Самовыражения: Свобода самовыражения — Международное право и права человека
Самовыражение и культура самовыражения педагогов и студентов педагогических ВУЗов
Библиографическое описание:Омельченко, Е. А. Самовыражение и культура самовыражения педагогов и студентов педагогических ВУЗов / Е. А. Омельченко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2945/ (дата обращения: 11.10.2022).
Современным педагогам для наилучшего выполнения своих функций в обществе важно понимать, какими особенностями обладают люди, живущие в сложившихся социальных, экономических, политических условиях. По мнению философов, осмысливающих проблему человека конца ХХ – начала XXI века, таких, например, как Д. Ваттимо [5], Ж. Деррида [8], Ж. Ф. Лиотар [12] общество, существующее сейчас на земле, является обществом потребления и массмедиа. Ему свойственна аморфность, размытость, неопределенность. «Это общество всеобщего конформизма и компромисса. К нему все труднее применять понятие “народ”, поскольку последний все больше превращается в безликий “электорат”, в аморфную массу “потребителей” и “клиентов”» [6, с. 105]. К этому можно добавить то, что человек на протяжении жизни последних нескольких поколений сверхзанят (по мысли А. Швейцера [19]), не может уделять должного внимания своим детям и самому себе. Чтобы отдохнуть, стремится во все большей степени к какому-либо внешнему отвлечению. Как следствие, ему не хватает времени для работы над собой, размышлений над этическими и нравственными проблемами, у него нет сил для духовного напряжения. Все это ведет к тому, что часто уже с детства современный ребенок видит только самого себя, он равнодушен, безразличен к происходящему в мире, к другим людям, а это прямой путь к проявлению им своих самых отрицательных качеств.
Однако, как считают исследователи в области современной педагогики и психологии (например, К. А. Абульханова-Славская [1], Е. В. Зинченко [10], И. П. Шкуратова [20], А. Ф. Яфальян [22] и др.), без проявления человеком себя, без его самовыражения нет и не может быть личности. Они подчеркивают зависимость жизни каждого из нас от самовыражения, от способов, которые мы для этого выбираем. Особенно это важно когда речь идет о педагогах и будущих педагогах. Ведь именно эти люди несут образцы поведения, самовыражения подрастающему поколению. От них дети воспримут возможные модели самопроявления, самопредъявления. Поэтому человек, занимающийся педагогической деятельностью и взаимодействующий с представителями подрастающего поколения (начиная с детей дошкольного возраста и заканчивая выпускниками ВУЗов), должен нести им лучшие образцы самовыражения, самые «правильные» способы и методы самовыражения, демонстрируя высокий уровень культуры самовыражения.
Самовыражение педагога или будущего педагога всегда подразумевает выполнение ими самоорганизуемой деятельности. Ее можно определить как деятельность, в которой имеет место взаимодействие самоуправления поведением и внешнего воздействия на эту деятельность со стороны ситуации, обстоятельств, других людей.
Названная деятельность изучается в педагогике в связи с процессами самоорганизации (см., например, [11], [15], [18]). «Под самоорганизацией понимается процесс, в ходе которого силами самого субъекта создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Самоорганизация проходит за счет создания новых связей между элементами системы, эффективного перераспределения ее функций, выстраивания новых трансакций с внешней средой» [21, с. 4].
Самоорганизация позволяет педагогу и студенту ВУЗа быть до определенной степени автономными, независимыми, открывает возможности для их самореализации.
Автономность, независимость и самореализация необходимы людям, работающим в образовании или планирующим в нем работать для полноценного осуществления самовыражения, т. е. такого самовыражения, в ходе которого им удастся передать воспитанникам детских садов, учащимся школ и ССУЗов, студентам ВУЗов именно ту информацию о себе, которую хотелось бы; создать у них желаемый образ себя; реализовать себя в педагогической деятельности; свободно, гармонично проявить себя в профессии; получить новую информацию о себе и мире; суметь выразить свои внутренние чувства, убеждения, представления, ценности так, чтобы это стало положительным примером для представителей подрастающего поколения; проявить свои возможности и способности в педагогической деятельности.
Считается, что поведение человека, в том числе и педагога, определяется его внутренними побуждениями и до определенной степени не зависит от воздействия внешнего окружения (однако, для полноценного осуществления профессиональной деятельности педагогам и студентам педагогических ВУЗов необходимо уметь или научиться чутко, гибко реагировать на каждую внешнюю ситуацию, в которой они находятся), что часто свойственно актам самовыражения человека. Автономность педагогов характеризуется их внутренней активностью, без которой не может осуществляться самовыражение.
Х. Хартманн [17] выделил первичную и вторичную автономию функций «Я». Первая описывает процессы физического и психического развития человека независимо от внешнего влияния. Здесь имеются в виду защитные механизмы, возникающие и действующие в качестве реакции человека на внешнее воздействие. Второй вид автономии появляется в ходе реакций на внешнее воздействие других людей. Это важно в контексте рассмотрения проблемы культуры самовыражения педагогов и студентов педагогических ВУЗов, т. к. в этом случае они проявляют, выражают себя. Поэтому в ходе самовыражения при демонстрации другим людям личностных ценностей, значимых для педагогов и будущих педагогов переживаний, они, прежде всего, действуют так, как это «диктуют» им их индивидуальные характеристики и те качества, особенности и представления, которые позволяют говорить о каждом из них как об отдельном существе, имеющем все предпосылки для самостоятельного существования, т.
Самовыражение педагога или будущего педагога всегда подразумевает, что он действует сам, руководствуясь нормами общества, но исходит все-таки из своих о них представлениях и о том, как именно ему нужно проявлять себя в той или иной ситуации, т. е. выступает существом независимым. Ведь независимость – самостоятельность, отсутствие подчиненности. Быть независимым означает поступать и вести себя, сообразуясь, в первую очередь, с собственными потребностями, восприятием или оценками, а уже потом с требованиями окружения или мнениями других людей (хотя в отношении педагогов и студентов, готовящихся стать ими, это соотношение примерно одинаково или склоняется в сторону преобладания требований профессиональной этики, профессиональной необходимости).
Таким образом, в процессе самовыражения педагог выступает автономным и независимым существом, действующим, исходя из своих внутренних характеристик.
