Агрессивность личности: Агрессивность это

АГРЕССИВНОСТЬ КАК СИСТЕМНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ

Ребер, А. Большой толковый психологический словарь : [пер. с англ.] : в 2 т. / А. Ребер. – Т. 1. – М. : Вече, АСТ, 2000. – 592 с.

Гайдукевич, Г.А. Прояви агресивності у курсантів вищих військових закладів освіти на різних етапах підготовки : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Г.А. Гайдукевич. – Київ, 2000. – 16 с.

Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность : [пер. с нем.] / Х. Хекхаузен. – М. : Педагогика, 1986. – Т. 1. – 408 с.

Хохлова, Е.В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Е.В. Хохлова. – Нижний Новгород, 2008. – 26 с.

Ратинов, А.Р. К ядру личности преступника / А.Р. Ратинов // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. – М. : Изд-во Всесоюз. ин-та по изучению причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1981. – С. 67–86.

Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психол. журн. – 1996. – Т. 17. – № 5. – С. 3–18.

Соловьева, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.04 / С.Л. Соловьева. – СПб., 1994. – 600 с.

Садовская, А.В. Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности [Электронный ресурс] / А.В. Садовская.

Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль : [пер. с англ.] / Л. Берковиц. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2001. – 512 с.

Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. – 356 с.

Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М. : Педагогика, 1986. – 256 с.

Налчаджян, А. Агрессивность человека / А. Налчаджян. – СПб. : Питер, 2007. – 736 с.

Ениколопов, С.Н. Некоторые проблемы психологии агрессивного поведения / С.Н. Ениколопов // Дети и насилие : материалы Всерос. науч-практ. конф., Москва–Санкт-Перербург, 2–8 окт. 1994 г. – Екатеринбург, 1996. – С. 28–32.

Мазоха, І.С. Індивідуально-психологічні особливості агресивності особистості : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / І.С. Мазоха. – Одеса, 2008. – 20 с.

Психология личности : слов.-справ. / под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. – Киев : Рута, 2001. – 320 с.

Вострокнутов, Н.В. Агрессивное поведение детей и подростков и социально-психологическая личностная деформация / Н.В. Вострокнутов // Дети России: насилие и защита : материалы Всерос. науч-практ. конф., Москва, 1–3 октября 1997 г. – М., 1997. – С. 100–108.

Чураев, Э.Н. Социально-психологические особенности проявления агрессивности суворовцев и ее психокоррекция : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Э.Н. Чураев. – М., 2005. – 24 с.

Медведєв, В.С. Кримінальна психологія / В.С. Медведєв. – Київ : Атака, 2004. – 368 с.

Шалагинова, К.С. Возможности приложения системного подхода к работе с агрессивными школьниками / К.С. Шалагинова // Ананьевские чтения-2009 : материалы науч. конф. / под ред. Л.А. Цветковой, В.М. Аллахвердова. – СПб., 2009. – Вып. 2. Методологический анализ теорий, исследований и практики в различных областях психологии. – С. 551–553.

Реан, А.А. Аутоагрессивный паттерн личности / А.А. Реан // Ананьевские чтения-1998 : тезисы науч.-практ. конф. / под ред. А.А. Крылова. – СПбУ, 1998. – С. 137–139.

Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции /Л.М. Семенюк. – М. : Флинта, 1998. – 96 с.

Дроздов, О.Ю. Проблеми агресивної поведінки особистості / О.Ю. Дроздов, М.А. Скок. – Чернігів : ЧДПУ імені Т.Г. Шевченка, 2000. – 156 с.

Чепелева, Л.М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Л.М. Чепелева. – Краснодар, 2001. – 22 с.

Васильченко, Н.А. Особенности агрессивности и образа родителей у подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Н.А. Васильченко. – Краснодар, 2005. – 22 с.

Щербаха, С. А. Влияние агрессивности личности на ее отношение к правонарушениям : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01, 19.00.06 / С.А. Щербаха. – Сочи, 2003. – 26 с.

Слотина, Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Т.В. Слотина. – СПб., 2002. – 20 с.

Гнидин, О.П. Психологические особенности агрессивности и ее профилактика у субъектов из различных социальных сред : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01, 19.00.07 / О.П. Гнидин. – Ставрополь, 2008. – 22 с.

Дроздов, О.Ю. Соціально-психологічні фактори динаміки агресивної поведінки молоді : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / О.Ю. Дроздов. – Київ, 2003. – 20 с.

Бызова, В.М. Опыт использования HAND-ТЕСТА в этнопсихологии / В.М. Бызова // Психол. журн. – 1997. – Т. 18. – № 4. – С. 110–117.

Голенищева, Е.Л. Социально-психологические факторы агрессивности младших школьников : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19. 00.13 / Е.Л. Голенищева. – СПб., 2005. – 20 c.

Козырева, Е.В. Дифференциально-психологические аспекты ауто- и гетероагрессивности в подростково-юношеском возрасте и в период ранней взрослости : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / Е.В. Козырева. – СПб., 2006. – 25 с.

Копченова, Е.Е. Детская агрессивность как качество личности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / Е.Е. Копченова. – М., 2000. – 21 c.

Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И.А. Фурманов. – СПб. : Речь, 2007. – 480 с.

Серебрянников, В.В. От воинственности к миролюбию / В.В. Серебрянников // Социол. исслед. – 2002. – № 5. – С. 81–88.

Крайнюк, В.М. Психологічні особливості проявів тривожності і агресивності у юнаків призовного віку : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / В.М. Крайнюк. – Київ, 1999. – 18 с.

Денисенко, А.Г. Метаиндивидуальное проявление агрессивности у военнослужащих: на материале исследования курсантов военного института МВД : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / А.Г. Денисенко. – Пермь, 2004. – 144 л.

Коренева, А.А. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивности в подростковом возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / А.А. Коренева. – М., 2004. – 16 с.

Лачугина, Ю.Н. Агрессивность в структуре личности и профессиональной деятельности руководителя : авто-реф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / Ю.Н. Лачугина. – Ульяновск, 2003. – 24 с.

