16 факторный опросник кеттелла 105 вопросов – 16PF тест Кеттелла форма C (105 вопросов)
16-Факторный личностный опросник (16-pf), форма «с» (№ 105) р. Кеттелла
Опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы на каждый из 105 вопросов. По окончании тестирования подсчитываются баллы по каждому из 16 личностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анализируются и интерпретируются.
Инструкция по проведению тестирования
В тест-опроснике 105 вопросов. Для того чтобы Вы смогли определить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос Вы должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (а, b, с), которая в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему представлению о себе.
Выбор Вашего ответа (a, b или с) на каждый последующий вопрос занесите в Бланк для ответов, заключая соответствующую альтернативу, например «a», в кружок. Форма бланка приведена в конце тест-опросника.
Средний темп проработки теста — 6 — 7 ответов в минуту. На все вопросы дается 30 минут.
Тест-опросник 16PF
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:
верно
трудно сказать
нет
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей: а) да
b) иногда
с) нет
3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника:
бандитом
святым
тучей
4. Когда я ложусь спать, я:
засыпаю быстро
нечто среднее
засыпаю с трудом
пропустить вперед большинство машин
не знаю
обогнать все идущие впереди машины
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:
да
иногда
нет
7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:
верно
трудно сказать
неверно
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады видеть меня:
да
иногда
нет
9. Я бы скорее занимался:
фехтованием и танцами
затрудняюсь сказать
борьбой и баскетболом
10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:
а) да
иногда
нет
11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:
всегда
иногда
редко
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь:
верно
не знаю
неверно
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
верно
не знаю
неверно
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-нибудь работы, чем придерживаться испытанных приемов:
верно
не знаю
неверно
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
верно
иногда
-
нет
16. Я думаю, что я менее чувствительный и легковозбуждаемый, чем большинство людей:
верно
затрудняюсь ответить
неверно
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:
верно
не знаю
неверно
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:
да
не знаю
нет
19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
моим хорошим друзьям
не знаю
в своем дневнике
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный», — это:
небрежный
тщательный
приблизительный
21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
да
трудно сказать
нет
22. Меня больше раздражают люди, которые:
своими грубыми шутками вгоняют людей в краску
затрудняюсь ответить
создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу
23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:
верно
не знаю
неверно
24. Я думаю, что:
не все надо делать одинаково тщательно
затрудняюсь сказать
любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись
25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:
да
возможно
нет
26. Мои друзья чаще:
советуются со мной
делают то и другое поровну
дают мне советы
да
иногда
нет
28. Мне нравится друг:
а) интересы которого имеют деловой и практический характер
не знаю
который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
верно
затрудняюсь ответить
неверно
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:
да
не знаю
нет
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
играть в шахматы
трудно сказать
играть в городки
32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:
да
не знаю
нет
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
да
трудно сказать
нет
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:
да
иногда
нет
35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:
да
иногда
нет
36. На предприятии мне было бы интереснее:
работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве
трудно сказать
беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
37. Какое слово не связано с другими словами: а) кошка
близко
солнце
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
раздражает меня
нечто среднее
не беспокоит совершенно
39. Если бы у меня было много денег, то я:
позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти
не знаю
жил бы, не стесняя себя ни в чем
40. Худшее наказание для меня:
тяжелая работа
не знаю
быть запертым в одиночестве
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:
да
иногда
нет
42. Мне говорили, что ребенком я был:
спокойным и любил оставаться один
не знаю
живым и подвижным
43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
да
не знаю
нет
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:
да
трудно сказать
нет
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми:
верно
затрудняюсь ответить
неверно
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:
верно
не знаю
неверно
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:
верно
не знаю
неверно
48. В музыке я наслаждаюсь:
маршами в исполнении военных оркестров
не знаю
скрипичным соло
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
в деревне с одним или двумя друзьями
затрудняюсь сказать
возглавляя группу в туристическом лагере
50. Усилия, затраченные на составление планов:
никогда не лишни
трудно сказать
не стоят этого
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:
верно
не знаю
неверно
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:
всегда
иногда
редко
53. Я предпочел бы скорее работать:
в учреждении, где мне пришлось *бы руководить людьми и все время быть среди них
затрудняюсь ответить
архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект
54. Дом так относится к комнате, как дерево:
к лесу
к растению
к листу
55. То, что я делаю, у меня не получается:
редко
иногда
часто
56. В большинстве дел я:
предпочитаю рискнуть
не знаю
с) предпочитаю действовать наверняка
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:
скорее это так
не знаю
думаю, что нет
58. Мне больше нравится человек:
большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен
трудно сказать
со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам
59. Я принимаю решения:
быстрее, чем многие люди
не знаю
медленнее, чем большинство людей
60. На меня большее впечатление производят:
мастерство и изящество
трудно сказать
сила и мощь
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:
да
нечто среднее
нет
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:
да
не знаю
нет
63. Я предпочитаю:
решать вопросы, касающиеся лично меня, сам
затрудняюсь ответить
советоваться с моими друзьями
64. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
верно
не знаю
неверно
65. В школьные годы я больше всего получил знаний:
на уроках
трудно сказать
читая книги
66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:
верно
иногда
неверно
67. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
заняться другим вопросом
затрудняюсь ответить
еще раз попытаться решить этот вопрос
68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. п. — казалось бы, без определенной причины:
да
иногда
нет
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:
верно
не знаю
неверно
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:
да
иногда
нет
71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд — 1, 2, 3, 6, 5, — будет:
10
5
7
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:
да
не знаю
нет
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:
да
иногда
нет
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:
а) верно
трудно сказать
неверно
75. На вечеринке мне нравится:
принимать участие в интересной беседе
затрудняюсь ответить
смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его:
да
иногда
нет
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше всего хотел встретиться с:
Колумбом
не знаю
Пушкиным
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:
да
иногда
нет
79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:
да
трудно сказать
нет
80. Работая в магазине, я предпочел бы:
оформлять витрины
не знаю
быть кассиром
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
сразу же думаю: «У него плохое настроение»
не знаю
беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил
82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов:
да
иногда
нет
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
да
иногда
нет
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:
верно
иногда
неверно
85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:
верно
не знаю
неверно
86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной:
верно
иногда
неверно
87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:
часто
иногда
никогда
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
отстают
идут правильно
спешат
89. Мне бывает скучно:
часто
иногда
редко
90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом:
верно
иногда
неверно
91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомляют:
да
не знаю
нет
92. Дома в свободное время я:
болтаю и отдыхаю
затрудняюсь ответить
занимаюсь интересующими меня делами