В связи с автономностью и независимостью педагога или студента педагогического ВУЗа необходимо подчеркнуть мысль об их относительности: «Человек не может быть абсолютно независим от общества, а как гражданин – и от государства; он несет перед ними определенные обязанности» [2, с. 361]. Для нашего исследования это имеет первостепенное значение, т. к. позволяет от автономных и независимых проявлений людей, посвятивших или планирующих посвятить себя сфере образования, постепенно перейти к рассмотрению их культуры самовыражения.В процессе самореализации педагог или будущий педагог выражает самого себя, ведь «самореализация – реализация существующего потенциала, осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни» [14]. Эти характеристики присущи самовыражению педагога. Верно и обратное утверждение: в процессе самовыражения происходит самореализация педагога.
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что автономность, независимость и самореализация необходимы для осуществления педагогом или студентом педагогического ВУЗа самовыражения, а т. к. они являются характеристиками самоорганизуемой деятельности, то для полноценного самовыражения в профессиональной деятельности людям, работающим в сфере образования, необходимо обладать умениями выполнять самоорганизуемую деятельность. К их числу относится умение организовать себя, свое время и деятельность; упорядочить и регулировать свою деятельность; контролировать и оценивать то, что сделано самостоятельно.
Для выполнения самоорганизуемой деятельности педагог и студент, получающий педагогическое образование, должны быть готовы к ней, т. е., им необходима готовность к самоорганизации. «Готовность к самоорганизации – это интегральное качество личности, проявляющееся в потребности, способности и решимости осуществлять упорядоченную сознательную деятельность по организации и управлению самой собой» [16, с. 9].
Для того, чтобы эта готовность была сформирована, желательно развивать у будущих педагогов следующие способности: организовывать и поэтапно выполнять деятельность, необходимую для самовыражения в профессии, осуществлять коррекцию педагогической деятельности, учитывать промежуточные результаты с целью повышения эффективности педагогической деятельности, совершенствовать процесс выполнения педагогической деятельности.
Готовность к самоорганизации даст возможность студентам педагогического ВУЗа рационально планировать, организовывать, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать процесс самовыражения в профессии, а также его результаты.
В этом случае можно говорить о том, что у будущего педагога есть основа, на которой будет строиться его культура самовыражения. Поэтому целесообразно культуру самовыражения педагога и студента педагогического ВУЗа определять через самоорганизуемую деятельность.
Для того, чтобы эта деятельность действительно характеризовала культуру самовыражения, она должна соответствовать индивидуальным особенностям педагога и культуре общества, в котором он живет.
Нами в [13] было показано, что из всего многообразия трактовок термина «культура», которые можно найти в культурологических, философских, социологических, исторических, антропологических и др. исследованиях, наиболее приемлемым для применения в образовательной практике является понимание культуры как «формы самодетерминации индивида в горизонте личности, формы детерминации нашей жизни, сознания, мышления» (В. С. Библер) [4, c. 289].
Такой взгляд на культуру демонстрирует тот факт, что любой человек, в том числе и тот, кто связан с педагогической деятельностью, вынужден сам определенным образом ограничивать себя, выстраивая свои формы поведения и реакции на окружающий мир. В то же время, существуют внешние силы, определяющие его взгляды на мир, способы жизни и деятельности в нем. Одной из них является культура. «Культура создает для человека исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимостью универсального саморазвития» [7, с. 26]. Кроме того, культура – «способ раскрытия действительности, придания миру человеческого смысла, придания ему ценности» [3, с. 56]. Это позволяет анализировать культуру не только как нечто, находящееся вне человека (как некую объективную по отношению к человеку данность), но и как внутренне присущие ему особенности, т. е. обращать внимание на индивидуальную культуру человека или культуру личности.
Под индивидуальной культурой, вслед за Э. Н. Гусинским [9], будем понимать характер, нравы, обычаи, привычки; сознание и самосознание; знания, умения, навыки; интеллект и чувства человека. В [13] нами показано, что эта культура характеризуется гармонией внешних проявлений человека (самопрезентаций) и его внутренних особенностей. «Отражается эта культура в деятельности, поведении, поступках, которыми человек стремится передать другим нечто ценное для него самого (субъективно пережитые знания, умения, личностный опыт отношений), что свойственно актам самовыражения, без которых, по мнению многих исследователей, нет, и не может быть личности. Следовательно, проявляется индивидуальная культура в презентации человеком самого себя, основанной на его внутренней сущности, и транслируется через самовыражение» [13, с. 18].
На основании сказанного можно утверждать, что характеристики самовыражения постепенно складываются в культуру самовыражения педагога или студента педагогического ВУЗа.
Обобщая сказанное, перечислим характеристики культуры самовыражения педагогов и студентов педагогических ВУЗов:
в основе культуры самовыражения лежат особенности самовыражения;
основой самовыражения является самоорганизуемая деятельность;
к характеристикам самоорганизуемой деятельности относится автономность, независимость и самореализация субъекта самовыражения в ходе ее выполнения;
в процессе осуществления самоорганизуемой деятельности педагог сам управляет своим поведением, но при этом ориентируются на других людей и обстоятельства;
осуществление самоорганизуемой деятельности предполагает наличие готовности к ней, для формирования которой необходимо развивать способности к организации, выполнению, коррекции деятельности;
самоорганизуемая деятельность должна давать возможность продемонстрировать педагогу свои индивидуальные особенности и, в то же время, не противоречить нормам культуры общества, в котором он живет.
Учитывая все вышесказанное, можно сформулировать следующее определение культуры самовыражения педагога или будущего педагога: культура самовыражения – особенности, способы и результаты самоорганизуемой деятельности педагога или будущего педагога, которые они обретают или создают в соответствии с собственными интересами, способностями и в результате взаимодействия с культурой сообщества.
Культура самовыражения позволит педагогу или будущему педагогу наиболее полно реализовать себя в профессии, ориентируясь, с одной стороны, на свои способности, предпочтения, стремления, а с другой – на требования культуры и общества.
Литература:
Автономность // Новая философская энциклопедия: в 4 тт. – Т. 1 / Под редакцией В. С. Степина. – М.: Мысль, 2001. – 2086 с.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. – М. : Эксмо, 2009. – 656 с.
Барышков В. П. Аксиология личностного бытия / Под ред. В. Б. Устьянцева. – М.: Логос, 2005. – 192 с.
Библер В. С. От наукоучения к логике культур. Два философских введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1991. – 413 с.
Ваттимо Д. Прозрачное общество. – М.: Логос, 2003. – 128 с.
Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: И. Т. Фролов и др. – М.: Республика, 2003. – 623 с.
Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 25-29.
«Генезис и структура» и феноменология // Деррида Ж. Письмо и различие. – СПб: Академический проект, 2000. – С. 197-216.
Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224 с.
Зинченко Е. В. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2000. – 23 с.