Шестакова, Е.Г. Агрессивность в структуре личности: интегративный подход : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Е.Г. Шестакова. – Пермь, 2011. – 24 с.

Шейнов, В.П. Детерминанты ассертивного поведения / В.П. Шейнов // Психол. журн. – 2015. – Т. 36. – № 3. – С. 28–37.

Опыт коррекции агрессивности младших школьников — Проблемы cоциальной психологии личности

Рубрика издания: Социальная психология личности в образовании

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Тарасова Л. Е., Фролкова М.А. Опыт коррекции агрессивности младших школьников // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

В психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, разрабатывают технику его коррекции.

Агрессивное поведение — это способ реагирования на внешнюю угрозу. Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Проблема возникает тогда, когда агрессивное проявление никак не связано с угрозой, когда оно становится постоянным и неизменным способом реагирования. Агрессия не возникает как отдельно взятое явление, она лишь тем или иным способом проявляется во внешний мир.

Если проанализировать все многообразие западных концепций, то можно выделить, пожалуй, три наиболее значимых из них. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида. Вторая — описывает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию. Третью составляют бихевиористические концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения.

Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Но даже в тех случаях, когда обсуждались проблемы детской агрессивности, ей однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь негативным смыслом и привели к отрицанию социально одобряемой агрессии. Действительно, если рассматривать чрезмерные проявления агрессии или развитие агрессивности по типу акцентуации, то такие черты личности, как доминантность, конфликтность, неспособность к социальной кооперации, могут вызывать негативное отношение.

Однако это никак нельзя признать справедливым. Во-первых, агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться качеством социально при­емлемым и даже необходимым, поскольку в противном случае это приводит к податливости, ведомости, конформизму, пассивности поведения. Поэтому, вероятно, уместно разделение на конструктивную и деструктивную агрессивность, где только последняя несет в себе потен­циал враждебности, злобности, жестокости.

 Особенно сильно на поведение влияют различные психические травмы детства. Дети очень сильно переживают потерю родителей. Но их реакции  проявляются иначе, чем у взрослых и часто отличаются от тех, которые ждут от них.

Наше исследование посвящено рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности, методам ее диагностики и коррекции. Предмет исследования – выявление способов конструктивного выражения агрессии.

Объект – агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.

Работа проводилась в 3А классе коррекции СОШ 12 г. Шиханы Вольского района Саратовской области. К сожалению, большая часть детей в этом классе из неблагополучных семей, некоторые потеряли родителей и воспитываются другими родственниками. Дети, потерявшие кого-либо из родных, испытывают силь­ные и зачастую новые для себя чувства. В этом случае наилучшей помощью травмированному ребенку будет та, когда другой взрослый «включится» в его ситуацию и постепенно выстроит надежную эмоциональную связь с ребенком, таким образом продолжая внезапно прервавшийся диалог. Этот новый контакт может стать впоследствии прочной базой, благодаря которой ребенок будет в состоянии сам справиться с постигшим его несчастьем.

Младшие школьники довольно часто задумываются о смерти.  Они уже хорошо понимают, что целый ряд основных жизнен­ных обстоятельств изменить невозможно. Однако детям еще далеко до того, чтобы управлять подобными ситуациями.

И эта беспомощность может вызвать у них чувства тревоги и тоски, а иногда и агрессии. В  поведении детей, переживших потерю близкого, можно наблюдать как бы фрагментарность поведения: для них характерно периодическое чередование состояний грус­ти и развлечений, игр. Но это лишь психологическая защита ре­бенка от состояния тревоги и страдания.

Обычно дети 10 лет и старше не хотят говорить о том, что произошло, потому что это слишком мучительно. Но внезапно у них может воз­никнуть желание говорить о смерти, даже если в течение долгого времени они казались абсолютно равнодушными. Осо­бенно часто этим «грешат» мальчики, которым часто бывает трудно показать свои чувства, вызванные смертным случаем, так как это противоречит их представлениям о мужской роли  [1. С. 26].

Когда дети узнают о смертном случае, у них, как и у взрос­лых, может возникнуть чувство нереальности и сомнения. Иног­да они вообще не показывают никаких сильных чувств. Иногда их реакция выражается протестом, слезами и озлобленностью, проявлениями агрессии, у них могут быть проблемы со сном, раздражительность или дру­гой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внима­ние,— замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чув­ство потери, мучительные воспоминания и фантазии.

Вот несколь­ко самых распространенных реакций детей на утрату близкого человека. Тревожность. Смерть легко вызывает страх, что может произойти еще одна катастрофа. Поэтому дети часто высказывают свои опасения, что может что-нибудь случится с близкими им людьми или могут испытывать страх, что сами умрут. В результате такой постоянной тревоги, бдительности и напряжения у ребенка могут возникать боли в животе, плечах, шее и голове. При крайней степени тревоги они могут не отпускать взрослых ни на минуту, воспринимая всякую разлуку как символическую смерть близкого.

Замкнутость, изоляция и проблемы концентрации вни­мания. После смертного случая ребенок начинает «борьбу» с тревожащими его мыслями и чувствами. Он может стремиться изолироваться. Желание замкнуться в себе и уединиться стано­вится спустя некоторое время характерной чертой для всех лю­дей с подобным опытом. Психологически травмированные дети в дальнейшем всегда более чувствительны к разлуке, нежели другие. Кроме того, у них могут ухудшиться результаты в школе, причем как в учебе, так и в поведении.

Печаль, тоска. Нормальные реакции тоски и печали ребенка на смерть близкого могут проявляться в назойливости, плаксивости и капризах. Глубина детского горя не измеряется «объемом» выплакан­ных слез. Дети могут тосковать не так долго, как этого хотелось бы взрослым. Но не стоит заблуждаться. Дети могут продолжать думать о мертвом, еще долго чувствовать печаль и тоску. Они очень скучают. Поэтому у многих из них может возникнуть жела­ние вернуться в те места, где они были вместе с умершим, что­бы «оживить» воспоминания. Некоторые дети реализуют это свое желание, убегая от попечителей или из детских учреждений.