93. Я робко и осторожно отношусь к установлению дружеских отношений с новыми людьми:
да
иногда
нет
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же выразить прозой:
да
иногда
нет
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
да, в большинстве случаев
иногда
нет
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:
да
иногда
нет
97. Я думаю, что было бы интересно быть:
натуралистом и работать с растениями
не знаю
страховым агентом
98. Я испытываю беспричинный страх и отвращение по отношению к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т.п.:
да
иногда
нет
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
да
трудно сказать
нет
100. Я предпочитаю игры:
где надо играть в команде или иметь партнера
не знаю
где каждый играет за себя
101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:
да
иногда
с) нет
102. Если я остаюсь дома один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:
да
иногда
нет
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, так как на самом деле они мне не нравятся:
да
иногда
нет
104. Какое слово менее связано с двумя другими:
думать
видеть
слышать
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
двоюродным братом
племянником
дядей
studfile.net
Начать тестирование |
Я думаю, что сейчас моя память лучше, чем была раньше |
Я вполне мог бы жить один, вдали от людей |
Если предположить, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника… |
Когда я ложусь спать, то… |
Если бы я вел машину по дороге с очень плотным движением, я предпочел бы… |
В компании я предоставляю возможность другим шутить и рассказывать всякие истории |
Мне важно, чтобы вокруг не было беспорядка |
Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть |
Мне больше нравится… |
Меня забавляет несоответствие между тем, что люди делают, и тем, что они потом рассказывают об этом |
Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями |
Когда друзья подшучивают надо мной, я смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь |
Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом |
Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов |
Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи |
Думаю, что я менее чувствительный и менее возбудимый, чем большинство людей |
Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения |
Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям |
Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли |
Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный», – это… |
У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо |
Меня больше раздражают люди, которые… |
Мне очень нравится приглашать к себе гостей и развлекать их |
Мне очень часто приходится преодолевать смущение |
Мои друзья чаще… |
Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочту сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачу его |
Я предпочитаю друзей… |
Не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю |
Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки |
Если бы я одинаково хорошо умел делать и то и другое, я бы предпочел |
Мне нравятся общительные, компанейские люди |
Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми |
Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо |
Мне бывает трудно признать, что я не прав |
На предприятии мне было бы интереснее… |
Какое слово не связано с двумя другими? |
То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание… |
Если бы у меня было много денег, то я… |
Худшее наказание для меня… |
Люди должны больше, чем сейчас, соблюдать нравственные нормы |
Мне говорили, что ребенком я был… |
Я предпочел бы работать с приборами |
Думаю, что большинство свидетелей на суде говорят правду, даже если это нелегко для них |
Иногда я не решаюсь воплощать в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми |
Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как большинство людей |
Я никогда не чувствовал себя таким несчастным, чтобы хотелось плакать |
Мне больше нравится… |
Я предпочел бы провести отпуск… |
Усилия, затраченные на составление планов… |
Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня |
Удавшиеся дела кажутся мне легкими |
Я предпочел бы работать… |
Дом относится к комнате, как дерево |
У меня не получается то, что я делаю… |
В большинстве дел я предпочитаю… |
Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю |
Мне больше нравится человек… |
Я принимаю решения… |
На меня большое впечатление производят… |
Я считаю себя человеком, склонным к сотрудничеству |
Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными |
Я предпочитаю… |
Если человек не отвечает на мои слова, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость |
В школьные годы я получил больше всего знаний… |
Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности |
Если очень трудный вопрос требует от меня больших усилий, то я… |
У меня возникают сильные эмоции (тревога, гнев, приступы смеха и т.д.), казалось бы, без определенных причин |
Иногда я соображаю хуже, чем обычно |
Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу удобное для него время, даже если это немного неудобно для меня |
1, 2, 3, 6, 5 – я думаю, правильное число, которое должно продолжить ряд, это… |
Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины |
Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство |
Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди |
На вечеринке мне нравится… |
Я высказываю свое мнение независимо от того, кто меня слушает |
Если бы я мог перенестись в прошлое, я хотел бы встретиться с… |
Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела |
Работая в магазине, я предпочел бы… |
Если люди плохо думают обо мне, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным |
Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, обычно я… |
Многие неприятности происходят из-за людей… |
Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости |
Аккуратные и требовательные люди не уживаются со мной |
Мне кажется, что я менее раздражителен, чем большинство людей |
Я легче не считаюсь с другими людьми, чем они со мной |
Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать |
Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы |
Мне бывает скучно… |
Люди говорят, что мне нравится все делать своим, оригинальным способом |
Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны |
Дома в свободное время я… |
Я осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с незнакомыми людьми |
Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой |
Мне кажется, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, на самом деле могут оказаться мне отнюдь не друзьями |
Мне кажется, что самые драматические события уже через год не оставят в моей душе никаких следов |
Я думаю, интереснее… |
Я подвержен суевериям и беспричинному страху по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам, датам и т.д. |
Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир |
Я предпочитаю игры… |
Ночью мне снятся фантастические и нелепые сны |
Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх |
Своим дружеским отношением я могу ввести людей в заблуждение и никак не показать им, что на самом деле они мне не нравятся |
Какое слово не относится к двум другим? |
Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии? |
experimental-psychic.ru
Ключ к тесту Кеттела (16 PF
Ключ к тесту Кеттела (16 PF — опросник)
Ключ для 16PF-опросника Кеттела
Фактор | ||||||||
A | 3 а в | 26 в с 27 в с |
51 в с 52 в с |
76 в с | 101 а в | 126 а в | 151 в с | 176 а в |
B | 28 в | 53 в 54 в |
77 с 78 в |
102 с 103 в |
127 с 128 в |
152 а 153 с |
177 а 178 а |
|
C | 4 а в 5 в с |
29 в с 30 а в |
55 а в | 79 в с 80 в с |
104 а в 105 а в |
129 в с 130 а в |
154 в с | 179 а в |
E | 6 в с 7 а в |
31 в с 32 в с |
56 а в 57 в с |
81 в с | 106 в с | 131 а в | 155 а в 156 а в |
180 а в 181 а в |
F | 8 в с | 33 а в | 58 а в | 82 в с 83 а в |
107 в с 108 в с |
132 а в 133 а в |
157 в с 158 в с |
182 а в 183 а в |
G | 9 в с | 34 в с | 59 в с | 84 в с | 109 а в | 134 а в | 159 в с 160 а в |
184 а в 185 а в |
H | 10 а в | 35 в с 36 а в |
60 в с 61 в с |
85 в с 86 в с |
110 а в 111 а в |
135 а в 136 а в |
161 в с | 186 а в |
I | 11 в с 12 а в |
37 а в | 62 в с | 87 в с | 112 а в | 137 в с 138 а в |
162 в с 163 а в |
|
L | 13 в с | 38 а в | 63 в с 64 в с |
88 а в 89 в с |
113 а в 114 а в |
139 в с | 164 а в | |
M | 14 в с 15 в с |
39 а в 40 а в |
65 а в | 90 в с 91 а в |
115 а в 116 а в |
140 а в 141 в с |
165 в с 166 в с |
|
N | 16 в с 17 а в |
41 в с 42 а в |
66 в с 67 в с |
92 в с | 117 а в | 142 а в | 167 а в | |
O | 18 а в 19 в с |
43 а в 44 в с |
68 в с 69 а в |
93 в с 94 а в |
118 а в 119 а в |
143 а в 144 в с |
168 в с | |
Q1 | 20 а в 21 в с |
45 в с 46 а в |
70 а в | 95 в с | 120 в с | 145 а в | 169 а в 170 в с |
|
Q2 | 22 в с | 47 а в | 71 а в 72 а в |
96 в с 97 в с |
121 в с 122 в с |
146а в | 171 а в | |
Q3 | 23 в с 24 в с |
48 а в | 73 а в | 98 а в | 123 в с | 147 в с 148 а в |
172 в с 173 а в |
|
Q4 | 25 в с | 49 а в 50 а в |
74 а в 75 в с |
99 а в 100 в с |
124 а в 125 в с |
149 а в 150 в с |
174 а в 175 в с |
1-source.ru
методика многофакторного исследования личности при отборе кандидатов
В статье расскажем, как использовать опросник Кеттелла, чтобы выявить личностные и интеллектуальные качества у кандидатов на вакантную должность.
