Агрессивность в психологии: Агрессивность это

Содержание

Как победить агрессию

Сейчас проблемы агрессивного поведения особенно актуальны. Плохие новости, нестабильная экономическая ситуация, беспокойство о здоровье близких, обязательность вакцинации только повышают градус накала. Любому кадровому специалисту нужно уметь противостоять враждебности, чтобы не только сохранить душевное спокойствие и здоровье, но и выполнять свои прямые профессиональные обязанности. Агрессия – ​древнейшая форма поведения, которую трудно контролировать у себя, а с другой стороны – ​нелегко отражать враждебные психологические «атаки» со стороны руководства, коллег и подчиненных. Простого рецепта здесь нет. Чтобы умело управлять враждебно настроенным человеком или коллективом, надо хорошо разбираться в механизмах агрессии и уметь вовремя сориентироваться в потенциально конфликтной ситуации. В этом мы вам поможем.

К сожалению, человеческое общество несовершенно. Люди – ​существа эмоциональные и часто действуют вопреки разуму.

Одно из свидетельств несовершенства нашей природы – ​агрессия – ​поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда ближнему. Все человеческие столкновения, начиная от бытовых семейных сцен, заканчивая вооруженными конфликтами, происходят от того, что мы плохо контролируем враждебные эмоции. Офисная жизнь насыщена агрессией не в меньшей мере, чем джунгли, кишащие опасными зверями и насекомыми. Другое дело, что в офисе никто не ест друг друга в прямом смысле этого слова, но последствия конфликтов бывают порой весьма тяжелыми – ​рушатся карьеры, увольняются ценные сотрудники, портятся отношения.

Надо сказать, что единого учения, описывающего агрессию, – ​нет. В современной психологии есть несколько теорий, объясняющих агрессивное поведение. Эти концепции вполне применимы на практике, хотя каждая в отдельности не дает полного объяснения. Ознакомимся с теориями и посмотрим, как каждая из них может быть нам полезна.

В 30-е годы XX века группа американских ученых (Д.

 Доллард, Н. Миллер и другие) представили миру так называемую фрустрационную теорию агрессии. Фрустрация – ​это негативное субъективное переживание, связанное с невозможностью удовлетворить потребность. По мнению авторов концепции, агрессия является следствием того, что у человека есть объективные (внешние) или субъективные (внутренние) препятствия для достижения той или иной цели.

Пример 1

Начальник отдела кадров столкнулась с неприятным фактом. Ее подчиненная – ​спокойная уравновешенная женщина – ​внезапно изменилась. Стала дерзить, говорить колкости. Неприятно было и начальнице, и коллегам. Пришлось откровенно побеседовать с раздраженной сотрудницей. В разговоре она упомянула, что раньше ей разрешалось уходить с работы на полчаса раньше, а теперь – ​нет. Действительно, в последнее время руководство компании стало тщательно следить за трудовой дисциплиной и ввело пропускную систему. Раньше можно было прийти пораньше и уйти попозже, но теперь ситуация изменилась, сотрудники должны быть на месте ровно с 9 до 18 часов.

Женщине-бухгалтеру нужно было забирать ребенка из детского сада, но она не всегда успевала на автобус, поэтому нервничала, что и выражалось во враждебном поведении.

Авторы фрустрационной теории выделили три фактора, от которых зависит величина агрессивного поведения:

  1. Степень ожидаемого удовлетворения.
  2. Величина препятствия.
  3. Количество последовательных фрустраций.

Другими словами, человек (начальник, коллега) тем агрессивнее, чем сильнее затронуты его интересы и чем больше неудач он претерпел. Фрустрационная теория интересна тем, что с ее помощью можно объяснить, казалось бы, необъяснимые вспышки агрессии (как в примере выше). Есть и другие интересные моменты. Например, существует такое понятие, как «смещенная агрессия». Оно означает следующее. Если человек по тем или иным причинам не может непосредственно воздействовать на помеху, то он, как говорят психологи, «отреагирует» агрессию на другом объекте. В вышеприведенном примере сердитый специалист по кадрам не пошла требовать у руководства компании, чтобы ее отпускали пораньше (так не принято с точки зрения субординации), но внутреннее раздражение осталось и приняло неконструктивные формы.

Женщина стала «задирать» коллег и непосредственного руководителя – начальника отдела кадров.

Многие феномены поведения в психологии объясняются смещением агрессии. Дети чувствуют свою зависимость от взрослых, боятся наказаний, но поскольку сами ответить обидчикам не могут, они обижают младших или животных. Сотрудники, которые чувствуют себя неуютно на работе, получая от начальства один выговор за другим, как правило, отрываются на своих домочадцах.

Пример 2

В отделе кадров деревообрабатывающего завода работала женщина. Ее отличительной чертой было то, что она никогда ни с кем не ругалась. Начальство знало, что ей можно поручить дело, за которое другие не берутся, так как она не откажется. Коллеги порой подшучивали, а иногда и издевались за тихий нрав и нескандальность. В коллективе существовал обычай. По серьезному случаю (юбилей, свадьба и т. п.) было принято собираться либо в кафе, либо у виновника торжества дома. Наша кроткая героиня пригасила всех на пятидесятилетие к себе на дачу на шашлыки. И там, на празднике, коллеги увидели ее совершенно с другой стороны. Она кричала на своих взрослых детей и мужа по любому поводу, заставляла их прислуживать за столом и позволяла себе в их адрес оскорбительные высказывания. Коллеги были ошеломлены. Семейный образ настолько не вязался с рабочим, что все через час под разными предлогами покинули хозяйку праздника.

Тест на агрессию | На склонность к агрессии и гневу

В нашем представлении агрессивность обычно связывается с решительностью, напором, энергией, волей. Кроме этих положительных качеств, она несет с собой также жесткость, даже жестокость, антигуманность, цинизм, эгоизм, неуравновешенность. Как говорится, все хорошо в меру, особенно для делового человека. Всегда полезно найти «золотую середину» и подогнать свой характер под этот стандарт. Наш тест поможет узнать, насколько вы склонны к агрессии в бизнесе и межличностных отношениях.

1 / 19

Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете?

Тигра или леопарда

Медведя

Домашнюю кошку

2 / 19

Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

Полиция должна вести более активные действия для противодействия хулиганам

Виноваты во всем родители, потому что мало били подростков ремнем

Подростков плохо воспитывают в школе

3 / 19

Что вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

«А повнимательней Вы быть не можете?!»

«Ничего, пустяки»

«Это моя вина»

4 / 19

Какой, по-вашему, вы человек?

Самоуверенный

Обычный, простой

Пробивной

5 / 19

Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе?

Поговорю с учителем

Устрою скандал

Посоветую ребенку дать сдачи

6 / 19

Как вы поступите, если вас плохо обслужили в магазине?

Отправлюсь с жалобой к директору магазина

Буду терпеть, избегая скандала

Сделаю замечание

7 / 19

Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

Мне нравится чувствовать себя молодым

Очень сержусь, если не везет

Обязательно стараюсь выиграть, победить

8 / 19

Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?

Попытаюсь вызвать снисходительность партнеров

Буду нервничать во время заседания

Огорчусь

9 / 19

Как вы смотрите страшный фильм?

Скучаю

Получаю искреннее удовольствие

Боюсь

10 / 19

Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

«Пора бы уже запретить им такие развлечения»

«Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать»

«И чего мы столько с ними возимся?»

11 / 19

Что вы предпринимаете, если не все удается?

Становлюсь впредь осторожнее

Смиряюсь

Пытаюсь свалить вину на другого

12 / 19

Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

Легкомысленными

Сбалансированными

Крайне жесткими

13 / 19

Если я буду вести машину, а какая-то другая машина меня обгонит.

..

Постараюсь ее обогнать

Помчусь с такой скоростью, чтобы больше никто меня не обогнал

Мне это будет все равно

14 / 19

Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся(лась) с работы позже обычного?

«Я уже начал(а) волноваться»

«Где ты торчишь допоздна?»

«Что это тебя так задержало?»

15 / 19

Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

Заставлю вернуть

Спрошу, не нужно ли ему еще что-нибудь

Выдам ему «по первое число»

16 / 19

Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

Соглашусь без колебаний

Приму ее с некоторыми опасениями

Откажусь ради собственного спокойствия

17 / 19

Каким считают вас коллеги?

Дружелюбным

Спокойным и независтливым

Самоуверенным и завистливым

18 / 19

Как вы ведете себя в критической ситуации?

Сохраняю полное спокойствие

Внутренне закипаю

Теряю самообладание

19 / 19

Я склонен искать пути к примирению после очередного служебного конфликта

Иногда

Никогда

Всегда

Ваша оценка

Проблемы с агрессией поможет решить психотерапия. Если вам интересно, но вы не понимаете, как она работает, посмотрите наш бесплатный онбординг-курс.

Первая сессия с психологом по промокоду OPORA за 1950 р.

Хочу попробовать

//= do_shortcode(‘[anycomment]’) ?>

Понравилась статья?

Подпишитесь, и мы расскажем о новых публикациях. Вы будете в курсе актуальных промо-акций и специальных предложений нашего сервиса.

Спасибо!

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку

Мы расскажем о новых публикациях.
Вы будете в курсе актуальных промо-акций
и специальных предложений нашего сервиса.

[Мотивы и межличностные функции агрессии]

Обзор

. 1987 г., июнь; 58 (2): 113–24.

doi: 10.4992/jjpsy.58.113.

[Статья в Японский]

K Охбути 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Педагогического университета Осаки.
  • PMID: 3323587
  • DOI: 10.4992/jjpsy.58.113

Обзор

[Статья в японский]

K Охбути. Синригаку Кенкю. 1987 июнь

. 1987 г., июнь; 58 (2): 113–24.

doi: 10.4992/jjpsy.58.113.

Автор

К Охбучи 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Педагогического университета Осаки.
  • PMID: 3323587
  • DOI: 10. 4992/jjpsy.58.113

Абстрактный

В данном обзоре автор теоретически и эмпирически рассмотрел мотивы и межличностные функции агрессии. Факторный анализ вопросов анкеты Аверилла о гневе показал, что мотивы, участвующие в агрессивных реакциях, были сгруппированы в две группы: враждебные и инструментальные. Было также выяснено, что человек может проявлять агрессию, особенно когда у него возникают какие-то враждебные мотивы. Что касается межличностных функций, автор предположил, что агрессия может служить четырем основным целям. (1) Агрессия может возникать как реакция избегания аверсивного стимула, такого как разочарование, раздражение, боль и т. д. Это зависит от силы раздражителя. Однако было подчеркнуто, что агрессия также опосредована социальным познанием, таким как приписывание намерения причинителю вреда. (2) Агрессия может использоваться как средство принуждения другого человека к чему-либо. Человек, скорее всего, будет использовать такую ​​силовую стратегию, если ему не хватает уверенности в себе или возможности влиять на целевого человека с помощью более мирных стратегий. (3) Агрессия может быть истолкована как наказание, когда она направлена ​​на нарушителя. В этом случае агрессия мотивирована восстановлением социальной справедливости, а значит, ее интенсивность определяется осознаваемой моральной ответственностью правонарушителя. Далее указывалось, что агрессия усиливается, если она оправдывается как санкционное поведение против аморального. (4) Агрессия также может быть вызвана угрозой социальной идентичности человека. Было высказано предположение, что мотивы управления впечатлением вовлечены в агрессию благодаря неожиданному открытию того, что присутствие аудитории или идентифицируемость скорее способствовали ответной агрессии. Эффект извинений, подавляющий агрессию, также объяснялся с точки зрения управления впечатлением. В заключение было представлено, что агрессия представляет собой поведенческую стратегию как попытку разрешить межличностные конфликты, включая физическое или психологическое раздражение, неповиновение другого человека, предполагаемую несправедливость и угрозу своей социальной идентичности. Проявляется ли агрессия или нет, зависит от ряда внутри- и межличностных детерминант, особенно от социальных когнитивных процессов, таких как атрибуция, умозаключение, предсказание и другие суждения.

Похожие статьи

  • Создание собственной враждебной среды: лабораторное исследование черт агрессивности и цикла эскалации насилия.

    Андерсон, Калифорния, Бакли, К.Е., Карнаги, Н.Л. Андерсон К.А. и соавт. Pers Soc Psychol Bull. 2008 апр; 34 (4): 462-73. дои: 10.1177/0146167207311282. Pers Soc Psychol Bull. 2008. PMID: 18340032

  • Поведенческие индикаторы мотивов агрессии в баре: значение для предотвращения насилия в баре.

    Грэм К., Бернардс С., Уэллс С., Осгуд Д.В., Эбби А., Фелсон Р. Б., Зальц РФ. Грэм К. и др. Drug Alcohol Rev. 2011 Sep;30(5):554-63. doi: 10.1111/j.1465-3362.2010.00252.x. Наркотики Алкоголь Ред. 2011. PMID: 21896078 Бесплатная статья ЧВК.

  • Бей их или запрещай: характеристики и социальные функции гнева и презрения.

    Фишер А.Х., Роузман И.Дж. Фишер А.Х. и соавт. J Pers Soc Psychol. 2007 г., июль; 93 (1): 103–15. дои: 10.1037/0022-3514.93.1.103. J Pers Soc Psychol. 2007. PMID: 17605592

  • Фиксация механизмов изменений: Еженедельная ковариация в регуляции гнева, атрибуции враждебных намерений и детской агрессии.

    Alsem SC, Keulen J, Verhulp EE, van Dijk A, De Castro BO. Алсем С.К. и др. Агрессивное поведение. 2022 март; 48(2):232-240. doi: 10.1002/ab.22019. Epub 2022 20 января. Агрессивное поведение. 2022. PMID: 35049063 Бесплатная статья ЧВК.

  • Извинение как контроль агрессии: его роль в опосредовании оценки вреда и реакции на него.

    Охбучи К., Камеда М., Агари Н. Охбучи К. и др. J Pers Soc Psychol. 1989 февраля; 56 (2): 219-27. doi: 10.1037//0022-3514.56.2.219. J Pers Soc Psychol. 1989. PMID: 2926625

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Социально-психологическое объяснение агрессии | StudySmarter

Вспомните время, когда вы злились. Может быть, вы просто почувствовали этот гнев внутри себя, или, может быть, вы как-то отыграли его. Что было причиной твоего гнева? Был ли это человек или ситуация? Может быть, трудно точно определить, почему вы разозлились. Возможно, на ваш гнев повлияло несколько факторов.

  • Сначала мы рассмотрим социально-психологическое определение агрессии.
  • Затем мы рассмотрим социально-психологические типы агрессии, включая гипотезу фрустрации-агрессии.
  • После этого мы рассмотрим социально-психологические причины агрессии, такие как теория социального научения и деиндивидуализация.
  • Наконец, мы оценим эти социально-психологические теории агрессии.

Рис. 1. Различные теории исследуют происхождение агрессии.

Социально-психологическое определение агрессии

Социально-психологическое определение агрессии состоит в том, что агрессия — это физическое или психологическое поведение, направленное на причинение вреда другим, которые не желают причинения вреда (Baron & Richardson, 1994). Социально-психологическое определение агрессии по своей сути не отличается от определения агрессии. Вместо этого он исследует, откуда берется агрессивное поведение.

Существует несколько объяснений агрессии, и одно из них в первую очередь фокусируется на том, как мы социально взаимодействуем с окружающей средой и как это в конечном итоге влияет на наши агрессивные тенденции.

Каждая теория исследует социальные ситуации и контексты, необходимые для возникновения агрессии, и использует идеи для объяснения возможной основной причины агрессии.

Социально-психологические типы агрессии

Предлагается три вида агрессии: Реактивно-экспрессивная (вербальная и физическая агрессия), r еактивно-неэкспрессивная (враждебность и антипатия) и, наконец, p реактивно-реляционная агрессия (причинение вреда другим настолько сильно, что это влияет на ваши отношения).

Одним из объяснений этих различных типов агрессии является гипотеза фрустрации-агрессии, которая определяет различные уровни гнева, которые испытывают люди, проявляя агрессию.

Гипотеза фрустрации-агрессии

Гипотеза фрустрации-агрессии утверждает, что гнев, насилие и враждебность возникают из-за того, что им мешают достичь цели, создавая фрустрацию.

Долланд и др. (1939) разработали гипотезу фрустрации-агрессии и предположили, что фрустрация всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Насколько агрессивным вы станете из-за этого разочарования, зависит от того, насколько вы были близки к достижению цели и что отбросило вас назад.

Гипотеза состоит из следующих шагов:

  1. Быть заблокированным от достижения цели.
  2. Начинаю расстраиваться.
  3. Создан агрессивный диск.
  4. Агрессивное поведение.

Кто-то хочет войти в магазин, но его останавливают, потому что двери закрыты и заперты; затем они начинают громко кричать от разочарования, демонстрируя агрессивное поведение.

Эта теория основана на катарсисе Катарсис — это когда высвобождается подавленная, сдерживаемая или сильная эмоция.

Агрессивное поведение, проявляющееся на четвертом шаге, является катарсисом, потому что через агрессию удовлетворяется фрустрация, что снижает агрессивное влечение и делает ненужным дальнейшее агрессивное поведение.

Однако, хотя разочарование исходит из источника, может быть невозможно направить агрессивное поведение на источник, который известен как смещение . В таких случаях агрессия может быть направлена ​​на другие невинные источники.

Перемещение может произойти по нескольким причинам:

  1. Источник фрустрации может быть абстрактным, напр. правительство, экономическая ситуация, учреждение и т. д.

  2. Источник может быть слишком могущественным, и агрессивные действия по отношению к нему могут привести к суровому наказанию, вызывающему страх перед наказанием.

  3. В данный момент источник может быть недоступен или отсутствовать.

Рис. 2. Как социально-психологические объяснения агрессии могут объяснить крик?

Социально-психологические причины агрессии

Бандура (1965) исследовал теорию социального научения. Бандура предположил, что человеческое поведение можно «изучить» посредством наблюдения. Он предположил, что наблюдаемое поведение может сообщать людям идеи о том, что делать или как реагировать в данной ситуации посредством подражания .

В 1965 году Бандура проверил свою теорию.

Бандура изучал группы молодых мальчиков и девочек, чтобы определить, может ли он продемонстрировать подражание. Бандура выдвинул гипотезу, что дети, которые видят в большинстве взрослых образцы для подражания, будут подражать их поведению в ситуации, если они сначала увидят ее.

Бандура подготовила комнату с куклой Бобо для проверки этой гипотезы, у нее было две группы взрослых, которые либо агрессивны, либо добры к кукле, и дети наблюдали за этим поведением.

Дети, наблюдавшие, как взрослый ведет себя агрессивно по отношению к кукле, с большей вероятностью проявляли агрессию, входя в комнату, как словесно, так и физически. Дети, наблюдавшие за тем, как взрослый ведет себя более дружелюбно по отношению к кукле, были менее агрессивны.

Обнаружение Бандуры предполагает, что подражание имело место из-за наблюдения за образцами для подражания. Это также было подтверждено наблюдением за более значительными поведенческими изменениями, когда образцы для подражания были того же пола, что и дети-наблюдатели, поскольку мальчики могут видеть в мужчине больше похожего на них и, следовательно, большего примера того, как они должны действовать.

Бандура пришел к выводу, что имитация поведения является объяснением агрессивного поведения.

Деиндивидуализация Объяснение агрессии

Деиндивидуализация – это когда на чье-то поведение сильно влияют поведение и нормы более крупной группы, частью которой они являются. В результате меняются представления людей об ответственности. Они перестают видеть себя отдельными моральными агентами, а скорее частью коллектива, где нормы этой группы диктуют их поведение. Фестингер и др. (1952) ввел термин деиндивидуализация.

Деиндивидуализация — это когда человек теряет чувство самосознания и индивидуальности, уменьшает свои запреты и самоограничение и из-за этой анонимности участвует в необщественном и антиобщественном поведении.

ЛеБон (1895) использовал деиндивидуализацию для объяснения поведения короны, заявив, что, когда мы находимся в толпе, ограничения, наложенные на нас социальными нормами, снимаются, потому что нас больше нельзя идентифицировать. Затем ответственность, которую мы чувствуем за свои действия, также уменьшается и распределяется между толпой, поэтому также меньше личной вины, когда кто-то действует агрессивно по отношению к другим, будучи частью толпы.

Zimbardo (1969) поддержал теорию индивидуации и выдвинул два типа поведения:

Индивидуальное поведение — Когда человек самостоятельно контролирует и рационально регулирует свое поведение, сдерживается и соответствует социальным нормам.

Деиндивидуализированное поведение — Когда человек прекращает самоконтроль и регулирование своего поведения, теряет самосознание и действует импульсивно, эмоционально и иррационально.

Деиндивидуальному поведению способствуют несколько факторов, и Зимбардо подчеркнул, что основным фактором является анонимность , например, униформа, маски, наркотики, темнота, маскировка и т. д. Из-за последствий анонимности снижается самосознание , что приводит к более высокой вероятности совершения агрессивных действий.

Существует два типа самосознания:

  • Личное самосознание: Сосредоточьтесь на себе и на том, как мы думаем и ведем себя. То, как мы сосредотачиваемся на собственном поведении, уменьшается, когда мы являемся частью толпы, поскольку вместо этого мы начинаем сосредотачиваться на событиях вокруг нас. Мы становимся менее вдумчивыми, оценочными и самокритичными.
  • Публичное самосознание: Сосредоточьтесь на том, как мы представляем себя другим. То, как мы сосредотачиваемся на мнениях других и суждениях о наших действиях, также уменьшается, когда мы являемся частью толпы, поскольку присутствует анонимность. Если нас нельзя идентифицировать, нас нельзя судить за наши действия.

Рис. 3. Люди ведут себя по-разному в толпе, где есть ощущение анонимности.

Оценка социально-психологических теорий агрессии

Хотя социально-психологические теории агрессии заслуживают внимания, нам необходимо провести их оценку, чтобы полностью понять надежность и достоверность их утверждений. Каждая теория имеет свои сильные и слабые стороны.

Оценка гипотезы фрустрации-агрессии

Давайте рассмотрим некоторые сильные и слабые стороны гипотезы фрустрации-агрессии.

Сильные стороны

Исследования подтверждают гипотезу фрустрации-агрессии. Грин (1986) провел исследование со студентами университета мужского пола и дал им собрать мозаику, но три разных типа условий вызвали разочарование:

  1. Собрать мозаику было невозможно.

  2. Из-за сообщника у них закончилось время.

  3. Сообщник оскорбил их, пока они собирали мозаику.

Во второй части исследования их выводили в другую комнату, где они должны были бить током сообщника, когда тот делал ошибки в задании. Больше всего потрясли те участники, которых оскорбляли сообщники, те, у кого не хватило времени, и те, у кого была невозможная головоломка.

Все три фрустрированные группы в целом подверглись более сильным шокам, чем контрольная группа.

Слабые стороны

Существуют методологические проблемы с некоторыми исследованиями, на которые опирается гипотеза фрустрации-агрессии, например, Грин (1968) использовал всех участников мужского пола. Следовательно, трудно обобщить результаты для женщин или пожилых людей, что снижает достоверность исследования. Есть также исследования, которые предоставляют доказательства против гипотезы фрустрации-агрессии.

Исследование Bushman (2002) показало, что агрессия не всегда приводит к катарсису:

Участники разозлились и разделились на группы. Этим группам было предложено ударить по боксерской груше — группу размышлений попросили подумать о человеке, который разозлил их, когда он это сделал, в то время как группу отвлечения попросили подумать о том, чтобы стать физически лучше от ударов по груше. Их также сравнивали с контролем.

После этого их спросили, насколько они злы, и поставили задачу включить громкую музыку для человека, который их разозлил. Они обнаружили, что группа, которая размышляла, чувствовала себя более злой, чем две другие группы, и была наиболее агрессивной. Это открытие предполагает, что катарсис не является четким в своих попытках высвободить чувство гнева, что противоречит теории катарсиса в гипотезе фрустрации-агрессии.

Что касается агрессивного поведения, то между людьми существуют индивидуальные различия в том, как они ведут себя, когда злятся или расстраиваются. Некоторые люди могут плакать, в то время как другие могут уйти со сцены/ситуации, а некоторые могут попытаться медитировать, а не проявлять агрессивное поведение. Это показывает, что гипотеза фрустрации-агрессии не является полным объяснением агрессии и что ее предположение о том, что фрустрация всегда вызывает агрессию, неверно.

Berkowitz (1965) утверждает, что гипотезы фрустрации-агрессии недостаточно, чтобы спровоцировать агрессивное поведение, и для проявления агрессии необходимы социальные сигналы (например, триггеры окружающей среды).

Оценка объяснения агрессии с помощью теории социального обучения

Давайте рассмотрим некоторые сильные и слабые стороны объяснения агрессии с помощью теории социального обучения.

Сильные стороны

Исследование Бандуры было повторено несколько раз, что делает его результаты надежный . В исследовании Бандуры использовался большой размер выборки, что облегчает обобщение результатов для населения.

Исследование Филлипса (1986) поддержало исследование Бандуры. Уровень убийств увеличился примерно через неделю после того, как по телевизору показали боксерский поединок. Это открытие показывает нам, что насилие, свидетелями которого были люди, повлияло на их поведение.

Слабости

Большая часть исследований Бандуры проводилась на особенно внушаемых детях. В результате мы не сможем экстраполировать его результаты на взрослое население. Может быть неэтично ставить детей в ситуацию, которая преднамеренно побуждает их к агрессивным действиям. Их подражание взрослым участникам остается подлинным, как и любое получаемое ими подкрепление, которое может подсказать им, что агрессия желательна.

Некоторые дети (и люди в целом) могут быть более агрессивными по своей природе, чем другие, или небрежно относиться к следованию образцам для подражания, что может означать, что выводы Бандуры не соответствуют действительности. Теория социального обучения опирается на то, что человек изучает и наблюдает за рассматриваемым поведением. Тем не менее, некоторые виды агрессивного поведения являются мгновенными реакциями на спусковой крючок, что позволяет предположить наличие какой-то врожденной черты агрессии, которой не учат, что противоречит теории социального научения.

Оценка деиндивидуализации Объяснение агрессии

Рассмотрим некоторые сильные и слабые стороны деиндивидуализации.

Сильные стороны

Поддержка исследований предоставляет доказательства деиндивидуализации как объяснения агрессии. Дейнер и др. (1976) наблюдали, как американские дети угощают или угощают на Хэллоуин.

Когда дети в масках ходили в дома людей большими группами, они с большей вероятностью проявляли антиобщественное поведение (воровали сладости и деньги). Это исследование имеет высокую экологическую достоверность, поскольку в нем рассматривалось естественное поведение в естественной среде, доказывающее, что деиндивидуализация может привести к агрессивному поведению в реальном мире.

Слабости

Герген , Герген и Бартон (1973) исследуют вопросы деиндивидуализации как объяснения агрессии. Они поместили шестерых мужчин и шесть женщин, которые были незнакомы друг с другом, в темных или освещенных комнатах. Они обнаружили, что за последние 15 минут люди в фотолаборатории начали проявлять физическую активность: половина из них обнималась, некоторые вступали в интимные отношения, а 80% признавались в возбуждении, поскольку обычные нормы близости в фотолаборатории не применялись.

Таким образом, деиндивидуализация не всегда ведет к агрессии, но может привести и к просоциальному поведению. Так это адекватное объяснение?

Кроме того, теория деиндивидуализации не учитывает биологические факторы, которые, как доказано, играют роль в агрессии, например, гормон тестостерон, вариант гена МАОА, нейротрансмиттеры и т. д. Таким образом, эта теория не включает все типы агрессивного поведения.


Социально-психологическое объяснение агрессии – основные выводы

  • Агрессия — это физическое или психологическое поведение, направленное на причинение вреда тем, кто не желает причинения вреда (Baron & Richardson, 1994).