Архетипы юнга: Тест: Какой вы архетип по Юнгу? — Тесты / Личность

Архетипы Юнга: чем скандинавский бог Локи похож на русского Ивана-Дурака?

Понятие «архетипа» сегодня давно вышло за пределы психологической среды. Например, его используют в маркетинге и бизнесе – строят личный бренд на основе какого-то архетипического образа. На базе архетипов создаются образовательные курсы и трансформационные программы – словом, этот феномен хорошо укоренился в умах людей.

Но так было не всегда.

 

Коллективное бессознательное – «библиотека» опыта человечества

Когда-то Карл Густав Юнг привнес в психологию совершенно новую идею о том, что каждый человек, появляясь на свет, уже несет в себе часть своего будущего личностного портрета. До этого Зигмунд Фрейд утверждал, что человек формируется ТОЛЬКО окружающей средой и ничего заложенного с рождения в нем нет.

Эту изначально заложенную в нас часть Юнг назвал коллективным бессознательным.

Это – информационное поле, в котором находится большое количество данных о жизненном опыте всего человечества. Можно сказать, что это «библиотека» всего человеческого опыта, общее для всех людей духовное наследие.

По мнению Юнга, коллективное бессознательное оказывает очень сильное влияние на то, как мы живем, как ведем себя в тех или иных ситуациях. Опыт наших предков буквально «вшит» на нашу подкорку.

Примеры проявления коллективного бессознательного:

  1. объединяющее эмоциональное поведение людей в толпе (например, на митингах или религиозных собраниях)
  2. поведение человека при опасности в толпе – он любой ценой пытается выжить, активизируются все древние защитные механизмы, которые могут приводить к безумной агрессии и неадекватным поступкам
  3. многие страхи (например, человека может охватывать ужас глубины или высоты, хотя он никогда не тонул и не падал с больших расстояний – откуда же он знает, что это страшно и больно?)
  4. сны, единые для всех людей
  5. фольклор, сказки, мифы, религиозные образы, сходные у разных культур

Приведем еще один пример из психиатрической практики К. Г. Юнга. Один из его пациентов позвал доктора посмотреть вместе с ним на солнце, чтобы увидеть солнечный фаллос, и утверждал, что если качать головой из стороны в сторону, то фаллос будет также раскачиваться, создавая ветер.

В 1910 г. Юнг, изучая мифологию, наткнулся на описание древней литургии культа Митры, где описывалось видение солнечной трубки на светиле, порождающей ветер. Сходство между этими описаниями было очевидно – и Юнг сделал вывод, что в пациенте пробудилась информация из коллективного бессознательного.

Коллективное бессознательное:

  • передается по наследству
  • объединяет абсолютно всех людей независимо от их пола, расы или социальной группы (у всех людей во многом проявляются схожие образцы поведения)
  • именно на нем основывается (как бы «надстраивается) индивидуальная душевная жизнь человека
  • мифологично (сны, мифология, фольклор – прямые примеры коллективного бессознательного)
  • не поддается волевому контролю

В бессознательном Юнг различал несколько слоев:

  1. Общечеловеческое бессознательное – это то, что мы только что описали.
  2. Расовое – объединяет опыт на уровне одной расы.
  3. Национальное – на уровне нации
  4. Семейное – на уровне одной семейной системы, рода.
  5. Индивидуальное – усвоение конкретным человеком опыта, который он сам переживает и видит вокруг себя.
  6. Бессознательное, общее для человека и животных.

Архетип – это…

Коллективное бессознательное состоит из образов – архетипов. Такой образ похож на некоего героя, которому присущ определённый набор ценностей и качеств. Это – «внутренние субличности» человека с разными моделями поведения. У всех они проявляются по-разному – но проявляются обязательно.

Вот свойства архетипов:

  1. отображаются в фольклоре, мифах, сказках
  2. реализуются и проявляются в реальной жизни людей
  3. отображаются во снах, поэтому часто архетипы изучают через наблюдение за сновидениями и гипноз
  4. постоянны и едины для любых народов и времен
  5. имеют амбивалентный характер — обладают темной и светлой сторонами, не могут быть только негативными или позитивными
  6. их невозможно устранить и очень сложно контролировать
  7. влияют на эмоции и поведение человека (формируют стратегию поведения)

Юнг считал, что архетипов может быть сколько угодно много, но выделял самые основные:

  • Персона
  • Тень
  • Самость
  • Анима
  • Анимус

Также Юнг упомянул (но еще меньше описал) архетипы:

  • Мать
  • Отец
  • Ребенок
  • Мудрец (старик)
  • Бог (внутренний Бог)
  • Герой

Если изучить и сравнить культуру, религию, мифы, сказания, предания разных наций, то в каждой обнаружатся одни и те же архетипы.

Так, например:

  • греческая богиня Афродита, Елена Прекрасная и прекрасная царевна Лебедь из русских сказок, европейская Золушка – это представители архетипа «Анима» (архетип женственной девы)
  • русские Василиса Премудрая и Старичок-Лесовичок, восточный Учитель из притч, Ходжа Насреддин, Сверчок из сказки Буратино – все это архетип мудреца
  • русские Иван-Дурак и Емеля, скандинавский Локи, маленький Кришна в индийской традиции, средневековый Шут или Петрушка – это примеры архетипа «Дурак» или «Трикстер»

Кроме того, возможно, вы замечали, что в разные века в разных частях света независимо друг от друга повторяются одни и те сказочные сюжеты. Например:

  • сказка о женщине, которая силой любви спасает своего возлюбленного в обличье зверя от чудовищных чар («Красавица и чудовище», «Аленький цветочек», «Золотой осёл» древнеримского писателя Апулея, «Синее чудовище» итальянского средневекового писателя Карло Гоцци, «Рикке-с-хохолком» Шарля Перро, «Перышко Финиста-ясна сокола» из сборника А.
    Афанасьева и т.д.)
  • сказка о девушке, попадающей «из грязи в князи» благодаря своим добродетельным качествам («Золушка», «Ослиная шкура» Шарля Перро, «Морозко», «Госпожа Метелица», а также аналогичные сюжеты в Древнем Египте, Китае, Месопотамии…)
  • сказка о волшебном существе, созданном из хлеба (русский «Колобок», американский «Пряничный человечек», английский «Джонни-пончик» и т.д.)