Когда тоска становится невыносимой, бессознательно мо­жет возникнуть образ ушедшего, у ребен­ка может появиться ощущение, что умерший находится рядом в комнате и разговаривает с ним. Это может как испу­гать, так и успокоить ребенка. Важно подготовить ребенка к это­му, чтобы он знал, что такие вещи возможны и вполне обычны.

Вина.

Большинство детей часто задумываются, почему пришла смерть, что ее вызвало. Иногда они считают, что это их собственные мысли или поступки вызвали смерть. Для многих детей, особенно более старшего возраста, ха­рактерно ощущение связи между способностью совершить какое-либо действие и наказанием. Когда ребенок ощущает в себе сильную склонность к какому-либо проступку, то он законо­мерно чувствует вину: «Если бы я вел себя хорошо, если бы я был лучше, мама была бы по-прежнему жива!» В этом случае он может выбрать две стратегии поведения: либо стараться нечто предпринять, чтобы снова как бы вернуться в обычную жизнь. Например, начать вес­ти себя очень хорошо, стать послушным — ведь именно такое поведение ценится взрослыми, или, напротив, ребенок станет более беспокойным и трудным в общении для того, чтобы его наказали. По его мнению, он это­го заслуживает, это он виноват в том ужасном, что произошло. Взрослые же часто совсем не воспринимают подобное вызыва­ющее поведение как признак вины или горя.

Гнев, агрессия. Ребенок может испытывать очень сильное чувство гнева, когда любимый человек умирает. Агрессивные вспышки  в этом случае довольно обычны. Чувство озлобленности, когда кто-либо умирает, вполне естественная реакция на потерю близкого. Гнев и агрессивные действия могут быть направлены на что-то конкретное, на обсто­ятельства или определенного человека. В некоторых случаях, когда ребенок потерян, ощущает себя крайне тревожным, бес­сильным и раздраженным, он выплескивает свой гнев на окру­жающих и может вести себя деструктивно. Но нередки случаи, когда гнев, соединяясь с виной, направ­ляется ребенком на себя. Суицидальные мысли, вероятно, явля­ются примером саморазрушения, но они также, быть может, вы­ражают желание ребенка вновь соединиться с умершим. Почти каждому, кто пережил ощутимую потерю близкого человека, приходят

в голову мысли о самоубийстве. Взрослые редко зада­ют детям вопросы о самоубийстве. Подобные вопросы — табу для многих. Но стоит узнать у таких детей, что именно более всего помогло им преодолевать горе, и некоторые из них отве­тят, что по-настоящему давала им силу для продолжения жизни и борьбы с проблемами мысль о возможности прекращения своей собственной жизни [2. С. 15].

Дети, лишенные попечительства родителей, и были задействованы в эксперименте. Для диагностики уровня агрессивности была предложена методика «Несуществующее животное» — одна из наиболее распространен­ных проективных методик диагностики агрессив­ности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия «психолог—ребенок» с целью вы­яснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Поскольку методика  является проективной, то здесьглавную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая осо­бенность данной методики состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определен­ную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными про­блемами ребенка [4. С. 96] .

Анализ рисунков ребят и их рассказов о животных выявил высокий уровень агрессивности (40 %). Четверть опрошенных детей, напротив, проявили в своих работах боязнь агрессии. По словам классного руководителя, школьного психолога, по результатам длительного наблюдения, предшествующего работе, выяснилось, что класс разделился на две группы: агрессивных лидеров с завышенной самооценкой, с высоким уровнем вербальной агрессии, который составляет более 25 %, с признаками асоциального поведения,  и детей с низкой самооценкой, которые испытывают страх перед лидерами и буквально «пресмыкаются» перед ними (25 %).

Приступая к коррекционной работе, мы исходили из предположения, что обучение детей младшего школьного возраста приемам конструктивного выражения агрессии будет способствовать снятию эмоционального напряжения в данном классе и снижению уровня неконтролируемых, агрессивных импульсов у отдельных детей.

Рассмотрев феномен агрессии, есть смысл обратиться к пониманию ее причин в разные возрастные периоды. Обычно говорят об аг­рессивности подростков. Но ничто не появля­ется на пустом месте. Уже в возрасте 2—3 лет возможны проявления настоящей агрессии, с угрожающими действиями, жестами, звуками, причинами которой чаще всего являются кон­фликты с родителями, в 4—6 лет причиной агрессии детей чаще выступают ссоры с братья­ми, сестрами или партнерами по игре. А после 8 лет на ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, на­полненные различными проявлениями агрес­сии. За все школьные годы дети проводят у те­левизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс. случаев насиль­ственной смерти. Еще в исследованиях 70-х годов было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их.

Есть и другая позиция ученых, которые счи­тают, что переживание своих чувств у экрана дает детям возможность тут же «разрядиться» и тем самым уменьшается их агрессивность. По­лемика, развернувшаяся вокруг данного вопро­са, показывает большую роль телевизионного насилия в становлении личности ребенка.

Ситуативные, «нормальные» реакции агрес­сии могут перерасти в «нарушение», если детст­во ребенка сопровождается агрессивным пове­дением родителей, и тогда он «заражается» их агрессивностью; если ребенок живет в атмосфе­ре неприятия его, нелюбви к нему, то у него фор­мируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира; если часто и длительно не удовлетворяются какие-то потребности ребенка [5.  С. 219].

Как видно из вышеизложенного, устойчивые агрессивные тенденции в поведении детей до­школьного и младшего школьного возраста име­ют истоки в сфере взаимоотношений со значи­мыми взрослыми, а таковыми являются родите­ли и позже учителя. Стиль поведения взрослых здесь является решающим. Два фактора, а имен­но: снисходительность, т.е. степень готовности взрослого прощать поступки, и строгость нака­зания агрессивного поведения ребенка— опреде­ляют поведенческие реакции детей.

