Акцентуации характера по шмишеку описание: Недопустимое название — Psylab.info

Обработка результатов по опроснику Г. Шмишека

Ключ к опроснику Г. Шмишека

Подсчитайте количество ответов «Да» (+) на одни указанные вопросы и количество ответов «Нет» (—) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.

Шкала №1

Гипертимный тип акцентуации

Умно­жить показатели шкалы

+ («Да»):

— («Нет»):

1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

нет

умно­жить значе­ние шкалы на 3

Шкала №2

Застревающий тип акцентуации

+ («Да»):

— («Нет»):

2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81

12, 46, 59

умно­жить значе­ние шкалы на 2

Шкала №3

Эмотивный тип акцентуации

+ («Да»):

— («Нет»):

3, 13, 35, 47, 57, 69, 79

25

умно­жить значе­ние шкалы на 3

Шкала №4

Педантичный тип акцентуации

+ («Да»):

— («Нет»):

4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

36

умно­жить значе­ние шкалы на 2

Шкала №5

Тревожный тип акцентуации

+ («Да»):

— («Нет»):

16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

5

умно­жить значе­ние шкалы на 3

Шкала №6

Циклотимный тип акцентуации

+ («Да»):

— («Нет»):

6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

нет

умно­жить значе­ние шкалы на 3

Шкала №7

Демонстративный тип акцентуации

+ («Да»):

— («Нет»):

7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88

51

умно­жить значе­ние шкалы на 2

Шкала №8

Возбудимый тип акцентуации

+ («Да»):

— («Нет»):

8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

нет

умно­жить значе­ние шкалы на 3

Шкала №9

Дистимический тип акцентуации

+ («Да»):

— («Нет»):

9, 21, 43, 75, 87

31, 53, 65

умно­жить значе­ние шкалы на 3

Шкала №10

Экзальтированный тип акцентуации

+ («Да»):

— («Нет»):

10, 32, 54, 76

нет

умно­жить значе­ние шкалы на 6

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации равен 24 баллам.

Вывод о степени выраженности акцентуации делается на основании следующих показателей по шкалам:

0-12 – тип акцентуации не выражен;  

13-18 – тенденция к тому или иному типу акцентуации;

19-24 – выраженность типа акцентуации.

Перед интерпретацией полученных данных необходимо построить график – профиль типов акцентуаций характера, обратив внимание на то, как расположились полученные точки

Начинать делать выводы следует с общего вида графика – профиля кривой (на оси y – отметить баллы по каждой из 10-ти шкал опросника; на оси x – обозначение каждого из 10 типов акцентуаций), обращая внимание на то, как расположились полученные точки (показатели типов акцентуаций) относительно нижнего и верхнего предела нормы, то есть границы 12 и 18 баллов.

Возможно несколько вариантов графика.

Вариант 1. Все или практически все точки на графике оказались значительно ниже предела 12 баллов (от 0 и до 8 баллов).

В этом случае есть два направления интерпретации данных:

1. Перед нами личность, которая стремится показаться социально нормативной. Обычно такие люди демонстрируют сниженную самокритичность, неискренни. В этом случае данные о чертах характера человека, прошедшего тестирование, недостоверны.

2. Перед нами человек, лишенный привлекательной индивидуальности, пассивный, эмоционально обедненный. Такой человек старается уединиться, быть неприметным, медлителен. Он вряд ли станет лидером в коллективе, предпринимателем или борцом за идеи. Но за него можно и не беспокоиться: он не отважится на интриги, авантюры, вряд ли резко проявит свои эмоции. Исследования позволяют утверждать, что у подобных людей могут возникнуть сложности в преодолении трудных жизненных обстоятельств.

Вариант 2. Большинство значений акцентуированных черт характера оказались на уровне или выше 19 баллов

(19 и выше). По всей вероятности, перед нами сложный в общении человек, со многими «острыми» углами, но не исключено, что в тоже время это яркая личность.

Вариант 3. Графическая кривая имеет отчетливый «зубчатый» профиль – высокие показатели чередуются с пониженными. Такой график, как правило, встречается у людей с определенными характерологическими достоинствами и недостатками, которые могут создавать трудности в коммуникативном и воспитательном плане.

