Адлер альфред: Альфред Адлер — Психологос
Классическая адлерианская теория: современный взгляд
На протяжении более чем полувека после того как Альфред Адлер сформулировал свою психоаналитическую теорию личности и систему психотерапии его идеи постепенно пронизывали всю современную психологию. Сдвиг психоанализа в направлении эго психологии отражает оригинальные мысли Адлера. Кроме того, в отличие от концепции З. Фрейда об управлении человеком врожденными инстинктами, у А. Адлера выдвинута идея об управлении мотивациями человека социальными побуждениями. Утверждение Адлера о том, что люди живут в мире смыслов, соответствует социально-контруктивистскому взгляду на человеческое поведение. В качестве смысла человеческой жизни Адлер называет социальный интерес. Будучи одним из первых феминистов, он утверждал, что и мужчины, и женщины страдают от того, что обществом переоцениваются мужчины и недооцениваются женщины. Он считал, что настоящим равенством между полами может быть только позитивное отношение между мужчинами и женщинами. Его работы, в которых констатируется единство психического и телесного, стали отправной точкой для развития психосоматической медицины. Он сделал важный вклад в теорию личности, введя понятие креативного «Я», что созвучно с современными «Я»-концепциями.
Параллели концепциям Адлера можно найти в работах антропологов, биологов и физиков. Представление Адлера о взаимозависимости всех живых существ и их природной склонности к сотрудничеству нашло отклик в антропологии и в биологии. Его понятие «стиля жизни», подразумевающее, что одна центральная тема выражается в каждом психическом проявлении, созвучно физике голограмм, в которой каждая часть целого есть свернутый образ этого целого. Его понятие финальной цели, концентрирующей все движения в направлении одной точки, аналогично понятию аттрактора в теории хаоса – магнетической конечной точки, фокусирующей и ограничивающей процесс. Он верил в фундаментальную креативную силу индивидов и в их способность выбирать и изменять направление собственной жизни, это очень похоже на тот биологический процесс, который называется аутопоэзис (самовоспроизведение), являющийся автономной, самообновляющейся и самонаправляющей природой всех форм жизни.
Когда социологи, антропологи, биологи, математики, физики и психотерапевты описывают довольно аналогичные динамические структуры, можно подумать о том, что наука находится на грани новой унифицированной теории поля, предложенной в свое время К. Левиным. Идеи Адлера нередко называют «философской антропологией», содержащей потенциальное магнетическое ядро, вокруг которого могут быть сгруппированы многие другие дисциплины. Каждый человек у А. Адлера – уникальная личность. В динамике ее поведения ведущую роль играет не секс, а социальные интересы.
В условиях интеллектуального климата начала XXI века переосмысление идей Адлера позитивно и плодотворно для более полного понимания человека и человеческих отношений в мире. Он создал интегрированную, холистическую теорию природы человека и психопатологии, комплекс психотерапевтических принципов и техник, оригинальное мировоззрение и философию жизни.
Ядром интегрированного комплекса адлерианской философии, теории и практики выступает оптимистический и гуманистический взгляд на жизнь. Он создал ценностно-ориентированную психологию, в которой человек рассматривается в качестве обладателя потенциала для глубокого межличностного сотрудничества и стремления к саморазвитию ради общего блага. Адлер одним из первых психологов утверждал, что если люди не научатся сотрудничать, то все человечество может прийти к самоуничтожению. Если в адлерианской концепции человека выделить одну главную мысль, то это будет мысль о Человеке Социальном, тесно взаимосвязанном с другими людьми и со всей природой. Центральная проблема, стоящая перед людьми – это проблема того, как вместе жить на одной планете, воздавая должное вкладу каждого в прошлом и улучшая жизнь для нынешних и будущих поколений.
В основу созданной им психологии Адлер заложил понятие социального чувства или социального интереса Gemeinschaftsgefuehl. Это многоуровневое понятие. Индивиды могут понимать и реализовывать одни уровни социального чувства и игнорировать другие.
Когда социальный интерес сформирован на аффективно-эмоциональ-ном уровне, человек испытывает глубинную принадлежность к человеческому роду и способен к эмпатии в отношении других людей. Такие люди во всем мире чувствуют себя как дома, принимая и позитивные, и негативные аспекты жизни. На когнитивном уровне человек признает необходимую взаимозависимость между людьми и то, что благополучие каждого, в конечном счете, зависит от благополучия всех. На поведенческом уровне такие мысли и чувства превращаются в поступки, направленные на саморазвитие и на сотрудничество и взаимопомощь с другими людьми. Тем самым, в своей основе понятие социального чувства направляет полное развитие способностей индивида, направляет процесс, в котором каждый человек развивается как личность, и все люди становятся богаче от общения друг с другом. В то же время данное понятие означает признание и принятие взаимозависимости всех людей.
В этих идеях Адлера содержится также определение отношений между «я» и обществом. Адлер, в отличие от многих, не усматривал коренного конфликта между «я» и обществом, между эгоистическим интересом и социальным интересом. Эти дихотомии ложные. Развитие личности и развитие взаимоотношений с другими позитивно влияют друг на друга. Чем больше личностно развит человек, тем сильнее его взаимосвязь с другими людьми, и наоборот, более тесная взаимосвязь человека с людьми создает более благоприятные условия для развития личности. Сейчас эту идею открывают заново.
Адлер усматривал взаимосвязь между живыми существами во многих различных сферах и на многих уровнях, включая животных, растения, неодушевленные предметы и в самом широком смысле – с космосом. Правильное понимание природы этой взаимосвязи позволило бы преодолеть многие антропогенные проблемы. В отличие от З. Фрейда, считавшего социальные конфликты и войны фатально неизбежными, А. Адлер был убежден, что можно преодолеть войны и явления дискриминации в обществе. Кроме того, людям необходимо осознать свою взаимосвязь с прошлым и настоящим.