Из статьи вы узнаете:
Материалы по теме:
Что такое 16-факторный личностный опросник Кеттелла
16-факторный личностный опросник Реймонда Кеттелла (или 16 PF) — самый известный в мире психологический тест. HR-ы часто используют его во время собеседования. Опросник Кеттелла 16 PF традиционно используют в силовых и государственных структурах при проверке личностных, психологических и интеллектуальных качеств кандидатов.
Многофакторный личностный опросник Кеттелла интересен и для тех, кто хочет провести самодиагностику. Результаты теста позволяют взглянуть на себя со стороны, узнать о себе что-то новое и понять, над какими качествами придется поработать, чтобы улучшить психологические, личностные и интеллектуальные показатели.
16-факторный личностный опросник Кеттелла позволяет определить баллы для различных качеств личности. Данные шкал коррелируются, в результате образуются пять показателей, или факторов высшего порядка. При прохождении полного варианта теста-опросника Кеттелла доступно провести исследование не только личностных качеств, но и уровня интеллекта. Тест-опросник Кеттелла наиболее эффективен при определении степени нервозности. Этот показатель — важный фактор при отборе персонала по некоторым профессиям.
Читайте по теме в электронном журнале
Формы опросника Кеттелла
Сегодня есть несколько форм опросника Р. Кеттелла. Многообразие связано с тем, что исходный материал был многократно доработан и адаптирован для испытуемых разного возраста и уровня образования.
Самые первые формы личностных опросников опубликованы в 49-50 годах прошлого века. Варианты А и В состояли из 187 вопросов. Значительно позже были опубликованы доработанные формы С и D, состоящие из 105 вопросов. Оба варианта предназначены для совершеннолетних респондентов, которые имеют среднее или высшее образование.
16 факторный опросник Р. Кеттелла: вариант из 105 вопросов
Скачать опросник полностью
Формы личностных опросников Кеттелла E и F вышли в свет в 1960 году. В них содержится 128 вопросов. Чуть позже были разработаны тесты для несовершеннолетних. 12 PF и 14 PF предназначены для несовершеннолетних. Краткую версию 13 PF, где содержится 79 вопросов, используют для взрослых и часто применяют при необходимости быстро определить личностные факторы испытуемых.
Но 16-факторный опросник Кеттелла формы А и С для взрослых считается самой распространенной вариацией.
Опросник 16 Р. Кеттелла: вариант из 187 вопросов
Правила прохождения теста-опросника Кеттелла
При прохождении опросника Р. Кеттелла 16-факторной формы А необходимо ответить на 187 вопросов. Отвечая на эти вопросы, стоит придерживаться основных принципов психологического тестирования:
- отвечать быстро, не задумываясь над ответами;
- давать максимально искренние ответы, так как в предложенных вариантах нет правильных или неправильных ответов;
- стараться максимально редко выбирать средние варианты такие, как: «Не знаю», «Не уверен», «Иногда». Даже если точные варианты кажутся не совсем правильными, чтобы получить достоверный результат, необходимо выбирать тот ответ, что ближе, и позволяет идентифицировать личностные качества лучше.
Стоит учитывать, что при подсчете очков можно получить лишь сырые баллы. И только с применением специальных формул баллы переводят в стены. По последним результатам смотрят полную расшифровку тестирования по 16-факторному личностному опроснику Кеттелла.
Пример интерпретации результатов опросника
Если при отборе кандидатов на вакантную должность присутствует профессиональный психолог, необходимо изначально составить график профиля личности. Только на его основании получают максимально информативную интерпретацию результатов, чтобы не было искажений. Помимо основной расшифровки соответствующих результатов, которые представлены непосредственно в окне теста, следует обращать внимание и на дополнительные пояснения.
Инструкция к опроснику Кеттелла
Испытуемым предлагают ответить на вопросы — 187 или 105, зависит от формы опросника. Основная цель — выявить особенности характера, склонности, интересы человека. Человек должен выбрать один вариант из предложенных трех.
Нельзя тратить время на раздумье и пропускать вопросы Правильность интерпретации теста зависит от правдивости и быстроты выбранных вариантов ответов. Психолог должен сразу предупредить, что выбирать промежуточные ответы можно только в случае крайней необходимости. Нельзя пропустить ни одного вопроса. Только таким способом можно получить достоверные результаты проведенного тестирования. |
Ответы по опроснику Кеттелла необходимо выдавать на 6 вопросов в минуту. То есть, на каждый вопрос отводится не более 10 секунд. Заполнение всего опросника занимает не более 50 минут. Если испытуемому кажется, что некоторые вопросы нечетко сформулированы или звучат не так подробно, как хотелось бы, стоит рассматривать среднюю типичную ситуацию, которая могла бы произойти. Отвечать нужно честно и искренне. Цель опросника — выяснить те качества, которые в дальнейшем могут потребоваться при работе в определенном коллективе и исполнении соответствующих обязанностей.
Дополнения к расшифровке 16-факторного опросника Кеттелла
16-факторный личностный опросник Кеттелла может рассказать больше, чем об основных 16 факторах, которые относятся к первичным. По тесту можно определить 4 вторичных фактора, в самом опроснике они обозначены буквами и числами F1, F2, F3 и F4.
Расшифровка факторов опросника Кеттелла
Скачать ключ
Низкие и пиковые результаты при определении профиля личности представляют наибольший интерес. Высокие баллы начинаются от 8, низкие — от 0 до 3. При высоком количестве средних баллов можно сказать, что показан соответствующий баланс между противоположными характеристиками.
При расшифровке опросника Кеттелла учитывают, что показатели указывают на разные черты:
|
Интерес в проведении расшифровки опросника 16 PF представляет не только сами представленные описания к основным 16 первичным факторам, а их сочетания. Все факторы подразделяют на четыре основных блока:
- к блоку коммуникативных свойств относятся факторы А, Н, Е, L, N, Q2;
- к блоку интеллектуальных свойств причисляют факторы В, М, N, Q1;
- за блок эмоциональных качеств и свойств отвечают факторы С, F, H, I, O, Q4;
- блок регуляторных свойств подтверждается факторами G, Q3.
Под высокими баллами рассматриваются стен 8-10, а под низкими соответственно от 1 до 3. Усредненные результаты указывают на баланс между двумя совершенно противоположными характеристиками и точность определения личностных свойств, качества соискателя часто затруднена.
Блок коммуникативных свойств в опроснике Кеттелла:
- A и H — это стиль общения, в котором присутствует потребность и инициация;
- L и N характеризует понимание других людей, что важно в разных сферах деятельности;
- Е и Q2 — вопросы лидерства, личностные характеристики основаны на потребности реализации этих свойств.