Все это – проявление единых мировых архетипов.
Разберем основные архетипы

 

Самость

Самая основа, сердцевина личности, наша подлинность и «настоящесть». Самость, по Юнгу, – центральная точка. Вокруг неё собраны остальные элементы психики.

Это — архетип целостности, полноты человеческого потенциала и единства личности.

Функции Самости:

  • Самость – это Бог внутри человека, то, что превосходит ограниченные возможности его разума. Это – максимум потенциала человека.
  • Самость соединяет внутри человека его противоположности, инь и янь, свет и тень. Если человек знает свою Самость и умеет в ней пребывать, он устойчив и сбалансирован, не теряет самого себя.

В качестве символа Самости Юнг рассматривал:

  • мандалу – целостный круг с повторяющимися узорами. Не зря мандалы давно используются для медитаций, в психологии, психотерапии, для самопознания и т.д. 
  • фигуру Христа, Будды и других просветленных Учителей

Юнг считал, что установление устойчивой связи с собственной Самостью – это задача человека, двигающегося по пути духовного развития. Находиться в Самости – это быть в настолько устойчивом контакте с собой, чтобы эмоции не уносили от собственной «настоящести».

 

Тень

Тень составляют отвергаемые нами желания и побуждения, которые мы не можем сами в себе принять и считаем недопустимыми

. Чем мы становимся старше – тем больше качеств вытесняем в Тень (она растет). Но чем упорней мы сопротивляемся Тени, тем ярче она «лезет из нас наружу».

Как Тень проявляется?

  • в проекциях на других людей – мы обвиняем людей в том, что нам не нравится в самих себе. Поэтому о собственной Тени можно узнать, исследуя свои антипатии к окружающим людям, к каким-то чертам характера и качествам личности.
  • в «двойной жизни» (Доктор Джекил и Мистер Хайд»)
  • в сновидениях. Тень часто принимает в них очертания человека одного пола со сновидцем, но неприятного и раздражающего, принимает облик фигур темных, пугающих, враждебных. 
  • через алкогольное опьянение. Алкоголь часто пропускает Тень наружу, и иногда люди с большой Тенью начинают употреблять без меры, чтобы дать ей выход и снизить напряжение. Такие люди в состоянии опьянения становятся непохожи на себя в обычной жизни, творят безумства и сумасшедшие поступки.

Юнг считал, что человек не может быть реальным, не отбрасывая тени. Она есть абсолютно у каждого – ведь даже на Солнце есть пятна. Но если человек ее избегает, Тень набирает силу и начинает буквально разрывать его изнутри. Решение этой ситуации – осознать свою Тень и подружиться с ней, заключить «мирное соглашение», понять, как можно экологично реализовать свои «запретные» желания.

Символы Тени:

  • чудовище, демон или дракон, которого герою нужно победить
  • непосредственно Тень (сказка «Тень» Андерсена, сказка «Тень» Шварца, «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин)
  • злой двойник-близнец («Доктор Джекилл и мистер Хайд», «Нос» Гоголя, «Портрет Дориана Грея», Тайлер Дерден из «Бойцовского Клуба»)

 

Персона

Персона – это противоположный Тени архетип. Если Тень – это то, что человек прячет внутри себя (у него это есть, но он не хочет показывать это другим), то Персона – это «маска», которую человек надевает на себя в определенных ситуациях (он хочет показать себя окружающим с определенной стороны).

Персона – это идеализированное Я, например:

  • примерный семьянин
  • отличник / отличница
  • успешный бизнесмен
  • лучший работник
  • Дон Жуан (неистовый соблазнитель)
  • идеальная хозяйка

Функции:

  1. Персона – это социальная роль, с помощью которой человек выполняет требования общества (например, к женщине предъявляются требования быть хорошей матерью и хозяйкой).
  2. Обеспечивает адаптацию к социуму и некоторые удобства при общении с другими людьми.
    Персона – это некий «интерфейс»
    (а вернее, набор интерфейсов), через который психика общается с миром. Это как бы посредник между нами и обществом.
  3. Зачастую скрывает и защищает уязвимые и болезненные места человека, его слабости и недостатки.

То есть, Персона нам необходима, чтобы жить и взаимодействовать в социуме, но важно, чтобы она не заслоняла нашу Самость – иначе человек может слиться с ней и потерять свою идентичность, запутаться – кто же он на самом деле?

Символы Персоны во снах или сказках:

  • маска
  • наша кожа или одежда (защищает)
  • символы нашего статуса

 

Анима и Анимус

Анима – это женское начало в мужчине. Анимус — мужское начало в женщине. Таким образом, Юнг полагал, что в каждом из нас живут части психики обоих гендеров.

Анима — это:

  • источник чувств и настроения мужчины
  • переменчивость эмоций
  • интуиция
  • инстинкты
  • способность к любви
  • связь с Бессознательным (самыми глубокими слоями человека)

Мужчина, который гармонично нашел контакт со своей Анимой – гибкий, способный к адаптации, человечный и умеющий любить, не боящийся и не отрицающий в себе чувств и эмоций. Если же мужчина категорически отрицает свою Аниму, то он становится холодным, педантичным «человеком в футляре».

