Адаптация пятиклассников: Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

Содержание

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в V—IX классах школы.

Родители считают детей этого возраста трудными, «неслухами», педагоги и психологи называют этот период «переходным», «критическим». Многочисленные житейские наблюдения за подростками и не менее многочисленные научные исследования подтверждают действительную сложность происходящих в этом возрасте процессов развития.

Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.

Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11 —13 лет, у мальчиков — в 13—15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Однако относить трудности развития подростков только за счет полового созревания не следует. Анатомо-физиологические изменения организма — «природа» подростка сосуществует с тем, что называют культурой, т. е. конкретными общественно-историческими условиями жизни и развития. Изменить «природу» мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате осознания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения.

Подросток — это ребенок, становящийся взрослым. Внешне подросток мало похож на взрослого: играет, дерется, шалит, скачет. Но за внешней непохожестью, за «детскостью» скрывается то незаметное, о чем часто не подозревают родители,— «взрослость». Главным в личности подростка является возникшее и все более и более утверждающееся чувство, что он уже не ребенок. Но очень часто представление подростка о себе как о взрослом человеке не совпадает с мнением о нем окружающих людей: родителей, соседей, знакомых, а иногда и учителей.

Конечно, «чувство взрослости» — это скорее стремление быть взрослым и внутреннее отрицание своей принадлежности к детям, чем настоящая «взрослость». И отношение взрослых к подростку зачастую остается прежним: «Мал еще, чтобы указывать». Такое отношение часто приводит к драматическим конфликтам между родителями и подростками. Конечно, трудно родителям видеть, как их дочка, подражая моде, надевает на себя несуразные платья, подкрашивает глаза, а от сына пахнет табаком. Но для того, чтобы избежать серьезных последствий переходного возраста, взрослые должны научиться относиться к своим детям как к взрослым людям. Основной причиной конфликтов является несоответствие между отношением к подростку как к ребенку и представлением подростка о себе как о взрослом человеке, имеющем новые права. Во избежание конфликта необходимо найти для подростка новое место рядом с собой, предоставить ему ту степень самостоятельности, которая соответствует его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяет взрослому влиять и руководить подростком. Если взрослые не меняют систему своих отношений с подростком, то нужные для себя отношения дети находят среди своих ровесников. И, к сожалению, не всегда эти отношения строятся на правильных основаниях, на системе моральных ценностей, принятых в обществе.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся-  так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3.  Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.
 
Накануне собрания из беседы с  учителям-предметникам, работающим в пятых классах, стало ясно, что учащиеся готовы к обучению в новых для них условиях. На уроках царит рабочая атмосфера, дети, в основном, приходят на занятия подготовленные. Есть только одна проблема: в двух классах учителя заметили, что учащиеся несколько неправильно реагируют на неверный ответ своего одноклассника, могут посмеяться над ним, могут и сказать в адрес этого ученика обидное слово. Это плохо. Мы будем с этим бороться. Просим и вас, когда ребёнок рассказывает что-то о школе, об одноклассниках, об уроках, не выделять в этих беседах плохое. Наоборот, надо помочь детям даже в неверном ответе увидеть положительное, ведь один ответил неверно, зато понял, как надо было, когда его поправили. А что взял с урока тот, который вообще просидел молча, думал ли он в этот момент вообще?

К сожалению, мы, классные руководители, ничего не можем сегодня сказать о состоянии здоровья пятиклассников. Медосмотр будет только в январе. Однако, если вы, родители, знаете, что у ваших детей есть проблемы со здоровьем, должны быть у ребёнка какие-то ограничения при занятиях физкультурой, сельхозтрудом, то надо заранее принести справку из поликлиники и сдать классному руководителю.

Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование.  7″6″ пятиклассников ответили на вопросы анкеты. Наиболее положительными на все вопросы анкеты ответы были у учащихся 5 «Г» класса.  На летних каникулах многие ребята скучали по школе, но не все. Совсем не хотели летом думать о школе 13 учеников из 5 «В», 12 из 5 «Б» и 9 из 5 «А». Закончилось лето, начались занятия. Идут в школу с радостью 17 учеников из 5 «Б» класса, 13 из 5 «В», половина из 5 «Г» и только треть из 5 «А». У всех детей в школе всегда хорошее настроение. Всем детям нравятся работающие у них учителя. Кроме пяти человек все уже выбрали для себя любимые предметы. Только трое не привыкли к новым учителям. Хотя 23 человека считают, что в начальной школе было лучше, из них 12 человек из 5 «В» и 6 из 5 «А».

Интересны ответы ребят на вопрос: «Что тебе нравится или не нравится в школе?» Нравится всё — 14 ученикам, остальным — учиться (3 из 5 «Г»), учителя, уроки, то, что многому учат, перечислены отдельные предметы, куда попали труд, русский, математика, информатика, история, изо. Ещё мне понравился ответ: «Ко мне хорошо относятся».

Не нравятся плохое поведение и крик на перемене, физкультура, английский, немецкий, сосед, то, что обижают старшеклассники, трудно учиться, много требуют, много задают на дом (11 человек из 5 «В»), вторая смена. Есть тоже интересный ответ: «Не нравится сидеть на уроке».

Эти ответы учеников говорят о том, какие они все разные наши пятиклассники. Каждый из них требует особого внимания, подхода. Я думаю, что совместными усилиями учителей и родителей мы будем делать всё, чтобы дети чувствовали себя комфортно и в школе и дома.

Мы будем с вами встречаться один раз в четверть на родительских собраниях, а между собраниями вас тоже хотелось бы видеть в школе. Возникнут проблемы, приходите, будем искать общее решение. Приходите и просто так, чтобы дети видели, что их судьба, их успехи вам не безразличны.

Позвольте в заключении, уважаемые родители дать вам несколько советов.

• Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.

• Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.

• Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию «из первых рук». Учитель скажет вам правду.

• Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.

Перед собранием проводится анкетирование:

Учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:

4- совершенно согласен, 3- согласен, 2- трудно сказать, 1- не согласен, 0- совершенно не согласен

1. Я иду в школу с радостью
2. В школе у меня обычно хорошее настроение
3. У нас учителя хорошие
4. У меня есть любимые школьные предметы
5. Я привык к новым учителям
6. В начальной школе было лучше
7. На летних каникулах я скучал по школе
8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?)

Анкета для учителей

1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)?
2. С каким настроением вы идёте на урок в этот класс?
3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?
4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?
5. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?
6. Какие советы вы можете дать классному руководителю?