Исследования показали, что, с одной сторо­ны, когда взрослые заранее не делают свое от­ношение к агрессии ясным, но после соверше­ния проступка ребенка строго наказывают, то это приводит постепенно к закреплению в лич­ности агрессивности, с другой — снисходитель­ность в поведении взрослых приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые нормы поведения, не формируется самоконтроль. Эти дети импуль­сивны, а в сложных ситуациях агрессивны.

Наиболее адекватное поведение взрослых здесь — это осуждение агрессии ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

Еще одна из причин агрессивного поведения детей — влияние уровня агрессивности учителя на эмоциональное состояние класса. Учитель как бы индуцирует агрессивный фон поведения учащихся своей раздражительностью и подо­зрительностью по отношению к детям. Учитель подает пример агрессивного поведения детям, привыкающим к тому, что агрессия есть нор­мальный путь преодоления фрустрации.

Но причины агрессии не могут быть только вовне, во взаимоотношениях с другими людьми. Характерологические особенности самого ре­бенка, имея подчас биологическую детермина­цию, также обусловливают его агрессивность.

Гипервозбудимость, склонность к аффек­тивным вспышкам, возникающим по ничтож­ному поводу, раздражение, зачастую изливае­мое на случайно попавшихся под руку, эгоцен­тризм, упрямство – вот те черты характера, ко­торые провоцируют акты агрессии.

Именно понимание важности знания при­чин, обусловливающих агрессивные реакции детей, определило значимость этой темы в подготовке педагогических кадров, работаю­щих в системе коррекционно-развивающегося обучения в нашем регионе. Учитель, работаю­щий с детьми группы риска, часто встречается с импульсивным поведением, с сильными аф­фективными реакциями. И потому что делать и как делать — важные вопросы для педагога.

Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифи­ческие способы взаимодействия с ребенком [6. С. 113]. К неспецифическим способам взаимодействия относятся изве­стные всем «золотые правила» педагогики: — не фиксировать внимание на нежелатель­ном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы пре­одоления агрессивности. Выражение удивле­ния, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала; — реагировать и откликаться на любые пози­тивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были – ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.

К специфическим методам коррекции мож­но отнести  релаксационный тренинг, который педагог может как вводить в урок, так и использовать в спе­циальных коррекционных занятиях. Наш опыт ис­пользования различных «путешествий» в вообра­жении на уроках говорит об уменьшении гиперак­тивности, внутренней напряженности как предпо­сылок агрессивных актов. Можно использовать кратковременные формы расслабления. Например, «Зигфрид»: 1. Фаза напряжения. Сядьте прямо, как све­ча. Разведите руки, плечи и предплечья под пря­мым углом. Отведите плечи как можно дальше назад, как будто вы хотите удержать между ло­патками маленький предмет, например, карандаш. 2. Фаза расслабления. Как только вы по­чувствуете боль, два раза вдохните и выдохни­те, затем расслабьтесь. Плечи и голова рас­слабленно падают вперед. Охватите руками свое колено и потяните руки и плечи.

Для рас­слабления плеч и затылка рекомендуется в заключение сделать упражнение «Квазимодо»: 1. Фаза напряжения. Разверните руки, плечи и предплечья под прямым углом. Плечи свободно свисают. Закройте глаза и выдохните. Теперь под­нимите плечи высоко, как будто вы хотите кос­нуться ими ушей. Втяните голову в плечи, не смотрите при этом вверх. Сконцентрируйтесь на мышечной складке, которая возникла на вашем затылке. Сильно нажмите этот «валик» между го­ловой и плечами, дышите при этом глубоко. Сжи­майте его так сильно, чтобы в голове появилась вибрация. Не прекращайте сжимать, пока не по­чувствуете боль. Не задерживайте воздух! 2. Фаза расслабления. Важно, чтобы ваши плечи были полностью расслаблены и свободно опущены вниз. Голова опущена так низко, что под­бородок касается груди. Делайте это одним плав­ным движением. Закройте глаза, дышите спокой­но, равномерно, не отрывайте подбородок от гру­ди. Попытайтесь положить правое ухо на правое плечо, затем левое — на левое плечо, плечи не под­нимаются. Они напрягаются, и напряжение отчет­ливо чувствуется сухожилиями, расположенными в области между ушами и плечами. Итак, подборо­док не двигается, только голова склоняется в сто­рону. Дышите спокойно и равномерно, наслади­тесь расслаблением, но не затягивайте его. Фаза расслабления должна проводиться особенно долго и основательно. Если вы не выполните фазу рас­слабления, то не достигнете нужного эффекта.

Другой метод – «беседа с собой» – учит де­тей притормаживаться, размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием.

Опять-таки учитель может алгоритм такого разговора предложить всему классу при «обу­чении» поведенческому анализу или использо­вать его при индивидуальной коррекции. Бо­лее того, если этот метод возьмут на «вооруже­ние» и родители, то это будет способствовать изменениям в поведении детей.

Итак, метод предполагает следующие шаги.

  1. Ребенок определяет суть самой пробле­мы, включая вызванные эмоции: «Он говорит глупости, а я злюсь».
  2. Затем обдумывает несколько альтерна­тивных вариантов реагирования. Педагог зада­ет вопросы типа «Тебе нравится то, что ты сде­лал в этой ситуации?», «А как можно было по­ступить в этой ситуации?»
  3. Разбираются варианты поведения и их последствия («А что будет, если…?»)
  4. Затем принимается решение – что надо делать и как надо поступить.

Очень важно не только проговорить, но и записать алгоритм поведения в подобных си­туациях на языке, понятном ребенку. Он дол­жен его заучить и … порепетировать.

Наш опыт ис­пользования различных приемов релаксации на уроках и во внеклассной деятельности говорит о значительном уменьшении гиперак­тивности, внутренней напряженности как предпо­сылок агрессивных актов. Очевидно, что обучать надо не только чте­нию, письму, но и правильному поведению. Систематичность такого обучения обеспечит педагогический успех.

Литература

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль,1997.
  2. Креч Д, Крачфилд А., Ливсон Н.  Нравственность, агрессия, справедливость //     Вопросы психологии. 1992.  № 1-2. С.4-10.
  3. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., Лайнер, 1997.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998. Ч.1-3.
  5. Фромм А. Анатомия человеческой деструктивности.   М., 1994.
  6. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

Тарасова Людмила Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: [email protected]

Фролкова М.А., Саратов, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 13820
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 0

Напористость против агрессии — Allos Australia

Как ведущие специалисты EAP (Программа помощи в трудоустройстве) мы часто сталкиваемся с вопросами о напористости и агрессии на рабочем месте. Уверенность и чувство собственного достоинства являются двумя (2) неотъемлемыми компонентами нашего роста, и важно, чтобы мы развивали их на раннем этапе, чтобы мы могли преследовать свои соответствующие увлечения и интересы и расти как личности. Наряду с уверенностью и самооценкой существует самоутверждение или способность человека защищать и подтверждать свои чувства, мнения и мысли перед другими людьми. Вы можете постепенно развивать эту черту и использовать ее, так как это может помочь им быть более твердыми в своих убеждениях и принципах в жизни. К сожалению, бывают случаи, когда грань между напористостью и агрессией может стать размытой, и то, что должно быть чертой, которая может помочь вам развиться, на самом деле может оказаться инструментом, который может вам навредить. Как определить, превращается ли ваше утверждение в агрессию, и как вы с этим справляетесь?

Есть разница между «честностью» и «жестокой честностью».

Возможно, это может помочь получить базовые сведения о том, что такое утверждение и агрессия, чтобы лучше понять концепции, которые будут обсуждаться ниже.

  • Утверждение или напористость означает честность в своих мнениях и чувствах. При этом учитываются как положительные, так и отрицательные эмоции, которые вы испытываете по предметам, и вы твердо придерживаетесь своих убеждений и решений. С этим может быть сложно справиться, поскольку настойчивость требует от вас знать, когда вы ведете себя прямо и честно в ситуациях, и что именно может изменить эти аспекты вашей личности.
  • Агрессия , как определено в психологическом смысле, представляет собой поведение, направленное на причинение боли, вреда или страха. Это не обязательно только физическое, но также может быть и словесным. В самом общем смысле агрессия должна быть совершенно нормальным поведением, особенно когда речь идет о выживании. При правильных обстоятельствах и в нужное время агрессия может спасти жизни, поскольку она заставляет людей быть готовыми к угрозам и реагировать на них должным образом.

Однако напористость и агрессия — не одно и то же. Агрессия обычно характеризуется тем, что кто-то чувствует неуважение или угрозу, и поэтому может привести к поведению, которое часто объясняется раздражением или негодованием или даже наличием скрытых планов. Напористость означает знать, когда оставаться пассивным в определенных ситуациях, но знать, когда нужно просто заявить о себе и укрепить свою способность избегать злоупотреблений или манипуляций и сопротивляться им.

Напористость и агрессия: поведение, которое следует принять к сведению

Неотъемлемой частью способности правильно оценить свой способ самоутверждения является наблюдение за тем, как вы делаете это сами, и выявление признаков того, что вы начали становитесь агрессивным, когда люди не следуют вашему пути. Есть и другие, более специфические поведенческие примеры, на которые следует обратить внимание, которые, по крайней мере, могут дать вам гораздо лучшее представление о том, какое поведение демонстрируют как напористые, так и агрессивные люди:

Есть разница между напористым и агрессивным поведением.

Напористые люди , как известно, демонстрируют поведение, которое ставит во главу угла достижение своих целей, защищая свои убеждения, ценности и права. Это также часто показывает, что они уважают убеждения, ценности и права других людей. Хотя эту черту часто ошибочно принимают за высокомерие или агрессивность, на самом деле существуют определенные поведенческие «галочки», которые отличают напористых людей от других. К ним относятся:

  • Взять на себя ответственность , когда напористые люди осознают, что они чувствуют себя определенным образом из-за определенных триггеров. Это часто является отражением их способности различать свои чувства и мысли.
  • Использование описательного языка , когда напористые люди стараются быть максимально точными, объясняя свое мнение, чтобы избежать суждений и предположений. Это не обязательно означает ожидание того, что они правы, а скорее честность и искренность в том, что они наблюдают.
  • Поиск альтернативных точек зрения, хотя они честны в своих взглядах, они постоянно ищут мнения других по различным вопросам. Они просят обратной связи, особенно по вопросам с оспариваемым мнением, чтобы они могли прийти к компромиссу с другими. Они также обеспечивают конструктивную обратную связь, которая не нападает на других и не рассматривается как агрессивная.
  • Говорите с соответствующей громкостью и тоном , так как они, вероятно, знают, что слишком громкое поведение может рассматриваться как агрессивное, а слишком тихое — как кроткое. Напористые люди знают, когда нужно повысить голос, а когда не говорить громче.
  • Выразительны как в языке тела, так и в зрительном контакте. Напористых людей часто называют таковыми из-за того, как они попадают в различные ситуации. Это часто отражается в том, как они используют свое тело и глаза, чтобы передавать свои сообщения другим.

Агрессивные люди часто описываются как агрессивные, враждебные и агрессивные личности. Однако, исходя из приведенного выше краткого описания, это может быть связано с глубинными угрозами различным аспектам их жизни. К сожалению, это распространяется на то, как они взаимодействуют с другими, или на то, как они попадают в ситуации в целом. Некоторые поведенческие «галочки» могут включать:

  • Чувство возбуждения, капризности и беспокойства, которые часто проявляются в виде «плоской» ауры или подавленного настроения. Иногда это проявляется вялостью, бредом, дезориентацией и спутанностью сознания, что может повлиять на то, как они взаимодействуют с другими в целом.
  • Заметные проблемы с концентрацией или организованностью , но в то же время острое восприятие окружающей среды. Иногда это приводит к нарушению принятия решений и суждений и может привести к изменениям психического статуса.
  • Разница в понимании языка, чтении или письме, , которая возникает из-за плохих навыков общения. Это часто приводит к социальной изоляции, поскольку их проблемы с общением с другими иногда могут рассматриваться как угрожающее поведение.
  • Склонны полагаться на такие вещества, как алкоголь и наркотики, чтобы чувствовать себя спокойнее , что, к сожалению, может распространяться на них, вызывая негативное поведение на работе или в местах, где употребление алкоголя или предательство пороков неуместно.

Изменения личности: как проявляются настойчивость и агрессия

Аналогичным образом, наблюдение за своим поведением также может помочь лучше понять вашу личность. Это может быть полезно всякий раз, когда вы определяете, пересекли ли вы черту от утверждения до агрессии. Знание этого также полезно, так как не все люди выражают себя своим родителям и родственникам, партнерам и сверстникам, и часто обнаруживаются, что они изучают различные способы выражения своих эмоций. Вы можете принять во внимание эти типы личности и изменения и посмотреть, присутствуют ли они в себе:

Потратьте некоторое время на то, чтобы научиться быть напористым, не производя при этом агрессивного впечатления.

Напористые люди , как правило, способны выражать себя и свои взгляды перед другими, даже перед лицом невзгод. Они, как правило, могут защищать свои убеждения, несмотря на разногласия, и чаще всего из-за этого их можно рассматривать как немного высокомерных. Напористые люди, как правило, способны брать на себя инициативу в ситуациях и даже становятся хорошими переговорщиками благодаря своей стойкости. Они могут ясно выражать свои ожидания и отстаивать свои идеи. Другие черты характера включают в себя:

  • У них часто нет проблем с формулировкой того, что им нужно. Напористые люди уверены в том, как они объясняют свое направление, точку зрения и мнение по вопросам, которые их особенно интересуют. -размещенные аргументы.
  • Стараются не принимать все на свой счет, особенно когда дело доходит до выражения и принятия критики. Когда напористый человек критикует кого-то, часто это происходит не потому, что он хочет устранить человека. Они часто делают это, потому что искренне верят, что другой человек готов принять критику.
  • Они, как правило, прямолинейны, что означает, что они эффективно выполняют задачи и серьезно относятся к тому, что чувствуют. Этот тип прозрачности может быть полезен для выполнения задач, поскольку вы знаете, что они будут честны в своих чувствах и мнениях о вещах.

Агрессивные люди обычно кажутся враждебными или угрожающими из-за того, как они разговаривают, разговаривают и действуют. Они часто очень территориальны, и к ним трудно подойти, особенно когда они предлагают отдельные идеи. В случае несогласия агрессивные люди склонны повышать голос, а иногда даже прибегают к угрозам. Как правило, они управляют плотными кораблями и часто непоколебимы в своих целях. С ними может быть трудно иметь дело, особенно потому, что в случае невзгод они стремятся утвердить свое господство. Другие черты характера включают в себя:

  • Они быстро приходят в ярость, что часто отражается как на языке тела, так и на словах. Это означает, что агрессивные люди обычно используют угрожающее поведение, чтобы доминировать, подчинять или запугивать других людей, чтобы они выполняли их приказы или оставляли их в покое.
  • Агрессивные люди, как правило, хотят чувствовать превосходство или доминирование, поэтому они часто дружат с пассивными личностями, которые либо ищут защиты в их присутствии, либо боятся покинуть их. Вот почему агрессивные люди склонны использовать агрессивное поведение, чтобы вызвать у других пассивное поведение.
  • Они часто становятся агрессивными из-за определенных страхов, которые они проецируют на других людей. Это часто является причиной того, что хулиганы склонны упреждать людей в нападении на них. А если они боятся других людей, то склонны переносить свой гнев на других людей.

Изменения в подходе: как они относятся к другим людям?

Не поддаваться чужому гневу — ключ к сохранению эмоционального контроля.

Один из наиболее очевидных способов выразить свою напористость или агрессию — общение с людьми. Если вы считаете, что ваше текущее поведение или личность — это то, как вы ведете себя дома, возможно, вы также можете наблюдать, как вы взаимодействуете со сверстниками, друзьями, руководителями и учителями на работе, в школе и во время игр. Вот некоторые поведенческие изменения, на которые следует обратить особое внимание:

Напористые люди склонны относиться к другим людям с позиции понимания и в то же время твердости. Они часто суровы в своих убеждениях и часто могут должным образом защитить себя и других, придерживающихся того же мнения. Точно так же они открыты для того, чтобы слушать других. Вот другие действия, которые совершает напористый человек:

  • Они хорошо понимают себя и свои убеждения, что является основой их уверенности в себе. Возможно, поэтому они могут постоять за себя, когда им нужно защитить себя и свои права, так как они знают, что заслуживают уважения и достоинства. Их уверенность в себе и самосознание также могут быть причиной того, что они способны сказать «нет» вещам, которые, как они знают, им не нравятся или которые они не заслуживают.
  • Они должным образом озвучивают свои желания и потребности, поэтому склонны проявлять инициативу для достижения своих целей. Вот почему они часто честны и откровенны, говоря своим коллегам и начальникам, что им нужно от них для достижения своих целей.
  • Они знают, что не могут контролировать поведение других, и поэтому склонны не отвечать взаимностью на агрессию и негативные чувства. Именно поэтому многие напористые люди склонны контролировать свое поведение и сохранять спокойствие перед лицом невзгод. Это также может быть причиной того, что они открыты как для комплиментов, так и для критики.
  • Они говорят вещи, принимая во внимание других людей. Это означает, что они используют утверждения, которые подчеркивают то, что они сами чувствуют, и уточняют, было ли что-то сказано кем-то другим. Они изо всех сил стараются подходить к ситуациям с сочувствием и при необходимости обострять ситуацию, правильно подчеркивая свои точки зрения.
  • Они осторожны в своих высказываниях и стараются быть прямолинейными в своих проблемах. Они могут повторять свои утверждения и переформулировать свои сообщения по-новому, если другие не понимают их. Если вы также чувствуете, что многие их утверждения написаны по сценарию, возможно, это потому, что так оно и есть. Многие напористые люди стараются быть особенно осторожными с тем, что они говорят, и поэтому стараются заранее обдумать свои ответы и аргументы.