Камалетдинова Е. В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении: дисс. … канд. пед. наук. – М., 2008. – 173 с.
Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. – М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетейя, 1998. – 160 с.
Омельченко Е. А. Становление культуры самовыражения подростков в условиях индивидуализации обучения: дис. … канд. пед. наук. – Иркутск, 2004. – 174 с.
Самореализация [Электронный ресурс]. – http://www.psychologos.ru/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F. – (дата обращения 19.09.12).
Титаренко Н. Н. Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников: дисс. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2004. – 159 с.
Уваров Е. А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности: дисс. … докт. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2007. – 362 с.
Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации / Под ред. М. В. Ромашкевича. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 160 c.
Шабунин Л. Е. Педагогические основы гуманитарной подготовки студентов технического колледжа к профессиональной самоорганизации: дисс. … канд. пед. наук. – Липецк, 2000. – 199 с.
Швейцер А. Культура и этика. – М.: Прогресс, 1973. – 343 с.
Шкуратова И. П. Самовыражение личности в общении // Психология личности / Под ред. П. Н. Ермакова и В. А. Лабунской. – М.: ЭКСМО, 2007. – С. 241-265.
Ярушкин Н. Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 1998. – 406 с.
Яфальян А. Ф. Школа самовыражения: книга для педагогов и родителей по развитию, оздоровлению и взрослению детей. – М.: Феникс, 2011. – 320 с.
УВКПЧ | Свобода художественного самовыражения
Свобода самовыражения, в соответствии с обоими Международными пактами, является одним из фундаментальных аспектов культурных прав. Она предполагает свободу искать, получать и распространять любую информацию и идеи «в художественной форме», право «наслаждаться искусством» и творчеством других, а также обязательства государств «уважать свободу, необходимую для… творческой деятельности».
Ниже представлена многолетняя тематическая деятельность в рамках мандата, связанная с этим правом, а также вклад других органов системы ООН и полезные ссылки.
Доклады
Право на свободу самовыражения и творчество (2013 г.)
Картина Нади Плеснер «Простая жизнь» (2007 г.) отражает реакцию художника на то, как в СМИ преподносятся мировые проблемы и новости о знаменитостях. Компания Луи Виттон подала в суд на художницу, которая боролась за право изображать в своих работах символы статуса. Суд в Гааге постановил, что она имеет право выставлять свою картину. С разрешения автора.
В тематическом докладе (A/HRC/23/34, 2013 г.) Специальный докладчик уделяет основное внимание свободе самовыражения и творчества, которая предусматривает право каждого человека свободно заниматься художественным самовыражением и творчеством и способствовать им, индивидуально или совместно с другими, чтобы иметь доступ к искусству, наслаждаться им и распространять результаты самовыражения и творчества.
Основные выводы и рекомендации
Доклад поднимает тему законов, ограничивающих свободу художественного самовыражения, и финансовых вопросов, которые существенно влияют на эту свободу. В основе ограничений, как правило, лежат политические, религиозные, культурные или нравственные причины, экономические интересы, либо их сочетание. Специальный докладчик детально изучила международные нормы, потенциально ограничивающие свободу художественного самовыражения, а также обратила внимание на позитивные обязательства государств по поддержке права людей наслаждаться искусством и пользоваться свободой художественного самовыражения.
Специальный докладчик призывает государства критически оценить свое законодательство и практики, ограничивающие право на самовыражение и творчество, принимая во внимание свои обязательства уважать, защищать и осуществлять это право.
В рамках подготовки доклада в 2012 году Специальный докладчик попросила заинтересованные стороны предоставить материалы по теме. См. вербальную ноту и полученные материалы на странице доклада*.
Вклад культурных инициатив в создание и развитие общества, где уважают права человека (2018 г.)
Стихотворения над Лондоном, 28 августа 2010 г. © Объединение Лос Касагранде, Чили
В своем докладе 2018 года для Совета по правам человека (A/HRC/37/55) Специальный докладчик изучает, как деятельность в сфере искусства и культуры может внести существенный вклад в создание, развитие и функционирование общества, в котором обеспечивается все более полная реализация всех прав человека.
Объединяя людей и поощряя их к взаимодействию в рамках художественного и культурного самовыражения, культурная деятельность формирует то пространство, в котором отдельные люди и группы людей могут задуматься о том, в каком обществе они живут, сопоставить и изменить свои представления друг о друге, выразить свои опасения и претензии ненасильственным путем, раскрыть в себе новые силы после пережитого жестокого или травмирующего опыта, включая нарушения прав человека, и представить себе то будущее, в котором они хотели бы жить, и понять, что им нужно делать для того, чтобы полнее пользоваться правами человека в том обществе, в котором они живут. Укрепление социального взаимодействия, взаимопонимания и отношений доверия, которые могут быть выстроены или восстановлены благодаря этим инициативам, имеет важнейшее значение для достижения целого ряда целей в области прав человека и уважения культурного многообразия.
См. дополнительную информацию о вкладе культурных инициатив в создание и развитие общества, где уважают права человека, на странице доклада*.
Мероприятия и материалы по теме
- Участие Специального докладчика в панельной дискуссии, организованной Министерством иностранных дел Норвегии во главе с Госсекретарем Дженс Флориш Холт, о свободе творчества и художественного самовыражения в рамках рассмотрения международной стратегии о свободе выражения мнения. С участием Посла доброй воли ЮНЕСКО по вопросам художественной свободы Дейя Хан и другими деятелями искусства. Осло (Норвегия), 2 марта 2021 года.
- Запись мероприятия*
- Выступление Специального докладчика и ведение круглого стола 2* (с 2:10:18) в рамках Safe Havens Global Stream, “Люди, предоставляющие ресурсы и принимающие решения на местах, связанные со свободой художественного самовыражения, и защита художников, находящихся в опасности”. 3 декабря 2020 г.
- Видеозапись круглого стола* (с 2:10:18)
- Видеозапись круглого стола* (с 2:10:18)
- Открытие Специальным докладчиком программы конференции Всемирного фестиваля в Осло 2020 «Солидарность, творческая свобода и сопротивление». 26 октября 2020 г.
- Программа конференции*
- Вступительная речь* Специального докладчика на 8-м Всемирном саммите по культуре и искусству, организованном Международной федерацией художественных советов и культурных агентств (IFACСA), Куала-Лумпур, Малайзия, 19 марта 2019 г.
- Программа мероприятия*
- Сайт
- Заявление* Специального докладчика о важности статьи 27 Всеобщей декларации прав человека на конференции Safe Havens, организованной в рамках председательства Швеции в Совете министров северных стран, Мальмё, Швеция, 5 декабря 2018 г.
