Агитпропаганда: агитпропаганда | это… Что такое агитпропаганда?

Содержание

«Изменить режим? Это просто какая-то агитпропаганда»

ВАШИНГТОН — 

Соединенные Штаты не признают незаконное и агрессивное присоединение Россией Крымского полуострова и никогда не признают. Это непризнание США планируют подкрепить юридически. Об этом в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки» заявил координатор госдепартамента США по санкциям, посол Дэн Фрид.
По словам дипломата, главной причиной коллапса рубля стала череда политических ошибок, допущенных российским правительством в последние несколько лет.
«Зависимость российской экономики от нефти, то, что она является «сырьевой», а не основанной на добавленной стоимости, делает ее подверженной серьезным колебаниям, — считает посол Фрид. — Это не уникальная черта российской экономики. Этому подвержены все экономики, основанные на добыче природных ресурсов. Это, во-первых. Во-вторых, сейчас не совсем понятно, насколько Россия грамотно воспользовалась годами относительной стабильности и финансового благополучия для того, чтобы реформировать и диверсифицировать свою экономику.

И, в-третьих, фактор геостратегической или политической нестабильности — как я бы его назвал. Он берет свое начало в решении российских властей напасть на своего соседа, Украину. Это все создало неопределенность, нависшую над Россией. Санкции — часть этого, однако не главная составляющая».
Американский дипломат также назвал заявления министра иностранных дел России Сергея Лаврова о попытках свержения режима Владимира Путина западными странами банальной «агитпропагандой».

Игорь Тихоненко: Господин посол, спасибо за то, что согласились дать это интервью Русской службе «Голоса Америки».

Посол Дэн Фрид: Спасибо. Очень приятно.

И.Т.: В последние несколько дней практически все новостные агентства мира сообщали о том, что сейчас происходит с российской экономикой, в частности, о резком падении рубля. Связываете ли вы происходящее с санкциями, которые США наложили на российское правительство и которые были поддержаны Европейским союзом?

Д. Ф.: Я думаю, что главной причиной коллапса рубля стала череда политических ошибок российского правительства на протяжении последних нескольких лет. Зависимость российской экономики от нефти, то, что она является «сырьевой», а не основанной на добавленной стоимости, делает ее подверженной серьезным колебаниям. Это не уникальная черта российской экономики. Этому подвержены все экономики, основанные на добыче природных ресурсов. Это, во-первых. Во-вторых, сейчас не совсем понятно – насколько Россия грамотно воспользовалась годами относительной стабильности и финансового благополучия для того, чтобы реформировать и диверсифицировать свою экономику. И, в-третьих – фактор геостратегической или политической нестабильности,как я бы его назвал. Он берет свое начало в решении российских властей напасть на своего соседа, Украину. Это все создало неопределенность, нависшую над Россией. Санкции – часть этого, однако не главная составляющая.

И.Т.: Несколько дней назад министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью телеканалу France 24 заявил: «В течение нашей истории мы оказывались в гораздо более сложных ситуациях и всякий раз выходили из этих перипетий намного более сильными». По его словам, у него есть очень серьезные причины полагать, что Соединенные Штаты предпринимают попытку смены режима в России. Как бы вы прокомментировали это?

Д.Ф.: Мне знаком стиль Сергея Лаврова. Он – хороший дипломат, однако не все, что он говорит, стоит принимать за чистую монету. Никто в правительстве США не хочет, чтобы Россия потерпела неудачу, как современная и развивающаяся страна. Соединенные Штаты потратили почти четверть века на то, чтобы содействовать посткоммунистическим реформам в России. Мы предоставили России миллиарды долларов помощи. Да, в каких-то ситуациях наш совет был правильным, в каких-то – нет. Однако те же самые люди давали совет России и, скажем, Польше. Результаты были абсолютно разными, поэтому нельзя говорить, что наши советы стали причиной неудач. Мы хотим, чтобы Россия была процветающей. Что касается высказываний Сергея Лаврова: неужели это лучшее, что он может сказать о будущем России — «мы оказывались в гораздо более сложных ситуациях»? Да, это так.

Однако – неужели это лучшее, что он может предложить российскому народу? Россияне заслуживают лучшего. Сто лет назад российский народ не подражал кому бы то ни было; он был лидером в Европе в искусстве, литературе, музыке, культуре, науках, инженерном деле. Российская экономика была на подъеме. Россия тогда была не просто частью Запада, она была его лидером. Затем пришли 1914-й, 17-й, 37-й и 41-й годы; череда катастроф и перипетий, в которых Россия не была виновна. Россия гениев, искусства, достижений – может быть первоклассным лидером 21 века. И как человек, которые провел десятилетия, изучая Россию, я могу сказать, что это именно та Россия, которой мы желаем всяческих успехов. «Изменить режим»? Это просто какая-то агитпропаганда. Я даже не хочу говорить об этом. Мы заинтересованы в улучшении отношений с Россией, которая хочет быть частью лучшего мира и помогает его таковым сделать.

И.Т.: Российские власти наложили санкции на США и Евросоюз. Однако некоторые считают, что эти санкции ударили по простым россиянам больше, чем по кому бы то ни было. У вас есть какие-то данные, подтверждающие или опровергающие этот тезис?

Д.Ф.: Вы сейчас говорите о санкциях, которые российские власти наложили на своих собственных граждан, перекрыв доступ к отдельным продуктам, на так ли? (реакция) Мы все были поражены. Это все напомнило мне о советском периоде, когда люди могли купить качественные продукты лишь в специализированных магазинах. Я помню эти магазины.

И.Т.: «Березки»?

Д.Ф.: И не только.

Специальные магазины с занавесками. Магазины, существование которых не афишировалось, магазины для так называемых «аппаратчиков». Объясните мне, пожалуйста, почему кто-то вдруг решил, что для простого россиянина будет полезным не иметь доступа к импортным продуктам? Это не поддается никакой логике. Мы не хотим, чтобы страдали простые люди. Цель наших санкций – российские власти должны нести ответственность за агрессию в отношении своих соседей. Никто не хочет видеть Россию слабой, однако мы не хотим видеть Россию в роли агрессора.

И.Т.: Госсекретарь Керри, выступая в Лондоне, заявил, что санкции могут быть сняты всего в течение считанных дней, если Владимир Путин предпримет правильные шаги. Однако давайте представим следующий сценарий: российские военнослужащие покинули восточный регион Украины, однако Кремль отказывается вернуть Крым. Будут ли сняты санкции?

Д.Ф.: Это прекрасный вопрос. И я отвечу на него прямо. Мы неоднократно заявляли в прошлом, что мы снимем большинство санкций, если будет удовлетворительное разрешение конфликта в Восточной Украине, которое восстановит суверенитет Украины согласно Минским договоренностям 5 сентября. Хорошая новость для нас – нам не нужно изобретать велосипед. Мы согласились с ними, с ними же согласились и Россия и Украина. Проблема заключается в том, чтобы теперь эти договоренности выполнить. Теперь, что касается Крыма: мы не признаем незаконное и агрессивное присоединение Россией этого полуострова и никогда не признАем. И мы подкрепим это непризнание юридически.

Тем не менее, мы убеждены, что мы сможем снять большинство санкций против России, включая секторальные, если будут разрешены эти вопросы.

И.Т.: В прошлом году президент Обама объявил о переориентации американской внешней политики на Азиатско-Тихоокеанский регион. Однако, как известно, в последние месяцы геополитические реалии претерпели достаточно серьезные изменения. Где сегодня оказалась Россия в списке внешнеполитических приоритетов США?

Д.Ф.: К моему сожалению, я должен сказать, что российская агрессия России в отношении Украины стала одной из главных проблем нашей внешней политики, также как этот вопрос продолжает оставаться одним из важнейших проблем европейской безопасности. Посмотрите, что произошло всего лишь за год: Россия оттолкнула украинский народ, напугала НАТО и своих соседей, настроила против себя Европу и США, что заставило ввести против нее санкции, нанесла удар по собственной экономике, изолирована себя от всего мира. Спрашивается, ради чего? Призывы 18 века о Новороссии? Вы что, это серьезно? И это поведение великой страны? Зачем России вступать в страны со спорными территориями? Никто не ставил под сомнения российские границы.