Адлер назвал созданную им систему «индивидуальной психологией», это название само по себе ничего не говорит о ее социальном фундаменте. Индивидуальная психология Адлера – это не психология индивидуальных различий, это, скорее, социальная психология, в которой индивид понимается исходя из социального контекста. По-немецки термин Individualpsychologie означает психологию уникальной, целостной и неразъединимой личности. Под этим Адлер понимал, во-первых, то, что индивидуальная психология есть наука идеографическая. Развитие каждого человека уникально, креативно и определяется тем, как человек субъективно интерпретирует жизнь. Во-вторых, Адлер стремился выразить то, что человек есть целостность со своими мыслями, чувствами, поступками, мечтами, воспоминаниями, то есть система, в которой целое больше суммы частей. В симфонии человеческого поведения Адлер умел услышать одну ведущую мелодию, темп и тональность которой могли меняться. Благодаря этой сквозной теме человек и является целостностью, а не суммой частей.
Как возникает эта ведущая тема? Благодаря активному и креативному процессу, в котором индивиды атрибутируют смыслы своих жизненных переживаний. Из этого сырого материала они создают ту субъективную реальность, на которую они реагируют. Следовательно, человек есть не объект, не пассивная жертва наследственности и среды, а активно конструирующий и интерпретирующий собственную ситуацию субъект.
Этот процесс начинается в детстве из ощущения неудовлетворенности выполнением повседневных задач, особенно при сравнении самого себя с другими детьми и взрослыми. В результате формируется то, что Адлер называл «комплексом неполноценности» – совершенно нормальная реакция на осознание своей неспособности функционировать так, как человек того желает. Адлер также называл такое переживание «минусовой ситуацией». Из этих чувств складывается мотивация к стремлению в направлении «плюсовой ситуации».
Люди стремятся в этом направлении, поскольку ими движет креативная сила жизни, проявляющаяся в желании развиваться, и при неспособности добиться успеха в чем-то одном, стремление добиться его в другом. Сила эта телеологическая, она проявляется в стремлении к цели, и в этом стремлении каждое телесное и психологическое движение направляется на сотрудничество.
Под влиянием немецкого философа Ганса Вайхингера Адлер утверждал, что люди в своих поступках не всегда исходят из реальности. Людьми также движет то, что они считают истинным, хотя эти представления во многом бессознательны. Заметим, кстати, что их убеждение в правоте этого может быть и ошибочным. В основе идей Адлера – понятие «финальной цели». Финальная цель есть некий вымысел, создаваемый индивидом, воображаемая индивидуальная ситуация совершенства, завершенности или преодоления. Движение в направлении финальной цели мотивируется стремлением к преодолению испытываемой неполноценности. Финальная цель представляет собой субъективный, придуманный взгляд на будущее, но она руководит действиями человека в настоящем.
Для активного человека, обладающего развитым социальным чувством, стремление к финальной цели может представлять собой пожизненное стремление к оптимальному развитию, в котором нет конечной точки. Здесь можно увидеть аналогию со стремлением индивида к самоактуализации в направлении полной реализации своего потенциала, концептуализированным Абрахамом Маслоу.
Решающую роль в отношении переживаемой неполноценности и развития в направлении финальной цели играют влияние семьи (как родителей, так и братьев и сестер) и внешние социальные влияния. Первичным фактором развития социального чувства в раннем возрасте Адлер признавал влияние матери. В условиях позитивных отношений в семье, любви и заботы у ребенка формируется способность к саморазвитию и к социальному сотрудничеству, к выполнению того, что Адлер называл тремя задачами жизни: труд, общество и любовь. Если ребенок не получает поддержки в семье, то переживаемая неполноценность становится преувеличенной, формируя преувеличенную финальную цель, направленную на компенсацию глубоко переживаемой неполноценности. Тогда вместо того чтобы заниматься саморазвитием и преодолением трудностей, человек будет стремиться к цели воображаемого господства и избегать реального представления о самом себе. Финальная цель становится эгоцентрической и деструктивной. Финальная цель – это результат процесса, уникального для каждого человека. У двух людей с аналогичными комплексами неполноценности могут формироваться различные финальные цели. Один человек может стремиться поставить других на службу себе и своей неполноценности, другой будет стремиться преодолеть то, с чем связана неполноценность, и самоутвердиться в таком преодолении.
Индивидуальный подход к жизни, характерный для каждого человека, Адлер называл стилем жизни. Стиль жизни – это тот способ, которым индивид стремится или избегает выполнения трех главных задач жизни и реализации своей финальной цели. Здоровые люди решают все три задачи относительно гибко, находя много способов решения проблем. Когда один путь закрыт, они выбирают другой. Патологические личности упорствуют на каком-либо одном пути или не видят пути вообще.
Подобно другим психологам, Адлер считал первые пять лет жизни человека центральными в развитии личности. В этот период пережитый ребенком опыт позволяет ему сформировать прототипы финальной цели и стиля жизни, которые в последующем детстве и отрочестве претерпевают изменения. Сформировавшиеся в этом возрасте представления о мире и о себе в дальнейшем определяют мировидение человека. Адлер назвал это «схемой апперцепции». Следовательно, индивидуальное восприятие ограниченно, и всегда будет существовать противоречие между реальностью и ее восприятием. У нормальных людей это противоречие относительно мало, у людей, имеющих психологические проблемы, оно существенно больше.
В оптимальной ситуации развития взрослые помогают детям сформировать чувство значимости во взаимодействии с другими людьми, поощряют в них активность, способствуют минимизации переживаемой неполноценности и помогают детям ощутить себя частью целого, увидеть и почувствовать свою взаимозависимость по отношению к другим и научиться преодолевать трудности. В этом, по мнению Адлера, помогают универсальные ценности – справедливость, красота, истина.
Комментируя этот тезис, можно его приветствовать, но нельзя не заметить, что в многомерном человеческом мире эти понятия могут сильно отличаться, т.е. то, что красиво для одного, безобразно для другого, каждый параноик убежден в истине собственных идей, а справедливость может трактоваться таким образом, чтобы не навредить себе и т.п.
Оптимальное развитие, с позиций адлерианской теории, отличается от того, что принято определять как «нормальное» или «среднее» развитие. Многие люди, несмотря на свою способность к сотрудничеству, не реализуют собственный потенциал в максимальной степени. Они испытывают скуку, хроническое напряжение или стресс, не проявляя при этом эмоциональных или физикальных симптомов. Когда они сталкиваются с трудностями, они не в состоянии их преодолеть, и тогда они переживают шок, запускающий психологические симптомы. Такими кризисными ситуациями оказываются болезнь, брак, рождение детей, развод, достижение среднего возраста, взросление детей и их уход из дома в самостоятельную жизнь. Задача профессионального психолога в том, чтобы помочь таким «нормальным» людям максимально развиться – наметить такой идеал психического здоровья, который представляется возможным и мотивирующим, и определить этапы его достижения.
