5 стратегий поведения в конфликте – 5 .

5 стратегий поведения в конфликте

В жизни нередко случается, что взгляды, мнения, интересы и цели двух людей не совпадают. Даже близкие люди ссорятся и конфликтуют. Стоит ли говорить о конфликтах, которые возникают в рабочем коллективе, где люди трудятся в условиях конкуренции и борьбы за «место под Солнцем».

Общие понятия о конфликте

Для рабочих коллективов конфликты – частое и нормальное явления. Даже если человек честно, добросовестно выполняет свою работу, неконфликтен и добродушен, он может оказаться в эпицентре конфликта. Интриги, сплетни, наговоры, столкновения, скандалы, к сожалению, имеют место практически в любом коллективе.

Конфликт – стрессовая ситуация, несущая в себе как опасности, так и возможности для роста и развития личности. Как в любой стрессовой ситуации, в конфликте индивид действует инстинктивно, по наитию или отыгрывает стандартную, привычную для него стратегию поведения.

Конфликты на работе возникает в случае, когда затрагиваются вопросы компетентности, профессиональности, социального статуса, авторитета, принципов личности или коллектива в целом. Противоречия могут возникнуть между отдельными членами коллектива, неформальными группами, руководителем и подчиненным, руководством и коллективом в целом. 

Стадии развития конфликта

Любой конфликт протекает по определенной схеме, включающей пять стадий:

  • Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Отправной точкой в конфликте служит конфликтный инцидент, повод для конфликта. Кем-то совершается действие/бездействие, влекущее за собой возникновение или обострение социальных противоречий.
  • Осознание конфликта. На этом этапе становится понятно, что временные противоречия, вызванные инцидентом, переросли в продолжительный конфликт.
  • Открытая стадия конфликта. На этой стадии оба противника или один из них переходят к активным действиям, призванным нанести вред противоположной стороне. По сути это «военные действия в миниатюре». Противники разрабатывают тактику и стратегию поведения, составляют план наступления, отступления, привлекают союзников и так далее.
  • Развитие конфликта. На этой стадии конфликт еще больше обостряется, стороны выдвигают друг другу конкретные требования и условия, не разобравшись в сути и причинах конфликта, действуют импульсивно и эмоционально только в своих интересах.
  • Решение конфликта. В зависимости от сложности и масштабности конфликтной ситуации для ее устранения используют следующие методы и средства:
    • организация конструктивной беседы с участием незаинтересованной третьей стороны, имеющей целью нахождение компромисса,
    • привлечение извне или создание комиссий по разрешению конфликтов и споров в трудовом коллективе,
    • привлечение профсоюзных организаций для разрешения конфликта,
    • кадровые изменения (перевод на другую должность, увольнение),
    • составление иска и передача дела на рассмотрение в административный суд.

Лучшим способом разрешения конфликта является беседа, с выяснением предмета спора, причин его возникновения и нахождением решения, но если конфликт очень сложен, не обойтись без судебного разбирательства.

Поведенческие стратегии в конфликте

Выделяют пять стратегий поведения личности в конфликте:

  • Избегание. Выбирая эту стратегию, человек сознательно или бессознательно уклоняется от конфликта, не обостряет ситуацию, но и не предпринимает шагов по нахождению решения.
  • Приспособление. Эта стратегия направлена на пассивное сотрудничество. Субъект уступает противнику, что смягчает конфликт, делает его относительным, скрытым, но все же не решает проблемы, вызвавшей его.
  • Соперничество. Это активная и агрессивная позиция, направленная на принуждение оппонента уступить в споре. Здесь имеют место конкуренция, доминирование и конфронтация.
  • Компромисс.
    Субъектам конфликта удается найти общий язык, достичь взаимопонимания и прийти к общему решению, которое удовлетворяет стороны конфликта лишь частично. Компромисс не решает трудности и не устраняет противоречия полностью, но в некоторых ситуациях он – единственный разумный и гуманный выход из сложившейся ситуации.
  • Сотрудничество. Это идеальный вариант разрешения конфликта, так как удовлетворяются потребности обеих сторон. Это возможно в случае осознания участниками спора ценности отношений, их приоритетности, уважении интересов, прав и свобод друг друга. Субъектам удается не только понять друг друга, но и интегрировать две разные позиции в споре.

Именно в сотрудничестве качественно изменяются взаимоотношения субъектов конфликта, а каждая личность, принимавшая участие в нем, получает возможность роста и развития.

