Стиль воспитания это – Стиль воспитания — это… Что такое Стиль воспитания?

Содержание

Стиль воспитания — это… Что такое Стиль воспитания?


Стиль воспитания
— стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых (демократический — авторитарный), количеством запретов (ограничительный — попустительский) и т.п. Влияние С. в. на развитие личности ребенка изучалось многими исследователями, особенно — в русле теории социального научения. Так, например, было показано, что крайне неблагоприятен С. в., сочетающий эмоциональную холодность с попустительством. Подобный С. в. с высокой вероятностью приводит к нарушениям в развитии личности и кдевиантному поведению. А.Л.Венгер

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Стилистические системы
  • СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

Смотреть что такое «Стиль воспитания» в других словарях:

  • Авторитарный стиль воспитания — См. Стили воспитания детей. Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Демократический стиль воспитания — стиль педагогического взаимодействия, при котором между педагогом и воспитанником (обучаемым) распределяются полномочия в отношении проблем обучения, организации деятельности и т. д …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Стиль — метод, совокупность приемов педагогической деятельности, поведения, например, стиль обучения, стиль воспитания. (Г) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • стиль — 1) я, м. 1. Совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления или индивидуальную манеру художника в отношении идейного содержания и художественной формы. Романтический стиль в литературе. Русский оперный стиль …   Малый академический словарь

  • Стиль — (гр. – стерженек для письма) – это совокупность черт, манер, вкусов, привычек, типичных для поведения и деятельности одного человека, отличающая его от другого. Существует «стиль письма», «мышления», «стиль управления», «стиль жизни человека или… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • стиль — и   I.   Разновидность языка, закрепленная за определенной социально коммуникативной сферой и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка лексикой, грамматикой, фонетикой. Традиционно в современных развитых национальных языках… …   Учебный словарь стилистических терминов

  • Стиль отношений педагога с учащимися

    — целенаправленная взаимообусловленная система использования средств, способов и методов взаимодействия с учащимися, реализующая опр. концепцию, отражающую внутр., личную позицию педагога в ориентации на учащихся. Стиль отношений (С. о.)… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — устойчиво воспроизводимые отличительные черты общеНия, бытового уклада, манеры поведения, привычки, склонности и т. п., свойственные к. л. человеку или группе людей и выявляющие своеобразие их духовного мира, направленность жизни личности через… …   Словарь по этике

  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — – фиксирует определенный тип поведения личности ребенка, подростка, молодого человека (воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности), ее динамические характеристики. Конкретизируя более общее понятие “образ жизни”, С.ж. акцентирует… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Стили воспитания детей

    — Различные способы взаимодсействия родителей со своими детьми. Стили воспитания можно подразделить по степени их требовательности к ребенку (т. е. установлению высоких стандартов и требований послушания родителями и/или отзывчивости и уважения к… …   Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей, Джон Готтман. Эта книга руководство для родителей, которые хотят помочь своим детям научиться регулировать свои эмоции. Каждый родитель знает, как важен интеллект ребенка: безнего не преуспеть в школе и в… Подробнее  Купить за 361 грн (только Украина)
  • Искусство воспитания послушного ребенка, Анн Бакюс. О чем эта книга О том, как: • Установить разумные границы поведения для ребенка • Помочь ему соблюдать их, не прибегая к наказанию • Сформировать у ребенка хорошиепривычки • Предупреждать… Подробнее  Купить за 304 руб
  • Воспитание ребенка от 1 года до 3 лет. Перезагрузка, Филоненко Елизавета. Многие задаются вопросом: как не повторить ошибок наших родителей? Часто мы прекрасно помним, что было не так в нашем воспитании, и надеемся, что у нас получится лучше. Однако настает момент,… Подробнее  Купить за 250 руб
Другие книги по запросу «Стиль воспитания» >>

psychology_pedagogy.academic.ru

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.

Стиль семейного воспитания — это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

{module [57]}

Характеристика стилей семейного воспитания  

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания:  авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка. 

Авторитарный стиль семейного воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской  любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя  либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. 

Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя. 

Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей. 

Либерально — попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», «Нельзя», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно», что «неправильно». Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка. 

Каким вырастит ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные  взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием.  Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.  