Читать онлайн «Понять природу человека» — Адлер Альфред — RuLit
Альфред Адлер
ПОНЯТЬ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга является попыткой познакомить широкую публику с основами психологии личности. В то же время в ней демонстрируется практическое применение психологических принципов не только для выстраивания наших повседневных отношений с окружающим миром и другими людьми, но и для организации нашей внутренней жизни. В основу этой книги положен годичный цикл лекций, прочитанных перед аудиторией, состоящей из сотен мужчин и женщин всех возрастов и профессий в Народном институте Вены. Цель этой книги — во-первых, показать, как неверно выбранная линия поведения одного человека вносит дисгармонию в нашу общественную жизнь; во-вторых, научить отдельных людей распознавать и признавать свои ошибки и, наконец, показать им, как гармонично адаптироваться к социальной среде. Ошибки в науке и бизнесе дорого обходятся и достойны сожаления, однако ошибки в выборе жизненного пути могут поставить под угрозу саму жизнь. Таким образом, задача этой книги — осветить путь человечества к лучшему пониманию природы человека.
ВВЕДЕНИЕ
Судьба человека заключена в его душе.
Геродот
К науке о природе человека не следует подходить с излишней самонадеянностью и гордыней. Напротив, тех, кто ею занимается, отличает известная скромность. Понимание природы человека — это задача исполинского масштаба, ее решение было целью нашей культуры с незапамятных времен. Эта наука не из тех, которыми следует заниматься лишь ограниченному числу специалистов. Ее истинной целью должно быть познание природы человека каждым человеческим существом. Однако этот тезис болезненно воспринимается некоторыми учеными, полагающими, что их исследования должны быть исключительным достоянием узкого круга экспертов.
Из-за обособленного образа жизни, который мы ведем, мало кто из нас хорошо знаком с природой человека. В прошлом люди не имели возможности жить так разобщенно, как мы сейчас. С самого раннего детства наши связи с человечеством весьма скудны. Семья изолирует нас от остального общества. Весь образ нашей жизни препятствует близким контактам с другими людьми, а контакты необходимы для развития науки и искусства понимать природу человека. Из недостаточности контактов с другими людьми рождается отчуждение от них. Наше поведение в отношении окружающих зачастую ошибочно, а наши суждения о них нередко ложны. Мы часто повторяем известный трюизм: люди проходят мимо друг друга, а говоря друг с другом, говорят в пустоту. Они обращаются друг с другом как с чужаками — причем не только в обществе в целом, но и в очень узком кругу собственной семьи. Большинство родителей время от времени жалуется, что не может понять своих детей, и в то же время большинство детей заявляет, что родители их не понимают. Все наше отношение к другому человеку зависит от того, насколько мы его понимаем, и значит, такое понимание является основой любых отношений в обществе, Взаимоотношения между людьми стали бы более гармоничными, если бы человек лучше знал свою природу. В таком случае наши социальные взаимоотношения улучшились бы, так как всем известно: большую часть трудностей и разногласий между людьми порождает недостаток взаимопонимания, а неумение как следует понять друг друга может привести к тому, что мы неправильно интерпретируем внешние проявления отношений окружающих нас людей или обманываемся на их счет.
Теперь нам предстоит объяснить, почему мы пытаемся подойти к проблеме природы человека с точки зрения медицинской науки, имея целью заложить основы точного научного знания в этой обширной и посему не поддающейся точному исследованию области. Также мы рассмотрим предпосылки к созданию подобной науки о природе человека и определим, какие проблемы она должна разрешить и каких результатов от нее можно ожидать.
Прежде всего следует заметить, что психиатрия — это область деятельности, требующая огромных познаний человеческой природы. Психиатр должен как можно быстрее и точнее проникнуть в душу больного. В этой области медицины практикующий врач может ставить диагноз, назначать и проводить лечение только тогда, когда он с уверенностью понимает, что происходит во внутреннем мире пациента. Скользить по поверхности нельзя. Ошибки в диагностике быстро становятся очевидными, в то время как правильное понимание природы душевного расстройства ведет к его успешному излечению. Другими словами, наше знание природы человека проходит здесь суровую проверку.
Наши исследования нервных заболеваний показали, что психические расстройства, комплексы и мании, присущие нервным заболеваниям, фундаментально ничем не отличаются по структуре от поведения нормальных лиц. Здесь можно с легкостью распознать те же элементы, те же предпосылки, те же закономерности развития. Единственное различие заключается в том, что у психического больного они более ярко выражены и их легче установить. Выявив эту закономерность, мы можем извлекать уроки из психических аномалий и быть начеку, когда подобные им симптомы проявляются у психически здоровых людей.
Для этого необходимо только вооружиться профессиональной выучкой, вдохновением и терпением, необходимыми в любой профессии.Первое великое открытие заключалось в следующем: основы человеческой психики закладываются в самом раннем детстве. В этом тезисе как таковом нет ничего исключительного: на протяжении веков великие мыслители не раз делали подобные наблюдения. Новизна состояла в том, что нам удалось установить между опытом, впечатлениями и социальными установками детских лет, насколько мы смогли их определить, и позднейшими психическими явлениями неразрывную и неопровержимую связь. Это, в свою очередь, означало, что теперь мы могли сравнить опыт и социальные установки раннего детства человека с его же опытом и социальными установками зрелого возраста. Таким образом, мы сделали важное открытие: психические явления ни в коем случае не следует анализировать по отдельности, более того — их даже нельзя понять, если не рассматривать как части единого целого.
Итак, мы узнали, что отдельные психические симптомы можно оценить только в том случае, если исследовано и понято их место в общем образе поведения данного человека, во всем его внутреннем микрокосме, в его «стиле жизни». Сделав это, мы оказались в состоянии увидеть, что тайные цели его детства находятся в точном соответствии с его социальными установками в зрелом возрасте. Короче говоря, нам стало до потрясения ясно, что с точки зрения психологического развития практически никаких изменений не произошло. Действия и слова, которыми выражались эти цели, могли меняться, но фундаментальные цели и мотивации, направленные на решение тех же психологических задач, остались неизменными.
