наличие познавательных мотивов – главное условие успешности учения (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович // Очерки психологии…, 1950; Н. С. Лейтес, 1971). Наша работа как будто противоречит бесспорным свидетельствам авторитетных психологов. Но это только кажущееся противоречие. Дело в том, что мы говорим не о познавательных мотивах учения, а о познавательных мотивах общения.  И тут, действительно, результаты наших исследований свидетельствуют о том, что при внеситуативно–познавательном общении дети усваивают материал недостаточно хорошо. Наблюдения за поведением детей на опытах показали, в чем тут причина.

Оказалось, что дети с внеситуативно–познавательным общением с интересом относятся к заданиям, их увлекает содержание заданий, самый процесс установления связей в материале. Чем интереснее задание, тем легче они с ним справляются. Малопривлекательные задания эти дети выполняют хуже. Особенной помехой в их деятельности служат трудности и ошибки, вызывающие замечания со стороны взрослого. Обостренная потребность в уважительном отношении, в похвалах взрослого влечет за собой обиды; на вполне доброжелательное замечание они реагируют слезами, спорами и даже отказом от дальнейшей деятельности, что, конечно, мешает им в достижении успеха.

А вот при доминировании личностных мотивов общения центром ситуации становится для ребенка взрослый. Дети с повышенным вниманием относятся к его словам и действиям, свои ошибки видят как бы его глазами и потому реагируют на замечания без обиды, деловым образом, вносят необходимые изменения в свою деятельность. Настроенность на взрослого позволяет детям с внеситуативно–личностной формой общения без труда понять, что в ситуации учения он выступает в особой функции – как педагог, как учитель, и, следовательно, им надлежит вести себя с ним, как положено ученикам: внимательно смотреть и слушать, запоминать, стараться все делать как можно лучше, исправлять допущенные промахи. Понимание детьми с внеситуативно–личностной формой коммуникативной деятельности своей позиции видно из того, что они не отвлекаются, тщательно прослеживают все действия взрослого, не затевают разговоров на темы, не имеющие отношения к заданию. Таким образом, личностные мотивы общения сочетаются с наиболее адекватными для целей учения общими действиями в поведении ребенка. Вот почему мы выдвинули понятие о коммуникативной готовности  ребенка к школьному обучению,  понимая под ним сформированность у него внеситуативно–личностного общения.

Внеситуативно–личностное общение – высшая форма коммуникативной деятельности, наблюдающаяся у детей моложе 7 лет. Ее роль в жизни ребенка состоит, как мы пытались показать, в освоении детьми правил поведения в социальном мире, в постижении некоторых его законов и взаимосвязей.

Мы закончили краткое описание четырех генетических форм коммуникативной деятельности, наблюдающихся на протяжении раннего и дошкольного детства.

Последовательность появления форм общения в онтогенезе, насколько показывают наблюдения, строго фиксирована. А вот их связь с возрастом не имеет такого строгого характера. Так, в табл. 1.4 были приведены данные о существовании двух высших внеситуативных форм общения уже у младших дошкольников. К концу дошкольного детства уменьшается количество детей с ситуативно–деловой формой общения и увеличивается доля детей с внеситуативными формами общения. И все–таки даже к 7 годам нетрудно встретить ребенка, у которого способность к внеситуативным контактам со взрослыми еще не сложилась, особенно на почве личностных мотивов. Правда, появление высших (внеситуативных) форм не ведет к исчезновению низших (ситуативных) – в определенных обстоятельствах ребенок стремится приласкаться к матери, просто посидеть с нею рядом, прижавшись и не разговаривая, не обсуждая мировых проблем. Но он владеет внеситуативными формами коммуникативной деятельности. От этого принципиально отличаются случаи задержки в появлении у детей способности к более серьезному и глубокому контакту со взрослыми. Так, описаны случаи «застревания» детей на уровне примитивного ситуативно–личностного общения (С. В. Корницкая, 1973; Т. М. Сорокина, 1977) и на всех последующих ступенях преобразования общения (Х. Т. Бедельбаева, 1978а, б).

Была разработана и проверена на практике методика целенаправленного формирования более высоких форм общения у детей, отстающих в социальном развитии (Х. Т. Бедельбаева, Е. О. Смирнова, 1980). В основе методики лежат воздействия взрослого, направленные на организацию коммуникативной деятельности детей. Взрослый отправляется от уровня, которого ребенок уже достиг в развитии общения. А затем старший партнер предлагает детям новые и все более сложные по содержанию контакты, поддерживает и поощряет все усилия малышей в нужном направлении.

Так, Т. М. Сорокина (1977) учила «деловому общению» детей 2–го года жизни, задержавшихся на уровне ситуативно–личностных контактов и страдавших от этого проявлениями конфликтности в поведении (смущением, робостью) в присутствии посторонних взрослых. На первом этапе такого обучения она вступала в эмоциональный контакт с малышом – брала его на руки, ласкала, улыбалась, а когда тот смелел – прижимала к себе, сажала на колени. На втором этапе она с ребенком на коленях показывала ему заводные игрушки и добивалась того, что ребенок начинал сопереживать ей, а потом и сам активно делился с нею своими переживаниями от ярких и красочных впечатлений. Далее, как бы на третьем этапе обучения общению более высокого уровня, взрослый и ребенок вместе играли с разнообразными предметами. В конце концов, ребенок научался обращаться ко взрослому уже главным образом по «деловым» вопросам и больше не ограничивался тем, что льнул к нему, как младенец. Подобная работа занимала около 2 мес. и требовала примерно 50 непродолжительных встреч с интервалами в 1–2 дня. Но достигнутый результат был необыкновенно важен. Ребенок разительно изменялся: он становился бодрым, радостным, активным и в предметной деятельности, и в общении, причем и с разными взрослыми, и со сверстниками. Некоторые изменения отражены в табл. 1.5, составленной Т. М. Сорокиной (1977) по данным, полученным ею в ходе специальных контрольных проб до начала занятий и после их окончания.

Таблица 1.5

Изменение в результате формирующих занятий поведения детей с конфликтными проявлениями (в сумме по группе), усл. ед.

 

 

* р ≤ 0,05.

В поведении детей исчезла или резко ослабилась прежняя конфликтность, от стремления к физическому контакту дети перешли к практическому сотрудничеству со взрослым. Наблюдения показали, что отмеченные изменения произошли благодаря прогрессу предметной деятельности детей и быстрому их переходу от примитивных манипуляций к процессуальным играм.

Следовательно, понимание решающей роли взрослых в обогащении коммуникативной потребности детей позволяет эффективно влиять на развитие общения детей в раннем и дошкольном возрасте.

Но как совершается смена форм общения в обычных обстоятельствах?

 

Механизм смены форм общения

 

Описание генетических форм общения детей со взрослыми, последовательное появление которых составляет развитие коммуникативной деятельности, было бы неполным без указания на механизмы, обеспечивающие поступательный ход развития. Поэтому в заключение этой главы мы предлагаем гипотезу, объясняющую смену форм общения в первые 7 лет жизни ребенка. Более подробно она изложена и аргументирована в нашей диссертации (1974а) и в одной из статей (Принцип развития., 1978). Здесь же мы представим ее вкратце.

