Адаптация 5 класса: Адаптация детей при переходе из 4 класса в 5 класс — Седьмая гимназия

Адаптация детей при переходе из 4 класса в 5 класс — Седьмая гимназия

Рекомендации для родителей пятиклассников

     Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

  1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  2. Попросили -дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть — иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не выпрашивай ничего.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявлять внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  9. С учителем из-за отметок не спорь, на учителя не обижайся.
  10. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  11. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  12. Старайся быть аккуратным.
  13. Почаще говори: давай дружить, давай играть.
  14. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех. Ты- неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Переход из начальной школы в среднее звено сопряжен с большой психологической нагрузкой. Помните, что процесс школьной адаптации может длиться до 6 месяцев. Относитесь к ребенку с пониманием — ему трудно.

• Во-первых, Вашего ребенка будут учить несколько различных учителей, а не один-два, как это было в начальной школе. Расставание с первым любимым учителем огорчит ребенка. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажется для ребенка так же большой неожиданностью. Педагоги относятся к пятикласснику не как к малышу, а как к сформированному школьнику, и должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребенок осознает это.
• Во-вторых, ребята будут заниматься в разных кабинетах. Родного, по-домашнему уютного кабинета начальной школы, где проходили все уроки, больше не будет. В средней школе для изучения каждого предмета есть свой кабинет.

Добавьте сюда встречи на переменах со «взрослыми дядями», старшеклассниками. Для привыкания к этому нужно время.
• В-третьих, у Вашего ребенка может поменяться коллектив одноклассников, даже если Вы не меняли школу. Могут появиться новички в классе, или уйти из школы одноклассники. Смена коллектива даже для взрослого человека проходит болезненно, а что говорить о малыше?

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушаются сон, аппетит… Подобные функциональные отклонения и той или иной форме характерны примерно для 70–80 % школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т. п. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история – составить план ответа по учебнику», «иностранный язык – приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т. п.)
У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.
Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

Однако некоторое «обезличивание» подхода к школьнику – очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Именно с этими особенностями адаптационного периода в значительной степени связано ухудшение успеваемости, которому родители подчас находят неверное объяснение.

 Поэтому, уважаемые родители, на Ваши плечи ложится забота о том, как помочь своему ребенку преодолеть все эти трудности. В это время он особенно нуждается в Вашей помощи.

1. Обязательно узнайте о программе обучения в 5 классе, предполагаемой нагрузке, наличии дополнительных занятий у завуча или директора школы. Сопоставьте требования с возможностями. Помните, что 8 уроков подряд ничего хорошего вашему ребенку не принесут.
2. Поинтересуйтесь, кто будет вести учебные предметы в классе Вашего ребенка. Пусть Вам заранее расскажут о требованиях педагога.
3. Наладьте контакт со школьным психологом, так как в период адаптации могут возникнуть нежелательные отклонения в поведении, с которыми Вы самостоятельно не справитесь. Вам потребуется помощь специалиста.
4. Первые три месяца следует тщательно контролировать, как дети собираются в школу. Ребята кладут в ранец совсем не то, что нужно, потому что только учатся следить за расписанием и его изменением. Поэтому, уважаемые родители, не поленитесь заглянуть в расписание уроков и проверить содержимое ранца.

Но, заметив несоответствие, не спешите сами исправлять оплошность ребенка, пусть он сделает это сам. Тем самым Вы разовьете его внимание и воспитаете в нем самостоятельность.
5. Подружитесь с родителями других детей. Тем самым Вы получите гораздо больше информации о школе, о делах класса, а также о жизни вашего ребенка в школе.
6. Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
7. Проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
8. Знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
9. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей
10. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
11. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Формирование адекватной самооценки, навыков самоконтроля и поощрение самодостаточности ребенка.
12. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
13. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности.
14. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
15. Создание условий для развития самостоятельности (домашние обязанности).
16. Спланировать свободное время ребенка.
17. Ненавязчивый контроль со стороны родителей.
18. Создание ситуации успеха.
19. Возможность обсудить свои школьные дела, отношения со сверстниками в семье.
20. И самое главное — никогда не бойтесь спрашивать учителей о том, что Вам непонятно. Не стесняйтесь, когда хотите что-то уточнить. Просите совета, когда сомневаетесь. Верьте в своего ребенка, и все у него будет хорошо.

* Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
* Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
* Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
* Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место. *Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
* Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
* Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
* Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
* Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
* Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

• Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
• Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
• Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
• Не унижай!
• Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
• Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
• Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
• Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Признаки успешной адаптации:
• удовлетворенность ребенка процессом обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
• готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:
• усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
• нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
• стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
• нежелание выполнять домашние задания, негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
• жалобы на события, связанные со школой.
• трудности утреннего пробуждения, вялость.
• беспокойный ночной сон.
• постоянные жалобы на плохое самочувствие.
• повышенная тревожность, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Трудности адаптационного периода:
• возросший темп работы: дети не успевают быстро писать;
• возросший объем работы на уроках и дома;
• новые учителя и требования к оформлению работ;
• необходимо самостоятельно находить дополнительную информацию и работать с ней;
• новое расписание и новые кабинеты;
• трудности со старшеклассниками.

Некоторые проблемы пятиклассников:
• в письменных работах пропускают буквы;
• не умеет применять правила, хотя знает их формулировку;
• с трудом решает математические задачи;
• невнимателен, рассеян, забывчив;
• с трудом понимает объяснения учителя;
• плохо ориентируется в пространстве;
• испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний;
• часто меняет друзей.

Кризисные периоды:
• первые 4-6 недель (сентябрь, октябрь), середина декабря; неделя после каникул в феврале; середина марта (особенно после каникул).

Особенности возраста:
• предподростковый возраст;
• постепенное обретение чувства взросления;
• проявление негативизма;
• с взрослыми возможные конфликты;
• эмоциональная нестабильность;
• пытается найти свою уникальность и собственное «Я»;
• замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения;
• развитие способностей и мотивация зависят от ситуации успеха;
• возраст нарциссов.

Адаптация учащихся 5 класса | Занимательные факты (5 класс) по теме:

ПЯТИКЛАССНИКИ

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросткок ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

АДАПТАЦИЯ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

— возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

— возросший объем работы как на уроке, так и дома;

— новые требования к оформлению работ;

— необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.

С ГОРДОСТЬЮ И ТРЕВОГОЙ

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит… Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т. п.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

СВОБОДА ИЛИ ОДИНОЧЕСТВО?

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

Необходимо показать родителям, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Рекомендации родителям:

— Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

— Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

— Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

— Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),

— Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

— Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

— Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

— Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

— Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:

— Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

— Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

— Не дерись без причины.

— Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

— Играй честно, не подводи своих товарищей.

— Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

— Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

— Из-за отметок не плачь, будь гордым.

— С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

— Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах они обязательно у тебя будут.

— Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

— Старайся быть аккуратным.

— Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

— Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

— Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Что такое адаптация животного к климату? — Естествознание

Погода и климат

Адаптация животных к климату для 5 класса Естествознание

С помощью этой концепции учащиеся узнают, как различные животные адаптируются к своей естественной среде обитания. Здесь учащиеся получат представление о различных приспособлениях животных в зависимости от климата окружающей их среды.
После прочтения концепции студенты смогут:

  • Объясните, что означает адаптация.
  • Зарегистрируйте причины миграции и определите камуфляж.
  • Знайте, что такое спящий режим и чем он отличается от спящего режима.
  • Вспомните адаптации белых медведей и животных тропических лесов.
  • Поймите разницу между адаптацией лягушки и адаптацией змеи.
  • Знать об адаптации пустынных животных и ксерической адаптации верблюдов.

Каждое понятие объясняется учащимся 5-го класса с использованием описаний, иллюстраций и карт понятий. После того, как вы ознакомитесь с концепцией, оцените свое обучение, решив два листа для печати, приведенные в конце страницы.

Загрузите рабочие листы и проверьте свои ответы с решениями рабочих листов для концепции адаптации животных на основе климата, представленными в формате PDF.

Что такое адаптация?

Адаптация определяется как физиологическое или поведенческое изменение, происходящее в организме для адаптации к климатическим условиям.

