Конвенциональное общение это – Конвенциональный уровень — Мегаобучалка

Содержание

Конвенциональный уровень — Мегаобучалка

Термин «конвенция» больше относится к сфере политики, нежели к педагогике. Нам знакомы словосочетания «конвенция о ненападении», «конвенция о защите», поскольку слово «кон­венция» означает «соглашение», «договоренность между сторо­нами».

Оказывается, что партнеры по общению также могут достигать определенного соглашения, как бы заключать конвенцию о пра­вилах общения и придерживаться этих условных правил при вза­имодействии. Если это происходит, то говорят, что общение осу­ществляется на конвенциальном уровне.

Рассмотрим такую ситуацию. Молодая учительница ведет урок. В один из моментов своего общения она замечает, что сидящий на задней парте ученик не слушает ее объяснений, а читает книгу. Она понимает, что надо бы одернуть ученика, призвать его к по­рядку, как-то привлечь к изучению нового материала. Тем более его успеваемость оставляет желать лучшего.

Но учительница понимает и другое. Этот ученик отличается не только слабой успеваемостью, но также скандальным характером и невоспитанностью. Поэтому если попытаться сейчас призвать его к порядку, то он наверняка попытается привлечь внимание класса к своей персоне, затеет неуместную дискуссию о ненуж­ности преподаваемого этой учительницей предмета и о неинте­ресных методах ее преподавания, т.е. попытается сорвать урок. И учительница решает не отвлекаться от своего объяснения, «не замечать» этого ученика.

В свою очередь, ученик, отдавший предпочтение не новому учебному материалу, а интересной книге, понимает, что учи­тельница в курсе того, чем он занимается на уроке. Но он также понимает, что педагог дорожит временем урока и вряд ли захо­чет терять драгоценные минуты на выяснение отношений с ним. Тем более что при таком выяснении отношений ученик не позволит какой-то неопытной учительнице обидеть себя. Поэтому он тоже делает вид, что не замечает, что учительница увидела его книгу.

Учитель и ученик как бы договариваются не мешать друг дру­гу, т.е. заключают своеобразную «конвенцию о ненападении»: «Я не мешаю Вам, но и Вы не мешайте мне», — как бы говорят они друг другу. При этом вслух никаких слов не произносится. Общение на этом уровне накладывает определенные ограничения на партнеров.



Довольно часто общение на конвенциональном уровне осуще­ствляется с людьми, с которыми мы систематически встречаем­ся, но которых предпочитаем держать на определенном расстоя­нии. Так, довольно многие городские жители ограничивают кон­такты со своими соседями по дому или даже по этажу определенным набором фраз типа: «Доброе утро!» — «Здравствуйте!», «Хорошая погода сегодня!» — «Да, приятно выйти на улицу!», «Ну, бывайте здоровы!» — «До свидания!» Люди как бы отдают определенную дань вежливости своим соседям (все-таки они поговорили друг с другом). В то же время такое общение осуществляется в рамках «заключенной конвенции», по условиям которой можно привет­ствовать друг друга, можно говорить о погоде и других неопреде­ленных вещах, но нельзя вторгаться в ряд сфер: говорить о рабо­те, личной жизни, семейных отношениях. Конвенциональное об­щение — это когда я делаю вид, что «меня это не касается», что «это не мое дело».

Игровой уровень

Игровой уровень общения располагается выше конвенцио­нального уровня. Особенностью общения на уровнях выше кон­венционального является то, что на эти уровни мы выходим лишь с теми людьми, которых хотя бы немного знаем, с которыми хочется общаться, общение с которыми доставляет нам приятные чувства.

На игровом уровне человеку хочется быть интересным для сво­его партнера, хочется произвести на него впечатление, понра­виться ему. Чтобы интересно выглядеть, чтобы заинтересовать со­бой, заинтриговать партнера, необходимо чутко улавливать ма­лейшие нюансы общения с ним: что доставляет ему радость? Что ему приятно? Чего следует избегать, чтобы не вызвать его неудо­вольствия? Улавливание нюансов на этом уровне необходимо не для того, чтобы переиграть партнера (что характерно для манипулятивного уровня), а для того, чтобы не испортить взаимодей­ствие с ним своей невнимательностью, бестактностью, суетливо­стью или излишним напором.

В отличие от манипулятивного уровня, где манипулятор рав­нодушен или недружелюбен к своему собеседнику, общение на игровом уровне строится на неравнодушии к партнеру, на опре­деленной симпатии к нему, на желании продолжать с ним обще­ние. Общение здесь выходит на первое место, оно доставляет ра­дость обоим партнерам, игра принимается обеими сторонами.

В этой игре могут быть обмены не только «поглаживаниями», но и «уколами». Однако эти «уколы» носят мирный характер, лег­ко распознаются партнерами и прощаются друг другу.

Примерами общения на этом уровне могут служить общение влюбленных друг в друга девушки и юноши, общение учеников со своей учительницей, на уроках которой весело и интересно, общение сверстников, имеющих общее увлечение. Ни один из партнеров не стремится к пристройке «сверху» за счет унижения другого, хотя в общении на этом уровне возможны самые различ­ные пристройки. Партнеры как бы приглашают друг друга к игре, к игровому соперничеству. Так, влюбленные говорят друг другу не только ласковые слова, но и подшучивают друг над другом, со­здают определенные ситуации затруднения для партнера. В арсе­нале средств их общения бывают и взаимные легкие подталкива­ния, и убегание друг от друга, и игры в догонялки. Все виды взаимодействия доставляют им удовольствие, общение на этом уровне приятно обеим сторонам.