Например, взрослый пациент с тревожным складом личности, ум которого постоянно пребывает в сомнениях и подозрениях, а все усилия направлены на самоизоляцию от общества, обнаруживает аналогичные склонности и психологические действия на третьем и четвертом году жизни. Единственное различие заключается в том, что у маленького ребенка, который еще не научился скрывать свои истинные чувства, такие черты характера легче обнаружить и истолковать. Поэтому мы взяли себе за правило сосредоточивать наши изыскания в основном на детстве наших пациентов. Таким образом нам зачастую удавалось догадаться о чертах характера взрослого человека, с детством которого мы ознакомились, раньше, чем нам о них рассказывали. Склонности, которые мы наблюдаем у взрослого, являются фактически непосредственной проекцией пережитого им в детстве.
Ознакомившись с самыми яркими воспоминаниями детства пациента и зная, как правильно истолковать эти воспоминания, мы можем точно воссоздать нынешнюю структуру его характера. При этом мы имеем в виду тот факт, что отойти от усвоенных в ранний период жизни моделей поведения для человека крайне трудно. Очень мало кому из людей удавалось изменить усвоенные в детстве модели поведения, хотя во взрослой жизни эти люди оказывались в совершенно иных ситуациях. Даже изменение социальной установки во взрослой жизни не обязательно ведет к смене модели поведения. Душа не меняет своей основы; в детстве и зрелости личность сохраняет те же склонности, из чего можно заключить, что ее жизненная цель также неизменна.
День рождения Альфреда Адлера //Психологическая газета
Инструментарий
Программы обучения
9–11 декабря 2022
Виктория Борисовна Бажурина
Работа с травмой в SOLWI терапии: метод десенсибилизации и переработки травмы Ф. Шапиро
24–27 ноября 2022
Геннадий Михайлович Бревде
Путешествие в мир субличностей и архетипов. Инструменты глубинной психологии в работе с бессознательным
6–11 декабря 2022
Наталья Леонидовна Ильина
Психологическая помощь в спорте
Скоро
14 — 17 октября
Ереван, Степанакерт, online
Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»
17 — 19 октября
Сириус, online
Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Речь, грамотность, дислексия»
18 — 21 октября
Санкт-Петербург
Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»
21 — 22 октября
Сочи, online
Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»
28 — 30 октября
Ярославль
Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»
28 — 30 октября
Москва
Научно-практическая конференция-фестиваль «Ритм и пластическая культура личности»
11 — 12 ноября
Москва
III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф. Е.Василюка
15 — 17 ноября
Online
Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»
24 — 25 ноября
Ярославль
Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»
Весь календарь- #психологическая наука
Сегодня мы отмечаем памятную дату: 7 февраля родился Альфред Адлер — австрийский психолог и психиатр один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.
Опубликовано 7 февраля 2014
Материалы по теме
К вопросу о современной специфике переноса внутриличностных конфликтов во внешнее поле
11.10.2022
Я-концепция как механизм собирания себя
10.10.2022
Новый критерий нормальной и аномальной личности
09.10.2022
Совладание с контентными рисками в социальных сетях у студентов
08.10.2022
Интернет как ресурс совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи
07.10.2022
Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта
06. 10.2022
Жизненный опыт человека как основа мудрости
01.10.2022
Доверие как интеграционный механизм общества
28.09.2022
В.А. Лабунская об опыте развития региональной социально-психологической школы
27.09.2022
Методологические подходы к изучению межэтнических установок личности и межэтнических отношений в молодежной среде
26.09.2022
Критерии репликации психологического знания в контексте культурно-исторической эпистемологии
25.09.2022
Психолого-педагогические критерии и практика деятельности «полигона для испытания детских игр и игрушек»
25.09.2022
Инструментарий
11 октября 2022 , вторник
В этот день
Илья Михайлович Слободчиков празднует день рождения! Поздравить!
Юлия Сергеевна Пежемская празднует день рождения! Поздравить!
Кирилл Михайлович Зотов празднует день рождения! Поздравить!
99 лет назад родился(ась) Евгений Сергеевич Кузьмин.
Скоро
14 — 17 октября
Ереван, Степанакерт, online
Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»
17 — 19 октября
Сириус, online
Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Речь, грамотность, дислексия»
18 — 21 октября
Санкт-Петербург
Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»
21 — 22 октября
Сочи, online
Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»
28 — 30 октября
Ярославль
Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»
28 — 30 октября
Москва
Научно-практическая конференция-фестиваль «Ритм и пластическая культура личности»
11 — 12 ноября
Москва
III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф. Е.Василюка
15 — 17 ноября
Online
Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»
24 — 25 ноября
Ярославль
Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»
Весь календарьПрограммы обучения
9–11 декабря 2022
Виктория Борисовна Бажурина
Работа с травмой в SOLWI терапии: метод десенсибилизации и переработки травмы Ф.Шапиро
24–27 ноября 2022
Геннадий Михайлович Бревде
Путешествие в мир субличностей и архетипов. Инструменты глубинной психологии в работе с бессознательным
6–11 декабря 2022
Наталья Леонидовна Ильина
Психологическая помощь в спорте
11 октября 2022 , вторник
В этот день
Илья Михайлович Слободчиков празднует день рождения! Поздравить!
Юлия Сергеевна Пежемская празднует день рождения! Поздравить!
Кирилл Михайлович Зотов празднует день рождения! Поздравить!
99 лет назад родился(ась) Евгений Сергеевич Кузьмин.
Скоро
14 — 17 октября
Ереван, Степанакерт, online
Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»
17 — 19 октября
Сириус, online
Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Речь, грамотность, дислексия»
18 — 21 октября
Санкт-Петербург
Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»
21 — 22 октября
Сочи, online
Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»
28 — 30 октября
Ярославль
Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»
28 — 30 октября
Москва
Научно-практическая конференция-фестиваль «Ритм и пластическая культура личности»
11 — 12 ноября
Москва
III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф. Е.Василюка
15 — 17 ноября
Online
Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»
24 — 25 ноября
Ярославль
Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»
Весь календарьПрограммы обучения
9–11 декабря 2022
Виктория Борисовна Бажурина
Работа с травмой в SOLWI терапии: метод десенсибилизации и переработки травмы Ф.Шапиро
24–27 ноября 2022
Геннадий Михайлович Бревде
Путешествие в мир субличностей и архетипов. Инструменты глубинной психологии в работе с бессознательным
6–11 декабря 2022
Наталья Леонидовна Ильина
Психологическая помощь в спорте
Альфред Адлер: теория и применение
Альфред Адлер (1870-1937), всемирно известный философ и психиатр, подчеркивал необходимость понимать людей в их социальном контексте. В начале 1900-х годов Адлер начал заниматься такими важными и современными проблемами, как равенство, образование родителей, влияние порядка рождения, образа жизни и холизма людей. Адлер считал, что у всех нас есть одно основное желание и цель: принадлежать и чувствовать себя значимыми.