Поведение животных в зависимости от климата:

Животные приспосабливаются к климату местности, чтобы выжить. Они демонстрируют несколько адаптаций и поведенческих закономерности в зависимости от климата. Некоторые из них описаны ниже. называется камуфляж.

Пример:

Хамелеон способен менять цвет своей кожи в зависимости от окружения. Точно так же львы и леопарды могут хорошо прятаться на лугах из-за цвета кожи.

  • Миграция:
  • Перемещение группы животных или птиц в удобные места обитания, чтобы избежать суровых климатических условий, называется миграцией.

    • Миграция животных и птиц —
    1. В поисках еды.
    2. В поисках подходящей среды обитания.
    3. Воспроизвести.
    4. Пример:
    5. Гуси мигрируют, чтобы избежать зимы. Бабочки монархи мигрируют, чтобы защитить себя от сильного холода.

  • Спящий режим:
  • Долгий зимний сон называется гибернацией. Животные, не переносящие экстремального холода, подвергаются бездействие зимой и становятся активными летом. Это помогает им сохранять энергию своего тела с минимальный запас еды зимой.

    • Примеры:
    • Медведи, летучие мыши, змеи, ежи.

  • Лето:
  • Долгий летний сон называется бессонницей. Животные, которые живут в экстремально жарких местах, таких как пустыни пройти летние сны, чтобы избежать суровых климатических условий.

    • Примеры:
    • Ящерицы, змеи и грызуны.

    Адаптация животных в зависимости от климата:

    Полярные регионы:

    Полярные регионы — это чрезвычайно холодные районы. Следовательно, животные приспособлены к жизни в суровых холодных условиях.

    1. Адаптации белого медведя:
    2. Белые медведи демонстрируют следующие приспособления в зависимости от климата, в котором они живут—

    • Их тело покрыто белым мехом, что позволяет им хорошо прятаться в снегу.
    • У них внешнее покрытие из меха, которое согревает их тело.
    • Дополнительный слой жира под кожей, называемый ворванью, обеспечивает тепло их тела.
    • Они хорошо плавают.
    • У них маленькие уши, которые не позволяют теплу тела выходить наружу.
  • Пингвины:
  • Пингвины обладают следующими характеристиками, которые позволяют им выживать в экстремально холодных условиях—

    • У них обтекаемое тело и перепончатые лапы, что делает их хорошими пловцами.
    • Цвет их тела помогает им прятаться в своей среде обитания.
    • У них есть дополнительный слой жира, называемый подкожным жиром, под слоем меха, который удерживает их. изолированный против холода.
    • Они передвигаются группами, так что тепло тел всех членов группы помогает им выжить против простуда.

    Тропические регионы:

    • В тропических регионах выпадает много осадков, из-за чего они покрыты густым лесом.
    • Эти леса населены разнообразными видами растений и животных.
    • Лето в тропических регионах влажное, с температурой, достигающей 40°C. Температура зимой умеренный.

    Влажные тропические леса:

    • Влажные тропические леса населены гориллами, обезьянами, тиграми, змеями, различными птицами и насекомыми.
    • Животные, населяющие влажные тропические леса, обладают острым зрением, сильным обонянием и толстой кожей.
    • У них высокая скорость потоотделения, что создает охлаждающий эффект, который помогает им переносить жару.
    • Хила, древесная лягушка, имеет липкие перепончатые лапы, которые помогают ей карабкаться по деревьям.
    • Тукан, птица, обитающая в этих лесах, имеет яркое оперение, которое позволяет ему сливаться с окружающей средой.
    • Палочники напоминают сухие ветки, и их очень трудно идентифицировать.
    • Обезьяны имеют длинные хвосты и конечности, что позволяет им висеть и карабкаться по веткам.
    • У индийских слонов сильное обоняние, и они могут услышать самый слабый звук на расстоянии.