Общение на игровом уровне довольно часто встречается в школьной жизни. Обратимся к примеру.

— Сан Сенич, — сразу зашумел шестой «Б», — а куда сегодня по­плывем?

— Тихо! Сегодня будем открывать Америку.

— Ур-ра!

— Тихо, я сказал! Сдвигайте парты к стене, Атлантический океан — на пол... Кто будет держать небо? На этот вопрос шестой «Б» реагировал без восторга: скучное это было занятие — держать над океаном карту звездного неба...

— Нет добровольцев? Назначаю по списку: Васильев, Козаченко, Кравченко, Пименов...

— Я в прошлый раз держал! — возмутился Васильев.

— Извини, забыл. Вовик Смирнов, значит, твоя очередь страдать. Быстренько. «Атланты» нехотя побрели за картой.

— Девочки почему-то никогда не держат! — попенял один из них.

— Не почему-то, а потому, что они девочки, — объяснил Александр Арсеньевич. — А тяжелой работой должны заниматься мужчины.

Шестой «Б», толкаясь и споря, устраивался на полу, вокруг «океана».

— Выходим из Лиссабона, — сказал Александр Арсеньевич, огляды­вая свою юную команду. — Дежурный штурман, где астролябия? Компа­сы спрячьте, их еще не изобрели... Экипаж, по местам!

— Стойте! — с отчаянием закричал штурман. — Они опять небо не так держат!

— Всем четверым сейчас двойки поставлю! — грозно пообещал: Александр Арсеньевич. — Шутники!

«Атланты», ухмыляясь, развернули небо на сто восемьдесят градусов...

И сразу где-то совсем рядом тяжело и зовуще загремел прибой, загу­дел ветер. Капитан взбежал на мостик и отдал приказ поднять паруса. Команда бросилась на реи, парусина захлопала под ветром, засвистели снасти... Шестой «Б» ушел в океан. Туда, туда, вдаль, в синь, в ветер, где лежали среди зыбей еще не открытые материки...

(Соломко Н. Белая лошадь — горе не мое // Если бы я был учителем. — М., 1987.-С. 22.)

Деловой уровень

На деловом уровне для партнеров не столь важны внешние атрибуты: как выглядит партнер? Во что он одет? Какая у него прическа? На первый план здесь выступают его деловая или ум­ственная активность, компетентность в совместно решаемых воп­росах, способность делать дело.

При общении на деловом уровне «Я» человека как бы ото­двигается на задний план, а на первый план выходит дело, отно­шение к нему. Если один партнер демонстрирует способность ре­шать задачи, возникающие в процессе общего дела (например, в ходе строительства дома, на спортивной площадке, в процессе совместной художественной деятельности), то ему обеспечено уважение со стороны другого партнера. Успех общего дела, забота о том, чтобы оно было сделано хорошо, преодоление возникаю­щих в ходе совместной деятельности препятствий — все это спо­собствует гладкому протеканию общения на этом уровне. Даже если один из партнеров в сердцах обругает другого каким-нибудь обидным словом или крепким выражением, то это обычно не воспринимается как оскорбление или обида. Подобные уколы не принимаются всерьез, так как партнеры заняты не своими собственными персонами, а обеспокоены успешным завершением общего дела.

Общение на деловом уровне не так празднично, как на игровом, но зато значительно серьезнее и глубже. Из общения на де­ловом уровне люди выносят не только зримые плоды совместной деятельности в виде созданных материальных или духовных цен­ностей, но и стойкие чувства взаимного доверия, привязаннос­ти, теплоты. А бывает, напротив — неприязни и антипатии друг к другу. Ведь дело проверяет человека на прочность, его надо уметь делать. Сделал хорошо — получи мое уважение за это, не сделал — не могу тебя уважать как компетентного специалиста.

Рассмотрим еще один пример.

— Разрешите?

В директорский кабинет входит учитель физики Сумароков — поджа­рый, высокий человек с палкой.

— У меня пустяковый вопрос. — Он прохромал только полрасстоя­ния от двери до стола, остановился почему-то на середине и загово­рил, избегая называть Назарова по имени-отчеству (может, не запом­нил еще?). — Нельзя ли так устроить, чтобы приказы по школе оглаша­лись не на уроке?

— Простите, не понял.

— Входит ваш секретарь, формально извиняется и отнимает ни мно­го, ни мало, а пять минут... Удобно ли это учителю — такая мысль не волнует ее.

Дверь распахнулась.

— Как вы можете, Олег Григорьевич? — вперед выступила пухлень­кая блондинка Алина. — Это я что, развлекаюсь? От нечего делать, да?

— Не знаю, милая, но так нельзя. Перед ребятами рождалась плане­тарная модель атома Резерфорда и вдруг — пожалуйста! — является со­всем другая модель...

— А уж это нехорошо, ей-богу! — Алина просто вне себя от сумаро-ковского тона.

— Почему же? Модель сама по себе недурна, но не взамен резерфор-довской, киса! Как по-вашему? — спросил физик Назарова.

— Минутку, Алина, это что — приказ о дежурстве в раздевалке?

