Значение эмоционального компонента усиливается при общении: DSpace at Saint Petersburg State University: Invalid Identifier

Содержание

Стратегии распознавания содержания эмоционально-выразительных движений детьми с разными типами межполушарного взаимодействия — Психология телесности: теоретические и практические исследования

‘; for (var i = 0; i

59

Рубрика издания: Психология телесности: возрастные особенности

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Акимова О.В. Стратегии распознавания содержания эмоционально-выразительных движений детьми с разными типами межполушарного взаимодействия // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Согласно культурно-историческому подходу (Л.С. Выготский) к психосоматической проблеме, телесные явления человека осуществляются не только благодаря физиологическим закономерностям, но и при участии психологических средств регуляции. Телесность человека, в рамках данного подхода, рассматривается как аналог высшей психической функции: она есть культурный феномен, становление которого происходит в процессе развития ребенка путем преобразования природных телесных функций в общественно-детерминированные действия [7].

Развитие телесности идет путем присвоения системы значений, которыми взрослый в совместной деятельности наделяет различные телесные проявления, и которые впоследствии становятся собственным достоянием человека, в результате приобщения ребенка к человеческому миру формируется «культурное тело». Опосредование телесных явлений предполагает возможность овладения ими, произвольного контроля знаково-символическими формами регуляции — эмоциональными, смысловыми, когнитивными.

Полный текст

Согласно культурно-историческому подходу (Л.С. Выготский) к психосоматической проблеме, телесные явления человека осуществляются не только благодаря физиологическим закономерностям, но и при участии психологических средств регуляции. Телесность человека, в рамках данного подхода, рассматривается как аналог высшей психической функции: она есть культурный феномен, становление которого происходит в процессе развития ребенка путем преобразования природных телесных функций в общественно-детерминированные действия [7].

Развитие телесности идет путем присвоения системы значений, которыми взрослый в совместной деятельности наделяет различные телесные проявления, и которые впоследствии становятся собственным достоянием человека, в результате приобщения ребенка к человеческому миру формируется «культурное тело». Опосредование телесных явлений предполагает возможность овладения ими, произвольного контроля знаково-символическими формами регуляции — эмоциональными, смысловыми, когнитивными.

Поскольку развитие психосоматических явлений не ограничивается только организменными изменениями, а происходит «в соответствии с логикой психического развития» [9], на этих основаниях был выделен особый тип развития наряду с физическим и психическим – психосоматический.  Под психосоматическим развитием в настоящее время понимают закономерное становление в онтогенезе механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов [10].

В рамках данного подхода телесный опыт, как компонент телесности, включает следующие явления:  образ тела, образ боли (который есть и должен быть в норме), категориальную структуру представлений о собственном теле, телесное самочувствие с его эмоционально дифференцированным содержанием, основные телесные действия и навыки, феномены невербальной коммуникации и т.д. [9].

Особый интерес приобретают символические (семантические) движения, несущие определенную смысловую нагрузку в общении между людьми, являющиеся носителями определенного значения. В этих движениях запечатлены исторически сложившиеся формы человеческих взаимоотношений [2], [8]. Эмоционально-выразительные движения помимо коммуникативной функции выполняют и роль регулятора аффективного состояния (нейтрализация аффекта путем конвенциализации выразительных  движений), при общении с партнером с помощью выразительных движений возможно усиление или смягчение эмоциональной насыщенности слов.      

Таким образом, символические движения являются феноменом, при изучении которого наиболее отчетливо прослеживается тесная связь эмоциональных, смысловых форм регуляции телесных действий.

