5 класс адаптация: Адаптация учащихся пятого класса к обучению в школе.

Содержание

Адаптация 5 класс. Приложения.

Приложения

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА психолого-педагогического  статуса ученика 5-го ___класса ____________________________________

Дата заполнения__________

———————————————————————
Параметры              Требования                          Актуальный уровень
психолого-педаго-    к учащимся с высоким              адаптации
гического статуса    уровнем адаптации
———————————————————————

1. Произвольность психических процессов Умение самостоятельно организовать выполнение учебного задания. 

Сосредоточенность и поддержание внимания на учебной задаче (наблюдение)

2.Развитие мышления Владение приемами понятийного мышления.

Выполнение логических операций:выделение существенных признаков, обощение, классификация, аналогии и др.

(психодиагностика).
Систематизация и перенос учебных знаний и навыков с одного явления, учебного предмета на другой (педагогическое наблюдение)

3.Развитие речи Грамотность и богатый словарный запас устной речи. Владение сложноподчиненными конструкциями в письменной и устной речи, связность речи (наблюдение,психодиагностика)

4.Развитие тонкой моторики Понятность, аккуратность письма (при наличии данной проблемы — работать с педагогом)

5.Умственная работоспособность и темп учебной деятельности Способность работать в одном темпе со всем классом (психодиагностика, наблюдение).

6.Мотивационная сфера Позитивное отношение к школе.
Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности.
Ориентация на самостоятельное получение знаний.

Понимание смысла»учение для себя» (психодиагностика, наблюдение)

7.Особенности поведения Поведенческая саморегуляция: умение сдерживать непроизвольные эмоции  и желания, принятие и соблюдение классных
и школьных социальных и этических норм(наблюдение).

8.Особенности общения со сверстниками Способность к установлению дружеских отношений и их поддержанию.
Принятие коллективом класса (социометрия)

9.Особенности общения  с педагогами Способность самостоятельно установить адекватное взаимодействие с педагогом

10.Эмоциональное состояние Адекватность переживаний,   школьная и личностная тревожность в норме, эмоциональная устойчивость (наблюдение, психодиагностика)

11.Отношение к себе Позитивная Я-концепция, устойчивая адекватная самооценка (психодиагностика)


Примечание. Данная карта заполняется на каждого ученика 5-х классов; участие в заполнении карты принимают также классные руководители, учителя-предметники, психологи, социальные педагоги. Карта должна находиться у сотрудников социально-психологической службы. Она служит основанием для подготовки соответствующих рекомендаций для каждого ученика.

Приложение 2
АНКЕТА незаконченных предложений
ДОРОГОЙ УЧЕНИК !
Учителя твоей школы хотят узнать твое мнение об учебе в школе. Для этого закончи напечатанные ниже предложения или подчеркни нужный ответ. Пиши как можно подробнее. Правильных или неправильных ответов нет. Твое мнение для нас очень важно.
1.В нашей школе мне больше всего нравится
учиться, уроки
учительница
наш класс, столовая, спортзал

что еще, допиши
2.Я больше всего люблю уроки_______________________________
3. Часто ли тебе нужна дополнительная помошь в подготовке домашних заданий?_______________________________________
Напиши, кто тебе помогает_______________________________
4. Моя учительница часто говорит, что я___________________
5. Мои родители говорят о школе
часто редко никогда
6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________
7. Когда я думаю о 5-м классе, то__________________________
С П А С И Б О!

Примечание. Целесообразно,чтобы данная анкета не была анонимной. Вопросы 1,2 дают некоторую информацию о мотивации учения; вопрос 3 — информацию об адекватности помощи ученикам, имеющим проблемы в учении; вопрос 4 — о преобладающем стиле оценочной деятельности педагога относительно данного ученика, а также о самооценке ученика; вопросы 5,6 — об отношении родителей к школе и их участии в формировании самооценки сына или дочери; вопрос 7 — об эмоциональной готовности к переходу в среднюю школу.

Вопросы данной анкеты можно изменять в зависимости от целей исследования. Аналогичная анкета может применяться и в пятом классе, в этом случае 7-й вопрос анкеты может быть изложен в следующем виде: «Когда я вспоминаю 4-й класс,то….».

Приложение 3
ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «КРУГЛОГО СТОЛА» по вопросу обеспечения нетравматического перехода учеников учеников 4-ого класса в 5-ый

ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий в средней школе по обеспечению нетравматического перехода учеников 4-ого класса в 5-ый

4 класс
1. Проведение методического объединения с участием завучей начальной и старшей школы, педагогов 4-х классов, психолога, членов родительского комитета по разработке программы подготовки к переходу учеников в среднюю школу.

январь-февраль
2. Проведение психологом школы психодиагностических исследований в параллели 4-х классов.
февраль-март
3. Составление классными руководителями и психологом школы характеристик (психолого педагогических карт) на учеников 4-х классов.
апрель-июнь
4. Составление психологом школы аналитических материалов об особенностях классных коллективов с целью формирования рекомендаций педагогам, классным руководителям 5-х классов.
апрель-май
5. Проведение мероприятий с учащимися 4-х классов, включающие в себя встречи, беседы, уроки с будущими учителями-предметниками, экскурсии по старшей школе, знакомство с кабинетами, участие в культурно-массовых мероприятиях старшей школы и т.
п.
февраль-июнь

5 класс

6. Проведение методических семинаров с учителями — предметниками 5-х классов, классными руководителями и учителями, работавшими в 4-х классах с целью принятия ими идеи адаптационного периода, знакомства с особенностями классных коллективов, отдельных учащихся.
август
7. Разработка классными руководителями и психологом школы программы адаптационного периода (курс, рассчитанный на 3-4 дня по 5-6 учебных часов).
август
8.Проведение программ адаптационного периода в 5-х классах.
1 неделя сентября
9. Проведение родительских собраний в 5-х классах по вопросам адаптации в среднем звене.
сентябрь
10. Проведение индивидуальных консультаций педагогов-предметников, классных руководителей во вопросам адаптации (с привлечением индивидуальных психолого-педагогических карт, характеристик классов).

сентябрь
11. Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий, регистрация данных наблюдения в протоколе (карте).
сентябрь — октябрь
12. Проведение методических объединений педагогов 5-х классов с целью выработки мер, способствующих адекватному принятию учениками ухудшения собственной успеваемости. В начале учебного года объяснять ученикам систему оценивания на уроках.
август — сентябрь
13. Проведение скриннинг-диагностики психологом школы.
ноябрь
14. Выделение «группы риска» среди учащихся 5-х классов, составление программы реабилитации по каждому учащемуся в отдельности.
ноябрь — январь
15. В рамках воспитательной работы предусмотреть введение института шефства старшеклассников над учащимися младших классов, создание разновозрастных общественых организаций, введение в школьную жизнь традиций, формирующих у учащихся ощущение единого коллектива и т.п.