Использованная литература

1. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А.Алексеевой.- М.: ТЦ Сфера, 2001
2. Мир детства. Подросток./ Под ред. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1982
3. Максимович О. Советы на весь год.// Учительская газета, № 35, 29 августа 2000 г.
4. Низова А. Трудный подросток.// Календарь для родителей
 

 

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников

Совсем скоро ваши дети станут пятиклассниками. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. 

По мнению психологов, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, в период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения,  характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень рассеяны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогом, какие требования обязательны для выполнения, а какие — нет.

Давайте рассмотрим те проблемы, с которыми сталкиваются ребята при переходе в пятый класс.

  • Проблема 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы.  Кроме этого ребенок должен привыкнуть к новой школьной обстановке, сменив уют своей родной классной комнаты на необходимость постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет. За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.

  • Проблема 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» — норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
  • Проблема 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей.

Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Чаще спрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

  • Проблема 4: пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.

Что же делать? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяют при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала. Или обратитесь за этой помощью к школьным психологам.

Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по-новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не принял себя и не полюбил.

В этот период дети утрачивают ту самооценку, которая была до этого. В младшей школе она складывалась из оценки взрослых и того же учителя. Баллы за ответ на уроке дети воспринимали как оценку своей личности. Младшие школьники на вопрос: «Кто у вас самый лучший в классе?» обязательно назовут отличников. Но в пятом классе такое представление о «хорошисте» уже начинает меняться. Прибавьте к этому гормональную разбалансировку организма, которая беспощадно «бьет» по нервной системе, и вы поймете, почему ребенок неуравновешен, раздражителен, более утомляем и вообще переживает не самые счастливые дни своей жизни.

На этом фоне совсем по-другому смотрится еще одна проблема: оставаться ли в своей «простой» школе или идти за лучшими (так кажется) знаниями в более престижное учебное заведение. Как ни странно (поскольку такой переход становится тенденцией), большинство специалистов единодушны: переход из школы в школу и даже из класса в класс нежелателен. Он, утверждают они, приемлем только в том случае, если ребенок не имеет на старом месте нужного статуса. Например, в силу каких-то причин относится к отвергнутым детям: класс его не принял. И тогда нужно помочь ему занять соответствующий статус на новом месте, потому что в этот период для подростка особенно важно иметь взаимопонимание со сверстниками.

И все же новый коллектив требует напряжения: нужно опять преподнести себя и найти свое место в нем. А если есть какие-то физические или психологические особенности у ребенка, он может получить душевную травму лишь только потому, что… рыжий или слишком худой. И даже если в предыдущем коллективе это тоже имело какой-то негативный оттенок, ребенок уже научился с этим бороться и защищаться.

Поэтому родителям, стремящимся дать детям хорошее образование, нужно в первую очередь помнить о том, что в гимназиях и лицеях — совершенно другие требования и нагрузка. Готов ли их ребенок к ним (он не глупее, нет!)? Но позволяет ли его физическое и психическое здоровье выдержать такой темп? Насколько адекватна его самооценка? Выработаны ли у него эмоционально-волевые навыки (а у нынешних детей это самая большая проблема)? И если ребенок успешно получает знания в своей школе, не нужно мешать ему: эти знания будут совершенно достойными. К тому же нужно понимать, что нет ни одного учебного заведения, где бы абсолютно все учителя были высочайшего уровня.

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Возникает необходимость  к адаптации – привыкании к новым условиям обучения. Ее успешность зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.. поэтому среди трудностей школьной жизни можно выделить следующие:

  • возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают;
  • увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома;
  • новые требования по оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Свидетельствовать о трудностях адаптации могут следующие признаки:

  • усталый внешний вид школьника;
  • нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
  • стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
  • нежелание выполнять домашние задания;
  • негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
  • жалобы на события, связанные со школой;
  • беспокойный сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Таким образом, наша с вами единая задача – создать условия для успешной учебы детей в пятом классе. Самое главное – помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Сколько же длится адаптация к 5 классу?

В среднем один-два месяца. Обычно к началу осенних каникул ребенок уже входит в нормальный рабочий режим: хорошо себя чувствует, достаточно легко встает утром и без проблем засыпает, активен и жизнерадостен в течение дня. Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела. Ребенок делится своими переживаниями, и вам известно, какие учебные предметы ему нравятся, а какие вызывают трудности.

В начале учебного года будьте предельно внимательными к своему ребенку, замечайте малейшее изменение в его настроении, отношении к школе. Раньше он приходил и охотно рассказывал, что было в школе, а теперь молчит, не рассказывает? Это уже сигнал: ему не комфортно, он что-то пытается скрыть и боится вам рассказать, или он не понимает, что происходит. Помогите ему, посоветуйтесь со школьным психологом, не останавливайте себя известным: «Да что я побегу с такой маленькой проблемой?». Ведь из маленькой проблемы может получиться большая, а этого допустить никак нельзя. Хотя есть дети, у которых достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться с возникшими трудностями, и этого даже никто не заметит. Но и других ребят нужно постоянно поддерживать и учить, как преодолевать «подводные течения». Нужно помнить и то, что ребенок дома, на улице и в школе — это три разных человека. И это не значит, что он такой лицемер. Ведь выполняя определенную социальную роль, он научился соответствующим способам поведения. В роли ребенка знает, как быть послушным, чтобы от мамы с папой что-то получить. Когда он выполняет роль ученика, пытается подстроиться под каждого учителя и опять же делать так, как каждому из них нравится. Поэтому на разных уроках у разных учителей он может вести себя по-разному, методом проб и ошибок выстраивая свои отношения. И «таким» мама его не видит. Поэтому так желателен в пятом классе контакт педагогов и родителей.

К переходу в пятый класс необходимо готовиться уже в четвертом классе: учителя, которые будут преподавать в этом классе, знакомятся с детьми, присутствуют на уроках, проводят свои фрагменты уроков, получают характеристику на каждого ребенка и рекомендации классного руководителя (совместно со школьным психологом) по работе и подходам к каждому.

Литература:

  1. Андрияхина, Н. Как помочь пятикласснику?/ Н. Андрияхина // Школьный психолог. — № 30. – 2003
  2. Грубкина,Т, Родительский клуб / Т, Грубкина // Школьный психолог. — № 25 .- 2000.
  3. Коблик, Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г. Коблик.- М.: Генезис, 2003
  4. Курбеко, И.В. Ваш ребенок – пятиклассник/ И.В. Курбеко// Пачатковая школа. — № 4 – 2011.
  5. Материалы сети Интернет

Другие статьи раздела:

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:

Главная

Сведения об общеобразовательной организации:

муниципальное бюджетное общеобразовательной учреждение «Лицей» (МБОУ «Лицей»)

 1. Дата создания 1 сентября 1991 года
 2. Учредитель

муниципальное образование городской округ город Арзамас Нижегородской области в лице администрации города Арзамаса

 3. Представительства и филиалы образовательной организации нет представительств и филиалов
 4. Место нахождения и осуществления образовательной деятельности 607220, Нижегородская область, город Арзамас, улица Пушкина, дом 138/1
 5. Режим, график работы

Режим работы МБОУ «Лицей»

Режим работы администрации

Режим работы психолога

Режим работы социального педагога

Режим работы педагога-организатора Тягловой И.А.