Блок интеллектуальных свойств:
- B и M — развитая интеллектуальная ориентация, умение находить компромиссы;
- N и Q1 — человек обладает гибкостью мышления, быстротой в принятии решений.
Блок эмоциональных свойств:
- C и I подтверждает чувствительность, ответную реакцию на эмоциональное воздействие;
- H и F показывает соответствующее отношение к неудаче или к рискам;
- и Q4 определяет уровень тревожности.
Блок регуляторных свойств
- G и Q3 — это высокая способность к самомотивации и самоорганизации.
При просмотре результатов ответов на вопросы составляют первичную, так называемую сырую таблицу данных. Далее сырые значения переводят в стены для женщин и мужчин. Технические наименования интерпретируют с бытовыми значениями. Необходимо учитывать не только соответствующую степень выраженности отдельных факторов, но и их сочетания, которые образуют симптомокомплексы.
Вывод С помощью многофакторного личностного опросника Кеттелла вы выявите личностные качества кандидата. Тест состоит из 187 заданий, но это — вариации одних и тех же по сути вопросов, только по-разному сформулированных. Смысл в том, чтобы воспользоваться возможной невнимательностью человека. Показателем является разница между этими ответами. |
www.hr-director.ru
Страница не найдена — МирМонолита
13 Апр 2018
Универсальным и надежным материалом для устройства промышленных полов является бетон. Доступность, долговечность материала и строгое
10 Апр 2018
Для переселения граждан из ветхого жилья по программе реновации на западе столицы построено четыре дома.
28 Мар 2018
Еще недавно специалисты по ремонту помещений отказывались класть ламинат в комнатах с влажным климатом. Сегодня
30 Ноя 2017
Популярность композитных материалов в строительстве пришла из авиастроения и космической промышленности, где на протяжение многих
28 Ноя 2017
С середины 19 века у США был ориентир на градообразующие производства. Опыт построения полноценных жилых
23 Ноя 2017
Сегодня депутаты Госдумы в третьем чтении одобрили закон о запрете рекламы на платежных квитанциях ЖКУ.
14 Ноя 2017
Одна из инвестиционных компаний, принадлежащая основателю Microsoft Биллу Гейтсу, приобрела участок земли площадью 25 000
10 Ноя 2017
По программе реновации жилья собственники получат на треть больше квартиры в «хрущевке». Об этом рассказал
8 Ноя 2017
Масштабное строительство затронет промзону «Осташковское шоссе» на северо-востоке столицы. На месте нескольких промышленных объектов появится
2 Ноя 2017
Американский производитель красок и материалов для интерьерной и экстерьерной отделки Sherwin-Williams предвещает стабильный спрос на
mirmonolita.ru
Методика «16—фло—105—с» (16-факторный личностный опросник, 105 вопросов, форма «с») р.Б. Кеттелла, 1970
Методика представляет собой вариант адаптированного личностного опросника Р.Б. Кеттелла, предназначенного для измерения 16 личностных факторов. Данная методика дает многогранную информацию об индивидуальных особенностях личности. Черты личности, которые диагностируются с помощью данной методики, Р.Б. Кеттелл называл конституциональными факторами. Факторы обозначаются соответствующими латинскими буквами. Максимальные отклонения в личностных характеристиках определяются высокими или низкими оценками, получаемыми по факторам. Низкие оценки соответствуют первой характеристике фактора, а высокие — второй.
Фактор А — «замкнутость—общительность».
Фактор В — «низкий интеллект—высокий интеллект».
Фактор С — «эмоциональная неустойчивость—эмоциональная устойчивость».
Фактор Е — «подчиненность—доминантность».
Фактор F— «сдержанность—импульсивность».
Фактор G — «подверженность чувствам, желаниям— высокая нормативность поведения».
Фактор Н — «робость—смелость».
Фактор I — «жесткость—чувствительность».
Фактор L — «доверчивость—подозрительность».
Фактор М — «практичность—развитое воображение».
Фактор N — «прямолинейность—дипломатичность».
Фактор О — «уверенность в себе—тревожность».
Фактор Q1 — «консерватизм — радикализм».
Фактор Q2— «конформизм—нонконформизм».
Фактор Q3— «низкий самоконтроль—высокий самоконтроль».
Фактор Q4 — «расслабленность—напряженность».
Фактор МD — «адекватность самооценки».
Чем выше оценка по второму фактору, тем в большей степени испытуемый завышает свои возможности и себя переоценивает.
Количественный и качественный анализ приведенных выше базисных факторов1 методики позволяет объединить их в три блока, первый из которых характеризует интеллектуальные особенности личности. Это факторы: В, М, Q1. Второй блок характеризует эмоционально-волевые особенности личности. К нему относятся факторы: С, G, I, О, Q3, Q4. Третий блок раскрывает коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Это направление оценивается факторами: А, Н, F, Е, Q2, N. L.
1 Содержание базисных факторов и их подробная интерпретация см. «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации», 1992; «Альманах психологических тестов».
Тест м. Люшера
Цветовой тест М. Люшера (см. Лучшие психологические тесты, 1992; Собчик, 1990, 2001) предназначен для изучения эмоциональных особенностей отношения человека к Значимым для него людям. Он определяет как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений. Тест М. Люшера базируется на положении о том, «сто существенные характеристики невербальных компонентов отношения человека к значимым другим и к самому себе отражаются на цветовых ассоциациях. В связи с этим цветовой выбор испытуемого позволяет выявить достаточно глубокие и частично неосознаваемые характеристики этих отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания.
В полном тесте Люшера имеется 7 наборов различных цветов, что в общей сложности составляет 73 цветных полоски 25-ти различных цветов. Для достижения быстрых результатов может быть использован так называемый «Краткий» или «Быстрый» тест, состоящий из 4-х основных цветов (красного, синего, зеленого и желтого) и 4-х дополнительных (фиолетового, коричневого, серого и черного).
«Краткий тест» М. Люшера является вспомогательным орудием диагностики стресса и тревожности. Его применение ограничивается в основном взрослыми. Для проведения исследования испытуемого знакомят с инструкцией. В начале перед ним на белом листе раскладывают в любом порядке восемь цветных карточек. Испытуемого просят выбрать из восьми карточек ту, цвет, которой больше всего ему нравится. Карточка с выбранным цветом откладывается в сторону цветной стороной вниз. Затем процедура повторяется, а каждая следующая карточка кладется правее предыдущей. Таким образом, испытуемый раскладывает цветные карточки от наиболее приятной к наиболее неприятной. Предварительно все карточки нумеруются: синяя — 1, зеленая — 2, красная — 3, желтая — 4, фиолетовая — 5, коричневая — 6, черная — 7, серая — 0. Цветовой выбор фиксируется в протоколе.
При оценке результатов тестирования большое значение приобретают следующие параметры выбора. Если основные цвета находятся в первой — пятой позициях, считается, что основные потребности лиц, сделавших конкретный цветовой выбор, удовлетворяются. Если основные цвета оказываются на шестой, седьмой или восьмой позициях, то имеет место конфликт, провоцирующий тревожность или депрессию. Основные цвета в шестой — восьмой позициях рассматривают как отвергаемые, их подчеркивают и помечают буквой А.