- Программа* конференции
- Тематическая статья: Культура и искусство способствуют формированию стабильного и мирного общества, 30 октября 2018 г.
- Основной доклад* Специального докладчика в области культурных прав на первом Американском культурном саммите, организованном Министерством культуры Аргентины и Международной федерацией художественных советов и культурных агентств (IFACСA), Совет по культуре Канады, Оттава, Канада, 9-11 мая 2018 г.
- Страница мероприятия* с подробной программой
- Твиттер мероприятия*
- Участие г-жи Каримы Беннун в презентации первого глобального доклада ЮНЕСКО, посвященного мониторингу прогресса в выполнении Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 2005 года, Париж, 16 декабря 2015 г.
- Программа презентации*
- Вступительная речь Специального докладчика в рамках Международной летней школы Голуэй по вопросам искусства и прав человека, посвященной теме «Принадлежность», Ирландский центр по правам человека, Национальный университет Ирландии, 9-11 июля 2015 г.
- Параллельное мероприятие «Подавление свободы художественного самовыражения в регионе БВСА», Женева, 13 марта 2015 г.
- Брошюра*
- Речь* Специального докладчика «Право на свободу художественного самовыражения и творчества» на Конференции творческого альянса европейских композиторов и поэтов-песенников 2015, Брюссель, 24 февраля 2015 г.
- Сайт и программа конференции*
- Параллельное мероприятие, 3 июня 2013 г., Женева (брошюра*)
- Видеопослание* Специального докладчика «Твой голос – твои права» на Конференции творческого альянса европейских композиторов и поэтов-песенников 2013, Брюссель, 19-20 февраля 2013 г.
- Сайт и программа конференции*
- Открытая консультация о праве на свободу художественного самовыражения, 6 декабря 2012 г., Женева (вербальная нота*).
Другие мероприятия
- Арт Лаборатория в области прав человека и диалога, совместная программа ЮНЕСКО, УВКПЧ и УВКБ ООН, посвященная воздействию искусства на восстановление человеческого достоинства.
- Брошюра программы*
- Повестка дня Конкурса по дизайн-мышлению*, Женева, 26 февраля 2020 г.
- Глобальный доклад ЮНЕСКО, посвященный мониторингу прогресса в выполнении Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.), который содержит главу о свободе художественного самовыражения
- Специальный выпуск — «Свобода и креативность: защищая искусство, защищаем разнообразие»*, 2020 г.
- Брошюра «Свобода самовыражения»*, 2019 г.
- Глобальный доклад 2018 г.«Пересмотр политики в области культуры»*
- Глобальный доклад 2015 г.«Пересмотр политики в области культуры»*
- Презентация Специальным докладчиком своего доклада, посвященного свободе самовыражения в рамках мероприятия «Право на свободу художественного самовыражения и творчества», организованного в Европейском парламенте Рабочей группой по вопросам искусства, прав человека и социальной справедливости гражданской платформы «Доступ к культуре», Брюссель, 2 октября 2013 г.
- Брошюра*
- Программа*
Полезные ссылки
- ARTerial*
- Article XIX*
- ArtsFreedom*
- Искусство за социальную трансформацию*
- Коалиция за культурное разнообразие*
- ECSA — Альянс европейских композиторов и поэтов-песенников*
- Freemuse*
- ICORN*, Международная сеть городов, предоставляющих убежище
- IETM*, Международное объединение современного исполнительского искусства
- NCAC — Национальная коалиция против цензуры*
- Центр по вопросам свободы творчества*
- ПЕН Интернешнл*
- Специальный докладчик ООН по вопросу о положении правозащитников
- Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение
- Фонд Роберто Чиметты по художественной мобильности в Средиземноморском регионе*
как позволить ученикам быть самими собой, но не превратить школу в цирк
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Школьников раздражает, что им диктуют, в чем ходить на уроки и как выглядеть, а администрация выступает за строгость во внешнем виде детей. «Педсовет» решил узнать, на самом ли деле школьная форма дисциплинирует и за что бьются ученики. Разбираемся вместе с Альфией Мячиной, психологом, педагогом, организатором выездных психологических школ для подростков.
Выделить и уравнять
У школьной формы всегда было две функции — выделить и уравнять.
Первая форма появилась почти 200 лет назад при Николае I, она отличала гимназистов от остальных подростков. Ею гордились, ее надевали повсюду: и в школе, и на улице, и на праздники.
Гимназисты Красноярской гимназии, 2-я половина 19 века. Источник: Wikimedia
После революции 1917 года все стали равны и отличительные мундиры оказались не нужны, да и у родителей не было возможности их покупать.
Школьники СССР, 1940-е годы. Источник: Wikimedia
После войны началось всеобщее обмундирование. Во всех ведомствах — министерствах, госслужбах, Госбанке — вводился строгий дресс-код. В конце 1940-х годов единую форму ввели и для школьников. Для девочек — коричневые платья с черными фартуками в будние дни и белыми — на праздники. Для мальчиков — сначала гимнастерки, а чуть позже — пиджаки с брюками. У этой одежды была задача всех уравнять, ведь в СССР никто не должен был выделяться.
Школьницы-героини фильма «Первоклассница», 1948 год.
После развала Советского Союза обязательное ношение школьной формы отменили. Дети получили свободу и стремились выделиться с помощью новой модной одежды, необычной прически и яркого макияжа. Для многих родителей в перестроечные времена это стало испытанием: отсутствие работы, задержка зарплаты — они не могли себе позволить одевать детей на уровне более обеспеченных семей. Социальное неравенство становилось поводом для конфликтов между учениками.
Школьники-герои сериала «Простые истины», 1999–2003 годы
С 1 сентября 2013 года, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», школьную форму решили вернуть. Но не единую для всех: каждое учебное учреждение вместе с учениками и их родителями принимает свой вариант.
По замыслу властей, с одной стороны, школьная форма уравнивает социальное неравенство детей, с другой — отличает учеников разных гимназий и школ.
По закону «Об образовании», учебное учреждение имеет право требовать от учеников ходить в форме. В случае нарушения администрация может сделать замечание, выговор и даже отчислить. На этом ее полномочия заканчиваются.
Даже если ребенок пришел в джинсах и футболке, учителя обязаны пустить его на уроки.