Адлер разработал первую целостную теорию личности, психопатологии и психотерапии, тесно связанную с гуманистической философией жизни. Его лекции и книги для широкой публики отличаются кристально чистым здравым смыслом. Его клинические книги и журнальные статьи раскрывают необычайное понимание психических расстройств, глубокое понимание искусства исцеления и большое вдохновение для поощрения оптимального развития человека.
Согласно Адлеру, когда мы чувствуем воодушевление, мы чувствуем себя способными и ценимыми и обычно действуем сообща и сообща. Когда мы обескуражены, мы можем действовать нездоровым образом, соревнуясь, отступая или сдаваясь. Именно поиск способов выражения и принятия поощрения, уважения и социального интереса помогает нам чувствовать себя удовлетворенными и оптимистичными.
Теория и практика Адлера оказались особенно продуктивными применительно к росту и развитию детей. Адлерианцы считают, что «плохой ребенок — это обескураженный ребенок», и что помощь детям в том, чтобы они чувствовали себя ценными, значимыми и компетентными, часто является наиболее эффективной стратегией в преодолении трудного детского поведения.
Адлерианская психология фокусируется на попытках людей компенсировать их самооценку неполноценности по отношению к другим. Эти чувства неполноценности могут проистекать из положения человека в семейной расстановке, особенно если он имел ранний опыт унижения; существовало конкретное физическое состояние или дефект; или присутствовало общее отсутствие социального чувства к другим.
Адлерианцы озабочены пониманием уникальных и личных убеждений и стратегий (стиля жизни), которые каждый человек создает в детстве. Эта когнитивная схема и образ жизни служат ориентиром человека для отношения, поведения и собственного взгляда на себя, других и мир. Когда мы смотрим на свой ранний жизненный опыт, изучаем модели поведения, которые повторяются в нашей жизни, и методы, которыми мы пытаемся обрести значимость и принадлежность, происходят исцеление, рост и изменение.
Как сформулировал известный адлерианский психотерапевт Генри Стайн, теория и применение адлерианской психологии имеют в качестве стержней семь критических идей:
«Значения не определяются ситуациями, но мы определяем себя значениями, которые мы придаем ситуациям».
Альфред Адлер
«В дружбе мы учимся смотреть глазами другого человека, слушать его ушами и чувствовать его сердцем».
Альфред Адлер
Единство личности
Мышление, чувства, эмоции и поведение можно понимать только как подчиненные индивидуальному стилю жизни или последовательному образу жизни. Индивидуум не разделен внутренне и не является полем битвы противоборствующих сил. Каждый аспект личности указывает в одном направлении.
Ориентация на цель
Существует одна центральная динамика личности, происходящая из роста и движения вперед самой жизни. Это ориентированное на будущее стремление к значимости, превосходству или успеху. В психическом здоровье это реальная цель общественно полезного значения или превосходства над общими трудностями. При психических расстройствах это нереальная цель преувеличенной значимости или превосходства над другими. Раннее детское чувство неполноценности, которое человек стремится компенсировать, приводит к созданию вымышленной конечной цели, которая субъективно кажется обещающей будущую безопасность и успех. Глубина чувства неполноценности обычно определяет высоту цели, которая затем становится «конечной причиной» моделей поведения.
Самоопределение и уникальность
Вымышленная цель человека может зависеть от наследственных и культурных факторов, но в конечном итоге она проистекает из творческой силы личности и, следовательно, уникальна. Обычно люди не полностью осознают свою цель. Анализируя порядок рождения, повторяющиеся паттерны совладания и самые ранние воспоминания, психотерапевт выводит цель как рабочую гипотезу.
Как неделимое целое, система, человек также является частью более крупного целого или системы — семьи, сообщества, всего человечества, нашей планеты и космоса. В этих контекстах мы сталкиваемся с тремя важными жизненными задачами: занятием, любовью и сексом, а также нашими отношениями с другими людьми — всеми социальными проблемами. Наш способ реагирования на нашу первую социальную систему, семейную расстановку, может стать прототипом нашего мировоззрения и отношения к жизни.
Каждый человек способен научиться жить в гармонии с обществом. Это врожденный потенциал социальной связанности, который необходимо сознательно развивать. Социальный интерес и чувство подразумевают «социальное улучшение», совершенно отличное от конформизма, оставляя место для социальных инноваций даже посредством культурного сопротивления или бунта. Чувство подлинной безопасности коренится в глубоком чувстве принадлежности и погруженности в поток социальной эволюции.
Психическое здоровье
Чувство человеческой связи и готовность всесторонне развиваться и способствовать благополучию других являются основными критериями психического здоровья. Когда эти качества недоразвиты, человека может преследовать чувство неполноценности, или отношение превосходства может вызывать неприязнь у других. Следовательно, бессознательная вымышленная цель будет эгоцентричной и эмоционально или материально эксплуатирующей других людей. Когда чувство связанности и готовность внести свой вклад сильнее, возникает чувство равенства, и цель человека будет трансцендентной и полезной для других.
Лечение
Адлерианская индивидуальная психотерапия, краткосрочная терапия, парная терапия и семейная терапия идут параллельными путями. Клиентов поощряют преодолевать свое чувство незащищенности, развивать более глубокое чувство связанности и перенаправлять свое стремление к значимости в более социально полезные направления. Через уважительный сократовский диалог им предлагается исправить ошибочные предположения, отношения, поведение и чувства по отношению к себе и миру. Постоянное поощрение побуждает клиентов делать то, что считалось невозможным. Рост уверенности, гордости и удовлетворения приводит к большему желанию и способности сотрудничать. Цель терапии состоит в том, чтобы заменить преувеличенную самозащиту, самосовершенствование и потакание своим слабостям смелым социальным вкладом.