РЕКОМЕНДАЦИИ «КРУГЛОГО СТОЛА» ПЕДАГОГАМ, работающим в 4-5-х классах

1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.
2. Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе, преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.

3. Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.
4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной шкроле.
5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка — учебе — приходит новая ведущая деятельность — общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

Приложение 4

ПРОГРАММА адаптационного периода для учащихся 5-х классов

(4 дня)
Логика развития адаптационного периода 5-классников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности; а поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то ребятам важно предоставить возможность все нормы и правила на новом этапе школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта «здесь и сейчас».
Работу целесообразно организовать по принципу тренинговой группы, но так, чтобы у ребят была возможность работать как со всем классом, так и в микрогруппах с постоянно меняющимся составом. Продолжительность работы группы — в течение 4 дней по 1 — 1,5 часа. Группу может вести психолог или преподаватель, прошедший подготовку.
Первый этап адаптационного периода пятиклассников был посвящен знакомству учеников друг с другом. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное — в каждом. Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии — поиска. На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях.
Во втором этапе адаптационного периода ребятам надо представить возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действия сообща. Так, в одной из школ удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия — интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появились, например, такие: «Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии», «Быть благодарным» (т.е. дарить благо другим, если возникла такая потребность, не забывая о вкладе каждого в общее дело). Все правила конструировались в позитивной форме (что делать) без «не», так как иначе неосознанно утверждается и возможность противоположного отрицательного действия (например, «не драться», следовательно нерадивый школьник может и подраться). Важным было то, что эти правила формулировались на основе собственного конкретного опыта, а их необходимость и значимость обсуждались специально, уточнялся смысл понятий. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходило принятие созданных правил. Еще одной значимой содержательной частью данного этапа может быть создание портрета настоящего школьника. Ребята определяли качества и свойства личности настоящего школьника и соответсвующие этим качествам формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу. Школьники могут иллюстрировать свою аргументацию драматизацией.
Третий этап адаптационного периода 5-классников должен быть связан с утверждением и осознанием появления нового сообщества — класса. На этом этапе ребята создают автопортрет своего класса. Это может быть — коллективный рисунок: «живые картинки», устная презентация своего коллектива. Главное, чтобы работа была организована таким образом, чтобы каждый человек внес в общее представление свое индивидуальное видение, участвовал в нем. На этом же этапе распределяются поручения в классе. Закючительный этап происходит уже как мероприятие для параллели 5-х классов, и презентации классов могут быть завершены участием всех классов либо в «Веселых стартах», либо в каком-то другом мероприятии. Эмоциональное переживание за успех своей команды укрепит чувства сопричастности и разделенной ответственности за общее дело.

Приложение 5

АНКЕТА

наблюдение за учебной деятельностью и поведением ученика на уроке

ФИО ученика_____________________Класс_______________
ФИО учителя ____________________Предмет_____________

_____________________________________________________________________
+3 ¦+2 ¦+1 ¦ 0 ¦-1 ¦-2 ¦ -3
_______________________¦___¦___¦___¦___¦___¦_____________________
Знания, полученные     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Знания полученные
в1-4-м классах хорошие ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    в 1-4-м классах плохие
¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
Учится с интересом     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Учится без интереса
¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
Спокойный, уверен-     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Тревожный, неуверенный
ный в себе             ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
На уроке дисциплини-   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Недисциплинирован,
рован, внимателен      ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    невнимателен
¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
Сильный ученик         ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Слабый ученик
¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
Общителен              ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Нелюдим
¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
Неконфликтен           ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Конфликтен
_____________________________________________________________________


Примечание. Анкета составлена по принципу семантического дифференциала. Выявляет эмоционально-личностное отношение педагога к учащемуся. По каждой шкале (полярному суждению) определяются баллы по 7-балльной шкале следующим образом:

7   6   5   4   3   2   1
+3  +2  +1   0  -1  -2  -3

Шкалы (полярные  суждения)  в  данной  анкете  можно  изменять  в зависимости от целей исследования.

Далее в списке учеников, участвовавших в исследовании, проставляются баллы, полученные по каждой шкале различными педагогами напротив фамилий учеников. Так, например: Анна Б. по первой шкале получила от 5 учителей — предметников баллы — 61544, и так далее по всем шкалам.

Начало Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации учащихся 5-х классов в средней школе

Методические материалы по психолого-педагогическому обеспечению процесса адаптации учащихся 5-х классов в средней школе (по материалам опыта работы сотрудников лаборатории прикладной педагогической психологии).
Автор составитель Осипова Елена Анатольевна

Доклад на тему «Адаптация учащихся 5 класса к новым условиям обучения и воспитания»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

«Орловская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему

«Адаптация учащихся 5 класса к новым условиям обучения и воспитания»

Подготовила: учитель русского языка

и литературы, классный руководитель 5 б класса

Московская С. А.

2016-2017 уч. год

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Задача классного руководителя с помощью социального педагога и психолога – разобраться, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Им становится необходима элементарная помощь: они не знают, какой урок следующий, в какой кабинет идти, надо ли переодеваться, забывают это делать, оставляют свои вещи в кабинетах, коридоре и не могут вспомнить, где они их оставили, забывают приготовить все учебные принадлежности к уроку и т.д.

Классному руководителю, в течение всей первой четверти приходится каждое утро начинать с элементарного алгоритма действий: проверки обуви, школьной формы, наличия учебных принадлежностей, разбора ситуаций, т.к. дети, в силу своей эмоциональности, рассказывают о своих и чужих проблемах. Классному руководителю также необходимо подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, неорганизованности, забывчивости. При переходе детей из начальной школы в среднюю у них начинаются проблемы с поведением и успеваемостью. Многие «хорошисты» и «отличники» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий.

Сравнив данные учащихся 5 б класса с предыдущим годом обучения, мы увидим, что в 4 классе по русскому языку качество составляло ____%, в 5 классе 57 % ; по математике в 4 классе- ____% , в 5 классе 57 %.

Успеваемость учащихся 5 б класса по итогам I четверти в целом составила 85 %, по сравнению с прошлогодним показателем 100 %.

Вывод: по русскому языку и математике показатели качества остались прежними, а процент знаний в целом по классу снизился на 15 %.

Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. Смена же учителя, или учителей ставит школьника в положение экзамена, когда он, не зная требований должен соответствовать их уровню, что, конечно, повышает тревожность ребёнка, может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения.

Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требования разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Задача учителя — помогать, требовать, контролировать действия ученика. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.

Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, психологе, социальном педагоге. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

• увеличением учебной нагрузки;

• изменением режима дня;

• отличием систем и форм обучения;

• различием требований со стороны учителей – предметников;

• изменением стиля общения учителей с детьми;

  • новыми предметами;

  • необходимостью освоения большего количества информации;

  • дискомфортом, связанным с большим количеством учителей вместо одной «классной мамы»;

  • психологический дискомфорт;

  • переходом на кабинетную систему обучения;

  • уже имеющимися индивидуальными особенностями — страхом неуспешности.

Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением педагога – психолога и учителей – предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода Можно предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

Родителям рекомендуется:

• обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;

• основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать возникшие перед ним проблемы

И в конце выступления хочется привести правила, которые помогут подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищать.

Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не выпрашивай ничего.

Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

Из-за отметок не плачь, будь гордым.

С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным.

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Занятие по адаптации пятиклассников «Что такое 5 класс?»

Занятие по адаптации пятиклассников.

 Тема: Что такое 5 класс?

Цели: познакомить детей с целями занятия, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активность и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

Ход занятия.

1. Приветствие.

Дети встают в круг, поочередно прикасаясь ладонью к ладони стоящего рядом ребенка, произносят, улыбнувшись: «Доброе утро, …(имя), я очень рад тебя видеть»

2. Сообщение целей занятия. Принятие правил.

У каждой пары на столе карточка с правилами, надо дополнить еще одним.

3. Работа по теме.

Упражнение «Продолжи фразу»

На доске висит плакат с рисунком горы, которая отображает школьный путь с первого класса до одиннадцатого.

Посмотрите внимательно на свой путь. Вы дошли почти до середины своего школьного пути. Что-то вы уже видели, знаете, умеете, а что-то вам предстоит еще узнать, научиться. Я предлагаю вам сейчас продолжить фразы «В начальной школе мне больше всего запомнилось….», «В пятом классе мне хотелось бы…». Вы передаете игрушку соседу и продолжаете фразы.

Обобщение высказываний: вы все имеете довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. А вот каким он будет, зависит от вас. Что нового появилось у вас с переходом в пятый класс? Беседа о том, что их ожидает в пятом классе.

Упражнение «Те, кто…»

Встаньте те, кто любит мороженое, те, кто родился в сентябре, кому нравится играть в футбол.

Возьмитесь за руки все, кто является учеником пятого класса.

Оказывается у вас очень много общего при всем при том, что вы все разные.

Упражнение «Что важно для меня?»

Представьте, что вы с родителями уезжаете надолго на каникулы на необитаемый остров, и вам предлагают взять с собой только три вещи самые необходимые для вас. Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листке.

Далее идет обсуждение.

3. Рефлексия.

Кто-нибудь выбрал то же что и ты?

Чьи записи тебя удивили?

Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?

Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?

О ком ты узнал что-нибудь новое?

Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Выберите 2 рисунка лиц из четырех, каждая из них подписана: интересно — неинтересно; трудно или легко.

4. Ритуал прощания.

«Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Как решить проблемы адаптации школьников к школе

Как решить проблемы адаптации школьников к школе

«Как решить проблемы адаптации школьников к школе»

                                                                  Люди вместе могут совершить то, чего не могут в

одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил

может стать почти всемогущим.

Д. Уэбстер.

                 Сегодня мы с вами поговорим о наших детях,  о трудностях, с которыми они столкнулись в 5 классе – это трудности в адаптации.

            А что такое адаптация?

Адаптация (позднелат. adaptatio — прилаживание, приспособление, от лат. adapto — приспособляю), процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды.

Так и наши дети приспосабливаются к новым условиям окружающей среды.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. .. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через месяц-полтора после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

Внутренние изменения приводят к появлению трудностей:

Трудности: -стал замкнутым

                    -снизилась успеваемость

                    -появилась утомляемость

                    — ухудшилось поведение

                    — появились головные боли, необъяснимые боли в различных

частях  тела.

                    — ничего не успевает делать за день

                    — нежелание посещать школу

                    — раздражительность

Для того, чтобы родитель  мог помочь ребенку необходимо знать

                  Трудность  — Установить причину—оказать помощь ребенку

Перед вами условия  физиологические и психологические,

которые помогают ребенку пройти успешно адаптацию.

Условия адаптации:

•          Изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической нагрузки.

•          Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.

•          Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.

•          Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

•          Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

•          Организация правильного питания ребенка.

•          Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

•          Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

 «Психологические условия адаптации ребенка к школе».

•          Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.

•          Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже само-оценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

•          Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.

•          Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

•          Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.

•          Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.

•          Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри-тики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

•          Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

•          Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.

•          Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля заего учебной деятельно-стью.

•          Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

3. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

4.  Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

5. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Год 5-6 Раздел 2 Урок 1 | ScienceWeb

Последовательность обучения

Цель урока

На этом уроке учащиеся развивают понимание разницы между поведенческой и структурной адаптациями.

Введение

Разделите учащихся на пары и попросите их подумать о животном, о котором они много знают. Попросите их описать среду, в которой находится это животное, и обсудить все различные особенности, которые помогают выбранному животному выжить в этой среде.

Раздайте рабочий лист Кем бы я мог быть? студентам. Попросите их назвать растение или животное, к которым может относиться каждое описание.

Обсудите, что общего у всех этих описаний. Что идентифицируют описания? (Это подводит учащихся к определению термина «адаптации».)

Просмотр учебного объекта Адаптация и выживание.

Обсудите значение слова «адаптации» и дайте определение класса.

Core

  1. Попросите учащихся подумать о своих ответах на следующие вопросы:
    • В каких различных средах обитают растения и животные и какие у них есть приспособления, позволяющие им выжить в этих средах?
    • Как изменение окружающей среды может повлиять на живые существа?
  2. Напишите названия каждой из следующих сред на отдельных листах бумаги формата A3 и разложите их по комнате — пустыня, море, тропики, луга, лес, пещера, река, горы, полярный.
  3. Дайте учащимся время, чтобы побродить по комнате и подумать об адаптациях, которые позволят растениям и животным выживать в таких средах (например, у белого медведя белый мех, пустынное животное передвигается в основном ранним утром или вечером). После того, как студенты снова сядут, попросите их поделиться своими идеями. Запишите каждый индивидуальный ответ на отдельном стикере и прикрепите его к нужному месту.
  4. Представьте классу термины «структурный» и «поведенческий» и спросите, что эти слова могут означать в отношении адаптации.Попросите учащихся привести примеры как структурной, так и поведенческой адаптации. На доске распределите ответы учащихся по категориям структурных и поведенческих адаптаций.
  5. Попросите учащихся просмотреть списки адаптаций к разным условиям, составленные ранее на уроке, и отсортировать их в зависимости от того, являются ли они поведенческими или структурными адаптациями.

Заключение

Вовлеките учащихся в обсуждение важности адаптации для выживания растений и животных в различных средах.Что происходит с теми, кто не может адаптироваться к условиям? Что будет, если условия изменятся?

Попросите учащихся продемонстрировать свое понимание разницы между поведенческой и структурной адаптациями, записав собственное определение каждой из них и поддерживая как минимум двумя примерами.

Адаптации животных — Science NetLinks

Назначение

Для расширения знаний учащихся об особенностях и поведении животных, которые могут помочь или затруднить их выживание в определенной среде обитания.