Интересные статьи:

ПОВЕДЕНИЕ: степень влияния наследственности и воспитания на агрессивное поведение детей и взрослых. 

Если ребенок кусается: причины, что делать, как отучить его от кусания, мнение психолога — видео.

Причины выпадения волос у женщин — средства лечения: причины, профилактика, лечение, как вернуть волосы.

Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии.  Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. 

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Каким вырастит ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания

Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации. 

Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будет бояться сделать что-то не так, ошибиться. 

Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными. 

Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них. 

Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания — формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают «маменькиными сынками».

Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе. 

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками. 

Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания 

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе.   У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям. 

Подростки часто имеют проблемы с законом. 

Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную  неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.  

Каким вырастит ребенок при хаотичном стиле воспитания

Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений. 

Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают  его нужды и потребности.  Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. 

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка. 

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия. 

Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.

Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. 

Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.

Демократический  стиль воспитания, как утверждают многие психологи,  является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Какой бы из вышеперечисленных стилей  вы не избрали, воспитывая, учитывайте тип темперамента ребенка.

Мы описали основные стили семейного воспитания, но практика в Центре психологической помощи семье позволяет выделить еще  ряд типов неадекватного отношения матери к ребенку.

Устименко В.Н. Попустительский стиль семейного воспитания — семьи группы риска. 

 

Стили семейного воспитания и их характеристика по типу «материнского» отношения к ребенку:

Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу

Мать требует от подростка постоянного внимания к себе, заботы. Мать постоянно вмешивается в личную жизнь сына, ограничивает контакты со сверстниками и сверстницами, стремиться быть в курсе его личной и интимной жизни. От матери часто можно услышать недовольство по поводу того, что сын стремится отдалиться от неё, избегает общения. В менее грубой форме подростку присваивается роль «главы семьи».

Гиперопека и симбиоз

У матери наблюдается стойкое желание удержать, привязать ребёнка к себе, ограничить его самостоятельность из-за страха возможного несчастья с ребёнком в будущем. В психологии подобное отношение называется комплексом «умной Эльзы». Мать преуменьшает реальные возможности и способности ребенка, что приводит к ограничением и максимальному контролю, желанию сделать всё за ребенка, чтобы оградить его от мнимых несчастий в будущем. 

Воспитательный контроль посредством лишения любви

Характеризуется подобный стиль воспитания в демонстрации ребёнку или подростку отношения «Что он не нужен такой, мама его не любит таким» при любом нежелательном поведении, непослушании, недостаточную, по мнению родителей, школьную успеваемость, навыки и достижения.

Свое недовольство родители как правило прямо не выражают, не проговаривают, не пытаются объяснить ребенку, почему он сделал что-то не так. Родители просто перестают разговаривать с ребёнком, игнорируют, говорят о нем в третьем лице. 

У гипертимных подростков подобное отношение к нему родителей порождает бессильное чувство гнева и ярости, вспышки агрессии. Подросток подобным поведением хочет доказать свое существование, внедриться напролом в семейное «Мы». Родитель из-за чувства страха перед агрессией идет на мировую, либо путем ответной агрессии (оплевух, побоев) пытается преодолеть созданную им стену отчуждения.

Гипертимность — это стойкое приподнятое настроение, жизнерадостность, сопровождающееся личной и профессиональной активностью, повышенной социализацией.  

У сензитивных детей или подростков подобное отношение родителей формирует глубокое чувство одиночества, собственной ненужности. Чтобы вернуть любовь родителей ребёнок вынужден ограничивать собственную индивидуальность, поступаться чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Таким образом родители добиваются послушания путем обесценивания личности ребенка.

Воспитательный контроль, путем вызывния чувства вины

На ребёнка, нарушившего запрет навешивается родителями ярлык «неблагодарный», «доставляющий любимой маме столько огорчений», «предавший родительскую любовь» и т.п. В будущем подросток под постоянным страхом оказаться виноватым  перед неблагополучием родителей вынужден сковывать собственную самостоятельность и инициативу. 

Стили семейного воспитания — книги

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

2. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.

3. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с.

4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2007

5. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.


 

sad-sosenka.ru

Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

Авторитарный стиль

Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.

Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

Либеральный стиль

Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.

Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.

У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.

Индифферентный стиль

Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.

Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

image1.jpeg

Рекомендации

Анализ стилей воспитания показывает, что авторитетный стиль — наиболее благоприятный для формирования гармоничной личности. Самое главное при его использовании – обозначить границы еще в раннем детстве.

Либеральный стиль может показаться привлекательным тем родителям, что радеют за свободу и независимость ребенка, но на деле он не приносит должного результата.

А вот индифферентного и авторитарного стилей надо избегать…

Итак, знания о многообразии стилей воспитания подразумевают их эффективное и своевременное использование. В любом случае детям необходима душевная теплота, эмоциональное общение, понимание и приятие.

Любите своих детей, будьте внимательны к ним и соблюдайте баланс между строгостью и добротой.

Автор: Екатерина Головина

image1.jpeg

Высокая личностная тревожность может значительно затруднять учебную деятельность ребенка и его социальные контакты. Пройдите тест, созданный специалистами портала Я – родитель и оцените уровень тревожности своего ребенка.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

Консультация на тему: Стили воспитания в семье

  1. Стили воспитания в семье

Стиль воспитания (общения) в семье – это совокупность частных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для развития ребенка и его подготовки к общественной жизни. В основном рассматривается преобладающий тип родительского влияния на ребенка, но при этом необходимо учитывать: кто из членов семьи доминирует и как он доминирует, а также значимость влияния какого-либо члена семьи на ребенка. Однако, часто можно наблюдать разногласия супругов по отношению к одному и тому же поступку ребенка, которые формируются в зависимости от стилей отношения между родителями.

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

2.1 Авторитарный стиль воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Родители отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимание на мнение детей и не признавая возможностей компромисса. В таких семьях высоко ценится послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание всегда наказывается, часто физически. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считая нужным как то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. 

Тот факт, что в прошлом многие люди в Германии последовали за Гитлером, приписывают тому, что они воспитывались в условиях авторитаризма, который требовал от них беспрекословного подчинения. Таким образом, родители как бы «создали условия» для Гитлера.

Влияние авторитарного стиля воспитания на характер ребенка 

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. 

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. Дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными[1], неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Авторитарный стиль воспитания делает одних детей безвольными и неуверенными, а в других он порождает агрессивность. Первые не делают попыток научиться самостоятельно принимать решения и «ломаются» как личность. Вторая категория детей из семей с авторитарным стилем воспитания с возрастом приобретает большое количество негативных черт характера: неумение идти на компромисс, конфликтность, жестокость и агрессию.
  Родительский диктат сказывается на неумении детьми решать конфликты путем обсуждения. Чаще всего с возрастом они приемлют лишь силовой способ решения проблемы.

Влияние авторитарного стиля воспитания на адаптацию в обществе
Дети из семей с авторитарным стилем воспитания имеют низкую самооценку. Они не могут быть инициаторами какой-нибудь положительной деятельности. Вдобавок к этому особенность спонтанного действия и неуравновешенность делает таких детей по мере их взросления опасными для общества.
   Единственное, что может удержать воспитанного в атмосфере «домашней диктатуры» человека от совершения антиобщественных действий, – страх перед наказанием, но это характерно лишь для малышей и подростков. С возрастом такой страх проходит.

2.2 Попустительский стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на их внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют метод наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж[2].

При попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», «Нельзя», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Такие родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно», что «неправильно». Родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют чересчур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на критику в свой адрес, при этом у них всегда кто-то виноват. Они не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть всё время на виду, и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Нередко родители таких детей говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не происходит. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

 Влияние попустительского стиля воспитания на характер ребенка 

Младшие школьники из таких семей не любят ни умственный, ни физический труд. Во время урока они очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Они могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством.

Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия. Исследования показали, что существует связь между попустительским воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью.
   Так как детей не научили контролировать себя и следить за своим поведением, то у таких детей меньше шансов развить чувство самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у них желание самим установить какой-либо надзор, поэтому они “прилагают много усилий для установления контроля над своими родителями и пытаются добиться от них контроля над собой”.