Дополнительные цвета, занимающие первую, вторую или третью позиции, рассматриваются как компенсирующие. Их также помечают знаком «плюс» (+) и буквой С.
Интенсивность стресса определяется количеством восклицательных значков (!). Крайние позиции — первая и восьмая — рассматриваются как самые неблагоприятные. Они обозначаются тремя восклицательными знаками (!!!). Вторая и седьмая позиции характеризуют среднюю степень интенсивности стресса. Они обозначаются двумя восклицательными знаками (!!). Третья и шестая позиции считаются наиболее слабыми, поэтому они обозначаются лишь одним значком (!). Восклицательные знаки ставятся над цветовым выбором.
!!! !! ! ! !! !!!
С С С А А А
+ + + _ _ _
studfile.net
Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF
Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF
В процессе работы над созданием многофакторного личностного опросника 16PF Р. Кэттелл выявил 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень развитости – сильную и слабую (табл. 1).
Таблица 1
Многофакторный личностный опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы на каждый из 105 вопросов. По окончании тестирования подсчитывают баллы по каждому из 16 личностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анализируются и интерпретируются.
Следует иметь в виду, что Р. Кэттеллом были разработаны различные модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной модификацией является личностный опросник 16PF. Адаптированный вариант этого опросника в русском переводе приводится ниже.
Инструкция по проведению тестирования
В тесте-опроснике 105 вопросов. Для того чтобы вы смогли определить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос вы должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (a, b, с), которая в наибольшей степени соответствует вашим взглядам, вашему представлению о себе.
Выбор вашего ответа (a, b или с)на каждый последующий вопрос занесите в Бланк для ответов, заключая соответствующую альтернативу, например, в кружок. Форма бланка приведена в конце теста-опросника.
Средний темп проработки теста – 5–6 ответов в минуту. На все вопросы дается 30 минут.
Тест-опросник 16PF
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:
а) верно
b) трудно сказать
с) нет
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:
а) да
b) иногда
с) нет
3. Если бы я сказал, что небо находится внизу и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника:
а) бандитом
b) святым
с) тучей
4. Когда я ложусь спать, я:
а) засыпаю быстро
b) нечто среднее
с) засыпаю с трудом
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
a) пропустить вперед большинство машин
b) не знаю
c) обогнать все идущие впереди
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:
а) да
b) иногда
с) нет
7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспо-
рядка:
а) верно b) трудно сказать с) неверно
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады видеть меня:
а) да
b) иногда
с) нет
9. Я бы скорее занимался:
a) фехтованием и танцами
b) затрудняюсь сказать
c) борьбой и баскетболом
10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:
а) да
b) иногда
с) нет
11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:
а) всегда
b) иногда
с) редко
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь:
а) верно
b) не знаю
с) неверно
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
а) верно b)
не знаю
с) неверно
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-нибудь работы, чем придерживаться испытанных приемов:
а) верно
b) не знаю
с) неверно
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
а) верно
b) иногда
с) нет
16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей:
а) верно
b) затрудняюсь
с) неверно
ответить
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать ре-
шения:
а) верно
b) не знаю
с) неверно
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:
а) да
b) не знаю
с) нет
19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
а) моим хорошим
b) не знаю
с) в своем дневнике друзьям
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» – это:
а) небрежный
b) тщательный
с) приблизительный
21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
а) да
b) трудно сказать
с) нет
22. Меня больше раздражают люди, которые:
a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску
b) затрудняюсь ответить
c) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу
23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:
а) верно
b) не знаю
с) неверно
24. Я думаю, что:
a) не все надо делать одинаково тщательно
b) затрудняюсь сказать
c) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись
25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:
а) да
b) возможно
с) нет
26. Мои друзья чаще:
a) советуются со мной
b) делают то и другое поровну
c) дают мне советы
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:
а) да
b) иногда
с) нет
28. Мне нравится друг:
a) интересы которого имеют деловой и практический характер
b) не знаю
c) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
а) верно
b) затрудняюсь ответить
с) неверно
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:
а) да b)
не знаю
с) нет
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
а) играть в шахматы
b) трудно сказать
с) играть в городки
32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:
а) да
b) не знаю
с) нет
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
а) да
b) трудно сказать
с) нет
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:
а) да
b) иногда
с) нет
35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:
а) да
b) иногда
с) нет
36. На предприятии мне было бы интереснее:
a) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве
b) трудно сказать
c) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
37. Какое слово не связано с другими словами:
а) кошка
b) близко
с) солнце
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает
b) нечто среднее
с) не беспокоит меня совершенно
39. Если бы у меня было много денег, то я:
a) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти
b) не знаю
c) жил бы, не стесняя себя ни в чем
40. Худшее наказание для меня:
а) тяжелая работа
b) не знаю
с) быть запертым в одиночестве
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:
а) да
b) иногда
с) нет
42. Мне говорили, что ребенком я был:
a) спокойным и любил оставаться один
b) не знаю
c) живым и подвижным
43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
а) да
b) не знаю
с) нет
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:
а) да
b) трудно сказать
с) нет
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми:
а) верно
b) затрудняюсь ответить
с) неверно
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делают большинство людей:
а) верно
b) не знаю
с) неверно
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:
а) верно
b) не знаю
с) неверно
48. В музыке я наслаждаюсь:
a) маршами в исполнении военных оркестров
b) не знаю
c) скрипичным соло
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
a) в деревне с одним или двумя друзьями
b) затрудняюсь сказать
c) возглавляя группу в туристическом лагере
50. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда не лишни
b) трудно сказать
с) не стоят этого
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:
а) верно
b) не знаю
с) неверно
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:
а) всегда
b) иногда
с) редко
53. Я предпочел бы скорее работать:
a) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них
b) затрудняюсь ответить
c) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект
54. Дом так относится к комнате, как дерево:
а) к лесу
b) к растению
с) к листу
55. То, что я делаю, у меня не получается:
а) редко
b) иногда
с) часто
56. В большинстве дел я:
a) предпочитаю рискнуть
b) не знаю
c) предпочитаю действовать наверняка
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:
а) скорее это так
b) не знаю
с) думаю, что нет
58. Мне больше нравится человек:
a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен
b) трудно сказать
c) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам
59. Я принимаю решения:
a) быстрее, чем многие люди
b) не знаю
c) медленнее, чем большинство людей
60. На меня большее впечатление производят:
a) мастерство и изящество
b) трудно сказать
c) сила и мощь
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:
а) да
b) нечто среднее
с) нет
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:
а) да
b) не знаю
с) нет
63. Я предпочитаю:
a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам
b) затрудняюсь ответить
c) советоваться с моими друзьями
64. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
а) верно
b) не знаю
с) неверно
65. В школьные годы я больше всего получил знаний:
а) на уроках