Интерпретируя показатели акцентуаций, нельзя рассуждать прямолинейно: чем они меньше, тем лучше. Сказанное относится к интерпретации почти всех акцентуированных черт — на это следует обращать внимание, анализируя каждую из них отдельно.

Следует понимать, что акцентуация отражает крайнее состояние нормы, не является патологией и в целом характеризует сильную выраженность отдельных черт характера, что указывает на повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий. Акцентуация затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно подчеркнуть, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью (!) к другим воздействиям в ситуации социальной адаптации в других ситуациях.

Подробное описание типов акцентуаций характера, особенностей их проявления в общении и поведения личности

1. Гипертимный тип отличается активностью, энергичностью, оптимизмом, беззаботностью, склонностью к риску, новизне, стремлением к лидерству. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Склонны к повышенной раздражительности. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Очень высокие показатели по этой шкале (22 – 24 балла) свидетельствуют о мощной физической и психической энергии. Однако этот факт имеет как положительное, так и негативное следствие. С одной стороны, гипертимность – важное условие активности человека, благодаря которому он обычно достигает успехов, продвигается в карьере, становится руководителем и неформальным лидером, а с другой – при столь интенсивном проявлении гипертимности нередко личность становится сверхактивной, старается привлечь к себе внимание любой ценой.

Привлекательные черты: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.

Отталкивающие черты: легкомысленность, несерьезное отношение к обязанностям, раздражительность в кругу близких людей.

Ситуации, в которых возможен конфликт:

Противопоказаны монотонность, одиночество, условия жесткой дисциплины, постоянные нравоучения могут вызвать гнев.

Предпочитаемая деятельность:

Работа, связанная с постоянным общением: организаторская деятельность, служба сбыта, спорт, театр. Склонны к смене профессий, места работы.

2. Застревающий тип отличается длительностью переживаний какого-либо чувства, настойчивостью, упрямством, трудностью от переключения с одной проблемы на другую. Его характеризует склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее. Для него характерна жесткость установок и взглядов. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

Чем меньше показатели застреваемости, тем лучше. 19 и более баллов набирают люди, готовые к недружелюбным выпадам, находящиеся в состоянии постоянной защиты своего «Я». При этом некоторые личности достаточно самокритичны и признают склонность к затяжным аффектам, искренне бы хотели избавиться от такой черты характера. Другие, напротив, недооценивают коммуникативные издержки данного качества, защищают его в себе и находят различные доводы, чтобы не изменять себя.

Привлекательные черты: стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, устойчивые взгляды.

Отталкивающие черты: обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, ревнивость.

Ситуации, в которых возможен конфликт:

Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствия к достижению честолюбивых целей.

Предпочитаемая деятельность:

Работа, дающая ощущение независимости и возможности и проявить себя. Необходимо развивать гибкость.

3. Эмотивный тип отличается тонкостью эмоциональных реакций, проницательностью, отзывчивостью, чувствительностью, тревожностью, глубокими реакциями в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность. Люди этого типа редко вступают в конфликты. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.

Высокие показатели (22 – 24 балла) свидетельствуют о склонности человека концентрироваться на пережитом. В пределах 12 – 14 баллов можно предположить выраженность впечатлительности у человека, который адекватно откликается своими эмоциями на жизненные события. Низкий показатель эмотивности свидетельствует о душевной холодности, неспособности эмоционально откликаться на происходящее.

Привлекательные черты: альтруизм, сострадание, жалостливость, радуются чужим удачам; исполнительны, с высоким чувством долга.

Отталкивающие черты: крайняя чувствительность, слезливость.

Ситуации, в которых возможен конфликт:

Конфликты с близким человеком, смерть или болезнь родных воспринимается трагически. Противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей.

Предпочитаемая деятельность:

Сфера искусств, медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями.

4. Педантичный тип характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, формализму. Охотно уступает лидерство другим людям.

Интерпретация показателей требует особой осторожности и привлечения дополнительных наблюдений за человеком, прошедшем тестирование. Завышенные показатели педантичности (22 – 24 балла) характерны для людей, стереотипность и негибкость мышления которых оказывают деструктивное влияние на совместную деятельность с другими людьми. Заниженные показатели (4 – 8 баллов) встречаются у людей недисциплинированных, несобранных.

Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах и чувствах, ровное настроение.

Отталкивающие черты: формализм, стремление переложить принятие важного решения на других.

