А г амбрумова: Библиотека — Русская Школа Гештальта

К проблеме суицидального поведения в подростковом возрасте // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии

‘; for (var i = 0; i

284

Аннотация

Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Самылова О.А.

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Родина О.В. К проблеме суицидального поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/icjp_2011/contents/41810 (дата обращения: 03.05.2023)

Фрагмент статьи

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. С каждым годом растет количество самоубийств, среди подросткового и юношеского возраста. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств, в возрасте 15-24 лет в последнее время увеличилось в два раза.

Большинство авторов отмечает (А.Г. Амбрумова, Е. Шир, Б.Н. Алмазов и др.), что суицидальное поведение в подростковом возрасте очень редко бывает, связано с психическими заболеваниями, в подавляющем большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции (Амбрумова А.Г., 1996).

В зарубежной психологии изучением суицидального поведения в подростковом возрасте занимались Э. Дюркгейм, который заложил мощный фундамент для изучения проблемы суицида, Абрахам и Фрейд разработали теорию о психодинамике суицидального поведения.

Полный текст

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. С каждым годом растет количество самоубийств, среди подросткового и юношеского возраста. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств, в возрасте 15-24 лет в последнее время увеличилось в два раза.

Большинство авторов отмечает (А.Г. Амбрумова, Е. Шир, Б.Н. Алмазов и др.), что суицидальное поведение в подростковом возрасте очень редко бывает, связано с психическими заболеваниями, в подавляющем большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции (Амбрумова А.Г., 1996).

В зарубежной психологии изучением суицидального поведения в подростковом возрасте занимались Э. Дюркгейм, который заложил мощный фундамент для изучения проблемы суицида, Абрахам и Фрейд разработали теорию о психодинамике суицидального поведения.

В отечественной психологии изучением суицидального поведения в подростковом возрасте занимались П. Ф. Булацель, Н. Бердяев, А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Е.В. Змановская, Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко, А.А. Прозоров, В.Т. Кондрашенко.

Подростковый возраст как никакой другой характеризуется частой сменой взглядов, высокой степенью ранимости, чувствительности, мнительности и является более уязвимым, так как не имеет готовых моделей и способов разрешения трудных ситуаций, что может привести к суицидальному поведению.

Согласно А.Г. Амбрумовой и Е.М. Вроно, для подростков с суицидальным поведением характерны следующие черты: импульсивность, эксплозивность и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, несамостоятельность мышления (Амбрумова А.Г., 1996).

А.Е. Личко и В.Т. Кондратенко указывают на определенную связь суицидального поведения с типом акцентуации характера (Кондратенко В.Г., 1988; Личко А.Е., 1983).

По мнению А.А. Султанова, такие особенности личности суицидентов, как сензитивность, эмоциональная неустойчивость, возбудимость, достигавшие у некоторых из них уровня акцентуации, формировали в сочетании с другими факторами особую предиспозицию личности, способствующую повышению суицидального риска (Игумнов С. А., 2001).

А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит: потерю любимого человека; состояние переутомления; уязвленное чувство собственного достоинства; разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; различные формы страха, гнева и печали по разным поводам (Личко А.Е., 1983).

С.В. Бородиным и А.С. Михлиным, в качестве причин суицидального поведения, выделено еще и желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

Одним из наиболее распространенных факторов суицида, по мнению М.Г. Балашовой и Е.Ю. Собчик, является одиночество. Значительное влияние на суицидальное поведение подростков оказывают межличностные отношения со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я. Жезловой, в предпубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и «любовные». Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры (Змановская Е.В., 2003).

На этапе экспериментального исследования мы

изучали проблему суицидального поведения в подростковом возрасте. В соответствии с этой целью выявили склонность к суицидальному поведению в подростковом возрасте. Диагностическая работа осуществлялась на базе МОУ «Школа № 7» города Шадринска. В исследовании принимали участие 30 детей подросткового возраста, из них 17 юношей и 13 девушек.

С помощью методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона были выявлены уровни одиночества. Нами было выявлено, что 83.3% испытуемых имеет низкий уровень одиночества, 16,7% испытуемых – средний уровень одиночества и 0% – высокий уровень.

Для изучения сформированности целей в жизни была использована методика «Тест смысложизненных ориентаций» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика в адаптации К. Муздыбаева.

