Арт техники: Базовые техники арт-терапии | Институт повышения квалификации и переподготовки международной академии психологических наук

Содержание

увлекательные техники – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Состояние психического здоровья детей и подростков сегодня является важной задачей не только для родителей, но и для педагогического сообщества. Здоровый ребенок — это, прежде всего, творческий, жизнерадостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек.

Расскажем про несколько видов и увлекательных техник арт-терапии, которые отлично подойдут как маленьким детям, так и подросткам.

Классическая арт-терапия первоначально включала в себя такие виды визуального искусства, как живопись, лепку, фотографию, графику. Однако в современном мире появляются новые виды творчества и самовыражения. Сейчас популярны библиотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, видео- и аудиотерапия, маскотерапия, песочная терапия и многое другое. Мы остановимся на наиболее доступных и популярных видах творческой терапии.

Простые советы

  • Не забывайте, что арт-терапия — это творческий процесс. Главное — получение удовольствия, а не результат.
  • Позвольте вашему ребенку самому выбрать методику и материалы для арт-терапии. Как показывает практика, младшие дети чаще выбирают песок, а школьники — гуашь. 
  • Дети не должны испытывать затруднений во время творческого процесса. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Изотерапия

Самый популярный вид арт-терапии — это рисование. Для него подойдут самые разнообразные виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, кисти разных размеров и жесткости, пластилин и т.д. Существует несколько техник рисовательной терапии.

  • Марания — это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Марания по внешнему виду порой выглядит как деструктивные действия с красками, мелками, карандашами или пластилином. Однако игровая форма такого формата позволяет ребенку удовлетворить деструктивные влечения.
  • Монотипия
    — это базовая графическая техника. На гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.
  • Рисование на стекле. Вам понадобится гладкая стеклянная поверхность и краски (подойдут окно, стеклянный стол или зеркало). Детей увлекает сам процесс рисования: краска скользит мягко, ее можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в стеклянную поверхность и долго не высыхает. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности.

  • Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами. При помощи листьев, суховея, сыпучих материалов и клея ПВА создаются различные рисунки. На лист бумаги клеем наносится изображение. Затем сверху рассыпается материал, предварительно измельченный или растертый. Лишние, не приклеившиеся частички, стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, она способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

  • Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела — это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге. Способ очень ценится детскими психологами. 

Для более взрослых детей подойдут такие виды изотерапии, как рисование жидким акрилом или в технике алкогольных чернил.

  • Жидкий акрил или «Fluid Art» — это современный вид творчества, чья главная особенность заключается в том, что человеку не нужно иметь какие-либо навыки рисования, чтобы создать произведение искусства. В процессе задействованы такие чувства, как интуиция и креативность, а техника исполнения настолько проста, что новички учатся ей сразу. Рисование жидким акрилом можно порекомендовать тем, кто любит экспериментировать, любит абстрактные картины, мечтает научиться рисовать с нуля и нуждается в релаксации.

  • Алкогольные (спиртовые) чернила — это техника рисования специальными чернилами путем раздувания их феном по поверхности. Создание картин в этой технике похоже на создание причудливых узоров и форм в виде волнообразных геометрических фигур, а переливы краски создаются фактически сами собой. Все, что нужно художнику, — нанести краситель и проявить фантазию.

Цветной мир. Пособие для детей 5-6 лет.

Данное пособие входит в УМК «Ступеньки к школе», в котором представлена уникальная система развития школьно — значимых функций и подготовки детей к школе. Задания данного пособия позволят дошкольнику получить более полное представление о цветах и их сочетаниях, познакомят с приемами смешивания цветов, а также потренируют в нахождении геометрических фигур в сложном рисунке. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2014 г.). Текст в пособии предназначен для чтения взрослыми детям.

Купить

Песочная терапия

Кто из нас с вами не играл в детстве в песочнице? Детям полезно лепить фигурки из песка, ведь именно так можно развить мышление, фантазию и, что немаловажно, мелкую моторику пальцев. Кроме того в процессе работы с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

Работу с песком можно использовать как одному, так и в группе, если песочницу разделить на несколько участков. Таким образом достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе. Для занятий ребенку понадобится небольшая песочница, емкость с водой и множество различных формочек, чтобы малыш мог составив композицию на песке, описать и объяснить свое произведение искусства.

Танцевальная терапия

Эта методика позволяет раскрепостить ребенка не только физически, но и эмоционально. Здесь тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать и выразить свои чувства. В современной танцевальной терапии существуют самые разнообразные танцевальные стили. Их выбор зависит от физических и эмоциональных особенностей и предпочтений ребенка.

Танец может стать сильным терапевтическим средством, которое сможет раскрыть, развить и скорректировать не только физические, но и эмоциональные качества личности. 
Просто включайте любимую музыку и танцуйте вместе! Не предлагайте ребенку конкретных движений, пусть выбирает их сам. 

Музыкальная терапия

На сегодняшний день различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии ребенок прослушивает различные музыкальные произведения, соответствующие определенному психологическому и эмоциональному состоянию.

При активной музыкальной терапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений. Они могут петь в хоре, играть на музыкальных инструментах, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр. ) Особенно действенным методом является совместная музыкотерапия, которая не только раскрепощает ребенка, но и налаживает межличностные взаимодействия между родителем и ребенком.


Коллаж

Такая модель арт-терапии подойдет абсолютно каждому вне зависимости от возраста. А в особенности тем, кто не любит рисовать. Создание коллажа при помощи различных вырезок и иллюстраций помогает детям выразить свои желания и развивает креативность. У ребенка есть возможность разобраться в той теме, которая его волнует и кажется ему важной. Коллаж учит нас понимать себя и свои желания и наглядно их демонстрировать. 

Для создания коллажа понадобится большой лист бумаги и разные иллюстрации, вырезки из журналов, фотографии, этикетки, наклейки и все, что поможет образно выразить мысли. Можно определить тему заранее: твои желания, цели, чувства, настроение, мечты, наше лето, воспоминания о школе. 

Мы перечислили лишь некоторые виды и техники арт-терапии. Вы можете выбрать именно те, которые подходят вашему ребенку, исходя из его увлечений и интересов. Не забывайте, что использование арт-терапии может быть творческим поиском для ребенка, а также способом социальной адаптации. Помогите ребятам познать себя и окружающий мир при помощи искусства, фантазии и игры.

виды работы со взрослыми, описание и техники

К настоящему времени в сфере психотерапии сформировалось множество направлений и школ. Все они ставят своей целью помощь человеку справиться со своими проблемами, но используют разные методы, приемы и техники. Одним из наиболее популярных направлений стала арт-терапия, которая использует благотворное влияние на психику человека искусства и творчества.

Что такое арт-терапия: два направления

В буквальном смысле слова арт-терапия – это лечение с помощью искусства или творчества. Причем в ряде случаев речь идет не только о коррекции психических состоянии, но и о лечении психосоматических заболеваний, например, сердечно-сосудистой системы, или реабилитации после инсульта и инфаркта.