Ситуации, в которых возможен конфликт:

Ситуации личной ответственности за важное дело, недооценка их заслуг, склонность к навязчивостям.

Предпочитаемая деятельность:

Профессии, не связанные с большой ответственностью, не склонны менять место работы.

5. Тревожный тип отличается ощущением беспокойства, внутренней напряженности, склонен ожидать неприятности. Для данного типа характерны постоянные сомнения в правильности своих поступков и мыслей, чувство собственной неполноценности. Свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, неуверенность в себе. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Характерные для людей данного типа обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.

Повышенные показатели по данному типу акцентуации – более 20 баллов – свойственны мнительным людям, настороженным, как правило, весьма сдержанно, с подозрением относящимся к малознакомым партнерам. Существенное значение имеет то, как показатели тревожности соотносятся с импульсивностью. При повышенной тревожности и относительном уровне импульсивности люди сдержанны в общении, держатся от других как бы на дистанции. Они сдержанно проявляют свои чувства, открыто не показывают эмоциональные реакции как положительные, так и отрицательные. Низкий уровень тревожности (не более 8 баллов) – явление двойственное: у одних это свидетельство молодости и оптимизма, например, у студентов университета, а у других – признак поверхности эмоционально-чувственной сферы.

Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

Отталкивающие черты: боязливость, мнительность.

Ситуации, в которых возможен конфликт:

Ситуация, страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений противопоказаны.

Предпочитаемая деятельность:

Не рекомендуется быть руководителем, принимать ответственные решения, так как принятие решения вызовет затруднения.

6. Циклотимный тип отличается частыми периодическими сменами настроения, а также зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают у него картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. Настроение влияет на самооценку.

Данный тип акцентуации свидетельствует о врожденности перепадов энергии у человека: чем выше показатель, тем ярче и чаще наблюдается смена двух фаз – подъема и упадка внутренних сил. Завышенный показатель (22 и более баллов) отмечается у людей, поведением которых управляет внутренняя «биохимическая лаборатория», а не логика внешних обстоятельств или отображения необходимости.

Ситуации, в которых возможен конфликт:

В период подъема ведет себя как люди с гипертимным типом акцентуации, в период спада – как люди с дистимическим типом акцентуации. В период спада обостренно воспринимают неприятности.

Предпочитаемая деятельность:

Интересы зависят от цикла настроения. Склонны к разочарованию в профессии, смене места работы.

7. Демонстративный тип отличается эгоцентричностью, жаждой признания, оригинальностью, стремлением быть в центре внимания. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, направленному на приукрашивание своей личности, авантюризму, артистизму. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей личности, жажда власти, похвалы. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии глубоких чувств. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение.

Завышенные показатели – более 20 баллов свидетельствуют одновременно о яркости и сложности натуры. Выраженная демонстративность в сочетании с хорошим интеллектом является предпосылкой профессиональных достижений, коммуникативности и привлекательности человека. Пониженный уровень демонстративности – менее 10 баллов отмечается у людей с низким показателем гипертимности, что свидетельствует о слабости энергетических ресурсов. Низкий уровень демонстративности отмечается у представителей таких профессий, для которых не требуется быть оригинальной личностью.

Привлекательные черты: обходительность, упорство, целенаправленность, актерское дарование, способность увлечь других, неординарность.

Отталкивающие черты: эгоизм, хвастливость, отлынивание от работы, склонность «заболевать» в самые ответственные и трудные моменты, склонность к самоуверенности и высоким притязаниям.

Ситуации, в которых возможен конфликт:

Ситуации ущемления интересов, недооценка заслуг.

Предпочитаемая деятельность:

Замкнутый круг общения, однообразная работа угнетают. Благоприятна работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами.

8. Возбудимый тип отличается агрессивностью, упрямством, раздражительностью, властностью, требовательностью, неуживчивостью, неудержимостью. Для данного типа характерна повышенная импульсивность, угрюмость, склонность к конфликтам. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений.

Завышенные показатели свидетельствуют о неуправляемости, невыдержанности личности, проявляющейся в резкости поведения, грубости в ответ на критику, на ущемление личных интересов и потребностей. Средние показатели возбудимости (10 – 12 баллов) – условие эмоциональной отзывчивости личности, когда она достаточно гибко и заметно для окружающих реагирует на происходящее. Сниженный показатель возбудимости (7 – 9 баллов) выявляется у людей, почти безразличных к происходящему и прежде всего к тому, что не касается их лично. Их отношение к происходящему «здесь» и «сейчас» не окрашено эмоционально, и часто это создает впечатление равнодушия, безучастности.

