Средства общения в психологии: Средства общения

Содержание

Невербальные средства общения детей с интеллектуальной недостаточностью

Невербальные средства общения детей с интеллектуальной недостаточностью

Пожалуйста, оцените Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5  

Невербальные средства общения детей
с интеллектуальной недостаточностью

Яфанкина Тамила Алексеевна

Актуальность исследования. Общение является необходимым условием существования, как отдельного человека, так и человеческого общества в целом. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, социальная адаптация. Общение необходимо, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. Именно поэтому к проблеме общения, издавна привлекалось внимание различных исследователей. (Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.А.Леонтьев, Я.Л. Коломинский, Дж. Мид, Т. Парсонс, К. Чери, К. Ясперс и др.)

           Общение — это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.
           В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу; осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов; формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующих коллективную деятельность.

           Общение уже с самого начала играет важную роль в развитии ребенка. Начиная с самого раннего возраста общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия.
           Основным средством межличностного общения является звучащая речь. Однако, существенно обогащают возможности взаимодействия, придают ему выразительность, лаконичность в отношениях невербальные средства общения.
           В специальной психологии проблема общения является наименее разработанной, а вопросу невербальной коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью посвящены лишь отдельные исследования (Ч.Дарвин,2001, А. Пиз, 1992). Дальнейшее изучение особенностей невербальных средств общения детей с интеллектуальной недостаточностью позволит не только уточнить и расширить имеющиеся в литературных источниках данные, но и определить пути оптимизации невербальной коммуникации. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования.
Объект исследования – общение старших дошкольников и младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования — специфика распознавания и применения невербальных средств общения старшими дошкольниками и младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью.
Цельюисследования явилось изучение особенностей распознавания и применения невербальных средств общения детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Поставленная цель исследования достигалась в ходе решения следующих задач:
1. Теоретический анализ проблемы общения в исследованиях общей и специальной психологии.
2. Разработка и осуществление программы экспериментального изучения невербальных средств общения младшими школьниками и старшими дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.
3. Разработка методических рекомендаций по коррекции и развитию невербальных средств общения младших школьников и старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что распознавание и применение невербальных средств общения детьми с интеллектуальной недостаточностью имеют специфические особенности, проявляющиеся преимущественно в трудностях распознавания невербальных средств общения и эмоциональных состояний других и ограниченном запасе собственных невербальных средств общения. Дальнейшее изучение особенностей невербальных средств коммуникации позволит определить приоритетные направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации невербальных средств общения у детей с интеллектуальной недостаточностью, существенно повышающих успешность их межличностного взаимодействия.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Научно-практическая значимость исследования: разработана методика изучения невербальных средств общения (НСО), получены экспериментальные данные, расширяющие сведения об особенностях распознавания и применения НСО детьми с интеллектуальной недостаточностью; разработаны методические рекомендации по оптимизации НСО у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация исследования. Экспериментальное изучение проводилось в 2013 – 2015 учебном году на базе четырех учреждений: ГБДОУ – детский сад №97 компенсирующего вида Фрунзенского района, специальной (коррекционной) школе № 5 VII вида Центрального района, ГОУ №113 с углубленным изучением предметов информационно-технологического профиля Приморского района, ГБОУ прогимназия № 701 Калининского района «Изумрудный город» г.
Санкт-Петербурга.
В эксперименте приняло участие восемьдесят детей: из них 20 детей младшего школьного возраста (7-8 лет) с задержкой психического развития, 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с интеллектуальной недостаточностью (экспериментальная группа), 40 нормально развивающихся детей: 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и младшего школьного возраста (7-8 лет) (контрольная группа).
Программа эксперимента включала в себя три последовательных этапа. Первый этап (ориентировочный) предполагал беседу с психологами дошкольных и школьных учреждений, изучение психолого-педагогической документации, знакомство с детьми.
На втором (основном) этапе исследования было проведено наблюдение за детьми в игровой ситуации, во время учебного процесса и реализована основная программа эксперимента, состоящая из серии методик: «Позы человека», «6 эмоций», «Разговор через стекло», Методика Гилфорда и Салливана (субтесты 1, 2, 4) – для детей младшего школьного возраста, адаптированный вариант методики Гилфорда и Салливана – для детей дошкольного возраста.
На третьем этапе была проведена обработка, интерпретация и обобщение полученных данных.
Магистерская диссертация состоит из 87 страниц, двух приложений, список литературы состоит из 56 источников, из которых 3 на иностранном языке и пять диаграмм.
Основное содержание работы
В первой главе «Теоретический анализ проблемы общения в психологических исследованиях» рассматривались следующие пункты:
«Общение как предмет психологического исследования» в этом пункте мы рассмотрели  «общение» как довольно сложный и многогранный процесс, что его изучением занимаются представители разных наук — философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты. В наиболее общем виде средства общения разделяются на две большие группы — вербальные и невербальные.
Во втором пункте «Невербальная коммуникация как средство общения» мы рассмотрели один из видов общения. Невербальная коммуникация является важнейшим средством общения наряду со звуковой речью.
В третьем пункте «Развитие общения в процессе онтогенеза» мы рассмотрели общение с рождения до конца младшего школьного возраста. Общение — это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую информацию для индивидуального развития. Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка.
В четвертом пункте «Особенности невербальной коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью». Дети с интеллектуальной недостаточностью с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи. Дети, отстающие в интеллектуальном развитии, используют меньшее количество невербальных актов в свободной деятельности, их невербальный репертуар отличается меньшим разнообразием, чем у детей с нормальным интеллектуальным развитием.
         Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей распознавания и применения невербальных средств общения детьми с интеллектуальной недостаточностью» были прописаны следующие пункты:
«Методика констатирующего эксперимента» в этом пункте  была разработана методика констатирующего эксперимента, направленная на изучение особенностей распознавания и применения невербальных средств общения детьми дошкольного и младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