График работы педагога-организатора Жук А.А.

 6. Контактные телефоны, адрес электронной почты

(83147) 7-40-50, 2-43-73,

[email protected]

 7.

Структура управления и органы управления

 

 

 

 

 

Наименование структурного подразделения, ФИО и должность руководителя, место нахождения

 

 

 

 

 

Сведения о положениях о структурном подразделении и об органах управления

Структура управления, органы управления

—————————

Библиотека, Илюхина Светлана Вячеславовна, зав. библиотекой, город Арзамас, улица Пушкина, дом 138/1, МБОУ «Лицей», использует сайт ОО, телефон: 7-40-50

Грфик работы библиотекаря

Бухгалтерия, Ахматова Юлия Евгеньевна, гл. бухгалтер, город Арзамас, улица Пушкина, дом 138/1, МБОУ «Лицей», использует сайт ОО, телефон 2-43-73

Столовая, Макулова Марина Александровна, зав. столовой, город Арзамас, улица Пушкина, дом 138/1, МБОУ «Лицей», использует сайт ОО, телефон 2-43-73

—————————-

Положение о библиотеке

Положение о бухгалтерии

Положение о столовой

 8. Уровни образования, нормативный срок обучения

Начальное общее образование — 4 года

Основное общее образование — 5 лет

Среднее общее образование — 2 года

 9. Форма получения образования Очная
 10. Срок действия государственной аккредитации образовательной программы До 7.03.2025 года
 11. Образовательная программа ФГОС
 12. Учебный план Учебная деятельность
 13. Календарный учебный график Учебная деятельность
 14. Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса Методические разработки для обеспечения образовательного процесса имеются по каждой образовательной программе
 15. Реализуемые образовательные программы

МБОУ «Лицей» реализует общеобразовательные программы начального общего, основного  общего, среднего общего образовании; дополнительные образовательные (общеразвивающие) программы

 16. Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц, в том числе численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами

За счет бюджетных средств субъекта РФ:

Общая численность обучающихся — 787

Начальное общее образование — 342

Основное общее образование — 346

Среднее общее образование — 99

Иностранные граждане — 0

 17. Договоры с иностранными  и(или) международными огранизациями по вопросам образования и науки Отсутствуют
 18. Язык обучения Русский
 19. О федеральных государственных образовательных стандартах ФГОС
 20. О руководителе Лицея, его заместителях Администрация Лицея
 21. О персональном составе педагогических работников Педагогический состав Лицея
 22. О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности Материально-техническая база
 23. Об условиях питания и охраны здоровья обучающихся

Питание

Медицинское обслуживание

 24. О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся Для учащихся
25. О количестве вакантных мест для приема (перевода)

Вакантные места для приема

 26. Об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц Финансово-хозяйственная деятельность
 27. О поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года Финансово-хозяйственная деятельность
 28. О трудоустройстве выпускников Информация о продолжении образования выпускниками Лицея
  Копии документов образовательной организации:
 29. Устав образовательной организации Устав
 30. Лицензия на осуществление образовательной деятельности Лицензия
 31.  Свидетельство о государственной аккредитации Свидетельство об аккредитации
 32. План финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации Финансово-хозяйственная деятельность
 33. Локальные нормативные акты Локальные нормативные акты
 34. Отчет о результатах самообследования Карта самообследования
 35. Оказание платных образовательных услуг Порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг
 36. Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний Предписания отсутствуют

Адаптация пятиклассников в основной школе — 7 Сентября 2020 — Блоги

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.
Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько: хорошо пятиклассник умеет налаживать отношения, общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ.
— потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
— повышенная утомляемость;
— стремление обзавестись верным другом;
— стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
— повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
— стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
— отсутствие авторитета возраста;
— отвращение к необоснованным запретам;
— восприимчивость к промахам учителей, родителей;
— переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
— отсутствие адаптации к неудачам;
— ярко выраженная эмоциональность;
— требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту.

ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ:
— удовлетворенность ребенка процессом обучения;
— ребенок легко справляется с программой;
-степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
— удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЯТИКЛАССНИКОВ:
1. очень много разных учителей;
2.непривычное расписание;
3. много новых кабинетов;
4. новые дети в классе;
5. новый классный руководитель;
6. проблемы со старшеклассниками;
7. возросший темп работы;
8. возросший объем школьных работ в классе и дома;
9. рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
10. ослабление или отсутствие контроля;
11. необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
12. несамостоятельность в работе с текстами;
13. слабое развитие навыков самостоятельной работы;
14. своеобразие подросткового возраста.

ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ:
-усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
— нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
— стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
-нежелания выполнять домашние задания. • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
-жалобы на те или иные события, связанные со школой.
-беспокойный сон.
-трудности утреннего пробуждения, вялость. постоянные жалобы на плохое самочувствие.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМООТНОШЕНИЮ С ДЕТЬМИ
1. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на, те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
2. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Приучайте его к самостоятельности постепенно.
3. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
4. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
5. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
6. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню
7. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
8. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
9. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
10. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Педагог-психолог: Буйрова М.А.

Психологическая адаптация пятиклассника

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Пятый класс – начало подросткового возраста. В этот период происходит постепенная замена ведущей деятельности. Если раньше ведущей деятельностью ребенка была учебная деятельность, то теперь на первый план выступает общение. Характерно повышенное внимание ребенка к своей внешности, у многих начинается непринятие своего тела. Ребенок в этом возрасте становится критичным по отношению к себе и окружающим, особенно к бывшим авторитетам. В связи с этим у ребенка появляется такая реакция, как негативизм, отрицание всего, чтобы не говорил бы взрослый. Самооценка школьников становится зависимой от мнения сверстников, поэтому для них очень важно, что думают о них одноклассники.
     В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся — так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней — все это является довольно серьезным испытанием.

В этот период дети могут стать неузнаваемым: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывает их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.

Уважаемые родители! Постарайтесь в этот период обеспечить ребенку спокойную, шадящую обстановку, четкий режим, сделайте так, чтобы пятиклассник ощутил Вашу поддержку и помощь.