Организация эмоционально-выразительных движений имеет мозговую основу. Среди факторов, влияющих на организацию символических движений, выделяют пространственный компонент, мелодичность двигательного акта, кинестетический фактор и др. В нашем исследовании в качестве мозговой основы организации эмоционально-выразительных движений выступает межполушарное взаимодействие.      Нами была поставлена цель — изучить особенности распознавания невербального поведения детьми с доминированием правого и левого полушария. Для реализации вышеуказанной цели был использован набор методик, направленных на определение профиля латеральной организации мозга, Методика свободного описания поз и жестов, которая разработана на основе «Метода свободной семантической оценки невербального поведения» В.А.Лабунской (1986). Данная методика позволяет исследовать особенности эмоционального опыта детей младшего школьного возраста, способности детей к распознаванию своих собственных эмоциональных состояний и состояний другого человека через невербальное поведение. Стимульным материалом являлась серия из 12 изображений человека, изображающего различные жесты, находящегося в определенной позе. Изображение человека достаточно схематично и недифференцируемо по возрасту и полу. Серия изображений разделена нами на две подсерии: Жесты, Позы (6 жестов; 6 поз).

Модификация авторской методики заключалась в изменении инструкции. Детей просили определить вначале, что чувствует  другой человек, находясь в данной позе или показывая определенный жест, затем следовало определить собственные чувства, находясь на месте этого человека. Кроме того, было внесено дополнение с целью выявления особенностей соотношения телесного и эмоционального опыта: ребенка просили показать и назвать жесты и позы, которые он описывал ранее. За единицу анализа текста принимались суждения, относящиеся к определённым психическим явлениям: действиям, эмоциональным состояниям, соматическим состояниям, качествам личности. При обработке результатов определялся: объём, содержание, дифференцированность категорий интерпретации невербального поведения  в целом для всех жестов и поз для всех инструкций.

В исследовании приняли участие 56 детей 8-9 лет, по 28 детей с доминированием левого и правого полушария. Возраст участников исследования определялся тем, что в возрасте 7-8 лет формируется доминантность полушарий мозга по руке и речи, фиксируется право- и левополушарный локус контроля за протеканием конкретных психических процессов.

Кроме того, вербализация содержания невербального поведения при выполнении заданий становится доступной для детей, только начиная примерно с 8-9-ти летнего возраста.

Результаты исследования. Детям обеих групп часто довольно трудно просто назвать ту или иную эмоцию, чувство, что согласуется с данными исследований об особенностях распознавания невербального поведения в детском возрасте [3]. Для облегчения актуализации чувства дети обеих групп при ответе на половину предъявленного стимульного материала описывают действие, которое производит другой человек («показывает дорогу», опирается на стену» и др.), при распознавании выразительного содержания собственного невербального поведения дети обеих групп на треть стимульного материала отвечают подобным образом.  Кроме использования категории «действия» дети обеих групп используют ответы, описывающие собственное эмоциональное состояние и состояние реципиента («грустит», «злится» и др.), остальные ответы относятся к категориям «личностные качества» («смелый», «добрый») и «соматические проявления» («усталость», «напряжение в теле»).

Леворукие дети больше предпочитают использовать категории «личностные качества» и «соматические проявления» на всех этапах проведения методики по сравнению с правшами. Кроме того, словарь категории «соматические проявления» левшей содержит большее количество ответов негативного спектра телесных ощущений («боль», «усталость», «тяжесть в теле»).

Второй стратегией распознавания содержания невербального поведения является переход от описания действий к эмоциональному содержанию, в результате чего детям обеих групп удается распознать эмоциональное содержание большинства поз и жестов. Однако, остаются позы и жесты, эмоциональное распознавание которых недоступно детям обеих групп. Данные результаты позволяют говорить об общевозрастной стратегии распознавания собственных чувств и чувств другого человека по проявлениям невербального поведения, а именно, необходимости опоры на действия. При этом левши труднее отказываются от первоначальной стратегии распознавания чувств с использованием действий после дополнительной стимуляции, тогда как правши изначально чаще выбирают способ распознавания собственного невербального поведения и поведения другого человека посредством эмоциональных состояний.