         Во втором пункте «Сравнительный анализ особенностей распознавания и применения невербальных средств общения детьми с интеллектуальной недостаточностью» были проанализированы по исследованию применения и распознаванию невербальных средств общения.
         В третьей главе «Методические рекомендации по оптимизации невербальных средств общения у детей с интеллектуальной недостаточностью» были рассмотрены следующие пункты:
«Основные направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации невербальных средств общения детей с интеллектуальной недостаточностью» в это пункте нами были определены направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации невербальных средств общения у детей с интеллектуальной недостаточностью:
1) формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии;
2) формирование способов выражения эмоциональных состояний, взаимоотношений.
         Во втором пункте «Содержание коррекционно-развивающей работы по оптимизации невербальных средств общения детей с интеллектуальной недостаточностью» в соответствии с целью коррекционно-развивающей работы и выделенных направлений были определены эффективные методы и разработаны примерные конспекты занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Заключение.
Настоящее исследование посвящено изучению понимания и применения НСО детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме общения детей с интеллектуальной недостаточностью, показал, что детям с интеллектуальной недостаточностью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, эмоциональный контакт со взрослым, потребность общения с ним у ребенка в раннем возрасте с ним не возникает. Трудности понимания обращенной речи и ситуативный характер речи затрудняет общение ребенка с взрослыми и сверстниками.
В ситуациях межличностного взаимодействия неречевые коммуникативные навыки детей с интеллектуальной недостаточностью играют важную роль в преодолении затруднений в общении. Невербальная коммуникация у лиц с интеллектуальной недостаточностью становится компенсаторной возможностью для развития контактов с окружающими людьми. Эта возможность мало используется в существующих сегодня коррекционных программах, направленных на социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью. Роль невербальной коммуникации в развитии общения очевидна, но для оказания эффективной помощи требуется детальное изучение специфики освоения невербальных средств общения детьми с интеллектуальной недостаточностью.
         Дети старшего дошкольного возраста плохо распознают эмоциональное состояние других людей, и поэтому у них возникают  проблемы с пониманием. Дети младшего школьного возраста лучше понимают эмоциональное состояние, и используют гораздо больше видов невербальных средств общения. Большинство детей не правильно воспринимают некоторые ситуации из-за жизненного опыта, также как некоторые дети мало используют невербальные средства общения из-за того что являются «изгоями» в классе или из-за неблагоприятной обстановки в семье. Дети старшего дошкольного возраста с большим трудом используют невербальные средства общения, когда показывают какую-либо ситуацию. В большинстве случаев им помогает педагог.
Нами были определены направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации невербальных средств общения у детей с интеллектуальной недостаточностью:
1) формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии;
2) формирование способов выражения эмоциональных состояний, взаимоотношений.
В соответствии с целью коррекционно-развивающей работы и выделенных направлений были определены эффективные методы и разработаны примерные конспекты занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Разработанная программа нуждается в апробации с целью подтверждения ее эффективности.

  • Назад
  • Вперед

You have no rights to post comments

Авторизация

Запомнить меня

Регистрация

  • Забыли данные входа?
  • Регистрация

Перевод сайта


Общение. Большая российская энциклопедия

Психические, психофизиологические процессы или явления

Области знаний:
Социальная психология, Психолингвистика

Обще́ние, процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Соответственно, в общении различаются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Термин «общение» в российской психологии нередко употребляется как синоним коммуникации в широком смысле, однако в более узком значении термин «коммуникация» характеризует только обмен информацией (т. е. лишь один из аспектов общения). Выработка единой стратегии взаимодействия (интерактивный аспект общения) предполагает интерсубъектность знака, т. е. единую или сходную систему кодирования и декодирования сообщений у участников взаимодействия, в силу чего даже при самых грубых нарушениях речи с практически отсутствующим пониманием речевого сообщения у больного сохраняется возможность отличить сообщение, передаваемое на родном языке, от сообщения на языке иностранном (Boller. 1972). Формирование образа другого человека – его восприятие и понимание (перцептивный аспект общения) достигается «прочтением» (С. Л. Рубинштейн) за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей. Механизмами «прочтения» являются процессы сравнения и межличностной децентрации, идентификации, апперцепции (предвосхищения) и рефлексии.

Общение играет первостепенную роль в жизни человека, оно есть способ и условие социального развития личности и её эффективного функционирования (Леонтьев. 2008). Общение является «сквозным механизмом» смены ведущей деятельности у детей и развития всей психической сферы ребёнка, что прослеживается, в частности, в ходе постепенного перехода от непосредственного эмоционального общения у дошкольника к предметно-действенному ситуативному общению школьников, вплоть до внеситуативного интимно-личностного общения у подростков (Лисина. 1997). Как показали многочисленные исследования синдрома госпитализма у детей, воспитывающихся в домах ребёнка, отсутствие полноценного общения приводит к отставанию как когнитивного, так и речевого развития этих детей (Глозман. 2017).

Любые формы общения представляют собой специфические виды совместной деятельности (самостоятельной либо составной части и одновременно условия другой, некоммуникативной деятельности) (Андреева. 2012). Мотивация общения в большинстве случаев совпадает с мотивацией того вида деятельности, в которую общение включено. Исключение могут составлять некоторые специфические профессиональные ситуации (деятельности оратора, лектора, актёра и т. п.), в которых общение приобретает самостоятельную мотивацию.

Деятельность и общение – две неразрывные стороны социального бытия индивида. Люди всегда общаются в процессе некоторой деятельности, которую можно рассматривать как условие общения, и в то же время общение, будучи непременным элементом деятельности, обеспечивает все другие её формы. Многообразие форм деятельности обусловливает многообразие форм общения. Характеристики делового общения (с жёстко регламентированными целями, мотивами и способами организации общения) отличны от неформального и нерегламентированного межличностного общения. В процессе общения, взаимодействия и соотнесения себя с «другим» раскрывается и формируется образ Я, устанавливаются взаимоотношения и смысловые связи с другими людьми, изменяются установки и поведение общающихся людей. Высшей формой межличностного общения является диалог.

Средства общения (вербальные и невербальные) генетически восходят к средствам и предметам материальной деятельности людей, что подтверждается, например, данными тифлосурдопедагогики: материальное общение с помощью реальных предметов позволяет формировать у слепоглухонемых детей специфические коммуникативные средства, например восприятие речи с помощью тактильных ощущений. Есть данные, что 85% всей информации человек получает и передаёт с помощью невербальных средств общения (жестов, мимики, интонации и др.) (Леонтьев. 2008; Психология общения. 2011).

Речь как средство общения проходит достаточно долгий путь онтогенетического развития, включая довербальный этап, когда ребёнок ещё не говорит и не понимает обращённую к нему речь (хотя и воспринимает некоторые невербальные сигналы), но у него формируются предпосылки для вербального общения (избирательная и более активная ориентировочная реакция на речевые звуки по сравнению с неречевыми, становление звукового репертуара: например, начиная с трёхмесячного возраста выявляются различия звуков [a] в плаче и в вокализациях, издаваемых младенцами при общении с мамой). Затем наступает этап начального вербального общения, когда ребёнок начинает понимать и произносить простые высказывания. При этом ребёнок начинает говорить только в общении со взрослым и только тогда, когда перед ним ставится задача понять обращённую к нему речь и ответить на неё.

Примерно к трём годам у ребёнка формируется характерная для человека структура жизненного мира, которую можно представить в виде эллипса, имеющего два фокуса – «Я» и «Другой», – предполагающих не только различение, но и потенциальное взаимодействие. Сигналом формирования этой структуры является появление в речи ребёнка личных местоимений: «Я буду кушать» вместо «Ваня будет кушать». Такая структура возникает на определённом этапе онтогенетического развития самосознания, когда человек осознаёт себя существующим для другого, сознание своей единичности перерастает в сознание своей особенности и формируется образ Я, вплетающийся в мотивационно-потребностную сферу и осуществляющий тем самым регуляторную функцию. Все эти преобразования происходят не благодаря интроспекции, а через взаимодействие с другими людьми, в процессе общения (Глозман. 2017).

Потребность и активность в общении максимальна в период с 12 до 20 лет (при максимальной активности общения в возрасте 18–20 лет), затем потребность в общении несколько снижается и остаётся постоянной для данного человека (Максимова. 1983).

Для того чтобы общение могло успешно осуществляться, необходима сохранность (адекватность) по меньшей мере четырёх основных взаимосвязанных звеньев: мотивации (побуждения к общению), операциональных возможностей общения, контроля за протеканием общения и надындивидуальных (социальных) условий (контекста) общения. Нарушения или несформированность общения приводят к существенному искажению личности человека (Глозман. 2017).

Связь изменений личности с дефектами общения изучает нейропсихология. Эта взаимосвязь проявляется особенно ярко в феномене «порочного круга» при нарушениях речи, когда патологическая личностная реакция в виде «страха речи» препятствует актуализации даже имеющихся у больного возможностей общения, а невозможность общения ещё более усиливает «страх речи» и другие невротические изменения личности. Неадекватные способы психологической защиты при нарушениях или несформированности навыков коммуникации, например при заикании, могут быть связаны с дефектами образа вербальной коммуникации и её сверхзначимостью для субъекта (Глозман. 2021). Причиной несформированности является противоречие между высокой мотивацией к общению и недостаточностью операциональных средств для его реализации.

Специфический характер взаимосвязи изменений личности и нарушений общения зависит от того, какое звено процесса общения (операциональное, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено (Глозман. 2017). Противоречие между операциональной и мотивационной сторонами общения при афазии или заикании или между операциональной стороной и звеном контроля при лобных поражениях мозга или синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей приводит к остановке в развитии личности и к нарушению всей системы её межличностных отношений и общения в целом. Для разрешения этого противоречия недостаточно благоприятного изменения жизненных обстоятельств, необходимо специальное психотерапевтическое и нейропсихологическое воздействие. Восстановление возможностей вербального и невербального общения способствует положительной динамике развития личности, что отражается и в её поведении, и в сфере межличностной перцепции и межличностных отношений с окружающими.

Глозман Жанна Марковна

Дата публикации:  24 мая 2022 г. в 19:31 (GMT+3)

Связь | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Язык: Лингвистика · семиотика · Речь


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по данному вопросу .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Коммуникация — это процесс, который позволяет организмам обмениваться информацией несколькими способами. Обмен требует обратной связи. Слово связь также используется в контексте, когда ожидается небольшая обратная связь или ее отсутствие, например, широковещательная передача, или когда обратная связь может быть задержана, поскольку отправитель или получатель используют разные методы, технологии, время и средства для обратной связи.

Специализированные области сосредоточены на различных аспектах коммуникации и включают массовую коммуникацию, коммуникативные исследования, организационную коммуникацию, социолингвистику, анализ разговора, когнитивную лингвистику, лингвистику, прагматику, семиотику и анализ дискурса.


Коммуникация — это артикуляция отправки сообщения, будь то вербальное или невербальное, при условии, что существо передает идею, жест, действие и т. д., вызывающие размышления. .

Общение можно определить как процесс значимого взаимодействия между людьми. Это акт передачи информации и процесс обмена значениями для достижения понимания.

Коммуникация — это процесс, посредством которого любое сообщение передается или принимается посредством разговора, письма или жестов.

Существуют слуховые средства, такие как речь, пение и иногда тон голоса, и невербальные, физические средства, такие как язык тела, язык жестов, параязык, прикосновение, зрительный контакт или использование письма.

Общение происходит на многих уровнях (даже для одного единственного действия), разными способами и для большинства существ, а также для некоторых машин. Некоторые, если не все, области исследований уделяют часть внимания общению, поэтому, говоря об общении, очень важно быть уверенным в том, о каких аспектах общения идет речь. Определения общения широко варьируются, некоторые признают, что животные могут общаться друг с другом так же, как и люди, а некоторые являются более узкими, включая людей только в рамках параметров человеческого символического взаимодействия.

Тем не менее, коммуникация обычно описывается по нескольким основным параметрам:

  1. Содержание (о чем сообщается)
  2. Источник/Emisor/Sender/Encoder (кем)
  3. Форма (в какой форме)
  4. Канал (через какой носитель)
  5. Адресат/получатель/цель/декодер (кому)
  6. Цель/прагматический аспект


Коммуникация между сторонами включает в себя действия, которые передают знания и опыт, дают советы и команды, а также задают вопросы. Эти акты могут принимать различные формы в одном из различных способов общения. Форма зависит от способностей группы общаться. Вместе коммуникационное содержание и форма создают сообщения, которые отправляются по назначению. Целью может быть вы сами, другое лицо или существо, другая сущность (например, корпорация или группа существ).

В зависимости от направленности (кто, что, в какой форме, кому, с какой целью) существуют различные классификации. Некоторые из этих систематических вопросов разработаны в теории коммуникации.

Содержание

  • 1 Содержание, форма и назначение человеческого общения
  • 2 Коммуникация как передача информации
  • 3 Теории коммуникации
  • 4 Средства связи
  • 5 Коммуникационные барьеры
  • 6 Другие примеры связи
    • 6.1 Тишина
    • 6.2 Искусственный
    • 6.3 Биологический
  • 7 Обмен информацией между живыми организмами
  • 8 Язык
  • 9 коммуникативных стратегий
    • 9.1 Маркетинг
    • 9.2 Уход
  • 10 Метакоммуникации
  • 11 Средства массовой информации
    • 11.1 Общение с животными
  • 12 См. также
  • 13 Каталожные номера
  • 14 Внешние ссылки

Содержание, форма и назначение человеческого общения

Коммуникация как названная и единая дисциплина имеет историю споров, восходящую к сократовским диалогам, что во многих отношениях делает ее первой и наиболее спорной из всех ранних наук и философий. Стремление определить «коммуникацию» как статичное слово или единую дисциплину может быть не так важно, как понимание коммуникации как семейства сходств с множеством определений, как это предложил Людвиг Витгенштейн. Некоторые определения являются широкими, признавая, что животные могут общаться, а некоторые являются более узкими, включая людей только в рамках параметров человеческого символического взаимодействия.

Тем не менее, коммуникация обычно описывается по трем основным параметрам: содержание, форма и назначение. Примеры коммуникативного содержания включают в себя действия, которые заявляют о знаниях и опыте, дают советы и команды и задают вопросы. Эти действия могут принимать различные формы, включая социальные сигналы и ловушки, жесты (невербальное общение, язык жестов и язык тела), письмо или устную речь. Форма зависит от используемых систем символов. Вместе коммуникационное содержание и форма создают сообщения, которые отправляются по назначению. Целью может быть вы сами, другое лицо (в межличностном общении) или другое юридическое лицо (например, корпорация или группа).

Существует множество теорий общения, и обычно считается, что общение должно быть направлено на другое лицо или организацию. Это по существу игнорирует внутриличностное общение (примечание внутри-, а не между-) через дневники или разговор с самим собой.

Межличностный разговор может происходить в парах и группах разного размера, и размер группы влияет на характер разговора. Общение в малых группах происходит в среде от трех до двенадцати человек и отличается от взаимодействия в больших группах в компаниях или сообществах. Эту форму общения, образованную диадой и выше, иногда называют психологической моделью общения, когда сообщение отправляется отправителем по каналу получателю. На самом широком уровне массовая коммуникация описывает сообщения, отправляемые огромному количеству людей через средства массовой информации, хотя ведутся споры о том, является ли это межличностным разговором.

Коммуникация как передача информации

Коммуникация: передача сообщения с ожиданием какого-либо ответа. Оно может быть межличностным или внутриличностным.


Коммуникацию можно рассматривать как процессы передачи информации, регулируемые тремя уровнями семиотических правил:

  1. Синтаксические (формальные свойства знаков и символов),
  2. прагматический (связанный с отношениями между знаками/выражениями и их пользователями) и
  3. семантический (изучение отношений между знаками и символами и того, что они представляют).

Таким образом, коммуникация — это социальное взаимодействие, при котором по крайней мере два взаимодействующих агента имеют общий набор знаков и общий набор семиотических правил. (Это общепринятое правило в некотором смысле игнорирует автокоммуникацию, в том числе внутриличностную коммуникацию через дневники или разговор с самим собой).

В простой модели информация или контент (например, сообщение на естественном языке) отправляется в той или иной форме (как разговорный язык) от отправителя/отправителя/кодировщика к получателю/получателю/декодеру. В несколько более сложной форме отправитель и получатель связаны взаимно.

Конкретный случай общения называется речевым актом. При наличии «шумов связи» в канале передачи (в данном случае эфирном) прием и декодирование контента могут быть ошибочными, и, таким образом, речевое действие может не достичь желаемого эффекта.

Диалог – это форма общения, в которой обе стороны участвуют в отправке и получении информации.

Теории сорегуляции описывают общение как творческий и динамичный непрерывный процесс, а не дискретный обмен информацией.

Невербальная коммуникация – это акт передачи или обмена мыслями, позами, мнениями или информацией без использования слов, с использованием вместо этого жестов, языка жестов, выражения лица и языка тела.

Теории коммуникации

Основная статья: Модели коммуникации

Широкий спектр теорий коммуникации затрудняет обобщение. Однако базовая модель коммуникации описывает коммуникацию как пятиэтапный процесс вывода-ввода, который влечет за собой создание (или кодирование) сообщения отправителем и передачу сообщения через канал или среду. Это сообщение принимается, а затем интерпретируется. Наконец, на это сообщение отвечают, что завершает процесс общения. Эта модель основана на модели передачи сигнала, известной как модель Шеннона-Уивера. Родственную модель можно увидеть в работе Романа Якобсона.

Средства связи

Начало общения человека через искусственные каналы, т.е. не вокализацию и не жесты, восходит к древним наскальным рисункам, нарисованным картам, письменности.

Наш долг перед древними римлянами в области коммуникации не заканчивается латинским корнем «communicare». Они разработали то, что можно было бы назвать первой настоящей почтой или почтовой системой, чтобы централизовать контроль над империей из Рима. Это позволило отправлять личные письма и Риму собирать информацию о событиях в его многочисленных обширных провинциях.

В прошлом веке революция в телекоммуникациях сильно изменила связь, предоставив новые средства для связи на большие расстояния. Первая трансатлантическая двусторонняя радиопередача произошла 25 июля 1920 года и привела к общему общению через аналоговые и цифровые носители:

  • Аналоговые телекоммуникации включают традиционную телефонию, радио- и телевещание.
  • Цифровые телекоммуникации позволяют использовать компьютерную связь, телеграфию и компьютерные сети.

Средства связи влияют не только на охват сообщений. Они влияют на содержание и обычаи; например, Томасу Эдисону пришлось обнаружить, что привет было наименее двусмысленным голосовым приветствием на расстоянии; предыдущие приветствия, такие как приветствие , как правило, искажались при передаче. Точно так же краткость электронной почты и чатов вызвала потребность в смайликах.

Современные средства связи теперь позволяют осуществлять интенсивный междугородний обмен между большим количеством людей (многие ко многим по электронной почте, Интернет-форумы). С другой стороны, многие традиционные вещательные СМИ и средства массовой информации отдают предпочтение общению один ко многим (телевидение, кино, радио, газеты, журналы).

Принятие доминирующего средства коммуникации настолько важно, что историки разделили цивилизацию на «эпохи» в соответствии с наиболее широко используемым средством коммуникации. Книга под названием «Пять эпох цивилизации» Уильяма МакГоуи (Thistlerose, 2000) делит историю на следующие этапы: идеографическое письмо породило первую цивилизацию; алфавитное письмо, второе; печать, третья; электронная запись и вещание, четвертая; и компьютерная связь, пятая.

Хотя можно утверждать, что эти «Эпохи» — всего лишь выдумки историков, цифровая и компьютерная коммуникация демонстрирует конкретные доказательства изменения способов организации людей. Последняя тенденция в общении, называемая умным моббингом, включает в себя специальную организацию с помощью мобильных устройств, позволяющую эффективно общаться «многие ко многим» и общаться в социальных сетях.

Коммуникационные барьеры

Следующие факторы могут препятствовать человеческому общению:

Непонимание языка
Вербальные и невербальные сообщения на разных языках. Это включает в себя непонимание жаргона или идиом, используемых другой субкультурой или группой.
Непонимание контекста
Не зная истории события, отношений или культуры.
Обфускация
Намеренно доставляет непонятное или запутанное сообщение.
Отвлечение
Недостаточное внимание к обработке сообщения. Это не ограничивается живыми разговорами или трансляциями. Любой человек может неправильно воспринять любое сообщение, если он не сосредоточится должным образом.
Неправильная обратная связь и разъяснение
В асинхронной связи пренебрежение моментальной обратной связью может привести к более серьезным недоразумениям. Вопросы и подтверждения, такие как («что?») или («я вижу»), являются типичными механизмами обратной связи.
Нехватка времени
Не хватает времени пообщаться со всеми.
Физика
Физические препятствия для передачи сообщений, такие как фоновый шум, неправильный взгляд, слишком тихий разговор и физическое расстояние.
Медицинские вопросы
Потеря слуха и различные заболевания головного мозга могут препятствовать общению.
Убеждения
Мировоззрение может отбить у одного человека охоту слушать другого.
Эмоции
Страх и тревога, связанные с общением, известны некоторым психологам как боязнь общения . Помимо предчувствия, общение может быть нарушено такими процессами, как игнорирование, неразличение и поляризация.

Другие примеры общения

Молчание

Почти все общение включает периоды молчания или их эквивалент (например, пробелы в письменном общении). Однако компьютерная или электронная связь в меньшей степени зависит от таких разделителей.

В определенных контекстах тишина может выражать свое собственное значение, например. благоговение, равнодушие, эмоциональная холодность, грубость, задумчивость, смирение и т. д.

Также см. пазл Заключенные и шляпы

Искусственный

  • Барабаны для джунглей
  • Дымовые сигналы
  • Код Морзе
  • Семафоры (использование устройств для увеличения расстояния, с которого можно увидеть сигналы «руки» за счет увеличения размера подвижного объекта)
  • Золотая пластинка «Вояджера» (отправлена ​​на «Вояджере-1» в межзвездное пространство)
  • Фотография
  • Искусство (включая театральное искусство)

Биологическое

Информационный обмен между живыми организмами

Коммуникация во многих ее аспектах не ограничивается людьми и даже приматами. Любой обмен информацией между живыми организмами, т. е. передача сигналов с участием живого отправителя и получателя, можно рассматривать как форму коммуникации. Таким образом, существует широкое поле общения животных, которое охватывает большинство вопросов этологии. На более базовом уровне существует клеточная передача сигналов, клеточная связь и химическая связь между примитивными организмами, такими как бактерии, а также внутри царств растений и грибов. Все эти коммуникативные процессы представляют собой опосредованные знаками взаимодействия с большим разнообразием различных координаций.

Язык

Язык — это система произвольных сигналов, таких как звуки голоса, жесты или письменные символы, которые передают мысли или чувства.

Человеческий разговорный и письменный языки можно описать как систему символов (иногда называемых лексемами) и грамматики (правила), с помощью которых символы манипулируются. Слово «язык» также используется для обозначения общих свойств языков.

Изучение языка в детстве является нормальным явлением. Большинство человеческих языков используют образцы звука или жестов для символов, которые позволяют общаться с окружающими. Существуют тысячи человеческих языков, и кажется, что у них есть общие свойства, хотя многие общие свойства имеют исключения.

Между языком и диалектом нет четкой границы, но считается, что Макс Вайнрайх сказал, что язык — это диалект с армией и флотом.

Люди и компьютерные программы также создали другие языки, в том числе искусственные языки, такие как эсперанто, идо, интерлингва, клингон, языки программирования и различные математические формализмы. Эти языки не обязательно ограничены свойствами, общими для человеческих языков.

Коммуникационные стратегии

Для эффективного общения в специализированных контекстах можно использовать определенные стратегии, которые помогут людям достичь своих целей и могут рассматриваться как методы достижения цели общения.

Маркетинг

Ниже приведен список с пояснениями коммуникативных стратегий, используемых в маркетинге и продажах:

Адаптивные инновации
Создание или улучшение продуктов, услуг и процессов во время работы с клиентом по сравнению с созданием продуктов или услуг вне взаимодействия с клиентом. Относится к сервисным компаниям, работающим с крупными предприятиями.
Предпринимательский менеджмент
Описывает бизнес, в котором сотрудники должны работать и относиться друг к другу как самостоятельные деловые партнеры, а не ожидать наставничества со стороны командно-административной структуры управления. Это предполагает фразу «будь лидером, которого ищешь».
Один голос
Навык, используемый для управления собраниями группы клиентов, на которых один человек назначается руководителем, а другие члены команды направляют все свои комментарии и вопросы через назначенного динамика OneVoice, а не клиенту(ам).
ШоуТайм
Термин, относящийся к деловым людям, постоянно находящимся «на сцене» во время встречи или визита к клиенту.
Стратегическая скорость
Термин, относящийся к быстрой и умной работе, постоянному поиску возможностей для совершенствования и инноваций.
Дисциплина диалога
Термин, связанный с контролем ваших слов и разговоров во время деловой встречи или презентации.

Care

SOLER (Egan, 1986) — это техника, используемая работниками по уходу. Это помогает клиентам или пациентам чувствовать себя в безопасности и доверять опекуну, а также способствует эффективному общению. СОЛЕР означает:

S – Сядьте прямо по отношению к пациенту
О – открытое положение
L – Слегка наклонитесь к пациенту
E – Попадание в глаза
R – Relax

Метакоммуникация

Метакоммуникация – это процесс сообщения об общении, например, для обсуждения прошлого разговора и определения значения определенных слов, фраз и т. д. Его можно использовать как инструмент для понимания создания или для лучшего понимания событий, мест, людей, отношений и т. д. Способность общаться на метауровне требует самоанализа и, более конкретно, того, что называется метакоммуникативной компетентностью. Это не отдельная форма общения, как видно из пяти аспектов, упомянутых во введении.

Метакоммуникация на уровне эпизода

События, происходящие в рамках данного коммуникативного эпизода, помогают участникам понять реляционный смысл опыта. например «Это приказ», «Пожалуйста» или «Я шучу». Различные уровни, на которых люди размышляют о своем общении: 1) Отмечает, какое сообщение он посылает и насколько он серьезен. 2) Говорит, почему он/она отправил сообщение. 3) Говорит, почему он отправил сообщение, ссылаясь на пожелания другого. 4) Говорит, почему он отправил сообщение, ссылаясь на просьбу другого. 5) Говорит, почему он отправил сообщение, ссылаясь на тип ответа, который он пытался получить. 6) Говорит, что он пытался заставить другого сделать.

Средства массовой информации

Средства массовой информации — это термин, используемый для обозначения как класса той части средств массовой информации, которая специально задумана и предназначена для охвата очень большой аудитории (как правило, не меньшей, чем все население национального государства). Он был придуман в 1920-х годах с появлением общенациональных радиосетей и массовых газет и журналов. Некоторые комментаторы рассматривали аудиторию СМИ как массовое общество, обладающее особыми характеристиками, особенно атомизацией или отсутствием социальных связей, что делает его особенно восприимчивым к влиянию современных средств массовой информации, таких как реклама и пропаганда.

Общение с животными

Общение с животными — это любое поведение одного животного, которое влияет на текущее или будущее поведение другого животного. Конечно, человеческое общение можно отнести к высокоразвитой форме общения животных. Изучение общения животных, называемое зоосемиотикой (в отличие от антропосемиотики, изучения человеческого общения), сыграло важную роль в развитии этологии, социобиологии и изучения познания животных. Это совершенно очевидно, поскольку люди могут общаться с животными, особенно с дельфинами и другими животными, используемыми в цирках, однако эти животные должны освоить специальные средства общения.

Общение с животными и вообще понимание животного мира в целом является быстрорастущей областью, и даже в 21 веке до сих пор многие предшествующие понимания касались различных областей, таких как использование личного символического имени, эмоции животных, культура животных. и обучение, и даже сексуальное поведение, которые долгое время считались хорошо понятыми, революционизировались.

  • Письменная и устная речь
  • Сигналы руками и язык тела
  • Территориальная маркировка (животные, такие как собаки, держитесь подальше от моей территории)
  • Феромоны общаются (среди прочего) (например, «Я готов к спариванию») — хорошо известным примером являются ловушки для мотыльков, которые содержат феромоны для привлечения мотыльков.

См. также

  • Список основных тем для общения
  • Дополнительная коммуникация
  • Общение с животными
  • Управление тревогой/неуверенностью
  • Биосемиотика
  • Цензура
  • Когнитивная лингвистика
  • Общение в малых группах
  • Коммуникативные навыки
  • Обучение навыкам общения
  • Системы связи
  • Теория коммуникации
  • Средства связи
  • Разговор
  • Корпоративные коммуникации
  • Сообщение о разработке
  • Распространение инноваций
  • Анализ дискурса
  • Электронная связь
  • Эмоциональное содержание
  • Сообщение об окружающей среде
  • Информация
  • Теория информации
  • Межличностное общение
  • Межвидовая связь
  • Журналистика
  • Языкознание
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Медиа-исследования
  • сообщений
  • Невербальное общение
  • Организационная коммуникация
  • Убедительное общение
  • Привилегированная связь
  • Профессиональное общение
  • Риторика
  • Научное сообщение
  • Символизм
  • Техническая связь
  • Техническое письмо
  • Устное общение
  • Вокализация
  • Голос

Ссылки

Внешние ссылки

  • Краткая история общения на протяжении веков
  • Общение для изменения и воздействия
  • Как человеческое общение терпит неудачу (Технологический университет Тампере)
  • Трансмиссионная модель коммуникации (Дэниел Чандлер)
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

2.1 Определение общения – психология, общение и канадское рабочее место

Связь определена

Прежде чем мы приступим к изучению различных форм общения, важно, чтобы у нас было общее понимание того, что мы подразумеваем под словом общение .

Для наших целей в этой книге мы определим коммуникация как процесс создания значения путем отправки и получения вербальных и невербальных символов и знаков, на которые влияет множество контекстов.

Это определение основано на других определениях коммуникации, которые были перефразированы и уточнены на протяжении многих лет. Фактически, с тех пор, как немногим более ста лет назад в колледжах и университетах началось систематическое изучение коммуникации, было опубликовано более 126 определений коммуникации (Dance & Larson, 19).76).

Различные типы связи

Связь можно разделить на три основных типа:

  1. устное общение, при котором вы слушаете человека, чтобы понять его смысл;
  2. письменных сообщений, в которых вы читаете их значение; и
  3. невербальное общение, при котором вы наблюдаете за человеком и делаете вывод о его значении.

Каждая из этих форм общения важна на рабочем месте, и у каждой есть свои преимущества, недостатки и даже подводные камни.

1. Устное общение

Вербальное общение в бизнесе происходит по телефону или лично. В дополнение к рутинным телефонным звонкам и личным беседам вербальное общение является важным инструментом для создания общих ценностей внутри организации посредством рассказывания историй и общения в критических ситуациях. Давайте рассмотрим эти два примера подробнее.

Рассказывание историй

Рассказывание историй показало себя как эффективная форма вербального общения; он выполняет важную организационную функцию, помогая создавать общие значения для отдельных лиц внутри организации. Истории могут помочь прояснить ключевые ценности и продемонстрировать, как что-то делается внутри организации, а частота, сила и тон историй связаны с более высокими организационными обязательствами (McCarthy, 2008). Качество историй, которые рассказывают предприниматели, связано с их способностью обеспечить капитал для своих фирм (Martens et. al., 2007). Истории могут служить для укрепления и сохранения культуры организации.

Важные разговоры

Хотя процесс может быть таким же, важные коммуникации требуют больше планирования, размышлений и навыков, чем обычные повседневные взаимодействия на работе. Примеры коммуникационных мероприятий с высокими ставками включают просьбу о повышении или представление бизнес-плана венчурному капиталисту. В дополнение к этим событиям в нашей профессиональной жизни часто случаются важные разговоры — дискуссии, в которых не только высоки ставки, но и когда мнения расходятся, а эмоции сильны (Patterson et. al., 2002). Одна из наиболее последовательных рекомендаций экспертов по коммуникациям — работать над использованием «и» вместо «но», когда вы общаетесь в этих обстоятельствах. Кроме того, следите за своим стилем общения и практикуйте гибкость; именно в стрессовых ситуациях стили общения могут стать наиболее жесткими.

2. Письменное сообщение

В отличие от устного общения, письменное деловое общение представляет собой печатные сообщения. Большинство рабочих мест в той или иной степени связаны с письмом. Примеры письменных сообщений включают служебные записки, предложения, электронные письма, письма, учебные пособия и операционные политики. Они могут быть напечатаны на бумаге, написаны от руки или отображены на экране. Как правило, вербальное общение происходит в режиме реального времени. Письменное общение, напротив, может быть построено в течение более длительного периода времени. Письменное общение часто асинхронный (возникающий в разное время). Письменное сообщение также может быть прочитано многими людьми (например, всеми сотрудниками отдела или всеми клиентами). Это общение «один ко многим», в отличие от устного разговора один на один. Конечно, есть исключения: голосовая почта — это устное сообщение, которое является асинхронным. Конференц-связь и выступления представляют собой устное общение «один ко многим», а электронная почта может иметь только одного получателя или многих.

3. Невербальное общение

То, что вы говорите, является жизненно важной частью любого общения. Но то, что вы не говорите, может быть еще важнее. Исследования также показывают, что 55% личного общения происходит за счет невербальных сигналов, таких как выражение лица, положение тела и тон голоса. Согласно одному исследованию, только 7% понимания основано на реальных словах человека; 38 % основаны на параязыке (тон, темп и громкость речи), а 55 % основаны на невербальных сигналах (язык тела) (Mehrabian, 1981).

Исследования показывают, что невербальные сигналы также могут повлиять на то, получите ли вы предложение о работе. Судьи, изучавшие видеозаписи реальных соискателей, смогли оценить социальные навыки кандидатов на работу с выключенным звуком. Они наблюдали за скоростью жестикулирования, временем, потраченным на разговоры, и формальностью в одежде, чтобы определить, какие кандидаты будут наиболее успешными в социальном отношении на работе (Gifford et. al., 19).85). По этой причине важно учитывать то, как мы выглядим в бизнесе, а также то, что мы говорим. Мышцы нашего лица передают наши эмоции. Мы можем отправить молчаливое сообщение, не говоря ни слова. Изменение выражения лица может изменить наше эмоциональное состояние. Например, перед собеседованием, если мы сосредоточимся на том, чтобы чувствовать себя уверенно, наше лицо передаст эту уверенность интервьюеру. Улыбка (даже если мы чувствуем стресс) может снизить уровень стресса в организме.

Чтобы быть эффективными коммуникаторами, нам нужно привести язык тела, внешний вид и тон в соответствие со словами, которые мы пытаемся передать. Исследования показывают, что когда люди лгут, они чаще моргают, переносят свой вес и пожимают плечами (Siegman, 19 лет).85).

Еще одним элементом невербального общения является тон. Другой тон может изменить воспринимаемое значение сообщения, демонстрируя, насколько ясно это может быть правдой, будь то устное или письменное общение. Если бы мы просто прочитали эти слова без дополнительного ударения, мы бы удивились, но ударение показывает нам, как тон передает большой объем информации. Теперь вы видите, как изменение тона голоса или письма может спровоцировать или устранить недопонимание.

Не используй этот тон со мной!

Примеры тонов. Изменение тона может кардинально изменить смысл

Акцент Что это значит
Я  не сказал Джону, что вы опоздали. Кто-то еще сказал Джону, что вы опоздали.
Я не   не сказал Джону, что вы опоздали. Этого не произошло.
Я не сказал Джону, что ты опоздал. Возможно, я подразумевал это.
Я не сказал Джону , что ты опоздал. Но, может быть, я сказал Шэрон и Хосе.
Я не сказал Джону , что ты  опоздал. Я говорил о другом.
Я не сказал Джону, что ты опоздал. Я сказал ему, что вы все еще опаздываете.
Я не говорил Джону, что тебе 9 лет0486 поздно. Я сказал ему, что ты идешь на другое собрание.

Источник : Основано на идеях Kiely, M. (1993, октябрь). Когда «нет» означает «да». Маркетинг , 7–9.

 

В дополнение к тону голоса, вот несколько примеров невербальных сигналов, которые могут поддержать или отвлечь от сообщения коммуникатора:

Язык тела

Простое эмпирическое правило заключается в том, что простота, прямота и теплота выражают искренность. И искренность является ключом к эффективному общению. Крепкое рукопожатие, сделанное теплой сухой рукой, — отличный способ установить доверие. Слабое липкое рукопожатие свидетельствует об отсутствии доверия. Закусывание губ говорит о неуверенности. Прямая улыбка выражает уверенность.

Контакт с глазами

В бизнесе стиль и продолжительность зрительного контакта, которые считаются уместными, сильно различаются в разных культурах. В Северной Америке смотреть кому-то в глаза (около секунды) считается признаком доверия.

Выражение лица

Человеческое лицо может отображать тысячи различных выражений. Эти выражения были расшифрованы экспертами как соответствующие сотням различных эмоциональных состояний (Ekman et. al., 2008). Наши лица передают основную информацию внешнему миру. Счастье ассоциируется с вздернутым ртом и слегка прикрытыми глазами; страх с открытым ртом и широко раскрытыми глазами. Порхающие («бегущие») глаза и поджатые губы говорят об отсутствии доверия. Эффект мимики в разговоре мгновенный. Наш мозг может зарегистрировать их как «чувство» по поводу чьего-то характера.

Поза

Положение нашего тела по отношению к стулу или другому человеку — еще один мощный безмолвный вестник, передающий заинтересованность, отчужденность, профессионализм — или их отсутствие. Голова вверх, спина прямая (но не жесткая) предполагает прямоходящий характер. В ситуациях интервью эксперты советуют отражать тенденцию интервьюера наклоняться и откидываться на спинку кресла. Тонкое повторение позы другого человека показывает, что мы слушаем и отвечаем.

Сенсорный

Значение простого прикосновения различается у разных людей, полов и культур. В Мексике, занимаясь бизнесом, мужчина может поймать себя на том, что другой мужчина схватил его за руку. Отстранение считается грубым. В Индонезии прикосновение кого-либо к голове или к чему-либо ногой считается крайне оскорбительным. Канадцы часто придают большое значение крепкому рукопожатию. Но рукопожатие как состязательный вид спорта («костная дробилка») может показаться излишне агрессивным как дома, так и за границей.

Космос

Антрополог Эдвард Т. Холл ввел термин проксемика для обозначения различных видов дистанции, возникающей между людьми. Эти расстояния варьируются между культурами. На рисунке ниже показаны основные проксемики повседневной жизни и их значение (Hall, 1966):

Рисунок 2.1 Межличностные расстояния. Изображение адаптировано из «Принципов управления для коммуникации с лидерами» Миннесотского университета. CC BY-NC-SA 4.0. Цвет изменен с оригинала. [Нажмите, чтобы увеличить]

Если вы стоите слишком далеко от коллеги (например, при публичном выступлении на расстоянии более семи футов) или слишком близко к коллеге (близкое расстояние для объятий), это может помешать эффективному устному общению в бизнесе.

  • Типы общения включают устное, письменное и невербальное.
  • Вербальное общение имеет преимущество в виде немедленной обратной связи, лучше всего подходит для передачи эмоций и может включать в себя рассказывание историй и важные разговоры.
  • Письменные сообщения имеют преимущество асинхронности, охвата многих читателей и лучше всего подходят для передачи информации.
  • Как устное, так и письменное общение передает невербальные сообщения посредством тона; вербальное общение также окрашивается языком тела, зрительным контактом, выражением лица, позой, прикосновением и пространством.
  1. Когда вы видите записку или электронное письмо, полное опечаток, грамматических ошибок или неполных предложений, как вы реагируете? Влияет ли это на ваше восприятие отправителя? Почему или почему нет?
  2. Насколько вы осознаете свой собственный язык тела? Ваш язык тела когда-нибудь доставлял вам неприятности, когда вы общались с кем-то?
  3. Если смысл словесного общения составляет всего 7% слов, что это значит для письменного общения?

Ссылки

Этот раздел адаптирован из:

Коммуникация в реальном мире Университета Миннесоты под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License, если не указано иное.

Принципы управления коммуникациями с лидерами Университета Миннесоты под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License, если не указано иное.

Dance, FEX, & Larson, CE (1976). Функции человеческого общения: теоретический подход. Холт, Рейнхарт и Уинстон.

Экман, П., Фризен, В. В., и Хагер, Дж. К. (2008). Система кодирования лицевых движений (FACS). http://face-and-emotion.com/dataface/facs/manual.

Гиффорд Р., Нг С.Ф. и Уилкинсон М. (1985). Невербальные сигналы на собеседовании при приеме на работу: связь между качествами кандидата и суждениями интервьюера. Журнал прикладной психологии , 70 , 729–736.

Холл, ET (1966). Скрытое измерение . Даблдэй.

Мартенс, М.Л., Дженнингс, Дж.Э., и Деверо, Дж.П. (2007). Приносят ли истории, которые они рассказывают, нужные им деньги? Роль предпринимательских рассказов в приобретении ресурсов. Журнал Академии управления 50 , 1107–1132.

Маккарти, Дж. Ф. (2008). Короткие истории на работе: рассказывание историй как показатель организационной приверженности. Управление группой и организацией 33 , 163–193.

Меграбян А. (1981). Тихие сообщения .