Арт-терапия: лечебное действие восприятия искусства

О благотворном влиянии искусства на психику людей известно давно. Еще в эпоху античности существовало понятие «катарсис» — очищение души через сопереживание героям пьесы или книги. Катарсис помогает «переработать» собственные отрицательные эмоции и тем самым облегчить душевные страдания, сделать их более возвышенными и светлыми.

Воздействие на сознание, формирование определенного настроения – это вообще одна из важнейших целей искусства, и к ней стремятся все художники, музыканты, писатели и т. д. Чем более талантливо произведение, тем большей силой оно обладает.

В широком понимании арт-терапия включает в себя управление психическими процессами, связанными с восприятием произведений искусства. Это направление психотерапевтической практики активно изучалось в еще первой четверти XX века, в том числе З. Фрейдом, К. Юнгом и отечественным психологом Л. С. Выготским.

В настоящее время в качестве вспомогательного средства в психотерапевтической практике используют, например, музыку для релаксации. Психологи рекомендуют посещение выставок художников и выступлений танцевальных коллективов для создания определенного эмоционального фона, снятия напряжения или, наоборот, пробуждения активности и жизненной силы.

Правильно подобранные произведения искусства способны создать определенное настроение, помочь в борьбе с депрессией, а также стать профилактикой психических и психосоматических заболеваний. Звуки, цвета, слова и ритмы воздействуют не только на сознание, но и на подсознание, вызывая из его глубин воспоминания и образы, которые могут оказывать очень сильное воздействие на сознание человека.

К сожалению, это направление арт-терапии сравнительно мало изучено, так как реакция каждого человека на то или иное произведение искусства очень индивидуальна. Поставленные Л. С. Выготским проблемы так и остались до конца нерешенными, поэтому арт-средства в психотерапии используются с осторожностью. Исключение составляет цветотерапия, которую можно рассматривать как отдельную область арт-терапии. Воздействие различных цветов на наше психическое и физиологическое состояние изучено хорошо и активно используется в психологической практике.

Гораздо большее развитие получило другое направление арт-терапии, которое опирается на практическую деятельность и непосредственную включенность человека в творческий процесс.

Арт-терапия: оздоравливающая сила творчества

Занятия разными видами творчества в целях психотерапии и просто для удовольствия становятся все более популярными. В книгах, посвященных арт-терапии, и на соответствующих сайтах перечисляется множество разнообразных видов художественного творчества, которые способны оказать благотворное влияние на психику. Среди них не только занятия музыкой, танцами, литературным творчеством и изобразительной деятельностью. Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству, которое настолько разнообразно, что каждый может найти занятие по вкусу: керамика и вышивка, вязание и пэчворк, резьба по дереву и художественная ковка, валяние игрушек из шерсти и многое другое.

Занятие этими видами деятельности уже само по себе повышает настроение и самооценку человека, делает жизнь ярче, полнее и позволяет найти друзей и сообщников. Но арт-терапия – это все же психологическая практика, и она принесет больше пользы, если занятия будет проводить специально подготовленный человек – психолог, увлекающийся художественным творчеством, или художник, получивший психологическое образование.

Учитывая разнообразие видов творчества, которое используется в арт-терапии, нет возможности подробно рассказать о каждом из них. Поэтому я остановлюсь на самом распространенном из них – на изо-терапии, основным средством которой является рисунок.

Арт-терапия для взрослых: как это работает

Изобразительная деятельность – это древнейший вид искусства, который изобрел человек. Сейчас доказано, что рисовать люди научились раньше, чем овладели членораздельной речью. Этот вид творчества оперирует зрительными образами, которые играют важную роль в нашей психике. В этой форме хранится основная масса информации, причем не только на уровне сознания, но и на самом глубинном, подсознательном уровне. А изобразительная деятельность – это тот канал, через который мы можем установить связь с подсознанием.

Создавая образы на бумаге, мы активизируем разнообразные психические процессы, которые помогают справиться подчас с самыми серьезными проблемами и заболеваниями. Еще З. Фрейд считал, что любое художественное творчество выполняет компенсаторную функцию и помогает людям справиться со своими психическими проблемами: комплексами, фобиями, состоянием фрустрации, депрессией и т. д.

Известный российский психофизиолог академик Н. Н. Николаенко успешно использует занятия изобразительной деятельностью для восстановления больных после тяжелейших черепно-мозговых травм, а также в комплексном лечении людей, страдающих от неврозов, депрессий и шизофрении. Об этом можно прочитать в его книге «Психология творчества».

Занятия рисованием и живописью полезны всем людям, вне зависимости от того, считает человек себя способным к этому или нет. Отсутствие способностей к изобразительной деятельности – вообще спорный вопрос, но это тема другого разговора. А в арт-терапии главное – не способности, не умение, а желание. Ведь вы рисуете не на выставку, а для гармонизации собственного состояния, поэтому вопрос «красивости» или качества здесь вообще не ставится.

Как бы вы ни рисовали, ваше творчество все равно будет производить психотерапевтический эффект. Причем его благотворное воздействие на психику осуществляется сразу по нескольким каналам.

  • Создавая на листе бумаги образы, человек устанавливает контакт со своим подсознанием. Там нередко хранятся травмирующие воспоминания, которые оказывают на нас давление и создают неблагоприятную психологическую атмосферу. Вынося травмирующие или беспокоящие образы на бумагу, человек не только освобождается от их воздействия, но и переосмысливает их, трансформирует, делает более понятными и менее болезненными.
  • Занимаясь изобразительной деятельностью, человек переосмысливает свои проблемы через призму творчества. Это помогает ему найти выход из сложной ситуации или смириться с неизбежным.
  • Рисование – это творческий процесс, и сопутствующее ему вдохновение создает в коре головного мозга тонизирующий очаг возбуждения. Он служит источником позитивной энергии и положительных эмоций, помогает преодолеть апатию и депрессию.
  • Изобразительная деятельность – способ самопознания и самовыражения. Создание графических и цветовых композиций позволяет лучше понять свои желания, цели, осмыслить свои проблемы и увидеть пути их решения.
  • Изобразительная деятельность помогает человеку почувствовать вкус к жизни. По признанию многих людей, начавших рисовать в зрелом возрасте, они по-другому, более позитивно взглянули на мир, увидели многое, что не замечали раньше.
  • Рисование активизирует образное мышление и работу правого полушария, тем самым способствуя развитию творческого потенциала.

Все это в совокупности помогает человеку обрести гармонию, прийти к согласию с окружающим миром и с самим собой. Ведь нередко именно внутренние конфликты делают нашу жизнь невыносимой.

Особенностью арт-терапии является также ее универсальный характер – она не только помогает человеку справиться с проблемами и найти выход из самых разных сложных ситуаций, но еще и не имеет противопоказаний. Занятия искусством не могут вам навредить, даже если вы занимаетесь самостоятельно, без руководства опытного психотерапевта.

Практика арт-терапии: принципы и техники

Главные цели арт-терапии – раскрытие внутреннего мира человека и создание максимально благоприятных условий для гармонизации личности. Поэтому так важна активность самого человека, желание погрузиться в мир творчества, почувствовать, как раскрывается сознание под воздействием изобразительной деятельности, танца или музыки.