— Ну да. И в буфете.

— Вот там и повесить. А если зачитывать — только на линейке с этого дня. Урок — неприкосновенное дело. Поняли?

— Я понятливая. — Алина поиграла многозначительной оскорблен­ной улыбкой.

— Это все, Олег Григорьич?

— Да, благодарю. — Он удалился, сухой и прямой, как раз в тот момент, когда звонок прекратил перемену.

(Полонский Г. Ключ без права передачи. — М., 1980. — С. 164.)

Духовный уровень

Духовный уровень общения не случайно занимает самое высо­кое место среди других уровней. При общении на этом уровне партнеры не просто проявляют интерес друг к другу или при­нимают участие в совместной деятельности, доставляющей им удовлетворение. Для общения на этом уровне характерна опреде­ленная устремленность партнеров друг к другу, желание видеть партнера, говорить с ним, задавать ему вопросы, делиться сокро­венными мыслями, делать что-то важное для него. Партнер стано­вится настолько значимым и желанным для другого, что общение с ним воспринимается как высшее благо, как праздник души. Такое общение не утомляет, а, напротив, подпитывает партнеров жизненной энергией, доставляет им радость от контактов друг с другом.

Любящие друг друга мужчина и женщина, испытывающие по­добное состояние, способны не просто рука об руку пройти по жизни, но совместно испытать и пережить ее радости и огорче­ния, взлеты и падения, успехи и неудачи.

Подросток, почувствовавший в учителе человека, к которому можно подойти для решения своих жизненно важных вопросов, от которого всегда можно получить помощь и поддержку как в простых, так и в сложных жизненных ситуациях, также будет стремиться к духовному уровню общения с этим педагогом.

В общении на этом уровне каждый из партнеров хочет добра другому, каждый готов уступить, чем-то пожертвовать, взять на себя сложную часть совместного труда, т.е. каждый готов к при­стройке «снизу», лишь бы партнеру было хорошо. Такая позиция располагает к открытому общению, создает особую доверитель­ную атмосферу контакта, содержит благоприятные условия для установления подлинно нравственных отношений между партне­рами. Оба партнера стремятся не жалеть друг для друга душевных сил, все делают от души, от чистого сердца. Каждый испытывает радость от успехов партнера, искренне огорчается при его неуда­чах и затруднениях.

Если в их диалоге что-то не получается, что-то не ладится, то каждый начинает испытывать чувство тревоги, пытается взять вину на себя: «Может, я что-то сделал не так? Может, я его не так понял? Может, я чем-то его обидел? Может, это я неправ?»

Поскольку общение на этом уровне доставляет приятные ощу­щения для обоих партнеров, то они не стремятся его сворачи­вать, им многое хочется сказать друг другу, побыть вместе, пого­ворить, поделиться сокровенными мыслями.

В повести А. Лиханова «Благие намерения» описывается такой пример общения на духовном уровне.

Мысли пришли простые. У малышей никого нет, вот что. Им нужен кто-то. Очень близкий нужен. Им нужен дом. Родные люди.

Им нужно то, что им дать невозможно...

Невозможно!

Это слово вызывало озноб, беспомощность, бессилие.

Из озноба швырнуло в жар. А я-то на что? Я же человек. И я с ними.

Меня душила любовь, нежность к этим детям, мне хотелось обнять их, Не каждого, не поодиночке, а всех вместе, враз, обнять и прижать к себе.

Но я не умела этого. Как никто не умел.

Слезы застлали глаза.

Маша читала сказку про мертвую царевну, как раз то место, где ца­ревич с ветром говорит, и я судорожно зашептала вместе с ней сызмала любимое, пушкинское:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее». — «Постой, —

Отвечает ветер буйный, —

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места;

В том гробу твоя невеста».

Дети слушали внимательно, Маша читала как-то очень хорошо, мяг­ко, по-домашнему, а если спотыкалась, то и это у нее получалось хорошо. Она не отрывалась от книги, не видела, слава богу, моих слез, и я вы­терла их тыльной стороной ладони, лишь на минутку прикрыв глаза, как меня кто-то обнял за шею.

Я испугано повернулась. В меня смотрели два жалостливых черных зрачка.

— Тебе жалко царевну? — прошептал ломкий голосок. Я кивнула, чтобы оправдать свои слезы. — Ничего, — утешила девочка, — она еще оживет.

Я знала только, что девочку зовут Аня Невзорова. И я не выдержала. Я придвинула девочку к себе и уткнулась в ее несвежий фартук. Руками я ощущала худенькую спину девочки, ее острые лопатки.

Я еще собиралась их пожалеть, а они меня уже пожалели.

За что?

А разве жалеют за что-то?

(Лиханов А. А. Благие намерения // Карусель: Повести. — М., 1984. — С. 144-145.)

megaobuchalka.ru

Общение конвенциональное - это... Что такое Общение конвенциональное?