Влияние попустительского стиля воспитания на адаптацию в обществе
   Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей к тому, что они становятся “уязвимыми и неспособными противостоять ежедневным проблемам, что мешает ребенку в полной мере участвовать в жизни общества”. А это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки. Не имея высоких целей и надежд, дети обычно с трудом контролируют свои импульсы, они проявляют незрелость и не желают брать на себя ответственность”.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

2.3 Демократический стиль воспитания

      Для демократического стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Демократические родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от родителей попустительского стиля, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. 
      Родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей и при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. “Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские”. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.
       У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств. Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам.
   Демократические родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их. В общем, для этого стиля воспитания характерно взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество.
 
     Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. 
Более того, в отличие от других детей они лучше приспособлены к жизни.

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. 

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка. 

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

В семьях с демократическим стилем воспитания родители поощряют детскую самостоятельность и личную ответственность. Взросление ребенка происходит в атмосфере взаимопонимания и эмоциональной поддержки. Дети знают, что в них верят. Тем самым они стараются оправдать доверие родителей и достичь лучших результатов.

Влияние демократического стиля воспитания на характер ребенка
     По данным исследований, дети демократичных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к руководству и интересу к вере в Бога, исповедуемой родителями. Они уважают авторитеты, ответственны и контролируют свои желания. Эти дети более уверены и ответственны, поэтому вероятность злоупотребления ими наркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность быть вовлеченными в преступную деятельность. У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности.

Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. Так как демократичный стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью, то его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети. У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни.

Ключевыми чертами их характера являются уверенность в себе, ответственность, умение обсуждать сложные вопросы.

Влияние демократического стиля воспитания на адаптацию в обществе
Дети из семей с демократическим стилем воспитания, как правило, хорошо учатся, умеют строить отношения со сверстниками, не подвержены негативному влиянию со стороны других. Они неагрессивны, осознают свои цели и объективно оценивают возможности, поэтому могут добиться в жизни больших успехов.

Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

2.4 Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

 Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
      Лежащее в основе гиперопеки стремление матери «привязать» к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и прежде всего ее страх одиночества, или более широко — страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке.
   Другой распространенный мотив гиперопеки — существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие.
Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство из которых на поверку оказываются плодом мнительного воображения родителей.
   Гиперопеку, обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка. 
   Еще одна причина гиперопеки — инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому. 
Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него — одевать, кормить, умывать, а по сути — жить вместо него. Жесткое следование режиму, страх отступить от правила – все это проявления чрезмерных страхов родителей, которые зачастую оборачиваются невротизацией и детей, и самих взрослых.
  Взрослые всегда спешат. Маме некогда ждать, когда малыш натянет колготки или застегнет пуговицы, ее раздражает, что он долго сидит за столом и размазывает по тарелке кашу, обливает себя молоком, не умеет толком умыться и вытереть руки. И не обращая внимания на то, как ребенок пусть пока еще и неловко, но упорно старается просунуть пуговицу в петлю, настойчиво пытается справиться с непослушным мылом, отстраняет его руки: «Дай я сама сделаю, как следует». Стремление сделать все за ребенка проявляется и в том, как взрослые играют с ним. Малыш пытается собрать пирамидку, но у него не получается надеть колечко на стержень, он хочет открыть коробку, но крышка «не слушается» его, он пытается завести ключом машинку, но ключ «не хочет» поворачиваться в отверстии. Ребенок сердится, бежит к маме. И заботливая мама, вместо того, чтобы похвалить его за старание, поддержать и терпеливо помочь ему вместе справиться с трудностями, сама собирает, открывает, поворачивает.
  В сущности, за стремлением делать все за ребенка скрывается недоверие к его возможностям. Взрослые откладывают воспитание самостоятельности на будущее, когда малыш подрастет: «Сделаешь сам, когда вырастешь». А когда он подрастает, вдруг оказывается, что он ничего не умеет и не хочет делать самостоятельно. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях или детском саду! Одни сами открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают на себя курточки и сапожки, радостно бегут на прогулку, другие безучастно сидят на банкетке и ждут, пока их оденет воспитатель. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые накормят, умоют, уберут, предложат интересное занятие – вот следствие гиперопекающего стиля воспитания, который формирует у ребенка общую установку на жизнь не только в семье, но и в боле широком социальном контексте.  