Анализ ответов испытуемых показал, что 50% испытуемых набрали низкие баллы по шкале «цель в жизни», что может свидетельствовать о несформированности или об отсутствии жизненных целей. Аналогичные результаты мы получили по шкале «процесс жизни», где количество испытуемых составило 43,3%, что является признаком неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.

Неудовлетворенность своей прошлой жизнью выявлена у 40% испытуемых, т.е. они набрали низкие баллы по шкале «результативность жизнью». Аналогичные результаты мы получили по шкале «локус контроля – Я» – 43,3%, что говорит об отсутствии веры в свои силы и способности контролировать события собственной жизни.

Нами было вывялено, что у 53,3% испытуемых по шкале «локус контроля – жизнь» выявлены низкие баллы. Такие дети убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, и свобода выбора иллюзорна и бессмысленно загадывать что-либо на будущее. По общему показателю жизненных ориентаций и всем шкалам 40% испытуемых имеют низкие баллы.

Для выявления суицидального риска испытуемых и уровня сформированности суицидальных намерений была использована методика «Опросник суицидального риска» в модификации Т.Н. Разуваевой.

На основе анализа результатов исследования суицидального риска, 13,3% испытуемых набрали высокие показатели по всем шкалам: демонстративность; аффективность; уникальность; несостоятельность; социальный пессимизм; слом культурных барьеров; максимализм; временная перспектива; антисуицидальный фактор. Низкие показатели набрали 86,7%, т.е. риск суицидального поведения у данных подростков отсутствует.

По результатам проведенных методик «Опросник суицидального риска», «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества», «Тест смысложизненных ориентаций» 13,3% испытуемых обладают несформированностью жизненных ориентаций, испытывают одиночество и суицидальные намерения, и следовательно, входят в группу суицидального риска.

Таким образом результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что существует необходимость в предупреждении и профилактике суицидального поведения у данной категории детей.

В психолого-педагогической литературе выделяют способы предотвращения суицидальных попыток у подростков: снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение; формирование компенсаторных механизмов поведения; формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

В качестве профилактических мер суицидального поведения может проводиться: социально-психологический тренинг разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания; индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии; психологическая коррекция пассивной стратегии избегания; увеличение уровня самоконтроля, выработка мотивации на достижение успеха (Игумнов С.А., 2001). А также обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказание подросткам социальной поддержки с помощью семьи, школы и друзей.

Литература

  1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. № 4.

  2. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  3. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков / Под ред. В.Т. Кондратенко. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

  4. Кондратенко В.Г. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.

  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.

Родина О.В., студентка факультета коррекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института, Шадринск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2346
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 284
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Спасите мою душу! — Последние новости России и мира сегодня

«Новые Известия» продолжают публикацию субъективного взгляда фоторепортеров газеты на «Объективную историю» нашей страны и мира. Поводом для очередного «репортажа из прошлого» Владимир МАШАТИН выбрал Всемирный день предотвращения самоубийств, который отмечается 10 сентября. В своем фотовоспоминании наш корреспондент ра

Сюжет

Медицина

Принято считать, что о смысле жизни задумывается тот человек, у которого полный порядок с головой. Однако современный ритм жизни и работы, а также субъективные факторы вносят в это утверждение свои коррективы. В определенный момент homo sapiens не выдерживает напряжения и решается на преступление – преступление против собственной жизни.

Своим гражданам, мучившимся гамлетовским вопросом «быть иль не быть», советская психиатрия выставляла всегда один и тот же диагноз: не хочешь жить, да еще в СССР, – значит, сумасшедший! Тысячи несостоявшихся самоубийц отправлялись с пожизненным клеймом в закрытые психлечебницы. Причем их записывали как психически больных, а факт суицида не фиксировали. Все цифры самоубийств в Советском Союзе засекречивали. Динамика суицидальной кривой была закрыта даже для специалистов. Стране Советов было что скрывать.

К 1984 году психическое нездоровье населения вывело СССР на второе место в мире (вслед за Венгрией) по количеству самоубийств, которое составило 39 человек на 100 тысяч граждан. Во время перестройки ситуация с самоуничтожением народа улучшилась – кривая суицидов упала до 23 человек на 100 тысяч. Но начиная с 1988 года число самоубийств снова стало расти. На фоне экономического обеднения населения и вопиющего социального неравенства происходила ломка ценностей и стереотипов, существовавших десятилетиями в советском обществе. Чувства незащищенности и взаимного отчуждения проникли даже в институт семьи.