Контекст

По мере того, как учащиеся подходят к этому уроку адаптации животных, имейте в виду, что, согласно исследованиям, большинство учащихся младших классов начальной школы все еще формируют базовое понимание того, как животные выживают в соответствующей среде. Например, многие учащиеся понимают простую пищевую связь между двумя животными, но многие по-прежнему полагают, что животные по-прежнему независимы друг от друга и зависят от людей, чтобы обеспечить пищу и кров. Некоторые учащиеся не знают, что многие животные изо всех сил пытаются получить достаточное количество своей конкретной пищи (ей) и не могут просто изменить свой рацион по мере того, как становится доступной другая пища.

В младших классах ученики наблюдали за местными растениями и животными в их среде обитания и узнали, что животные могут есть как растения, так и друг друга, а также использовать друг друга для укрытия и гнездования. Теперь учеников попросят применить более конкретные термины, такие как хищник, добыча, континент, климат и среда обитания.

На этом уроке учащиеся будут участвовать в обсуждениях в классе и посещать веб-сайт, чтобы узнать больше о животных и о том, насколько хорошо (или плохо) они приспособились к удовлетворению своих потребностей в естественной среде обитания.Это поможет им на более поздних этапах продвинуться к цели понимания экосистем.

Веб-сайт Kratts ‘Creatures, используемый в этом уроке, предоставляет учащимся простые наглядные средства для ознакомления с основными мировыми экосистемами, а также с некоторыми примерами животных, которые их населяют.


Планирование вперед

Обратите внимание, что уровень чтения веб-сайта, используемого в этом уроке, может быть несколько выше для ваших менее опытных читателей.Им может потребоваться дополнительная помощь с содержанием.

Вы можете связать этот урок с уроком географии или разделом по континентам. Имейте в виду, что традиционно считалось, что на Земле семь континентов, но теперь многие географы рассматривают Европу и Азию как один континент — Евразию — и поэтому считают, что континентов шесть. Изучите понятие континента, как обычно.


Мотивация

Начните с повторения или введения терминов, которые учащиеся будут использовать на этом уроке (континент, климат, среда обитания, хищник, жертва).Попросите студентов объяснить, что означает каждый из этих терминов. Если эти термины новы для ваших учеников, вы можете написать каждое слово на доске и уделить время определению и объяснению каждого из них с примерами.

Ниже приведены основные определения этих терминов:

  • Континент — большой континент на Земле
  • Климат — нормальные погодные условия в определенной местности
  • Среда обитания — нормальная среда обитания организма
  • Хищник — организм, питающийся другими организмами
  • Добыча — организм, который поедается или охотится на

Начните урок с рисования на доске трехколоночной диаграммы; каждый вертикальный столбец будет представлять животное, а каждая строка будет содержать вопрос (перечисленный ниже). Начните с объявления об открытии удивительного нового животного — затем выберите ученика (который должен хранить молчание во время следующего обсуждения в классе), чтобы он представлял это новое животное. Попросите класс помочь вам узнать больше о новом животном, ответив на несколько основных вопросов о его среде обитания.

Спросите студентов:

  • Как назвать это новое животное? (Например, мальчика по имени Дилан, который любит кататься на скейтборде, можно назвать «Дилан Скейтбордикус».)
  • Какая погода в среде обитания этого животного?
  • Как это животное находит приют?
  • Как это животное находит еду?
  • Есть ли у этого животного хищники?
  • Какое поведение показывает, что это животное «адаптировалось» к окружающей среде?

Теперь попросите учащихся назвать другое животное (настоящее животное).Задайте им те же вопросы и заполните таблицу. Повторите еще раз с последним животным.


Развитие

Попросите учащихся использовать свои ведомости по адаптации животных для перехода в Creaturepedia на веб-сайте Wild Kratts.

Ученики должны щелкнуть «Регион», чтобы перейти к заданию, которое позволит им узнать о существах, обитающих в разных частях мира. После того, как они нажмут «Регион», спросите учащихся, что они видят (карту мира), и укажите, что карта представляет собой упрощенный контур всего мира, показывающий его основные суши (континенты) и океаны.Скажите им, что на этих массивах суши много мест обитания животных.

Примечание: вы можете воспользоваться этой возможностью, чтобы привязать географическое положение, о котором они в настоящее время изучают. Это обеспечит учащимся привычную среду обитания и позволит вам расширить знания по обоим предметам.

Раздайте студенческий листок адаптации животных. Студенты должны выбрать регион или континент на веб-сайте (например, для начала — Северная Америка) и записать название региона или континента в студенческий лист.Им следует выбрать животное (например, бобра) и записать заметки о его климате, а также перечислить конкретные особенности и модели поведения, которые являются адаптацией к его конкретной среде. Студенты должны нажимать на различные кнопки, связанные с животным, в том числе: «Еда и здоровье», «Домашняя база», «Предупреждение об опасности» и «Стиль живого существа». Эти разделы содержат текст и видео, чтобы помочь учащимся узнать больше о животном. Студенты должны заполнить студенческие листы для каждого региона или континента.

После урока попросите учащихся предложить их любимое животное и его самые интересные особенности для выживания.Напишите на доске имена животных, включая их особенности и среду обитания.

Выберите двух животных и попросите учащихся порассуждать.

Спросите студентов:

  • Что произойдет, если животные поменяются местами обитания?
  • Какие функции адаптации были бы полезны или бесполезны в новой среде обитания?
  • Как вы думаете, сможет ли животное выжить в незнакомой среде обитания?
  • Что это говорит вам о том, как животные адаптируются к окружающей среде?

Оценка

Завершите урок, предложив учащимся выбрать животное и выбрать новую среду обитания, к которой, по их мнению, животное могло бы адаптироваться. Попросите их описать словами, почему они думают, что животное может реально выжить, и нарисовать картинку, чтобы проиллюстрировать то, что они вообразили. На новых рисунках среды обитания они должны включать пищу и укрытие животного. Ведите учеников в дискуссию о том, действительно ли выбранное животное ученика может адаптироваться и выжить.


Добавочные номера

Урок Science NetLinks «Птичьи клювы» можно использовать для развития концепций, представленных в этом уроке.

MBGnet помогает студентам исследовать биомы мира (тропические леса, тундра, луга и т. Д.) И его пресноводные и морские экосистемы. Когда учащиеся выбирают биом или экосистему, они откроют для себя широкий спектр информации о растениях, животных и удивительных средах обитания, в которых они живут. Также есть фотографии таких же учащихся, как они, которые используют этот сайт и рассказывают о средах обитания.


Journey North — это веселый и интересный веб-сайт, на котором дети из более чем 6000 школ США и Канады узнают больше об адаптации животных и окружающей среде, отслеживая путешествия дюжины мигрирующих видов. Сайт не только предоставляет информацию об интересных животных, таких как колибри, ламантины, белоголовые орлы и карибу, но также позволяет учащимся использовать данные спутникового слежения за животными в реальном времени, связываться с настоящими учеными и проводить собственные полевые наблюдения.