Отдельно были проанализированы ответы категории «эмоции». Количество высказываний этой категории  больше у правшей, чем у левшей на всех этапах. Хотя в многочисленных исследованиях было доказано, что правое полушарие отвечает за восприятие  и переработку эмоционально окрашенных стимулов, однако, актуализация и вербализация нужных слов обеспечивается левым полушарием. Что объясняет полученные результаты в двух группах [5], [12].

Содержание словаря эмоций, используемых детьми обеих групп, имеет свою специфику. Так, правши при интерпретации невербального поведения другого человека легче распознают состояние радости, обиды, гнева, собственного – печали, грусти.  В то время как левши значительно чаще интерпретируют позы, жесты другого человека как волнение, удивление, растерянность, свои собственные как проявление страха, стеснения. Подобная тенденция согласуется с данными многочисленных исследований, согласно которым компонент личностной тревожности больше характерен для левшей [1], [6], [11]. Можно предположить, что именно благодаря этой личностной особенности дети склонны интерпретировать подобным образом невербальное поведение другого человека и свое собственное. Более частое использование правшами категории «радость», а левшами «грусть» согласуется с данными исследований, доказывающих преобладающую роль левого полушария в восприятии положительных эмоций, а правого отрицательных [4], [13], [14].

При распознавании эмоционального содержания невербального поведения как реципиента, так и своего собственного дети обеих групп использовали имитационные опосредующие движения. Использование подобного рода движений в позиции «Другой» одинаково часто в обеих группах, однако, при необходимости распознавать чувства по собственному невербальному поведению правши реже опираются на имитационные движения (р<0,05).

При воспроизведении описанных поз и жестов учитывалась правильность показывания позы или жеста и правильность называния. Общее количество воспроизведенных поз и жестов в обеих группах значительно не различается. Однако есть различия в количестве вербального и невербального продукта. Так, правши значительно больше левшей показывают и называют поз и жестов, что, вероятно связано с обеспечением речевых функций левым полушарием, доминантным у правшей. При этом левши опережают правшей по количеству показанных без названия поз и жестов, поскольку доминирование правого полушария у этих детей обеспечивает переработку невербальной информации. Такая же тенденция наблюдается в отношении частично показанных, неназванных поз и жестов.

Таким образом, при распознавании содержания эмоционально-выразительных движений как другого человека, так и своих собственных дети данного возраста используют слова категории «действия» в качестве первого этапа актуализации собственно чувств. При этом леворуким детям труднее сменить стратегию распознавания невербального поведения посредством действий на стратегию распознавания посредством чувств. Дети обеих групп для облегчения распознавания содержания невербального поведения реципиента одинаково часто используют подражательные движения. Кроме того, всем детям проще удается распознать содержание жестов, поскольку стимульный материал, на котором изображены позы человека, менее структурирован и однозначен.

Помимо общевозрастных особенностей стратегии распознавания содержания невербального поведения выявлена специфика, характерная для каждой группы детей. Леворукие дети реже используют слова категории «эмоции» при расшифровке содержания эмоционально-выразительных движений. Также левши склонны при анализе собственных чувств и чувств другого человека использовать состояния, которые связаны с предвосхищением чего-то неопределенного, неожиданного, угрожающего. Дети данной группы чаще правшей используют слова категории «соматические проявления» для описания состояния как другого человека, так и себя, при этом словарь соматических проявлений более разнообразный, содержит слова, отражающие негативный аспект телесных ощущений. Кроме того, левши чаще используют имитационные движения как опосредующий компонент для расшифровки значений своих символических движений, тогда как правшам этот компонент требуется в меньшей степени. При воспроизведении стимульного материала по памяти левши легче показывают предъявленные позы и жесты, тогда как называние описанного невербального поведение вызывает большие трудности по сравнению с правшами.