$1·        Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу», похвала даже, если не очень получается).

$1·        Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

$1·        Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

 Желаю Вам удачи!

Адаптация пятиклассника — что это?

«Каждый год как в первый раз» — так можно сказать о многих школьников. Каждую осень приходится заново привыкать к режиму дня, домашним заданиям и строгой учительнице. Но особенно остро эти вопросы встают тогда, когда ребенка ждут серьезные изменения (поступление в новую школу, класс, смена учителя). Особого внимания со стороны взрослых требует адаптация пятиклассников.

Освоение новой роли ученика средней школы предполагает как новые права, так и новые обязанности и требования к поведению. Что позволено ученику 4 класса может уже восприниматься неадекватным для пятиклассника. Ребенку приходится брать на себя больше ответственности, но научиться самостоятельности не так просто. Задача родителя – подготовить его к большей самостоятельности, постепенно передавая ему под ответственности разные дела.

Конечно, одна из первейших задач, которая встает перед ребенком – расстаться с первым учителем (а это важные и ценные отношения) построить отношения с новыми учителями. Теперь их стало так много и у каждого складывается отдельное впечатление об ученике и его способностях. Если есть возможность, организуйте знакомство с некоторыми будущими учителями (особенно с классным руководителем) заранее. Когда мы говорим об отношениях с представителями школы, родителям важно помнить, что постепенно нужно передавать ответственность ребенку, но при этом, чувствовать, в каких ситуациях он может сам, а когда в силу возраста нуждается в защите родителей.

В пятом классе ребенку приходится привыкать к новому распорядку дня: количество уроков, домашних заданий, возможность перекусить в школе. Кроме того, любимую перемену нужно теперь тратить не только на развлечения, но и на сбор портфеля, поиск нужного кабинета и организацию рабочего пространства в новом помещении.

Адаптация пятиклассников – сложный период в жизни класса, требующий внимания, помощи и участия как учителей, так и родителей.

Борисова Мария, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

Подробно о тренинге «Учиться на 5+» можно прочитать здесь.


Адаптация пятиклассников. Трудности и пути их решения.

Адаптация пятиклассников. Трудности и пути их решения

Трудности перехода из начального звена в среднюю школу

Учитель, учитель, учитель, хоть годик еще поучите.
Не хочется нам расставаться после этого класса…
Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область
Цель: психологическое просвещение и оценка адаптационного периода пятиклассников.
Задачи:
1. Выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся, познакомить их с психологическими особенностями подросткового возраста и адаптационного периода.
2. Проанализировать трудности, которые могут возникнуть у пятиклассников.
3. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.


Описание: Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Это этап изменений, затрагивающий не только личностные особенности ребёнка, но и все его психические функции и состояния. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

* * *

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни». Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке.

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого.Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.

В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги?

Адаптация — естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Существуют следующие адаптационные периоды в жизни ребёнка:
1. Поступление в первый класс.
2. Переход из начальной школы в среднюю.
3. Переход из средней в старшую школу.


Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
1. У детей происходит обострение всех прежних проблем как явных,так и скрытых.
2. Появляются новые проблемы, связанные с изменением отношения к себе, к окружающим, учёбе.

На что же нужно обратить внимание родителям в этот период?
1. Начало подросткового периода:
— становление собственного «Я»;
— сопоставление себя с другими.
2. Изменение условий обучения:
— в начальной школе – один учитель;
— в 5 классе много учителей-предметников;
— в среднем звене много новых кабинетов.

Ребенку необходимо выучить Ф.И.О. новых учителей, завоевать авторитет у них, выработать свои отношения с учителем.
3. Изменение требований:
— рассогласованность разных учителей-предметников.

Усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой — тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом и т.д.

Как быть в этом случае?
Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей».
Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» — это норма вещей.
Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

4. Отсутствие контроля:
— в начальной школе – индивидуальный подход учителя;
— в 5 классе нарушается индивидуальный подход.
Учитель начальных классов помогал детям контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков.

При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Можно что-то не сделать – в общей массе детей это может пройти незамеченным, накапливаются неусвоенные темы, появляется некоторая «безнадзорность»: «Я никому не нужен!!!».


У некоторых детей появляется регрессия – начинает капризничать как маленький или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.5. Проблемы в знаниях.
Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.

Что же делать?

1. Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Объясните ещё раз.
2. Будьте терпеливы.
3. Чаще расспрашивайте ребёнка о школьной жизни.
4. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителя. Здесь ваш помощник – дневник!
5. Если видите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребёнка.

Сложный этап перехода ребенка из начальной школы в среднюю всегда можно смягчить, если ребёнок будет чувствовать поддержку, делать это не в одиночку.

Памятка для родителей 5-классников в период адаптации.

1. В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.
2. Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю, психологу.
3. Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
4. Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.
5. На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.
6. Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.
7. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
8. Не ждите следующего родительского собрания.
Почаще получайте информацию «из первых рук». Заглядывайте ежедневно в электронный дневник. Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.
9. Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию.
Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
10. Любите своих детей!

Наука A – Z Адаптация 5–6 классы Науки о жизни Блок

Закрывать

Модель в начале чтения

В модели «сначала чтение» учащиеся начинают с чтения текстов, которые помогают они строят фундамент понимания с помощью основной науки идеи агрегата. Затем они проводят практические исследования. и используйте другие ресурсы, чтобы изучить примеры, связанные с концепциями они читают о.Студенты узнают об общих концепциях раньше используя дедуктивные рассуждения, чтобы применить их к конкретным примерам.

словарных ресурсов можно использовать в разных местах блок для развития и укрепления беглого владения учащимися дисциплинарный язык науки. СОВЕТ. Призовите учащихся поддерживать концептуальная сеть по всему блоку, которая соединяет примеры они исследуют позже в дорожной карте, возвращаясь к основным идеям, которые они читайте в документальной книге.


* Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.

Закрывать

Модель Do-First

В модели «делай сначала» * учащиеся погружаются в концепцию юнитов. путем проведения практических исследований, которые позволяют им применять науки и техники и строить свои собственные объяснения основных идей.Затем студенты читают тексты, смотрят видео, и проведите дополнительные расследования, которые помогут им подтвердить или уточнить их объяснения. Ресурсы словарного запаса могут использоваться в разных частях модуля для разработки и укрепить студентов свободное владение дисциплинарным языком науки. СОВЕТ: Попросите учащихся использовать научный журнал, чтобы записывать примеры, которые они исследуют упражнения и чтения, а затем предложите им разработать концепцию сеть, которая связывает эти примеры с основными идеями, о которых они читают в документальной книге, ближе к концу дорожной карты.