b) трудно сказать
с) читая книги
66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:
а) верно
b) иногда
с) неверно
67. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
a) заняться другим вопросом
b) затрудняюсь ответить
c) еще раз попытаться решить этот вопрос
68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. п. – казалось бы, без определенной причины:
а) да
b) иногда
с) нет
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:
а) верно
b) не знаю
с) неверно
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:
а) да
b) иногда
с) нет
71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд – 1, 2, 3, 6, 5 – будет:
а) 10
b) 5
с) 7
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты
и головокружения без определенной причины:
а) да
b) не знаю
с) нет
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:
а) да
b) иногда
с) нет
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:
а) верно
b) трудно сказать
с) неверно
75. На вечеринке мне нравится:
a) принимать участие в интересной беседе
b) затрудняюсь ответить
c) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его:
а) да
b) иногда
с) нет
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше всего хотел встретиться с:
а) Колумбом
b) не знаю
с) Пушкиным
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие
дела:
а) да
b) иногда
с) нет
79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:
а) да
b) трудно сказать
с) нет
80. Работая в магазине, я предпочел бы:
a) оформлять витрины
b) не знаю
c) быть кассиром
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает ме-
ня, я обычно:
a) сразу же думаю: «У него плохое настроение»
b) не знаю
c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил
82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов:
а) да
b) иногда
с) нет
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
а) да
b) иногда
с) нет
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:
а) верно
b) иногда
с) неверно
85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:
а) верно
b) не знаю
с) неверно
86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной:
а) верно
b) иногда
с) не верно
87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:
а) часто
b) иногда
с) никогда
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
а) отстают
b) идут правильно
с) спешат
89. Мне бывает скучно:
а) часто
b) иногда
с) редко
90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом:
а) верно
b) иногда
с) неверно
91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомляют:
а) да
b) не знаю
с) нет
92. Дома в свободное время я:
a) болтаю и отдыхаю
b) затрудняюсь ответить
с) занимаюсь интересующими меня делами
93. Я робко и осторожно отношусь к установлению дружеских отношений с новыми людьми:
а) да
b) иногда
с) нет
94. Я считаю, что-то, что люди говорят стихами, можно также выразить прозой:
а) да
b) иногда
с) нет
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
а) да, в большинстве случаев
b) иногда
с) нет
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:
а) да
b) иногда
с) нет
97. Я думаю, что было бы интересно быть:
a) натуралистом и работать с растениями
b) не знаю
c) страховым агентом
98. Я испытываю беспричинный страх и отвращение по отношению к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т. п.:
а) да
b) иногда
с) нет
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
а) да
b) трудно сказать
с) нет
100. Я предпочитаю игры:
a) где надо играть в команде или иметь партнера
b) не знаю
c) где каждый играет за себя
101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:
а) да
b) иногда
с) нет
102. Если я остаюсь дома один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:
а) да
b) иногда
с) нет
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, так как на самом деле они мне не нравятся:
а) да
b) иногда
с) нет
104. Какое слово менее связано с двумя другими:
а) думать
b) видеть
с) слышать
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
a) двоюродным братом
b) племянником
с) дядей
Обработка результатов тестирования
1. Подсчет суммы «сырых» баллов по факторам. Для подсчета «сырых» баллов по каждому из 16 факторов личностного опросника 16PF можно воспользоваться специальными матрицами с отверстиями, которые накладываются на Бланки для ответов. Такие матрицы приведены в некоторых методических пособиях.[7] Если таких матриц нет, то представленный на следующей странице модернизированный Бланк для ответов вполне пригоден для подсчета суммы набранных «сырых» баллов (в дальнейшем «баллов») по каждому из факторов теста-опросника 16PF. В таком Бланке индексами 1 и 2 обозначены баллы при соответствующих ответах-альтернативах (а, b, с) на каждый из 105 вопросов теста. Бланк прошел апробацию в Таллинском отделении Школы практической психологии и непосредственно в Школе практической психологии Санкт-Петербурга.
Студенты отмечали, что подсчет сырых баллов в таких Бланках не вызывает затруднений, в то время как работа с матрицами недостаточно удобна или зачастую эти матрицы просто отсутствуют.
В Бланке для ответов личностные факторы обозначены в колонке слева. Каждому из факторов соответствует определенная строка.
Подсчитывают баллы по каждому из факторов суммированием подстрочных индексов1и2(т. е. баллов) при тех ответах-альтернативах (а, b, с), которые были отмечены (обведены) испытуемыми.
Результат суммирования по каждому из факторов проставляется в правой колонке (по каждому фактору – своя строка).
Максимальное количество баллов по показателю MD (шкале искренности) – 14. Максимальное количество баллов по фактору В (интеллект) – 8. Для данного фактора на одну из альтернатив (а, b, с) по каждому из вопросов (3, 20, 37, 54, 71, 88,104, 105) присвоен только один балл (индекс 1). Для всех остальных факторов максимальное количество баллов не превышает значения 12.
2. Проверка результатов тестирования на искренность. Обработка результатов тестирования начинается с проверки ответов испытуемого на искренность (по показателю MD). При значении показателя MD> 9 считается, что испытуемый отвечал на вопросы не искренне либо не желал сотрудничать с экспериментатором и ответы давал наугад, не обдумывая их. В этом случае результаты тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка их и интерпретация не производится.
При значении показателя MD 5–8 достоверность результата тестирования подвергается сомнению. О возможности дальнейшей обработки данных исследования принимает решение экспериментатор, исходя из целей и задач психодиагностического обследования (исследования). Значение показателя MD 1–4 балла характеризует правдивость обследуемого. Далее осуществляются перевод в стены (условные баллы 10-балльной шкалы), построение личностного профиля испытуемого, анализ и интерпретация данных исследования.
3. Перевод «сырых» баллов в стены и построение личностного профиля. Условные баллы в стенах (термин происходит от сочетания слов «стандартная десятка») распределяются по десяти точкам со значением выборочного среднего 5,5 стена. Стены5и6 составляют основную часть выборки (предполагается, что распределение нормальное). Полученные «сырые» баллы по каждому из факторов переводятся в стены (условные баллы 10 балльной шкалы). В табл. 2 представлен такой перевод сырых баллов в стены.
Стены в свою очередь делятся на уровни: 1–4 стена – низкий уровень; 5–6 стенов – средний уровень: 7-10 стенков – высокий уровень. Стены являются исходными данными для построения про филя личности. Профиль личности для гипотетического испытуемого показан на рис. 6.
4. Анализ и интерпретация данных тестирования. Анализируют и интерпретируют характерологические черты личности исходя из баллов, полученных по соответствующим факторам, и профиля личности испытуемых. В различных литературных источниках описываются особенности характерологического профиля личности в зависимости от уровневых показателей стенов.
В обобщенном виде интерпретация первичных факторов теста 16PF сводится к следующему.
Фактор А. Для высоких значений фактора (8-10 стен) характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность, к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Предпочитает работать с людьми, легко включается в активные группы, щедр в личных отношениях. Не боится критики, хорошо запоминает лица, события, фамилии, имена и отчества.
Низкие значения фактора (менее 4) свидетельствуют об отсутствии живых, трепещущих эмоций. Эти люди холодны, жестки, формальны в контактах. Они замкнуты, не интересуются жизнью окружающих, чуждаются людей. Стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий, не идут на компромиссы. Предпочитают иметь дело скорее с предметами, вещами, чем с людьми. В делах же точны, обязательны, но недостаточно гибки, особенно в оценках людей.