Общение конвенциональное
- понятие, отражающее перспективную форму коммуникативной реализации социальных стратегий, основанных на доверии, солидарности и свободе выбора во взаимодействии граждан в процессах выявления, защиты и отстаивания их интересов. Оно реализует ценностный потенциал гражданских отношений, структурными элементами к-рых являются: забота и ответственность в отношении к другим и себе, тождественность субъекта отношений и субъекта поведения, стратегии согласия и консолидации. Концептуалистика О. к. представлена в работах Ю. Хабермаса (коммуникативное действие), М. Витгенштейна (языковые игры), Дж. Тернера (микродинамика социального взаимодействия), Дж. Хоманса, Э. Гофмана, (между ожиданием Другого и подлинным Я), М. Мерло-Понти (перенос правил в контекст «неэгоизма»), М. Фуко (интерсубъективность и интертекстуальность как эпистемы), В. Петровского (симметрия взаимосвязей), П. Вацлавика (технологии обратной связи), Дж. Бьюдженталя (презентативная и пассеистическая установки) и др. Межчеловеческие отношения как предмет нравственной оценки и регуляции порождают конвенциональные нормы О. Нормативные образцы, стандарты О. выступают функциями и санкциями коммуникативных практик, ориентированных на устранение понятийной неясности и согласование интересов субъектов О. Структуру практик О. к. составляют модальности истины или ложности (объективность), правильности или неправильности (социальность), правдоподобия или неправдоподобия (субъективность). От характера модальности зависят возможность и вероятность консенсуса в коммуникативном диалоге как искомой ценности коммуникативного действия (Ю. Хабермас). Достижение понимания функционирует посредством координирования планов целенаправленного действия только в том случае, полагает Хабермас, если участники временно воздерживаются от непосредственной ориентации на личный успех в пользу установки собеседника, к-рый хочет достигнуть понимания с др. лицом относительно чего-либо в мире. Ограничение моральными принципами коммуникативного действия протекает как совмещение норм и ценностей этики и норм стратегических намерений через опосредование совмещения регулятивно-консенсуальными правилами высказывания. Целерациональность О. к. лежит в основе дискурсов: теоретического (когнитивно-инструментальный объект), практического (морально-прагматический объект), эстетического (ценностный объект), терапевтического (преобразовательный объект), саморефлексии (символический объект). Выработка общего понимания объекта О. к. представляет собой иллокутивное действие, полагающее, в кач. модуса высказывания, предупреждение, обещание, обязательство, приказ, просьбу и т. д. Манифестируя ряд условий их осуществления, иллокуция формирует систему сообщений на основе коммуникативных правил, принимаемых сторонами О., что обеспечивает мысленное перемещение говорящего на место собеседника с целью понимания его мотивов и перспектив. Конвенциональный процесс О. строится субъектами О. как нормативными существами, ожидающими друг от друга солидарной ответственности и равного взаимного уважения. Выработка нормативнофункц. понятий, обеспечивающих интерсубъективность диалога и субъективных намерений (технология конвенциализации О.), является формой договорного понимания согласованного действия. Лит.: Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект. М., 2005; Концепции модерна. Ретроспектива двух традиций. М., 2005. Т. К. Рулина

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

  • Общение как средство дистанционной неинструментальной психодиагностики
  • Общение медико-профилактического учреждения с клиентом

communication_psychology.academic.ru

Общение конвенциональное это что такое Общение конвенциональное: определение — Психология.НЭС



Общение конвенциональное это что такое Общение конвенциональное: определение — Психология.НЭС
  • Психология.НЭС
    • Право.НЭС
    • Философия.НЭС
    • Социология.НЭС
    • Экономика.НЭС
    • Педагогика.НЭС
    • Политика.НЭС
    • История.НЭС
О проекте | Правила | Контакты Национальная психологическая энциклопедия β
  • Словари
  • Термины
  • Персоны
  • Новости
  • Каталог

vocabulary.ru

Семь уровней общения: как определяется уровень общения

Общение является одной их базовых человеческих потребностей. Нередко люди вступают в контакт друг с другом только ради общения. Оно может выступать и как мотив и как составляющая часть совместной деятельности индивидов. Из статьи вы узнаете о том, что существует семь уровней общения от примитивного к духовному.

Как определяется уровень общения

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого между ними происходит обмен информацией аффективно-оценочного или познавательного характера. Общение регулирует совместную деятельность и делает возможным относительно мирное сосуществование людей.

Считается, что момент возникновения речи совпадает с появлением у древних людей такого чувства как радость. Действительно, общение способно приносить огромную радость. Словами можно поддержать, помочь, договориться, выразить любовь и другие положительные чувства и намерения. Но не всякое общение приятно. Точно также, общаясь, люди ссорятся, выражают неприязнь, лгут, жестоко критикуют, унижают и прочее.

Общение чрезвычайно многообразно. Выделяют множество его видов, стилей, типов и уровней.

Уровень общения определяют такие составляющие:

  1. Способность выражать мысли. Чтобы уметь гладко, последовательно и понятно высказываться, нужно обладать богатым словарным запасом. Наличие в речи слов-паразитов, длинных пауз и нецензурной брани говорит о слабо развитой способности ясно изъясняться.

Пополнить словарный запас совсем не сложно, достаточно лишь больше читать и чаще общаться с людьми, разговаривающими грамотно.

  1. Подход к общению. Важно не просто выражать мысли словами, но и обращать внимание на то, понимает ли значение произносимых слов собеседник. Стиль и манеру нужно подстраивать так, чтобы они были уместны. От этого зависит восприятие речи и то, будет ли она вообще воспринята. Когда к собеседнику обращаются на понятном ему языке, он чувствует заинтересованность в общении и уважение его личности.
  2. Темп речи. В одних случаях уместнее говорить быстро, в других – медленно. Оптимальный вариант – говорить размеренно, ровно, в среднем темпе, так, чтобы все слова были ясно слышны, то есть произносить в среднем 2 слова в секунду. В таком случае мысли не будут опережать слова и речь получится более красивой.