Правда, на практике это не всегда соблюдается. Работники школ пытаются регулировать не только одежду, но и внешний вид ребенка. По этому поводу было возбуждено даже несколько дел, но все решения были вынесены в пользу учеников: такие требования ограничивают свободу ребенка на самовыражения и не способствуют созданию условий, уважающих человеческое достоинство.
Ученики против
Самовыражение — естественная потребность любого человека. Желание «быть не как все» особенно ярко выражается у подростков. Они ищут себя, свой стиль — это естественный процесс взросления.
Поэтому появляются пирсинг, волосы неестественного цвета, множество аксессуаров или яркий макияж. Требования учителей смыть макияж, подстричь ногти, перекрасить волосы незаконны — в законе «Об образовании» не сказано ни о цвете волос, ни о длине ногтей.
Некоторые учителя неосознанно предвзято относятся к ученикам с эпатажным внешним видом: обращают внимание не на знания, а на пирсинг в носу, разноцветные волосы.
«В подростковом возрасте чувство справедливости обострено. Если учителя ходят в школу с крашеными волосами, не в форме и с макияжем, то почему детям этого нельзя? Эти двойные стандарты очень раздражают подростков, как, в принципе, и всех нормальных людей, — комментирует Альфия Мячина. — Подростковый возраст — это время бунта, и по природе своей детям необходимо с кем-то воевать и отстаивать свою территорию. Бывает, взрослые ведут себя авторитарно, грубо и унизительно по отношению к детям — это дает еще больше поводов для войны. В итоге природная тяга к бунту сталкивается с устаревшими требованиями школ. И подростки начинают нарушать правила».
Форма и дисциплина
Почему учителя так строги к ученикам? Сторонники школьной формы считают, что она дисциплинирует, настраивает на учебу и повышает успеваемость.
Однако наука это не подтверждает. В 2006–2007 годах в США был проведен эксперимент: на самом ли деле школьная форма влияет на дисциплину и успеваемость учеников? Участвовали две группы детей 11-14 лет: одни носили школьную форму, другие — одевались свободно. В итоге выяснилось, что дисциплина и успеваемость школьников в обеих группах находилась примерно на одном уровне.
Не видит прямой зависимости между дисциплиной и строгой одеждой и Альфия Мячина:
«Я не считаю, что форма дисциплинирует. Чтобы была дисциплина, нужны здоровые ценности, понятные границы: когда мы можем объяснить правила детям, а не отмахиваться от них пустой фразой «Потому что так положено».
С этим мнением солидарна Татьяна Есина, директор московской школы «Феникс»:
«Я не хочу, чтобы в нашей школе была форма. Я против унификации. И аргументы про то, что это красиво, удобно и не надо думать, что надеть на ребенка, — это аргументы родителей, но никак не детей. Ребенку удобно в той одежде, которая ему нравится и которую выбрал он сам».
Чтобы при этом сохранять дисциплину, в «Фениксе» установили понятные требования к одежде, которые прописали на бумаге и согласовали с детьми. Например, нельзя носить рваные джинсы и шорты. Если кто-то нарушает правила — идет домой переодеваться. Дреды, цветные волосы под запрет не попадают. Три года назад в школе появились бомберы или толстовки с логотипом школы.
Ученики частной школы «Феникс»
«Цвета, дизайн, модели — все выбирали сами дети. Носить бомбер в школе не обязательно. Никто строго не спросит: «Почему без формы?». Зато на выездные мероприятия дети сами договариваются так одеваться. Получается, нет формы в худшем ее проявлении, а есть причастность к школе», — рассказывает Татьяна.
Выходит, если дети с радостью проводят время в школе, им нравится ощущать себя частью этого сообщества, то и форму они будут носить с удовольствием. А если ребенку в школе некомфортно, то его будет раздражать все, что с ней связано.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Зачем (и как!) способствовать здоровому самовыражению
Творческое самовыражение означает проявление всего, что вы есть, — вашего таланта и духа — настолько мощно и достоверно, насколько вы можете.
Многие люди полагают, что им нужно быть гениальным писателем, чтобы писать, или сильным певцом, чтобы петь. Иначе зачем это делать, верно?
Такое мышление заставляет многих людей отказываться от самовыражения. Но это может помочь переформулировать это мышление — думать об истинном самовыражении не столько о мастерском исполнении, сколько о чувствах, которые вы испытываете, когда вы выражаете себя.
Здоровое самовыражение может сделать вашу жизнь более полноценной, позволяя вам раскрыть свои собственные уникальные творческие способности, желания и увлечения.
Люди нередко скрывают свои истинные чувства, потому что истинное выражение себя может быть очень уязвимым. Некоторые люди избегают самовыражения даже в самых близких отношениях из-за боязни быть отвергнутыми или опозоренными.
Когда кто-то активно подавляет свои чувства или старается не обсуждать определенные темы, это называется избеганием. Такое поведение создает проблемы в общении, которые также могут осложнить личные отношения.
Но избегание не происходит само по себе. Это выученное поведение, которое возникает как реакция на негативные ответы, которые кто-то получил. Некоторые причины избегающего поведения могут включать:
- боязнь того, что ваши эмоции могут быть болезненными
- уверенность в том, что ваше самовыражение будет опозорено или высмеяно
- избегание ситуаций, вызывающих эмоциональный стресс
- беспокойство о том, что ваш партнер не одобрит человек, которым ты действительно являешься
Однако, если научиться избеганию, можно научиться и лучшему самовыражению.
Вот несколько советов, которые вы, возможно, захотите иметь в виду, учась лучше выражать себя в отношениях:
- Определите, что доставляет вам дискомфорт, и определите свои границы.
- Проявите сострадание к своему чувству риска и беспокойствам по поводу отказа.
- Примите тот факт, что люди выражают себя по-разному и могут не сразу принять вас.
- Разрешите себе не высказываться по каждому вопросу и выбирайте, когда высказываться.
Подлинное самовыражение в одной области вашей жизни может также помочь вам и в других сферах вашей жизни. Подобно перекрестным тренировкам в спорте, вы можете стать сильнее, гибче и интуитивнее, когда дело доходит до самовыражения при возникновении новых ситуаций.
Физическое самовыражение
Творческое движение
Танцы, боевые искусства и даже йога — все это способы, которые помогут вам выразить свои чувства и уменьшить стресс. Изучение нового вида спорта или стиля движения также может стать отличной возможностью для личностного роста, поскольку вы выясните свои физические сильные и слабые стороны.
Подумайте о том, чтобы попробовать что-то новое, изучая свои интересы. Со временем вы, вероятно, найдете полезный стиль движения, который больше соответствует тому, как вы хотите самовыражаться.