Литература

  1. Аракелов Г.Г., Шотт Е.К., Лысенко Н.Е. Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей. // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология, № 2, 2004.
  2. Дудьев В.П. Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология. Барнаул, 2005.
  3. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Изд-во Ростовского университета, 1986.
  4. Ковязина М.С., Ермолаев Д.В. Межполушарная асимметрия и параметры эмоций. // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология, № 2, 1999.
  5. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2005.
  6. Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования. // Вопросы психологии, №6, 1988.
  7. Мотовилин О. Г. Развитие представлений о собственном теле у детей в условиях семьи и интерната. Дис. … канд. психол. наук, 2001.
  8. Никандров В.В. Психомоторика. СПб.: Речь, 2004.
  9. Николаева В. В., Арина Г. А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология», 1996, №2.
  10. Николаева В. В., Арина Г. А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психол. ж-л, Т. 24, № 1, 2003.
  11. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., Генезис, 2005.
  12. Шапкин С.А. Межполушарная асимметрия в переработке эмоционально окрашенной информации. // Вопросы Психологии, №3, 2000.
  13. Hellige J.B. Hemispheric asymmetry. Cambridge, MA, 1993.
  14. Smith D., Bulman-Fleming M. An examination of the right-hemisphere hypothesis of the lateralization of emotion // Brain and cognition, 2005.

Акимова О.В., МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2559
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 59
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Эмоциональный интеллект: компоненты, важность и примеры

Эмоциональный интеллект (ЭИ) относится к способности человека понимать свои эмоции и управлять ими, а также распознавать чувства других. Исследования показывают, что это полезный инструмент для управления работой, отношениями, образованием, а также психическим и физическим благополучием.

Эксперты по поведению обычно ссылаются на пять компонентов эмоционального интеллекта, которые включают в себя такие виды поведения, как самосознание человека и сопереживание другим людям.

В этой статье рассматривается EI, его компоненты, почему это важно, а также примеры.

EI относится к способности человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также их способности понимать эмоции других.

Многие люди думают об интеллекте с точки зрения когнитивных способностей, таких как те, которые составляют их IQ. К ним относятся способность:

  • использовать логику для решения задач
  • легко приобретать новые навыки
  • использовать большой словарный запас
  • запоминать и сохранять информацию

Однако с 1990-х годов психологи все чаще отмечают важность эмоционального интеллекта. Исследования 2015 года показывают, что он может быть более важным, чем IQ, для прогнозирования эффективности человека на работе.

Хотя некоторые аспекты ЭИ могут быть генетическими и тесно связаны с типом личности, исследования 2018 года также показывают, что человек может учиться и повышать свой уровень ЭИ с помощью тренировок и внесения небольших изменений в свой распорядок дня.

Психолог Дэниел Гоулман создал одну из самых популярных моделей эмоционального интеллекта. Согласно обзору исследований 2018 года, он разбивает EI на пять ключевых компонентов.

1. Самосознание

Ключевой частью ЭИ является уровень понимания и самосознания собственных эмоций человека.

Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта не только осознает, какие эмоции он испытывает, но и может выразить словами свои чувства. Они также могут понимать последствия своих эмоций и то, как они могут меняться и меняться с течением времени.

2 . Саморегуляция

Как только человек достиг первого компонента, он может перейти к саморегуляции. Человек с хорошим пониманием своих собственных эмоций может лучше управлять эмоциями и поведением, которые приходят вместе с ними.

Это может включать в себя замечание сложной эмоции и замедление или сопротивление любым импульсивным действиям, которые могут последовать.

Узнайте больше об эмоциональной саморегуляции здесь.

3. Мотивация

Мотивация — это процесс, который стимулирует и направляет человека к достижению его целей.

Это ключевая часть EI, как показывают исследования 2016 года. Мотивация позволяет человеку оставаться верным своим целям и проявлять настойчивость даже в трудные времена.

Человек с низкой мотивацией может легко разочароваться в любом препятствии и сдаться. Человек с высокой мотивацией понимает, что награда за достижение его личных целей стоит времени и усилий, потраченных на их достижение, даже когда они сталкиваются с препятствиями.