Засекреченная тема суицида в СССР все больше волновала общество и прессу. Вот почему в ноябре 1988 года я – исключительно по заданию журнала «Советский Союз» – оказался в московской клинической больнице № 20, где знаменитая Айна Григорьевна Амбрумова открыла еще в 1981 году кризисно-психиатрическое отделение. К слову, стационар был создан еще и потому, что ученые-психологи доказали факт психического здоровья 90% людей, осознанно пытавшихся свести счеты с жизнью. Это первое и до сих пор единственное в стране место, где пациенты с диагнозами «нарушение приспособительных реакций» или «ситуационные депрессивные расстройства» лечились и лечатся стационарно на территории обычной больницы по принципу открытого содержания – без замков и решеток. Большинство пациентов этого стационара ранее пытались убить себя, осуществив «серьезную попытку суицида». Этот психиатрический термин говорит о том, что желание уйти из жизни могло привести к смерти с большой вероятностью.

25 лет тому назад Айна Григорьевна рассказывала мне – первому фотокорреспонденту, которому она за многие годы разрешила съемку в стационаре, что отделение придумано для людей, сильно уставших от жизни. В основном это неудавшиеся самоубийцы, склонные доводить начатое дело до конца. «Многие люди проходили через ситуацию, когда становилось невыносимо жить. Одни ее пережили, другие – не смогли и ушли из жизни, третьи – только пытались уйти. Первые сказали: чтобы жить – требуется мужество. Вторые: чтобы не убить себя, нужна трусость. Кто прав? И те и другие!»

В течение 1988 года через кризисное отделение Амбрумовой прошли почти пятьсот пациентов. Те тридцать человек, которых я снимал для журнального репортажа, не сговариваясь, рассказывали мне, что пытались совершить свой суицид в состоянии невыносимой душевной боли – в том особом состоянии, которое Айна Григорьевна называла загадочным словом «психалгия». Душевная боль для человека – самая тяжелая из всех фантомных болей и психологических переживаний, сопровождающихся аффектом тревоги и страха.

Я видел, как психологи и врачи кропотливо работали с каждым пациентом, возвращая им желание жить. Но психиатры не могли отменить одинокую старость, смерть детей у матери, неизлечимую болезнь и безответную любовь – все то, что подталкивало человека к смертельному поступку. Врач и пациент пытались вместе понять, зачем и как дальше жить, чтобы не повторился ужас суицида.

Мне запомнилось одно упражнение, которое с удовольствием выполняли все пациенты, разделенные на группы по 10 человек. Фотографировать этот психологический тест тоже было очень интересно. Каждый член маленького коллектива по очереди падал назад вслепую на подставленные руки товарищей, начиная заново жить в доверии к людям. В одном из кабинетов кризисного отделения мной был замечен даже гипнотизер, массово усыплявший граждан в лечебных целях.

Удивило еще и то, что почти все пациенты кризисного отделения были молодые девушки и женщины. Ответ врачей-психиатров был прост: по статистике, число «законченных самоубийств» среди мужчин в пять раз больше, чем у женщин. С другой стороны, женщины пытались покончить с собой в четыре раза чаще, чем противоположный пол, но выбирали «щадящие» способы, которые реже приводили к смерти. Например, вместо 200 таблеток, достаточных для прощания с белым светом, съедали «всего» 150…

В конце нашего интервью Айна Григорьевна несколько огорчила меня, предложив мне задержаться в ее отделении дней на десять. «Вы наш клиент!» – весело заметила она. Оказалось, что в моих шутках и циничных журналистских комментариях она разглядела отсутствие «полутонов». Так и сказала: «У вас, молодой человек, все только черное и белое…»

Я ответил, что у фотографа, снимающего на черно-белую пленку, всегда так бывает, но страх обнаружить в себе желание «убиться апстенку», как говорили психологи, остался до сих пор. Профессор Амбрумова редко ошибалась…

Круглосуточный телефон доверия, который тоже придумала Айна Григорьевна, я пошел снимать вечером, вырвавшись из кризисного отделения. Эту телефонную «службу доброты» никто и никогда до меня тоже не снимал. Сам адрес «хорошей» квартиры в центре Москвы был никому не известен. Как оказалось, снимать на 2-й Брестской улице было просто нечего. Шесть уютных кабинок, обычные телефоны с дисками, два мягких кресла и протертый ковер. Засекреченные психологи строго хранили анонимность, работали под псевдонимами и сниматься отказывались. Только мое заявление о том, что сам я по приговору Амбрумовой тоже вхожу в группу риска, разжалобило одну девушку, закрывшую для конспирации лицо руками.