Сексуальное самовыражение
Лаура Зам, тренер по сексуальному здоровью из Вашингтона, округ Колумбия, и автор книги «План удовольствия: поиск сексуального исцеления одной женщиной», подчеркивает, что сексуальное самовыражение может принимать различные формы:
- передача ( и исполнение) наш пол
- одеваться сексуально
- показывать другим свою красоту
- понимать и сообщать о своих эротических желаниях
Люди часто закрыты по крайней мере в некоторых из этих областей, говорит Зам, из-за стыда и страха перед последствиями.
В своем коучинге Зам фокусируется на трех способах практики и поощрения здорового сексуального самовыражения:
- Проведите час удовольствия. Каждую неделю уделяйте время одиночеству, чтобы соединиться со своим эротическим «я». Zam рекомендует игрушки или наряжаться и находить удовольствие, свободное от постороннего осуждения.
- Поиск секс-позитивного сообщества. Zam предлагает изучить группы позитивной сексуальной близости и группы поддержки, которые подтвердят ваше сексуальное самовыражение.
- Поговорите со своим партнером — по-настоящему — о своих потребностях. Крепкие отношения строятся на правде и честности. Скрывать часть себя от своего партнера и не быть самим собой — значит быть не совсем честным с ним.
Интеллектуальное самовыражение
Удовлетворительное интеллектуальное самовыражение может проявляться на рабочем месте, в творчестве и даже в социальных сетях. Выражение себя в этих больших социальных условиях позволяет большей группе почувствовать себя человеком, которым вы являетесь.
Но важно оставаться верным себе и не представлять кого-то, кого, по вашему мнению, хотят видеть другие люди, вместо того, кем вы являетесь на самом деле.
На самом деле, недавнее исследование показало, что люди, которые публикуют свои подлинные мысли на Facebook, вместо того, чтобы выдавать себя за популярность, сообщают о более высоком уровне удовлетворенности жизнью.
Активное самовыражение вместо пассивного обмена идеями с другими людьми способствовало большей самоудовлетворенности.
Используя ваши слова
Выражение своих слов может быть очень полезным. Эти вопросы помогут вам вербально выразить себя:
- Что я чувствую?
- Что я имею в виду?
- Какие у меня есть варианты, если другой человек жестко отвечает мне?
Если вы сосредоточитесь на своих искренних чувствах, вам будет легче говорить выразительно.
Творчество
Написание статей в журнале, рисование или другие творческие занятия, которые задействуют и стимулируют ваш ум, также могут иметь психологические преимущества, независимо от конечного продукта.
Положительные эффекты арт-терапии настолько хорошо известны, что это недавнее исследование было направлено на создание шкалы для измерения того, насколько эффективными были результаты арт-терапии.
Самовыражение через искусство сильно коррелирует со стратегиями эмоциональной регуляции, включая:
- принятие
- освобождение
- решение проблем сосредоточьтесь на себе, стоит подумать о том, что мотивирует вашу потребность в самовыражении в первую очередь.
- манипулятивным
- контролирующим
- стремлением к популярности
- выражение вашего стиля во всем, что вы делаете — в одежде, готовке или прическе
- воплощение ваших уникальных вкусов в вашем доме и дворе с помощью искусства, садоводства и цветовых схем
- проявление ваших чувств с помощью творческих средств например, вести дневник, рисовать или петь
- делиться своими интеллектуальными идеями в социальных сетях и на собраниях
- находить сообщества единомышленников, где ваши идеи ценятся и поощряются
- участие в физическом самовыражении посредством языка тела, секса, танцев и других форм движения
- прямое и честное общение с партнерами и друзьями о своих чувствах
- повседневных занятий, таких как ведение дневника, фотографирование, рисование или занятия движением
- еженедельных свиданий с самим собой, чтобы насладиться музеем, походом или кафе
- повседневным общением с вашим партнером, коллегами по работе и друзьями
- выходить в Интернет или общаться в социальных сетях
- сообщать о своих потребностях и желаниях во время секса или при обсуждении секса с партнером
- планировать свободное время для музыки и игр
- страх, что ваши эмоции могут быть обидными
- уверенность в том, что ваше самовыражение будет опозорено или высмеяно
- избегание ситуаций, вызывающих эмоциональный стресс выражение тоже можно выучить.
Вот несколько советов, которые вы, возможно, захотите иметь в виду, учась лучше выражать себя в отношениях:
- Определите, что доставляет вам дискомфорт, и определите свои границы.
- Проявите сострадание к своему чувству риска и беспокойствам по поводу отказа.
- Примите тот факт, что люди выражают себя по-разному и могут не сразу принять вас.
- Разрешите себе не высказываться по каждому вопросу и выбирайте, когда высказываться.
Подлинное самовыражение в одной области вашей жизни может также помочь вам и в других сферах вашей жизни. Подобно перекрестным тренировкам в спорте, вы можете стать сильнее, гибче и интуитивнее, когда дело доходит до самовыражения при возникновении новых ситуаций.
Физическое самовыражение
Творческое движение
Танцы, боевые искусства и даже йога — все это способы, которые помогут вам выразить свои чувства и уменьшить стресс. Изучение нового вида спорта или стиля движения также может стать отличной возможностью для личностного роста, поскольку вы выясните свои физические сильные и слабые стороны.
Подумайте о том, чтобы попробовать что-то новое, изучая свои интересы. Со временем вы, вероятно, найдете полезный стиль движения, который больше соответствует тому, как вы хотите самовыражаться.
Сексуальное самовыражение
Лаура Зам, тренер по сексуальному здоровью из Вашингтона, округ Колумбия, и автор книги «План удовольствия: поиск сексуального исцеления одной женщиной», подчеркивает, что сексуальное самовыражение может принимать различные формы:
- передача ( и выполнение) наш пол
- одеваться сексуально
- показывать другим свою красоту
- понимать и сообщать о наших эротических желаниях
Люди часто закрыты по крайней мере в некоторых из этих областей, говорит Зам, из-за стыда и страха последствий.
В своем коучинге Зам фокусируется на трех способах практики и поощрения здорового сексуального самовыражения:
- Проведите час удовольствия. Каждую неделю уделяйте время одиночеству, чтобы соединиться со своим эротическим «я». Zam рекомендует игрушки или наряжаться и находить удовольствие, свободное от постороннего осуждения.
- Поиск секс-позитивного сообщества. Zam предлагает изучить группы позитивной сексуальной близости и группы поддержки, которые подтвердят ваше сексуальное самовыражение.