* Эта модель может также называться методом открытия , в котором учащиеся используют индуктивное рассуждение для определения общих понятий, сначала исследуя примеры.
** Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.

Закрывать

Проектная модель

В модели, основанной на проектах *, студенты работают в группах, чтобы исследовать научный вопрос или разработать решение инженерной задачи.Организатор проекта PBL, журнал SAZ, завершенный проект и групповая презентация позволяет студентам продемонстрировать то, что они узнали и достигли. Учебные советы PBL помогают учителям облегчить проект, а рубрики для учителя и учащихся можно использовать для оценки групповой и индивидуальной успеваемости. Во время планирования и выполнения учащиеся используют ресурсы других подразделений. чтобы понять основные концепции, которые они могут применить к их проекту.


* Эту модель иногда называют проблемно-ориентированным подходом к обучению, цель которого — решить проблему. В учебных пакетах Science A-Z Project-Based Learning Pack учащиеся одновременно решают проблему и создают продукт.
** Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.

Наука A – Z Адаптация 5–6 классы Науки о жизни Блок

Закрывать

Модель в начале чтения

В модели «сначала чтение» учащиеся начинают с чтения текстов, которые помогают они строят фундамент понимания с помощью основной науки идеи агрегата. Затем они проводят практические исследования. и используйте другие ресурсы, чтобы изучить примеры, связанные с концепциями они читают о.Студенты узнают об общих концепциях раньше используя дедуктивные рассуждения, чтобы применить их к конкретным примерам.

словарных ресурсов можно использовать в разных местах блок для развития и укрепления беглого владения учащимися дисциплинарный язык науки. СОВЕТ. Призовите учащихся поддерживать концептуальная сеть по всему блоку, которая соединяет примеры они исследуют позже в дорожной карте, возвращаясь к основным идеям, которые они читайте в документальной книге.


* Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.

Закрывать

Модель Do-First

В модели «делай сначала» * учащиеся погружаются в концепцию юнитов. путем проведения практических исследований, которые позволяют им применять науки и техники и строить свои собственные объяснения основных идей.Затем студенты читают тексты, смотрят видео, и проведите дополнительные расследования, которые помогут им подтвердить или уточнить их объяснения. Ресурсы словарного запаса могут использоваться в разных частях модуля для разработки и укрепить студентов свободное владение дисциплинарным языком науки. СОВЕТ: Попросите учащихся использовать научный журнал, чтобы записывать примеры, которые они исследуют упражнения и чтения, а затем предложите им разработать концепцию сеть, которая связывает эти примеры с основными идеями, о которых они читают в документальной книге, ближе к концу дорожной карты.


* Эта модель может также называться методом открытия , в котором учащиеся используют индуктивное рассуждение для определения общих понятий, сначала исследуя примеры.
** Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.

Закрывать

Проектная модель

В модели, основанной на проектах *, студенты работают в группах, чтобы исследовать научный вопрос или разработать решение инженерной задачи.Организатор проекта PBL, журнал SAZ, завершенный проект и групповая презентация позволяет студентам продемонстрировать то, что они узнали и достигли. Учебные советы PBL помогают учителям облегчить проект, а рубрики для учителя и учащихся можно использовать для оценки групповой и индивидуальной успеваемости. Во время планирования и выполнения учащиеся используют ресурсы других подразделений. чтобы понять основные концепции, которые они могут применить к их проекту.


* Эту модель иногда называют проблемно-ориентированным подходом к обучению, цель которого — решить проблему. В учебных пакетах Science A-Z Project-Based Learning Pack учащиеся одновременно решают проблему и создают продукт.
** Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.

Адаптация и выживание | Национальное географическое общество


Не все особи одного вида одинаковы. Некоторые животные крупнее, волосатее или громче других, даже если они одного вида. Эти различия во многом определяются генами человека, которые подобны инструкциям, передаваемым от родителя к ребенку. Некоторые различия обеспечивают такие преимущества, как скорость, сила или привлекательность.Эти преимущества помогают животным выживать и воспроизводить потомство. Через несколько поколений эти черты или приспособления будут передаваться большему количеству особей, пока эта черта не станет распространенной у этого вида.

Структурные и поведенческие адаптации

Адаптация может быть структурной, то есть это физическая часть организма. Адаптация также может быть поведенческой, влияя на то, как действует организм.

Примером структурной адаптации является способ приспособления некоторых растений к жизни в сухих жарких пустынях.Растения, называемые суккулентами, адаптировались к этому климату, накапливая воду в своих коротких толстых стеблях и листьях.

Миграция — пример поведенческой адаптации. Серые киты ( Eschrichtius robustus ) ежегодно мигрируют на тысячи километров. Они плывут из холодного Северного Ледовитого океана в теплые воды у побережья Мексики. Телята серых китов рождаются в теплой южной воде, а затем группами отправляются на север, чтобы кормиться.

Адаптации, помогающие решить одну проблему, иногда используются для решения других проблем.Такие черты называются эксаптациями. Например, перья, вероятно, были первым приспособлением для регулирования температуры. Позже перья стали длиннее и помогли некоторым видам скользить или летать.

С другой стороны, некоторые приспособления теряют свою функцию. У китов и дельфинов есть рудиментарные кости ног, остатки приспособления (ног), по которому их предки ходили.

Среда обитания

Адаптации обычно развиваются в ответ на изменение среды обитания организма.

Английская пяденица ( Biston betularia ) — известный пример.До 1800-х годов наиболее распространенный вид этой бабочки был кремового цвета с более темными пятнами. Немногочисленные пяденицы были серыми или черными.

По мере того, как рост фабрик изменил окружающую среду, изменился и цвет бёрдой мотылька. Моль более темного цвета стала более распространенной. Их черный цвет смешивался с деревьями, окрашенными промышленными загрязнениями. Птицы не могли видеть темных бабочек, поэтому они ели моли кремового цвета.

Виды

Иногда возникает адаптация или набор приспособлений, которые разделяют один вид на два.Это называется видообразованием.

Один из способов этого — физическая изоляция вида.

Хорошим примером является большое разнообразие сумчатых животных в Океании, в районе, который включает Австралию и Новую Зеландию. Когда-то этот регион был частью Азии. Прежде чем он откололся, прибыли сумчатые животные. Сумчатые — это млекопитающие, которые носят детенышей в сумках. Сумчатые в настоящее время являются основным видом млекопитающих в Океании. Между тем, плацентарные млекопитающие являются основным видом на всех остальных континентах.