Семь уровней общения

Одна из самых интересных, полных и популярных на сегодняшний день классификаций уровней общения была предложена в 1996 году писателем и психиатром А.Б. Добровичем. Он выделил семь уровней общения. За основание классификации автор принял этическую сторону общения и «этическую безупречность» собеседников.

1.       Примитивный уровень

Низший уровень, когда собеседник воспринимается не как субъект, а как объект и оценивается по шкале «нужный – мешающий». Если «нужный», есть желание в общении с ним занимать позицию «сверху», если «мешающими» – желание прекратить общение без объяснения причин.

На примитивном уровне восприятие шаблонно, игнорируется внутренний мир личности, оценивается только внешность. Словарный запас людей общающихся на этом уровне скудный, а темп речи быстрый.

Это самый неэтичный уровень:

  • отношение к собеседнику выражается открыто и прямо, без учета его чувств и норм общественного поведения;
  • собеседники не говорят вежливых слов, могут не здороваться и не прощаться, как это принято в обществе,
  • говорят без умолку, не желая выслушать другого;
  • в речи используются нецензурные выражения и брань.

На этом уровне в основном общаются хулиганы, хамы, люди в состоянии алкогольного опьянения и прочее.

2.       Манипулятивный уровень

На этом уровне партнер воспринимается как игрушка или кукла, управление которой нужно взять на себя, чтобы получить личную выгоду. Манипулятор «играет» с жертвой, всегда стремится занять позицию в «сверху». Он заранее к этому готовится: ищет и находит слабые места «куклы», разрабатывает тактику и «расставляет ловушки».

Любая манипулятивная техника неэтична, так как направлена на другого человека против его воли. Ложь, угрозы, обвинения, шантаж, притворная любовь, наигранная слабость и так далее – все это насильственные методы, имеющие целью заставить человека делать то, что нужно манипулятору. Однако манипуляция иногда не осознается как таковая, и «кукловод» не всегда понимает, что вредит своей «кукле».

На этот уровень в общении люди нередко опускаются. А для представителей некоторых профессий (например, в сфере торговли) способность манипулировать людьми – необходимое умение.

3.       Стандартизированный уровень или «контакт масок»

Такое общение поверхностное, стандартное и формальное. На этом уровне люди общаются, по сути, не общаясь, так как скрываются за «маской» – определенной ролью. Происходит контакт масок, а не личностей.

На этом уровне нет готовности к общению, но есть желание скрыть от окружающих свои истинные мысли, чувства, планы. Одевая «маску», субъект переживает чтобы через нее не было видно его истинного «Я» и оценивает собеседника по критерию того насколько он настроен сорвать с него «маску».

Человек, пытающийся скрыть свое «Я» ведет себя формально-вежливо, притворно-агрессивно, чудаковато, наигранно-скромно или иным, заранее предусмотренным образом. После общения на уровне «контакт масок» остается ощущение, а иногда и четкое понимание того, что собеседник не был открытым и искренним.

У каждого человека есть несколько масок, ведь не всегда уместно или возможно выражать свое «Я». Общество просо обязывает в разных ситуациях надевать разные маски, поэтому в «контакте масок» нет ничего плохого, главное не забыть, какое их «лиц» истинное.

4.       Конвенциональный уровень

На этом уровне люди взаимодействуют этично и культурно. У собеседников есть желание и потребность общаться. Здесь позиция общения не «сверху» или «снизу», а «рядом», поэтому такое общение уже можно назвать полноценным цивилизованным человеческим общением.

Собеседники:

  • принимают и уважают друг друга,
  • стараются понять точку зрения друг друга,
  • ставят общую цель – договориться,
  • общаются открыто, искренне, говорят прямо, но с уважением, даже если они являются оппонентами.

Если отношения не конфронтационные (противостояние), а конгруэнтные (взаимосогласованные), субъекты общения – полноправные партнеры. Каждый преследует свою цель, но готов уступать и жертвовать чем-то ради достижения согласия.

На этом уровне часто общаются деловые люди. С близкими и родными также хорошо уметь общаться на конвенциональном уровне. Всегда важно уметь выслушать партнера, понять его и постараться найти компромисс. Этот уровень намного лучше примитивного, манипулятивного или стандартизированного.

5.       Игровой уровень

Это высокий уровень общения, когда партнеры «отражаются» друг в друге. Этот уровень, в отличие от предыдущих, насыщен положительными эмоциями и чувствами, а главное – искренним интересом к личности другого человека и симпатией к нему.

На игровом уровне общаются люди знакомые не первый день, успевшие достаточно узнать друг друга, чтобы хотеть продолжать отношения. Здесь царят гуманность, галантность, тактичность, доброжелательность, заинтересованность, уступчивость, забота, чувствительность и чувственность.

Люди играют, но не для того, что добиться корыстной цели или выглядеть кем-то, кем они не являются, а для того, чтобы произвести наилучшее впечатление на партнера. Субъект общения раскрывает положительную строну своей личности, и ждет взаимности.