Отправьте нам отзыв об этом уроке>

План урока — Адаптации животных

ОПИСАНИЕ : Учащиеся узнают о важности адаптации к людям и животным, изучат различные адаптации, которые животные должны иметь для удовлетворения своих требований к выживанию, и сыграют в игру, которая иллюстрирует важность общения как формы адаптации.Затем студенты будут применять свои знания в групповой деятельности для наблюдения, исследования и представления конкретных требований к адаптации для различных животных в нашем Экологическом центре, а затем создадут собственное животное для жизни в определенной среде обитания.

ЗАДАЧИ: По завершении этого урока студенты смогут:

  • Определите адаптацию как любую структурную, поведенческую или социальную характеристику, которая позволяет животным выживать и воспроизводиться в окружающей среде.
  • Исследуйте различных животных и выявляйте конкретные примеры адаптации, необходимые им для жизни в окружающей среде.
  • Классифицируют группы животных по их структурным характеристикам.
  • Применяют свое понимание различных форм адаптации для создания животного с адаптацией к конкретной среде обитания.

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Экологический центр / или павильон Group Challenge

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ : карандаши / бумага, веревка, перчатки, изображения животных, информация о естественной истории животных, рабочие листы

Игровые принадлежности : маски, карточки животных

Лом : клей, резинки, средства для очистки труб, войлок, палочки для мороженого и т. Д.зажим доски

Черепа : череп кошки (плотоядное животное), череп оленя или грызуна (травоядное животное), череп енота или лисы (всеядное животное)

ПРОЦЕДУРЫ : Введение (15 минут)

Объясните, что в течение следующего часа ученики будут сосредоточены на идее адаптации. Попросите группу дать определение адаптации. Адаптация — это любая физическая, социальная или поведенческая характеристика, которая позволяет организмам выживать и воспроизводиться в своей среде обитания.Что нужно всем растениям и животным для выживания? еда, вода, воздух, охрана, космос. Все ли они одинаково удовлетворяют свои потребности? Некоторые примеры приспособлений животных — клювы. Когти, зубы, языки и т. Д. Какие приспособления есть у людей? Противоположный большой палец, прямой рост, больший мозг и способность рассуждать

Скажите студентам, что они собираются провести эксперимент, чтобы увидеть, насколько хорошо мы справляемся без одной из наших адаптаций. Выдайте каждому ученику пару перчаток без больших пальцев.Раздайте каждому ученику кусок пряжи и попросите завязать его в узел, не используя большой палец. Попросите тех, кто сделал это, развязать себе узелки. Было ли это легко или сложно? Это было невозможно? Что было бы трудно сделать, если бы вы потеряли способность пользоваться большим пальцем? Написание, еда с посудой, открытие двери и т. Д. . Это уменьшит вашу способность захватывать практически все.

Адаптации для животных (20 минут)

Диета и стоматология

Чтобы лучше понять, как работают адаптации, учащиеся внимательнее изучат некоторые конкретные адаптации.

Что нам нужно, чтобы оставаться здоровыми?

Все ли животные едят одну и ту же пищу?

Если животное ест только растения, как мы их называем? Травоядные .

Назовите травоядное животное. Кролик, кузнечик, олень и т. Д. .

Как вы называете животное, которое ест только мясо? Плотоядное животное.

Назовите плотоядное животное? Волк, богомол, сова и т. Д.

Как вы называете животное, которое ест и растения, и мясо? Всеядное животное.

Назовите всеядное животное? Человек, лиса, енот .

У всех ли у них одинаковые зубы, чтобы есть разную пищу?

Изучите три черепа трех разных животных . Один из них — травоядное, хищное и всеядное. Посмотрев на зубы, попробуйте решить, какие растения, мясо и то и другое. Обойдите черепа. Пусть они будут нежными. Проведите голосование, чтобы определить пищевые предпочтения каждого черепа.

Покажите их:

  • Резцы перед ртом используются для резки.
  • Клыки , рядом с резцами, предназначены для разрывания и резки мяса зубов.
  • Моляры , в задней части рта, шлифуют

Могут ли учащиеся придумать какие-либо другие приспособления, помимо зубов, которые животные должны удовлетворять своей диете? (У плотоядных есть сильные мускулы челюсти, у травоядных есть специализированная пищеварительная система для переработки неперевариваемой целлюлозы из растений, у цыплят, индеек и других птиц, питающихся семенами, есть желудок, который измельчает прочную оболочку семян перед перевариванием).

У всех животных есть приспособления для выживания. Мы только что рассмотрели одну конкретную адаптацию животных, которая должна выжить, структуру и функцию челюсти, а теперь давайте взглянем на некоторые другие формы адаптации. Покажите изображения животных и попросите учащихся назвать адаптацию, в которой они были бы. Добавьте несколько забавных фактов.

Звук выключен (открытое пространство рядом или напротив EC) (20 минут)

Предложите учащимся представить, что они животные с плохим зрением или активные по ночам.Какие чувства вы бы использовали? ( слух, обоняние ). Как бы вы общались? ( звук ). Умение общаться очень важно. Можете ли вы назвать животных, которые общаются со звуком? ( сверчки щебечут, лягушки ребра, киты поют, волки воют, вороны каркают и т. Д. .). Как вы думаете, о чем говорят эти звонки? Лягушки и сверчки кричат ​​во время спаривания; Вороны звонят часто как сигнал тревоги, вызванный появлением хищника; гремучая змея предупреждает возможных хищников держаться подальше; вой волка может сообщать местонахождение членов стаи или то, что добыча была найдена.

Инструкции к игре

  1. Объясните студентам, что они будут изображать из себя животных, которые общаются с помощью звука. Они будут носить маски, поэтому им придется полагаться на слух. Большинство участников будут «жертвами», но один-два человека будут «хищниками». Обсудите значение слов «хищник» и «жертва».

A Хищник — это животное, которое ловит и ест других животных.

A Prey — животное, которое едят хищники.

  1. Объясните, что у каждой жертвы будет тайный партнер, который будет одним и тем же животным. Цель игры — заставить жертву издать звук своего животного и найти партнера, прежде чем ее поймает хищник.
  2. Раздать маски. Укажите границы игровой зоны и выберите области по краю, которые будут ЗАХВАТЫВАЕМЫМИ и БЕЗОПАСНЫМИ. Ознакомьтесь с правилами с группой:
  • Все могут двигаться свободно, но бегать нельзя!
  • Не подглядывать!
  • Если хищник замечает вас, снимите маску и переместитесь в место захвата.Хищники должны быть уверены, что жертва знает, что их пометили.
  1. Добыча, которая успешно находит своих секретных партнеров, должна снять маски и отправиться в БЕЗОПАСНУЮ зону, чтобы посмотреть оставшуюся часть игры.
  2. Попросите учащихся образовать большой круг и раздайте карточки с животными с криками животных. Раздайте одному или двум ученикам карточку «хищник».
  3. Когда все будут в масках, кричите: «Без звука!» чтобы начать первую игру.