Агрессивные люди проявляют свою агрессию по-разному, что может затруднить их обнаружение, если они ведут себя с вами пассивно-агрессивно. Точно так же агрессивные люди, как правило, очень выражают свою неприязнь к определенным ситуациям. Вы можете заметить, если вы стали агрессивными или если вы находитесь в компании агрессивного человека, если они демонстрируют следующие виды отношения или действий по отношению к другим:

  • Они склонны избегать ситуаций, с которыми им приходится иметь дело, но не мне нравится. Они могут варьироваться от игнорирования людей, которые им сразу не нравятся, до таких действий, как отказ отвечать на вопросы или прямой отказ признать, что они там. Иногда они также намеренно не обращают внимания на других или игнорируют комментарии других людей.
  • Они чаще оскорбляют, независимо от того, тонкие они или нет. Они, как правило, откровенно оскорбляют или иногда делают вид, что делают комплимент, который на самом деле является замаскированным оскорблением. Иногда они прилагают усилия, чтобы «показать», насколько они хороши, или показать, насколько «не хорош» человек в определенных вещах. Если кто-то окончил тот же курс, что и вы, в известной школе, он может говорить вещи, которые явно ссылаются на вашу школу или на то, насколько хороша их школа.
  • Они ведут себя угрюмо, а иногда и капризно, угрюмо, мрачно, угрюмо или сварливо. Иногда они отвечают на невинный вопрос или комментируют негативно. Агрессивные люди могут даже не улыбаться во время шуток или тонко ко всему придираться. Они могут заставить других людей чувствовать себя грустными и неудобными, не будучи в состоянии определить, что вызывает эти чувства.
  • Они могут быть довольно упрямыми, но не из-за того, что занимают какую-то позицию, а в качестве наказания. В то время как другие могут защищать свою позицию с помощью хороших моментов, иногда они прямо дают понять, что защищают свою позицию, чтобы раздражать окружающих.

Как вы справляетесь с напористыми и агрессивными людьми?

Принимая во внимание вышеизложенное, становится понятно, что иногда иметь дело как с агрессивными, так и с напористыми людьми может быть сложно и сложно. Однако это не значит, что это невозможно. Иногда вам просто нужно сделать шаг назад и проанализировать предыдущие части этой статьи, чтобы сформировать гораздо более стабильный подход при общении с этими людьми. Вот несколько советов:

Некоторым трудно иметь дело с напористыми людьми, но есть стратегии, которые помогают.

Имея дело с напористыми людьми, важно помнить, что они исходят из того, что считают свое мнение по конкретному вопросу или проблеме правильным, не проявляя агрессивного поведения. Они могут показаться «высокомерными» или «грубыми», но они просто хотят показать свою уверенность в себе и в том, как они решают себя, проблему или тему. Если вы чувствуете, что не можете с ними справиться, вот несколько советов:

  • Не пугайтесь их присутствия. Если они готовы быть настойчивыми с вами, то это означает, что они, вероятно, ожидают, что вы будете относиться к ним как к равным, или они достаточно уважают вас, чтобы быть честными с вами в своих убеждениях.
  • Взаимодействуйте с ними, но не будьте агрессивны в том, как вы выражаете себя. Иногда лучший способ иметь дело с напористым человеком — это позитивное взаимодействие, поскольку его мысли и мнения иногда могут пролить свет на вопросы и темы, которые они хотят обсудить.
  • Превратите свое общение с этими людьми в опыт обучения . Вместо того, чтобы чувствовать себя немного напуганным их присутствием, смотрите на их присутствие как на средство для вас, чтобы постепенно научиться говорить самостоятельно. Если хотите, вы можете быть честными с ними в своих чувствах и посмотреть, как они отреагируют. Если это действительно просто напористый человек с добрыми намерениями, он, скорее всего, выслушает вас и попытается найти лучшие способы взаимодействия с вами.
  • Посмотрите, не раздражаетесь ли вы, не намекаете ли вы на то, как они себя ведут. Если последнее, то для вас вполне возможно увидеть аспекты, которые, по вашему мнению, вы можете применить к себе.

Когда имеешь дело с агрессивными людьми , их присутствие очень часто вызывает раздражение или злость. В конце концов, особенно если вы не делаете с ними ничего плохого, возникает соблазн наброситься на них. Не делайте этого. Вместо этого попробуйте взглянуть на них со стороны и посмотреть, сможете ли вы оценить их поведение с этой точки зрения. Вот несколько советов:

Иметь дело с агрессивными людьми — неприятная реальность.

  • Не сдерживай гнев . Всегда помните популярную буддийскую истину, в которой говорится, что держаться за гнев — это все равно, что держаться за что-то горячее с намерением бросить его в кого-то другого. Большую часть времени в процессе вы будете страдать.
  • Постарайтесь найти способы взаимодействовать с агрессивным человеком уверенно и уважительно . Если вас раздражает то, как они обращаются с вами, постарайтесь понять, что именно в их словах или действиях вас раздражает, чтобы вы могли постепенно найти лучшие способы лучше реагировать. Делайте глубокие вдохи или думайте о позитивных образах, когда это возможно.
  • Говорите с ними об их агрессивности, когда они не особенно злы . Постарайтесь выяснить, можете ли вы честно рассказать им о своих опасениях конструктивно, а не агрессивно с вашей стороны.
  • Посмотрите, есть ли у вас проблемы с вашими ожиданиями. Если вы знаете, что человек настроен немного агрессивно, вы не можете ожидать, что он мгновенно изменит свое поведение, если с ним никто не разговаривает. Попытайтесь примирить это с собой, когда вы имеете дело с человеком.
  • Если вы злитесь, не игнорируйте это чувство полностью . Выражайте свой гнев указанными выше способами, чтобы избежать негативных последствий, таких как пассивно-агрессивные тенденции, нарушение сна, депрессия, болезни сердца и гипертония.
  • Оставайтесь терпеливыми , так как общение с агрессивным человеком — это хороший способ выработать сдержанность. Терпение — это ваша способность открыто и полностью принимать то, что происходит, и вы можете превратить этот опыт в полезный опыт, если правильно проработаете его.