На этом уровне общаются мужчина и женщина на первом этапе взаимоотношений, и в принципе все люди влюбленные, симпатизирующие или просто испытывающие теплые эмоции по отношению к кому-либо. Также на этом уровне общаются оптимисты и юмористы.

6.       Деловой уровень

На этом уровне также есть место для любви, но важнее, что присутствует особая ее форма – любовь к общему делу. Люди осуществляют совместную деятельность и имеют одну, общую и желанную цель. Они общаются на равных, открыты, всегда готовы прийти на помощь.

Отношения поддерживаются взаимной привязанностью, доверием, поддержкой, искренностью, верностью, уважением, преданностью общей цели, чувством «локтя». На этом уровне не важна внешность, маски, роли и прочее, важнее чуткость и умение гармонично взаимодействовать.

Отношения, находящиеся на этом уровне могут продолжаться очень долго, быть глубокими, крепкими и серьезными. Со стороны они могут смотреться как слишком ровные и простые, но сами по себе они – ценность.

На этом уровне общаются деловые партнеры, долгое время работающие в тандеме, старые друзья, супруги, сумевшие выстроить гармоничные отношения после того, как период бурной влюбленности прошел.

7.       Духовный уровень

Духовный уровень – высший уровень общения и душевного родства. Духовность понимается автором классификации как «глубина диалогического проникновения людей друг в друга».

Здесь царит свобода самовыражения, абсолютное принятие личности собеседника и наибольшее раскрытие души. Люди, духовно близкие друг другу, говорят медленно, негромко, вдумчиво и способны беседовать очень долго. На этом уровне один человек может закончить фразу, сказанную вторым, «читать» его мысли, не теряя своей идентичности «сливается» с партнером.

Это уровень настоящей дружбы, истинной любви, прекрасных родственных отношений, а так же отношений «мудрец – ученик». Например, когда пожилой учитель «вкладывает душу» в своего юного ученика, передавая ему свои знания о жизни и мире, а ученик готов слушать часами, общение происходит на высшем, духовном уровне.

Можно как подниматься «вверх»: от примитивного уровня к духовному, так и опускаться «вниз». Чаще всего люди взаимодействуют на разных уровнях общения с разными собеседниками. Общение двух людей нередко происходит одновременно на нескольких уровнях.

Культура общения определяется интеллектуальным, эмоциональным, нравственным уровнями развития индивида, тем, растет он как личность, остановился в развитии или деградирует.

Если Вы хотите глубже изучить психологию общения, читайте:

  1. Д. Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”
  2. Б. Трейси, Р. Арден “Сила обаяния. Как завоевывать сердца и добиваться успеха”
  3. Д. Мосс, А. Нарбут “Дейл Карнеги. Полный курс обучения приемам общения”
  4. С. Накамото “Гений общения. Как им стать?”
  5. П. Макги “Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно”
  6. Дж. Максвелл “Искусство общения”
  7. Т. Поленова “Школа эффективного общения. Коммуникативные техники, которые всегда работают”
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка...

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

конвенциональные нормы - это... Что такое конвенциональные нормы?


конвенциональные нормы

нормы, содержащиеся в конституционных соглашениях. Совокупность К.н. иногда называют "конвенциональной конституцией".

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

  • конвенции международные
  • конвенционные преступления

Смотреть что такое "конвенциональные нормы" в других словарях:

  • КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ — нормы, содержащиеся в конституционных соглашениях. Совокупность К.н. иногда называют конвенциональной конституцией …   Юридический словарь

  • КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ — в конституционном праве нормы, содержащиеся в т.н. конституционных соглашениях. Совокупность К.н. иногда называют «конвенциональной конституцией» …   Юридическая энциклопедия

  • КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ — в конституционном праве нормы, содержащиеся в т.н. конституционных соглашениях. Совокупность К.н. иногда называют конвенциональной конституцией …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Конвенциональные нормы — совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения …   Психология человека: словарь терминов

  • НОРМЫ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ — (см. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — (англ. norms; от лат. norma мерило; руководство; правило, закон; образец) конвенциональные (т. е. принятые в определенной группе или общности) правила, предписывающие или запрещающие к. л. поведение, деятельность, действие. Атрибут «социальные»… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Общение конвенциональное — понятие, отражающее перспективную форму коммуникативной реализации социальных стратегий, основанных на доверии, солидарности и свободе выбора во взаимодействии граждан в процессах выявления, защиты и отстаивания их интересов. Оно реализует… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • истина —         ИСТИНА категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Это ценностно теоретическое понятие, предполагающее, с одной стороны, рефлексивно конструктивную разработку критериев совершенства и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ИСТИНА — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто И.), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной… …   Философская энциклопедия

  • Бронхиальная астма — Различные ингаляторы, используемые при бронхиальной астме …   Википедия

jurisprudence.academic.ru

Какие уровни общения бывают? - FAQ по реальности

Уровни общения

В книге Немова Р.С. “Психология” описываются следующие уровни общения:

Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

Добрович А.Б. выделяет еще и

Конвенциональный уровень общения как оптимальный уровень для разрешения личных и межличностных проблем.

В реальном общении людей обнаруживается уровни, как лежащие ниже конвенционального, так и находящиеся выше его. Самым низким уровнем является примитивный, между ним и конвенциональным есть манипулятивный и стандартизованный. Самым высоким уровнем общения считается духовный, между ним и конвенциональным располагаются игровой и деловой.