Привлекательные черты: вне приступов гнева – добросовестность и аккуратность.

Отталкивающие черты: раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева, ослабленный контроль над влечениями.

Ситуации, в которых возможен конфликт:

Склонность к конфликтам по незначительным поводам, к невротическим срывам, нравоучениям, к асоциальным поступкам.

Предпочитаемая деятельность:

Физический труд, атлетические виды спорта. Из-за неуживчивости часто меняют место работы. Необходимо развивать выдержку, самоконтроль.

9. Дистимический тип отличается серьезностью, частой подавленностью настроения, пессимистичным отношением к будущему, предчувствием неприятностей. Для этого типа характерны медлительность, слабость волевого усилия, заниженная самооценка, низкая контактность. Люди такого типа обычно избегают общества, шумной компании, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

Данный тип акцентуации связан с заторможенностью нервных процессов, постоянным пониженным настроением, сосредоточением на мрачных, печальных сторонах жизни. Низкий уровень дистимии сочетается с высоким показателем гипертимии.

Привлекательные черты: серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость.

Отталкивающие черты: пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива».

Ситуации, в которых возможен конфликт:

Ситуации, требующие бурной деятельности; смена привычного образа жизни противопоказана.

Предпочитаемая деятельность:

Работа, не требующая широкого круга общения.

10. Экзальтированный тип отличается способностью восторгаться, восхищаться, ощущением счастья, радости. Эти чувства у людей данного типа часто возникают по причине, которая у других не вызывает большого подъема. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, проявляют яркость и искренность чувств. Подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

Очень высокие показатели акцентуации (20 и более баллов) свидетельствуют о склонности личности проявлять эмоциональные крайности. На факты, события и поступки других ей свойственно реагировать слишком открыто, преувеличенно однозначно. Средние показатели экзальтированности (12 – 14 баллов) свидетельствуют о способности личности адекватно откликаться эмоциями и чувствами на происходящее. Слишком низкий показатель экзальтированности (менее 8 баллов) является признаком скованности эмоций и чувств.

Привлекательные черты: альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств.

Отталкивающие черты: чрезмерная впечатлительность, паникерство, подверженность отчаянию.

Ситуации, в которых возможен конфликт:

Неудачи, горестные события воспринимают трагически.

Предпочитаемая деятельность:

Сфера искусств, художественные виды спорта. Профессии, связанные с близостью к природе.

Характерологический опросник


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Характерологический опросник

(по К. Леонгарду и К. Шмишеку)

Опросник предназначен для выявления акцентуаций характера, т. е. определенного направления характера. Включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.

Возможно, применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации.

Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается. Обработка результатов осуществляется раздельно по каждой акцентуации характера (таблица 1).

Максимальное количество баллов (при округлении их числа до целого) — 80, минимальное — 20 баллов, — по каждой акцентуации.

По определению К. Леонгарда, акцентуация означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пограничную с психопатиями. Однако от последних акцентуации отличаются тем, что отсутствует однозначная определенность их проявления во всех без исключения ситуациях взаимодействия человека с миром: поведение человека остается вариабельным как в пространстве (взаимодействия), так и во времени. Таким образом, акцентуации характера не ограничивают возможностей социальной адаптации человека, хотя и определенным образом «окрашивают» его поведение.

Несмотря на обширные исследования в области акцентуаций личности и характера, до сих пор не сложилось окончательного представления даже о количестве возможных акцентуаций, не говоря об их однозначном описании.

К. Леонгард предложил свести число акцентуаций к десяти.

Обработка результатов применения этого опросника осуществляется с различной мерой объема интерпретации. Довольно редко встречается такое, что какая-то акцентуация отсутствует полностью, — обычно следует выписать все результаты в порядке их выраженности и, построив различного рода профили и диаграммы, проанализировать вначале взаимоотношение акцентуаций, а затем, из сложившегося общего понимания характера конкретного человека, сконструировать его описание из приводимых описаний отдельных акцентуаций.