Узнайте больше о способах сказать мотивацию здесь.

4. Эмпатия

Эмпатия показывает, насколько человек настроен на эмоции других. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может точно определить, какие эмоции испытывает другой человек, и отличить настоящие эмоции от ложных.

Человек может сделать это, заметив определенные выражения лица или изменения в голосе или языке тела другого человека.

Узнайте больше об эмпатии здесь.

5. Социальные навыки

Человек с более высоким уровнем EI может лучше взаимодействовать с другими людьми, чем человек с низким уровнем EI.

EI может помочь человеку построить отношения, общаться с другими людьми и поддерживать дружеские отношения.

EI может помочь человеку работать с другими людьми и контролировать их. Это также может помочь им справиться со стрессами, с которыми они могут столкнуться в жизни, и стать более устойчивыми к ним.

Исследования показали, что эмоциональный интеллект может играть важную роль во многих аспектах жизни человека. 2019 годИсследование, например, утверждает, что повышение эмоционального интеллекта может улучшить:

  • результаты, связанные с работой, включая их навыки работы в команде и управление, а также общую удовлетворенность работой
  • психологическое здоровье и благополучие
  • физическое здоровье, включая соматические жалобы и Уровни HbA1c
  • социальные отношения

Другое исследование 2019 года показало, что обучение EI привело к улучшению:

  • управления стрессом
  • общего настроения
  • самовыражение
  • понимание эмоций
  • управление эмоциями

Исследования 2019 года показали, что учащиеся с более высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, более счастливы, общительны и уверены в себе, а также лучше справляются со стрессом.

Согласно обзору исследований 2020 года, исследования также показали, что EI может помочь учащимся развивать социальные отношения в школе, что может положительно повлиять на их успеваемость.

Исследования показали, что люди с более низким уровнем ЭИ менее способны регулировать свои эмоции и чаще используют стратегии регулирования настроения, которые негативно влияют на их общее состояние здоровья.

Исследование 2018 года, например, показывает, что люди с низким уровнем EI могут с большей вероятностью использовать курение и алкоголь в качестве стратегий выживания и могут быть более подвержены риску самоповреждающего поведения и расстройств пищевого поведения.

Узнайте больше о том, как выразить эмоциональную поддержку кому-то здесь.

Ниже приведен пример того, как человек может проявлять низкий или высокий уровень эмоционального интеллекта, сталкиваясь с трудной ситуацией.

Менеджер обнаруживает, что срочное электронное письмо не было отправлено одному из их крупнейших клиентов. Менеджер может злиться на свою команду или бояться потерять работу.

Человек с низким уровнем эмоционального интеллекта может в гневе наброситься на свою команду или попытаться отрицать проблему. В результате команда может разочароваться и уйти от ответственности.

Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта осознает свои собственные чувства, но понимает, что действия в соответствии с ними могут не приблизить их к достижению целей. Вместо этого они могут создать спокойную, поддерживающую атмосферу, чтобы мотивировать команду и найти решение проблемы.

Обладая эмпатией и сильными социальными навыками, менеджер с высоким уровнем эмоционального интеллекта также будет знать, когда правильно задавать вопросы, и применять дисциплинарные меры к виновным в ошибке, следя за тем, чтобы эти разговоры не мешали работе команды.

Узнайте больше о низком эмоциональном интеллекте и о том, как с ним бороться.

Люди могут улучшить свой EI несколькими способами.

Исследование 2018 года, например, показало, что участники смогли улучшить свой EI в течение 4 месяцев, практикуя трансцендентальную медитацию.