Анализ развития механизмов общения и причин, обусловливающих переход детей от одной формы общения с окружающими взрослыми к другой, привел нас к выводу, что они представляют собой частный случай диалектического взаимодействия формы и содержания. До определенного времени сложившаяся на определенном этапе детского развития форма общения соответствует его содержанию, которое зависит от общего развития ребенка и его взаимоотношений с окружающими людьми. В течение какого–то времени эта форма общения обеспечивает возможности обогащения его содержания, а следовательно, и общего психического развития ребенка. Однако наступает момент, когда содержание общения как бы перерастает свои прежние формы и приходит в противоречие с ними. Тогда старая форма общения оттесняется на второй план, а ее место занимает новая, более совершенная форма.

Таким образом, происходит непрерывное взаимодействие двух линий, которые можно отделить друг от друга только условно: первая линия касается общего психического развития ребенка, а вторая – развития его общения. При этом изменения по первой линии создают условия, необходимые  для преобразования форм общения, но недостаточные для него. Они становятся достаточными  только в совокупности с социальными воздействиями взрослого, которые относятся, конечно, уже ко второй из выделенных нами линий.

В результате оказывается, что развитие общения обеспечивается активностью обоих его участников:

• активность взрослого выражается в его опережающей истинные достижения ребенка инициативе, раскрывающей ребенку новые горизонты коммуникативной деятельности;

• активность ребенка выражается в его собственной деятельности, с помощью которой он только и способен усвоить новое содержание, передаваемое ему взрослым.

Значение ситуативно–личностного общения  состоит в том, что оно стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в разных анализаторных системах. Вначале эти действия обслуживают общение, но, усвоенные в социальной сфере, начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессов у детей. Важнейшее достижение первого полугодия жизни – овладение хватанием – тоже связано с деятельностью общения, так как вскидывание ручек составляет один из элементов комплекса оживления, а происходящие при этом столкновения с предметами кладут начало формированию целенаправленного действия хватания.

Возникновение хватания – первого собственно приспособительного поведенческого акта младенца – приводит к тому, что дети начинают манипулировать с предметами, и со второго полугодия жизни предметные действия–манипуляции занимают положение ведущей деятельности. Умеющий действовать с предметами ребенок становится в новую позицию по отношению ко взрослому. Место ситуативно–личностного общения, ничем не опосредствованного, занимает новая, более сложная форма, которую мы назвали ситуативно–деловым общением.

Значение ситуативно–делового общения  мы видим главным образом в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (к переходу от отдельных действий к процессуальным играм) и возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослым к сотрудничеству, так сказать, «теоретическому». Рамки прежней формы общения через некоторое время становятся тесными, разламываются, и дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности, которую мы называем внеситуативно–познавательным общением.

Значение внеситуативно–познавательного общения  детей со взрослыми состоит, на наш взгляд, в том, что оно помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений, узнать о существовании причинно–следственных и иных отношений между предметами и явлениями. Поддержка взрослого, его постоянная помощь становятся важным условием развития мышления детей. Вместе с тем познание мира предметов и физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей. Их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере, тем более что большинство предметов, окружающих детей, также являются продуктами деятельности ума и рук человека. Развитие мышления и познавательных интересов дошкольников выходит за рамки третьей генетической формы общения, где оно получало опору и стимул, и преобразует общую жизнедеятельность детей, в соответствии с которой преобразуется и деятельность их общения со взрослым.

Значение внеситуативно–личностного общения  в общем психическом развитии ребенка мы видим в том, что оно вводит ребенка в сложный по своей структуре мир людей и позволяет ему занять в этом мире адекватное место. Ребенок научается ориентироваться в социальной сфере и устанавливает многообразные сложные отношения с окружающими людьми. Он усваивает правила общежития, понятие о своих правах и обязанностях. Наконец, ребенок приобщается к моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет. Усвоенный опыт и знания дошкольники моделируют в сюжетно–ролевых играх и применяют в своей реальной жизненной практике под контролем и руководством взрослого. Благодаря достижениям детей во внеситуативно–личностном общении они приходят в состояние готовности к школьному обучению, важной частью которого является умение ребенка воспринять взрослого в роли учителя и занять по отношению к нему позицию ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Подведем краткий итог тому, что обсуждалось в данной главе.

Развитие общения – смена качественно–своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых нами формами общения.

Каждая форма общения характеризуется по ряду параметров, из которых главными являются дата возникновения, содержание коммуникативной потребности, ведущие мотивы, основные операции и место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка.

В первые 7 лет жизни мы выделяем 4 формы общения: ситуативно–личностную, ситуативно–деловую, внеситуативно–познавательную и внеситуативно–личностную.

Знание возрастных форм общения полезно для анализа индивидуальной коммуникативной деятельности и для организации коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии социального поведения.

Развитие общения детей со взрослыми осуществляется как частный случай взаимодействия формы и содержания: обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.

Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский, 1982). Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в первые месяцы и годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их коммуникативной деятельности.

 

 

ГЛАВА 4

Продукты общения

 

Строго говоря, в общепсихологической концепции А. Н. Леонтьева не выделяется специально вопрос о продуктах общения. Но, вместе с тем, он естественно встает перед психологом – и экспериментатором, и теоретиком, – работающим на основе этой концепции.

Прилагая активность к тому или иному объекту, человек в итоге деятельности обязательно должен иметь некоторый результат – материальный или духовный, а точнее – и материальный, и духовный. Человек вступает в деятельность ради определенного результата и по ходу дела получает кроме запланированного еще целый ряд дополнительных продуктов, часто не менее важных, чем прямая цель.

Так, например, в советской психологии интенсивно разрабатывается идея об образе объекта, или ситуации, или даже об «образе мира» (С. Д. Смирнов, 1981; А. Н. Леонтьев, 1983) в целом как о продукте деятельности человека. А. В. Запорожец (1966), С. Л. Рубинштейн (1973), Б. Г. Ананьев (1980), А. Н. Леонтьев (1983) и другие психологи проследили основные закономерности активного построения человеком «субъективного образа объективной действительности». Использование принципа деятельности в психологии познания позволило образ рассматривать как вторичный по отношению к объективной реальности и возникающий в процессе активного построения его субъектом. Возникший образ, в свою очередь, направляет и регулирует деятельность, постоянно уточняясь в ходе жизненной практики человека.

В детской психологии с этих позиций было тщательно исследовано возникновение и развитие у детей ориентировки в мире при восприятии формы и величины видимых предметов, высоты и тембра звуков (А. В. Запорожец и др. , 1966; А. В. Запорожец, М. И. Лисина // Развитие восприятия, 1966; А. Н. Леонтьев, 1972, 1983; П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, 1978). Процесс чувственного восприятия был интерпретирован как особая деятельность по построению образа на основе общественно выработанной системы сенсорных эталонов и нормативных действий (А. В. Запорожец, 1966; А. Н. Леонтьев, 1983). По словам В. П. Зинченко, «восприятие следует рассматривать как действие субъекта, посредством которого осуществляются различные виды преобразования стимулов в образ» (1964. С. 232). Была доказана та особая роль в построении адекватных образов действительности, которую играют ориентировочно–исследовательская деятельность (А. В. Запорожец, 1960а, б; Н. Н. Поддьяков, 1977) и перцептивные действия (Л. А. Венгер, 1969). Подтвердилось предположение о латентном научении как об одном из путей построения образа действительности в результате деятельности (Д. Б. Годовикова, 1959, 1965).