Коалы ( Phascolarctos cinereus ) — одни из самых известных сумчатых животных. Они приспособились питаться эвкалиптовыми деревьями, произрастающими в Австралии. Вымерший тасманский тигр ( Thylacinus cynocephalus ) был сумчатым, питающимся мясом. Он адаптирован для того, чтобы играть роль больших кошек, таких как тигры, на других континентах. Сумчатые в Океании — пример адаптивной радиации. Это тип видообразования, при котором виды развиваются, чтобы выполнять пустые роли в своей среде.

Коадаптация

Организмы иногда адаптируются к другим организмам и вместе с ними. Это называется коадаптацией. Некоторые цветы адаптировали свой нектар, чтобы понравиться колибри. Колибри приспособили длинные тонкие клювы для сбора нектара с определенных цветов. Когда колибри пьет нектар из цветка, она случайно собирает пыльцу. Затем он переносит эту пыльцу на другие цветы. В этих отношениях колибри получает пищу, а пыльца растений распространяется.Коадаптация помогает обоим организмам.

Мимикрия — еще один вид коадаптации. Благодаря мимикрии один организм приспособился походить на другой. Например, безобидная королевская змея имеет цветовой рисунок, напоминающий смертоносную коралловую змею. Эта мимикрия удерживает хищников от королевской змеи.

Адаптации растений и животных

Почему стоит учить этому

Раздел 5 охватывает стандарты, относящиеся к системам Земли. Он охватывает Стандарт 5-ESS2-1: Разработка модели на примере для описания способов взаимодействия геосферы, биосферы, гидросферы и / или атмосферы.Студенты будут изучать разницу между каждой из систем и способы взаимодействия каждой из систем, чтобы сделать Землю такой, какая она есть сегодня. Другой охватываемый стандарт — это стандарт 5-ESS2-2: описывать и графически отображать количество и процентное содержание воды и пресной воды в различных резервуарах, чтобы предоставить доказательства распределения воды на Земле.

Моделирование будет важным компонентом этого модуля. Студенты будут моделировать слои Земли, круговорот воды, формы суши и многое другое.Модуль начинается с обзора всех систем, затем каждая система преподается отдельно. По мере охвата каждой новой системы будет решаться вопрос о том, как она зависит от предыдущих систем или взаимодействует с ними. В дополнение к завершению единичной оценки будет также завершающее мероприятие, на котором группы построят модель, чтобы продемонстрировать, как взаимодействуют две системы. В этом блоке также будут выполнены соединения с несколькими ранее охваченными стандартами.

Этот конкретный урок охватывает стандарт 5-ESS2-1, предоставляя учащимся основу для установления связи между биосферой, жизнью на Земле и другими системами на Земле.Учащиеся изучают адаптации растений и животных, которые помогают им выжить в окружающей среде, которая может быть сухой или влажной, горячей или холодной, зеленой или белой и т. Д.

Цель урока:

Цель этого урока — научить учащихся различать физическую и поведенческую адаптацию у растений и животных и определять, как адаптация помогает животным выжить в окружающей среде.

Критерии успеха:

Учащиеся продемонстрируют успех в достижении этой цели урока, точно заполнив лист ротации станций и сумея внести свой вклад в последующее обсуждение в классе.

Подготовка к уроку:

Разминка:

  • Компьютер для обмена видео

Практика с инструктором:

— Станция 1 — копии изображений животных в камуфляжной форме должны быть повешены на стене в вашей комнате.

— Станция 2 — три термометра, таз с ледяной водой, 2 пакета Ziplock, палочка Crisco.

— Станция 3 — пара щипцов, плоскогубцы, небольшая сетка и капельница для клювов и небольшая чашка желтой воды с бумажным цветком на ней, миска с птичьим семенем, миска с водой с алюминиевой или бумажной рыбкой плавающий в нем, и миска с землей с закопанными в нее фальшивыми насекомыми для источников пищи.Копия Bird Beak Pictures также должна быть повешена на этой станции.

-Station 4 — четыре разных растения или части растений. Я использовал большой лист, растение с восковыми листьями, растение с шипами и растение с иголками вместо листьев.

— Станции 5 — компьютеры доступны

-Станции 6 — Распечатанная копия слайдов PowerPoint «Поведенческая адаптация и физическая адаптация».

Узнать:

  • Студенты будут перемещаться по станциям, указанным выше.Никаких других материалов не потребуется.

Заключение:

Адаптации для животных — SuperSTAAR

Адаптации животных

Готовность

ТЭКС Объектив

Ожидается, что ученик сравнит структуру и функции различных видов, которые помогают им жить и выжить, например копыта прерийных животных или перепончатые лапы водных животных.


Основное понимание

Учащийся знает, что организмы проходят аналогичные жизненные процессы и имеют структуры, которые помогают им выжить в окружающей среде.

Науки

Desert Animal Survival: Desert USA (веб-сайт) — Объяснение приспособлений для выживания, используемых различными пустынными существами для накопления и удержания воды, предотвращения и рассеивания тепла и т. Д.

Выживание животных пустыни
Пустыня США, www.desertusa.com

Адаптации к водному образу жизни: The Wild Classroom (веб-сайт) — отличный обзор адаптаций у водных млекопитающих. Изучите остальную часть сайта на предмет других сред обитания и приспособлений.

Адаптация к водному образу жизни
Дикий класс, www.thewildclassroom.com

Экосистемы прерий, адаптации животных: Государственный музей Иллинойса (веб-сайт) — Обзор характеристик, которые позволяют животным прерий выживать в своих домах на пастбищах.

Экосистемы прерий, адаптации животных
Государственный музей Иллинойса, www.museum.state.il.us

Adaptations: Project Beak (веб-сайт) — Разные птицы используют разные участки в своей среде обитания.Узнайте об адаптации птиц, в том числе о перьях, клювах, лапах и способах общения.

Адаптация
Project Beak, projectbeak.org

Урок подписи

Задание по адаптации животных: SeaWorld / Busch Gardens (PDF) — Учащиеся исследуют и сравнивают структуры и функции различных животных, уделяя особое внимание адаптации, которая позволяет животным жить и выживать. В этом упражнении используются обучающие станции и включены карточки станций с указаниями и вопросами.

Деятельность по адаптации животных
SeaWorld / Busch Gardens, www.seaworld.org

Дополнительные уроки

Адаптации животных: Служба национальных парков (PDF) — Путеводитель, который можно использовать в классе, чтобы узнать о различных адаптациях животных.

Адаптации для животных
Служба национальных парков, www.nps.gov

Reptile Adaptations: Discovery Education (веб-сайт) — Учащиеся изучают физические и поведенческие черты рептилий, чтобы узнать, как эти животные адаптировались к выживанию.