Альфред Адлер — Североамериканское общество адлерианской психологии
Альфред Адлер был одним из первых соратников Зигмунда Фрейда в Вене, но его революционные наблюдения положили начало жизни исследований, посвященных пониманию людей, которые он назвал индивидуальной психологией. Всеобъемлющая теория Адлера о человеческом поведении привела к моделям практики, которые оказали большое влияние на области образования, социальных наук, семейной жизни, психологии и психотерапии. Он разработал идеи и методы, которые стали основой для большинства современных работ, включая когнитивно-поведенческую терапию, терапию реальностью, терапию, ориентированную на решение, рационально-эмоциональную поведенческую терапию, экзистенциальную терапию, холистическую психологию и семейную терапию. Такие разные теоретики, как Карен Хорни, Эрих Фромм, Виктор Франкл, Абрахам Маслоу, Альберт Эллис и Аарон Т. Бек, считают работу Адлера важной основой для своего собственного вклада. Адлер был одним из первых теоретиков, использовавших краткосрочный, активный, сфокусированный и ориентированный на решение подход к психотерапии. Работа Адлера имеет основополагающее значение для профессий и практик школьной психологии, школьного консультирования, общественного движения за психическое здоровье и обучения родителей. Как динамичный и жизненно важный взгляд на развитие человека, индивидуальная психология продолжает расти и процветать в меняющемся мире.
Тайра Болдс однажды написала об Адлере, что он был настоящим, шутил ли он или серьезно, будь то в частных беседах или лекциях, его настоящая личность всегда, казалось, говорила: «Жизнь свята».
Почитай жизнь.
Все, что происходит, важно.
В юности Адлер был болезненным ребенком, что причиняло ему смущение и боль. Этот ранний опыт болезней и несчастных случаев, вероятно, объясняет его теорию неполноценности органов и послужил основой для его теорий о чувстве неполноценности.
Согласно Адлеру, у каждого человека есть слабое место в его или ее теле — орган неполноценности, который, как правило, является областью, где возникает болезнь, например, желудок, голова, сердце, спина, легкие и т. д. Адлер сказал, что в какой-то степени каждая эмоция находит выражение в теле. Исходя из своего понимания неполноценности органов, Адлер начал видеть в каждом человеке чувство неполноценности. Адлер писал: «Быть человеком — значит чувствовать себя неполноценным. Ребенок приходит в мир беспомощным маленьким существом в окружении могущественных взрослых. Чувство неполноценности побуждает ребенка стремиться к большему. Эти чувства неполноценности побуждают человека стремиться вверх, так что нормальные чувства неполноценности побуждают человека к успешному решению своих проблем, тогда как комплекс неполноценности препятствует или препятствует этому.
Они могут выражать этот эгоизм в потребности доминировать, отказе от сотрудничества, желании брать и не давать. Из-за этих нездоровых реакций у человека развивается комплекс неполноценности или комплекс превосходства. Комплекс превосходства – это прикрытие комплекса неполноценности. Они разные стороны одной медали.
Здоровый человек будет стремиться преодолеть свою неполноценность через участие в жизни общества.
Человек заботится о благополучии других, а также о себе и развивает хорошее чувство собственного достоинства и уверенности в себе. С другой стороны, некоторых больше заботит эгоизм, чем общественный интерес.
Человек с комплексом превосходства имеет скрытые сомнения в своих способностях.
Adler разработала теорию личности, основанную на:
.
Вымышленный финализм
Творческое Я
Мужской протест
Толкование снов
Теория психотерапии.
Из «Дурбин, Пол Г.. «Введение в Альфреда Адлера. (Уголок президента) (биография)». Подсознательно говоря. Infinity Institute International, Inc. 2004. Получено 22 декабря 2008 г. с Encyclopedia.com: http://www. .encyclopedia.com/doc/1G1-128445468.html
Посмотреть короткое видео Альфреда Адлера, 17 июня 1929 года:
Альфред Адлер, психиатр из Вены в конце 1800-х годов, был членом Венского кружка Фрейда, пока он и несколько других членов группы не покинули его из-за непримиримых разногласий во мнениях. После того, как Адлер порвал с группой Фрейда, он назвал свою теорию индивидуальной психологией. В то время как в английском языке «индивидуальный» означает «один или один», в родном для Адлера немецком языке это слово передает смысл неделимой и неделимой личности. Адлер был одним из первых, кто провел семейное консультирование, групповое консультирование и общественное обучение, чтобы обучать широкой публике психологическим концепциям как способу улучшения условий жизни человека. Его очень интересовало состояние человека, и он подчеркивал важность воспитания в каждом чувстве принадлежности. Равенство, гражданские права, взаимное уважение и продвижение демократии — ценности, разделяемые адлерианцами повсюду. Социальный интерес, сочетание чувства принадлежности и вклада в благополучие человечества, стал одним из основных компонентов его психического здоровья. Его идеи только сейчас подтверждаются научными исследованиями, и их часто называют «позитивной психологией».
Теория Адлера представляет собой целостную психологию, которая фокусируется на целях и задачах человеческого поведения. Холизм предполагает, что человек работает для достижения одной и той же цели на всех уровнях своего опыта. Он также рассматривает поведение человека как социально встроенное. Ничего не происходит изолированно. Как целостная психология, адлерианцы сосредотачиваются на единстве поведения. Все поведение рассматривается как целенаправленное и движется от «ощущаемого минуса» к «воспринимаемому плюсу». Цели бывают разных размеров: краткосрочные, долгосрочные и промежуточные. Подумайте о том, почему вы ходили в школу, почему вы посетили эту веб-страницу, почему вы почти что-то сделали, и вы найдете цель. Адлерианцы считают цели важной частью мотивации и причиной поведения. Конечно, наше прошлое открывает перед нами возможности и возможности для обучения, но наш выбор двигаться в определенном направлении отражает наши цели и нашу способность управлять собственной жизнью.
«Чувство неполноценности» — еще одна основная идея Адлера. У всех нас есть чувство неполноценности, которое становится для нас мотивирующим фактором для развития навыков, талантов и способов преодоления чувства неполноценности. Чувство неполноценности может породить гениальность. К сожалению, они также могут порождать неврозы и проблемы в повседневной жизни, когда они чрезмерны или когда мы пытаемся скрыть их, вместо того чтобы мужественно встретить их лицом к лицу. Адлер считал, что мужество — это ответ на многие жизненные проблемы. Адлерианцы способствуют ободрению в семье, школе, на работе и в наших сообществах.