Во всех перечисленных выше работах речь шла об отражении человеком физической действительности. И это понятно, так как в них рассматривалась деятельность людей в системе «человек – объект». Но общение характеризуется субъект–субъектными отношениями, причем обоюдными, двусторонними. Значит, и продукты деятельности здесь должны иметь особый характер. Логично предположить, что в результате коммуникативной деятельности должны сформироваться образы людей – другого человека, партнера по общению, и самого себя, поскольку благодаря взаимной активности партнеров в общении возникает уже упомянутый ранее эффект «зеркала» (К. Маркс).

Поэтичный образ человека, познающего себя, всматриваясь в свое отражение, мы находим у прекрасного русского писателя М. Пришвина: «В природе вода лежит, и ее зеркало отражает небо, горы и лес. Человек, мало того, что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой и зеркало, и увидел себя, и стал всматриваться в свое изображение. Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя. Понять самого себя в зеркальном изображении скорее всего может только человек. Вся история культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и все будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит» (1969. С. 22).

Таким зеркалом каждому из нас служат другие люди. Поэтому возникли в психологии проблемы межличностной перцепции; в советской науке они связаны главным образом с именем А. А. Бодалева (1965, 1970). Так появился новый аспект изучения психологии самосознания и самопознания (С. Л. Рубинштейн, 1973; Н. И. Непомнящая, 1975; Н. Н. Чеснокова, 1977; И. С. Кон, 1978). Стала актуальной и проблема взаимоотношений, поскольку, по своей сути, «психология общения. рассматривает, как двое, вступая в контакт, создают нечто третье, что и представляет собой отношение между ними» (К. А. Абульханова–Славская // Проблема общения…, 1981. С. 224–225).

Психологические продукты общения разнообразны и многочисленны, но это предмет уже другой книги. А мы ограничимся самым кратким изложением материалов, касающихся лишь двух продуктов общения – взаимоотношений ребенка с окружающими людьми  и образа самого себя,  который у него возникает в результате коммуникативной деятельности. И тот и другой вопросы имеют, пожалуй, наибольшее значение для понимания проблем самопознания, а ведь в нашей книге в центре внимания как раз и находится соотношение общения и самопознания.

 

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…



Охарактеризуйте основные формы общения ребёнка со взрослыми.

Подготовительным этапом к общению со взрослыми считается период новорожденности, когда ребёнок учится выделять взрослого. . Основной коммуникативной потребностью являются органические нужды ребёнка, а также потребность в новых впечатлениях. Но решающее значение имеет поведение и позиция взрослого по отношению к ребёнку. Он должен с самого начала относиться к малышу как к субъекту, полноправному партнёру по общению

Первоначально возникает  ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общения с близкими взрослыми. Она считается сложившейся, если ребёнок смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребёнок готов перестроить своё поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив – личный. Общение происходит с помощь экспрессивно-мимичесих средств.

Функцию общения выполняет «комплекс оживления» (с 4-6 недель). В этом возрасте общение является ведущей деятельностью и протекает вне какой-либо другой деятельности.

Данная форма общения стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания.

Ситуативно-деловая  форма общения детей со взрослыми (6 мес.- 2 года) разворачивается в процессе совместных со взрослыми манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность ребёнка – в сотрудничестве. На первый план выступают деловые мотивы. Взрослый рассматривается ребёнком как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребёнок выражает своё стремление к сотрудничеству позами, жестами. Главной особенностью этого вида общения  следует считать практическое взаимодействие ребёнка  и взрослого, оно включено в предметную деятельность. Просьба о помощи, приглашение взрослого к совместным действиям, обращение за разрешением помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, т.к. она оказывает влияние на усвоение действий с предметами, способствует развитию речи.

Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, т.е. приурочены к данному месту и времени.

Внеситуативно-познавательная  форма общения (3-5 лет). Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Признаком появления этой формы могут служить возникновение у ребёнка вопросов о предметах, их разнообразных связях. Ведущим становится познавательный мотив. Взрослый теперь выступает в новом качестве – как эрудит, «энциклопедист», способный  ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный – теоретический «характер», т.к. обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьёзные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая позволяет получить максимально содержательную информацию, обсудить возможные причины разнообразных явлений окружающего мира. Сюда относится и сообщение новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.

Данная форма общения помогает дошкольникам расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами.

Внеситуативно-личностная  форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде».

Ведущим мотивом  являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот  то основное, что побуждает ребёнка искать с ним контакты. При данной форме предметом обсуждения является сам человек: жизнь, работа взрослых, их взаимоотношения. В основе лежит потребность ребёнка не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании, в эмоциональной поддержке и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым.

Эта форма общения вводит ребёнка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребёнок постигает смысл человеческих взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Охарактеризуйте  основные формы общения ребёнка со взрослыми.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Охарактеризуйте  основные формы общения ребёнка со взрослыми.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Охарактеризуйте  основные формы общения ребёнка со взрослыми.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Контекст общения — объяснение

В каком контексте происходит общение?

Автор Джейсон Гордон

Обновлено 15 апреля 2022 г.

  • Маркетинг, реклама, продажи и PR

    Основы маркетинга Продажи Реклама Публичные отношения SEO, социальные сети, прямой маркетинг

  • Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность

    Управленческий и финансовый учет и отчетность Налогообложение бизнеса

  • Профессионализм и карьерный рост
  • Право, сделки и управление рисками

    Правительство, правовая система, административное право и конституционное право Юридические споры — гражданское и уголовное право Агентское право HR, занятость, труд и дискриминация Субъекты бизнеса, корпоративное управление и собственность Деловые операции, антимонопольное право и право ценных бумаг Недвижимость, личная и интеллектуальная собственность Коммерческое право: договор, платежи, обеспечительные интересы и банкротство Защита потребителя Страхование и управление рисками Иммиграционное право Закон об охране окружающей среды Наследство, поместья и трасты

  • Управление бизнесом и операции

    Управление операциями, проектами и цепочками поставок Стратегия, предпринимательство и инновации Деловая этика и социальная ответственность Глобальный бизнес, международное право и отношения Деловые коммуникации и переговоры Менеджмент, лидерство и организационное поведение

  • Экономика, финансы и аналитика

    Экономический анализ и денежно-кредитная политика Исследования, количественный анализ и принятие решений Инвестиции, трейдинг и финансовые рынки Банковское дело, кредитование и кредитная индустрия Деловые финансы, личные финансы и принципы оценки

  • Курсы

+ Еще

Содержание

Что такое контекст общения? Что такое внутриличностное общение? Что такое межличностное общение? Что такое публичная коммуникация? Что такое массовая коммуникация?

Контекст, который приводит к базовому пониманию ситуации, в которой происходит общение, и факторы, влияющие на общение, также становятся весьма важными в этом отношении.