Сыграйте пару раундов, если позволяет время.

Обсуждение

  • Было ли сложно / легко найти партнера, используя только слух? Почему?
  • Какие две вещи необходимы для эффективного общения? Предоставление и получение информации.
  • Что вы могли бы сделать, чтобы общаться более эффективно? Звоните реже, чтобы вы могли слышать собеседника. Установите шаблон звонков, который будет легче распознать собеседнику.
  • Было ли хищнику легко / сложно найти жертву? Почему?
  • Какие методы использовал хищник, чтобы найти и поймать свою добычу?
  • Какими еще способами животные общаются без звука? ( замораживание, вспышка хвоста, жест тела, запах, мимика / цвета предупреждений )

Общение с помощью звука или другим способом — важная адаптация, помогающая животным выжить. Это может помочь им избежать того, чтобы их поедало другое животное, оно может помочь им найти добычу и помочь им в воспроизводстве, установив территорию, найдя себе пару и защитив детенышей.

Исследование адаптации животных (30 минут)

Сообщите учащимся, что они будут работать в группах, чтобы наблюдать и исследовать животное в Экологическом центре, чтобы узнать, как оно приспособлено к жизни в своей естественной среде, а затем представят свои выводы группе.

Разделите студентов на пары или группы по три человека и назначьте каждой группе какое-нибудь животное для исследования. Если возможно, учащиеся должны наблюдать и исследовать хотя бы на животных из каждой группы: членистоногих (птицеед), грызунов (крыса), лагаморфа (кролик), птицы (индейка, курица), копытных. (сардинский осел, коза), рептилия, (красноухий ползун, коробчатая черепаха).

Раздайте информации по естественной истории животных каждой группы и адаптационный лист .

Попросите их спокойно понаблюдать и изучить естественную историю своего животного и заполнить рабочий лист.

Если они не могут определить адаптации к конкретным вопросам, заданным в рабочем листе, поощряйте их думать и проявлять творческий подход. Животные нельзя вывозить из домов или брать на руки для тщательного осмотра , если не будет обученный персонал школы на открытом воздухе преподает или помогает этому уроку.

ВАЖНО, ЧТОБЫ УЧАЩИЕСЯ ЗНАЛИ, что НЕ ПОДНИМАЙТЕ, НЕ ПРИКОДЫВАЙТЕ ИЛИ КОРМАТЬ ЖИВОТНЫХ.ТАКЖЕ, ВСЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ МЫТЬ РУКИ С ВОДОЙ ПОСЛЕ ПРИБЛИЖЕНИЯ ОТ ЖИВОТНЫХ — БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ!

Сотрудник школы на открытом воздухе будет рад вывести животных для более пристального изучения и прикосновения.

По завершении рабочего листа соберите группы, чтобы представить свои выводы. Если возможно, попросите учеников присутствовать в вольере с их животными, чтобы у каждого была возможность встретиться и понаблюдать за всеми животными в экологическом центре.

Создание существа (30 минут)

Мы наблюдали различные адаптации, некоторые из которых являются структурными, поведенческими и социальными, необходимыми животному для удовлетворения своих потребностей в пище, тепле, защите и воспроизводстве. Теперь у вас будет возможность применить эти приспособления и изобрести новые, чтобы создать свое собственное животное, которое будет жить в определенной среде обитания, используя предоставленные материалы для поделок. Предложите учащимся использовать природные объекты для создания своих созданий.Покажите группе лист описания среды обитания, в котором описывается конкретная среда обитания, и прочтите несколько выбранных вами вариантов. Пока ученики создают свое существо, они должны думать о следующем:

  1. Описание существа, т. Е. Одноглазый, однорогий, летающий фиолетовый людоед:
  2. Какую пищу он ест, как и как ест.
  3. Как он защищается от врагов.
  4. Как движется существо.
  5. Как остается тепло или прохладно.
  6. Как он находит и / или строит убежище и т. Д.

Дайте каждому ученику Описание среды обитания и дайте волю своему воображению. Важно подчеркнуть эту часть задания, чтобы учащиеся думали о том, что они создают, а не просто создавали монстров, не задумываясь, зачем они их создают.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (10-15 минут)

Соберитесь вместе и предложите детям рассказать о каждом создании и его приспособлениях.

Поощряйте использование рациональных приспособлений в реальной жизни.

Если позволяет время, попросите детей написать описания своих существ и выставить их в Экологическом центре.

Адаптации растений в различных средах обитания — Биология для детей

Что такое адаптации у растений?

Растения приспосабливаются или приспосабливаются к своему окружению. Это помогает им жить и расти. Определенное место или конкретная среда обитания требуют определенных условий, и адаптация к таким условиям помогает растениям выжить.Это причина, по которой определенные растения встречаются в определенных областях. Вы не увидите растущих в Исландии кактусов и высоких деревьев на лугах. Дерево, которое живет в тропическом лесу, погибнет в пустынной местности. Кактус, обитающий в пустыне, не выжил бы в зарослях кувшинок. Таким образом растения адаптируются к окружающей среде и климату. Если среда обитания резко изменится, виды растений должны адаптироваться, иначе они не выживут.

Адаптации растений в разных средах обитания

1.Адаптация растений в пустыне

Пустыня — это засушливая область с нехваткой воды, поэтому у растений там маленькие листья и множество колючек, которые помогают им экономить воду. Листья имеют толстую восковую кожицу, которая помогает удерживать воду в течение длительного времени. Есть растения без листьев, которые хранят воду в своих зеленых стеблях. Корни находятся рядом с поверхностью почвы, впитывая воду до того, как она испарится. Рост медленный, так как растениям не нужно добывать много пищи.

Пример: различных вида кактусов, дерева Джошуа и т. Д.

2. Адаптация растений в тропических лесах

В таких местах жаркий климат, но идут проливные дожди. У растений здесь есть кончики капель и восковые поверхности на листьях, чтобы сбрасывать лишнюю воду. У растений есть опорные корни, которые помогают им держаться на мелководье. Растения обильно растут, и некоторые растения растут друг над другом, чтобы достичь солнечного света. Эти растения собирают дождевую воду через центральный резервуар и имеют на себе волосы для поглощения воды.

Пример: Бромелии, лианы, различные деревья тропических лесов и т. Д.

3. Адаптация растений в лесах умеренного пояса

В таких лесах есть четыре разных сезона и суровые зимы. Эти леса состоят из слоев растений, от очень высоких деревьев до небольших растений, покрывающих лесной покров. Весной в лесных подстилках растут полевые цветы. У большинства крупных деревьев здесь толстая кора, чтобы защитить их от холодных зим. У деревьев широкие листья, которые захватывают много солнечного света. Но зимой эти листья могут утяжелять деревья, поэтому осенью лиственные деревья сбрасывают листья, чтобы минимизировать потерю воды.

Пример: Лишайник, мох, папоротник и т. Д.