Принципы арт-терапии

В практике арт-терапии не имеют никакого смысла утверждения «у меня нет способностей», «руки корявые» или «я не знаю, как это делается». Для успеха психологического воздействия нужно изменить отношение к творческой деятельности и рассматривать ее не как «показательные выступления» для других, а как способ самореализации. Избавление от ненужных страхов и комплексов невозможно без соблюдения ряда принципов:

  • Не спрашивайте «как», а просто делайте. В первую очередь, важен процесс, который всегда приведет к какому-то результату. Этот результат не может быть плохим или неправильным, так как является отражением, зеркалом вашего внутреннего мира.
  • Не стесняйтесь. Нередко у людей вызывают смущение даже сами упражнения арт-терапии, не говоря уж о собственных «каракулях». Перешагните через этот психологический барьер, освободите свое творчество, сделайте его увлекательной игрой и наслаждайтесь каждым движением карандаша или кисти по бумаге.
  • Осмысливайте результаты. Размышление над продуктом своего творчества (рисунком, композицией, скульптурой) – это необходимый этап арт-терапии. То, что вы сделали — источник информации о вас, ваших проблемах и путях их преодоления. Именно во время размышлений над результатом творчества приходят в голову самые верные мысли и находятся нужные решения.

Эффект «инсайта», прозрения – очень важный момент в арт-терапии. Его не создаст ни один психолог, каким бы классным специалистом он ни был. Это задача самого участника. Именно вы постигаете свой внутренний мир и делаете выводы.

Техники арт-терапии

Конкретных техник и упражнений, которые используются в арт-терапии, великое множество. Здесь я приведу в качестве примера лишь несколько из них.

Упражнение «Аватара»

Цель этого упражнение – создание условий для самопознания. Оно очень важно, так как часто мы совершаем ошибки, потому что не понимаем себя, своих желаний, проблем, не знаем сильных и слабых сторон.

Одно из значений понятия «аватара» — воплощение души. Это некий объект, который в вашем сознании ассоциируется с вами или символизирует вас. Кто-то выбирает животное, кто-то птицу или растение, а кто-то и неодушевленный предмет.

Найдите в мире то, что максимально полно отражает ваш внутренний мир, и нарисуйте этот объект. Не стремитесь к максимальному сходству с реальностью. Это не нужно, ведь ваша душа и, например, веселый щенок или раскидистая ива, не идентичны. Пусть ваша «аватара» будет ни на что реальное непохожа и уникальна, как уникальна ваша душа. Возможно, рисунок будет схематичный или похож на героя мультфильма. Это неважно. Главное, постарайтесь, чтобы работа отражала ваше состояние. Не забывайте о деталях, каких-то нюансах, подробностях. Не торопитесь, ведь это ваша аватара.

Закончив, внимательно рассмотрите рисунок, полюбуйтесь, поразмышляйте над ним. Почему вы выбрали именно этот образ? Откуда появились эти детали, цвета, украшения? Что вам больше всего нравится в образе? А что не нравится? Чтобы вы хотели поменять?

Упражнение «Образ цели»

У вас есть какая-то цель? То, к чему вы стремитесь, что влечет вас? К сожалению, многие не имеют четких представлений о своих целях, и это мешает их движению вперед. Традиционное: «Хочу много денег», — это не цель, а средство достижения цели. А вот какой?

Нарисуйте вашу цель. Если сначала у вас возникли затруднения – не смущайтесь, просто рисуйте, черкайте, выводите каракули. И постепенно они сложатся в осмысленный рисунок. Зафиксируйте образ не только в сознании, но и на листе. Проработайте все детали, раскрасьте цветными карандашами, постарайтесь сделать объемным.

Теперь вы уже видите цель, более того, она стала для вас реальной, ведь вы уже воплотили ее в материале, вы можете ее увидеть и пощупать. Еще раз полюбуйтесь на рисунок, похвалите себя и спросите, что вам нужно для достижения цели? Осталось совсем немного до ее полной реализации.

Упражнение «Жизнь как дорога»

В своей жизни нам довелось пройти много дорог – асфальтированных и проселочных, лесных тропинок и садовых дорожек. А какой дорогой вы видите саму свою жизнь?

Нарисуйте дорогу вашей жизни. Подумайте, откуда она начинается, через какие места она проходит, какая она сейчас, что находится на ее обочинах. И вообще, какая она? Мощенная кирпичом или утоптанная множеством ног, широкая или узкая?

Не спешите, вспоминайте, что вам встречалось на этой дороге. Рытвины и ухабы, ровные гладкие участки, подъемы и спуски? Что вы изобразите на обочинах этой дороги?

Внимательно рассмотрите свой рисунок, подумайте над ним. Ответьте себе, довольны ли вы дорогой, по которой идете? Может, есть смысл свернуть? Или вам явно не хватает новых людей, или зеленых насаждений? Какой бы вы хотели видеть вашу будущую дорогу, ведь она еще очень долгая?

Упражнение «Произвольное рисование»

Возьмите лист бумаги и карандаш (ручку), расслабьтесь, сделайте глубокий вдох, закройте глаза и начинайте рисовать. Рисуйте произвольно, не стараясь создать какой-то осмысленный образ. Разрешите вашей руке свободно двигать карандашом по бумаге, оставляя на ней разнообразные штрихи, каракули, переплетения линий и зигзаги.

Затем откройте глаза и внимательно рассмотрите получившийся рисунок. Что вы на нем видите? Какие образы возникают в хаосе линий? Дорисуйте детали, чтобы завершить увиденную картинку, сделайте четче контуры, закрасьте какие-то места цветными карандашами. Пусть из хаоса линий родится ваше настроение, ваше будущее, ваши надежды и ваше вдохновение.

Занимаясь самостоятельно, старайтесь разнообразить техники. Можно использовать технику пэчворк, создавая композицию из кусочков ткани, вышивку, лепку из глины или композиции из шерсти.

Многим, например, нравится создавать коллаж. Вырезав из журналов, рекламных буклетов, газет картинки и буквы, наклейте их на лист бумаги. Только обязательно четко сформулируйте цель, что вы хотите изобразить: настроение, цель, будущее, решение проблемы или что-то другое. Получившаяся композиция сделает ваши смутные ожидания более понятными и подскажет ответ на сложные вопросы.

Такая техника избавляет от неловкости людей, убежденных, что они не умеют рисовать. Но помните: создавать рисунок самостоятельно значительно полезнее, так как подключаются механизмы идеомоторной связи между рукой и разными участками коры головного мозга.

«Ни стыда ни совести»: 4 техники арт-терапии, которые сделают жизнь лучше

Кто я? Для чего я? Чего я хочу? Отвечать три этих вопроса хоть каждый день ещё до завтрака помогают тексты, рисунки и даже собственные носки. Как пользоваться арт-терапевтическими практиками в повседневной жизни и какое отношение они имеют к страху чистого листа — в колонке Евгении Пельтек, автора книги «Пишите — не пишите» — психологического руководства для авторов по работе с текстом и собой.