Американская академия семейных врачей (AAFP) утверждает, что есть десять моделей поведения, которые люди могут практиковать, чтобы помочь им развить свой эмоциональный интеллект. Это:

  • Уточнение намерения на день: Человек может установить намерение, например, добиться понимания, на основе своего графика на этот день.
  • Уход за собой: Например, если человек хорошо отдохнул и расслабился, он с большей вероятностью сможет контролировать свои эмоции.
  • Проведение эмоционального обследования: Человек должен регулярно анализировать, как он себя чувствует и как его тело реагирует на эмоции.
  • Замедление: Человек должен попытаться сделать паузу и сделать вдох, прежде чем реагировать на стрессовые ситуации или входить в них.
  • Вопросы: AAFP отмечает, что люди, которые интересуются своими эмоциями и эмоциями других, более способны развивать эмпатию. Человек должен задавать вопросы, чтобы лучше понять, что чувствуют другие.
  • Создание пространства для эмоций: Если человек признает свои негативные эмоции, он сможет с ними лучше работать. Один из способов, которым человек может практиковать это, — это заниматься осознанностью.
  • Быть осведомленным о других: Человек должен обращать внимание на свое окружение и на то, как себя чувствуют другие. Человек может избавиться от отвлекающих факторов, таких как свой телефон, отключив его во время групповых разговоров.
  • Попытка установить связь с другими: Вдумчиво взаимодействуя с другими, человек может лучше осознавать эмоции других.
  • Извинения, когда это необходимо: Люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта обычно более склонны признавать свои ошибки, извиняться за них и брать на себя ответственность.
  • Положительное начало и окончание дня: Человек может начать свой день с позитивного утреннего ритуала, такого как прослушивание любимой песни, и закончить день, отмечая, за что он благодарен.

Узнайте больше о важности сострадания к себе и о том, как его практиковать, здесь.

EI может помочь человеку распознавать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей.

Более высокие уровни эмоционального интеллекта могут положительно влиять на эмоциональное и физическое здоровье человека, а также делать его более устойчивым к стрессу.

Человек может улучшить свой EI, практикуя медитацию и внося небольшие изменения в свой распорядок дня.

Эмоциональный интеллект и эффективность лидерства

Лидерство с эмоциональным интеллектом

Время для честной самооценки. Скажут ли большинство людей, с которыми вы работали, что вы пробуждаете в них лучшее или худшее?

Когда я размышляю о своей карьере и различных причинах, по которым я оставил должность, это всегда было из-за плохих отношений с менеджером.

Для большинства из нас легко назвать людей, которые пробудили в нас лучшее, и, может быть, еще легче назвать людей, которые пробудили в нас худшее. Эти воспоминания важны из-за того, как эти менеджеры заставили нас чувствовать себя.

Покойная Майя Энджелоу однажды сказала: «Я поняла, что люди забудут, что вы сказали, люди забудут, что вы сделали, но люди никогда не забудут, как вы заставили их чувствовать ».

Будь мы дома или на работе, наши эмоции вплетены в каждое наше взаимодействие. Они влияют на то, как мы реагируем на вызовы и возможности. Они определяют, будем ли мы сотрудничать для разрешения конфликта. Они пробуждают нашу готовность простить себя и других.

В течение дня наши эмоции влияют на количество усилий, которые мы демонстрируем, наше поведение, наше психологическое здоровье и наше настроение.

Вот почему эмоциональный интеллект и эффективность лидерства так тесно связаны.

Эмоциональный интеллект и эффективность лидерства: что нужно знать

Что такое эмоциональный интеллект? Почему это важно для лидеров?

Популяризированный психологом Дэниелом Гоулманом, эмоциональный интеллект определяется как наша способность осознавать, контролировать и выражать эмоции.

Эмоциональный интеллект позволяет нам как руководителям разумно и чутко вести межличностные отношения.