Анимус — это:

  • источник мнений и суждений
  • сознание, разум
  • воля, решимость, уверенность, настойчивость

По мнению Юнга, если женщина удачно интегрировала в себе Анимус, то ей в голову приходят новые идеи, которые она может реализовывать. Если же нет, то:

  • ей могут приходить в голову деструктивные мысли
  • она начинает слепо верить и следовать своим или чужим идеям

Последователи Юнга и психологи–наши современники также указывают, что женщина, наладившая контакт с Анимусом, способна проявить уместную волю и решимость, стать лидером, защитить себя или другого человека. Негармоничные отношения с Анимусом же делают женщину беспомощной и слабой, либо, напротив, «стальной леди», которая не умеет контролировать свою силу и жесткость.

Анима и Анимус образуют между собой условный духовный союз. Человеку очень важно гармонизировать эти два начала в себе.

Аналогии Анимы и Анимуса прослеживаются в разных культурах:

  • Инь и ян – в буддизме
  • Пуруша и Пракрити – в индийских учениях
  • Ор и кли – в каббале

Анима может иметь разные воплощения в сказках и мифах:

  • Ева (первая женщина)
  • Дева Мария
  • Прекрасная Дама
  • Елена Прекрасная, царевна Лебедь, Василиса Премудрая и т.д.
  • колдунья, ведьма, сирена, искусительница (соблазнительница) в русских сказках – это проявление негармоничной Анимы

Анимус может проявляться как:

  • охотник
  • рыцарь, воин, самурай
  • царь/король/принц
  • древнегреческий герой
  • Синяя Борода, убивающий женщин — это проявление негармоничного Анимуса

 

Другие архетипы Юнга (опишем вкратце)

  1. Мать (иногда также называется Душа) — образ богини-праматери, обладающий безусловными мудростью, добротой, духовностью, женственностью, заботливостью. Это – первообраз Анимы, он по сути соединяет в себе все женские архетипы. И так же, как Анима, он может перевоплощаться в негативный аспект: темный, пожирающий, ядовитый.

Примеры:

    • ведьма – «ведающая мать», колдунья, знахарка
    • фея-крестная
    • Великая Мать
    • Деметра в греческой мифологии
    • Мать Тереза
    • баба Яга
    • Смерть
  1. Отец — мужской первообраз Анимуса, олицетворяющий авторитет, мораль, порядок, иерархию, совесть и нравственность. Это – первообраз Анимуса. Негативный аспект – всевластие, своеволие.

Примеры:

    • Зевс
    • Бог
    • Солнце
    • царь / король
  1. Ребенок — архетип, связанный с творческой силой человека, стремлением к познанию. Проявляется в незащищенности, чистоте, непорочности, ориентации на истинные желания.

Примеры:

    • Иван-Дурак, Емеля
    • бог-младенец (маленький Кришна в индийской религии)
    • Пеппи-длинный чулок
    • Малыш и Карлсон
    • Маша (из Маши и медведя)
  1. Мудрец (Старик) — это обозначение жизненной зрелости, мудрости, тайного знания.

Примеры:

    • мудрый старец из русских сказок
    • пророк Моисей
    • отшельник
    • Старичок-Лесовичок
    • волшебник / мудрец / колдун
    • советник царя
  1. Герой — ориентируется на принятие вызова, постоянную борьбу, боится потерпеть поражение. Отличается целеустремленностью, дисциплинированностью, сосредоточенностью. Негативная сторона героя — превращение человека в карьериста, зацикленного на победе несмотря ни на что. Он может стать высокомерным и жестоким.

Пример:

    • Одиссей, Геракл, Ахиллес и другие древнегреческие герои
    • Марс, Арес и другие древние боги войны
    • Иван-Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич
    • Степан Разин, Емельян Пугачев, Жанна Д’арк, Ганди, Че Гевара, Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела
    • супергерои
    • солдат, воин, рыцарь
    • революционер, летчик-испытатель, космонавт, полярник и т.д.

 

А еще?. .

После Юнга спектр и количество архетипов значительно расширились. Самой показательной можно считать классификацию, созданную К. Пирсон и Х. Марром, которая состоит из 12 архетипов:

  1. Простодушный
  2. Славный малый
  3. Воин
  4. Опекун
  5. Искатель
  6. Любовник
  7. Бунтарь
  8. Творец
  9. Правитель
  10. Маг
  11. Мудрец
  12. Шут

Эти архетипы сегодня широко используются в:

  • маркетинге (при создании личного бренда и рекламы)
  • стилистике и дизайне (типирование и формирование внешнего образа по архетипам – стиль, одежда, прическа, самоподача и т.д.)

 

 

 

Читать онлайн «Архетипы и коллективное бессознательное», Карл Густав Юнг – Литрес

C. G. Jung

DIE ARCHETYPEN UND DAS KOLLEKTIVE UNBEWUSSTEN —

Archetypes and the Collective Unconscious (Collected Works, Volume 9.1)

Перевод с немецкого А. Чечиной

Печатается при содействии литературного агентства Paul & Peter Fritz Agency.

© Walter Verlag AG, Olten, 1971

© Foundation of the Works of C. G. Jung, Zürich, 2007

© Перевод. А. Чечина, 2018

Школа перевода В. Баканова, 2019

© Издание на русском языке AST Publishers, 2020

Исключительные права на публикацию книги на русском языке принадлежат издательству AST Publishers.

Любое использование материала данной книги, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается.