Следует иметь в виду, что нет хороших и плохих показателей, что аффектотимия – это хорошо, а, скажем, сизотимия – плохо. Каждый тип для своей деятельности имеет как преимущества, так и недостатки. Аффектотимы предпочтительны на административных постах, требующих постоянного общения с людьми.
Сизотимы – там, где требуется точность, аккуратность, тщательность исполнения.
Фактор В. Высокие оценки (более 7 стен) имеют лица с хорошим уровнем интеллектуального развития, абстрактно и логически мыслящие. Быстро схватывают новое, имеют высокий уровень обучаемости.
Человек, имеющий низкие оценки по фактору (менее 4) склонен к медленному обучению, с трудом усваивает новые понятия, все понимает буквально и конкретно. Мышление конкретное, образное. Склонен к догадкам, стремится к интуитивным, а не логически обоснованным решениям. 1–3 стена отражают низкий уровень интеллекта или снижение функций в результате психопатологии.
Фактор С. Высокие оценки свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверенным в себе, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Высокий уровень фактора позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.
Низкие оценки бывают у лиц, неспособных контролировать эмоции и импульсивные влечения. У них снижен эмоциональный контроль, отсутствует чувство ответственности. При значениях 1–3 стена отмечается капризность. Внутренне человек чувствует себя уставшим, неспособным справиться с жизненными трудностями. Для них вероятна низкая эмоциональная устойчивость, склонность к невротическому состоянию (расстройство сна, психосоматические жалобы), подверженность чувствам, эмоциональной нестабильности.
Фактор Е. Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к доминантности, самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условностей и авторитетов. Действуют смело и энергично. Отстаивают свои права на самостоятельность, требуют проявления самостоятельности от окружающих. Не признают над собой власти. В конфликтах обвиняют других.
Человек, имеющий низкую оценку по фактору, послушен, конформен, не умеет отстаивать свою точку зрения, покорно следует за более сильным. Уступает дорогу другим. Не верит в себя и в свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину. Успешность же обучения высокая во всех возрастных группах.
Фактор F.Высокие оценки по фактору характерны для лиц бодрых, активных, беспечных, легко воспринимающих жизнь. Они верят в удачу и свою счастливую звезду. Подвижны, импульсивны. О будущем мало заботятся. Стремятся жить в центре больших городов. Любят путешествия и перемены в жизни. В малых группах часто выбираются лидерами. Разговорчивы, склонны к поверхностной общительности.
Низкие оценки свидетельствуют об осторожности и сдержанности, озабоченности, склонности все усложнять, ко всему подходить слишком серьезно и осторожно. Такие люди живут в постоянном беспокойстве о своем будущем, озабочены своими поступками, постоянно ожидают возникновения каких-то несчастий. Тщательно планируют свои поступки, принимают меры от возможных неудач. Рассудительны и несколько зависимы. Склонны к пессимизму.
Фактор G. Для высоких значений фактора характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов. Люди, имеющие такие высокие значения фактора, точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила кажутся пустой формальностью. Хороший самоконтроль, стремление к утверждению общечеловеческих ценностей.
Человек, имеющий низкую оценку по фактору, склонен к непостоянству, легко бросает начатое дело. Ленивый, недобросовестный, эгоистичный, с низким моральным контролем. Презрительно относится к моральным ценностям, способен на обман и нечестность.
Низкие оценки по фактору бывают у ассоциальных психопатов, правонарушителей и лиц с низкими моральными качествам.
Фактор Н. Высокие оценки свидетельствуют о стрессовой устойчивости, невосприимчивости к угрозе, смелости, решительности, тяге к риску и острым ощущениям. Однако эти люди невнимательны к деталям, игнорируют сигналы опасности, тратят много времени на разговоры. Трудности в общении не испытывают. Склонны активно общаться, вступать в контакт с лицами противоположного пола. Не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами. Быстро забывают о неудачах. Лиц с высокими показателями фактора часто выбирают лидерами в группах, где деятельность связана с соперничеством и риском.
Для личности с низкой оценкой по фактору характерна неустойчивость поведения в стрессовых ситуациях. Имеет сверхчувствительную нервную систему, остро реагирует на любую угрозу. Такие индивиды считают себя крайне робкими, неуверенными в своих силах, терзаются необоснованным чувством собственной неполноценности. Медлительны, сдержанны в выражении своих чувств. Больших компаний избегают.
Фактор I. Высокая оценка по фактору является показателем чувствительности, мягкости, мечтательности, утонченности, образцового, художественного восприятия мира. Эти лица не любят «грубых людей» и «грубую работу». Обожают путешествия, обладают богатым воображением, эстетическим вкусом. Художественные произведения больше влияют на их жизнь, чем реальные события. В поведении проявляют черты театральности, иногда тревожности. Высокие оценки по данному фактору имеют художники, артисты, музыканты.
Низкие оценки характерны для лиц мужественных, эмоционально стабильных, суровых, практичных, реалистичных. Больше верят рассудку, чем чувству. В отношении к окружающим возможна жесткость, стремление направлять группу по «правильному» реалистическому пути. Скептически относятся к гуманитарным наукам и созданию духовных ценностей.
Фактор L. Лица с высокими оценками по фактору с самого начала ко всем лицам подходят с предубеждениями, настороженно. Ищут везде подвоха. Никому не доверяют. Считают своих друзей способными на нечестность, с ними не откровенны. В коллективе держатся обособленно, завидуют успехам других людей. Считают, что их недооценивают. В отношениях с людьми настойчивы, но раздражительны, не терпят конкуренции. У них завышена самооценка. Часто проявляют мнительность, подозрительность, осторожность. Чаще всего не заботятся о других.
Человек с низкой оценкой по фактору считает всех людей добрыми и хорошими. Откровенно рассказывает о себе даже малознакомых людям, легко доверяет им свои сокровенные мечты и материальные ценности. Самооценка реалистична. В коллективе уживчив, весел, доброжелателен. Не завистлив, проявляет искреннюю заботу о своих товарищах, не стремится выделиться, обратить на себя внимание. Возникающие отрицательные эмоции быстро угасают.
По роду занятий высокий уровень фактора характерен для администраторов, летчиков, юристов. Низкий уровень – для спортсменов, канцелярских работников, работников сферы услуг.
Фактор М. Высокие оценки характерны для лиц с богатым воображением, фантазеров, погруженных в себя, витающих в облаках. Для них характерен аутизм, они эксцентричны, своеобразны, ориентированы на собственные желания. Самобытное мировоззрение, мечтательность, творческое воображение, неповторимая манера поведения, игнорирование общепризнанных норм. Из-за направленных на себя интересов чаще всего такие люди отвергаются группой. Среди таких лиц есть немало людей одаренных. Средние оценки по фактору имеют художники, музыканты, писатели.
Низкие оценки свойственны лицам зрелым, уравновешенным, здравомыслящим, трезво оценивающим обстоятельства и людей. Следуют требованиям объективной реальности и общепризнанным нормам поведения. Добросовестны. Однако в неожиданных нестандартных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости.