Способность устанавливать эмоциональную связь с сотрудниками и руководить с эмоциональным интеллектом имеет важное значение для эффективности лидерства. Отчасти это связано с тем, что то, как лидер заставляет вас чувствовать себя, может повлиять на вашу вовлеченность, а также на вашу продуктивность. Эмоции могут пронизывать каждую рабочую ситуацию, с которой вы сталкиваетесь, в том числе:

  • Изменения и неопределенность
  • Взаимодействие с коллегами
  • Конфликты и отношения
  • Усилия и выгорание
  • Достижения и неудачи

Для меня менеджеры, оказавшие наибольшее влияние на мою удовлетворенность работой, имели высокий уровень эмоционального интеллекта и эффективность лидерства. Они пробудили во мне все самое лучшее, потому что они были хорошими собеседниками, они были чуткими и заставляли меня чувствовать, что меня ценят.

Для вас, скорее всего, то же самое.

Лидерство с эмоциональным интеллектом

Более высокий коэффициент эмоционального интеллекта связан с большей вовлеченностью сотрудников

Когда организации переживают трудные времена, такие как недавняя пандемия, работодатели рассчитывают на то, что сотрудники помогут организации стать сильной и готовой к будущему. Если сотрудники привержены делу и вовлечены, они более продуктивны, что положительно влияет на прибыльность организации.

Верно и обратное. Когда я вспоминаю своего начальника, которому не хватало эмоционального интеллекта и навыков работы с людьми, я вспоминаю период в своей жизни, который включал в себя ежедневный стресс, неудовлетворенность и отсутствие участия в тех заданиях, которыми я обычно увлечен.

В тот период моей карьеры моя продуктивность была низкой. Вместо того, чтобы применять инновации и творческий подход к своим задачам, я сосредоточился на том, чтобы завершить свою работу как можно быстрее — посвятив 8 часов и ограничив общение с моим менеджером — только для того, чтобы получить зарплату.

Исследования подтвердили, что невовлеченные сотрудники могут стать помехой.

С другой стороны, наши исследователи обнаружили, что эмпатия на рабочем месте (фактор, тесно связанный с эмоциональным интеллектом) положительно связана с производительностью труда. Руководители, проявляющие больше сочувствия к прямым подчиненным, рассматриваются их начальниками как лучшие исполнители своих обязанностей.

Таким образом, повышение вашего коэффициента эмоционального интеллекта напрямую повысит вашу эффективность как лидера.

4 ключевых компонента эмоционального интеллекта

Хотите лидировать с более высоким коэффициентом эмоционального интеллекта? Замечательно! Но сначала убедитесь, что вы понимаете, что эмоциональный интеллект состоит из следующих 4 ключевых компонентов.

  1. Самосознание:  Способность знать эмоции, а также свои сильные и слабые стороны и распознавать их влияние на производительность и отношения.
  2. Самоуправление: Способность контролировать как положительные, так и отрицательные эмоции и импульсы, а также быть гибким и адаптивным в зависимости от ситуации.
  3. Социальная осведомленность: Способность сочувствовать другим, ориентироваться в политике и активно налаживать связи.
  4. Управление взаимоотношениями: Способность вдохновлять через убедительное общение, мотивацию, создание связей и обезоруживание конфликтов между людьми.

Также важно понимать, что все эмоции функциональны. Независимо от того, вызывает ли ваше собственное поведение или действия других положительные или отрицательные эмоции, они по-разному влияют на вас. Прежде чем вы сможете применить новые методы и укрепить свою способность руководить с помощью эмоционального интеллекта, оцените свои текущие эмоции и обдумайте желаемый результат. Знай, что:

  • Positive emotions broaden:
    • Supporting resiliency
    • Improving our thinking
    • Undoing negative emotions
    • Building new skills
    • Creating psychological capital
  • Negative emotions narrow :
    • An индикатор потенциальных угроз
    • Привлекает внимание к проблеме
    • Механизм обучения

Часто наши негативные эмоции провоцируются, когда кто-то или что-то нажимает «горячую кнопку». Горячие точки — это люди или ситуации, которые могут раздражать вас настолько, что вы вступаете в конфликт и вызываете деструктивную реакцию. Чем «горячее» кнопка, тем больше вероятность того, что вы испытаете сильные негативные эмоции, чувство личной провокации, автоматические и импульсивные реакции и повышенное напряжение. В эти времена умение лидера вести через конфликт имеет первостепенное значение.