Однако теперь никто не признает российские границы, потому что Россия претендует на Крым, который никто не считает ее частью.

И.Т.: В продолжение вашим риторическим вопросам: куда ведет Россию Владимир Путин сегодня?

Д.Ф.: Я не могу говорить за господина Путина, однако давайте посмотрим, куда он ее привел за последний год. Разве России сегодня лучше, чем год назад? Территориальные завоевания – фетиш 19 века, который и тогда не принес успеха ни одной стране, включая мою собственную страну. Мы участвовали в имперских приключениях, но сегодня мы смотрим на них озадаченно и вопрошаем: о чем мы тогда думали? Однако сегодня за окном век 21-й, и мы должны принимать более ответственные решения.

И.Т.: Господин посол, спасибо вам за это интервью Русской службе «Голоса Америки».

Д.Ф.: Пожалуйста, и спасибо.

Информацию о гибели азербайджанского офицера следует рассматривать в контексте диверсии в ночь на 20 января – Минобороны Карабаха

17:42

23 Января 2014

ЕРЕВАН, 23 янв – Новости-Армения. Распространенную в четверг информацию о гибели азербайджанского офицера нужно рассматривать в контексте диверсии, организованной азербайджанской стороной в ночь с 19 на 20 января, говорится в заявлении пресс-службы Минобороны Нагорно-Карабахской Республики.

«Распространяемая средствами азербайджанской пропаганды информация о том, что, якобы, 23 января в результате нарушения режима прекращения огня в северо-восточном направлении линии соприкосновения противоборствующих сил погиб капитан азербайджанской армии Эльнур Джафаров, не соответствует действительности. Передовые подразделения Армии обороны НКР продолжают соблюдать режим прекращения огня, и предпринимают ответные шаги лишь в случае крайней необходимости», — говорится в сообщении.

В пресс-службе подчеркнули, что информацию о гибели офицера азербайджанской армии, вероятно, нужно рассматривать не в контексте нарушения режима перемирия, а в контексте агрессивных действий со стороны азербайджанских диверсантов в Мартакертском оборонном направлении в ночь с 19 по 20 января.

Карабахском оборонном ведомстве также напомнили, что только в период между 20 и 23 января по информации бакинских СМИ, в азербайджанской армии (якобы по разным обстоятельствам) было зарегистрировано два случая смерти и шесть случаев ранения.

«Из этого можно сделать лишь один вывод: Военная «агитпропаганда» Азербайджана деликатно пытается представить то, в чем должна была признаться несколько дней назад…», — отмечается в сообщении.

В ночь с 19 на 20 января азербайджанские ВС совершили неудачные попытки проникновения диверсионными группами на территорию Нагорно-Карабахской Республики, но были отброшены на исходные позиции, понеся потери. В перестрелке погиб младший сержант Армии обороны НКР Армен Ованнисян, который посмертно был награжден медалью «За мужество». -0-

Читайте новости первыми и обсуждайте их — в нашем Telegram-канале

Новости СМИ2

Partners News

Материалы по теме

23:06

17 Сентября 2022

Маркедонов назвал три цели визита Пелоси в Армению и напомнил о ее проармянских симпатиях

22:46

17 Сентября 2022

Азербайджан передал Армении тела 32 погибших армянских военных — Минобороны РА

21:11

17 Сентября 2022

Минобороны Армении сообщило о ситуации на армяно-азербайджанской границе по состоянию на 21:00

21:05

17 Сентября 2022

Основной целью Азербайджана является уничтожение армянской государственности — Микаелян (ВИДЕО)

20:25

17 Сентября 2022

США отменили эмбарго на поставки оружия Кипру

Лента Новостей

23:06

17 Сентября 2022

Маркедонов назвал три цели визита Пелоси в Армению и напомнил о ее проармянских симпатиях

22:46

17 Сентября 2022

Азербайджан передал Армении тела 32 погибших армянских военных — Минобороны РА

21:11

17 Сентября 2022

Минобороны Армении сообщило о ситуации на армяно-азербайджанской границе по состоянию на 21:00

21:05

17 Сентября 2022

Основной целью Азербайджана является уничтожение армянской государственности — Микаелян (ВИДЕО)

20:25

17 Сентября 2022

США отменили эмбарго на поставки оружия Кипру

Вся лента

Популярное

21:45

16 Сентября 2022

Татоян: зверства азербайджанских военных — следствие политики армянофобии властей этой страны

18700

21:23

16 Сентября 2022

Не стреляйте! Знаменитости, поддержавшие Армению на фоне атаки Азербайджана

10845

17:14

16 Сентября 2022

Приезд Пелоси в Ереван запланирован месяц назад. Ей было предложено посетить Арцах — политолог

10030

09:39

16 Сентября 2022

Минобороны Армении — о ситуации на армяно-азербайджанской границе

8460

09:29

16 Сентября 2022

Президент Турции опубликовал фото главаря резни армян в Баку и поздравил Азербайджан (ФОТО)

8320

Агентство АРКА

Другие материалы раздела

10:49

17 Сентября 2022

Глава МИД Арцаха находится с рабочим визитом в США, запланированы политические консультации

Министр иностранных дел Арцаха Давид Бабаян с 15-го сентября находится с рабочим визитом в США

10:34

16 Сентября 2022

Госминистр Арцаха назвал три причины, почему Арцах не может быть в составе Азербайджана

Любой статус в составе Азербайджана неприемлем и невозможен, заявил Бегларян

00:56

15 Сентября 2022

Насильственное присоединение Арцаха к Азербайджану станет геополитической трагедией для армянской государственности — спикер

Судьба Арцаха и его народа не была и не будет монополией какого-либо лица или политической силы, заявил Артур Товмасян

00:19

15 Сентября 2022

Араик Арутюнян заявил об отсутствии даже проекта какого-либо документа по Арцаху, обсуждаемого с Арменией

Президент Арцаха Араик Арутюнян заявил, что он детально информирован обо всех международных обсуждениях, проведенных властями Армении по арцахскому вопросу

22:24

14 Сентября 2022

Президент и глава МИД Арцаха: республика никогда не будет частью Азербайджана

Глава МИД Арцаха: «Арцах никогда не будет частью Азербайджана, кто бы и как бы этого не хотел»

11:47

13 Сентября 2022

Азербайджан не хочет обсуждать вопрос Арцаха с Арменией — Пашинян

Потому что их позиция такова, что вопрос решен, сказал Пашинян

11:15

13 Сентября 2022

МИД Арцаха призвал международное сообщество осудить агрессию Азербайджана против суверенной территории Армении

МИД Арцаха строго осудил агрессивные действия, развязанные Азербайджаном против Армении 13 сентября, бомбардировку суверенной территории Армении и применение силы.

10:37

13 Сентября 2022

В Арцахе обвинили Азербайджан в подготовке новых провокаций

Азербайджанская сторона готовит информационную почву для провокаций в сторону Республики Арцах, считают в арцахском оборонном ведомстве

02:02

13 Сентября 2022

На фоне агрессии Азербайджана в Армении ситуация в Арцахе относительно стабильна

Население республики призывают сохранять спокойствие и бдительность

17:51

12 Сентября 2022

В Арцахе создан Общественный совет

Соответствующий указ подписал президент Арцаха Араик Арутюнян

16:04

12 Сентября 2022

Обстрелы азербайджанскими ВС сел Арцаха вызывают крайнюю обеспокоенность и требуют предметной оценки – Омбудсмен Армении

Достоверные факты преднамеренного обстрела гражданского населения Арцаха азербайджанскими ВС вызывают крайнюю обеспокоенность, заявила Омбудсмен Кристине Григорян

13:28

12 Сентября 2022

ВС Азербайджана полчаса обстреливали два арцахских села: повреждены дома (ФОТО)

Омбудсмен Арцаха Гегам Степанян сообщил об обстреле арцахских сел Кармир Шука и Тагавард


Политика под каннскими пальмами | DW Учить немецкий

Культура и стиль жизни

Два-один в пользу палестинцев – с таким счетом завершился наиболее политически ангажированный за последние десятилетия каннский кинофестиваль. Дэвид Линч не поддался на провокацию.

На средиземноморском курорте обошлось без терактов. Опасения, спровоцированные опубликованными накануне фестиваля сообщениями о якобы планировавшихся «Аль-Каидой» массовых захватах заложников, в частности, в кинотеатрах, к счастью оказались беспочвенными. Усиленные меры безопасности и абсурдные призывы одной американской еврейской организации к бойкоту Каннского кинофорума оказались единственной ложкой дегтя, подпортившей сладкую жизнь под средиземноморским солнцем.

Фото: AP

Однако бойкот не состоялся, и к тщательному осмотру у входов в кинодворцы скоро привыкли. Главную тенденцию завершившегося в Каннах фестиваля определила социально-политическая ангажированность целого ряда отобранных в программу фильмов. Наград удостоились мастера психологического натурализма братья Дарденны, флагман социально-критического кино британец Кен Лоуч, эстетско-критические постмодернисты Аки Каурисмяки и Элия Сулейман, хронист общественных процессов в Южной Корее Им Квон Тайк, левый экстремист Майкл Мур, морализатор Пол Томас Андерсон, и легендарная фигура мирового кинематографа космополит Роман Полански.

Возвращение в прошлое

Roman PolanskiФото: AP

Девять лет назад Роман Поланский отказался вместе со Стивеном Спилбергом снимать «Список Шиндлера», обосновав это тем, что ребенком пережил гетто в Кракове и лично знает многих из выведенных в фильме людей. Экранизация воспоминаний польского пианиста Владислава Шпильмана, выжившего благодаря цепи счастливых случайностей в варшавском гетто, стала для Поланского зеркалом его собственной биографии. Триумф «Пианиста», удостоенного на юбилейном фестивале Золотой пальмовой ветви, это еще и дань уважения к одному из талантливейших режиссеров старшего поколения, который в этом пожалуй самом личном фильме продемонстрировал гениальную простоту и формальную строгость своих ранних картин.

Два взгляда на одну проблему

Палестинца Элию Сулеймана, удостоенного сразу двух фестивальных наград, называют визуальным террористом. Его «Божественное вмешательство» — один из самых запоминающихся фильмов конкурсной программе нынешнего фестиваля.

Manal Khader, Elia SuleimanФото: AP

Сулейман завоевал симпатии не только членов жюри Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), но и жюри конкурсной программы во главе с Дэвидом Линчем, также известным нарушителем канонов. Элия Сулейман родился в Назарете, эмигрировал в США, вернулся в Иерусалим, где снял свой первый полнометражный художественный фильм «Хроника исчезновения». Картина завоевала на Венецианском кинофестивале 1997 приз за лучший дебют. «Божественное вмешательство» продолжает палестинскую тему и в своей минималистичной драматургии и визуальной хореографии кадрового действия напоминает эстетику Отара Иосселиани и Роя Андерсона. Фантасмагорическая притча начинается с преследования Санта Клауса подростками. Затем следует череда сюрреалистических аллегорий: от парящих в небе воздушных шариков с портретом Арафата до взрывающихся от абрикосовой косточки танков. Обессмысленная политическими обстоятельствами реальность порождает самые невероятные фантазмы, которые материализуются в ней с такой же легкостью, с какой палестинская грация на глазах у остолбеневших израильских солдат пересекает ничейную землю пропускного пункта между Иерусалимом и Рамаллахом. Ироничный, умный и по-хорошему хулиганский фильм был снят при финансовой поддержке со стороны кинофонда федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия.

К истокам ближневосточного противостояния обращена показанная в конкурсной программе картина израильского режиссера Амоса Гитая «Кедма». Холокост, амбивалентное отношение европейцев к евреям, насильственное создание государства Израиль, парализующая самоидентификация евреев через роль жертв в срезе многовековой истории – эти темы режиссер подает, к сожалению, в эстетике агиттеатра, без исторического фона и психологической глубины.

«Божественное вмешательство» и «Кедма» стали своего рода совместной политической декларацией палестинского и израильского режиссеров, которые ранее вместе сняли документальный фильм на ближневосточную тему. Однако за стенами фестивального дворца по-прежнему доминирует односторонний подход к подаче информации из региона. Как рассказал Амос Гитай в беседе с автором, продюсер первого французского телеканала отказался предоставить ему и Элии Сулейману подиум для совместного выступления. Так что пока невозможен диалог даже между кинематографистами, то мечты о едином государстве для евреев и палестинцев, по мнению Амоса Гитая, остаются утопией.

Не допустить забвения

Лекарством от исторической амнезии считает кинематограф Шарль Азнавур, приехавший в Канны представлять фильм с его участием о геноциде армян в Турции в первую мировую войну. «Арарат» канадского режиссера Атома Агояна, по его определению, это медитация о духовной роли искусства в процессе постижения и преодоления трагического прошлого, которое несмотря на давность событий и сегодня вторгается в жизнь отдельно взятого человека. О том, что не это просто абстрактные размышления, свидетельствует судьба самого фильма «Арарат». Турецкие власти, по сегодняшний день отказывающиеся называть убийство свыше миллиона армян геноцидом, запретили показ «Арарата» на Стамбульском фестивале. Во избежание нового витка конфронтации Атом Агоян снял картину с конкурса в Каннах, где фильм шел во внеконкурсном показе. Как это часто случается с политически мотивированным кино, художественная ценность не всегда составляет главное достоинство фильмов. Так и «Арарат». Фильм очень важный с точки зрения вызываемого им резонанса, однако далеко не полностью раскрывающий творческий потенциал режиссера.

И снова о насилии

Чистоту жанра соблюдает радикальная политическая агитпропаганда американского режиссера Майкла Мура «Боулинг для Коломбины» — фильм, завоевавший в Каннах особый приз жюри. Событием стало уже само включение документальной ленты в конкурсную программу фестиваля, впервые за 46 лет. Картина произвела в Каннах фурор и среди критиков считалась одним из главных претендентов на «Золотую пальмовую ветвь». «Боулинг для Коломбины» анализирует причины вооруженного насилия в США, где амуницию можно приобрести чуть ли не в любом супермаркете, а над доводами рассудка торжествуют интересы лоббистов производетелей оружия. Майкл Мур, сам пожизненный член печально известной NRA (National Rifle Association) и известный своими левацкими убеждениями, недвусмысленно дает понять, что истоки агрессивной послевоенной внешней политики США следует искать в «параноидальной ментальности» американцев, основанной на культивируемых столетиями страхах перед чужими, будь то индейцы, чернокожие, коммунисты или пришельцы с других галактик. Это и объясняет, указывает Мур, то, что право на владение оружием в США закреплено в конституционном порядке.

Беспрецедентное насилие продемонстрировал в своем конкурсном фильме «Необратимый» enfant terrible французского кино Гаспар Ноэ. Здесь крушат головы невинных огнетушителями и размазывают по асфальту лица жертв сексуальной похоти с такой невиданной ранее брутальностью, что даже ранний жестокий и бескомпромиссный фильм Ноэ «Один против всех» вспоминается как безобидная сказка. Уже задолго до премьеры «Необратимого» все только и говорили о пятнадцатиминутной сцене изнасилования Моники Беллуччи. Увиденный наконец фильм разочаровал всех. Кинокритики единодушно определили картину как элитарный трэш и банальное ничто. Не спасает фильм ни эстетический радикализм начинаемого с конца повествования, ни мечущаяся в агонии преследования камера, ни деконструкция собственно экранной проекции. На этот раз скандальный фильм фестиваля, который по традиции показывают незадолго до закрытия, остался без призов. Хотя другим знаменитым скандалистам, как например, Ханеке или фон Триеру, удавалось не только шокировать публику, но и импонировать жюри. Дэвид Линч не поддался на провокацию.

«Я спускаю с террикона своих героев» — Статьи — ARTUKRAINE

Философский подтекст, остросоциальная направленность, нарочитый сюжетный примитивизм, сродни агитационного плаката 30-х, – таковы особенности работ украинского художника Романа Минина, работающего в жанрах живописи, инсталляции, street-art и фотографии. Созданный Мининым образ труженика из Донбасса, – изможденного, отвергнутого сытым обществом, загнанного в угол нищетой, пьянством, отсутствием альтернативы, – успешная попытка сделать локального персонажа интересным не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Запечатленные на полотнах хроники жизни шахтеров и их семей умещают в себе настроения монотонности, смирения, боли и бессознательного подчинения господствующим порядкам. Сюжеты его картин отсылают к послереволюционным черно-белым игровым и документальным фильмам, портретам передовиков,  романтизированным правилам стахановских норм и воспоминаниям страшных последствий краха «эпохи рабочих-энтузиастов».

 

Проекты Минина – беспрецедентны и не имеют аналогов в современном визуальном искусстве, а война, положившая руку на Восток Украины, делает работы художника еще более актуальными, доступными, близкими зрителю. Изображаемая на картинах каторжность труда, хроническая усталость  – вовсе не художественная гипербола. Роман, родившийся в Донецкой области, является своеобразным транслятором жизненных реалий, пропустив их через свое особенное художественное видение.

 

Ваши работы пронизаны какой-то особенной, милитаристской риторикой, и, в то же время, в них нет свойственных советскому искусству агитационных, пропагандистских мотивов. Напротив, есть осмысление тяжкого труда вашего персонажа, его смирение и безмолвный протест одновременно.  Как коротко вы можете охарактеризовать метаязык, присущий вашей живописи? 


Все, что мы делаем – отражение нашей души, наше зеркало, автопортрет. Он – в каждой картине, фотографии, инсталляции, во всём. Психология творчества – изнанка, под которой скрыты мотивы и причины. Вот на таком метаязыке я общаюсь со зрителем. Подаю сигналы: «Ау! Я такой, а вы? Кто со мной?». Люди разные. Многие меня понимают и принимают, многим я не по душе. Это нормально. Со временем мир меняется, зрители и я – тоже, потому скоро переводчики с метаязыка могут и вовсе не понадобиться. Я стремлюсь погрузить человека в состояние лёгкого транса, в котором он сначала почувствует энергию Донбасса, а только потом все поймет, если будет расположен.  Вы правы: законы логического считывания информации, девизы, агитпропаганда – это не про меня. То, что я делаю, я называю «трансмонументализмом».

 

Роман Минин

 

На полотнах можно проследить некое слияние плакатной живописи с элементами постмодернизма. Так ли это? И согласны ли вы с тем, что в какой-то мере на вас оказал влияние социалистический реализм? Картины по атмосфере напоминают советские фильмы 30-х годов.

Соцреализм не оказал на меня такого влияния, как Диего Ривера, Ороско Сикейрос, Бойчук (если говорить о тех, кто поближе к нам), а также Джотто, живописные традиции Византийского периода. На полноценный ответ потребуется не одна страница. Возможно, в мемуарах я опишу свои приключения, вроде «в поисках стиля». Я люблю жизнь, веду дневник, но не всё так просто даже с тем, что лежит на поверхности. Вот пример из жизни. Обратите внимание на картины, которыми украшен зал вокзала в Киеве. В зале, где сейчас большой книжный магазин, над входом у самого потолка – пейзаж Донецкого края. Под раскалённым солнцем на переднем плане – красивая клумба и бортики в стиле Сталинского классицизма. Можно вместо среднего и дальнего плана смело дописать кипарисы и горизонт чёрного моря – будет просто райский пейзаж. Но нет! На среднем и дальнем плане «заводотрубные шахтохранилища», источающие желтоватый дым. Вот какие контрасты предают моему стилю выразительность. Плюс – история, контекст и размышления о вечном, конечно.

 

Вы поэтизируете образ рабочего-шахтера, или напротив саркастически высказываетесь на счет подобного труда? Каким вы хотите, чтобы персонажа воспринимала общественность? 


Сарказма в моих работах нет. Это мой пластический молебен за этих людей (не путать с панк-малебном в храме Христа Спасителя!). Общественность будет воспринимать моё творчество так, как подадут СМИ – за редким исключением людей, у которых есть своё мнение. Или людей, которые знают меня давно.

 

Здесь и далее – работы Романа Минина 

 

Пересматривая ваши картины, хочется, чтобы на фоне звучали песни Василия Лебедева-Кумача. Тогда зритель бы рыдал от осознания того, что «праздник индустриализации» был исключительно праздником партийных деятелей, и никак не простых рабочих. Вы не пробовали делать выставки с тематическим музыкальным сопровождением? Скажем, для большей убедительности.

Сразу приходит на ум песня Бориса Гребенщикова «Праздник урожая во дворце труда». Таких ассоциаций, как вы перечислили, у меня не было. К музыке отношусь серьёзно – даже более чем. Она меня вдохновляет, жить без неё не могу. Есть положительный опыт сотрудничества с Юрой Штайда, который для некоторых моих выставок и инсталляций делал звуковой дизайн, если так можно выразиться. Очень атмосферно получилось. С проектом МОВА мы хорошо открылись в Мыстецком Арсенале. Хочу продолжить глубокое сотрудничество с ними, для того, чтобы зрители могли почувствовать катарсис.

 

У Киплинга есть стихотворение «Дети Марфы» – о сестрах Лазаря, которого воскресил Иисус. Сюжет повествует о том, что когда Христос вошел в дом женщин, Мария принялась омывать ему ноги и слушать его проповедь, а Марфа управлялась по хозяйству и готовила ужин, чем рассердила Творца. С тех пор потомство Марфы будет тяжко работать, подобно детям Адама и Евы, и этот труд не будет приносить больших плодов. Ваша картина «Быть Шахтером» напомнила мне об этом стихотворении. Как вы считаете, можно ли назвать труд вашего персонажа наказанием – крестом, который он обязан пронести через всю свою жизнь, так и не познав благодати? Ваши герои на полотнах всегда измучено-тоскливые и складывается впечатление, что они несчастны.

Я не считаю, что жертвенность и смирение, свойственное моим персонажам, приносят несчастье, скорее – свободу от страстей. Дурносмехи в шахтах долго не живут, да и смеяться там не с чего. Чувство умиления – тоже не совсем то; оно может возникнуть только у скептиков, которые вчера познакомились с одной моей картиной и говорят: «Чувак работает в тренде». Скепсис правит миром; я сам им отравлен, но он вовсе не признак ума, господа. Я чувствую, как на лицах без эмоций отображается вечность. Мои шахтёры спокойны. Они стали вечностью.

 

 

Наиболее яркие, совершенные типы персонажей всегда приближены к народу. Персонаж шахтера –  образ маленького человека, личности без ухищрений, жителя Донбасса, труженика, которого страна никогда не узнает в лицо?

Они у меня все на одно лицо. Правда-правда (смеется). Но если присмотреться, то есть работы, в которых я делал акцент на разные возрастные категории и образы. Скульпторы говорят: чтобы сделать работу лучше, нужно дать ей скатиться с горы и всё, что останется, будет хорошей скульптурой. Такой приём брутального художественного обобщения. Вот и я, образно говоря, спускаю с террикона своих героев, и оставляю главное – обобщаю до символа. Найти новый архетип не так просто, как кажется. Но я люблю этим заниматься.

  
С какими материалами вы работаете чаще всего?

Как ребёнок, люблю играть с разными материалами. В 90-е учитель в студии научил меня делать краски и кисти из коровьих ушей. Обожаю запах масла и холста! Натянул – и прогрунтовал гектары ткани и бумаги. Сотни этюдов и набросков. Что я только не пробовал! Сейчас столько новых материалов, о которых раньше можно было только мечтать. Интернет тоже стал инструментом в руках художников. От свободы и самовыражения может просто снести башню. Выбор ограничен, – как, впрочем, и всегда, – фантазией и финансовыми возможностями.

 

Наличие формы и содержания – вот то, чем отличаются ваши работы. Какие средства выразительности вы используете? Какие считаете наиболее эффективными?

Минимум средств — максимум выразительности! Это мой вечный девиз. По-прежнему стремлюсь к гармонии формы и содержания. Иногда делаю визуальную часть непонятной (следовательно, не комфортной), но компенсирую содержанием, и наоборот. Мне интересно то, как и что я делаю. Потому – долго думаю над каждым аспектом работы. Выбор материала, идеи, сюжета – всё имеет значение.

 

Расскажите о выборе цвета в ваших работах? Какие оттенки превалируют и почему?

Во избежание политических оттенков, стремлюсь делать монохромные работы. Но если тема работы требует кричащих или громко поющих ярких цветов, то даю им жизнь. Я не прогуливал предмет цветоведения, и знаком с некоторыми классическими теориями, ценю труды Раушенбаха и Кандинского. Практиковался  в сакральной росписи. Люблю Византийский период. Всё это сформировало моё отношение к цвету.

 

 

Много было написано о вашей работе «План побега из Донецкой области». Она родилась как предчувствие событий или как результат ваших размышлений о военной ситуации? 

 

Начал работать над ней ещё в конце 2009-го, а закончил к 2011-му. Я тогда чаще бывал у себя на Родине. Сравнивал, думал, и всё понимал. Всё, что сейчас происходит у нас в стране – это не экспромт. Помню, как в 90-х мы подростками, зависая под подъездом, в подвале или на чердаках, слушали на кассетнике «Всё идёт по плану» «Гражданской Обороны». Так вот: всё идёт по плану, и нам остаётся только догадываться – по какому. Эмоциональный фон в Донецкой области сам выталкивает людей. Но в своём творчестве я не занимаюсь реализмом и не подчёркиваю проблемы. Пусть психиатры говорят людям анатомическую правду о душевных травмах. Я изображаю шахтёров такими, какими я хочу их видеть; завышаю планку потому, что они этого достойны. А план побега из Донецкой области есть у каждого, кто там родился. Это впитывается еще с молоком матери, это нормально.

 

 

Расскажите, над чем работали летом. Как вашу новую работу восприняли на десятом форуме «Art-Kyiv Contemporary»?

Этим летом я открыл свою персоналку в Харькове, в замечательном пространстве ЕрмиловЦентра. В кругу команды центра чувствую себя как дома. Именно там мне предоставили возможность работать целый месяц во время летних каникул, и мы сделали большой лайтбокс «Награда за молчание». Я ощущал себя счастливым человеком – большая мастерская, должен сказать, приносит радость. Изделия из пенополистирола и лайтбокс мы привезли в Киев. «Трансформатка» в Харькове произвела впечатление, и лайтбокс в Арсенале тоже засветился очень даже ярко. Теперь мы планируем сделать что-то новое на следующий год, – масштабное и актуальное, – а там – как получится. Сейчас выбираем пространство – хочу, чтобы оно было свежим. Будем расширять географию творческих открытий.

 

**

 

Об авторе

 

Роксана Рублевская – журналист, кинообозреватель.

 


Нацистская пропаганда — Мемориальный музей Холокоста США

Группа молодых немецких мальчиков рассматривает Der Stürmer, Die Woche и другие пропагандистские плакаты, вывешенные на заборе в Берлине. — Мемориальный музей Холокоста в США, любезно предоставлено архивом Жюльена Брайана .

Ресурсы

  • Введение
  • Имперское министерство народного просвещения и пропаганды
  • Антисемитская пропаганда
  • Газета и Радио Пропаганда
  • Пропаганда в кино и искусстве
  • Первичные источники
  • Ресурсы видео и микроформ
  • Веб-ресурсы
  • Дополнительные ресурсы

Введение

Пропаганда – это распространение информации с целью оказания влияния или контроля над большими группами людей. В тоталитарных режимах, таких как нацистская Германия, пропаганда играет важную роль в консолидации власти в руках контролирующей партии.

Вскоре после прихода к власти в 1933 года Адольф Гитлер создал имперское министерство народного просвещения и пропаганды (РМВП) во главе с Йозефом Геббельсом. Почти все аспекты немецкой культуры находились под контролем Министерства пропаганды, включая фильмы, театр, музыку, прессу и радиопередачи. Получив огромную свободу действий от Гитлера и используя современные методы и технологии, Геббельс быстро изложил амбициозную программу по внушению немецкому народу нацистской идеологии и влиянию на поведение всего общества. Принципы нацизма, в том числе антисемитизм, лежащий в основе большей части его догмы, были включены почти в каждую газету, радиопередачу и фильм, выпущенные в Третьем рейхе. Эти тщательно подготовленные послания были призваны мобилизовать население Германии на поддержку всех военных и социальных усилий нацистов, включая депортацию евреев и других лиц в концентрационные лагеря.

Следующая библиография была составлена, чтобы направить читателей к избранным материалам о нацистской пропаганде, которые находятся в коллекции Библиотеки. Он не претендует на то, чтобы быть исчерпывающим. Приведены аннотации, чтобы помочь пользователю определить направленность предмета, а телефонные номера музейной библиотеки указаны в скобках после каждой цитаты. Те, кто не может приехать, могут найти эти работы в ближайшей публичной библиотеке или приобрести их по межбиблиотечному абонементу. Перейдите по ссылке «Найти в библиотеке рядом с вами» в каждой цитате и введите свой почтовый индекс на экране поиска Open WorldCat. Результаты этого поиска показывают все библиотеки в вашем районе, которым принадлежит это конкретное издание. Обратитесь за помощью к местному библиотекарю. Все элементы на английском языке, если не указано иное.

Имперское министерство народного просвещения и пропаганды

  • Бэрд, Джей В. Мифический мир нацистской военной пропаганды, 1939–1945 . Миннеаполис: University of Minnesota Press, 1974. (D 810 .P7 G317 1974) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Анализирует идеологическое развитие и содержание нацистской пропаганды, уделяя особое внимание усилиям по формированию общественного мнения Германии в отношении войны. Включает библиографию и указатель.

  • Брамстед, Эрнест К. Геббельс и национал-социалистическая пропаганда, 1925-1945 . Ист-Лансинг: издательство Мичиганского государственного университета, 1965. (DD 256.5.B674 1965) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Обзор целей и методов нацистской пропаганды и роли Йозефа Геббельса в различных пропагандистских стратегиях, используемых Министерством пропаганды.

  • Битверк, Рэндалл Л. Сгибание хребтов: пропаганда нацистской Германии и Германской Демократической Республики . Ист-Лансинг: Издательство Мичиганского государственного университета, 2004 г. (JN 3971 .A69 P8524 2004) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Сравнивает и противопоставляет пропагандистские усилия нацистской Германии с усилиями послевоенной Восточной Германии. Прослеживает использование квазирелигиозной риторики для формирования светских представлений о тоталитарных режимах.

  • Херб, Гунтрам Хенрик. «Карты и нацистская пропаганда». В Под картой Германии: национализм и пропаганда 1918-1945 , 151-177. Нью-Йорк: Рутледж, 19 лет.97. (DD 21.h57 1997) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Обрисовывает использование «наводящих на размышления карт» в качестве инструмента пропаганды нацистами, включая печать вводящих в заблуждение карт для преувеличения угроз немецкому народу. Описывает усилия нацистской партии по регулированию и контролю немецких картографов.

  • Герцштейн, Роберт Эдвин. Война, которую выиграл Гитлер: Геббельс и нацистская кампания в СМИ . Нью-Йорк: Издательство Paragon House, 1987. (D 810 .P7 G338 1987) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Обсуждаются идеологические основы нацистской пропаганды, в том числе использование художественных фильмов и других популярных средств массовой информации, чтобы повлиять на восприятие военных действий. Также опубликовано под заголовком «Война, которую выиграл Гитлер: самая печально известная пропагандистская кампания в истории» .

  • Каллис, Аристотель А. Нацистская пропаганда и Вторая мировая война . Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan, 2005. (D 810 .P7 G345 2005) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Анализирует цели и методы нацистской пропаганды, чтобы определить, как эти усилия повлияли на исход Второй мировой войны. Включает библиографию и указатель.

  • Кершоу, Ян. «Гитлеровский миф»: образ и реальность в Третьем рейхе . Oxford: Oxford University Press, 1987. (DD 256.5.K4784 2001) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Описывает развитие «культа фюрера» в нацистской Германии, который обожествлял Адольфа Гитлера посредством манипулирования общественными настроениями. Схемы различных методов, основанных на надеждах и страхах немецкого народа, чтобы сделать Гитлера символом нации.

  • Ройт, Ральф Георг. Геббельс . Нью-Йорк: Harcourt Brace, 1993. (DD 247.G6 R4913 1993) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Исследование политической и личной жизни Йозефа Геббельса с акцентом на его время на посту министра пропаганды. Основано в основном на документах, обнаруженных после воссоединения Германии. Включает фотографии, концевые сноски и указатель.

  • Уэлч, Дэвид. Третий рейх: политика и пропаганда . Нью-Йорк: Routledge, 2002. (DD 256.5.W4324 2002) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Всесторонний обзор усилий Министерства пропаганды по управлению и манипулированию немецким общественным мнением в Третьем рейхе. Включает иллюстрации и переводы основных документов, упомянутых в тексте.

  • Уэлч, Дэвид. «Работа на фюрера: харизматическое лидерство и образ Адольфа Гитлера в нацистской пропаганде». В Работа на фюрера: очерки в честь сэра Яна Кершоу , под редакцией Энтони МакЭллиготта и Тима Кирка, 93–117. Manchester: Manchester University Press, 2003. (DD 256.5.W68 2003) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Анализирует тщательно сконструированный Министерством пропаганды образ могущественного фюрера и развитие этой темы в нацистской пропаганде. Прослеживается развитие этого образа в речах, фильмах, почтовых марках и других средствах массовой информации по всему Третьему рейху.

  • Zeman, ZAB Нацистская пропаганда . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 19.64. (DD 256.5 .Z452 1964) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Прослеживает историю Министерства пропаганды и его манипулирования общественным мнением, чтобы отразить нацистские расовые и идеологические интересы. Подробно рассказывается о дезинформационных кампаниях, направленных как против союзников, так и против врагов Германии. Включает библиографию и указатель.

Антисемитская пропаганда

  • Аронсфельд, Цезарь К. Текст о Холокосте: исследование нацистской пропаганды истребления, 1919-1945 . Марблхед, Массачусетс: Micah Publications, 1985. (DS 146 .G4 A76 1985) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Документирует шаг за шагом, как нацисты увеличивали использование антисемитской пропаганды с момента своего прихода к власти через депортацию и убийство евреев. Включает приложения, описывающие историю отрицания Холокоста и использование Mein Kampf и вымышленных «Протоколов сионских мудрецов» отрицателями Холокоста. Содержит сноски и указатель.

  • Банкир, Дэвид. Немцы и окончательное решение: общественное мнение в условиях нацизма . Кембридж, Массачусетс: Б. Блэквелл, 1992. (DD 256.5.B32 1992) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Демонстрирует, как немецкая общественность отреагировала на антисемитскую пропаганду и как она повлияла на их отношение к войне и депортации евреев. Ссылки на внутренние отчеты нацистов, газетные отчеты, письма и дневники.

  • Банкир, Дэвид. «Использование антисемитизма в нацистской пропаганде военного времени». В Холокост и история: известное, неизвестное, спорное и пересмотренное , под редакцией Майкла Беренбаума и Авраама Дж. Пека, 41–55. Bloomington: Indiana University Press, 2002. (D 804.18.H66 2002) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Исследует попытки нацистов сохранить в секрете элиминационные намерения, одновременно предав гласности депортацию евреев в гетто и концлагеря. Включает концевые сноски с предложениями для дальнейшего чтения.

  • Bytwerk, Randall L. Юлиус Штрейхер: нацистский редактор печально известной антисемитской газеты Der Stürmer . Нью-Йорк: Cooper Square Press, 2001. (DS 146 .G4 B98 2001) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Биография Юлиуса Штрейхера, одного из ближайших советников Гитлера и редактора фанатично антисемитской газеты Der Stürmer . Дает представление о роли его публикаций в разжигании антиеврейских настроений в Третьем рейхе. Воспроизводит несколько грубо нарисованных газетных карикатур, а также английские переводы трех Der Stürmer статьи и два рассказа, опубликованные в антисемитской детской книге Штрейхера, Der Giftpilz ( The Poisonous Mushroom ).

  • Калберт, Дэвид. «Влияние антисемитской кинопропаганды на немецкую аудиторию: еврей Зюсс и странствующий еврей (1940)». В Искусство, культура и средства массовой информации при Третьем рейхе , под редакцией Ричарда А. Этлина, 139–157. Чикаго: University of Chicago Press, 2002. (NX 550 .A1 A778 2002) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Анализирует методы создания и распространения двух антисемитских нацистских фильмов, оценивая их роль в усилиях Министерства пропаганды по донесению до немецкой общественности антиеврейских идей. Включает иллюстрации и концевые сноски.

  • Херф, Джеффри. Враг евреев: нацистская пропаганда во время Второй мировой войны и Холокоста . Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press of Harvard University Press, 2006. (D 810 .P7 G337 2006) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Анализирует нацистскую пропаганду, а также внутренние партийные документы, чтобы проиллюстрировать, как евреи постоянно изображались как угрожающий элемент в немецком обществе. Включает в себя список антисемитских заголовков из Völkischer Beobachter , указатель и библиографический очерк с указанием источников для дальнейшего изучения.

  • Кершоу, Ян. «Преследование евреев и немецкое народное мнение в Третьем рейхе». Ежегодник (Институт Лео Бека) 26 (1981), 261-289. (DS 135 .G3 A262 1981) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Изучает публичные отчеты и секретные отчеты нацистских властей для анализа расовой пропаганды в ходе антисемитской кампании 1933 года, погрома Хрустальной ночи 1938, и депортации евреев из Германии. Предлагает оценку методов и эффективности нацистской пропаганды для формирования общественного мнения.

  • Уэлч, Дэвид. «Евреи вон!» Пропаганда антисемитских фильмов в нацистской Германии и «еврейский вопрос». The British Journal of Holocaust Education 1, no. 1 (1992): 55-73. (D 804.3 .B696 v.1) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Анализирует использование антиеврейских тем и персонажей в фильмах, снятых в нацистской Германии, и утверждает, что, хотя антисемитские фильмы использовались в качестве инструментов пропаганды в Третьем рейхе, влияние этих фильмов на общественное мнение было ограничено.

Газета и радио пропаганда

  • Бергмайер, Хорст Дж. П. и Райнер Э. Лотц. Радиоволны Гитлера: внутренняя история нацистского радиовещания и пропаганды . Нью-Хейвен, Коннектикут: Yale University Press, 1997. (D 810 .P7 G318 1997) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Анализирует использование нацистами радиопередач и свинговой музыки для влияния на общественное мнение в Северной Америке и Великобритании в пользу Германии во время войны. Включает аннотированную дискографию пропагандистской музыки, тексты более чем 75 песен, а также компакт-диск с оригинальными пропагандистскими передачами и свинговой музыкой, созданными Министерством пропаганды.

  • Доэрти, Массачусетс Нацистская беспроводная пропаганда: лорд Хоу-Хоу и британское общественное мнение во Второй мировой войне . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2000. (D 810 .P7 G72 2000) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Обсуждаются цели и эффективность нацистской радиопропаганды, нацеленной на британских граждан во время войны. Включает в себя компакт-диск с выступлениями Уильяма Джойса, также известного как Лорд Хау-Хоу, который был ведущим диктором англоязычной радиопропаганды нацистской Германии.

  • Хейл, Орон Дж. Захваченная пресса в Третьем рейхе . Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1964. (PN 5214 .O9 h4 1964) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Прослеживает развитие нацистской прессы, от создания Völkischer Beobachter в 1920-х годах до контроля Министерства пропаганды над всей немецкой прессой в 1930-х и 40-х годах. Частично основано на послевоенных интервью нацистских чиновников.

  • Харди, Александр Григорьевич Секретное оружие Гитлера: «Управляемая» пресса и пропагандистская машина нацистской Германии . Нью-Йорк: Vantage Press, 1967. (DD 256.5.h47 1967) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Обсуждается создание и деятельность контролируемой государством прессы при нацистском режиме. Прослеживает усилия по подготовке населения Германии к войне и концлагерям. Содержит англоязычные переводы нацистских пропагандистских статей, речей и других документов, биографические очерки ведущих сотрудников отдела пропаганды и указатель.

  • Леммонс, Рассел. Геббельс и Дер Ангрифф . Лексингтон: University Press of Kentucky, 1994. (DD 247.G6 L46 1994) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Обзор первых лет (1927-1933) Der Angriff , ежедневной пропагандистской газеты нацистской партии. Прослеживает роль этой газеты в развитии нацизма в Германии и документирует ключевые мотивы нацистской пропаганды, впервые использованные в этом издании.

  • Мюльбергер, Детлеф. Голос Гитлера: The Völkischer Beobachter, 1920-1933 . Нью-Йорк: П. Ланг, 2004 г. (DD 253.2 .M84 2004 г.) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Рассказывает историю официальной газеты нацистской партии, The Völkischer Beobachter , во время прихода нацистов к власти. Исследуется центральная роль газеты в распространении нацистских догм, в том числе антисемитских теорий, среди членов партии. Включает англоязычные переводы газетных статей, чтобы продемонстрировать, как нацистская партия изображала себя и Адольфа Гитлера.

  • Шоуолтер, Деннис Э. Маленький человек, что теперь?: Der Stürmer в Веймарской республике . Hamden, CT: Archon Books, 1982. (DS 146.G4 S47 1982) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Прослеживает раннее развитие яростно антисемитского издания Der Stürmer под руководством Юлиуса Штрайхера. Анализирует различные антисемитские темы, проходящие через большинство статей в газете, и дает представление о роли этой газеты в распространении нацизма. Включает библиографический очерк с указанием других источников для исследования.

Пропаганда в кино и искусстве

  • Гизен, Рольф. Нацистские пропагандистские фильмы: история и фильмография . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., 2003. (PN 1995.9 .N36 G54 2003) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Обзор нацистских художественных и полнометражных документальных фильмов, используемых для формирования общественного мнения. Предоставляет аннотированную фильмографию нацистских постановок с 1933 по 1945 год.

  • Хаггит, Тоби и Джоанна Ньюман, редакторы. Холокост и движущееся изображение: изображения в кино и на телевидении с 1933 года . London: Wallflower, 2005. (PN 1995.9 .H53 H6495 2005) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Включает четыре эссе, исследующих использование нацистских фильмов в качестве пропаганды во время Второй мировой войны, охватывающих такие темы, как антисемитские фильмы Jud Süss и Der Ewige Jude , а также пропагандистские кадры, снятые в Терезиенштадте.

  • Хоффманн, Хильмар. Триумф пропаганды: кино и национал-социализм, 1933-1945 . Провиденс, Род-Айленд: Berghahn Books, 1996. (PN 1995.9.N36 H6413 1996) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Анализирует различные нацистские фильмы, в том числе документальные, кинохроники и художественные фильмы, чтобы проиллюстрировать способы использования визуальной символики для влияния на немецкую общественность. Включает указатели имен и названий фильмов, а также библиографию.

  • Халл, Дэвид Стюарт. Фильм в Третьем рейхе: Искусство и пропаганда в нацистской Германии . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 19 лет.73. (PN 1993.5 .G3 H8 1973) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Исследуется, как киноиндустрия, контролируемая нацистами, производила популярные, «аполитичные» фильмы, которые, тем не менее, отражали нацистские доктрины и догмы. Включает обсуждение антисемитских фильмов, снятых нацистами. Включает иллюстрации, концевые сноски, библиографию и предметный указатель.

  • Кауфельд, Стейси Ф. «Образ еврея при национал-социализме: пропаганда антисемитских фильмов, 1939-41». Магистерская диссертация, Университет Калгари, 2006 г. (PN 1993.5 .G3 K38 2006) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Обсуждается изображение евреев в четырех нацистских фильмах, снятых в период с 1939 по 1941 год: «Роберт и Бертрам»; Джуд Зюсс; Дер Эвиг Джуд; и, Умри Ротшильд. Включает сноски, список иллюстраций и библиографию.

  • Лауритцен, Фредерик. «Пропагандистское искусство на почтовых марках Третьего рейха». Журнал декоративного и пропагандистского искусства 10 (1988): 62-79. (Тема файла) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Исследует роль памятных почтовых марок в усилиях нацистской пропаганды и воспроизводит несколько марок, изображающих сцены, прославляющие Третий рейх и историю Германии с точки зрения нацистской идеологии.

  • Мейер, Майкл. Музыкальная политика в Третьем рейхе . Нью-Йорк: Питер Ланг, 1991. (ML 275.5.M49 1991) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Исследует влияние нацизма на немецкую музыку 1930-х и 40-х годов, в том числе усилия Министерства пропаганды по продвижению национал-социалистических концепций расы в классической музыке и опере. Включает иллюстрации и указатель.

  • Меллер, Феликс. Министр кино: Геббельс и кино в Третьем рейхе . Штутгарт: издание Axel Menges, 2000 г. (PN 1993.5.G3 M6413 2000 г.) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Анализирует усилия Геббельса по превращению немецкой киноиндустрии в орудие нацистской пропагандистской машины, как показано в его трудах, дневниках и речах. Включает обсуждение пропагандистских фильмов, созданных нацистами, иллюстрации из ключевых фильмов и библиографию.

  • Рентшлер, Эрик. Министерство иллюзий: нацистское кино и его загробная жизнь . Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1996. (PN 1995.9.N36 R46 1996) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Иллюстрирует использование художественных фильмов для увековечивания мифов об «арийском» превосходстве и других аспектах нацистской идеологии в немецкой популярной культуре. Включает хронологию фильмов, созданных между 1933 и 1945 годами, режиссерские фильмографии и библиографию.

  • Рентшлер, Эрик. Наследие нацистского кино: Триумф воли и Еврей Зюсс Возвращение. В Искусство в нацистской Германии: преемственность, соответствие, изменение , под редакцией Джонатана Хюнера и Фрэнсиса Р. Никосии, 63-83. Нью-Йорк: Berghahn Books, 2006. (NX 550 .A1 A85 2006) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Обсуждает два самых влиятельных нацистских пропагандистских фильма и переоценивает сохраняющийся интерес к этим фильмам как к артефактам нацистской догмы. Включает неподвижные изображения из обоих фильмов.

  • Тегель, Сьюзен. Нацисты и Кино . Нью-Йорк: Hambledon Continuum, 2007. (PN 1995.9 .N36 T44 2007) [Найти в ближайшей библиотеке]

    История нацистской киноиндустрии и роль кино как пропаганды. Обсуждаются такие фильмы, как Jud Süss и Der Ewige Jude, использование гетто Терезиенштадт в качестве инструмента пропаганды и кинохроника, призванная повлиять на общественное мнение Германии в отношении войны. Включает фотографии, сноски и обширную библиографию первичных и вторичных источников.

  • Уэлч, Дэвид. Пропаганда и немецкое кино, 1933-1945 гг. . Oxford: Clarendon Press, 1983. (PN 1995.9 .N36 W45 1983) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Рассматривает популярные фильмы Третьего рейха как идеализированные изображения «арийских» расовых принципов. Анализируется структура нацистской киноиндустрии и ее координация Геббельсом в политических целях. Включает фильмографию и указатель.

  • Вике, Питер и Ричард Девесон. «Сентиментальность и высокий пафос: популярная музыка в фашистской Германии». Популярная музыка , 5 (1985): 149-158. (Тема файла) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Исследует, как Музыкальная палата Рейха использовала популярную музыку в качестве социального и политического инструмента для формирования общественного имиджа нацистов в Германии. Предоставляет анализ нацистских радиопередач 1930-х годов, чтобы проследить растущее использование музыки в качестве инструмента пропаганды.

Энциклопедия Холокоста

Изучите наши исчерпывающие статьи о событиях, людях и местах Холокоста.

Узнать больше

Первоисточники

  • Бахрах, Сьюзан и Стивен Лакерт. Состояние обмана: сила нацистской пропаганды . Вашингтон, округ Колумбия: Мемориальный музей Холокоста США, 2009 г. (негабаритный D 810 .P7 G376 2009 г.) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Представляет исходные материалы по одноименной Специальной выставке. Документирует использование нацистской пропаганды для сбора голосов, мобилизации расового государства, поддержки войны и массовых убийств и того, как она использовалась в послевоенных судебных процессах. Включает концевые сноски, иллюстрации, репродукции первоисточников, список дополнительной литературы и предметный указатель.

  • Бэтти, Питер. Бумажная война: нацистская пропаганда в одном сражении, за один день, Кассино, Италия, 11 мая 1944 г. . Западный Нью-Йорк, Нью-Джерси: Марк Бэтти, 2005 г. (D 810 .P7 I865 2005) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Воспроизводит 20 листовок, выпущенных нацистами по союзным войскам во время битвы при Монте-Кассино. Иллюстрирует использование пропаганды в качестве психологического оружия и включает показания британского солдата, участвовавшего в битве.

  • Бельке, Вилли А. Тайные конференции доктора Геббельса: нацистская пропагандистская война, 1939-43 . Нью-Йорк: Э.П. Даттон, 1970 г. (D 810 . P7 G333 1970 г.) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Представляет переводы на английский язык протоколов и заметок секретных ежедневных совещаний Министерства пропаганды между Геббельсом и его сотрудниками, проводившихся между 1939 и 1943 годами. Включает редакционный контекст для каждой записи и указатель.

  • Мендельсон, Джон, изд. «Пропаганда и арианизация, 1938-1944». Том 4 из Холокост: избранные документы в восемнадцати томах . New York: Garland, 1982. (Ссылка D 810 .J4 H645 1982 v. 4) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Воспроизводит 19 оригинальных документов, а также переводы на английский язык, в которых рассказывается о нацистской пропаганде, а также о присвоении еврейского имущества. Включает отчеты американских консульств об антисемитской пропаганде и примеры нацистских публикаций с антиеврейскими посланиями.

  • Родос, Энтони. Пропаганда: искусство убеждения во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Chelsea House, 1983. (Oversize D 810 .P6 R48 1983) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Воспроизводит и анализирует пропаганду Оси и союзников, включая материалы, разработанные министерством пропаганды Рейха. Включает библиографию и указатель.

  • Резерфорд, Уорд. Гитлеровская пропагандистская машина . Лондон: Bison Books, 1978. (Негабаритный DD 256,5 .R85 1978) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Богато иллюстрированный обзор нацистской пропаганды. Воспроизводит многочисленные пропагандистские листовки, плакаты и другие материалы, направленные на усиление нацистских идеологических опасений, включая остракизм и преследование евреев. Включает библиографию и указатель.

  • Что такое нацистская пропаганда?: Введение в гитлеровские методы пропаганды . Лондон: Фоксли, 2009 г. (HM 1231 .W43 2009 г.) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Представляет военное руководство США американским солдатам по методам взаимодействия с немецким народом в свете пропаганды военного времени. Первоначально опубликовано в 1944 году как «Что такое пропаганда?» эта брошюра была роздана военнослужащим по прибытии в Германию.

Ресурсы видео и микроформ

  • Эксперимент Геббельса [видеозапись]. Режиссер Лутц Хахмайстер. Первоначально выпущен в 2004 г. New York: First Run Features, 2006 г. (Коллекция DVD) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Сочетает архивные кадры и драматические чтения из первоисточников, включая дневники Геоббельса, чтобы проследить его карьеру на посту имперского министра народного просвещения и пропаганды.

  • L’oeil de Vichy — The Eye of Vichy [видеозапись]. Режиссер Клод Шаброль. Первоначально выпущен в 1993 году. New York: First Run Features, 2003. (Коллекция DVD) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Рассказывает историю военной пропаганды, использовавшейся в оккупированной нацистами Франции. Использует отрывки из оригинальных кадров нацистской кинохроники на французском языке, репортажей, трейлеров к фильмам и анимационных короткометражных фильмов, чтобы задокументировать сотрудничество с нацистами во время Второй мировой войны.

  • Литература нацистской пропаганды в библиотеке Института еврейских исследований YIVO: исходные материалы по современному немецкому антисемитизму, национал-социализму и Холокосту . Нью-Йорк: Институт еврейских исследований YIVO; Распространяется IDC Publishers, 1998. (Микрофильм библиотеки) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Коллекция микрофильмов из более чем 1200 пропагандистских публикаций Третьего рейха, включая книги, брошюры, журналы и другие материалы. Содержит материалы, подготовленные Министерством пропаганды и другими управлениями Рейха, по таким темам, как антисемитская наука, материалы, созданные для военнослужащих, нацистская расовая идеология и антикоммунистическая догма. Помощь в поиске этой коллекции находится на полке с направляющими для микроформ по адресу DD 253 .N39.5 1998. Большинство предметов в этой коллекции на немецком языке.

  • Убийство-продажа: Убийственные фильмы Третьего рейха [видеозапись]. Лондон: Domino Films, 1991. (Сборник видео) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Исследует, как национал-социалисты работали над маргинализацией умственно и физически неполноценных людей. Включает пропагандистские фильмы, предназначенные для оправдания и получения общественной поддержки политики и действий нацистов, включая убийства или принудительную стерилизацию инвалидов.

  • Телевидение под свастикой: невидимые кадры из Третьего рейха [видеозапись]. Режиссер Майкл Клофт. Первоначально выпущен в 1999 году. Чикаго: Международные исторические фильмы, 2001. (Коллекция DVD) [Найти в ближайшей библиотеке]

    Профили Deutscher Fernseh-Rundfunk, контролируемой нацистами телевизионной станции, которая работала с 1935 по 1944 год. Включает выдержки из различных программ и материалов, созданных для телевидения, и обсуждает, почему телевидение играло ограниченную роль в пропагандистской деятельности нацистской Германии.

Веб-ресурсы

  • Архив немецкой пропаганды (внешняя ссылка)

    Коллекция англоязычных переводов, многие из которых сопровождаются оригинальными немецкими источниками, речей, газет, журналов и других средств пропаганды, использовавшихся нацистами. Включает краткие заметки и эссе, обеспечивающие контекст для каждого пункта. Поддерживается историком Рэндаллом Битверком.

  • Энциклопедия Холокоста: нацистская пропаганда

    Краткое введение и обзор усилий нацистской пропаганды. Включает ссылки на статьи с информацией по смежным темам.

  • Специальная выставка USHMM: Пропаганда

    Онлайн-компаньон специальной музейной выставки «Состояние обмана: сила пропаганды». Включает в себя хронологию ключевых событий в развитии использования пропаганды в Третьем рейхе, галерею изображений и артефактов, а также ресурсы, которые помогут пользователям изучить темы выставки.

Дополнительные ресурсы

Тематические файлы

Запросите в справочном бюро следующие тематические файлы для газетных и периодических статей:

  • Геббельс, Йозеф, 1897-1945 гг.
  • Кинофильмы в пропаганде — Германия

Тематические рубрики

Для поиска в библиотечных каталогах или других электронных средствах поиска материалов о нацистской пропаганде используйте следующие тематические заголовки Библиотеки Конгресса, чтобы получить наиболее релевантные цитаты:

  • Геббельс, Йозеф, 1897-1945 гг.
  • Пропаганда, немецкая история – 20 век
  • Национал-социализм – общественное мнение
  • Нацистская пропаганда
  • Мировая война 1939-1945 гг.–Пропаганда

Посмотреть все библиографии

Нацистская пропаганда | Энциклопедия Холокоста

  • Цитировать