Адаптации рептилий
Discovery Education, school.discoveryeducation.com

Мимикрия и камуфляж: BioEd Online (веб-сайт) — на этом уроке (включая опыт преподавателя, страницы учащихся и расширения) учащиеся исследуют и определяют уникальные адаптации, которые некоторые организмы разработали как стратегии выживания.

Мимикрия и камуфляж
BioEd Online, www.bioedonline.org

Создайте рыбу: проект WILD (PDF) — учащиеся исследуют, как рыбы адаптируются к окружающей среде, как эти адаптации могут помочь рыбам выжить в их среде обитания и как адаптация приносит пользу животным в целом.

Сделайте рыбу
Проект WILD, www.projectwild.org

Уроки и дополнительные занятия

Adaptations, Fit for Survival: Journey North (веб-сайт) — учащиеся исследуют значение физической и поведенческой адаптации и исследуют миграции животных как адаптацию для выживания. На сайте представлены карты, на которых показаны отчеты об отслеживании мигрирующих бабочек и колибри. Дополнительные ссылки посвящены другим животным, таким как журавли и серые киты.

Адаптации, пригодные для выживания
Путешествие на север, Фонд Анненберга, www.learner.org

Адаптация животных Создайте существо: зоопарк Сан-Диего (веб-сайт) — Используя воображение и простые материалы, учащиеся проектируют среду обитания, «создают» животное, адаптированное к этой среде обитания, и пишут естественную историю для своих животных.

Адаптации животных Создайте существо
Зоопарк Сан-Диего, www.sandiegozoo.org

Идеи оценки

Назначьте каждому ученику определенное животное и попросите каждого ученика написать и проиллюстрировать отчет или презентацию в PowerPoint, в которой описывается его / ее животное, его среда обитания, его поведение и приспособления, которые помогают ему выжить.

Литературные соединения

Вы бы выжили? Адаптация животных и растений. Таунсенд, Джон (ISBN-13: 978-1410919694)

Самые экстремальные животные . Герштейн, Шерри (ISBN-13: 978-0787986629)

Как животные адаптируются? Калман, Бобби (ISBN-13: 978-0865059573)

Что вы знаете об адаптации животных? Слейд, Сьюзен (ISBN-13: 978-1404241992)

Наука, лежащая в основе выживания животных и растений. Браш, Николас (ISBN-13: 978-1599205595)

Связанные науки TEKS

(5.10B) Унаследованные черты и усвоенное поведение
Ожидается, что учащийся будет различать унаследованные черты растений и животных, такие как шипы на кактусе или форму клюва, и усвоенные модели поведения, такие как трюки с животными или ребенок, едущий на велосипеде.

(5.10C) Метаморфоза насекомых
Ожидается, что учащийся расскажет о различиях между полным и неполным метаморфозом насекомых.

Связанная математика TEKS

5.14A Ожидается, что учащийся будет определять математику в повседневных ситуациях.

5.14B Ожидается, что учащийся будет решать задачи, которые включают понимание проблемы, составление плана, выполнение плана и оценку решения на предмет разумности.

5.14C Ожидается, что учащийся выберет или разработает соответствующий план или стратегию решения проблем, включая рисование картинки, поиск шаблона, систематические угадывания и проверки, разыгрывание его, создание таблицы, решение более простой задачи или работу. назад, чтобы решить проблему.

5.14D Ожидается, что учащийся будет использовать такие инструменты, как реальные объекты, манипуляторы и технологии для решения задач.

Дополнительные ресурсы

Animal Adaptations: Utah Education Network (веб-сайт) — вопросы для обсуждения и ссылки на обширный список веб-сайтов с информацией об адаптации многих различных животных к своей среде обитания.

Адаптации для животных
Образовательная сеть Юты, www.uen.org

Quest: 5 класс, адаптация | Счастливый ученый

Я поставил это растение возле окна.Через два часа я его осмотрел. Что бы вы ожидали за это время с листьями?

  1. Да. Листья будут двигаться и поворачиваться, чтобы на их поверхность попадало как можно больше света. Ниже приведено замедленное видео, показывающее, что произошло с растением.

  2. Нет. Листьям нужен свет, поэтому они поворачиваются, чтобы уловить как можно больше света.

  3. Нет. Хотя больше света может в конечном итоге привести к росту и потемнению листьев, этот процесс не произойдет за пару часов.

  4. Нет. Растения приспособлены поворачивать свои листья к источнику света.



Щелкните, чтобы увидеть, какие государственные стандарты проверяются в этом вопросе, и какие из моих видео, экспериментов и других ресурсов поддерживают эту тему.

Дольки апельсина видео, ClosedCaptions
Птичьи кости видео, бесплатно
Перья видео, проверено
Бессердечные растения video, ClosedCaptions, проверено
Наблюдение за природой видео, проверено
Вызов дятла видео, проверено
Тыквенные кишки видео, бесплатно, ClosedCaptions, проверено
Seed Search video, ClosedCaptions, проверено
Как бабочка летает? текстовая страница, бесплатно
Мысли об экзоскелете текстовая страница, бесплатно
Блеск для глаз текстовая страница
Отзыв Plants-1 практика
Отзыв Plants-5 практика
Отзыв Plants-6 практика
Отзыв Plants-7 практика
Отзыв Plants-8 практика
Отзыв Plants-3 практика

Адаптация животных: Учителя (Научный путь: Общественное телевидение Айдахо)

Ресурсы для преподавателей от PBS Learning Media

Animal Adaptations — это полное учебное пособие для начальных классов с использованием информационных текстов, цифровых игр и видеоклипов от Wild Kratts.Учителя K-2 сочтут этот ориентированный на стандарты ресурс чрезвычайно полезным, помогая детям развивать концептуальные знания и участвовать в научном мышлении и рассуждениях.

NatureWorks от Общественного телевидения Нью-Гэмпшира — отличный студенческий сайт для изучения структурных и поведенческих адаптаций. Также доступно руководство для учителей. Вы также можете посетить их страницы, посвященные окрашиванию, общению и миграции. По каждой теме есть видео, викторина и руководство для учителей.Nature Files — это увлекательный ресурс для самостоятельного обучения студентов.

Серия PBS NATURE содержит потрясающую коллекцию видеороликов об адаптации животных для использования в классе. Вспомогательные материалы для каждого видеоклипа включают предложения по преподаванию, справочную информацию, вопросы для обсуждения и раздаточные материалы для учащихся.

Адаптация от WGBH — это план урока для 5-6 классов, в котором учащиеся изучают эволюцию адаптации и сравнивают физическую и поведенческую адаптацию животных в биомах арктической тундры и пустыни Сонора.

Adaptations and Exceptions освещает различные виды когтей животных и способы их использования.