Как арт-терапия позволяет обходить цензуру сознания

Арт-терапия (дословно «исцеление творчеством») — направление психологической коррекции, которое помогает человеку диагностировать и разрешить внутренние конфликты, осознать и выразить подавленные чувства, обрести целостность. Арт-терапевтические практики сопровождают нас всю жизнь: с первых сознательных игр до последней рассказанной истории.

Современный человек привык мыслить логично и последовательно: конкретности мышления нас обучают с первых лет жизни. Однако значительная часть приобретённых впечатлений и знаний остается неосознанной — впитанные в детстве убеждения и травматические переживания, связанные с запретным, социально неприемлемым или опасным опытом, наше сознание игнорирует либо вытесняет. Мы забываем, почему решили, что слушаться старших хорошо, а поступать по-своему — плохо. Мы не замечаем собственного агрессивного поведения, впадаем в состояние выученной беспомощности там, где объективно способны влиять на события. А главное — в погоне за логикой и последовательностью мы перестаём чувствовать собственные желания и стремления.

Однако желания, страхи, подавленные эмоции и ощущение собственных возможностей никуда не исчезают. Они живут в подсознании и под влиянием внешних стимулов время от времени выходят на поверхность в виде эмоционально наполненных образов. Далёкие от творчества люди контактируют с ними через сны, чтение книг, просмотр фильмов. Когда вы просыпаетесь от страха или в слезах, горько плачете над фильмом, ругаете рекламу, видите целую историю за картинкой на фантике от конфеты или отчаянно завидуете герою книги — вы эмоционально реагируете не только на внешний стимул, но прежде всего на собственный внутренний процесс.

Эмоциональные реакции — подсказки подсознания, дорожные указатели. Они гласят: «Тебе сюда! Это сейчас важно».

Арт-терапия легко позволяет обходить цензуру сознания и переводить в область осознаваемого подавленные состояния и желания — те, которые актуальны прямо сейчас.

Сделать это непросто. Образы бессознательного должны миновать сопротивление, которое блокирует непонятные, «неразумные» и «вредные» желания и состояния. Сопротивление — наш друг. Если бы не оно — хаотичные эмоциональные реакции на внешние раздражители лишили бы нас возможности принимать взвешенные решения. Баланс между нормальным защитным сопротивлением и осознаванием актуального процесса — и есть арт-терапия.

Четыре техники домашней арт-терапии

Арт-терапия — один из самых мягких способов извлечения желаний и эмоций из подсознательного. Это происходит помимо вашей воли потому, что из мелких арт-терапевтических практик состоит наша жизнь.

Обратите внимание на свою одежду

Один из самых наглядных отражений актуальных психических процессов — выбор наряда. Это и способ сообщить окружающим первичную информацию о себе, и возможность диалога с самим собой.

Вы наверняка возразите: «Я одеваюсь, как удобно», «У меня дресс-код!», «Я взял первую попавшуюся чистую футболку». Эти фразы — маркеры сопротивления.

Секрет всех арт-терапевтических упражнений — поставить себя во главе каждого сюжета, сделать себя ответственным за то, что происходит в жизни — в том числе и в выборе наряда.

Для упражнения с одеждой не нужно специально наряжаться или замысловато интерпретировать стиль. Прямо сейчас посмотрите свой наряд: какой предмет одежды больше всего привлекает внимание?

Это может быть что угодно: кулон, пушистый свитер, носки с котятами — первое, на что падает взгляд. Это может быть вещь, которую вы надели, чтобы приковать взгляды окружающих. Если на вашей одежде есть рисунки или надписи — можно выбрать предмет одежды с ними, так как принты — информация о вас, которую бессознательно считывают окружающие. Знать её как минимум полезно.

Упражнение для диагностики актуальной потребности

1. НАЗОВИТЕ ВЫБРАННЫЙ ПРЕДМЕТ ГАРДЕРОБА

Например: «красные носки» или «белая футболка с котятами на груди».

2. РАССКАЖИТЕ, С ЧЕМ У ВАС АССОЦИИРУЕТСЯ ЦВЕТ, ФАКТУРА МАТЕРИАЛА ИЛИ ПРИНТ

Например: «Красный цвет для меня означает энергию, силу, страсть». «Котята милые, всем нравятся. Каждый, кто видит симпатичную мордочку, улыбается. От котят ничего не ждут, они просто хорошенькие. Быть котёнком — безопасно».

3. ВИДНА ЛИ ЭТА ДЕТАЛЬ ОДЕЖДЫ ОКРУЖАЮЩИМ ИЛИ О НЕЙ ЗНАЕТЕ ТОЛЬКО ВЫ?

Например: «Носки никому не видны — на мне высокие ботинки».

4. CОЕДИНИТЕ ВСЕ ОТВЕТЫ В ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ОЗВУЧЬТЕ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Например: «Я выбрал красные носки, это означает что сегодня мое актуальное состояние — энергия, сила, страсть. Я ношу красные носки под высокими ботинками. Хочу, чтобы окружающие не видели сегодня энергию, силу и страсть, которые у меня есть».

«Я выбрала сегодня футболку с котенком и для меня это означает, что я хочу, чтобы люди просто улыбались, глядя на меня и мне можно было не работать, а просто быть красивой. Когда я просто красивая и не работаю — мне безопасно. Рисунок расположен на груди, и я хочу, чтобы окружающие видели, что я сегодня хочу до них донести».

Важно понимать: эта техника лишь констатирует актуальное состояние. В вашей власти осознать это состояние и принять взвешенное решение. На что я хочу направить сегодня свою энергию и страсть? Контакта с чем я хочу избежать, выбирая инфантильную фигуру котенка?

Возьмите карандаш и водите по бумаге

Для рисования нужно чуть больше направленного внимания и смелости. Это классическая арт-терапевтическая техника. Она позволяет диагностировать состояние клиента и скорректировать нежелательное поведение при необходимости. Но рисуночные техники хороши и для самостоятельного применения. Они помогают «выгрузить» накопившиеся эмоции и уделить внимание актуальной потребности, даже если она пока не осознана.

Вы замечали, как бессознательно рисуете фигурки или чиркаете на бумаге во время неприятного телефонного разговора, лекции, тягостного ожидания? Если вы так делали хоть раз в жизни, значит, уже знакомы с рисуночными техниками. Рисунки помогают нам выразить подавленные эмоции, а иногда и увидеть со стороны важную область жизни и осознать свою роль в ней.

Упражнение для психологической разгрузки

  1. Возьмите лист бумаги (важно, чтобы он был не разлинован — без клеток и линеек), цветные карандаши или мелки.
  2. Выберите один цвет, который сейчас привлекает ваше внимание больше всего. Он не обязательно должен быть приятным или любимым. Возможно он, наоборот, немного раздражает или выбивается из всего ряда карандашей. Главное, вы чувствуете, что он эмоционально значим.
  3. Начинайте водить карандашом или мелком по бумаге, постепенно закрашивая лист. Наблюдайте за своими ощущениями. Хочется усилить нажим? Можно! И даже нужно. Если лист закончился, а вам хочется продолжения — возьмите новый. Продолжайте, пока не почувствуете, что вам достаточно.

В процессе вы, возможно, заметите, что из хаотичных линий складываются фигуры: дом, цветок, вихрь. В этом случае дорисуйте их, придайте им более четкую форму. Такая техника не требует осмысления — психика совершает свою работу помимо цензуры сознания, «выпуская» накопленные эмоции. Но если вам важно разобраться, что за эмоциональное состояние вы «отпускаете», лучше проделать эту работу по окончании процесса.

Как отрефлексировать результат

Для этого нужно назвать свои ассоциации с выбранным цветом. Какой он для вас: спокойный, раздражающий, радостный, тревожный? Слова, которыми вы определяете для себя цвет, и означают ваше текущее состояние. Эмоции, которые вы по каким-то причинам не выразили естественным путем, нашли отражение в рисунке.

Если вам не удается назвать ассоциации для выбранного цвета, это говорит о сильном сопротивлении. Вы очень не хотите знать, что именно испытываете. Отнеситесь к этому процессу с уважением, достаточно того, то вы сумели выразить чувство на рисунке.

Можно сказать, что это упражнение — гигиеническая процедура для психики, которая помогает «очиститё» ее от застоявшихся переживаний. Его можно повторять регулярно или в качестве вспомогательной практики самопомощи для стабилизации эмоционального состояния.

Гадание на книге

Слышали о таком развлечении? А ведь это — тоже арт-терапевтическая практика. Возьмите с полки любую книгу. Задайте вопрос. А теперь назовите наугад номер страницы и строчки, откройте книгу и прочтите указанную строку. Это и есть ответ и зачастую удивительно точный.

Метафорические карты, которые применяют в работе некоторые психологи, работают по такому же принципу. Человек задает вопрос, вытягивает карту и — бинго! — «видит» ответ.

Всё потому, что в глубине души он уже знает, как ответить на этот вопрос, но пока не понял этого.

Вот реальный пример: молодая девушка Катя гадает на томике Блока. «Что мне мешает найти любовь?», — спрашивает она. И читает:

Все бросили, забыли всюду,

Не надо мучиться и ждать,

Осталось только пепла груду

Потухшим взглядом наблюдать…

Катя со слезами захлопывает книгу: «Это про Андрея!». Оказывается, она ещё не пережила расставание с прежним возлюбленным и, хотя прошло уже полгода, до сих пор чувствует, что связана теми отношениями. Ответ точный, но Катя сама расшифровала его, так как в глубине души уже знала причину.

Важно понимать: «настоящие» ответы получают только те, кто искренне и тщательно формулирует вопрос, то есть проводит работу по фокусировке своей проблемы.

Если вопрос задан правильно, то случайная фраза из книги «вытаскивает» из области неосознаваемого нужный ответ.

Как задать правильный вопрос

Сформулируйте его как можно точнее. Например, вопрос «Что мне делать?» — очень размытый и считать ответ скорее всего не удастся. Вот как сформулировать вопрос:

  1.  Вопрос должен быть открытым — то есть таким, чтобы на него можно было дать развернутый ответ, а не «да» или «нет».
  2. Вопрос должен быть про вас и обращён к вам же. Вы уже знаете, что книга извлекает ответы из вашего же опыта, поэтому вопросы про других людей — не работают. То есть не «почему он…?», а «почему я…?».
  3. Вопросы про точные даты и сроки вряд ли сработают. Если вам важно проверить, подходит ли вам срок, который вы наметили, то спрашивайте об этом. То есть не «когда я куплю квартиру?», а «что мешает мне заработать на квартиру?».
  4. Если вы стоите перед выбором и хотите задать вопрос об этом, то разделите его на две части и задайте два вопроса. Например: не «Какую из работ выбрать?», а «Что я получу, если останусь на работе 1?» и «Что я приобрету, если перейду на работу 2?»
  В корзину

Уменьшить 0 шт. Увеличить

Выражение эмоций через текст

Если вы хотя бы иногда пишете посты в инстаграм или фэйсбук, то эта арт-терапевтическая практика вам знакома. В ваших силах сделать её более осознанной.

Создание текстов — такое же творческое занятие, как и рисование, а значит, оно точно так же «вытаскивает» наружу неосознанные процессы психики. Если сопротивление выражено слабо, то авторы, нашедшие свою эмоционально заряженную тему, ощущают азарт и радость от написания текста. И выгружают через писательскую практику застрявшие эмоции, заодно показывая их причины. Так работают личные тексты, которые публикуют в социальных сетях. Например, описывая свои впечатления от недавней аварии, рассказывая о предательстве друга или крупном выигрыше, человек не просто делится этим с другими людьми, но и снимает с этой темы напряжение, привыкает, адаптируется к своей реальности.

Часто между строк в тексте можно прочитать вовсе не то, что вкладывал автор, а исходная мысль не читается вовсе. Так проявляется сопротивление.

Чтобы не выпускать бессознательное на бумагу, авторы прибегают к целому ряду маскировочных приемов: это и избыток метафор, сравнений и вводных слов, которые перегружают материал, перескакивание с темы на тему, обильное использование неопределенных местоимений («кое-что», «кто-либо», «какой-то»), которые позволяют избежать прямого указания на человека, событие или чувство. Часто сопротивление и вовсе приводит к писательскому ступору — состоянию, когда очень хочется написать текст, но не можешь выдавить из себя ни строчки.

В книге «Пишите — не пишите» подробно описана техника, которая помогает выявить свою эмоционально заряженную тему и снять напряжение, выразив чувство через текст.

 

Как снять напряжение с помощью письма

  1. Для начала нужно выбрать тему для небольшого текста. Это может быть как важная тема, которая вас давно волнует, так и любая случайная история. Можно писать о чашке, которая стоит на столе, шнурках, потерянной любви — вы вольны выбрать, что хотите.
  2. Это игровая практика, поэтому, чтобы выполнить это упражнение, необходимо войти в особую роль. Представьте, что вы вдруг утратили всякий стыд.
  3. Что вы написали бы прямо сейчас, не будь у вас ни стыда ни совести
  4. Если войти в роль не получается, зайдите со стороны: что написал бы другой человек, не будь у него ни стыда ни совести?
  5. Теперь поставьте таймер на 10 минут и напишите всё, что приходит в голову.

Получив такое задание, большинство авторов обретает невиданную легкость пера. Те, кто только что не мог вымучить ни строчки, увлечённо строчат в блокнотах. В результате в тексте проявляется текущее состояние автора, его истинное настроение и подавленные эмоции. Такие тексты часто содержат обвинения, просьбы, страх, обсценную лексику.

Такой текст редко подходит для публикации в исходном виде и нуждается в бережной редактуре, а возможно и вовсе не предназначен для посторонних глаз. Однако он помогает снять творческий зажим, выявить важную тему, на которую автору интересно писать, и выгрузить «застрявшие» эмоции.

Три книги для саморефлексии:

Назад Вперёд

    В корзину

Уменьшить 0 шт. Увеличить

  В корзину

Уменьшить 0 шт. Увеличить

Арт-техника для развития креативности

Самоизоляция всё ещё продолжается для многих жителей нашей страны. И наверняка многие варианты, как занять себя в четырёх стенах, уже перепробованы. Сегодня мне бы хотелось предложить вам ещё одну идею того, как можно с пользой и удовольствием провести время дома. Давайте порисуем!

Хочу поделиться с вами своим любимым упражнением из арт-терапии. Эта техника поможет не только интересно и необычно провести время, но и развить вашу креативность и творческое мышление.

Вам понадобится лист бумаги (лучше формата А3, но не обязательно), краски, две кисточки или же цветные карандаши (пастель или восковые мелки, но не фломастеры). Если решите использовать краски, то лучше брать плотную бумагу (бумага для печати не подойдет).

Подготовьте все необходимые материалы, разложите их перед собой. Посмотрите внимательно на краски или карандаши и выберите 2 цвета, которые сейчас вас привлекают больше всего. Окуните кисти в эти цвета или возьмите в руки выбранные карандаши. Каждая рука должна держать один цвет. Закройте глаза, подумайте о том хорошем, что случилось с вами за последнее время, о ярких воспоминаниях и впечатлениях, и позвольте рукам погулять на бумаге, рисуя разные каракули и линии.

Откройте глаза и внимательно рассмотрите получившийся узор. Что он вам напоминает? Какие образы рождаются, когда вы смотрите на него? Сейчас ваша задача сложить из получившихся линий какой-то конкретный небольшой образ и дорисовать его. Теперь можно пользоваться всем имеющимся разнообразием цветов. Каракули в нижней правой части листа напоминают вам силуэт гор на фоне неба? Возьмите подходящие цвета и дорисуйте родившийся образ. Окружности в центре очень напоминают какой-то цветок - берем карандаши и закрашиваем лепестки так, чтобы получилась ромашка. При работе лист бумаги можно и даже нужно переворачивать, чтобы взглянуть на рисунок под новым углом.

Когда первоначальные каракули уже будет сложно распознать, а лист бумаги будет наполнен разными картинками, ненадолго остановитесь, отложите кисть или карандаш и рассмотрите то, что у вас получилось. Следующим этапом вам необходимо из получившегося набора картинок сложить единую целостную картину. Внесите несколько штрихов, чтобы объединить все образы. Когда картина будет закончена, не забудьте дать ей название. И всегда помните, что цель этого упражнения развить креативность, а не оценить ваши художественные способности, так что навыки рисования здесь не играют никакой роли.

Это упражнение можно выполнять вместе с членами семьи или друзьями. В таком случае каждый из участников также рисует свои каракули двумя цветами, а затем рисунок передается соседу справа. Затем происходит все то же самое, что и в самостоятельном выполнении упражнения, нужно найти какой-то образ и нарисовать его, однако это необходимо сделать за 3 минуты, затем рисунок опять передается соседу справа. Ограничения времени необходимо для того, чтобы упражнение было более динамичным и незатянутым во времени. Таких переходов можно сделать любое комфортное вашей компании количество. Но я рекомендую, чтобы их было минимум 5, если вы рисуете вдвоем. В последнем переходе ваши каракули, дополненные разными образами, должны вернуться к вам. Наконец завершите картину, объединив рисунки, и дайте ей название. Важно уважительно относиться к рисункам других участников, не портить их, закрашивая уже имеющиеся образы или оставляя какие-либо непристойные надписи.

Такой групповой формат я довольно часто использую на арт-терапевтических занятиях с подростками, так как занятие всегда проходит весело, динамично, а получившиеся картины выходят просто удивительными. Есть и другой вариант этой арт-техники, где вместо каракуль используется ваш автограф. В этом случае вы ставите свою подпись на листе бумаги и даёте волю фантазии, дорисовывая навеянные образы. На фотографии вы можете видеть примеры получившихся картин у ребят, занимающихся олимпиадной математикой.

Если возникнут какие-либо вопросы по технике выполнения данного упражнения, смело пишите, с удовольствием на них отвечу. А также буду рада, если поделитесь получившимися шедеврами.

Арт-техники в индивидуальной и групповой работе

Арт-техники в индивидуальной и групповой работе

1. Сущность консультативного процесса в современных подходах арт-терапии

Арт-терапия — это метод лечения посредством художественного творчества [2].

Арт-терапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком.

Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации [1].

Большинство отечественных авторов, использующих понятие арт-терапии, следуют принятому в международной литературе определению и рассматривают ее как одну из форм психотерапевтической практики, основанную на использовании пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений (Бурно, 1989; Каравасарский, 2000; Копытин, 1999, 2001, 2002а; Никольская, 2005; Хайкин, 1992) [3].

Суть консультативного процесса в арт-терапии сводится к тому, что арт-терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают его различными изобразительными материалами - красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога.

Арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, направлена на осознание неосознаваемого психического материала - этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт-терапевты должны глубоко понимать особенности процесса изобразительного творчества, обладать профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремиться создавать для пациента такую рабочую среду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения.

По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь-и-сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом [5].

Арт-терапевты констатируют, что в процессе арт-терапии депрессивная личность воссоздаёт в творчестве то, что ей кажется разрушенным, шизоидная - ищет скрытый смысл в предметах, а не в отношениях с людьми, обессивная защищается в творчестве от навязчивостей.

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части

— невербальная, творческая, неструктурированная часть. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).

— вербальная, апперцептивная и формально более структурированная часть. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы ербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).

Сферы анализа, то, что имеет значение при анализе творчества:

- как человек себя выражает;

- что он выражает;

- в какой форме;

- как это воздействует на человека или группу [7].

Одно из важных преимуществ арт-терапии в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество — является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним конфликтом. Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах.

Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейной терапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся физического здоровья.

Эффективность занятий напрямую зависит от профессионализма арт-терапевта. Он должен не только владеть техниками и приемами тех видов искусств, с которыми работает, но и иметь медицинское, психотерапевтическое или психологическое образование. Художник или танцор, не имеющий таких знаний, не может быть арт-терапевтом, так как он не знаком с причинами и механизмом развития тревожных состояний. Немалое значение для результата арт-терапии имеет и творческая индивидуальность психотерапевта, его эрудиция, гибкость мышления, мобильность.

Таким образом, арт-терапия представляет собой совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска [5].

2. Сравнительный анализ основных методов и техник консультативного процесса в арт-терапии

Для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто - для лепки, песок с миниатюрными фигурками - для "игры с песочницей", дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д.

Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности клиента, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Клиенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы клиенты предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости.

На последующих этапах арт-терапевтического процесса клиенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний и различных аспектов опыта клиента. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение [2].

Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.

Использование техники коллажа нередко помогает пациентам преодолеть робость, связанную с отсутствием "художественного таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт пациентам чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе.

Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между врачом и пациентом.

Занимаясь оригами, пациент становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние больного. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и врача с пациентом, что является особенно важным, если пациент – ребенок [1].

Метод sandplay (дословно - песочная игра) представляет собой одну из необычных техник арт-терапии, во время которой ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, выражая на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.

Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:

- различные формы нарушений поведения

- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками

- психосоматические заболевания

- повышенная тревожность, страхи

- сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)

- неврозы [4].

Многие арт-терапевты используют работу с эффектами. Целью данной работы всегда является углублённое самопознание, освоение новых видов деятельности и способов поведения в неизвестной ситуации, актуализация сильных переживаний, чувств, фантазий и страхов. В этом направлении нет чёткой тематической обусловленности. Приемы пименимы на рабочей стадии группы в условиях сформировавшейся атмосферы доверия и принятия. Эти техники относятся к техникам работы с глубинным бессознательным и используются в контексте аналитической и экзистенциальной арт-терапии. Среди техник этого направления можно выделить следующие: создание объёмной композиции или скульптуры из бумаги, рисунок на мятой или на мокрой бумаге, эксперименты с цветом, использование контрастных цветов и стилей, свободные каракули, монотипии (создание рисунка на стекле и оттиск на бумаге), отпечатки различных предметов, техника раздувания краски, чернильные пятна и бабочки, смешивание красок, рисунок угольными мелками и т.д.[2]

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое клиенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

При групповой работе с детьми арт-терапевты используют особые приемы вербальной и невербальной обратной связи, включая адаптированные к особенностям детской психики интерпретации. Так, например, в ходе работы с группой ведущий может комментировать действия и изобразительную продукцию участников занятий. Такие комментарии могут включать не только «отзеркаливания», но и использование простейших пояснений того, почему ребенок это рисует или делает, или какие переживания он при этом может испытывать. Использовать этот прием психотерапевт должен, однако, с большой осторожностью, чтобы не навязать детям собственных чувств.

Поскольку абстрактное мышление у детей развито слабо, арт-терапевт комментирует их действия и рисунки как можно проще и конкретнее. С учетом недостаточной способности детей к саморефлексии арт-терапевт избегает психологических определений. При использовании интерпретаций арт-терапевт также может пользоваться метафорами.

Ценность адаптированных к особенностям детского восприятия интерпретаций заключается в том, что они ведут к развитию у детей способности к пониманию и словесному выражению своих чувств и потребностей, осознанию мотивов своих поступков и их воздействия на окружающих. Интерпретации имеют и важную социализирующую функцию, позволяя ребенку развить механизмы контроля над переживаниями и психологические защитные механизмы.

Используемые арт-терапевтом в ходе его работы с ребенком приемы вербальной и невербальной обратной связи могут включать активное наблюдение, переформулировку его высказываний, селективные вопросы, констатацию отраженных в рисунке, поступках и мимике чувств, сообщение арт-терапевтом о своих чувствах и асоциациях с рисунком, ограничивающие воздействия и другие приемы [4; 5; 6].

Применительно к подросткам групповая арт-терапия во многих случаях обладает определенными преимуществами перед индивидуальной. Она дает подросткам возможность самим контролировать, в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания и в силу этого обеспечивает их большую, чем в индивидуальной арт-терапии, психологическую защищенность. Это имеет особое значение при работе с подростками, у которых наблюдаются симптомы посттравматического стрессового расстройтсва. Кроме того, в отличие от индивидуальной психотерапии и арт-терапии, работа в условиях арт-терапевтической группы дает подросткам ощущение большей независимости и, тем самым, удовлетворяет их потребность в самостоятельности и защите своего личного пространства.

Групповая арт-терапия обеспечивает подросткам возможность взаимной эмоциональной поддержки в период их дистанцирования от семьи и психологического самоопределения. При работе с подростками служит преодолению чувства социальной изоляции и стигматизированности. Групповое взаимодействие со сверстниками в присутствии психотерапевта способствует формированию у подростков из дисфункциональных семей опыта более здоровых семейных отношений [5].

Таким образом, современные арт-терапевты используют в работе с клиентами множество методов, среди которых рисование карандашами, красками, мелками и т.д., лепку из теста, глины, пластилина и т.п., оригами, песочную игру и многие другие методы. В каждом методе существует большое количество техник, которые терапевт подбирает в зависимости от особенностей клиента. Существуют две формы арт-терапевтических занятий: индивидуальная и групповая. Какую форму выбрать для более эффективной работы с клиентом так же решает арт-терапевт.

Список литературы

1. Арт-тарапия – новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – М.:Когито-Центр,2006. – 336с.

2. Арт-терапия: Хрестоматия / Под. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

3. Вальдес Одриосола М. С. Арт-терапия в работе с подростками: Психотерапевтические виды художественной деятельности: Методическое пособие. – М.: Владос, 2007. – 63 с.

4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - Когнито-центр, 2007.

6. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. вузов/ В.М.Кроль – М.: Высшая школа, 2001

7. МакНифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2002. – Том 5, №2. – С. 8-25.

8. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учебник для студ.вузов: В 3ч./ Н.И.Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2003.

«ART-техника» — лечение кариеса без бормашины

В большинстве случаев препарирование кариозных полостей осуществляется традиционным методом с помощью бормашины.

Страх, который испытывают пациенты (чаще это дети, беременные женщины, пожилые и больные люди), боль в процессе препарирования, возникающая из-за вибрации бора, его давления на зуб, неприятный звук стоматологической установки, — все это отражается на поведении пациента, становится причиной развития непреодолимого страха перед лечением зубов. По данным некоторых авторов, до 46 % пациентов испытывают значительное нервно-психическое напряжение перед и во время посещения стоматолога, а 40% детей проявляют негативное отношение к препарированию зубов традиционным методом.

Трудности оказания стоматологической помощи возникают при невозможности физически приблизить пациента к стоматологической установке («лежачие» больные, инвалиды).

В 1994 г. голландский врач Тасо Pilot предложил методику ART (atraumatik restorative treatment — атравматическое реставрационное лечение) не как альтернативу, а как дополнение к машинному методу препарирования. Методика разрабатывалась с 1980-х гг. в сотрудничестве с ВОЗ для оказания стоматологической помощи в сложных условиях, при лечении маленьких детей, психически неполноценных людей, пациентов с тяжелой общесоматической патологией, например, после острых инфарктов и инсультов.

Суть ART-метода заключается в обработке кариозной полости специальными ручными инструментами, которые позволяют обеспечить безболезненное и щадящее иссечение кариозной эмали и дентина, с последующим пломбированием сформированной полости стеклоиономерными цементами.

Мы активно применяем методику лечение кариеса без бормашины в работе с детишками, как правило, им это очень нравится, возникает своеобразная игра, в результате которой возникает доверие у маленького пациента к врачу, завязывается дружественный контакт. В последующие посещения ребенок становится готов к лечению с использованием бормашины и лечение уже может спокойно продолжаться традиционным методом.

Приходите в Клинику стоматологии «Белозубофф», наши специалисты проверят состояние ваших зубов и вылечат кариес любой сложности быстро и безболезненно. Запись по телефону: +7 (342) 251-11-47.

Арт-техники, которые помогут легко и быстро снять стресс

Освоить эти арт-техники поможет Полина Каменская — художница, владелица успешного бизнеса, преподаватель и блогер.

Каждая из данных арт-техник обладает расслабляющим эффектом, помогает погрузиться в себя, найти ответы на беспокоящие вопросы или, наоборот, справиться со стрессом. Занимайтесь соло или в компании с партнером, чтобы стать ближе друг к другу.

Petri Art


Необычная и изящная техника, во время которой включается настоящий медитативный процесс. Вы можете смешивать различные цвета и текстуры, но никогда не будете заранее знать, какой рисунок будет ожидать по окончанию творческого процесса. Цветные чернила разлетаются на тысячи фейерверков и брызг, а работа напоминает будто бы маленькую вселенную в шаре (или другой форме, которую выберете).

Чтобы все получилось, нам понадобится:
- эпоксидная смола
- несколько цветов спиртовых чернил
- белая краска для Petri
- силиконовые формы (молды). 
- емкости для смешивания: пластиковые или силиконовые стаканчики. Советую выбирать силикон, который, в отличие от пластика, вы можете использовать много раз.

На первом этапе в отдельной емкости соедините смолу и отвердитель, согласно инструкции, и перемешивайте около 5 минут. Делать это нужно медленно и аккуратно, чтобы возникало меньше пузырьков. Когда смесь станет прозрачной, она готова. Смола медленно застывает, превращаясь в твердый предмет, поэтому ее можно использовать для изготовления предметов интерьера: подстаканников, подносов и, конечно же, картин.

Разлейте получившуюся смесь по силиконовым формам — пищевые не подойдут, так как они достаточно пористые, отчего изделие может получиться шероховатым. Добавьте к прозрачной смеси чернила. Выберите цвета, которые вам нравятся, и начинайте понемногу добавлять к смеси,чередуя с белым цветом. Белый краситель тяжелее остальных, поэтому будет опускать находящийся под ним пигмент вниз, за счет чего создается объемный эффект разводов. Экспериментируйте и создавайте свой яркий мир.

После того, как вы закончили смешивать цвета, оставьте работу минимум на 24 часа, чтобы она затвердела, предварительно накрыв пленкой, которая защитит изделие от попадания пыли. Извлекать работу лучше через трое суток - именно за это время она станет приобретет максимальную плотность и будет долго радовать вас. Наслаждайтесь!

Ink Art

Привлекательность данного стиля состоит в том, что вы можете создать настоящий арт-объект, используя лишь один цвет, но меняя его насыщенность. Во время работы алкогольные чернила растекаются по картине, создавая потрясающие дымчатые переливы. В данной технике можно создавать как легкие светлые разводы, так и яркие вспышки, регулируя насыщенность с помощью спирта. Еще один плюс алкогольных чернил в том, что, в отличии от техники “Петри Арт”, они быстро испаряются, а работу можно демонстрировать сразу после окончания арт-сеанса.


Нам понадобятся:
- спиртовые чернила
- разбавитель на основе спирта
- синтетическая бумага для рисования спиртовыми чернилами или другая
подходящая заготовка (обычная бумага не подойдет — лучше использовать
заготовки из стекла, пенокартона или пластика)
- емкости для смешивания
- фен

Выбранные цвета вылейте в стаканчик и добавьте в смесь разбавитель на основе спирта. Обильно смочите заготовку разбавителем и добавьте на нее несколько капель смеси чернил. Вот почему обычная бумага не подходит: спирт быстро впитывается в нее. Потом на уже нанесенный слой чернил вылейте немного разбавителя. С помощью включенного на слабую мощность фена направьте воздух на края цветных элементов, создавая струей воздуха различные формы и очертания. Не стоит добавлять новую краску, пока не высохла предыдущая: чернила легко смешиваются друг с другом, отчего цвет может получиться грязным.

Потренируйтесь на ненужном листе материала, чтобы понять, как ведут себя чернила. Техника легкая в работе, но к ней нужно приноровиться. Если же в какой-то момент вам не понравился результат, смочите салфетку разбавителем и сотрите то, что вас не устраивает. Можно не бояться совершить ошибку, ведь ее легко исправить. Чтобы готовое изображение прослужило дольше, покройте его тонким слоем аэрозольного акрилового лака.


Флюид Арт

Простая, но не менее эффектная техника, которая состоит в том, чтобы смешивать разные оттенки жидкого акрила прямо на холсте — чистая медитация. В отличие от чернил, которые быстро сохнут, в данной технике можно играть с оттенками, смешивая их между собой. В итоге у вас получится яркая, жизнерадостная работа, так как акриловые краски имеют высокую плотность. Особая прелесть метода состоит в том, что создать картину можно буквально за пару минут, а хорошее настроение придет к вам в считанные секунды!

Для работы нам понадобится:
- жидкий акрил

- разбавитель - специальный кондиционер для краски. Более дешевым вариантом может стать клей ПВА или обычная вода, однако они влияют на характеристики акрила (плотность, цветопередача и т.п.), поэтому советуем обратиться к профессиональному варианту.
- силиконовая добавка или медиум для создания эффектов
- холст на картоне (рекомендую использовать именно его, так как натянутый на подрамник холст из-за влаги может провиснуть)
- емкости для смешивания


Смешайте 1 цвет акриловой краски и разбавитель в соотношении 1:1, добавьте к смеси пару капель силиконовой добавки, которая позволит создать на картине характерные для этого стиля пузырьки. Размешайте смесь — чем дольше вы будете это делать, тем мельче будут пузырьки. Проделайте манипуляции для всех оттенков, которые вы будете использовать в работе. Если вы не хотите, чтобы в каком-либо цвете присутствовали пузырьки, исключите силикон.


Постепенно выливайте на холст краски, смешивая их в произвольном порядке. Предварительно защитите рабочую поверхность: краска будет стекать по краям холста. После завершения работы пройдитесь по холсту газовой горелкой или строительным феном — так вы позволите раствориться акриловой пленке и поднимете силиконовое масло на поверхность. От этого на работе появляется россыпь пузырьков, позволяя цветам органично переходить один в другой.


Оставьте картину сохнуть на двое суток, предварительно накрыв пленкой, чтобы на поверхность не осела пыль. Готовую работу покройте акриловым лаком или эпоксидной смолой, так она дольше сохранит яркость. 

IdeelArt | Интернет-галерист

    • Логин
    • Регистр
  • 0

      Ваша корзина пуста

  • £ GBP

  • см

  • 000
  • Artworks
  • Artworks
    • Произведения искусства
    • Художники
    • Журнал
    • Контакты
      • Логин
      • Регистрация
    • 0

        0

        3 9206 9000 9206 9000

        3 9000 9000 £

      • Произведения
      • Художники
      • Журнал
      • Контакты
      • Счет
      • Список желаний
      • Валюта (£ GBP)
      • Размер (см)
    • Регистр
    • Назад
    • Назад
    • см
    • дюйм

Переключить навигацию