ТЭМПП – телефон экстренной медико-психологической помощи – входил в систему превентивной суицидологической службы, включавшей в себя 11 кабинетов социально-психологической помощи (КСПП) на базе поликлиник и здравпунктов нескольких вузов, разбросанных по всей Москве. Газетные заметки про телефон доверия в те времена печатались под однотипными заголовками «Помочь человеку» и «Без права на ошибку». Сами же психологи-консультанты называли свою службу «Рыдайте с нами».

Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения проводит Всемирный день предотвращения самоубийств. Власти всех стран стремятся устраивать в этот день мероприятия по укреплению чувства ответственности за жизни людей, которые могут быть потеряны при суициде.

Вспомним еще раз, что половина насильственных смертей в мире приходится на самоубийц и приближается к миллиону в год. Суицидная тенденция в мире такова, что к 2020 году количество добровольных смертей возрастет в полтора раза. Известны 800 причин самоубийств и 80 способов ухода из жизни. 19 миллионов человек в год совершают на планете неудачные попытки оказаться в «объятиях смерти». Как говорят психологи, перед удачливыми открыты все двери, перед неудачниками – все окна. Так пусть хотя бы в один день в году, 10 сентября, будет вынесено меньше приговоров «убит при попытке к бегству от самого себя»…

#Новости#Бывший СССР#Самоубийства#Медицина#История XX века#Владимир МАШАТИН (фото автора)#Общество

Подпишитесь

Жизнь и работа военных после спецоперации: где им заработать 300 тысяч?

Сегодня, 13:10

В Брянской области неизвестные подорвали железную дорогу (ВИДЕО)

Сегодня, 17:47

Сообщения об атаке дронов на московские ТЭЦ оказались вымыслом

Сегодня, 09:50

Модельер Валентин Юдашкин скончался после продолжительной болезни

Сегодня, 10:09

С 1 июня для россиян автомобильные поездки в Европу станут дороже в 5 раз

Сегодня, 09:32

Не вынесла разлуки: умерла собака осужденного на 7 лет Алексея Горинова

Сегодня, 12:04

Психолого-педагогические условия профилактики суицидальных тенденций у подростков

стр. 4954-4966   | Номер статьи: ijese.2016.367
Опубликовано в Интернете: 10 августа 2016 г.

APA 6-е издание
В тексте: (Abil, Ким, Баймухамбетова, Мамиев и Шумейко, 2016)
Ваша библиография : Абиль Ю.А., Ким Н.П., Баймухамбетова Б.С., Мамиев Н.Б. & Шумейко, Ю.Д.Л.а.Т.С. (2016). Психолого-педагогические условия профилактики суицидальных тенденций у подростков. Международный журнал экологического и научного образования, 11 (11), 4954-4966.

Harvard
В тексте: (Абил, Ким, Баймухамбетова, Мамиев и Шумейко, 2016)
Библиография: Абил Ю., Ким Н., Баймухамбетова Б., Мамиев , Н. и Шумейко Ю. (2016). Психолого-педагогические условия профилактики суицидальных тенденций у подростков. Международный журнал экологического и научного образования , 11(11), стр. 4954-4966.

Чикагское 16-е издание
In-Text: (Abil, Kim, Baymuhambetova, Mamiyev and Shumeyko 2016)
Ваша библиография: Абил, Йеркин А. , Наталья П. Ким, Ботагоз Ш. Баймухамбетова, Нурлан Б. Мамиев, Елена Д. Ли и Татьяна С. Шумейко (2016). «Психолого-педагогические условия профилактики суицидальных тенденций у подростков». Международный журнал экологического и научного образования 11 (11):4954-4966.

Цель исследования – разработать комплекс психолого-педагогических условий, направленных на профилактику суицидальных тенденций у подростков. На основе анализа научной литературы авторы раскрывают основные причины суицидального поведения в подростковом возрасте. Для подтверждения научной достоверности выдвинутых теоретических предположений описывается эксперимент, проведенный на базе общеобразовательных школ г. Костанай Республики Казахстан. В нем приняли участие 300 учащихся в возрасте 10-16 лет. Результаты апробации методики, направленной на развитие системы ценностных ориентаций, коммуникативных и организаторских качеств и способностей, показали повышение уровня зрелости жизнестойкости подростков экспериментальной группы. Таким образом, предлагаемая программа может быть использована в современной психолого-педагогической практике с целью профилактики формирования суицидальных тенденций у подростков.

Ключевые слова: Подростковый возраст, социальная девиация, суицидальное поведение, формирование жизнестойкости подростков, психолого-педагогические условия

Абраменкова В.В. (2015). Подростковая субкультура как пространство самореализации. Слово психологии, 2, 175-189.

Алиева М.А., Гришанович Т.В. и Лобанова Л.В. (2006). Тренинг по развитию жизненных целей . СПб.: Речь, 216 с.

Алимова М. А. (2014). Суицидальное поведение подростков . Барнаул: Моя книга, 100 с.

Амбрумова А.Г. (2011). Ответить на вопрос о саморазрушающем поведении подростков. Саморазрушительное поведение среди подростков, 1, 29-36.

Авидон, И. (2008). Тренинги взаимодействия в конфликте. СПб.: Речь, 190 с.

Балдина Н. П. (2011). Профилактика суицидальных проявлений у подростков. Курган: Академия естествознания, 107 с.

Банников Г.С. (2013). Методические рекомендации для психологов образовательных учреждений по выявлению и профилактике суицидального поведения подростков. Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 40 с.

Божович Л.И. (1997). Проблемы формирования личности: труды психологии хаоса. Москва: Изд-во Института практической психологии, 352.

Цирк бабочки. (2009). Фильм Джошуа Вайгель . Прямой доступ: http://thebutterflycircus. ком/короткометражный/

Дольто, Ф. (2010). На стороне подростка. Екатеринбург: Издательство Рама, 423 с.

Эриксон, Э. (1996). Детство и общество. СПб.: Питер, 369 с.

Фопель, К. (2008). Психологическая работа с проблемами подросткового и подросткового возраста.  Москва: Генезис, 176 с.

Гольдштейн А.П. (2013). Модель социального поведения. Практическая психология и социальная работа, 4, 61-68.

Идобаева О. А. (2013). Исследование эмоциональной неблагополучности современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: Автореф. Москва, 23 с.

Иржанова Л.С. (2005). Борьба со стрессом: тренинги и позитивное мышление.  Ростов-на-Дону: Феникс, 249 с.

Ислямова, Г. А. и Федорец, Л. Ф. (2013). Методический справочник по профилактике суицидального поведения подростков. Костанай: Пилот, 75 с.

Каневский В. (2015). Переживание одиночества и парасуицидальное поведение. Материалы X Международной научно-практической интернет-конференции «Проблемы и перспективы развития науки в странах Европы и Азии в начале 3-го тысячелетия» . Переяслав-Хмельницкий: Сборник научных трудов, 312 с.

Казанская В.Г. (2008). Подросток. Трудности взросления. СПб.: Питер, 178 с.

Крайг, Г. и Бокум, Д. (2005). Психология развития. СПб.: Питер, 940 с.

Кривцова С.В. и Достанова М.Н. (1997). Исследование коммуникативных навыков подростков . Москва: Генезис, 335.

Кий Н. М. (2013). Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков.  Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. В. Беринга, 219 с.

Леонтьев Д. и Рассказова Ю. (2006). Тест на живучесть.  Москва: Изд-во Смысл, 64 с.

Лидерс, А. Г. (2009). Психологический тренинг со старшеклассниками и студентами . СПб: Этерна, 230 с.

Лилишин О. В. (2012). Современный подросток и его особенности. Мир психологии, 4, 11-26.

Осорина М. В. (2013). Тайный мир детей в пространстве мира взрослых . СПб.: Речь, 276 с.

Подольский А. И., Идобаева О. А. и Хейманс П. (2014). Диагностика подростковой депрессии. СПб.: Word, 202 с.

Рокич, М. (2000). Метод ценностных ориентаций. Психологические тесты, 1 , 25-29.

Ромек, В. Г. (1998). Практическая психодиагностика и психологическое консультирование . Ростов-на-Дону: Ирбис , 87-108.

Синявский В.В., Федорошина Б.А. (2007). Коммуникативные и организаторские способности. Вестник Московского городского педагогического университета, 64, 137-140.

Тесленко А. Н. (2013). Формирование жизнестойкости личности как условие первичной профилактики суицидального поведения у подростков. Казахстанские социально-психологические чтения: материалы Международной научно-практической конференции, 23-24 мая 2013 г. . Астана: ITHRPSE , 36-42

Югова Н.Л. и Симакова Н.Б. (2014). Профилактика суицидального поведения подростков, методика диагностики, тренинги. Глазов: Начало , 196 стр.

Васильев Н. Н. (2006). Тренинг по преодолению конфликтов . СПб.: Речь, 174 с.

Проблемы профилактики суицидального поведения осужденных

Рекомендации

[1] Абрумова А. Г., Бородин С.В., Михлин А.С. 1980. Предупреждение самоубийств. Издательство Академии МВД СССР.
[2] Амбрумова А.Г., Тихоненка В.А. 1980. Диагностика суицидального поведения. Минздрав РСФСР.
3. Балгожина М.Е. 2015. Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы, как профилактика рецидивизма. Журнал перспективных исследований в области права и экономики, 6(2): 277-283.
[4] Бёрд Р. и Дэвис-Ноземак К. 2016 г. Уклонение от уплаты налогов как проблема устойчивого развития. Журнал деловой этики, 1: 1-17.
[5] Бойко, И.Б. 1996. Самоубийство и его предотвращение. Стиль.
[6] Coyne, JC 2016. Инициативы по тиражированию не спасут надежность психологии. BMC Psychology, 4: 28.
[7] Dieserud, G. 2000. На пути к интегративной модели попытки самоубийства: когнитивно-психологический подход. Самоубийственное поведение, угрожающее жизни, 31(2): 168.
[8] Данлоп, К.А. и Радаэлли, К.М. 2016. Изучение политики в условиях кризиса еврозоны: режимы, сила и функциональность. Политические науки, 49(2): 107-124.
[9] Дюркгейм, Э. 1994. Самоубийство: исследование по социологии. Мысль.
[10] Фрейд З. 2001. Печаль и меланхолия. Суицидология: прошлое и настоящее. Наука.
[11] Гаранян, Н.Г. 2001. Перфекционизм, депрессия и тревога. Московский психотерапевтический журнал 4: 18-49.
[12] Клейнман Г., Стрикленд П. и Анандараджан, 2016 г. A. Счетная палата: некоторые предположения о том, почему нет? Групповое решение и переговоры, 25(4): 845-871.
[13] Кондращенко В.Т. 1988. Девиантное поведение у подростков. Асвета.
[14] Лестер Д. и Данто Б.Л. 1994. Самоубийство за решеткой. Стиль.
[15] Личко А.Е. 1983. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Лекарство.
[16] Маквильямс, Н. 2011. Психоаналитический диагноз: понимание структуры личности в клиническом процессе. Гилфорд Пресс.
[17] Моховиков, А.Н. 1999. Телефонное консультирование. Значение.
[18] Моховик, А.Н. 2001. Теория и практика психологической помощи. Наука.
[19] Рикельман, Б.Л., и Хоуфек, Дж.Ф. 1995. На пути к интерактивной модели суицидального поведения: когнитивная ригидность, атрибутивный стиль, стресс, безнадежность и депрессия. Психиатрическая медсестра, 9 (3): 168.
[20] Шнейдман, Э.С. 2001. Самоубийство и душа. Значение.
[21] Смулевич А.Б., Дубницкая Е.Б., Козырев В.Н. 2003. Депрессия и суицидальное поведение. МВД.
[22] Сунь Ю., Юань Ю., Ван Г. и Ченг Ю. 2016 г. Разделение анонимности: новый подход социальной сети к сохранению конфиденциальности. Знания и информационные системы, 47(3): 595-623.
[23] Тихоненко В.А. 1978. Классификация суицидальных симптомов. Наука.
[24] Вуди, Р. Х. 2016. Психологические показания и стандарт Даубера. Психологическая травма и право 9(2): 91-96.
[25] Yang, W., He, Y., Sun, L., Lu, X. и Li, X. 2016. Оптимальная стратегия запросов для защиты конфиденциальности местоположения в службах на основе определения местоположения. Одноранговые сети и приложения, 9(4): 752-761.