Для начальных классов Creaturepedia от PBS Kids ‘Wild Kratts — это увлекательный способ для детей изучить все удивительные «способности существ», которые позволяют животным выживать и процветать. PowerSuit Maker от Aviva — это независимая или партнерская деятельность, которая позволяет студентам проявлять творческий подход с их знаниями адаптации.

Информация для учителей

Обновите свои знания в области науки об адаптации.

Статьи Калифорнийского университета об адаптации, естественном отборе и распространенных заблуждениях содержат полезную справочную информацию.

Узнайте больше о камуфляже, выживании в пустыне и зимних приспособлениях.

Проследите эволюцию биологического понимания, поскольку ученые на протяжении всей истории наблюдали адаптации животных.

А как насчет черт, которые кажутся не имеющими функции, адаптаций, выполняющих несколько функций, или адаптаций, которые, кажется, имеют противоречивые цели для выживания животного? Узнайте о некоторых менее очевидных аспектах адаптации.

Прочтите об одном животном, у которого, кажется, есть все: структурная адаптация, предупреждающие цвета, камуфляж, яд, ритуалы ухаживания и многое другое.

Планы уроков

National Geographic предлагает серию уроков по адаптации, которые вы, возможно, захотите использовать в своем классе. Информационная статья «Адаптация и выживание» доступна в виде выровненного текста для 2-6 классов и выше.

уроков National Geographic с видеоклипами и инструкциями включают «Адаптация животных в океане», «Адаптация к Арктике» и «Адаптация под водой».Защитник: Естественный отбор и Изготовление жирных перчаток — практические занятия для учащихся.

На веб-сайте

Университета штата Аризона «Спросите биолога» есть отличная серия уроков по обучению принципам адаптации. Почему и как в биологии, камуфляже в природе и пернатой мотыльке: опытный выживший дают важную справочную информацию. Sooty Selection — это полный план урока по естественному отбору, который включает в себя руководство для учащихся, пакет экспериментов с рабочими таблицами, презентацию Power Point, предварительную и последующую оценку, а также увлекательную интерактивную симуляцию, в которой учащиеся берут на себя роль хищника в Picking Off the Peppered Моль.

Superstaar от Университета Бэйлор — это собрание планов уроков, соответствующих стандартам для 2–5 классов. Просмотрите доступные уроки по адаптации животных, инстинктивному поведению и влиянию окружающей среды.

Adaptations Connections from San Diego Zoo (1-3 классы) и Animal Adaptations from Milwaukee Zoo (3-5 классы) основаны на экскурсиях в зоопарк, но оба содержат множество уроков и практических занятий, которые можно легко использовать в класс без физической экскурсии.Вы найдете эти уроки интересными и всеобъемлющими с включением межучебных проектов.

Animal Adaptations — это план урока, разработанный для четвертого класса, но легко адаптируемый к другим классам. Он включает в себя презентации в Power Point, викторины, структурированные исследования и оценки.

В этом уроке Scholastic студентам предлагается стать исследователями, поскольку они выбирают одно животное и сообщают о том, как оно адаптируется к окружающей среде.Пособие для учителей содержит предысторию и дополнения.

Служба национальных парков предлагает полный план уроков по адаптации животных для старших классов начальной школы. Вы также можете ознакомиться с этим уроком NPS по адаптации хищников к добыче и этим уроком искусства рыб и дикой природы США о физической адаптации птиц.

Camouflage Facts for Kids, Kiddle Encyclopedia

Идеи уроков от Университета Райса и Университета Орегона знакомят учащихся 4-5 классов с изучением адаптации.

Образовательная сеть штата Юта предоставляет полный план урока, построенный вокруг педагогики Таксономии Блума. Предлагается множество предлагаемых ресурсов, чтобы помочь студентам изучить как физическую, так и поведенческую адаптацию на всех уровнях результатов обучения.

Animal Adaptions от ScienceNet объединяет географию и биологию, поскольку студенты изучают животных по всему миру.

Учитель естествознания 5-го класса делится идеями по обучению адаптации, уделяя особое внимание структуре и функции физических адаптаций, а также сравнивая и противопоставляя различных животных.

Интерактивные

«Адаптации организмов» — одно из самых увлекательных интерактивных материалов по теме адаптации. Учащиеся будут взаимодействовать с животными в цифровом формате, узнавая о физических и поведенческих адаптациях, а также о видах адаптаций, которые лучше всего подходят для различных биомов, и будут делать прогнозы о том, где с наибольшей вероятностью будут жить похожие животные.

Этот интерактив из Ботанического сада Миссури фокусируется на адаптации растений в различных средах и включает фотографии, игру и песню для адаптации.

В программе «Открытие животных в Арктике» Службы национальных парков учащиеся находят животных на местности и слышат их голоса, узнавая больше об адаптации в любое время года.

На этом сайте есть несколько интерактивных материалов, которые могут попробовать ваши ученики.

Дополнительные ресурсы для преподавателей и студентов

В

Science World Museum в Ванкувере есть несколько отличных идей для быстрых занятий в классе, которые вы захотите проверить.

Для краткого обзора концепций адаптации взгляните на это 5-минутное резюме.Вы можете использовать быстрый обзор в PowerPoint для младших школьников или для студентов среднего уровня.

Чувства животных завораживают детей. Удивительно, насколько лучше некоторые животные видят, слышат и обоняют запах, чем люди. Взгляните на этот ресурс Вашингтонского университета.

Служба национальных парков предлагает ресурсы для преподавателей по многим аспектам науки об адаптации. Хотя многие из этих ресурсов разработаны для поездок на сайты NPS, их легко адаптировать для использования в классе.Например, «Адаптация к пустыне» предлагает множество идей для занятий учащихся, изучающих способы выживания растений и животных в их пустынной среде обитания.

Служба охраны рыбных ресурсов и диких животных США имеет отличные ресурсы для учителей и студентов по вопросам адаптации птиц. Хотя некоторые из них предназначены для определенных мест, их можно адаптировать к классным комнатам где угодно. Ознакомьтесь с планом урока «Птицы, клювы и приспособления» и «Адаптация для убежища» с прилагаемой рабочей тетрадью для учащихся и «Фактами об адаптации».Вы найдете больше ресурсов для обучения адаптации птиц в Project Beak.

В Wikimedia Commons

Animal Adaptation: Homework Help есть много интересных фактов об адаптации и галерея фотографий.

Найдите множество ресурсов для преподавателей и презентаций в PowerPoint на тему адаптации животных.

учителя К-2 могут попробовать эти игры с камуфляжем.

В этом пакете ресурсов по адаптации для Великобритании прокрутите вниз, чтобы найти набор домино для адаптации к животным, который вы можете использовать в своем классе.

.