Так кто же такой адлериец? Адлерианец — это человек, который применяет идеи и принципы Адлера в своей работе. Это может быть работа врача, медсестры, консультанта, учителя, директора, бизнес-консультанта, политика, рабочего или любой другой профессии. Адлер применил свои идеи в своей психиатрической практике. Но он также выходил за пределы своего офиса в школы Вены и к публике. Он открыл более 20 клиник в школах Вены для учителей, родителей и детей, чтобы научиться вместе решать свои проблемы. Он часто выступал перед публикой, объясняя психологические концепции, которые могли бы помочь им в их повседневной жизни. Он написал более 300 книг и статей, пытаясь поделиться своими мыслями с другими, чтобы все они могли жить и работать более сообща. Это то, что делают адлерианцы. Они работают в школах, клиниках, на предприятиях и в сообществах. Они консультируют и ободряют людей, которые больше всего нуждаются в ободрении. Они создают учебную среду, в которой дети процветают, потому что они чувствуют себя причастными и знают, что их уважают и в то же время бросают им вызов. Они пишут книги и учебные пособия, которые помогают людям научиться жить вместе, учиться вместе и работать вместе в сотрудничестве и взаимном уважении.
Если вы прочитали это краткое описание адлерианцев и вам понравилось то, что вы прочитали, возможно, вы хотели бы узнать больше об адлерианской психологии или присоединиться к нам в Североамериканском обществе адлерианской психологии. Если да, то на нашей веб-странице (http://www.AlfredAdler.org) есть форма членства. Мы с нетерпением ждем ответа от вас.
Веб-страница Генри Штейна является одним из лучших ресурсов в Интернете для получения дополнительной информации об Адлерианской психологии и Альфреде Адлере. Он содержит много статей об Адлере и дает не только дополнительную биографическую информацию, но и теоретическую базу. Зайдите на: www.Adlerian.us.
Присоединяйтесь к НАСАП
Теория личности и типы личности Альфреда Адлера
Вопрос о том, что движет нами — какая великая сила лежит в основе нашей индивидуальной мотивации, толкая нас вперед во всевозможных трудных обстоятельствах, — давно интересовал психолога Альфреда Адлера. В конце концов он назвал эту движущую силу «стремлением к совершенству», термином, который заключает в себе мы все должны реализовать свой потенциал, реализовать свои идеалы — процесс, поразительно похожий на более популярную идею самореализации.
Самоактуализация, возможно, является менее проблематичным из этих двух терминов, поскольку невозможно осмыслить идеи Адлера, не наткнувшись сразу же на неприятную природу слов «совершенство» и «идеал». В то время как идея стремления быть лучшей версией самого себя является явно положительной целью, понятие совершенства в психологии часто имеет довольно негативный оттенок. В конце концов, совершенства, скорее всего, не существует и, следовательно, недостижимо, а это означает, что попытки сделать это неизменно разочаровывают и может пройти полный круг, чтобы вызвать крайнее отсутствие мотивации (т.е. сдаться).
Действительно, сам Адлер воздерживался от использования слова «совершенство» для описания своей единственной движущей силы, вместо этого начав с таких фраз, как быть любимым, не встречаться) — но и этот термин имел явные негативные коннотации; агрессия, в конце концов, редко считается чем-то хорошим, и использование термина «напористость», возможно, послужило Адлеру лучше.
(Интересно, что сам Фрейд возражал против термина «агрессивное влечение», хотя и не на том основании, что он имел чрезмерно негативный оттенок; напротив, Фрейд считал, что это умаляет ключевое положение полового влечения в психоаналитической теории. Однако в последующие годы Фрейд, возможно, передумал, поскольку его идея «инстинкта смерти» во многом схожа с теорией Адлера. была компенсация, которая в данном случае предназначалась для обозначения процесс стремления преодолеть врожденные ограничения . Адлер постулировал, что, поскольку у всех нас есть различные проблемы и недостатки как у людей, наша личность развивается в основном за счет того, как мы компенсируем (или не компенсируем) эти врожденные проблемы или преодолеваем их. Позже Адлер частично отверг эту идею (хотя она по-прежнему играла важную роль в его теории; подробнее об этом позже), поскольку он решил, что неверно предполагать, что чьи-то проблемы являются причиной того, кем человек в конечном итоге становится.
Адлер также рано поиграл с идеей «мужского протеста», заметив очевидные различия в культурных ожиданиях, возлагаемых на мальчиков и девочек, и тот факт, что мальчики часто отчаянно желали, чтобы их считали сильными, агрессивный и контролирующий. Адлер избегал предрассудков, предполагавших, что мужская напористость и успех в мире проистекают из какого-то необъяснимого врожденного превосходства. Вместо этого он видел в этом явлении результат того, что мальчиков поощряют к напористости в жизни, а девочек отговаривают от того же самого.
Наконец, прежде чем остановиться на фразе «стремление к совершенству», Адлер назвал свою теорию «стремлением к превосходству» — скорее всего, это дань уважения Фридриху Ницше, чьей философией, как известно, восхищался Адлер. Ницше, конечно, считал волю к власти основным мотивом человеческой жизни. Позже Адлер изменил эту фразу, используя ее больше для обозначения нездорового или невротического стремления, вероятно, из-за того, что она предполагает сравнение себя с другими, попытку стать «превосходнее» своих товарищей.
Телеология
Известно, что идея «холизма», о которой писал Ян Смэтс, южноафриканский философ и государственный деятель, оказала большое влияние на Адлера. Смэтс утверждал, что для того, чтобы понять людей, мы должны рассматривать их как итоги, а не как части, как единые целого, существующие в контексте их окружения (как физического, так и социального).
Чтобы отразить это понятие, Адлер решил назвать свой подход к психологии индивидуальной психологией 9.0170 , благодаря точному значению слова «индивидуум»: «неразделенный». Он также в целом избегал традиционной концепции личности, избегая дробления ее на внутренние черты, структуры, динамику, конфликты и т. д., и вместо этого предпочитал говорить о человеческом «стиле жизни» (или «образе жизни», как мы бы назвали это сегодня; уникальные способы решения проблем и межличностных отношений).