Любой конфликт не бесконечен, рано или поздно он разрешится! Останется его участник в выигрыше или в проигрыше, зависит от умения сотрудничать с окружающими людьми.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

9.5 Стратегии поведения в конфликте

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К.Томасом и Р.Киллменом модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы или интересы противоположной стороны. Оценка интересов в конфликте — это качественная характеристи­ка выбираемого поведения. В модели Томаса—Киллмена она соотно­сится с количественными параметрами: низким, средним или высо­ким уровнем направленности на интересы.

Схематически модель стратегий поведения личности в конфликтней ситуации представлена на рис. 11.

Рис. 11. Модель стратегий поведения в конфликте

Характеристика основных стратегий поведения.

1.Соперничество (принуждение, борьба).«Чтобы я победил, ты должен проиграть»

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего ис­ходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а инте­ресов своего соперника — как низких. Человек пытается заставить других людей принять свою точку зрения во что бы то ни стало,его не интересуют мнения и интересы других. Появляется данная стратегия поведения следующим образом:

    • человек стремиться доказать, что другой не прав;

    • старается перекричать его;

    • требует безоговорочного послушания,

    • призывает на помощь союзников для поддержки.

    Это авторитарная позиция, она является не эффективной, т.к. тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться отсотрудничества. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который ха­рактерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Однако, она может быть целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликт­ной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого ти­па часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т. п. И, во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива, в критической ситуации, которая требуетмгновенного решения.

    2.Уход (избегание конфликта)

    Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интере­сы и интересы соперника и является взаимной. Избегание конфликта проявляется следующим образом:

    • молчание;

    • демонстративное удаление;

    • игнорирование обидчика;

    • переход на «чисто деловые отношения».

    Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся, когда Вы устали, заболели, нет сил или если общаетесь со сложным человеком (силы тратить не рационально). Эффективна эта стратегия и в случае нереалистических конфликтов.

    С другой стороны, уход может привести к непомерному росту проблемы, особенно если учеловека эта привычная стратегия поведения, т.к. проблемы не решаются.

    3. Приспособление (Уступка). «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

    Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухо­да» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, чело­век, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интереса­ми в пользу интересов соперника.Такой человек конфликте проявляет себя следующим образом:

    • делает вид, что все порядке;

    • продолжает действовать, как будто ничего не случилось;

    • ругает себя за раздражительность;

    • подавляет все свои отрицательные эмоции.

    Данная стратегия может быть рациональна, когда предмет разногласий имеет меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной.Однако, постоянно мир любой ценой может быть опасен.

    При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые мо­менты.

    • Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борь­бы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.

    • Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разре­шению конфликта.

    • Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В част­ности, это характерно для конформистской личности. В силу этого стра­тегия уступки может придать конфликту де­структивную направленность.

    При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для раз­решения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к времен­ному «перемирию», является важным этапом на пути конструктив­ного разрешения конфликтной

    studfile.net

    Конфликт. Поведение в конфликтной ситуации

    Цель: ознакомление учащихся с понятием “конфликт”, с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях.

    Задачи:

    • формирование представления о сущности конфликтов, о естественности их возникновения в повседневной жизни;
    • помочь осознать собственную стратегию поведения в конфликтных ситуациях;
    • формирование навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.

    1. Введение

    Беседа “Поговорим о конфликтах”

    • Какие причины возникновения конфликта?
    • Всегда ли конфликт – это плохо?
    • Можно ли жить без конфликтов?
    • В чем отличия понятий “спор” и “конфликт”?
    • Найдите доказательства или опровергните убеждение “В споре рождается истина”.
    • Какие способы решения конфликта вы знаете?

    Невозможно представить себе жизнь любого человека без конфликтов, свободную от каких-либо серьезных переживаний, разногласий, недопониманий. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неизбежны, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопутствуют нам на протяжении всей жизни.

    Конфликт в отличие от спора имеет более обостренное, часто до предела обостренной противоречие.

    Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

    Необходимо выбрать определенную стратегию поведения в конфликте, которая бы отражала Ваше отношение к данной ситуации. Таким образом, надо ответить на свой же поставленный вопрос: “Как конфликт может повлиять на мое течение жизни? Если я буду участвовать в нем, я что-то получу или, наоборот, потеряю?” Только поэтапно ответив на эти вопросы, поразмыслив, Вы можете сделать выбор, от которого зависит, будет ли конфликт продолжительным и обременительным или он так же быстро закончится, как и начнется.

    2. Упражнение “Два барана”

    Цель: выявить ведущую стратегию поведения в конфликте

    Перед выполнением упражнения на полу раскладываются листы А4 формирую узкую дорожку. Выбираются двое учащихся, которые становятся по разные стороны дорожки, друг напротив друга

    Инструкция учащимся: “Представьте, что вы стоите на разных берегах и вам нужно перейти по мосту на другую сторону. Вы одновременно начинаете движение”.

    Учащиеся решают конфликт как им перейти на середине моста. По итогам делаются выводы о стратегии.

    3. Стратегии поведения в конфликте.

    В конфликте каждый участник оценивает и сравнивает свои собственные интересы и интересы оппонента, анализируя ответы на следующие вопросы: что я могу  выиграть, а что потерять, так ли важен предмет спора моему противнику. Базируясь на своих ответах, он отдаст предпочтение той или иной стратегии поведения (уход, компромисс, уступка, сотрудничество или принуждение). Часто отражение этих интересов происходит на подсознательном уровне, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии очень эмоционально и непредсказуемо.

    Важное место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает значимость для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного соперника межличностные отношения с другим соперником (дружба, партнерство, любовь и т.д.) безразличны, то его поведение в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, если субъект ставит превыше всего межличностные отношения, то, как правило, это является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

    Одна из типологий рассматривает стратегии взаимодействия как двумерную модель:

    ориентация на собственные интересы, их удовлетворение ориентация на интересы  другого человека,  оказание помощи в их удовлетворении

    Выделяют пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения. Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации.

    1. Соперничество — ориентация на свои интересы, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируются, абсолютно не учитываются. Это активный индивидуальный тип поведения. Соперничество может приводить к доминированию, к выигрышу, победе одного участника конфликта над другим. В то же время в нем проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интересы, позицию, точку зрения.

     2. Сотрудничество — одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. При этом для участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений. Сотрудничество протекает в форме активной совместной деятельности, а любое предложение по разрешению конфликта предполагает интеграцию интересов всех возможных участников. Интересы одной стороны не могут быть удовлетворены без удовлетворения нужд другой. В ситуации сотрудничества обе стороны остаются в двойном выигрыше: удовлетворяют интересы и развивают взаимоотношения. Эта стратегия, в отличие от остальных, требует больше временных затрат, так как необходимо изучить внутренние позиции всех участников, а затем последовательно их обсудить. Сложность заключается в том, что трудно выявить истинные потребности и выработать альтернативы, устраивающие все стороны.

    Сотрудничество является адекватным типом поведения тогда, когда решение проблемы важно для всех сторон, а конфликт для его участников всего лишь эпизод в долгосрочных отношениях, стороны исходят из того, что впереди предстоит работа над долгим проектом и т. п. (Пример, когда в споре действительно рождается истина, а не ссора.)

     3. Компромисс — половинчатая стратегия. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. Компромисс затрагивает более поверхностные уровни, чем сотрудничество, поскольку обсуждаются в основном внешние позиции, без выявления глубинных нужд и интересов. Часто решение принимается исходя из приемлемости варианта для обеих сторон, поскольку полное удовлетворение интересов невозможно. Этот тип поведения предполагает равноценное применение индивидуальных и совместных, активных и пассивных действий.

    Чаще всего компромисс продуктивен тогда, когда обе стороны имеют противоположные интересы и им надо быстро принять решение или их устраивает временное соглашение.

    4. Избегание как стратегия поведения демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы. При этом участник отказывается как от достижения результата, так и от продолжения взаимоотношений. Таким образом, избегание является индивидуальной пассивной стратегией. Это просто временный или постоянный выход за рамки конфликта, но может приводить к тому, что ответственность за дальнейшие действия автоматически перекладывается на другую сторону.

    5. Приспособление — это прежде всего отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека. Здесь результатом взаимодействия является не достижение реальной цели, а сохранение взаимоотношений, которые имеют значительно большую ценность для участника конфликта, избравшего приспособление. Действия этого типа поведения оцениваются как совместные пассивные. Человек действует совместно с другим человеком, соглашаясь выполнять его требования.

    Приспособление целесообразно в тех случаях, когда проблема для одного участника конфликта незначима или его доминирующей потребностью является сохранение мира и дружеских отношений, а для другого исход конфликта намного важнее. Общемировые тенденции гуманизации общества, управления производством, образованием свидетельствуют о том, что особую ценность приобретает готовность сотрудничать с окружающими, налаживать совместную деятельность, находить компромиссы.

    4. Беседа “Правила поведения в конфликтных ситуациях”

    • Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?
    • Как можно разрешить конфликт, не ущемляя права и чувств достоинства всех людей, задействованных конфликте?
    • С какой целью создаются правила поведения?
    • Какие правила решения житейских конфликтов существуют в вашей семье?

    5. Решение конфликтов ситуаций

    Учащиеся составляют способы решения конфликтов.

    Ведущий предлагает участникам ознакомиться с “Беспроигрышным методом решения конфликтов”

    1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.
    2. Постарайтесь найти как можно больше вариантов решения конфликта.
    3. Дайте оценку всем вариантам и выберете тот, что наиболее соответствует интересам всех конфликтующих сторон, договоритесь действовать в соответствии с ними.
    4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
    5. Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели

    7. Заключительная часть

    — Какие качества помогают легко решать возникающие конфликты? (Учащиеся составляют список)

    Возможные варианты ответа:

    • Умение слушать собеседника.
    • Умение воспринимать критику.
    • Уважение.
    • Тактичность.
    • Самоконтроль.
    • Отзывчивость.

    Мини-сценки “Решение конфликтов”

    Для выполнения упражнения группу необходимо разделить на подгруппы по 3-4 человека.

    Инструкция для учащихся: “Каждая команда сейчас должна привести пример одного из типичных житейских конфликтов и разыграть сценку, в которой этот конфликт будет решаться на основе “Беспроигрышным методом решения конфликтов””.

    Примеры могут быть такими:

    — Твой брат играет за компьютером уже второй час, а тебе срочно нужно сделать доклад по предмету.

    — На контрольной работе сосед по парте просит тебя решить ему контрольную работу, но ты сам не успеваешь по времени решить все задание своей работы.

    — Сегодня твоя очередь убирать в классе, а ты очень спешишь на занятия в спортивной секции, но классный руководитель настаивает на том, чтобы ты задержался.

    8. Подведение итогов

    Презентация

    urok.1sept.ru

    Методическая разработка занятия для студентов «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

    Занятие с элементами тренинга ДЛЯ студентов

    «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

    Цель: познакомить с популярными стратегиями выхода из конфликтных ситуаций.

    План занятия

    1.Приветствие. Упражнение активатор «Запретные слова»

    2.Мини лекция «Конфликты. Способы выхода из конфликтных ситуаций».

    3.Тест «30 пословиц»

    4. Продолжение лек

    5. Упражнение «Достойный ответ»

    6. Рефлексия.

    Ход урока

    Упражнение «Запретные слова».

    Ведущий выступает в роли журналиста, поочередно задает каждому ученику вопросы любого содержания, на которые требуется отвечать. При этом вводится дополнительное условие: в ответах можно пользоваться любыми словами, кроме «да», «нет», «не знаю». Тот, кто употребит запретное слово, становится водящим. После окончания упражнения – обсуждение.

    Мини-лекция «Конфликты. Способы выхода из ситуаций»

    Психолог напоминает о том, что такое конфликты. Обращает внимание, что если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.

    Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову».

    Конфуцианство: «Не делай другим того, чего не хотел бы от других».

    Индуизм: «Не делай другому того, от чего больно тебе».

    Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».

    Джайнизм: «В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

    Иудаизм: «Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе».

    Сикхизм: «Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны».

    Даосизм: «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

    Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой».

    Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

    Такие нормы человеческого сознания и поведения еще называют толерантными.

    Далее педагог приводит классификации типов конфликтов и знакомит участников со способами выхода ситуаций, ссылаясь на сетку Томаса.

    hello_html_m4fbcf371.png

    После знакомства с сеткой К. Томаса участникам предлагается провести тест на определение их способа поведения в конфликтных ситуациях. Можно провести тест Томаса, а можно – тест, предложенный Г. Б. Мониной и Е. К. Лютовой-Робертс «30 пословиц», который обычно нравится участникам.

    «ТЕСТ 30 ПОСЛОВИЦ»

    Бланк теста «30 пословиц»

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    Тест

    1. Худой мир лучше доброй ссоры.

    2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.

    3. Мягко стелет, да жестко спать.

    4. Рука руку моет.

    5. Ум хорошо, а два лучше.

    6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.

    7. Кто сильнее, тот и прав.

    8. Не подмажешь – не поедешь.

    9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

    10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.

    11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.

    12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

    13. Убивай врагов своей добротой.

    14. Честная сделка не вызывает ссоры.

    15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

    16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.

    17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

    18. Добро слово победит.

    19. Ты – мне, я – тебе.

    20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.

    21. Кто спорит – ни гроша не стоит.

    22. Кто не отступает – тот обращает в бегство.

    23. Ласковый теленок двух маток сосет.

    24. Кто дарит – друзей наживает.

    25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.

    26. Лучший способ решить конфликт – избежать его.

    27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    28. Кротость торжествует над злом.

    29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

    30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

    Инструкция к тесту: «Представьте себе, что вы – экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему – 4 или 5. Оценка 3 не должна использоваться вовсе.

    Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру «экзамена». За советами обращаться к вам не рекомендуется по вашему положению экзаменатора – оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже».

    После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам. Тренер, перед тем как зачитает интерпретацию, напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим участникам.

    Интерпретация

    1-й тип – «черепашка». У людей такого типа — большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.

    2-й тип — «акула». Для людей этого типа главное — их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»), Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» – надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для «коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести Коллектив из сложной ситуации.

    3-й тип – «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут; Полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для; них наиболее важным оказываются человеческие отношения.

    4-й тип – «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь – не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.

    5-й тип – «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

    Продолжение лекции

    Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.

    1. Соперничество – «акулы» – это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.

    2. Сотрудничество – «совы» – это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим» и т. п.

    Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

    3. Компромисс – «лисы» – это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и туже должность).

    Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

    4. Избегание – «черепашки» – это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.

    5. Приспособление – «медвежата» – представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания – сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.

    Стратегия приспособления может применяться, если:

    • вас не особо волнует случившееся, а предмет разногласия для вас не важен;

    • вы осознаете, что правда на вашей стороне;

    • вы чувствуете, что ваши шансы на победу минимальны;

    • вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать собственную позицию.

    Понятно, что ни одна стратегия поведения в продуктивном конфликте не может считаться лучшей, поэтому важно научиться эффективно использовать каждую из них, учитывая обстоятельства и ситуацию.

    Упражнение «Достойный ответ»

    Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

    Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Например:

    – Ты слишком высокого мнения о себе.

    – Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

    – Ты никогда никому не помогаешь.

    – Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

    – Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

    – Почему ты на всех смотришь волком?

    – С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

    – Ты как не от мира сего.

    – У тебя такой страшный взгляд.

    – С тобой бесполезно договариваться о чем-либо.

    – Ты все равно все забудешь.

    – У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

    – Посмотри, на кого ты похожа!

    – Ты слишком много болтаешь ерунды.

    – Что ты вечно на всех кричишь?

    – У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

    – Ты слишком плохо воспитана.

    Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого – достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

    Рефлексия

    Тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.

    infourok.ru

    Конфликты и стратегии поведения в них

    Конфликтом называется отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В конфликты так или иначе вступают все люди и при этом почти каждый день. Учитывая это, изучение стратегий поведения в них их является крайне важным для любого человека. Это поможет не только получать желаемое, но и помочь в достижении этого другой стороне.

    Прежде чем изучить стратегии поведения в конфликтах, разберемся, являются ли они губительными по своей сути.

    Так ли опасен конфликт?

    На этот счет существуют разные точки зрения. Мы все привыкли думать, что конфликт — это однозначное зло. Но это правда лишь в том случае, если обе стороны не желают достичь компромисса. Стивен Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей» пишет о возможных вариантах любого конфликта. Губительными являются стратегии «Проиграл — Проиграл», «Проиграл — Выиграл» и «Выиграл — Проиграл». Во всех них имеется наличие проигравшей стороны. А в одном («Проиграл — Проиграл») стороны настолько принципиальны, что готовы проиграть, лишь бы другая не выиграла. Также губительна стратегия, при которой человек нарочно уступает в конфликте, лишь бы уладить его.

    Конечно, самой эффективной стратегией является «Выиграл — Выиграл». Это сложный процесс, который предполагает взаимное участие ради взаимной выгоды. Во многих сферах бизнеса такой идеальной ситуации удается достичь, потому что обе стороны умеют считать деньги и понимают, что вражда может погубить обе. Бизнесмены — достаточно разумные люди и поэтому всегда применяют данную стратегию. Однако если речь идет о бытовых либо других конфликтах, эмоции зачастую берут верх над здравым смыслом.

    Конфликты неизбежны и это стоит понимать. Однако очень часто ситуацию можно повернуть таким образом, что она станет даже лучше, чем была до конфликта. Повторимся, что в этом случае необходимыми условиями являются снижение эмоционального накала и желание найти даже не компромисс (потому что это является формой стратегии «Проиграл — Проиграл»), а решение, при котором обеим сторонам не придется уступать.

    Поэтому не бойтесь конфликтов. Естественно, ваш оппонент может быть заранее настроен принципиально, но даже в этом случае можно найти хорошее решение. Мы предложим вам стратегии, которые пригодятся даже в самых сложных случаях.

    Стратегии поведения в конфликтах

    1

    Снижение эмоционального напряжения

    Отделите людей от проблемы. Оппонент изначально считает, что если вы не согласны с его точкой зрения, значит полностью не принимаете его как личность? Убедите человека в том, что ваше отношение к нему и к проблеме — вещи не связанные между собой.

    Данная стратегия идет первой неспроста. Именно эмоциональное напряжение не дает ни одной из сторон объективно оценить ситуацию. Слишком много внутренних раздражителей и барьеров находится в оппонентах — они сужают предмет спора настолько, что люди начинают спорить и конфликтовать по инерции, переходят на личности, оскорбляют друг друга. Поэтому, прежде всего, приложите все усилия для того, чтобы между вами и вашим оппонентом не было напряжения. Любой человек неразумен, когда преобладают негативные эмоции.

    Можете использовать юмор. Он имеет расслабляющий эффект и позволяет оппоненту осознать, что проблема не настолько серьезна, чтобы цепляться за нее всеми силами (даже если она и правда серьезна). Причина, по которой возник конфликт, может быть просто смехотворна. Если так, укажите на это с юмором. Оппонент может смотреть на ситуацию слишком крупным планом, шутка же отодвинет его «внутреннюю камеру» и позволит посмотреть на ситуацию в целом.

    Изучайте психологию для того, чтобы держать свои эмоции под контролем, а также научиться влиять на другого человека.

    2

    Уточнение предмета спора

    Многие конфликты случаются из-за недопонимания. В процессе спора может оказаться, что вы вместе с оппонентом говорите совершенно о разных вещах. Поэтому прежде чем начать аргументировать свою позицию, проясните, о чем конкретно идет речь.

    Правильная постановка вопроса может помочь не дать разгореться конфликту. При этом даже если проблема уточнена участниками, все равно может оказаться, что стороны ее неправильно интерпретируют. Попытайтесь выяснить до конца, как именно понимает проблему ваш оппонент, прежде чем ввязываться в конфликт.

    3

    Задавайте наводящие вопросы

    Ваша основная цель — привести человека к осознанию слабости его позиции. Но это нужно делать ненавязчиво, чтобы не ранить достоинство. Обычно люди цепляются за свою точку зрения только потому, что это покажет их слабость и ущемит эго. Вот примеры таких вопросов:

    • Почему…?
    • Вы ведь наверняка не хотите, чтобы…?
    • А что, если предположить…?
    • Насколько я понял, вы…?
    • Вы имеете в виду…?

    Помните, что наводящих вопросов не должно быть слишком много, иначе человек сочтет это за манипуляцию. Не используйте нечестные приемы, потому что даже если вы победите, это не принесет вам долгосрочной пользы.

    Наводящие вопросы, при правильном их применении, достигают одного важного момента: они как бы объединяют конфликтующие стороны, те начинают видеть одну цель.

    4

    Займите позицию вашего оппонента

    Конечно, здесь стоит сразу сказать, что сделать это вы должны искренне. Выясните мотивы и попытайтесь понять точку зрения визави. Если выяснилось, что вы неправильно что-то поняли, извинитесь перед оппонентом. Извинение вообще является хорошей стратегией в любом споре, потому что после него человек способен тоже идти на уступки.

    Дело не только в переубеждении, но и в том, что таким образом вы сможете увидеть слабые позиции своих доводов. Вы не всегда можете оказаться правы. Но даже если твердо уверены в правоте, все равно прислушайтесь к точке зрения оппонента.

    5

    Используйте метафоры и объективные критерии

    Метафоры позволяют посмотреть на ситуацию иначе, к тому же помогают временно избежать слов, которые стороны понимают по-разному. Метафоры наглядны, понятны и могут показать правильную аналогию, связанную с проблемой.

    Объективные критерии имеют как свои достоинства, так и недостатки. Недостатком является то, что они слишком широко рассматривают проблему, однако это же можно считать и их достоинством. Иногда обе стороны так увлечены частностями, что не способны понять предмет спора.

    Желаем вам удачи в эффективном разрешении конфликтов!

    4brain.ru