Как повысить свой эмоциональный интеллект и эффективность лидерства

4 совета по лидерству с эмоциональным интеллектом

Чтобы быть более чутким и добиваться большей вовлеченности на рабочем месте, вам нужно повысить свой коэффициент эмоционального интеллекта. Выполнение следующих действий поможет вам развить свой эмоциональный интеллект и эффективность лидерства.

1. Слушайте внимательно и воздержитесь от суждений.

Все начинается с сильных навыков активного слушания и стремления видеть мир так, как его видят другие. Действительно слушайте и учитывайте их точку зрения, сохраняя свое отношение как можно более открытым, чтобы создать безопасное пространство для обмена мнениями и ощущение психологической безопасности на работе.

Работайте над тем, чтобы понять чувства другого человека и отразить их обратно этому человеку. Слушая, обращайте пристальное внимание на ценности и эмоции, стоящие за самими фактами. Сообщите о своем понимании чувств этого человека, чтобы убедить людей, что их чувства и ценности действительно понятны.

2. Общайтесь с сотрудниками на личном уровне.

Когда вы демонстрируете готовность помочь своим сотрудникам и признаете их усилия, вы проявляете эмоциональный интеллект, показывая, что вы заботитесь о них как о личности. Этот акт заботы укрепляет доверие между руководителями и их сотрудниками.

Эмпатия долгое время была мягким навыком, который упускали из виду как показатель производительности. Наше исследование, однако, показало, что сегодняшние успешные лидеры проявляют доброту на рабочем месте и более «ориентированы на человека», что позволяет им лучше работать с людьми из разных команд, отделов, стран, культур и происхождения.

3. Разблокировать мотивы.

Какими бы важными ни были вознаграждения и льготы, мы знаем, что не только они важны, когда речь идет о повышении производительности и вовлеченности сотрудников. Эти преимущества являются частью более крупного уравнения мотивации.

В большинстве случаев понять, что мотивирует ваших сотрудников, так же просто, как спросить их и внимательно выслушать их ответы. Как только вы поймете мотивы своих сотрудников, вы сможете повысить вовлеченность и мотивацию сотрудников, повысить удовлетворенность работой и улучшить удержание.

4. Стремитесь лучше понять других и себя.

Лидерство с эмоциональным интеллектом требует, чтобы менеджеры использовали силу разнообразного опыта своих сотрудников и учитывали различный жизненный опыт людей, чтобы помочь своим командам полностью раскрыть свой потенциал.

Ваша способность понимать происхождение ваших сотрудников, в том числе их социальную идентичность и то, как их опыт повлиял на их точку зрения, демонстрирует готовность видеть мир таким, каким его видят другие, не осуждая их.

Даже если вы обладаете высоким эмоциональным интеллектом и лидерскими качествами, не так-то просто узнать каждого сотрудника изнутри. Сложно смотреть на мир так, как его видят другие, и принимать различные точки зрения без осуждения.

Развитие этих навыков требует понимания того, как аспекты личности могут влиять на то, как вы руководите, а также готовности учиться и распознавать свои собственные эмоциональные триггеры и слабости. Эффективность лидера ограничивается или усиливается в зависимости от того, насколько хорошо лидеры понимают себя, их понимание того, как их видят другие, и того, как они управляют возникающими взаимодействиями.

Таким образом, намеренное повышение вашего самосознания обязательно поможет вам улучшить свой эмоциональный интеллект и эффективность лидерства.

Заключительное слово о лидерстве с эмоциональным интеллектом

Еще одна причина, по которой лидерство с эмоциональным интеллектом так важно: когда вся организация полна людей, лидерами которых является эмоциональный интеллект, это может создать более сильную культуру.