 Гиперопека может обернуться и другой крайностью. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным. Многие жалобы родителей на негативизм, упрямство, строптивость малышей, которые наиболее ярко проявляются к концу раннего возраста, в период кризиса 3-х лет, обусловлены непониманием взрослыми стремления ребенка взрослеть. В старших возрастах эти качества могут закрепиться, стать устойчивыми чертами личности.  Главная неблагоприятная роль гиперопеки — передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой.
    В большинстве случаев родители довлеют над своими «чадами» на протяжении всей жизни, что способствует развитию инфантилизма (сохранению у взрослых психических черт, свойственных детскому возрасту). Проявляется в незрелости суждений, эмоциональной неустойчивости, нестабильностью взглядов. Именно под влиянием этого стиля вырастают «маменькины сынки».

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. 

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Влияние гиперопекающего стиля воспитания на характер ребенка

  Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации. 

Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными. 

Постоянный контроль и ограничения могут с возрастом сформировать у ребенка скрытность, умение хитрить. В подростковом возрасте ребенок может начать сознательно использовать ложь как средство самозащиты от бесконечного внедрения взрослых в свою жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от родителей, особенно опасному в этом возрасте.

  Ребенок, привыкший к чрезмерной опеке, может стать послушным, удобным для родителей. Однако за внешним послушанием часто скрывается неуверенность в себе, в своих силах, боязнь ошибиться. Гиперопека подавляет волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, воспитывает покорность, безволие и беспомощность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия, своевременное формирование различных умений и навыков. Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству. Большинство учеников 4-6 классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел, считая, что они не справятся с ними. Среди учащихся 7-8 классов оказалось столько же ребят, не участвующих в жизни семьи, но число недовольных подобной опекой, было в несколько раз меньше. Этот опрос показал, как постепенно угасает желание детей быть активными, брать на себя различные обязанности, если взрослые препятствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они «ленивы», «несознательны», «эгоистичны» оказываются запоздалыми и во многом несправедливыми. Ведь мы сами, желая детям добра, оберегая от трудностей, с малых лет воспитываем в них эти качества.

Влияние гиперопекающего стиля воспитания на адаптацию в обществе
Последствием гиперопеки может стать формирование зависимости от чужого, в том числе и негативного влияния других людей.

Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.

2.5 Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе. 

 В такой семье родители или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция). Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.

В семье никого не интересует развитие или духовный мир ребенка, его держат на дистанции, предпочитая не общаться вообще. В младшем возрасте он чудовищно страдает из-за такого отношения.

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками. 

Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания 

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе.  У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям. 

В будущем из такого человечка может вырасти как прекрасный любящий родитель, который постарается дать своим детям все, чего он был лишен в детстве, так и неуправляемый, агрессивный тип, мечтающий отомстить всему миру за собственные обиды.

Подростки часто имеют проблемы с законом. 

2.6 Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)
  Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками. 
  У родителей, особенно у матери не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно ласковых проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Со временем ребенок становится неуправляемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. 
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. 
  Фрустрация — психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.
    Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. 
   При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Влияние хаотического стиля воспитания на характер ребенка
Под влиянием хаотического стиля воспитания ребенок будет пренебрегать мнением родителей. По мере взросления может проявиться неуправляемость.
Регулярная «смена курса» воспитания способна спровоцировать в детях повышенную неуверенность, импульсивность, заниженную самооценку и отсутствие чувства ответственности.

Влияние хаотического стиля воспитания на адаптацию в обществе
Дети из семей с хаотическим стилем воспитания узнаваемы по отсутствию самоконтроля, тревожности и импульсивности. Под влиянием родителей они легко меняют свое мнение, могут совершать противоречивые поступки.
Характерным является неумение доводить до конца начатое. Чаще всего это обусловлено вовсе не отсутствием навыков, а именно эмоциональным состоянием. 


[1] Невро́з, психоневро́з, невроти́ческое расстройство (новолат. neurosis от др.-греч. νεῦρον — «нерв») — в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.

[2] Подхалимаж — это когда приходится что-то делать, ради чего-то или кого-то, с целью за это получить выгоду.

nsportal.ru

Стили воспитания в семье.