***

Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психолог, психотерапевт, философ, социолог и культуролог – один из выдающихся ученых XX столетия, ученик Зигмунда Фрейда, основоположник аналитической психологии и психотерапии, основатель Швейцарского общества практической психологии.

[1]

1 Гипотеза о коллективном бессознательном принадлежит к классу тех научных идей, которые поначалу кажутся странными, но быстро превращаются в хорошо известные и привычные концепции. Именно это произошло с понятием бессознательного в целом. Так, философская идея бессознательного, преимущественно сформулированная Карусом и фон Гартманом, сперва бесследно исчезла, захлестнутая волной моды на материализм и эмпиризм, а затем вновь появилась, но уже в области медицинской психологии.

2 Изначально предполагалось, что содержание бессознательного включает лишь вытесненные или забытые элементы. Даже у Фрейда, который рассматривает бессознательное – по крайней мере метафорически – в качестве действующего субъекта, оно, по сути, остается не чем иным, как скоплением забытых и вытесненных содержаний, что и обусловливает его функциональную значимость. С этой точки зрения бессознательное носит исключительно личный характер[2], хотя даже Фрейд признавал наличие в нем архаических и мифологических мыслеформ.

3 Более или менее поверхностный слой бессознательного, несомненно, является личным. Я называю его личным бессознательным. Однако личное бессознательное покоится на другом, более глубинном слое, который формируется отнюдь не из личного опыта. Этот врожденный глубинный слой я называю коллективным бессознательным. Я выбрал термин «коллективный», ибо эта часть бессознательного имеет не индивидуальную, а всеобщую природу; в противоположность личной составляющей психики, она включает содержания и модели поведения, которые встречаются повсюду и у всех индивидов. Другими словами, коллективное бессознательное одинаково у всех людей, образуя тем самым универсальный психический субстрат сверхличной природы, который присутствует в каждом из нас.

4 О психической жизни человека можно судить лишь по тем ее элементам, которые способны проникнуть в сознание. Следовательно, мы можем говорить о бессознательном лишь в той мере, в какой можем продемонстрировать его содержание. Содержание личного бессознательного главным образом составляют так называемые эмоционально окрашенные комплексы, образующие личную и интимную стороны психической жизни. Содержание коллективного бессознательного, напротив, представлено так называемыми архетипами.

5 Термин «архетип» встречается уже у Филона Александрийского[3] в контексте Imago Dei (образа Божьего) в человеке. Также его можно обнаружить у Иринея Лионского: «…мироздатель сотворил их не от самого себя, но заимствовал из чужих первообразов»[4]. В Corpus Hermeticum[5] Бог представлен как τò άρχέτυπον φϖς (архетипический свет). Понятие архетипа несколько раз встречается у Дионисия Ареопагита, например в его сочинении «De caelesti hierarchia» (II, 4; «нематериальные архетипы»[6]) и в сочинении «De divinis nominibus» (I, 6; «архетипический камень»[7]). Хотя Блаженный Августин само слово «архетип» не употребляет, в своем трактате «De diversis quaestionibus LXXXIII» он говорит об ideae principales, которые представляют собой «некие первичные формы или замыслы вещей… сами не получившие форму… и заключены они в Божественном разумении»[8]. «Архетип» – объяснительная парафраза платоновского εϊδος. Для наших целей использование термина «архетип» в высшей степени уместно и целесообразно: он подразумевает, что, говоря о содержании коллективного бессознательного, мы имеем в виду древнейшие или, лучше сказать, первозданные элементы этого содержания, то есть универсальные образы, существующие с незапамятных времен. К содержанию бессознательного равно применим и термин «représentations сollectives» (фр. – «коллективные представления»), предложенный Леви-Брюлем для обозначения символических фигур в первобытном представлении о мире и подразумевающий практически то же самое. Примитивные родоплеменные знания тесно связаны с архетипами, видоизмененными особым образом. Это уже не элементы бессознательного; они превратились в осознаваемые формулы, которые по традиции передаются в виде тайных учений. Последние представляют собой типичное средство выражения коллективных содержаний, берущих начало в бессознательном.

6 Другим распространенным выражением архетипов являются мифы и сказки. Впрочем, и здесь мы имеем дело со специфическими формами, которые передавались от поколения к поколению достаточно длительный период времени. Таким образом, термин «архетип» применим к «représentations collectives» лишь косвенно, ибо обозначает только те элементы психического содержания, которые еще не подверглись какой-либо сознательной обработке и, следовательно, представляют собой непосредственную психическую данность. В этом смысле архетип как таковой существенно отличается от формул, возникших в ходе исторического развития. В частности, на высших уровнях тайных учений форма, в которой предстают архетипы, свидетельствует о решающем влиянии их сознательной переработки. Непосредственные манифестации архетипов, с которыми мы сталкиваемся в сновидениях и видениях, более индивидуальны, менее понятны и более наивны, чем, например, в мифах. Это происходит потому, что архетип – а именно бессознательное содержание, которое изменяется в результате осознания и восприятия, – приобретает особый оттенок под влиянием того индивидуального сознания, в котором возникает[9].

 

7 Если формальное значение слова «архетип» явственно проступает в его связях с мифом, тайным учением, сказкой, то установить, что такое архетип с психологической точки зрения, гораздо сложнее. До сих пор мифологи опирались на солярные, лунарные, метеорологические и другие подобные представления. При этом никто не обращал внимания на то, что мифы – это прежде всего психические явления, обнажающие естество нашей души. Первобытный человек не склонен к объективному описанию очевидного, однако испытывает настоятельную потребность – точнее, его бессознательному свойственно непреодолимое стремление – уподобить весь внешний опыт внутренним, психическим событиям. Ему недостаточно просто видеть, как встает и заходит солнце, – эти внешние наблюдения должны стать психическими событиями, то есть движение солнца должно представлять судьбу бога или героя, обитающего, по сути, в самóй человеческой душе. Все мифологизированные естественные процессы, такие как лето и зима, фазы луны, сезоны дождей и так далее, есть не столько аллегория[10] объективных явлений, сколько символические выражения внутренней бессознательной драмы, доступной человеческому сознанию через проекцию, то есть отражение в явлениях природы. Такая проекция носит столь фундаментальный характер, что потребовалось несколько тысяч лет, чтобы хоть как-то отделить ее от внешнего объекта. Так, астрологию, эту древнейшую «scientia intuitiva», объявили лженаукой, ибо ее сторонники ставили психологическое описание характера в зависимость от звезд. Этот предрассудок жив и по сей день. Тем не менее каждый, кто способен исчислить гороскоп, должен знать, что со времен Гиппарха Александрийского точкой весеннего равноденствия считается 0° Овна. Следовательно, знаки зодиака, на которых основывается любой гороскоп, весьма произвольны, поскольку с тех пор эта точка сместилась в силу прецессии к началу Рыб.

8 Учитывая поразительную субъективность первобытного человека, нам давным-давно следовало догадаться, что мифы относятся к сфере психического. Его знания природы по сути представляют собой язык и внешние проявления бессознательного психического процесса. Именно в силу этой бессознательности при толковании мифов человек обращался к чему угодно, но только не к психическому. Он просто не знал, что психика содержит в себе все те образы, которые дали начало мифам, и что наше бессознательное является одновременно действующим и претерпевающим действия субъектом, внутреннюю драму которого первобытный человек по аналогии обнаруживал в природных явлениях – как больших, так и малых[11].

9 «В твоей груди, и только в ней, заключены все звезды твоей судьбы»[12], – говорит Илло Валленштейну. Пожалуй, это изречение могло бы удовлетворить всех астрологов, если бы мы хоть немного знали о тайнах сердца. К несчастью, до сих пор наши знания этого предмета были крайне ограниченны. Я даже не решусь утверждать, что сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону.

10 Родоплеменные знания всегда священны и опасны. Все тайные учения стремятся постичь невидимые психические события, и все они претендуют на высший авторитет. Еще в большей степени это справедливо по отношению к господствующим мировым религиям. Они содержат изначально сокровенное знание и представляют тайны души с помощью величественных образов. Их храмы и священные писания провозглашают в образе и слове освященную древностью доктрину, делая ее таким образом доступной каждому верующему сердцу, каждому чуткому глазу, каждому, даже самому дальнему, уголку человеческого разума. На самом деле мы вынуждены признать, что чем прекраснее, величественнее, полнее этот передаваемый традицией образ, тем дальше он от индивидуальных переживаний. Мы можем лишь ощупью найти путь к нему, что-то почувствовать, но изначальный опыт давно утрачен.

11 Почему психология является самой молодой из эмпирических наук? Почему бессознательное не было уже давно открыто, а его сокровищница вечных образов – поднята на поверхность? Именно потому, что для всего психического мы имели религиозную формулу, причем намного более стройную и всеохватывающую, нежели непосредственный опыт. Хотя для многих христианское видение мира поблекло, сокровищницы символов Востока по-прежнему полны чудес, которые еще долго смогут питать нашу страсть к зрелищам и новым нарядам. Кроме того, эти образы – будь они христианскими, буддистскими или еще какими-нибудь – красивы, таинственны, интуитивны. Конечно, чем привычнее они для нас, тем сильнее они стираются от постоянного употребления; в результате от них остается лишь банальная внешняя оболочка и почти лишенная смысла парадоксальность. Таинство Непорочного Зачатия, единосущность Отца и Сына или Троица, не являющаяся тем не менее простой триадой, больше не окрыляют фантазию философов. Они превратились в собственно предметы веры. Отсюда неудивительно, что верующий разум и философские измышления образованных европейцев тяготеют к восточной символике – поистине грандиозным индийским представлениям о божественном и безднам философии китайского даосизма. Точно так же сердце и разум античного человека были захвачены в свое время христианскими идеями. Сейчас немало европейцев, которые настолько поддались влиянию христианской символики, что у них не развился кьеркегоровский невроз, или которые, в силу обеднения символики, трансформировали свое отношение к Богу в отношение «Я – Ты», чтобы затем пасть жертвой магии и новизны восточных символов. Подобное отречение не обязательно означает поражение; скорее, оно доказывает восприимчивость и жизнеспособность религиозного чувства. Нечто похожее мы наблюдаем у образованных представителей Востока, которых нередко привлекают христианские символы и столь чуждая восточному духу европейская наука. Многие даже демонстрируют их завидное понимание. Тяга к вечным образам абсолютно нормальна, для этого они и существуют. Они должны привлекать, убеждать, очаровывать, подавлять. Они сотканы из изначального откровения и отражают уникальный опыт божественного. Вот почему они наделяют человека предощущением божественного, одновременно оберегая от непосредственного его переживания. Благодаря усилиям, которые предпринимал человеческий дух на протяжении столетий, эти образы, с одной стороны, запечатлены во всеохватывающей системе мышления, стремящейся упорядочить окружающий мир, а с другой – представлены могущественным, обширным, авторитетным институтом под названием Церковь.

12 Лучше всего я могу проиллюстрировать вышесказанное на примере недавно канонизированного швейцарского мистика и отшельника, брата Николая из Флюэ[13]. Вероятно, его важнейшим переживанием было так называемое видение Святой Троицы, которое он изобразил – или попросил изобразить – на стене своей кельи. Рисунок (его до сих пор можно увидеть в приходской церкви Заксельна) представляет собой разделенную на шесть частей мандалу, в центре которой находится коронованный лик Божий. Сегодня известно, что брат Николай исследовал природу своего видения с помощью иллюстрированной брошюры какого-то немецкого мистика. Много лет он занимался тем, что старался придать своим переживаниям более или менее понятную форму. Я называю это «проработкой» символа. Размышления брата Николая о сущности видения, выраженное влияние на которые оказали мистические диаграммы, использованные им в качестве отправной точки, привели его к выводу, что он, должно быть, узрел саму Святую Троицу – summum bonum, вечную любовь. Такое истолкование подтверждает и «подчищенное» изображение, которое поныне можно увидеть в Заксельне.

13 Первоначальный опыт, однако, носил абсолютно иной характер. То, что увидел брат Николай, оказалось настолько ужасным, что его собственное лицо изменилось, причем столь сильно, что люди стали его бояться. Увиденное им обладало невероятной интенсивностью. Вельфлин[14] – старейший источник, которым мы располагаем на сегодняшний день, – пишет:

Все приходившие к нему с первого взгляда преисполнялись жуткого страха. Сам он объяснял это тем, что видел пронизывающий свет, напоминающий человеческое лицо. Видение было столь устрашающим, что он боялся, как бы его сердце не разорвалось на части. Охваченный ужасом, он тут же отвернулся и упал. Вот почему отныне его собственное лицо стало страшно для других.

14 Это видение по праву сравнивали[15] с апокалипсическим образом Христа, описанным в Откровении Иоанна Богослова (1:13). По своей отвратительности и необычности его превосходит лишь чудовищный семиглазый агнец с семью рогами (там же, 5:6). Крайне трудно увидеть связь этой фигуры с евангельским Христом. По этой причине ранние источники толковали видение брата Николая строго определенным образом. В 1508 году гуманист Карл Бовиллус (Шарль де Бовель) писал своему другу:

Я хотел бы рассказать тебе о лике, который привиделся ему на небе в звездную ночь, когда он предавался молитве и созерцанию. Он увидел голову человека с ужасным лицом, полным гнева и угрозы[16].

 

15 Это истолкование вполне соответствует современному развернутому описанию на основе Откровения Иоанна Богослова 1:13[17]. Также не следует забывать и о других видениях брата Николая, например Христа в медвежьей шкуре; Бога Отца, Бога Сына и Богородицы (в данном случае в образе Сына был сам брат Николай) и т. п. Им всем присущи черты, крайне далекие от догматов христианства.

16 С вышеописанным видением традиционно связывали изображение Святой Троицы в заксельнской церкви, а также символ колеса в так называемом «Трактате паломника»[18]. Брат Николай, как известно, показал рисунок колеса навестившему его паломнику. Очевидно, оно занимало его некоторое время. Бланке полагает, что, вопреки традиции, между видением и изображением Троицы нет никакой связи[19]. На мой взгляд, подобный скептицизм заходит слишком далеко. Интерес брата Николая к колесу должен иметь основания. Подобные видения часто вызывают смятение и дезинтеграцию (сердце, «разрывающееся на части»). Опыт подсказывает нам, что защитный круг, мандала, является традиционным средством против хаотических состояний духа. Вполне понятно, почему брат Николай был очарован символом колеса. Истолкование ужасного видения как богооткровенного не должно быть также далеко от истины. Связь видения и изображения Троицы в Заксельне, а также связь их обоих с символом колеса, таким образом, кажется мне весьма вероятной, если исходить из психологических соображений.

17 Это видение было, несомненно, страшным и крайне волнительным. Оно прорвалось в религиозное миросозерцание брата Николая без всякой догматической подготовки и без экзегетического комментария. Разумеется, потребовалось длительное время для того, чтобы оно ассимилировалось – уложилось в общую структуру психики, и восстановилось нарушенное психическое равновесие. Брат Николай свыкся с этим переживанием благодаря непререкаемым в то время христианским догматам, превратившим нечто ужасное и живое в прекрасную абстракцию идеи Троицы. Однако это примирение могло произойти на иной основе – основе, предусмотренной самим видением и его неестественной реальностью. Это могло привести к искажению христианских представлений о Боге и нанести еще больший вред самому брату Николаю, который в таком случае оказался бы не святым, а еретиком (если не психически больным) и, вероятно, закончил бы жизнь у позорного столба.

18 Данный пример свидетельствует о ценности догматического символа: он делает потрясающий, в высшей степени убедительный и важный психический опыт (так называемое «переживание Божественного») доступным нашему пониманию, при этом не только не искажая его сущности, но и не умаляя его чрезвычайной значимости. Видение гнева Божьего, которое мы также встречаем у Якоба Беме, плохо сочетается с новозаветным Богом – любящим Отцом Небесным, и по этой причине легко могло стать источником внутреннего конфликта. Это вполне бы соответствовало духу того времени – концу XV века, эпохи Николая Кузанского, чья формула «сотрlexio oppositorum» фактически предвосхитила неизбежный церковный раскол. Вскоре после этого произошло возрождение яхвистического представления о Боге в протестантизме. Яхве – концепция Бога, содержащего противоположности в еще не разделенном состоянии.

1. [Впервые очерк опубликован в 1934 г. в журнале Eranos-Jahrbuch. В переработанном виде вошел в сборник Von den Wurzeln des Bewusstseins (Цюрих, 1954).]

2. В более поздних работах Фрейд разграничивает инстинктивную составляющую психики «ид» и коллективное сознание «супер-эго», в рамках которого индивидуальное носит частично сознательный и частично бессознательный характер (так как подавляется).

3. Dе oрificio mundi, I, § 69. [Перевод на рус. яз. см.: Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею. – Примеч. пер.]

4. Adversus haereses, кн. II, гл. 7, абз. 5: «Mundi fabricator non a semetipso fecit haec, sed de alienis archetypis transtulit». [Перевод на рус. яз. cм.: Ириней Лионский. Против ересей. – Примеч. пер.]

5. Scott, Hermetica, I, стр. 140.

6. Migne, P.G., vol. 3, col. 144.

7. Там же, col. 595. См.: The Divine Names (пер. Rolt), стр. 62, 72.

8. Migne, P.L., vol. 40, col. 30. В аналогичном смысле термин «архетип» использовался алхимиками, например в «Tractatus aureus» Гермеса Трисмегиста (Theatrum chemicum, IV, 1613, стр. 718): «Как Бог [хранит] все сокровища своего божественного разума… в себе как в сокровенном архетипе [in se tanquam archetypo absconditum]… так и Сатурн скрывает в себе подобия металлических тел». В «Tractatus de igne et sale» Вигенеруса (Theatr. chem., VI, 1661, стр. 3) говорится, что мир «ad archetypi sui similitudinem factus» (сотворен по подобию своего архетипа), а потому называется «magnus homo» («homo maximus» Сведенборга).

9. Необходимо различать «архетип» и «архетипические идеи». Архетип как таковой представляет собой гипотетическую, недоступную представлению модель, схожую с «паттерном поведения» в биологии. См.: О природе психе, разд. 7.

10. Аллегория – перефразирование осознаваемого содержания; символ – наилучшее возможное выражение неосознаваемого содержания, о природе которого можно только догадываться, ибо оно еще не известно.

11. См. мои очерки о божественном ребенке и Коре, включенные в полное издание, а также сопутствующие эссе Кереньи в сборнике Einführung in das Wesen der Mythologie.

12. [Шиллер Ф. Пикколомини. II, 6. – Здесь и далее приводятся примечания редактора к изданию на немецком языке.]

13. Cм. мой очерк «Brother Klaus».

14. Генрих Вельфлин, также известный как Lupulus, родился в 1470 г. Гуманист, преподаватель латыни в Берне. Цит. по: Fritz Blanke, Bruder Klaus von Flüe, стр. 92 и далее.

15. Там же, стр. 94.

16. Ein gesichte Bruder Clausen ynn Schweytz und seine deutunge (Wittemberg, 1528), стр. 5. Цит. по: Alban Stoeckli, O. M. Cap., Die Visionen des seligen Bruder Klaus, стр. 34.

17. Б. Лаво (Lavaud, Vie Profonde de Nicolas de Flue) проводит аналогичную параллель с текстом из Horologium sapientiae Генриха Сузо, в котором апокалипсический Христос предстает в виде разгневанного мстителя, что резко контрастирует с Христом, читающим Нагорную проповедь. [См.: Сузо Г. Книжица вечной премудрости. – Примеч. пер.]

18. Ein nützlicher und loblicher Tractat von Bruder Claus und einem Вilger (1488).

19. Blanke, стр. 95 и далее.

Рецензия на книгу: Архетипы и коллективное бессознательное Карл Юнг | Тьяго В.Ф. | Серьезная научно-популярная литература

Это было мое первое полноценное чтение Юнга. Я читал «Современный человек в поисках души», но мне показалось, что это очень поверхностное введение. Эта книга, с другой стороны, представляет собой глубокое погружение в мысли Юнга.

Я много вижу в Юнге, особенно в сочетании крайней интроверсии и открытости. Я думаю, что именно эта личность в значительной степени ведет к этому особому пути бесконечного путешествия в свое сознание, которое неизбежно ведет к пониманию психики в целом.

Однако, помимо характера Юнга и пути, которым он шел, самое поразительное в нем то, насколько он невероятно образован и умен. Он читал на латыни и греческом и был знаком с большим количеством старых эзотерических книг, которые для большинства современных людей не имеют никакой ценности из-за их слабой научной основы. Юнг был, возможно, не первым, но, вероятно, лучшим в концептуализации значения таких областей, как астрология и алхимия. Его познания в области сравнительной мифологии, сравнительного религиоведения и классической литературы также были огромными. Настоящий интеллектуальный гигант, которого в наши дни почти не существует. Такое ощущение, что он телепортировался из эпохи Возрождения, продолжая утраченную традицию полиматии.

Мысль Юнга очень сложна, но ее можно относительно легко обобщить, если нарисовать ее широкой кистью. По сути, он понял, что определенные паттерны проявляются как через культуры, так и спонтанно у отдельных людей (в значительной степени благодаря его клинической практике). Затем сравнили эти паттерны и выдвинули гипотезу об их значении. Они всегда символичны, и по большей части он классифицировал их в психоаналитической манере — борьба между сознательным и бессознательным, с бесконечными вариациями, разветвлениями и символизмом.

Коллективное бессознательное – это априорная структура психики, ее глубинные и скрытые слои, возникшие в результате общего опыта всех людей на протяжении тысячелетий. Этот слой символичен, он пришел из того времени, когда сознание было переплетено с фантазией, задолго до появления языка и, возможно, задолго до самосознания. Как сказал Юнг, «человек думал до того, как осознал, что думает». ‘

Архетипы — это просто архитектура коллективного бессознательного. В этой книге он фокусируется на аниме, матери, тени, перерождении, духе и архетипе трикстера. Он также сильно затрагивает процесс индивидуации — интеграции бессознательного в сознание и связывает его с символикой мандал.

Чтение Юнга в каком-то смысле очень странный опыт. Есть 3 категории чтения, которые повторяются в его произведениях: чистый трепет перед его гением и его проницательностью; полное замешательство, не зная, о чем, черт возьми, он говорит; и недоумение по поводу того, что кажется апофеническим бредом. К счастью, первое стоит двух других.

Путаница, вероятно, связана с тем, что Юнг никогда не писал для широкой аудитории, а скорее для своих профессиональных современников, и многие темы сложны и взаимосвязаны, требуя расширения фоновых знаний.

Что касается того, что кажется чистым бредом и предвзятостью подтверждения, вполне может быть, что это действительно так, и иногда он просто терялся в своих собственных теориях. Юнг, хотя и невероятно умен и начитан, тем не менее, человек и склонен к ошибкам, как и все остальные. Тем не менее, я стараюсь всегда оставаться открытым. Многие вещи, которые я обычно относил к этой категории, когда начал узнавать о Юнге, позже оказались вполне разумными, что унизительно. Хотя некоторые из утверждений Юнга кажутся трудными для принятия, они сделаны не бездумно. Многие основаны на многолетнем опыте, прежде чем он убедился в них. Он всегда глубоко осознавал, что может делать неверные выводы, придумывать ложные модели и бессознательно внушать своим пациентам.

Это кажется смешным, но Юнг бесчисленное количество раз называет себя эмпириком. Хотя очевидно, что он не проводит научных экспериментов, он использует основные принципы научного исследования в меру своих возможностей, учитывая предмет, с которым имеет дело. Хотя есть много заявлений, которые кажутся странными, я никогда не отбрасываю их сразу.

Это определенно тяжелая книга, она наполнена вещами, которые трудно понять, а другие кажутся просто глупостями. Однако она в равной степени имеет невыразимое значение в человеческом состоянии и глубинной структуре мысли. Если вы уже сталкивались с концепциями и идеями Юнга и они вам понравились, эта книга определенно будет вам полезна, и вы будете рады ее прочитать.

К. Г. Юнг и глубинная психология

Закономерности природы помогают нам предсказать, что может произойти, и дают нам чувство уверенности в том, что всегда произойдет. Вода всегда будет течь вниз, гравитация не даст нам уплыть, испарение воды приведет к образованию облаков, и в конце концов выпадет дождь.

  • Слово «архетип» было придумано К.Г. Юнга для обозначения любого вечного персонажа, процесса, образа или повествовательной модели, которые проявляются во все времена и в любом месте в искусстве, литературе, человеческих мечтах и ​​фантазиях и человеческих творениях.
  • Архетипы присутствуют у всех представителей нашего вида, возможно, через нашу ДНК или через коллективное бессознательное. Мы можем видеть их следы в искусстве, литературе, в наших собственных установках и поведении, а также в нравах групп и в культуре в целом.
Карта психики Карла Юнга

На личном уровне вы можете предположить, что друг, который чудесным образом помогает, может выражать достоинства архетипа Заботливого. Это может помочь вам узнать, чего ожидать от ваших будущих взаимодействий с этим человеком, поскольку он или она могут постоянно жить в соответствии с повествованием о Заботливом человеке, получая чувство удовлетворения от того, что вы даете. Однако, поскольку большинство людей обладают более чем одним активным архетипом, вы можете заметить, что ваш друг также прилежен, что выглядит, по крайней мере, на первый взгляд, как выражение архетипа Мудреца. Таким образом, ваш друг может не захотеть помогать вам, если это мешает ей или его учебе, успеху и самореализации.

Один или несколько архетипов могут быть связаны с вашей сущностью, в то время как другие со временем могут меняться. Некоторые архетипы могут быть не такими позитивными, как, например, в архетипических отношениях между Жертвой и Угнетателем. Те, с кем вы познакомитесь в Системе 12 архетипов, были выбраны, потому что они помогают нам в решении задачи полной реализации и зрелости человека. Например, Воин помогает нам говорить «нет», бороться за себя и устанавливать границы; Опекун — быть щедрым, заботливым и, в целом, хорошим, заботливым человеком; и Мудрец, чтобы иметь постоянное желание учиться и расти. У каждого также есть обратная сторона, которой мы можем научиться избегать: Воин может быть безжалостным; Опекун может быть страдающим мучеником; Мудрец может быть догматиком или идеологом.

Какие бы архетипы ни были активны в вас и в других, они обеспечивают линзы, через которые вы и они интерпретируете мир и, следовательно, определяете, что замечается, а что отфильтровывается. Например, когда в вас активен Опекун, вы можете войти в комнату и сразу же найти того, кто кажется неудобным, потерянным или иным образом нуждающимся в чем-то. Если Шут активен, вы можете искать возможность развлечься, а если активен Воин, шансы поспорить или посоревноваться, а также столкнуться с какой-либо опасностью.

«Архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение запечатлело эти переживания в нашей душевной конституции, но не в формах образов, наполненных содержанием, а сначала только как формы без содержания, представляющие лишь возможность определенного типа восприятия и действия».
— Карл Юнг

Из наблюдаемых аспектов того, что вы или другие делаете, сознательный разум может выяснить, какой архетип может кого-то мотивировать. Распознавание поведения и отношений, типичных для этого архетипа, позволяет вам предсказать сюжетные линии, которые человек или группа, в которых доминирует этот архетип, могут испытать на себе. В своей собственной жизни, как только вы заметите, какие архетипы присутствуют, вы можете попытаться прожить версию этой истории со счастливым концом, а не ту, которая заканчивается плохо.

Таким образом, архетипы — это универсальные человеческие способы бытия, более глубокие, чем культура (но отражающие культурное мышление в своих разнообразных образах и нарративах), и которые так же важны для вас сегодня, как и для древних, которые олицетворяли их как богов и богини.