Общение для субъекта является специфическим актом поведения, и как всякий акт поведения его можно разбить на четыре фазы.
Первая фаза акта общения – направленность на партнера (тот по каким-то причинам становится объектом внимания и предстоящего действия). Вторая фаза – психологическое отражение партнера, ибо он и есть главное в ситуации действия.
На третьей фазе действие состоит в информировании партнера о чем-то и приеме ответной информации от него.
Четвертая фаза состоит в отключении от партнера, если побудительные мотивы с ним исчезли. Если они сохраняются, субъект возвращается ко второй фазе, заново отражая партнера, чье поведение уже изменено произошедшим знакообменом, и т.д.
Поскольку же партнеры действуют в контакте не изолированно друг от друга, а совместно, то получается следующее:
первую фазу коммуникативного акта можно назвать фазой взаимонаправленности,
вторую – фазой взаимоотражения,
третью – фазой взаимоинформирования и четвертую – фазой взаимоотключения. Содержание фаз контакта определяется уровнем, на котором протекает общение.

Представим описанание следующим образом:

Уровни общения

1.Фаза взаимо- направленности

2.Фаза взаимо- отражения

3.Фаза взаимо- информирования

4.Фаза взаомо- отключения

Конвенциональный уровень

(требует от партнеров высокой культуры общения)

1.Человек испытывает потребность в контакте, у него возникает так называемая
установка на внешнюю коммуникацию, усиленная тем, что имеется реальный партнер.
2.Человек готовится к пристройке “рядом”. В качестве условия контакта принимается. Что он будет то говорящим, то слушающим.“Отразить партнера” означает, во-первых. Уловить его актуальную роль. Во-вторых, уловить собственную актуальную роль его глазами.
3.В предыдущей фазе партнеры установили каковы их ролевые ожидания друг к другу, теперь каждый из них вправе не подтвердить эти ожидания и данная фаза принимает вид “конфронтации”. Если партнеры подтверждают взаимные ролевые ожидания, то фаза принимает вид “конгруэнции” и ведет к нарастающему раскрытию своего “ролевого веера” каждым из партнеров.
4.Протекает в духе равноправия партнеров и их обостренного внимания друг к другу. В случае конгруэнции оба заботятся о том. Чтобы не навязать свою персону другому после того, как тема беседы окажется исчерпанной. В случае конфронтации партнеры, свертывая контакт, оставляют друг другу право на собственное мнение

Примитивный уровень

(для него собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий)

1.Субъект испытывает потребность в контакте, но ему и в голову не приходит, что собеседник должен иметь возможность тоже высказаться
2. К субъекту обращаются, между тем он не расположен к контакту.
Актуальная роль партнера субъектом не улавливается. Взамен этого в ход идут шаблоны восприятия. Субъект наивно убежден, что его видят таким, каким он сам себя видит или за кого себя выдает.
3.Субъект без малейших ограничений изнутри выражает свою симпатию “предмету”, который нравится, или антипатию тому, кто не нравится.
4.Для субъекта не проблема. В случае конфронтации разговор заканчивается ругательствами, насмешками, угрозами. А в случае конгруэнции – субъект не скрывает своей скуки.

Манипулятивный уровень

(для него партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть)

1.Манипулятор заранее изготавливается к подчинению себе собеседника, к пристраиванию к нему “сверху”.
2.Манипулятор неплохо улавливает актуальную роль собеседника и собственную актуальную роль его глазами, но делается все это как “расставление ловушки”.
3.Происходит игра на слабых местах собеседника.

Стандартизированный уровень

(контакт масок)

1.Не отмечается подлинного желания контакта или подлинной готовности к общению.
2.Субъект в первую очередь озабочен тем, чего партнеру от него надо и соответствует ли он принятым стандартам внешнего вида.
3.Маска как бы заостряется, делается подчеркнутой. Тем самым субъект информирует партнера о желании свернуть контакт.
4.Отключение какое-то деревянное, безэмоциональное. У собеседника остается неприятное впечатление.

Игровой уровень

1.Заранее есть живой интерес к личным особенностям собеседника проникнутый симпатией к человеку.
2.Обостренное восприятие “ролевого веера” партнера с особой чувствительностью к его индивидуальным ролям.
3.Субъекту хочется быть интересным для своего партнера, и он непроизвольно “играет”, чтобы “интересно выглядеть”.
4.Не требует обоюдного исполнения прощальных ритуалов.

Деловой уровень

1.Собеседнику заранее обеспечивается возможность пристройки “рядом”. Партнер вызывает интерес как участник коллективной деятельности.
2.Партнеры весьма зорки и чутки друг к другу, но это качественно иная обостренность восприятия. Чем на игровом уровне.
3.Люди перестают думать о том, как они выглядят и какие свои индивидуальные роли раскрывают перед партнером.
4.Здесь не место ни церемонности, ни пышности в выражении чувств, но за внешней суховатостью прощаний чувствуется теплота.

Духовный уровень

(партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению)

1.Проникнута не просто интересом и симпатией к собеседнику, здесь есть вера в возможность приблизиться в беседе к постижению высочайших ценностей человечества.
2.Собеседники чрезвычайно чувствительны к душевному состоянию друг друга. Один способен закончить фразу, начатую другим. Свобода самовыражения для обоих безгранична. Дух конгруэнции витает над головами говорящих, даже когда они спорят.
3.Изрядно затруднена. Столько хочется еще сказать друг другу, что расстаться невозможно.