Полезно перед проведением работы по опроснику К. Леонгарда – Г. Шмишека уже иметь данные по опросникам Г. Айзенка и Р. Кеттелла.

Описание акцентуаций по К. Леонгарду строится по следующему плану:

1.) номер акцентуации,

2.) ее название,

3.) название типа по К. Леонгарду,

4.) общее описание,

5.) описание черт личности и характера человека, привлекательных по первому впечатлению;

6.) описание «конфликтных» черт человека;

7.) указание ситуаций, наиболее благоприятных и наиболее конфликтогенных для человека, обладающего описываемой акцентуацией: для краткости последние и черты личности обозначаются: «+» или «- » ситуации (черты).

Описание акцентуаций по К. Леонгарду.

1.Гипертимическая, гипертимный тип: от слова «тимус» — настроение, фон которого постоянно повышен. Отличаются большой подвижностью, самостоятельностью, недостатком чувства дистанции ко взрослым. У них всегда хорошее настроение. Такое настроение у них гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким тонусом, цветущим внешним видом. Большое стремление к самостоятельности может привести к конфликтам. Характерны вспышки гнева, особенно когда встречается сильное противодействие им. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое окружение, место работы; предприимчивые и увлекающиеся.

+ч.: Общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным проблемам, эрудированность.

-ч.: Импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе.

+с.: Трудовое общение, множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без их глубокой проработки.

-с.: Необходимость спокойного анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, однообразие обстановки.


2. Проективная, возбудимый тип: от бессознательного и сознательного переноса собственного состояния вовне, в силу чего поведение таких людей иногда непредсказуемо. Отличаются непослушность в детстве, трудностью регуляции своего поведения. Неспособны сами занять себя, плохо переносят одиночество. Недостаточная инициативность не позволяет занять им место в лидерах. Равнодушны к будущему, целиком живут в настоящем. Реакция возбуждения гасится с трудом, могут быть опасны окружающим. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление, контроль над своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности, какой — либо мыслью, идеями.

+ч.: Энергичность, деловитость, инициативность, домовитость, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным.

-ч.: Раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, способность «поднять руку», безудержность в увлечениях.

+с.: Ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве.

-с.: Ситуации обвинения, противодействия, морального и материального ущерба.
3. Эмоцентрическая, эмотивный тип: Наиболее выраженная черта – сопереживание другим людям или животным. Это люди обладающие мягкосердечием, легко прощающие недостатки и сами идут на примирение в конфликте. Они особо относятся к природе. Эмоции доминируют в содержании мотивации поведения, – любое событие, свой вклад в него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность чувств, склонность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание помочь делом.

+ч.: Добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность.

-ч.: Крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенство, неумение увидеть главное, увязание в деталях.

+с.: Общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения в переживания других, отсутствие формальных ограничений общения и труда и объективного контроля.

-с.: Проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких людей и руководства.
4. Дистимическая, депрессивная; дистимический тип – с преимущественно пониженным настроением, что свойственно тихим, пессимистичным людям, иногда просто лелеющим отрицательные переживания событий или апатичное к ним отношение. Отличаются подавленным настроением, пессимистическим отношением к будущему, угрюмостью. Избегают шумные, веселые компании.

+ч.: Серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости.

-ч.: Инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться вместе с окружающими, поддерживать группу.

+с.: Профессии типа «Человек — знаковые системы», «Человек — природа», не требующие, однако, работы на скорость.

-с.: Необходимость быстро реагировать на изменения обстановки, менять способы работы, быстро принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми.
5. Невротическая, невротический; тревожно-боязливый тип — тип с повышенной склонностью к страхам, чаще диагностируемый у детей и женщин. Такие дети боятся темноты, животных, сторонятся шумных игр, испытывают чувство робости, застенчивы. У них рано формируется чувство долга, ответственности. С детства им свойственна чувствительность, обидчивость, застенчивость, что мешает им общаться. Даже незначительные события, нарушающие сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка таких людей понижена, а оценка других людей завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается «высасыванием из пальца» поводов для беспокойства.

+ч.: Обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбность, надежность и постоянство привязанностей.

-ч.: Тенденция «прилипать» к обстоятельствам и к людям, неумение давать отпор, растерянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на несправедливое, но зато привычное течение событий.