4. Адаптация растений на лугах

Их также называют прериями, здесь жаркое лето и холодная зима с ненадежными дождями и множеством засух. У растений здесь глубокие корни, чтобы выжить в пожарах прерий. У некоторых деревьев толстая кора, чтобы выжить при пожарах. Корни уходят глубоко в землю и впитывают воду. У них узкие листья, так как они теряют меньше воды. Мягкие стебли позволяют траве прерий гнуться на ветру.
Пример: трава буйвола, хвоя, лисий хвост и т. Д.

5. Адаптация растений в воде

В водоемах встречаются плавучие растения. У них есть плавающие листья, в которых хлорофилл ограничен только на верхней поверхности зеленого цвета. Ниже красноватый цвет листьев. Подводные листья и стебли помогают растениям двигаться по течению. Корни и корневые волоски отсутствуют, так как нет необходимости впитывать воду. Подводные растения имеют листья с большими воздушными карманами для поглощения кислорода из воды.Некоторые растения также производят плавающие семена.

Пример: кувшинка, лотос, ряска, сальвиния гигантская и т. Д.

Статья по теме: Узнайте больше об основных типах биомов на Земле.

приспособлений для животных | Орегон Си Грант

Программа адаптации животных в Морском научном центре Хатфилда представляет собой 50-минутную лабораторную программу для учащихся 3–12 классов. Учащиеся изучают морские организмы из трех разных сред обитания (песчаный пляж, каменистый берег и устье) и исследуют множество способов их адаптации к своей конкретной среде. Эта лаборатория фокусируется на адаптации нескольких групп морских животных, включая моллюсков, ракообразных и иглокожих. Он исследует, как они различаются в зависимости от того, находятся ли они на песчаном пляже, на каменистом берегу или в эстуарии. Студенты будут работать в небольших группах с различными живыми животными, изучая индивидуальные особенности и то, как эти организмы взаимодействуют с окружающей средой и друг с другом.

Справочная информация

Побережье Орегона состоит из ряда скалистых берегов, песчаных пляжей и устьев рек, на все из которых сильно влияют колебания приливов и отливов.Многие из этих областей находятся в приливной зоне и поочередно затоплены морской водой и подвержены воздействию воздуха, ветра и резких перепадов температуры и солености . Прилив затопляет эти районы холодной, богатой питательными веществами морской водой, принося пищу живущим там организмам в виде планктона и детрита . Отливы часто подвергают эти организмы опасности хищничества и высыхания .

В дополнение к приливным эффектам организмы, населяющие песчаные пляжи и каменистые берега, также должны иметь дело с физическими нагрузками от ударов волн.Из-за этих суровых условий у организмов развились уникальные приспособления, которые не только помогают им выживать, но и процветают в этих условиях.

Адаптация — это физическая или поведенческая черта, которая помогает растению или животному выживать в определенной среде или среде обитания . Хотя многие морские организмы могут быть тесно связаны и иметь много общих характеристик или поведения, каждый имеет свой уникальный набор адаптаций, которые делают его подходящим для конкретной среды.Одним из примеров адаптации к окружающей среде, которым обладают многие морские организмы, является камуфляж , который делает их практически незаметными как для хищников, так и для добычи.

В этой лаборатории мы исследуем различные организмы, обитающие на каменистых берегах, песчаных пляжах и в устье реки, и выясним, как они приспосабливаются к своей конкретной среде.

Большинство скалистых берегов состоят из непроницаемых скал, в которые большинство организмов не может проникнуть в поисках защиты. В результате многие организмы, обитающие здесь, ищут убежища от элементов и хищников, прячась в расщелинах скал или прячутся в твердых панцирях.Обитатели скалистых берегов часто сидят или прикреплены к камням, чтобы противостоять действию волн и сохранять выгодные позиции для питания и размножения. Некоторые примеры обитателей каменистого берега — морские звезды, ракушки, морские рыбки, ежи и анемоны.

Адаптация — Центр водопада

Слышали ли вы поговорку «леопард никогда не меняет пятен»? Эта фраза означает, что невозможно изменить поведение или привычки кого-то или чего-то, но в случае настоящего леопарда его жизнь была бы намного проще, если бы он мог!

Животные

нуждаются в , чтобы адаптироваться к окружающей среде, чтобы выжить.

Хотя леопард не может менять свои пятна, есть другие вещи, которые он может предпринять, чтобы адаптироваться к окружающему миру. Леопарды на самом деле естественным образом сливаются со своей средой обитания , потому что — это адаптация, изменение темноты и света помогает им оставаться скрытыми от лесного подлеска или равнинной травы, ожидая добычу, которая приближается слишком близко.

Некоторые животные могут на самом деле менять окраску, например, заяц на снегоступах, который теряет свою летнюю шерсть, чтобы слиться с снежным зимним пейзажем, чтобы помочь им пережить смену времен года.Однако из-за угрозы изменения климата заяц-снегоступы сталкивается с более высокой смертностью, потому что их шерсть недостаточно быстро меняет цвет.

Вы можете начать это задание с нескольких вопросов, чтобы учащиеся задумались об адаптации.

«Что такое адаптация?»

Изменения, вносимые организмом или биологическим видом, которые помогают ему лучше приспособиться к окружающей среде.

EX. Камуфляж — это способ маскировки, который вид должен использовать, чтобы напугать хищников, защитить их от хищников или помочь хищникам в охоте, смешиваясь с окружающей их средой.

«Как мы адаптируемся к окружающей среде зимой?»

Парки, зимние пальто, зимние ботинки, перчатки и головные уборы помогают людям согреться в холодную погоду.

Вовлечение студентов непосредственно в урок поможет понять значение этого термина и его важность. Студенты могут быть удивлены, узнав, даже если они не исключены из адаптации!

Как только учащиеся поймут, как адаптироваться, вы можете начинать упражнение.

Вам понадобятся разрисованные палочки для мороженого двух цветов, чтобы они действовали как зайцы на снегоступах. Эти палочки от мороженого должны быть коричневыми и белыми, чтобы отражать цвета летней и зимней шерсти зайца на снегоступах. Однако, если у вас нет времени рисовать их, простые и цветные палочки для мороженого будут служить той же цели. Если есть снег, одноцветные «зайцы» будут лучше сливаться со снегом, чем любые ярко окрашенные.

Раздайте ученикам палочки для мороженого, чтобы они спрятались в снегу.

После этого разделите класс на две группы и укажите, какая группа будет собирать только палочки эскимо из коричневого зайца на снегоступах, а какая группа будет собирать только палочки от мороженого из белого зайца на снегоступах. Дайте ученикам примерно 5–10 минут, чтобы найти как можно больше зайцев.

Когда ученик находит зайца-снегоступа подходящего цвета, он должен как можно быстрее вернуться на базу с палкой для мороженого и дать его вам. Студенты могут возвращать только одну палочку для мороженого за раз, что даст больше времени для игры.

Студентам понравится находиться на улице и получить практический опыт работы с камуфляжем, пытаясь самостоятельно определить местонахождение всех зайцев-снегоступов. Это поможет им понять, насколько удивительной может быть адаптация животного или как изменение климата может повлиять на адаптацию животного.

Когда время истечет, соберите учеников и запишите, сколько каждого зайца-снегоступа они нашли. Поощряйте обсуждение со студентами; спросите их, как легко было найти зайцев, резко контрастирующих с их средой.

Если будет снег, зайцев станет больше. Если не будет снега, зайцев-беляков будет легче найти и их будет больше.

Объясните влияние изменения климата на зайцев на основе результатов деятельности. Если бы ученики могли быстро найти зайцев, они бы так же быстро были найдены в дикой природе, по сравнению с теми, которые занимали немного больше времени или оставались скрытыми во время занятия.

Урок адаптации животных | Лаборатории вдохновения

Этот урок адаптации животных идет к Что делать с таким хвостом? Стива Дженкинса и Робина Пейджа.Я разработал урок для первого класса. Это подойдет и для других начальных классов. Я получаю комиссию за покупки, сделанные по партнерским ссылкам в этом посте.

Урок адаптации животных для первого класса

Я создал этот урок адаптации для собеседования, которое я провел как специалист по элементарным наукам. Я провел урок группе первоклассников во время собеседования.

Я практиковал урок в своем внешкольном клубе природы с первоклассниками и четвероклассниками, а также с моим первоклассником (и моим только что исполнившимся пятилетним ребенком).

С чего начать урок адаптации животных

Я начал урок с вопроса — что нужно животным, чтобы выжить?

Студенты отвечают едой, водой, воздухом, убежищем и пространством (или любыми другими словами, которые вы их ранее учили). Вместо укрытия можно было бы сказать «защита от хищников». Вместо места они могли бы сказать «место для жизни» / «комната для роста».

Затем мы поговорим о том, что у каждого животного есть особый способ получить вещи, необходимые для выживания.У них есть части тела, которые могут им помочь. Мы называем эти особенности / приспособления частей тела. Адаптация — это особенность, которая помогает животному выжить.

Далее я представил цель урока. «Мы собираемся поговорить о том, как адаптации разных животных помогают им выжить».

Представьте книгу: что вы делаете с таким хвостом?

Урок основан на книге «Что делать с таким хвостом?» Стива Дженкинса и Робина Пейджа. Книга создана как игра в угадывание.На первой странице крупным планом показаны части 5 разных животных. Сможете угадать, какое животное владеет каждой частью? На следующей странице показаны все животные и рассказывается, что особенного в части каждого животного. Он описывает, почему эта часть является адаптацией. Книга проходит через носы, уши, хвосты, ступни и рты различных животных. Оборотная сторона книги дает еще больше информации о каждом введенном животном.

Прочитать книгу

Читая книгу, обязательно подчеркните, как именно некоторые приспособления помогают животным выжить.Например, как обоняние помогает гиене? Это помогает им находить еду.

Сделайте чтение интерактивным

Я распечатал карточки животных с изображением животного и текстом: «Если вы [имя животного], вы используете свою [часть] для [функции]». Я раздал каждому студенту по одной карточке.

Пока мы читали, я попросил студентов понаблюдать за своими животными. Когда они заметили свое животное, они должны были показать карту животного.

Когда мы были на странице с частями животных, я спросил их, могут ли они заметить своих животных.

Рабочий лист по адаптации животных

После того, как мы прочитали книгу, я дал студентам рабочие листы, чтобы они могли практиковать то, что мы узнали, на их собственных животных.

На первой странице рабочего листа они должны нарисовать часть тела животного, имитируя стиль книги крупным планом. Затем они заполняют бланк: «Что вы делаете с таким _________?»

На второй странице есть место для рисования всего животного. Они снова заполняют пропуски, чтобы описать адаптацию своего животного.

«Если вы ______, вы используете свой ________, чтобы ________. Это помогает моему животному, потому что: ______ ».

Под пробелами находится текст, который помогает им напомнить, что нужно заполнить.

Практика вместе

Прежде чем я позволил студентам самостоятельно выполнять задания, мы потренировались вместе с двумя животными.

Я принес куклу колибри и настоящего мадагаскарского шипящего таракана.

Я воссоздал их рабочий лист на диаграммной бумаге.(Я проводил урок на улице.) Вы также можете проецировать это в цифровом виде на экран.

Я показал им куклу колибри и выбрал клюв в качестве своей звериной части.

У нас есть кукла колибри от Wildlife Artists. Я не могу найти на него ссылку. Вот ссылка на плюшевого колибри из Wild Republic.

Затем мы заполнили пропуски на второй странице. Для чего колибри использует клюв? Пить нектар. Как это помогает птице? Чтобы найти еду.

Мы повторили то же самое для мадагаскарского шипящего таракана. Я ходил вокруг и показывал ученикам шипящего таракана. Я говорил о том, откуда она родом, что сделало ее насекомым и какие у нее особенные части. Мы сосредоточились на дыхальцах.

Дыхальца — это отверстия по бокам таракана. Они дышат дыхательными путями. Одна пара дыхалец особенная. Когда таракан пропускает воздух через эти отверстия, он издает шипящий звук. Самки шипящих тараканов используют это для защиты — для отпугивания хищников.Самцы используют шипение и для общения.

Я добавил на свою первую страницу шипящие дыхальца таракана (дырочки).

Затем мы заполнили вторую страницу. Для чего шипящий таракан использует отверстия / дыхальца? Один студент сказал дышать. Это технически правильно, поэтому мы добавили его в нашу диаграмму. Для чего еще они используют свои отверстия / дыхальца? Они шипят!

Как это помогает выжить нашему шипящему таракану? Чтобы спастись от хищников!

После нашей совместной практики я раздал рабочий лист и дал каждому ученику игрушечное животное.Они могли использовать свое игрушечное животное, чтобы заполнить рабочий лист, или могли выбрать все, что захотят.

Игрушечные животные давали им нечто осязаемое, на что можно было посмотреть и на что можно было ссылаться. Какие части тела вы видите на животном? Как части помогают животному выжить? Выберите одну часть и сосредоточьтесь на ней.

Помимо игрушечных животных или изображений животных, у вас могут быть книги о конкретных животных. Иногда ученики не знали, как части тела помогают животным. Одна ученица выбрала носорога, но она не знала, для чего использовался рог носорога.Наличие книги о носороге позволило бы ей найти дополнительную информацию.

Загрузить рабочий лист

Вы можете скачать рабочий лист для личного пользования или в классе.

Другие виды деятельности с животными

Плакат по исчезающим видам — ​​Узнайте об исчезающих видах и создайте информационный плакат, чтобы научить других.

Задание по рисованию среды обитания животных — Вдохновленные глупой книгой, создавайте среды обитания для разных животных.

Мероприятия на природе на заднем дворе — Эти идеи — отличный способ соединиться с природой прямо на заднем дворе.