Фактор N. Лица с высокими оценками по фактору характеризуются искусственностью, утонченностью, расчетливостью, принципиальностью. Не поддаются эмоциональным порывам. Держатся корректно, вежливо, отстраненно, несколько амбициозно. Ко всему подходят разумно. Хитро и умело строят свое поведение. Скептически относятся к лозунгам и призывам. Склонны к интригам. В общении мягки, вежливы, следят за речью и манерами.
Низкие оценки свидетельствуют о грубости, бестактности, прямолинейности. Это обычно открытые, наивные люди. Общительные, компанейские. Плохо понимают мотивы поведения окружающих. Все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями. Сентиментальны, чувствительны, спонтанны. Не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто и грубовато.
Фактор О. Лица с высокими оценками по фактору неизменно чем-нибудь озабочены, всегда подавлены, тревожны, тяготятся дурными предчувствиями. Склонны к самоупрекам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компетентность, знания и способности. В обществе чувствуют себя неуверенно и неуютно. Держатся излишне скромно, замкнуто и обособленно.
Низкие оценки характерны для лиц веселых, жизнерадостных, довольных жизнью, уверенных в своих успехах и своих возможностях. Живо откликаются на все происходящие события. Находят интерес в повседневной жизни. Нечувствительны к неодобрению группы, и тем самым могут вызвать к себе антипатию.
Фактор Q^. Лица с высокими оценками по этому фактору имеют разнообразные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными по поводу научных и политических проблем, но никакую информацию они не принимают на веру. Радикальны. Ко всему относятся скептически, не доверяют авторитетам. Легко меняют свою точку зрения, спокойно воспринимают новые идеи и перемены. Отличаются критичностью мышления, терпимостью к неясностям.
Низкие оценки характерны для консервативных, ригидных людей, не любящих перемен. Это лица с устоявшимися мнениями, жестко придерживающиеся норм и правил. Все новое они встречают в штыки, потому что оно кажется им абсурдным и бессмысленным. Склонны к преувеличениям, морализации и наставлениям. Весь вред, по их мнению, происходит от людей, которые нарушают традиции и принципы.
Фактор Q2. Лица с высокими оценками по данному фактору самостоятельны, независимы, предпочитают все делать сами. Для них характерна самодостаточность. Сами принимают решения, добиваются их исполнения, сами несут ответственность. Они готовы пожертвовать любыми удобствами, только бы сохранить свою независимость. В своих действиях и поступках не считаются с общественным мнением. Нельзя сказать, что они не любят людей, просто не нуждаются в их одобрении и поддержке.
Низкие оценки свидетельствуют о несамостоятельности, зависимости, привязанности к группе. Эти люди ориентируются на групповое мнение, нуждаются в опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении. Нет инициативы и смелости в выборе собственной линии поведения.
Фактор Оз. Высокие оценки свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такой человек действует планомерно и упорядоченно, не разбрасывается. Высокий самоконтроль основан на четко осознанных целях и мотивах поведения. Начатое дело доводит до конца. Хорошо осознает социальные требования и старается их выполнять. Заботится о своей репутации. Надежные руководители имеют высокие оценки по этому фактору.
Низкие оценки по фактору указывают на слабую волю и плохой самоконтроль (особенно над желаниями). Деятельность таких лиц неупорядочена, хаотична. Они часто теряются. Безалаберны. Не умеют организовать свое время и порядок выполнения работы. Нередко они оставляют дело незаконченным, без достаточного обдумывания берутся за другое.
Фактор Q3 является важным для прогноза успешности деятельности. Коррелирует с успехами в технике, математике, организаторской деятельности, где требуются уравновешенность, объективность и решительность.
Фактор Од. Высокие оценки свидетельствуют о напряженности, возбуждении, неудовлетворенных стремлениях. Человек с такими показателями беспокоен, возбужден, неусидчив. Чувствует себя разбитым, усталым, но не может остаться без дела, даже в обстановке, благоприятной для отдыха. Для этого состояния характерны эмоциональная неустойчивость, пониженное настроение, раздражительность и нетерпимость. В групповой деятельности пренебрегает такими аспектами, как единство, порядок, лидерство.
Низкие оценки говорят о слабости, отсутствии побуждений и желаний. Лица с такой оценкой фактора безразличны к своим удачам и неудачам. Нефрустрированны, невозмутимы, спокойны. К переменам и достижениям не стремятся.
5. Вторичные факторы и их интерпретация. Кроме первичных 16 факторов можно выделить четыре фактора второго порядка:
F1 – тревожность – адаптированность; F2 – интроверсия – экстраверсия;
F3 – чувствительность – реактивная уравновешенность; F4 – конформность – независимость. Расчет вторичных факторов производится по формулам:
F1 = [(38 + 2L + 30 + 4Q4) – 2(C + H + Q3)]: 10;
F2 = [(2A + 3E + 4F + 5H) – (2Q2 + 11)]: 10;
F3 = [77 + 2C + 2E + 2F + 2N) – (4A + 6I + 2M)]:10;
F4 = [(4E + 3M + 4Q1 + 4Q2) – (ЗА + 2C)]: 10.
Фактор F1: (-) тревожность – (+) адаптированность
Низкие баллы – жизнь в целом удовлетворяет человека. Однако низкие оценки по данному фактору означают недостаток мотивации. Человек не стремится к большому делу, не ставит перед собой достижения трудных целей.
Высокие оценки по фактору не обязательно свидетельствуют о невротической личности. Тревога может обусловливаться ситуационно. Плохая приспособляемость. Неудовлетворенность достигнутым. Очень высокая тревога нарушает продуктивную деятельность. Может вызвать соматические расстройства.
Фактор F2: (-) интроверт – (+) экстраверт
Низкие оценки по фактору свидетельствуют либо о робости и застенчивости, либо о сдержанности и скрытности.
Высокие оценки говорят о том, что человек социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные отношения.
Фактор F3: (-) чувствительность – (+) реактивная уравновешенность
Низкие оценки свидетельствуют о хрупкой эмоциональности человека, чувствительности, художественной мягкости, спокойствии, вежливости. Иногда возникают трудности из-за избытка раздумий.
Высокие оценки говорят о стабильности, жизнерадостности, решительности, предприимчивости, склонности не замечать тонкости жизни. Могут возникать трудности из-за слишком поспешных действий без достаточных размышлений.
Фактор F4: (-) конформность – (+) независимость
Низкие баллы – подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность. Человек нуждается в поддержке и ищет ее у людей. Склонность ориентироваться на групповые нормы.
Высокие баллы – независимость, агрессивность, смелость, хваткость, сообразительность, быстрота, инициативность.
В практике работы со студентами Таллинского отделения Школы практической психологии выявлялись корреляционные зависимости между различными показателями организаторских и коммуникативных качеств, определяемыми по методике Л. П. Калининского, и соответствующими факторами теста-опросника 16PF. К примеру, такие показатели, как «деловитость», «доминирование», находятся в прямой зависимости от высоких значений фактора Q (контроль желаний) и низких значений фактора О (самоуверенность), а показатель «уверенность» – от высоких значений фактора А (доброжелательность) и фактора Е (беспечность), низких значений фактора I (доверчивость).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru