Агрессивность детей дошкольного возраста: Особенности проявления детской агрессивности

Содержание

Статья «Причины появления агрессивности в поведении детей дошкольного возраста.» | Статья по теме:

Причины появления агрессивности в поведении  детей дошкольного возраста.

Когда ребенок ведет себя агрессивно, взрослые, как правило, такое поведение осуждают — отчитывают ребенка, наказывают, а если он не исправляется, то сами теряют над собой контроль, тем самым только усугубляя непростую ситуацию. Иногда агрессивность носит защитный характер, проявляясь в момент опасности, иногда является свойством личности и выражается в целенаправленном разрушительном поведении, проявляясь в деструктивных тенденциях.

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников: семья, в которой может демонстрироваться и закрепиться агрессивное поведение, сверстники, например, во время игр по принципу «Я самый сильный – мне все можно», а также символические примеры из масс-медиа. Ребенок может быть агрессивным не обязательно по вине родителей в результате недостатков воспитания. Черты такого поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере — взрывчатость, гневливость, обидчивость – или являться результатом особого созревания нервной системы. Однако по мере взросления, ответственность ребенка за свое агрессивное поведение должна возрастать.

Задача взрослых – помочь преодолеть трудности эмоционального развития. Первые агрессивные действия психологи связывают с кризисом 3-х лет. В 3-4 года агрессивность проявляется почти у каждого ребенка в защитной реакции, в желании остаться одному, обозначить территорию «свое», «Я». Здесь у спокойного до недавнего времени ребенка появляются черты негативизма, упрямства, своеволия, деспотизма, ревности. Развивается самостоятельность, активность ребенка, происходит перестройка его социальных взаимоотношений – и агрессия может стать спутником этих перемен.

Причины агрессивного поведения разнообразны и зависят от многих факторов, в основном относящихся к семейному воспитанию. Наиболее распространенные из них:

1.Врожденная агрессия

2.Фрустрация.  

3. Дисгармоничность семейных отношений в целом: отношения между родителями, родителями и детьми, братьями-сестрами.

4. Наказание и степень контроля со стороны родителей. Исследователи выявили, что жестокие наказания приводят к высокому уровню агрессивности у детей, при этом минимальный контроль и присмотр ведут к высокому уровню асоциальности. Часто эти 2 типа воспитания можно встретить в одной семье, когда родители не могут придерживаться единого стиля воспитания.

5. Разрушенные эмоциональные привязанности между родителями и детьми. Или враждебные чувства родителей по отношению друг к другу.

6. Родители  требовательны к своим детям или напротив равнодушны к их социальной успешности. Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности.

7. Наличие противоречия между воспитуемым и собственным поведением родителя, т.е. к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.

8. Использование таких воспитательных методов, как угрозы, ультиматумы, сознательное лишение любви, частые изоляции. Реакция лишь усугубляется, особенно если родители не испытывают ни вины ни сострадания.

Агрессия может быть направлена как на других, так и на самого себя – тогда она становится аутоагрессией, крайней формой которой является самоубийство. В более мягком варианте она выражается в постоянной тревоге, чувстве глубокого отчаяния и безысходности.

По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей является нежелание родителей разбираться в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру. При работе с психологом такие дети говорят о том, что чувствуют себя в семье одинокими, никчемными, ненужными, о плохом отношении с одним или обоими родителями, отсутствии поддержки и заинтересованности их жизнью. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя. Психологическая коррекция должна носить системный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности ребенка. Для устойчивого результата необходима работа психолога с родителем, а так же помощь родителям в установлении эмоционального контакта с ребенком.

Общение ребенка с родителем имеет большое значение. Возможность высказать наболевшее – первый шаг к преодолению агрессивного поведения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему требуется помощь. Агрессивность – это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку.

Простой просмотр мультфильмов и обсуждение поведения героев может стать определенной терапией. Иногда ребенку сложно объяснить причины своих чувств от первого лица. Причем будет намного полезнее, если родитель не станет обставлять это как занятие или задание и оставит менторский тон, так как такая подача может вызвать тревогу или еще большую агрессию.

Родителю можно делать вид «неучастия», например, мама готовит ужин и по ходу дела может попросить ребенка принести карандашик, пластилин и предложить нарисовать что-либо, обсудить. Спрашивать о том, как он вел себя в той или иной ситуации, что он делал, как он делал. Если ребенка обидели или что-то не понравилось, попросить изобразить с помощью любых средств. И самое главное беседовать.

Специалисты считают, что агрессивное поведение – своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание. Проанализировав проблему, целесообразно предложить родителям несколько рекомендаций:

1. Учить детей брать ответственность за свои поступки на себя, не сваливать свою вину на других.

2. Развивать у агрессивных детей чувство эмпатии (сочувствия к другим) сверстникам, взрослым, живому миру.

3. Учить детей различать свои чувства, уметь их понимать и анализировать;

4. Помогать адекватно оценивать как собственное эмоциональное состояние, так и «ребенка-жертвы».

5. Расширять его представления о том, какими еще способами он может самоутверждаться.

6. Учить ребенка выплескивать гнев приемлемыми способами (рвать бумажки, стучать надувными игрушками, хоть пластиковыми бутылками) или даже полезными (спортивная секция).

У детей один из главных путей научения агрессивному поведению – наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению.

Таким образом, можно утверждать, что поведение в детстве, позволяет довольно надежно предсказать поведение в зрелые годы.

Агрессивность у детей дошкольного возраста: причины и пути преодоления | Дошкольное образование

Автор: Рожкова Екатерина Юрьевна

Организация: МДОУ ИРМО Оекский детский сад

Населенный пункт: Иркутская область, с. Оек

Повышенная агрессивность детей дошкольного возраста является одной из наиболее острых проблем, волнующих как педагогов и психологов, так и родителей. Агрессивное поведение встречается у значительного числа маленьких детей как отражение детской непосредственности и импульсивности. На протяжении дошкольного возраста на смену агрессивности приходят новые, просоциальные формы поведения. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Проблема преодоления, профилактики и коррекции агрессивного поведения имеет большое значение именно в дошкольном возрасте, поскольку данная черта находится в процессе становления и своевременное вмешательство компетентных специалистов может существенно повлиять на её устранение.

Под агрессивностью (от латинского aggressio – нападение) понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самим себе.

Агрессивные действия ребенка можно наблюдать уже с раннего возраста. Первые годы жизни агрессия проявляется в виде импульсивных приступов упрямства, не поддающихся управлению взрослыми. В 2-3 года, когда ребенок поступает в детский сад, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками, возникают конфликты в детском коллективе в основном из-за ситуаций обладания каким-либо привлекательным предметом, игрушкой. В 3-4 года ребенок пока еще не осмеливается открыто переносить негативные эмоции на родителей, поэтому свою злость ребенок направляет на другой, более безобидный объект.

В норме, агрессия спадает к семи годам, дети уже умеют решать конфликты мирными способами, снимать внутреннее напряжение в игре, становятся менее эгоцентричными. Если агрессивность ребенка, как привычная реакция на запреты, не уменьшается, а набирает силу, то есть повод для беспокойства.

Все формы проявления агрессивности объединены общей целью — попыткой контролировать ситуацию и управлять ею. Чтобы ребенка назвать агрессивным, необходимо определить, нападает ли он первым, на кого нападает и как часто он это делает.

Как правило, агрессивным детям свойственны следующие черты:

— низкая самооценка

-сниженный уровень произвольности

— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков

— недоразвитость игровой деятельности

-нарушения в отношениях со сверстниками.

Причины появления агрессии у детей-дошкольников могут быть самыми разными.

Самую значимую и решающую роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье.

Детская агрессия часто является зеркальным отражением поведения родителей. Взрослые не всегда умеют мирным путем решать свои споры, а дети учатся, глядя на них. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Желание ребенка привлечь к себе внимание в семье или группе сверстников подталкивает его к проявлению агрессии.

Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

Характер наказаний, применяемых для подавления гнева у ребенка, также имеет прямое отношение к возникновению отрицательных качеств личности. В таких ситуациях, как правило, родителями используются два полярных метода воздействия: снисходительность или строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.

Исследования показывают, что попытки резкого подавления агрессивности у своих детей не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей растерянность. Однако некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребёнка психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести. Ребёнку нужно оказать помощь.

Профилактика агрессивного поведения

1.Очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы, поддержки. Чувство защищённости и уверенность в родительской любви будут способствовать успешному развитию ребёнка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже он будет испытывать гнев, зависть.

2.Родителям необходимо сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, подавая личный пример оказания заботы о других, помощи, сочувствия и т.д. Последовательность в своих действиях по отношению к детям также необходима. Наибольшую агрессивность проявляют те дети, которые не понимают, какую реакцию вызовет их поведение на этот раз.

3.Следует предъявлять детям разумные требования, при этом настаивать на выполнении, ясно давая понять, чего от них ждут.

4. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Это неизбежно приведет к появлению в характере ребёнка таких черт, как злость, жестокость и упрямство.

5.Важно научить ребёнка владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Если у ребёнка будет возможность обсудить спорные вопросы с родителями, объяснить им причины своих поступков, это приведет к развитию чувства ответственности за своё поведение.

Взрослые должны дать понять ребёнку, что агрессивное поведение не принесёт ему выгоды и научить говорить о своих чувствах, называя вещи своими именами: «я обиделся», «я рассердился» и т.д. Чем больше агрессии будет со стороны родителей, тем больше враждебности зародится в душе у ребёнка.

Как помочь ребёнку стать менее агрессивным

1.Следует создать условия для физической активности детей: занятия в спортивных секциях, плавание, участие в соревнованиях, прогулки, походы.

2.Педагоги и родители могут показать детям приемлемые способы выражения подавленного гнева:

-предложить ребёнку бить руками и ногами специальную подушку, рвать и комкать бумагу, пинать мяч, бегать;

-дать послушать музыку, громко попеть или покричать;

-попросить ребёнка нарисовать чувство гнева;

-оставить ребенка одного в комнате и предложить высказать всё, что накопилось в адрес того, кто его разозлил.

3.Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, обращая особое внимание на игры ребёнка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи.

4.Контроль над собственным поведением не позволит ребенку повторять агрессивные действия.

5.Готовность выслушать ребёнка позволит узнать, что его волнует, научит прямо говорить о своих чувствах.

6.Следует понять, что полностью ограждать ребёнка от отрицательных переживаний бессмысленно. Ему все равно рано или поздно придется столкнуться с обидой, гневом и жестокостью. Важно научить ребёнка противостоять агрессорам. Он должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем решать их самостоятельно.

Таким образом, если дети в дошкольном детстве овладеют умениями находить мирные способы предотвращения агрессии, правильно выражать эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию, у них в будущем не возникнет проблем в коммуникации с окружающими. Родителям важно помнить, что агрессия – это не только деструктивное поведение, приводящее к негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять.

Список литературы:

1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? [Текст] /Е. Е. Алексеева. – Спб.: Речь, 2008. — 288 с.

2. Аралова, М. А. Справочник психолога ДОУ [Текст] / М. А. Аралова. — М.: Сфера, 2007. – 272 с.

3.Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ [Текст] / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. — М.: Айрис-пресс, 2004.

4.Смирнова, Е. О. Психологические особенности агрессивных детей [Текст] / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии. — 2002. — №1.

5.Сазонова, Н. П. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье [Текст] / Н. П. Сазонова, Н. В. Новикова. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. — 128 с.

Опубликовано: 14.08.2017

АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Заключение.

Использованная литература.

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

            Повышенная агресивность является одной из острейших проблем общества, возникшая в результате социальной напряженности и нестабильности современного общества. В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.

С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, Н.Д.Левитон и др. Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, М.И.Лисина. Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В.Овчаровой, Е.Лютовой, Г.Мониной.

           

1. ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ.

            Очевидно, что агрессивность зарождается в семье, т.к. здесь происходит первая  социализация. Здесь может происходить демонстрация такого поведения и его закрепления.

            Агрессия по сути- это реакция борьбы за выживание, попытке изменить  происходящий ход вещей. Она складывается из неудовлетворения, злости, протеста или явного насилия. Ребенок не становится агрессивным неожиданно- это постепенный процесс.       Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio — нападение. Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесения физического или психического вреда другому человеку или самим себе.

Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.

            Агрессивные действия ребенка можно наблюдать в самом раннем возрасте. Первые годы жизни агрессия проявляется в виде импульсивных приступов упрямства, не поддающихся управлению взрослыми, сопровождающимися криком, драчливостью, кусанием. В 2-3 года, когда  ребенок поступает в детский сад, конфликты с другими детьми появляются чаще всего, за право обладания какой- либо вещью, важна реакция родителей, если они будут пресекать любые формы открытой агрессии, могут формироваться символические виды ( нытье, упрямство, непослушание). В конфликтных ситуациях между детьми и родителями, где желания ребека наталкиваются на запрет, у ребенка возникает ощущение акта отторжения со стороны родителей, в нем проявляются злость, отчаяние и агрессивные тенденции. Возникает феномен «перенесения», самая распространенная форма агрессии в 3-4 года, когда гнев изливается на безобидный объект. Проблема агрессивностив младшем дошкольном возрасте совпадает с кризисом 3х лет. В норме, к 7и годам она идет на спад, ребенок уже умеет решать конфликты мирными способами, снимать внутреннее напряжение в игре, становится менее эгоцентричен. Если агрессивность ребенка, как привычная реакция на запреты, не уменьшается, а набирает силу, то есть повод для беспокойства.

            Все формы арессивности имеют общую цель- попытку контролировать ситуацию, воздействовать на нее. Чтоб ребенка назвать агрессивным, необходимо ответить на следущие вопросы: Нападает ли он первым? На кого нападает? Как часто он это делает? Агрессивным детям свойственны следующие черты: часто испытывают негативные эмоции, перекладывают вину на окружающих, фиксированы на себе, воспринимают других людей как обстоятельства, мешающие их деятельности.

 

2. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ:

1. Если ребенку не хватает родительской любви.

2. Родители плохо заботятся об основных потребностях ребенка (сон во время, еда во время, общение), интересы ребенка игнорируются.

3. Наказания преобладают над поощрениями поведения и постоянны. Угрозы, запугивания, негативное оценивание, доминирование запретов, ограничение двигательной активности ребенка, культ силы в семье.

4. Требования родителей несогласованны — у ребенка нет четких норм поведения.

5. Хронические конфликты в семье. Родители сами демонстрируют агрессию (особенно успешную, с помощью которой удается чего-то добиться). Особенно опасно если отец избивает мать.

5. Если у ребенка была острая травма или утрата травматические обстоятельства которой запомнились или долгое расставание с близкими в раннем возрасте.

6. Слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец). Неспособность постоять за себя и ребенка.

7. Нет мужского образца поведения (или отца).

8. Непринятие, ревность, жестокость со стороны братьев или сестер.

9. Чрезмерная стимуляция в выполнении желаний, не способность выдвигать последовательно возрастающие требования и добиваться их выполнения. Неспособность родителей совладать с энергичным и требовательным поведением ребенка, неумение научить его правилам поведения формируют стиль силового доминирования и неподчинения.

10. Личные особенности родителей: раздражительная мать, жестокий отец, психопатии, психические заболевания, пограничные состояния близких родственников.

11. Скученность проживания, невозможность побыть одному.

12. Скука, недостаток стимулов- агрессия может появляться у детей как реакция на изменения в жизни, например, адаптацию к новым возрастным требованиям, а на каждом возрастном этапе они растут, часто сопровождается протестным поведением.

13. Подкрепление нежелательных действий: гордость родителей за победу в драке, (негативное внимание).

14. Гиппоопека — когда детям все можно (родители не контролируют занятия детей).

15. Родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. На этой почве чаще конфликты с окружающими – агрессия более вероятна.

Наследственные нарушения (например – лишняя У-хромасома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола) обязательно будут способствовать агрессивности. Травмы, органические заболевания мозга, эпилепсия, опухоль мозга.

17. Врожденные физические дефекты – факторы постоянно раздражающие ребенка, затрудняют полноценное взаимодействие с другими людьми и могут вызывать агрессию.

18. Влияют на поведение и различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 мес. Специалистами выделен синдром трудного темперамента.

           

Укреплению агрессивных форм поведения способствует:

  1. Скандалы в семье.
  2. Применение физической силы во время семейных ссор.
  3. Привлечене ребенка к просмотру (участию) жестких видов спорта, компьюторных игр, фильмов, мультфильмов.
  4. Одобрение агрессивного поведения, как способа уладить конфликт.

 

3. ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ.

1. Мимические ( выражение лица). Включает в себя характерные движения лобных мышц и бровей, кожа лба стянута, на переносице образуется характерная складка, глаза сужаются, фиксируются на источнике раздражения (показывает куда будет направлена агрессия), губы плотно сжаты. При интерпритации мимического выделения гнева следует быть осторожным, т.к. подобное выражение лица может быть привычкой, а не проявлением гнева.

2.  Поведенческие ( определенные действия). Можно выделить позу и  жесты.  Поза — общее напряжение тела как бы демонстрирует готовность к нападению. Жесты — сжимание, разжимание кулаков, держание в руках различных предметов и манипулирование ими, как бы подготовка к удару, угрожающее движение руками (замахивание, показывание кулаков, фиг и др.) можно наблюдать у маленьких детей. Действие выражения гнева могут быть разнообразными (в данном случае мы можем уже говорить об агрессии).

3. Вербальные (ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова, бранные слова).

           

4. ВИДЫ АГРЕССИИ.       

            Агрессивность многолика. По направленности агрессивность может быть:

  1. Внешней, характеризующейся открытым проявлениям в адрес конкретных лиц (прямая агрессия).
  2. Косвенная (смещенная) включает агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, — злобные сплетни, шутки, агрессивные действия. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью. Механизм связан с феноменом «перенесения» —  переносится гнев на другой, более безобидный объект.
  3. Внутренний — выражает обвинения или требования, адресованные самому себе.

 

По способу доверия агрессия подразделяется на:

  1. Произвольную, возникающую из-за желания воспрепятствовать чему-либо, навредить кому-либо, обойтись с кем- то несправедливо, кого ни будь оскорбить.
  2. Непроизвольную, представляющую собой целенаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действия не подконтрольно субъекту и протекает по типу эффекта.

           

            Также выделяют:

  1. Недеструктивная (невраждебное самозащитное поведение).
  2. деструктивная (злобное, причиняющее боль окружающим поведение).

           

           

 

5. МЕТОДИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

1. Беседа.

            Имеет скорее значение установки на оказание помощи детям с неярко выраженной агрессией.  Цель ее — помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию, и общению со сверстниками в группе. Умение строить доверительную, психологически ориентированную беседу подразумевает у воспитателя чувство такта, душевную чуткость и искреннее желание помочь детям справиться со своими переживаниями. Беседа понимается как непринужденный разговор на прогулке в стороне от других детей, при самостоятельной игре в группе, когда воспитатель как бы между прочим задает интересующие его вопросы. Затрачиваемые в беседе темы касаются самочувствия ребенка ( оценка детьми своего настроения и преобладающий характер их переживаний ), его взаимоотношений со сверстниками и страхов. .

 

2. Социометрия.

            Составить объективную картину взаимоотношений детей, их позицию в группе удается посредством социометрии — опроса о предпочитаемом и отвергаемом выборе сверстников для совместной игры. Тогда будет видно, кто из детей пользуется наибольшим влиянием (как получивший наибольшее число положительных оценок), кто будет просто принятым по среднему их числу, а кто изолированным (по минимуму положительных оценок) или отвергнутым (по максимуму отрицательных оценок). Дети с таким поведением никогда не достигают статуса лидера и тем более «звезды» группы, несмотря на желание.

 

3. Игра.

            Особую тактичность следует проявить в плане изучения семейных отношений, не уточняя прямо их характера, а получая представления о них, интересуясь игрушками ребенка, отношением взрослых к игре дома, к рисованию, самостоятельному времяпровождению, прогулкам по улице и т.д. Особенности семейных отношений хорошо отражаются у девочек в игре «Дочки — матери», у мальчиков — в ответах на вопрос, кем бы они стали в игре «Семья» — мамой, папой или собой. Для старших дошкольников адекватным полу будет выбор отца, но только в том случае, если он не находится с ним в конфликте. В противном случае мальчик в игре «Семья» становится самим собой или выбирает роль матери, что свидетельствует о развитии у него инфантильных и зависимых тенденций.

            При игровой коррекции поведения применяется групповая игра, которая поможет ребенку укрепить уверенность в себе, создать гибкость и непринужденность в контактах и выработать приемлемые навыки общения через моделируемое игрой взаимодействия со сверстниками. Развиваемая игрой способность быть собой среди других — это способность принятия себя в группе, умение взаимодействовать, быть на равных, что создает адекватное возрасту чувство собственного достоинства и удовлетворенности общением.

 

4. Рисунок, как самовыражение ребенка.

            Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, влечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенность и решительность. При повышенной возбудимости — неустойчивое изображение, смазанность и большое количество отчетливых, но пересекающихся линий. При беспокойстве и заторможенности дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

            Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: «В детском саду», «Дома», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем», «Кем я хочу стать», «Что бы было со мной самое плохое и хорошее». Через несколько дней проводится обсуждение рисунков, которое проводится с каждым из детей в отдельности. Последовательно показываются рисунки, и задается вопрос о том, боится ребенок или нет, и вызывает этот рисунок у него приступы агрессии. На стадии рисования нередко можно исследовать и обсудить чувства и мысли, которые не удалось раскрыть в процессе вербального обсуждения. Такое выражение понижает уровень напряжения, следовательно, и потребность в деструктивном выражении чувств.

 

5. Сказкотерапия — это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла. После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребенок учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.

 

6. Релаксация или мысленное расслабление.

            Чаще всего агрессивному поведению способствует накопившееся внутреннее напряжение. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Если детям помочь расслабиться, их напряженность снижается, и это помогает зачастую выявить источник напряжения.

            Воображение — хороший помощник для расслабления. Ребята с удовольствием выполняют некоторые упражнения.

— «Представь, что ты снежная баба. Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».

— «Давай представим, что мы маленькие птички. Мы летаем по душистому летнему лесу, вдыхаем его ароматы и любуемся его красотой. Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и мы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке».

— Группе задают ряд вопросов о страхе. Для достижения лучших результатов вопросы задают, последовательно переходя от общего (некий мальчик, некая девочка) к конкретному («Тебе приходилось испытывать чувство страха?»). Цель этого подхода состоит в том, чтобы помочь детям: лучше осознать различные состояния своих чувств и  научиться понимать и контролировать их, рассказать другим детям о своих чувствах и убедиться в том, что другие дети тоже испытывают аналогичные чувства, выразить свои чувства в символической форме с помощью пластических средств.

 

6. ПОВЕДЕНИЕ ВЗРОСЛОГО ВО ВРЕМЯ ВСПЫШКИ АГРЕССИВНОСТИ:

В психолого-педагогической литературе предлагаются следующие рекомендации обращения с детьми до вспышки агрессивности:

—        Детей иногда надо оставить, чтобы они разобрались сами. Они способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события, это служит для детей полезным опытом. Дети поймут, что могут обойтись и без взрослых в качестве арбитров.

—        Если взрослые считают, что лучше дело «не доводить до греха», можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. Целесообразно предложить ребенку его любимую игрушку или такую игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать и кусать.

—        Полезно отвлечь ребенка, каким- то интересным для него занятием.

—        Если ребенка невозможно отвлечь и нападение вот- вот состоится — лучше всего отвести его руку или держать его за плечи, особенно если действия взрослого подкреплены резким: «Нельзя!». Если взрослый находиться поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки не позволены.

 

Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно унять. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо.

При обращении с детьми после агрессивного нападения специалисты советуют:

—        Резкое слово драчуну и благосклонное внимание к жертве могут ясно показать ребенку, что он проигрывает от таких неприятностей. В обычное время виновник должен пользоваться благосклонным вниманием. Принуждать ребенка к извинению — мера малополезная. Некоторые дети быстро заучивают формулу: «Прости, прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.

—        Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка поостыть в тихий угол. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большое неодобрение агрессивного поведения. Этот прием полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более, чем минуту — две. Маленькие дети вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руку и, строго глядя на него, твердо сказать: «Драться нельзя» или «Не кусаться!». Внимание, уделяемое агрессивному ребенку, должно быть ограниченным и негативным, а жертву  утешают. В идеале при каждом инцидента взрослые должны высказать свое отношение к нему и постараться побыстрее прекратить его. Длинные объяснения или обвинения малоэффективны. Даже если ребенок может понять родителя или воспитателя, маловероятно, что он будет долго слушать его.

—        Когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину наказания- все его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют в другую комнату, или срамят перед другими. Его гнев и возмущение, таким образом, снижает шанс, что он научится вести себя иначе.

—        Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность. Во — первых, они могут побуждать на это детей. Во — вторых, серьезные недостатки есть и в угрозе взрослого: «Вот я укушу тебя, будешь знать!». Подобное высказывание, адресованное ребенку любого возраста, содержит угрозу того же агрессивного действия, за которое упрекают ребенка.

 

Психологи рекомендуют воспитателям следующие «неагрессивные» модели дисциплинарного воздействия.

1. Терпение. Нужна выдержка, выдержка и еще раз выдержка.

2. Объяснение. Ребенку объясняют, почему его поведение не правильно, делать это надо максимально кратко.

3. Отвлечение. Надо предложить ребенку более что-то привлекательное, чем- то, что ему сейчас хочется.

4. Неторопливость. Не надо спешить наказывать ребенка. Вдруг поступок повториться.

5. Награды. Лучше похвалить ребенка за хорошее поведение. Это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу.

6. Шутки. Рекомендуется иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру, что бы ребенок тоже имел повод наказать «нерадивого» родителя. Очень важно дать ребенку возможность почувствовать, что и родители подчиняются тем же правилам поведения. В этом случаи ребенок будет меньше сердиться, когда подвернется наказание за нарушение правил.

 

Работу с родителями агрессивного ребенка следует проводить в двух направлениях:

  1. Информирование- наглядная информация, лекции, беседы на родительских собраниях.
  2. Обучения эффективным способам в общении с ребенком- беседы, семинары, лекции, тренинги.

 

7. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ, НАПРЯЖЕНИЯ И УСТАЛОСТИ.

            Игра положительно влияет на психическое развитие ребенка. Помогает ему приобрести определенные навыки во многих видах деятельности, готовит ко взрослой жизни. Также игра обладает огромным терапевтическим эффектом: помогает расслабиться, преодолеть страхи, агрессию, снимает напряжение, помочь в общении, наладить контакт с родителями. Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») -это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме. В основе агрессии лежит гнев, именно от него следует научиться освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать свои чувства приемлимыми , неразрушительными способами. Предлагаются следущие игры, которые  можно использовать и в саду, и дома:

«Игрушка в кулаке». Попросите ребенка закрыть глаза. Дайте маленькую красивую игушку или конфету. Попросите сильно сжать кулак и подержать какое-то время. После этого пусть ребенок раскроет ручку и увидит что в руке. Игра способствует снятию напряжения, помогает переключиться на положительные эмоции.

 

«Мешочек гнева». Возьмите воздушный шарик и наполните его мукой, песком или мелкой кропой (где-то полстакана), крепко завяжите. Познакомьте ребенка с новой игрушкой, объяснитв что «мешочек гнева» можно использовать тогда, когда на кого-то злишься, его можно кидать, мять, бить. Игра способствует  снятию напряжения.

 

«Тух-теби-дох». Когда ребенок напряжен или на кого-то зол, предложите ему такую игру- нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу: «Тух-теби-дох». Подбадривайте ребенка говоить как можно злее, повторять до тех пор, пока напряжение не будет снято и ребенку не станет смешно.

 

«Молчанка». Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!». Агрессивные дети не только эмоциноально разряжаются, но и овладевают элементарными навыками самоконтроля над своими поступками.

 

«Где прячется злость?». Ребенок закрывает глаза, поднимает руку с вытянутым указательным пальцем вверх. Не открывая глаз нужно словом или жестом показать где прячется злость, грусть, радость и т. д.

 

«Корм для цыплят». Предложить мелко-мелко разорвать листок бумаги- «корм для цыплят».

 

«Солдат и тряпичная кукла». Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться — это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме. Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, — вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду — «тряпичная кукла». Выполняя ее надо максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.

 

«Насос и мяч». Если ребенок видел, как сдувший;ся мяч накачивают насосом, то ему легко будет войти в образ и изобразить изменения, происходящие в этот момент с мячом. Итак, встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как не надутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченным. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, «мяч» сдуется настолько, что даже упадет на пол. Чтобы показать ребенку пример, как играть, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. «Шалтай-Болтай». Персонаж этой игры наверняка понравится гиперактивному ребенку, так как их поведение во многом схоже. Чтобы ребенок лучше вошел в роль, расскажите о том, кто такой Шалтай-Болтай, почему его так называют и как он себя ведет. Теперь можете начинать игру. Вы будете читать отрывок из стихотворения Маршака, а ребенок станет изображать героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой. Итак, взрослый в этой игре должен читать стихотворение:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Когда вы произнесете последнюю строчку, ребенок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабившись. Можно позволить ребенку для иллюстрации этой части стихотворения упасть на пол.

 

«Ласковые лапки». Цель этой игры снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Можно поменяться с ребенком местами.

 

«Снеговик». Игра направлена на расслабление, снятие напряжения. Взрослый и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течении 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, приседают на корточки и ложатся на пол.

 

«Берег моря». Всем детям предлагают лечь на ковер и закрыть глаза. После этого воспитатель начинает рассказывать тихим голосом:

«Представьте, что вы лежите на берегу моря. Никого нет рядом, только птицы поют, волны бьются о берег и шумит ветер. Солнышко постепенно пригревает, ваши ручки, ножки, глазки — все тело расслаблено, вам хорошо. Не хочется двигаться, вдали слышен шум моря – шшшшш. Волны набегают одна другую, пенятся, если вытянуть носочки, то можно кончиками пальцев дотянуться до воды. Под ладошкой теплый песок, мягкий, он просачивается сквозь пальцы. Удобно поддерживает голову. Вам легко, спокойно, хорошо. Высоко на головой шумит ветер – шшшшш. Жарко. Вот тень от дерева упала на вас, и стало прохладно, солнышко больше не греет так сильно. Вы потихоньку потягиваетесь, ручки, ножки напрягаются. Открываем глазки, лежим, не двигаемся. Отдохнули? Теперь можно вставать».

Во время занятия НИКАКИЕ ПОСТОРОННИЕ ЗВУКИ НЕ ДОЛЖНЫ ОТВЛЕКАТЬ ДЕТЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЯ! Голос должен быть спокойным, неторопливым, убаюкивающим.

 

«Выбиваем пыль». Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

 

«Детский футбол». Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

 

«Час тишины и час «можно». Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час „можно“, когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, играть в шумные игры. «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

 

«Падающая башня». (для детей с 5 лет). Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа: «Ура!». Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

«Штурм крепости». (для детей с 5 лет). Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть «пушечное ядро» (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – «крепость» – не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

 

«Ругаемся овощами». (для детей с 5 лет). Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А та – тыква» и т.д. Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение сами.

 

«По кочкам». (для детей с 5 лет). Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – «лягушки», живущие на болоте. Вместе на одной «кочке» капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум «лягушкам» тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую «кочку». Взрослый тоже прыгает по «кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

 

«Жужа». (для детей с 6 лет). «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам. Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными

 

Очень полезны для снятия агрессии игры с песком, водой, лепка, рисование:

«Цветные ладошки». Игра направлена на снятие усталости. Материалы: белая бумага, краски. Предложите ребенку нарисовать травку, солнышко, облака (для ребенка 3 лет) …. пальцами. Для детей более старшего возраста можно предложить нарисовать животное, растение, человека. Если сначала ребенок отказывается рисовать пальчиками, покажите пример, объясните, что испачкаться не страшно.

 

«Лепка из соленого теста». Приготовьте соленое тесто – 1/1 соли и муки, воды по норме. Замесите тесто как на пироги и положите его в холодильник. Когда тесто охладиться, можно начинать лепить с ребенком. Это может быть любой объект – животное, человек, сказочный персонаж. После того как вы слепили, фигурки можно положить в печку, запечь при температуре 250 градусов, а потом раскрасить.

Летом на улице можно лепить из песка. Игры с песком, тестом способствуют снятию напряжения, агрессии. Ребенок успокаивается, лучше идет на контакт, к тому совместное занятие сближает.

 

«Кляксы, монотипия». Для этой игры необходимы: краски, кисточка, белая бумага. Перед началом игры лист бумаги необходимо сложить пополам, и рисовать на одной стороне. Детям предлагают взять краску любого цвета, какой нравиться и брызнуть н а лист бумаги, поставить кляксы. Потом взять другой цвет и сделать тоже самое. Можно использовать оттенки одного цвета. После этого сложить обе половины листа и быстро раскрыть. Получивший рисунок рассматривают, и ребенок рассказывает на что похож его рисунок.

Эта игра способствует снятию агрессии, напряжения. Более агрессивные дети выбирают и более мрачные цвета, в рисунках видят чудовищ и т.п. В тоже время дети начинают свободнее выражать свои эмоции, чувства.

 

«Фантом человека». Материалы: краски, кисть, лист с нарисованным на нем изображением человека. Перед началом игры необходимо узнать у ребенка, как он понимает значение слов – радость, грусть, боль, стыд, обида. Можно попросить привести пример, ситуацию, когда у ребенка было подобное состояние. Ребенку предлагают рассмотреть изображение человека. После этого закрыть глаза и вспомнить ситуацию, когда ребенку было радостно, потом с закрытыми глазами же газами представить какого цвета радость, если не знают, просто сказать какой цвет они видят, когда думают о радостном событии. Представить в каком месте радость сконцентрировалась – в голове, в руке, ноге, сердце. Потом открыть глаза, взять кисть, обмакнуть ее в этот цвет и приложить к этому месту. Тоже самое проделать и с другими состояниями – грусть, боль, стыд, обида. Рекомендуется проводить с детьми старшего возраста. Упражнение способствует рефлексии.

 

            Однако все эти приемы хороши только при систематичесом применении. Непоследовательность в поведении взрослых может только усугубить ситуацию.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Агрессия к братьям и сестрам в дошкольном возрасте: когда она становится нетипичной?

  • Скачать PDF

Последнее обновление 11 января 2022 г.

Эта статья представляет собой резюме статьи, опубликованной в JCPP – Dirks MA, Recchia HE, Estabrook R, Howe N, Petitclerc A, Burns JL, Briggs-Gowan MJ, Wakschlag LS. (2019). Дифференциация типичного и атипичного совершения направленной братом и сестрой агрессии в дошкольном возрасте. Журнал детской психологии и психиатрии, 60, 267-276. doi.org/10.1111/jcpp.12939

Большинство детей растут с братьями и сестрами. В раннем детстве братья и сестры проводят много времени вместе и должны справляться со сложными ситуациями, такими как совместное использование игрушек и родительское внимание, что делает конфликт неизбежным и часто эмоционально напряженным. Было замечено, что братья и сестры дошкольного возраста дерутся каждые 10 минут, и эти конфликты часто перерастают в агрессивное поведение, такое как драки, обзывания и отчуждение. Агрессия между братьями и сестрами настолько распространена, что родители и врачи часто рассматривают ее как нормативное право прохода. Действительно, критерии DSM-5 для оппозиционно-вызывающего расстройства гласят, что дети, которые демонстрируют симптомы, включая мстительность, только с братом или сестрой, не соответствуют диагностическим критериям. Однако несколько недавних исследований, проведенных на больших и репрезентативных выборках, показали, что такое поведение может быть вредным для жертв.

Агрессия по отношению к братьям и сестрам также может быть маркером клинического риска для преступника. Учитывая, насколько распространена направленная на братьев и сестер агрессия, для большинства детей она будет частью типичной траектории развития. Однако для некоторых детей эти действия могут указывать на значительную поведенческую или эмоциональную дисфункцию, которая со временем будет обостряться. Крайне важно, чтобы мы определили маркеры, которые позволяют нам различать типичную и нетипичную агрессию братьев и сестер, особенно в дошкольном возрасте, когда агрессивное поведение намного легче модифицировать. В некоторых случаях качественные признаки поведения могут маркировать его как тяжелое. Например, немногие дошкольники проявляют агрессию, целенаправленно направленную на причинение вреда другому, и такое поведение вызывает беспокойство, даже если оно случается редко. Другие, более распространенные проступки, такие как поддразнивание брата или сестры или исключение их из игры, также могут быть нетипичными, если проявляются очень часто. Другими словами, многие дошкольники иногда насмехаются над братом или сестрой, но немногие дошкольники будут делать это часто, и эти дети могут подвергаться риску эмоциональных и поведенческих расстройств.

В этом исследовании мы определили частоты, при которых агрессия, направленная на братьев и сестер, становилась нетипичной; то есть, по сообщениям, менее 5% дошкольников так часто вели себя подобным образом. Данные были получены в ходе исследования MAPS Study, финансируемого NIMH, под руководством Лорен Вакшлаг из Северо-Западного университета. Этнически и социально-экономически разнообразная выборка из более чем 1500 родителей детей в возрасте от 3 до 5 лет сообщила об агрессивном и разрушительном поведении своих детей. Как правило, исследователи просят родителей высказать общее мнение о том, как часто их дети проявляют определенное поведение (например, «никогда», «иногда» или «часто»). Напротив, мы попросили родителей предоставить точную оценку частоты (т. е. «никогда за последний месяц», «редко [реже одного раза в неделю]», «некоторые [1-3] дня недели», «большинство [4] -6] дни недели», «каждый день недели», «много раз в день»). Это позволило нам создать пороговые значения, представляющие практическую ценность; то есть, как часто должно происходить поведение, прежде чем оно станет нетипичным? В целом мы обнаружили, что агрессия по отношению к братьям и сестрам, в том числе удары, толкания или пинки их, высказывание или совершение неприятных вещей за их спиной, а также поддразнивание или насмешки над ними, становилась нетипичной, когда она проявлялась большую часть дней. Напротив, такое же поведение, когда оно было направлено на сверстника, становилось нетипичным через несколько дней.

При интерпретации результатов необходимо помнить о некоторых ограничениях нашего исследования. Во-первых, наш вывод о том, что агрессия между братьями и сестрами становится нетипичной, когда она происходит большую часть дня, основан на отчетах родителей о поведении их детей. Эти пороговые значения не следует применять к оценкам частоты агрессии между братьями и сестрами, полученным с использованием других типов измерений (например, наблюдения). Тем не менее, родители являются отличными информаторами о поведении своих детей, и инструменты родительского отчета могут использоваться во многих медицинских учреждениях, что делает их идеальным инструментом для выявления детей, демонстрирующих клинически вызывающее беспокойство поведение. Во-вторых, мы не исследовали положительные черты родственных отношений, такие как теплота между братьями и сестрами. Может случиться так, что даже частая агрессия, направленная на братьев и сестер, вызывает меньше беспокойства, когда она происходит в контексте в целом любящих отношений. Для будущих исследований будет важно изучить эту возможность.

Эти результаты являются первым шагом к определению особенностей агрессии, направленной на братьев и сестер, которые могут быть маркерами клинического риска для агрессора. Важнейшим следующим шагом является определение того, связана ли частота, с которой дети проявляют агрессию, направленную на братьев и сестер, с последующими поведенческими и эмоциональными проблемами. В конечном счете, это исследование может предоставить эмпирически обоснованные рекомендации, которые помогут практикующим специалистам определить детей, которым было бы полезно раннее вмешательство. Многие 3- и 4-летние дети не посещают дошкольные учреждения, что ограничивает возможности наблюдения за их агрессией по отношению к сверстникам. Тем не менее, родители имеют все возможности сообщать о поведении между братьями и сестрами. Кроме того, многие родители обеспокоены драками и агрессией между своими детьми, и в результате они, вероятно, расскажут об этом поведении практикующим врачам и обратятся за советом относительно того, имеет ли это поведение клиническое значение.

Ключевые точки

  • Агрессия братьев и сестер может быть вредна для жертв; это также может указывать на то, что правонарушитель испытывает эмоциональные и поведенческие расстройства или подвержен им риску
  • Поэтому очень важно отличать типичную атипичную агрессию братьев и сестер от атипичной, особенно в дошкольном возрасте, когда агрессивное поведение более поддается модификации
  • Работая с отчетами более чем 1500 родителей дошкольников, мы определили частоту, при которой агрессия, направленная на братьев и сестер, становилась нетипичной (т.0004
  • Наиболее агрессивное поведение, направленное на братьев и сестер, включая удары, обзывания и изгнание брата или сестры, было нетипичным, когда они происходили большую часть дней; одно и то же поведение, нацеленное на сверстников, было нетипичным, когда оно происходило несколько дней
  • Результаты являются первым шагом к выявлению признаков агрессии между братьями и сестрами, которые могут быть маркерами клинического риска для агрессора

Метки: Расстройство поведения (CD), дошкольное образование, агрессия между братьями и сестрами

Мелани Диркс

Доктор Диркс — адъюнкт-профессор факультета психологии Университета Макгилла, Монреаль, Канада. Данные для этого исследования были получены из исследования «Многомерная оценка дошкольников» (MAPS), исследования Национального института психического здоровья под руководством доктора Лорен Вакшлаг из Северо-Западного университета.

Когда следует беспокоиться об агрессии малыша — Маленькая выдра

Родители и опекуны часто спрашивают нас, как вести себя с агрессивным ребенком. Наблюдение за агрессией малыша — физическим поведением, таким как удары, пинки, толчки, укусы, щипки — часто вызывает беспокойство. У вас могут быть заботы, например:

  • Моему ребенку не хватает сочувствия или доброты?

  • Является ли мой ребенок хулиганом?

  • Избегают ли другие дети играть с моим ребенком?

  • Будет ли мой ребенок исключен из школы?

  • Мы любящие, мирные родители. Как мы создали агрессивного ребенка?

  • Будут ли другие родители осуждать меня за поведение моего ребенка?

Если вас когда-либо беспокоило агрессивное поведение вашего малыша, мы здесь, чтобы дать некоторые ответы.

В этой статье вы узнаете, как реагировать на агрессивного малыша, распространенные ошибки родителей и когда следует беспокоиться о агрессии малыша.

Во-первых, давайте поговорим о том, как , а не справиться с агрессивным малышом. Родители обычно реагируют на агрессию ребенка одним из трех способов:

  1. Стыд: «Что с тобой не так? Почему ты хочешь обидеть своего друга?»

  2. Угрозы и наказание: «Никакого просмотра телевизора до конца недели, если вы снова ударите!»

  3. Страх: «Никто не захочет с тобой играть, если ты причинишь им боль».

К сожалению, эти, казалось бы, логичные ответы обычно имеют неприятные последствия. В раннем детстве ваши малыши все еще учатся управлять своими эмоциями и поведением.

Когда им стыдно, они закрываются. Их маленькие мозги переполнены негативными эмоциями. В этой «красной зоне» они вышли из-под контроля и не могут понять уроки, которые вы пытаетесь преподать.

В течение первых пяти лет дети развивают чувство собственного достоинства. На это глубоко влияет то, что они понимают от окружающих. Они усваивают это, когда слышат, что с ними что-то не так, или что они агрессивны, жестоки или злы. Эти сообщения становятся частью их личного повествования, которое затем определяет поведение. Это старое «самосбывающееся пророчество» в действии.

Реальность такова, что маленькие дети не проявляют агрессии намеренно.

Они просто еще не развили самоконтроль, чтобы не поддаваться импульсам. Не все дети действуют своим телом, но некоторые делают это. Если ваш ребенок агрессивен, это не обязательно означает, что он делает сознательный выбор причинения вреда.

4 Факторы, которые могут способствовать агрессии у детей раннего возраста

Следует помнить о нескольких важных факторах, повышающих вероятность агрессивных действий ребенка:

  • Темперамент : активные дети с большей вероятностью будут бороться с импульсивным контролем.

  • Сенсорная система : Высокочувствительные дети, которым неудобно находиться рядом с людьми, могут кусаться, чтобы отпугнуть других. Некоторые дети — «сенсорные искатели». Они жаждут сенсорной информации. Им может нравиться ощущение сильного столкновения с вещами, включая людей. Их сенсорные потребности сильнее, чем их логика, поэтому приказы им прекратить бить или кусать не помогут. они принимают лучшее решение.0007

  • Жизненный опыт : Серьезные жизненные перемены или большие переживания могут привести к усилению агрессивного поведения. Когда дети переживают стрессовое событие, такое как разлука, потеря или свидетели травмирующего события, они могут изо всех сил пытаться справиться с большими чувствами. Когда это происходит, они менее способны успокоиться и саморегулироваться.

  • Возраст и развитие : Мозг маленьких детей все еще находится на ранних стадиях развития. Малыши, скорее всего, будут управлять частью мозга «бей, беги или замри», когда испытывают стресс. По мере их роста часть мозга, которая помогает нам обрабатывать чувства и переживания (префронтальная кора), становится сильнее. В ранние годы они все еще учатся справляться с сильными эмоциями.

Далее мы рассмотрим шесть шагов, как вести себя с агрессивным ребенком.

6 шагов, как реагировать на агрессию малыша

Когда вы реагируете на агрессивного малыша, постарайтесь сосредоточиться на обучении, а не на наказании. Вот план из 6 шагов, как вести себя с агрессивным ребенком:

 1. Прекратите агрессивное поведение, спокойно и как ни в чем не бывало объявив предел.

Начните с успокоения, установив предел. Вы можете сказать что-то вроде: «Мы не [бьем/кусаем/щипаем]. У людей есть чувства, и я знаю, что ты не хочешь причинить им боль. Я собираюсь помочь твоему телу восстановить контроль и помочь тебе быть в безопасности».

Затем прекратите агрессивное поведение. Это может быть:

  • Держите ребенка в медвежьих объятиях.

  • Поместить его в безопасное место. (Подробнее об этом ниже)

  • Посадить ребенка в коляску, если вы находитесь вне дома. Коляски полезны, потому что они гарантируют, что вы можете сохранить контроль, защитить своего ребенка и обеспечить безопасность всех.

  • Посадка вашего ребенка в автокресло (на руках, если у него нервный срыв), чтобы он мог вернуться домой.

Сделайте все возможное, чтобы реализовать это спокойно, чтобы снизить уровень интенсивности. Оберегая ребенка, можно тихим голосом повторять мантру, например: «Тебе тяжело. Я знаю, ты не хочешь обидеть. Ваш разум и тело просто вышли из-под контроля. Я оберегу тебя».

Как отмечалось выше, избегайте использования уничижительных выражений, таких как «насилие» или «подлость». Придерживайтесь объективного описания действий вашего ребенка.

 2. Предложите вашему ребенку приемлемый способ удовлетворения физических потребностей.

Если ваш ребенок ведет себя агрессивно, чтобы удовлетворить сенсорную потребность, разговоры не помогут ему преодолеть свои импульсы и использовать свой мыслительный мозг. Вместо этого вашему ребенку нужна приемлемая альтернатива: «Если вам нужно ударить, вот объект, у которого нет чувств, по которому вы можете ударить».

Может быть полезно создать корзину с предметами, которые ваш ребенок сможет безопасно сжимать, ударять, пинать, кусать или бросать. Это могут быть мягкие шарики, большие пенопластовые шарики, ожерелья Chewlery, которые можно кусать, Play-Doh или слизь, а также утяжеленные шарики. Некоторым детям также нравится зарываться в диванные подушки!

 3. Продолжайте.

Если ваш ребенок вышел из-под контроля, но не ведет себя разрушительно и не нуждается в физическом сдерживании, двигайтесь дальше.

Можно сказать что-то вроде: «Когда ты перестанешь расстраиваться, мы можем попробовать еще раз».

Ваша цель — показать, что вы не злитесь, что вы по-прежнему любите и общаетесь, даже когда ваш малыш ведет себя агрессивно. Как родитель, вы выполнили свою работу: установили предел и остановили (или предотвратили) вредное поведение. Вы учите, а не наказываете.

Если вы разозлитесь, вы, скорее всего, усилите взаимодействие. Это снижает вероятность того, что ваш ребенок успокоится и сможет извлечь уроки из этого опыта.

4. Создайте безопасное пространство для вашего ребенка

Если ваш ребенок ведет себя разрушительно и выходит из-под контроля, поместите его в безопасное и любящее пространство. Это пространство нуждается в границах; это означает, что ваш ребенок не может уйти самостоятельно.

Почему это важно? Это предотвращает неприятные движения вперед-назад, которые могут возникнуть, когда малыши выходят из безопасного пространства, прежде чем они успокоятся.

Привлеките ребенка к оформлению этого пространства, если это возможно. Пусть они выберут приемлемые предметы, такие как мягкие игрушки, мягкие/мягкие мячики для снятия стресса, уютные подушки и книги. Установка детской палатки в этом месте может быть очень эффективной, так как она кажется уютной и удобной для детей, особенно когда они распутываются.

Родители иногда чувствуют себя некомфортно при мысли о безопасности ребенка в космосе. Вы можете подумать, что это отвергает вашего ребенка или просто имеет в виду. Или вы, возможно, слышали, что тайм-ауты разрушительны, а тайм-ауты (когда вы остаетесь с ребенком, несмотря ни на что) любящие. В самом деле, если вы можете сохранять спокойствие и ваше присутствие успокаивает вашего ребенка, тогда лучше всего использовать тайм-ин. Но если вы не можете контролировать агрессию вашего ребенка по отношению к вам, лучше дать вам обоим передышку. Для некоторых детей присутствие родителя в комнате во время перемены является стимулом, из-за которого им труднее успокоиться.

Разлука не вредит маленьким детям автоматически. Важно то, как это реализовано. Когда разрыв оформляется и к нему подходят с чувствительностью и любящей поддержкой, это забота, а не черствость.

Я провел сотни часов, наблюдая за детьми во время эпических кризисов. Напряженные, агрессивные, физические и/или эмоциональные взаимодействия, которые случаются, когда малыши выходят из-под контроля, более вредны, чем предоставление ребенку безопасного и любящего пространства.

Наконец, когда вы даете ребенку пространство, вы даете пространство и себе.

5. Помогите ребенку сделать перерыв

Когда вы решите, что вашему ребенку нужен перерыв, спокойно и деликатно сообщите об этом. Даже если ваш малыш пинается, бьет, плюется, царапается или кусается, сохраняйте спокойствие и сведите язык к минимуму. Помните, что дети не могут обрабатывать больше информации, когда они находятся в «красной зоне».

Можно прошептать: «Ты очень расстроен и с трудом контролируешь свое тело. Я буду помощником и отведу тебя в твое безопасное место, чтобы ты передохнул».

Дайте понять ребенку, что вы готовы помочь ему решить проблему и вернуться к игре, когда он успокоится.

Убедитесь, что у вас есть соответствующие ожидания в отношении того, что произойдет в результате разрыва. Цель перерыва проста: обеспечить тихое, безопасное место, где ваш ребенок может перейти от очень расстроенного к спокойному.

Маленькие дети еще не способны размышлять о своих действиях и поведении самостоятельно без помощи заботливого взрослого. Цель перерыва — не саморефлексия. Ваш малыш не сможет сказать: «Ну и дела, интересно, почему я позволил своим эмоциям взять верх надо мной. Я действительно не должен был бросать этот поезд в голову Генри». Это выходит за рамки малышей и даже дошкольников, не говоря уже о многих взрослых!

Это очень важно, потому что обучение не происходит, когда дети находятся в возбужденном, эмоционально перегруженном состоянии.

6. Решайте проблемы, когда ваш ребенок успокоится.

Решение проблемы возможно только тогда, когда ваш малыш успокоится. Мозг малыша не может обрабатывать информацию, когда его разум и тело вышли из-под контроля.

  • После этого начните совместно решать проблемы:

  • Комментируя, как здорово она справилась с задачей успокоиться, сколько бы времени это ни заняло.

  • Расскажите историю о том, что произошло. Вот пример: «Ты очень разозлился, когда мама не разрешила тебе сегодня утром перед школой посмотреть телевизор. Ты потерял контроль и бросил в меня пульт. Ты не хотел меня обидеть — когда ты расстроен, твое тело берет верх. Я собираюсь помочь вам научиться контролировать свое тело — это моя работа. Какие у вас есть идеи?»

  • Выслушивайте идеи вашего ребенка и делитесь своими.

  • Включите в это обсуждение создание безопасного пространства и попросите ее помочь вам создать его, чтобы она поняла, что это не наказание. Это инструмент, помогающий ей вернуть контроль.

Вот несколько шагов, как вести себя с агрессивным ребенком. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, вы всегда можете связаться с нами.

Когда следует беспокоиться об агрессивности малышей

Агрессивное поведение в некоторой степени ожидается в раннем детстве, учитывая отсутствие контроля над импульсами у детей, особенно в возрасте до пяти лет.

Как специалисты по детскому психическому здоровью, мы обращаем внимание на интенсивность и частоту агрессивного поведения. Мы рассмотрим:

  • Мешает ли агрессия вашего малыша его способности учиться, исследовать и заниматься?

  • Влияет ли это на их здоровое функционирование дома?

  • Влияет ли это на жизнь вашего ребенка в детском саду или дошкольном учреждении?

Если ответ на эти вопросы положительный, самое время подумать об обращении за профессиональной помощью.

Маленькая выдра может помочь вам справиться с агрессией малыша. Зарегистрируйтесь в Little Otter здесь.

Начните с оценки, а затем обратитесь к лицензированному и обученному специалисту по воспитанию детей. Вы также получите инструменты и поддержку, чтобы справиться с трудными моментами.

Познакомьтесь с автором: Клэр Лернер, MSW

Узнайте больше о последней книге Клэр:

Почему мой ребенок главный?: Дорожная карта для прекращения борьбы за власть, расширения сотрудничества и обретения радости в воспитании маленьких детей (Rowman & Littlefield Твердый переплет) ISBN: 978-1-5381-4900-3.

С помощью историй из моей практики я показываю, как критические изменения мышления — взгляд на поведение своих детей через новую призму — помогает родителям решать самые неприятные проблемы в воспитании детей. В отличие от многих книг по воспитанию детей, которые предлагают универсальный подход, который часто заставляет родителей чувствовать себя разочарованными и побежденными, когда эти рецепты не работают, истории из реальной жизни в моей книге представляют собой дорожную карту того, как родители могут настроиться на корень. причины поведения своих детей, а также способы создания и реализации стратегий, адаптированных к уникальным потребностям их ребенка и семьи. Узнать больше и заказать книгу:

  • Amazon

  • Rowman & Littlefield *Скидка 30% до 30 сентября! Call 800-462-6420, promo code: RLFANDF30

  • Barnes and Noble

  • Books-a-Million

  • Indiebound

  • Bookshop

  • Книги волшебные

Помогите ребенку справиться с агрессивным поведением — Peekadoodle

Новости и знания для родителей дошкольников

С чувством гнева и агрессии порой сталкиваются все люди, в том числе и дети. В то время как большинство взрослых способны управлять своими эмоциями и направлять негативную энергию, дети только учатся справляться с этими чувствами. Когда ребенок чувствует угрозу, напуган, зол, обделен или смущен, он или она может выражать эти эмоции, кусаясь, пинаясь, ударяя, толкая или дергая за волосы.

Агрессивное поведение детей в возрасте до 5 лет чаще всего не является результатом злого умысла. Поведение обычно связано с элементами их текущей среды и либо успокаивается, либо усугубляется тем, как мы реагируем. То, как родитель или учитель справляются с агрессивным поведением, гораздо важнее, чем сам инцидент. Мы считаем инцидент ценной возможностью и поучительным моментом, и мы уделяем большое внимание превентивным мерам.

быть примером

Помните, что ваш ребенок улавливает ваше настроение и будет подражать вашим реакциям. Сохраняйте контроль над своим характером и помните о том, как вы относитесь к другим перед своей маленькой губкой. Если вы кричите на своего ребенка, вы можете ожидать, что ребенок будет кричать на вас и на других. Демонстрируйте спокойную, добрую манеру поведения, и ваш ребенок научится реагировать так же, как и вы.

учитывать окружающую среду

Часто мы можем предотвратить агрессивное поведение до того, как оно произойдет. Крайне важно, чтобы родители и учителя вдумчиво настраивали малышей на успех, и иногда окружающая среда усугубляет проблему. Имейте в виду, что ваши ожидания от ребенка должны соответствовать его развитию. Тем не менее, если ваш ребенок единственный двухлетний ребенок в группе пятилетних детей, могут возникнуть проблемы, когда старшие дети оставят вашего малыша без игры. Точно так же, когда ваш 5-летний ребенок находится в группе, полной младенцев, он или она может не понимать, почему малыши хватают его или ее игрушки или громко плачут. Кроме того, убедитесь, что ваш ребенок вступает в ситуации с полным животом и достаточным количеством сна. Так же, как и взрослым, когда маленькие дети голодны или устали, им труднее сдерживать свои эмоции. Терапия заключается в ответе на простой вопрос: что занимает ваше время? Ежедневно это может заключаться в том, чтобы ходить на работу, выполнять поручения, проводить время с семьей и друзьями, готовить завтрак или ужин, ходить на занятия йогой, принимать душ и спать.

Теперь ответьте на следующий вопрос: Чем занят ваш дошкольник? Ответ может заключаться в том, чтобы играть с семьей, есть, ходить в школу, играть в парке с другом, принимать ванну и спать. Ответы на эти два вопроса — ежедневные занятия вас и вашего дошкольника.

Детская трудотерапия в Peekadoodle может быть определена как улучшение и облегчение участия ребенка в его или ее повседневных занятиях в дошкольном или домашнем окружении. Эта конечная цель достигается путем сосредоточения внимания на мелкой и крупной моторике, навыках саморегуляции, навыках социального взаимодействия и навыках самообслуживания в дошкольной среде ребенка.

подготовьте своего ребенка

Старайтесь сделать привычкой готовить своего ребенка перед тем, как он попадет в новую ситуацию. Найдите минутку, чтобы объяснить, куда вы идете и чего ожидать. Например, если вы собираетесь в людное место, предупредите своего малыша. Скажите им: «На этой вечеринке по случаю дня рождения / на игровой площадке / в торговом центре может быть многолюдно, возможно, вы захотите остаться поближе ко мне». Точно так же, если вы идете куда-то, ваш ребенок, скорее всего, будет лишним, скажите ему: «Мы идем на бейсбольный матч вашего старшего брата, и вам может быть скучно, не могли бы вы взять игрушки, чтобы поиграть с ними, пока мы здесь?»

в данный момент

Когда наступает момент, когда ваш ребенок выражает разочарование или гнев, становясь агрессивным по отношению к другим, уберите его или ее из ситуации. Отстранение вашего малыша от ситуации поможет избежать дальнейшей агрессии или возмездия со стороны другого ребенка. Говорите спокойно и тихо и признавайте чувства вашего ребенка. Спросите его, как его поведение могло повлиять на чувства другого ребенка, и напомните ему о времени, когда ему было больно, и что он чувствовал при этом. Поощряйте вашего ребенка извиняться, хотя, возможно, было бы разумно предупредить его, что другой ребенок все еще может быть расстроен. Подумайте, как он может заставить другого человека почувствовать себя лучше, и что он может сделать в следующий раз, чтобы не причинить вреда своим друзьям.