От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни. Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Родительские установки, или позиции, являются одним из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, эмоционального родительского отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Описана обширная феноменология родительских стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения.

Большинство авторов выделяют четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за формирование черт характера детей: родительский контроль, родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости, способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий, эмоциональная поддержка.

Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей, Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособными к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости.

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной характерологической особенности ребенка.

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. В случаях формально-присутствующего контроля, реального недостатка тепла и заботы, недостаточной включенности в жизнь ребенка можно говорить о скрытой гипопротекции.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, в результате чего у ребенка формируется непомерно высокий уровень притязаний, стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует истероидных черт в характере.

4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей, нередко жестокое обращение. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда подобный стиль воспитания маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов.

5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, настойчивые ожидания больших успехов в жизни. Все это сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

7. Потворствующая гипопротекция представляет собой сочетание недостаточного родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям поведения у ребенка. Такое воспитание культивирует неустойчивые и истероидные черты характера.

8. Воспитание в атмосфере «культа болезни». Болезнь ребенка становится центром, на котором фиксировано внимание семьи. Это приводит к инфантилизации, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье, появляется истерический способ реагирования на трудности.

9. Противоречивое воспитание. В таких случаях члены семьи применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку противоречивые требования. При этом члены семьи конкурируют либо открыто конфликтуют друг с другом.

Характерологические свойства личности ребенка вытекают из того стиля семейного воспитания, который складывался в семье.

Так, В.М. Минияров выделил следующие крайние варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие им особенности личности ребенка

Сочувствующий стиль. Ребенок предоставлен сам себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному поведению на ошибках других. Не читают длинных нотаций, им достаточно посмотреть с укоризной, пристыдить, расстроиться. Положительно относятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоций. В результате такого стиля семейного воспитания формируется интровертированный тип личности ребенка — чуткий, внимательный, правдивый, вежливый, уравновешенный, спокойный, стеснительный, прост в общении с людьми, терпелив, исполнителен, ответственен, самокритичен.

Попустительский стиль. Ребенку предоставлена бесконтрольная свобода действий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют только те, которые можно удовлетворить за счет других людей. Обучая выполнению правил и требований, родители действуют ситуативно, не знают меры в поощрении и в наказании, непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. Ребенок свободен в выборе форм поведения, но на людях должен формально соблюдать правила приличия. Подобный стиль родительского воспитания формирует конформный тип личности ребенка. Он становится нечестен, хвастлив, изворотлив, жаден, требователен только к другим. У него отсутствует чуткость к людям, появляются стремление извлекать из всего личную выгоду, ябедничество, склонность к сплетням и клевете, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, подхалимство, недобросовестность.

Состязательный стиль. При таком стиле воспитания родители ищут в действиях ребенка необычное, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха ребенок может быть вознагражден (восторженные эпитеты, материальное поощрение). Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное для них то, как должен он выглядеть в обществе, а моральные нормы существуют лишь для того, чтобы комфортно чувствовать себя среди людей и по возможности выгодно выделиться. Они следят за интеллектуальным развитием детей, приучая к демонстрации своих интеллектуальных возможностей и поиску момента для их проявления, а не к глубоким размышлениям. Все это приводит к формированию доминирующего типа личности, который характеризуется самоуверенностью, высокомерием, эгоистичностью, преувеличением своих возможностей, безразличием к интересам коллектива, сосредоточенностью на собственной защите. Все это сопровождается высокой двигательной активностью.

Рассудительный стиль родительского воспитания предполагает предоставление ребенку полной свободы действий с тем, чтобы ребенок путем самостоятельных проб и ошибок приобрел личный опыт. В этом случае родители терпеливо рассказывают и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. Они считают, что можно обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения в семье при этом стиле воспитания ровные и спокойные во всем, отсутствие наказаний порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось, каждый поступок ребенка обсуждают вместе с ним. Они много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, сообщают интересные факты для осмысления их ребенком. В результате происходит формирование сензитивного типа личности ребенка, характеризующегося чувствительностью, добросовестностью, общительностью, хорошим самоконтролем и уверенностью в себе. У таких детей не выражены склонность к риску и доминированию, а также тревожность.

Предупредительный стиль. При этом стиле воспитания родители исходят из того, что ребенок не должен действовать самостоятельно. Они в значительной мере лишают ребенка активной деятельности, делая его пассивным, постоянно развлекаемым родителями, никогда не наказывают. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Бесконечная любовь и ласка проявляется во вседозволенности и прощении любых шалостей. Такой стиль родительского воспитания способствует формированию инфантильного типа личности ребенка. Это несамостоятельный, неспособный к принятию решений, действующий лишь по чьему-либо указанию, равнодушный и холодный, безразличный и безучастный к трудностям и проблемам семьи, коллектива, осторожный, сдержанный в действиях и словах человек. Такие дети и в будущем исполнительны при условии контроля, пассивны, безответственны, не уверены в своих силах, неорганизованны, недисциплинированны и безынициативны.

Контролирующий стиль. Родители ограничивают свободу действий ребенка, строго контролируя выход его действий за рамки своих представлений, часто наказывают за неправильное поведение, начиная с командно — приказного тона, переходят к крику, постановке в угол, наказанием ремнем, запретам на удовлетворение потребностей ребенка. При таком типе воспитания считается, что за один и тот же проступок мера наказания должна постоянно возрастать, а ласку в отношении ребенка следует проявлять очень редко. В результате происходит формирование тревожного типа личности, характеризующегося вспыльчивостью, подозрительностью и осторожностью во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливостью, добросовестностью с заниженной самооценкой. Сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе у таких людей сопровождается отрицательным отношением к критике и отсутствием инициативы.

Гармоничный стиль является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.

Тот или иной стиль семейного воспитания во многом зависит от личностных особенностей самих родителей.

Так эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Тревожная мнительность родителей также может приводить к доминирующему стилю воспитания. Демонстративная акцентуация личности у родителей предрасполагает к противоречивому типу воспитания, когда при зрителях демонстрируется любовь и забота о ребенке, а в отсутствие таковых ребенок эмоционально отвергается.

Психологические (личностные) проблемы родителей также могут решаться за счет ребенка. В данном случае в основе негармоничного воспитания лежит определенная личностная проблема (или потребность), чаще всего неосознаваемая родителем, которую он пытается решить за счет воспитания своего ребенка. Было выделено несколько подобных источников нарушений воспитания.

1. Расширение сферы родительских чувств.

Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными по различным причинам: смерть супруга, развод, не удовлетворенность одного из родителей отношениями с супругом. Родитель начинает хотеть, чтобы ребенок стал для него чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать ребенку (чаще противоположного пола) «все чувства, всю любовь». Такое поведение одного из родителей обусловливает такие нарушения воспитания как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.

2. Предпочтение в подростке детских качеств.

У родителей наблюдается стремление игнорировать взросление своих детей, стимулировать у них сохранение детских качеств. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (например, если он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст он воспринимал как несчастье). Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, стимулируя тем самымразвитие психического инфантилизма. Все это обусловливает стиль воспитания по типу «потворствующей гиперпротекции».

3. Фобия утраты ребенка.

Родители испытывают повышенную неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличивают свои представления о болезненности ребенка, что обусловливает потворствующую или доминирующую гиперпротекцию. Источниками такого отношения могут быть долгое ожидание рождения ребенка, перенесенные им тяжелые заболевания.

4. Неразвитость родительских чувств может обусловливать такие нарушения воспитания как гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, либо личностные особенности родителя (например, шизоидность).

5. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств обусловливает эмоциональное отвержение или жестокое обращение с ребенком. Причиной такого отношения часто бывает то, что родитель как бы видит в ребенке черты характера, которые не хочет признать в самом себе.

6. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания может обусловливать противоречивый тип воспитания, который представляет собой сочетание потворствующей гиперпротекции со стороны одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же – склонен жалеть ребенка, идти у него на поводу.

7. Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от

его пола – обусловливает либо потворствующую гиперпротекцию, либо эмоциональное отвержение.

Следует подчеркнуть, что очень важную роль в воспитании принадлежит матери и ее неадекватное воспитательное воздействие может приносить в жизнь ребенка большие сложности.

studfile.net

Существующие стили воспитания детей – Развитие ребенка