Существует вероятность того, что контексты могут влиять друг на друга и накладываться друг на друга, что может сделать общение еще более надежным.

Контекст можно разделить на следующие категории:

  • Межличностный
  • Внутриличностно
  • Общественный
  • Масса
Вернуться к:  Переговоры и коммуникации

Что такое внутриличностное общение?

Внутриличностное общение – это когда человек вовлечен в общение с самим собой. Его часто называют  разговором с самим собой .

Это может включать в себя воображаемый разговор с самим собой, определенный визуальный ряд и любую саморетроспективу.

Межличностное общение может иметь как положительное, так и отрицательное влияние и может влиять на то, как человек воспринимает других и влияет на их мировоззрение.

Культура, родной язык и мировоззрение человека формируют его личность и влияют на его опыт и то, как он общается с другими. Эта форма общения служит основой и формирует нюансы общения.

Одна из самых популярных и хорошо принятых моделей межличностного общения (которое выглядит как сделка с самим собой) учитывает некоторые ключевые особенности процесса общения, в том числе: 

  • источник,
  • просмотр сообщения,
  • канал, по которому передается,
  • получен отзыв,
  • среда и
  • контекст, в котором формируется процесс.

Очень важно учитывать, что все эти этапы или уровни интернализуются и приводят в соответствие все элементы, помогающие донести сообщение.

Подготовка к общению включает в себя разработку плана, инициирование решения проблем и внутренних конфликтов, а также изучение суждений о себе и других.

Взаимодействие, однако, не имеет внешнего выражения, но они в значительной степени заимствуют опыт, встречающийся во внешней среде.

Что такое межличностное общение?

Межличностное общение чаще всего воспринимается как внешнее выражение, так как в нем участвуют два или более человека. Он может варьироваться от очень формального до интимного и безличного. Различаются следующие типы:

  • Общение один на один  — предполагает прямое общение между двумя людьми с помощью различных средств связи, таких как телефон, Интернет и т. д.
  • Групповое общение — Групповое общение предполагает беседу в небольших группах и является очень динамичным процессом. Обычно в разговоре участвуют от трех до восьми человек. Чем больше группа, тем больше вероятность того, что она распадется на более мелкие, чтобы облегчить общение. Возраст, симпатии и антипатии, культурное образование, половые и демографические особенности являются одними из определяющих факторов, определяющих понимание участников группового обсуждения. Иногда групповое обсуждение может быть взаимным, а иногда оно может стать односторонним. Однако ниже приведены различные варианты групповых обсуждений.
  • Командное общение — Командное общение является частью группового общения. Различные формы общения между разными членами команды могут носить межличностный характер. Командное общение становится очень важным для ведения бизнеса и иногда становится проблемой как для менеджеров, так и для сотрудников, участвующих в таком общении. Коммуникация в команде, учитывая ее важность, будет более подробно рассмотрена в следующей статье.

Что такое общественное общение?

Публичное общение имеет место, когда один человек представляет свои взгляды перед многими людьми, аналогично это общение может быть и в письменной форме, когда один человек пишет для других.

Выступающий может инициировать диалог или беседу, чтобы привлечь аудиторию, и это можно сделать по электронной почте или с помощью писем, направленных в редакцию.

Эта форма общения по своей сути отличается от группового общения, которое имеет другой набор правил.

Оратор часто задерживается группой в публичных выступлениях.

С изменением традиций, культуры и восприятия возможны восклицания, которые не следует рассматривать как препятствие.

Вместо этого следует рассматривать как утвердительные выражения.

Что такое массовая коммуникация?

С помощью массовой коммуникации сообщения рассылаются большому количеству людей.

Это включает отправку одного сообщения всей группе.

Хотя это и обеспечивает более широкий охват, сообщения необходимо курировать с учетом целевой группы, их выбора и предпочтений, а также других контекстуальных факторов, влияющих на содержание сообщения.

Похожие темы

  • Что такое общение?
  • Что такое процесс коммуникации?
  • Сообщения в сообщениях
  • Контекст связи: Получатель
  • Информационный поток внутри организации

контекст связи

Была ли эта статья полезной?

Да

Нет

5 типов стилей общения

Обновлено

Прочитав это руководство, вы узнаете о множестве различных стилей общения, что поможет лучше понять, как люди общаются.

Это поможет вам улучшить общение между вашими сотрудниками, повысить эффективность обучения, найма и многих других процессов в вашей организации.

Пока вы изучаете эту статью и думаете о стилях общения, с которыми вы сталкиваетесь в своей организации, и о стилях, которые вы хотели бы видеть больше, стоит подумать о том, что общение является значительной частью как стилей управления, так и стилей управления конфликтами. .

Эти три понятия являются основополагающими, когда речь идет о хорошем управлении и создании успешной бизнес-среды.

Узнавая о них больше и применяя их в своей организации, вы можете создать динамичную позитивную среду, которая приведет к лучшим результатам в бизнесе.

Discover:

  • 5 типов стилей общения
    1. Стиль устойчивого общения
    2. Стиль агрессивного общения
    3. Стиль пассивного общения
    4. Стиль пассивного общения
    5. . сообщение
      1. Аналитический
      2. Интуитивный
      3. Функциональный
      4. Персональный

5 типов стилей общения

В некоторых ситуациях потребуются определенные стили, или вы можете обнаружить, что один стиль особенно эффективен с одним сотрудником, а другой лучше работает с кем-то другим.

Стили можно комбинировать, и люди используют стили, отличные от стиля по умолчанию, в зависимости от того, с кем они общаются.

Нет смысла неизменно использовать только один стиль для общения с каждым человеком, с которым вы сталкиваетесь в течение рабочего дня, хотя некоторые стили, как правило, более эффективны, чем другие.


1. Напористый стиль общения

Этот стиль общения считается наиболее эффективным.

Человек, использующий этот стиль, уверен в своих убеждениях, но следит за тем, чтобы в разговоре он не принижал и не запугивал других.

Они не прибегают к манипуляциям или расширению границ, а ищут компромисс и консенсус, активно слушая и четко выражая свои желания и потребности.

Напористые коммуникаторы, как правило, обладают высокой самооценкой, и они не склоняются к пассивному или агрессивному общению.

Отличительной чертой уверенного общения является использование утверждений типа « I », таких как « Я чувствую, что вы перебиваете меня во время встречи с клиентом, подрывая мой опыт, », а не « Вам нужно вести себя тихо во время встречи с клиентом». встречи, так как вы настаиваете на том, чтобы постоянно прерывать ».

Этот стиль общения рекомендуется в большинстве деловых ситуаций.

Спокойный, взвешенный и позитивный, многие ситуации можно разрешить и решить проблемы, если активно использовать напористое общение.