    Пустыни:

    • Для пустынь характерно очень жаркое лето и очень холодная зима.
    • Они получают очень мало осадков и, таким образом, населены ограниченным числом видов растений и животных.
    1. Верблюд:

    • Верблюда также называют Кораблем пустыни. Он может выжить без воды в течение длительного периода.
    • Верблюд может выпить за один раз много воды, которая может достигать 35 литров.
    • Температура тела верблюда варьируется, что позволяет ему регулировать скорость потоотделения в зависимости от это помогает сохранить жидкости и воду в организме.
    • Он может восполнить потребность в энергии, используя жир, хранящийся в его горбе.
    • Глаза верблюда имеют длинные ресницы, которые защищают их глаза во время песчаных бурь.
    • Основание стопы широкое и покрыто толстой мягкой структурой, которая помогает им ходить. на горячем песок.
  • Кенгуровая крыса:
    • Кенгуровая крыса живет в норах и выходит ночью, чтобы избежать жарких условий окружающей среды. в течение день.
    • Потребность организма в воде удовлетворяется за счет переваривания сухих семян.

    Новый Words

    Изоляция: Защищено или покрыто за счет предотвращения потери тепла.

    Обтекаемый: Форма корпуса, сужающаяся с обоих концов.

    Знаете ли вы?

    • Речные выдры используют свои усы, чтобы ощущать твердые предметы вокруг.
    • В глазах пингвинов есть специальные линзы, которые позволяют им видеть как в воде, так и над ней.
    • Чем меньше ухо, тем медленнее скорость потери тепла телом.
    • Заяц-беляк меняет цвет своей шерсти в зависимости от времени года.

    Год 5-6 Раздел 2 Первый урок | ScienceWeb

    • Устройство Обзор
    • 1 Что такое адаптация?
    • 2 Различные приспособления
    • 3 Кенгуру
      пример из практики
    • 4 Адаптация растений
    • 5 Линия Гойдера

    Последовательность обучения

    Цель урока

    На этом уроке учащиеся развивают понимание разницы между поведенческой и структурной адаптацией.

    Введение

    Объедините учащихся в пары и попросите их подумать о животном, о котором они много знают. Попросите их описать среду, в которой обитает это животное, и обсудить все особенности, которые помогают выбранному ими животному выжить в этой среде.

    Раздайте лист Кем я могу быть? студентам. Попросите их назвать растение или животное, к которому может относиться каждое описание.

    Обсудите, что общего во всех этих описаниях. Что именно идентифицируют описания? (Это подводит учащихся к определению термина «адаптация».)

    Просмотр объекта обучения Адаптация и выживание.

    Обсудите значение слова «адаптация» и разработайте определение класса.

    Core

    1. Попросите учащихся подумать над своими ответами на следующие вопросы:
      • В каких различных средах живут растения и животные и какие у них есть приспособления, позволяющие им выживать в этих средах?
      • Как изменение окружающей среды может повлиять на живые существа?
    2. Напишите названия каждой из следующих сред на отдельных листах бумаги формата А3 и раздайте их по комнате: пустыня, море, тропики, пастбища, леса, пещеры, реки, горы, полярные районы.
    3. Дайте учащимся время походить по комнате и подумать об приспособлениях, которые позволяют растениям и животным выживать в таких условиях (например, у белого медведя белый мех, пустынные животные передвигаются в основном ранним утром или вечером). После того, как студенты снова сядут за стол, попросите их добровольно высказать свои идеи. Запишите каждый отдельный ответ на отдельный стикер и прикрепите его к нужному окружению.
    4. Познакомьте класс с терминами «структурный» и «поведенческий» и попросите высказать предположения о том, что эти слова могут означать в отношении адаптации. Попросите учащихся привести примеры как структурных, так и поведенческих адаптаций. На доске распределите ответы учащихся по категориям структурных и поведенческих адаптаций.
    5. Попросите учащихся просмотреть списки адаптаций к различным средам, созданные ранее на уроке, и отсортировать их в зависимости от того, являются ли они поведенческими или структурными адаптациями.

    Заключение

    Вовлеките учащихся в обсуждение важности адаптации для выживания растений и животных в различных средах. Что происходит с теми, кто не может приспособиться к условиям? Что произойдет, если условия изменятся?

    Попросите учащихся продемонстрировать свое понимание разницы между поведенческой и структурной адаптацией, записав собственное определение каждой из них и подкрепив его не менее чем двумя примерами.