+с.: Однозначные отношения с другими людьми, преимущественно благоприятные; точно определенные права и обязанности, ненужность инициативы, лидерства и дополнительного общения.

-с.: Несправедливые обвинения со стороны других, насмешки, необходимость определиться в отношениях, особенно с новыми людьми.
6. Аффективно-экзальтированный тип, интроективная акцентуация: Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью», причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей. Со стороны такое поведение воспринимается как «поза», но, например, глубокая религиозность или страсть к искусству таких людей исключают предположения об их притворстве. Высокая способность восторгаться, восхищаться. Улыбчивы, счастливы. С другой стороны также легко попадают в отчаяние, несчастье.

+ч.: Эмоциональность, выразительность оценок и действий.

-ч.: Несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.

+с.: Возможность иметь «пищу» для чувств, работа «на износ».

-с.: Монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями, неприятие чувств и «глубины» ситуации.
7. Циклотимическая, аффективно-лабильный тип: постоянная неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций; способность сегодня быть приветливым, завтра — окатить холодом или вообще сделать вид, что люди ему не знакомы. Можно выделить 2 типа циклоидной акцентуации: 1)типичные и 2) лабильные циклоиды.

1)В детстве производит впечатление гипертимной акцентуации, но в период пубертатного скачка – вялость, упадок сил. На замечание и укоры отвечают раздражением, однако впадают в депрессию, которая порой может закончиться суицидными попытками.

2)Фаза смены настроения у них короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более наполненным дурным настроением. В период подъема имеют выраженное желание иметь друзей, самооценка формируется постепенно по мере того, как накапливается опыт переживаний. Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно.

+ч.: Нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности.

-ч.: Погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок.

+с.: Индивидуальный тип труда, отшельнический образ жизни.

-с.: Ситуации лишения привычной обстановки, работа по заданию и в срок, необходимость в широком общении с людьми по условиям труда.
8. Паранойяльная, застревающий, неустойчивый тип: иногда называется «неуравновешенным», что искажает его сущность, состоящую в стойкости аффектов, и, в то же самое время, — в их спонтанности, что и приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием». Чувствителен к обидам и огорчениям, долго переживает произошедшее. Отличаются мстительностью, сильно развитым честолюбием, что часто приводит к настойчивому отстаиванию своих интересов. Если складывается система «застреваний», то человек становится «борцом за идею, за правду, за честь и отмщение». Обладают великим упорством в достижении своих целей. Часто страдают от мнимой несправедливости по отношению к ним. В связи с этим проявляют настороженность и недоверчивость по отношению к людям.

+ч.: Принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование.

-ч.: Спонтанность привязанностей и обид, подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерные требования к окружающим.

+с.: Ситуации признания заслуг, поощрения привязанностей, следования его примеру.

-с.: Сомнение в ценности идей и привязанностей, уличение в несправедливом отношении к миру.
9. Ригидная, педантичный тип: гипертрофия упорядоченности внутреннего и внешнего, аккуратность и добросовестность, пунктуальное выполнение заданий, допускающее, однако, манкирование ими, если качественно и в срок они объективно невыполнимы. Характеризуется постоянным сомнением в правильности выполнения работы. Пунктуален, аккуратен, усидчив. От излишней педантичности может иметь низкую самооценку, неуверенность.

+ч.: Обязательность, ровное настроение, надежность, порядочность.

-ч.: «Занудливость», буквоедство, формализм, ненужная дотошная перепроверка себя и других, нерешительность в неопределенных ситуациях.

+с.: Возможность реализации заданий в соответствии с инструкциями или определенными требованиями обстановки, стабильность отношений.

-с.: Требования самостоятельных и нестандартных решений в неопределенной обстановке.
10. Акцентуация вытеснения, демонстративный тип: человек в маске собственного собеседника, человек – зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии и самоотречения от возможности иметь большее постоянство своего внутреннего мира. Беспредельный эгоцентризм. Ненасытная жажда постоянно внимания к собственной особе. Особенно их отягощает быть незамеченным. Склонны к лживости и фантазерству для приукрашивания личных черт. Обладают патологической способностью к вытеснению. Способен к самооговору.

+ч.: Эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств.

-ч.: Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотложных вопросов, уходить в болезнь.

+с.: Возможность устроить «шоу», быть на сцене в широком смысле слова, торговать, распоряжаться, «заботиться» о других.

-с.: Возможность раскрытия игры и обмана, недооценка «зрителями», ущемление права быть «звездой», равнодушие.

Таблица 1.



Название типа характера по К. Леонгарду

Название акцентуации

Ключ акцентуации и коэффициент нормирования

Оценка акцентуации

1.

Гипертимный

Гипертимическая

2,5 X (сумма баллов по в.в.1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77).

2.

Возбудимый

Проективная

1, 67 X (сумма баллов по в.в 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78, 81).

3.

Эмотивный

Эмоцентрическая

2,5 X (сумма баллов по в.в. 3, 13, 25, 35, 47, 57, 69, 79).

4.

Дистимический

Дистимическая (депрессивная)

2,5 X (сумма баллов по в.в. 9, 21, 31, 43, 53, 65, 75, 87).

5.

Тревожно –боязливый

Невроти­ческая

2,5 X (сумма баллов по в.в. 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82).

6.

Аффективно – экзальтированный

Интроективная

5 X (сумма баллов по в.в.

10, 32, 54, 76).


7.

Аффективно – лабильный

Циклотимическая

2,5 Х (сумма баллов по в.в. 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84).

8.

Застревающий (неуравновешенный)

Паранойяльная

2,5 Х (сумма баллов по в.в. 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86).

9.

Педантичный

Ригидная

1,67 Х (сумма баллов по в.в. 4, 14, 17, 26, 36, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83).

10

Демонстративный

Вытеснения

1,67 Х (сумма баллов по в.в. 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88).

Каталог: wyswyg -> file
file -> Учебный план (Приложение 4)
file -> Перечень тем выпускных квалификационных работ
file -> В туристском вузе
file -> Филиппова кристина Александровна Формирование самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности
file -> Управление позиционированием и устойчивым развитием туризма в регионе (на примере Республики Татарстан) 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством
file -> На правах рукописи воробьева марина Вячеславовна
file -> Должностная инструкция
file -> Должностная инструкция
file -> А. Г. Свинаренко
file -> Примерные вопросы к зачету по культурологии


Скачать 498.31 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

СВЯЗИ СТРОЕНИЯ ТЕЛА И РАЗМЕРНЫХ ПАРАМЕТРОВ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЛИЧНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ЖЕНЩИН С ЭКТОМОРФНЫМ СОМАТОТИПОМ

И. И. Андриевский, О. А. Серебренникова, Шаюк А.В., Ковальчук В.В., Лихицкий О.О.

Об авторе: Андриевский И.И., О.В. А. Серебренникова, А.В. Шаюк, В.В. Ковальчук, О.О. Лихицкий
Рубрика КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
Тип изделия Научная статья
Аннотация У практически здоровых украинок эктоморфного соматотипа установлены множественные, преимущественно средней силы корреляции показателей акцентуации характера по Шмишеку с большинством размеров головы и поперечных размеров тела и половинным обхватом тела; а также шкалы общего интернальности, уровня субъективного контроля, уровня субъективного контроля в сфере достижений, в сфере семейных отношений, в сфере образовательных (профессиональных) отношений и в сфере здоровья и болезни по к Rotter с наибольшими продольными, обхватными размерами тела и показателями толщины кожной складки. Установлены множественные корреляции средней силы для циклотимического, возбудительного и экзальтированного акцентуационного типов характера по Шмишеку с наиболее продольными размерами тела.
Теги корреляции, здоровые женщины эктоморфного соматотипа, личностные показатели, антропосоматотипологические индексы
Библиография
  • Бунак В.В. Антропометрия. М.: Наркомпрос РСФСР, 1941.
  • .
  • Пашкова И.Г., Гайворонский И.В., Никитюк Д.Б. Соматотип и компонентный состав тела взрослого человека. Санкт-Петербург: СпецЛит, 2019.
  • .
  • Райгородский ДЯ. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. БАХРАХ-М Самара, 2015. 9 с.0041
  • Anderl C, Hahn T, SchmidtAK, et al. Соотношение ширины лица к высоте предсказывает психопатические черты у мужчин. Личность и индивидуальные различия. 2016; 88:99-101. doi: 10.1016/j.paid.2015.08.057
  • Андриевский И.И., Серебренникова О.А., Гунас И.В., Черкасова О.В., Кириченко В.И. Корреляции антропо-соматотипологических показателей с показателями личностных качеств практически здоровых женщин Украины. Биомедицинская и биосоциальная антропология. 2019; 37:22-31. дои: 10.31393/bba37-2019-04
  • Андриевский И.И., Серебренникова О.А., Кириченко И.М., Жученко И.И., Гунас В.И. Взаимосвязь показателей строения тела и размеров тела с личностными показателями практически здоровых женщин с мезоморфным соматотипом. Биомедицинская и биосоциальная антропология. 2020; 39:35-44. doi: 10.31393/bba39-2020-06
  • Картер Дж.Л., Хит Б.Х. Соматотипирование – разработка и приложения. Издательство Кембриджского университета, 1990.
  • .
  • Габарре-Мир Дж., Наварро-Пастор Дж.Б., Габарре-Арменгол С., Эстаун-Феррер С. Бизигоматическая ширина и ее связь с социальными и личностными чертами у мужчин. Международный журнал морфологии. 2017;35(3):1037-42.
  • Герреро Д., Габарре-Арменгол С., Наварро Дж. Б., Габарре-Мир Дж. Импульсивность и ее связь с наклоном лба. Международный журнал морфологии. 2016; 34(3):990-6. doi: 10.4067/S0717-95022016000300029
  • Хартманн С., Зигрист М. Продольное исследование взаимосвязи между личностными чертами Большой пятерки и восприятием размера тела. Изображение тела. 2015;14:67-71. doi: 10.1016/j.bodyim.2015.03.011
  • Hooda H. Личная черта добросовестности по отношению к антропометрическому соматотипу водных и неводных игроков. Международный журнал физиологии, питания и физического воспитания. 2019;4(1):2037-41. дои:
  • Jadoun BS, Chundawat MS. Исследование по сравнению различных компонентов соматотипа по отношению к скорости. Международный журнал физического воспитания, спорта и здоровья. 2017; 4(6):208-10. дои:
  • Лин А.С., Чанг С.С., Лин С.Х., Пэн Ю.К., Хву Х.Г., Чен В.Дж. Незначительные физические аномалии и черепно-лицевые показатели у пациентов с резистентной к лечению шизофренией. Психологическая медицина. 2015 г.; 45(9):1839-50. doi: 10.1017/S0033291714002931
  • Шим У., Ким Х.Н., Рох С.Дж. и др. Черты личности и индекс массы тела у корейцев. ПлоС один. 2014; 9(3):e90516. doi: 10.1371/journal.pone.0090516
  • Сутин А.Р., Терраччано А. Черты личности и индекс массы тела: модификаторы и механизмы. Психология и здоровье. 2016; 31(3):259-75. doi: 10.1080/08870446.2015.1082561
Публикация статьи «Мир Медицины и Биологии» №3(77), 2021 год, 016-021 стр., индекс УДК 572.087:159.922
ДОИ 10.26724/2079-8334-2021-3-77-16-21

Психологические особенности трудных подростков и порождаемая ими сложность учебного взаимодействия

Труды АРФА, т. 1, № 1, с. 1487-1496, doi: 10.3897/ap.1.e1412 Ими

Фарит Масгутович Юсупов

Соответствующий автор: Фарит Юсупов ( [email protected] )

© Фарит Юсупов.

Эта статья находится в открытом доступе и распространяется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (CC BY 4.0), которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии указания оригинального автора и источника.

Цитата: Юсупов Ф.М. (2019) Психологические особенности трудных подростков и порождаемая ими сложность учебного взаимодействия. В: Валеева Р. (Ред.) V Международный форум по педагогическому образованию, Казанский федеральный университет, Россия. 29-31 мая 2019 г. Труды ARPHA 1: 1487-1496. https://doi.org/10.3897/ap.1.e1412

Abstract

В статье обоснована необходимость психокоррекционной работы с трудным подростком на основе предварительного детального изучения его Личные характеристики. Исходя из этих соображений, автор поставил цель провести психологическое исследование, которое позволило бы выявить специфические личностные особенности трудных подростков, которые потенциально могут предопределять асоциальные особенности их поведения. 16-факторный опросник Кеттелла для молодежи (Кеттел, 19 лет).89) и тест Шмишека для оценки акцентуации характера (Леонхард, 2001) были взяты в качестве личных методик исследования.