Как стать более напористым в общении?
  • Говорите уверенно. Если вы не уверены в себе от природы, притворяйтесь, пока не получится! Вы лучше всех знаете, что вам нужно для успеха, доверяйте себе.
  • Учитывайте как свои потребности, так и потребности тех, с кем вы общаетесь. Старайтесь быть ориентированным на решение, позитивным и чутким к точке зрения другого человека.
  • Взгляните на свои глаголы. Не приукрашивайте вещи и не смягчайте их. Скажи « будет » вместо « может быть » или « должно быть ». Подумайте, насколько по-разному звучат эти два предложения: « Я возьму на себя инициативу в этом проекте. » против » Я мог бы возглавить этот проект
Как эффективно работать с напористым коммуникатором?
  • Дайте им возможность высказаться. Они расскажут вам о своих идеях и решениях , вам просто нужно выслушать и дать им возможность пообщаться
  • Спросите их, что они думают, и не отклоняйте их, если они критичны. Если они думают, что вы тратите их время впустую, они не станут вам помогать.
  • Ожидайте, что они также спросят, что вы думаете. Они хотят разговора и ориентированы на решение. Принесите свои собственные решения и критические замечания и ожидайте уважительного разговора.

2. Агрессивный стиль общения

Этот стиль общения может быть враждебным, угрожающим и исходить из желания победить любой ценой.

Агрессивный коммуникатор ведет себя так, как будто его вклад в беседу важнее, чем кто-либо другой, и содержание его сообщения часто теряется из-за тона его подачи.

Этот тип общения может привести к тому, что люди будут чувствовать себя униженными, сбитыми с толку и запуганными.

В некоторых случаях они могут реагировать на агрессивного коммуникатора не потому, что коммуникатор неправ, а просто потому, что сообщение настолько неприятно, что они инстинктивно не соглашаются.

Этот тип общения наблюдался у некоторых бизнес-лидеров, которые могут достаточно контролировать свой стиль, чтобы показаться смелыми, а не властными, но для этого требуется умение.

В повседневной работе это не тот стиль, который вызовет симпатию у коллег, и в большинстве случаев рекомендуется избегать этого стиля.

Как изменить свой агрессивный стиль, чтобы лучше общаться
  • Уверенность агрессивного коммуникатора очень близка к самоуверенности напористого коммуникатора. Большая разница в том, что напористый коммуникатор ценит чувства другого человека, а агрессивный коммуникатор — нет. Измените свой стиль, подумайте, как ваша просьба и то, как вы ее донесете, повлияет на человека, с которым вы разговариваете.
  • Взгляните на свой язык тела. Агрессивные коммуникаторы используют физическую близость, тон голоса и жесты, чтобы подчеркнуть свою силу в разговоре. Это не поможет вашему общению добиться успеха. Сделайте шаг назад и снизьте тон. Коллеги гораздо лучше реагируют на новый, более спокойный стиль разговора.
  • Измени свою точку зрения. Вы не хотите «выиграть» разговор, вы хотите решить проблему. У вас гораздо больше шансов сделать это, если вы работаете с другими.
Как эффективно работать с агрессивным коммуникатором?
  • Это сложно. Общеизвестно, что с агрессивными коммуникаторами трудно работать. Если вы не можете помочь им скорректировать свой стиль, приготовьтесь к их резкому тону и неприятному изложению.
  • Если вы в состоянии дать человеку совет относительно его поведения, познакомить его со стилями общения и дать совет, приведенный выше, по его корректировке, беседа может стать плодотворной.
  • Немедленно переведите их к делу и постарайтесь упорядочить разговор, чтобы он не отвлекался на неприятные или не относящиеся к делу темы.

3. Пассивный стиль общения

Этот тип общения также известен как подчиненный стиль общения. Другой способ описать это — тип «угодный людям».

Этот тип общения скромный, избегающий конфликтов и легкий на подъем.

Это не значит, что пассивный коммуникатор всегда счастлив — на самом деле, такой стиль общения может со временем привести к накоплению обиды, потому что человек не может четко выразить свое мнение, потребности и желания.

Пассивные коммуникаторы, как правило, отступают и позволяют другим, более напористым или агрессивным, идти впереди.

Им может быть трудно эффективно выражать свои мысли, и они хотят избежать конфронтации любой ценой. Это может напрямую привести к тому, что их хорошие идеи никогда не будут услышаны, или к возникновению недопонимания.

В бизнесе этот стиль общения может использоваться в качестве реакции на агрессивное общение, особенно при работе с клиентом или другим лицом, с которым другие стили общения не работают.

Однако в команде или отделе менеджеры должны работать над тем, чтобы помочь пассивным коммуникаторам получить доступ к более напористому стилю, чтобы их ценные идеи и идеи не остались незамеченными.

Как скорректировать свой пассивный стиль, чтобы лучше общаться
  • Будьте уверены в ценности своего вклада. Если это сложно для вас, попробуйте притворяться, пока не сделаете это совет, который мы дали выше для тех, кто надеется стать более напористым. Начните с малого и укрепите свою уверенность.
  • Узнать значение «». Вы можете взять на себя только ограниченное количество работы, и возможность установить здоровые границы рабочего места поможет вам быть уверенным, что ваша тарелка не перегружена теми, кто хочет воспользоваться вашим умением угождать людям.
  • Вы уже хороши в компромиссах, но убедитесь, что вы не ставите под угрозу все. Ищите решения, в которых может выиграть каждый, и предлагайте их.
Как эффективно работать с пассивным коммуникатором?
  • Напрямую спрашивайте их мнения по темам. Дайте им место в разговоре, чтобы высказать свое мнение, и дайте им время, чтобы правильно их выразить.
  • Не отвергайте их идеи. Они усердно работают, чтобы укрепить свою уверенность, если идея не сработает, указать на ценность идеи и выделить ее положительные стороны, вместо того, чтобы обрубить их коротким «» Ну, это не сработает
  • Держите разговоры позитивными и ориентированными на решение. Не злитесь и не конфликтуйте, это заставит их полностью закрыться.

4. Пассивно-агрессивный стиль общения

Этот стиль общения, как следует из названия, сочетает в себе аспекты пассивного и агрессивного стилей общения.

Пассивное существует на поверхности, а агрессивное кипит под ним.

Внешне коммуникаторы кажутся милыми и покладистыми, но действуют они с места гнева и обиды.

Это всплывает и может быть показано с помощью сарказма, покровительства, распространения слухов или сплетен.

Их разочарование выходит через эти косвенные пути, но они будут иметь тот же эффект, что и прямолинейная агрессия; коллеги не захотят с ними работать.

Этот стиль имеет тенденцию быть очень токсичным на рабочем месте, распространяя недовольство и обиду в команде или отделе.

Не бывает случаев, когда этот стиль общения уместен в деловой обстановке . Если в вашей организации есть коммуникаторы, которые по умолчанию придерживаются этого стиля, важно, чтобы им помогли приспособиться к менее разрушительному стилю.