И здесь Адлер сильно отличался от Фрейда, который считал, что вещи, которые произошли в прошлом (например, травма в раннем детстве), формируют характер людей в настоящем. Адлер, по сути, смотрел вперед, видя мотивация как движение к будущему, а не продукт нашего прошлого побуждает нас лишь с нашим ограниченным пониманием того, как и почему. Эта идея о том, что нас тянет к нашим целям, нашим задачам, нашим идеалам, известна как «телеология».
Телеология была замечательна тем, что устраняла необходимость из уравнения; мы не просто проживаем жизнь в «причинно-следственной» манере (если X произошло, то Y должно произойти позже) или на заданном курсе к неподвижной цели; у нас есть выбор, и все может измениться по мере того, как мы преследуем свои идеалы.
Вымысел и вымышленный финализм
На Адлера также оказал влияние философ Ганс Файхингер, который считал, что, хотя человечество никогда не откроет «конечную» истину, для практических целей нам необходимо создавать частичные истины, системы отсчета, которые мы используем так, как если бы они действительно были правдой. Файхингер назвал эти частичные истины «вымыслами».
И Файхингер, и Адлер считали, что люди активно используют эти фикции в своей повседневной жизни, например, используя абсолютную веру в добро и зло для принятия социальных решений и веря, что все так, как мы его видим. Адлер называл это «вымышленным финализмом» и считал, что у каждого человека есть одна такая доминирующая выдумка, которая занимает центральное место в его или ее образе жизни.
Неполноценность
После того, как Адлер изложил свою теорию о том, что движет нами как существами, остался один вопрос, на который нужно было ответить: если нас всех тянет к совершенству, самореализации и самореализации, почему значительная часть населения оказываются ужасно нереализованными и далекими от совершенства , далекими от реализации себя и своих идеалов?
Адлер считал, что некоторые люди погрязают в своей «неполноценности»; он чувствовал, что мы все рождаются с чувством неполноценности (поскольку дети, конечно, мельче и физически и интеллектуально слабее взрослых), к которому впоследствии часто добавляются различные «психологические неполноценности» (говорят, что мы тупые, непривлекательные , плох в спорте и т. д.) Большинство детей справляются с этой неполноценностью, мечтая стать взрослыми (самая ранняя форма стремления к совершенству) и либо овладевая тем, в чем они плохи, либо компенсируя это тем, что становятся особенно искусными в чем-то другом, но для некоторых детей, подъем в гору к развитию самооценки оказывается непреодолимым. У этих детей развивается «комплекс неполноценности», который со временем становится непреодолимым.
Чтобы представить себе, как комплекс неполноценности может нарастать до тех пор, пока не станет непреодолимым, представьте, как многие дети спотыкаются, когда дело доходит до математики: сначала они немного отстают и впадают в уныние. Обычно они с трудом продвигаются вперед, ковыляя в средней школе с едва проходными оценками, пока не доберутся до математики, после чего появление интегралов и дифференциальных уравнений ошеломляет их до такой степени, что они, наконец, полностью отказываются от математики.
Теперь применим этот процесс к жизни ребенка в целом; общее чувство неполноценности сеет сомнение, которое способствует неврозу, и ребенок становится застенчивым и робким, неуверенным в себе, нерешительным, трусливым и т. д. Неспособный удовлетворить свои потребности посредством прямого, вдохновляющего действия (не имея уверенности, чтобы инициировать такое действие), человек часто вырастает пассивно-агрессивным и манипулятивным, чрезмерно полагаясь на одобрение других, чтобы увлечь их. Это, конечно, только лишает их силы, делает их самооценку более хрупкой и так далее.
Конечно, не все дети, имеющие дело с сильным чувством неполноценности, становятся застенчивыми, робкими и скромными; у некоторых развивается комплекс превосходства в драматическом акте сверхкомпенсации. Эти молодые люди часто становятся классическим образом хулиганов на игровой площадке, прогоняя собственное чувство неполноценности, заставляя других чувствовать себя меньше и слабее, но также могут стать жадными до внимания, увлеченными криминальной деятельностью или употреблением наркотиков, или сильно предвзятыми. в своих взглядах (например, становится фанатичным по отношению к другим представителям определенного пола или расы).
Психологические типы
Хотя Адлер не тратил много времени на неврозы, он определил небольшую горстку «типов» личности, которые он различал на основе разных уровней энергии , которые, по его мнению, они проявляли. Следует отметить, что эти типы для Адлера отнюдь не были абсолютными; Адлер, убежденный индивидуалист, видел в них только эвристические приемы (полезные фикции).
Первый тип — это линейка . Эти люди с самого начала характеризуются тенденцией к общей агрессии и доминированию над другими, обладая интенсивной энергией, которая подавляет все и всех, кто встает у них на пути. Однако эти люди не всегда хулиганы или садисты; некоторые направляют энергию внутрь и причиняют себе вред, как в случае с алкоголиками, наркоманами и самоубийцами.
Второй тип — наклонный тип . Люди этого типа чувствительны, и, хотя они могут окружить себя панцирем, чтобы защитить себя, в конечном итоге они полагаются на других, чтобы справиться с жизненными трудностями. Им не хватает энергии, в сущности, и они зависят от энергии других. Они также склонны к фобиям, беспокойствам, навязчивым идеям и навязчивым идеям, общей тревоге, диссоциации и т. д. У людей этого типа такая низкая энергия, что они замыкаются в себе, чтобы сохранить ее, избегая жизни в целом и других людей в частности. В крайних случаях у этих людей развивается психоз — конечный результат полного ухода в себя.
Адлер также верил в четвертый тип: общественно полезный тип . Люди этого типа в основном здоровые личности, обладающие адекватными, но не властными социальными интересами и энергией. Они способны эффективно отдавать другим, поскольку они не настолько поглощены чувством неполноценности, что не могут должным образом смотреть вне себя.
Заключение
Теориям Адлера может не хватать возбуждения Фрейда и Юнга, поскольку они лишены сексуальности или мифологии, но тем не менее они практичны, влиятельны и весьма применимы. Другие более известные имена, такие как Маслоу и Карл Роджерс, были поклонниками работы Адлера, и различные исследователи теорий личности придерживались идеи, что теоретики, называемые неофрейдистами (такие как Хорни, Фромм и Салливан), вероятно, должны были быть вместо этого называли неоадлерианцами.