Источник: psychological.ru

realfaq.ru

Уровни общения Конвенциональный Примитивный Манипулятивный Стандартизованный Игровой Деловой

Уровни общения Конвенциональный Примитивный Манипулятивный Стандартизованный Игровой Деловой Духовный выход

Конвенциональный уровень – это уровень, при котором общение протекает в духе равноправия партнеров и их обостренного внимания друг к другу. Конвенциональный уровень Взаимонаправленност ь Человек испытывает потребность в контакте, при этом он интуитивно готовится к равноправной пристройке “рядом” (забота о партнере, готовность стать на его место). В противном случае другой почувствует себя пристраивающимся “снизу”. меню выход Взаимоотражени е Установка партнерами их ролевых ожиданий друг к другу(собеседник улавливает актуальную роль партнера, а затем собственную его глазами). Взаимоинформирование Партнеры избирают путь конгруэнции (взаимосогласия), т. е. подтверждают взаимные ролевые ожидания (оба не забывают считаться друг с другом и ситуацией в целом). Взаимоотключение Перед завершением беседы партнеры заготавливают прощальную реплику.

Примитивный уровень Для человека, который опустился до примитивного уровня в контакте, собеседник является не партнером, а предметом, нужным либо мешающим. Направленность на партнера Человек испытывает потребность в контакте, при этом он интуитивно готовится к пристройке “сверху” (Я говорю, ты слушаешь). Считает собеседника “предметом для слушания”. Другой вариант, когда человек не желает слушать. В этом случае партнер становится “говорящим предметом”. Отражение партнера Если актуальная роль партнера субъектом не улавливается, то взамен идут шаблоны восприятия, с помощью которых можно описать данный “предмет”: наружность, одежда, возраст, пол (например, “очкарик”, ”в шляпе”, “соплячка”). Взаимоинформирование Выражение симпатии к “предмету”, который нравится, и антипатии – который не нравится. Выражение симпатии в случае пристройки “снизу” льстивое, в случае пристройки “сверху” – беспардонное. Отключение от партнера Со слабым партнером разговор заканчивается ругательствами и насмешками, с сильным – извинениями или угрозами (конфронтация). При конгруэнции субъект не скрывает своей скуки. меню выход

Манипулятивный уровень На манипулятивном уровне для субъекта партнер является соперником в игре, которую надо выиграть. Направленность на партнера Манипулятор заранее изготавливается к подчинению себе собеседника, к пристраиванию к нему “сверху”. меню выход Отражение партнера Схватываются те особенности собеседника, которые можно использовать как его слабые места. Взаимоинформирование Когда человек не позволяет, чтобы к нему пристраивались “сверху”, тогда необходимо усыпить его бдительность, пристроившись “снизу”.

Стандартизованный уровень Направленность на партнера Человек не готовится к партнерству, а надевает маску, с помощью которой надеется обойтись минимум усилий(маска безучастности, маска вежливости, маска любезности). Отключение от партнера Отключение какое-то деревянное, безэмоциональное, если даже вежливое, то излишне церемонное. Отражение партнера Субъект озобочен тем, “чего ему от меня надо”. Взаимоинформирование Субъект, с помощью маски, которая заостряется, делается подчеркнутой, информирует партнера о своем стремлении как можно скорее свернуть контакт. меню выход

Игровой уровень Направленность на партнера Здесь заранее есть живой интерес к личным особенностям собеседника, интерес, проникнутый симпатией к человеку. Отражение партнера Заинтересованность наша собственная и приписываемая к партнеру. Партнеры “отражаются друг в друге”. Информирование партнера Субъекту хочется быть интересным для своего партнера, и он непроизвольно “играет”, чтобы “интересно выглядеть”. Взаимоотключение Не требует обоюдного исполнения прощальных ритуалов. Партнерам все ясно без слов. меню выход

Деловой уровень Направленность на партнера Собеседнику заранее обеспечивается возможность пристройки “рядом”. Партнер вызывает особый интерес как участник коллективной деятельности, как человек, который может помочь, или тот кому необходима ваша помощь в интересах общего дела. меню выход Взаимоотражение Здесь внимание привлекает степень умственной и деловой активности, включенность в общую задачу. То же происходит во Взаимоинфомирование Взаимоотключение Особые, обычно неявные связи, объединяющие людей в их совместной работе, заканчиваются внешней суховатостью прощаний, но чувствуется теплота.

Духовный уровень Для духовного уровня характерно то, что партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению. Взаимонаправленность Здесь есть вера в возможность приблизиться в беседе к постижению высочайших ценностей человечества. Духовное общение не может быть односторонним: либо его нет, либо в него вовлечены оба партнера (пристройка “снизу”). меню выход Во взаимоотражении, а затем во взаимоинформирова нии собеседники чувствительны к душевному состоянию друга, оба высоко спонтанны, для них характерна свобода самовыражения. Взаимоотключение Контакт обычно прерывается из-за обоюдной усталости или под напором неотложных житейских обязательств каждого. При этом люди благодарны другу и за взаимопонимание, и за разногласия.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

present5.com