- Поговорите со своим партнером — по-настоящему — о своих потребностях. Крепкие отношения строятся на правде и честности. Скрывать часть себя от своего партнера и не быть самим собой — значит быть не совсем честным с ним.
Интеллектуальное самовыражение
Удовлетворительное интеллектуальное самовыражение может проявляться на рабочем месте, в творчестве и даже в социальных сетях. Выражение себя в этих больших социальных условиях позволяет большей группе почувствовать себя человеком, которым вы являетесь.
Но важно оставаться верным себе и не представлять кого-то, кого, по вашему мнению, хотят видеть другие люди, вместо того, кем вы являетесь на самом деле.
На самом деле, недавнее исследование показало, что люди, которые публикуют свои подлинные мысли на Facebook, вместо того, чтобы выдавать себя за популярность, сообщают о более высоком уровне удовлетворенности жизнью.
Активное самовыражение вместо пассивного обмена идеями с другими людьми способствовало большей самоудовлетворенности.
Используя ваши слова
Выражение своих слов может быть очень полезным. Эти вопросы помогут вам вербально выразить себя:
- Что я чувствую?
- Что я имею в виду?
- Какие у меня есть варианты, если другой человек жестко отвечает мне?
Если вы сосредоточитесь на своих искренних чувствах, вам будет легче говорить выразительно.
Творчество
Написание статей в журнале, рисование или другие творческие занятия, которые задействуют и стимулируют ваш ум, также могут иметь психологические преимущества, независимо от конечного продукта.
Положительные эффекты арт-терапии настолько хорошо известны, что это недавнее исследование было направлено на создание шкалы для измерения того, насколько эффективными были результаты арт-терапии.
Самовыражение через искусство сильно коррелирует со стратегиями эмоциональной регуляции, включая:
- принятие
- освобождение
- решение проблем сосредоточьтесь на себе, стоит подумать о том, что мотивирует вашу потребность в самовыражении в первую очередь.
- манипулятивным
- контролирующим
- стремлением к популярности
- выражение вашего стиля во всем, что вы делаете — в одежде, готовке или прическе
- воплощение ваших уникальных вкусов в вашем доме и дворе с помощью искусства, садоводства и цветовых схем
- проявление ваших чувств с помощью творческих средств например, вести дневник, рисовать или петь
- делиться своими интеллектуальными идеями в социальных сетях и на собраниях
- находить сообщества единомышленников, где ваши идеи ценятся и поощряются
- участие в физическом самовыражении посредством языка тела, секса, танцев и других форм движения
- прямое и честное общение с партнерами и друзьями о своих чувствах
- повседневных занятий, таких как ведение дневника, фотографирование, рисование или занятия движением
- еженедельных свиданий с самим собой, чтобы насладиться музеем, походом или кафе
- повседневным общением с вашим партнером, коллегами по работе и друзьями
- выходить в Интернет или общаться в социальных сетях
- сообщать о своих потребностях и желаниях во время секса или при обсуждении секса с партнером
- планировать свободное время для музыки и игр
- страх, что ваши эмоции могут быть обидными
- уверенность в том, что ваше самовыражение будет опозорено или высмеяно
- избегание ситуаций, вызывающих эмоциональный стресс выражение тоже можно выучить.
Вот несколько советов, которые вы, возможно, захотите иметь в виду, учась лучше выражать себя в отношениях:
- Определите, что доставляет вам дискомфорт, и определите свои границы.
- Проявите сострадание к своему чувству риска и беспокойствам по поводу отказа.
- Примите тот факт, что люди выражают себя по-разному и могут не сразу принять вас.
- Разрешите себе не высказываться по каждому вопросу и выбирайте, когда высказываться.
Подлинное самовыражение в одной области вашей жизни может также помочь вам и в других сферах вашей жизни. Подобно перекрестным тренировкам в спорте, вы можете стать сильнее, гибче и интуитивнее, когда дело доходит до самовыражения при возникновении новых ситуаций.
Физическое самовыражение
Творческое движение
Танцы, боевые искусства и даже йога — все это способы, которые помогут вам выразить свои чувства и уменьшить стресс. Изучение нового вида спорта или стиля движения также может стать отличной возможностью для личностного роста, поскольку вы выясните свои физические сильные и слабые стороны.
Подумайте о том, чтобы попробовать что-то новое, изучая свои интересы. Со временем вы, вероятно, найдете полезный стиль движения, который больше соответствует тому, как вы хотите самовыражаться.
Сексуальное самовыражение
Лаура Зам, тренер по сексуальному здоровью из Вашингтона, округ Колумбия, и автор книги «План удовольствия: поиск сексуального исцеления одной женщиной», подчеркивает, что сексуальное самовыражение может принимать различные формы:
- передача ( и выполнение) наш пол
- одеваться сексуально
- показывать другим свою красоту
- понимать и сообщать о наших эротических желаниях
Люди часто закрыты по крайней мере в некоторых из этих областей, говорит Зам, из-за стыда и страха последствий.
В своем коучинге Зам фокусируется на трех способах практики и поощрения здорового сексуального самовыражения:
- Проведите час удовольствия. Каждую неделю уделяйте время одиночеству, чтобы соединиться со своим эротическим «я». Zam рекомендует игрушки или наряжаться и находить удовольствие, свободное от постороннего осуждения.
- Поиск секс-позитивного сообщества. Zam предлагает изучить группы позитивной сексуальной близости и группы поддержки, которые подтвердят ваше сексуальное самовыражение.
- Поговорите со своим партнером — по-настоящему — о своих потребностях. Крепкие отношения строятся на правде и честности. Скрывать часть себя от своего партнера и не быть самим собой — значит быть не совсем честным с ним.
Интеллектуальное самовыражение
Удовлетворительное интеллектуальное самовыражение может проявляться на рабочем месте, в творчестве и даже в социальных сетях. Выражение себя в этих больших социальных условиях позволяет большей группе почувствовать себя человеком, которым вы являетесь.
Но важно оставаться верным себе и не представлять кого-то, кого, по вашему мнению, хотят видеть другие люди, вместо того, кем вы являетесь на самом деле.
На самом деле, недавнее исследование показало, что люди, которые публикуют свои подлинные мысли на Facebook, вместо того, чтобы выдавать себя за популярность, сообщают о более высоком уровне удовлетворенности жизнью.
Активное самовыражение вместо пассивного обмена идеями с другими людьми способствовало большей самоудовлетворенности.
Используя ваши слова
Выражение своих слов может быть очень полезным. Эти вопросы помогут вам вербально выразить себя:
- Что я чувствую?
- Что я имею в виду?