Как изменить свой пассивно-агрессивный стиль, чтобы лучше общаться
  • Определите, откуда исходит ваш гнев. Вам кажется, что ваша команда не слушает вас? Вы чувствуете, что ваш вклад игнорируется? Узнайте о проблеме и сообщите об этом своему менеджеру.
  • Посмотрите на свою мотивацию при общении. Вы исходите из того, что хотите помочь решить проблему, или вы набрасываетесь? Измените свой подход к разговору и постарайтесь вместо этого сосредоточиться на позитивных, ориентированных на решение утверждениях.
  • Поймите, что деловые отношения могут быть сложными. Уверенный и последовательный подход к разговору в позитивной и приятной манере может значительно улучшить вашу рабочую жизнь. Вы не можете контролировать то, как люди относятся к вам, но вы можете контролировать то, как вы на них реагируете. Изменение стиля общения может кардинально изменить ваши отношения на работе.
Как эффективно работать с пассивно-агрессивным коммуникатором?
  • Попытайтесь понять их мотивы, если это возможно. Если есть внешняя сила, заставляющая их общаться таким образом, то, возможно, в ваших силах помочь решить эту проблему. Постоянно ли они используют этот стиль при общении с агрессивным коммуникатором? Это происходит только тогда, когда они сталкиваются с короткими сроками? Подумайте, из-за чего это происходит.
  • Не встречайте их в одном стиле. Может возникнуть соблазн ответить тем же, но это продолжает нездоровый цикл общения. Вместо этого сосредоточьтесь на настойчивом общении. Если вы предлагаете ответы, которые подчеркивают их вклад, предлагают беспроигрышные решения и не принижают их, они увидят ценность другого стиля общения.
  • Сосредоточьтесь на их сообщении и перефразируйте его в напористой манере. Измените тон, демонстрируя стиль общения, в котором вы бы предпочли, чтобы их сообщение было доставлено.

5. Манипулятивный стиль общения

Этот стиль общения использует хитрость, обман и влияние, чтобы контролировать исход разговора и, таким образом, действия окружающих людей.

Коммуникаторы-манипуляторы редко говорят то, что имеют в виду, вместо этого они прячут свои настоящие цели под слоями запутанности, чтобы добиться своего так, что другой человек даже не осознает этого.

Этот стиль часто характеризуется как неискренний и снисходительный, и когда люди понимают, что их разыграл манипулятор, они не будут хорошо реагировать на этого человека в будущем общении.

Хотя некоторые манипуляции могут оказаться полезными в работе с клиентами, когда необходимо успокоить раздраженного клиента, этот стиль может привести к некоторым конфликтам внутри команд или отделов, если один сотрудник использует его постоянно.

Там, где это возможно, коммуникатор, склонный к манипулированию, должен перейти к напористому общению.

Манипулятор знает, чего он хочет достичь, и имеет четкие цели, просто они выбирают не лучший путь для достижения цели. Уделяя приоритетное внимание потребностям каждого, а не только своим собственным, они могли бы достичь лучших результатов, не расстраивая коллег.

Как изменить свой манипулятивный стиль, чтобы лучше общаться
  • Работайте над тем, чтобы более прямо выражать свои желания и потребности. Практикуйтесь прямо спрашивать о том, чего бы вы хотели, и проявляйте благодать, если ответ не такой, какой вам хотелось бы.
  • Поймите, что такой стиль общения быстро вызывает обиду у коллег. Когда вы будете корректировать свой стиль, ожидайте, что они будут немного настороженно относиться к вашим мотивам! Будьте последовательны в своих изменениях и не забывайте искать решения, которые принесут пользу всем, а не только вам.
  • Не используйте эмоциональные аргументы. Будьте правдивы, точны и прямолинейны в своем общении.
Как эффективно работать с манипулятивным коммуникатором?
  • Как и в случае с агрессивным коммуникатором, вы должны стремиться направить его к напористому общению. Вы можете попробовать перенаправить их, когда они пытаются использовать эмоциональные аргументы, не позволяя им сводить разговор к своим собственным целям и упорно придерживаться темы разговора.
  • Не отвечайте на них критикой, а используйте тактику настойчивого переформулирования, чтобы прояснить, что они говорят, и одновременно показать, как вы хотите, чтобы они это сказали. Вы должны быть бдительны с этими типами коммуникаторов, чтобы они тайно не вводили свою повестку дня в разговоры.
  • Проявите терпение и сохраняйте спокойствие во время разговора. Будьте тверды в своих убеждениях, и они увидят, что вы не являетесь эффективной мишенью для их стиля общения. Твердо, но вежливо отказываясь позволить им манипулировать вами, они изменят свой подход.

Как ваш тип общения может повлиять на ваше сообщение

Эти стили в большей степени сосредоточены на том, как говорящий передает информацию в ходе разговора.

У каждого человека будет предпочтительный способ общения, и попытка использовать его может помочь вам эффективно донести свое сообщение.

Неважно, какой у вас стиль, вы можете настроить его под эти четыре типа, в зависимости от стиля человека, с которым вы общаетесь. Это может потребовать некоторой практики, но это сделает вас гораздо более эффективным коммуникатором.


1. Аналитический

Аналитический коммуникатор предпочитает данные и точные цифры.

Им нужна количественная информация, и они игнорируют эмоциональные заявления как слишком расплывчатые или неважные.

Это означает, что они предпочтут такое заявление, как « в этом квартале, продажи выросли на 8,2%, и мы собираемся превзойти наши прогнозы на 1,4% «, а не что-то вроде « мы убиваем его по продажам в этом месяц!«.

При общении с такими людьми сначала проведите исследование! Выложи цифры, потом ответь со своим запросом.

Положительным моментом этого является то, что аналитический коммуникатор хорошо смотрит на проблемы логически. Проблем с эмоциями не будет. Если аналитический коммуникатор не работает хорошо, вы можете принести ему цифры, которые показывают, где ему не хватает, и он согласится с тем, что ему нужно улучшиться в этих областях.

Недостатком является то, что они могут восприниматься как холодные или бесчувственные. Они могут заставить коллег чувствовать себя некомфортно или увольнять тех, кто не общается так же. Это может вызвать некоторые проблемы в командах, у которых разные стили общения, такие как личные коммуникаторы. Им также может потребоваться слишком много времени для анализа, расчета и проверки деталей, что приводит к медленному реагированию на проблемы и приводит к упущенным возможностям.


2. Интуитивно понятный

Интуитивно понятный коммуникатор — это общая картина.

Это тот тип людей, которые не любят погружаться в мельчайшие детали проекта, они предпочитают получить общее представление.

Они быстро видят общую картину и могут легко сделать вывод, иногда предлагая отличные идеи о том, как лучше всего завершить проект.

Когда вы общаетесь с таким человеком, укажите версию Cliff’s Notes: « В этом новом маркетинговом проекте будет использоваться новый алгоритм для еще более точного нацеливания на потенциальных клиентов! » вместо » Сначала мы собираемся провести A/B-тестирование нового алгоритма, затем мы собираемся разработать три уровня специализированного контента, затем мы собираемся развернуть проект, затем мы собираемся использовать эти показатели для измерить наш успех. »

Положительным моментом является то, что этот тип коммуникатора быстро понимает идеи и уже предлагает решения возможных проблем. Им не нужно иметь карманный компьютер, они уже работают. нестандартные идеи и получайте удовольствие, бросая вызов себе и другим.

Недостатком является то, что это нетерпение может привести к ошибкам. Интуитивные коммуникаторы ненавидят вникать в скучные детали, но, пропуская это, они рискуют упустить важную информацию. Их также будут раздражать коммуникаторы, которые должны объяснять идеи или проекты шаг за шагом, как функциональные коммуникаторы.


3. Функциональный

Функциональный коммуникатор живет по другую сторону спектра от интуитивного коммуникатора.

Они предпочитают проходить этапы процесса, обрисовывая в общих чертах каждый из них, пока не придут к заключению и не смогут связать все это в один аккуратный пакет.

Они ориентированы на детали, хорошо понимают, какие процессы будут наиболее полезными для обеспечения успеха, и им можно доверять создание функциональных графиков, распределение задач и выполнение проектов.

При разговоре с работающим коммуникатором убедитесь, что вы готовы!

Они захотят узнать все детали проекта, вы не хотите зацикливаться на метриках, чувствах или общем мышлении, вместо этого вы должны прийти с проектом, изложенным и готовым к проверке.

Использование предложения типа « Мы хотим создать улучшенное руководство пользователя. Мы хотели бы, чтобы вы написали схему, проконсультировались с разработчиками, наняли технического писателя и отредактировали готовый продукт. » послужит вам гораздо лучше, чем » Вам не кажется, что руководство пользователя нуждается в некотором улучшении? Можете ли вы позаботиться об этом? »

Преимущество функционального коммуникатора в том, что его внимательный к деталям ум не пропустит ни одного важного шага. Им легко сосредоточиться на реализации проектов, и у них есть естественное понимание того, что потребуется для достижения цели. Их тщательный характер обеспечит успешное выполнение проекта.

Обратной стороной этого является то, что их настойчивая сосредоточенность на процессе, улучшение каждого шага и этапа, иногда может привести к тому, что они упустят из виду общую картину и не достигнут фактических целей проекта.

Их утомительный, пошаговый стиль также может утомить аудиторию, особенно если функциональный коммуникатор сочетается с интуитивно понятным коммуникатором. Эти два стиля немного похожи на масло и воду; ни один из них не очень ценит общение другого. Однако, если все сделано правильно, функциональный коммуникатор может взять на себя мелкие детали проекта, в то время как интуитивно понятный коммуникатор имеет дело с общей картиной.


4. Личный

Персональный коммуникатор противоположен аналитическому коммуникатору в этом спектре стилей общения.

Они предпочитают использовать эмоциональный язык и ценят человеческое общение, стремясь узнать, что чувствуют их коллеги, а также что они думают.

Этот тип коммуникатора склонен быть дипломатом, помогающим разрешать конфликты и искать мирные решения межведомственных и внутриведомственных вопросов.

Для этого типа коммуникатора вы хотите опираться на эмоциональную составляющую. Что-то вроде « Вы чувствуете, что наша команда по работе с клиентами в последнее время чувствует себя выгоревшей? Их число сократилось. Пожалуйста, изучите это подробнее и посмотрите, чувствуют ли они, что им нужна дополнительная поддержка. «принесет вам гораздо больший успех, чем» В этом году наши показатели удовлетворенности клиентов упали на 11%, и мы не в состоянии достичь наших целей. Нам нужно найти и исправить эту проблему, чтобы вернуть результаты в этой четверти. »

Преимущество этого стиля в том, что персональный коммуникатор без особых усилий строит глубокие связи в своей команде. Он сосредоточен на создании сплоченности и часто берется за решение проблем, когда у других возникают трудности в общении.

Недостатком этого стиля общения является то, что он может стать слишком эмоциональным для других коммуникаторов. Аналитические коммуникаторы особенно не оценят такой подход и вполне могут проигнорировать то, что говорят личные коммуникаторы, что может привести к обиде или обиде.


Резюме

Все эти коммуникативные стили существуют в спектре. Люди редко будут на 100% принадлежать одному стилю, скорее у них будут первичные и вторичные, а иногда даже третичные стили.

Человек может быть в первую очередь аналитическим, но во вторую — функциональным. Вы увидите, как люди переключаются между стилями по мере необходимости, в зависимости от ситуации, человека, с которым они разговаривают, и многих других факторов.

В общем, вы обнаружите, что сочетание всех этих стилей общения приведет к улучшению команды.

У каждого стиля есть свои преимущества и недостатки, и сочетание всех четырех гарантирует, что у вас не будет больших мертвых зон.

Если ваша команда состоит только из аналитиков, то вы обнаружите, что отстаете от графика, так как ваша команда проверяет и перепроверяет данные, но никогда не предпринимает никаких действий. То же самое касается команды, состоящей только из интуитивных людей: ваша общая картина будет идеальной, но ваш процесс ее достижения будет неполным, заброшенным вашей командой как неинтересным и неважным.

Когда у вас в команде есть все эти люди, у вас может быть идеальное сочетание людей, которые генерируют идеи, анализируют их, воплощают в жизнь и помогают решать проблемы, если это необходимо.

12 наиболее важных методов внутренней коммуникации для компаний

Вас интересуют передовые методы внутренней коммуникации? Примеры способов улучшения внутренних методов делового общения перечислены ниже.

 

1. Личное общение

Иногда при общении с сотрудниками лучше придерживаться старой школы. Общаясь напрямую, легко передать сообщение и определить, понятно ли оно. Это хорошая стратегия для представления сотрудникам новой программы или политики. Убедитесь, что сообщение представлено ясно и позитивно .

Другим способом эффективного общения лицом к лицу является организация регулярных встреч менеджера с сотрудниками для инструктажа и неформальной оценки эффективности . Вместо того, чтобы ждать ежегодной проверки сотрудника, сотрудник получает регулярную обратную связь о том, в чем он преуспевает, и где он может улучшиться. Таким образом, любые потенциальные проблемы могут быть исправлены на ранней стадии, и сотрудник знает, в чем его сильные стороны.

 

2. Корпоративная интранет-платформа

В настоящее время интранет компании является одним из наиболее используемых каналов связи для людей на рабочем месте. Чтобы наилучшим образом использовать эту среду, вы можете установить некоторые основные правила, прежде чем разрешать сотрудникам использовать ее.

Заранее определите его основные функции, чтобы в полной мере воспользоваться его использованием в качестве реального средства внутренней связи . В зависимости от типа вашего бизнеса вы также можете использовать эту платформу для новостей компании, справочных документов, форм и т. д.

Здесь может быть отдельный раздел для общения. Место, где можно поделиться забавными историями, чтобы поднять настроение в вашей организации. Если вы думаете о типах контента, который будет появляться в печатном информационном бюллетене компании, это те типы элементов, которые вы можете ожидать найти во внутренней сети компании.

 

3. Электронная почта Переписка

Электронная почта является еще одним популярным методом связи среди работников . Это была находка для людей, работающих в одном офисе, а также для тех, кто работает удаленно. В течение напряженного рабочего дня сотрудникам может быть трудно выбрать, какие электронные письма содержат важную информацию, а какие могут подождать, пока их не откроют, когда у получателя будет больше времени для усвоения информации.

Некоторые пользователи электронной почты пытаются обойти эту проблему, помечая большую часть (или всю) свою корреспонденцию как «Срочно!» чтобы привлечь внимание получателя и побудить его немедленно открыть его. Эта стратегия может быть успешной в первые несколько раз. Однако, если этим злоупотреблять, коллеги очень быстро распознают эту стратегию и проигнорируют электронные письма, помеченные как срочные от этого отправителя, что противоречит цели такой маркировки сообщений.

 

«Когда одновременно показываются изображения и слова, человеку легче вспоминать изображения, чем слова».

 

4. Видео

Длинные текстовые электронные письма — не единственный способ поделиться информацией с вашими сотрудниками. Некоторые люди просто лучше учатся, когда им показывают информацию, а не читают о ней. Научные исследования эффекта изображения-превосходства показали, что, когда изображения и слова показываются одновременно, человек запоминает изображения легче, чем слова 9.0059 .

Что это означает, когда вы пытаетесь достичь своей цели — поддерживать вовлеченность членов команды? Добавление видео — очень эффективный способ донести ваше сообщение до . Если вы хотите рассказать сотрудникам о безопасности на рабочем месте, дать советы по продажам, рекомендации по обслуживанию клиентов или что-то еще, что можно быстро передать, рассмотрите возможность разработки видео, которое поможет донести сообщение таким образом, чтобы работники запоминали его еще долгое время после завершения презентации. .

 

5. Доска объявлений компании

Этот тип внутреннего общения по-прежнему очень популярен, особенно среди компаний, которые не используют электронные средства для передачи сообщений своим сотрудникам. Члены команды знают, что нужно искать на доске объявлений компании объявления, которые относятся к ним. Сюда может входить информация о:

  • изменениях рабочего времени;
  • обновлений политики компании в отношении отпусков;
  • вакансий, которые компания пытается заполнить;
  • и другие.

Доска объявлений компании также может быть использована для объявления личных новостей, таких как дни рождения сотрудников и когда сотрудник приветствовал нового ребенка в своей семье. Это также подходящее место для объявлений о социальных мероприятиях, в которых сотрудники компании могут пожелать принять участие , таких как пикники, походы на игры профессиональных спортивных команд и посещение местных достопримечательностей.

Центр новостей для внутренних коммуникаций – Интранет-платформа LumApps

 

6. Деловые заметки

Записки представляют собой краткие документы, используемые для передачи информации определенной аудитории . Обычно они менее формальны, чем письма, но все же написаны в профессиональном стиле. Эта форма общения на рабочем месте обычно используется для выявления проблемы и предложения ее решения. В других случаях он используется для запроса информации или предоставления ее одному или нескольким получателям.

Основная мысль памятки должна быть изложена в начале, чтобы читатель мог быстро найти искомый ответ. Остальное содержание меморандума затем состоит из вспомогательных пунктов. Важно использовать подзаголовки, чтобы разделить заметку, чтобы читатель, который хочет просмотреть ее, мог быстро найти информацию, которую он ищет.

 

7. Деловой отчет

Деловой отчет — это еще один тип внутреннего сообщения, связанного с деловой запиской. Часто отчет доставляется руководителю с прикрепленной запиской .

Бизнес-отчеты используются для изучения конкретной проблемы или проблемы и предложения возможных решений для ее решения. Автор отчета довольно подробно описывает проблему и оценивает каждое решение, прежде чем давать рекомендации относительно того или иного действия. У проблемы может быть не одно решение, а несколько достойных, и отчет может отразить это с помощью рисунков, диаграмм, графиков и т. д. . Автор отчета хочет представить справедливую и объективную точку зрения на проблему, о которой его попросили написать, чтобы руководители компании могли принимать обоснованные решения.

 

8. Отправка текстовых сообщений

Отправка текстовых сообщений выполняется быстрее, чем электронная почта , особенно когда некоторые члены вашей команды работают вне офиса, например, торговые или технические представители.

Они по-прежнему хотят чувствовать себя частью повседневных дел в офисе, но могут проводить большую часть своего времени в поездках в офисы клиентов или на рабочие места. Если вы хотите быстро передать информацию, вопросы или проблемы, отправив текстовое сообщение, вы сможете связаться с кем-то без промедления .

Современные программные технологии внутренней сети позволяют легко прикреплять документы и пересылать их вместе с текстом тому, кто также находится вне офиса. Бывают случаи, когда учетная запись электронной почты получателя через его сотового оператора работает слишком медленно, когда ему нужен немедленный доступ к документу. В этом случае пересылка его текстом является жизнеспособной альтернативой.

 

9. Сеансы мозгового штурма

Идея сеанса мозгового штурма заключается в выдвижении новых идей. Это упражнение, при котором группа встречается (лично или виртуально), и каждого человека просят придумать одну идею для решения конкретной проблемы или задачи, с которой сталкивается компания. Единственным правилом является отсутствие «плохих» или «неправильных» идей . Во время мозгового штурма ничто не может быть решено. Все и вся может быть выдвинуто на рассмотрение.

Позже будет время, чтобы разобраться, доработать или отредактировать представленные идеи. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы получить как можно больше необработанных идей на столе . Оттуда их можно изучить более внимательно, чтобы найти конкретные решения, которые компания может решить использовать в будущем.

 

10. Встречи персонала

Это относительно простой способ общения членов команды , который может оказать большое влияние на компанию. Его можно использовать внутри компании, для команд, работающих удаленно, или настроить для включения штатных и удаленных сотрудников с использованием современных технологий.

Во время регулярного собрания сотрудников работники будут делиться со своими коллегами типами проектов, над которыми они работают . Каждый человек по очереди объясняет, что у него хорошо получается и с какими трудностями он сталкивается. Другие члены команды внимательно слушают и могут поделиться идеями и предложениями, которые, по их мнению, помогут. Этот тип сотрудничества заставляет сотрудников чувствовать, что они являются частью команды и что их коллеги готовы помочь им с обратной связью и поддержкой.

 

11. Плакаты

Плакаты необязательно являются примером эффективных методов внутренней коммуникации, однако они являются хорошим способом донести информацию до работников. Их можно повесить на доске объявлений для сотрудников, в комнатах отдыха, в офисе отдела кадров и в других местах, где могут собираться сотрудники.

В зависимости от юрисдикции, в которой находится ваша компания , по закону вы можете быть обязаны размещать определенные плакаты на своем рабочем месте. Правительство могло принять закон, предписывающий работодателям размещать вывески, касающиеся прав работников на здоровье и безопасность, прав работников на минимальную заработную плату и оплату сверхурочных, а также равные возможности трудоустройства. Сотрудники могут читать плакаты и получать доступ к необходимой им информации о работе в целом . Информация, которую они содержат, может помочь ответить на вопросы, которые у них могут возникнуть, без необходимости обращаться к менеджеру или в отдел кадров.

 

12. Телефонный звонок

Если вы не думали об использовании телефона в качестве стратегии внутренней коммуникации, вам следует . В наши дни и век, когда многие из нас общаются через электронную почту и портативные устройства, часто упускается из виду прямота поднятия телефона и прямого контакта с кем-то.

Часто этот метод общения на рабочем месте может быть очень эффективным для получения информации или решения проблемы. Участвующие в процессе люди могут говорить об этом напрямую, что зачастую намного эффективнее, чем пытаться использовать электронную почту или назначать встречу. В течение относительно короткого времени информация может быть передана или ситуация может быть прояснена или разрешена к удовлетворению обеих сторон.