Итог: утверждение может быть инструментом развития, но оно имеет ограничения

Имея в виду вышеизложенное, важно иметь общее представление о том, как работает утверждение, чтобы использовать его в своей жизни и получать от него пользу. . Точно так же для вашего развития важно знать, когда самоутверждение может стать агрессией и как именно оно может навредить как вашему развитию, так и окружающим вас людям. Знание сложного баланса этих двух элементов может дать вам значительное преимущество, поскольку вы не только поможете себе расти в процессе, но и узнаете, как вы можете помочь другим людям справиться с их бедами.

Эта статья написана Psychologists Southern Sydney, психологической практикой из Сиднея. Они стремятся помочь клиентам во всех их жизненных проблемах, чтобы жить более счастливой и здоровой жизнью.

Понимание агрессивных личностей

Фото CarbonNYC — http://flic.kr/p/8JtRpa

Агрессивные личности в основном находятся в состоянии войны со всем, что стоит на пути их безудержного преследования своих желаний.

Оставить комментарий

Когда дело доходит до характера, агрессивные личности являются одними из самых беспокойных. Исследователи в области нарушений личности и характера давно признали, что существует довольно значительная группа сильно нарушенных персонажей, находящихся в центре большинства оскорбительных отношений и представляющих наибольшую угрозу общественному порядку. Тем не менее, официальное руководство по диагностике психических расстройств признает ненормальным только один небольшой подтип этих личностей. Руководство присваивает статус «расстройство» в основном профессиональным преступникам и даже не выделяет или не признает наиболее серьезно нарушенного персонажа — психопата (альтернативный вариант: социопат) в качестве отдельного типа личности. В следующих нескольких постах я буду исследовать определяющие характеристики группы типов личности, которые я называю агрессивными личностями. Не все агрессивные личности занимаются преступным поведением, но все создают проблемы для отношений и общества. Я объясню, какие общие черты характера у агрессивных личностей делают их столь проблематичными, а также обрисую в общих чертах определяющие характеристики, которыми обладают различные подтипы агрессивных личностей, которые делают каждый подтип уникальным ненормальным характером.

В предыдущем посте я указал, что ошибочно приравнивать человеческую агрессию к насилию (см. «Когда пассивная агрессия не очень пассивна»). Я также описал множество модальностей агрессивного поведения. В еще одном предыдущем посте я представил некоторые определения и структуру для понимания как личности, так и характера (см. «Что такое расстройство характера?» и «Что такое расстройство характера? Часть 2: вопросы и комментарии»). Используя эти сообщения в качестве фона, мы можем начать обсуждение агрессивных личностей.

Как было сказано в предыдущем посте, личность можно определить как предпочтительный «стиль» восприятия, мышления и взаимодействия с другими людьми и миром в целом. Факторы, способствующие развитию личности, включают биологические предрасположенности, факторы окружающей среды и динамическое взаимодействие между биологией и окружающей средой. Те аспекты личности человека, которые отражают его способность и приверженность добродетельному и достойному поведению, определяют характер человека. Агрессивные личности — это люди, чей общий «стиль» взаимодействия предполагает значительную, постоянную, дезадаптивную агрессию, проявляющуюся различными способами и в широком диапазоне обстоятельств.

Все различные агрессивные личности обладают характеристиками, общими для нарциссических личностей. Действительно, некоторые теоретики склонны рассматривать агрессивные личности просто как агрессивные разновидности нарциссической личности. Один из агрессивных подтипов личности принципиально определяется тем, что они нарциссичны до крайности патологически. Но главной отличительной чертой агрессивных личностей является не столько их нарциссизм, сколько склонность к агрессии. Различные подтипы агрессивной личности имеют больше общего друг с другом, чем различий между ними. Их общие характеристики:

  • Они активно ищут превосходящую или доминирующую позицию в любых отношениях или встречах. В сфере недвижимости есть поговорка, что на самом деле важны три вещи: место, место и… место. Для агрессивных личностей есть три вещи, которые действительно имеют значение, независимо от ситуации, в которой они находятся: положение, положение и… конечно, положение!
  • Они ненавидят подчинение любой сущности, которую можно рассматривать или рассматривать как «высшую силу» или авторитет. Они принципиально воюют со всем, что стоит на пути их безудержного преследования своих желаний. Это часто означает правила, диктат и ожидания общества. Некоторые соглашаются или соглашаются с предъявляемыми к ним требованиями, когда это целесообразно, но в глубине души они никогда по-настоящему не подчиняют свою волю.
  • Они безжалостно продвигаются вперед, как правило, за счет других. Они активно и сознательно стремятся эксплуатировать и преследовать других, когда это будет способствовать достижению их собственных целей. В то время как нарцисс просто не считается с правами или потребностями других, агрессивный характер попирает права и потребности других, чтобы удовлетворить свои собственные желания.
  • У них патологическое презрение к истине. Агрессивные персонажи не просто игнорируют правду, они активно с ней воюют. Истина — великий уравнитель, и агрессивная личность всегда хочет сохранить преимущество. Таким образом, они намеренно играют очень свободно с правдой, когда они не лгут, чтобы обмануть или обмануть вас. Они не хотят, чтобы у вас был «их номер». Это нарушает баланс сил.
  • У них отсутствуют внутренние «тормоза». Они не арестовывают себя, когда находятся на задании. Подобно катящемуся поезду, который невозможно остановить, они мало контролируют свои импульсы.

Попробуйте онлайн-консультацию: найдите личного партнера

Они рассматривают жизнь как стадию битвы, где каждое событие в жизни имеет только четыре возможных исхода:

  1. Я выиграл, ты проиграл.
  2. Ты выиграл, я проиграл.
  3. Я выиграл, ты выиграл.
  4. Я проигрываю, ты проигрываешь.

Больше всего они желают первого возможного исхода. Им больше всего нравится, когда они выигрывают, а ты проигрываешь. Для них это ярчайший признак того, что они вышли победителями в состязании и закрепили за собой доминирующее положение. Наоборот, они ненавидят мысль о том, что вы можете выиграть, а они проиграют. Они будут сопротивляться этому потенциальному результату всеми фибрами своего тела.