- Какие у меня есть варианты, если другой человек жестко отвечает мне?
Если вы сосредоточитесь на своих искренних чувствах, вам будет легче говорить выразительно.
Творчество
Написание статей в журнале, рисование или другие творческие занятия, которые задействуют и стимулируют ваш ум, также могут иметь психологические преимущества, независимо от конечного продукта.
Положительные эффекты арт-терапии настолько хорошо известны, что это недавнее исследование было направлено на создание шкалы для измерения того, насколько эффективными были результаты арт-терапии.
Самовыражение через искусство сильно коррелирует со стратегиями эмоциональной регуляции, включая:
- принятие
- освобождение
- решение проблем сосредоточьтесь на себе, стоит подумать о том, что мотивирует вашу потребность в самовыражении в первую очередь.
- манипулятивным
- контролирующим
- стремлением к популярности
- выражение вашего стиля во всем, что вы делаете — в одежде, готовке или прическе
- воплощение ваших уникальных вкусов в вашем доме и дворе с помощью искусства, садоводства и цветовых схем
- проявление ваших чувств с помощью творческих средств например, вести дневник, рисовать или петь
- делиться своими интеллектуальными идеями в социальных сетях и на собраниях
- находить сообщества единомышленников, где ваши идеи ценятся и поощряются
- участие в физическом самовыражении посредством языка тела, секса, танцев и других форм движения
- прямое и честное общение с партнерами и друзьями о своих чувствах
- повседневных занятий, таких как ведение дневника, фотографирование, рисование или занятия движением
- еженедельных свиданий с самим собой, чтобы насладиться музеем, походом или кафе
- повседневным общением с вашим партнером, коллегами по работе и друзьями
- выходить в Интернет или общаться в социальных сетях
- сообщать о своих потребностях и желаниях во время секса или при обсуждении секса с партнером
- планировать свободное время для музыки и игр
Самовыражение не является:
другие мотивирующие факторы. Честное самовыражение не предназначено для изменения или убеждения других. Он связывает людей с их племенем.
Если вы чувствуете, что застряли и хотите улучшить свое самовыражение, вы можете рассмотреть:
Хотите знать, когда вписать самовыражение в свою жизнь? Попробуйте выразить себя с помощью:
Честное самовыражение — это смелый и смелый поступок и обучение как по-настоящему выразить себя может занять некоторое время.
Самовыражение не является:
другие мотивирующие факторы. Честное самовыражение не предназначено для изменения или убеждения других. Он связывает людей с их племенем.
Если вы чувствуете, что застряли и хотите улучшить свое самовыражение, вы можете рассмотреть:
Хотите знать, когда вписать самовыражение в свою жизнь? Попробуйте выразить себя с помощью:
Честное самовыражение — это смелый и смелый поступок и обучение как по-настоящему выразить себя может занять некоторое время. Но если вам кажется рискованным быть таким уязвимым по отношению к другим, полезно помнить о преимуществах, таких как повышение самооценки, лучшее общение и более искренние отношения.
Самые полезные отношения — это те, которые позволяют вам быть самим собой без суждений и благодаря самовыражению вы можете делиться своими дарами с другими.
Зачем (и как!) способствовать здоровому самовыражению
Творческое самовыражение означает проявление всего, чем вы являетесь, — вашего таланта и духа — так мощно и достоверно, как вы можете.
Многие люди полагают, что им нужно быть гениальным писателем, чтобы писать, или сильным певцом, чтобы петь. Иначе зачем это делать, верно?
Такое мышление заставляет многих людей отказываться от самовыражения. Но это может помочь переформулировать это мышление — думать об истинном самовыражении не столько о мастерском исполнении, сколько о чувствах, которые вы испытываете, когда вы выражаете себя.
Здоровое самовыражение может сделать вашу жизнь более полноценной, позволяя вам использовать свое собственное уникальное творчество, желания и увлечения.
Люди нередко скрывают свои истинные чувства, потому что истинное выражение себя может быть очень уязвимым. Некоторые люди избегают самовыражения даже в самых близких отношениях из-за боязни быть отвергнутыми или опозоренными.
Когда кто-то активно подавляет свои чувства или старается не обсуждать определенные темы, это называется избеганием. Такое поведение создает проблемы в общении, которые также могут осложнить личные отношения.
Но избегание не происходит само по себе. Это выученное поведение, которое возникает как реакция на негативные ответы, которые кто-то получил. Некоторые причины избегающего поведения могут включать в себя:
Самовыражение не является:
другие мотивирующие факторы. Честное самовыражение не предназначено для изменения или убеждения других. Он связывает людей с их племенем.
Если вы чувствуете, что застряли и хотите улучшить свое самовыражение, вы можете рассмотреть:
Хотите знать, когда вписать самовыражение в свою жизнь? Попробуйте выразить себя с помощью:
Честное самовыражение — это смелый и смелый поступок и обучение как по-настоящему выразить себя может занять некоторое время. Но если вам кажется рискованным быть таким уязвимым по отношению к другим, полезно помнить о преимуществах, таких как повышение самооценки, лучшее общение и более искренние отношения.
Самые полезные отношения — это те, которые позволяют вам быть самим собой без суждений и благодаря самовыражению вы можете делиться своими дарами с другими.
Зачем (и как!) способствовать здоровому самовыражению
Творческое самовыражение означает проявление всего, чем вы являетесь, — вашего таланта и духа — так мощно и достоверно, как вы можете.
Многие люди полагают, что им нужно быть гениальным писателем, чтобы писать, или сильным певцом, чтобы петь. Иначе зачем это делать, верно?
Такое мышление заставляет многих людей отказываться от самовыражения. Но это может помочь переформулировать это мышление — думать об истинном самовыражении не столько о мастерском исполнении, сколько о чувствах, которые вы испытываете, когда вы выражаете себя.
Здоровое самовыражение может сделать вашу жизнь более полноценной, позволяя вам использовать свое собственное уникальное творчество, желания и увлечения.
Люди нередко скрывают свои истинные чувства, потому что истинное выражение себя может быть очень уязвимым. Некоторые люди избегают самовыражения даже в самых близких отношениях из-за боязни быть отвергнутыми или опозоренными.
Когда кто-то активно подавляет свои чувства или старается не обсуждать определенные темы, это называется избеганием. Такое поведение создает проблемы в общении, которые также могут осложнить личные отношения.
Но избегание не происходит само по себе. Это выученное поведение, которое возникает как реакция на негативные ответы, которые кто-то получил. Некоторые причины избегающего поведения могут включать в себя: