Структура общения таблица: разновидности стилей, чем они характеризуется, таблица

разновидности стилей, чем они характеризуется, таблица

Содержание:

  • Понятие и виды межличностного общения
  • Функции различных стилей общения
  • Психологическая структура общения
  • От чего зависит выбор стиля общения
  • Таблица типов общения
  • Интересно о психологии общения
  • Видео

Человеческую жизнь невозможно представить без общения. Однако оно не всегда проходит гладко. Специфическими проблемами, возникающими в процессе коммуникации, занимается наука психология. Ученые утверждают, что взаимно удовлетворительное общение подчиняется определенным законам, соблюдение которых существенно помогает выстроить конструктивный диалог.

Эмоции

Понятие и виды межличностного общения

Если отношения определяются через понятие «связи», то под общением понимают многоплановый процесс установления и развития контактов между индивидами. На начальном этапе взаимодействия с человеком желательно установить, на какую разновидность коммуникации он настроен. В психологии существует классификация общения в зависимости от его целей, средств и содержания.

По целям различают биологическое общение, направленное на удовлетворение биологических потребностей индивида, и социальное, предполагающее установление и углубление межличностных контактов, духовное развитие.

По используемым средствам передачи информации выделяют такие виды общения в психологии:

  • Вербальное – то есть осуществляемое посредством речи, языка, знаков.
  • Невербальное – коммуникация через язык тела, мимику, интонации, образы.

Важно! Передача информации происходит в основном за счет невербальных средств. Поэтому умение правильно интерпретировать сенсомоторные сигналы является важнейшим условием эффективного взаимодействия.

Читая язык тела собеседника, порой можно узнать больше, чем, слушая его слова

В соответствии с содержанием бывают следующие виды и функции общения:

  • Материальные – обмен между людьми продуктами их индивидуальной деятельности.
  • Когнитивные – передача информации и знаний друг другу, например, сколько стоит товар, как решить математическую задачу.
  • Деятельностные – обмен навыками и умениями, осуществляемый в процессе совместной деятельности.
  • Мотивационные – передача друг другу определенных побуждений и установок. Примером может служить попытка уговорить товарища сходить на определенный фильм.
  • Кондиционное или эмоциональное общение – передача эмоций с целью изменить психическое состояние собеседника.

Также в психологии выделяют несколько видов коммуникации:

  • Диалог – полноценный двухсторонний обмен трансакциями (единицами общения).
  • Фронтальная коммуникация (управление) – когда трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим. Например, когда ученик задает вопрос учителю, между ними может возникнуть своеобразный диалог. Но тип коммуникации остается фронтальным, так как принцип «один говорит – остальные молчат» сохраняется.
  • Опосредованная коммуникация – трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в виде текста, схемы, звука или видеозаписи.

Функции различных стилей общения

Как найти мужа — где можно встретить достойного мужчину для семьи

Впервые в психологии заговорили о стилях общения в 1939 году. Психолог Курт Левин возглавил группу ученых, занимавшихся исследованием лидерства.

В рамках исследования группу учащихся поделили на три команды, каждую из которых возглавлял человек, использующий определенный стиль педагогического общения:

  • Авторитарный, когда педагог единолично принимает и отменяет решения. К мнению учащихся не прислушивается. Преобладающими методами побуждения являются приказы, замечания, наказания. Данный стиль позволяет максимально быстро реагировать на изменение обстоятельств.

Авторитарный стиль управления не допускает инакомыслия

  • Демократический, когда преподаватель принимает решения, учитывая мнение группы. Управление осуществляется через просьбы и пожелания. Это позволяет создать психологически комфортную атмосферу для участников группы.
  • Либерально-попустительский, когда воспитатель стремиться свести уровень своего участия в жизнедеятельности класса к минимуму. Ученикам предоставляется полная свобода в принятии решений и контроле над их выполнением.

Исследование показало, что попустительский стиль общения оказался наименее эффективным. Дети требовали от лидера указаний, теряли мотивацию к учебе и крайне неохотно взаимодействовали сообща.

Обратите внимание! Нельзя утверждать, что либеральный стиль взаимодействия с подчиненной группой людей всегда будет давать плохие результаты. Так, в семье, где родители придерживаются исключительно авторитарного стиля воспитания, дети вырастают со слабой жизненной позицией или повышенной агрессивностью. Демократический стиль требует много времени для совместного принятия решений. В идеале нужно уметь переключаться с одного стиля общения на другой в зависимости от ситуации.

В педагогике и управленческой деятельности до сих пор применяют наработки К. Левина. Также при определении стилей делового общения используют классификацию С. Братченко.

Особенности стилей:

  • Диалогический стиль – сотрудничество на равных.
  • Авторитарный – человек стремится к постоянному доминированию над окружающими.
  • Альтероцентричный – принесение своих интересов в жертву ради интересов остальных участников взаимодействия.
  • Конформный – характеризуется ориентированностью индивида на подражание, подстраивание под партнера.
  • Манипулятивный – окружающие выступают лишь средством достижения личных целей.
  • Индифферентный – уход от общения как такового, ориентация на «сугубо деловые» вопросы.

Дополнительная информация. Характерный для себя стиль межличностного общения можно выявить, пройдя опросник С. Л. Братченко, индивидуальный типологический опросник Л.Н. Собчик.

Психологическая структура общения

Оперативная память — что это в психологии человека, ее отличия от других типов

Структура общения

При характеристике структуры общения обычно выделяют три ее стороны:

  • Перцептивная, когда происходит восприятие и оценка личностью социальных объектов (партнера, общностей людей). От меры понимания поведения собеседника зависит успех организации с ним согласованных действий.
  • Коммуникативная, когда действия личности сознательно ориентируются на их смысловое восприятие другими людьми. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда люди общаются с помощью единой системы значений.
  • Интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, взаимное влияние друг на друга контактирующих личностей.

Все стороны общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

От чего зависит выбор стиля общения

Выбор формы обращения к собеседнику обычно обусловлен его социальным статусом, личными особенностями, целью и ситуацией коммуникативного процесса. Психиатр А. Добрович при возникновении конфликтов рекомендует переходить на более высокий уровень общения, чем у собеседника. Такой прием обезоруживает оппонента и позволяет выйти с ним на нормальный диалог.

Стрессоустойчивость — что это такое

Ученый выделяет семь уровней или типов межличностного общения в соответствии с критерием «этической безупречности». Самым низким и нежелательным в данной типологии является примитивное взаимодействие, самым эффективным – духовное общение.

Важно! Человек, может, не до конца осознает, но всегда чувствует хотя бы на уровне подсознания, являются ли он, его судьба и интересы ценными для собеседника, и реагирует соответственно: ведет себя более агрессивно, манипулятивно или отбрасывает маски и начинает сотрудничать.

Манипулятивный уровень общения

Таблица типов общения

Уровни общенияКраткая характеристика
ДуховныйК партнеру относятся как к носителю духовного начала. Свобода самовыражения для участников коммуникации безгранична.
ДеловойНа этом уровне отпадает потребность в масках, играх. На первом месте – общее дело.
ИгровойПрисутствует живой интерес к личным особенностям партнера, основанный на симпатии к нему.
КонвенциональныйВозникает установка на открытое общение, соблюдение этических норм взаимодействия.
СтандартизованныйВзаимодействие поверхностное, стандартное, формальное. Это «контакт масок». Какое тут может быть общение? Например, притворно-агрессивное, формально-вежливое. Истинные мысли и чувства скрываются.
МанипулятивныйВ общении преследуется лишь личная выгода. Партнер – соперник в психологической игре, которую непременно надо выиграть.
ПримитивныйПартнер воспринимается как вещь, которую можно использовать или выбросить за ненадобностью.

Интересно о психологии общения

Общение, как говорят психологи, является одной из базовых потребностей человека. Полноценное развитие личности происходит только в социуме. Дети, которые находились в дошкольном возрасте в условиях крайней социальной изоляции и были воспитаны животными, практически не могут осмысленно общаться, несмотря на годы, проведенные позднее в человеческом сообществе.

Для эффективного взаимодействия нужно не только искусно овладеть речью и психологическими приемами, но и научиться активно слушать. Зачастую люди перебивают собеседника, так как каждый предполагает, что знает, о чем намерен говорить партнер. Практика показывает, что обычно это не более, чем наше заблуждение. Поэтому важно давать возможность оппоненту до конца высказывать свою мысль.

Навык активно слушать важен так же, как и умение доносить свои мысли до собеседника

Говорение и слушание – два наиважнейших и равноценных по значимости навыка вербальной компетенции. Искреннее желание достичь взаимовыгодного сотрудничества является фундаментом для успешной коммуникации.

Видео

Автор:

Нaтaлия Погорелая

52. Психологическая структура общения.

Общение имеет срою структуру и включает в себя мотивационно-целевой, коммуникационный, интерактивный и перцептивный компоненты. Структура общения представлена в таблице 1.

1. Мотивационно-целевой компонент общения. Представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов могут быть:

а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении;

б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение;

в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.

Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

2. Коммуникационный компонент общения. В узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, они обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т. д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:

• если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;

• в отличие от простого «обмена информацией» между двумя устройствами, в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;

• характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;

• коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном языке это значит, что люди «говорят на одном языке».

3. Интерактивный компонент общения. Состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.

4. Перцептивный компонент общения. Проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что и проявляется в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.

Таблица 1- Структура общения

Компонент

Особенность

мотивационно-целевой

Представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивы общения -это потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении; потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение;потребности, вытекающие из совместно решаемых задач.

коммуникационный

В узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, они обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т. д.

интерактивный

Состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями.

перцептивный

Проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием.

Таблица связи

Поле

Значение

Пункт назначения

Сторона связи

Если компьютер, на котором вы в данный момент вошли в систему, является сервером соединения RFC (см. столбец «Тип»), столбец назначения будет пустым. Если локальный хост является RFC-клиентом, в этом поле отображается удаленный пункт назначения — сервер для этого подключения. Вы можете отображать и поддерживать назначения RFC, используя транзакцию SM59 или щелкнув сервер назначения .

Дополнительная информация: Программирование RFC в ABAP

Conv. Id

Идентификатор беседы: Уникальный идентификатор соединения

Пользователь

Пользователь

Идентификатор терминала/сеанс

Идентификатор терминала — это номер терминала в списке всех клиентов, подключенных к диспетчеру. Номер сеанса — это текущий внешний сеанс.

Эта информация используется для определения зависимостей RFC при анализе соединений RFC.

Комбинация TID/сеанс определяет контекст, принадлежащий идентификатору диалога либо как клиент, либо как сервер. TID/сеанс используется для определения того, какие RFC все еще поступают из этого контекста (клиента). Информация о TID/режиме на стороне сервера используется для проверки того, появляется ли он снова как клиент, и, следовательно, является ли он частью цепочки RFC, которая доступна итеративно.

Тип

Клиент , который запросил услугу и, следовательно, соединение или сервер , который выполняет запрос клиента.

Состояние подключения

Текущее состояние соединения; возможны следующие записи:

ИНИЦИАЛИЗИРОВАН

Выполняется подключение

ВЫДЕЛЕН

Соединение выполнено

СДЕЛАТЬ СЕЙЧАС

Соединение разрывается

ОСВОБОДЕНО

Соединение прервано

ОЧИСТИТЬ SNC

При использовании SNC: зашифрованные данные все еще передаются, прежде чем соединение может быть разорвано.

Запрос

Последний звонок или запрос (на уровне RFC)

Вп

Последний рабочий процесс, использованный для обработки

Время

Время последнего запроса на подключение

Структура коммуникаций в организациях

Управляйте своим бизнесом

Джеральд Хэнкс

Опубликовано 30 июля 2019 г.

Независимо от размера, отрасли или структуры, компания должна поддерживать четкую и точную структуру внутренней коммуникации, которая позволяет менеджерам давать указания рядовым работникам и позволяет работникам оставлять отзывы, чтобы менеджеры могли корректировать свои планы.

В зависимости от структуры управления компании коммуникация может проходить сверху вниз, снизу вверх, по горизонтали между коллегами или по диагонали между отделами. Структура коммуникационных сетей организации диктует методы и скорость распространения идей среди менеджеров и сотрудников.

Цепная коммуникационная структура

«Цепная» или «линейная» коммуникационная структура включает в себя прямые линии связи между членами каждого ранга непосредственно выше и ниже исходной точки сообщения, но не с членами в любой другой точке цепочки.

Например, руководитель отдела может напрямую общаться с вице-президентом, находящимся непосредственно над ним, или менеджером, находящимся непосредственно под ним, но не с линейным рабочим, находящимся на несколько ступеней ниже его, или с президентом компании, находящимся на несколько ступеней выше него. Преимущество этой структуры заключается в том, что она обеспечивает четкую отчетность в том смысле, что каждый знает, откуда исходит указание или решение.

Круговая коммуникационная структура

Круговая структура напоминает цепную структуру, в которой каждое звено соединяется только с двумя звеньями с каждой стороны. Разница в том, что два звена в цепи «замыкаются», образуя круг. Структура круга менее связана с иерархией, чем структура цепи, поэтому круг не имеет авторитарного веса, присущего цепочке. Однако отсутствие четких полномочий может привести к неэффективности, например к снижению ясности по мере того, как сообщение передается по кругу.

Звездная структура связи

В «звездной» структуре связь вращается вокруг центральной точки. Каждый участник внешних ветвей звезды передает свое сообщение центральному органу, который затем распространяет сообщение среди других участников.

Например, торговый представитель сообщит о пожеланиях клиента менеджеру по продажам, который затем передаст сообщение остальным торговым сотрудникам.